ОБЗОР ПЕЧАТИ

Культурная жизнь

`Недавно в Саратов приехал известный
наш писатель А. С. Серафимович. На стра-
ницах местной газеты «Коммуниет» он по-
делился своими впечатлениями о жизни го-

советского города’

помещена статья А. Жарова «Контра-
сты». Тов. Жаров, которому, видимо,
неизвестна поэтическая биография В. Зем-
ного, подошел к нему, как к «молодому
автору, выпускающему свою первую,

рода:

«Что бросается в глаза в Саратове,
это — кипучая энергия. Растут фабрики,
заводы, преуспевают научные институ-
лы и не охватишь сразу результатов их
работы — так они велики».

_ В специальной странице «День нашего
терода» саратовская газет» попыталась
показать растущую социалистическую
культуру этого болышого индустриального
и научного центра.

<..Мз дома в дом идут письмоносцы.
Свыше `80.000 писем, газет и журналов
‘доставляют они каждый день саратов-
yam. Одна эта цифра говорит о том, ка-
кой ярнои, полнокровной, многогранной
жизнью живет город».

‚Вонечно, на одной странице многого
не скажешь. Культурная жизнь советских
городов несется  пширокой стремительной
рекой, и все ев многообразие не втиснешь
в рамки т турно-хроникального монта-
жа, как бы наблюдательны ни были его
авторы. Редакция. саратовской газеты это
понимает и ежедневно пишет о культуре
родного города, следит 3a трудами и усте-
хами саратовской интеллигенции, изучает
обтеслвенную жизнь Саратова, чтит па-

мять своих славных земляков, находит
новые странички истории:
«На одной из тихих улиц Саратова,

‘носящей теперь имя Т. Шевченко, стоит
старинный двухэтажный дом. Почти сто
лет тому` назад здесь жила мать исто-
рика Н. И. Костомарова, Однажды в ав-
густовский день 1857 года у парадного
крыльца остановился прохожий...  Ста-
рушка узнала его. Обливаясь слезами,
она обняла друга своего сына... Это был
только что возвратившийся из ссылки

-великий поэт Тарас Григорьевич Шев-

ченко», .

С таким же интересом пишет газета, 9
творчестве в лабораториях научночиссле-
довательских институтов.

Пол рубрикой «Над чем. работалот уче-
ные» газета печатает интересные сообще-
ния квалифицированных авторов, раюска-
зывающих © научных открытиях и и30-
бретениях саратовских деятелей науки и
техники:

«Глинозем из каолинитов».

«Изобретение доцента П. А. Брик».
Tasera описывает ночь хирурга

неотложной помощи. Доктор Крапивин ¢
увлечением и мастеретвом борелея у опе-
ралиюнного стола з& жизнь больного, и
эту атмосферу творчества, в которой `раз-
ривалотся таланты во воех областях куль-
туры, показывает газета в своем очерке.
С: благодарностью пишет редакция о домаш-
ней хозяйке А. М. Королевой, по собствен-
ной инициативе, безвозмездно выполняющей
обязанности  библиотекаря-книгоноши. Ее
знают во многих домах Саратова, и о пользе
ее бескорыютного труда женщины, блато-
даря книгонопе полюбивигие книгу, пи-
рут так: @

«Она делает большое и важное дело,
и мы не знаем, как ее за это благода-
рить».

Настоящим человеческим чувством
веет от этих слов,— добавляет от себя
тазета.—и пуёфь они послужат А. М,
Королевой наградой за ее трудь».

Тов. М. И. Валинин учит советских
журналистов: «Если вы хотите, чтобы ва-
ша корреспонденция задевала людей, то
нало в нее немножко своей крови влить».
Равнюлущеие, холод, скука ‘нетершимьЕ Ha
тазетном листе. Статьи и заметки саратов-
ской тазеты «Комиуниет» о культурной
жизни города тем и хороши, что оши ©0-
треты подлинным чувством. Редакция жи-
во откликается на все явления литерату-
ры и искусства, критика ее весьма, строга,
и порой остро полемична. В Саратове из-
хана книга стихов Вадима Земного «Кумач
и эвеэль».

«По поводу этой книги, — сообщает ре-
дакция—в «Литературной газете» была

пробную книжку». Эта неправильная

ориентация предопределила напразление

рецензии тов. Жарова, в значительной
мере противоречивой и малоубедитель-

Ной». t

Далее следует серьезный разбор стихов,
изобилующих  досадными ` потрешеностями.
Такая рецензия, конечно, несравненно по-
лезней и самому поэту, и делу культур-
ного строительства. ’Вритикует тазета и
новый альманах «Литературный Саратов».

