‚Военный политический плакат

Рожденный в сгне и буре гражданской
зойны, политический агитанионный > плакат
с первых дней Великой Отечественной войны
взозь на передовой линии огня советского
искусства,

Будуций историк с волнением рассмотрит
плакат Н. Жукова: наш пулемётчик яростно
стреляет среди дыма и огня героических
развалин Сталинграда, а на стене за спиной
бойца висит плакат, сделанный В. Корец-
ким: «Спаси!», Художник, хорошо знающий
фронт, изобразил на плакате волнующий мо-
мент. :

Большая сила, доходчивость, действен-
ность нашего плаката заключается в его
идейности, реалистической правдивости, ма-
стерстве, народности его образов.

В людях и образах нашего плаката народ
видит самого себя, свой типизованный, ре-
альный и вместе поэтически-возвьзненный
облик. Родина предстоит перед ним в пла-
кате И. Тоидзе («Родина-мать зовёт!») как
женщина, напоминающая каждому его соб-
ственную мать. Боль и гнев народные, власт-
ный голос совести, требующей отмшения,
продиктовали Д. Шмаринову, Ф. Антонову,
В. Иванову, В. Корецкому и другим их заме-
чательные плакаты.

В создании образов жертв фашизма, зову-
ших к освобождению, к отплате и разгрому
врага, Halll плакат является наследником
лучших традиций гуманизма, психологично-
сти русского искусства. Образы женщин и
детей в своём трагизме хранят печать -воз-
вышенного благородства —они не покори-
лись, они неё рабы.

Работа над героическими образами co-
ветского воина шла по линии преодоле-
ния традиционной условной  плакатно-
сти, от образа, построенного на внешнем эф-
фекте, к образу психологически содержа-
тельнсму, углублённому. В плакатах В. Ива-
вова и А. Кокорекина перед нами живые лю-
ди, со всей полнотой человеческого бытия и
вместе с тем возвышенные образы героизма.

Широкую популярность завоевали лири-
ческие плакаты Л. Голованова.

Хорош плакат Н. Жукова и В. Кли-
мелпина «Украина ждет тебя, боец!». Чтобы
так смело и художественно убедительно
ввести в фоне «Ночь на Днепре» Куинджи и
так правдиво символизировать, Украину.

привязанной к столбу женщиной, нужно
было пройти большой путь  плакатного
творчества. В частности, нужно было выра-
зять в плакате идею родины не только в
виде реальной женщины, но и включением
тв тему родины темы её истории, культуры
ln искусства.

Это советский плакат блестяще сумел
  сделать,  иллюстрируя слова товарища
Сталана о великих деятелях русской куль-
 туры и о мужественных образах” русских
полководцев, вдохновляющих нас на побе-
ду. Лучшие плакаты на эти темы были сде-
{ланы Кукрыниксамя, В. Ивановым и В. Ко-
  рецким.

Большую работу по военному плакату ве-
AST коллектив студии им, Грекова, в кото-
ром особенно надо выделить Л. Голованова,
Н. Жукова и В. Климашина. В славные
страницы героической обороны Ленинграда
навсегда войдёт деятельность худбжников,
работавших над боевыми плакатами, и в 9со-
бенности замечательной группы «Боевого
карандаша» (И. Астапов, В. Курдов, Н. Му-
ратов, Г. Верейский и др.).

Ряд мастеров дал хорошие сатири-
ческие плакаты — В. Дени: «На Москву —
хох, от Москвы — ох», «Красной Армии
метла», JI. Moop: «Добьём фашистского звз-
ря». Кукрыниксы проявили свойственное им
неистощимое остроумие и богатство выдум-
ки в плакатах «Вся Европа Гитлера и Риб-
`бентропа», «Юный Фриц». :

Мало, к сожалению, сделано хороших пла-
катов на темы жизни тыла. Причём изряд-
ная их часть страдает той абстрактностью
и схематизмюм, которые уже изжиты в
военном плакате. ,

Главная же беда плаката—в его отстава-
нии от хода событий отечественной войны.
Не говоря уже о том, что тематика героиче-
ского наступления Красной Армии только
сейчас начинает находить своё воплощение
в плакате, сам новый характер, дух этого
‘наступления ещё недостаточно отображён.

