Юго-западнее
Кременчуга

Упорные бон юто-западнее  Клеменчута
илут беспрерывно. В связи © установившей-
ся солнечной, яеной погодой они стали ещё
горячее. В сражение с обеих сторон вклю-
чилиеь большие силы авиации. За один
только лень в воздушных боях напеи истре-
бители сбили 22 вражееких самолёта.

Наши танки, прорвавшиеь в птубину не-
мецкой обороны, захватили населённый
пункт. Два дня танкисты дрались © круп-
ными <илами’ немецкой пехоты, составляв-
шей гарнизон этого пункта. Они не только
очистили населённый пункт от немцев. во
й отразили несколько контратак вражеской
пехоты и танков. Когда подоспели наши пе-
хотные части, танкисты ударили во флант
немецкой группировке и, развивая успех,
заняли ещё хва населённых пункта,

В одном районе немцы  сосредоточили
танки и пытаются отразить наш удар. Они
несколько раз бросали на этом. участке в
контратаку свою пехоту при поддержке
авиации.

Ha борьбу ‹ немецкими танками выцви-
галиеь бронебойщики и артиллерия, которая
стреляла с открытых позиций. Hama rank
и самоходные орудия действовали из засад,
хорошо замаскированных. Немецкие танки

. ветречалиеь отнём ещё на подходе к нашим
позипиям, полбивались и полжитгались. Все
немецкие контратаки были отбиты, при чём
немцы потеряли мното малкин.

В этих безуспешных контратаках немцы
несут огромные потери. Только за один
лень на участке одного соединения убито
более 600. вражеских солдат и офицеров.
Захвачены пленные. я

Захваченный в нлен ефрейтор . Гертарят
Янзен рассказывает:

—- Налиа дивизия в период летних боёв
потеряла почти весь свой личный состав.
Много раз она пополнялась, но этих по-
„полнений хватало не надолго. В начале
ноября в боях е русскими танками хиви-
зия потерпела окончательный разгром,
‘была смята в расоеяна. В серехине ноября
в Вривом Роте нас собралось всего 200
человек. вих сформирован батальон,
который на-жнях снова был брошен в бой.
Цосле первого же боя в живых осталось
не более 100 человек.

Пленный солдат Иосиф Оманчик пока-
зал:

— Осталки нашей разбитой дивизии
‘распределены по разным частям.

Немцы юто-затладнее Кременчуга
тивляются ожесточённо. Ho наши войка
налосят врагу удар за ударом, отбивая у
него всё новые населённые пункты.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

`ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,   декабря.

Б еспример НЫЙ
воздушный бой

. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 декабря.
(Спецкор ТАСС). Над линией фронта ‘про-
ивошёл воздушный бой 8 наших самолётов
-с 58 немецкими бомбардировщиками и со-
:провождавиими‘ их истребителями. Этот
неравный бой закончился победой совет-
ских лётчиков.

Четыре наших «Ильютнин-2», ведомые
капитаном Богровым из части майора Ма-
тикова, получили приказ нанести удар по
пехоте, и автоманинам противника, двигав-
шимся к линии фронта. Штурмовики шли к
цели под прикрытием четвёрки’ истребите-
лей «Яковлев-!».: Полет происходил на вы
соте 1.300 метров.

Недалеко от позиций одной нашей стрел-
ковой части капитан Богров’ заметил до
50 бомбардировщиков «Ючкерс-87», кото-
рые под защитой восьмёрки «Мессеримит-
тов» бомбардировали окопы наших войск.

- — Внимание, впереди «Юнкерсы», —
_дередал но радио Богров своим ведомым.
Смелый план’ возник у командира. Тотчас
же последовала команда: . «Атакуем <
керсы!»

`Четыре штурмовика с дистанции 1.000 мет-
ров открыли пушечный огонь по «Юнкер-
сам», приготовившимся уже пикировать. В
-это время наши самолёты прикрытия под
командой капитана Базарова завязали воз-
пушшный бой с истребителями противника.

“Атака наших штурмовиков вызвала заме-
-шательство среди немецких бомбардиров-
щиков. Они стали выходить из пике не в
круг, как обычно, а по 4—6 самолётов на
“разных высотах. Капитан Богров сбил «Юн-
`керс». В этот момент мимо него в бесто-
рядже проходили 7 немецких бомбардиров-
WHKOB, видимо, отставшие от основной
группы. Улучив удобный момент, стрелок
Бельтиков двумя длинными очередями сбил
ешё один «Юнкерс». ‘

Фашистские истребители не могли ока-

зать помощи своим бомбардировщикам, так

как с момента начала боя и до его конца
были связаны смелыми атаками лётчиков
капитана Базарова.

