i

К. Е. Ворошилов в Новороссийске
в 1921. году,

„СЛАВА ХРАБРОСТИ!

Вепоминаю две весьма, сложные и ответ-
отвенные военные операции, проведенные
частями Красной Армии под руковохетвем
замечалельното большевика и полководца,
маршала Советского Союза В. Е. Ворошилова.

Первой была операция разгрома бело-
тварлейцев под Царицыном по гениальному
сталинекому плану.

Знойное лето 1918 тода. Части Третьей
и Пятой Красных армий, очутившись B
окружении вооруженных до зубов белых
полчиш, в унорных боях продвигалиеь по
широкой Донской степи к Царицыву.
Белые со всех сторон теснили налгу моло-
дую, недавно сформированную и плохо
оснащенную техникой армию. Отрезая от-
ступление, белобандиты взрывали мосты и
разрушали железные дороги. Противником
были приняты вое меры к тому, чтобы за-
держаль поход Красной Армии на Цари-
BIH. 4

Красные части находились в весьма тя-
желых условиях. Нужно было вывести из
окружения-вею армию, огромные. энелоны
раненых; беженцев, семьи бойцов и коман-
диров, с которыми белые беспотадно рас-
правлялись.

В. Е. Ворошилов об’единил Третью и
Нятую Красные армии, выеоко поднял их
политико-моральное состояние, проявил
большевиетекую храбрость и несокрушимую
волю к победе. Везде, где положение ка-
залоеь безнадежным, там впереди появлял-
ся тов. Ворошилов. Он лично восстанав-
ливал положение, руковолил боевыми опе-
рациями и отбивал яростные атаки против-
ника. Пол руководством Климента Ефремо-
вича, наши части соединились с Красной
Армией, лействовавшей в Кубанских и
Сальских степях, создавая устойчивую
связь юга России. с сердцем нашей роди-
ны — Москвой.

Вторая, весьма сложная операция —
разгром белополяков — также проводилась
пол руковолетвом тов. Ворошилова. =

Июнь 1920 гола. Нервая Конная армия,
руковолимая тов. Буленным,  прорвала
польский. фронт и вторично заняла г. Бер-
личев. В это время 4-я и 14-я ка-
валерийские ДИВИЗИИ, руководимые
Ворошиловым, заняли и очистили от бе-
лополяков ‘г. Житомир. Группа Tos.
Ворошилова вышла северо-восточнее горо-
да в тыл отходящей третьей польской ар-
МИН.

Части Красной Армии,  руководимые
Жлиментом Ефремовичем, заняли все пути
отступления белополяков, тонимых 12-Й
армией из Киева. Наши части приняли
беспримерное лавление отступающих бело-
поляков, оказавшихся зажатыми в кольцо.
Утром 4-я кавалерийская ливизия завяза-
ла ожесточенный бой е отступавшей поль-
ской ‘армией. - ;

Поляки бросаются в яростную атаку,
стремясь вырваться из окружения. Вли-
мент Ефремович тогла лично руководил бо-
ем. 4-я и 14-я кавалерийские дивизии,
воодушевленные личным примером храбро-
сти и самоотверженности тов. Ворошилова,
побелоноено громили противника.

Много примеров храбрости замечатель-
ного большевика-полковолца, ближайшего
соратника великого Сталина, маршала С0-
ветского Союза №. Е. Ворошилова. В ‘пес-
HAX советский нарот воспевает его отвагу
и теройетво. В лень славного юбилея от
всей луши я желаю нашему маршалу С9-
ветекого Союза тов. Ворошилову здоровья,
много. много лет жизни и плодотворной
деятельности на блато коммунистической
партин, героической Красной Армии и все-
TO советского народа.

Я. Т. ЧЕРЕВИЧЕНКО.
Генерал-лейтенант, командующий
войсками Одесского военного округа.

==

В ознаменование 60-летия

К. Е. Ворошилова

ЛЕНИНГРАД, 3 февраля. (Коро. «Прав-
ды»). Государственная публичная библио-
тека имени Салтыкова-Шехрина и Дом пар-
тийного актива Ленингралекого горолекого
комитета ВАШ) организовали выетавку,
посвященную 60-летию с0 дня рождения
К. Е Ворошилова. На выставке собрано
свыше 400 экспонатов: многочисленные
портреты, иллюстрации, схемы, вее изда-
ния речей, локладов и статей В. Е.
Ворошилова. Два стэнда занимают издания
на языках народов СССР.

