ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Английская печать о конференции руководителей
трех союзных держав в Тегеране

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Англий-
ская печать и радио широко комментируют
декларации трёх держав. Газеты подчер-
хивают, что переговоры в Тегеране проте-
кали в самой сердечной обстановке. На
первых страницах газет помещаются фото-
графии руководителей трёх союзных  дер-
жав. )

«Таймс» пишет: «Декларация, начинаю-
зцаяся перечислением её авторов — прези-
лента Соединённых Штатов, премьер-минист-
ра Великобритании и премьера Советского
Союза, является настолько авторитетной,
насколько это возможно при нынешнем
положении дел. Её масштабы предельно
широки... Три лидера расстались «дейст-
зительными друзьями по духу и по цели»
«Мир, который избавится от ненависти и
жестокостей нашего тяжелого века, огля-
нется когда-нибудь на эту встречу, кото-
рую он будет считать этапом на долгом
пути к умиротворению человечества».

По мнению ‘газеты «Дейли мейл», «встре-
ча является событием, которого немцы
больше всего опасались. Это видно по их
лихорадочным попыткам преуменьшить её
значение. Встреча является огромным ша-
TOM вперёд в деле достижения междуна-
родного взаимопонимания и осуществления
надежд человечества. История не содержит
ничего похожего, и это тем более за-
мечательно, если мы вспомним, что пред-
шествовало этой встрече. На протяжении
 более чем 20 лет между Россией и двумя
англо-саксонскими демократиями существо-
вала атмосфера острого подозрения, а вре-
‘‚менами — почти открытой враждебности.
Даже товарищество по оружию. не могло в
течение некоторого времени полностью
рассеять подозрение. Но союзники нашли
не только общие интересы, но и много при-
чин для взаимного восхищения. Тут была
проявлена высшая степень государственной
мудрости, в то время как народы прояви-
ли. изумительное мужество».

«Эта война становится иной после. теге-
анской декларации,— подчеркивает «Дейли
экспресс», — ме более лёгкой войной, но более
целеустремлённой, которая не будет длить-

ся бесконечно, до полного истощения чело-

вечества. Язык декларации соответствует
её историческому характеру. В ней хоста-
точно часто встречаются оригинальные вы-
ражения Черчилля. Однако некоторые фра-
зы, даже в английском варианте деклара-
ции, свидетельствуют о русской конструк:
ции. Они являются отзвуком того голока,
которым Сталин поднял народ России на
его величайшие подвиги. В ней отражаются
также язык и ясный ум Рузвельта».

Касаясь декларации об Иране, газета пи-
шет: «Его военные заслуги будут вознагра-
ждены, а его права, как права малой нации,
будут гарантированы. Гарантия является в
нынешних условиях предельно точной. Эта
декларация есть декларация надежды для
малых наций и одновременно декларация
гибели для крупных агрессоров».

Газета «Ньюс кроникл», комментируя
коммюнике о конференции в Тегеране, за-
являет: «Если бы мы были немцами, этот
документ произвёл бы на нас устрашающее
впечатление. Поразительная уверенность,
звучащая в его словах, наложит глубокий
отпечаток на моральное состояние всей
Германии. Германия знает теперь, что у неё
нет никакой надежды избежать норажения,
вызвав раскол среди союзниксв...» ;

Касаясь декларации трёх держав, ди-
пломатический обозреватель ‘агентства Рей-
тер Рендэл Нил указывает, что главным в
тегеранской декларации является непоколе-
бимая уверенность в победе. В нескольких
сжатых фразах Германии вынесен смертный
военный приговор, подписанный Сталиным,
Рузвельтом и Черчиллем. Подпись Сталина,
означающая полное одобрение им англий-
ских и американских планов сотрудничества
в военных операциях с запада и юга, вби-
вает последний гвоздь в гроб похоронённых
надежл немцев на возможность посеять раз-
ногласия между тремя великими держава-
ми в вопросах ведения войны.

Политический обозреватель лондонского
радио заявляет, что «первым ‘неизбежным
выводом, который можно сделать из декла-
рации, подписанной Рузвельтом, Сталиным
и Черчиллем, является то, что Германия и
те из её вассалов, которые останутся ей
верны, будут подвергнуты концентрифован-

Отклики американской печати на конференцию
руководителей трех союзных держав в Тегеране

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Опубли-
кование тегеранских деклараций вызвало
огромный интерес среди американцев.

Вашингтонский корреспондент, агентства
 Ассошиэйтед пресс заявляет, что соглаше-
ние по вопросу о стратегии даёт возмож-
ность нанести ‘Германии согласованный и
‚окончательный удар—может быть, этой зи-
мой. .

Некоторые официальные лица в Вашинг-
‘тоне, но словам корреспондента, особенно
нолчеркивают, что конференция укрепила
‘дружественные отношения и единство ме-
жду руководящими союзными странами.

