р

ЧЕТВЕРГ, 2 ДЕКАБРЯ 1943 г. Ne 984

(8277)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Энергия для Лонбасса

Вогла-то отсюда по проводам
вольтной передачи
сяч киловатт электроэнергии. Она враща-
ла прокатные станы,
рывались огненные полосы  раскалённого
железа. Она поднимала  многотонные мо-
лоты, двигала цепь врубовых машин, и
кривые металлические зубья, словно пи-
лой, подрезали пласт. Она толкала кон-

высоко-

вейеры, чтооы тяжелые черные глыбы с   Труппа учащихся во главе с мастером Ba-

трохотом падали в железные  вагонетки.
Она мчала под землёю электрические поез-
ла, доверху груженные углем. Она с бе-
шеной быстротой возносила вверх и опу-
скала в бездну стволов кованые железные
клети с людьми и грузом. Ona ^ заливала
посёаки таким ярким светом, что ночами
казались они золотыми, озарённые огнями.

Немецкие вандалы разрушили электро-
станции, приостановили биение мошного
сердца Донбасса. Остановились водоотли-
вы. По уклонам и штрекам, по пустым
подземным коридорам ° медленно поднима-
лась тяжёлая вода, затопляя угольные
лавы, врубовки, электровозы, моторы, —
плоды многолетнего Waxrépexoro труда.
Донбассе погрузился во мрак.

Враеная Армия вышвырнула немцев за
Лнепр. На зелёной хонбаеской степи раз-
вернулась титаническая работа п возрож-
дению угольного края. В первую очередь

мчались десятки ты-.

из-нох которых вы-

гией первоочередные  восстановительные
работы.

На одном из об’ектов этой станции ра-
ботает отряд юношей — учащихся ремес-

ленных училищ Ростовской области. Же-

лезобетонное здание было взорвано немца-

ми. Прежде чем его восстановить, надо бы-
ло разобрать стены и перекрытия. Работы
предполагалось закончить за’ 45 дней.

залук выполнила работу за 19 дней. Под-
ростки ежедневно перекрывали нормы B
три раза, а учащиеся Бережной, Чебота-
рев. Радченко и Зубенко давали но 4,5
нормы. Благодаря самоотверженному труду
юношей ускорен монтаж этого об’екта и
широко развернулись работы по восстано-
влению 40 км высоковольтной линии.

Вторая станция, где директором тов.
Шенелев,  вдвое большей мощности. Or пу-
ска этой станции зависит работа всей об-
ластной промышленности. Фашистские мер-
завцы разрушили её до основания. Даже
пристанционные пруды пиркуляционных
вод и те спушены. Неподалеку от этой
станции, на берегах неболышой речушки,
разыгралась грандиозная битва, решавшая
судьбы Донбасса. Немцы  оплели берега
Миуса колючей проволокой, изрыли сложной
сетью долговременных укреплений, изрыгати
оттуда огонь и смерть. Они снесли с лица

восстанавтивается энергетический узел, без
которого немыслим серьёзно организован-
ный труд миллионов‘ людей.

Чтобы представить себе всю грандиоз-
ность восстановительных работ в Донбас-
се, достаточно сказать, что. горнякам .пред-
стоит в ближайшие 1—2 года откачать
300 миллионов, а с ежедневным нормаль-
ным притоком — 450 миллионов кубомет-
ров воды, разобрав завалы и раскрепив
Хесятки километров подземных выработок.

Or каждой шахты но всему Донбассу
через крутые каменные увалы и зелёные
долины на сотни километров проходят зи-
высокозжурных ‘столбов. Многие из
них повержены на землю. Железное кру-
жево, сотканное искусными руками ко-

тельщиков, погнуто и нокарёжено. Многие

безжизненно опустили изоляторы книзу, и
оботванные провода, точно змеи, сверну-
лись в жёсткой траве. К пуску  электро-
станций необходимо восстановить 258 ки-
лометров высоковольтной линии и по-
строить новые.

Колоссальный труд! К маю 1944 года в
Ворошиловградекой области предполагает-
ся создать такой мощный энергетический
узел, который бы отвечал требованиям
угольной, кокеохимической, металлургиче-
ской и машиностроительной  промышлен-
ности.

/Первая мощная электростанция, где ди-
ректором тов. Чабан, должна войти в строй
15 декабря этого года. На её восетановле-
нии трудится целая армия рабочих, инже-
неров и техников, в том числе 400 квали-
фицированных рабочих Москвы. Турбоге-
нератор разбит. Сюда везут новый турбо-
тенератор. Трудящиеся делают всё, чтобы
5 прибытию турбогенератора станция бы-
ла готова. Они восстанавливают первые
два котла, производится ревизия паропро-
волов, приводятся в порядок ма и
котельный залы, оборудуется водонасос-
ная.

