Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению специального корреспендента агент-
ства Рейтер из штаба войск союзников в
Сезерчой Африке, части английской 8-й ар-
мии, продвинувшись на три мили к северу
от реки Сангро, заняли небольшую деревню
Моццагронья, которая находится близ устья
Сангро на дороге, ведущей к центру важ-
ных коммуникаций Ланчано. 8-я армия ата-
кует позиции противника на склонах горно-
го кряжа, который тянется от Фоссачезиа
к Романьоли. Части 8-й армий форсирова-
ли реку Сангро вдоль всего прибрежного
предмостного укрепления, которое прости-
рается на 12 миль от берега. Несмотря на
значительное расширение предмостного ук-
репления на берегу, оно отделено ешё про-
странством в 2 мили от другого предмост-
ного укрепления, созданного английскими
войсками близ Арки.

В районе Арки не произошло существен-
ных изменений,

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Штаб войск
союзников в Северной Африке сообщает в
специальном коммюнике, опубликованном
вечером 30 ноября, что части английской
8-й армии заняли деревни Фоссачезиа, Вил-
ла Санта Мария и Романьоли. Все эти де-
ревни расположены ча дороге, идущей от
Адриатического побережья параллельно ре-
ке Сангро, а затем отклоняющейся на` се-
веро-запад к городу Ланчано. Таким обра-
зом, англичане захватили весь горный кряж,
господствующий нал долиной Сангро. Два
предмостных укрепления на Адриатическом
побережье теперь ‘соединены, образуя глу-
бокий клин, проникающий в позиции про-
тивника. Все контратаки, предпринятые не-
приятелем. днём 30 ноября, были отбиты.

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Штаб

войск союзников в Северной Африке пере-
даёт, что в ночь на 29 ноября английские

эсминцы поддерживали операции частей
английской 8-Й армии, в районе ре-
ки Сангро. 8-я армия, предприняв на-

ступление с предмостного укрепления
реке Сангро по направлению
равнине на северо-западе,
сточённое сопротивление неприятеля. На
некоторых участках пришлось отступить.
Однако впоследствии положение было вос-
становлено, и наступление продолжается.
Противник несёт большие потери.

На фронте американской 5-Й армии в не-
скольких пунктах отмечено продвижение.

Тяжёлые бомбардировщики, входящие в
состав воздушных сил Северо-Западной Аф-
рики, атаковали порт Фиуме. Средние бом-
бардировщики атакозали пюссейные и же-
лезные дороги в провинции Тоскана и на за-
падном побережье Италии. Лёгкие бомбар-
дировщики атаковали коммуникации и во-
енные об’екты между городами Пескара и
Анкона. Ночные бомбардировщики и истре-
бители-бомбардировшики неоднократно бом-
били и обстреливали из пулемётов враже-
ские позиции и коммуникации в районе
фронта. Во время этих операций было сби-
то 5 неприятельских машин. Авиация союз-
ников потеряла три самолёта, ‘но экипажи
двух из них спасены.

на
к большой
встретила оже-

радио передаёт, что, по сообщению штаба
войск союзников в Северной Африке, за-
няты города Кастель-Френтано, Казали и
Ланчано, расположенный в 5 милях к се-
веру от реки Сангро и в 6 милях от побе-
режья Адриатического моря на железной
дороге, ведущей к Риму через Кастель-ди-
Сангро и Сульмону.

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Как сооб-
щает английское министерство авиации, в
ночь на   декабря бомбардировшики «Мо-
скито» атаковали об’екты в Западной Гер-
мании. Канадские самолёты «Бофайтер» 30
ноября атаковали караван вражеских судов
у побережья Норвегии. Отмечены попадания
в два торговых судна противника, Произво-
дилось минирование вражеских вод. Все са-
молёты вернулись на свои базы.

лондон, 1 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщеяие штаба
американских войск на европейском театре
военных действий © том, что   декабря
американские тяжёлые бомбардировщики B
сопровождении американских и английских
истребителей атаковали об’екты в Запад-
ной Германии. Американские средние бом-
бардировщики в сопровождении истребите-
лей «Спитфайр» подвергли бомбардировке
аэродромы в Северной Франции.

