Se Oe

= eT

PRI RR ORE ER LYE RR ET CIEE Dee oF

СУББОТА, 4 ДЕКАБРЯ 1343 г. 15 286 8279)

Между Сожем`и Днепром

В межлуречье Сбож—Днепр, северо-залад-   населённых пунктов в непосредственной
нее Гомеля, наши части, несмотря На’близости к другому 1осее. }
исключительно неблагоприятные условия Таким образом, 0ба шосее были нами
погоды, ид раскисшие, ставшие непрохо- перехвачены. Однако враг мог ещё пользо-
димыми дороги, продолжают развивать Ra- ваться их отрезками, ведущими на север,
ступление. Сломив упорное сопротивление северо-восток и юг. Ожесточение боёв в0з-
противника, они добились новых круЧных росло. Немцы подвели новые части, стре-
успехов. мясь не только сохранить за собой укрен-

- Успех строителей
боевых самолётов

J

ГОРОД Н., 3 декабря. (По телеф. от соб.
хорр:). Сегодяя коллектив авиационного за-
вода, где директором тов. Агаджанов, одер-
жал большую победу—в результате самобт-
верженной работы. стахановцев, мастеров,
инженеров заволской коллектив закончил
годовую программу по выпуску боевых са-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

`

Утром он шёл через заводской двор, по-
крытый первым пушистым снегом. Осен-
нее хмурое утро только ещё занималось
над огромным заводским корпусом, напол-
ненным шумом машин и движением людей.

(0 чем он думал? 0 своих будничных де-
лах, о своём молоте, о заводе, на котором
вырос, который любил, как второй свой

молетов.

Завод этот—©один из инициаторов сорев-
нования авиационных заволов за досрочное
выполнение годовой. программы в ответ на
доклад товаряша Сталина. В своём обраще-
вии коллектив обязался выполнить програм-
му ко Дню Сталинской Конституции.

Партийная организация провела большую
работу на основе доклада товарища Сталина.
В каждом цехе, в каждой бригаде, на всех
производственных участках проведён был

политдень, посвящённый докладу товаренна

Сталина. В кузнечном цехе на участке луч-

щего мастера Федулова доклёдчик отметим, очень большое значение для всей оборони-

что сам Федулов опраздыгает своим трудом  тельной

[УЧастке.

сталинскую оценку высоких заслуг
рабочего класса,

— Высокая оценка нашего труда, данная
‘любимым маршалом и`полководнем товари-
шем Сталиным, прибавляет нам сял. Хочет-
ся трудиться ещё лучше, ещё самоотвер-
женнее,—заявил тов. Федулоз на собрании.

На следующий день весь коллектив его
участка стал на стахановскую вахту: Куз-
нец Грачев, штамповщики Изанычев и Ко-
пытов увеличили производительность труда
в два раза.

Таких примеров можно привести десятки.
Молодёжно - фронтовые бригады Кузьмина,
Колесова, Авдонина, Цецегова, Гаркуни и
многих других ответиЛи на доклад товафи-
ша Сталина новым повышением производи-
тельности труда, десятками производствен-
ных рекордов.

Общий трудовой под’ём на заводе под-
креплялся большой организационно - техни-
ческой ‘работой. На заводе скоро будут за-
кончены перестройка технологии в боль-
пинстве цехов; введение потоков в загото-
вительных отделах и перевод сборки само-
лётов на конвейер. Эта работа уже прино-
сят плоды. Трулоёмкость деталей на боль-
шичстве участков значительно снизилась.

На заводе проведена партийно-техниче-
ская конференция по выявлению  произ-
водственных резервов. Готовясь к ней, ра-
бочие, техники, инженеры, конструкторы,
технологи внесли свыше 3.000 рационали-
заторских предложений. Среди молодеж-
но-фронтовых бригад развернулось широ-
кое дважение за уплотнение рабочего дня,
за высвобождение излишней рабочей си-
лы. Десятки бригад высвободили по одно-
му, по два человека и продолжают пе-
ревынолнять программу.