`Сын и отец воюют вместе

_ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 1 декабря.
{Спецкор ТАСС). Ротный письмоносец по-
дал сержанту Алексею Стафееву сложен-
=ное треугольником письмо, и тот сразу y3-
нал почерк своего сына Николая. Уже из
первых строк отец понял, что сын его ра-
нен. «Ты, отец, не волнуйся, — писал Ни-
`колай, — я быстро вылечусь и “снова пойду
-бить фашистов. Хороню было бы, если бы
ты приехал меня навестить».

Командир разрешил сержанту с’ездить в
госпиталь. Он выполнил и вторую его
-просьбу: походатайствовать о направлении
‚ красноармейца Николая Стафеева в под-
разделение, где служит его отец.

Радостной была встреча отца и сына. Они
не виделись с начала Отечественной войны.
Обо всем поговорили — и о боях, в кото-
рых участвовали, и о семейных делах. У
_Алексея Стафеева два сына сражались на
фронтах. Третий работает на военном заво-
-де в тылу. Самый младший — Александр
учится в сельской школе. Один из сыно-
зей — Василий, отважный разведчик, по-
‚риб смертью храбрых.

Крепко дрался с фашистами и мстил за
его смерть старый русский’ солдат, всту-
пивший на фронте в ряды большевистской
партии. Ha ero счету — 24 уничтоженных
фашиста. :

Просьбу бывалого воина удовлетворили.
Сразу, как только зажили раны у Николая,
его направили в роту, где служит отец,

`Фронтовики коммунист Алексей и комсо-

молец Николай Стафеевы хорошо изучи-.
ти своё оружие, отлично несут фронтовую

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

На рассвете

Вчера в пятой роте провожали Егора
Филинповича Руженко — первого номера
пулемётного расчёта. Егор Филипнович —
человек пожилой, хмурый, лицо у него
тёмное, может быть, потому, что два года
он воюет — всё время пыль, солнце, ветер,
а может быть, потому, что пятнадцать лет
до того Руженко работал забойщиком в
Боково-Антраците, и угольная пыль велась
так, что её не смоешь.

В. роте. Егора Филипповина  нето что
очень любят, но уважают: всё он делает
правильно, ‘спокойно — с таким воевать
хоропо. Был у Руженко приятель Петров.
Тот рассказывал, как они уходили из Бо-
ково-Антрацита:

Шахту взорвали, осколок попал Ружен-
ко В руку. Кровь полилась на землю. бн
точно не замечал, а потом тряхнул голо-
вой и говорит:

— Hy, wo ж, раз кровь моя TYT, MO-
жет, и я вернусь.

И пошёл...

Егор Филиппович в роте в самого нача-
ла. Два раза был ранен и два раза возвра-
щался. Все привыкли к нему. Так что, ког-
да Сеня Гарбуз, связной из штаба, сказал,
что вот Руженко увольняют, никто не по-
верил. Но пришёл командир и подтвердил:

— Верно, увольняют. Старая рана рас-
крылась, затянуло, но врачи признают —
«негоден, отвоевался». Ну, Руженко и там
пригодитея, шахты ведь восстанавливают.
Ну, а он... он, говорят, мастер знаменитый.
Надо другого первого номера найти.

Значит, увольняют... у

С места, где зарылась пятая рота, виден
город, занятый немцами. Колокольня стоит
белая и купол, серебряный от луны. Одно-
му этот город дорог потому, что это родной
дом, а почему и Мурзаев, и Баркатьян ‘не
спят? Почему все глядят на серебряную
колокольню и думают, думают? 0 чём?

Вот завтра, значит, Руженко  нопро-
щается и пойдёт домой. Просто сказать —
«пойдёт домой». Это, как в мирное время
было. Раннее, раннее ‘утро. Совсем emé
темно. Станешь около закрытых ставен, Tak
тихо, что, кажется, слышно, как сонно
дышат люди. Совсем ещё ночь, а какой-
нибудь старичина-машинист спешит по
путям, шуршит галькой на насыпи, торо-
пится к своему паровозу, соскучился за
ночь. Один, а всё-таки, значит, утро скоро.
Скоро все подымутся.

Скоро утро.

Бойцы не спят — может, потому, что
думают, а может быть, потому, что обед за-
поздал. Днём такой огонь был, что не под-
везли.