Боевые действия ю

ЖЕНЕВА,   декабря. (ТАСС). По сооб-
шению из Югославии, партизанские части
ведут в Санджаке тяжёлые оборонитель-
ные бои и отражают многочисленные ата-
ки гитлеровцев, пытающихся любой ценой
занять Приеполе. Противник несёт боль-
шие потери. В Герцеговине партизанские
части отразили несколько вражеских атак
возле Билеча и Невесинье. Враг оставил на
поле боя более 200 трупов своих солдат

гославских партизан

и офицеров. Партизаны совершили напале-
ние на колонну гитлеровских войск, про-
двигавшуюся по дороге к Петрине-Глина.
Истреблено 50 гитлеровцев. Несколько
гитлеровских солдат взято в плен. Захва-
чены 3 станковых и 3 ручных пулемёта.
Огнём береговой артиллерии, находящейся
на острове Млет, потоплен’ один вражеский
пароход, а другой тяжело повреждён.

Албанские патриоты мстят’ предателям .

СТАМБУЛ,   декабря. (ТАСС). Ссылаясь
на сведения, поступившие из осведомленных
албанских кругов, турецкая газета «Ени са:
бах» пишет, что албанские патриоты беспо-
щадно расправляются с наемниками немец-
ких оккупантов. Три недели назад в Дуранц-
цо патриотами был.убит немецкий ставлен-
ник Костури. Предатель был застрелен в тот
момент, когда садился в машину. Стреляв-
шие скрылись. Попытки властей разыскать
их оказались тщетными. Не так давно было
совершено покушение на бывшего марионе-
точного «премьер-министра» Албании Му-
стафу Круя. Круя вместе © сыном ехал в
машине. Групна патриотов, следоватяпая за
ним в другой маптине, открыла по предате-

——

лю огонь, в результате чего сын Круя и пю-

фер были убиты, а сам Круя получил тяжё-

лые ранения. Две недели назад в Тиране
патриоты привели в исполнение говор над
бывшим «министром» общественных работ,

пособником оккупантов Агуши. Два молодых.

албанца явились на квартиру к Агуши и за-
стрелили его. Убит был также брат Агуши,
находившийся в это время в квартире. Ал-
банцы оставили в квартире Агуши записку,
в которой говорилось, что если убитым пре-
дателям будут устроены офишиальные похо-
роны, то в похоронную процессию будут
брошены бомбы. Угроза оказала воздейст-
вие. Трупы Агуши ночью были увезены из
города и похоронены без соблюдения об-
рядов.

Последствия землетрясения в Турции

АНКАРА,   декабря. (ТАСС). Число
жертв землетрясения оказалось значитель-
но большим, чем предполагалось ранее. По
сведениям специальных корреспондентов
Анатолийского агентства в газеты «Улус>»,
число жертв уже превышает 4 тыс. чело-
век, хотя раскопки развалин и спасатель-
ные работы только начались. Разрушено
свыше 10 тыс. домов. В Кастамону про-

должаются подземные толчки. По допол-
вительным сведениям, в уезде Лядик не
осталось ни одного целого здания. В уезде
Карги разрушено две трети домов. Желез-
нодорожный путь между Хавзой и Ляди-
ком совершенно уничтожен. Вю многих рай-
онах разручнены ‘телефонные и телеграф-
ные линии.

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Алжирское!

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ es a ee а о ne ааа ор Ира ИЕ ОА Вр НЕ де ОИ ЗВЫЫЙ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сообщение Нокса
0б успехах судостроения

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пере-
даёт вашингтонский корреспонден® агентст-
ва Рейтер, морской министр США Нокс зая-
вил на пресс-конференции, что Об’единённые
нации построили больше торговых судов,
чем было потоплено за все время войны. Та-
ким образом общий тоннаж торговых судов
союзников в настоящее время равен довоен-
ному.

Обнаружение контрабанды
на испанских судах

лондон, 1 декабря. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, парламентский
секретарь министерства экономической вой-
ны Дингли Фут заявил в парламенте о том,
что в течение последних месяцев англий-
ские власти раскрыли несколько попыток
провоза контрабандой военных материалов
на испанских судах, следующих из Южной
Америки в Испанию. Среди контрабандных
материалов были обнаружены небольшие по.
0б’ёму, но весьма ценные предметы, на-
пример, промышленные алмазы, платина и
печеночный экстракт, применяемый для из-
готовления специальных препаратов, необ-
ходимых лётчикам и личному составу под-
водных лолок.

