Музей русс

ЗВ Пентральном военно-морском музее,
открывающемея в одном из прекрасных
зданий Ленинграда — бывшей Фондовой
бирже, собраны тысячи ярких экспонатов.

Модель алмиралтейского питиля, coopy-

‚ женная в главном зале музея, увенчана
маленьким позолоченным силуэтом корабля.
Ha олной из карт во все концы света
расходятся разноцветные линии. Они по-
казывают трассы смелых путешеетвий и
научных  эвепедиций русоких моряков.
Здесь и знаменитые крутосветные путеше-
ствия Лазарева, Крузенштерна, Лисянекого
и бесотрашные рейсы героев освоения
Арктики — Беринга, Лаптевых, Седова. В
витринах-—подлинные дневники  выдало-
шихея ‘мореплавателей, их навигационные
приборы, книги и документы. Две элек-
трифицированные карты рисуют 6б0ев0е
прошлое русского флота.

В главном зале музея видное место 3а-
нимает почерневший от времени челн.
Много сотен лет он пролежал wa дно
реки Южный Буг и только в 1937 году
был обнаружен и извлечен водолазами
Эпрона. Рядом с ним хранится уникаяь-
ный экспонал-—ботик Петра Первого, до-
ставленный-в истекшем тоду из Петергофа.

_..Аартины, локументы, старинные гра-
вюры, выставленные в музее, показывают,
как Петр Первый неустанно искал выхода
_ морю, развивал отечественное корабле-
` строение, создавал морскую русскую так-
тику.

- 0 кипучей энергии создателя русского
флота  свидетельслвуют многочисленные
экепонаты: модель тридцатипутечного ко-
рабля собственноручной работы Петра, то-

порик Петра, постоянно находивитийся в
ero плюпке, морской ‘устав, коллекция
медалей.

Несколько картин и гравюр посвящено
одной из славных страниц истории рус-
ского флота Чесменскому сражению 1770
тода. Соверптив поход вокруг Европы, э6-
кадра русского флота обнаружила и реши-
тельно атаковала значительно более силь-
ный турецкий флот. Турецкие корабли
были оттеснены в Чесменокую бухту и в
ночь на 26 июня почти полностью уни-
чтожены метким орудийным огнем и бран-
дерами русских моряков.

Экспозиция музея отражает боевые эпи-
золы русско-шведской войны 1788—90
тг., когда русский флот защитил столицу

_ от внезалного нападения многочисленного
‚и сильного шведского флота.

Английские,  франпузокие, турецкие,
швелокие флаги и оружие, представленные
в музее, — живое свидетельство отважных
действий русоких моряков. Во времена на-
‘полеоновоких войн впервые нашла широ-
кое применение новая тактика адмиралов
Ушакова и Сенявина.

Кроме замечательных мороких побед
(Гаджибей, Калиакрия, Афон), русский
флот осуществил замечательные десантные

‚ операции, из которых особенно выделяется
взятие крепости Корфу.

Великий русский полководец Суворов,
узнав о взятии крепости Корфу, с воетор-
TOM BOCKIMRHYI: ;

— Ура русскому флоту! Жалею, что
не был при взятии Корфу хотя бы мич-
` маНом...

Наваринское сражение, Синопский бой
и, нажонец, героическая оборона Севаето-
оля — Bce это показатель тото, как, He-
смотря на техническую отсталость России,
русские моряки — пламенные патриоты
родины — совершали чудеса героизма,
одерживали победу з& победой.

Талантливый и смелый моряк адмирал

кого слоте

Макаров применил для борьбы с турецкими
кораблями новый вид оружия— тестовые
мины, буксируемые мины и торпеды. Опыт
блестяще себя оправдал. Русские катеры
внезапными  налетами  леморализовали
сильный флот противника и заставляли
эго отстаиваться в гаванях.

Специальный отдел ‘музея  посванен
росту революционного движения во флоте,
истории большевистских ортанизаций, в03-
тлавивших борьбу русских моряков с цар-
ским  самодержавием. — Художественные
иллюстрации и документы подробно ocBe-
шают революционное выступление моряков
Sponenocna «Потемкин», восстание на
крейсере «Очаков» под руководством лей-
тенанта Шмидта, моряков крейсер» «Па-
мять Азова» в 1906 году. Историческую
ценность представляют хранящиеся в MY-
зев красный флаг, поднятый лейтенантом
Шуидтом в момент восстания, носовое
укралпение крейсера «Память Азова», ко-
торое после восстания царь приказал
снять © корабля, личные вещи лейтенанта
Шуилта, его записи и рисунок, сделанный
в тюрьме. а

Картина художника Горшкова показы-
вает исторический момент в жизни Врас-
нознаменного крейсера «Аврора», который
«громом своих пушек, направленных Ha
Зимний дворец, возвестил 25 октября Ha-
чало новой эры-—эры Великой сопиали-
стической революции». 4 i

Мы sium замечательное полотно Ce-
рова «Выступление Ленина на 1-м Все-
российском с’езде моряков», пулемет мор-
ского десантного отряда моряков, револю-
ционные знамена кораблей.

