‚ 9. ФЕВРАЛЯ 1941 г; №42 (8450)

ЦРОНОМЫ В КОЛХОЗАХ

утом колхоз «Новая Калиновка» o6-
К има весть: из областного центра в ар-

нь приехав на постоянную работу ква-
< пошированный атроном. На кузнице,
ь ‹юевных аппаратов сеялки, в’ амбаре,
К сздкромов с семенами, в этот день появил-
» человек в сером пальто. Они присматри-
i ute х работе, лавал советы колхозникам,
киравлял ошибки, знакомилея с людьми.
} колхозе сразу почувствовали, что в
\ yom правлению артели пришел опыт-
\ д мботник. Эта уверенность укрепи-

у, когда агроном на рассвете пришел
\ иль как люди выходят на работу.
® [ициплина в колхозе была невысокая, и
x руно,  сстественно, — заинтересовался

сай

=‘. .

\   поном-комсомолец Николай Николае-
№ м Шсюкевич помог правлению артели
Tby иысить трудовую дисциплину,

` № быю ральше агротехнической учебы
iy злое. Тов. Масюкевич организовал
У уухок для актива и стал руководить им.
ми POOR ряд новых агротехнических
% икобов, подсказанных наукой и стаха-
4 apenoil практикой. В этом году, по пред-
% здению агронома, они будут внедрены в
№ пизводотво. Так родилась мысль о полу-
зник на б гектарах высокого урожая пю-
ops — по 1.200 центнеров с гектара
®10обу стахановца тов. Деркача.

\тронох раз’ясняет колхозникам поста-
звене Совнаркома СССР и ЦЕ ВКП(б)
{) юполнительной оплате труда колхозни-

ЖИ
ay]

} 3 38 повышение урожайности сельско-

0,

п
u

К иуфевенных культур и продуктивности
x smotmosoretsa 10 Vxpanucroht CCP».
hd   \поном пользуется в колхозе большим
ny.   ИТМ, К нему обращаются за. сове-
ба   И бухвально все члены артели.
а 18- Масюкевич работал в аппарате
\Чтохнрокого областного земельного отде-
 аСльшим желанием поехал он в кол-
Кое №0. Е ТВ, Масюкевич — не одинок. За
toy MUI срок из областном» земельного
ты ИВМ, сельскоховяйствонног — института
ши техникума в машинно-тракторные стан-
‚и: Ши и колхозы области выехало добро-
ак, ато и Частично по призыву более 70
тии MONO, SOOTOXHAKOB MW механиков.
(м SOHO кандидат партии Тихон Евсе-
yyy cant Иванов в последнее время работал
с ом в Житомирском сельскохозяй-
р,   Пинном институте, Ox избрал для по-
аинной работы колхоз «Врасный фрон-
‘рик, Тюбалекото района.
  № ею предложению две бригады в этом
sani   MY проведут перекрестный посев ячменя и
‘тет   88 #3 площади в 100 тектаров. Агроном
Во   Мет выработать, исходя из почвенных
ит, 8й колхоза, пормы высева этих
‘im wary). ® 7 января артель закончила
 1 мт всего сельскохозяйствениого инвен-
нь и. Колхоз отвел агроному хорошее жили-
№ беспечил его дровами. Общее cobpa-
ener   утановилю агроному оплату — 700
г ев месяц,
ote Пачальником  производственио-террито-
ayer тыюго управления западных районов
ета: Зомирекого областното земельного отде-
лили  2 9ботал коммунист-агроном Я. Ф. Ю-
‘еарчук. Недавно он попросил перевести
ош № работу на производство. Сейчас
ona ® — Колхозный агроном сельскохозяй-
reg ИВНЙ артели имени Коминтерна, Чуд-
прог №ао района, Тов. Комиссарчук создал
бои Пиехнический кружок, проведено уже
злаш [0 Мнятий. Агроном приступил к подго-
‘aut 8 парникового хозяйства,
ya.   Hevaro передовых специалистов области
улов Мювольно ушло из аппарата земельных
ит HOB па работу в колхозы. Часть спе-
думе Палютов пришлось вернуть на производ-
(ya) (0.
nag (ще на специалистов сельского хозяй-
0 м (3 очень велик. В областной земельный
1 пез уже поступили от колхозов тТребо-
  вшя прислать на постоянную paboTy
и» [6 агрюномов, 56 зоотехников, 7 ветери-
WX фельдшеров. Немало «заявок» To-
.  путает от МТС.
и  Иблюдаюхся и уродливые явления:
пи” ЗАних районах имеется до 30 агрономов,
ai 93 других, например, в Олевеком,—
мыю 4 агронома. Некоторые атрономы
ш’ Пыиваюг от поездки на производство,
ya   “mats в Житомире,
  С. ШУХМИН.