«Неряшливссть, небрежность в отно-
шении языка, _ однообразие словаря,
склонность к пышным фразам характер-
ны и для других произведении, nome-
щенных в альманахе».

После летального анализа газета сочяа
своим долгом написать о

«слабой работе редакции альманаха и

отделения союза советских писателей по

‘привлечению более широкого круга мест-

ных писателей, о недостаточно тща-

тельном отборе предназначенных для
печати произведений, о слабой работе
писателей над собой».

Написал эту рецензию тов. Ф. Бирю-
ков — преподаватель Ериовской средней
школы, Хорошую статью © творчестве
Николая Островского написал. красноарме-
ец тов. Уралов, ш этот факт сам по ве-
бэ — овилетельство культуры. Рецензию
на новую постановку «№нязя ropa» .8
оперном театре написал студент консерва-
тории тов. Котилко. Газета охотно печа-
тает. рецензий на тезлральные постановки
и очень строго сулит 06 их достоинствах.
Налрямер, тов. Котилко зажончил свою
статью Tak:

«Все эти’ недоделки снижают художе-
ственную ценность хорошего спектакля,
говорят о недостаточно бережном OTHO-
шении художественного руководства теа-
тра к классическому музыкальному . на-
следству».

Читатель, несомненно, уважает толковые
рецензии саратовокой  тазеты——в Hux
чувствуется и знание дела, и справедли-
вость оценок, и любовь к искусству. Такие
рецензии нужны и зрителям, и творческим
работникам театров.

Газета торлится библиотеками города и
часто сообщает о них. Например:

«В Научную библиотеку Государствен-
ного университета за последние дни по-
ступили следующие интересные изда-
НИЯ» ?

Но, к сожалению, о самом университе-
те — прославленном Саратовском универ-
ситете, как и © других высших учебных
заволениях города, газета 32 последнее
время почему-то не пишет. Это тем более
странно, что, по ев же словам, в, 13 вузах
Саралова,

«в просторных, светлых аудиториях, B

кабинетах и лабораториях с утра заки-

пает большая творческая работа».

Газета часто печатает ‘извещения © на-
учных лекциях. Интересные темы и выхо-
коквалифицированный лекторский состав
позволяют думать, что слушатели охотно
собираются в аудитории. Почему же газета
не печатает отчетов о лекциях? Научный
репортаж сейчас крайне необходим боль-
тшичетву читателей. Публикуя фастисание
занятий университета выходного дня, гд-
зета почему-то не. печатает живой инфор-
man © теоретическом содержании его
деятельности. Почему?

Ленин учил большевистскую печать:
«Мы должны делать постоянное дело пу-
блицистов — писать историю современно-
ети..». Пивать историю ваших лней-=
зналит показывать и тот гигантекий рост
культуры, который характеризует все Ha-
пю движение к коммунизму. Саратовская
тазета проявляет много заботы 06 освеще-
нии культурной жизни своего города, но
многое еще может сделаль, углубляя и
расширяя свою тематику.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ВУЗАХ

В январе Комитет по делам. высшей
школы провел совещание крупнейших ин-
дустриальных и политехнических вузов
страны по вопросам научно-исеследователь-
ской работы. Совещание показало, что
имеются некоторые успехи в приближении
нахчно-псследовательской работы к нуж-
дам народного хозяйства и обороны страны.

Так, в Денинтралском политехническом
институте имени М. И. Калинина коллек-
THBOM, возглавляемым акад. М. А. Павло-
вым, проведены исследования по повыше-
нию производительности больших  домен-
ных печей, внедрению в металлургию ва-
моплавкого атгломерата и расширению TO-
пливной базы металлургии. В том же ин-
ституте многое сделала лаборатория гидро-
машин, руководимая членом-корреспонден-
том Академии наук СССР И. Н. Вознесен-
ским. Результаты, достигнутые этой лабо-
раторией в области изучения лопастных
механизмов (турбины, насосы, гребные
винты), имеют крупное промышленное и
оборонное значение.

В Киевском индустриальном институте
под руководством проф. С. С. Рудника
исследованы режимы работы металлорежу-
щих станков. В результате открылась воз-
можность повыюить производительность то-
карных станков при чистовой и черновой
обработке чугуна до 30 процентов.

