ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

‘Американская печать о конференции руководителей

ние газеты на видном месте` опубликовали
вчера сообщения о конференции в Тегеране.
Газеты с энтузиазмом приветствуют воен-
ные решения и соглашение об уничтожении
германских вооруженных сил, а также при-
ветствуют заявление о том, что конференция
приведёт к прочному миру. Все газеты под:
черкивают сердечную обстановку, в которой
происходили переговоры. Одним из типич-
ных заголовков является заголовок в газете
«Нью-Йорк геральд трибюн», помещенный
на всю первую полосу. «Тегеранский пакт
прелвешает разгром Германии в результате
совместных ударов, нанесённых с востока,
занада и юга. Он проектирует создание ми
ровой семьи демократических стран. Разра-
ботан план достижения победы. Разработа-
ны подробные планы разгрома нацистских
вобруженных сил на суше, море и в воздухе
Даётся обещание предпринять беспощадное
и нарастающее наступление. Этот пакт со-
здает основу для ллительного мира, кото-
рый будет соответствовать принципам Ат-
лантической хартии». !
Газета «Нью-Морк таймс» заявляет, что
конференция имеет историческое значение,
ибо на ней встретились руководители трех
самых могущественных в мире стран. Как
указывается в коммюнике, на этих трёх дер-
жавах лежит высокая ответственность за
судьбы мира, и встреча в Тегеране стано-
вится символом того, что они понимают эту
ответственность: Результаты конференции,
однако, имеют неизмеримо большее значе-
ние, — продолжает газета. — Декларация
высказывается твёрдо и решительно в
вопросах войны и мира. Ни одна де-
кларация о войне не могла бы быть более
торжественной и категоричной. Тот факт,
пишет газета, что особенное внимание уде-
лево военным вопросам, очевидно, соответ-
ствует желаниям Сталина, который уже
давно настаивал на открытии нового фронта
в Европе. Но это соответствует также же-
ланиям Рузвельта и Черчилля, уже давно
готовившихся к вторжению в Европу в меру
военных возможностей и требований морско-
го и воздушного фронтов, которые специаль-
HO оговариваются в тегеранской деклара-
ции. Вопрос о новом фронте в настоящее
зремя разрешен в той части, которая касает-
ся масштаба и сроков операций. Кроме. того,
упомянут также южный фронт.

Декларация, пишет в заключение газета,
выражает уверенность в том, что военное
согласие обеспечит прочный мир. Она обе-
щает, что мир не станет диктатурой круп-
ных держав, подтверждает принципы Атлан-
тической хартии и Московской конференции,
предусматривающих активное участие всех
миролюбивых стран — больших и малых —
в создании мировой семьи демократических
стран и в сохранении и развитии междуна-
родной безопасности. Это единственная на-
дежда, которая даётся декларацией немец-
кому народу при условии, если последний
освободится от своих сумасшедших прави-
телей и пожелает жить в мире со своими со-
седями.

наций, имеющих .такие разнообразные ин-

часть американских провинциальных газет
приветствует тегеранские декларации, как
решающий удар по гитлеровским планам ра-
скола Об’единённых наций и как важный
шаг, ускоряющий разгром Германии и созда-
ние системы прочного мира.
Филадельфийская газета «Рекорд» заяв-

ляет, что Об’единённые нации одержали

крупнейшую дипломатическую победу за
время войны. В Тегеране прозвучал на
весь мир последний торжественный сигнал
к победе. Кампания Гитлера, рассчитанная
на раскол Об’единённых наций, поовали-
лась. Конференция представляет собой по-
ротный пункт войны в дипломатическом
отношении, как Сталинград был её пово-
ротным пунктом в военном отношении.

Как указывает выходящая в Сен-Луи
газета «Глоб демократ», тегеранская кон-
ференция пр®славится в истории, как
эпохальное событие, которое на много по-
колений определило судьбы мира. Руково
дители трех держав решили неумолимо Ha-
ступать на Германию до обеспечения пол-
ной победы. Они открыли
большим и малым, возможность участво-
вать в системе мира, основанного на спра-
ведливости. :

Газета «Стар», ‹ выходящая в Канзас-
Сити, считает, что\ конференция укрепила
солидарность трех великих союзников-ко-
торая была провозглашена в Москве. Она
рассеяла подозрения и разногласия. Вопрос
о втором фронте ужё больше не является
источником трений.

По мнению бостонской газеты «Пост»,
единство духа и цели, подчёркнутое в де-
кларации, рассеивает все сомнения людей,
считающих, что невозможно единство среди

тересы. Конференция кладет конец надеж-
дам Гитлера на раскол среди Об’единенных
наций.