Нужна ещё болышая борьба за культуру
плаката.

Много также надо потрудиться и нашим
издательствам, чтобы ‘добиться необходи-
мого полиграфического уровня в работе над

плакатом.
А. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ.

Брошюры 06 исторических конференциях.
трёх союзных держав

Государственное издательство полатиче-
ской литературы ‘выпустило массовым ти-
ражом брошюры «Конференция трех, мини-
стров в Москве» (материалы Конференции

руководителей трех союзных держав —

СССР, СИТА и Великобритании в Тегеране»

{материалы Конференцеи от 28 ноября —
1 декабря 1943 г.). Первая брошюра откры-
вается передозой статьей газеты «Правда»
от 2 ноября 1943 г., отмечающей историче-
скую роль Московской! конференции. 0’ зна-
чении Московской конференции
также вошедшая в брошюру передовая
статья газеты «Известия» от 2 ноября 1943 г.
В брошюру включены Англо-Советско-Аме-
риканское коммюнике о Конференции трех
министров в Москве, Декларация четырех
государств по вопросу о всеобщей безопас-
ности, Декларация об Италии, Шеклараная
об Австрии, Декларация об ответственности
гитлеровцев за совершаемые зверства, под-!

ГОВОРИТ трех держав об Иране, сообщение о пере-

писанная руководителями тфех держав —
США, СССР и Великобритании.
Брошюра

о Конференции руководителей трех союзных! городе противник потерял больше 2.100 халатное отношение к работе, покончить с! ровской молодежи Аксман уполномочен
держав — Советского Союза, Соединенчых солдат и офицеров, из них 680 убитыми, саботажем и преодолеть опасности, вытека-  принять необходимые меры для привлечения
Штатов Америки и Вейикобритании в Теге- 700 — взятыми в плен и более 720 — ра- ющие из наличия на предприятиях иност-  детей к работе на военные нужды. H до

ране, Декларащию трех держаз, подпикан-  НеНЫМи.

‘ную Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, в
Тегеране 1 декабря 1943 года, Декларацию

даче г-ном У. Черчиллем тов. И. В. Сталичу
почетного меча для Сталинграда, сообще,
о беседах тов. И, В. Сталина с шахом Ира-
на Мухаммед Реза Пехлеви, премьером Ирд-
на г-ном А. Сохейли и тов. В. М. Молотова
с премьером Ирана — г-ном А. Сохейли %
министром иностранных дел г-ном М. Саэ-
дом в Тегеране. (ТАСС).

Собрание студенческого актива гор. Москвы

Вчера состоялось собрание студенческого
актива гор. Москвы, посвящённое подготов-
ке к зимней экзаменационной сессии в вузах.
В этом собрании, созванном ВЦСПС и МГК
ВЛКСМ, приняло участие около 500 пред-
ставителей комсомольских и. профсоюзных
организаций столичных вузов.

С; докладом о задачах московских высших
учебных заведений накануне зимней экзаме-
национной сессии выступил заместитель
председателя Комитета по лелам высшей
школы при СНК СССР тов. Золотухин.

Выступившая в прениях комсорг ЦК
ВЛКСМ Московского’ Государственного
университета тов. Городянская рассказала,
что подготовка к зимней экзаменационной
сессии началась на всех факультетах. По

иницаативе комсомольской организации об’-
явлен конкурс на лучшую академическую
группу, который служит значительным фак-
тором под’ёма успеваемости и дисциплины
студентов.

Se ee ot eee ЕЕ

a

ОБЗОР
ПЕЧАТИ

*

Pera ee

родное слово

(Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА»)

В прениях выступили также председатель
профкома Московского высшего техниче-
ского училища им. Баумана тов. Глебов,
комсорг ЦК ВЛКСМ Московского энергетя-
ческого института тов. Романов, секретарь
МГК ВЛКСМ тов. Горчаков и другие.

В заключение выступил председатель
Комитета по делам высшей школы при СНК
СССР тов. Кафтанов.

