ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 ДЕКАБРЯ 1943 г. № 293 (8286)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В освобожденных
cénax _

umm!

Второе рождение
хутора Каменный

Влоль широкой улицы хутора Баменный
ровной лентой тянутся новые избы, кры-
тые свежим камышом. Шо хутору бродят
стада гусей, с поля возвращается стало кб-
ров, и колхозницы встречают и отводят до-
мой своих любимиц. На краю хутора выхят-
ся вновь отетроенные здания животноводче-
ских ферм с десятками коров, овец, свиней.

В этом мирном донском хутере, кажется,
ничто не напоминает о трагических собы-
тиях, разыгравшихся здесь не так давно.

Но вот чуть вправо от хуторской улицы
огороженный аккуратной изгородью и лю-
бовно убранный цветами курган. Это брат-
ская могила, в которой хранится прах не-
скольких сот воинов Красной Армии и мест-
ных жителей, зверски замученных гитде-
ровцами. В памятные январские дни 1943
года немцы, отступая под ударами Красной
Армии, егнём и мечом прошлись по степно-
му донскому хутору. Факельщики поджига-
ли хаты Каменного, немецкие танки прямой
наводкой били по домам колхозников. Гит-
леровские палачи устроили в хуторе чу-
ховищную казнь — они расстреляли, co-
жгли живьём несколько сот захваченных
в плен раненых красноармейцев и заодно
с ними предали мучительной смерти
40 хуторян. Некогда цветущий хутор пре-
вратился в руины. -
` Прошло 10 месяцев, и сегодня хутор
Каменный выглядит почти так же, как до
страшных месяцев немецкой оккупации.
Отстроены избы колхозников, восстановле-
ны животноводческие и другие  хозяй-
ственные постройки. :

Это второе рождение хутора Каменного
как бы символизирует восстановление кол-
хозной жизни в одном из самых богатых
донских районов — Мечетинском.

Богатства Сальских степей

Станица Мечетинская с окрестными ху-
торами известна на Дону своими несмет-
ными богатствами. Мечетинский район до
войны являлся крупным поставщиком хле-
ба. Валовой сбор зерновых достигал здесь
ажегодно 3,5—3,7 миллиона пудов. Ypo-
жай в 16—18 центнеров зерна с гектара
был в последние годы обычным для мече-
тинских колхозов и совхозов. Но не толь-
ко обилием хлеба славились эти места.
Колхозы гордились своими тучными cTa-
дами скота. Животноводство района еже-
толно давало ло 3,5—4 млн. литров моло-
ка, свыше 200 тыс. пудов мяса, около
3 тысяч пудов первосортной шерсти, 3 тые.
пудов мёда и др. Посевная площадь райо-
на достигала 58-60 тые. гектаров. Рай-
он являлея одной из крупных баз разви-
тия донского коневодства.

Немецкая оккупация нанесла колоссаль-
вый урон экономике района.  Нем-
пы за время своего разбойничьего хозяйния-
чанья в.Мечетинском районе сожгли.и уни-
чтожили 332 производственных постройки,
45 общественных зданий, 46 школ, 3 боль-
ницы, мапгинно-тракторную  мастерекую,
3 мельницы, 450 жилых домов. Враг иетре-
бил или утнал из района 3.200 лошадей,
5.500 голов крупного рогатого скота, свы-
ше 12 тысяч овец, почти полностью было
Celeno Bcé птицепоголовье.

Восстановление разгромленного врагом
сельского хозяйства района началось тот-
час же после освобождения ст. Мечетин-
ской, Зернограда и других сёл и хуторов
округи. Особенно большие ‘успехи были
достигнуты после постановления Совнар-
кома Союза СОР и ЦК ВЕП(б) «0 неотлож-
ных мерах по восстановлению хозяйства в
районах, освобождённых от немецкой овку-
пации».

