=

i
i

i

-

ЧЕТВЕРГ, 9 ДЕНАБРЯ 1943 г. № 280

юЮгГо-

Бои
за Новую Прагу.

Рубеж немецкой обороны был прорван!
утром после Усврлной обработки укрепле-
ний врага из пушек самых различных ка-
либров: Выбитая огнём нашей артиллерии.
#3 окопов и блиндажей, немецкая пехота
откатилась к большому селу.

Нани пехотные потразделения. уетре-
мивитиеся в прорыв, проделанный  артил-
лерней, ворвались на восточную окраину
села, а потом подавили вражеские огневые.
точки и проникли в центр его.‘

Еогда‘ спустились ранние осенние су-
мерки, половина села`уже находилась в
наших руках. В западной чаети. села про-
доткали хозяйничать немцы. Перествелка
приутихла. J

Решив во. что бы то ни стало выбить
наши подразхеления из восточной нозови-
ны села, немцы в полночь перешли в

вий сон наших бойцов,  проделавших за’
ся бой.

— Держаться до последнего,. не отда-
вать немцам ни одной хаты, ни одного са-
рая! — приказал командир.

И немецкая пехота была встречена
дружным огнём наших пулемётчиков и ав-
томатчиков- Пунки, стволы которых были
обращены вдоль улиц, стреляли прямой
наводкой по скоплениям врага.

Немецкая контратака захлебнулась. На-
ши пехотинцы и артиллеристы, не давая
врагу опомниться, рванули вИерёд. Нача-
лись рукопашные схватки. Борьба шла за
каждый дом, за каждый сарай.

Солнце встало нал селом, полностью
освобожденным от немцев. Ha дворах и ули-
пах его осталось более 400 трупов титле-
ровцев. Напги войска захватили 22 немец-
ких пушки, 13 миномётов, 30 пулемётов
и лва склада —— с продовольствием и ин-
женерным имуществом.

Это— один из этизолов сражения. развер-
нувегося в районе Новой Праги. Протата-
нив немецкую 9борону на значительном
участке, налци части продолжают наступле-
Части, действовавшие с севера, сбили
немпев с железнодорожной магистрали
Знаменка — Александрия и заняли ч-
тыре станции. Освобождено от гитлеровцев
несколько населённых пунктов. Захвачено

ми войсками взяты два эшелона с продо-
вольствием, 60 орудий и 150 пленных гит-
леровцев. .

За два лия боёв немны потеряли на этом
участке более 2.500. солдат и офицеров.

Отновременно продолжались действия
наппих частей северо-затаднее и севернее
Энзменки. В результате ожесточённых боёв
ee ряд населённых пунктов.

/ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 декабря.
(От спец. корр. «Известий»).

Награды героям Днепра
‚вручены в госпитале

_ БЕЛОРУСОВИЙ ФРОНТ, 8 декабря.
(Зпецкор ТАСС). Представитель командо-
ъания Фвонта прибыл в Н-ский госпиталь,
чтобы ‘вручить правительственные награ-
ды группе раненых, отличивитихея в б9-
ях при форсировании Днепра.

В столу подходит командир взвода свя-,
зи младший лейтенант Анлрей Белый.
Андрею Анисимовичу ‚ Белому

бои на правобережье Днепра, на полях! ные рубежи.

@ боями по двадцати
‘ров. Эти’части переправились через широ-  осуществит старший лейтенант Соколов.

(8283)

- ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

an
“ о

И А НО И А eS ENP TRE eae RE eae

ЗАПАДНЕЕ КРЕМЕНЧУГА

_ Боевое мастерство

Наши полки и дивизии, ведущие тей артиллерия были оттеснены‘на исход-

Днепропетровской и Кировоградской обла- На следующий день нежны бросити в
стей, блестящий счёт побед этого гола ве- контратаку ещё большие силы. Опять не-
дут с июля, с битв пол Белгорохом. Они  ецким танкам удалось просочиться через
прошли через Харьков, Полтаву и Кремен- наши боевые порядки. Но советские тред-
чуг, опрокинули десятки рубожей немен- ки, оставаясь в своих укрытиях, отбевли
кой обороны,  сокрушили сотни опорных   вемецкую пехоту, следовавшую за тан-
узлов врага. Порой за день они проходили   ками. pea j

п больше километ-  Смелое тешение принял и мастерски

кий, полноводный Лнепр, врезались в нё- Когда натиск пехоты противника особенно

мецкую оборону она правобережье, пере- усилился, Соколов разделил своих авто-

хватили важные коммуннкации врага, от- матчиков Ha две груниы. С одной он вы-

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР ^

На артиллерийском полигоне

— Dro бетонный завод, — об’ясних
подполковник, — делаем свой бетон, строим
торизонте первых строений стали доносить-  стенки, а потом разбиваем их артиллери-
ся глухие удары орудий. ей. Дорогое. удовольствие, но зато и ре-

Узкая дорога вела в глубь леса. Неожи- зультаты — Ффронтовиви не жалуются! А
данно она уперлась в закрытые ворота. Но  завод такой, что хватило бы половину точ
вот проверены документы, и мы — на!