Эта станция полностью обеспечит энер-

Комсомол Украины —шеф Донбасса

ХАРЬКОВ, 1 декабря. (По телегр. от
соб. корр.). По решению ЦК ЛКСМ Украины
комсомольская организация республики
принимает шефство над угольным Донбас-
сом. Олним из важнейших боевых заданий,
стояших перед украинским комсомолом, от-
ныне является оказание всемерной помощи
партийным и хозяйственным организациям в
возрождении промышленности всесоюзной
кочегарки, прежде всего в пуске средних
и малоразрушенных крупных шахт, а так-
же в строительстве новых.

Для решения этой задачи  обкомы
ЛКСМУ проводят мобилизацию молодежи
для работы в Донбассе в количестве
40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч
комсомольшев и комсомолок, в

До мая 1944 года 60 проц. молодежи,

ДМ

земли все постройки, в том числе краса-
вицу электростанцию -— гордость Донбас-
са..Но советские люди быстро разобрали
камень, заканчивают фундаменты турбоге-
нерзтора, успешно устанавливают котлы.

Срок пуска этой станции назначен Ha
май будущего года. Но начальник котель-
ного цеха Медведева говорит:

— Когда мы услышали хлоклах дорого-
го нашего вождя и учителя товарища
Сталина, мы. по овали, что этот срок
нам не подходит. Высокая оценка заслуг
рабочего класса заставила нас нересмо-
треть сроки, и коллектив рабочих прихер-
живаетея ежинодунтного мнения, что стан-
цию можно пустить в марте или даже в
коние февраля. .
Конечно, нелегко восстановителям. Де-
сятки тонн взорванного камня им приш-
лось перенести на руках. Группа людей пе-
ренесла балки, с которыми вору справить-
ся под’бмнымх кранам.

Черновая работа закончена. Из-под руин
извлечены десятки о моторов. Их любовно
отремонтировали, привели в Полную гоб-
товность. Сейчас коллектив станции при-
нимается з3 сооружение плотины для на-
копления воды, чтобы пустить в ход мощ-
ный турбогенератор.

По всей Лоненкой степи рассыпались
партии рабочих. Они поднимают свален-
ные столбы, на место взорванных ставят
новые, натягивают провода. Каждая груп-
па имеет свой определённый участок и 60-
рется за то, чтобы линия передан была
тотова и проверена заделго до пуска элек-
тростанции. Приведена в полную готов-
ность почти половина линии. На всех
ттахтах заканчивается оборудование под-
станций и трансформаторных будок.

Скоро шахты примут ток. Оживает элек-
трическое сердце Донбасса.

П. АННЕНКОВ,
соб. корреспондент «Известий»,

ВОРОШИЛОВГРАД.

которая будет работать на шахтах Донбас-
са, лолжны овладеть профессиями крепиль-
шиков, проходчиков и т п. Комсомольцы
должны быть инициаторами внедрения ма-
лой механизации, сопиалистического. сорев-
зования среди угольщиков всесоюзной ко-
чегарки:;

Для лучшей комсомольской организации,
отличившейся в восстановлении Донбасса,
устанавливается переходящее знамя LIK
комсомола республики, а для комсомольско-
молодёжных фронтовых бригад и произ-
водственно-восстановительных бригад, от-
личившихся в социалистическом соревнова-
нии по возрождению угольной промышлен-
ности Донбасса, — почётные грамоты ЦК
ЛКСМУ.

Самоотверженный труд
колхозников Азербайджана

Теймур

КУЛИЕВ

а
председатель Совнаркома Азербайджанской СОР

По зову товариша Сталина’ вместе со
всеми народами нашей родины поднялся
на Великую Отечественную войну азер-
байджанский народ. На фронте и в` тылу
сыны и дочери республики вносят свой
вклад в общенародное дело борьбы за раз-
гром и уничтожение врага.

Нет такого участка фронта, где бы не
сражались Ззербайджанцы-—в одних рядах
с русскими, украинцами,  белоруссами,
трузинами, армянами. На подступах к de-
нинграду, в битве за Сталинграх, в пред-
торьях Кавказа; на правом берегу Днепра

росла м крепла слава воина-азербайлжанца,

с честью оправдывающего высокое доверие
родины и своего народа. Азербайджанский
народ гордился славной 416-й Браснозна-
мённой Таганрогской стрелковой дивизией.
За отличные ‘успехи в боях за русский
тород Таганрог и украинский тород Мели-
тополь эта дивизия, детище, азероаид-
жанского народа» дважды  Удостойлась
благодарности Верховного. Главновоманлую-
щего, маршала Советского Союза товарища
Сталина.