Первые успехи

Проверке выполнения этого постановления
была посвящена очередная сессия Мече-
тинского районного Совета депутатов тру-
дящихея. В работе сессии, кроме депутатов,
приняли Участие председатели колхозов,
директора совхозов и МТС, председатели
исполкомов станичных Советов. Co дня
освобождения района от немецких оккупан-
тов прошло 10 месяцев. И докладчик —
председатель райисполкома тов. Ткаченко,
и выступавшие ораторы с законной гордо-
стью говорили о пройденяом за эти месяцы
трудном пути.

— С чего мы начинали ранней вес-
ной? — говорит т. Ткаченно. — Колхозы
были разорены, ни семян, ни инвентаря, ни
тракторного парка у нас не было. Немны
разгромили сельское хозяйство района,‘ но
им не удалось расшатать устои колхозного

строя. И коллективный труд, могучая сила

колхозного крестьянства восторжествоваля
нал мрачными силами разрушения. Бук-
вально но винтику собирались плуги, сеял-
‘ки и другие машины. Волхозники из лич-
ных занасов, припрятанных от немцев,
внесли в посевной фонд колхозов 65 тысяч
пудов семян. Мобилизовали для полевых
работ всё тягло, какое только было возмож-
но, включая коров, принадлежащих колхоз-
никам. Государетво оказало огромную по-
моть району, прислав сюда 127 тракторов,
41 плуг, 15 садилок и другие машины. И

А Ире О NG eT RT NT Te EN aT GT EEE at CORP GRE EW ES Be Pen PI

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ

ВОЗР

то, что казалось вначале почти-что неосу-
ществимым, стало реальным фактом. Мече-
тинские колхозы и совхозы в установлен-
ные сроки выполнили с превышением план
весеннего сева на огромной площади в
41 тысячу гектаров. `

Труд на весеннем севе, а затем на уборке
урожая был как бы оселком, на котором
проверялись люди, их преданность колхоз-
AOMY строю, их готовность к жертвам и
лишениям во имя возрождения колхозной
жизни. С волнением вспоминают участники
сессии картины самоотверженного труда на
полях. Депутат районного Совета предееда-
тель колхоза «Шуть к социализму» тов.
Кривошеев рассказывает:

— В нашей артели веего 115 трудоспо-
собных, и вот с этими небольшими силами
мы во-время посеяли и во-время убрали
1.707 га — это почти по 15 гектаров на
каждого работника. И откуда только у лю-
дей брались силы! Женщины, подростки,
старики вдвое перевыполняли нормы на
пахоте, на косовице, молотьбе. А когда
выпадали дни, свободные от полевых работ,
мы всем миром брались за строительство
новых зданий вместо сожжённых немпами.

Успешное проведение весеннего сева и
Уборки урожая, успехи в воестановлении
животноводства (о них будет речь ни-
же) позволили мечетинским колхозам в

короткие сроки твердо стать на ноги.
Уполномоченный — Наркомата
т. Хомутов привёл на сессии любопытную

заготовок.

Торжество коллективного труда

: № >
На сессии Мечетинского районного Совета депутатов трудящихся

высокого урожая. В районе поднято 25
тысяч га зяби. Это полностью обеспечи-
вает посевы колосовых по зяби. Он ставит
вопрос о проведении весной обязательной
двукратной предпосевной культивации зяби,
и сессия единодушно поддерживает эго
  предложение. Район полностью обеспечен
  семенами 1-й категорий, нужно их полно-
стью сохранить, не допустить снижения их
кондиций. По предложению ряда товари-
щей сессия рептает ортанизовать в зимние
  месяцы переподготовку всех бригадиров и
звеньевых, освежить их  агротехниче-
ские знания, помочь им вновь внедрить
в практику передовой опыт мастеров сто-
пудовых урожаев.