— Все это, — говорит директор завода
тов. Агаджанов, — позволило нам взять
на себя остветствечное `обязалельство пе-
ред товарищем. Сталиным, перел всей
страной о завершении головой программы
ко Лню Сталинской Конституцие. Боевая
сплочённость, единство рабочих. инжене-
ров, конструкторов и всех работников за-
вода принесли своя плоды — годовая про-
трамма выполнена 3 декабря. В этом году
мы увеличили производлительность 10
сравнению с довоенным временем при-
мерно в три раза. В оставшиеся дни ме-
сяца мы будем выпускать самолёты сверх
плана в oun Верховного Главнокоман-
дующего, В. декабре на заводе закончится
технологическая перестройка производства
— введение поточной системы. Это. позво-
лит нам озлалеть не только. суточным
графиком, который давно язляется желез-
вым законом, но и почасовым графиком
выпуска самолётов. Мы полечитали и
уверены, что перестройка даст нам воз-
можность значительно увеличить произво-
дительность завода. С 25 декабря мы пе-
рейдем на новый, повышенный график вы-
пуска самолётов. =

Лечебная помощь инвалидам
Отечественной войны`

Вчера коллегия Наркомздрава СССР об-
судила вопрос о лечебной помощи инвали-
дам Отечественной войны. Созданы 21 боль-
ина неотложной хирургии, 52 отлеления в
поликлиниках, отведено большое количество
мест в научно - исследовательских институ-
тах и 3.900 мест на курортах.

Высокого уровня в больницах достигла
хирургическая помошь в Москве: напри-
мер, из 500 инвалндов, которым в больня-
пах была возвращена трудоспособность, 400
человек полверглись серьёзным хирургиче-
ским операциям. При лечении широко при-
меняется физиотерапия. .

Работа в лечебных учреждениях, созлан-
ных для бывших фронтовиков, требует со-
ответствующих кадров. 6009 врачей ‘уже про-
шли специальную подготовку, заканчивает
обучение ещё 409 человек.

Наркомздрав СССР предусматривает в бу-
пущем году дальнейшее развёртывание се-
ти лечебных учреждений для внвалидов
Отечественной войны. ,

300 тысяч механизаторов --
` сельекого хозяйства

В средних числах декабря во всех обла-
стях, краях и ‘республиках начинают ра-
ботать школы механизации сельского хо-
зяйства. В течение зимы в них будет под-
готозлено свыше 300 тысяч тракторястов,
комбайнеров, механиков, бригадиров трак-
торных бригад, шоферов и других сте-
циалистов. Трактористов для МТС и совхо-
зов будет выпушено около 180 тысяч,
комбайнеров — 42,5 тысячи, помощников
комбайнеров — более 46 тысяч. ‹ Помимо
этого, на двухмесячных курсах при МТС
будет прозедена переполготовка 100. ты-
сяч- трактористов и 20 тысяч комбай-
неров.

Косогорцы сдержали своё слово

ТУЛА, 3 лекабря. (По телеф. от соб,
корр.). Коллектив Косогорского металлурги-
ческого завода брал на себя обязательство
выплавить в ноябре сверх плана 2.000 тонн
чугуна. Это своё обязательство металлурги
выполнили с честью, выплавив 2.600 тонн.
Кроме того, они сэкономили 3.700 тонн кокса.

Месячная программа перевыполнена так-
же по выработке цемента и электроэнергии.
Все это позволило заволу завершить годо-
вой план не к 5 декабря, как предусматри-
валось в обязательстве, а 26 ноября.

Доменщики города Серова
выполнили годовой план

СЕРОВ, 3 декабоя. (ТАСС). Доменный
пех Серовского. металлургического завода
закончил выполнение головой программы.
Цех сэкономал 50 тысяч тонн руды,

12 тысяч тонн кокса и 25 тысяч кубомет-
Воодущевяённые

ров древесного угля. !
докладом товариша Сталина, доменшики
обязались дать фронту 20 ` тысяч тонн
чугуна сверх годового плана.

Немцы из кожи вон лезут, чтобы затр-
жаль наши наступающие части. Здесь у них
был заранее полготовлен ряд сильно уврел-
яённых промежуточных рубежей обороны. К
TOMY же сама местность блатоприятстэует
обороняющимся. Леса, болота, усдвершен-
створанных лорог нет, а просёлки в ре-
зультате многодневных дождей сами пре-
вратились в совершенно непроезжие топи.

Один из наиболее прочных рубежей
немцы воздвигли на восточных подступах
к двум  шоссейным дорогам, имеющим

системы противника на этом
Для защиты этих последних
своих артерий, питающих войска в между-
речье, гитлеровцы сосредоточили ‘крунные
силы.