Подвиги земляков на фронте порождают
невиданный трудовой под’ём в тылу. С ра-
достью и гордостью восприняли нефтяни-
ки н колхозники, интеллигенция нашей
республики высокую оценку труда совет-
ских людей в помошь фронту. данную то-
варишем Сталиным в. историческом докла-

социалистической революции. В докладе

товарища Сталина азербайджане — ВОИН
и труженик тыла — черпает новые силы.

приближения

для борьбы © врагом, для

лня окончательного разгрома гитлеровекой’
Германии, Fa

Свидетельством того, что азербайлжанекое
своему   ропольскому о краю более
Указ Пра-
вительства о награждении большой труп-

крестьянство
долгу перед родиной, является

оказалось верным

пы передовиков сельекэго хозяйства рес-
публики орденами и медалями. В самые.
напряжённые дни жестокой битвы с вра-
том, в дни, когда началось’ массовое’ изгна-

остальные ВИДЫ поставок. сельскохозяйет-

нинстве районов колхозы сдают хлеб. мя-

аготовительные пункты. т
  только Бардинского пайона в счёт буду-
него года сдали 6.000 пудов зерна, более

де о 26-й годовщине Великой Октябрьской

‘ние немцев с нашей территории, государ-
  ство отмечает заслуги азербайджанского
крестьянства; Это прихаёт нам новую
энергию в дальнейшем под’ёме хозяйства.
Азербайджан, как и все советские рес-
  публики, испытывает ‘немалые трудности
в сельском хозяйстве в’ связи с военным
временем. Решающей силой в деревне ста-
ли женщины, принявшие на себя самые
разнообразные хозяйственные заботы.
Старики и школьники по’ мере сил оказы-
  вают им помошь. Эти-то труженики кол-
`хозных полей и обязались дать стране
больше зерна, плодов, овощей, мяса, моло-
ка, хлопка и других  сельекохозяйствен-
‘ных продуктов, с честью выполняя свои
  обязательства.
  Организованно и четко прошла убороч-
`ная кампания нынешнего года. Республи-

ка’ досрочно, к 5 ноября, выполнила годо-

вой тосударственный план хлебозатотсовок.
6 таким же успехом о осуществлены все
венной продукции государству. В боль-
 с0, молоко, шерсть и другие сельскохозяй-
ственные продукты авансом в счёт госу-
дарственных поставок 1944 года. Десят-
хи тысяч тонн зерна. уже поступили на
Колхозы одного

4.500 пудов мяса, тысячи килограммов.
шерсти, масла, молока. .
Непрестанно заботясь о нуждах доблест-

На колхозных полях
Средней Азии

ТАШКЕНТ, 1 декабря. (ТАСС). С вас- .

туплением солнечных дней усилились ра-
  боты на колхозных полях республики. Сель-
  хозартели Хорезмской области закончили
сбор и обмолот риса. Завермшают эту рабо-
ту колхозы Ташкентской, Андижанской и
авс о областей. Площадь ри-
совых плантаций в Узбекистане в теку-
  mem году на 10.000 гектаров превышает
прошлогоднюю.

МТС республики выпустили из ремонта
около 9.000 тракторов, многие из них обра-
батывают массивы под зябь. В текущем
году тракторами поднято зяби в 3 раза
больше . прошлогоднего.

Продолжается сев озимых культур.

*

ДЖАМБУЛ, 1 декабря. (ТАСС). Исполь-
зуя погожие дни, колхозы. долин Талаж,
Талай, Чу полным ходом ведут взмёт зя-
би и сев озимых. За последнюю пятиднев-
ку ноября поднято 5.000 гектаров зяби под
посевы сахарной свеклы.

Закончен ‘вывоз с полей свёклы нового
урожая. Средний урожай её по области
составил более 300 центнеров с гектара.
Артели «Кзылочарва» МЛуговского района
и «Берликустем» Чуйского района, вырас-
тившие по 500 центнеров корней с гектара,
получили в порядке дополнительной опла-
ты за высокую урожайность COTHH кило-
граммов сахара.

Новая угольная шахта
в Тульской области

ТУЛА, 1 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). Тульские шахтостроители сдали в
эксплоатацию вновь построенную угольную
шахту № 24. Шахта построена в рекордно
короткий срок — за 9 месяцев. До войны
такие шахты строились примерно, полтора
года.