‚Теклорнй Ленинтградекого городского ко-
митета ВАП(б) проводит 3anTpa в домах
культуры, клубах, во Дворпе пионеров,
районных , домах пионеров и школьников
и в нескольких ремесленных училищах
оклады на темы «Основные вехи жизни
и деятельности В. Е. Ворошилова» и «За-

мечательный пролетарский полководец
Ворошилов». ;
В Военно-Морской академии  пмени

К. Е. Ворошилова. состоялось торжественное
заседание личного состава, посвященное
славному юбилею. Принято ‹ привететвие
В. Е. Ворошилову.

Но заводе имени В. Е. Ворошилова зав-
тра состоятся рабочие собрания, посвящен-
ные жизни и деятельноети большевика-
полководца.

Торжественный вечер начальствующего
состава Ленинградского гарнизона устраи-
вается завтра в Доме Брасной Армии имени
С. М. Кирова.

Ворошилов и Военно-Морской Флот”.

Большевистская партия, Красная Армия
и Военно-Морской Флот, вся страна отуе-
чают сеголня 60-летие замечательного про-
летарского полководца, ученика и сорат-
пика великого Сталина -— Климента Ефре-
мовича Ворошилова. Жизнь его неразрывно
связана с историей партии, героической
Красной Армии и Военно-Морского Флота
в историей борьбь: за коммунизм. :

Среди многих тысяч героев гражданской
войны Климент Юфремович — один из пер-
вых любимцев народа. ПШюле смерти
М. В. Фрунзе тов. Ворошилов 15 лет непо-
ередственно руководил вооруженными си-
лами страны социализма. Под его руковод-
ством воплощалиеь в жизнь идеи товарища
Сталина о коренной реконструкции Красной
Армия, с превращении ее в самую могучую
в мире армию.

С; самого начала своей деятельности на’
посту народного комиссара по военным и
морским делам тов. Ворошилов уделяя ие-
ключительное внимание строительству
Военно-Морского Флота. Выполняя указа-
ния товарища Сталина, он заботился о ро-
сте Краснознаменного Балтийского п Чер-
поморского флотов. В 1931 тоду ‘Tos.
Ворошилов посетил Тихоокеанский театр,
изучил на месте обстановку и указал, где
нужно строить военно-морские базы, бере-
товые укрепления и т. д. В 1933 году
таварищи Сталин, Киров и Ворошилов по-
сетили Северный театр, после чего там
быстро развернулось строительетво флота.

На ХУН партийном с’езде тов. Ворошилов
так говорил о строительстве Военно-Мореко-
го Флота:

«При постоянном и непосредетвен-
ном участии и руководетве товарища
Сталина мы работаем и над усилением наших
военно-морских сил, имеющих для обороны
нашей страны е многотысячной открытой
морекой границей очень большое значение...
За последние годы мы не только укрепили
и усилили морские сильё Балтийского и
Черного морей, но... перебросили кое-какую
толику сулов по новому каналу на Север,
чтобы не быть беззащитными и на этом
участке.

Кроме того непосредственная Угроза на-
падения на Приморье вынудила Hac при-
ступить к созданию военно-морских сил и
‘на Дальнем Востоке. ...Товарищ Сталин
взялся по-настоящему, по-сталиноки и 3a
этот учаетж, и я не сомневаюсь; что
окрешшая на базе побед индустриализации
судостроительная промышленность. поможет
нам быетро сделать наши флоты настоящи-
ми могущественными рабоче-крестьянсними
флотами».

с

За годы сталинских пятилеток флот на-
шей страны неизмеримо вырос и превра-
THACH B грозную, несокрушимую силу.
Огромную роль в этом выграл тов.
Ворошилов. Он неустанно следил за модер-
низацией старых кораблей, строительством
новых кораблей различных классов, за под-
готовкой кадров; Он показывал образец
сталинского. стиля руководства боевой и по-
хитической подготовкой флота. Начиная с
1926 года тов. Ворошилов посещал кораб-
ли Военно-Морского Флота, проводил уче-
ния, маневры, проверял боевую подготовку,
умение влалеть техникой и оружием. Он
требовал, чтобы моряки отлично знали свое
оружие и умело им пользовалиеь. «Воман-
диры должны... овладеть техникой своего
корабля, кораблем в целом,  сколачивать
соединения», —= говорил тов. Ворошилов в
1932 голу, находясь в ИКраснознаменном
Балтийском флоте,

Bo время маневров Краснознаменного
Балтийского флота одна из батарей форта
«Красная Горка» проводила’ етрельбу по
щиту; его вел за собою линкор «Марат».
Тов. Ворошилов наблюдал за стрельбем ¢
мостика линкора. Артиллеристы форта
стреляли метко, и вскоре щит был разбит.
Климент Ефремович в приветствии управ-
ляющему огнем писал: «Стрельба отличная.
Подготовку подразделения оцениваю по ре-
зультатам стрельбы».

