7 — —— = ets te

де

мы о 0 И Ао бо =

}
`

A

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ДЕКАБРЯ 1943 г. № 287 (8980)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ С®СР

B ночь на 4 декабря после предолжи-
тельной болезни скончался старейший
деятель большевистской партии, пламенный
пропагандист илей партии,. самоотвержен-
ный борец за дело трудящихся, член ЦЕ
ВКП(б). депутат Верховного Совета Союза
ССР — товарищ Емельян Михайлович Яро-
славекий.

Сын крестьянина из ссыльно-поселен-
цев, свои детские годы ° тов. Ярославский
провёл в Чите. Уже е 9-летнего возраста
принужден был пойти на заработки.

20-летним юношей тов. Ярославский
вступает на поприще революционной борь-
бы. В 1898` году он знакомится се марк-
систекой литературой, организует первый
социзл-демократический кружок среди ра-
бочих Забайкальской железной дороги. Он
зктивно борется с народниками, отстаивая
марксистекне взгляды. -.

В 1901 году тов. Ярославский отправ-
WHerca за границу. В Берлине и Нариже
он связывается с русскими эмигрантами-
революционерами и возвращается в Poe-
сию, доставив транспорт подпольной ли-
тературы в Иркутск и в Забайкалье. Бу-
дучи членом Читинского комитета РОДРИ,
тов. Ярославский подготовил и выпустил
ряд революционных листовок. В это время
он был арестован. Освобождённый затем
под надзор полиции, перешёл на нелегаль-
ное положение.

С осени 1903’тгода тов. Ярославеюий ра-
ботал уже в Петербурге нод именем Вяа-
химира Семеновича Лапина в качестве чле-
на Петербургского комитета. В Петербурге
он вёл пропагандистекую и организатор-
скую работу главным образом за Невской
заставой.

В 1904 году во время подготовки к
первомайской демонстрации тов. Ярослав-
ский был арестован и посажен в одиноч-
ную камеру «Крестов», rye просидел 40 -
конца этого года. По выходе из тюрьмы
тов. Ярославский принимает активнейшее
участие в революционных событиях 1905
года в Петербурге.

Вскоре тов. Ярославский переезжает в
Тулу, но здесь работает недолго, — по по-
ручению Центрального Вомитета вместе с
другими агитаторами он направляется
в приволжекие города — Кострому, Ниж-
ний-Новгород, Ярославль. В горячие рево-
люционные дни октября, ноября и частью
декабря 1905 года тов. Ярославский был
одним из руководителей ярославских рабэ-
чих. При его участии была организована
крупная стачка на Большюй Ярославской
мануфактуре братьев Корзинкиных (теперь
«Красный Перекоп»).

После Таммерфорсекой конференции тов.
Ярославский переходит на работу в Москву
и входит в состав Московского Комитета

ром Московского военного округа.
В 1921 году был выбран членом Цент-
рального Комитета и секретарём

PRIN(6). -

С 1923 года тов. Ярославский работа-

`/арестован и посажен в Сущевский полицей-

партии. Тов. Ярославекий принимает уча-
стие в создании военной организации и из-
даёт журнал «Жизнь солдата».

Весной 1906 года тов. Ярославский был

ский дом, откуда бежал. Затем тов. Яро-
славский едет в Стокгольм на IV в’езд пар-
тии с мандатом от Ярославской организа-
ции. После с езда И направляет его рабъ-
тать на юг-России.

0б’ехав по партийным поручениям ряд
городов, тов. Ярославский возвращается в
Москву и Петербург, продолжает работать
среди солдат и редактирует ,большевист-
екую военную газету «Казарма». Тов. Яро-
славский был одним из активнейших ра-
ботников по созданию вбенно-боевой орга-
низации партии.

Весной 1907 года тов. Ярославский уча-
ствовал в работах У сезда партии в каче-
стве делегата военных организаций Петер-
бурга и Кронштадта. Поеле сезда он был
зреетован и приговорён в 7 тодам каторж-
ных работ. Отбыв „срок каторги, тов. Яро-
славский переходит на поселение в Якутек,
гле пробыл в есылке до 1917 года.

Центральной Контрольной Комиссии в каче-
стве её секретаря. Член ЦИК СССР, член

коллегии НК РЕИ СОСР, член редакционной   ЦК ВЕП(б),

коллегии журнала «Большевик», член ди-
рекции Института Ленина, — такова мно-

тоеторонняя деятельность старого больше- ской премии, — таков
  ВИКА.

На ХУП еезде партии тов. Ярославский
избран членом Комиссии Партийного Кон-
троля при ЦК ВКП(б).