Главным узлом обороны является здесь
населённый пункт Довск, где оба шоссе пе-
рекрешиваются. Укрепления противника,
еостоявшие из нескольких рялов траннтей в
проволочных
ветвленной сети дзотов, широкой дугой
огибали перекресток дорог и были густо
насыщены огневыми средствами. i

Однако стройность вражеской обороны
скоро была нарушена. Наша пехота, под-
держанная танками, сломила сопротивяе-

ние, смяла противника и. преследуя
ето, ‚перерезала одно Шоссе. Одновре-
менно наши части, отразив сильнейшие

контратаки врага, измотав и обескровив
его, рванулись вперёд и заняли несколько

Сто полётов в тыл врага

“Cro полётов в тыл врага совершил эки-
паж самолёта, которым командует старитий
лейтенант Алексей Колесников. Более 200
часов парил этот краснозвёздный. самолёт
над нередним краем обороны врага, над вра-
жескими коммуникациями и аэродромами.
Много фангистских истребителей вылетало
на перехват советского разведчика. Много
раз обстреливали его немецкие зенитчики.
Но, возвращаясь на свой аэродром, Колес-
ников неизменно докладывал о выполнении
задания и представлял чётко исполненные
фотоснимки. о :

Два раза врагу удавалось пересечь путь
нашего воздушного разведчика, но оба раза
Колесников смелым маневром уходил от
преслелователей. Однажды, чтобы обмануть
четвёрку «Мессершмиттов»; баражировав-
тих на его пути, Колесников взял курс в

обратную сторону — в тыл врага. Сделав

довольно значительный крюк, советский
лётчик вышел к своему аэродрому.

заграждений, a Takme pas-

ленный узел, но и восстановить положе-
ние на ттоссе.

В расчётах немецкого командования зна-
чительное место, повидимому,  озодилось
‘погоде. Действительно, трудно было пред-
положить возможность продвижения с боя-
ми по местности, превративитейся в сплон!-
 ное болото, где ноги бойцов вязнут в лип-
кой грязи, а вода доходит до колен. Нем-
цы неё учли, что бойцы и командиры
 Красной Армии, спешащие на помощь Бе-
хоруссии, готовы преодолеть: любые труд-
ности.

Сломив - исключительно сильное сопро-
тивление гитлеровцев на рубеже одной
небольшой речки, наши части. форенрова-
ли её и значительно продвинулись на за-
пад, по направлению к сильно  укрепаён-
ному узлу сопротивления немцев. К нему
же подходили наши части. с востока. Тре-
тий клин был вбит вдоль дороги с юга.
Немцы, перегрупнировав силы и подтянув
‘резервы, предприняли несколько  контр-
атак. Но это уже были последние усилия
врага. Сильно укреплённый узел немцев
Ловек пал и противник отступил к западу.
^ Сквозь огонь и колючую проволоку, че-
рез болота, в непогоду части Красной Ар-
мии продолжают © боями продвигаться
вперёд, освобождая всё новые и новые на-
сеяённые пункты Белоруссии.

: М. РУЗОВ,
спеп. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3: декабря.

Экипаж самолёта во главе е Алексеем
Колесниковым произвёл блестящую развед-
‘ку одного вражеского аэродрома — базы
дальних немецких бомбардировщиков. Че-
тыре напряжённых часа провёл наш развед-
чик в воздухе, в глубоком тылу врага, и
обнаружил немецкий аэродром.

И сам Полесников, и весь экипаж его
самолёта пользуются среди товарищей за-
служенной известностью. Родина отметила
боевые труды старшего лейтенанта Алек-
сея Колесникова. На груди его — два орде-
на Красного Знамени и орден Отечественной
войны 2-й степени. Грудь штурмана с&мо-
лёта Алексанлра Западинского украшают
орден Ерасного Знамени и орден Красвой
[Звезды. Стрелок-радист Усс награждён ор-
[none Брасной Звезды и медалью «За от-
Bary». R
Е Н. КОНОВАЛОВ,
спеп. корр. «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 декабря.

Ь Четверо

ДЕЙСТВУЮЩАЯ. АРМИЯ, 3 декабря.
(Спецкор ТАСС). С наступлением рассве-
та гвардлейское подразделение поднялось в
атаку. Предстояло выбить немцев с важно-
го рубежа. Подступы к своим позициям
противник держал под сильным огнём ар-
тиллерии. Гвардейцы начали штурмовать
укрепления. Враг спешно поюдтянул сюда ре-
зервы. стремясь удержать важный рубеж,
с потерей которого открывались подступы
к крупному населённому пунклу.

Группа гвардейцев под командованием
старшего. сержанта Николая Полковникова
первой проникла в расположение неприяте-
ля. Немцы усилили огонь, и группа выну-
ждена была залечь, оказавшись отрезанной
от своего подразделения.