Тов. Воропгилов всегда строго требовал
высокой воинской дисциплины у личного
состава. Особенно суровой диециилины тре-
бовал он от подводников: «У Bac, — го-

ПРА

Se ЕДЕЕЗИЕХ

Ворошилов ‘под. Вронштадтом

ворил тов. Ворошилов, — больше чем
где-либо нужна железная революционная
диециплина. Вы обязаны добиться Toro,
чтобы работать как отличный механизм.
Никаких ошибок быть не должно. Вся-
кая онибка несет за с0бой тяжелые по-
следствия, & У вас это грозит жизни и ко-
рабля и людей».

Тов. Ворошилов требовал обучать лиз-
ный состав в самых сложных условиях.
В 1933 голу он предлагал обращать о-

б0е внимание на плазание кочью в бур-

ную погоду, в тумане, в штормах.
«Надо научиться плавать Так, — учил
тов. Ворошилов, — чтобы противиик тебя

никогла не видел, а ты бы ero видел

насквозь».

Он настойчиво добивался, чтобы в хей-
ствиях Красной Армии и Военно-Морского
Флота, веегда была тесная взаимосвязь. Он
посылал команлный состав Красной Армии
на корабли, а командиров флота — в
части Красной Армии, проводил совмест-
ные учения и маневры.

Много внимания уделял тов. Ворошилов
подготовке каяров. Обращаясь к слушате-
лям Военно-Морской академии, носящей
его имя, Климент Ефремович говорил:
«Угроза морям Советокой страны со сто-
раны наших классовых вратов не умень-
шилась, правильнее  сказать-— она растет.
Тем самым увеличивается значение Акаде-
мии как кузницы строителей и боевых веди-
телей советоких кораблей. Не сомневаюсь,
что Академия и ее питомцы сумеют под-
няться на уровень высоких требований,
которые пред’являются к нашему мореко-
му флоту условиями современной  между-
народной обстановки и ростом военно-мор-
ской техники наяцих возможных противни-
ков».

Тов. Ворошилов всегда подчеркивал,
что командир должен быть олицетворением
воли, смелости, инициативы, высокой дис-
ципликы. Эти указания и сегодня с0хра-
няют всю свою силу и значение.

Проявляя большую заботу © кахрах
морокого флота, об их быте, культурном
я политическом росте, тов. Ворошилов то-
ворил: «Я знаю, что флотская служба—
одна из наиболее тяжелых и ответетвен-
ных. Соответственно этому, краюнофлотцам
И оказывается должное внимание»... Вывая
на кораблях, он много беседовал с краено-
флотцами, младшими командирами, интере-
совалея, как они питаются и отлыхают, по-
ошрял  краснофлотскую художественную
самодеятельность. :

Нет тажой области военно-морской служ-
бы, боевой и петитической подготовки или
быта личного состава, которую бы не знал
тов. Ворошилов и которую бы он не’ на-
правлял. - ;

Военно-Морской Флот социалистическо
етраны за годы сталинских  пятилеток
сильню вырос. Тов. Ворониилов после по-
хода в 1937 году на кораблях Балтий-

ВДА

Участники Х c’eaqa партии с обобым
волнением читают страницы «Враткого кур-
са истории ВЕП(б)», посвященные ликвида-
ции контрреволюционного кронштадтекого
мятежа. «Он пачался за неделю до Х ©’ез-
да партин, в марте 1921 года. Во главе
мятежа стали белогварлейны, связанные с
эсерами, меньшевиками и представителями
иностранных государств. Свои стремления
восстановить власть и собственность кани-
талистов и помещиков мятежники на нер-
вых порах старались прикрыть «советской»

Приближался долгожданный момент. В
лунную ночь с 16 на 17 марта 1921 года
войска оделись в белые халаты, покрасили
орудия и пулеметы в белый цвет, без шума

H8TOTOBHIHCh K наступлению, сосредоточив-

тись на исходных позициях вдоль берега
так называемой Маркизовой лужи, отделя-
ющей Кронштадт от оракиенбаумского be-
рега.