Житомирская область.

полной
времени опи считали, что Каахкинский
район выполнит свои обязательства перед
государством по всем культурам. В отли-
чие от ‘других районов, здесь было доста-
точно воды для поливов, много рабочих
рук, неплохо работали МТС.

научил районных руководителей.
в самое ответственное время полготовки к
севу, первый секретарь райкома партии
тов: Набатчиков ушел в отпуск, а секре-
тари райкома тт. Чапанов ‘и Макеюк не
бывают в колхозах и, что там делается,
ие знают.

ного земельного отдела
представил в райком партии информацию
о подготовке к севу. В ней сказано, что
в районе срывается закладка парников

ды»).

НОРМЫ

При обсуждении итогов минувшего сель-

скохозяйственного года и во время утвер-
ждения годовых отчетов колхозники много
говорили о нормах выработки. Передовые
люди колхозной
пожелания о том, что пора пересмотреть
существующие нормы и оценки в соот-
ветствии с теми изменениями,
произошли за последние годы
колхозов.

деревни высказывали

которые
В Жизни

Предложения колхозников заслуживают

большого внимания. Действующие сейчас
ee выработки установлены 8 лет на-
уровню производительности труда в кол-
хозах. Но за последние тоды в колхозном
селе выросли тысячи стахановцев, которые
показывают образцы высокой производи-
тельности труда. В районе есть немало та-
ких колхозников, которые перевыполняют
пормы в полтора-два раза.

Тогда они вполне. соответствовали

Учитывая рост стахановского движения,

передовые колхозы внесли некоторые из-
менения в нормы выработки, - увеличили

их. Но, к сожалению, в большинетве кол-
X030B они

привело к
го района
ея весьма
примеров.

остались без изменений. Это
тому, что в колхозах Рязанско-
в нормах выработки наблюдает-
пестрая картина. Вот несколько

В артели «Красная звезда» на пахоте

двухлемепным плугом норма — 1,8 тек-
а а в соседнем колхозе «Пятилетка» —
Условия злесь
колхозе «Верный путь» на уборке карто-
феля за 5 центнеров начисляют 1,5 трудо-
дня, & в колхозе им. 1 мая — за 10 цент-
неров 1 трудодень. В этом же колхозе на
конной жатке по норме надо убрать 6 гек-
таров, а в артели «Путь Ленина»—2 гек-
тара. Кстати, в колхозе им. 1 мая жат-
чик тов. Антипов скапивал за день по
12 гектаров.

тектара, хотя почвенные и другие

совершенно одинаковые. В

Во многих колхозах бросается в глаза

КОЛХОЗАМ НУЖНЫ НОВЫЕ
ВЫРАБОТКИ

явное несоответствие между нормами на
машинных и ручных работах. В артели
«Сери и молот» за косьбу 1 тектара яро-
вых хлебов жаткой начисляют 0,65 трудо-
дня, a за вязку 1 копны-—0,45 трудо-
дня. Выходит, что если машинист на
жатке за день скосит хлеб на пло-
mam в 5 гектаров, ему  начислят
3,25 трудодня, а вязальшице за 8 ко-
пен —— 3,6 трудодня. Завысив и те и дру-
тие оценки, правление колхоза все же
больше переоценило ручную работу. А каж-
дому ясно, чбо работа на машине требует
большей квалификации, а стало быть, и
более высокой оценки. ,
Неразбериха в нормировании труда кол-
хозников приводит к тому, что во многих
колхозах разбазаривают трудолни и тем
самым снижают их ценность. Кроме того,
заниженные нормы мешают дальнейшему
росту произведительности труда, стесняют
инициативу передовых колхозников. Суще-
ствующий порядок начисления трудодней
не учитывает качества работы. А ведь ра-
ботать можно по-разному. Возьмем пахоту.
Один пашет хорошо, а другой — кое-как,
с отрехами. Не за олинаково вепаханную
площадь им начисляют равное количество
трудодней. Правда, при приемке участков
бригадиру и председателю колхоза разре-
шается браковать работу и снижать оцен-
ку, но, как правило, этого не делается.
Поэтому многие колхозники вносят пред-
ложение, чтобы за хорошее качество ра-
боты делать более высокую оценку.
Заниженные нормы выработки и непра-
вильные оценки становятся тормозом даль-
нейшего развития артельного хозяйства,
Надо установить в колхозах новые, ©о-
ответствующие нынешнему развитию кол-
хозного производства, нормы выработки.

К. СУСЛОВ.

Главный агроном Рязанского
районного земельного отдела.

Рязанская область.