Труды Томского индустриального инсти-
тута имени Кирова направлены к расши-
рению сырьевой базы Кузбасса. Ocoboe
значение, в частности, имеет работа проф.
И. В. Геблера по промышленной класси-
фикации углей Кузбасса, работа проф. Чи-
нокала по внедрению в промьышиленноеть
щитового крепления для разработки на-
клонных пластов каменного угля.

Совещание отметило крупные недочеты
в ортанизации и планировании научно-
исследовательской работы. В отдельных
вузах разрабатывались случайные, мало-
интересные темы. Попрежнему `наблюдает-
гя многотемность и параллелизм в научно-

исследовательской работе. В Ленинтрадском
политехническом институте одновременно

разрабатывается 581 тема. В Нэвочеркас-
ском индустриальном институте в 1940 г.

разрабатывалось одновременно 138 тем. В
Киевскох индустриальном институте —288

тем.

Вольшинство вузов мало думает © вне-
дрении в производство результатов закон-
ченных научных работ. Достаточно ска-
зать, что из 956 тем, разрабатывавшихея
в индустриальных вузах в 1940. г., вне-
дрены в производство, да и то частично,
лишь результаты научных работ по не-
скольким темам. Директора вузов. также

мало интересуются результатами, получен-
ными от реализации законченных науч-
ных работ.

В вузах отсутствует постоянный KOH-
троль нал выполнением научно-исследова-
тельских тем. В результаже систематически
парушается план. В Московском архитек-
турном институте, например, из 33 тем
полностью закончены разработкой лишь 5.
В Харьковеком инженерно-экономическом
институте из 13 госбюджетных тем 3a-
кончены полностью 3.

Не выполняется постановление СНВ
СССР и ЦЕ ВЕб), обязывающее всех
преподавателей вузов вести научно-иселе-
довательскую работу. В Новочеркасском
индустриальном институте ведет научно-
песледовательскую работу лишь половина
профессорско-преподавательского состава.
В Московском  инженерно-экономическом
институте — пятая часть ит. д.

Совещание определило направление на-
учных работ в нынешнем году. Ленинград-
ский политехнический институт имени
Калинина будет работать над проблемами
дальнейшего повышения производительно-
сти доменных печей, изыскания и внедре-
ния новых заменителей цветных металлов
и сплавов, типизации технологических
процессов в малтиностроении, автоматиза-
ции производственных процессов, скорост-
ного возведения гидротехнических соору-
жений. ee

Горьковский индустриальный институт
должен сосредоточить свои усилия на
дальнейшем усовершенствовании конструк-
ций кузнечных машин, синтезе нового
моторного топлива. Томекий индустриаль-
ный институт будет разрабатывать про-
блемы, связанные с развитием Кузбасса.
В Новочеркасском индустриальном инети-
туте будут вестись работы по внедрению
в промышленность нового вида топлива—
термоантрацита, по тенерации токов высо-
кой частоты для промышленных целей
ит. д.

Ряд актуальных проблем, связанных с
развитием народного хозяйства союзных
республик, разработают в 1941 г. вузы,
расположенные в национальных республи-
Ка

Совещание приняло инструкцию для
индустриальных и политехнических вузов
о планировании и организации научно-ис-
следовательской работы и четко сформу-
лировало основную задачу — работать нах
дальнейшим приближением научной тема-
тики к нуждам народного хозяйства и 060-
роны страны, усилить борьбу за реализа-
цию законченных научных работ.

Проф. А. СУХАНОВ, .

Групна колхозников
экскурсии в Москву,

в Музее Красной Армии.

Ленинского района, участников однодневной массовой

Фото С. Коршунова.

‘Оборонная экскурсия московских колхозников

Пригородными поездами, н& колхозных
автомапинах и автобусах с’ехались вче-
р» в Москву 1.640 колхозников-стаханов-
цев. Московской области, активистов ob0-
ронной работы.

Среди прибывших —— активисты колхо-
за имени Ленина, Кунцевского района, 30
тлаве с председателем-орденоносцем тов.
Андреевым. Все они участники Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки. Приехали
активисты оборонной 9 работы  колхоза-
миллионера имени 9 января, Ленинского
района, и другие.

В Москву колхозники приехали по при-
тлашению Московского комитета партии
для ознакомления © героических путем
Красной Армии, с ee оснащением.