Всем ‘участникам похода ‘было ясно:
падо действовать ночью и к рассвету в9-
рваться в Кронштадт: Особенно важно ис-

вые. Оли выдвинули лозунг: «Советы   пожьзовать туман, который обычно в этих

без коммунистов». Контрреволюция пыта-
лась использовать недовольство мелкобур-
жуазных масс для того, чтобы под якобы
советским лозунгом свергнуть Советскую
власть». (Нестория ВВИ(б), Враткий курс,
стр. 239).

Х с’езд открылся 8 марта 1921 года.
К этому времени кронштадтский мятеж
был. уже в полном разгаре. По предложению
великого Ленина партия поелала на подав-
поние. мятежа около 300 делегатов с’езда
po. raapo с Климентом  Ефремовичем
Ворошиловым. 12 марта товарищ Воронилов
был назначен комиссаром южной группы
войск.

В Ораниенбауме Влимент Ефремович за-
стал хаос и растерянность. Отсутетвовало
какое бы то ни было управление войсками.
Пять дней и ночей непрерывной кипучей
работы потребовалось на то, чтобы орга-
низовать штаб группы, политический от-
дел, трибунал, артиллерийское и продоволь-
ственное снабжение, создать санитарную
службу. С величайшей бдительностью и
большевистской чуткостью тов. Воронгилов
отобрал стойких, пригодных для операций
людей, беспощадно карал предателей.

Ленин часто поздно ночью вызывал к те-
лефону товарища Ворошилова, интересовался
ходом ликвидации мятежа. Эееры, меньше-
вики, провокаторы и шпионы повсюду
сеяли смуту и панику. Паникеры и преда-
тели готовили едачу Петрограда.

Товарищ Вороптилов начал с того, что рас-
ставил надежных и преданных партии лю-
дей на все важнейшие участки. Он лично
произвел рекогносцировку районов исходно-
то положения войск для наступления и
сам проверил состояние льда, по которому
частям предстоял вести штурм Kpou-
штадта.. После этого был выработан план
наступления. Когда приказо штурме фортов
и Кронштадтской крепости был отдан,
товарищ Ворошилов посетил штабы и прове-
PHA, как поняли его командиры полков,
бригад и дивизий и красноармейцы, как
заняли исходное положение части, пазна-
ченные для штурма, и резервы, как 9бее-
- печена связь по фронту и в глубину, какие
приняты меры на случай перерыва связи.

Он проверил также, как организовано
взаимодействие артиллерийской группы ©
наступающими пехотными частями, как
бутут обеспечены питание боевыми припа-
сами н вывоз раненых, все ли бойпы и
командиры замаскировали себя и приданное

ского флота говорля в. своем приветствий! им вооружение. Для маскировки применя-

газете «Красный флот»: «Ham  Военно-
Морской Флот превратилея уже в. «боель-
пой корабль» и с каждым месяцем этот
«корабль» будет увеличиваться в своих
размерах, превращаяеь постепенно в пер:
воклассный морской-океанский флот для
большого «плавания», для защиты гратип
сопиалистического государства». 4
С начала 1938. гола cymectByeT caMo-
состоятельный общесоюзный Народный  ко-
миссарнат Военно-Морского Флота. Страна,
вдохновляемая и направляемая великим

Сталиным, строит мощный флот» который

уже является  несокрупимой силой. В
этом строительстве тов. Ворошилов и Ha
посту заместителя председателя Совнатко-
ма СССР и прекеателя Комитета 060-
роны внимательно следит за боевым со-

вершенетвованием нашего родного флота
п всемерно помогает его росту.
Пожелаем же Клименту Ефремовичу

Ворошилову многих лет жизни и плоло-

творной работы на благо нашей социали-

стической ролины и ее обороны.
Вине-адмирал Г. ЛЕВЧЕНКО.

ДРУГ КОНСТРУКТОРОВ

На вею жизнь врезалась в мою память
речь товарища Ворошилова в Военно-тех-
нической академии, где я учился, Это было
в 1928 году. В болышом зале собрались
командиры и слушатели академии. Для
многих так же, как и для меня, это была
первая ветреча с Климентом Ефремовичем.

— Надо упорно, настойчиво и глубоко
изучать технику, как свою, так и за-
граничную.— говория он-—-Вы, коман-
диры, должны эту технику нести в ряды
Ерасной армий и тем самым повышать 60-
ерую мошь Красной армин. Вы должны
научить наших бойцов и командиров бы-
стро овладеть современной боевой техни-
кой, углублять и двигать технику вперел.
Надо помнить, что после окончания Акаде-
uuu Вы сразу не будете генералами. Надо
начинать работу с малых должностей и
стремиться повысить свой уровень техни-
ческих знаний...