Жизнь тов. Ярославского органически
связана с жизнью. и борьбой большевисл-
кой партии. Булучи стойким бойцом ве-
ликой партии Ленина — Сталина, тов.
Ярославский горячо и непримиримо. борол-
свя ¢ оппортунистами, ео всеми врагами
рабочего класса, начиная от меньшевиков
и кончая троцкистеко-бухаринекими питио-
нами.

Многолетняя революционная работа тов.
Ярославского снискала ему уважение,
любовь’ трулящихея маее нашей страны.

Тов.  Ярославекий был избран депутатом

Верховного Совета СССР от трудящихея
Омекой области. В связи с .60-летнем и
принимая во внаямание его революционные

В 1918 году тов. Ярославский был, Денина—Отзлина, проникнутых пламен-
назначен помощником. а затем комисса-  ным советоким патриотизмюм, несокрупги-

В ] мой верой в окончательную победу наапе-
1920 году работал на Урале и в Сибири.!го правого дела. €

} лицистической деятельностью тов. Ярос-

ет в реорганизованной по плану Ленина наук

Cv

Тлубокой скорбью отзовётея в сердцах
большевиков и всех советских людей
a о смерти Емельяна Михайловича
рославского. В лице товарища Ярослав-
‘ското мы потеряли крупнейшего  работ-
ника и пламенного трибуна партии
Ленина — Сталина, выдающегоея полити-
ческого деятеля нашей страны, высоку-
одарённого, всесторонне образованного
публициета, замечательного предетавите-
ля старой большевиетокой гвардии, кото-
рый до последнего вздоха сохранил кипу-
чую, неиссякаемую энергию, молодой
энтузиазм и огромные творческие силы.

Партия, советский народ, ero  терои-
ческая Красная Армия знали хорошо то-
варища Ярославского. Они слышали его
выступления на партийных  @’ездах, ero
доклады на собраниях, ero речи на
фронтовых митингах, читали его статьи
в партийной и советской печати, верили
ему, как преданнейшему ученику и сорат-
нику Ленина и Сталина и горячо любили
его. Они любили его кристальную честность,
искренность и прямоту, столь характер-
ные для всею ето облика, ясность - ero
мысли, доходчивость ето аргументации,
широту ем политического кругозора и
залушевную простоту в подходе к чело-
веку. И Емельян Михайлович самозабвен-
но любил великую, мудрую  ленинеко-
сталинскую партию, могучий советский
народ, героическую Врасную Армию, воп-
лошённые в одном священном слове —

Родина.

Он любил партию трогательной, сынов-
ней любовью, как любит каждый из
нас свою мать, давшую ему жизнь. Его

тия вырастила, воспитала и закалила его.
Ей он беззаветно отдал на службу своё
большюе сердце, свой незаурядный ум,
свою неутомимую, поражавшую его дру-
зей, впособность в труду. Уже холодею-
щей рукой писал om свою статью, поя-
вившуюся в печати за день до его смер-
ти. Последнее его слово было обращен
Е партии. Он говорил о ней: г

«Какой же это великолепный, вечно
живой источник силы нашего государ-
ства, источник силы советского народа в.
его героической борьбе!.. Если и до вой-
ны, в мирное время, в партию шли луч-
шие люди страны, не боявитиеся трудно-
стей; то война ведь требует зачастую,
чтобы членские взносы  уплачивались
кровью на поле сражения. Й те, кто илёт
в партию большевиков в эти дни в Крас-

С кипучей пропагандистской и пуб-

лавский соединял большую научную ра-
боту. Действительный член Академии
-CCOP, редактор «Исторического

жизнь неотделима была от партии. Пар-, вого

Намяти друга

бождения он носил в годы царской реак-,
ции каторжные кандалы, томился в Якут-

ской ссылке, вёл тяжелую жизнь больше-
вика-подпольщика. В молодом сталинском
племени, явившем чудеса героизма и са-
мопожертвования в великие дни Ore-
чественной войны, он видел  воплоще-
ние лучших традиций  болыневистекой
партии, славных боевых традиций рус-
ского народа; не раз отстоявшего свою
Родину от чужеземных захватчиков. С

огромной теплотой, свидетельствующей о

силе и глубине его патриотизма, умел он

говорить O\ беспримерных подвигах Зои

Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Алек-
сандра Матросова, о героях Молодой Гвар-
дии Краснодона, зажигая сердца молодб-
жи готовностью биться с удесятеренной си-
Toi за счастье Родины.