В Каахкинском районе плохо готовятся к севу

(Or корреспондента «Правды» по Туркменской OOP)

В прошлом году Каахкинекий район

работал плохо. Члан сдачи хлопка He вы-
полнен. Урожай этой важнейшей культу-
ры был меньше, чем в 1939 году. Вол-
хозы района собрали низкий урожай кар-
тофеля, капусты, зерновых культур.

Для областных организаций это было
неожиданностью. До последнего

В чем же дело? Вея беда в том, что в

прошлом году колхозы плохо подготови-
лись к весеннему севу, мало замасли мест-
ных удобрений, не применяли передовую
агротехнику. ie

Горький опыт пропглого года ничему не
Сейчас,

В конце января главный агроном район-
тов. Владимиров

для выращивания капусты и помидоров,
плохо с ремонтом инвентаря и вывозкой
удобрений. `

В 5 февраля в районе нужно было за-
ложить 1.500 парниковых рам под ка-
пусту и помидоры, подготовлено же толь-
ко 253. Навоза нало вывезти 1.500 тонн,
вывезено — 212. Один только колхоз в
районе приступил к яровизации карто-
феля.

Не лучше положение с ремонтом инвен-
таря. В колхозах, обслуживаемых Каах-
кинской NTC, из 180 плугов отремон-
тировано только 43. В артели имени
Воронгилова из 6 сеялок не подготовлено
ни одной. К ремонту культиваторов еше
не приступали.

В прошлом году в колхозе «Социализм»
поля под хлопчатником удобрялись плохо.
В результате’ урожай был низкий. План
слачи хлопка колхозом выполнен лишь на
69 процентов. С каждого гектара нело-
брано по 2 центнера хлопка. Не борются
здесь за высокий урожай и в нынешнем
году. Навоз вывозят слишком медленно.
За лень удобряют не более полгектара.
Такими темпами колхоз ие зажончит вы-
возку удобрений до наступления посевных
работ.

Непонятно, как в Каахкинском районе
думают проводить весенний сев?

И. КОЛЕСОВ.

СЫРЬЕВЫЕ ЗАПАСЫ ТУРКМЕНИИ

АШХАБАД, 11 февраля. (Корр. «Прав-
Отдел местной промышленности
исполкома Марыйского областного совета

ортанизовал поиски сырья для произвол-
ства предметов широкого потребления. В
пойме реки Мургаб обнаружено большое
количество прекрасного материала для по-
делки деталей к фургонам и арбам, а так-

же детских игрушек.

В 15 километрах от Мары имеются 09-
татейшие залежи известняка, пробный 0б-
жиг которого’ дал известь высокого ка-
чества. Залежи известняка были давно из-
вестны, но ло сих пор никто ие занимал-
сл их разработкой, известь возили по же-
лезной дороге из Кушки.

В районе Кушки найдена поваренная
соль. Там же обнаружены огромные место-
рождения алебастра.

ПРАВДА

Выставка «Наука и оборона»

ЛЕНИНГРАД, 11 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). Ленинградекий Дом занимательной
науки приступил к монтажу выставки
«Наука и оборона». В зале устанавли-
вается несколько механизиреванных маке-
тов. ий

Больнюй макет будет изображать про-
рыв укрепленной полосы. Другой макет
посвящен борьбе на море. В частности, бу-
дет показано действие магнитных мин,
взрывающих корабль. Третий механизиро-
ванный макет демонетрирует ночной воз-
душный налет на промышленный горох и
средетва противовоздушной обороны. Тут
же бут расположены образцы боевых
ерелетв.

Открытие выставки приурочиваетея к
ХХШ тодовщине Красной Армии.

—о_—-

Красноречивые цифры

РИГА, 11 февраля. (Корр. «Правды»). В
январе прошлого гола фабрикой «Рижская
ткань» влалел Роберт Гирш. В бухгалтер-
ских книгах фабрики записано, что в ян-
варе 1940 г. Роберт Гирш, как директор,
получил 28 тысяч латов «зарплаты». Ere
жена и другие родственники, числящиеся
членами правления фабрики, 3a этот же
месяц получили 13 тысяч латов. В этом
же месяце «председатель» несущеетвую-
шего акционерного общества Роберт Гирш
выплатил 10 тысяч латов месячной аренд-
ной платы хозяину земельного участка, на
котором стоит фабрика, Роберту Гиршу.

Таким образом, одна семейка фабрикан-
та за месяц получила более 50 тысяч ла-
тов. А 1.200 рабочим фабрики в январе
выплачено заработка 120 тысяч латов—в
среднем по 100 латов каждому.

В январе текущего года доходы нацио-
нализированной фабрики распределены сле-
дующим образом. Фонл зарплаты рабочего
коллектива составил 483 тысячи рублей—
в среднем более 300 рублей на каждого
рабочего. На дело социального страхования
рабочих израсходовано 40 тысяч рублей, на
культурные нужды — более 6.000 рублей.

