ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ` ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР -

Защита отечества,

/

В ожесточенных боях с гитлеровцами
воины-узбеки, свято выполняя наказ своих
отцов и матерей, братьев и сестёр, вписа-
ZH не одну славную страницу в историю
борьбы с немецко-фалжистекими оккупан-
TAME.
Рометанский колхозник -—— комсомолец
Камал Пулатов в дни ожесточённых 6б0ёв
под Оталинградом, находясь на передовой

‚ линии обороны, неустрашимо встретил бро-
нированные полчища врага. Обвязавшись
противотанковыми гранатами, Жамал Нула-
тов бросился пол головной вражеский
танк. Вместе с танком взорвалея и сам
герой.

Можно привести десятки и сотни при-
меров, когда воины-узбеки на полях cpa-
жения проявляли чулеса мужества и отваги.

Перестроив на военный лад всю про-
мытиленноеть, созданную за время сталин-
ских Пятилеток, разместив у себя десятки
вуупнейптих эвакуированных прелариятий,
трудящиеся Узбекистана с каждым днём
_калот фронту все больше и больше боевых
машин, оружия, боеприпасов, снаряжения,
обмунлирования.

Скоростное строительство мощных гидро-
электростанций. угольных шахт, MeTad-
лургического. завода и других промышлен-
ных сооружений даст возможноеть в бли-
жайпгий год-полтора в три раза увеличить
выработку электроэнергии, создать для
республики, топливную, металлургическую
базу и тем самым превратить Узбекистан
B emé более богатую республику Совет-
ского Союза. .

В республике широко развёрнута работа
по освоению естественных богатств —
добыча угля, нефти, железной руды, полу-
чению редких иветных металлов. Геологи
ставят на службу обороны страны новые,
неизведанные богатства в Узбекистане.

¥

_ Вместе с рабочим классом без устали ра-
ботают для фронта колхозники и колхоз-
ницы Узбекистана. Колхозы Узбекистана
сумели за время войны освоить свыше
полумиллиона гектаров новых земель уве-
личили в несколько раз производство хле-
_ба. На сотни тысяч гектаров плодородной,
по веками пустовавшей земли колхозники
провели воду, построив для этого ‘десятки
новых оросительных каналов. В одной
Калика-Дарьинской области было включено
в посев около 40 тысяч гектаров таких
земель. В Андижанской области за послед-
ние хва года плошаль посевов зерновых
увеличилась в двадцать с лишним раз. В
изыскании дополнительных площадей для

посевов хлебов принимал участие каждый
ROAX03. ;

Желая оказать государству возможно
больттую помошь в дни войны, колхозы
и колхозники заставляют землю давать в
год по два урожая хлебов,  продоволь-
ственных продуктов. Сняв в июне с но-
ливных земель. озимые пшеницу и яч-
мень, колхозы вновь  распахивали эти
площади, засевали их просом, джутарой,
кукурузой, поздними овощами, картофе-
лем. Таких новторных посевов в  теку-
шем году было проведено больше чем на
сотне тысяч гектаров.

Укренляя братекую дружбу  нафодот
Советской страны, трудящиеся Узбеки-
стана в широких размерах организуют
помощь районам, освобожденным Ёрасной
Армией из-под ига немецких оккупантов.
Узбекский народ шлёт в освобожденные
районы хлеб, продовольствие, скот, одеж-

ду, обувь, инструмент, оборудование для
предприятий, книги, квалифицированных
специалистов и рабочих.

Под знаменем Сталинской Конституции,
под зволительством великого Сталина узбек-
ский народ ещё больше будет множить
‚евои усилия и энергию на укрепление
военной и хозяйственной мощи нашего
тосударства, для приближения дня нашей
победы над немецкими разбойниками. ь

Абдували МУМИНОВ,
прелселатель Президиума Верховного
Совета Узбекской ССР.

ТАШКЕНТ. (По телеграфу).

/

ВЕЛИКАЯ СКРИЖАЛЬ

В этот день мы все вопоминаем Украи-
ну 1941 года — Украину, вошедшую в
ПЫИНое eBOe творческое лето, прекрасную
в Кругу прекраеных своих сестёр. Отоле-

‘тия грезила она 0б этом дне, отражая уда-

ры хишников и разбойников, изнывая под
гнётом насильников, —0 дне самостоятель-
ной и полной жизни, 0 том, чтобы не
только слымъ, а и быть в ряду подобных
себе равной среди равных. Исполнение этой
вековой мечты принёс ей Октябрь, закре-
пила мудрая Сталинская Конституция.