Мы приехали на полигонов разгар ра-,
бочего дня. Ещб задолго до появления на

рода залить бетоном.

„ территории стрельбища. Когда были осмотрены высокие, пробитьые
Открылось широкое безлесное простран-   снарядами WATE для прой «на кучность»,

ство, затянутое тучами; туда, в это про-  мы зашли в цех № 2, расположившийся в

странетво, били пушки. Они стояли длин- тустом березняке.

ной шеренгой с разными интервалами Вокруг цеха  навалены горы цинковых

одна от другой, позади их был лес, впере-   щиков из-иод пороха. Внутри цеха —

ди — поляна с редкими чахлыми деревья- чистота лабораторная. Да, в сущности, это

мй, пытавшимися выжить на этой истер- и ость лаборатория» как вебь полигон в

мох   ‚
занной земле. Справа y 260& ВИЗСЯ ЛЫ- целом. Вот развесочная. Здесь развенивают
мок над каким-то

много складов. На одной из станций : — Знаменка. В это время немецкие

.

вручаются.

били сотни яростных его. контратак. Удер-
жав отвоеванный плацдарм; они каждый
день ведут борьбу, без передьшики, без ка-
ких бы то ни было пауз. р
Немцы, создавая новые мощные ‚линии

‘обороны, рассчитывали на осеннюю паузу.   ленную для неё брешь на улицы деревни.
!  Оня надеялись. что части Красной Армии. Гитлеровцы готовы были праздновать по-
контратаку, вилиуо, рассчитывая на креп-  после беспрерывных бов не в состоянии   беду. Но тут с обоих флангов по немецкой
a   пехоте ударили из своих засад автомат-
предылущий день трудный марш. Завязал-  ка снарядов и питания является поистине Чики, Зажатые в огненные` тиски нангими

будут в осеннее бездорожье, когда нодвоз-

ратным ‘подвигом, вести активные бое-
вые действия..

Тяжелое разочарование ждало врага. В
ненастный осенний день,. когда малины
застревали в выбоинах, а ломали вязли В
грязном месиве, по немецкой обороне на
одном из ее участков был нанесен стреми-
тельный удар. Цень опорных узлов. про-
тивника оказалась  разрубленной, и в
прорыв вошли части нашей пехоты, танки,
противотанковая и полевая артиллерия,
гаубицы. — ‘ 3

Схватки возникают. то на одном фланте,
то на другом, то в центре прорыва — там,
Tle считает выгодным развернуть бои назне
командование. Порой одновременно создает-
ея несколько очагов сражения. В одном
случае действуют наши танки, углубляю-
щие прорыв, в другом — пехота, осажхаю-
щая враскеский опорный пункт, в треть-
ем — артиллерия, поражающая танковые
колонны противника, пущенные в контр-
атаку с целью свести на-нет наши успехи,
При малейшем улучшении погоды подни-
маются наши самолёты, чтобы принять
участие в сражении на ‘наиболее важном
участке, м

Отражая контратаки врага и причиняя
ему громадные потери, наши подвижные
части перерезали железную дорогу Сме-

сплы в районе Александрии изматыва-
лись в безуспешных контратаках. И
здесь линия немецкой обороны была пре
охолена. Заняв станцию Користовка, налин
части ветупили в город Александрию.
Непрерывное наступление в условиях
осенней фаспутицы говорит о мастерстве
командиров

изучили противника,

шел на правый фланг деревни, другую
послал на левый, дав приказ: :
— Без моего сигнала стрельбы не от-
крывать!
Немецкая пехота ринулась через оетав-

автоматчикамн, немцы хлынули обратно из
деревни. Но уйти удалось далеко не воем.
Автоматчики истребили больше роты титле-
ровщев и взяли пленных, Немецкие танки
пол угрозой удара е тыла и флантов быстро
отошли в исходное положение.

Мастереки руководивший боем старший

лейтенант Соколов обеспечил успех наших

автоматчиков.