Дингли Фут заявил, что в связи с этими
фактами количество судов, задерживаемых
для осмотра на британской контрольной ба-
зе, увеличилось. Дингли Фут прелупрецил
владельцев судов, что в тех случаях, ког-
да будет обнаружена их причастность к
контрабанде, груз и суда будут конфиско-
ваны.

Обмен научной информацией между
английскими и советскими врачами

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Опублико-

ван второй ежегодный отчёт англо-совет-
ского медицинского совета, в котором гово-
рится, что в залачи этого совета входит пе-
редача Советскому Союзу научной медицин-
ской информации, а также получение из
СССР информации о врачебной работе в Со-
ветском Союзе и ознакомление с этой
информацией английских врачей.

В английских медицинских журналах опу-
бликован целый ряд работ советских меди-
цинских деятелей.

Члены англо-советского медицинского со-
вета просмотрели фильм «Медицинское об
служивание в Красной Армии».

Передача Турции двух
заказанных в Англии

торпедных катеров

АНКАРА,   декабря. (ТАСС)/ Официаль-
но сообщается о прибытии в турецкий порт
Александретта двух торпедных катеров из
числа заказанных в Англии. 29 ноября со-
стоялось торжественное поднятие турецкого
флага на этих судах.

Краткие сообщения

< По сообщению корреспондента газеты
«Нью-Йорк таймс» из Рио-де-Жанейро, бра-
зильское правительство конфисковало иму-
щество и ценности банка сельскохозяй-
ственного кредитования («Банко итотека-
рно агриколя»), который был связан © гер-
манскими финансовыми кругами.

@ Лондонское радио сообщает, ито в
связи с имевшими место во Флоренции
серьёзными народными волнениями, оккупа-
ционные власти запретиля жителям города
появляться по вечерам на улицах. По распо-
ряженню оккупационных властей, в городе
закрыты все театры. В Понте Треза пронзо-
шло кровавое столкновение между итальян-
скими и PepMaHcKHMH солдатами. Гитлеров-
цы потеряли 200 человек убитыми.

Гитлеровская газета «Нейес впнер
тагблат», касаясь вопроса 4 германской мо-
лодёжи, признаёт, что на пятом у войны
преступность среди немецких юн - и де-
вушек стоит на небывало высоком уровне.

<*> В немецко-фашистской газете «Берли-
нер берзенцейтунг» помещено сообщение о
том, что в ближайшие дни будут проведены   д

новые ограничения пассажирского движе-
ния в Германии.

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение шведккого те-
леграфного агентства о том, что германская
полиция арестовала всех студентов универ-
ситета в Осло за исключением членов квис-
AwHroBCKOH «партии». Число- арестованных
составляет 1.200—1.500 человек. Аресты
производились на квартирах студентов и в
университете,

Вке арестованные были доставлены в уни-
верситетский зал, куда явился начальник
гестапо в Норвегии генерал Редиес. Он за-
явил арестованным, что со времени оккупа-
цин Норвегии студенты. образовали оптози-
ционную группу, занимавшуюся враждебной
по отношению к Германии и к норвежским
властям (то-есть к квислинговцам) деятель-
ностью и антигерманской пропагандой. Сту-
денты, заявил Редиес, руководили группами
диверсантов и другими подпольными opra-

НЬЮ-ЙОРК, 1 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед пресс сооб-
шает из Рио-де-Жанейро, что бразильский
суд приговорил бывших  предстёзителей

ЖЕНЕВА, 1 декабря. (ТАСС). По со-
общению венгерской газеты «Пестер ллойд»,

Французские партизаны

ЛОНДОН, 1! декабря. (ТАСС), Швей-
царская газета «Базлер нахрихтен» сооб-
щает, что недавно один французский пар-
тизанский отряд совершил нападение на
инструментальный завод в районе Мон-
бита (департамент Ду), работавший на