Чикагская газета «Сэн» указывает, что

всем нациям,,

конференция преодолела колоссальные и

трех союзных держав в Тегеране

НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. (ТАСС). Утрен:  НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Большая , очень

существенные препятствия в деле’,
ведения войны и подготовки Об’единенны:
ми нациями мира. Военное соглашение между
союзниками обещает не только скорую нобе-
ду, оно устраняет величайшую преграду на
пути совместной работы Англии, СССР и
Америки после войны. В декларации изложе-

‘ны превосходные принципы будущего мира,

она призывает об’единиться и создать проч-
ный мир, построенный совместными усилия-
ми всех наций, выступающих против рабства
и нетерпимости.

По мнению газеты «Чикаго дейли ньюс»,
декларация трёх держав означает, что Об’-
единённые нации располагают теперь сред-
ствами и планами для олержания полной и
окончательной побелы, что они намерены
совместно установить справедливый, и дли-
тельный мир. Теперь ` они об’единены как
в войне, так и в мире.

Детройтская газета «Ньюс» пишет, что
тегеранская конференция подтвердила все
московские лекларанпии.

По словам выходящей в Атланте газеты
«Конститьющен», на трех руководителей
союзных держав и: на представляемые ими
народы человечество возлагает свою по-
следнюю великую надежду. «Они могут
потерпеть неудачу, только если мы, не ока-

жемся на должной высоте», — пишет га-
‚ зета.

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Ва-
штингтонские газеты на видном месте опуб-
ликовали декларации, принятые в Тегера-
не, подчеркивая важность военных решений
конференции. Все газеты поместили много

крупных фотографий Сталина, Рузвельта
и Черчилля. Г
По словам газеты «Стар», конференция

является крупным шагом вперёд. Она, пови-
димому, окончательно решила военные во-
просы и вопросы послевоенных планов.
В период от Атлантической хартии до те-
геранской конференции союзники постепен-

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
и eee Se

» = ы пианисте тит  +

Встреча Рузвельта, Черчилля

и. Иненю

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер. передаёт, что 7 декабря в. Каире
опубликовано следующее коммюнике:

«Президент Соединенных Штатов Аме-
рики Рузвельт; президент Турецкой рес-
публики Исмет Иненю и премьер-министр
Великобритании , Черчилль встретились в
Канре 4, 5 иб декабря. Министр иностран“
ных дел Великобритании Иден, министр
иностранных дел Турции Менеменджиоглу
и Тарри Гопкинс приняли участие в их
переговорах. Участие главы турецкого го-
сударства в ответ на сердечное приглаше-
ние,` адресованное ему правительствами
Соединенных Штатов Америки, Великобри-
 `тании и Советского Союза, является яр-
ким свидетельством силы союза, об’еди-
няющего Англию и Турцию, а также тес-
ной дружбы, существующей между турец-
ким народом и народами Соединённых Шта-

ЛОНДОН, 8 декабря.

общает, что На фронте 8-й английской
армии продолжались действия против войск.
противника, главным образом в прибреж-
ном секторе вдоль реки Моро. Было дос-
тигнуто продвижение, несмотря на контр-
атаки противника, которые были отбаты.
Дождливая погода снова мешала передви-
жению войск.

Части американской 5-й армии продол-
жали очищать узлы сопротивления про-
тивника в горах в центральном секторе
фронта 5-й армии. Войска союзников 3a-
хватили ‘горную’ В@иину  Монтекамино,

но завоёвывают победу и разрабатывают
планы мира.

Американские сенаторы о

НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. (ТАСС). Сена-
тор-демократ Лукас (штат Иллинойс) сде-
лал следующее заявление. корреспонденту
ТАСС: «Тегеранское соглашение повсюду
принесёт радость и счастье широким мас-
сам народа, которые надеются на прочный
мир. Оно означает, что тирания и угнетение

будут ликвидированы. Оно должно явиться’

исчерпывающим и удовлетворительным от-
ветом тем, кто сомневался в России. Проч-
ный мир невозможен без сотрудничества

‚между этими тремя великими нациями. Я в

высшей степени удовлетворён великими до-
стижениями тегеранской конференции».
Член сенатской комиссии по иностранным
делам Грин (демократ, штат Род-Айленд)
заявил представителю ТАСС: «Мне кажет-
ся, весь мир взволнован этим событием.
Опубликование ‘декларации вызвало ликова-
ние среди Об’ единённых наций, как крупная

конференции в Тегеране

военная победа. Наши враги должны быть
в отчаянии от того, что им приходится
сражаться в чрезвычайно невыгодных для
них условиях. Их последняя надежда за-
ключалась в том, чтобы любым способом
внести раскол в ряды союзников. Сейчас
союзники показали, что они прочно об’елди-
нены ‘неизменной целью уничтожения этих
сил мрака, стремящихся поработить весь
мир».