Из ‘месяца в месяц фабрика выполняет
производственную программу. За блестя-
шие успехи в предвыборном социалистиче-
ском соревновании рабочий коллектив за-
воевал переходящее красное знамя Нарко-
мата легкой промышленности Латвийской

Г —о—
Возрожденный завод

КИЕВ, 11 февраля. (Корр. «Правды»).
В Измаиле семь лет не работал большой
пивоваренный завод. В нем сушили куку-
рузу, оборулование было распродано. Завод
намечался на слом.

Сейчас завод восетанавливаетея. Отре-
монтированы здания, машины, восстанов-
лены чаны. Получено сырье для производ-
ства. :

Завод дает в этом тоду не менее 10—
12 тыюяч гектолитров пива. В будущем,
после некоторой реконетрукции, производ-
ство может быть доведено ло 100 тысяч
тектолитров в год.

—O-—

Рекорды чулочниц

ВИТЕБСК, 11 февраля. (По телефону).
Стахановка-многостаночница Витебской чу-
лочно-трикотажной фабрики имени К. Цет-
кин Г. Рейман, установившая недавно: вее-
союзный рекорд выработки на чулочных
автоматах «Идеал», вчера, добилась нового
выдающегося успеха. На пяти автоматах
она выработала за смену 500 пар мужских
носков при норме в 293 пары. Такой вы-
сокой производительности труда не знает
еще ни одно чулочно-трикотажное пред-
приятие Союза.

Стахановки  чулочно-трикотажной фаб-
рики «КИМ», с которой соревнуются ста-
хановки фабрики имени. В. Цеткин, также
повышают  производительность труда.
8 февраля работница, Темнякова зажетле-
вала 1.070 пар дамских чулок при норме
в 500 пар. До сих пор наивыешая вы-
работка лучших кетлевщин Союза по это-

му асеортименту составляла 1.050 пар за   увеличением количества хоротих и отлич-

смену. («Витебский рабочий»).

Некоторые итоги экзаменов в вузах
(ОБЗОР СТАТЕЙ И ПИСЕМ)

Высшая школа в Советском Союзе —
на большом под’еме. Мероприятия прави-
тельства, ‘установивитие новый порядок
назначения стипендий в вузах, явились
могучим стимулом улучшения всей учеб-
но-производетвенной работы в вузах.
Стремление добиться отличных знаний, &
следовательно, и отличных оценок зна-
ний, охватило пгирокие слои советского
студенчества. Самая подготовка к экзаме-
национной сессии воочию показала, какое
огромное значение придали вузы весенней
экзаменационной сессии.

Как правиле, поступившие письма и
статьи ‘указывают, что экзаменационная
сессия показала повышение ‘уровня зна-
ний студенчества. Профессор Воробьев
(Томокий индустриальный институт им.
С. М. Кирова) пишет:

«Экзаминаторы отмечают спокойный

и уверенный тон ответов студентов на

экзаменах, более высокий уровень 3Ha-

ний по сравнению с прошлым годом».

Многио стуленты показали отличные
знания. большую подготовку, всестороннее
изучение предмета. Наш корреспондент
сообщает об экзаменах на историческом фа-
культете Ленинградекого государотвенеого
университета:

«Студент тов. Богемский глубоко
вскрыл великую роль теоретической ра-
боты товарища Сталина «Об основах
ленинизма» в деле идейного разгрома
троцкизма и защиты ленинизма. Студент
тов. Маркин показал хорошее знание ра-
боты товарища Сталина «Октябрьская
революция и тактика русских коммуни-
стов», .

Студент тов. Гепштейн
ский факультет) очень хорошо pac-
сказаа о книге товарища Сталина
«Марксизм и национальный вопрос», су-
мел показать ее историческое значение.

Приятно было слушать ответы” сту-
дентов — четкие, продуманные форму-
лировки, горячую речь».

Коммунисты и комсомольцы и на нынеш-
ней сессии, как правило, были в авангар-
ле учебы. 06 этом сообщает проф. Годнев
(Белорусский  сельскохозяйственный  WH-
ститут):

«Студенты-коммунисты занимают и в
учебе, и в общественной работе первое
место. Из 35 студентов-коммунистов 25
закончили второй семестр поошлого года
на «отлично» и «хорошо». В первом се-
местре этого года студенты-коммунисты
занимались еще лучше»,

Многие отличники не отраничиватютея
рамками программы, — любовь к предмету
влечет их к изучению добавочной литера-
туры. Вот, например, сталинский стипен-
mat тов. Обтемперанский (Воронежекий
тосухарственный университет). Уже co
второго курса, как сообщает напг коррес-
пондент, он начал вести научню-иселело-
вательскую работу, сделал несколько науч-
ных докладов. Прошедшим летом он собрал
материаль: по фауне заповедника Галичья
Гора и сейчас обрабатывает эти мате-
риальЕ,

Анализируя цифры оценок, проф. Год-
нев указывает, что при сравнении с pe-
зультатами экзаменов предыдущих лет,
когла было ло 80 процентов хоротих и
отличных оценок, получается лаже впе-
чатление о снижении успеваемости.