В музее много картин и документов,
показывающих выдающуюся роль Ленина
и Сталина в создании мотучего военно-
морского флота. Картина художника Буч-
кина воспроизводит историческое заседа-
ние птгаба береговой обороны в 1919 ю-
ду в Ораниенбауме, где товарищ Сталин
излагает свой тениальный план концен-
трированного удара с суши и моря по
мятежному форту «Красная горка»;

(о стен музея вновь и вновь оживают
незабываемые, волнующие эпизоды жизни
молодого Красного Флота. Картина худож-
ника Никитина изображает ледовый по-
ход Балтфлота. В студеный зимний день
среди торосов льда героическими усилия-
ми советских моряков корабли пробивают-
ся к Иронштадту. *

Любопытна модель английской подвод-
ной лодки «I-55», потопленной минонос-
цем «Азард», затем поднятой со дна моря
советскими эпроновцами. Сейчае эта лод-
ка входит в состав эскадры Краснозна-
менного Балтийского флота. О безуепеш-
ных попытках англичан похозяйничать в
Балтике напоминают картины Бубликова,
изображающие взрыв крейсера «Кассан-
ipa» и потопление подводной лодкой
«Пантера» английского миноносца «Вит-

торпедных катеров британского флота
атаковавших Крониегалт 18 августа 1919
года.

В заключительном отлеле музея отобра-
жены строительство могучего Веенно-Мор-
ского Флота СССР, боевые операции @ло-
та в дни боев с белофиннами. Вар-
тины художников, фото и боевые тро-
феи наполняют радостью и гордостью
сердца советежих патриотов. Модети бы-
строхолных крейсеров, лидеров, эсминцев,
образцы новейшего вооружения наглялно
показывают, как обновляется и растет
наи могучий советский флот.

Н. МИХАЙЛОВСКИЙ.

ЭКСПОНАТЫ АВТОЗАВОДА — НА ВСЕСОЮЗНУЮ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ

ГОРЬКИЙ, 5 февраля. (Mo телефону).
На Горьковском автозаводе имени Молотова
идет подготовка к Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставке 1941 года. Завод
выставит 14 различных типов малтин.

Носотители впервые увидят газобаллон-
ный автомобиль «ГАЗ-45», фаэтон «ГАЗ-

61» с привбдом на все колеса, модернизи-
внутризаводекого

рованный тягач для

транспорта.

Кроме того, будут показаны усовершен-
ствованные конетрукции ABYXTOHHOTO rpy-

переселенцев в Приморье

«Правды»). За последние два года в При-
морский край переселилось много колхоз-
HEKOB.
селенцев
домах, получило коров. Местные колхоз-
ники помогли им обзавестись
птицей и мелким скотом. Незначительная
часть семей временно поселилась в домах
колхозников-етарожилов. При помощи кол-
хозов они сейчас достраивалют собственные
дома. Новоселы быетро освоились и вклю-
чились в работу.

тут нахвалиться здешними землями, лу-
тами, лесами, ненсчерпаемыми возможно-
стями развития сельского хозяйства. В от-
вет на письма тысячи колхозников Ук-
раины, Воронежской, Буровой и других
областей собираются переселиться в При-
морье. В этом году число переселенцев
значительно увеличится,

семей затотовляют лес и другие материа-
лы для домов. В некоторых местах строи-
тельство уже началось, чтобы к началу
весны были готовы дома для приезжаю-
щих <емей.

тория». В музее выставлены и остатки

ды»). Двалпаль лет назад в селении Дран-
ды, Абхазской АССР, ортанизовалось сель-
ское потребительское общество.
трех убогих частных лавчонок в селе воз-
ник хороший кооперативный ларек. То-
Tia и это считалось большим достижени-
ем. А сейчас Драндинское сельпо ‘имеет в
селе хоропю оборудованный сельский ма-
тазин, пекарню,
свиноводческое хозяйство. Вроме того, на
территории Драндинского сельсовета, в дру-
тих населенных пунктах им открыты CTO-
ловая и 12 торговых ларьков.

сельпо возрое больше чем вдвое и в прош-
лом голу достиг 400 тысяч рублей.