Война на Т

об единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого ожеана сообщает, что вчера австра-
лийские войска заняли эмюнский укреплён-
ный пункт Бонга, расположенный на полу-
острове Хуон к северо-востоку от Саттель-
берга (Новая Гвинея), и продолжают насту-
пать в направлении на Варео. Лёгкие воен-
ные суда обстреляли японские позиции в
Сяо (побережье Новой Гвинеи). Самолёты
союзников сбросили 46 тонн бомб на япон-
скую авиационную базу на мысе Глоустер.
Сильной бомбардировке подверглись также
бухта императрицы Августы (остров Буген-
виль, Соломоновы острова), японские соору-
жения ва острове Новая Британия и

ини

ЧЕТВЕРГ, 2 ДЕКАБРЯ 19843 г. № 284 (8277)

Гитлеровцы арестовали всех студентов
университета в Осло

АРЕОТОВАННЫМ ГРОЗИТ ВЫСЫЛКА В ЛАГЕРЬ В ГЕРМАНИЮ

низациями, а та9кже помогали издавать под-
польные газеты.

Редиес пред’явил студентам обвинение в

том, что они относились враждебно к рек-
тору университета Хель, который хотел лич-
но производить новый набор студентов «по
политическим признакам» (то-есть отбирать
в университет только квислинговскую моло-
дёжь). В знак протеста против деятельности
Хеля, заявил Редиес, был устроен пожар в
университетском зале. В связи © этим, закон-
чил начальник гестапо, оккупационные вла-
сти «ренгили положить конен деятельности
студентов».

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Норвеж-
ское телеграфное агентство, ссылаясь на со-
общение контролируемого гитлеровцами ин-
формационного бюро в Осло. передаёт, что
Редиес предупредил арестованных студен-
тов о предстоящей их высылке в специаль-
ный лагерь в Германию.

Приговор над германскими шпионами В Бразилии .

германского информационного — агентства
Трансоцеан Энлерта и Гимараэнса к 7 го-
дам тюремного заключения каждого По об-
винению в пересылке в Германию запре-
щённой информации.

6.356 самоубийств в Будапеште

с начала нынешнего года в Будапеште было
зарегистрировано 6.356 случаев самоубийств.

вывели из. строя завод,

работавший на ee

немцев\   анакы заложили в зданив
завода несколько бомб, взрывом которых
было полностью прекращено электроснаб-
жение завода и уничтожено оборудование.

Завод выведен из строя на длительное

время.

ихом океане

пункт Маноквари (голландекая часть Новой
Гвинеён).

У побережья Рабаула (Новая Британия)
самолёты союзников атаковали два япон-
ских эсминца и одно грузовое судно. По-
врежден один японский эсминец.

Торпедоносцы и пикирующие бомбарли-
ровщики сбросили 68 тонн бомб на три
  юнские базы на острове Бугенвиль.

ЛОНДОН, 1! декабря (ТАСС). ПНаб ан-
глийского командования в Индии сообщает,
что днём 29 ноября яюнские бомбардиров-
шики в сопровождении истребителей атако-
вали английские аэродромы в восточной
части Бенгалии. Причинён незначительный
ущерб. Английские истребители сбили два и
повредили четыре эжюнских самолёта, не
понеся при этом никаких потерь.

_ Ноябрьский план. угледобычи ради

Ноябрьский план добычи угля по Нарко-
мату угольной промышленности СССР в це-
лом выполнен на 101,4 процента. Сверх про-
граммы фронту и народному хозяйству да»
ны сотни тысяч тонн угля,

С большим воодушевлением работали в
ноябре горняки Донбасса. Они выполнили
103,7 процентавмесячного задания. Особенно

: ; «Кемеровуголь», «Москво-
«Карагандауголь», «Приморск-
уголь», «Востсибуголь» и «Востуголь».

На Урале перекрыли ноябрьское задание
комбинаты и <«Челя-
]бинскуголь».

Местная промышленность гор.

Москвы досрочно выполнила

годовой план

Работники местной промьниленностя гор.
Москвы 30 ноября выполнили доюрочно го-
сударственный план 1943 года на 100,6 проц.
Выпущено продукции на 1.359 млн. руб., на
44,5 проц. болыше соответствующего перио-

да 1942 года.

Из 32 трестов досрочно выполнили план
15 районных и городских трестов. Из 308

предприятий годовой нлан закончили 128
предприятий.

Сознавая свой долг перед родиной, в: от-
вет на призыв товарища Сталина работники
местной промышленности гор. Москвы берут
на себя обязательство выпустить. до конца
года сверх нлана на 145 млн. рублей продук-
ции для фронта и страны.

