Военные действия
в Италии

‚‹ ЛОНДОН, 9 декабря. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
шает, что 30 ноября торпедные катера аме-
риканского флота атаковали грунпу тор-
педных катеров противника близ Бастии
(Корсика). Один вражеский катер ‘был по-
вреждён, а другие вероятно также повреж-
дены. :

Части английской 8-й армии после од-
ного дня ожесточённых бобв полностью
овладели горным кряжем между Фоссаче-
зией и Романьоли. Сильные атаки против-
ника, предпринятые с участием свежих
войск, были отбиты с тяжёлыми для него
потерями в людях и технике. Взято свыше
тысячи пленных. Бои за Фоссачезию были
особенно ожесточёнными. Авиация союзни-
ков оказала эффективную поддержку дей-
ствиям наземных сил. Продвижение 8-й
армии продолжается. 2

Части американской 5-й армии отбили
две вражеских контратаки. По всему фрон-
ту отмечается активность патрулей союз-
HHKOB.- 4

Вчера средние бомбардировщики, истре-

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ПЯТНИЦА,

3 ДЕКАБРЯ 1943 т, № 285 (8278)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

Совещание Рузвельта, Чан Кай-ши

и Черчилля в С

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер из Каира, ! декаб-
ря там было опубликовано следующее ком-
мюнике:

«Президент Рузвельт, генералиссимус Чан
Кай-ши и. премьер-министр Черчилль вместе
со своими соответствующими военными и
дипломатическими ‘советниками закончили
конференцию в Северной Африке. Опубли-
ковано следующее общее заявление:

«Несколько военных миссий договорились
о будущих военных операциях против Япо-
нии. Три великих союзника выразили свою
решимость оказывать неослабевающее дав-
ление на своих жестоких. врагов на море, на
суше и в воздухе. Это давление уже усили-
вается. Три великих союзника ведут эту
войну, чтобы остановить и покарать агрес-
сию Японии. Они не стремятся ни к каким
завоеваниям для самих себя и не имеют ни-
каких помыслов о территориальной экспан-
сии. Их цель заключается в том, чтобы ли-
шить Японию всех островов на Тихом океа-

не, которые она захватила или оккупировала

бители-бомбардировшики и истребители ата- с начала первой мировой войны 1914 года, и

ковали
товой полосе и коммуникации в тылу.
ночь на’! декабря лёгкие бомбардировщики
снова бомбили коммуникации противника.
Ночные бомбардировщики союзников ` совер-
шили налёт на сортировочную станцию в
Понтассиеве. Во время этих и других опе-
раций было уничтожено три вражеских са-
молёта. й

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер при штабе войск
союзников в Северной Африке пишет, что
занятие частями английской 8-й армии гор-
ного кряжа между деревнями Фоссачезиа и
Романьоли важно не только потому, что’ этот
кряж господствует над долиной реки. Сангро
в прибрежном районе, но и потому, что он
являлся основной частью главной оборони-
тельной линии противника. По словам. кор-
респондента, занятие этого кряжа может
оказать большое влияние на весь ход даль-
нейших сражений, так как, по имеющимся
сведениям, противник не располагает в тылу
достаточно подготовленными для обороны
ПОЗИЦИЯМИ.

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер, нахо-
дящийся при штабе войск союзников в
верной Африке, передаёт,» что английская,
8-я армия заняла пункт Рокка Сан Джо-
ванни в четырёх милях ксеверу от Сангро.

Налёт американских
бомбардировщиков на Турин _

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке собб-!
шает, что бомбардировшики «Летающая
крепость» совершили вчера налёт на завод
шарикоподшипников В
Италия).

Положение в Даниз

Диверсионные акты на датских пред-

приятиях, работающих Ha немцев. —

Столкновения с оккупантами. — Обыски
прохожих в Копенгагене.

СТОКГОЛЬМ, 2 декабря. (ТАСС). Швед-
ская газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что
28 ноября были взорваны мастерские «Ин-
лустрисиндиката» в Хеллеруне. Это — круп-
нейшие оружейные мастерские в Дании. Ве-
чером 27 ноября в Копенгагене был подо-
жжен пакгауз, в котором хранились различ-
ные материалы, принадлежащие германско-
му военно-морскому флоту. Газета «Свенска
дагбладет» сообщает, что в последнее вре-
мя в Копенгагене произошёл ряд столкнове-
ний датчан с немецкими солдатами Не-
сколько дней тому назад два вооружённых
датчанина тяжело ранили германского ун-
тер-офицера. На одной ‘из улиц города был
ранен немецкий подполковник.

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение шведского ра-
дно о новых диверсионных актах в восточ-
-вой части Южной Ютландии. Нарушено же-
лезнодорожное сообщение в этой части

›етраны. На пяти станциях взорваны склад-
ские помещения. .