Прошло около семи лет. Я уже был
конструктором и наряду с другими това-
ришами представил на демонстрацию ар-
тиллерийские системы, которые были раз-
работаны коллективом конструкторов под
моим руководетвом. Здесь, на полигоне, и
состоялась вторая встреча се Климентам
Ефремовичем.

Мы волновались, ожидая приезда руко-
водителей партии и правительства. Важ-
дый конструктор еще и еще раз ревностно
осматривал свою систему, проверяя рабо-
ту механизмов и мысленно сравнивал ее
е другими орудиями. Между прочим, одну
из наших мании руководители показа не
раз решали поставить в общий ряд, нф в
конце концов приказали оставить ее в
сарае. Мне стоило больших трудов. 1о-
битьея отмены этого решения.

В эт минуты я вопомнил слова
товариша Вороппилова, высказанные им в
академии в 1928 тюлу. и несколько раз
задавал себе вопрос: выполнил ли я их?
Ответ на мой сомнения должен был даль
результат смотра новой боевой техники.

Наконец, Ha полигоне
товарици Сталин, Молотов, ВоропЕилов.

показались

дия. Задержались у одной системы.
Влимент Ефремович после долгого и. вни-
уательного осомотра ее спросил конструк-
тора: , а

— А где булет находиться водитель
машины во время стрельбы?

Bee почувствовали. что конструктор не
ожилал такого вопроса. Так оно и оказа-
лось в самом деле: конструктор смутился
я ответил, что водителю придется выхо-
дить и оставаться в стороне.

Бак выходить? — переспросил
ии Ворошилов, — об’ясните  подроб-
нее!

Выслушав ответ, Климент Ефремович
залал еще несколько вопросов и тут же
заявил, что такая машина Красной Армии
не нужна.

Вопросы, заданные товарищем
Ворошиловым, приковали мое внимание.
В них чувствовалось глубокое проникнове-
ние в суть дела. В дальнейшей работе над
своими образцами я старался ответить на
эти вопросы.

В тот день некоторые системы, в том
числе и мои, заинтересовали руководителей
партии и правительства. Любопытно, что
в пентре внимания оказалась как раз та
система, которую руководители показа не
разрешали мне вначале поставить в общий
ряд...

Впоследетвии товарищ Ворепилов не раз
знакомилея © новыми системами, и веегда
эти ветречи обогащали меня, как кенструк-
тора, укрепляли веру в свой силы.

На одном из показов в 1938 году
были представлены две системы нашего
завода, которые обладали высоким огневым
темпом. Маршал похробно ознакомилея с их
конструкпиями и приказал провести бое-
вые стрельбы © большим . напряжением.
Внимательно следил он за работой меха-
низмов и орулийных расчетов, живо иате-
ресовалея задержками и тут же излагал
свое мнение. После первого огневого ната-
та Климент Ифремович обошел вее орудкя
и подробно расспрашивал бойцов и комам-
диров © качестве систем. Если оказыва-
лось, что орудийный расчет не выдержал

Орхжоникидзе. Они приветливо позхорова-   огневого режима, он тут же подробно изу-

лись с нами и приступили к изучению   чал причины.

опытных систем, Каждый конструктор до-

кладывал 9 боевых качествах своего ору- ехал на наблюдательный Пункт, откуда

После перерыва товарищ Веропвилов по-

лись белые халаты и покрывала.

‚ Наступление в специфических крон-
штадтеких условиях, происходившее по ле-
дяной равнине, частично покрытой. снегом
п оттаявшей водой, когда наступающие
былв полностью открыты дяя  наблю-
дения и огня противника, засевшего 32
крепостными стенами, требовало от войск
0060 высокого морального под’ема и готов-
ности к самопожертвованию.

НЫРОБ (Молотовекая область), 3 фев-
раля. (ТАСС). В 1913 году в далеком
селе Ныроб, Черлынокого края, там, где
начинаетея тундра, отбывал ссылку
В. Е Ворошилов. Он хлолгое время жил в
доме Пономаревых. Теперь здесь музей
имени К. Е. Ворошилова. В доме сохра-

Hema обстановка — стол, кровать 4H
стулья, которыми пользовался В. Е.
Ворошилов. ‘

Дом-музей привлекает много экокуреан-
тов. За шесть лет его посетило около
14 тысяч человек.

можно было наблюдать за кучностью боя
орудий. Было приказано открыть огонь.
Поло нескольких выстрелов стало яено,
что кучность хорошая. Наблюдая за халь-
нейшей стрельбой, маршал пришел в вос-
хищение Он повернулея к  товаряту
Буленному ` и сказал:

—= Семен Михайлович, смотрите — вот
  изумительная -кучйость! Такое  влечатде-

ние, что снаряды ложатся в одну и ту же

точку.