На тактических учениях в М-ской ча-
сти МВО. На снимке: бойцы меняют
огневую позицию. Фото А. Устинова.

Увеличивается‘ приток

ВЛАЛИВОСТОК, 5 февраля. (Hepp.

Подаваяющее большинство пере-
живет уже в своих новых

домалтией

В письмах своим землякам они не мо-

Приехавиеие на Дальний Восток главы

Е

‚ПРИМЕРНОЕ СЕЛЬГО
ТБИЛИСИ, 5 февраля. (Корр. «Прав-

Вместо

столовую, птицеферму,

3a последние три года товарооборот

Число пайщиков увеличилось до 1.300

человек. Многие из них принимают ак-
тивное участие в работе сельпо. При их

Зовика, газогенераторной полуторатонюи и  помощи совершенно изжиты растраты и

другие образцы продукции автозавода.

хишения.

шествлены. «Философокий камень» 0Т-  живаются в д moe a ere Обеспечение учителей, особенно ceascen  ,
крыл. Он, правда, но превращает железо   ре. Опыт закончен. 2% од спедиальной литературой — ое

в золото,
maet ¢ болышим успехом. Нельзя УТ-
верждать с
что В. Н. Богуславокому принадлежит
честь
но громадных заслуг Виктора Николаеви-
ча в области практического применения
его никло отрицать не Носмеет. Да и как
отрицать, когда живые дела говорят сами

ный опыт В. Н. Богуславского. Развивая
деятельность по своей основной специаль-
поети,
не алхимика, В. Н. Богуюлавокий, сотруп-
ник «Сибтранспроекта», разработал проект
лома для Управления Красноярской желез-
ной дороги. Разработал и смету.

ной частью,
широкий алхимический опыт. Получив от
Управления Красноярской железной дороги
командировочное удостоверение, В. Н. Бо-
туславокий выехал в Москву на предмет
зашиты проекта и сметы дома Управления
Краюноярской железной дороги. Прибыв в
Москву 6 марта 1939 тода, наш алхимик
зарегистрировался в Центральном жилиш-
ном отлеле НАЛС и начал свою полезную
деятельность с того, что поселился на даче,
на станции «Турист», Ярославской желез-
ной дороги. Началось рассмотрение проекта.
Смета была забракована. В. Н. Богуслав-
ский срочно, чтобы не тревожить себя
поездкой в Новосибирюк или Врасноярок, &
также для того, чтобы не тратить время

ших из Красноярска тт. Вирюхиной, Бу-
пыриной и Зайковекого. А время идет.
Й на шестьдесят четвертый день, и на
шестьдесят пятый день, и на сотый день
вплоть до
В. Н. Богуславский — в Москве, вернее,
Ha подмосковной даме.

лучает в Пентральном жилищном отделе
НЕПС
комиссии и больше в HBC не по-
является.

вило, согласно которому студенты обязаны
были в начале семестра представлять в
деканатыь списки учебных предметов, из-
бранных ими для свободного посещения.
Комитет по делам высшей школы отменил
‘это правило: — i

ды»). Ленинградский Дом Красной Армии
‘имени С. М. Кирова, организовал отбороч-

пересеченной местности

6 ФЕВРАЛЯ 1941 г., № 36 (8444)

Пасьма в редакцию
0. ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

«Философский камень» архитектора Богуславекого

Вновь следы В. Н. Богуславекого обнару-

Мечты средневековых алхимиков ocy-

круглых цифрах пол-
года. Надо реализовать результаты опы-
та. Но неблагодарные «Сибтранспроект» и
Управление Красноярской железной дороги
упрямятся. Н. Богуславокий подает В
суд и получает по Суду oT «Сибтранс-
проекта» 10.599 рублей заработной пла-
ты, & от Управления Красноярокой же-
лезной дороги 6.580 рублей суточных и

но время в деньги превра-  сметы потрачено в

важный вопрос. Моя  специальноль-  ,
русский язык и литература. И вот ви
чение нескольких последних лет мне в
удается купить почти ии одной скольм-
нибудь ценной книги по моему предмету,

Пробовал я обращаться в Москву —
«Книга-почтой». За последние три года я
обращалея туда 5 или 6 раз, но воет

абсолютной уверенностью,

открытия «философского камня»,

А теЯ — ипный ответ: «Треб

за себя. Скромность Виктор» Николаевича 3.846 рублей квартирных. Итого дан Po a anaes ab i и я
доходит до того, что он ни с кем не де-  21.025 рублей. 06 Amanes я в редакцию а   2
лится своим, бесспорно, богатым опытом. Вот и все. Е я с предложением о комплектомни   is
Й достижения его в области современной При чем _me тут, чегатель, т j Fe Aubanotenee 00. бет ma
алхимии, наверно, погибли бы и для по-  «философский камень»? При чем тут ae Osh АА ый 4 1
томства, и для современников, если бы не «ечастливый случай»? для M WOR, ea) * ogi
случай А вот при чем: проект архитектора, Бо-  го языка, природеведов и и af