Продолжая держать под обстрелом пол-
ступы к своим позициям, немцы решили
уничтожить группу Полковникова. В разгар
боя трое наших бойцов были убиты. В жи-
вых остались Николай Полковникоз, Пётр
Лужецкий, Павел Солодовников и Иван Ов-
сянников. Фашисты несколько раз подпол-
зали к четвёрке храбренов и предлагали ей
сдаться в плен. В ответ гвардейцы посыла-
ли гранаты. Потеряв более десятка своих
солдат, фашисты пришли в ярость. Гитле-
ровцы обрушили ливень свинца на окоп, в

храбрецов

котором находились гвардейцы. Полковни-
ков и его товарищи меняли позиции и, по-
являясь в новом месте, забрасывали немцев
гранатами.   Я

Заметив бой’в стане противника, натии
артиллеристы и миномётчики открыли при-
пельный огонь. Прижав к земле гитлеровцев,
они облегчили положение четвёфки,

В середине дня стал  иссякать запас
‘патронов. Полковников приказал вести
только прицельный огонь. Когда наш арт-
огонь ослаб, немцы вновь попытались за-
хватить четвёрку в плен, но гвардейцы
опять дали отпор. В траншее бойцы нашли
немецкий ‘автомат с большим запасом пат-
ронов. Все обрадовались этой находке.

Целый день гвардейцы, отрезанные от
своих, вели борьбу с подразделением не-
приятеля. К окопу подкрались немцы.

— Рус, сдавайся, — крикнул один из
них. В него полетели гранаты. Вновь за-
Гвязалась перестрелка.

Вдруг раздалось громкое «ура». Восполь-
зовавшись темнотой, подразделение  гвар-
дейцев преодолело простреливаемую поло-
су и предприняло ночную атаку. С флан-
га им помогала четвёрка мужественных
воинов. С рассветом важный рубеж был в
руках гвардейцев. ‚

Бухарская швейная артель имени Молотова
(Узбекская ОСР) отправляет фуфайки и дру-
гие тёплые вещи в освобожденные районы.
На снимке: председатель артелв т. Алиходжа
Канаев и заведующая цехом т. Нина Бахтие-
ва отбирают тёплые вещи для отправки в
освобождённые районы. а

Фото И. Юсупова (ТАСС).

Скоростное восстановление
железнодорожных путей

ХАРЬКОВ, 3 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). Болыной популярностью пользуется
на Южной железной дороге бригадир одной
из дистанций пути Илья Братченко, Путь на
его участке был быстро приведён в хоро-
шее состояние, поезда пошли с нормальной
скоростью там, где ешё недавно всё до
основания было разрушено неменкими за-
хватчиками. Братченко правильно организо-
вал труд бригады, совместил сначала два,
а потом три цикла работ — восстановление
путевого хозяйства, текущий ремонт и пла-
ново-предупредительный ремонт пути.

Этим достигнута не только большая эко-
номия времени, рабочих ‘рук и государ-
ственных средств. Как известно, в обычных
условкях ремонтникам пути ‘всегда предо-
ставляются так называемые «окна» — пере-
рывы в движении поездов по ‘ремонтируе-
мому участку на определённое время: Брат-
ченко совершенно отказался от «окон» и
производит ремонтные работы, не нарушая
движения поездов.

Инженеры управления Южной дороги на
опыте бригадира Братченко разработали ти-
повой технологический процесс скоростного
восстановления и совмещения ‘циклов пу-
тейских работ.

Научная конференция студентов
Московского университета

В Московском Государственном универси-
тете им. Ломоносова закончилась научная
конференция, в которой приняли участие
студенты всех факультетов и курсов МГУ.

На пленарном заседании и на секциях был
заслушан ряд интересных докладов, свиде-
тельствующих о серьёзной самостоятельной
‘работе, которую ведут студенты над круп-
ными научными проблемами. Доклады со-

провождались демонстрацией диапозитивов

и препаратов, иллюстрировались диаграмма-

ми и таблицами. 5

Деятели узбекской литературы
и искусства в Москве

2 декабря в Москву из Ташкента при-
ехала группа крупчейших писателей и ар-
тистов Узбекистана: поэты Хамид Алим-
джан, Гафур Гулям, Зульфия, Миртемир, скотом своих братьев.
  Чусти, прозаики Айбек и Айдын, драматурги украинских колхозов нашли себе приют

ного от масла»

лом, 0 только-что прослушанной сводке в.
фронта? 0 многом успевает передумать че-
ловек, идущий привычным своим путбм,
спеша начать свой большой трудовой день.

В кузнице еще было темно, и большие
лампы ярко светили сквозь синий дым.
Иван Повеликин прошёл вдоль знакомого.
пролета, мимо пышащих огнем печей, ми-
мо трохочущих молотов. Он знал тут Ram.
дую мелочь, каждого человека.