Повые источники света

Осенью 1873 года афиши извещали пе-
тербуржцев о TOM, что в Технологиче-
ском институте булут проведены «опы-
ты электрического шения по сю-
собу А. Н. Лодыгина. Так впервые

была показана миру лампа накалива-
ния — замечательное изобретение  та-
лантливого русского учёного  ФЛодыгина,

слесаря по профессии, самоучки. Усо-
вершенствованная американцем  Эдиссо-
ном и доведённая им до такой ста-
дии технической завершённости, при ко-
торой стало возможным массовое изготов-
ление и применение новых источников
света, лампа накаливания начала своё по-
бедное шествие по миру. Преимущества
новой системы освещения обеспечили в
короткий срок необычайно широкое рас-
пространение новых лами.

Но именно эта массовость применения
ламп накаливания заставляет нас особен-
HO строго подойти к оценке всех их пре-
имуществ и недостатков — и прежде все-
го с точки зрения их экономичности. Вог-
ла ежевечерне вопыхивают десятки и сот-
ни миллионов ламп, когда общий расход
энергии в них составляет около пятой ча-
сти всей производимой в стране электро-
энергии, то вопрос о том, насколько эко-
номично происходит в лампах это расходо-
вание, ‚приобретает первостепенное народ-
нохозяйственное значение, ибо каждый
процент повышения. экономичности ламп
означает сбережение миллионов киловатт-
часов драгоценной энергии.

Однако, если с этой точки зрения под-
вергнуть лампу накаливания «допросу с
пристрастием», то картина получится весь-
ма неутешительная. При всех своих не-
сомненных достоинствах ламиа накалива-
ния — это маленькая хищница, расточи-
тельно тратящая подводимую к ней энер-
THI.

Действительно, с точки зрения свето-
техники единственное назначение всякой
лампы — это «производство света». Толь-

должны рассматривать как «нолезное дей-
ствие» лампы. А эта доля в лампах накд-
ливания чрезвычайно мала, она не превы-
шает 6—7 проц. ой затрачиваемой  энер-
пии.

3a последние тридцать лет прогресс в
повышении светоотдачи ламп идёт во веём
мире весьма медленно. Разнообразятея
формы и типы ламп, улучшается их epe-
тораспределение, удлиняется срок службы,
HO экономичность их остабтея почти
той же.

Причины этого заложены. в самом прин-
цине получения света в современных лам-
пах, и неумолимые законы природы не дают
возможности надеяться на быстрое и эна-
чительное улучшение этих ламп.

Елинственный путь повышения свето-
отдачи ламп накаливания — это увеличе-
ние температуры их нити. Но путь этот
очень труден, ибо вольфрамовая нить co-
временных ламп уже раскалена до темпе-
ратуры, превышающей 2.500°. При даль-
нейшем повышении температуры вольфрам
быстро распыляется или начинает пла-
ВИТЬСЯ. Других тел, пригодных для изго-
товления нитей, помимо вольфрама, мы не
знаем. Лампа накаливания почти дошла
до своего естественного «потолка» в от-
нопении экономичности.

Но из этого отнюдь не следует, что во-
обще достигнут «нотохок» в отношении эко-
номичности источников света. Исчерпал—
или почти исчерпал — себя только спо-
соб получения света за счёт теплового из-
лучения накаленных тел. Но никакие” за-
коны природы не препятствуют нам ис-
вать других методов получения света, в
которых электрическая или иная энергия
превращалась бы в световую непосредет-
венно, без промежуточного превращения в
тепло. И никакие законы природы не ог-
раничивают возможную  стопропентную
экономичность таких процессов, получив-
ших название процессов люминесценции,
Широкое применение этих процессов и со-
ставляет базу происходящей в наши дни
глубокой революции в методах получения

ко ту долю электрической энергии, кото-
рая проврарветоя в свет, мы можем И

искусственного света.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Movees, 6 Пушкинская площадь, 5.

Литературы и искусства — K 0-57-27; Иностранного — К 4-81-53; Писем — K 3-75-17;
a
Тирография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова - -Степанова,

Б2292.