Смелые задачи

Мечетивккие животноводы издавна ела-
вились своими достижениями; высокой про-
дуктивностью скота. Немцы разорили кол-
  хозное животноводство, и после их изгнания
  прилглоеь восстанавливать фермы букзваль-
но на голом месте. 10 месяцев упорного
колхозного труда и здесь дали замечатель-
  ные плоды. Сейчаю уже все 32 колхоза рай-
она имеют молочно-товарные фермы, 28
  колхозов — свино-товарные фермы, 26—
  овцеводческие фермы. Большую роль в
  пополнении стада колхозов сыграла контра-
ктация. ° Колхозники проявили высокую
сознательность и дали общественному жи-
вотноводству в порядке контрактации евы-
ше 2.000 телят, 509 с лишним ягнят, мно-

страны

го поросят, около 3.500 голов птицы. Боль-
справку. В 1943 г. (вернее, за еся- ;
Е 43 г. (вер 10 меся-   пинство молодняка уже снято с контракта.
цев года, ибо район был освобожден В! ции я находится на колхозных ф
начале февраля) государство получило oT, CREAN.

солнуха и много другой

РАБОТЫ В КОЛХОЗЕ
колхозников, построенные на месте сожжённых

мечетинских колхозов и совхозов 203
тысячи центнеров хлеба, 4.800 центне-
ров мяса, 1.061 тысячу литров молока,
151 центнер шерсти, 265 тысяч яип.

Уже один об’ём сданной государству прэ-
дукции показывает, что экономика райс-

на идёт в гору, что колхозное и совхоз-
ное хозяйство крепнет и развивается. В

мечетинских сёлах и хуторах почти пол-

ностью восстановлены разрушенные AH,

лые дома, животноводческие и другие
хозяйственные постройки. В районе pa-
ботают все школы, избы-читальни. Or-
EDHITO большинство лечебных учрежде-
ний. Bee это радует мечетинцев, вызы-
вает их законную гордость. Но и рай-
онные организации, и массы трудящихся
района (ceccua районного Совета под-
черкнула это со всей силой) расематря-
вают` сделанное лишь как начало огром-
ной восстановительной работы, как пер-
вый этап возрождения богатейшего сель-
скохозяйственного района.

К былому плодородию
колхозных полей

Указание товарища Сталина © нвобхо-

димости в короткий срок полностью
ликвидировать последствия хозяйничанья
немецких разбойников в освобожденных
от врага районах вызвало огромное во-
олушевление в мечетинеких колхозах и
совхозах, окрылило людей, подняло их
энергию.
7 Хлеб-—основное богатство ‘района. Ме-
четинцы понимают, что они должны да-
вать стране много хлеба. И понятно, с
какой страстностью обсуждалея на сес-
сии вопрос о том, как быстрее достичь
высокой урожайности. Минувшим летом
большинство колхозов и совхозов района
получило низкий урожай зерновых и про-
пашных культур. В значительной мере
3TO—OJHO H3 последствий варварского хо-
зяйничанья гитлеровцев. Раньше наивыс-
птие Утожаи в районе давали озимые по-
севы. Осенью прошлого года озимые во-
обще в районе не сеялись. Не поднима-
лись пары, не пахалась зябь, поля за-
росли сорняками. Земля, так любовно ‹воз-
лелывавшаяся колхозами, стала терять
своё плодородие.

— Мы имеем все возможности, — тово-
рил на сессии секретарь райкома ВКП(б)
тов. Валуйно, — уже в 1944 году хо-
биться урожая зерновых в 100 пудов и
подсолнуха — 60 пудов с. гектара. Что для
этого . требуется? Прежде всего  полно-
стью восстановить в правах высокую аг-
  ротехнику, являвшуюся незыблемым за-
  коном для нантих колхозов до оккупации.
Мы посеяли осенью 10 тысяч та озимых.
Это почти вдвое меньше того, что мы се-
яли до войны. Наша обязанность— обеепе-
ЧИТЬь ТАКОЙ Уход за этими посевами, что-
бы получить с них не меньше чем по
100 пудов с тектара. Мечетинские кол-
хозники знают. как этого добиться. Сне-
гозадержание, подкормка озимых куриным
помётом, золой, прополка посевов весной
 — всё это мы делали до оккупации я
  холжны вновь делать теперь. Мало гого.
Следует подумать о том, как будущей
осенью удвоить площадь озимых. Для это-
то мы должны теперь выделить в натуре
1.200 га семенных участков, органязо-
вать за ними особенно тщательный уход,
чтобы обеспечить себя семенами на 20 ты-
сяч гектаров озимых посевов.