Нередки случаи, когда отвага рядового
бойца Красной Армии решает успех борь-
бы за опорный пункт. 3

Одна наша часть осаждала населённый
пункт, находившийся в руках врага. Про-
тивник был деморализеван силой нашего
артиллерийского огня, натиском пехоты.
Бой перенёсся в населённый пункт. Одним
из первых на улицу ворвался недавно
призванный в Красную‘ Армию боеп Трояк.
Встретив у окраинных хат группу нехцев,
OH вскинул винтовку и меткими выстре-
лами убил двоих. Остальные  залегли.
Трояк тоже выбрал себе укрытие и вету-
иил в перестрелку.

Увлечённые примером товарища, бойцы
ворвались на улицы населённого пункта.
Завязалея горячий бой. В схватке выбыл
из етроя командир подразделения, и рядо-
вой Трояк, своим подвигом  сняскавший

2 > } ео >
уважение всех бойцов, стал во главе под- одна за другой, но всякий раз разбива-

разделения. Он мастерски провёл
его подразделение вместе < другими выби-
ло немцев из населённого пункта.
Условия, в которых проходят
сражения юго-западнее Иременчуга,
буют от солдат самых различных
напряжённых усилий, совмещения

сейчас
тре-
елужб
веин-

ских профессий. Связиет гвардии рядовой

Григорий Хажа за один день под ураган-

Красной Армии. Они хорошо! ным обстрелом врага десять раз воестанав-
наблюдают за ето ливал связь между командными пунктами.
поведением и, пользуясь таким оружием,   В перерывы, когда связь работала Устой-

как маневренность, внезапность, улержи- чиво, Хажа шёл на пункт боепитания,

вают инициативу в своих руках и бъют  взваливал себе на плечи ящики ©” патро-
по самым чувствительным местам обороны   нами и, пробираясь Ho липкой, скользкой
‚ доставлял патроны Ha огневые по-

Сражения разыгрываются “на самых ‘фаз- зипни, ме

врага.

личных участках, и норою ‘судьба дня на-

находчивости, инициативы и мастерства
командира. И наши офицеры оказываются
в этих условиях на высоте положения.

В районе одного отбитото нами населён-
ного пункта немцы _нредприняли контр-
атаку. За бомбовым грузом по наним
вым порядкам ударил град снарядов из
немецких пушек самых различных калиб-

холится в руках того офицера, подразде- вас патронов
дение которого ведёт бой. Всё зависит. от  бойцам.

p

бое! ГОВОрил с

земле
-— Какой толк от моей связи, есля у
не будет!-—товорил
Санитар Скиба в тбыную осеннюю. ночь
шуме перестрелки и грохоте разрывов
ловил еле слышные стоны раненых, полз
по мокрому чернозёму Ha эти звуки, нар-

шупь ‘накладывал повязки, уснокаивающе

бойцами и выносил их с поля
битвы. Восьмым раненым, к которому под-
полз за эту ночь санитар Скиба, был

Nama

старший лейтенант Павлов. Павлов не мог

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Гвардии старши-
на И. Ф. Бабохин в боях за крупный насе-
лённый пункт под огиём врага непрерывно
всеми средствами связи ноддерживал связь
подразделения с командованием части. На-
граждён орденом Красной Звезды и Me-
далью «За боевые заслуги», .

Фото военного корреспондента
«Известий» Н. Максимова.

Юго-залалнее Днепропетровека нами вой-
ска вели бои местного значения.
Начались первые ночные

роги и степная целина покрылись прочной
ледяной коркой.

краю немцев и готовивнвимея к атаке. не-
мецким танкам. Велел за отневым валом
понгли в атаку наши танки.
°“ Бой сразу приобрёл ожесточённый ха-
рактер, Противник несколько раз бросал в
контратаки болышие группы танков и пе-
хоты. Небольшое село трижды переходило
из рук в руки.

Олновременно вспыхнули бои на других
участках. Контратаки немцев следовали

бой, и  лись, встречая величайшее упорство, стой-  не, — говорит

кость и мужество наптих бойцов и коман-
  хиров. ‘

-В этих боях особенно отличилась нала
артиллерия, На узкий участок степи, ко-

торый занимали бойны под командованием

т. Михайлова, немцы бросили несколько
десятков танков и пехоту, С наблюхатель-
ного пункта командира стало видно, как
срели припудренной снегом озими вспых-
нули пучки пламени. .