Явления, в которых происходит такое люминофоров

прямое превращение энергии электрическо-

го тока в световую, сами Но себе извест-  повышаем светоотдачу

ны и изучаются уже очень давно. Это—
те же явления прохождения электрическо-
Го тока через газы, которые дали нам ог-
новные сведения о строении вещества и
электричества, лёгшие в основу всей сов-
ременной физической картины мира. Пр
изучении этих явлений было установлено,
что газ во время прохождения через него
тока может светиться, оставаясь  хэлод-
ным. Известно также, что в некоторых
случаях такое превращение электрической
энергии в свет может происходить. с иск-
яючительной. экономичностью, почти на-
цело. Тем не менее хо самых последних лет
технические применения такого рода газо-
разрялных источников света оставались
немногочисленными и второстепенными.
Основная причина этого заключается в
том, что все известные нам газоразрядные
источники дают свет не белый, а цвет-
ной. Между тем человеческий организи
приспособился к тому составу излучения,
который даётся нам естественным, сол-
нечным освещением и воспринимается на-
ми как белый свет. В этом причина того,
что, несмотря на высокую экономичность,
скажем, ртутных или натровых ламп, все
попытки применения их для целей осве-

щения — даже наружного, уличного —
не увенчались успехом. Установленные,
например, перед войной на некоторых

улицах Москвы натровые и ртутные лам-
пы пришлось снять, так как они создавали
мертвящее, мрачное освещение.

Решение проблемы технического ис-
пользования  газоразрядных источников
света затрулнялось необходимостью корен-
ного исправления их цветности. Эта по-
меха в последние годы. устранена чрезвы-
Чайно. удачно и остроумно.

В обнову решения легла идея иеполь-
зования способности некоторых веществ—
так называемых люминофоров — есветить-
ся ярким видимым светом пох действием

невидимых ультрафиолетовых лучей. Зна-
чительная доля излучения многих rago-
раарядных источников особенно  ртут-

ных лами, приходится на долю ультрафио-
летовых лучей. Иреобразуя с помощью

Телефоны отделов редакции:

<=

Секретариата — К 4-77-96;
Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 5-28-20. К

это невидимое излучение
в видимый свет нужной окраски, мы
лампы и вместе с
тем исправляем еб цветность. -

Такого тина лампы в настоящее время
уже полностью разработаны технически и
выпускаются в СНА пол не совсем точ-
ным названием «флуоресцентных ламп».

Tle внешнему виду флуоресцентные
ламны резко отличаются от привычных
ламп . накаливания. Они представляют со-
бой длинные — до метра длиной — труб-
ки, на внутреннюю сторену которых назе-
сён тонкий слой белого кристаллического
порошка — люминофора. Трубка заполне-
на газом аргоном и содержит очень He-
большое количество ‘ртути. По обоим кон-
цам виаяны короткие спирали — электро-
ды, между которыми происходит электри-
ческий разряд. Трубка при этом слегка на-
гревается — градусов до 50, и к аргону
примешивается ничтожное количество па-
ров ртути. Однако именно эти пары опре-
деляют состав излучения, испускаемого
разрядом. Видимое излучение такой лампы
без люминофора очень слабо. Трубка све-
тится слабым  синевато-голубым светом.
Но, помимо этого слабого видимого света,
разряд хаёт мощное королковолновое уль-
трафиолетовое излучение, на которое при-
ходитея больше половины электрической
мощности,  расходуемой лампой. Это уль-

TOURH speHHa народного хозяйства равно-

сильна постройке одного Днепрогэса.
Расходы же, которых требует органи-
зация такого производства, не могут

итти ни в какое сравнение со стоимостью
крупной станции. Срок службы новых
ламп в 3—4 раза больше срока службы
ламп накаливания, что с лихвой компен-

сирует их несколько более высокую стои-
мость.

Советская научная мысль достаточно
рано оценила все перспективы внедрения в
практику люминесцентных источников
света. Строго говоря, пионером этого дела,
и не только у Hac, является академик
С. И. Вавилов, который уже давно прелло-
жил использовать явления люминесценции
для повышения светоотдачи ламп. В Физи-
ческом институте Академии наук, во Bee-
союзном электротехническом институте, в
государственном Оптическом ин. те`и в
других научных учреждениях юза ©
1938 года развернулась интенсивная рабо-  8
та по созданию новых источников свет.
Незадолго до начала войны эта работа при-

вела к созданию первых практичеекя при- 1$

годных советских флуоресцентных ламп.