Шведское радио сообщило о том, что гит-
леровская полиция производила 30 ноября
обыски прохожих в центре Копенгагена.
Обыскивались также пассажиры в трамваях.
Многие из них были арестованы.

Случай в эскадроне_

Случись непоправимое: Епифан 3a-
харьевич Лузанов, казак станицы Камы-
шанской, потерял любимого коня. Донской
скзкун пронёе казака от Терека 410
Днепра, а теперь лежит в степи у Перекопа
. © пробитой Грудью. „На сухой траве вытя-
нтл конь точёную ею и оскалил зубы,
словно хотел в предемертную минуту глот-
нуть резкого степного воздуха.

Не запрялет уже скакун в ночном п0хо-

Je сторожкими ушами, не ткнется теплой
мордой на привале в шершавые руки ста-
ничника. Нет коня. Епифан Лузанов 00и-
ротел. H Лузанова неотступно преследует
° мысль о потерянном боевом друге.

А произошло всё это так. В родной стае
нипе Епифан Захарьевич заведывал кол-
хозной птипеводческой фермой. Еели конь
в походе приносил казаку славу. то птица
в мирной жизни прославила Лузанова дале-
ко за пределами станицы. Лузанов, как при-
мерный итицевол, побывал в Москве на Вее-
союзной  сельскохозяйственной выставке,

› ездил в государственный заповедник «Acka-
ния Нова», гле собраны редкостные птицы

- и животные. Казака поразили там страусы.
Он`уехал с тайной мыслью  приоорести
страуса для колхоза. «Итина большая. мя-

_ систая, есть расчёт её разводить», — дока-
зывал он членам правления.

Война помешала беспокойному птипеволу

осуществить свой замысел. Но казаку вы-

Турине (Северная  типа «Тайфун». Прикрывая действия само-

неприятельские позиции во Фрон- в том, чтобы все территории, которые Япо-

еверной Африке

ния отторгла у китайцев, как, напримет,
Манчжурия, Формоза и Пескадорские остро-
ва, были возвращены Китайской республи-
ке. Япония будет также изгнана со всех
других территорий, которые она захватила
при помощи силы и в результате своей алч-
ности. Вышеуказанные три великие держа-
вы, помня о норабошенном народе Кореи, ре-
шили, чтобы в должное время Корея стала
свободной и независимой. Имея в виду эти
‘цели, три союзника, в согласии с теми из
Об’единённых наций, которые находятся в
состоянии войны с Японией, будут продол-
жать вести серьезные и длительные обера-
ции, необходимые для того, чтобы обеспе-
чить.безоговорочную капитуляцию Японии».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧАН КАЙ-ШИ
В ЧУНЦИН

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как с00б-
шает агентство Рейтер, в Чунцине офи-
циально об’явлено о том, что генералиеки-
мус Чан Кай-ши и его супруга вернулись ‘в
\Чунцин с конференции, происходивией в
  Северной Африке. ,

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

Налёт на Золинген и Марсель

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено о том, что крупные соеди-
нения «Летающих крепостей» совершили
  декабря налёт на Золинген в Рейнской об-
ласти и на другие об’екты. 27 тяжёлых бом-
бардировщиков,   легкий бомбардировщик и
14 истребителей не вернулись из этих опе-
раций. р

Уничтожено 28 самолётов противника. \,

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как. сооб-
шает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено   декабря, что английские
самолёты «Митчелл» при участии голланд-
ских самолётов подвергли бомбардировке
германские заводы в Альбере (Северо-Во-
сточная Франция). Действия бомбардиров-
шиков прикрывались истребителями «Тай-
фун>. Лётчики отметили попадание в здание
завода и прилегающие железнодорожные
пути. Зенитная артиллерия противника не
открывала огонь. Все самолёты вернулись
на свои базы.

Американские самолёты «Мэродер» совер-
шили утром 1 декабря налёт на три герман-
ских авиационных базы в Северной Франции.

[Истребители «Тайфун» и «Спитфайр», при-
  крывавшие действия американских бомбар-
 дировщиков, были атакованы

германскими
истребителями. Уничтожено два истребителя
противника и несколько повреждено. Ан-
глийская авиация потеряла ‘один самолёт

лётов «Москито», атаковавших суда у Брест-
ского полуострова, самолёты «Тайфун» уни-
чтожили один тразспортный самолёт «Юн-
керс-52> и один «Юнкерс-88». Один само-
лёт «Москито» и два самолёта «Тайфун» не
вернулись на базы. Во время налёта амери-
канских самолётов на авиационные базы в
Северной Франции самолёты «Спитфайр»
сбили два самолёта «Фокке-Вульф-190». Бы-
ли совершены налёты на аэродром в Камбре
и на аэродром возле города. Самолёты «Мэ-

родер», совериливитие этот налёт, повредили
взлётные дорожки. Сопровождавиие их ис-
требители потерь не имели. .