Руженко ползёт от окопа к окопу, — в
рост и ночью не пройдешь, — и каждому
MCT руку, с каждым прощается. А Спан-
дарьяну он дарит фляжку. Спандарьян —
его лучший друг.

Потом слышно, как Руженко разговари-

вает с командиром. Команхир говорит:
— Вот Исаева вместо тебя поставим.
Но Руженко не нравится Исаев.

— Хлопотлив он, товарищ лейтенант.
Разве можно доверить?

Стены

Киевляне хототю знают большой пом по
Львовской улице № 24 — областной воен-
ный комиссариат. Сюла приходила моло-
дёжь за путевками на фронт, отсюда ей
открывалась дорога к подвигу, к воин-
ской славе. Памятный дом, памятная ши-
рокая площадь во дворе.

Пришли немцы, и жители Киева нача-
ли далеко обходить этот дом и двор,
обнесённый колючей проволокой. Ha sopo-
тах висела большая вывеека: «Штаб по
набору рабочей силы в Терманию. Киев—
Украина. Пересыльный лагерь».

Сюда фаапистекие людоловы егоняли из
всех областей Украины сию схваченных

i

ими мирных людей. Здеь они держали
пленнаков неделями, пропускали через
медицинский осмотр, отеюда тнали их

на вокзал. Украинские девушки, покидая
двор, обнимали друг дружку и сквозь плач
говорили:

— До свидания, девочки! Может быть,
навеки...

За последнее лето десятки тысяч укра-
иноких юношей и девушек прошли через
этот немецкий пересыльный латерь. Повез-
ли их чужие поезда в чужую сторону.
Остались стоять каменные казармы, свиде-
тели пыток, свидетели насилий над вольно-
любивым украинским нафолом. Шро мучив-
птихся злесь людей. про их страдания рас-
сказала нам Мария Ивановна Мартынен-
ко — жена проживавитето тут пюфера.

— Начальником  латеря, — сообщила,
она, — был лютый палач, немец Ерамзе.

Сюда сгоняли девушек и парней, даже
14-летних ребят. На базарах, на улицах
  немцы устраивали для этого облавы.

Спали люди на голом цементном полу ка-
зармы, голодали. Кормили их раз в день
какой-то отвратительной похлёбкой, били
палками, сажали за, малейшую провинность
в камеры е решётками. Сначала отпразля-
ли невольников на вокзал по утрам, а по-
том етзли поднимать в 3 часа ночи...

— Да что рассказывать! — оказала
в заключение Мартыненко. — Вы прой-
дитесь в казармы, почитайте, что там на
стенах написано. Стены вам больше pac-
скажут...

Во дворе две больших каменных казал-
мы, одна для мужчин, другая для жен-
щин. Грязь на полу неимоверная. В углах
ещё валяются остатки соломы, лохмотья—
жалкие следы пребывания здесь людей.
Стены, подоконники, двери испешрены,
надписями. Попадаются рисунки, антигит-!
леровекие карикатуры,  зачёркнутые, но
так, что их можно различить. т

Тысячи девичьих имён и фамилий, наз-
вания сотен сёл Киевской, Черниговской,
Полтавской и других областей Украины
проходят в этих надписях. Горе и нена-
висеть водили рукою писавших.

дороги. Фашисты ловили их и опять при-

И на Лебеденко Егор Филиппович не
надеется. Лейтенант выжидает несколько
секунх. Ae ra

— Просто тебе жалко машинку отда-
вать, — говорит он.—Не Лебеденко плох,
& пулемёт хорош. Привык. Так, что ли?

Руженко молчит.

Потом говорят о том, как ехать домой—
через Харьков, Горловку, и всем интересно
слышать названия городов. Как они сей-
час звучат мирно, ласково. Города по пути
домой. Вот и Харьков, значит, стал горо-
дом. по пути домой. А под. Харьковом по-
гиб старшина Косяк.

Руженко собирается и ныряет в ход со-
общения. Да и повар, наконец, явился, так
что прошание заканчивается. Теперь по-
есть и спать. Но рота не спит почему-то.
Днепр сейчас тихий, звезды чуть-чуть по-
качиваются на его глади. Мина попала в
звезду, взбаламутила все. Но разошлись
круги, и снова покачивается светлая лас-
ковая украинская звезда.

Перед светом пришёл посыльный Гарбуз.
Приказ, бой. Ещё какая-то фигура, боль-
шая, широкоплечая, показывается из хода
сообщения и ползёт к командиру.