В собрании актива приняли участие” сек.
ретарь МГК ВКП(б) тов. Цавлюков, секре-
тарь МК и МГК ВЛКСМ Ъв. Красавченко.
представители ВЦСИС и Комитета тю де-
лам высшей школы. :

В принятом решении студенческий актив
Москвы призвал все комсомольские -и проф-
союзные организации вузов столицы принять
активное участие в подготовке к зимней
экзаменационной сессии и подчеркнул, что
предстоящие экзамены явятся для каждого
студента отчётом в его работе перед совет-

ской родиной. (ТАСС).

ue eee ee ee

Только несколько слов сказала о себе че- хой свое обычное: разграбил ее имущество,

рез газету Прасковья „Лошакова,
живая встает она перед читателем.
«Старую жизнь вспоминать — душой бе-
довать,— рассказывает Прасковья Дени-
совна Лошакова из колхоза имени Ленина,
Грайворонккого pafiona— Я ли горя не
хлебнула? Крепостной режим, как сейчас,
помню. Земля барская, нужда крестьян-
ская — вот она жизнь какая. Куда ступ-
нешь — на панскую землю попадешь. По-
ле — панское, луг — панский, лес — пан-
ский, а крестьянские руки да слезы.

Молодым, которые, окромя колхозной,
никакой жизни не видали, — да разве им
колхоз оценить. Как урожай не выйдет,
али непорядки какие в колхозе — они и
говорят плохо. А я думаю: эх, вы, непуте-
вые, вам ли знать, что хорошо, что плохо.
Вы за три копейки на панов день-деньской
спины не гнули, а я гнула. Так понять ли
вам, что это такое свободная, колхозная
жизнь? Когда не бьет тебя никто, не кри-
чит на тебя никто, что посеешь — то по-
жнешь, что заробишь, то возьмешь. Когда
мне, старухе в 99 лет, в Москве медаль
серебряную дали. Медаль старухе за
крестьянскую работу! Вам ли это по-
нять, молодые? 70 лет за свой труд
крестьянский я плетку да крик получала.
А в девяносто годов меня Сталин в хоро-
шие люди произвел, почет дал, свет дал,
в Москву позвал...»

`Прасковья Лошакова пережила два года
немецкой оккупации.

«Стояли ихние солдаты у меня в хате
Говорят: «Ты что, бабка, на нас дуешь-
ся? Ты про свою власть забудь, нету ней
ничего, ни ружей нету, ни пушек нету. У
них одно ружье на десять человек. Не
вернется Сталин. Мы всю Россию .прой-
дем». Я молчу, а ночью.плачу. Не может
быть, думаю, чтобы у Сталина ничего не
было. Не может быть, чтобы такая пра-
вильная да хорошая власть не вернулась,
чтобы не одолела она неприятеля. Не та-
кое, ‘думаю, дело Сталин сделад — всю
державу под солнце привел, так неужели
он лиходея не одолеет...»

Мы опускаем ту часть. рассказа Лошако-

а как еделал нищенкой.

«Видимо-невидимо“” кругом немцев было.
Под окном у нас шесть пушек ихних стре-
ляли, кругом пятьсот землянок немец вы-
копал. Ходят они, говорят — нет Красной
Армии. Я ему: брешешь, сукин сын, ежел
6 не было Красной Армии, ты бу нас с
пушками не стоял. о

Стрельба поднялась — из хаты нельзя
выйти. А я выхожу, сын меня не пускает,
говорит — пули там. А я’ в ответ: меня
пуля не возьмет. Только из хаты вышла,
гляжу— идут двенадцать ребят каких-То. А

«я на глаза слабовата стала, не разберу—
чи наши, чи немцы. А они: «Здравствуйте,
бабушка!» Как кинулась я к ним: чи вы
это, мои детки? Чи вы это попришли, по-
чуяли, как я звала вас, выговаривала, что
медлите, что народ на беду кинули, нем-
цу во власть отдали. Неужто вы пришли,
народный плач почуявши! А они говорят:
«Извини, мамаша, с силами собирались, а
теперь уж погоним немцев до самого кон-
“a>.

Будто кто в ту минуту с меня тридцать
годов скинул...»