«Однако,— прибавляет он— на самом

деле, это об’ясняется ликвидацией либе-

рального подхода к оценке ответов, что
является само под себе значительным ша-
гом вперед по пути улучшения работы.

Отличные и хорошие отметки ставились

только за точные и литературно-грамот-

ные ответы».

В ря вузов значительное снижение
числа отличников дал первый курс. Or-
личники средней школы, поступивтие в
вуз осенью 1940 тода, согласно инетрук-
ции Комитета по делам высшей птколь за-
чиелены были как отличники на стипен-
дию. Экзамонационная . сессия показала,
что не все отличники средней школы су-
мели сохранить свои позиции в высшей
школе. 06 этом пишет директор Вмевекого
иняенерно-строителыьного института тов.
Эпельбаум. Он указывает, что наряду ©

(фипологиче-

ных отметок Ha старших курсах увеличи-

лось количество  неудовлетворительных
оценок на млалтивих: я

«На инженерно-строительном факуль-
тете обучается на первом курсе 54 от-
личник средней школы, из них в ре-
зультате зимних экзаменов осталось от-
личниками только 7 человек.

Имеются отдельные спучаи, когда <от-
пичники» средней школы, придя в вуз,
не имеют элементарных знаний в обла-
сти математики, физики и химии».

06 этом же явлении пишет тов. Вайсер
на примере ряда вузов Москвы, Киева и
Краснодара:

«Число отличников на первом курсе
резко упало. В Киевском институте пи-
щевой промышленности на 1 курсе было
107 отличников, имеющих право на сти-
пендию, осталось в результате сессии
22 отличника. В Краснодарском институ-
те жировой промышленности -вместо 36
осталось 14. В Московском институте
хлебопекарной и кондитерской промыш-
ленности вместо 34 осталось 13».

Тле причины этого явления? Основная,
главная причина, — в недостатках средней
школы. Люди кончают среднюю школу
зачастую без достаточных знаний, совер-
шенно необходимых в вузе. Письма ука-
зывают на то, что в средней школе уча-
щиеся не приучаются к самостоятельным
занятиям. Пришедший из средней школы
остается в стенах вуза «школьником».
Часть из них вовсе не по заслугам ечи-
талась отличниками.

«Имеется, — пишет тов. Эпельбаум, —
еще один серьезный недостаток, влену-
щий за собой приведенные выше пе-
чальные результаты на экзаменах на
первых курсах вузов. Депо в том, что
на выпускные экзамены в средней шко-
ле выносятся только дисциплины или
части дисциплин, изучаемых в десятом
классе. По предметам же, пройденным
в 8 и 9 кпассах, проставляют старые
оценки. Вот почему по математике, физ
зике и химии у многих пришедших в
вуз оказываются слабые знания».

В высшей школе, несмотря на большие
сдвиги, имеется еще много недостатков;
мешающтих подготовке высококвалифициро-
ванных специалистов. Письма прежде веего
товорят о том, что либерализм педагогов,
стремление к повышению оценок далеко не
изжиты в вузах.

Or экзаминатора во многом зависит’ об’-
ективность оценки знаний студентов. «До-
бренький» экзаминатор приносит вред и

`стулонту, и государству. Искусственно по-

вышая оценку, он прикрывает несовер-
тпенство знаний студента и, следователь-
но, культивирует среди студентов легко-
мысленное отношение к учебе.

Тов. Михайлов — инспектор-методиест
Наркомздрава РСФСР — пишет:

«В некоторых вузах еше имеются «до-
бренькие» зкзаминаторы. Вот, к примеру,
преподаватель основ марксизма-ленинизма
Московского стоматологического институ-
та тов. Потехин. Студентка М. не сумела
четко рассказать о ленинском законе,
неравномерности развития капиталисти-
ческих стран в эпоху империализма, а
тов. Потехин знания студентки М. оце-
нил на «отлично». Студентка Т. ни на
один вопрос не смогла стветить без пу-
таницы. Это не помешало тов. Потехину
дать оценку знаниям студ. Т. «хорошо».
Перед партийными организациями вузов

стоит задача полностью искоренить явле-
пия либерализма в оценке знаний студен-
тов. Олнако это не означает, что нахо
шарахаться в противоположную сторону,
перестраховыватьея, «закатывая» пачками
неудовлетворительные оценки.