° Вышедшие 6 декабря вечером газеты
опубликовали тегеранские декларации под
огромными заголовками, в которых подчер-
киваются решения конференции по воен-
ным вопросам. Нью-йоркская газета «Сэн»
поместила их под следующим заголовком:
<Тегеранская конференция наметила наступ-
‚ление на Германию с трех сторон. Союзники
ударят по врагу с запада, востока и юга».
Заголовок ‘газеты «Нью-Йорк пост»-—«Те-
геранская конференция решила атаковать
Германию с трех фронтов». Заголовок
«Нью-Морк джорнэл энд Америкен»—<«Кон-
ференция приняла обязательство об атаке
с трех фронтов. Обязалась выиграть как

войну, таки мир».
Все американские радиостанции прерва-

ли свои обычные передачи, чтобы огласить
декларации тегеранской конференции.

Вице-президент США Уоллес заявил, что
тегеранское коммюнике «глубоко обрадует
простых людей во всем мире. Оно озна-
чает, что полная победа наступит быстрее.
Оно означает также, что три великих ли-
дера полны решимости работать вместе и
с участием всех свободолюбивых народов
сделать грядущий мир действительным
и прочным».

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). По сооб-
шению агентства Рейтер из Вашингтона,
представитель авторитетных американских
кругов заявил по поводу тегеранского ком-
мюнике: «В Тегеране установлены сроки
для наступательных действий союзников,
и теперь остается осуществить их».

Бэрнс о тегеранской конференции

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Ру-
коволитель ‘управления по мобилизации
военных ресурсов Бэрне заявил, что кон-
ференция в Тегеране «свидетельствует ©
полном единстве между союзными держа-
вами в отношении целей и планов. Она
вызовет ужас среди врагов и вселит но-
вую надежду в <ердца всех свободолю-
бивых’ народов».

ному наступлению с трёх сторон, В этом
наступления всё силы США, Советского
Союза и Великобритании будут применены
с небывалой ешё мощью. Тегеранская де-
кларация разбила все усилия немецкой про-
паганды поддержать иллюзию, что удары
союзников уже прошли стадию наивысшего
под’ёма. Теперь стало ясно, что настоящий
шторм для Германии ещё только начнётся.
Германии придётся расплачиваться за стре-
мление ‘сражаться до двенадцатого часа.

` Вторым выводом из декларации кон-
ференции является следующий: за четыре

дня личных переговоров между  рукозо-
дителями трёх держав достигнута такая
степень взаимопонимания, которая дока-

зывает, что все усилия немецкой  пропа-
ганды посеять рознь между союзниками
оказались напрасными. Значительные ша-

ги вперёд в деле установления сотрулни-
чества были сделаны на предыдущах
конференциях, но окончательное заверше-

ние дружбы досталось на долю  совеща-
ния руководителей трёх держав в Теге-
ране. В ‘декларации говорится, что, при-
быв на конференцию с надеждой и реши-
мостью, участники её уехали из Тегерана
действительными друзьями...

Совешание в Тегеране заложило OCHO-
ву для победы и для создания нового
мара. В декларации говорится, что в
обеспечении мира могут участвовать все
нации, ненавидящие тиранию. Союзники
будут приветствовать вступление в миро-
вую семью народов всех таких наций. Под
этими нациями декларация подразумевает
даже бывших противников и нейтральные
страны, которые избавятся от тирании. В
то же время в мировую семью народов не
сможет войти ни одна бывшая враждеб-
ная страна, а также нейтральная и ‘даже
союзная, если она будет придерживаться
системы правления, отрицающей демокра-
тию -и свободу.

Тегеранская‘ конференция рассеяла все
сомнения по поводу того, каким будет
мир в будущем, после разгрома Германии
и окончания ‘войны. Теперь совершенно

очевидно, что в этом мире не смогут су-

ществовать или вновь возникнуть импе-
риализм или фашизм».

$
Кордэлл Хэлл

о совещаниях в Наире
Hv\lerepaHe

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Ком-
ментируя совещание в Тегеране, государ-
ственный секретарь. Хэлл в беседе с пред-
ставителями печати заявил: «Совещания ру-
ководителей правительств в Каире и Теге-
ране, вполне естественно, ‘привлекли все-
общее пристальное внимание в связи с
большой важностью’ и значением обсуждав-
шихся вопросов и принятых решений. На
обоих этих совещаниях ‘разрабатывались
совместные военные  планы` уничтожения
сил держав оси на всех фронтах. Все Об’е-
динённые нации должны будут приветство-
вать сообщения о том, что’в отношении евро-
пейского театра достигнуто полное согла-
щение как о масштабах, так и о времени
‘операций, которые будут предприняты с во-
стока, с запада и с юга. Эти совместные
планы, без сомнения, приведут к эффектив-
ному и наиболее полному использованию
боевой мощи всех Об’единённых наций Со-
вещания руководителей государств в Каи-
ре и Тегеране ещё более укрепили дружбу
и сотрудничество между нашими COOTBET-
ствующими странами и обеспечивают наи-
более полное их сотрудничество».