Старуха рассказывает о радости труда на
свободной земле:

«Руки сами ходят — колхоз вернулся.
За 25 верст пешой на районный слет при-
шла. Речь. народу держала. Медаль из
зсмли выкопала — на грудь повесила,
Смотрите, как меня советская власть ода-
рила! В Курск поехала. Поездов-то масса
по дорогам идет и везет всего. Ах, думаю,
лиходеи немцы — бабку совратить хоте-
ли, брехали, что у Сталина нет ничего. А
у него все есть! Сама своими глазами ви-
дела...»

Мы привели почти целиком рассказ кур-
ской колхозницы, Она рассказывает не о са-
мом страшном в оккупационном режиме. В
ее рассказе нет ни виселиц, ни расстрелов,
хотя в курской ‘деревне оккупанты оставили
такой же кровавый след, как в деревне ор-
ловской, смоленской, воронежской. Письмо
рассказывает о душе русской крестьянки,
которую враг пытался отравить ядом лжи.
Весомо и авторитетно звучит с газетной

Мероприятия
Французского Комитета
Национального
Освобождения

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер пере-
даёт из Алжира, что Французский Комитет
Национального Освобождения на своём за-
‚седании’ под председательством -де Голля
5 января принял декрет 06 ‘организации
французских экспедиционных войск и их
командовании. Были. также утверждены
декреты о ризыве в армию с 15 февраля
1944 года того возрастного ‘контингента,
который нормально должен был бы призы-
ваться в 1945 году, а также о призыве

февраля некоторых категорий резерзистов авиации союзников в сопровождении истре- на побережье Югославии.
на Корсике. Комитет одобрил представлен-

ную комиссаром колоний Плевеном про-
грамму африканской колониальной’ конфе-
ренцин, которая откроется в Браззавиле
30 января. аа

‘ =O

Казнь 20 германских
офицеров в Варшаве

НЬЮ-ИОРК, 8 января. (ТАСС), Как-пе-
редабт бернский корреспондент газеты
«Чикаго дейли ньюс», по полученным све-
дениям, в Варшаве по приговору военного
суда было расстреляно 20 германских офи-
церов, обвинённых в «заговоре против
безопасности государства». Как указывают,
во главе этой группы офицеров стоял под-
полковник фон Фрич, сын бывшего началь-
ника германского генерального штаба,

Гитлеровские басни © германском

«Конференция руководителей,

трех союзных держав — СССР, США и Ве- нзродно-освободительной армии, выполнив

:   ликобритании в Тегеране» включает в се- поставленные командованием задачи. оста- ра, руководствуясь при этом их «политиче-
Ga OKT: , j 4 > WIS i

vo ee A eT Ee передовые статьи газет «Правда» и «Изве-! вали в соответствии < полученным npHKka- cKO благонадёжностью». Германские вла-

стия» от 7 декабря 1943 г., сообщение ТАСС   зом город Банья-Лука. В операциях в этом сти пытаются) таким образом, искоренить

«секретном оружии»

ЖЕНЕВА, 8 января. (ТАСС). Швейцар-
свая газета «Арбейтер цейтунг» поместила
фельетон, в котором высмеивает басни гит-
леровекой пропаганды о том, будто Герма-
ния обладает каким-то новым «секретным
оружием». :

Одного немецкого ‹солдата значительно
старше 50 лет, говорится в фельетоне,
спросили: в какой части он служит? Он
ответил: «При секретном оружии». На во-
прос, что представляет собой это оружие,
солдат ответил: «Это — моя возрастная

ma».
rpy oe
Борьба в Югославии.

ЖЕНЕВА, 8 января. (ТАСС). По полу-
ченным из Югославии сведениям,

офицеров.
Части народно-освободительной армии со-

вернтили успешное нападение на гарнизон го-

рода Босанска Градишка. В. Адриатическом
море г
который получил
тяжёлые повреждения. :

о

В США построено за год

65 авианосцев \

меститель морского министра США Форре-

стол заявил, что в прошлом году США по- обозреватель, немцы приложат все усилия! Ла Платы,

В числе плённых — 25 германских   ранных рабочих.

разоружен и взят в плен экипаж ‘налёта на Берлин. из производственного
Я, германского миноносца,

НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). По