Прямо ¢ вокзала колхозники группами
направлялись в Центральный музей В. И.
Ленина, Музей Красной Армии, в Аэротюрт,
Музей авиации и химии, Исторический я
Политехнический ‘музеи, Планетарий и т. д.
Здесь их ждали представители областного
лекнионно-экскуреионного бюро, квалифи-
цированные экскурсоводы и лекторы.

Днем в Колонном зале Дома союзов с0-

стоялась вотреча колхозников © Героями
Советского Союза, командирами и полит-
работниками Красной Армии, участниками
тражданской войны. Здесь были коман-
дующий войсками Московекого военного ок-
руга генерал армии Тюленев, корпусной
комиссар Богаткин, председатель Цен-
трального совета Осоавиахима  тенерал-
майор авиации Кобелев, Герои Советского
Союза — генерал-лейтенант авиации Пум-
пур, генерал-майор Телюшенко, батальон-
ный комиссар Котцов. В своих вы-
ступлениях тт. Боталкин, Котцов, Лелю-
шенко рассказали о боевом опыте Красной
Армии. Тов. Кобелев перечислил колхозы
Московской области и организаторов 060-
ронной работы, отлично поставивших BO-
енноо обучение колхозной молодежи и
трунн самозалкиты..

Все выступавшие призывали колхозни-
ков еще активнее бороться з& превраще-
ние каждого колхоза в крепость обороны.

Встреча зажончилась большим концер-
том. Вечером многие экскурсанты побыва-
ли в рабочих клубах, после чего раз’еха-
лись по колхозам.

КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

1.200 юношей собралиеь вчера в Кон-
цертном зале им. Чайковского. Это—деле-
гаты первой конференции учащихся школ
фабрично - заводского обучения Москвы.
Они обсулили вопрос о дополнительных ме-
роприятиях по подготовке государственных
трудовых резервов в школах 030.

Прошлое два месяца с начала занятий в
этих школах—и уже 82 процента уча-
щихся заняты непосредственно на практи-
ческой работе. Многие из них работают на
ответственных участках строительства Мо-
сквы-—на стройках Дворца Советов, театра
им. Немировича-Данченко и др. Огромное
большинство учащихся хорошо и отлично
выполняет задаваемые уроки.

Докладывая о первых итогах учебы и
работы учащихся школ Ф30, начальник
Московского городского управления трудо-
вых резервов тов. П. И. Дмитриев назвал
много-имен молодых бетенщиков, пгтукату-
ров, маляров и других строителей, кото-
рые прекрасно овладевают своей профес-
сией. Таковы тт. Сахно из 10-й школы,
Романюго и Моганов из 8-й, Копылов —
13-й, Сафронов — 7-й и многие другие.
Охнако 259 учащихся школ ФЗ0О столицы
получают еще неудовлетворительные
оценки.

За короткий срок выявилось и значи-
тельное количество мастеров, умело и лю-
бовно передающих свои знания, богатый
опыт ‘и навыки своей смене — будущим
квалифицированным рабочим и командирам
производства.

ШКОЛ ФЗО
Делегаты конференции TT. Барский
(школа № 7), Кулешов (школа № 1), Cron
(№ 4) и х. рассказали © своих успехах в
учебе и выразили блатодарность партии И
правительству за неустанную заботу о мМо-
лодежи. Конференция решила вызвать на
соревнование ленинградекие школы 030.

С речами на конференции выступили на-
чальник Главного управления трудовых ре-
зервов тов. П. Г. Москатов, заместитель
наркома по строительству СССР тов. Нефе-
дов, начальник строительства Дворца Сове-
тов тов. Провофьев, орденоносец-бетон-
mux тов. Марусин, секретарь МГК BAKCM
тов. Красавченко и др. а

С исключительным воодушевлением о
бравшиеся приняли приветствие товарищам
Сталину и Молотову.

Е тя

В большом зале постоянной строительной
выставки состоялась конференция Школ
$30 Московской области. С докладом вы-
ступил начальник Московского областного
управления трудовых резервов тов. Ф. Г.
Монахов. В работе конференции приняли
участие секретарь МЫ ВКП(б) тов. С. Я.
Яковлев, заместитель начальника Главного
управления трудовых резервов Г. И. 3е-
ленко и др.

12-й школе ФЗО (г. Клин) было вручено
переходящее красное знамя областного
управления трудовых резервов за лучшие
успехи в учебе и работе.