Только ках полноправный и равнопразв-
ный с другими член советской семьи,
только как неот`емлемая часть налиего ве-
ликого Союза, могла и смогла Украина
сделатьел мощным государством, сказочно
растущим во всех областях науки, творче-
ства, труда. Только в лучах Оталинской
Конституции нашли себе полное выраже-
ние все силы народа, воссоединенного в
своих этнографических границах под не-
посредетвенным руководотвом вождя наро-
дов товарища Сталина.

Стахановцы заводов, шахт и полей по-
казывали миру чудеса разумной работы,
учёные раекрывали необозримые перепек-
тивы живой творческой мысли, люди сло-
ва и музыки, живописцы и зодчие радост-
но преображали лик земли и окрыляли
просторы звонкими песнями.

Народ, которому в недалеком прошлом
приходилось отстаивать He только. своё
право на существование, а и самый язык
совой — исповедь народного сердца,—и да-
же самое своё имя, — народ Украинский,
идя 0б руку © народами-братьями, народа-
ми-лрузьями, смело вступил в ряды пере-
довых народов мира. Лонбасе и Виевщина,
Чернигов и Львов, Днестр и Днепр овеяны
были олной волей, одним стремлением; по-
тому что единое счастье было им дано.
Это’ счастье им дала советская власть,
Сталинская Конституция. Оно заключалось
не только в праве на полное существование,
на хозяйственный и культурный расцвет,
аи в широчайтих реальных возможностях
это право использовать.

Так пришла Украина к 1941-му году.
Достаточно было взглянуть на наших лю-
дей, чтобы понять: эти люди знают, зачем
они живут и во имя чего работают, преодо-
левая иногда неслыханные трудности. И са-
мое, может быть, замечательное, что было
написано на лицах всех детей Украинской
Советской Социалистической Республики, —

это было чувство гордости и собственного
достоинства. Народ, котброму на протяже-
нии веков приходилось терпеть унижение
рабства, раетравил, наконен, свом орлиные
крылья — и осознал. это, и гордилея
этим. Рожденный летать, он не мог — и
не может — ползать. И эту гордость, это
сознание собственного достоинства, это
понимание глубокой ралости и высокой на-
правленности труда дал моему народу со-
ветский строй, дала Сталинская Конститу-
ЦИЯ. ; Е

Я вспоминаю занесенную снегом дерев-
ню, малышей © серьёзными рожицами, спе-
шащих в господствующее над хатами здание
 надшисью «Школа»; вепоминаю перетол-
ненные студенческие аудитории. где слуша-
тели— живые, трепетные, молодые — етра-
стно внимали словам поэта или учёного и
страстно на них реагировали; вспоминаю
налпи украинские теалры с их разнообраз-
ными творческими лицами, — & давно ли
было время, когда украиноким актерам
запрещено было играть на родном языке в

городах родной земли? — вепоминаю вели-

коленные праздники — назие Первое Мая,
Harn Октябрьские дни; вспоминаю такие
всенародные торжества, как открытие па-
мятников Шевченко в Киеве и Каневе, а
на ряду с этим — скромное, но горячее
торжество по поводу установки бюста ве-
ликого поэта в каком-нибудь местечке
Вчерайтем или селе Кривом, при чём бюст
этот сделан молодым скульптором из этого
же местечка или села, — вспоминаю все
это великое и малое, в котором отразилось
великое, и думаю: это дал нам Октябрь,
это дала нам Сталинская Конституция.
Тяждлой, непроницаемю-чёрной враже-
ской волной была залита земля украин-
ская в первые годы Отечественной войны,
когда Красная Армия под давлением вре-
менно превосходящих сил противника вы-
нуждена была отетупать на Восток. Те-
перь идёт она, как Рать-Освободительница,
на Запад, и ототупает передо бурной
её монтью злая, проклятая волна. Снова —
израненная, но живая, измученная, но
непобедимая — возникает наша Украя-
на, чтобы. цвести и расти беспре-
дельно в ЕруГгУ милых своих сестёр. 3a-
логом этого роста и цветения является

Великая Скрижаль наших прав — Слалин-
ская Конституция.
Максим РЫЛЬСКИЙ.

>

%

Трудящиеся столицы, как и всей нашей
страны, широко отмечают День Сталинской
Конституции. Десятки предприятий завер-
„шили к этой знаменательной дате годовую
программу и дазот’ фронту и стране продук-
цию сверх плана.

