Sa

Отчёт президента США
закона о передаче взаймы

ВАШИНГТОН, 8 января. {ТАСС). В по-   Соединённые Штаты послали ему 1.790 ты-
слании Конгрессу президент США Руз- сяч тонн продовольствия и других сельско-
вельт дает 13-й отчет о проведении в жизнь хозяйственных продуктов. В СССР было
закона о передаче взаймы или в аренду во- послано 343 тыс. тонн пшеницы и муки,
осружения за период, закончившийся 30 нояб- 277 тыс. тонн сахара, 324 тыс. тони мясных
ря 1943 года. консервов, 441 тыс. тонн пищевых жиров и

В послании Рузвельта говорится: «Насту-  Масел, . 136 тыс. тонн сушёных фруктов и
пающий год будет годом решающих дей- ово. 38 pee. тонн яичного порошка. 4
ствай в войне. Соединив свои силы, Об’еди», BETCKH юз настоятельно  прос
вённые нации увеличили мощь о У нас сливочного масла для Красной Ар-
ступления для разгрома оси. Мы уже отбро-, Мии, — продолжает Рузвельт, особенно для
силн своих врагов на всех фронтах, где мы многочисленных раненых солдат, находя“
ведем боевые действия. В Тегеране и Канре Щихся на излечении в русских госпиталях.
была достигнута договоренность относитель-  Мы смогли послать туда 33.500 тонн мас:
но планов крупных наступательных опера- 7Ла». С начала действия закона о передаче
ций, которые. ускорят наступление победы. взаймы или в аренду вооружения ни в одну
При помощи более тесного единства, кото- Другую страну масло на основе этого зако-
ого мы там достигли, мы сумеем с нараста-!На не посылалось. В 1942 году было от-
ющей силой наносить удары нащистам и Правлено 8.500 тонн масла, или 0,7 процента
япанцам, пока они не капитулируют безого-  Всего запаса масла в CHIA зв 1942 году.
ворочно. ` В 1943 году его ae отправлено 25 тыс.

зазмная помошь iwrestvao” .,   TOHH, HM OKONO 2,7 polenta aMepHkaHCKHX
dee раны seul Е ое, запасов. До июня 1943 года включительно
нённых Штатов союзникам Ha основе прии- Соединённые Штаты получили, в силу
Wana передачи ззаймы или в аренду и обрат-   ВЗАИМНОГО действия принципа передачи
вая помошь нам с и стороны на той же ос- взаймы или в аренду, 8.250 тонн масла, по-
нове уснляла мощь наших об’едянённых на. СТаВленного Австралией и Новой Зелан-
рае операций. Программа передачи дней нашим тихоокеанскам вооружённым
взаймы или в aes ан узы, связы-   СИЛАМ. «Чтобы помочь быстрейшему вос-
вающие Об’единённые нации в: стремлении   СТановлению ‚отвоёванных советских сель-
к общей победе и в общей решимости обес- скохозяйственных районов и развить произ-
печить длительный “Каждая из Об’еди-  ВОДСТВО продовольствия в Сибири, мы по-
нённых наций да ee sing ления слали в СССР 10 тыс. тонн семян 30 основ-

eked 4 a aed 2 ‘ных культур»
те ee pases S р В СССР также послано 5,5 млн. пар ар-
Некоторые страны, как, например Соеданан- мейских сапог, 16.600 тыс. ярдов сукна для
wae lifes w Кана роке вда-   Советских вооружённых сил, 251 тыс. тонн
ли от театров военных действий, могут пре-  ХИМических продуктов, 144 тыс. тонн взрыв
доставлять пругим Об’единённым нациям   Ч2ТЫх веществ, 1.198 тыс. тонн стали,
боль р `` ^` 1349 тыс. тонн цветных металлов, 611 тыс.

шое количество продовольствия и воору- о, edirennoivaran.
а 2 ре a КОМУ По мере того, как мы отправляем за
as oe Е ae море для наступления на врага всё больше
всё, что могут вырастить и произвести аМериканских войск, державы оси CO BCE
Соединенные Штаты‘ и Канада. Неко- большей свлой ошущают действия програм-
торые страны, как Соединённое  Коро- МЫ Передачи взаймы или в аренду. Солда-
левство и Австралия, могут предоставить ТЫ Советской армии, отбросившие назад
своим союзникам значительное количество! НаЦИстских захватчиков, в процессе одного
военных материалов, но вынуждены оста-  3 величайших в военной истории наступле-
вить большую ОЕ военных матери- ний хорошо. используют материалы, кото-
алов и продовольствия для собственных во-   РЫе Мы им послали. Союзные английские
оружённых сил. Вопрос о том, перевозить войска, сражающиеся на Средиземном море
ля продовольствие из одной страны в дру-  РЯДОМ с нашими войсками, также усили