— Братцы, да это же Руженко. Это же
Егор Филипович.

А Руженко подполз к командиру.

— Что ж ты?’— спрашивает лейтенант.

— Явился, — отвечает Руженко.

—- Тебе врачи запретили, зачем явился?

Руженко не отвечает, хотя положено
отвечать. У него есть такой . обычай:
смотрит прямо в глаза, шевелит губами—
и ви слова.

— Чью х ты? -—— спрашивает ещё раз
лейтенант,

— Ла вот вернуться решил,— говорит,
наконец, Руженко. — Два года шел, вое-
вал... Не могу я уходить, товарищ коман-
дир. Может, и желаю, но не могу. Раз-
релгите в бой с вами итти. Раны потер-
пят, а уж потом пелечусь, — говорит Ру-
женко.

— Ну, ладно, — смеется командир. —
Спасибо за службу, пробирайся к себе.

Исаев молча уступает место у пулемёта.
Окопчик узкбват для Руженко. Он торо-
пится скорее подправить. Спандарьян про-
тягивает фляжку, но Руженко не берет.
«На войне раз подарене, так подарено».

Начинает бить артиллерия. Командир
подает сигнал. Рота. поднимается, бежит,
прижимаясь к разрывам. Впереди не коло-
кольня, & стена дыма, пыли, комьев зем-
ли, вснышек разрывов.

Как будто все города и сёла пришли
посмотреть на этот бой. Как будто путв
ко всем городам лежит через эту стену
пыли, дыма; комьев земли, осленительно
ярких вспьшиек разрывов.

Руженко бежит вслед за разрывами впе-
ревалку,  по-шахтёреки, и кажется, что
медленно. Ho это только кажется, что
медленно. И вся рота бежит за ним.

Вот уже город рядом.

Вот уже совсем близко родной город,

А. ШАРОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

кричат

На окне — строки:

Прощай, мила Укратно,
Т ви, ридн: дитЕи!..

Характерную надпись на стене остави-
ли одинналцать девушек из села Красное
Зтуровского района Полтавской области:

«Здесь мы находились две недели, му-
чились, ели баланлу один раз на день, а
клопы ночью не давали нам покоя. Мо-
жет, ещё будем мучиться две недели, —
кто знает? Прощайте, наши товарищи, не
попадайтесь сюда, выкручивзйтесь! 3a-
играйте, медные трубы, оставайтесь здо-
ровы, украинские люди!.. Выехали 31 зв-
густа».

А вот что записал Василий Струк
21 сентября:

«В 60 километрах от Киева, по ту сто-
pony Днепра, находилось село Ядливка.
Было в нём 1.500 дворов и 6.000 наее-
ления. Немцы веё село сожгли, а мирных
людей выгнали в Германию, на вечную
каторгу и муку. Их тут всех мучают,
бьют и голодом морят. Никогда ещё не
было, чтобы так людей истязали!..»

Раскрываем дальше каменную книгу:

«Прощай, милая: Украина! Ты будешь
свободная, & мы едем в проклятую Герма-
нию. Цвет Украины угоняют немцы».

«Тут не жили, а дни отживали...»

Схваченные ночью полицейскими и нпо-
саженные за колючую проволоку, парни и
девушки мечтали о побеге, и часто им
удавалось бежать. 06 этом тоже евиде-
тельствуют надписи на стене: —

«Здесь сидели Девчата, на этом окне, и
думали, как удрать домой. Да здравствует
родной дом!»

«Если можно, — удирайте, а нельзя, —
пропадайте!»

«Удирзть надо!» — энергически выра-
зил 6в0ё мнение кто-то ‘из невольников.

Из одной казармы в другую кочуют
06060 - выразительные надписи, удачные
частушки.

Гитлеровцы, видимо, пробовали стереть
следующую надпись:

«Да стинет Гитлер со евоей  сворой!
Скоро придёт время, когда он будет ви-
сеть на суку вместе со своими собаками».
Отовсюду здесь рвётся крик измученных
людей, звучит просьба:

«Отометите за нас палачам!»

Убегали люди из казармы, с вокзала, с
водили на Львовскую 24, сажали в ine!
ры за железные решётки.

‚ Углем на стене написано:

«В этой камере страдало 13 краено-
градских орлов...»