Сенатор-демократ Мэррей (штат, Монтана)
в заявлении корреспонденту ТАСС указал:
«Американский народ будет приветствовать

декларанию трёх великих лидеров союзных   циальный корреспондент агентства
являющуюся одним из’ вели- тер при штабе войск союзников в Север-

правительств,

чайших событий в истории. Она знаменует  ной р
международного произведенные
Она явится утешением для  казывают, что военно-морской базе Тулона

собой начало новой эры
сотрудничества.
угнетённых народов всего мира
тельно ускорит победу».

и значи-

Английская печать о  Тегеранской конференции

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Англий-
ские газеты за 7 декабря заполнены поч-
ти исключительно текстом коммюнике
Тегеранской конференции, описаниями и
отчётами о встрече трёх государственных
деятелей, описанием церемонии вручения
Сталаянградского ` меча, редакционными
статьями и комментариями дипломатиче-
ских обозревателей.

Дипломатический

обозреватель газеты
«Таймс» указывает,

что главная фраза
коммюнике, это та, в которой говорится,
что основное соглашение но вопросу о
втором фронте было обсуждено во всех
‘подробностях. «Возможно, что три прави-
тельства всегда

ренциия, потому что без него более широ-
кие основы будущего сотрудничества не
были бы надежными». «Заслуживает одоб-
рения ясное заявление, что будут уничто-
жены немецкие вооруженные силы — как
все силы германской армии, так и военные
предприятия». : :
Юэр пишет в «Дейли геральд», что да-
та открытия второго фронта уже уста-
новлена и что стратегия союзников, нако-
нец, полностью об’единена. «Англо-амери-
канское верховное командование знает,

как именно ему поступить, когда начнётся  Тщательно изучаться в Мадриде и Буэ-
не

русское зимнее наступление. Советское

верховное командование в точности знает,   упомянуты. Они уже

что ему делать, когда армин из Англии

понимали друг друга в  высадятся в Западной Европе. Все планы

этой проблеме лучше, чем это часто ка- и все атаки будут увязаны между собой.
залось, но ни в одном официальном за-!Отдельные командиры будут руководить

явлении до сих пор не говорилось о пол-
ном соглашении. Это соглашение

надо   действовать

своими но все

в рамках и

кампаниями, они будут

соответственно

считать основным на Тегеранской конфе- графику единой согласованной стратегии,

Цель предстоящих операций охарактеризо-
вана достаточно ясно: «уничтожение гер-

: Арест 40 видных

ЖЕНЕВА, 7 декабря. (ТАСС). `Создан-
ная Муссолини по приказу немцев в Север-
ной Италии  «фашистско-республиканская
партия», об’единившая несколько сот чи-
новников развалившейся итальянской фа-
шистской партии, не оправдала надежд
гитлеровцев. «Партия» Муссолини не имеет
‘никакого влияния на население и бессиль-
на поддержать гитлеровский оккупацион-

тов Америки и Советского Союза. Президент!
‘Рузвельт, президент Иненю и премьер-!

Военные действия в Италии

(ТАСС). Штаб!что даёт возможность союзнакам наблю-
войск союзников в Северной Африке со- дать за позициями противника.

ЧЕТВЕРГ,

в Каире

министр Черчилль рассмотрели общее по-
литическое положение и подвергли всесто-
роннему рассмотрению свою политику, KO-
торой они. будут придерживаться, при-
нимая во внимание общие и особые инте-
ресы трех стран. Изучение всех проолем
в духе взаимопонимания и лойяльности
показало теснейшее единство, существую-
щее между Соединенными Штатами Амери-
ки, Турцией и Англией, и их отношение,
к международному положению. Вследствие”
этого переговоры в Каире были в высшей
степени плодотворными и полезными для
дальнейших отношений между четырьмя
странами. Тождественность ‚интересов. в
взглядов великих америвансвой п англий-
ской лемократий со взглядами и интереса-
ми Советского Союза, так. же, как и тра-
диционные отношения дружбы, существую-
шие между этими державами и Турцией,
вновь получили подтверждение на конфе-
ренции в Канре».

Занято не-

сколько деревень. Ожесточенные бой
продолжаются.