Старший агроном райзо тов. Янунин
говорит о подготовке к весеннему севу,
как решающем условии для получения

*

Bee 52: SESS 2

немцами. 3. На

Колхозы района располагают сейчас
5.700 головами крупного рогатого скота,
1.100 головами свиней, 4.900—овец и коз,
18 тыс. голов птицы. Это намного меньше
поголовья, имевшегося в общественном жи-
вотноводетве до оккупации. И все же у ме-
четинских колхозов имеются все основания
ставить перед собой смелые задачи.

Подсчёт, произведённый на сессии, по-
казал, что можно в 1944 году уве-

того скота на 3 тысячи голов и овец на 5
тысяч голов, доведя тем самым поголовье
крупного рогатого скота ло уровня 1941 го-
4a, а овцепоголовье до 75 проц.   доокупа-
ционного уровня. Сессия поставила реаль-
ную задачу: во всех без исключения кол-
хозах создать по 4 животноводческих фер-
мы — МТФ, СТФ, ОТФ и птицефермы.

Не случайно сессия районного Совета
сосредоточила свое внимание на вопросах
продуктивности животноводства. — До
оккупации, — говорил на сессии старший
зоотехник райзо тов. Селиверстов, — Me-
четинский район славился своим племен-
ным скотом, коровами «красностепной»
породы, овцами «американский рамбулье»
и «советский меринос». Теперь в колхо-
зах скот, как правило, не племенной, да-
  ющий меньше молока, шерсти. С помощью
государства мы можем в ближайшие меся-

bl

Цифры
и

факты

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОМОЩЬ РАЙОНУ

Государство оказало болыпую помошь
мечетинским колхозам в восстановлении
разрушенного немцами хозяйства. Весной
в район прибыло из других областей
127 тракторов, 41 плуг, сеялки,
культиваторы и другие машины. На Boc-
становление разрушенных жилых помов
колхозников израсходовано уже свыше
351 тысячи рублей. Были отпущены и из-
расходованы также большие средства на
восстановление школ, изб-читален, боль-
ниц и пр. Часть колхозников получила от
государства кредит на восстановление
своих домов. По постановлению Совнарко-
ма Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О неот-
ложных мерах по восстановлению хозяй-
ства в районах, освобожденных от немец-
кой оккупации» были освобождены от
мясопоставок 3.531 хозяйство, от поставок
молока—3 тысячи хозяйств, от поставок
шерсти— 1.050 хозяйств и т. д. Населению
района предоставлены льготы пю налогам
на сумму около 5 млин. рублей.

о

В УЧЕБНО-ОПЫТНОМ COBXO3E

На территории Мечетинского
расположен широко известный
учебно-опытный совхоз.
панты разорили хозяйство совхоза. Сей-
час совхоз успешно  восстанавливается,
Заложена прочная база для получения в
1944 году высоких урожаев. Осенью сов-
хоз посеял 6 тысяч га озимых, вспахал
5.800 га зяби и около 1.500 ка черных
паров. Полным ходом идет ремонт трак-
торов и других машин. Уже в этом году.
совхоз дал государству около 150 тысяч
пудов хлеба, свыше 6 тысяч пудов под-

района
в стране
Немецкие окку-

Л.

ВЫ РА

На земле, кровью омытой

По Сальской осенней степи стелютея

двинется степь, и, кажется, нет ей конпа
и краю. Поля здесь ровные, хороги прямые,
господствующих высот и водных рубежей
мало, и тем не менее бои здесь бушевали
лютые. Слелы недавнего немецкого наше-
ствия носит на себе злешняя, кровью омы-
тая, земля. Ещё не заросли травой окопы
в степи, ешё валяются ржавые костяки
автомашин, бще не сравнялись с землёй
груды пепла. Враг пеплялея за каждую
складку казачьей земли, за каждый хутор,
за самый маленький, приплюснутый века-
ми курганчик. -

Хотел он улержаться и в хуторе Пипгва-
нов Мечетинского района на земле колхоза
«Маркеист». Курилея в степи мягкий фев-
ральекий снежок. Светлое, морозное небо
туманилось от пожаров. В Пишванове, в
окрестных станицах и хуторах горели пэ-
дожжённые немецкими «факельщиками»
колхозные постройки — сараи животновод-
ческих ферм, хаты колхозников.