Политические круги США о встрече в Тегеране

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как пе-   заявил:

редаёт вашингтонский корреспондент агент-
ства Ассошиэйтед пресс, председатель па-
латы представителей Рейбэрн выразил
удовлетворение согласием, достигнутым ру-
ководителями трёх великих держав отно-
сительно широкого плана ведения войны
против Германии, а также «тем, что KOH-
ференция проходила в столь серлечной
атмосфере. Я предвижу создание лучше-
го мира для. всех народов».

Председатель комиссии по иностранным
. делам палаты представителей Блум за-
явил, что близится день, когда три стра-
‚ ны мира разгромят своего врага и уста-
новят мир на основе доброй воли. «Это —
важная декларация представителей свобо-
‚ ды, которые находятся в полном согласии
по вопросам войны и мира. Она предве-
шает разгром германской военной мощи».

Лидер республиканцев в палате пред-
‘’ставителей Мартин выразил удовлетворе-
‘ние тем, что Рузвельт, Черчилль &
Сталин «смогли встретиться и достигнуть
соглашения о ведении координированной и
решительной кампании против Гитлера.
’ Эта встреча ускорит день решающей
победы союзников».

Член палаты представителей Арендс
(республиканец, штат фене заявил,
что, ю его мнению, американский. народ
одобрит тегеранское коммюнике. Член кон-
гресса демократ Рэмспек (штат Георгия)

«Встреча свидетельствует о пол-
ном единодушии трёх правительств в об-
ласти ведения войны до полной победы.
Она также означает, что полное взаимо-
понимание будет существовать в будущем
и даёт возможность надеяться на ликви-
дацию войн и достижение длительного
мира». Член комиссии по иностранным де-
лам палаты представителей Итон заявил,
что соглашение «гарантирует полное унич-
тожение германской военной машины, ‘что
приведёт к созданию нового мирового
порядка, в котором все люди будут сво-
бодны и не будут оугнетаться тиранами.
Рузвельт, Черчилль и Сталин торжествен-
но обещали сотрудничать для реализации
свободных демократических принципов в
качестве основы нового мирового порядка».
Корреспондент радиовещательной компа=
нии «Нэйшенл» сообщает из Каира, что
коммюнике конференции трех держав в Те-
геране подчеркнуло достижение соглаше-
ния об открытии второго фронта в Европе.
Вашингтонский обозреватель этой же ком-
пании отметил, что коммюнике делает осо-
бый упор на единстве, существующем меж-
ду тремя державами, и заявил, что, как
указывают в военных кругах, хотя союзни-
ки и используют свою авиацию в макси-
мальных масштабах, тем не менее для ре-
шающего разгрома держав оси необходимы
«широкие и многочисленные вторые фронты».
„Как передает каирский корреспондент

ПАНАМА ААА

_ Гитлеровский грабеж. оккупированной Литвы

ЖЕНЕВА, 7 декабря. (ТАСС). Швейцар-
ская газета «Нейе пюрхер цейтунг» опуб-
ликовала статью, рисующую  гитлеровский
грабёж оккупированной Литвы. Сразу же
о после оккупации страны, пишет газета,
` немцы «учредили» в Литве целый ряд
’ «экономических обществ», возглавляемых

немцами, которые начали захватывать 6бо-

гатства страны в свои руки. Так было соз-
‚ дано немецкое  «Сельскохозяйственное об-
‚ щество», фактически захватившее в свои
‚ руки все земли Литвы. Немецкое «Цен-
тральное торговое общество ост» захвати-
ло все скотобойни, сахарные заводы, мель-
ницы, хлебные и пивные заводы, предприя-

‚ тия жировой и рыбной промышленности.
‚ Немецкое акционерное «Общество недвижи-
мого имущества Литвы» завладело весной

прошлого года nou городскими домами и
другим недвижимым имуществом. Акцио-
верное общество табачной промышленности
«Остланд» захватило около 50 предприятий
H принуждает  крестьян-табаководов пол-
ностью сдавать урожай для своих пред-
приятий.
Все кинотеатры в Литве отданы во вла-
дение немецкого акционерного общества
«Остланд-фильм». Электростанции и газо-
вые заволы захвачены акционерным обще-
ством «Снабжение энергией Остланда».
На ряду с указанными немецкими общест-
вами, осуществляющими систематический
грабёж богатств оккупированной Советской
Литвы, имеются и многие другие, управ-
ляёмые также немцами или их ставленни-

1 ками,

Панические настроения в Румынии

СТАМБУЛ, 7 декабря. (ТАСС). Сведе-
ния, поступающие из Румынии, свидетель-
ствуют о панических настроениях; господ-
ствующих в Румынии в связи с пораже-
ниями германских армий на советско-гер-
манском фронте. Тысячи промышленников,
торговцев, высших ^ чиновников бегут из
Румынии. Они используют все средства
для того, чтобы получить визы для выезда
в нейтральные страны. Крупные держатели
акций румынских компаний распродают их

по любой цене и приобретают ценности,

которые пытаются переправить за границу. .