x

a a RE aM SE SEN ae et a te nom ЕЕНИЕ

ПРАВДА

Рузвельта об исполнении
или в аренду вооружения

вили 2.472.704 тыс. долларов. Фрахтование  ензых властей. Ha
судов и равка самолетов по воздуху  выделяется только минимальное
составили более 50 процентов этой суммы.  ство нефти, за которую французы платят
Более 600 млн. долларов израсходовано в  Соединенным Штатам в долларах. В отчете
США на предприятия и оборудование для  также указывается, что на товарах, поста-
производства орудий, самолетов и другого вляемых на основе закона передачи взаймы
вооружения, что даст значительное увели- или в аренду вооружения, имеются амери-
чение производственной мощности Соеди- канские штампы. Автомашины повышенной
ненных Штатов после войны. проходимости, самолеты «Эйра-кобра» и
Экспорт во все страны Ha основе прин-  танки «Шерман» сами по себе говорят ©
цвпа передачи взаймы или в аренду за  своем американском происхождении, а на
первые 10 месяцев 1943 года более чем  других товарах указывается название фир-
в полтора раза превысил весь такой экс-  мы или прицепляются особые ярлыки, ука-
порт за 1942 год. За эти десять месяцев! зывающие, что эти товары ‘произведены в
экспорт вооружения составил 4.674.546 тыс.  Америке.
долларов—на 142 процента больше, чем за  В разделе отчета, посвященном вопросам
тот же период 1942 года. Экспорт промьи- нефти, отмечается, что, несмотря на огром-
ленного оборудования вырос на 10% про-  ноь увеличение потребности в нефти ‘для
цента, продовольствия.-на 88 процентов.   военных нужд, США в настоящее время
До июня 1943 года включительно Соеди- экспортируют меныше нефтепродуктов, чем
ненное Королевство, Австралия, Новая Зе- до войны, и потребляют около 88 процен-
ь
ландия и Индия послали, по их собствен-тоз всей производимой в стране нефти для
ным данным, Соединенным Штатам В ПО нужд американской промышленности и
рядке взаимной передачи взаймы Или В, американских вооруженных сил. Союзники
ПР 1.174.900, самым эффективным образом используют
а Аероь = eel aa все возможности добычи нефти и ее пере-
: - ve гонки. Потребности Соединенных Штатовв

ТРЕЕ

Заявление Хэлла по поводу
переворота в Боливии

ВАШИНГТОН, 9 января. (ТАСС). Как
заявил государственный секретарь США
Хэлл, полученные сведения нодкрепляют

гражданские нужды   мнение о том, что создание нового режима
количе-

в Боливии вдохновлялось и поддерживалось
силами, находящимися за пределами Боли-
‘вии и враждебными обороне американских
  республик.

Хэлл сказал, что, по имеющимся у чего
сведениям, в настоящее время имеет место
обмен информацией относительно происхож-
  дения переворота в Боливии. Этот обмен
` информацией должен в ближайшее время
дать каждому правительству возможность
сделать собственные выводы.

Ее

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Штаб войск
союзвиков в Северной Африке сообщает,
что в Италии на фронте американской 5-й
армии войска союзников продюлжали про-
двигаться внерёд, преодолевая упорное <о-
противление противника. Захвачено несколь-
ко высот, которые удержаны, несмотря на
неоднократные контратаки противника. На
других фронтах в Италии не произопьло ни-
чего существенного.

В ночь ма 8 января лёгкие бомбардиров-

американским вооруженным силам в Север-
ной Африке, Италии и других местах, а
также товаров, предоставленных в самой
Британской империи, и товаров, поставленных
французским комитетом, и т. д. «Мы полу-
чаем также, по мере возникновения необхо-
димости, различные товары на основе об-
ратного применения принципа передачи
взаймы или в аренду в Китае и Советском
Союзе. страны, конечно, вынуждены!
до предела напрягать свои ресурсы в борь-
бе с врагами на собственной территории
и, само собой понятно, не могли предостав-
лять взаимную помошь на основе обрат-
вого применения принципа передачи взаймы
или в аренду в больших размерах».
Самая существенная помощь, которую
Об’единенные нащии получают от Китая —
это шесть < половиной лет борьбы Китая
с японцами. «Самую существенную помощь,
которую мы и другие Об’единённые
получаем OT советского народа, нужно
искать в Сталинграде, Харькове и Киеве,