На его глазах рос и изменялся его пех.
При нём на этом. вот 20-тонном молоте
работали прославленные кузнецы, зачина-
тели стахановского движения Александр
Бусытин и Степан Фаустов. Он вспомнил.
Степана, худощавого, быстрого, вечно чёр-
и копоти, вспомнил его’
упрямую, задорную усмешку, когда ему.
сказали, что Бусыгин опять перекрыл его
рекопх.

— Погладим! — сказал Фаустов.

Вепомнилась одна смена, когда вокруг
  фаустовского молота собралась толна, а’
Фаустов, забывший обо всём, точно машти-
на, жал и жал, играя, как игрушкой,
большими коленчатыми валами.

Многое изменилось с тех пор. Новые лю-
ди пришли в кузницу. Вместе с мужчина-

`перь он руководил

Кузнецы.

Но вот сегодня что-то случилось C MoS
лотом. Вдруг зашипел. пар, и чугунный
шток судорожно залёргалея ‘при нажиме
пелали. Иван остановил молот и после не-
большого осмотра ев досадой установил, что
пробило сальник. Он крепко выругался и
послал подручного искать мастера. До обе-
да он отковал всего 166`деталей. Это бы-
ло даже ниже нормы. В обед сальник на-
били заново, и после перерыва кузнец на-
чал нажимать, чтобы наверстать упушен-
ное.

Но к концу смены Иван с трустью уб8-
лился, что бригада его едва-едва вынолни--
ла норму. ;

`«Ну. это не ответ товаринту Сталину», —
полумал Ловеликин и, сдавая смену Васи-
лию Лачинову, сказал: ” : ;
— Ты, давай, меняй сальник ко всем
чертям, а то и ты зашь@щься... =
Сам Лачннов работал HaaayamKoM, Te-
кузнечной бригадой.
Кузнецом же у него работал молодой па
фень Игнат Кузненов,

— Ла уж мы как-нибудь поднажмём,—
сказал Лачинов. a

И они действительно поднажали. Утром,
придя на смену, Повеликин узнал, что но-
чью Игнат отковал 506 деталей, или две
с половиной нормы.

В этот день Иван Повеликин работал 6
большим под’ёмом. Важдая минута былз
на учёте. Бригада экономила каждую св-
кунду. Повеликин всё учашал удары п
точно слился с огромной машиной, каждым

Би к Чи соя Koni. мускулом чувствуя ве ровный, снокойный

wy ch ход. les

enna Давай! Давай! кричал он всё ве
В пролёте Повеликина остановил на- : ‘ р

чальник цеха Буслаев.   -
— Зайди на минутку, — сквозь грохот
прокричал он, кивая на контору.
В’ конторе он спросил Ивана, чем кузне-
цы смогут ответить на доклад товарища
Сталина.
Иван задумался.

селее, испытывая радостное удовольствие
от того, что работа спорится.

И, когда закончилась смена, он с гордо-
стью сообщил мастеру:

— 400 штучек сверх плана, как одна
копеечка...

В этот день бригада Повеликина выч

полнила задание на 325 процентов. эта
— Чем-нибудь бы особенным, конечно, 3
Pie de бы
Г хотелось ответить, — с смущённой улыб- а  р. а Пр Ал ee es
  кой сказал он. — Постараюсь выжать всё, : х
oO ee Сейчас в кузнице  разгорелось co
— Вот вы с Игнатом на одном молоте : т
работаете, — сказал начальник. — На нём Е Ве ИВ Хади

когда-то работали Бусыгин с Фаустовым.
Большие дела они делали на этом мо-
лоте...

Повеликин подумал:

правильно, боль-

шие дела были сделаны их предшествен-!

никами.

Сталин хорошо сказал о заслутах рабо-
чего класса в дни войны. Он, Повеликин,—
тоже представитель рабочего класса. Зна-
чит, Сталин верит и в него, в его `способ-
ности побеждать все трудносты.

ции прошлого. Обогащённые новым воен-
ным опытом, вдохновляемые словами то-
вариша Сталина о близящейся побеле нал
врагом, кузнецы день ото дня набирают
‘темпы. В соревнование втягиваются всё
новые и новые стахановпы.

Лидерствует в этом соревновании пока
бригада Василия Лачинова.  На-лнях
‚бригада во главе с Игнатом Кузнецовым
выдала за смену 815 коленчатых валов,
перекрыв все прежние рекорды, какие ког

У каждого кузнена есть своя манера в
работе: Иван Повеликин старался  рабо-
тать, всегда рассчитывая, экономя силы,
не забывая зорко наблюдать за всем слож-
‘ным нроцессом,

да-либо ставились в кузнице.

Г. ФЕДОРОВ,

соб. корр. «Известий».
г. ГОРЬКИЙ, Е

Автозавод имени Молотова.

АЛМА-АТА, 3 декабря. (По телегр. от
соб. корр.). Когда” на далекие отгонные
пастбиша Кара-Тау приходят вести об ус-
пехах Красной Армии, к знатному табун-
щику Сыздыку Кожебаеву из колхоза Те-
лик-Тюбе собираются животноводы. Хо-
зяин юрты однажды сказал собравшимся:

—- Огромная радость заполняет мое серл-
це. Каждый город Украины и Белоруссии,
вырванный из рук гитлеровцев, так же до-
рог мне, как наши привольные казахские
степи.

Слова Кожебаева выражают чувства тру-
дящихся Казахстана, делами доказывающих
свою ‘любовь к родине. .

Бережно ухаживают чабаны-казахи за
35.000 голов скота
B

Hissar Султанов и Яшен, артисты: лауреат   Казахстане. Больше 200.000 коров, лошадей
Сталинской премии народная артистка СССР Я овец колхозов Сталинградской и Ростов-

Халима Насырова, народная артистка УзСС

Мукаррам Тургунбаева, народный артист
УзССР Карим Закиров, ‘народный артист   тракта

р  ской областей паслись на богатых угодьях

Западного Казахстана, Гурьевской и Актю-
бинской областей По скотопрогонным
м республики нескончаемо движутся

УзССР Абдукадыр Исмаилов, заслуженная  сытые гурты животных. Они возвращаются

артистка УзССР. Валентина Галанина, а так-  обратно в районы,

же ансамбль народных инструментов.

освобождённые от не-
мецкой оккупации.

Казахстан — освобождённым районам

Возвращая эвакуирозанный скот, казахи с
радостью выделяют из своих артельных хо-
зяйств сотни лошадей, коров и овец в по-
мощь колхозам, постралавшим от немецко-
го разбоя. Колхозники сельхозартели «Путь
к сониализму» Тельманского района Кара-
гандинской области выделили для восста-
вовления колхозных ферм 400 голов круп-
ного рогатого. скота и 1.350 овец, Это—по-
 мощь только одного колхоза, а их — много
сотен в Казахстане.

Указание товарища Сталина в докладе от
\6 ноября о необходимости в короткий срок
ликвидировать последствия хозяйничания
Чемцев, создать нормальные условия жизни
для советских людей, избавленных от фа-
шистского рабства, воспринято трудящими-
ся Казахстана как свяшенный долг.

Члены сельхозартели «Полезный труд»
Арысского района Южно-Казахстанской об-
ласти единодушно решили сдать из личных
запасов`в фонд помоши освобождённым
районам 1.800 пудов хлеба. За два дня весь
этот хлеб был доставлен красными обозами
ва приемные пункты.

Ерым в ноябре! Разве можно забыть з0-
лдотую осень в этом чудесном уголке на-
ней родины! Ёончалея курортный сезон.
До новой весны пустели дворцы санато-
риев и хомов отдыха. Уходили на север по-
следние поезда с загоревшими людьми,
увозящими с собой огромный запас све-
жих сил, бодрости и жизнерадостности.
Трудовые будни, наступавшие в Крыму
после раз’езда гостей, ярки; как празд-
ник. Забродило в чанах молодое вино
Массанлры, потянулись по дорогам арбы с
высокими  корзинами, полными › яблок,
груш, хурмы, айвы, инжира, орехов. В
разгаре лов сельди в Керченском проливе.
На берегу Балаклавской бухты трепещет
в рыбачьих сетях серебряная кефаль. Кон-
сервщики Симферополя, Феодосии и Бахчи-
сарая укладывают в грандиозные нестрые
штабеля банки со всякими ароматными и
питательными плодами. Й вот уже тяну-
лись следом за отдохнувшими в Крыму
людьми новые вереницы поездов — на
этот раз товарных, груженных дарами
щелрой крымской природы.

Два гола отделяют нас от этого Крыма.
Он много выстрадал за эти лва гола нод
ярмом немецких оккупантов. В Ёрыму
немпы вели себя так же, как и всюду в
захваченных ими областях.

Врым осенью 1943 года! В историю
Великой Отечественной войны  войлут
героические подвиги его  ззлцитников и
освоболителей, самоотверженность  совет-
ских патриотов. Не вино и фрукты, на
которые так рассчитывали фрицы, при-
несла немецким захватчикам золотая
крымская осень. Летят в воздух автома-
шины и поезда немцев. На каждом шагу
подкарауливает врага партизанская пуля.
Партизаны вышли из лесов на дороги.
Они заходят в еёла и города. Они— всюду.