+=
о Многие плодотворные результаты нашей
практической работы явились  следет-
вием выполнения указаний товарища

скую мыель конетруктора на хдальнейнее
совершенетвевание боевых систем. С чув-
ством благодарности я веноминаю большую
помощь, которую не раз оказывал. мне
Климент Ефремович. Номню, как-то раз мы
боселовали о моих новых образцах артил-
лерийского вооружения. Я подробно лоло-
жил товарищу Ворошилову сущность и
отличительные качества системь. Влимент
Ефбемович внимательно выслушал меня и
признал мон соображения правильньи, но
в то же время указал, что принятое мной
решение но одной из систем неудачно. Й
обосновал свое указание весьма убели-
тельно.

Рассмотрев мои предложения, товарищ
Ворошилов немедленно принял соответ-
ствующие меры, и буквально через не-
сколько дней новым конструкциям стали
улелять больше внимания, а вскоре были
‘изготовлены и опытные образцы.

Такие беседы с товарищем Ворошиловым
длились подолгу. Никогда он не торопил
меня, никогда не прерывал. Эти посеше-
ния воолущевляли меня на новые творче-

ские искания, давали мне большую за-
рялку.
Каждый раз, когда я докладывал

Клименту Ефремовичу о новых артилле-
рийских образцах, он после обсуждения
веегла меня спрапеивал:

— Как, товаринг Грабин,
творены. решением или нет?
  Во время одной из бесед в Кремле я до-
ложил товарищу Воронтилову о том, что
на нашем заводе не могут приступить к
производетву новых образцов артиллерий-
ского вооружения для Военно-Морекого
Флота из-за отсутствия оборудования. Кли-

вы удовле-

мент Ефремович тут же дал распоряжения

ищи

местах появлялся на рассвете. Только так
можно было надеяться на успех, иначе
вражеские орудия и пулеметы уничтожат
всех наступающих по льду.

Мы все понимали это и шли в бой _yBe-
ренные и вдохновленные возложеннон. на
нас обязанностью-— вернуть Кронштадт рес-
публике Советов. Кажлый участник штур-
ма был внутренне мобилизован, и в этом——
большая заслуга Климента Ефремовича и
делегатов Х с’езда партии.

Раненые бойцы предпочитали двигаться
вперед, а не в тыл. Каждый понимал, что
все до единого человека на учете, все
ушли на фронт, в тылу никого. не оста-
лось, да и вряд ли доберешься в тыл, ко-
ria рассветет.

Не обошлось и без предательства. Были
задержаны атенты, которые сигнальными
фонарями передали в Кронштадт о нашем
наступлении. Это было около 23 часов
16 марта. Войска к этому моменту заняли
исходное положение далеко от берега и за-
легли на залитом водою льду. Разведыва-
тельные части и первые эшелоны насту-
пающих заняли внереди боевые порядки.

Противник стал нервничать, открыл
отонь из орудий, установленных на кораб-
лях и в фортах. Засверкали прожекторы,
ослепляя наступающих бойцов. ИПриходи-
лось врастать в лед и ползком двигаться
вперед, завоевывая каждый метр, несмотря
на потери. Вперед и только вперед, к бере-
там и стенам Кронштадта!

Со своим испытанным карабином в ру-
ках товарищ Ворошилов сам в первой це-
пи наступающих ведет за собой бойцов.
На раесвете 17 марта во главе штурму-
ющей колонны В. Е. Ворошилов вошел че-
рез угольную площалку в. мятежный Крон-
шталт, Еще целый день’ мятежники оказы-
вали яростное сопротивление. Надо было
драться за кажлый дом. за кажлую хверь.
Наконец, мятежники разбиты. Нал Врон-
штадтекими фортами и мятежными броне-
носпами снова поднят красный флаг социа-
листической революции.

Товариш Ворошилов и группа деле-
татов ¢’e3ia вернулись в Москву и 0т-
правились в Кремль, к Ленину, который
заслушал подробный доклад товарища
Ворошилова о ликвидации мятежа. Группа
раненых была тоже доставлена в Кремль.
В. И. Ленин сделал для возвратившихся
с фронта доклад о новой экономической по-
литике. После доклада Владимир Ильич
подробно беседовал © Участниками боев и
по-отечески расспрашивал, что мы 4YB-
ствовали, когда шли в атаку по льду, не
страшно ли было, тяжело ли ранены, при
каких обстоятельствах, как илет сейчас
лечение, какие есть нужды, и пол конец
сфотографировалея с участниками встречи
в Времле,

Р. ХМЕЛЬНИЦКИЙ,
Генерал-лейтенант.