Шахта’ начала добычу. Первые тонны
угля пошли на-гора. °

Коллективу ‘шахтостроителей, руководи-
мому инженером Мусихиным, поручено
строительство новой шахты № 12 в Ени-
фанском районе. Коллектив ‘обязался по-
строить и эту шахту в срок, установлен-
ный Государственным Комитетом Обороны.

«Пловучие школы»
на судах

БАКУ, 1 декабря. (По. телегр. от соб.
корр.). На судах Каспийского флота широ-
ко организована индивидуальная подготов-
ка новых кадров. В нынешнем году та-
ким путем значительно пополнены кадры
плавающего состава. Всего’ подготовлено

свыше 400 специалистов, в том числе
штурманы, радиооператоры, около 50 ма-
INHHHCTOB.

На некоторых ‘судах создались целые
«пловучие школы». Только на одном теп-
лоходе «Туркменистан» зачислены в. пос-
тоянный штат до 20 новых матросов, не-
сколько мотористов, один электрик. Капи-
тан шаланды «Терек» т. Озеров выучил
19 матросов второго класса; капитан теп-
лохода «Багиров» т. Измаилов вместе ©
механиком т. Богдановым подготовил
8 матросов и двух мотористов.

Массовая проверка выигрышей
`по Второй денежно-вещевой лотерее

По данным Главного управления сбер-
касс, населению выплачено выигрышей 10
Второй денежно-вещевой лотерее на сумму
1927 миллиона рублей, в том числе 69
выигрышей но 50 тысяч рублей, 350 вы-
игрышей по 25 тысяч, 1.237 выигрышей‘ по
10 тысяч н 4.165 выигрышей. HO 5 тысяч
рублей. В ‘разные города направлено около
26 тысяч посылок с вешевыми выигрыша-
ми — каракулевыми манто, столовыми се
ребряными наборами, коврами, отрезами на
костюмы и Т. д.

1 января 1944 года ‘истекает срок вы-
платы выигрышей по Второй денежно-
вещевой лотерее. Сберкассы проводят ча
предприятиях и в учреждениях массовую
проверку выигрышей;

ховиях войны не только не сократившего
общей площади посева, но и значительно.
расширившего её. Восемь районов респуб-
лики досрочно окончили сев озимых. Толь-
ко в одном Джебраильском районе засеяно
на 7.500 гектаров больше прошлогоднего.
По хлопку ещё рано подводить итоги,
но и в этой области выявилиеь передови-
ки, достигшие ‹ отличных результатов.
Лжебраильский, Агдамский и другие райо-
ны задолго До ерока выполнили годовые
планы сдачи хлопка-сыриа. По американ-
скому хлопку хороших результатов доби-
лись Кюрдамирский, Евлахекий, Cadap-
алиевский районы, ‘ло египетекому—Ялда-
новский район. Колхоз «Бакинский рабо-
чий» Агламского района на всей площади
в 220 гектаров собрал и сдал государству
в среднем по’ 23 центнера с`тектара, вдвое
превысив установленный план урожай-
ности. Сельское хозяйство Азербайджана
включает в себя самые разнообразные зла-
ки, плоды, культуры. В нынешнем тоду
собирается значительный урожай с огоро-
дов, завершён  нлан сбора чайного листа,
илёт сбор табака, впервые во многих райо-
нах посадили и теперь собирают caxap-
ную свёклу. } :
Знаменательных успехов  лобились В
этом году и МТС’ республики, досрочно
выполнившие головой план тракторных
работ. Своевременно завершён под’6м па-
ров. В республике вспахано под озимые
тракторами МТС на 138 ‘тыс. гектаров и
посеяно на 16 тысяч гектаров больше’
пропглогоднего. В Имигилинской МТС ста-

новлена работа электропохстанции завода.

Газета «Радянська Украйна» свой оче-
редной номер посвятила, зарисовкам отного
трудового дня в республюке. Из коротких
сообщений, ‘опубликованных в газете,
встаёт величественная картина. восстанов-
ления многострадальной Украины.

Известно, какие руины и пепелища
оставили здесь немцы. Шющлю совсем. не-
много времени, и оживают освобождённые
от врага районы Украины. «Украина сего-
дня — это эшедюны угля, ихущие из Дон-
басс» в промышленные центры страны, —
сообщает «Радянська Украйна». — Эте—
сталь, плавящаяеся в обновленных” марие-
нах. Только один завод, где директором
т. Гармалюв. дал уже сверх плана 2 тысячи
тонн стали. Украина сегодня — это многие
восстановленные железнодорожные участки,
мосты, действующие электростанции, ютре-
монтированные и сделанные на украинских
предприятиях проэные для врага боевые ма-
шины, оружие, боеприпасы — Bee, что тре-
бует Красная Армия». 7

Чем знаменателен этот обычный трудо-
вой день освобождённых областей Украи-
ны? Вот его характеристика, отражённая
на страницах республиканской газеты.