Вот оставили свои фамилии на стене
девчата из села Мироновки Киевской 0б-
дасти: Rara Дрига, Настя Запорожец,
Нина Кузьменко, Мария Коваль и другие,
сидевшие здесь 12 августа 1943 гола. В,
конце пригиека: «№ прибудет сюда 13
Мироновки, пусть прочитает наши имена
и помянет нас, так как мы уже не в93-
вратимея».

a ee Ef A р he ee pa ag a a ne nett aera ee ns ee erent >
ag teh aa mc enn nN ————

В Калининском Оуворовском военном учи-
лище. На снимке: воспитанники в строю.
Фото Е. Тиханова. (ТАСС).

Хлеб в
государству

ГОРЬКИЙ, 1! декабря. (ТАСС) В кол-
хозах области активно проходит продажа
излишков хлеба государству. Члены артели
«Заря» Арзамасского ‘района тт. Козлов,
Воронин, Чайкин, Грачёв, Кочетков, Лапа-
ве и Жаднов продали в среднем но 120 пу-
дов хлеба. Председатель колхоза вет-
ская деревня» Богородского района тов.
Сечков продал государству 100 пудов хле-
ба Такое же количество зерна выделил
пастух колхоза «Ударник» Дивеевского
района тов. Синяков.

области продали государству свыше 4 мил-
лионов пулов RA
*

СТАЛИНАБАД, 1 декабря, (ТАСС).
Каждый день на заготовительные базы
Таджикистана приходят красные  обозы,
груженные зерном. 26.000 пудов хлеба про-
дали государству и вывезли артели Дага-

пудов — Файзабадского района,
сельхозартелей «Первое мая» и имени Кар-
ла Маркса Яванского` района продали го-
сударству ‘из личных и артельных запасов
5.700  пудов.

и колхозники Чечено-Ингушетии, вытюлнив
годовой план поставок, продают излишки
зерна государству. Артели Урус-Мартанов-
ского и Назрановского районов продали
26 тысяч пудов хлеба, столько же прода-
ли колхозники из личных запасов.

*

РЯЗАНЬ, 1 декабря. (ТАСС). Тракто-
ристки женской бригады Дарьи Гармаш
(Рыбновская МТС) продали государству из!

мов —20 пудов и другие. Трактористы
Рыбновской МТС продали 600 пудов зерна.
Колхозы и колхозники Больше-Коровин-
ского района за несколько’ дней продали
государству 15 тысяч пудов зерна.

*

УЛЬЯНОВСК, 1 декабря. (ТАСС).
области широко развертывается закупка
хлеба. Члены колхоза

CTBY из_личных запасов 1.200 пудов зерна.
`виков такое же количество зерна. Много

хлеба продали государству колхозы С
Майнского района.

артели имени Орджоникидзе селения Шро-
ма Махарадзевского района известны
Украине, как зачинатели соревнования тру-

eB это соревнование в годы мирного
строительства было широко подхвачено
заводами и фабриками, академиями наук,
театрами, институтами, школами двух брат-
ских народов.

Теперь в освобожденных от врага горо-
дах и сёлах Украины вновь с любовью и
гордостью говорят о колхозниках из гру-
зинского селения Шрома. Верные давней
\ крепкой дружбе с колхозом имени Сталина
Генического района Запорожской области,
они организовали помощь этому колхозу,
пострадавшему от рук фашистских грабите-
лей. Колхозники селения Шрома собрали
для передачи геническому колхозу зерно,
сельскохозяйственный инвентарь, выделили
скот, 2.000 предметов одежды и ‘домашнего
обихода, много ‘фруктов, продовольствия
книг и пр.

Вместе с коллективными отправляются
  Украину и индивидуальные подарки.
Грузинский колхозник Мжавананадзе под-
нес замечательный подарок колхозникам
Генического района, у которых он гостил
в 1940 году. Его посылки содержат: 2.000
штук цитрусовых плодов, 10 пудов зерна,
предметов домашнего обихода.

Фронтовой месячник
на лесозаготовках

БЕЛОМОРСК, 1 декабря. (По телегр: от
с0б. корр.). Сегодня на всех лесоучастках
Карело-Финской ССР начался фронтовой
месячник, об’явленный по предложению
республиканской конференции молодёжи
лесной промышленности.

Началу месячника ‘везде прелшествовала
большая подготовительная работа. На со-
вещаниях актива лесопунктов и собраниях
рабочих приняты конкретные обязательст-
ва н намечены мероприятия для их вынол-
нения.

В обязательствах каждого коллектива,
каждого стахановца указаны цифры, кото-
рые говорят о многом. Бригада знатного
лесоруба Карелии орденоносца Анны Фо-

Много надписей стёрто вражеской   py-

кой, много карикатур н рисунков перечёр-   месячных

кнуто. Но правды не стереть никому. Не
скрыть. фашиетам следов своих мерзких
злодеяний. Отены кричат! Они sommor o
мщения.