Рейтер. передаёт сообщение штаба американ-
ских вооруженных сил на европейском теат-
ре военных действий о том, что 1 декабря
американские самолёты «Сандерболт» и
«Лайтнинг», сопровождавшие самолёты «Ле-
тающая крепость» и «Либерейтор» во время
налёта на об’екты в Северо-Западной Гер-
мании, встретили сильное сопротивление со
стороны германских истребителей. Бои меж-
ду истребителями продолжались непрерыв-
но всё время, пока бомбардировщики нахо-
дились над германской территорией. 20 са-
молётов противника уничтожено американ-
скими истребителями. Американская авиа-
ция потеряла семь самолётов

щает, что сегодня тяжелые бомбардировщи-
ки северо-африканских воздушных сил ата-
ковали германскую базу подводных лодок в
Марселе. Сообщается также, что во время
налёта авиации союзников на Тулон 24 нояб-
ря поотивнику был нанесён большой ущерб.
В результате атаки были потоплены 5 вра-
жеских военных кораблей, 2 вооруженных
торговых судна и повреждены другие суда.
От налёта сильно пострадали сухие доки в
Тулоне.

Действия германской авиации
над Англией

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как со-
обшает агентство Рейтер. в Лондоне офи-
циально об’явлено о том, что вечером
1 декабря наблюдалась незначительная ак-
тивность германской авиации над Восточной
и Юго-Восточной Англией, в том численад
районом МЛондона. Причинён некоторый
ущерб. Число жертв невелико. i

Каторжный режим для

угнанных в Германию

советских людей

Циничные признания немецко-фашистской газеты

СТОКГОЛЬМ, 2 декабря. (ТАСС). Гитле-
ровская газета «Поммерше цейтунг» поме-
стила статью о режиме,
Германии для «восточных рабочих» (так гит-

установленном в содержатся

Газета признаёт далее, что насильственно
‘уведенные в Германию советские граждане
в концентрационных   лагерях.
«Вполне целесообразным, — пишет она, —
оказалось и такое мероприятие, как разме-

ров сильственно угнанных
перовны  именуют ваитествелно У шение восточных рабочих в лагерях. Таким

ими в Германию советских людей).

«Восточные рабочие — советские гражда-   ции».

не, — пишет газета, — носят на одежде, на
правой стороне груди сине-белый опознава-
тельный знак». Зачем. гитлеровцам понадо-
билось клеймить советских людей? Газета не
скрывает, что это вызвано ненавистью со-
ветских граждан, попавших на гитлеровскую
каторгу, к своим‘ поработителям. «Большин-
ство восточных рабочих, — пишет газета —
питает в душе глубокое недоверие к нам...
Поэтому ношение опознавательного знак
оказалось с самого начала необходимы
Это даёт возможность ограничить общение
между восточными рабочими и немцами».

Ha дудака похож, только поболе, Научная
Tama.

И Aysanos penma достать страуса, пока-
зать его эскалрону. «Не может того быть,
чтобы немцы всех птиц перевели», — ду-
мал Лузанов по ночам, отправляясь в раз-
ведку.

Олнажхы станичники прибежали к Епи-
фану Захарьевичу.

— Посмотри, что за животина немцами
пристрелена. Бык не бык, с горбом и лох-
матый, гривастый.

- Лузанов сразу определил, что это за жи-

ое.
_ — Зубро-бизон, редкое животное. цен-
ное, — сказал он.

Казаки изрутали немцев и разошлись, &
Дузанов стоял долго. «Нет, врагу дешево
не расплатиться», — думал Епифан Луза-
HOB.

Уже видны строения «Аскания Нова»,
боя идут на подетупах в посёлку. Лежат
казаки в сухой траве, постреливают да по-
тлядывают, ожидая сигнала от группы, ко-
торая пошла в обход. Вместе со всеми и. dy-
занов. <Всё порушеню, — AyMaeT OH. ——~
Куда там страусу уцелеть, когда курам и
то. пощады нет».

Лузанов приподнимается и идёт в балоч-
ку, где стоят лошади. Он за коновода. Конь
Тузанова ласково трётся о плечо казака.
Но Лузанову не до шуток. Вдруг из-за
строения выскакивает большая птица. Она

пала доля освобождать Асканийскую степь
от немцев. Приближаяеь Е знакомым Me-
слам, Епифан Лузанов нетерпеливо ждал
эстречи < питомцами прославленного зап
велника. На привалах он рассказывал 0
нежных, как дуновение ветерка. антилопах,
о горбзтых зубро-бизонах,
вальского. о баранах новой породы, которые
лают тонкую шерсть и отличное waco, Ho
TeHTPOM всех повествовани
птичье царство.

*

`_— На пентнер примерно страус HOTA
нет, — говорил он. — Птица огромная,
ильная птица.