В последнее время в Румынйи усилилась
также распродажа недвижимого имущества.
По сообщениям румынских газет, недавно
в Стамбул бежал румынский миллионер
Сушеану. В настоящее время в Стамбуле
находится значительное число румынских
крупных собственников, эмигрировавших из
Румынии.

агентства Ассошиэйтед пресс, по словам
официального наблюдателя,  тегеранская
конференция проходила в исключительно
сердечной атмосфере. Рузвельт, Сталин и
Черчилль установили в высшей степени
дружественный контакт.

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как
сообщает  вашингтонский корреспондент
агентства Ассошиэйтед пресс, члены коп-
гресса, как республиканцы, так и демокра-
ты, приветствуют декларацию трех держав.
Исполняющий обязанности лидера респуб-
ликанцев в сенате Уайт (от штата Мэн)
заявил: «Совещание руководителей госу-
дарств ещё более скрепило дружбу и ‹со-
трудничество между нашими соответствую-
щими правительствами и обеспечивает мак-
симально полное сотрудничество». Сена-
тор-республиканец Остин (от штата Вер-
монт} заявил, что совещание обеспечит со-
гласованные военные удары союзников по
Германии. Сенатор Болл заявил, что декла-

Военные. действия
в Италии

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСО). Штаб
зойск союзников в Северной Африке со9б-
шает, что на фронте американской. 5-й ар-.
мии войска союзников осуществили неболь-
шое продвижение в некоторых секторах,
заняв ‘несколько ‘важных участков. В че-
которых, секторах противник предпринял
контратаки, добившись местного успеха, н
был отброшен в других секторах. О

На фронте английской 8-й армии силь-
ные дожди в горах мешали продвижению.
Ро всех секторах продолжается давление
на протизника, который удерживает линию
Ортона — Орсонья — Гуардиагреле.

Вчера тяжелые бомбардировщики военно-
воэдушных сил Северо-Западной Африки
атаковали аэродромы в Элевзис и Калама-
кион около Афин. По предварительным
сообщениям, бомбардировка была очень
успешной. Сбито 10 вражеских истребите-
лей. Продолжалось взаимодействие авиа-
ции.с наземными войсками, но в меньшем
масштабе вследствие плохой погоды. В
ночь на 6 декабря истребители-бомбарди-
ровщики действовали над Северной Ита-
лией. Не вернулись два самолёта союзни-
KOB,

Борьба патриотов
в Северной Италии

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер сообщает из Берна, что в
городе Комо (Северная Италия) немцы
ввели военное положение. Жителям за-
прещено < наступлением темноты выхо-
дить из домов. Военное положение вве-
дено после того, как ночью 2 декабря на
одной из улиц города было произведено
нападение на группу немецких офицеров.

На-днях немецкие военные власти ape-
стовали в Милане несколько десятков
молодых итальянцев за срыв со стен фа-
шистских плакатов и об’явлений.

Военные действия в бассейне
Средиземного моря

ское министерство информации сообщает,

что в ноябре в бассейне Средиземного мо-
ря крупных морских боёв не происходило.
Военные действия на море ограничивались
нападениями. на каботажное судоходство
противника. 10 ноября было потоплено од-
но торговое судно противника средних раз-
меров. В Эгейском море подводная лодка
союзников потопила 2 корабля среднего
тоннажа, 2 небольших торговых судна и
паром. Одно крупное торговое судно про-
тивника было торпедировано близ Рапалло.
20 ноября истребительные самолёты союз-
ников атаковали караван судов противника
и уничтожили большое моторное судно и
корабль охранения.
ское морское министерство сообщает, что
английские подводные лодки, действующие
в бассейне Средиземного моря, продолжают
операции против вражеских судов. У ост-
рова Самос и близ южного побережья Гре-
ции торнедированы ‘два грузовых судна
среднего тоннажа. В ` различных частях
Эгейского моря уничтожено 14 мелких гру-
зовых судов, часть которых имела на бор-
ту боеприпасы. Одна английская подводная
лодка обстреляла склады противника на
побережье острова Наксос и потопила
стоявший в бухте неприятельский гидроса-
молёт. В том же районе был уничтожен
шедший на буксире пловучий док.