Возблагодарим же этот счастливый слу-  гуславекого и смета находились в Цен-  учителя ee a Paes oe «wif
чай и преладим широкой гласности цен-  тральйом жилищном отделе на расемотре-   тельская if sof

предпринять в этом отношении, Eb

Преподаватели русского языка pay   д
длятся в исключительно тяжелом поло  ‘
нии, особенно у нас, на Украине, тб   ug
зультате «работы» националистов в 0%  1
время совсем не издавались классики В   чт
русском языке. Я не ошибусь, если cu.   va

}

нии 63 дня, в техничеюко-экопертной ко-
миссии —71 день, Ha прохождение по
другим инстанциям понадобилось ето 14
дней. Наконец, на получение копий` 34-
ключения  техническо-экопертной  комис-
сии понадобилось 4 дня. Всего было за-
трачено 152 дня при блатосклонном CO-
действии бывшего начальника Централь-
Horo жилиненого отдела тов. Нетрищева,
инженеров Матвеева, Воробьева и Ели-
сеева, & также бывшего начальника тех-.
ническо-экепертной комиссии тов. Шелюб-
ского. Никто по-настоящему не поинтере-
совалея: а что делает здесь все время
В. Н. Богуславекий?

Бюрократическая волокита — вот где
«философокий камень» современных алхи-
миков типа Богуслазекого. Именно нали-
ume этой волокиты и дало ему возмож-
ность околачивалься фактически без дела
полгода и потребовать за это 21 тыюячу
рублей.

Что же касается «очастливого случая»,
то ведь о похождениях Богуславского так
никто бы и не узнал, если бы не сутяж-

то-есть в качеетве архитектора, &

жу, что у большинства сельских прет   jst
валелей русского языка и литературы ли   pith
и половины необходимых по протрами   1
5—10-х классов собетвенных книг -— пу.
изведений классиков. Я подчеркивю- М
собственных, так как произведение дот. [#2
но быть тщательно изучено самим mpm Я’
лавалелем, прежле чем итти к ученым:
6 его анализом. Да и в библиотеках ner
русском языке ни «Обломова» или «Обр.
за» Гончарова, ни «Что делать?» Чаи.   ®
шевского, ни «Отцов и, детей» Typrenn, *
Прошло уже более 8 лет со дня om
ликования постановления IIR BEI(6) «
25/УШ 1932 г., гло дано прямое указ.
ние © комплектовании библиотек ш №

Покончив, таким образом, с архитектур-
Виктор Николаевич ставит

Ha поиски сметчиков в Москве, выписы-  ничество между Управлением Краснояр-   Учителей, но и поныне в STOM OTHoMen (st
вает их из Красноярска. 3 апреля на его  ской железной хороги и «Сибтранспроек-   слелано чрезвычайно мало. (hi
имя прибывает из Красноярска телеграм-   TOM». Деньги алхимику выплалили оба, Учитель Н. БОЖбР.
на, в которой говорится: «Промбанк сред-   Учрежиения, & потом заспорили: & 38 Ч6И   с. Степанки, Черкасского района, Ш
них цен по согласовал пятого выезжаю   счет отнести расходы? В. Н. Богуслав-  Киевской области, средняя mona, — il
тремя сметчиками изтериалами для перо-  ский — сотрудник и   yp
ею О ое тиморше    НЕПРОДУМАННОЕ РЕШЕНИЕ

Смета пересоставлена с помощью прибыв-

to

ni

— От вас ехал, вы и платите.

А Красноярская дороюта отвечает:

—- Вам сотрудник? Значит, расходы за
Ball счет.

Спор сей длился не мало и не много,
& год с лишним и хотел до главного ар-
битра НЫЮ. А как дошел спор 20
главного арбитра НАПС, так 060 всем ста-
ло известно и в инопекторских, и в кон-
трольных органах комиссариата.

Вот вам и счастливый случай!