Собравиеиеся послали
товарищам Сталину и Молотову.

приветствия

(ТАСС).

ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ В АККЕРМАНЕ

КИЕВ, 9 февраля. (Норр. «Правды»). В
одном из лучших зданий Аккермана разме-
стился Дворец пионеров и школьников,
ставший излюбленным местом культурного
досуга и отдыха детей. Ежедневно в свет-
лых просторных помещениях работают
электротехнический кабинет, фотолаборато-
DUA, авизмодельная мастерская. Во дворце

19 самодеятельных кружков. Пионеры и
школьники © энтузиазмом изучают оборон-
ное дело. 120 ребят уже стали значкиств-
ми ГСО и ПВХО, 25 человек изучили мз-
териальную часть винтовки. Во дворце
часто устраиваются лекции по’ разным 00-
шеобразовательны вопросам.

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКИХ ШКОЛАХ

Мы были свидетелями того, как на пе-
дагогическом _ совещании лдиреклор эмй
тколы тов. Умар Баримов укорял yur-
тельницу русского языка TOB. Дулникову
за то, что в клаосе, где он& преподает,
слишком низкий процент успеваемости по

Нужно ли доказывать, что В усло-
виях нашего многонационального Tocy-
дарства знание русского языка — мощ-
ное средство связи и общения между
народами СССР? Нужно ли говорить 0 TOM,
как русский язык помогает национальным

научные и

тиям, серьезно продумывает свой рабочий

разделы программы.
мастерски владеет классом.

недисциплинированность учащихся — дети

кадрам совершенствовать и расиеирять свои
технические познания и, на-
конец, как необходим русекий язык для
каждого тражданина нашей родины, слу-
жащего-в рядах РАБА или Военно-Морского
Флота?

Шюольз в соновном обоспеченье учитель-
скими кадрами, изданы необходимые учео-
ники, программы и ‘учебно-наглядные п9-
собия по русскому языку и литературе.
И, например, в Узбекистане и Турюмении
можно назвать немало преподавателей, ко-
торые прекраено организовали свою ра-
боту. В 115-й средней школе Ташкента,
скажем, работает Раиса Николаевна, Але-
малнева. Она тщательно готовится к заня-

план. Каждый ео урок несет детям что-
либо новое, интересное. «Она умеет увле-
калельно рассказывать, уливительно про-
сто  об’яснять даже самые трудные
Раиса Николаевна
Мь никопха,
не слышали, чтобы онь жаловалась на

идеально ведут себя’па € уроках, их
мысль постоянно занята тем, что проис-
холит в классе.

Но ведь скоро сказка сказывается, ла
не скоро дело делается. Путь тов. Алема-
шевой только лишний раз показывает про-
стую истину: ничего не дается сразу, без
упорного труда. Раиса Николаева, пришла
в узбекскую школу, не зная узбекского
языка, и сразу почувствовала, какое это
серьезное препятетвие: дети не понимали
ее, личились. И тогда молодая учительни-
ца избраща единственно правильное реше-
ние: она принялась изучать узбекский
язык и теперь хорошо им владеет.

Будучи на уроке тов. Алемааневой, мы
смогли воочию ‘убедиться в том, что это
еще более повыюнлю ee и: без TOTO неза-
урядное ‘педагогическое мастерство. Дети
очень любят и уважают ©вою учительни-

Но, к сожалению, среди преподавателей
русского языка в нерусских паколах много
еще случайных, малоподготовленных лю-
дей, & русский язык в иных нерусских
пгколах ниовотитея до положения второ-
степенной дисциплины. 3a примерами хо-
лить недалеко. В средней школе №
Свердлювокого сельсовета (Янти-Юльский
райен) нь весенних испытаниях семеро
постиклассников получили по русскому
языку плохио оценки, и, несмотря на это,
осенью их без переокзаменовки перевели
в 7-й клаое. é

SSS

русскому языку.
решила повысить

И тогда тов. Дудникова
процент ‘успеваемость
по своему предмету тут же, #е отклалы-
вая дела в долгий ящик. И добилась ona
этого весьма, оригинальным способом,

Кончалась вторая четверть учебното
тода, и поэтому надо было провести пров
рочный диктант.