М, ШЕРЕМЕТ.

миной обязалась выполнить в декабре два
плана. По две нормы в день
обязались вырабатывать и многие другие
бригады.

Готовясь к месячнику, бригада Ермоли-
ной выполнила
дневки ноября на 230 процентов. Сегодня!

Ермолина вышла в лес с твердым реше- лища оборудованы

хием перекрыть своя прежние показателя

личных запасов 240 пудов хлеба. Их при- родине плеяду славных офицеров, высит-
меру последовали комбайнер Стародымов,  ся трехэтажное большое здание.
продавший 50 нудов зерна, механик Аки- строгом корпусе с длинными коридорами, с

имени Молотова   ВЗЯЛИСЬ за звонок.
Чердаклинского района продали государ-  Под ема.

Сурский райпотребсоюз закупил у колхоз-  Ученики выстраиваются по классам и от-

TapO-   nop.

Отечественной войне
самоотверженно сражался за
независимость нашей родины. Видно, и в.
сынах сказалась. та же боевая
Млогие суворовцы — воснитанники Крас-
ной Армии, Они уже
схватки боёв и сами получили правитель-
ственные награды: у Ильи
  медаль «За боевые завлути», у Воли Ру-
женцова — «За отвагу». Сейчае, одетыв в   ПЕРОВ Красной Армии отведено прекрасное
форменные шинели, затянутые
задание послелней пяти-  ОНИ уже щеголяют военной выиравкой.

ЧЕТВЕРГ,

Вчера начались занятия

}

2 ДЕКАБРЯ 1943 г. № 284 (8277)

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
БЪ—— т ыы——[—5ЫЫ— — ——————

в Суворовских училищах

Первы

За стенами красивого трёхэтажного зда-
ния C архитектурно оформленным парад-
ным входом раскрывается интересный,
своеобразный мир детей, жизненным при-
званием которых станет отныне военная
деятельность, овладение суворовской нау-
кой побеждать. Здесь размещено Валинин-
ское Суворовское военное училище.

Своеобразие этого учебного заведения
подчёркивают десятки деталей, начиная ©
коротких и выразительных изречений ве-
ликого русского полководца Суворова, на-
чертанных на стенах вестибюля, и кончая
прекрасным оборудованием военного каби-
нета, в котором представлены образцы раз-
личных родов оружия, находящегося на’.
вооружении нашей армии.

Воспитанники училища“ дети воинов.
Красной Армии и партизан, дети-сироты,
которых фашистские мерзавцы лишили ро-
дителей— начали с’езжаться в училище из
Москвы и районов Московской области, из
Ярославской, Калининской, Ивановской,
Смоленской областей две недели назад. За
это время мальчики, для которых Суворов-
ское училище станет теперь не только
учебным заведением, но и родным домом,
успели оевоиться с классами и кабинетами,
общежитиями, столовыми, клубом, позна-
комиться CO своими воспитателями-офице-.
рами и. друг е другом. Все мальчики про-
шли медицинский осмотр, получили при-
гнанное по росту новое обмундирование.
Ребята надели чёрные брюки с лампасами,
подпоясали ремнями суконные гимнастёрки
с красными погонами, одели хромовые
ботинки; им выданы чёрные шинели со
светлыми пуговицами, тёплые каракулевые
ушанки.

За время, прошеднтее ло начала заня-
тий, воспитанники научились подниматься
по. сигналу в 6 часов 30 минут утра и

санию вплоть до момента отбоя в 22 часа.
Ребята занимались строевой подготовкой,
физическим трудом, массовой работой в
клубе, постепенно втягизаяеь в строгий
режим, вживаясь в новый для них быт
военного. училища.

Не дожидаясь сигнала, поднялись сегод-
ня юные суворовцы от сна, преисполнен-

го года в Суворовских училищах страны!
После завтрака начальствующий и препо-
хавательский
зале. Под звуки
чётко

оркестра ` торжественно,

с офицерами-воспитателями.
Среди вошедших в зал — внуки чеген-

поздоровалея е воспитанниками.