- Первыми приняли на себя удар артил-
леристы -— истребители тов. Два вра-
жеских танка уже пылали, в третьем
рвались. снаряды. у :

‚ Немцы спешно выбросили вперёд. пять
«фердинандов». Самоходные орудия, пока-
чиваясь на гусвницах, медленно пробира-
лись. лоттинкой во фланг нашим батареям.
Их сопровождало несколько танков. Но
вот в первое немецкое орудие врезался
снаряд больнюго калибра. «Самохолку» с
трохотом отбросило назад, Этот... мастер-
ской удар нанёс офицер Герасимов: Наши
орулия заблаговременно выдвинулись впе-
pel IIA стрельбы прямой наводкой. Векоре
пылало уже 12 немецких таноз:

Из засалы вырвались наши тяжелые

В излучине Днепра  *

заморозки.  прыгивала при каждом
Раскисшие после многодневных дождей до-  обслуживали её деловито, без суеты.

орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и ров, & потом в контратаку пошли танки
грамота о присвоении звания Героя Совет- и бронетранспортеры с цехотой. Наши пехо-
ского Союза. и тинпы и артиллеристы мужественно встре-
Тяжело раненый в бою старший лей- гили этот массированный удар. Несколь-
тенамт Горелик сейчас уже на путя к ким танкам врага удалось просочитьея
выздоровлению. Генерал подходит к ето сквозь наши боевые порядки. Пехотинцы,
постели и вручает Герою Советского Сюю-` укрывавигиеся в погребах, ямах, канавах,
за высокую натралу.
Представитель командования вручил с немецкой
затем награлы Героям Советского Союза ками. Три часа продолжалась борьба на
лейтенанту Афанасию. Меньшикову, стар-  улицах ‘населённого пункта_и закончилась
тему лейтенанту Петру Таранневу и победой наших пехотинцев. До 200 немцев
старшему сержанту Дмитрию Кудрину.

Возродить былое плодородие почв
в освобожденных районах

не покинули своих меёт. Ония приняли бой! что больше всего характеризует бои юго-
‘пехотой, следовавшей за тан- западнее Временчута.

‘было перебито. Неменкие танки огиём на-  Кременчуга, 8 декабря.

тазки. Результат мастерского улата, танкя-
слов не заставил себя долго ждать. Немцы
заметались по степи. оставляя на. буграх
свои попбитые машины. Контратажа вра-
га захлебнулась. :

Бои не принесли  немпам ничего, кроме
огремных потерь. Hamu части, отбив вонтр-
атаки противника, заняли несколько ero
опорных пунктов:

итти, нельзя было и нести его на руках.
Скиба раскинул на земле плащсналатку,
уложил на неё старшего лейтенанта, взял
в зубы уголок палатки и пополз в лощи-
ну. Павлов был спасён.

Мастерство рядовых и офицеров — вот

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, юго-западнее

А. СКЛЕЗНЕВ,
спец, корреспондент «Известий».

„ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 декабря.

В преобладающей доле’ освобожлённых   нов особенно ценны в связи с тем, что их
украннских областей следует добиться за-, доставка к местам внесения не требует
сева наиболыших площадей ячменёи. БВ] никаких затрат на транспорт (1 бутылка
степных областях Украины, в Донецком  на целый гектар). Совершенно незамени-
бассейне, в Днепропетровокой. Запорож- мую роль будет играть в освобождённых
ской областях, на юге Харьковшины и Мол- областях возобновление посевов люцерны.

Академик И

За летнюю кампанию 1943 г. Красная
Армия освоболила много областей, громад-
Hoe число райснов и колхозов, вернула
стране многие миллионы тектаров полевых
земель. Неменко-фапвистские захватчики,
истязавигие и прабивиие мирное советское
население, оставили и советские поля B
растерзанном ° состоянии. Значительные
площади изрыты бумбами и. снарядами,
окопными работами, нарушены севооберо-
ты, сломаны границы? севооборотных ‚Юлей.
3a два гола немецкой оккупации ботатейшие
украинские степи в громадной лоле были
превращены в пустыри и рассадники сор-
няков. При немпах применялись самые пер-
зобытные приёмы обработки и посева, кото-

ft Bale вызывали сплошное засорение полей.

Теперь поля Украины возрождаются. В
бамый короткий срок они должны быть воз-
врашены к колхозному  блатоденствию.
Успеху этого крупнейшего дела будет содей-
ствовать прославленное плодоролие украин-
ских черноземов. Но основа решения
задачи строится, конечно, на непреклонной

воле народных масс. Радость освобождения

Удесятеряет силы колхозников.

Восстановление сельского хозяйства в
освобожланных районах всё более стано-
вится общенародным делом. Идёт свот, илут
машины. прихолят мастера. Большой раз-
мах. получили осенние сельскохозяйствен-
ные работы. На общирных площадях прове-
Лен сев озимых, Во многих колхозах лИЮ-
зелена вспашка, зяби. Теперь на очереди—
подготовЕа Е весне.

В снлу пережатых разрушительных 1п0-
трясений  полготовка в весеннему севу в
освобождённых районах будет особенно
сложной. Она лолжна быть развёрнута па-

этому немедленно, не в коне зимы, a}

именно сейчас.

Прежае всего о севооборотах. Обновтение
их ресной 1944 гола лолжно быть начато ©
засев» каждого севооборотного поля @дной
культурой или сходными ‘культурами

этой

‚ ЯКУШКИН
смещения. культур, которое применяли
немцы,

Для правильного соединения культур в
весенний сев 1944 года по каждому кол-
хозу необходимо провести серьёзную полго-
товительную работу. Должея быть, состав-
лен проект размешения культур в полях се-
ваоборота с отводом под пенные посевы
наименее пострадавших от войны плошадей
© тем, чтобы посевы 1944 года облегчили
переход к правильному севообороту. В ка-
честве вспомогательного материала при
распределении культур на 1944 тод не-
обходимо обозначить Ha копии колхоз-
ного плана неиспользованные в период
оккупации земли каждого поля, На зе-
мельных органах лежит обязанность BOC-
становить планы там, тде они были
уничтожены при оккупации. pe н6-
возможности снять копию с земельного
плана за его отсутствием необходимо соста-
вить от руки схематический чертеж распо-
ложения полей, указать на нём, какие уча-
стки пустовали при немпах и какие были
засеяны (с обозначением отдельных куль-
typ). Ha второй сходный чертёж должны
быть нанесены предположения о размеще-
нии культур на 1944 год. В этих предпо-
ложениях следует учесть использование
участков при немпах. Наиболее чистые по-
тя выделить пол сахарную свёклу, пол лён,
пол яровую пшеницу и ячмень. Всё травя-
ные поля  уловлетворительного” травостоя
оставить на 1944 год ещё под травой. Наи=

более засоренные поля обратлть в паровую’!

обработку. Осенью 1944 г. эти наиболее за-
соренные поля должны быть закеяны не
пшеницей. а рожью, которая сопротиваяет-
ея сорнякам значительно лучше пшеницы.

В 1944 г. в освобождённых районах 959-
бенное значение приобретает выбор для по-
сева культур намбольшей продуктивности.
Сейчае остающийся ю начала весенних ра-
бот периот ещё позволяет отлельным обла-
стях и районам подбирать из сходных куль-

€  Typ именно те, которыо дают в данной мест-   (картофель, свекла,
целью немедленного устранения мозажчното  вости намвыютий

.
ка

тавщины ячмень чаше веего даёт урожай
заметно более высокий, чем овёс, а исполь-
зование ячменя является более разносторон-
ним, нежели использование овса. Ячмень—

важнейпгую техническую и ценную нище-

вую культуру — у нас неправильно при-
равнивают к фуражным.

В Ростовской области и в некоторых
районах Кубани хоропю ‘удаются яровыю
пшеницы, и в районах достаточной урожай-
ности этой культуры необходимо вести спе-
циальную работу по её быстрейшему Boc-
становлению, особенно там, Pie осенью
1943 г. было мало посеяно озимых. Из дру-
гих зерновых культур особеннее значение в
освобожданных районах будут иметь куль-
туры, допускающие поздний высев, то-есть
просо, гречиха и кукуруза.

Кукуруза даёт высокие урожаи не толь-
ко на. Северном Кавказе, в Днепропетров-
ской и Сталинской областях, но также в
Полтавской и Харьковской областях. Ву-
куруза на огородах в качестве овощного
растения может с успехем возделываться
и во всей северной части освобожденного
Полесья, то-есть в Черниговской, Курской,
Орловской и даже Смоленской и Калинин-
ской областях. В Черниговской, Виевекой,
Курской и Орловской областях необходимо

большое внимание уделить восстановле-“

нию культуры гречихи.

Культура ‘проса до войны в УССР была
мало развита, а между тем в областях
Киевской, Полтавской и ‘примыкающих
просо даёт наивыситие во веём Союзе уро-

жаи. Нужно ли‘ напоминать, что в военное.

время исключительную цену имеет каж-
дый гектар под зерно-бобовыми культура-
ми - (под горохом, чечевицей, фасолью,
соей)? Семена этих растений незаменимы
для улучшения белкового баланса. Для по-
выпиенного накопления белков. их слелует
высевать со специальным бактериальным
улобрением (нитрагин). Другой вид бакте-
риального удобрения (азототен) оказывает

благотворное влияние особенно’ на п0239-
яистые почвы и на небобовые культуры
капуста). Бактерпаль-

ные удобрения для освобождённых райо-

В 1944 г. небольшие люцерники долж»
ны быть заложены по крайней мере возле
каждой свиноводческой фермы. Известно,
что в годы войны с особенной яркостью
установлены незаменимые качества лю-
церны, как политажинного сырья (высо-
кое содержание по крайней мере четы-
péx витаминов — A, C, Ди К — вита-
мина роста, противоцынготного, поотизво-
рахитного и кровоостанавливающего). Шо-
этому люперну можно использовать, как
источник витаминов и для . людей.

В качестве временной меры в 1944 т.
в УССР и в Воронежской области следует
высевать и люцерну из Средней Азии (хи-
винскую, ферганскую). Люцерны эти в
УССР сильнее” местных сортов страдают
от грибных заболеваний, но всё же лают
вполне удовлетворительные результаты.

Из однолетних кормовых трав для полу-
сухих степей освобождённой полосы eme-
дует придать значение могару и суданской
траве, которые требуют немного семян. Из
растений сочного корма необходимо начать
производетво хотя бы в небольших разме-
рах в северной части освобождённой по-
лосы кулЬтуры кормовой капусты, а B
южной — культуры кормового арбуза п
тыквы. Восетановление бапттанов, особенно
на песчаных почвах. также должно быть
включено в нлан мероприятий ближайнтего
времени. Состав овощных культур должен
быть пополнен культурами высокой урэ-
  жайности (турненсом), который вполне за-
меняет репу, ‘а‘также кормовой свёклой.
которая при сущке даёт ценный пищевой
продукт (30 проц. сахара). За пределами
свеклосахарных районов в качестве питте-
вой культуры может возделываться сахар-
‘ная свёкла. Нало во что бы то ни стало
добиться увеличения площадей под. карто-
фелем. как самой продуктивной из пище-
вых культур.

По тлавным техническим культурам
освобожлённые районы охватывают три ос-
пбгные полосы; зону льна, сахарной езёк-
‘лы п потбозтечника. Пре мвосотановленти
ЛьзорРотетва, свеклобеяния п пАледанечной
кульзуры необходимо избежать опгибок,

приземистым деревян-
ным строением,

Этот полигон обслуживает многие артил-
лерийские заводы страны. С Урала, Сибири,
Башкирии, Казахстана зшлюф сюда свою
продукцию, здесь она проходит оконча-
тельную проверку, получает путёвку. на
фронт. Она уже проверена многократно, её
пропустил через свой зоркий глаз. завод-
ской отдел технического контроля, при-
нял воениред,. она пронла через многие.
заботливые и чуткие руки, и всё же, пре-
mle чем понасть в руки бойцу-артиллеря-
бту, она проходит ещё одну, на этот раз
окончательную, проверку на полигоне.

Сложна и многообразна боевая техника,
выпускаемая нашими заводами, и потому
здесь так много грозных машин самых
разнообразных систем и калибров, от ми-
ниатюрной противотанковой пушечки до
огучей морской артиллерии.

Началея отстрел.  Стреляла  пушка-
таубица, длинноствольная, грузная, с под-
нятым к небу жерлом, с рубчатым надуль-
ником на конце ствола. Она тяжело под-
выстреле. Люди
Мы

‚зашли с начальником полигона,

_ Упреждая врага, ната   подполковником, в диспетчерскую. В этом
артиллерия открыла отонь по переднему: маленьком ломике на

стеллажах лежали
длинные, похожие на чудовитно огромные
‘карандаши, онарялы для морской артилле-
рии. При кажиом выстреле стены домика
вздрагивали, стёкла в окнах напрягалиюь ©
\такой силой, что, казалось, OHH вот-вот
не выдержат и лопнут.

— Это ещё ч10, — говорил  лиспет-
чер. — Вот сотка здорово даёт! В рубках
не были? В рубках кирпичи вываливают-
‘ся. Волной вышибает.
—= Жаль, сегодня нет стрельб по бро-
подполковник. — Впро-
  чем, кое-что я всё же могу вам показать.
  Й мы снова идём к пушкам, останавли-
ваемся у приземистой морской пушки с
  хлинным, тонким стволом,  протянутым
вдоль горизонта. Она упрятана в желез-
ный кожух и покрашена в голубую крас-
ку, нод цвет воды и неба. Это та самая
«сотка», про которую диспетчер сказал,
что она «здорово даёт». Её применяют для
пробы прямой наводкой по броне. Снаряд
 её обладает страшной пробивной силой.

Вдалеке oT пушки Ha железных
‚шпантоутах укреплены толстые броневые
плиты. Небо ` просвечивает через бесчис-
ленные пробоины. Это не плита, а реше-
то, — ебли такое сравнение здесь допу-
стимо, Мы наглядно могли убедиться, как
«даёт» сотка. Броня — цементированная,
  многослойная. Передний слой твёрдый, вто-
рой — вязкий, чтобы снаряд застревал в
нём. Чорта с два! Снаряд сотки действовал,
как пробойник: вся плита в. правильных
крутлых дырах се рваными краями. По-
верхность металла в бесчисленных трещи-.
нах. Снаряд выбивает в броне пробку, ко-
торая летит внереди него ещё на кило-

метр.
Олно из наиболее лорого стбящих испы-

зы,

порох, развенгивают. с большой точностью
и тшательностью. Его механически ветря-
хивают,! чтобы он плотно лёг на дно гильз
после  закупоривают. Следующий
этап —патронирование—соединение гиль-
зы в снарядом. И вот он готов, исходный,
материая для опыта — заряд и снаряд,
соединённые в одно целое,

Поёт девушка у красных лабораторных
весов. 0 чём она думает в-эту  минуту? 0
своём ли любимом, сражающемея с неменц-
вкими захватчиками где-то за тысячи врет
от неё, или-о той страшной силе, кото-
рая рождается под её ловкими вуками и с
помощью которой будет изгнан враг с род-.
ной земли? Ито знает... Она выполняет
свею работу умело и тщательно. Вакие-то
необычные звуки и шорохи  слылтатся в
ритме работы цеха, а извне ‚всё продол-
жают лоноситьея глухие равномерные уда-
ры, от которых вздрагивает земля и ко-
леблется воздух. :

Подполковник рассказывает о людях по-
лигона. Как и везде, здесь тоже свои ге-
рои, скромные труженики общего дела.
Лучшие люди полигона — это  парторг
Ланеев, влохновитель многих славных дел,
это главный инженер Сенько, виднейшияй
специалист в своей области, это наволчив
Бессонов, стахановец и энтузиаст артияле-
рии, а однажды ‘в течение
одного(лня тысячу двести снарядов. У по-
лигона-—тоже своя программа, и к концу
месяца, особенно в поеледние дни, когда
заволы «нажимают» на план, на полиго-
не — жарко. Продукция прибывает круп-
ными партиями, и пушки  грохочут день
и ночь. Стреляют грозные «Катюши», рас-
сыпая вокруг себя сказочно красивое ле-
тучее пламя, зычно рявкают морские ору-
дия, убедительно и неторопливо  тово-
par гаубицы. Дрожит земля, полнейа охва-
чено точно заревом пожара, — это рабо-
тает полигон.

Люди полигона — это многие ‘бывитие
 бойпы фронта, а ныне бойцы вооружённо-
TO тыла, наводчики, заряжающие, замко-
вые, инженеры, техники, наконец, он сам,
их начальник, несколько хмурый на вид
и приятный в беседе молодой поднолков-
ник Дремлюта.

— Артиллерия. — товорит он, — ca-
  мый интересный род оружия. Совершенно
точно! р

...Мы покидали политон. Мелькнули по-
крашенные в голубую краску ворота, до-
рога. сделала резкий. певорот, и лес еом-
кнулся, как верный страж этой необычай-
ной лаборатории, где широкое взрытое
снарядами ноле называется цехом, а выст-
рел — опытом, и люди кажутся игрушка-
ми в руках грозной стихии, хотя они —
подлинные великаны, повелевающие этой
стихией.

Лес стоял стеной, молчаливый и етро-
гий, только грозный голое бога войны!
долго провожал нас. Точно Удары молота
падали на землю, напоминая о том возмез-

таний — проба по бетону. Кстати: мы
узнали, что за строение дымило у леса.

THU, которое ждёт врага.

Б. РЯБИНИН.

Миллион учебников для школ Унраины

ХАРЬКОВ,
соб. корр.). Возобновившее
свою работу Украинское издательство
«Радянська школа» выпускает тиражом
более миллиона экземпляров учебники и
программы для’ школ освобождённых обла-
стей Украины.

Для учащихся

8 лекабря. (По телеф. от

в Харькове

средних и неполных

имевших место при их размещении до вой-
ны: устранить перенасышение ими некото-
рых районов, заменить подсолнечник до-
полнительными масличными не пропалиного
тина фыжик, горчица, ляллеманния).

По отношению к весеннему севу 1944 г,
одна из крупнейших задач лежит в сбере-
жении семян. Основной результат в этом
направлении достигается путём получения
дружных веходов. Для этой цели необходи-
мо располагать семенами высокой всхоже-
сти. Приёмы повышения вехожести, разра-
ботанные акад. Лысенко для Сибири, могут
иметь значение и для северной части осво-
бождённых районов (прогревание и подеу-
пгивание семян Ha солние весной). Далее
необходимо устранить неравномерноеть за-
делки, своевременно применить боронова-
ние или укатывание посевов. Дружности
всходов содействует выравненность свиян,
достигаемая раздельным высевом выходов,
даваевмых зерноочистительными машинами.
У нае эти выходы почти всегда емешива-
ют, Раздельный же высев позволяет полу-
чать полноценные урожаи с помощью мел-
ких семян. ‘ :

` Особенно ярко превосходство раздельно-
го высева сказывается на ‘овсе; верхние
мелкие округлые зерна каждого колоска, так
вазываемые вторые, сильно ухудшают при
совместном высеве развитие всходов, при.
отдельном высеве урожай крупных (пер-
вых) зёрен заметно возрастает, а вторые
зёрна дают урожай почти такой же, каки
смесь, при условии обеспеченности. Для
культур редко стоящих, как кукуруза, под-
солнечник, решающая экономия семян ло“
стигаетея с помощью их гнездового высева
под сапку. Такой способ требует дополни-
тельных затрат труда, но эти затраты не
превышают 5-——6 трудодней на гектар и в
несколько раз меньше затрат, требующихся
для ручной перекопки. А ручная переконка
на десятках тысяч га проводилась в 1942
ив 1943 тт. в освобожденных районах Ва-
лининекой области.

Заметную экономию семян люцерны (сэ-
кращение вдвое с 12 до 5—6 кг) даёт ши-
рокорядный её посев без покрова. Такой
посев обеспечит некоторый сбор травы
и даже семян в год высева. По отношению
‘KO всем корненлодам, включая и сахарную
еввклу, ‘использование в качестве рассады
удаляемых при прорывке растений 1п03во-

средних школ печатаются грамматики род-
ного языка, хрестоматии, учебники по
украинской литературе и древней истории.

Издательство выпускает для начальных
школ большое количество букварей, за-
дачников, грамматик украинского языка,
учебников по русскому языку, географии,
естествознанию, а также книг для чтения.

ляет расширить плошади под корнеплолами
в любых размерах, которые допускаются
запасами труда. Тем самым решающим об-
разом устраняется недостаток семян.

Всего лучше разработаны способы эко-
номии посадочного материала для картофе-
ля, имеющие решающее значение для осво-
бождённых районов. Сюда относится прея:-
де всего посадка верхушками по способу
акад. Лысенко, а также разведение карто-
феля рассадой с помощью выращивания
этой рассады из глазков (Якушкин) паи
клубней («ростковый» картофель по Дуни-
ну). При разведении картофеля рассадой из
тлазков («бесклубневая посадка») расход
посадочного материала падает ло 1 пентн. на
тектар. Уловлетворительный результат таёт
также получение рассады из семян. Этими
способами открывается возможность не за-
клалывать в землю 2 тонны картофеля на
каждый гектар.

Из текущих сельскохозяйственных работ,
проводимых зимой, следует упомянуть о
тщательном сборе местных удобрений, о
подготовке протравливания с помошью за-
меняющих формалин материалов, в чаетяэ-
сти < помощью Золы и суперфосфата. Bo
всех малоснежных районах освобождёнкой
полосы, а именно к югу и востоку от Рос-
соши, во многих районах УССРА-в Лнепро-
петровской, Залюрожекой областях очень
важным мероприятием является енегозалер-
жание. Его следует осуществить с помомью
расстановки подеолнечных стеблей пли
снеговых валиков и куч. Следует отметить,
 TO проводимый также рали снегозадеря:а-
ния русский кулиеный пар зароднлея вбли-
зи Херсона, возле которого уже стоят со-
ветские войска. Следует также всеми ме-
рами поддержать инициативу сталинграл-
ских колхозов по расширению ороптаемого
RIWHa. aan

Мною рассмотрены здесь лишь немногие
из тех возможностей; которые открываютея
перед освобождёнными районами в леле бы-
стрейшего восетановления полеводетва. 39-
мельные органы и агрономы, председателя
колхозов и колхозники, учитывая особен-
ности районов и разрушений, причинённых
захватчиками, могут, и обязаны внести
предложения, которые будут содействовать
скорейших успехам в котхозном проуиз-
BORCTBE.