Тов. Дудникова начала © того, что ши.
шла на урок, не имея Ha PYKAX даль
текста диктанта. т
териал сразу из трех лежазиших перед ней
учебников. Это обстоятельство, котати ста.
зать, не позволило ей ши разу пройткь
по классу, так как надо было все время «пе-
рескаживать» © одного учебника Ha -
той. Препохавательница выговаривала 6ло-
ва по слогам, старательно подчеркивая
толосом правописание тото ли иного сле-
ва. И тем не менее из 18 детей половин
написала диктант на «плохо». Остаетя
добавить еще одну последнюю деталь: ра
боты, в которых было 4 опгибки, препола-
вательница оценивала, Kak оТличные.,
Комментарии тут вряд ли нужны.

Похобную картину мы наблюлали и в
уроке русского языка в 5-м «ВБ» клас
неполной средней школы JN? 13 Teor-
Тепинского района (Ашхабадекая область),
на уроке тов. Куламовой, где оценки зна
ний учащихся завышены.

Количество примеров можно было бы
умножить, но, думается нам, картина лота
и без того. Надо упомянуть, впрочем, ещо
о том, что инспектирование преподавателей
русского языка в веруеских тколах 1
стовлено из руБ вон плохо: в Геок-Тепин-
ском районе (Ашхабалекая область) в ка-
честве инспектора по русскому языку 11-
ботают тов. Денисова, окончившая Ecer
лить 7 классов средней школы, В свокх
локладных залиюках на имя затедующем
POHO ona делает прубейшие стилистиче-
ские и грамматические ошибки. И вместе
с тем на ней лежит задача помогать учи-
телям, контролировать их.

До сих пор ни в Узбениотане, низ
Туркмения ни при одном учительском тли
педагогическом институте не организ
ваны отделения, которые бы готовили кал.
ры препохавателей русского языка лля ве
русских школ. До сих пор учителей pye-
ского языка для нерусских школ «постав-
тяют» главным образом всякого рода, крат-
косрочные курсы, оргатизованные нарком
просами этих республик.

И. АНАНЬЕВ.

75-ЛЕТИЕ Со ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. П. ПОД’ЯЧЕВА

Вчера исполнилось 75 лет со дня рожде-
ния писателя-больневика Семена Навлови-
ча Под’ячева.

Более чем за сорокалетнюю литератур-
ную деятельность писателем создано не-
сколько десятков книг, в которых правдиво

изображена жизнь русского крестьянина.
После Великой Октябрьской социалиети-
ческой революции Под’ячев налеисал не\а-
ло рассказов © советской деревне. (50
место занимают в творчестве Нод’ячева ©
зэнтирелигиозные сатирические раесказы.

НИШЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕСТНОГО СЫРЬЯ
сей. Создается  плодо-ягодное хозяйсты.   и

ЛЕНИНГРАД, 9 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). Ленинградская тосударственная кон-
тора «Гастронома» приступила к органи-

запии  производетва продовольствия из
местного сырья. *
На ‘Карельском перешейке создается

большое рыболовецкое хозяйство, строятся
подсобные предприятия. Группа рыбаков
приступила к подледному лову рыбы. На-
днях в магазины «Гастронома» поступили
2 тонны судака, щуки и леща. В этом
тоду намечено выловить 400 тони рыбы.
На территории рыболовецкого хозяйства,
хля которого отведен участок в 83 гекта-
ра, будет организован  откорм тусей. До
конца года намечено откормить 2.000 ту-

Весной начнется посадка кустов крыжо

Дикловала она, беря мз-.

10°

oo

=

=>

=

as
=)

ме
дя

И
рии
0 1
vd
} onepaile
ит
soitka
wt Ip
B sai
ре
18, 27
  Ферри
ayoaeny
B Cd
MORO)
B Bo
TEBE
от
fra BG

ВД
hinep
Иден
1 65
эт а
may

hp
wig

ART

ника, малины, красной и черной cMOpor   ,..,

ны. Намечено также организовать свино-

откорм, используя отходы магазинов H Op

изводетв «Гастронома».

Организуется новое переработочно-фас-
вочное производство. Оно начнет давать
продовольственные товары уже в первох
квартале этого тода. За год намечено пе
реработать и выпустить в продажу 300
тысяч банок варенья, такое же количеств
плодо-овощных солений и маринадов, 20
тысяч банок тертого хрена, столько 2
торчицы, 100 тысяч банок различных
приправ к кушаньям.