Новыми успехами восстановления род-
ного завода отметили этот день рабочие
киевекой «Ленинской кузницы». Возоб-

Прилегающий район получает воду. Рабо-
тает кузница, становится в строй механи-
ческий цех. В предрасеветной дымке при-
зывно звучит гудок славного предприятия.

Ряд металлургических заводов Донбае-
са и Прилнепровья готовится в возрожде-

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ

Возрожлаюшаяся Украина

жизни —в работах по разбору разрушен-
ных доменных печей, на месте которых
мы будем сооружать новые домны, Прини-
мает нормальный вид заводской посёлок.
Есть возможность переселить сюда свыше
тысячи семей, хома которых сторели в
центральной части города».

В городе Сталино угольщики Сталин-
ской области, приняв вызов  воротилов-
градцев, подписали с ними договор социа-
листического соревнования. — Шахтёры
«Сталинугля» дали слово досрочно выпол-
нить нлан угледобычи 4-го квартала, до-
быть сверх него 45 тысяч тонн топлива, в
первом квартале будущего года выдать на-
гора 55 тыс. тонн сверхпланового. угая.

На заводе имени Дзержинского нача-
лась загрузка одной из восстановленных
мартеновских печей. После 2-летнего пере-
рыва Дзержинка выдаст первую плавку.

Постепенно оживают рунны старинно-
го украинского  торода Полтавы, me
немцы не оставили после себя ни одного
целого здания — воё сожгли, всё взор-
вали. Семдня начались занятия в Пол-
тавском государственном педагогическом
институте. Не в многоэтажном, простор-

ХУДОЖНИКИ ПАЛЕХА. Художник Алексей

Иванович Ватагин (справа} работает над
композицией «Слава русского оружия», Сле-
ва — народный художний РОФСР, член Ху-
дожественного совета Палеха Иван Васялье.
вич Маркичев.

Фото Ф. Карышева. (СТАОС}.

HOM, светлом ЗДАНИИ помещаютгя HEHE

зудиторни института, а в маленьких  ПОеЗидиум ВЦСПС об итогах работы
одноэтажных ЖИЛЬ домиках. Вместо

о. индивидуальных и коллективных

довая для книг, которую немцы не уенели
сжечь. Вместо -прекрасных студенческих
общежитий с собственным театром,

огородах рабочих и служащих
в 1943 г,

RHHO,
поликлиникой, столовой, париклгахер-
Е 1е уголки для студентов в На-днях Президиум ВИСПС обсудил

доклад председателя комитета содействия

и ЗВартиВаь. Ho воё же индивидуальному и коллективному огород-

нию ‘в0ег0  металлурпического цикла.
Металлурги нуждаются в помопи коксови-
ros. Помощь эта идёт. На одном из коксо-
химических заводов на 42-й день закон-
чено восстановление первой коксовой ба-
тареи. Пуск батареи был отмечен торже-
ственным MITHETOM, B котором приняли
учаютие делегаты 4-го Украинского фронта.
Кокесовики просили. передать воинам —
освободителям Донбасса. своё  обещавие
подготовить завод к пуску до 5 декабря.
Азовсталь. Ero He знал в нашей стра-
не ‘этого первоклассного металлургичееко-
го предприятия? Немцы варварски paspy-
шили его. «Правительство поставило перед
нами задачу возродить Азовсталь, — 69-
общает директор завода т. `Коган. — Нам
всё прихолитея начинать сначала... И всё
же мы можем сегодня сказать: Азовсталь
жива. Первый признак её жизни — элек-
троэнерпия, полученная на восстановлен-
ной тенлозлектроцентрали. Признаки e6

На обширных лутах Кубани наслись
огромные отары мериносов, большие табу-
ны ‘лошадей, на фермах было много коров,
гусей, кур. Здешние колхозы славились
высокоразвитым животноводством.

Больше полугода немепкие временшщики
грабили колхозы, но, кажетлея, ни одна
отрасль хозяйства так не пострадала, как
общественное животноводство. После ухода,
немцев на сотнях ферм He осталось ни
коровы, ни свиньи, немцы сожрали и угна-
ли в Германию весь скот.