Когда бой етал утихать, колхозница Ма-
рия Петровна Поважная усльштала весёлые
голоса красноармейцев, родную речь, не
выдержала — выбежала из погреба. Серд-
це её, взволнованное налряженным ожида-
нием, радостно билось. Из потреба, как из
камеры отиночйого заключения, выили
трое детей Марии Петровны — беловолосая
8-летняя Лена, юркий 14-летний под-
росток Ваня и весёлая 17-летняя Шура. `

Бойцы ушли вперёд догонять врага.

А ‘тем временем по хутору ходила

туманы. Выглянет солнце, и широко раз: выбранная всем колхозом комиссия из трёх
женщин во главе < Марией Петровной ПШо-
важной, Мария Петровна заходила в хату,
ласково здоровалась. Её rope вызывало 05-

ее уважение, колхозницы слушали её ©
приветливым вниманием.

— Знаете, чего я № вас пришла? —
спрашивала Мария Петровна. — Вчера ты,
Михайловна. была на собрании. Порешили
мы восстановить Колхоз, чтобы было
У нас так, как и раньше, — и хлеб, и ко-
ровы, и свинья, и овечки, и куры... Фа-
шистекая тватюка всё у нас сничтожиль
на твоих же глазах. И выходит, ничего у
нас сейчас нет, а надо, чтобы было и для
Hac, и для государства, и для Красной
Армии, что прюгнала от нас проклятых
злюлиев... Дай, Михайловма, колхозу на
развод хозяйства, как ты вчера сотласи-
лась, с пятка одну курочку..:

Да я е пятка три отдам, — с жаром
перебивала Михайловна. — И овечку дам.
Олну себе оставлю, а другую колхозу. .

Так собиралось животное поголовье кол
хоза. В апреле в заново отетроенных са=
фаях уже жили коровы, звонко кудахталя
куры, слышалось мирное блеяние овец.
Наступило время сева, воля и мускульЕ
пинвановцев напряглись до предела,

— Даже представить себе трудно, kak
нам было тяжело весной, а всё же вытя-
нули, — рассказывает Алексей Андреевич
Ногин. — И запахали, и отсеялись н&

В тёмный погреб возвращаться было не за

всех 550 га, и пропололи, и тягло теперь
У нас есть, и фермы, и урожай отличный

чем, и вся семья вошла в хату, которая   сняли, и поставки государству перевыпол-
сразу стала милее и светлее. И в эту мину-   нили... В Пищванове сейчас нет ни одной
ту общей радости в угол хаты влетел не-   разрушенной хаты. 23 хаты отстроены 3a~

сельскохозяй-
ственной продукции.

о

ИНСТИТУТ МЕХАНИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

немецко-фашистскими
во-Черноморский институт
сельского хозяйства,
начались нормальные занятия,
обеспечен учебными ‘пособиями,

Ги П курсах завимается

най студенты Ш, ПУ и У курсов.

студентов открыты столовая, кинотеатр

CTaBOM.

450 трактористов и комбайнеров.
В

ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАДИОУЗЕЛ-

отведенном
радиоузел.

К 26-й годовщине Октября радиоузел,

помещении восстанавливали

цы создать в колхозах 8 племенных ферм: (пущен ‘на полную мощность. В 1.800 квар-

3 молочно-товарных, 3 овцеводческих
2 коневодческих. Это будет крупным шагом
вперёд. Но если мы хотим поднять продук-
тивность животноводства, мы должны ре-
шительно улучшить уход за беспородным
скотом, чтобы получить от него как можно
больше продукции.