Я. ВИКТОРОВ,

Артель «Фототруд» выпускает фот
етинки, спрос Ha которые очень вели, yyy

В минувшем году артель  выпустиа lot
фотопластинок на 3.200 тысяч ру jy
План был выполнен на 106 процент,
Артель делает полезное дело. Олнако в
так думают члены президиума Мосгорхиь
промсоюза. Совершенно неожиданно
членов артели президиум Мосгорхиитие
союза решил «Фототруд» на правах ma
передать «Стеклоартели», не имеющей
чего общего с производством фотоплаетит

Хуже всего то, что при произвхт
зеркал, которым ‹ занимается
артель», применяются в большом коме
стве кислота, аммиак и скипилар. Эжк
щества вызывают сплошной брак фими»
CTHHOK. Zn eM
-Вряд.ли нужны еще. доказательства в
совместимости зеркального и фотоаит
ночного троизводства. 0б’единяя два con}
шенно разнородных по своей. техно
производства, руковохитети Мосгорхимтре
союза, очевидно, не подумали о ме
они срывают произволетво фотопластии ом

Чем руковолствовались в Мосгорхимтие 17

CTO пятьдесят второго дня м

8 августа архитектор Богуславский по-

заключению техническо-экслертной

Но и в Красноярске тоже.!

В КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ло сих пор в вузах существовало пра-  выбору без предварительной записи не по-
сешаль одну треть учебных занятий (не
более 12 часов в течение учебной неде-
ли). Вместе с этим сохраняется обязатель-
ное посещение всеми студентами семинар-
ских занятий по курсу  маркеизма-лени-
низма и практических занятий по военной
и физической подготовке,

ЩИ
«Став В

Студентам предоставлено право по их

ПОХОД КОМАНДИРОВ РККА НА КИМАС-ОЗЕРО

ЛЕНИНГРАД, 5 февраля. (Корр. «Прав-  ночной 50-километровьый переход с вык-
лалкой в 17 килограммов.
Поход закончилея успешно.

Наиболее

ныю соревнования среди командиров и oak e ealeare le Aaa союзе, вынося подобное решение? Па №
политработников,  изявивших желание  , DEE ape baw: & ЦИЮ   дхимому, в Мосгорхимпромеоюзе но зи  И
асельская, где присоединится к другой
участвовать в похоло по следам тероиче-   типе командиров и с ними отправится   Т5ХИологии производства, & кома №
р рейда, ое ШКОЛЫ В  на Кимас-озеро. серьезные вопросы, ше считают даже не
голу нё цимас-03ере. В похохе примут участне бывшие в0с- ным запросить знающих дело людеи, Я
В отборочных соревнованиях  ПРИНяло питанники интернациональной школы, ны- Н. ЕРМОЛАЕВ. “i
участие свыше 100 человек. По сильно   не командиры Врасной Армии. 550 кило- Председатель правления московскй 1

‚они совершили! метров намечено пройти за 11 ходовых дней. артели «Фототруд».   aa

Laer neers eeee rere eee eee eee eee eee ee eee Te re ee eee eee —eeEEEeEeEeEeEeEeEeEEEee_ ets

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Несобранные рассказы М. Горького

«Ярмарки»-—описание пожара. «В слухо-

вом окне колыхалось и таяло красное не-

бо. Смагин подошел к окну волед за хо-
зяйкой и увидел, что там, внизу, в тесной

туальную жизнь действующих лиц. Люди
в его произведениях живут, думают-—каж-
NEY по-своему, стремятся оправдать или
об’яенить свои поступки. И эта интеллек-

тельной жалостью, приписывая трудящим-
ся «добролетели», удобные м выгодные для
господствующих классов.

Простейший пример. Самый низкий раз-

сильно сожму ручки, щенки выекочат и
щели, и дереве, сомкнувлеись, защеми и
кожу. И этот расчет оправдался». «—
жите же мне, за что вы меня му

м

куче темных домов, размахивает большая,
красная метла, вздымая густую тучу чер-
ной пыли, и кто-то могучий быстро, как
в сказке, возводит к небу островерхий те-

‚ В эту книгу *) вошло 79 рассказов и
очерков Горького, не включенных им в 60-
брание его сочинений. Вопоминая о том,
как он «учился писать», Горький цитиро-
вал один из этих рассказов, находя в нем
примеры «опиеок» и «обмолвок», против
которых предостеретал начинающего писа-
теля. Взыекалельный художник всех стро-
же ценит свой труд. Требовательность

„. Горького к самому себе весьма высока,
порой даже чрезмерна. «Я бракую «Фино-
rena». Это лишнее, выкиньте ето. В нем
ни вкуса, ни цвета, ни запаха...» так
писал Горький своему издателю 0 paccKa-
зе «Финоген Ильич» — превосходном рас-
сказе, ярком и сильном.