Кубань быстро залечивает раны. Мы
беседовали с начальником  крайзо тов.
Фединым. Его рассказ — это  увлека-
тельная повесть о героическом труде ка-
заков и казачек, превращающих Кубань
снова’ в цветущий край. За сравнительно
короткий срок в крае заново воестановле-
Ho 1.009 коневодческих, 1.889 молочно-
товарных, 1.354 свиноводческих и 1.585
овцеводческих ферм. Лишь за последние
есть месяцев поголовье крупного рога-

свиней — на 111 прод. Многие артели уже
ловели. Эбщественные стада до ховоенного
уровня. На молочно-товахной ферме кол-
хоза им. Ворошилова  Ново-Титаровокого
района было 68 голов крупного рогатого
скота. Что тут осталось после немцев?
Василий Рябко, Колхозный председатель,
загнул два пальца левой руки.

ным снабжением МТС запасными частями,
что является заслугой и заводов Нарком-
зема, и самих МТО, и промышленных пред-
приятий Баку, оказавших существенную
помолть сельскому хозяйству. Всего в этом
тоду изготовлено и реставрировано запас-
ных частей на 2 миллиона рублей.

В нынешнем году Азербайджан досроч-
но выполнил годовой план развития жи-
вотноводетва. 3a 10 месяцев количество
крупного ротатого скота увеличилось по-
чти‘на 40 тыс. толов, овец и коз на 250
с лишним тысяч, Намного выросло пото-
ловье ‚скота, находящегося в личном поль-
зовании колхозников. По два приплода по-
лучили животноводы Атдамекого, Таузско-
то и ряда других районов. В колхозе име-
ни Энгельса Таузского района свыше 100
овцематок дали по два приплода, к кон-
цу тода ожидается второй приплод ещё
от 200 овцематок.

Рост поголовья сопровождается увеличе-
нием продуктивности ‘колхозного . скота,
благодаря чему многие колхозы сдали зна-
чительное количество мяса, сыра, шерсти
в счёт поставок 1944 тода. Колхозниви
откормили около 10 тыс. голов скота в
фонд помощи освобождённым районам.

В прежние тоды серьёзной проблемой
являлось обеспечение ‘скота кормами. В
нынешнем году эта проблема успенгно раз-
решена. Илан сенокошения выполнен на
122 проц., сено убрано на площади в 305.
тысяч тектаров. Силоса заложено в два
раза больше, чем в прошлом году.

раниями лиректора Гусейнова, награждён-
ного орденом Ленина, с помошью всего!
коллектива была обеспечена  прекраеная’
сохранноеть машин. Видное место среди’
передовых трактористов занял Аллахверды,
Гусейнов, также  награждённый орденом,
Ленина. Лучшие трактористы обрабатьтва-

ной Красной Армии и паселения районов,
освобождённых из-под фантистекого ига,
колхозники Азербайджана засеяли в фонд,
Красной Армии около 4.500 гектаров раз-
ных культур, выделили подшефному Став-

28.000 пудов

зерна.

Колхозы Азербайджана за толы Отече-
ственной войны увеличили посевы зерно-
вых на 140. тыс. гектаров. Один этот факт
достаточно красноречиво товорит @ само-

[отверженности крестьянства, в трудных ус-

тельно ускоряя уборку.

ли по две — две с половиной тодовых!
нормы, сэкономив при этом несколько THI-
cad килограммов  торючего.  Комбайнер.
Пушкинской МТС орденоносен Леонтий Ко-
хан обработал ‘за сезон. 1.100 гектаров,
сэкономив 1.200 килограммов торючего.

В этом году передовые комбайнеры обелу-

живали одновременно два агрегата, значи- хозяйственной выставке. Почти все coop-
щицы научились работать обеими руками.

Выполнение плана тракторных работ во
многом было предопределено

‚цифры, характеризующие ‹уенехи азербайд-

своввремен- проявляют руководители колхозов. К чис-

Таковы основные, далеко неполные

жанского крестьянства на третьем году
войны. Юценивая их, тем самым  оцени-
ваешь тероический труд наших колхозни-
ков и колхознип, до конца  осознавигих
свой лолг перед родиной. Вот звепьевая
Гейгез Надирова, отмеченная высокой пра-
вительственной наградой— орденом Ленина.
Она строго планирует свой день, бережёт!
каждую минуту, от зари ло зари работает,
в поле, Нередки случаи, когда колхозницы
собирают по 10-11 тонн хлопка, вдвое
больше того количества, которое давало’
право на участие во Веесоюзной сельско-

Много инициативы и изобретательности

На фермах Кубани

того скота. увеличилось на 35 прон., &

силах родить наша богатая земля.