серыми перьями утыкана, с
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДА

о лошади Прже-

й оставалось

ТЕЛЬСТВА: Москва,
Литералуры и искусства —

бежит широкими. шагами, растопырив ма-
ленькие крылья.

Казаки прекратили стрельбу. Что за
чертовшина?! Дрофа — не дрофа, птица се-
рая, < жёлтым отливом.

Лузанов. выскочив вперёд на коне, за-
кричал:

— Не стреляйте, страус это!

И кинулся наперерез.

Немцы открыли огонь. Казаки поллержа-
ли хрута. Подняйась перепалка, а Лузанов
всё ловил страуса. В это время группа, ко-
торая обхолила посблок. появилась у нем-
нев в тылу и погнала их.

8. Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакц,
Б 1-57-27; Иностранного —

путем удалось добиться их полной изоля-

Казнь целой семьи в Германии

ЖЕНЕВА, 2 декабря. (ТАСС). Немецко-
фашистская газета «Мюнхенер нейесте нах-
рихтен» поместила сообщьние о том, что
в Ганновере приговорена к смертной казни
целая семья Морлюбер, состоявшая из отца,

м.‘нены в том, что они отказались предоста-
вить часть своей жилой площади постра-  30.000 тонн лесоматериалов,

давшим от бомбардировок.

не раловало Лузанова. Он спае страуса, но
погубил коня. Шальная пуля пробила ему
труль, и старый боевой конь погиб:

Казаки поинтересовались птицей, pac-
спросили Лузанова и отопыи в сторону.
Взволный Серов. сердито оттотырив
что было у него признаком крайн
ния, сказал: ;

— За поддержку науки об’являю бла-
голарность, а за то, что погубил коня, нет
тебе моего прошения. Об’являю выговот.

Лузанов понимал, что потерять коня, —
преступление. Казак не оправдывалея, но
тихо епросил:

— Ас конём как?

— С конём?

Досала сквозила в голосе команлира. —
Либо на трофе своей гарцуй, либо коня до-
стань. Тоже мне хранитель страусов!

Разведка наскочила на немецкий 0603.
В короткой перестрелке немцы были уни-
чтожены. Лузанов достал в этом бою коня.
370 был неповоротливый высокий перше-
рон. «Тяжести на нём возить хоропю, & под
седло грузноват, сырой», — думал Луза-
нов, садясь на широкую спину трофейного
коня. Пристроился казак в эскадрон и по-
ехал. Товариши посматривали на него, пря-
ча в усы улыбку.

— Ты лестницу еделай, сюлручней ла-
зить, — говорили они. — Не конь у тебя,
а страус. 3

Лузанов отмалчивалея. Всё, что стучи-
лось с ним, он переживал стоически. Лемо-
вая лошаль, на рой сидел Лузанов, шла
спокойно. Пока о. клонило ко сну. Ду-
мы тянулись бесконечной вереницей. Влрут
Лузанова подбросило. «С норовом», — по-
думал казак. Но станичника . продолжало
бросать из стороны в сторону. Першерон,
не холивний рысью, так выйрасывал зач,
что только опытность Лузанова, спасла его
от падения.

Рысь тяжёлого ломовика отбивала все
внутренности казака, но он терпел. Взвод-
ный Серов приотетал, посмотрел со сторо-
ны. потом вернулся, поехал рядом с Луза-
новым и выругался:

— Чю он, припалечный что ли? Захом

а матери и дочери. Осуждённые были обви-  ли, 500.000

Страус- лежал связанный на земле. Но это   брыкает,

Боевые действия
озославских партизан

ЖЕНЕВА, 2 декабря. (ТАСС). Как сооб-
шают из Югославии, в ‘Санджаке продол-
жаются упорные бои мёжду нартизанскими
частями и гитлеровскими оккупантами. Осо-
бенно упорные ‘бои Е
и Бродарева. В Восточной гии ‚гитле-
‘ровским войскам удалось прорваться в го-
род Вареш, но партизанские части в корот-
кой стычке разгромили противника и снова
заняли горол. В Центральной Боснии войска

оккупантов, находящиеся в Травнике, пы-

таются пробиться на освобождённую от
оккупантов территорию.

Партизанские части разрушили 20 кило-
метров ‘железнодорожного полотна на Ли-
нии Вировитица — Джурлжевац. „В Славо-
нии партизаны уничтожили 2 танка, истре-
били больше 30 вражеских солдат и захва-
тили 2 ‘ручных пулемёта, около 20. винто-
вок и взяли несколько солдат в плен Про-
тизник занял маленький остров Улян у по-
бережья Северной Далмации.