Всю свою жизнь тов. Яроелавский чув-
ствовал себя бойцом и воином. Он был
воином тогда, когда в 1906 г. редактиро-
вал подпольную солдатскую газету «Ка-
зарма» и принимал участие в конферен-
ции военных организаций в Таммерфорсе.
Он был воином тотда, котла по поручению
партии просвещал, организовывал и спла-
чивал солдат для борьбы се цареким само-
державием
Октябре 1917 года. Он был воином тогла,
копта в голы гражданской войны вёл боль-
шую  пропатандистскую работу в рядах
молодой, склапывавшейся в ту пору Крас-
ной Армин. И когда гитлеровекие разбой-
ники вторглись в Советскую страну, он,
старый; испытанный в боях воин, с пер-
часа был всеми своими помыслами,
всей душой с Красной Авмией и в дни ее

Областное совещание
по внешкольной работе
с детьми

Вчера в МК ВКП(б) состоялось област-
ное совешание по внешкольной работе ¢
детьми, в котором приняли участие секре-
тари городских комитетов партии и комсо-
мола, руководящие работники горисполко-
мов и органов народного образования,
представители профсоюзных организаций.

Заведующий отделом школ МК ВКП(б)
‘тов. Власов подчеркнул в докладе ту осо-
бую ответственность за воспитание детей,
которая возлагается в условиях военного
‚времени на партийные, профсоюзные и ком-
сомольские организации. В городах и райо-
‘нах Московской области, как отметил до-
 кладчик, где горкомы партии ‘сумели при-
ковать внимание общественности к вче-
школьной работе, дети в неучебные часы
не остаются без надзора, они вовлечены в
‘работу школьных производственных мастер-

и для завоевания побелы в,

ских, технических станций, школьных круж-
ков,

В прениях по докладу выступили: секре-
тарь Серпуховского горкома партии тов.
Хренов, секретарь Коломенского горкома
комсомола тов. Алексеева, зав. отделом
пропаганды и агитации Орехово-Зуевского
горкома партии тов. Нестерова, начальник
управления начальных и средних школ Нар-
компроса. РСФСР тов. Парфенова, директор
 Косинской средней школы тов. Шедрова
и др. Е

В заключительном слове секретарь МК
ВКП(б) по пропаганде тов: Поздеев при-
звал участников совещания мобилизовать
все свое внимание на улучшение постанов-
  ки воспитательной работы с детьми в соот-
‘‚ветствии с решением бюро МК ВКП(б) «О
внешкольной раболе с детьми на осенне-
‘зимний период 1943—44 учебного года».

Конкурс на лучшего
сборщика верхушек
клубней картофеля

Всесоюзная академия сельскохозяйствен-
ных наук имени В. И. Ленина совместно с

тяжелых испытаний и в дни её славных Центральной станцией юных натуралистов

побед. Прикованный неизлечимым недугом
к постели, он пишет свою статью «Слу-
шая боевые приказы Верховного Главно-
командующего товарища Сталина», статью,
тие каждое слово согрето чувством глубо-
кой благодарности к родной Красной Ар-
мии и ее великому полководиу.

Как воин-большевик, тов. Ярославский
умел люто ненавидеть и метко разить вра-
гов партии и народа. И если в нашей
стране вражеская агентура была своевре-
менно обезврежена, если о гранитную мо-
нолитносеть нашей партии и о крепость
морально-политического

есть заслуга и тов. Ярославского.

единства нашего
народа враг обломал себе зубы, то в этом,

об’явила второй конкурс на лучшего сбор-
щика и хранителя верхушек клубней кар-
тофеля.

В конкурсе 1943 года приняли участие
1570 тысяч пионеров и школьников, 6.750
‘школ. Школьники собрали свыше 18 тысяч
  центнеров верхушек, свыше 14 тысяч тонн
 золы. Повсеместно посадки картофеля вер-
хушками дали хороший урожай. Своей ра-
ботой школьники помогли стране получить
больше картофеля.

Президент Всесоюзной академии с.-х.
‚наук имени В. И. Ленина академик Лысен-
ко обратился ко всем юным пионерам,
школьникам, учителям и работникам BHe-
школьных учреждений со специальным
письмом, в котором призывает их активно
включиться в конкурс, собрать в 2—3 раза

болыше верхушек, ещё больше увеличить
площадь посадки картофеля.
— Включайтесь в конкурс! — пишет

журнала», руководитель кафедры иетории

В&Л(б) Высшей партийной школы
один из составителей и
редакторов второто тома «Истории граж-
данской войны в СОСР», лауреат Сталин-
его. облик

при

большевика-учёного.