Успехи судостроения в США

Сообщение морского министра США
Нокса

ВАШИНГТОН, 6 декабря. (ТАСС). Мор-
ской министр США Нокс сообщил пред-
ставителям печати, что в ноябре был по-
ставлен новый рекорд судостроения. По-
строены суда, в большинстве военные, об-
щим водоизмещением свыше 250 тысяч
тонн. Выпушено 12 авианосцев. Флот по-
лучил в ноябре более 2 тысяч самолётов.
Нокс отметил, что выпуск истребителей
продолжает оставаться на ‘высоком уровне,
несмотря на то, что приступлено к строи-
тельству новых типов истребителей, тре-
бующих изменений в производстве.

В ноябре уделялось большое внимание
строительству авианосцев и эсминцев со-
провождения. Ноке наномнил, что в октяб-
ре прошлого года Рузвельт заявил, что
морское
пустить в 1943 году не менее 260 эсминцев
сопровождения. Теперь эта цель достигну-
та. К концу года будет построено около 300
таких кораблей.

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Ви-
це - председатель правительственной мор-
ской комиссий США контр-адмирал Викери
сообщил представителям печати, что на

рация трех держав, принятая в Тегеране,
усиливает сотрудничество между Совет-
ским Союзом, США и Англией, о котором
уже свидетельствовали московские согла-
шения. ‘

Сенатор-демократ Чэвдлер (от штата Кен-
тукки) заявил, что декларация трёх дер-
жав—«правильная декларация, она в весь-

ма значительной степени будет содейство-
вать установлению прочного мира, если все
участники будут`честно осуществлять её».

Война на Тихсм океане

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что соединения
средних бомбардировщиков союзников ата-
ковали Каймана (голландская часть Новой
Гвинеи), японские базы на ‘острове Теним-
бер, а также совершили налёт на Рабаул.

Бомбардировочная и истребительная ави-
ация потопила 5 японских барж с грузом и
одно прибрежное судно, а также сильно
повредила 2 других баржи у мыса Хоскин-
са (Новая Британия). Тяжёлые ‘бомбарди-
ревщики сбросили 150 тонн бомб на япон-
ские базы снабжения и артиллерийские по-
зиции на. мысе Глоустер (Новая Британия),
вызвав большие взрывы и множество пожа-
ров. Средние бомбардировщики и истреби-
тели атаковали японские коммуникации в
долине Раму (Новая Гвинея).

На полуострове Хуон (Новая Гвинея) на-
земные войска союзников, действующие на
побережье, при поддержке танков и артил-
лерии продвинулись вперёд. i

Соединения тяжёлых бомбардировщиков
сбросили 37 тонн бомб на аэродром Бониса
(остров Бугенвиль), а также атзковали
Киету (остров Бугенвиль).

союзников совершили налёт на остров
Шюртленд. Военно-морские силы союзников
успешно обстреляли прибрежные сооруже-

американских верфях в ноябре было по-
строено 164 грузовых судна общим тонна-
жем в 1.693.000 тонн.

По словам Викери, за последние 23’ ме-
сяца американские верфи построили торго-
вые суда общим водоизмещением 25.284.000
тонн, что значительно превышает намечен-
ную Рузвельтом программу, согласно ко-
торой за два года, оканчивающиеся 1 ян-
варя 1944 года; должны быть построены

ния в бухте Шуазель (о. Шуазель). Возник-
ли пожары. i

АДРЕС РЕДА

—

Б 2303.

КЦИИ И ИЗДАТЕ

ЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5.
Литературы и искусства — kK 0-57-

Телефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-77-95; Фронта — К 4-72-31; Экономического — К 1-42-05; Сельского хозяйства — К 5.76.17
a == 2-16-17;

/

суда общим водоизмещением 24 миллиона
TOHH. ;

Подготовка лётных кадров
в Канаде 3

OTTABA, 6 декабря. (ТАСС). Министр
авиация Канады Пауэр заявил, что канад-
ские военно-воздушные силы уже факти-
чески выполнили свою программу. подго-
товкя наземного персонала. Поэтому 8
дальнейшем школы будут готовить персо-
нал. для пополнения частей, понесших по-
тери: Вместо 40 тысяч человек, как пре-
дусматривалось первоначально, подготов-
лено в 2 раза больше,

Боливия об’явила. войну
державам оси

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как со-
общает агентство Ассошиэйтед пресс, Бо-
ливия об’явила войну державам оси. Это ре-
шение было принято после того, ‘как боли-
вийский национальный конгресс одобрил
подписание президентом Пеньяранда де-
кларации Об’единённых наций в Вашинг-
тоне. т

Аресты немецких шпионов
в Бразилии

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). В Рио-
де-Жанейро арестованы ‘семь немцев, ко-
торым пред’явлено обвинение в. шпионаже
в пользу держав оси.

СРЕДА, 8 ДЕКАБРЯ 1943 г, № 289 (8282)

_С помошью

Человек. знавший Jloméacc до войны я
вернувшийся в него после освобождения,

от немецкой оккупации, не может 6e3)
содрогания смотреть ‹ на’ труды  мёртво-
го камня и железа. Чёрная фашщиет-

ская саранча-истерзала донбасскую землю.
Богатый и цветущий край остался безяы-
ханным в развалинах и непелищах. Унич-
тожив всё, прожорливые немецкие орды
сожрали н хлеб.