й день

oF
жающегося теперь за родину нодполковни-
ка Александра Чапаева; Какой полный
тлубокого значения символ служения свое-
му народу с оружием в руках представ-
тают эти три поколения славного рода
Чзпаевых! Среди питомцев училища, 3a-
мерших в рядах по команде «смирно», —
13-летний Виталий Морозов, прибывший
в училище © фронта. Юный патриот роди-
ны награжден за доблесть и мужество в
боевых операциях против немцев медалью
«За отвагу». Вместе с ним приступают Е
занятиям сын ржевского партизана, рас-
стрелянного гитлеровцами, Юрий Дроздов;
сын Участника Отечественной войны, тол-
ковника, награждённого тремя орденами, —

Володя Тарасов.

Начальник училища генерал-майор Виз-
жилин, приняв рапорт ‚дежурного офицера,
В ответ
раздалось дружное: «Здравия желаем!»

Генерал-майор обратилея в мальчикам с
речью, поздравил их с зачислением в ря-
лы воспитанников Суворовекого военного
училища, призвал с достоинством и честью
носить это высокое звание, показывать 0б-

разцы дисциплины и прочного овладения
знаниями.
Во главе © офицерами-воспитателями

мальчики разошлись по классам, тлубоко
взволнованные, полные горячего стремле-
ния отличной учебой отблагодарить роди-
ну за сталинскую заботу об их судьбе.
Первый день учебы начался. В учили-
me воцарилась тингина. Во всех классах
идут занятия. У воспитанников младшего
приготовительного класса сегодня занятия
по арифметике, русскому и английскому
языкам, в 4 классе — уроки математики,
физики, биологии, русского языка.
Заместитель начальника училища по
политической части подполковник Козлов

Всего за 7 дней колхозы и колхозники   распределять свой день ю точному распи-  заявил:

— Шоллектив училища вступает в`учед-
ный год, готовый  отлать все свои силы
тому, чтобы воспитать беззаветно предан-
ных родине пламенных патриотов социа-
листического отечества, любящих военное
дело. Мы должны привить нашим воспи-
танникам глубокое уважение к воинской
доблести и чести, стремление к подвигам

на-Киикского района, более 12.000 тысяч ные чувства радостного волнения: сегод- во имя своего народа, вырастить знающих,
Члены  ня, 1 декабря, — начало первого учебно-   выносливых, Физически крепких юношей,

способных в совершенстве овладеть воен-
ными науками и переносить тяготы воен-

состав училища собрался в] ной жизни. Все эти задачи будут решены

коллективом училища, воодушевленным

отбивая шаг, вошли построенные   оказанными ему высоким доверием и че-
ГРОЗНЫЙ, 1 декабря. (ТАСС). Колхозы   по подразделениям воспитанники во главе   стью.

Н. КАВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

дарного героя гражданской войны Василия  гор. КАЛИНИН, 1 декабря. (По теле-

Чапаева — Артур и Виль, сыновья cpa-  фону).

Они будут

На широкой площали в центре старинно-
го военного города Чутуева. давшего нашей
В еб
просторными аудиториями и общежития-
ми сейчас разместилось Харьковское Суво-
ровское военное училище.

С трудом пробивается в квадраты окон
блеклый осенкий рассвет. Семь чаюов ут-
ра. Дежурные в коридорах второго и тре-
тьего этажей, где в общежитиях царил
кренкий предутренний сон, одновременно
Прозвучал сигнал

офицерами

строго пе расписанию. За парты сели
дети, родители ‘которых геройски погибли
за родину, дети бойцов.и командиров Ерас-
ной Армии, воотитанн воинских частей.
Находясь на полном государственном обес-
печении, они з& десять лет учёбы приобре-
тут среднее образование и военную лполго-
товку, необхолимую для поступления в
офицерекую школу.

— Зимой, — рассказывает начальник
училища генерал-майор Ерёмин, — наши
воспитанники будут практически изучать
строевой устав и устав внутренней
‚службы, а также курс физической подго-
товки. Летом в лагерных условиях уче-

Через пять минут кровати опустели,
делениям двумя шеренгами вдоль коридо-
Офицеры-— воспитатели и их помош-
ники в полной форме, торжественно при-
поднятые, уже ждут их. Начинается физ-

‘меститель майор т. Козак.
Кончив зарядку, ученики приступают

тинки, перетягивают форменную  гимна-
стёрку поясом с широкой пряжкой. Ещё
раз оглядев себя в зеркало, ребята епе-
шат в строй на утренний осмотр.

Офицеры - воспитатели  остаютея  до-
вольны заправкой, чистотой обмундирова-
ния, блеском ботинок, ровным строем и
бравым видом своих воспитанников. А в
нижнем этаже корпуса, в столовой уже
накрыты столы, аккуратно расставлены
табуретки. Здесь ожидают уже шагающих
в строю через двор учеников.