Несомненно, нынешняя  экзаменацион-
ная сессия сыграла большую роль в жиз-
ни высшей школы. Глубокое и всесторон-
нее изучение итогов этой сессии поможет
устранить недостатки в организации учеб-
ного процесса. Много ‘надо еще сделать
партийным организациям, мноточисленным
препохавательским кадрам вузов. для того,
чтобы в полной мере осуществить ту пе-
рестройку, которая вытекает из мероприя-
тий правительства о новом порядке назна-
чения стипендий.

i _ nnn nnn oe

„ Кедостатки учета в промышленности

г
ИВ шей промьипленности в последние
цы промохолиг  процеее серьезного
придения воех звеньев заводекого  хо-
ета. Мы вое глубже и полнее начина-
1 топользовывать огромные возможности,
 авные на предприятиях Указом от 26
тия 1940 гола. Начинается внелрение
(ючного графика, наводится порядок в
УШвдогин, сокращаются админиотративно-
Ф  Зтвенные расходы и т. и.

№ вт до одного больного места в ра-

® промышленности до сих пор еше
№ лобралиеь, Речь идет об учете, который
радает множеством существенных нело-
(MaTKoB,

Правда, в последнее время были приня-
1 меры к сохралцению раздутого учета —
Трзнение ненужных ведомостей, форм
1 таблиц, устранение дублирования В
Изличтых видах учета. Но дело не толь-
№ в этом. Самый учет далеко me отвечает
  еб0ваниям жизни.

’` Ш заводах должен быть такой учет,
п} opt оперативлю помогал бы хозяй-
  GK руководить предлириятяем, да-
1 №41 возможность во-время ‘иметь ясную
(\ Е точную картину состояния производства,
(, звыял бы правильно использовать 009-

Рювание, материаль, задеть незаверлтен-

№ производства и проч. Для этого учет

Юлнен носить оперативный характер. Но

ть ли у пас такой учет?

Такого учета. мало еказать прямо, ма
водах сейчаю нет. Заводеким учетом за-
пимаются и главная бухгалтерия, и отде-

сяцев, & учет издержек производства опаз-
дывал па 8 месяцев. ‘

На большинстве заволов, даже таких
крупных, как Горьковский автомобильный,
Харьковокий тракторный, Уралватонзавол,
выполнение плана по номовклалуюе выяс-
няется лишь через 5—6 дней после окон-
чатия месяца. по произволительноети тру-
ла и расхолу фонда заработной платы—
13-—15-го числа и, наконец, 00 себестои-
мости— после 15-го числа. Баланс, как пра-
вило, составляется к 20—25-му чиелу. Ин-
тересы жо производства ‘требуют, чтобы
директор па друтой день после окончания
месяна знал, как вылюлнен план по но-
менклатуре, не позже чем через 5 дней
знал о вытолнении задания тю производи-
тельности труда и расхолу фонда заработ-
ной плать, О результатах снижения себе-
стоимости директор завода должен распо-
загать сведениями не позже 10-го числа
следующего месяца. к этому же времени
должен быть TOTOR ‘и баланс.

За границей на предприятиях учет по-
отатлен оперативно. Например, начальни-
ки цехоз подиритешикового завода «СЕФ»
(Швеция) получают осоновные данные 09
издержках производства за каждую неделю
немедленно после ее окончания. A y Hac
начальник цеха получает эти данные, в
лучшем случае, раз в мосящ и то © 0103-
данием на 8—10 дней. А. к директору
завода отчет о финанеотой деятельности
за месяц доходит в середине следующего
woe Aha.

В дореволюцщионное время мне довелось

и” 1 производственные, диспетчерекие, снаб-
и” депия, плановые и другие. Но, как гово-
  ся, «у семи нянек дитя 663 глазу».
7 Заводская статистика, к сожалению, ие
“ игла пригодна для оперативного практи-
ческого использования.
и’ Дело в том, что учет запазлывает, не
’ поспевает ва ходом производства и 19-
эму в значительной мер» становится
архивным материалом.

Директора, затюдов © полных результа-
TAX хозайственно-финансовой  деятельно-
(TH предприятий обычно ‘узнают не рань-
Me чем через 20-—25 дней после оконча-
ия месяща, & иногда и позжю. На Омском
автосборочном заводе дю Носледнего време-
Ни материальный ‘учет отставал Wa 6 ме-

работать бухгалтером в частном лесопро-
увииленеем предприятии. Я помню, тогда
отчетность юоставлялась в течение 3—4
дней, и самое позднее вся она была, готова,
через шесть дней после окончания месяца.
Учет был весьма ограниченным.

В интересах общегосударственного пла-
нирования и Учета отчетность ма налеих
совотеких предприятиях должна быть пол-
нее, чем на предприятиях капитахистиче-
ских. Но она должна быть избавлена от
излишеств, от учета ради ‘учета.