Плохая погода продолжала вчера огра-

9 ДЕНАБРЯ 1943 г. № 290 (8283)

Первая плавка

ХАРЬКОВ, 8 декабря. (По телеф. от
соб. корр:). Немецкие оккупанты Bapsap-
ски разрушили корпус чугунолитейного
цеха олного. из харьковских машинострон-
тельных заводов, а вагранки взорвали ми-
нами. Героическим трудом коллектива ра.
бочих и инженерно-технических работна-
ков этот цех восстановлен в’ короткай
срок и уже дал первую! ппавку.
`Процессом первой плавки руковолил
старый харьковский лятемиик кадрозик
завода старший вагранщик ^ тов, Межеви-
кан. Металл первой плавки был исполь»
зован на изготовление деталей, необходи-
мых для дальнейшего восстановления раз-
рушенного врагом завода.

Первое исполнение
=”
24-й симфонии Мясковекого

Х
Вчера в Большюм зале Государственной
консерватории музыкальная общественность
столицы ознакомилась с новым произвеле-

`нием лауреата Сталинской премии Н. Мяс-

ковского —  24-й симфонией. Это — третье
симфоническое произведение, написанное
композитором за время Отечественной вой.
НЫ.
Симфонию исполнял Государственный ор-
кестр Союза ССР под управлением Евгения
Мравинского.—
(ТАСС).

%
Английский фильм

ничивать действия ‘авиации. Соедние бом-
бардировщики атакозали Чивита-Веккиа и
Пескара. Бомбы попали.в цели; отмечены
повреждения сулов. Истребители ‘продол-
жали взаимодействовать с наземными вой-
сками, но B меньшем масштабе. Произо“
шло несколько успешных воздушных боёв.
Уничтожено 6 самолётов противника. Авиа-
ная союзников потерь не имела.

фашистов в Риме

ство «Германское информационное бюро»
сообщило, что в последние дни в Риме
полицией арестовано 40 видных фашистов,
обвиняемых в «недисциплинированности».
Среди арестованных — руководитель фа-
шистской организации Рима Дино ‘Барди,
руководитель «боевых отрядоз» Рима Кол-
ластрини, а также ` «руководитель печати»
римской фашистской организации Карло

ный режим. 6 декабря гитлеровское агент-  Франкине. Все арестованные преданы суду.
`

”’ Результаты бомбардировки Тулона

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Спе-

Рей-

сообщает, что фотос’емки,
воздушной разведкой, по-

Африке

(Франция) причинены новые серьёзные по-
вреждения в результате налёта «Летаю-
щих крепостей» в ноябре.

На южной и восточной сторонах базы все
сооружения повреждены, при чём большин-
ство из них получило серьёзные повреж-
дения. Повреждены и разрушены 6 зда-
вай радиостанции. Набережные к востоку
И западу от )дока разрушены прямыми по-
паданиями бомб в нескольких. местах. От:
мечено попадание в корпус затопленного
крейсера «Альжери».

Антигерманские демонстрации в Австрии

НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. (ТАСС). Bapce-
лонский корреспондент агентства  - Ассо-
шиэйтед пресс сообщает, что, по рассказам

манских сил». Это положит конец надеж-  лиц, прибывших из Вены, в Австрии проис-
дам немцев на то, что им удастся с по-  ходят многочисленные антигерманские де-
мошью какой-либо инсценированной пере-  монстрации. Гитлеровцы, опасаясь волнений
мены режима обеспечить себе мир, кото- среди австрийских солдат, заменили части,
рый сохранил бы немецкую военную ма-  состоящие из австрийских солдат, несущие

шину... А недемократическим нейтральным
странам, которые до сих пор ‘цепляются
за дружбу с державами` оси, пора поду-
мать о своём будущем положении. Несом-
ненно, что это место декларации будет

нос-Айресе. Страны-сателлиты даже
знают, что для них
мир достижим лишь путём капитуляции.
Современные мирные проблемы упомина-
ются лишь косвенно в заявлении о том,
что три державы полны решимости дей-
ствовать согласованно ради прочного ми-
ра. Это не означает, что подобные про-

блемы неё’ обсуждались детально».

„Иран стал

одним из звеньев в цепи союзных наций“

ИРАНСКИЕ ГАЗЕТЫ О КОНФЕРЕНЦИИ В ТЕГЕРАНЕ

\

ТЕГЕРАН, 7 декабря. (ТАСС). 6 декабря
все газеты вышли с сообщениями о состо-
явшейся в Тегеране конференции трёх
держав и опубликовали декларацию трёх
держав об Мране, сообщение о посещении
шаха И. В. Сталиным, а также прощаль-
ные телеграммы товарища Сталина Сохейли
и товарища Молотова Фаеду. Информация
о конференции напечатана газетами на
первых страницах под крупными заголов-
ками: «Величайшая историческая конферен-
ция состоялась в Тегеране», «Руководите-
ли трёх великих держав Гарантируют не-
зависимость Ирана», «Важнейшая конфе-
ренция, решающая судьбы мира» и т. д.
Газеты. публикуют портреты товарища
Сталина, Рузвельта, Черчилля и иранского
шаха. Почти все газеты дали также боль-
шие передовые статьи, посвящённые значе-
нию конференции и декларации об Иране.