и тирах установлены репродукторы, к концу

года их будет около 2.500.
о

МЕЧЕТИНСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

В Мечетинской восстановлена местная
электростанция,
предприятия и учреждения станицы. Каж-

Учитывая реальные возможности рай- дый ‘вечер в станице зажигаются сотни

она, сессия районного
ла решение — обеспечить в 1944 году
получение не менее 1.400—1.560 литров
холока на каждую фуражную корову.
Животноводство не может быть устой-
чивым без надежной кормовой базы. Не-
мецкая оккупация прервала большую ра-
боту, начатую в этом направлении ещё де
войны. Теперь колхозы решили возобно-

ка и др. Сессия торячо поддержала
начинания колхозов. Е

С мыслью о фронте

дила сессия районного Совета вопросы
возрождения района, наметив боевую про-
грамму борьбы за полную ликвидацию
последствий разбойничьего  хозяйничания
немцев в Сальских степях. И о чем бы ни
шла речь на сессии — о подготовке к
весеннему севу или об уходе за скотом,

всем чувствовалось горячее стремление pa-
ботать так, чтобы труд мечетинских кол-
хозников, вызволенных Красной Армией из
фапгистской неволи, поднимал мощь стра-

нашей победы, чтобы фронт, советское го-
сударство получали от мечетинских колхо-
зов ешё больше хлеба, мяса, молока и дру-
гой продукции.

С мыслью о фронте раз’езжались депу-

разоренное врагом хозяйство, умножать его

богатства и вернуть району его былую

славу передового района на Дону.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Ща

Совета приня-  электрических лампочек.

вить сб весны посевы однолетних и много- ранивающее лошадей
летних трав, посадку молоконосных куль-  роды. На обширных выпасах завода вновь
тур — кормового арбуза, кормового бура- пасутся табуны донских скакунов. На тер-

эти  ритории завода
ная часть жилых домов, клуб, пущена в

©   вых
постройке изб для колхозников или о ра- квалифицированными
боте школ, о восстановлении местной про-  располагает хорошо оборудованными лабо-
мышленности или о ремонте дорог, — во  раториями. Здезь успешно идут опыты по

Энергией
ции пользуются также кинотеатр,
ная, обувная и другие мастерские. На ба-
зе электростанции строится небольшая
мельница.

стан-

о

КОННЫЙ ЗАВОД

Полностью восстановлен конный завод
им. Первой Конной Армии, широко извест-
ный в стране, как крупное хозяйство, вы-
англо-донской по-

восстановлена значитель-
эксплоатацию электростанция. Завод обес-

печил поголовье скота - кормами и поме-
щенаями на зиму, успешно справился с

С большим под’бмом, по-деловому обсу- сельскохозяйственными работами.

о

ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ

В районе возобновила свою работу
опытная сельскохозяйственная станция,
занимающаяся изучением структуры почвы
и выращиванием на семенных участках но-
культур. Станция укомплектована
агроспециалистами,

внедрению в производственную жизнь рай-
онов юго-востока Ростовской области сор-
го, могара, житняка, суданки,  эспар-
цета. Начаты также опыты по внедрению
в производство Колхозов и совхозов обла-

ны, чтобы ресурсы района служили делу сти сахарной свеклы.

о
МЕЖРАЙОННАЯ ШКОЛА
BETCAHUTAPOB

B Mexereckoit приступала к занятиям

таты в родные ‘колхозы, чтобы завтра ещё   открытая согласно постановлению Совнар-
энергичней, чем сегодня, восстанавливать Кома Союза ССР`и ЦК ВКП(б) межрай-

онная школа по подготовке ветсанитаров
для животноводства освобожденных рай-
онов. В школе занимается 70 человек,
часть из них-—› инвалиды Отечественной
ВОЙНЫ.

Вы `

мецкий снаряд.

В Зернограде восстановлен разрушенный
захватчиками Азо-
механизации
Сейчас в институте
Институт
начал ра-
личить колхозное стадо крунного рога- ботать тракторно-автомобильный отдел. На
5 180 человек.