Когда  недавю в  Наркомередмаше
начали сокращать излишества в учете и
отчетности, то оказалось, что 13,7 процен-
та всего счетного персонала занималось
ненужной работой. Сокращены, как излиш-

ние, тысячи форм с десятками тысяч пока-
залелей.

Учитывается у нас очень многое, в том
числе и лишнее. В то же время учет не
всегла дает хозяйственникам точное пред-
ставление 0 подлинном положении вещей,
учет не отражает воего состояния завод-
ского хозяйства, а иногда отражает в кри-
вом зеркале. . i

OSsramo, Korla начинается новый Tol
предприятиям даются новые планы, X0-
зяйственники идут в главки, & плавки 0б-
ращаются в наркоматы с требованиями:
«Дайте нам дополнительное оборудование,
станки, машины». А в действительности
часто оказывается, чте оборудование на
заводах есть, оно бездействует, a пирек-
тора предприятий и начальники тглавков
о нем понятия не имеют. Главное управ-
ление смежной промышленности («Глав-
сможем») Наркомередмалиа представило
заявку © потребности в новых станках на
1941 тод. В частности, главк потребовал
13 токарных станков с высотой центров
в 150 миллиметров. при проверке wa
заводах этого же главка’ обнаружено 43
таких станка. Они лежали на склахах
неиепользованными. Далее гларк запросил
8 токарных станков © высотой центров в
300 миллиметров. Когда произвели пере-
пись оборудования, то на заволах главка ока-
залось 12 таких неиспользованных станков.

Главк «Автотракторолеталь» представил
заявку ма 4 февольверйых станка, & Ha
его заводах обнаружено 14 таких неуста-
новленных станков. Главк сообщил, что
ему нужно 5 новых сверлильных ставков,
а у него 14 таких станков бездействовали.

Bea это ярляетея, тлавным образом,
следствием неудовлетворительного сгетоя-
мия учета заводского оборудования. У пас
есть множество всяких форм и ведомостей,
водется большая статистика по учету ‘0б0-
рудования, но по-настоящему мы не знаем,
как 9370 сборудование используется. Не-
давно на предприятиях Наркомередиялта
произвели перепись наличного оборудова-
ния. И что же выяснилось?

Оказалось, что сейчас на заводах нар-
комата имеется более двух тысяч металло-
режущих станков, которые не только без-
действуют, но даже не поставлены в цехи.
Из этого числа многие станки совсем
не нужны предприятиям..

Директора заводов и начальники глав-
ков обязаны сами повоедневню контроли-
ровать использовалие оборулования. Ho 3a
учетох в этой области никто не слелит.

Отинаюово неблатополучно и © учетом
материалов на складах. У нас есть случаи,
когда сотни тони металла «пропадают»
на заводах буквально, как иголка в сене.
Как правило, на заводах каждый год при
инвентаризации обнаруживаются тромах-
ные недостачи материалов, в большинстве

своем фактически израсходованных, но
но учтенных. По заведенному  поряд-
ку эти недостачи просто смисывают-

ся. В 1939 тоду на предприятиях Нар-
комередмалиа списана была недостача ма-
териалов ма сумму в 34,1 миллиона руб-
лей ив 1940 году—в 31,1 миллиона: руб-
лей. На склалах Горьковского автозавола
имени Молотова только за 9 ‘месяцев
пропелого гота. было списано 980 тонн (61
Baron) кокса, 3.100 тонн мазута,

литров спирта-ректификата и 256 литров
денатурата. При инвентаризации не было
обнаружено более 7 тысяч автомобильньех
листов стоимостью в 345 тысяч рублей.
Межлу тем по документам все эти авто-

листы числились в чаличии. На заводе Ss

«исчезли» 536 питампюв стоимостью почти
в миллион рублей. По учетным карточкам
они имеются, тогда как на самом деле уже
давно ‘израсхолованы. :

Вот некоторые цифры педостат материа-
лов по лругим предприятиям. На Москов-
ском автозаводе недосчиталиеь разных ма-
терналов на 2 миллиона рублей, на Челя-
буненом тражторном заводе-— на, ‘2,8 мил-
лиона рублей, на предприятиях «Глав-
транемаша» — на 6,4 миллиона рублей.
Цифры, как видим, внушительные. Ho бы-
вает и наоборот. Учетные данные иногда
товорят © том, что материалы на заводе
отсутствуют, тогда как они спокойно ле-
жат на складах. Ведь не случайно же при
ревизиях на заводоких складах обычно
обнаруживаются материалы, которы» ле-
mar без движения по нескольку лет и в
учете не значатся. Сейчас на многих за-
водах комсомольцы, борясь за эковомию
материалов, заглянули на склады и обна-

ружили такие материалы, в которых пред-
приятия нуждаются, за которыми посыла-
ют гонцов в поставщикам.