Многие из этих «забытых» (вернее, «не-
собранных») произведений связаны с теми,
которые известны каждому нашему чита-
телю. В некоторых рассказах и очерках
(например «Бабушка Акулина») мы нахо-
дим предварительные зарисовки бессмерт-
ных образов пьесы «На дне»; в других,
более поздних рассказах и отрывках наме-
чаются мотивы и образы «Жизни Влима
Самгина». Но такой связью ‘отнюдь не ис-
чертывается значение этих «забытых» рас-
сказов; они не только вводят нас в лабо-
раторию великого писателя — они значи-
тельны сами по себе. Степень их 3aK0H-
ченности и зрелости различна; но всюду
мы узнаем Горького, веюду мы ощущаем
его творческое дыхание. И нужна эта кни-
га, разумеется, не только для специали-
стов-литературоведов. Она нужна всем, кто

‚ любит Горького,

Начинаеть ее читать и теряешься в
этом ботатогве. Охват жизненного материа-
ла огромен -— и по тем социальным слоям,
в которые проникает зоркий взгляд худож-
ника, и по профессиям действующих лин,
я проето по месту действия. Один из очер-
ков 0 революционном движении рабочего
класса называетея «Вездесущее». «Вез-
десущим» можно назвать вс® творчество
Горьком, Берлин, Нью-Йорк, Италия — и
улицы города над КВурой; ‹«голодающие
из России» на земляных работах в Крыму
и молотьба в одной из кубанских станиц;
рабочие на соляных приисках где-то около

*) М. Горький. Забытые — рассказы.

``” 1893—1918 гг. Редакция и вступительная

статья ©. Д. Балухатого. Комментарии
Е. В. Сухова. 1940 г. ГИХЛ. Ленинград.

Очакова и артель плотников-нижегородцев;
литератор, отказавшийся от своих убежде-
ний и сделавшийся «поставщиком изящных
новелл»;  босяки, нищие, воры; столкнове-
ние двух мироедов: один вырастает из
самого крестьянского «мира», другой при-
шел «со стороны»; разоряющийся помещик
смеется над купцом: «На что, говорит, он
живых людей до нищенской сумы об’едает,
ежели он сам так мало и так скверно
ест?». Два поколения буржуазии: отец —
накопитель и собиратель, и сын, мечтаю-
щий о веселой жизни рантье; здееь же —
вопрос 00 отношении буржуа к обществен-
ности и культуре.

Моральный распад правящих классов
(рассказ «Последний день»); собственниче-
сков уродство; тюремный надзиратель, у
которого ни в чем не было «согласия ©
ЛЮЛЬМИ», который о детях рассуждает так;
«ребенок — это пятнадцать лет лишнего
расхода, раньше от ребенка ничего не по-
лучишь»; он систематически, зверски из-
бивал свою жену; она повесилась (рассказ
«Несогласный»).

Улушливый  мещанекий быт — город
Мямлин, rye «живут без нетодования»,
«местность, населенная чрезвычайно оди-
нокими и весьма одичавитими людьми, из
которых каждый занимается не своим де-
лом» (отрывок из повести «Все то же» и
продолжение этого отрывка — «Ярмарка»);
домовлалелец Коптев, хитрый черносоте-
Hen, блюститель семейного. благочиния,
иетязают, выгоняют из дома, доводит до ни-
щеты и запоя свою племянницу; его прия-
тель, «философствующий» писарь полицей-
ского управления, разглатольствует о необ-
XOTEMOCTH «наблюдать за чистотой крови
родителей» и о том, чтобы люди «не дер-
зали размножалься превыше законного
числа». Главное действующее лицо этой
повести — интеллигент Павел Смагин, Ра-
зумеется, не одно только созвучие фами-
лий заставляет вепомнить о Влиме Самги-
не. Хотя и биография и духовный облик
Сматина— другие, но, подобно Влиму Сам-
гину, он ощущает буржуазно-интеллитент-
ское раздвоение с самим с0б0ю и спра-
шивает себя: «Что подкупает меня в
оправданию этой жизни? Я хочу прими-
риться с нею? Нет, мириться не с чем, но
и осудить нехватит сил. Я не осуждаю,
я думаю... Странная у меня позиция —
тде-то посередине между... явно неприми-
римыми да и нет». Последние страницы

в тихом воздухе, все разрастаясь вширь ©
неуловимой быстротой, строило новый го-
род ‘и, скользя по гладкому стеклу поло-
волья, зажитало на реке еще пожар. Сма-
гину хоропю вихно было, ках таяли, ис-
чезали темненькие домики, точно сами со-
бой двигаяеь в огонь; острые, красные
пальцы царапаши их темные ребра, & над
огнем возникала шапка черного дыма,
веллывая в безлунное, звездное небо...».
С такой выразительной силой написана вся
эта, повесть.