К об’явлению Колумбией
войны Германии

„НЬЮ-РЮРК, 2 декабря. (ТАСС). Как пе-
редаёт корреспондент агентства Ассошиэй-
тед не из. Боготы (Колумбия), министр
иностранных дел Колумбии Лосано заявил в
сенате, что об’явление войны Германии вы-
звано тем, что она начала никем не спрово-
цированные военные действия против Колум-
бия. Лосано сообщил, чтс германская под-
водная лодка потопила колумбийское судно
«Руби». Эта-подводная лодка атаковала
шлюнку, в которой находились ‘спасшиеся
члены команды «Руби».

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС) Как пере-
даёт корреспондент агентства Рейтер из Бо-
готы, колумбийская конфедерация рабочих
опубликовала ‘манифест в связи ю об’явле-
нием Колумбией войны Германии: В этом ма-
нифесте конфедерация призявает рабочих

усилить борьбу против агентов фашистской

«пятой колонны», требует конфискации все-
го имущества, принадлежащего странам оси,
и обещает правительству свою полную под-
держку:-

Война ва Тихом океане

ЛОНДОН, 9 декабря. ° (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооружёнными

силами союзников в юго-западной части
Тихого. океана сообщает, что 2 декабря
военные корабли союзников обстреляли

Маданг (Новая Гвинея) и японскую авиа-
базу в Гасмата (Новая Британия). Авиация
союзников атаковала и вероятно повре-
дила японский эсминец. Во время на-
лёта на гавань Алексиса (Новая Гвинея)
и на район бухты императрицы Августы
(остров Бугенвиль) самолёты союзников
сбросили 146 тонн бомб. Соединения тя-
жёлых разведывательных . самолётов союз-
ников подвергли. бомбардировке японские
сооружения на островах Адмиралтейства
(севернее Новой Гвинеи) и японские пози-
ции на полуострове Хуон (Новая Гвинея).

Последствия землетрясения
в Турции

АНКАРА, 2 декабря. (ТАСС). 29 ноября
на заседании меджлиса с сообщением о по-
следнем землетрясении выступил министр
внутренних дел. Он указал, что, по получен-
ным до сего времени сведениям, число по-
гибших составляет 2.919 и тяжело ране-
ных — 1.084. Министр добавил, что это ещё
не охончательные цифры. Район землетрясе-
ния, сказал он, очень обширен и охватывает
множество деревень, из которых сведения
только начали поступать. Кроме того, на из-
влечение убитых и раненых из-под развалин
потребуется немало времени.

Ограбление Франции гитлеровцами

Рейтер передаёт, что, по сведениям, полу-
ченным во французских кругах Лондона,
гитлеровцы вывезли в сентябре из Фран-
ции в Германию 56.000 тонн чугуна и ста-

тонн железной руды, 6.000
тонн алюминия, 69.000 тонн  божеитов,
40.000 тонн

пиеницы и 46.800 голов рогатого скота.

перелом вихляет. Не конь, а
истинное горе. Непотребный экземпляр.
Пейзаж мне взволный портит, В 0603! До
нахождения подходящето коня. —

С той поры казак Лузанов попал в 0608.
Тоекливо было. Неуклюжий першерон легко

усы,!выхватывал повозки из грязи и коллобин.
ero волне-   Лузанов любовалея сильной лопвалью, но

чувства неприязни к ней изжить не мог. В
эокздроне за конем установилась кличка
«Слраус», & за ‘казаком Лузановым — «По-
страдавший за науку».

Однажды после ночного перехода казаки
остановились в селе на лневку. ЛуЗанов
давно потерял надежду попасть в эскадрон.
В 0бозе не достать верховой лошади. Ёаза-
ку не спалось. дн бродил по селу у крайних
хат. Посмотрел в олном месте: к задку по-
зозки конь привязан. Огонь, a He лошадь.
Рыжей масти. В глазах искры. Горяч, стоит
и бьёт копытом.

Тузанов очарован. Глаз с коня не сводит.
То ему охапку сена подбросит, то хлеба
принесёт и осторожно выспрашивает, чей
и откуда конь,

— Ничей, — отвечают ему. — Приблу-
дился в степи, и поймали, в штаб сдадим.

У Лузанова серлие ёкнуло. Само счастье
в руки валит. Вот бы такого коня заполу-
чить! Но кте отдаст?

Казак вздохнул и отошел. Вечером он
принёс коню кусок хлеба, посыпанный
солью. Казака встретил невысокого роста, с
недоверчивыми глазами пехотинен. Он по-
смотрел на Дузанова и оказал:

— Конь нравится, вижу.

— Хороший конёк. Скучаю, мой убит. —
отватил ЛДузанов, постоял и ушёл.

Ночь выдалась хололная и тёмная. Небо
вызвезлило. Глухие ‘раскаты слышались
влали. Вспыхивали зарницы артиллерий-
ских залнов. Низко пролетали самолёты. В
селе было тихо и безлюдно. У повозки, где
стоял конь. копошилакь тёмная фигура. Это
был Лузанов.

— Стой! —^разлаётся грозный возглас.