Возвращаются эвакуированные в г. бы
ля

3 больших общежития. Кафедры укомплек-
тованы профессорско-преподавательским со-

Одновременно институт занимается под-
готовкой кадров трактористов и комбай-

неров. С апреля по октябрь было подго-
товлено для районов Ростовской области

Немцы дотла разрушили Зерноградский
радиоузел со всем его ценным оборудо-
ванием. Более 6’ месяцев радисты во вновь

обслуживающий весь Мечетинский район,

обеспечивающая энергией

швей-

Пыль, едкое облако дыма, извести и
тлины... Поважная очнулась быстро и
вместо потолка ‘увидела над собой небо.
Она вокрикнула, заметалась, бросилась
разыюкивать в обломках своих детей. Лена
была жива. Она плакала, пепляясь за юбку
матери. Трупы Вани и Шуры дежали, за-
сыпанные обломками,

Так напослелок немцы отняли у колхо-
ницы Поважной её двух детей, разрушили
хату, и осталась Мария Петровна на голой
земле. И многие пиштванорекие семьи ноче-
вали в ту ночь пол открытым небом.

‚  Через два. дня по хутору Пишванову
упрямюй и размеренной поступью холил
коренастый человек. Это был теперешний
завхоз  «Маркоиста» Алексей Анареевич
Ногин. Нахлобучив на глаза ушанку, Но-
TMH твёрдо ступал по знакомым улицам,
затлядывал в каждый двор, заходил в по-
луразрушенные хаты, а там, где вместо
хат высились присыпанные снегом груды
золы и раокрошенного самана, стоял mo-
долгу, опустив голову, — о чём-то думал.

Во дворах толпились, кутаясь в платки,
пишвановские колхозницы.

— Что будем делать, Алексей Андрее-
вич? — спрашивали они.

— Жить ‘будем, товарищи женшины, —
отвечал Ногин.

Алексей Андреевич улыбался, но на хлу-
me ero было нелегко. Он насчитал
по колхозу 23 разрушенных до оено-
вания хаты, около 80 домов зияли дырами
выбитых окон, стояли с начисто ометён-
ными крышами. А что делалось на терри-
тории бывших колхозных ферм! Там, где
стояли длинные в 100 с лишним метров
capall, прулитись чёрные кучи золы, сирот-
ливо посвистывал ветер. Ни овчарни,
котда-то вмещавшей свыше 1.000 овец, ни
конюшни на 50 лошадей, ни свинофео-
мы — пусто и голо...

Жизнь надо было закладывать сызнова.
Отляделея вокруг Алексей Андреевич,
вспомнил, как жил колхоз «Марксист» до
прихода немцев, как гордились пиневанов-
цы своим хозяйством и урожаями, — раз-
мечтался, глубоко вздохнул, сказал самому
  себе:

— Чю ск, попрюбуем сделать опять по-
прежнему... Не может быть, чтоб не сде-
лали.

По пути в хутор он затёл к Марии По-
важной. Он знал горе этой честной, труло-
любивой женщины, чутьём угалызал в
сердце её великую силу, рожаённую нена-
1вистью к убийцам детей...
  — Вот что, Петровна, — сказал он. —
‘Tope свивает долговечное тнездо там, где
растёт бурьян. А бурьяну привольно на
пустой земле. Чтобы не зарастала наша
донская земля поганым сорняком на утеху
нашему врагу, будь помощницей нашему
общему колхозному делу...

Выплаканные голубые
Поважной смущённо
Она коротко ответила:

— 3a потибитих деточек своих всю силу
отдам для колхозной жизни. Что ни велите,
буху делалъ... т

Так просыпалась в людях колхоза
«Марксист» на время приглушённая вели-
кая сила. Большинство женшин и молодб-
жи потянулось к правлению, чтобы пред-
ложить свои услуги.

Быстро поднимались рядом с пепели-
шами саманные стены новых сараев, стре-
иясь в небо острыми стропилами. И кол-
хознипы, размешивая босыми ногами гли-
ну, обмазывали ею на холодном алтрель-
ском ветру новые постройки...