Освоболительное дхвижение-в Крыму np
няло огромный размах. В страхе перед’
этим ширящимся со дня на день движе-
нием немцы бросают против партизан pe-
гулярные части с танками и авиацией.
Они угоняют в города, гле стоят их гар-
низоны, ещё остававшихся в деревнях т

телей и в самых этих городах вводят] шийся из полёта, с восхищением рассказы»   чужеземпа-граб

сеаодня_

осадный режим. И немцы, действительно,
осаждены и в Врыму в целом, и в каж-
лом крымском селении....

Мы читали письмо отното из руковеди-
телей партизанского лвижения — тов. Я.,
доставленное из Крыма в двадцатых чие-
лах ноября. Вот что он пишет:

«Режим, установленный в Симферополе
И <блах, становится веё более жестоким.
Вокруг города и по дорогам, идущим в
лес, поставлены усиленные патрули.
Ежедневно производятся облавы по ули-
цам и хомам. Ишут нашу подпольную ти-
пографию. Эта типография «в’елась в
печёнки» немцам. Жители посмеиваются и
говорят: «Веё равно не найдут!..»

зой расстрела запретили хождение по ули-
пам города позже 5 часов вечера. 3 и 4
ноября они расстреляли в Симферополе
всех, кто был заключён в концентрацион-
ных лагерях и тюрьмах сроком на год и
больше.

Описывая недавний бой с немпами и
румынами, из которого партизаны вышли
победителями, несмотря Ha то, что про-
тив них действовали вражеская пехота ¢
артиллерией и миномётами, а также тан-
ки и кавалерия, тов. Я. говорит:

‚ «Нам казалось, что при сложившейся
в Крыму обстановке противник не будет
отрывать войск с фронта для борьбы с
партизанами. Оказывается, противник оно-
нивает нас выше, чем мы сами предпола-
тали. Противник рассматривает партизан-
ское движение в Крыму в ланный период,
как третью линию Фронта на Крымском
полуострове...» ;

К письму приложен об’ёмистый узелок
с приниской на прикренлённой к нему бу:
мажке: «Посылаю очерелную кучу немец-
ких орденов, медалей м документов —
трофеи последнего боя с немцами и ру-
мынами...*

Письмо было доставлено ‘одним из са-
молётов, ежедневно совершающих рейсы
межлу оккупированными районами Крыма и

вал нам 06 образцовой организации аэро-

Тов. Я. сообщает, что немцы под угро-

дромной службы у партизан. В райо-  на, можно судить но такому факту. Ja-
не партизанских лагерей имеются безуко-  герь партизанского отряда имени героиче-
‘ризненно расчищенные посадочные ило- ски погибщего в одном из боёв партиза-
щадки, которые обслуживаются специаль-  на Мемета Аппазова в течение трёх дней
ными стартовыми командами. Сейчас они осаждался противником. Немцев было око-
могут принимать и уже принимают наши  ло 900, партизан — значительно меньше.
боевые воздушные корабли. И всё же партизаны отбивали все атаки
«Рельсовая война», об’явленная нем-  противника, обращали его в бегство и
нам партизанами, расстроила движение   преследовали. В этих боях немпы поте-
вражеских военных эшелонов Ha та- ряли убитыми 9 офицеров и 14 солдат.
ких важнейших железнодорожных уча-  Партизаны не понесли почти никаких
стках, как Симферополь — Севастополь,   потерь и сохранили 3a с0б0й обжитый
Симферополь-—Джанкой, Джанкой-—Керчь.  ими район.
Совсем недавно, взорвав несколько. сот  В канун 26-й годовщины Октябрьской
метров железнодорожного пути на перето-  революции партизанский командир, ровеб-
нах Сейтлер—Ислам-Терек и Сарабуз — ник Октября, 26-летний Ф., стяжавший
Биюк-Онлар, партизаны вывели из строя   себе среди партизан и населения Крыма
и на восемь суток прервали движение   большую славу своей исключительной
поездов на этих важных участках. храбростью, отбил у немцев целую колон-
На шоссейной дороге Симферополь —   НУ автомашин. Расцветив эти автомапины
Севастополь в среднем  истребляется
50 немецких солдат и офицеров ежеднев-  дей своего отряда, Top. ©. поехал по
но. Один из партизанских отрядов целые  деревням, расположенным на пути Е Сим-
сутки контролировал автомагистраль Сим-! Ферополю, проводить праздничные  ми-
‘ферополь—Феолосия. Немцы приняли эту  тинги. :
дивераию партизан за действия десанта Он об’ехал таким образом четырналцать
советских войск. и в панике поспешили! деревень и среди бела дня выступал в
взорвать крупные войсковые склады в го-  НИХ Ha крестьянских собраниях ве докла-
роде Старый Ёрым. Дами 0 положении на фронтах  Отечест-
0 силе партизанского движения, воз-  Венной войны и в Ерыму, о жизни в
растающей с каждым днём его популяр-  Советском Союзе. Последний, четырналиа-
ности ереди населения свидетельствуют: тый митинг он провёл в пяти километрах
Участимниеся случаи организованного 06- 0Т Симферополя. Немпы не осмелились
Гращения крестьян к партизанам с прось- СТать на пути отряда бесстрашных пар-
бой взять их селения под свое покрови-   Man.
тельство, защитить от немецко-румыиско-  В ноябре партизанские отряды в Крыму
го террора и ограбления. В настоящее получили прекрасное боевое пополнение 3a
время насчитывается не менее 25 деревень! счёт притока в их ряды советеких. патри-
(Барабаново и Петрово Зуйского района,   отв, горящих ненавистью к врагу, кото-
Тавбодрак Бахчисарайского района и дру-  рый разрушает мирные очаги, убивает и
гие), из которых партизаны изгнали вра-  Угоняет в рабство советских людей. Успе-
га, где они истребили предателей и вос- хи Красной Армии окрылили этих патри-
становили советскую власть. Попытки нем-  отов. Их собственные успехи дали им в
цев взять эти деревни силой оружия тер-  руки вооружение, отбитое с боями у про-
пят неудачу. - тивника. Они стали действовать ‘более
В других случаях жители деревень  от  решительно и умело, чем прежде. Ha-
мала ло велика покидают свои дома и со Встречу им поднялись жители крымских
всем своим скарбом и скотом переселяют-  Т0родов и ‚селении.
ся на жительство в леса, поближе к  Нам рассказали о некоей Мусе, пожи-