Казака окружают бойцыси среди них —
тот, < недоверчивыми глазами

— Что скажешь, ежели конь отвязан и
повох в руках?

ии:
К 4-81-54; Писем — К 3.75.11;

Секретариата — К 4-77-96;
- Художественного — K 5-36-53. Издательство — К 5-28.20, К 4-15-06, Приёы об’явлений в Москве — K 5-74-38, 5 Ленинграде —

Фронта — К 4-72-37, Экономяческого —

B TPYASUIMIRC! COCR

_ Областное совещание по вопросам
государственного обеспечения семей военнослужащих

Вчера закончилось московское областное
совешание заместителей председателей и<-
полкомов районных ‘и городских Советов,
посвяшённое вопросам государственного
обеспечения и бытового устройства семей
военнослужащих.

Заместитель председателя облисполкома
тов. Скачков сообщил в своём докладе,
цто в нынешнем году устроено на работу в
промышленность и сельское хозяйство око-
ло 50 тысяч членов семей военнослужащих,
Они усвоиля новые профессии, повышают
свою квалификанию.

Значительно расширена в области сеть
яслей, детских садов, молочных кухонь,
столовых усиленного пчтания. В Ухтом-
ском, Мытишинском, ’ Ногинском, Кунцев-
ском ‘и других районах по инициативе кол-
хозников организовано 35 детских домов,
нахолящихся пеликом на содержании сель-
хозартелей. Колхозы создают для нужда-
юшихся семей военнослужащих фонды про-
довольственной помощи. Тысячи тонн кар-
тофеля и овощей поступили в эти фонды
в Орехово - Зуевском, “Ленинском, Ухтом-
ском, Воскресенском, Раменском и других

районах. По неполным данным, семьи фро№
товиков получили свыше 2.000 телят, 1,5
тысячи поросят, много Коз, овец и птицы.

Отделы государственного обеспечения и
бытового устройства семей военнослужащаях
установили систематический контроль над
вылачей пособий и пенсий. За девять меся-
цев выплачено около 300 миллионов. рубле

За последнее время проведена большая ра-
бота по подготовке жилиш к зиме. Только
но 26 городам и районам области около
двух с половиной тысяч семей получили но-
вые квартиры. Проведен ремонт 3.700 квар-
тир.

Ha совещании была подвергнута критике
деятельность отделов в Ново-Нетровском,
Звенигородском, Лотошинскомя Кимовском .
районах. Выступившие требовали более ши-
рокого вовлечения общественного актива в
работу по оказанию врея нуждаюнтимся
семьям фронтовиков.

Перед закрытием. совещания состоялся се-
минар по прахтическим вопросам гогударст-
венного обеспечения семей военнослужащих.

(TACG}

Ha самоварной фабрике“

ТУЛА, 2 декабря. (По телеф. от cos,
корр.). Тула в_ течение более сотни лет
являлась основным поставщиком самоваров
для всей территории СССР. Много самова-
ров шло в Иран, Афганистан и другие BO-
сточные страны. Очень красивы и удобны
тульские самовары «рюмка гладкая оваль-
ная», «рюмка гранная с двумя витыми ко-
лонками» и другие.

Во время войны производство самоваров
резко сократилось. Но самоварные фабрики
и мастерские сохраняют свои старые квали-
фицированные кадры самоваршиков. Они
продолжают выпускать самовары для госии-
талей, воинских частей, санитарных учреж-
дений, ‘а также для подарков героическим
\ городам, которым Тула помогает во время
войны.

56 лет работает на самоварной фабрике
А. В. Александров, знаменитый наводиль-
шик стенок самовара, украшение которых
требует большюго искусства, навыка, дол-
гой и строгой специализании и является
основным в самоварном производстве. В за-
висимости от наружного вида стенки, все
самовары разделены на гладкие или гран-
ные, с выпуклыми плоскостями, рёбрами,
рисунками. Много тысяч самоваров прошло
через искусные руки 70-летнего наводиль-
щика Александрова В совершенстве OH
куёт стенки самовара любого фасона и Ри-
сунка.

Рядом с ним работают такие’ же опытные
мастера - наводильщики т.т. Андриянов и
Иванов. ee

Всем известен на Фабрике мастер обточ-,
ки стенок самоваров ‘токарь т. Баглаев.
Это он доводит поверхность стенки до зер-
кального блеска.

Сборочный цех-—самый ответственный на
фабрике. В цехе работают такие виртуозы,
как т. Трошин, 50 лет собирающий самовары
из обработанных полуфабрикатов, т. Сидоров
и другие. Всё это кадровые самоварщики,
отличные мастера своего дела, создающие
славу тульскому Ссамовару. ;

_ Охота на лосей

КИРОВ, 2 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). Леса Кировской области изобилуют
всевозможной ‘дичью. В большом количе-
стве там водятся медведи и волки, до-
вольно часто встречается рысь, шкура ко-
торой ценится исключительно высоко. Охо-
та на белку и зайца принаеит большие
доходы охотникам-профессионалам и люби-
телям. Рябчики, глухари, тетерева и дру-
гие промысловые птицы встречаются в
изобилии во всех районах области.