70-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕСИ УКРАИНКИ

КИЕВ, 9 февраля. (Корр. «Правды»).
Общественность Украины тотовитея к ис-
полняющемуся 25 февраля 70-летию co
дня рождения выдающейся украинской пи-
сательницы Леси Украинки (умерла В
1913 г.). Cows советских писателей
Украины <оздал юбилейный комитет. 25
февраля в Институте литературы Акале-
мии наук УССР состоится сессия, посвя-
щенная писательнице. Будет заслушан ряд
научных докладов. С воспоминаниями о Лесе
Украинке выступит ее сестра тов. Косал.

Гослитиздат Украины выпускает 0
томник избранных произведений писатель

ницы. Кроме того, из печати выйдет MOH

трафия © жизни и творчестве Лет
Украинки. Центральное лекционно И
УССР проводит цикл. литературно-худояе-

и}
logy
т

Му

ВМ

чит

1% be

№
ум

Ух

ственных вечеров. Беседы и лекции 014°,
низуются на предприятиях, в учрежден

ях, в районных домах культуры. Украине

ский радиокомитет организует ряд пе

дач, посвященных Лесе Укрзаинке.

ри, АОЬВАЯ Пе О

ССС нию

_ Рождение новозо театра

{«ГОРОД НА ЗАРЕ», Государственная театральная Московская студия)

Почти тридцать лет назад Алексей Ма-
кеимович Горький в письме к Станислав-
скому высказал мысль о возможности созда-
ния пьесы коллективно, самими участника-
ми спектакля. «Важно одно, — писал он
оживить, привести в движение нетронутый
слой тех личных впечатлений бытия, ко-
торый лежит в душе каждого...».

Когда молодой режиссер В. Плучек и
драматург А. Арбузов задумали организо-
вать новый студийный театр, они решили
осуществить горьковскую идею коллектив-
ной пьесы. Им хотелось дать возможность
каждому молодому артисту найти себя,
свое отношение к жизни, к людям и, как
советовал Горький, «воплотить это OTHO-
пение в.свои формы, в свои слова».

Прежде всего нужно было выбрать те-
му, близкую каждому  стулийцу. Коллек-
тив увлекла героическая история города
ПКомеомольска. Это была тема и биографи-
чески близкая участникам стулии-——моло-
дым людям, сознание которых формирова-
лось в годы первой пятилетки. Работа
над пьесой началась © тщательного изу-
чения материала. Каждый студиец принес
заявку на роль, которую ему хотелось бы
сыграть, ясно представил себе биографию,
характер, мечты булущего героя.

Так зарождалась пьеса «Город на заре»,
показанная Госудафетвенной театральной
Московской студией в день ее открытня.
Спектакль получился хороший, по-настоя-
  щему волнующий. Авторы правильно на-
звали его романтической хроникой. Злееь
нет единого драматического стержня, но
десятки эпизодов, встреч, разлук, разоча-
рований, радостей и горестой, которыми,
может быть, даже с излишней щедростью,
наполнена эта пьеса, об’единены одной
идеей-—созидающим, оптимистическим ми-
роощущением. Недаром молодой крестьян-

ский парень Жмельков в момент, когда
приходится особенно трудно и нависает
угроза прекращения строительства города,
товорит об этом, как о тлубоко личном го-
ре: «Как же так? Это мой первый город,
я в нем судьбу евою видел».

В налцей драматургии часто чузветвует-
ся стремление избавить положительного ге-
роя от печалей и трудностей. Если в пер-
BOM действии девушка его не любит, то
обязательно полюбит во втором. Если в на-
чале пьесы герою что-нибудь не удается,
то в следующем акте он уже празднует
победу. В конечном счете это об’ясняется
цеверием в’ силы героя, боязнью, что он
не справится с серьезными испытаниями.
В пьесе «Город на заре» жизнь многих
действующих лиц проходит совсем не глад-
ко. Белка Корнева, горячо полюбившая
хорошего, как ей казалось, комсомольца,
тяжко разочаровывается в нем. Оксана те-
ряет любимого человека, погибшего при
взрыве скалы. Это-——болышое человеческое
горе. Авторы не отделывалотся от него на-
игранной бодростью и декламационными
фразами. Оно остается в сердцах тероев до
последней минуты. Но мысль о работе, о
строительстве, наполняет смыслом их
жизнь. Личное счастье созидания не дает
горю опустошить человека.