Прикованный тяжёлым недугом к нос-
тели, товарищ Е. М. Ярославекий до
последнего дня не прекращал активной
политической деятельности BO ‘имя нашей
победы над ненавиетным врагом. Уже в
последние дни, перед смертью, борясь ©
пристунами мучительной болезни, тов.
Ярославский написал для «Правды» и
«Красной звезды» две большие статьи,
посвящённые историческому докладу т9-

варища Сталина о 26-й годовщине Вели- глубокого ученого и пламенного борпа —
кой Октябрьской сопиалистической рево- Емельяна Михайлович» Ярославского. Даже

AIMEE.

В статье, опубликованной в «Правде» УТратам, ни мысль, ни сердце: не хотят
заключительных,   МИРИТЬСЯ с этой невосполнимой потерей.

2 декабря, в последних,
взволнованных строках он писал:

«..Пуеть живёт вооружившая

4 is заслуги перед рабочим классом и вет народ на. борьбу
В ссылке тов. Ярославский организовал   стьянством, в феврале 1938 года Прези- Ленила — Сталина,  нартия  больше-
два подпольных кружка, главным образам диум Верховного Совета СОСР наградил BHEKOB...

из местной учащейся молодёжи. Из этого
кружка вышли в дальнейшем преданные
работники нашей нартии, организаторы ео-
ветской власти в Якутии.

Только в середине 1917 тода тов.
Ярославскому совместно с ‚другими сеыль-
ными удалоеь добраться до Москвы. В!
Москве он принимает деятельное учаетие’
в работе Московской организации боль-
шевиков, особенно по военной линии. Был.
одним из руководителей бояьшевистской!

тов. Е. М. Ярославского орденом Ленина.

На ХУШ се езд» ВИП) тов. Ярославский
был избран членом ЦК ВЕП(б). В послед-
ние годы он работал в ПВ ВЕП(б), руко-

воля лекторской труппой, и одновременно

принимал активное участие в работе ре-

В акции «Правды», как член редакционной

коллегии.

В дни „Великой Отечественной войны
тов. Ярославекий, как верный сын пар-
тии Ленина — Сталина, отдаёт ‘все свои

Будем же все, не покладая рук, ра-  проблем, связанных © историей того пере-
ботать над тем, чтобы каждый из нас дового класеа, который впервые в истории
мог сказать: «Да, в великом деле борь- покончил с миром угнетения и эксплоата-
бы за родину есть и моя, — пусть ма- ции. Е. М. Ярославеюий занимался особен-
ленькая, — доля участия. Я сделал всё,   но много выяснением исторического пути,
как  каким создавался авантарл пролетариата—
патриот великой нашей советской Роди-  революционная партия большевиков, воз-
ны, чтобы приблизить радостный день  тлавляемая величайшими вождями челове-

что мог и должен был сделать,

Е b Нас тем передовым кадрам замечательных но-
олагороднеиними идеями века, BAOXHOB- ваторов в науке, о которых он Mean ©
ляющая, организующая весь советскии  таким вдохновением буквально в послед-
и победу партия ние часы своей жизни.

ной Армии на фронте—честь им и слава!

Это люди, не жалеющие ничего для побе-
ды.

Вак не любить эту партию, ностроен-

как   ную Лениным и Сталиным!»

°
Он любил свой народ и Родину так, как
учит их любить товарищ Сталин. За эту
любовь к своему народу и к своей стране,
за беззаветное служение делу их осво-

Ученый - борец

Не сталю нашего друга и товарища,

в наше время, привычное к горестным

Е. М. Ярославекий принадлежал к луч-

шим людям советской интеллитенции, к

Rak . учёный - историк, он посвятил
свою научную деятельность разработке

победы. Я сделал всё. чтобы быть До-   чества Лениным и Сталиным.

стойным эпохи, когда под руководством

Еше юношей вступив на поприще рево-

великого Сталина Красная Армия пря-  люционной борьбы пролетариата, Е. М.
ближает конец чудовищным злодеяниям   Ярославский вею жизнь был горячим бор-

газеты «Социал-демократ». Оеенью 1917 силы делу всенародной борьбы с немец-
года организовал и редактировал боль- кизи захватчиками. В первый же день
шевистскую газету для крестьян «Дере- войны он пишет яркую. страстную, боевую
венская правда». Во время памятных статью в «Правду» о Великой Отечествен-  жизнь прожил большевик Емельян Яро-
1917 В HH agg wer мы войне советского народа, призывающую  славский. “

года, тов. Ярославск 1H - : т
став Московского Военно-Революциониого   опор ЕЕ wae С юных дней до конца своей ` замеча-

Комитета. но нанавигим на напку Родину.

Будучи пламенным  шрюнагандиетом  9 =
y а время войны тов. Ярославский  вы-
идей партии большевиков, тов. Ярослав-  .   щихся, тов. Ярославский

ский нес великие иден Ленина и Сталина ETYUART. К. СОНИН: ROTAMAOD