На фабриках и заводах, в учреждениях,
клубах и госпиталях проводятся. беседы и
доклады, посвященные Сталинской Кон-
ституции. Сегодня московские железноло-
рожники примут участие в большом вечере,
на который приглашены стахановцы Мо-
сковского узла.

В честь Дня Сталинской Конституции

В честь Дня Конституции в Москве про-
водятся болыние спортивные соревнования.
Сегодня в бассейне для плавания. на вод-
ном празднике виднейшие московские плов-
цы будут состязаться в заплывах на раз-
ные дистанции. Здесь же будут  демон-
стрироваться  военно-прикладные виды
водного спорта.

Во дворце физкультуры спортивного об-
щества «Крылья Советов» выступают вы-
дающиеся тяжелоатлеты-борцы, и штанги-
CTH,

Подарки передовых предприятий города Ленина

ЛЕНИНГРАД, 4 декабря. (ТАСС). Тру-
дящиеся  города-фронта отмечают День
Сталинской Конституции новыми  произ-

водственными успехами. В ответ на призыв
товарища Сталина усилить помощь фронту
многие предприятия брали обязательства
—x 5 декабря завершить годовую програм-
му. Вчера рапортовал о досрочном выпол-
нении своего обязательства коллектив за-
вода, где директором тов. Адеев. Еще рань-
ше—  декабря выдал последнюю продук-
цию в счет годового плана завод, где ди-
ректором тов. Миронов. Завершена годовая
программа рядом других ленинградских
предприятий.

Ha Ед и заводах города, в воин-
ских частях, ‘на кораблях Краснознаменной
Балтики проводятся беседы о Сталинской
Конституции. На темы «Советский строй
— наилучшая форма государственной орга-
низации», «Слалинская Конституция—зна-
мя наших побед» состоятся локлалы в лек-
тории горкома ВКП(б) и Доме Красной
Армии им. С. М. Кирова. х

Повсюду состоятся праздничные вечера,
выступления со специальной программой
коллективов художественной самодеятель-
ности. В частях Красной Армим и Военно-
Морского Флота устраиваются шефские
концерты.

од великим знаменем Сталинской Конституции

Советский Азербийджан—
ле5о

‚ Яфонту,

Сыны и дочери азербайджанекого на-
рода — на фронтах и в тылу — 01-
дают все свои силы на священное дело за-
шиты великих завоеваний Октября, золо-
тыми буквами записанных в Сталинской
Конституции. у

С первых дыей войны наш народ луч-
ших своих сынов послал на фронт, и они
в сражениях за родину показали себя нпод-
зинными героями. Неуклойно“ выполняя
затовель. Сталинской Конетитуции: «Залцита
отечества есть священный долг каждого
гражданина  ССОСР», вопны-азербайджан-
цы грудью своей защищали и защищают
нашу страну от гитлеровских мерзавцев.
На третьем тоду войны прославилась
416-я стрелковая дивизия, состоящая из
азербайджанцев. Она дважды отличилась в
боях и удостоилась благодарности товафи-
ша Сталина. За участие в освобождении
Татанфрота она получила наименование Та-
ганротекой, в боях 33 освобожление Мелито-
поля заслужила, орлен Враеного Знамени.

В ратных делах налпих войнов вопло-.
щены героические традиции азербайджан-
ского народа. Бессмертен подвиг Героя
Советского Сююза краснофлотца Кафура
Мамедова, который, презирая смерть, ценою
своей жизни спаю жизнь русского коман-
дира Синецкого. Под ударами славных тан-
кистов Героя Советского Союза полковника
Ази Асланова было разгромлено много от-
борных немепких частей пюд Сталинтра-
хом. Сыны Авербайжвана сражаются сей-
час на полях Украины и Белорусени, в
лесах Карелии, нод Ленинградом.

Крепя  б06в0е содружество фронта и
тыла, нефтяной Баку преданно служит
родине, снабжая Красную Армию горючим,
смазочеными маслами, вооружением, боепри-
пасами. Пдуимер того, как нужно трухить-
ся в военное время, показывают энаменоежы
Всесоюзного социалистического сорезнова-
ния нефтяники лучшего в-стране второго
промысла «Кагановичнефти». Первыми в

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ДЕКАБРЯ 1943 г. № 287 (8280)

Северо-западнее Гомеля

Немногим больше недели прошло < тех толкнулись здесь на исключительно упор

пор, как части Красной Армии ветупили в  ное сопротивление.