Война затормозила эту так успешно раз- :
вивавшуюся работу, но не приостановила. $

Несмотря на то, что и завод, и научные
учреждения сосредоточили свои усилия Ha
решении других задач, более пряме ‘и не-

трафиолетовое излучение поглощается на-   юсредственно связанных с нуждами 0бо-

несённым на трубку слоем люминофора и
трансформируется имвзвидимый свет нуж-
ной окраски.

Светоотдача новых ламп оказывается
очень высокой. Она в 3—4 раза превос-
ходит  светоотдачу ламн накаливания.
Конкретно, одна 40-ваттная флуоресцент-
ная лампа даёт столько же света, сколько.
3—4 обычных электрических лампы: такой
же мощности. 0 том, что это означает в мас-
штабах народного хозяйства; говорят cae-
дующие данные. Замена 40 миллионов
ламп накаливания средней мощноети та-’
KEMH же лампами флуоресцентными даёт.
годовую экономию энергии, равную про-’
дукции такой станции, как, скажем, Дне-
прогэе. Иными словами, организация Hpo-
изводства такого количества новых лами с

Фронта — К 4-72-37:

Экономического — К 1-42-05;
4-15-06. Приём об явлений в Москве — K 5-74-

роны нашей родины, несмотря на трудные
условия военного времени, на заводе и в
институте упорно и настойчиво проводит-
ся дальнейшая работа над этими лампами.

Не подлежит сомнению, что на ближай-
шие десятилетия столбовая дорога разви-
тия техники получения света лежит через
всестороннее изучение и использование
явлений электрического разряда в газах и
явлений люминесценции. Этим явлениям
‚наша наука и техника Должны уделить

‚ достаточное внимание, ибо на этом пути
  Нае, несомненно,. ждет ещё много радостных

находок и достижений.
Л. ТУМЕРМАН,
старший научный сотрудник Физиче-

ского института Академии наук
СССР. .

а

Сельского хозяйства —
38, в Ленинграде

Пушкинская площадь, 5.

K 5-76-17; Пропаганды в

В Иеполкоме
Московского областного
Совета,

На вчерашнем заседаний Исполнительного
комитета Московского областного Совета
депутатов трудящихся был заслушан док-
лад об улучшении работы детских домов и
подготовке их к зиме.

За время войны в области открыто 65 до-
мов для детей, потерявших о вы
  Около 8.000 сирот обучается общеобразо-
вательным предметам и различным профес-
сиям в производственных мастерских.
1750 воспитанников переведены недавно в
ремесленные училиша и на заводы.

Детские дома подготовлены к зиме. Кол-
хозы помогли им отремонтировать помеще-
ния, подвезли топливо. Собственные под-
собные хозяйства обеспечили их картофе-
лем и овощами. ‘

Исполком предложил областному ‘отделу
народного образования улучшить культур-
  но-массовую и воспитательную работу ‚сре-.
  ди детей. Выделены зимнее  обмундировай
ние и учебные пособия для воспитанников
детских домов.

50 пет со дня смерти
Н. М. Пржевальского

ФРУНЗЕ, 1 декабря. (ТАСС). Исполни-
лось 50 лет со дня смерти выдающегося
исследователя Центральной Азии Николая
Михайловича Пржевальского. .

В школах Пржевальска сейчас проводят-
ся беседы о жизни исследователя, yeTpan-
ваются выставки карт его путешествий и
открытий. 90-летнай рыбак Джаркимбай
Султанбеков, состоявший одно время пере-
водчиком Николая Михайловича и прини-
мавший участие в его тешествиях, рас}
сказывает о деятельности учёного.

На берегу озера Иссык-Куль возвышает-
ся памятник, на мраморе которого начерта-
но: «Первый исследователь Центральной
Азии». Отсюда лежал путь последнего,
прерванного болезнью и смертью Прже-
вальского, его путешествия в Тибет. К па-
мятнику устраизаются экскурсии школьни-
ков и трудящихся.

Народный поэт Грузии

ТБИЛИСИ, 1 декабря. (По телегр. от
соб. корр.). Многочисленные читатели и ли-
тературная общественность Грузии отмети-
ли вчера знаменательный юбилей: 50-летие
со дня рождения и 35-летие литературной
деятельности наролного поэта Грузии Га-
лактиона Табидзе.