Очень часто на заводах таким образом
возникают многолетние запасы материа-
лов. В отделе смежных производств Mo-
сковекого автозавода имеется огромный за-
пае вентиляторов для  газотенераторных
мапеин «3ИС-21». Их нормальный запах
495 штук. К 1 октября проптлото года на
складе было 2.600 вентиляторов. Но так
как точного учета не было, то в октябре
отлел еможных производств купил еще
100 вентиляторов; & в ноябре в запас ло-
бавил больше 1.800. Примерно такое же
положение и со стеклоочистителями.

На складе завода «Автозапчаеть» обна-
ружено 448 тонн кокса, тогда как годовая
потребность завода составляет всего 80
тонн. На заводе сельскохозяйственных ма-
шин «Араеоная звезда» на складе скопи-
лось 2.5 тысячи цилиндрических сверл,
тогда как в цехах расходуют за месяц...
24 штуки! С 1934 года на Челябинском
тракторном заводе хранится 1.635 тонн
апалтитовой руды. Заводу рула совершенно
не нужна и никогда не понадобится.

Таких примеров в заводской практике

встречается сколько утодно. В чем же де-
ло? Почему это происхюхит?
Причин этому несколько. Основная—
отсутствие контроля за образованием и
расходом заласов малериалов. Хранятся ма-
териазль ‘иногда, под открытым небом, цен-
ные материалы отпускаются навалом, 063
вавопивания. На наших, даже наиболее
технически совершенных заводах отпуск
материалов со складов производится bes
письменных требований. Нередко материа-
лы берутся в цехи без оформления и рас-
холуютея без учета. На «Ростоельмане»
16 тызяч метров брезентового полотна для
комбайнов были израсходованы без вея-
кого учета. ,

Bee цехи имеют месячные лимить pac-
хода материалов, которые вылаются им в
соответствий < программой. Но в действи-
тельности материалы часто отпускаются
0 складов независимо от этих лимитов.
Лимиты существуют сами по себе, а мате-
риалы расходуются сами по себе.

Бывают и ‘такие случаи, когда мате-
риалы прямо из ватонов оторавляются в
пехи и расходуются, минуя заводской учет.
Так, на Московоком автозаводе среди «ма-
терлалов в пули» долго числились 134
тонны стальных труб, в то время как они
были давно израсходованы.

Нужно установить строжайшую ответ
ственнюсть онабженцев, кладовщиков и ра-
ботников материального учета за точное.
оформление поступления и расхода мате-
риалов. Наряду © этим учет материалов
нуждается в коренном ‘упроптении.

Наконец, у нас нет точного учета, неза-
верльенного производства. На заводах су-
ществуют специальные оперативные орта-
ны, Диспетчерские отделы, которые 906я-
заны следить за движением деталей в про-
изводетве, обеспечивать необходимые залелы
деталей для комплектования мапеин. № со-
жалению, этот, казалось бы, наиболее опе-
ративный учет тоже отличается вевероят-
ной путаницей, отстает от жизни. Дифек-
тора, предприятий во многих случаях име-
ют самое сбивчивое предетавление 0 ¢o-
стоянии залелов производства, так Kak
диспетчерский учет не всегда отражает
устинное положение вещей. Например, на
Сталинпралеком тракторном заводе в янва-
рэ нынешнего года в течение лвух хеках
не выпуокали тракторов, так как, по об’-
яснению диспетчерского отдела, не было
троса, без которого отправлять малины
невозможно. Но вот трое прибыл. И тут
неожиданню  выменилось, IPO тракторы
нельзя отправлять, так как лля их уком-
плектования нет... плоскозубцев, которые
делает сам завод.

Пользуясь ‘неточностями оперативного
учета, в некоторых случаях в заделы
включают бракованные детали. В литей-
ной ковкого чугуна Московского автозавола,
детали № 14031— «ступицы» были изто-
товлены в количестве 5.400 титук. Пол-
года эти летали числились годными в 3a-
деле. А потом, при инвентаризации, ока-
залось, что все 5.400 деталей являются
браком.

Детали и части машин учитываются
приблизительно, как-нибуль. На заводах
можню  услышаль тажие рассуждения:
«Чего вы хотите от оперативного учета?
Ведь он же не может быть точным? ». Это
создает почву для сокрытия брака, прици-
сок, хишений и бесхозяйственного pacxio-
дования материальных ценностей.

Bee эти факты свидетельствуют © том,
что учет в нашей промытиженности нуж-
дается в серьезном улучшении.

Н. ЗАРУДНЫЙ.

Главный бухгалтер Наркомата
среднего машиностроения.