Гомель. Теперь этот первый возрождённый к

»

В районе одного расположенного на

жизни крупный белорусский город уже да-   Чечере населённом пункта гитлеровцы

за линией фронта. Славные же Го-
мельские дивизии, ломая

Днепр. Гитлеровекие дивизии стали отка-
тываться ‘на северо-затал, судорожно цеп-
ляясь 3a промежуточные рубежи. Гер-
манское командование думало исправить
положение введением в бой новых ча-
стей и  возлатало большие  надеж-
ды на йеблатоприятные для наступления
условия местности и погоды. В тому же
оно располагало в междуречье рядом за-
ранее подготовленных рубежей, опараю-

из которых самым мощным был Довекий
укрепженный тайон.

Олвако и эти карты противника биты
Враоной Армией. В боях на подступах Е
Довеку, а также в боях 33 важнейшие
коммуникатии в междуречье — носсейные
дороги на Бобруйск и Могилев немцы бы-
ли опрокинуты и, понеся огромные поте-
ри в людях и технике, отброшены от
Довока и от обоих шоссе.

Позиции противника во междуречье
Сюж=—Лнепр значительно ослаблены, но
он попрежнему не уступает без боя ни
одного населённого пункта, ни одного
мало-мальски пригодного для обороны ру-
бежа. Такими рубежали стало, в частно-

сти, несколько мелких рек, разливитихея
от обильных осадков. Восточнее Жлобина

врата, через леса и болота, сквозь пургу   противника

щихся на крупные узлы сотуотивления, Подетупах

ная

неоднократно переходили в контратаки,

сопротивление   пытаясь улучшить ©вои позиции. Оборона

была там очень прочной, но

уверенно идут вперёд и уже приближают-  она потеряла своё значение, котда наши
ся к друтим городам Белоруссии и важ-  части, действующие южнее, форсировали
нейшим узлам дорог — `Жлобину и Ро- уповствовавших гитлеровцев © фланта. И
гачеву. эта вражеская групна принуждена была
Падение Гомеля ослабило вею систему ни выгодный рубеж и отступила
немецкой обороны меж ками Сож и и
ды: Е. ми   Несмотря на энергичное  противодей-

етвие немцев, сильные ‘их контратаки ce-
веро-восточнее Жлобина, — наступающие
стали загибать дугу к Днепру и заняли
более 100 населённых пунктов. Десятки
населённых пунктов © боем взяли части
Красной Армии, действующие восточнее и
юго-восточнее Жлобина. И здесь. наши
части тоже подошли к Лнепру, выше
впаления в него Березины.

Таким образом, бои тенерь идут в
к ЗЖлобину. Немцы  дерут-
ся яростно, стремясь удержать за Co-
бой восточнее  Жлобина  предмостное
укрепление на левом берегу Лнепра. В
луга нашего наступления сжимается всё
плотнее.

Сотни населённых пунктов  вырваны
из лап гитлеровцев. Десятки тысяч совет-
ских люлей освобождены из  фапеистекой
неволи, — не только местные  житеди,
но и женщины, старики, дети, сотнан-
ные фашиетскими палачами из дальних
тородов и сёл. Толькю в одном лесу
Н-ская часть, стремителыной атакой or-
бросившая немцев, спасла от угона в
Неметчину и гибели 10.000  советеких
траждан. Несказанное счастье и сердеч-
благоларнесть освобожденных —
лучшая награда бойцам. © новыми сила-
  ми идут они вперёд, на Запад.

серьезные бои шли на рубеже реки Че-
черз, сильно заболоченной, с покрытыми
лесом берегали. Нами части, наступаю-
щие на запад от Могилевского птоссе, на-

М. РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 декабря.

В Залн

Осень в Заднепровье определенно затя-

Союзе они завершили годовой план нефте-   нулаеь. Ясные дни сменяются туманными.
добычи, обязавишиеь дать государству сверх Густые туманы чередуются с легкими за-
плана до конца года 25.000 тонн высоко-   Морозками. Часто идут проливные дожди.

качественного горючего.