МУЗЕЙ имени К. Е. ВОРОШИЛОВА В НЫРОБЕ

Общественность Ныробского района ши-
роко отмечает 60-летие со хня рождения
В. Е. Ворошилова. Музей пополнен рялом
новых документов, показывающих жизнь
и революционную деятельность товарища
Воропгилова в ссылке. Хулюжники напи-
сали несколько картин, отображающих ме-
ста, гле жил и проводил время товарищ
Ворошилов.

В колхозах, школах и учреждениях
района проходят беселы, локлады. Атита-.
торы, пропагандисты ‘рассказывают о жиз-
ни и революционной борьбе товарища
Ворошилова.

о мерах, обеспечивающих выпуск этих
систем.

Товарищ Ворошилов горячо поддерживает.
каждое смелое и новое творческое искание
нашего кодлектива, всегда напоминая,

рийской части, и,— если это было волю.
деревни, — ребята возникали, как из] рт
земли.

Его портреты не висели ни нал их №).
валями, ни нал их партами.’. x

бе Ворошилова. И тверло верили, что уз
дят его.

воинского парада на освобожденных ay.
asx Западной Украины, Ha onyersmy 1
шляху опять появились и танки, п 0. *
дня, и артиллерия, ‘и пехота.

лывали проходящие воинские чахти.

бе решительно никакого внимания. По»
да — тоже. — 3

что если Ворошилов действительно и п
дет, то незачем ему ехать на коне в.
главе эскадрона или полка, нечего тет
время на длинном. шляху И. что. eck  /
него. лругив` средства ‘передвижения. Нм
жлал Ворошилова тажим, каким започе
во времени,

вую Конную в боях под Львовом в 19
году. Еще были живы люди, у коми
останавливалея Воропеилов и © которы
он говорил, беседовал. Девятналцать м
шопотом, от серхна к серу, расказ»
вали они о ветречах е ним, и тайн
рассказ их, не смея прозвучать ват
врезался в память очень многих. Теле
воображение пыталось
тех лет с сегодняшними. Рассказ, op
рванный на девятнадцать лет, должен iw
обрести свой финал,/— и Ворошилов, п
кой, каким помнили его по Первой №
ной, обязательно должен был появить
перед наролом. Вот запляеая чей-то и
лы конь! Крепкая фигура веалника в!
тинно натнулась над седлом. Не ни

тых сверкающих ножен, не крикнег и
Ha Bee поле: «За мной!».

дети.

опять надолго пустеет. Время начатья и
ралу во Львове.

впрочем, что не следует отвлекаться от дей-
ствительных условий. Всякий раз он не
забывает спросить:

— А чем надо помочь?

Всего несколько дней тому назад я об-
ратился с нисьмем к товарищу Ворошилову,
В котором описал творческую работу наше-
то коллектива, перечислив новые образцы
артиллерийского вооружения. которые мы
тали нашей любимой Ерасной Армин. Нри

Ворошилова, который направлял творче-   этем я сослался на накопленный нами

опыт скоростного проектирования и освое-
ния опытных образцов. Новый метод рабо-
ты в шесть раз убыстрил темты проекти-
рования и ностановки образцов на массовое
производство. Результаты письма быстро
сказались: по указанию Ёлимента Ефремо-
вича на напг завод был командирован спе-
циальный работник для изучения методов
работы н новейших „образпов.

Богда мне и товарищам Иванову и Круп-
чатникову присвоили звание Героя Социа-
листического Труда, мы побывали втроем
на приеме у товарища Ворошилова.

— Товарищи, — сказал- Климент Ефре-
мович, — партия и правительетво достой-
но оценили вашу работу и наградили са-
мым большим, чем могли, присвоив вам
звание Героя Социалистического Труда.

Мы выразили свою горячую благодар-
ность и единодушно обешали еще больше
заниматься созидательной работой.

В теплой и дружеской беседе Климент
Ефремович пожелал нам ‘успехов в твор-
ческом труде и поставил перед нами ряд
новых залач. Он тут. же разобрал с нами
две новые конструкции. Глубоко изучив
вопросы, он принял отрицательное реше-
ние, так глубоко обосновав свои выводы,

что нам стало ясно—— этим не следует
заниматься.