Мещанам, обывалелям Горький противо-
поставляет героические образые солдат, по-
литический заключенный, который твердо
знает: «что ‘исходит из народа, из ето ве-
ликих трудов и мучений — это уж нею-
бедимю! Навсегда! Это — дойдет Jo кон-
ца...» («Федор Дядин»). Сеыдьная, © кото-
рой © необыкновенной теплотой, как о сво-
ей родной дочери, вспоминают старяки-
крестьяне («Ма-аленькая!..»).

Чулесен рассказ о том, как дети украд-
кой положили подарок — десяток яблок —
на подоконник дома, в котором живет гор-
батый старик-еврей.

«— Ничего, он. не тонитея. Он меня
испугался!

—- А чего же ты побежал?

И я испугался. Вак он взглянул на ме-
ня, так я... боюсь горбатых!

Я вышел 3-32 yrla——B окне стоял
еврей, седенький, с лицом в кулачок и
черными глазами; он держал Ha темной
детской ладони светлозеленое яблоко, емо-
трел на него и ‘улыбалея удивительно
яеной улыбкой, от нее все морщины ли-
ца его дрожали и как будто светились на
жарком солнце июля». С

Горький знает вое: и быт буржуазии, п
революционную борьбу пролетариата; и
еложиость социальных отнощений, и техни-
ку самых разнообразных дел и занятий. дн
знает, как добывают соль и как загото-
вляют яичные желтки в иконописной ма-
стерской, и как строят дома, и даже-—как
в бабки играют: «А ты, картуз, с навеса-
то не бей, это не порядок! Бей в разрез,
чтобы, значит,— битка в кон, бабки в
бег... >». -

Олна из ценнейших черт дарования
Горького — уменье изображать интеллек-

рем из пламени. Багряное пламя качалось

рожных..,

сколько часов -
ему руку и он умирает. («Два босяка»).

туальная жизнь — не сочиненная; она со-
ответетвует социальному характеру изобра-
жаюмых людей. Вот рассуждения босяка
о машинах: «Деревянные они (молотил-
ки.—В. А.), без всякого смысла, & как бы

живые. Суешь ей в хайло снопы-—жрет,
CYHb
схамкает. Я бы запретил

руку-—оборвет, сунь  ребенка—
вое малины,
да железнодо-
Те ничего: пыхтит себе, ве-
зет... А вое другие сволочь». Через не-
эта молотилка отрывает

кроме разве пароходных,

Когда (в рассказе «Песня © слепых»)

какой-то отчаявигийся человек, «лицом по-
хожий на дьякона», говорит: «Мы все, как
помет осла в пустыне по дороге к Иеруса-
лиму»; и когда портной в уездном городе
об’ясняет, почему
ему больше,

«Лон-Кихот» нравится
чем «Война и мир», — все это
входит в художественный образ, как нечто
органически необходимое.

И во всем этом — страстное внимание
Горького к человеку, к человеческой жиз-
ни. Горький никогда не выступает перед
читателем, как равнодушный наблюдатель.
Даже в самом небольшом очерке, в самой

беглой зарисовке «с натуры» оно изобра-

жает серьезные и реальные жизненные про-

тиворечия, ставит задачу, которая во чго

бы то ни стало должна быть решена.
Были писатели, которые никаких реше-

ний не искали или довольетвовалиеь мни-

мыми ретениями, уводящими от борьбы за
перестройку жизни,— писатели, чья дея-

тельность сводилась к обману 1 самооб-

ману.
В наброске «Поэт» гимназистка Шура
слушает разговор поэт» Крымекого е ее

отцом и убеждается, что Врымекий, ети-

хами которого она зачитывалаеь, —пошляк
и негодяй. Она пытается вепомнить, «ка-
ким он, этот человек, казалея ей, когда
она читала ео стихи и не знала ero»,
«Обманщики!> —— кричит она. Таких об-
манциков в этой книге выведено немало,
Горький их ненавидит, — тех, кто считает
нужным иметь идеи «при себе», & не «в
себе».— удобные, не мешающие обыватель-
скому существованию идейки; тех, кто 6бо-
ится взглянуть Ha жизнь «елииком при-
стально»; тех, кто отгораживается от ре-
зльных конфликтов, от всего страшного в
жизни «человеколюбивыми» фразами.
Горький ненавидит ту боллетристику,
которая говорит о трудящихся свысока,
с ложным пафосом, слезливо, © оскорби-

ряд такой беллетристики — сочинявитиеся м
когда-то «святочные рассказы» © мальчи-
ках и девочках, которые «стоят перед ок-
HOM какого-нибудь больнюто дома, любуют-
ся сквозь стекло елкой, горящей в рос-
кошных комнатах, и залем замерзают, пе-
речуветвовав много неприятного...». Горь-
кий рассказывает — это один из самых
ранних его рассказов (1894 г.) —о маль-
чике и девочке, которые не замерзли,
Это — нишие, они насобирали рубль пять
копеек и деловито обсуждают, на что мож-
но истратить такое богатство.