Боевые действия напгих частей незави-

Яркими примерами самоотверженной, под-  симо от погоды продолжаются. Западнее и

линно фронтовой работы

богаты будни   юго-западнее Кременчуга действуют, глав-
бакинцев. Война принесла © собой `огром-   ным образом, юдвижные группы войск
ные трулности нефтяной промышленности.   мотопехотой

¢
и танками. Они штурмуют

Олнако, настойчиво мобилизуя внутренние   опорные пункты обороны врага, неререза-

ресурсы, °

бакинцы с честью несут свою   ют его коммуникации,

удерживаются на

фронтовую вахту. Лостаточно сказать, что   занятых рубежах до подхода нашей нехо-

OFHOTO только высокооктанового авиацион-

ты и артиллерии и Потом снова рвутея

ного бензина Баку явет теперь в несколько   вперёд.

раз больше, чем до войны. В 1943 году ле-

За последние дни подвижные группы ©

сятки тысяч тонн сверхплановой нефти да- боями захватили несколько важных опор-

ли фронту пятналца:
«Азнефтекомбината».

ту, лучиеих промыслов  ных пунктов противника на подступах к
В целом нефтяная   железнодорожному узлу,

Эти бои дорого

промьшилениость Авербайлжана значитель- обходятся титлеровцам.

но перевыполнила  залание Госухарствен-

ного Комитета Обороны по обеспечению   овладели

фронта горючим.
Беззаветно ‘помотает фронту и стране
колхозное крестьянство

республики, упорно борясь
урожайность полей, повышение
тивности животноводетва.

Bee свои силы и знания отдаёт фронту
интеллигениия Советского Азербайджана.

Братекую помощь оказывает наша рес-
публика многим районам страны, ocBo-
божданным от немецко-фалгистеких. зах-

ватчиков. Более ста ватонов различного   ра

оборудования,
правили трудящиеся Азербайджана осво-
бождённым районам подитефного Ставро-

польского края для восстановления [33-  своими гусеницами
рушениого немцами хозяйства. Большая по-  ков,

мощь оказана сталинградцам. Азербайджан-

а

ский народ приложит все силы к тому,

чтобы навсегда освободить нашу родину от с

немецко-фаптиетеких мерзавцев.

~ Мир Башир КАСУМОВ,
председатель Президиума Верховного
Совета Азербайджанской ССР.
БАКУ. (По телеграфу).

Прузиба народов— источник нашей силы

Все, что создано было на белорусской
земле в советское время, неразрывЕю ©вя-
зано с именами Ленина и Сталина, являю-
щихся основателями белорусской  госу-
даретвенноети, все это связано се Оталин-
ской Конституцией, предоставившей вели-
чайние права белорусским трудящимся и
гарантировавшей эти права.

«Равноправие граждан ССОР, незави-
симо от их напиональности и расы, во
всех облаетях хозяйственной,  государет-
венной, культурной и общественно-поли-
тической жизни является  непреложным
законом».

Это одна из статей
ции. И мы видели, как на протяжении
последних десятилетий  осущестзлялось
фактическое равноправие белоруюекого на-
рода 0 всеми народами Советекого Сою-
за. На налцих глазах  осущалиеь отром-
нейшие болотные массивы, превращаясь в
цветущие нивы и пастбище На наших
тлазах выросла на болотах Белорусская
Государственная электрическая станция,
На напгих глазах оживали пустыри и окра-
ины городов, застраивались фабриками и
заводами. Вот окраина города Витебека —
былая Марковщина, некогда голое место. На
десятках её улиц (имевших общее название
_Прядильных) появилось несколько  крун-
ных предприятий: фанерный завод «Эвез-
ла», льнопрядильная фабрика имени Ra-
гановича, маслозавод,  лесозавюд имени
«Правды», фабрика гнутой мебели. Толь-
ко на одной чулочно-трикотажной фабрике
«КИМ» работало десять тысяч рабочих.
мы пережили чувство искреннего восторга

=

и удивления перед этой фабрикой вместе

нашей Конститу-

© паботницей, пришедшей слюда виервые,

из местечка:

— Воже мой, боже, да ведь тут де-
еять местечек расселить можно, и TO
дет просторно!

Bee это предприятия, выросшие за го-
`ды еталинских Пятилеток. А ведь это
только одна окраина одного, города. Чу-
десные заводы выросли в Минске, Томеле,

Неизмеримо выросло и колхозное хо-
зяйетво, оснащенное передовой современ-
ной техникой.

Вместе < хозяйством роела и культура
белорусского народа. Вырос университет
и десятки других выеших учебных заве-
дений. Густой сетью школ покрылась вся
Беларусь, а 66 население стзло поголовно
грамотным. Даже старые люди, растиеы-
завшиеся традиционным крестиком, но
хотели ототавать от века, осваивали на
пунктах ликбеза грамоту, приобщалиеь к
книге, к газете.