нефти за морем удовлетворяются в значи- щики союзников совершили налет на авиа-
тельной степени путем ответного примене-  пионный завод в Реджо-дель-Эмилия (се-
ния принципа передачи взаймы или в арен-  вернее Флоренции). Вчера этот завод снова
ду. Союзникам передается взаймы или В подвергся сильной и точной бомбардировке.
аренду менее одной десятой сырой нефти, Авиация союзников атаковала аэродром в
добываемой в США. По имеющимся дан-  Мостар (Югославия), порт и железнодорож-
ным, в 1943 году на основе этого принци-  ную станцию Меткович (Югославия) и узлы
па вывезено 132 млн. баррелей нефти. коммуникаций Ареццо, Сеньи, Фолиньо и
1938 году США произвели 1.214 млн. бар-  Фрозиноне (Центральная Италия).

релей сырой нефти, из которых 216 млн. ©

баррелей, или 18 процентов, было экспор-

тировано на коммерческой основе. Добыча Нозые назначения в состазе
1943 года определяется в 1.500 млн. барре- верховного командования
союзников

лей, из которых 132 млн. вывезено на ос-

нове принципа. передачи взаймы или в : 5

аренду и 47 млн. — на коммерческой осно-  ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Английское

ве, т. е. всего вывезено 12 процентов об-  министерство авиации сообщает, что с одо-

щей добычи нефти. брения президента США и английского
Добыча нефти на Среднем Востоке, за- премьер-министра маршал авиации Джон

являет далее Рузвельт, уже превысила Слессор назначен заместителем командую-

довоенный уровень. В настоящее вре-  его воздушными силами союзников на

мя она значительно превосходит уровень   СРедиземноморском театре операций генера-
ла Икера, а также командующим всеми си-

в миллионах нацистских солдат, убитых,  добычи, существоваюший два года назал. На
раненых и взятых в плен на русской тер-  Среднем Востоке англичане добывают в не-
ритории, миллионах, которые уже не смогут   сколыко раз больше нефти, чем Соединен-
сопротивляться нашим войскам в Западной! ные Штаты, и поэтому дают в этом районе

остав : лись благодаря вооружению, полученному
к oe ase ими на основе принципа передачи взаймы
или в аренду». .

С И марта 1941 сода по ноябрь 1943 года
стоимость товаров, переданных взаймы или
в аренду, составила 13,5 процента всех во-
енных расходов США за тот же период. Рас-
ходы на поставки взаймы или в аренду яви-
лись составной частью военных усилий Со-
единённых Штатов, как расходы на наши
вооружённые силы и расходы на внутрен-
нем фронте. Солдаты союзников, исполь-
зующие американские камолёты, танки и
орудия, вместе с : кими войсками
завоевывают побэды, Рабочие военной про-
мышленности союзных стран используют
американскую сталь, станки и другое про-
мышленное оборудование для производства
оружия, предназначенного для союзных и
американских вооружённых сил, борющихся
против общего врага. Американское продо-
вольствие помогает ,
Красной Армии, а также английских солдат
и рабочих:

«Передача товаров взаймы или в аренду
представляет собой существенный элемент
стратегии Об’единённых наций, которая за-
ключается в том, чтобы в возможно крат-
чайпиий срок одержать полную победу, ис-
пользуя в максимальной степени рабочую
силу и промышленные ресурсы всех Об-
единенных наций. Наши союзники cpa-
жаются главным образом при помощи соб-
ственного вооружения. Их заводы работа-
ют в основном на собственном сырье и
оборудовании. Их население производит.
льшую часть потребляемого ими. продо-
вольствия. Однако поставки на основе пе-
редачи взаймы или в аренду вооружения
явились существенным дополнением к их
ресурсам». Без передачи товаров взаймы
или в аренду, отмечает Рузвельт,
мы могли затянуть или проиграть не-
которые важнейшие битвы, которые
выиграли союзные войска. «Без допол-
нительных военных материалов;  полу-
ченных взаймы или в аренду, заграничные
заводы, производящие десятки тысяч само-
летов, орудий и танков для разрушения
`германских и японских баз и. промышлен-
ных центров, смогли бы в гораздо мень-
шей степени содействовать разгрому вра-
га». ee
Из общей суммы в 18.608 млн. долларов,
в которую обошлись товары и услуги, пре-
доставленные Соединёнными Штатами взай-
мы или в аренду с марта 1941 года no
ноябрь 1943 года, расходы на товары со-
ставили 87 процентов, а на услуги—!13 про-
центов. Готовое вооружение составило 53. 1943 года — на 318 млн. а всего — на
процента, промышленные материалы—21 про- 548 млн. долларов, из которых 459 млн.