Забота Климента Ефремовича Вороптилова

обеспечила нашему коллективу новые про-
изводственные успехи. Наш

хероню помнит указания

нутым, & смело итти вперед.

Генерал-майор технических войск

В. ГРАБИН.
Герой Социалистического Труда.

ляют надежды увидеть Вороптилова.

с0б0ю образ живой и знакомый, я № ;
реющий, не изменяющийся— и к ву,
нему тянулась их изголодавшаяся по пи
вигам душа.

полями, их усадьбами, их кладбищами и
овинами. hp

тержественно-неизменным, как песня №
тая смолоду.

коллектив

товарища
Ворошилова — не ограничиваться достиг-

4 ФЕВРАЛЯ 1941 г., № 34 (8442) (

ae

} go

0)

: и

ра

oo

pif

gt

om

а м

я a

К. Е. Ворошилов (1902 год). fs

; ah

; Г

ЛЮБОВЬ НАРОДА *
Львов был уже давно взят. Шо ще.

батой тарнонольской дороге, пропустив

три армии, два раза польскую и вт. 4)
тий — Красную, тянулиеь _бежении  _,,

обозы. ‘Изредка, нарушая сонный бы м
шляха, проносилея цыганский тбу-—
крытые фургоны © окошечками и ки.
ными флатами над входными дверями) a
ла пробегал грузовик © оторвалные  }

крыльями, везущий делегацию в уши 2}

ках, кепи, шляпах и котелках. Но еп чи

все еще дежурили на дороге. Они zee em iat

ждали. Их надежды были неиссякаемы, Я

Стоило появиться небольшой rapa.   pf

wee

— Воропкилов! Ворошилов! — крячаи nid

они, захлебываясь восторженной вр +
что сейчас из этих рядов отделится пл» yy
ный всадник на гнедом коне.

ine

ena

i
mene

Они не видели его ни разу в жен,
Но они довольно ясно представляли и.

Приблизилось 7 ноября —— лень перми 1%
О

я
По облику день был ве праздничны В

пасмурный, неуютный. Но обочины шин И
вблизи сел перел Львовом были apm,
Теперь-то всо хотели увидеть Ворошилм, ©”
о прибытии которого к 7 ноября в нами
растероетражилея упорный слух. у

ро

Толны стояли по краям тосе, разме.

Легковые машины не привлекали ка м
mt

Но вот кавалерия!..   pa

Ребята переставали myMers. Bapom 2

shod
вынимали изо ртов трубки. in

Teh,
У

fy 4

Никому как-то не прихохило в TOAD,

ии

Чен
ВИ
hey
i
ina
MBE
В
i J
У
}
#110
i,
TORK
i,
36.0
Ib
ig
М
My
Bay

Еще были живы люди, видевшие [№

склеить собыи

Но выхватит ли сейчас шашку из sub

— Ворошилов! Ворошилов! — в

Но все сроки уже прошли, и ши

Теперь даже самые упорные и те хи

И нехотя расходятся по хомам.
Почти двадцать лет видели OM EH,

Поля сражений Первой Конной быт

Коня под Ворошиловым могло раниь
кума Данилы, а командовать он и?
хаты дела Павло, а ночевать У 1208“
и все это давно стало родовых, ий ‘

+ * +

Й вспомнилось мне, как лет ель 2
семь назад сам я пел такую xe в
© Ворошилове на другом краю родины-й
востоке. TE he

Boe летоисчисление крупных 11 #1
налось тем, со времени, с той поры, & ›
У нас побывал Ворошилов», с 1932 0 _
В краевых и областных центрах гов
ли: «Год Ворошилова». *

В районах отмечали десятидневки, 11
течение которых Воропгилов бывал у ©

колхозах же запомнили, Koel
«ворошиловские дни», т. ©. те, в ММ
он посетил колхоз.

В лень, уже не помню какой, 50 BY
HO ворошиловский, стоял я на сей
ред пограничной рекою.

Два гола назал— в этот же точной”
сюда заезжал Ворошилов и велел 80”.
TO-TO H то-то, а потом с этой же иг \
долго велух обсуждал боевые возмож
места. Все то-то и то-то были уже И м
и теперь тут происходило оживленный
учение.

И, как мальчикам из-под 50’
1939, так мне в 1934 вдруг зах”
узнать в очертаний бкачущих 7 №
ия сопки всадников знакомое 11°
красиво  седеющими висками. Beso у
глубоко про себя, складывалась © Ни С
песня.

Она одна У всех нас 0 Bopomuier .

это любовь. %
П. ПАВЛЕНКО.  ‘

#