Выросли десятки театров, сотни клубов,
читален, кино, библиотек. Был ‹оздан Го-
сотдаретвенный тезтр оперы и балета. Pa-
ботали консерватория, музыкальные учи-
лища, мудожественные школы. За чет-
верть века народ воспитал замечательные
кадры своей налучно-технической и худо-
жественной интеллитенции, евоих учёных,
инженеров, врачей, писателей, артистов,
художников, композиторов.

Из года в год росло благосостояние бе-
лорусского трудящегося. Из года в тд
ширилась созидательная padota белорус-
ского народа, изменявшего облик своей
земли, облик своих городов и еёл. Веей
этой огромной творчеокой работой руко-
водила партия большевиков, неустанно на-
правлявшая народ к новым победам и до-
стижениям.

Во всей своей работе белорусский народ
получал огромную помощь сю стороны
русекого народа, народа украинекого и

И всех народов Советского Союза. На деле,

на практике сказывались  исключитель-
ная роль и значение сталинской дружбы,
подлинной дружбы народов, уважающих
друг друга, любящих друг друга и друг
другу помогающих.

Злобный и вероломный враг прервал
нашу мирную прекрасную работу. Бела-
рубь залита кровью. Разрушены, истер-
заны наши города и сёла. Сожжены фаб-
рики и школы, театры и больницы, клу-
бы и библиотеки.  Человеконенавиетни-
ческие орды фашизма испепелили, унич-

Могилеве, Борисове, Бобруйске и в дру-
тих городах республики.

тожили почти всё, что создано было

трудолюбивой рукой налиего народа за
эти двадцать пять лет. Гитлеровцы принес-
ли © с0бой «новый` порядок», коротко име-
нуемый виселицей и расстрелом. Палачи
умертвили миллионы наших людей. Мил-
лионам, угнанным в немецкое рабство, они
заменили труд немецкой каторгой. Мож-

HO ли говорить в каком-нибудь праве
белоруеса в фашистской неволе, кро-
ме права на. смерть? Немецкие 43-

верги посягнули и на жизнь наших де-
тей. Они убивают и подростков, и  ма-
леньких детей, и младенцев. Людоед Гит-
лер боитея ясного, лучистого взгляда на-
шего дитяти. Потоками крови напгих лю-
дей тщится он отерочить свою позорную,
собачью емерть. :
Белоруеский народ с оружием в руках
отстаивает свою жизнь и свободу. Бело-
русский народ помнил и помнит про ве-
ликую обязанность советского граждани-
на, о которой сказано в Сталинекой Кон-
ституции;:
«Защита отечества есть священный
долг каждого гражданина COCP>.
Белорусский народ свято хро%нит бла-
горолные традиции борьбы за свою неза-
виснмость. Он свято выполняет заветы
своих предков — никогда не сдаваться
врагу, не склоняться пред ним на коле-
ни. Более четырёхеот лет тому назад ве-
ликий просветитель белорусского народа
Георгий Скарина так говорил в - своих
книгах о любви к родине, к земле своей:
«Понеже от прирождения звери, ходя-
щие в пустыни, знают ямы свои; птицы,
летающие по воздуху, знают гиёзла свои:
рыбы, плавающие в море и в реках, знают
глубины свои; пчелы и им подобные обо-
роняют ульи свои, -—— так же и люди, где
родились и векормлены суть по бозе, к
тому месту великую ласку имеют».
Белорусы «великую ласку имеют» к
своей родине. Они любят её, они верны
ей, они отстаивают ее до послелней капли
крови. В суровой партизанской борьбе, в
рядах героической Красной Армии на фрон-
те белорусский народ © оружием в руках
вместе—плечо к плечу, рука об руку — с
другими народами социалистической родины

бьёт проклятых немецких захватчиков,
уничтожает озверельх временщиков, давно

уже утративших человеческий облик.

материалов, инвентаря от- aBTOMATUHEH,

После того как наши подвижные части
одним
пунктом, немцы усилили оборону близле-
жащей деревни. В помошь гарнизону де-

= Азербайджана, ревни они подбросили свежие силы. (ол-
настойчиво развивая сельское хозяйство   латам приказано

за выеокую бы то ни стало.