занятия в институте начались!.. ;

На развалинах уничтоженной врагом
полтавской трикотажной фабрикя  труля-
щиеся города выстроили новое фабричное
помещение. Рабочие и работницы сами
остеклили окна, -накрывали крыши, дела-
ли двери, отепляли цехи. Полтавская три-
котажная фабрика пушена.

Заводы и железнодорожные узлы Киев-
щины, Харьковщины, Днепронетровщины,
шахты и сталеплавильные печи Лонбасса,
чернозёмные поля Полтавщины и Сумщины,
сады и виноградники Мелитотюльщины, —
всё охвачено невиданным пафосом возрож-
дения. Горячо и напряжбённо трудовое
дыхание Советской Украины, выпол-
няющей ¢ помощью правительства Coper-
ского Союза, бралекой помощью всех наро-
дов СССР грандиозную програмжу восета-

ничеству рабочих и служащих при ВЦСПС
тов. К. И. Николаевой об итогах работы
за 1943 год.

‚ — Если в 1942 году, — сообщила тов.
Николаева, — огородничеством занималось
5 миллионов рабочих и служащих, то в
1943 году — 11.624.144, посевные площади
под огородами увеличились с 500 тысяч до
768.878 гектаров.’ Рабочие и служащие в
1943 году собрали co своих огородов
5.480.007 тонн картофеля и овощей, —в
среднем по 471,4 кгр. или около 30 пудев
картофеля ‘и овощей на каждую семью,
имевшую огород.

Президиум ВЦСПС поставил перед проф-
союзными организациями, как важнейшую
хозяйственно-политическую задачу, добить-
ся в 1944 году дальнейшего увеличения
посевных площадей под огородами и про-
ведения мер, обеспечивающих ещё более
высокий урожай.

новления.
х Особое внимание всех профсоюзных орга-
me oo 1 декабря. (По телеф. от соб.  низаций обращено на необходимость широ-

кого развития коллективного и индивилу-
ального огородничества в районах,  осво-
бождённых от немецко-фашистских захват-
чиков, и оказания всемерной помощи рабо-
чим и служащим в отводе им земельных
— «Храбрая» и «Весёлая», — вот всё и: алый
sic. ONG, Senin Milne , ao Президиум ВИСПС обязал профсоюзные
Во i 3 a . _ организации обеспечить максимальный сбор
ы были на скотных дворах этого кол- всех видов местных удобрений, правиль-
хоза. Ферма восстановлена. На ней насчи- ность их хранения.
тывается 70 голов молодняка. `ФЗМК и огородным комиссиям предло-
Пополнение общественного стада в кол- жено обеспечить своевременную заготовку
хозах идёт за счёт покупки и контракта-  рабочими и служащими верхушек клубней
ции телят у колхозников, рабочих и слу-  ПРодовольственного картофеля и правиль-
жащих. План контрактации значительно Н0е их хранение. До 1 февраля 1944 года
перекрыт, законтрактовано около 90 ты- заключить ое с колхозами, совхоза-
сяч телят, и коз. закуплено и закон- Бы ными  Хозяйствами и другими
nA Me sulin rar care нех р зациями на выращивание рассады для
това , индивидуальных и коллективных огородов
определялось планом. Сотни колхозов Ли- рабочих и служащих.
манекого, Выселковского, Павловского и др.  Президиум ВЦСПС предложил  профсо-
районов перекрыли государственный план юзным организациям развернуть широкую
развития животноводства. ь агротехническую пропаганду, популяризиро-
На Кубани стоит тёилая погода. Но на Вать опыт работы лучших огородных ко-
животноводческих фермах много хлопот. МИССИЙ и отдельных рабочих и служащих,
они готовятся в зиме. В крае идёт обще- о в ПО ee eee
ственный смотр подготовки к зимовке. Г
Первые сведения, полученные из многих
районов, говорят © TOM, что зимовка здесь
будет сытной и тёплой, в зимние месяцы
продуктивность не снизится. Врай пол-
ностью обеспечен грубыми кормами и си-
лосом. Половина грубых кормов уже под-
везена к местам зимовки. Целое лето шла
стройка, новых и ремонт разрушенных
немцами пюмешений. Сейчас завершается
ремонт носледних зданий. г

;

На стройке
шестой домны

МАГНИТОГОРСК, 1 декабря. (ТАСС).
Строительство шестой комсомольской дом-
ны подходит к концу. Участки и бригады
соревнуются на досрочное завершение про-.
граммы. Во второй декаде ноября из 32 ком-
сомольско-молодёжных бригад механомон-
тажников‘ 30 ‘получили звания фронтовых.
Особенно отличилась бригада слесарей-мон-
тажников; которыми‘ руководит ‘т. Соколь-
чук. Задание по монтажу оборудования ма-
шинного вала она выполнила на 204 про-
цента.