=

освобожлённой территорией Болышой зем-
aq. Лётзик Нижвик. только-что вернув»

партизанам, в полной уверенности, что там   лой, семейной женщине из города С. Она
BX не достанет длинная хищная  дапа  проникает нз вражеские аэродромы, фик-
Brea, us lempyet количество самолётов, ведёт учет

Насколько эта уверенность основатель-  прибывающих и уходящих

до  красными флагами и посадив на них лю-

a a SN SE RSE TEED

эшелонов и
подбрасывает в них полученные от пар-
тизан мины. И эшелоны летят в в03-
дух. Сколько таких партизанок рассеяно
по Крыму!

В одном из городов два советских пат-
риота ежедневно ‘принимают по радио
вести из далёкой Москвы, записывают их
на листках ученических тетрадей, и утром
горожане читают эти листки со словами
большевистской правды, наклеенные Ha
углах больших улиц и даже на зданиях,
занятых немецкими военными властями.

Патриоты распространяют в десятках
тысяч экземпляров советские газеты и
листовки. `Они вырезают целые километ-
ры проводов вражеской телефонно-теле-
графной связи ив качестве вещественного
доказательства своей деятельноети достав=
ляют мотки проводов в горы и леса пар=
тизанам. р

Немцы проводят ‘собрания
требуя выдачи партизан и тех,
содействует. На одном из таких

жителей,
RTO ИМ
собра=

ний в деревне Ё., которое проводило ру=
MBIHCKUH капитан, присутствовали ^ тва
партизана. Олин из них был даже...

переводчиком грозных капитанских речей.
Крестьяне хорошо знали обоих. партизан и
не только не выдали их, но и отказались
зарезать овцу для угощения румына, которо=
му хотел угодить местный староста. Отара
овец была в лесу под охраной партизан,
и Чабаны сказали старосте:  «Воманлир
распорядился никому не отпускать овец
без его ведома». Так и уехал румынский

Холон к свониу немецким хозяевам, не
солоно хлебавши...
Да, Крым сейчас не тот. мирный

благоухающий ароматами осенних плотов,
расцвеченный радужными красками Юга
край, каким мы его некогда знали. Но он
H не такой, каким рисовалея  воображе=
нию жадных до лёгкой поживы, onba~
нённых мечтой о молниеносной — побете
гитлеровцев. Он грозен, как вздыбливаю-
щиеся над его берегами волны штормово-
то моря. Вздымается девятый вал народ
ной мести. :

П. БЕЛЯВСКИЙ, А. СТЕПАНОВ,
спец. корреспонденты «Известий»;

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.