было держаться во что

Наша танковая часть получила за-
дание занять эту деревню. Танкисты ©
звтоматчиками на броне своих машин но
полям вышли к деревне с северо-запада и
на больших скоростях ворвались на её
улицы. 3
Застрочили, пулемёты противника, заго-
рили противотанковые пушки. Немецкие
укрывшись в домах, вели
ожесточённый огонь, Танки с хода нале-
тали на огневые точки врага, мяли их

спешившись с танков,
отдельные дома.

Ближний бой разгоралея вое яростнее и
окраины деревни перенесся в централь-
ную часть ее. Немецкое сопротивление
ослабевало, иссякало, а подвижная группа

блокировали

крупным населённым

Десанты автоматчи-

EROUTETENDELERTETANAAUL TERETE

епровье

действовала в<е стремительнее. Й сильный
опорный пункт немцев скоро был захва-
чен. На улицах и во дворах было п0доб-
рано более 200 трупов немепких солдат и
офицеров. Удалось взять болышие трофеи.

Другая подвижная группа, укрывшись
в районе важной магистрали врата, дейет-
вовала из засады. Олнажды танкисты за-
метили, что по дороге движетея большая
колонна немецких азтоматин ¢ войсками
и грузом. Танкисты выбрали для yuapa
участок. дороги © рытвинами и грязью, те
движение автоколонны, естественно, долж-
но было замедлиться.

И котла машины противника, ныряя в
ухабах, лействительно замедлили ход, на
них ринулись из засады наши танкисты.
Среди водителей и соллат полнялаюь пани-
ка. Было уничтожено до полусотни немед-
ких автомапгин с грузами и боепритаеами.
Движение на дороге оказалось прерванных
на несколько часов.

Юлно -танковое подразделение, прорвав-
шись сквозь немецкую оборону, вышло в
район занятого партизанами леса. Вместе
с народными метителями оно участвует в
нападениях на населённые пункты, рас-
положенные по опушке лесного массива,
истребляет немецкие гарнизоны, нарушает
нормальную работу дорог.

Инициатива ‘боёв находится в руках на-
тих войск. Немцы несут огромные потери и
принужиены оставлять олин опорный
пункт за другим. Вчера очищены от врага
районный  пентр Вировогралекой области
город Ново-Георгиевск и прилегающие к
нему населенные пункты. захвачены тро-
 фен, в том числе складьё е зерном и таба-
KOM.

Вчера, же наши войска захватили узло-
вую железнодорожную станцию Кориетовка.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий»

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 декабря.

25 лет Военной академии Красной Армии

}

имени М.

Белорусский народ предстает перед нами 8 декабря исполняется 25 лет существо-

как народ-партизан,
занекое

народ-воин. Нарти- вания Краснознамённой и ордена Ленина
движение в Белоруссии — это Военной академии Красной Армии имени

лвижение массовое, общенародное. Парти- М.- В. Фрунзе. Вчера открылась юбилейная

занокое движение породило десятки и сот-
ни отважных героев, мужественных нзарод-
ных метителей. Вполне естественно, что

сессия совета” академии, посвящённая этой
знаменательной дате. Открывая заседание
сессии, начальник академии генерал-лейте-
нант Н. А. Веревкин-Рахальский в кратком

среди этих героев мы находим людей раз- вступительном слове осветил путь академии,

ных возрастов, разных поколений. Столет-

Созданная в 1918 году, академия, продол-

ний дед Тала бил немцев теперь, on был  жая и „развивая славные традиции русской
партизаном и четверть века тому назад.  ЗОенной науки, воспитала за четверть века
Герои Советского Союза Павловский, Коз- ТЫСЯЧИ передовых командиров. Многие быв-

лов, Бумажков, Заслонов, Дубровский, Ло-мец
банок могут быть по своему возрасту ето  себя

воспитанники академии в боях с не-
ко-фашистскими захватчиками показали
выдающимися военачальниками. Для

меньшими сыновьями или внуками. Герой   подготовки командных кадров были исполь-
Советского Союза Михаил Сильницеий был  зованы знания старых специалистов. Вместе
представителем нашей молодёяни, это почти- с тем академия вырастила новые кадры во-

что правнук деда ‘Taxama. А Саша Тыш-
кевич, который отдал свою светлую дет
скую жизнь в бессмертном подвиге борьбы
ве немецкими извергами, по своему воз-
расту — пратравнук zea Tamanna.

енно-научных работников. Здесь работали
такие выдающиеся профессора, как Маршал
Советского Союза Шапошников, генерал-
лейтенанты Мордвинов, Готовцев, Шилов-
ский и др.