Молодёжь стремится выполнить наиболь-
ший об’ём работ с меньшим количеством
людей. Комсомолец Яковлев, работая на
каменной кладке, недавно выложил 43 квад-
ратных метра вместо 10 по норме. На пятой
домне на малярных работах было 33HATO

И. МОРОЗОВ:
КРАСНОДАР.

[ту лучших относится орленоносец Мамех
Мамедов из  сельхозартели «Красный
Октябрь» Касум-Измайловского района, ко-
торый сумел сплотить весь немногочислен-.
ный коллектив колхозников и выполнить
все обязательства‘ перед государством.
Успехи,

достигнутые крестьянством 20 человек, на шестой всю -окраску кон-
Азербайджана, стали возможны благодаря струхции выполнил один рабочий — тов. Бе-
повседневному руководству партийных Ренштеин.
  организаций. Вместе с тем значительно
выросла роль советских органов. Район- Заводы готовят запасные части
ные исполнительные комитеты, сельские

для тракторов

СТАЛИНГРАД, 1 декабря. (ТАСС). Ини-
циатива Сталинградского тракторного заво-
да, предложившего начать изготовление за-^
пасных частей к тракторам, подхвачена все-
ми промышленными предприятиями области.
Восстанавливаемые заводы‘ Сталинграда
первыми стали выполнять заказы сельского
хозяйства. Используя отходы металла, ра-
бочие. завода «Баррикады» обязались на 15
дней раньше срока дать на 300 тысяч руб-
лей тракторных деталей. Коллектив одного
из заводов в короткий срок взялся слелать
‚для тракторов четырёх марок 50 тысяч дета-
лей, помочь досрочно окончить ремонт трак-
торов подшефной Красноармейской МТС, из-
готовить колхозам Красноармейского района
запасные части для ремонта сельскохозяй-
ственного инвентаря.

Предприятия Астрахани помогают восста-

Советы заняли достойное место в служе-
нии фронту.

Победы, одержанные в сельском хозяй-
стве Азербайджана, являются ярким при-.
мером жизненности колхозного строя, па-
триотизма колхозного крестьянства, о чём
говорил в своём докладе товариш Сталин.
Но; сколь ни были бы они значятельны,
каждый колхозник помнит предупреждение
товарища Сталина против самоуспокоен-
ности. Предетоят ещё тяжёлые битвы ©
нагльм врагом, пытающимся отерочить час
своей окончательной гибели.

Награждение передовых колхозников и
колхозниц республики орденами и медаля-
ми, внимание, которое оказывают  пар-
тия, правительство и лично товарищ
Сталин нашей республике, обязывают
и rier Og И НР НОвиТЬ тракторный парк в освобождённых
‘ т ia районах области. На заводе имени Карла
‚ Перед сельским хозяйством Азербайл- Маркса начата ‘массовая отливка деталей.
жана стоят сейчас большие и ответетвен-
ные задачи. Мы должны неуклонно повы-
шать урожайность колхозных полей и про-
ДуЕТИиВНОоСТь RuBOTHOBOTCTBa. Мы. ставим
леред собой задачу добиться, чтобы у нае
не было ни одного отетаютщего колхоза,
бригады, звена, ни одного отстающего кол-
хозника. Уже сейчас. мы широко развер-
нули подготовку к будущему  сельскохо-
зяйственному году: в колхозах, совхо-
зах и МТС ремонтируется зельскохозяйст-
венный инвентарь, подготовляютея  се-
мена, обучаются калры. Новый военный
сельскохозяйственный rox Азербайджан
встретит во всеоружии. Колхозное крееть-
янство  республикя, выполняя указания
товарища Сталина, даст фронту и стране
с полей Азербайджана всё, что только в

Лыжная подготовка
моподёжи столицы

Каждый комсомелец должен овлалеть
лыжным спортом! — под таким лозунгом
развёртывается в Москве подготовка к
зимнему сезону. Комсомольские организа-
ции и спортивные коллективы столицы на-
чали комплектование лыжных подразделе-
ний, Подготовка будет вестись по 30- и
20-часовым программам. -

К руководству подразделениями привле-
каются инструкторы-общественники и ма-
стера спорта. Сейчас инструкторские кадры
проходят подготовку на семинарах, В Ста-
линском районе семинаром руководит за-
служенный мастер спорта Серебряков, в
обществе «Динамо» — заслуженный мастео
спорта Панков. : Е

Вчера в Москве начался смотр

лыжных
баз. Он продлится до 5 декабря. г

БАКУ. (По телеграфу).