Идея пьесы подсказала и ‘форму спек-
такля. Чтобы выразить отношение коллек-
тива к событиям, режиссура ввела хор
строителей города. Песней, ласковым ело-
ee или грозным молчанием откликается
он Ha происходящее. Хор как бы олице-
творяет совесть TOPOL юности, его мораль-
ную чистоту. Когда Альтману кажется, что
Е человек на стройке, когда Бе-
лоу узнает, что Оксана любит другого, из
хора раздаются ободряющие голоса, и это
придает всей сцене новый оттенок.

Убедительны и разнообразны  положи-
тельные терои. Они больше всего удались

- молодым авторам—актерам студии. Мечта-

тель Зяблик (артист М. Селескерили), He-
поколебимо убежденный в том, что город
юности будет построен, что будет в нем
площадь Фомы Кампанеллы и проспект
Карла Маркса, один из лучших ударников
строительства Жмельков, которого талант-
ливо играет молодой артист Н. Потемкин,
комсомолка Berka Корнев (артистка
Л. Нимвицкая)—все это живые, надолго
запоминающиеся люди.

Хорошо также играют Белоуса—А. Его-
ров, Альтмана—3. Гердт, Oxcany—A. Top-
мозова, Натану-—А. Богачева.

Неудача студии — образ начальника
строительства Багрова (В. Арбузов) —ста-
рого большевика, приехавшего в город, что-
вы ликвидировать последствия вредитель-
ства. Багров говорит правильные, но угне-
тающе плоские и равнодушные слова. Та-
кой персонаж уже встречался во многих
пьесах, он кочует из спектакля в спек-
такль. ЧЖаль, что мололой театр также не
уберегся от штампа. Странно выглядит в
пьес и секретарь горкома комсомола
Борщатовский (А. Гинзбург). По своим по-
ступкам Борщаговский-—явный вредитель,
и сложные его психологические пережи-
вания (a им отведено непомерно много ме-

ста) вызывают недоумение и раздраже-
ние.

Театр обошелся минимальным количе-
ством декораций, направив свои усилия к
тому, чтобы сосредоточить внимание зри-
телей на игре актера. В действие пьесы
органически входят музыка, песни, в боль-
IIMHCTBO своем родившиеся в студии. В
диалогах много юмора. Все это придает

спектаклю теплоту и лирическую окрашен-
ность.

«Город на заре»— результат двухлетнего
труда. Студийць сами оформляли спек-
такль, совмещали занятия в студии с рабо-
той на предприятиях и в учреждениях
с учебой в школах и вузах. Они работали

в обстановке ‘тесного трудового содруде
ства, помогая друг ДРУГУ,
взаимному творческому росту.

Bee это не может не вызывать супа
тии к молодому коллективу. Но в 10 #0

содействуя

время возникает невольная мысль: Roney

но, спектакль хороший, однако He Ch
трали ли актеры самих себя, куда пот
они дальше? Сумеют ли так же взволи-
ванно и искренне передать образы #186
сической драматургии?

Bee зависит сейчас от того, как бт
организована их творческая работа. Пер
вый спектакль студии определил характе
ее дальнейших исканий: это—романтизе-
ские, героические спектакли на материале
современности и произведениях влассич-
ской драматургии.

Станиславский не раз говорил 09 мое
ном значении студии в развитии тети.
Чтобы убедиться в истинности этого утв
ждения, достаточно вепомнить истор
Художественного театра, в среде ких
возникали новые студийные коллективы,
двигавшие вперед театральную культуру.

В сожалению, за последние годы такие
коллективы у нас почти‘ исчезли. Возни”
новение новых театров чалще всего носит
случайный характер, когда, в стенах 009
здания об’единялись люди разных ху408°°
ственных убеждений и вкусов.

Тем отраднее появление нового сту”
ного коллектива -—— первого за многие ге
ды. Он привлекает молодостью, страстно!
заинтересованностью, убежденностью B 1
деле, которое творит. Вредно был
утверждать, что спектаклем «Горох 88 3
ре» театр уже сделал какое-то новое 97.
крытие в искусстве. Работа сейчас толь
развертывается по-настоящему. Бомитет п
делам искусств, не отраничивая свою 10
мощь предоставлением помещения, orn!
повседневно следить за развитием талант
ливого коллектива, оказывать ему 160050
димую поддержку.

Б. ГАЛАНТЕР, А. ШАРОВ.

INT
Ta

В
oui
Toy
i
Я

у
у

фе

у

<3 oo