За последние годы в лесах появилось
мкого` лосей, охота на которых была за-
прешена. Лоси настолько обжились и осме-
лели, что -часто выходили в поля полако-
миться клевером или хлебными зеленями.

Прошедшей зимой в области было от-
стреляно 500 лосей. Мясо их, очень вкус-
ное и нежное, пошло на общественное пи-
тание, а шкуры сданы на заводы для пе-
реработки. Госохотинспекция разрешила и
этой зимой отстрелять 500 лосей. Как
только снега станут глубокие, охотники
выйдут в леса на промысел лобей,

Тузанова передёрнуло. Он шагнул было
вперёл к говорившему, но обмяк и ответил:
— Конь-то приблулный, а © мною та-
кое приключилось... 1
И станичник стал рассказывать в погиб-
шем коне, о своей любви к птицам, о страд-
сах и антилонах. о том, кзк из-за этой люб-
ви к науке погиб его конь и ему. Лузанову,
приходится терпеть насмешки и засыхать
в 0б0зе. Казак размахивал руками волно-
вался.
—- Неужто за кизлярские пески ворюгой
считаете? Танк сжёг, гляди.

Лузанов распахивал шинель,
подол рубахи,
старых ран.

— Пополи. — остановил его боец е не-
доверчивыми глазами, и в голосе его послы-
шалось что-то тёплое и нежное. — Это вы
переправу расчистили и нас выручили? ©

— Мы, донские. У могилы трёх братьев.

Бойцы вопомнили, Kak пыли в атаку, как
во-время подоспели казаки и вместе они
погнали врага хо самого Дона.

Разговор становился лупевнее. Вдрут
красноармеец, которого все уважительно
звали Иван Сидорович, примиряюще cka-
зал:

— Иди, прощаем.

— А конь? — спросил казак, не въыпу-
ская повода из рук. — И конъ, браты?

В голосе Лузанова слышалось столько
волнения, что, опустив глаза, красногр-
мейны залумались.

— Конь приблухный, — сказал кто-
то, — в книги части не записан, и хозяина
ему пока нет.

Бойцы вдруг залтумели. :

— Бери, казак. твоё счастье! As пони-
маем: казаку без коня некута податься. Мы
не бесчуветвенные.

Лузанов лихо вокочил на лошадь, взлы-
бил её и скрылея во мгле.

Долюо ешё слышался глухой топот. Ка-
зак спешил в эскадрон, который готовижя
итги в атаку. з

потнимал
показывал синие рубцы

`

НП. НИКИТИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

K 1-42-05; Сельского хозяйства — K 5-76-17;

Типография «Известий Советов депутатов трудящихея СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5,

Перед декадой
советской музыки
республик Средней Азип

АЛМА-АТА, 2 декабря. (Ио телегр. от
соб. корр.). Работники искусства Казахста-
на деятельно готовятся к предстоящей  де-
каде советской музыки республик Средней
Азии. В гор. Алма-Ата в связи с этим со-
стоялось два больших показательных кон-
церта мастеров искусств Казахстана.

В концертах впервые была исполнена
большая «Казахская симфония» наролного
артиста Казахстана Евгения Брусиловского,
Новая работа композитора — результат MHO-
голетнего изучения им казахского музы-
кального фольклора — была исполнена сим-
фоническим оркестром Академического те-
атра оперы и балета пол-руководством нро-
фессора Пиралова. :

Казахский национальный оркестр под ру-
ководством Ахмета Жубанова подготовил к
исполнению в дни декады новое произведе-
ние Зиновия Компанейца—«Казахскую рап-
содию», поэму «Абай», марш Ахмета Жуба-
нова, а также ряд образцов казахской на-
родной музыки-

Оперное искусство в AHH декады будет
представлено, помимо произведений прош-
лых лет, отрывками из новой оперы «Абай»,
над которой сейчас работают. композиторы
Хамиди и Жубанов. 4

SR NR CE IS OEE СВ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. _

Критерии SS SB

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 3/ХИ «Иоланта» и «Ио-
пениана»; 4/ХИ оп. «Аида». Нач. снект. в Т <.
веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬНОГО ТЕАТРА — 3/ХП он.
«Травиата»; 4/ХП оп. «Евгений Онегин». Has.
снект. в Тч. веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — &ХИ «На всякого мудреца
довольно простоты». Нач. в 7 ч. веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (спектакли в До-
ме Культуры «Правда») — 3/ХИ «Стакан воды»,
Нач. в 1 ч. веч.