В ходе Отечественной войны академия

Много неведомых героев сражается в Расширила свою учебную н научную дея-

наших партизаноких пущах, сражается в
подполье ‘наштих городов. Героизм стал
массовым явлением в налием народе, одним

изма? Основные истоки мужества и героиз-  бождённых

В. Фрунзе

тельность. Выполняя ‘указания товарища
Сталина, она за короткий срок дала тысячи
офицеров, прошелших переподготовку с ми-
нимальным отрывом от фронта.

Преподаватели академии предприняли 75
выездов на фронт для изучения ряда опера-
ций и боёв. На основании полученных мате-
риалов ими написано более 40 научных до-
кладов. Будучи на фронте, профессора и пре-
подаватели академии участвовали в работе
штабов, помогая им в решении сложных за-
дач.

За два с половиной военных года акаде-
мией издано 180 печатных работ, брошюр,
пособий. Вышли В свет четыре сборника
«Боевые примеры Великой Отечественной
войны», три сборника «Труды академии».
Подготовлено к печати много различных
учебных пособий.

В первый день участники сессии заслу-
шали доклад ассистента полковника С. Н.
Шишкина на тему <М. В. Фрунзе и совре-
менность» и доклад доцента генерал-майора
П. Д. Коркодинова об основах тактики ма-
неврирования.

Восстановление культурных учреждений на Украине
из свойств его. Где же истоки этого геро-  ХАРЬКОВ, 4 декабря. (ТАСС). В осво-

районах Украины ведётся

ма нашего народа — это советекий строй, огромная работа HO восстановлению куль-
воспитавший советских людей на передовых   ТУРНЫХ „учреждений,

идеях великой партии Ленина — Сталина.
Шот могучими ударами доблестной Ерас-

ет города и села, где бы фашистские
варвары не разграбили школ, детских до-
мов, библиотек. Сейчас народ Украины го-

ной Армии фалтистская нечиеть отползает рячо принялся за восстановление культур-

назад. Фалтиетекая гадина пятится, не успе- ных учреждений.

Сеть начальных, непол-

вая зализывать свой бесчисленные фаны.  НЫх средних и средних школ в освобож-
Близится день её неминуемой гибели. Бли- Денных областях республики восстановле-

зитея день  прозной раоплаты нашей за
кровь, за раны, за великое горе и муки
наших народов. Не уйдет от гибели враг.
Не уйдет от смерти человеконенавиетник и
детоубийца.

А Беларусь булет жить!

Вновь вернемся мы к счастливому твор-
ческому труду, взлелеем наши города и
сёла, залечим и  озеленим ‘израненнутю,
истерзанную землю, вернем на родимые
просторы Беларуей песни счастья и рало-
сти, песни жизни.

Под солнцем Сталинокой Конетитуцин
будет жить Беларусь! 3

Михась ЛЫНЬКОВ.

на в размерах, обеспечивающих
охват детей школьного возраста. В Воро-
шиловградской области работает 1.000
школ, в которых обучаются 134 тысячи

полный

детей, около 2.000 школ Харьковской
области охватывают 172 тысячи детей.
Всего на левобережье Украины сейчас на-
считывается почти 10 тысяч школ с общим
контингентом учащихся около полутора
миллионов. Это количество изо; дня в день
возрастает.

Возобновили деятельность Харьковский
университет, Нежинский, Полтавский, Харь-
ковский и Сумский педагогические инсти-
туты, Конотопский, Глуховский и Старо-
бельский учительские институты; Харьков-
скии институт иностранных языков, 8 педа-
гогических школ, Украинский  научно-ис-
следовательский ‘институт педагогики.

eee

Подарок колхозников гвардейцам-тани

ВОРОНЕЖ; 4 декабря. (ТАСС
дружба завязалась у колхозников сельхоз-
артели имени Ворошилова Меловатского
района Воронежской ‘области с Н-ской ча.
стью Красной Армии. Колхозники решили
на собственные средства приобрести тяжё-

). Тесная

лый танк «КВ» и передать его одному из п

танковых экипажей этой части.

На-днях делегация колхоза во главе с

UCHIAM

председателем правления Наумом Олешен-
ко выезжала в подшефную часть и переда-
ла свой подарок экипажу гвардии лейте-
нанта Зайцева.

Принимая танк, командир экипажа горячо
облагодарил колхозников за ценный пода-
рок и заверил, что танк, приобретенный на
их средства, находится в надежных руках.