Иранская печать отмечает особо тот факт,
что конференция состоялась в столице
Ирана, что является огромной честью для
иранского народа.

Газета «Сетаре» пишет: «Эта конференция
является важнейшей из всех, созванных за
время войны. Мы счастливы отметить, что
конференция приняла решения, направлен-
ные к тому, чтобы скорее положить конец
кровопролитию и  беззаконию, чинимому
державами оси, и построить счастливый
мир. Иран стал одним из звеньев в цепи
союзных наций, и мы несказанно, рады, что
ведалек тот час, когда руководители миро-
вой демократии провозгласят победу и да-
дут осчастливленному человечеству мир».

Газета «Мехри Иран» отмечает: «Мы счаст-
ливы тем, что эта решающая конференция

состоялась в Тегеране, столице нашей до-
рогой родины... История Ирана знает нема-

ло крупных событий. Но можно смело ска-
зать, что эта конференция является самым
блестящим и важным событием в политиче-
ской жизни Ирана».

Газета «Фермани» заявляет, что «0с0бо на-
до отметить, что впервые в конференции
союзных держав принял участие великий
прославленный вождь советского народа
Сталин». ;

Газета «Мардом» пишет:
вы, что три великие

«Мы счастли-
державы признали

Иран своим искренним другом на основе’

полного доверия к иранскому народу и из-
брали Тегеран местом конференции. В те-
чение последующих веков народы мира бу-
дут называть эту встречу «Тегеранской
конференцией» и вспоминать, что в нашем
родном городе были заложены основы их
счастья и свободы».

Бельгийские круги о Декларации трех Держав

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Как пере-

- ‘даёт агентство Рейтер, бельгийские круги
в Лондоне выражают своё удовлетворение
лостигнутым.в Тегеране полным соглаше-
нием. В этих кругах отмечают, что лидеры
трёх великих держав могут рассчитывать на

ЗНАНИЕ

чистосердечное сотрудничество и активное
участие бельгийского народа в их усилиях,
направленных к уничтожению тирании, раб-
ства, угнетения и нетерпимости и к созда-
нию длительного мира.

Просмотр советских фильмов в чехословацком Обществе
культурной и экономической связи с СССР

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). В чехо-
словацком Обществе культурной и эконо-
мической связи c СССР состоялся про-
смотр советских фильмов — «Битва за на-
шу Советскую. Украину» и других. На
просмотре присутствовало около 200 по-
литических и общественных чехословацких
деятелей, а также офицеров чехословацкой

Чехословацкого государственного совета
Прокоп Макса, который в своей речи под-
черкнул, что главной задачей общества
является дальнейшее укрепление и углуб-
ление дружбы между чехословацким и
советским народами и усиление славян-
ского единства. Г
Кинофильм, отражающий героическую
борьбу украинского народа против немец-
ких захватчиков, произвёл глубокое впе-
чатление на всех присутствовавших.

армии.
На вечере. от имени общества выступил
председатель общества — председатель
<2

Наложение контрибуции

СТОКГОЛЬМ, 8 декабря. (ТАСС). Швед-
ское телеграфное агентство ‘сообщает, что
на-днях в Копенгагене был убит немецкий
солдат. В качестве репрессии немцы нало-
жили на жителей Копенгагена оконтрибу-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕ

52304.

ЛЬСТВА: Москва, 6. Пушквиская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата — K 4-77-96; Фронта Кая
Литературы и искусства
РЕ етот ей

на жителей Копенгагена

цию в ‘сумме 2 млн. крон. В немецком
приказе по этому поводу говорится, что
«датское население занимает пассивную

позицию в отношении диверсантов, а не-
которые круги населения даже поддержи-
вают их».

От’езд канадского
премьер-министра
в Вашингтон
ОТТАВА, 6 декабря (ТАСС) Премьер-

министр Канады Маккензи Кинг выехал
сегодня в Вашингтон,

Продление. ,
военного положения
в Турецкой Фракии

АНКАРА, 8 декабря. (ТАСС). Меджлис
утвердил закон © продлении военного поло-
жения в Турецкой` Фракии ещё на 6 меся-
цев.