МХАТ СООР им. ГОРЬКОГО — 3/ХП «Враги».
Нач. в 7Тч. веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — З/ХИ
Нач. в 1 ч. веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком-
муны, новое’ здание) — 8/ХИ «Давным-давно».
Нач. в 7 ч. веч,

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К. С. СТАНИСЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРО-
ВИЧА-ЛАНЧЕНКО (Пушкинская  ул., 11, тел.
К 1-42-50) — УХИ «Нерикола»; &/ХИ «Цытанский
барон». Нач: в Т ч. веч.

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
а — ХИ «Валенсианская вдова». Нач.
в ч. веч.

i — ——_ —
МОСК. ТЕАТР  ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) —
З/ХИ «Собака на сене». Нач. в 7 ч. веч.

= = 2

TOO, ОПЕРНО-ДРАМАТИЧ. СТУДИЯ xx.
i. ©. СТАНИСЛАВСКОГО (помеш. т-ра им. Ле-
нина, Кр. pecans B. Tpexropynii, 4, Ttpaue. NS
16, 22, 28) £- 3/XII «День чудесных обманов

«Дадюнкин сон».

(Дуэнья)». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ «Б. Садовая. 18 —
З/ХИ «Свадьба в Малиновке». Нач. в 7 ч. веч.

MOCK. TOC. ТЕАТР МИНИАТЮР (ул. Горько-
ro, 5) — 3/ХИ «Без намеков». Нал. в 7.30 веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
 ЗАЛ им. Н. И.. ЧАЙКОВСКОГО — 4/ХН Госу.
дарственный ансамбль народного танца ОСЕР.
Худож. руковод. лауреат Сталинской премии,
заслуженный артист республики И. Моисеев;
5/ХИ Государственный хор русской песни СССР.
Худож. руковод. заслуженный артист реснуб-
лики A, B. Свешников. Нач. в 7.30 веч,

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — 3З/ХП в 7.38 веч. М, Макса-
кова, Партию Ф-но С. Погребов. В программе
Чайковский; А/ХИ в 1.30 веч. Александр Бату-
рин. Партию Ф-но ©. Стучевский. В програм-
ме—Чайковский.

МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — 4/ХП в
71.30 веч. Квартет имени Больнтого театра Союза
ССР. В программе — Чайковский.

MOCK. TOC. ФИЛАРМОНИЯ. ЗАЛ ДОМА
УЧЕНЫХ — Суббота, 4/ХИ Вечер памяти Чай-
ковского; Вступительное слово о встречах с Чай-
ковским — народный артист А. Б. Гольденвей»
зер. Фортепианные произведения, романсы,
трио. Участвуют: народный артист\А. Б. Голь-
денвейзер, Нина Дорлнаьк, Д. Цыганов, С. Ши-
ринский: Воскресенье, 5/ХИ Ансамбль красно-
армейской песни и пляски потр. войск НКВД.
Театрализованный концерт в 2-х отделениях.
Нач. в 7.30 -веч.

Комитет по Радиофвкании я Радиовешанию
при СНК СОСР. КОЛлОННЫЙ ЗАЛ ДОМА COW-
ЗОВ — Воскресенье, 5ХИ в 7 ч. веч. Симфони-
ческий концерт. Исп.: Большой симфоничесвай
оркестр Всесоюзного Радиокомитета. Дирижёр
народный артист республики профессоо Н. С.
Голованов. Солистка-—заслужевная артистка рес-
публики М. П. Максакова. В программе: Рахма-
нинов «Симфонические танцы», Дебюсси «По-

слеполуденный отдых фавБна», Сен-Санс — арин
из оперы «Самсон и Далила», Равель —- «Аль-
борада» и «Болеро».

московокий ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК
Сегодня и ежедневно
заслуженные артисты РОФСР
Ирина в Александр БУСЛАЕВЫ

«КРУГ. СМЕЛОСТИ»
В паузах КАРАН дД’АНЕ
Назало ь 3 ч. дня и в 7.30 веч.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 3 декабря 1943 г.

«КИРОВ» — Метроноль.

«УРАЛ КУЕТ ПОБЕДУ» —
и Новости дня. т м
Новый художественный фильм «НОВЫЕ ПО-
ХОЖДЕНИЯ ШВЕЙКА» — Первый, Колизей,
Ударник, Метрополь, Москва.

«ДВА БОЙЦА» — Уран. а
вы В БУХАРЕ» — Моск. Плаве-
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 69 — Колизей.

Руководство, Партийный Комнтет и Мест. \
вый Комитет Народного Комнссарната Pex у
ного флота Союза ССР с глубоким при- И
скорбием извещают о смерта Начальника
Центрального Управления Внузрённих Вод-
ных Путей Наркомречфлоьта

т. САВИННОВА

Афанасия Гавриловича,

`последовавтией. 1 декабря: 1943
+ продолжительной Вы рее

Пропаганды и Советского строительства — К 1-42-55;

35-18.