До войны Ворошиловградевая область
обходилась своим хлебом. Сельскохозяй-
ственные райдны кормили Bee города.
После оккупащии даже в самых мощных
колхозах не осталось ни зеона.

Госуларетво незамедлительно оказало лю-
уощь Донбаесу. Прианли семена, хлеб. и.
той части районов, которая была 9ев000к-
дена от оккупантов ещё в феврале 1943 г.,,
предстояло быстро восетановить разрушен-
ное хозяйство, посеять и собрать высокий
урожай для страны, jaa фронта, лая
победы. Во многих колхозах не осталось ни
этной лонтади, ни олной коровы. Люди ко-
пали землю лопатами, но <еяли. Roaxes-
ные труженики работали под непрерывным
артиллерийским обстрелом, но обрабаты-
вали почву, возделывали её, чтобы полу-
чить высокий урожай. Они трудились 6ез-
заветно, самоотверженно, как только м9-
гут Фрудиться люди, глуоско ненавиляиие
врага и безгранично любящие свою родину.

Таким образом те районы, которые раньше
освободились OT немецких оккупантов,
сумели получить свой хлеб. Колхозники

Медовского, Ново-Нековекого, Марковского
и Старобельского районов тотчас Re Woes
освобождения Донбасса послали
своей области евыше 10 эшелонов зерна,
варащенного на родной донбасской звмле.

Но этого, конечно, было недостаточно.
Шёл иосев озимых. На восстановление 11ро-
MBMILICHHOCTH ехали сотни тысяч людей. С
хлебом положение было наатряжённое. Кар-
точное снабжение трулящихея за послед-
ниеЗ месяна’ увеличилось почти в 8 pas.
Тосударетво снова пришло на помошь BO-
ронвиловгралцам. но выдало  колхозам
огромные семенные ссуды и выделило для
освобожайнных районов из других областей
десятки тысяч тенн зерна. Кроме того, поч-

торнякам

¥

государства `

«Червоный прапор» Харьковской области
обратились ко всем колхозникам Укрыины
с призывом продать излишки хлеба госу-
даретву. Сельское население Воропкилов-
тралской области горячо откликнулось Ha
этот патриотический призыв. Артель «Ком-
comosen» Ново-Светаовокого района xno
из первых решила продать государству
120 центнеров зерна. Артели имени Кали-
нина, им. Леваневокого и им. Шевченко то-
го же района продают 130 центнеров.

В первые дни освобождения Ворошилов-
пралской области от немецких захватчиков
были перебои с выпечкой хлеба. Эю и
неудивительно. До войны область имела
15 крупных хлебозаводов, 36 механизи-
рованных пекарен и 14 мелких пека-
рен. Немцы не оставили’ от них камня на
камне. Веё было разбито, разрушено, всё
пришлось строить заново. По заданию пра-
вительства, в нынешнем году требовалось
восстановить большую часть хлебозаводов
и пекарен. Задание это уже перевыпол-
‘нено. Работает много хлебозаводов и пви-
рокая сеть‘ пекарен, полностью обеслечи-
вающих потребность населения. А в Врас-
нолонеком и Свердловском районах, напри-
мер, хлебопечение уже достигло довоенно-
го уровня. Там построено 3 болыших хлебо-
завода и 8 крупных пекарен.

„Огромную помощь в строительстве и вос-
становлении хлебозаволов и пекарен ока-
зали женщины-ломохезяйки. Отсутствовал
транспорт — они носили воду и материалы
руками. Не было яелей — ходили Ha pap
боту < детьми. На ‘стройках хлебопекарной
промьниленности ‘работало свыше 400 х-
мохозяек. Болынинетво из них выполняло’
‘16 2—3 нормы. ~~

Помощь  тосударства трудящимся Bo- -
рошиловградекой области значительно уско-`
рила восстановление нормальной. жизни 8
городах м посёлках, колхозах и совхозах.
Намного расшнрена по сравнению © Impo-~
шлым годом посевная площадь, заложена
прочная основа будущего урожая. Рабочие
и служащие, городское население беспере-
бойно получают хлеб. В ответ на болыпую
помошь государства трудящиеся области
отвечают героическими подвигами на тру-

ти ежедневно на, станцию областного центра
прибывают вагоны < зерном из ‚ Баку,

1ругих областей Советского Союза.

Они решили мобилизовать и свои силы.
В области развернулась тпирокая кампа-
ния по продаже хлеба государству в по-
рядке  тосзакунок.  Колхозники артели

Вашкирии, Кабарлино-Балкарии и многих   облик, залечиваются смертельные

ловом фронте.
@ каждым  лнём Донбассе меняет свой
раны. .