Убийство
германского генерала
- в Турине

. ЖИ

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент. агентства Рейтер передаёт co
швейцарско-итальянской границы, что, по
полученным там сведениям, германский ге-
нерал войск «СС» Циммерман застрелен
3 декабря в Турине рабочими-антифашиста-
ми. Циммерман был направлен в Турин

1 декабря для подавления происходивших в

городе антигерманских демонстраций.

охрану Бреннерского ‘перевала, отрядамн

ПАНАМА

СС, Однако, пока производилась нереброска
отрядов СС, ‘в Филлахе и других городах
близ Бреннерского перевала произошли
массовые. антигерманские демонстрации.
Австрийские солдаты отказались выполнять)
приказы германских офицеров и стрелять по
демонстрантам. Во время столкновений ме-
жду гитлеровцами и населением было убито
много демонстрантов.

Дом, в котором мы росли

Кто из харьковчан вступил в жизнь,
минуя мраморную лестницу под стеклян-
ной крышей и огромный зал с лепными
потолками, с мягким светом ‘люстры, с
тихим шелестом страниц? Здесь ежеднев-
но встречались будущие ‚врачи и архитек-

торы, художники и писатели, авиакон-
структоры и танкостроители. За одним
столом сидели первокурсник, погружен-

ный в конспекты, и маститый седой учё-
ный.

Советский Харьков, город высокой куль-
туры, законно гордился своей централь-
ной библиотекой, одной из старейших в
нашей стране. На протяжении полутора
веков  накапливала она свои сокрови-
ща. Свыше 2 млн. томов содержали
огромные  книгохранилища библиотеки. Поч-
ти не было того издания — научного, бел-
летристического, публицистического, KO-
торого не получил бы здесь читатель. Га-
зеты, журналы и книги на разных языках
мира прибывали в адрес Харьковской го-
сударственной научной библиотеки имени
В. Г. Короленко.

„.Пронизывающий осенний ветер вры-
вается в пустые глазницы окон. Там, где
был красивый лепной потолок, клок
серого неба. Это-—+последетвия взрыва
фугаски, сброшенной немецкими лётчика-
ми в один из налётов фашистской авна-
ции на «военные об’екты» Харькова в
марте 1942 года. Под ногами `— глина,
щебень, битый кирпич, изуродованная ме-
бель. Вот все, что осталось от прекрасно-
го читального зала. Друтая немецкая
бомба угодила в книгохранилище, разру-
шив его на две трети.

Маленькая, седая старушка в старомод-
вой шапочке, в понощенном пальто сопро-
вождает нас в этом печальном путешествии
по PYHHAM зала, среди книг, извлеченных
из разбитого книгохранилища. Это — Ма-
рия Ивановна Румницкая, заместитель
директора библиотеки. В 1895 году Ма-
рия Ивановна рядовой библиотекаршей
пришла работать в бибуиотеку и отдала
ей 48 лет трудовой жизни. j

ЕЙ, «знавшей здесь чуть ли не каждую
книгу, привившей тысячам читателей лю-
бовь к печатному слову, довелось уви-
деть на старости лет своими глазами, как
рушился потолек читального зала и` гиб-
ли ценнейшие издания\ сначала под раз-
рывами фашистских бомб, потом — в огне
костров, разложенных эсэсовскими голо-
ворезами.

Во время пожара сгорела почти вся бо-
гатеишая детская библиотека. Сотни тысяч
книг были вывезены в Германию. Оккупан-
ты увезли в Берлин 16 шкафов — весь си-
стематический каталог научной библнотеки
кропотливый многолетний труд библиотёч:

ных работников. Они увезли также все ге-
ографические карты, атласы, много reorpa-
фической и экономической литературы,
ценные и редчайшие художественные изда-
ния. Е

От лап носителей европейской «цивили-
зации» безусловно полностью погибла бы
Харьковская библиотека, если бы не само-
пожертвование и героический труд библио-
течных работников, возглавляемых Марией
Ивановной Румницкой.

Голодные, в лютые морозы, под снегом и
дождем, в разрушенном холодном здании

выканывали они из-под обломков уцелевшие
книги, перетаскивали их тысячами из одно-
го помещения в другое. Спасая от эрэсоз-
ских факельщиков книжный фонд советско-
го Харькова, работники библиотеки им. Ко-
роленко перенесли в свои хранилища 270
тысяч томов из библиотек Украинского ин-
ститута журналистики и других.

На другой же день после изгнания не-
мецких оккупантов Харьковская государст-
венная библиотека имени Короленко вновь
гостеприимно открыла свои двези.

В. уцелевшем крыле библиотечного зда-
HHA, B маленькой комнатке разместилась
читальня.