тлаза Марии
засияли надеждой.

ново, около 80 отремонтировано. Да вы
вами видели... Много времени нужно, что+
бы 060 всём рассказать. Меня самого удиз
вление берёт: в чём дело? Как это получ
чилось? Великая сила в наших людях 3a<
ложена — неизмеримая... }

В жизни каждого’ хозяйства, каждой сез
мьи и каждого человека бывают какие-то
особенно значительные, торжественные
дни. Таких дней в жизни колхоза «Марк-
сист» было немало: день освобождения от
немецких оккупантов останется в памяти
пишвановцев, как внезапно вырвавшееся
из грозовых туч солнце. День, когда в сач
рае овцеводческой фермы поселилась пер-+
вая овца, а из коровника пахнуло молоч=
ным духом и тёплым навозом, когда B
колхозные амбары посыпалось золотое
зерно нового урожая, а на элеватор отпра=
вилась первая подвода с ячменём и пше-
ницей для государства, — эти дни всегд&
‘будут наполнять сердца пиптвановцев горч
  достью и радостью... :

Немало дней, полных особенного значе+
ния и смысла для жизни каждого члена
колхоза, было в хуторе. Немало их булет
и впереди...

Для Марии Петровны Поважной это был
день, когда она впервые вошла в свою BO<
вую, построенную с помощью колхоза ха=
ту. Она взялась за щеколду и открыла
дверь — дверь собственной хаты, ¢ EDbI<
пей, с печью, с вблрами на 3aTHeTKe.
Навстречу пахнуло теплом, и Поважная
невольно остановилась. Неужели это была
правда? Хатенка была маленькая, в ней
многого нехватало, но это был свой дом...

Да, это была правда! В сердие Марии

Петровны растаял какой-то стойкий лез
док. Она села на скамейку, тихо улыз

баясь, подозвала единственную теперь дочч
ку Леночку, обняла, поцеловала:

— Вот, доченька, мы и зажили с то=
бой... .

В эту минуту за окном пишвановские
Девушки, собравшиеся возле клуба, согласч
но и стройно запели хором, и песня чем=
то напомнила Марии Петровне довоенные
солнечные дни, отозвалась в сердие острой»,
горячей дрожью.

— Давно не слыхали мы песен, —©каз
зала Поважная. — Ну, слава богу, знач
чит, началась жизнь...

Эту же песню про уходивигих на войну
комсомольцев в тот вечер слушали ещё
два человека: -завхоз Алексей Андреевич
Ногин и председатель колхоза Степан
Андреевич Леонов. Они сидели в крошеч-
ном кабинетике правления, разговаривали
0 хозяйственных делах и вдруг заслуша-
лись песней.

Склонив на огрубелую в работе руку гу
сто выбеленную сединой голову, сутуляев
в своей фронтовой, порыжелой ‚птинели,

Леонов слушал с необычным серьёзным
вниманием.

— Складно поют _ девчата, — заметил
он и вздохнул.

— А тишина какая... — отватило Ноз
гин. —— Да... далеченько отогнали немпев.

Не удалось им задавить нашу жизнь. Bor
она и подаёт накой голос!..

Песня за окном правления могуче ши-
рилась, подымалась сверкающими волнами
к синему звёздному небу. Звучные девиз
чьи голоса были слышны далеко за хуто-
ром, песня летела, как белый лебедь, в
необ`ятные просторы омытой кровью зем=
ли, распаханной новым плугом, засеянной

новыми семенами...
Г. ШОЛОХОБ-СИНЯВСКИЙ:

Хутор ПИШВАНОВ
Мечетинского района.

«КРАСНЫЙ ХЛЕБОРОБ» МЕЧЕТИНСКОГО РАЙОНА. На снимках: 1. Заведующий животноводством колхоза т. Коковкин принимает у колхознищ законтрактованных телят. 2. Новые дома
восстановленной птицеферме колхоза.

Фото Г. Романова,