Приложи ухо к земле, и слышны частые

Помощь государства огромна. Но вороши-   удары горняцких обушков. Взгляни на за-
ловградцы не привыкли силеть сложа руки   водские трубы — они оживают от тепло-
и жлать, пока им пришлют всё <о стороны. ты упорного человеческого труда.

П. АННЕНКОВ, _
соб. корр. «Известий».

ВОРОШИЛОВГРАД.

Творческое содружество украинского

ТАШКЕНТ, 7 декабря. (По телегр. от
  соб. корр.). Киевский ордена Ленина укра-
инский академический тезтр имени Франко,
будучи в Ташкенте, поставил в Узбекском
республиканском театре музыкальной дра-
мы и комедии имени Мукими оперу Котля-
ревского—<Наталка-Полтавка». Опера по-
ставлена силами узбекских артистов иидёт
на узбекском языке.

Чтобы передать на узбекской сцене всё
своеобразие украинского народного быта,
театр имени Франко выделил для работы с
коллективом Узбекского театра народного
артиста Союза ССР Г. Юра’ художествен-
ным руководителем этой постамовки, лау-
реата Сталинской премии народного арти-

БАКУ, 7 декабря. (ТАСС). Колхозники
Нагорного Карабаха приступили к сбору
новогодних подарков фронтовикам. Они по-
сылают сливочное масло, мясные изделия,
сушеные фрукты, восточные сладости, вина
и. теплые вещи.

Колхозники селения Шушкенд Степана-
кертского района отправили защитникам
родины 110 посылок, в каждую из кото-
рых вложили письма. 4

— Дорогой сынок! — пишет в
письме бойцу-фронтовику мать двух BOH-
‘нсв Красной Армии Маико Газарян. —

Лекционное бюро при Комитете no делам.
` высшей школы при СНК СССР

10 декабря в Колонном зале Дома союзов
состоится публичная лекция доктора исто-
рических наук Е. М. Жукова на тему:
«Япено-германсние отношения во второй
мировой войне»,

Начало лекции в 7 ч. 30 м. веч. Цена
билетов от 2 до 5 рублей.
‚ Билеты продаются в кассе’ Колонного за-
ла Дома союзов (Пуивкинская ул., дом № 1,
noreat № 3).

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — &ХИ бал. «Лебединое
озеро»; 9/ХИ оп. «Иван Сусанин». Нач. сиект.
B74. Bed.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — &/ХИ он:
я Э/ХИ он. «Риголетто». Нач. спект. в
ч. веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 8/ХИ «Варвары».

Hau. B
1 ч. вез.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (спектакли в До.
ме Культуры «Правда>) — 8/ХП «На бойком
месте». Нач. в 7.39 веч.

МХАТ ССОР им. ГОРЬКОГО — 8/XIT
Каренина». Нач. в 7 ч. веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — &ХЦ «Глубокая разведка».
Нач. в 1Тч, веч

. РОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (помещ.
Госцентюза, ул. Горького, пер. Садовских, 10) —
5/ХИ «Олеко Дундич». Нач. в Тч. веч.

MC МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Гос. моск.
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРО-
(Пушкинекая ул., 17, тел.

ВИЧА-ДАНЧЕНКО
5 1-42-50)) — &ХИ «Виндзорские проказницых;

Э/ХИ «Перикола». Нач. в 7 ч веч.

ЛЕНИНСКОГО КОМ-

«Анна

им.

‚МОСК. ГОО. ТЕАТР им

СОМОЛА — 8/ХИ «Сирано де Бержерак». Нач.

в 1 ч. веч. 4
МОСК. TEATP JIPAMBI “ya. Tepné ayes

&ХИ «Москвичка». Нач, в ae Wee ne
ГОС. OWMEPHO-JIPAMATHY,. CTYIHA

К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО (помещ, р К,

ire es И В: jou ee: 4, TpamB. ASN
‚ За; 98) = «День чудесны a

(Дуэнья)». Hag. B 7 a. Bex. a Пн

` МОСК, ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (ВБ. Садо» 18) —
ХИ «Дочь Тамбур-Мажора». Нач. ON ae

“MOCK. TOG. TEATP MHHHATIOP (ya. F г
го, 5) — &/ХИ «Без намеков». Нач. в 7.30 и

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК
Сегодня и ежедневно
заслуженные артисты РОФСР
Ирина и Александр БУСЛАЕВБЫ

«КРУГ СМЕЛОСТИ»
В паузах КАРАН д’АИГ.
Начало в $ ч. дня и в 7.30 веч.
Вов иавоскспвизововиеоноов =

27: Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-11; Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 5-23-20, К 4-15-06. Прыём об`ивлений в Москва К 5-14-38
as 3 — fh 9-12-38, B

“ *“ Tunorpabua «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5, —~

своем

-и узбекского театров

ста УССР А. Бучма—режиссёром-постанов-
шиком.