В читальной комнате тесно, но тепло и
уютно. На маленьком стэнде — новинки
литературы, свежие журналы и газеты. В
углу научный сотрудник проводит консуль-
тацию. у >

В соседних с читальней помещениях ки-
пит. методическая работа: составляется
предметно-тематический каталог к 10-ты-
сячному фонду отобранных книг, который
постепенно будет пополняться как новыми,
так и отобранными в разрушенных книго-
хранилищах книгами. :

На втором этаже, в комнатах и коридо-
рах работают плотники, штукатуры, стеколь-
щики, печники. Нам показывают здесь пять
комнат, куда в скором времени переселяют-
ся читальня и центральный справочный ап-
парат. Что и говорить, о былом уюте и
комфорте пока не приходится и мечтать:
стены ободраны, потолки вышерблены, за-
копчены, мебель изуродована, Но тем не
менее мы находимся в самых лучших ком-
натах дома. Тут уже вставлены стекла в
обеих рамах окон, готовы печи, можно снять
пальто н перчатки, перелистать страницы,
не дыша на пальцы.

На лестницах и в коридорах обоих эта-
жей — оживление. В отремонтированные и
прибранные помещения переносятся книж-
ные шкафы и стэнды. Слышны. звон плот-
ничьей пилы и стук молотка. Идёт ремонт
крыши. ‘

В трудных условиях приходится мало-
численному коллективу библиотечных ра-
ботников возобновлять книжные фонды. Хо-
лодно и неуютно в полуразрушенных поме-
щениях. Оглянешься вокруг — и кажется,
что работе нет ни конца, ни края. Но людей
согревает горячее дыхание родины. Всасо-
юзная‘ библиотека им. В. И. Ленина взяла
шефство над  харьковчанами, Москвичи
прислали много библиографических списков
пополнили фонд детской литературы. Бо.
лее 3.000 экземпляров книг и брошюр по-
лучено из Москвы от Литературного фонда.
Из Уфы прибыло болышое количество лис
тературы, изданной украинскими писателями
в годы войны.

..Пройдёт ещё немного времени, — по-
кроется крышей болыной и светлый чи-
тальный зал, тепло и уютно станет в отре-

монтированных комнатах и коридорах. Биб.!

лиотека им. Короленко будет такой же, ка.
кой мы знали её с детства.

еще дороже, чем прежде, станет нам,
харьковчанам, дом, в котором мы росли.

А. ЭВЕНТОВ,
соб. корреспондент «Известий».

` ХАРЬКОВ, 8 декабря. (По телефону).

«Джордж из динки-джаза»
на советских экранах

.

Вчера в кинотеатрах Москвы начал де-
монстрироваться новый английский фильм
«Джордж из динки-джаза» производства
‘лондонской киностудии «Илинг». Действие
‘разыгрывается в Норвегии накануне окку-
пации ее немцами. В картине рассказывает-
ся о приключениях ` музыканта; ошибочно
принятого за агента английской разведки,
Впоследствии герой действительно оказы-
вает много ценных услуг разведке, прелат-
вращая крупные диверсионные акты гитле-
рогеких шпионов. Фильм сделан в комедий-
ной форме и изобилует множеством кино-
трюков. Ставил режиссер Марсель Варнель.

(ТАСС),

Хроника

Президиум Верховного Совета CCCP xa-
значил тов. Нрасильникова Алексея Ни-
колаевича Чрезвычайным и Полномочных
Посланником СССР в Исландии.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

FS SES SSS ETT OES SR EE SS

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 9/XII on. «Иван Суса,
Нин»; 10/ХИ бал, «Шелкунчик». Нач. спект. в
7 ч. веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 9/XII on.
«Риголетто»; 10/Х.Г оп. «Севильский цирюльник».
Нач. снект. в 7 я. веч

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (спектакли в Ло-
ме Культуры «Превда») — 9/ХИ «Кемедианты».
  Нач. в Т.30 веч.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 9/ХИ «Три се.
етры». Нач. спект. Р 7 ч. веч,

ФИЛИАЛ МХАТ — ХЦ «Школа злословия».
Нач. в Тч. веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР. КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком
муны, новое здание) — 9/ХИ «Укрощение строп-
тивой», Нач, спек. в 7 ч. веч.

ТОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (помеш.
Госцентюза, ул. Горького пер. Садовских, 10)—
ХПИ «Фронт». Нач. в 1 ч, вез,

TOC. MOCK. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К. 0. СТАНИОЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРО-
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 17, Tea.
К 1-42-50) — 9/ХП 1. «М-ль Фифи». 2. «Штрабсиа-
на»; 10/XIT «Виндзорские проказницы». Нач. в
Т ч. веч.