Стихи и поэмы Галактиона Табидзе поль;
зуются большой популярностью’ в городах
и сёлах Грузии.

В дни Великой Отечественной ‚войны
творчество Табидзе целиком направлено на
борьбу с озверелыми бандами немецких 3а-
хватчиков. Его песни поются на переловых
позициях, стихи печатаются в красноармей-
ских газетах, декламируются в землянках.

Вчера в театре оперы и балета имени

алиащьвели ось чествование юбя-
ляра. С докладом о его творческой дея-
выступил Б. Жгенти. Теплые
приветствия и пожелания поэту ВБЫсказаля
академнк Кекелидзе,
лауреат Сталинской премии поэт Г. Лео-
нидэе, армянский поэт Борян, народный ap-
тист СССР А: Васадзе, поэт А. Абашели и
другие.

В ближайшее время в Государственном
издательстве Грузии выходит сти
хов Галактиона Табидзе.

ie

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

7 ч. веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬНОГО ТЕАТРА — 2/ХН он.
«Демон»; 3/ХИ оп. «Травиата». Нач. спект. в7ч.
веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 2/XII «Варвары». Нач. в
1 ч. веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (cnextazanm в До-
ме Культуры «Правда») — 2/XII «На бойком
месте». Нач. в Тч. веч.

MXAT COOP um. ГОРЬКОГО — >/ХИ «Русские
люди». Нач. в 7 ч. веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — >/ХИ «На дне». Нач,
4. веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком-
муны, новое здание) — 2/ХИ «На всякого муд-
реца довольно простоты». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К. С. `СТАНИСЛАВОКО ОГО и Вл. И. НЕМИРО-
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., М, тел.
К 1-42-50) — 2/ХИ «Соперницы»; ХТ’ «Перико.
ла». Нач. в Т ч. веч..

ООК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ.
COMOJIA — 2/ХН «Фронт». Нач. в Тч. веч.

MOOK. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) —
2/ХИ «Москвичка». Нач. в Pz he Г ,

ГОО. ОПЕРНО-ДРАМАТИЧ, СТУДИЯ
СТАНИСЛАВСКОГО (помеш. т-ра им.
Кр. Пресня, В. Трехгорный, 4, трамв.
= 28) — 2>/ХН «Хозяйка гостиницы».

ч. веч.

МОбК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (6. Са 18) —
2/ХП «Сильва». Нач. в 7 ч. ee а

ГОО. ТЕАТР МИНИАТЮР (ул. Горь-
5) — 2/ХИ «Без намёков». Нач. в 730 веч.

С

ОНОЕРВАТОРИИ — >/ХП в
Доливо. Партию ф-но В. Пет-
В программе — Чайковский.

8 MOOKOBOKHS ОРДЕНА ЛЕНИНА  ГОСЦИРК 9

я Сегодня и ежедневно
заслуженные артист; РОФСР

Ирина и Александр БУСЛАЕВЫ

«КРУГ СМЕЛОСТИ»
`‚ В паузах КАРАН д’А1Ц.
Начало в 3 ч. дня ив 7.30 веч.

é

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 2 декабря 1943 г.

«УРАЛ КУЕТ II

ОБЕДУ» —
Хроника, Новости aes Наука и знание,

дня.
ный фильм «НОВЫЕ По-
КА> — Первый, Колизей,
Москва.
Уран.
ыы

№ 63>—Первый, Москва.

Новый художествен
ления HIBER
дарник,. в
«ДВА BOHIEAS —
«МЕЧТА» — Моск.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ

СЕГОДНЯ и ЕЖЕДНЕВНО
НА ЭКРАНАХ КИНОТЕАТРОВ:
Наука и знание, Хроняка, Новости дня
демонстрируется
новый документальный

«УРАЛ НУЕТ ПОБЕДУ»
ee B. Агапов, В. Бойков,

\
Режиссеры: В. Бойков, Ф. Киселев.

ae операторы: Н. Стенанов, 0. Рейз-

Операторы: ©, Авхошенко, Н. 5.
a
* Сухов, П. Ногин, Г. Родниченко. ле
роизводство Куйбышевской и Свердлов-
aoe студий Кинохрсвики.

ие Советского строительетва — К 1-42-86;