Купить балимаки на толчке? «Башмаки
я тебе украду... ты потгоди...». Лучше уст-
роить себе угощенье в трактире. «Ми-
нуты через две он ©0 своей товаркой сте-
пенно сидел за столом и, откинувиеиеь на,
спинку стула, © важной миной хорошо
поработавиего ломового извозчика, сосре-
доточенно крутил себе сигару из махорки.
Ватька смотрела на него с уважением к
его уменью держать себя в общественном
месте. Она... никак не могла еще привык-
нуть к могучей, оглушающей гармонии
кабака и втайне вое ожидала, что ‘их обоих
«турнут по шеям» отсюда, или выйдет
еще что-либо худшее. Но ей не хотелось
выказать перед Мишкой своих тайных
опасений и, приглаживая  рученками
льняные волосы на толове, она стара-
лась смотреть вокруг себя независимо
и просто... А Мишка степенно поучал ee,
стараясь подражать в тоне и фразе двор-
нику Сигнею, очень солидному человеку,
хотя и пьянице и недавно отсидевшему
три месяца в тюрьме за кражу».

Конец рассказа: «По моему мнению,
краине нелепо замораживать детей, кото-
рые имеют полную возможность погибнуть
более просто и естественно». Все здесь не
так, как в жалобном антиргалистическом
сочинительстве: и дети не такие, и есть
настоящая любовь к ним (о которой, ра-
зумеется, нет и помина в жалобной бел-
летристике), и если они потибнут, то co-
всем по-другому.

Автобиографический рассказ «На, соли»—
тоже один из ранних рассказов Горького
(1895 г.). Люди, работавшие «на соли»,
учинили над рассказчиком жестокое и без-
образное издевательство... «Я сорвал с ла-
  доней обеих рук кожу, защемленную в руч-

as тачки. Скрипя зубами от злобы и боли,   свободу!»

. нь mae pi ae Эти слова могли бы быть литий!
почками... Рассчитывалось, что rere iB НОГ: В. АЛЕКСАНДР ,

Ведь должна же быть у вас совесть».

« — Все мы равны, — говорил я м-
и должны понимать друг друта и, пож
RY это каждый умеет, помогать др
гу». by

Onn coOpanu emy xenmer na odpamayyt 3
рогу. «Нет, уж ты возьми, не обижай ву.
Цотому главная причина — жизны № г
жизнь наша? Ваторжная! Тачка —
налцать пуд, рапа. ноги рвет, солаце пи
тебя, как огнем, целый день, 2 Jei-
полтина! Али этого мало, чтобы озверв.
Мы, брат, сами себя еще больней ия
ем, чем тебя...».

В своей «Истории русокой литервте
Горький сурово осуждал «чуветвитеь yp
книгу» Григоровича fpoman «Auta [tt
мыка»), то «рабье смирение», которых
делил музыканта Антона автор.

Смыел рассказа «На соли» во
в том, что Горький нашел в этих ми 4
з& жестокостью, порожденной катораны 1
условиями работы и жизни, 98“
ность, но и в том, что нет в этих лв
«рабъего смирения».

Путь от этого рассказа до таких пи’
ведетий, ках «Вездесущее» и «№5, 1
которых перед нами уже не эти жи  М
соляных промыслов, & рабочие-ревозище
неры,—не только творческий путь sly
Горького; в содержании этих произво“
отражено развитие многих Con ми,
людей.

Горьковский оптимизм, горьковокая 8
в человека несокрушимы потому, 9%
оптимизм и эта верь прошли че #7
кие испытания.

Горький ненавидел ложную #0
цию, сентиментальность и фальшь №
кий безжалостно раскрывал уродств ot
ственнического. общества и имено 1%
му смог обнаружить подлинную 2$}
подлинный героизм трудящегося 910”.
смог найти ту правду, которая Tepe)
вает мир; смог найти в самой 213 ^
силу, которая строит новую WH

В рассказе «Разговор по душе [9
говорит «о необходимости ддя жлзие 7
етупков цельных, крупных H M0 an
оживляющих». В ‘равсказе «ВОИ,
над раздробленной  толпой слышат в.
оратора: «...Здесь говорят праму ®
рабочего народа; о его правах 12 ТИ

ny