Окончен завтрак. Незаметно промельк-
нул положенный по расписанию чае под-
готовки к урокам. И вот по звонку дежур-
ных юные суворовцы вновь строятся,
чтобы направиться теперь уже в учебные
аудитории. Олна часть классов сегодня
посвящает первые два часа русскому язы-
ку, другая — истории Советской страны,
третья— математике. `В спортивном зале
олин из классов занимается физкультурой.
Через четыре часа в полготовительном_ и
через шесть часов в основных классах
Уроки закончены. ПШообедав и отдохнув,
ученики собираются вокруг своих воспита-
телей, чтобы послушать беселу о резуль-
татах первого хня учёбы, направляются в
библиотеку за книгой, пиптут письма ломой,

Все клагсы Харьковского Суворовекого
военного училища начали сегодня учёбу

ники-суворовцы пройдут программу под-
готовки одиночного бойца. Много внима-
ния будет уделено также овладению Mac-
терством фехтования и верховой езды.
— Воспитание будущих  командиров-
суворовцев вручено в надёжные руки, —

Крепкая дружба культурная зарядка. За физкультурными  продолжает генерал-майор, — учебный
упражнениями наблюдают руководители! отдел нашего училища возглавляет. под-
училища—его начальник генерал-майор! полковник Педан — человек е высшим

ХАРЬКОВ,   декабря. (По телеф. от тов. Ерёмин, начальник учебной части  общим и военным образованием, имеющий
соб. корр.). Грузинские колхозники из  училища поднолковник т. Педан, его за- богатый опыт ведения современной“ вой-

ны. Два года подполковник Педан  нахо-
дилея на фронте и награждён боевым о]-

жеников полей Грузинской и Украинской к утреннему туалету—етарательно чистят деном. Eno помощник майор Козак также
республик. По инициативе орджоникидзев- ЗУбы, умываются, наводят блеск на 60-  имеет специальное военное образование и

получил орден.

Офицеры и воспитатели капитан
т. Тукило, старшие лейтенанты Волощук
и Егоров — люди с высшим образовани-
ем. За храбрость и отвагу они также
удостоены высокой натрады.

Подводя итоги первого дня учёбы,
майор т. Возак сказал нам:

— Коллектив училища основательно
подготовился к началу учебного года. В
первый же день чувствовалась высокая
организованность как среди педагогичес-
кого персонала, так и учеников, ощущз-
лись воинская дисцинлина и чёткость в
распорядке дня, в соблюдении расписа-
ния уроков.

...Вюгда над городом, где ещё недавно
кипели жаркие бои и отступающий враг
сеял вокруг смерть и разрушение, спус-
тился тёмный осенний вечер, в старом
кирпичном корпусе военного училища
пареныки, одетые в форму, е погонами нз
плечах, ровняя шеренги, выстраивались
на вечернюю поверку.

Ровно в 21 час прозвучал звонок бе

боя.
А. ЭВЕНТОВ,
©0б. корр. «Известий».
ГОРОД ЧУГУЕВ Харьковск :
ани рьк ой области

Дети воинов

КУРСЕ, 1 декабря. (По телеф. от со5.

корр.). Из Ленинграда, Москвы, Тульской,
Калинннекой, Рязанской областей
лись 500 мальчиков в воз

с’еха-
; pacte от 8 до
лет в Бурекое Суворовское училище.

Все это — дети тех, кто в Великой
советского народа’
свободу и

закалка.

изведали

жаркие

Рубцова —

ремнями,

Для учебного корпуса Суворовекого УЧИ-
лучшие здания‘ города. .

Оня хорошо етремонтированы, застеклены,

полностью обеспечены постельными  при-
надлежностями, бельём, учебными пособия-
ми. В училище — хорошая столовая,

Сеголня, после парада учеников, который
принимали начальник училища генерал-
майор Козырев и секретарь обкома ВЕП(б)
т. Доронин, в Курском Суворовеком учи
лище начались занятия.

*
НОВОЧЕРКАССК, (Ростовская область),
1 декабря. (ТАСС). Сегодня в 8 часов ут-

ра начались занятия в Новочеркасском
Суворовеком училище. Для будущих офи-

здание со светлыми оборудованными: клас-
сами. Для учащихся приготовлено уютное
оощежитие. Училище имеет свой клуб,

библиотеку, читальный зал, духовой ор-
кестр.

®