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
COMOJIA — 9/ХИ «Юность отцов». Нач. 5B 7 +
веч.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) —
9/ХИ «Весна в Москве». Нач. в^Т ч. веч.

ТОС. ОПЕРНО-ДРАМАТИЧ. СТУДИЯ им. К. 0.
СТАНИСЛАВОКОГО (помещ. т ра им. Ленина,
Кр. Пресня, В. Трехгорный, 4, трамв. №№ 10,
22, 28) — 9/ХИ оп, «Таня» и концерт. Нач. в 79.
веч.

МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — 9/ХИ «Мелкие ко
зыри». Нач. в Т ч. веч.

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (Б. Садовая; 18) —
3/ХШ «Сильва». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ГОО. ТЕАТР МИНИАТЮР (ул. Горь-
кого, 5) — 9/ХИ «Без намеков». Нач. в 1.20 веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО — 9/ХП Желез.
нодорожный ансамбль песни и пляски, Худож.
руководитель — лауреат Сталинской премии,
заслуж. деятель искусств И. 0. Дунаевский;
10/ХП Государственный ансамбль народного
танца СССР, Худож. руководитель — лауреат
Сталинской премии, заслуж, артист республики
И. Моисеев; П/ХИ Государственный хор рус
ской пебни СССР. Худож. руководитель — 37-
служен. артист республики А. В. Свешников.
Нач. в 7.30 веч.

о а а
_МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — 19/ХП в Т.30 веч. Гоб. сим-
Фонический оркестр Союза ССР. Дирижёр
Е, Мравинский. В программе: ПТостакович —
Восьмая симфония, Мясковский—24-я симфония.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. ОКТЯБРЬСКИЙ
ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ ~— И/ХИ Концерт Юрия
Недаведекого (МХАТ). Н. П. Рождественская
(ВРК), Леонид Коган (скрипка); 12/ХИ Эммануил
Каминка. В программе: Чехов, ПТолом-Алейхех;
13/ХИ_ Чайковский — оперные арии и романсы.
Исн. Ф. Милейковская (действ. билеты со штам”
пом «5/ХИ»); 14/ХИ Эммануил Каминка—повтор-
ный концерт. В программе: Чехов, ТПолом-Алей.
ay (действ. билеты cg штамп. «4/ХИ»). Нач. в
7.30 Bed.

Всесоюзное Гастрольно-Концертное Об’едвне
ние. КОДЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗЭВ — %, в,
16. 18/ХИ Концерты Гос, джаз-оркестра РСФСР
“п/у и при участви засл.

артиста республики

Леонида Утесов. Солистка Эдит Утесова. Про-
трамма «Бей врага». Нач. в 7.30 веч. Билеты с0
штампом «6/ХПь действительны на 16/ХП. Би-
действительны

Ha

леты со штамном
15/X1I

«8/Х И»

COOOIONY

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРОТВЕННА
ФИЛАРМОНИЯ.
Концертный зал им. П. И. Чайковского.
127ХхИ Концерт Государственного симфониче-
!8 ского оркестра . Дирижёр лауреат Ста: $
линской премии народный артист Узбекской
СОР Мухтар Ашрафи. Солисты: лауреат. Ста. $
 3 линской премии народная артистка СССР
:8 Халима Насырова, народный артист Узбек- 8
ской OCP Карим Закиров. В программе: $
  М, Ашрафи, 0. Василенко, Р. Глиер, А. КОЗ.
  ловский, Т, Садыков. Нач. в 7.30 веч.

}

МОСКОВОКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК
Сегодня и ежедневно
заслуженные артисты РСФСР
Ирина и Александр БУСЛАЕВЫ

«НРУГ СМЕЛОСТИ»
в паузах KAPAH д’АШ.
Начало в 3 ч. дня ив 7.30 веч.

200000000000000000бо< к

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

is на 9 декабря 1943 года.
Новая английская кинокомедия «ДЖОРДЖ
ИЗ ДИНКИ-ДЖАЗА» — Первый, ив, Бо-
лизей, Москва, Метрополь.

«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Уран.

3 . Экономического — К 1-42-05; Сельск Bors реа
— K 0-57-27; Иностранного = К 4-81-54; Писем — К 3.157; Художественного — К 5-36-58, Издательство — К 5-23-20. К 4-15-06, Приём 06’ wane Рея В en та aa
ai 74.38. 3
:

eee en nn

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5

«ЛЕРМОНТОВ» — Моск. Планетарий
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № ры Первый.
ЕЩЕ,

Пронаганды и Obie ;
юветекого строительс — K 1.42066;
Wenmsrpane — 36.75, Tp ьства — К 1-42.66;