Опера «Наталка-Полтавка является пер:
вой украинской пьесой, поставленной на
узбекской сцене.

В свою очередь работники узбекских те-
атров, режиссёры, композиторы и художни-
ки помогают. театру имени Франко. поста-
вить на ‘украинской. сцене историческую
пьесу в стихах «Муканна» узбекского поэ-

та Хамида Алимджана, отображающую
проянлое узбекского народа и его ©свобо-
дительную борьбу против завоевателей-

арабов во второй половине ХИ века.
Узбекская пьеса переведена на укфраин-
ский язык поэтом М. Терещенко.

Новогодние подарки фронтовикам

Шлю тебе сердечный материнский привет.
В боях с врагами смертью храбрых погиб
мой любимый старший сын. Моё сердце
полно ненависти к немецким извергам. Ото-
мсти за моего сына, за мои слезы и горе
материнское. Пусть любовь моя к тебе.и
всем замкитникам нашей родины‘ вдохновит
тебя на подвиг. $

EET PS IIS IE 2 SEE НГУЕН ae ES

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

министерство США должно ВЫ-   пиииишиииииииияиииинииииаииниииииизиииивииниижнинаиининииинеазип ии зип еее

осососссссссососососососссссосссоссссоссссосбоссосюсроа

Московская Государственная Филармония,
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ,

8 и 10/ХП в 7.30 веч. Первые исполнения.

Мясковский  — 24:я симфония. Исполнители:

Тое. симфсвичёский оркестр CCOP. Диаири-
жёр — Евгений Мравинский.

моск.
ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО — 8 и ХИ Же.
лезнодорожный ансамбль песни и пляски, Ху-
дож. руководитель — лауреат Сталинской пре-

roc. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ

мии, заслуж, деятель искусств И, 0. Дунваев-
ский; 10/ХИ Государствепный ансамбль карод-
ного. танца СОСР. Худож. руеоводитель — лау-
реат Сталинской премии, заслуж, артист респуб-
лики И, Моисеев: П/ХИ Государственный хор
русской песени ОССР. Худож. руководитель—за-
служен. артист республики А. В. Свешников.
Нач, в 7.М) веч.

МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — УХИ в
7.30 веч. нианиет И. Михновский. В программе—
Чайковский; 9/ХИ в 7.39 веч. Сонатный вечер.
Исполнители: А. Рольденвейзер, А, Феркель-
ман. В ипрограмме—Бетховен, Григ, Рахманинов.

MOCK, ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. ЗАЛ ДОМА
УЧЕНЫХ — Суббота, 1/ХИ васлуженная ат-
тистка Латвийской СОР Эльфрида Накуль (ко-
лор. сопрано). Партию ф.-п. исп. М, И. Сахаров;
воскресенье, 13/ХИ Вечер водевилей. В исп. ар-
tuetos Yor, Акад. Малого т-ра и уч, театр. учи-
лища им. Шенкина. Нач. в 7.30 веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. ОКТЯБРЬСКИЙ
ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ — Об’ явленные конперты:

на 4/ХИ Эм. Каминка — переносится на 14/XI1;
на 5/ХИ— Чайковский (оперные арии и роман-
сы) иси. Ф. Милейковская — переносится на

13/X11. Билеты. действительны.

Комитет по Радиофикации и Радиовещанию

при НК ОССР, КОЛОННЫЙ 3AM OMA
СОЮЗОВ — 1VUXIL B 7 4. Ben. а иче.
ский концерт. Иснп.: Большой симфонический

оркестр Всесоюзного Радиокомитета. Дирижёр—
народный артист республики профессор Н. С.
Голованов. Солистка—заслуженяая артистка рес-
публики М. И. Максакова. В программе; Рахма-
нинов — Симфонические таяцы, Дебюсси —
«Послеполуденный отдых фавна». Сен-Санс —
ария из оперы «Самсон и Лалила», Равель —
«Альборада» и «Болеро», Действительны биле-
ты со Татампом «5/ХИ»,

Всесоюзное Тастрольно-Концертное 0б ’едине-
ние. ОКТЯБРЬСКИЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ —
ЗГТ концерт лауреатов литературного конкур-
ca «Бойна и родина». Участвуют: Г, С. Киреев-

ская, М. Р. Кушке, и Н. Н. Николаев, Нач, В
7.30 веч. Билеты продаются.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ
на $ декабря 1943 г.
Премьера: Новая английская кивокомедия
«ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ.-ДЖАЗА» — Первый.
Художественный фильм «НОВЫЕ ПОХОЖДЕ-

НИЯ ШВЕЙКА» — Колизей, Ударник, Метро.
поль, Москва.

«ДВА БОЙЦА» — Метрополь.

«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Уран.
«ЛЕРМОНТОВ» — Моск. Цланетарий.
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 70—11 — Первый.

Ленинград

Пропаганды и Советского строительства — К 1-42-86;

ante

е — 56.75: