Верховному Главнокоманлующему
МИаршалу Советског о Союза
товарищу СТАЛИНУ
Отчёт трудящихся Марийской АССР

Родной Носиф Виебарнонович! фронт, самоотверженно трудятся на благо

Трудящиеся Марийской АССР в своех Родины. Лесная промьпиленность с честью
рапорте  покаялиь Вам вю нашу справляется с заданиями партии и прави
BOIN Подчинить одной пели = разгро- Тельства и перевыполнила годовой план
му Независтного врага. Это было в дип,  ЗЗГоТоок” леса,
кола  немецко-фашистские оккупанты Мы сдержали своё 61080 — пройшюй зя-
рвались к Волге, пытались любой ценой! ОИ полностью обеспечили все предприя-
овлалеть героическим Сталингралом. тия, больницы, школы, учреждения и на-
_ Прошел год тяжелой, напряженной борь-
гы, год велаких побед советского народа.

вом. В марте и сентябре 1943 года за

Руководимая Вами, товарищ Сталин, успешную работу по заготовке дров рес-
Брасная Армия покрыла свон знамена м а прения Совнар-
бессмертной. Славой исторических oder es ss

Нами заготовлено ягод в поятора раза,
грибов в ивбсть раз больше, чем в 1942
году, а площадь индивидуальных огородов
рабочих и служащих увеличена втроб. -

Трулящиеся республики собрали и n0-
слали хляя бойцов и офицеров. Браеной Ар-
мвин 150.000 полуцтубков, валенок и лру-
гих теплых вещей: :

Hay кровавым врагом. Начазось массовое

изгнание & советской земли проклятых
немецко-фашиестских оккупантов:

_` Наши аучшие сыны героически сража-
ются на фронтах великой отечественной

вайны против THTACpORCRAX  Мерзавиев.

Ухоляшим па фронт мы давали наказ: «Не

селение горолов и рабочих побелков топли- .

Падим   Красной

Партия и правительство, высоко ei Наша отрасль промышленности yenem-
нили работу коллективов передовых прех- но зыполнила план 1943 гола н дала
прилтий, производящих различные виды доблестной Красной Армии значительно
вооружения. Указами Президиума Верхов- больше вооружения, чем в 1945 TORY.
sora Coseta Cowsa CCP or 5 января 1944  1943 год характерен coarammen более
ссха большая групиа рабочих, инженеров, совершенных образнов артиллерийского во-
техников и служащих ряда Заволов за об-   оружения, танковой и самоходной артил-
разцовое выполнение заданий правительства лерии, тяжелых и зенитных орудий, про-
10 выпуску вооружения для фронта награ- тивотанковых  нупек, HeXOTHOTO и авааци-
ядена орденами м медалями Советского С0- онного вобружения, & также вобнных при-
1038. _ боров новой конструкции.

Орденох Ленина награжден завод № 9,  Высокая оценка. данная товарищем
руководимый Героем  Сопиалистического ‚Сталиным качеству советского вооруже-
Труда тов. Гонор. Коллектив этого завола ‘ния, особенно орудий и самоходной зртит-
погазал образцы самоотверженного труда, ; 3

CONT MOMHEG танцы  артиллерийекого всех наших заводах,

ах Вооруженцы. значи-
вовужения. = ЕЕ _ _«  TRABHO повысяля огневую эффективность
_ Среди награжденных-фаботники Наших артиллерийской техвивя Кралной Армии,
славных передовых предприятий. руково- обладающей высоктун боевыми качества-
димых Героями Социалистического Труда ми; Это хорошо проверено в боях за Ро-
тт. Елян и Быховеким. На этих заводах дину славными артиллеристами Красной
освоены новые вилы артиллерийского Армии, в. умелых руках которых нмин
вооружения, значительно увеличен их вы- орудия наносят сокрушительные удары

‚деран, вызвала новый трудовой полем на

посрамите наз, бейтесь с немцами так же,
Бак в старину боролись марийские паты-
ри (богатыря) с народными угнетателя-
ми». И мы с радостью ` сообщаем Вам,
товарищ Сталин, что наши родаые по-
сланцы крепко помнят наказ своего народа
И свято выполняют его.

Герои Советского Союза=иариец Сергей
`Реманович Суворов, отважный пулеметанк
Василий Степанович Архипов. сталинский
сокол гварчии лейтенант авиацией Ахмет
- Ванвошев истребляян и истребляют нем-
цев, как бешеных еббак.

Наш земляк гвархин тенерал-майор Ан-
‘циферов прославился со своей Гвардейской
Полтавской стрелковой дивизией в ббях sa
Ислтаву й Бременчуг, неоднократно ‹отме-
чен-в Ваших, товарщ Оталин, приказах
Я 38 0068ыв нолвяги награжден Советсёны
Нравительством трёхя боевыми ортенами и
двумя иёлалями.

Hatin сыны, вместе со старшими pyc-
екими братьями, вместе с украинцами,
белоруссами. татарами, чувашами, узбека-

В своем рапорте мы рассказывали Вам,

товарищ Сталян, о наших лучигих стаха-
новцах промышленности и сельского хозяй-
ства. 38 прошеливий год славные ряды ста-
хановцев
мастеров высокой производительности труда.

пополнилиюь Новыми тысязачи

Этважпых в битвах узнают, стаханов-

Цев — в труде.

Работница энекого завал тов. Ятчано-

14 — марийка, только 0 время войны
приступившая к работе на заводе, освойла
сложную специальность и ежедневно вые
полняет норму от 300 до 500 пропентов.
Кузнец завода им. Бутякова тов. Артанов,
сеточних бумажного комбината тов. Усачев
и сотни других стахановцев намного пёре-
выполняют нормы выработки.

В лесной промышленности республики

по почину возчика тов, Анисимова, лесб-
руба тов; Вомиссарова и бплавшика тов.
Зайцева зарохилось замечательное: дхвйже-
ниё По внезрению новых, бригадных ыето-
дов работы в лесу. Сейчас количество

пуск. Заводы №2 2, 66 ин 74, руботнявя
которых также улостоены высоких прави-
тельственных  награл, внесли ценный
вклад в дело значительного усиления тех-
вики стрелкового вооружения для Красной
Армии.  Образцово работали завалы
№№ 74, 17 а 69. Они дали фронту сверх
плана болышое количество боовой продук-
Цин. :

Наши передовые конетрукторы =елав-
ные новаторы чехники неустанно ббога-
щают боевой арсенал Красной Арийй гроз-
ными вилами артиллерийского вооружения.
Указом Президиума Верховного Совета
Союза ССР главному конбтруктбру завода
№ 9 тов. Петрову Федору Федоровичу за
выдающиеся заслуги в деле конбтруирова-
HH новых вихов полевой, танковой и ©а-
моходной артиллерии, принятых Ha BOOpY-
жение Красной Армии. присвоено эзание
Героя Социалистического Труда. С именем
товарища Петрова и его передового твор-
ческого коллектива связано созлание но-
вых конетрукпий артиллеряйекого  Boopy-
зения, особенно самоходной артиллерии, от-

0 вражеским танковым и мотомеханизи-
рованным войскам. ‘

Конструктивные и технологические у60-
зершенствования позволили сократить нро-
изводственный цикл изготовления вооруже-
ний. Модернизация боевых машин п оружия
на основе рациональной технологии повы-
сила их огневую мощь и позволила раентги-
рить серийное производство. Большую роль
5 этом сыграли автоматизация производства,

внедрение высокотроизводительного  ин-
струмента, аггрегатных станков, позволив-
THX резко увеличить выпуск продуЕции В
{ самые короткие сроки.

Усилением производства вооружения в
трудных условиях военного времени наша
промышленность обязана товарищу Лаврен-
тию Павловичу Бёрия, под руководством во-
торого успептно разрешаются сложные зала-
чи по дальнейшему увеличению. боевой тех-
ники родной Красной Арийи и Военно-Мор-
ского Флота:

В 1944 году стремление всех работников
промышленности вооружения направлено

стахановцев — новаторов лесной промьии-
ленности намного увеличилось. Растут
кадры многотысячников. Бригада домохо-

ми и другими братскими народами Coser
ского Союза, грудью отстаивают Социали-
стическое Отечество, гонят врага на Запал,
приближая окончательную победу нах нё-
мецко-фашиетскими захватчиками. Сотни
бойцов и офицеров — нантих земяяков —
награждены Советским Правительством op-
хенами и медалями.

Честь и слава доблестных воинам Врае-
ной Армий!
—^ Трудящиеся в тылу героической работой
“E30 дня в лень увеличивают помощь род-
ной Врасной Армии, обеспечивая еэ всем
необходимым для достижения полной
Tove ret.

Марийский парох хочет рассказать Вам;

товить в год 8.000 кубометров хоевесины,

зяйстве.

ву», — РОВОорит  марийская

зяек тов. Черепановой, обязавшиеь зато- няки.

заготовила более 15 тысяч кубометров.  ния являются результатом большой  по-
Бригада тов. Денисова ежедневно выпбл- воелневной поющи и ‹ исключительного
няет не менее двух норм на вывозке леса. внимания, уделяемого нам партией и пра-

По почину знатных комбайнеров  тоза-вительством. и лично товаришем Сталиным.
рищей Новоселова и Софроновой, о кото-  Ha
рых мы писали в с50ем рапорте, вырос- Не удалось превзойти нау арчию 16 ка-
Ли новые стахановцы в сбельсвом хо- честву вооружения:
«Славный труд рождает сла- лености вооружения,
поговорка. историческим докладом великото Сталина
Широко известна в республике тракторная и боевыми уенехами родной Крагной Ар-
бригада тов. Максимова, в пять лней вы- Мии, © честью 1 Е
полнившая план весновопашиен. Стаханов-! Принятые обязательства по вышуску б0е-   стремимся в достижению всё новых й но-

Ha ббздание новых и дальнейшее усовер-
шенствование существующих  образнов
вооружения, повышение производительно-
сти труда, ещё большее использование
внутризаводских резервов, на борьбу за вы-
сокие качественные и экономические пока-
зателжи. 2

Дело чести вобруженцев -— с первых же
дней нового, 1944 года выполнять и пере
выполнять. плановые задания. Решению
Этой задачи должны быть подчинены всё
нанги сильг и: энергия. Мы хоройю помним
указание товарища Сталина o том; тю
победу можно упустить. ёсли в наших pas
Дах появится самоуспокоенность, ий поэтому

лично зарекоменловавшей себя в борьбе
против немецко-фалтистской военной тех-

Достижения промышленности вооруже-

всем  протяжонни войны Bpary

Работники  промы-
воохущевлениые

выполнили в 1943 голу

дорогой Иосиф Виссарионович, 0 <в06%
участии в этой напряженной работе в но-
мощь фронту; о том, как священная клят-
Ba, данная Вам в нашем рапорте болев года
“Romy назад Е 25-й годовщине Великой
„Октябрьскай социалистической революции,
„Воодушевила ‘трудящихся нашей ребтуб-
лики на новые трудовые подвиги. .

В своем рапорте мы поклялись Bay

вынолнить требования Родины — давать
-фроенту и стране больше хлеба, ияса и
‘хругих пролуктов сельского хозяйства.
Отарая  марийская поговорка  товорат:
<Чёстному чбёловёку не полобает изменять
своему слову». Колхозники и колхознины
“Halle ребпублики зыполнили государ
ственный план хлебопоставок 1942 и 1943
года; Передовые районы оееслвубликн-—Горно-
Марийский, Еласовский, Сотнурокий, Зве-
ниговский и Волжский —= досрочно завер-
итили хлебопоставки 19438 года:
__ Работанки сёльёкого хозяйства, преодо-
левая трудности военного времени, доби-
лизь дальнейшего расширения посевных
площадей. Мы увеличили площадь посевов
по. сравнению с мийрным временем на
12 процентов. План весеннего сев» 1943
гола. республика полностью выполнила.
Органузовайне и в более ранние сроки, чем
8 1942 году, закончена уборка Урожая.
За годы войны Вблхозы реснубликя значи-
тельно увеличили Поголовьё скота.

Марийский народ поклялся Вах, рохной
Иесиф Виссарионович, выполнить требова-
няя Родины-— давать фронту и: стране
больше вооружения, боеприпасов и снаря-
жения. Претворяя в жизнь эту священную
каятву, рабочие, работнацы, инженерно-
теуничелкне работники и служащие. доди-
лись систематического выполнения м пе-
ревыполнения производственных планов
каждым предприятием оборонной промыш-
дленноети в республике.

ВолаеЕтив Энского 33043,

сылку раюра Вам, завоевал новую
большую произволетвенную нобелу. За пе:
ревыполнение государственной программы
заводу вручено в сентябре 1943 года

пераходянее. Красное Знамя Центрального!
Еомитета ВЕН(б) и ему присуждена первая!

премия ВЦСПС и Наркомата.

Предприятия, rie секретарами apt
организанай тт.  Мелчанв и Салин,
проделали большую работу по ocm-!

шению Красной Армин повейшиыя ви-
дами вооружения. За выдающиеся науч-
ные работы 6 деятелей науки Улоетоены
Сталинской премий. Большая групаа -ра-
ботников завоза имени Героя Советского

Свюза тов. Бутякова награждёна орденами!

и медалями Союза ССР.

Бэгата лесами Марийская республика.
«Паших лесов не счесть», товорят у наб
з народе. Миллионы кубометров леса ихут
на нужды обороны страны и на воестано-

$ ЕНИЦИЗТОР
замечательного нарофного хвижеёния за по-! = ere rae ae
  хозяйственные машины. Подготовям меха-

цы-комбайнеёры я волхозняви ти. Емелья-
нов, Самохин, Вершинина,
другие в несколько раз перевыполнили 34-
дания .на_ уборке урожая. .

Трофимова и

Дорогой товарищ Сталин! Отчитываясь

перех Вами © выполнении своей священ-
кей `ЕЛЯТВЫ, МЫ <ознаем, что у нас есть
еще немало недостатков. До сих пор име-
ются предириятия и кояхозы, которые не
выполнили своих обязательств и Продол-
жают отставать.

Недостаточно используются механизмы в
лесной промьниленности, крайне слабо ра-
ботает местная промышленность по вышу-
ску товаров птгирокбге потребления.

В республике ло сих пор не выполнен
план развития общественного животновот-
ства. Все еще недостаточно ведётся борьба
за повышение урок зерновых вуль-
Typ. Иова низка продуктивность скота на
колхозных фермах.

Имеется немало недостатков в работе по
материально-бытовому обслуживанию тру-
дящихся.

`Даем Вам слово, дорогой Иосиф Вявеа-
PHOHOBHY, что мы удвоим, утроим наши
силы и энергию для. анквилации этих
серьезных недостатков в работе; Примем
в0о6 Меры Е тому, чтобы преодолеть огета-
зание ряда наших предприятий, районов
И ROIX030B.

Интержы нашей Родины в настоящий
момент, когда героическая Красная Армия
изгоняет немецко-фазистских оБкупантов
с родной советской земли, требуют, ятобы
мы давали фронту и стране еше больше во=
оружения, боеприпасов, снаряжения, сырья,
проховольствия.

Мы берем обязательство хобиться вытюл-
нения и перовыполнения производственных
планов каждым  продпрйятиву, каждой
промартелью и лесным участком.

Мы примем все Меры в нбуклонному
повышению урожайности. Во-время отре-
монтируем тракторный парк и вее сельско-

низаторские и колхозные кадры. Выполним

государственный план развития обществен-
  ного животноводства и хобьемся высокой

продуктивности скота. Доерочно выполним
заготовкн сельскохозяйственных продуктов
1944 года.

Будем всюду настойчиво внедрять

строжайший режим экономии, железную
дисциплину и порядок.

Добъемся повышения доходов” колхозни-
ков. Всемерно булем развивать такие от-
расли сельского хозяйства, как пчеловод-
ство, овощеволство и садоводство.

Влянемся Вам. товарищ Сталин, что
сделаем свою республику передовой; опладие
все наши силы для оказания помощи Ерас-

ной Армйи в ускорении разгрома ненавиет-   10

ного врага.
Да зтравствуёт нап грядущая победа
нат немецко-фапристскими захватчиками!
Да здравствует могучий сталинский cows

вление горолов H сел, освобожденных OT народов нашей Великой Социалистической

немецео-фаптистекой оккупации.
`Женщины, пофробткя и старики, 34ме-

иившне в лесной ‘промыниленностя своих командующий Маршая Советского Срюза
ушедших на!товарищ Сталин!

Myméi, OTR я бынобвей,

Родины! р
Да злравствует Верховный  Гзавно-

вой продукции для фронта.

вых производетвенных успехов. :

Строительство Кузнецкого
ферросплавного завода закончено

Беседа с заместителем народног

© комиссара чёрной металлургии

тов. Д. РАЙЗЕРОМ .

Ферросплавы —= важнейшее стратеги-
46$кое вырьё, без которого не может ра-
ботать современная военная промышлен-
ность. Только наличие в стране достаточ-
но развитой ферросплавной промьшиленно-
сти может обеспечить бесперебойную по-
ставку качественного мэгалла для произ-
водства всех видов вооружения.

Врененный выхох из строя чабти ферро-
сплавных заводов в первый тот Великой
отечественной войны Фоветекого Союза
против ‚гитлеровской Германии выйвинул
церех Наркоматом чёрной металлургии и
металлургами качественных сталей слож-
ную задачу: в кратчайший срок увеличить
преизводственные нощности для выплавки
ферросплавов:

Охновременно с наращиванием мощностей
Ha действующих предприятиях Востока
было развернуто строительство новых фер-
респлавных завохов.

Совместными усилиями строителей и ме-
таллургов задача расширения фёрроёплав-
вой промышленности успешно разрешена.
В Свбири, в городе Сталинске, в короткий
срок в суровых климатических условиях
закончено соорутоние нового ферроснлав-
ного завода — ‘ого из самых больших
заволов этой отраели металлургии:

31 декабря 1943 ‘гола на заводе
завершено строительство нослелней, пятой
Злектрической печи и тем самым закон-
чено строительстео завода,

_ Огромную работу по созданию нового
ферросплавного завода  пролелали строи-
тели треста «Сталинекиромстрой» Нарко-
хата черной металлургии во главе © Уп-

равляющим трестом тв. Гарбузовым
главным инженером Тов, Горсвим, & Также
воллектив Кузнецкого ферросплавного за-
вода. Активное Участие в восстановлении.
й монтаже оборудования, пуске и нала-
вивании производства принял коллектив
ферросплавщиков, эвакуированных с Юга,
вы главе 6 директором завода тов, Серги-
енко и главным инженером тов. Стрельцо-
BLL;

В короткий срок была’ проведена боль-
шая ответетвенная работа по’ реконструк-
ций трансформаторов силами Кузнецкого
уеталлургического комбината ЯМЕНЯ
Сталина и завода Наркомата электропро-
мышленности, где директором ‘тов. Ива-
нов. Инженер этого завода тов. Булга-
ков, инженер-электрик Ферросалавного за-
вода тов. Моргулбв и начальник электро-
ремонтного цеха Кузнецкого комбината
тов. Хисамутлинов проделали большую ра-
боту по реконструкции транеформаторов.
Сложное оборудование ‘лля  маневрирова-
нЕЯ электродами, которое в довоенное вре-
ия ввозилось из-за границь, было изгото-
влено в цехах Кузнецкого металлуртическо-
го комбината и на заводе имения

Кузненкнй фёрросплавный завох по Ебн-
 Струкции агрегатов и оснащению оборуло-
ванием является одним из наиболее пере-
ловых предприятий ферросплавной  про-
мышленности. Его строительство велось
комнлексно, одновременно с основными иеё-
хами сооружались подсобные, и это дало
возможность быстро ввести в лействие
мощности завода. Годовой план 1943 гола
ферросплавный завод выполнил досрочно.

.

Челябинцы смонтировали
самый мощный в СССР турбогенератор

Беседа с заместителем

Среди огромных хозяйственных model,
одёржанных советеким наролом в 1943 го-
ду; вилное место зайнёт победа челябин-
ских энергетиков, которые накануне н-
вого года закончили монтаж самого мощ-
ного в нашей стране турбогенератора в
0 тысяч киловатт в пустили 6-й котел:
В военнов время © сто нейзбежными
трулностями  челябинцы  смонтироваля
мощиейший аггрегат в гораздо более корот-
кис сроки, чем в условиях мирного вре-
мени.

До войны строительство фунламента и

монтаж такой турбины на одной из станции
‘длились свыше года. Теперь же рабо

проделана всего за Четыре месяца. При

Отчёт обсужлён на общих собраниях трудящихся в колхозах; на предприятнах; лесо-  ЭТ0м монтажникам пришлось ещё самих
участках, в учреждениях и школах Марийской АССР, Отчет подписали 173.700 человек.

изготовлять HOBOS оборудование,

доле-
лывать и восстановить наиболее важ-
ные узлы. Среди них такая. например,

народябго комиссара электростанций СССР
тов: И. ДМИТРИЕВЫМ

хавь нижняя часть фундамента, в другом
месте монтажной площадки одновременно
сборужалакь её верхняя часть. Затем при
помощи мощных под’ёмных средств, кстати
тоже созланных монтажниками, махина в6=
сои свыше 400 тонн была поднята и на-
деннута на основание. Благодаря этому
боаружение фундамента было ускорено в
несволько раз. :

Пока строители возводили фундамент;
монтажники собирали части турбины в
крунные узлы. которые затем ставились
ua место. Никогда раньше так не монти-
розали. Нивогла раныше но приходилось
поднимать узлы такой тяжести. Но клят-
ва, ланная большевиками Челябинской 0б-
ласти товарищу Сталину, стремление воз-
можно скорее дать энергию промышлен-
ности Южного Урала воодушевляли на
труловые полвиги весь коллектив. И, x0-

Братская помощь комсомольцев-москвичей

_ ХАРЬКОВ, 5 января. (Корр. «Правды».
Комсомольцы и молодежь Москвы еббрали!в 14 районах областй —180 тыеяч рублей.
и перечислили на счет Харьковского обко-!Колхознине Богодуховского района Ганне
ма ЛКСМУ один миллион рублей для по-!Гарбуз, усыновившей трех детейжирот, вы:
мощи детям-сиротам отечественной войны. дано дёнежное пособие в суммё 5 тысяч
Из этой суммы обком ЛКСМУ выдал дет- рублей, комсомолкё Краснокутского района
€XHM домам города и области 335 тысяч!

рублей, на индивидуальную помощь детям-   выдано 3 тысячи рублей.

сиротам в Харькове 300 тысяч рублей и нполпянников и т. п.

Вере Фегарда, усыновившей трех детей, технической мысли. мастерства инженерных

Tia лая пот’ёма статора генератора не ока-
залесь спениального крана, инженёры Гон-
чаров, Саблин и Гуревич преможили дру
сиб приспособления. При их помощи стат)
весом в 167 тонн был поставлен на често
за 18 минут: Rone

34 истекший год челабинские энерго-
тики в пять раз увеличили мошнюсть элек-
тростанции.

бтвётетвенная работа, как проточка шейки
ротора BEROKOTO давления, перезаливка

Монтаж 100-тысячной турбины и 563
веление чрезвычайно сложного фувламен-
та для неё в короткие сроки являются
свидетельством болыного робта советекой

————=ы——ы—ы—ы—————ы—ы—ы—ы=——ы=ы=—ж———ы=ы—=—

кадров и рабочих. В то время как строй-

ме „Новая побела войск
ешё больше вооружения   1-го Украинского фронта .

Беёёда & народным комиссаром вооружения СССР
Героем Социзлистического Труда тов..Д. УСТИНОВЫМ

Взятие города Бердичева

Войска 1-% Украинского френта cero-

дня одержали новую круцную победу.
После длительных и уншорных боёв оня
освободили от неменцко-фашистских. захват-
чиков город и крупный железнодорожный
узел Бердичев. ке!
Пять дней продолжалась ожесточенная
борьба в районе Бердичева. Здёсь наши
войска ИМелн дело с круйньюи биламл

этот горох занимал одно из самых важ:
ных мест в системе немецкой обороны на
Юго-Западном направлений.

КАЕ ужо сообщалось в сводках Совете
спого Информбюро, наши части ещё не-
сколько дней тому назал заняли PAT Hace-
ленных пунктов, расположенных юго-воз
сточнев Берличева. Другие части, наесту=
павшие севернее гороха, продвинулись да-
IGKO на запад и овлалели многими опор-
ными пунктами в северо-западу от Beo-
личева. Натиевк наступающих давал себя
чувбтвовать также и с востока. Несмотря
На в6ё это, нёмпы старались любой неной
удержать свои позиции в районе города.

ий несли огромные потери, но пытались
восполнить STH потери спепгно подтяну-
тымхи резервами, Только за последние дни
сюла было переброшено значительное ко-
зичество немецких танков, артиллерии,
пехоты. На подступах в Берличеву вырос-
ло множество оборонительных укреплений.
Каждое село и деревню, каждую высоту
немцы превращали в прочный опорный
ПУНЕТ. a

Неприятель выдвинул немалые силы для
обороны флангов своей бердичевской груп-
пировки. Железная дорог» Бердичев —
Шепетовка ий шоссе, расположенное вдоль
неё. представляли с6б0й прочно укреплён=
ные оборонительные рубёжи. Ту же самую
‘картину встретили наши части ю-воеточ-
Нбв города, где железнодорожная линия и
11066е Tome были сильно укреплены и
оборонялись большим количеством. войск.
На обеих флангах лействовало много тан-
ковых частей противника:

В такой обстановка бой носили исвлю-
чительно напряженный характер букваль-
Но На вбёх участках. Овобенно характер-
НЫ в этом отношении события последних
Яной в районе одного опорного пункта,
расположенного на шосббейной дорого. Не-
мепкие контратаки следовали Здесь одна
38 другой; Во многих из них участвовало
ж полка мотопехоты и по нескольку д6=
сятков танков: Все’ вражеские контратаки
были отбиты, и`натши части, преодолев ‹9-
противление немпев, прорвались в глубину
их обороны: Наступающие заняли тут н6-
сколько мелких опорных. пунктов против=
нива, и. затем снова разгорелись тяжёлые
бой. Отдельные позиции но раз переходили
из рук в руЕй. В конпе концов немпы
всё He не выдержали ударов наступающих
войск и вынуждены были отступить.

Серьёзнов oe потерпели немцы
в районе набеленного пункта Скраглевка.
Этот пункт растюложен рядом < городом,
севернее 6го. Немцы имели здесь доволь-
но плотную оборону. Они встретили насту=
пающих сильным артиллерийским и мино-
иётным огнем; Вначале завязался 0жесто-

+

танков и пехоты противника, потому что! ЗИНЯМ Пемцев.

чённый огневой бой, который закончится
победой нашей артиллерии и минометных
частей. Потом советские танки и пехоть
решительно атаковали вражеские позитии.
Опорный пункт немцев в Скраглёвке был
разгромлен, и наши войска, форсировав
речку Гнилопять, прорвались к самому
Бердичеву, причём частью сил начали об-
хелить город, угрожая тыловых кочнуни-

Другие - части наших наступающих
войск опровинули группы противника,
оборонявшиеся непосредственно перед ге-
редбм, на плечах у них ворвались в Бер-
дичев и, штурмовав позиции противяяка,
заняли вею восточную часть города. Нем-
цы были отброшены за реку Гнилопять.
В их руках остались районы Бердичева,
расположенные на западном берегу реки.
Немцы начали спешно подбрасывать сюда
сван последние резервы. Как повазывают
пленные, вражеским частям было прика-
зано во что бы то ни стало удержать за=
палную часть города.

Но дальнейшие действия наших войск
отазались настолько интеноивными, что
противнику не удалось долго просилеть за
рекой. То в охнох, то водрутем месте на-
ступающие вгрызалйсь в немецкую 000р0-
ну и переправлялись через реку. Эффект
Hx ударов был тех более чувствителен,
410 другие части, ранее форсировавтиие
Гнилопять б6веро-занаднее Берхичева, иро-
должали © важлым часом всё сильнее ‘уг-
рожать тылам противника. Важдая контр-
атака немцев, пытавшихся удержаться Ha
западном берегу реки; кав правило; запан=
чивалась огромные уроном для ние. Мно-
гие неприятельские подразделения, бро-
шенные в контратаки, He возврашёлись
обратно; Они быми полностью уничтожены
или. рассеяны ’ es

Б 5 января напти части усилили атаки
также и на флантах. Наконец, послеховал
стремительный шуты вражеских позиций,
й мощный опорный пункт немецкой  000-
роны оказашея в руках напеих войск, Так,
на пятый лень боёв Ham наступающие
ъойска полностью очистили 9т немцев Го-
род и врунный железнолорюжный ‘узел
Бердичев: :

+=

Серьёзных ‘успехов добились советские
войска. наступающие ютго-востоннев Бе-
яой Церкви. Несмотря на то, что немцы
HMCIOT B STOM районе тоже крупные силы
ий оказывают упорное сопротивление: нанее
части бетодня вновь значительно пролви-
нулись вперёд и заняли большое количе-
ство Ннасвбаённых пунктов; среди которых
освобождён от немецко-фапеистеких войск
город Тараща. Ags

Бои в этом районе сопровожлаются. от-
ромными потерями немцев, обобенно в, тех-
нике и автотранбпорте. Наши части, вели=
ниваясь на ряде участков в немецкую 050-
рону, часто наносят внезанные удары, вы-
нуждая неприятеля бросать обозы, авто=
трапепорт, оружие.

Майор П. МИЛОВАНОВ.

Действующая армия. (По телеграфу от
спец. корр. «Красной звезды»). =.

В Белой Церкви _

{От военных. корреспондентов. «Правды»)

Неменкое командование в течение послед-
них двух месяцев строило укреплённую ля-
нию У Белой Церкви. Севернее города, на
10066 Белая Церковь — Киев, был вырыт
противотанковый ров; многочисленные д30=
ты, налолбы в три ряда и минированные
поля защищали город с сёвера. Густая сеть
водных рубежей вокруг Белой Церкви была
также препятствием для наступающих.

Несколько дней На подступах в городу
шли ожесточённые бои. Напьи пехотные
Части, взанмохействуя с танками, соверши-
ли обходный манёвр. Чтобы спаюти положе-
ние, немецк командование перебросилю в
район боёв мотозасть и группу танков. Рях
бальных вражеских контратак был уепелтно
отбит нашими частями,

4 января наши наступающие части
пигурмом взяли Белую Церковь.

Утром население города,-— вернее. часть
его, уцелевшая после двух с лишним. лет
немецкого разбоя; — вышло на улицы
встречать своих освоболителей.

На городской площахи стоит серый лвух-
этажный дом. Окна его заложены вирпича-
ми, оставлены только узкив прорези для
света. как в тюрьме. Местные жители рас-
сказывают:

— В этот дом немцы сгоняли девушек
для отправки в Германию. Матери пелыми
часами простаивали злёсь, плакали, умоля-
ти. Немны гнали их прочь ударами прикла-
OB. Тысячи девушек отправлены отсюда
в немецкое рабство...

Горох разрушен. Черный дым тянется с
окраины, Там горят дома, подожженные
немцаии. : :

Раны, нанёсённые городу гитлеровскими
разбойниками, залечатся, но жители Белой
Церкви никогда He забудут страшных
SROPCTE OREYIAHTOB.

„На окраине города было когда-то строн-
тельство—=так называехая  «сехьмая плю-
щадка». При немцах эта площална стала
местом массовых убийств. За время оскупа-
ции фалелстские палачи расстреляли злесь
десятки тысяч мирных жителей и военно-
пленных. Среди убитых было много жен-
щин, стариков и малолетних детей. 0бре-
чённых привозили на «седьмую ‘площалку»
в машинах, Трупы расстрелянных ебрасы-
вали в глубокие ямы длиной около ста мет-
ров. Немцы жэкономили место»: положат
один пласт трупов, слегка нриеыплют: 36м-
лей; потом кладут следующий пласт:

В лекабре прошлого года на станияю при-
был эшелон © военнопленными. В каждом
вагоне осталось по 5—9 человек, вое сс-
тальные умерли от истощения и побоев.
Трупы этих умерших немцы в течение не-
скольких дибй тоже свозили на «седьвую
площадку». .

Церёд отступлением фашистские‘ изверги
схватили в предместье города более 60:з2ятр-
ных жителей, заперли их в одном из домов
и сожгли заживо. Только пепелище игруха
обторевших человеческих костей осталась
Ha MECTe этой чудовишной расправы. .

В первый же день освобождения в тород
зернулись многие жители, скрывавииеся в
екрестных сёлах.

`А. РОСТКОВ, А.. УСТИНОВ.

Белая Перкозь, 5 января.
(По телеграфу).

х

‚Боевая хроника

4 Бессиёртной славой покрыли себя 27  свои танки. Жеёглов—кавалер 3 орденов я
героев из роты лейтенанта Бесхлебного. Им 2 медалей. (1-й Прибалтийский фронт}. _

поставили задачу: овлащеть сильно укреп-
ленной немцами высотой. Скрытно прибли-
зившись, бойцы нослё горячей схватки вы-
полнили задачу. Заняв Высоту, лейтенант
Бесхлебный организовал круговую оборону.

Немцы предпраняли несть ожесточенных
контратак, чтобы вернуть высоту. Они з3-
брсывали в тыл нашим бойцам автоматчи-
‘ков; предпринимали удары с флангов и в
л0б, но все напрасно. 27 советских солдат
защищали позипии мужественно и’ умело.
Все шесть контратак численно превосхоля-
щеёго врага были отбиты. (1-й Прибалтийский
фронт).

ЗЕ Командир танковой роты гвардия
старшай лейтенаят Жеглов умело прорвал
оборону немцев и, сокрушая врага, нозел
танки в Глубь вражеской обороны. На пути
встретился заминированный мост, Обойти
6ho было нельзя. Тогла сапер Жеглов вылез
из танка и под сильнейшим огнем против-

ника разминировал мост и провел через него  раинский фронт).

$ Герой Советского Союза Алёксей Кряз
вощекев влюблен в свою профессию саераз

Олнажды ночью взвод cTapiiera - cep-
жанта Кризбщекоза получил задачу: раз-
минировать минные поля немцев на TipoTs-
жении четырех кялометров. Всю ночь fa-
ботали саперы и обезвредили более восьми
сот мин.

В другой раз командование решило часть
орудий выдвинуть вперед. (Саперы за ночь
подготовила позиции для восьми орудий.
Когла немецкие танки пошли утром в контр-
атаку, наши артиллеристы  встретяля их
губилельным огнем. Кратратака захлебну-
лась:

Отходя под натиском наших войск, нём-
цы взорваля перёправу. Взвод Кривошеко-
ва под огнем противниюз построил перепраз
ву. Войска прошли по мосту я штурмом ов-
ладели опорным пунксом впага. (2-й Ук-