‚ войск, зависит от стратегических и такти-

ческих потребностей войны. Наша общая за-
дача заключается в том, чтобы все самолё-
ты, танки, продовольствие и другие товары,
которые могут произвести все Об’единённые
нации вместе взятые, были использованы
самым эффективным образом нашими общи-
ми вооружёнными силами с целью ускоре-
ния разгрома врага.

С какой бы мы стороны ни подходили,
война дорого обходится и нам и нашим со-
юзникам. Чем нолнее мы сможем сейчас мо-
билизовать свою рабочую силу ‘и другие ре-
сурсы для стоящих перед нами решающих
задач, тем скорее мы добьемся победы и тем
меныше будет она нам стоить людьми в ма-
термальными ценностями. Об’единённые на-
ции вступают в новый год более сильными,

крепкими н более об’единёниыми, чем
когда-либо раныше. Германия и Япония, к
своему горю, скоро ‘убедятся в этом».

В отчете указывается, что поставки Co-
ветскому Союзу на основе закона о пере-
даче взаймы или в аренду вооружения за
период с марта 1941 г. по октябрь 1943 го-
да составили 3.550.443 тыс. долларов, т. е.
более одной четверти всего экспорта на
этой основе ‘во все страны. Поставки Со-
ветскому Союзу в 1943 году сильно увели-
чились. За первые 10 месяцев” 1943 года
сни на 63 процента превысили поставки за
весь 1942 год. Общий экспорт в Советский
Союз на основе закона о передаче взаймы
или в аренду вооружения включал артил-

лерийского снаряжения и боеприпасов, на  бо

507.678 тыс. долларов, танков и частей
к ним—на 215.953 тыс. долларов, автома-
шин и частей к ним—на 461.256 тыс. дол-
ларов, судов-——на 86.691 тыс. долларов,
промышленных материалов—на 964.786 тыс.
долларов, продовольствия и других това-
ров-—на 594.555 тыю. долларов. Экспорт
танков в этом году сильно сократился в
соответствии с сократившимися потребно-
стями Однако вывоз самолетов и
частей к ним, артиллерийского снаряжения,
боеприпасов, промышленных материалов,
судов и автомашин увеличился. За первые
10 месяцев 1943 года стоимость экспорта
продовольствия в Советский Союз по прин-
ципу передачи взаймы или в аренду боль-
ше чем вдвое превысила весь такой экс-
порт за 1942 год.

«Помощь на основе передачи взаймы или
в аренду вооружения, которую мы оказа-

ли СССР, была эффективно использована’
в наступательных операциях Красной Ap-.
мии на Украине и Белоруссии»,— продол-’
жает Рузвельт. По октябрь включительно!

Советскому Союзу было послано почти

7 тыс. самолетов — больше, чем в любую!

пругую страну, пользующуюся такой по-
мощью, более 3.500 танков, 195 тыс. ав-
томашин, в том числе грузовики, машины
повышенной проходимости, мотоциклы и
т. д. «Эти материалы не только дали Со-
ветам важное наступательное оружие, но и
обеспечили снабжение русского фронта,
‚ тянущегося на 2 тыс. миль».

‚ Чтобы облегчить ‘нехватку продоволь-
ствия, об’ясняющуюся оккупацией и опусто-
пением нацистами около 40 процентов
плодороднейших земель Советского Союзз,

Борьба против немецких оккупантов
в Северной Италии

СТАМБУЛ, 9 января. (ТАСС). По посту-
пающим сюда многочисленным сведениям,
население Северной Италии ведёт чепри-
миримую борьбу против гитлеровских: окку-
пантов и их итальянских пособников. Еже-
дневно происходят нападения на гитлеров-
ских солдат и офицеров, а также фашист-
ских чиновников и диверсионные акты на
_предприятиях, работающих на гитлеров-
скую армию.

В середане декабря на олной из площа-
дей города Алессандрия был убит коман-
дир фашистского пехотного полка полков-
нак Сальваторе Руджери. В стычке с груп-
пой вооружённых итальянских антифаши-
стов был убит начальник фашистской мили-
цаи города Турина. :

Итало-фашистские газеты сообщают, что

7 декабря в Генуе 3 итальянца, вооружён-

ных бомбами и резольверами, совершили
нападение на группу ехавших в трамвае
фашастских чёрнорубашечников. Олин из
‘нападавших был убит на месте, два других
были схвачены, приговорены к смертной
казни и на следующий день расстреляны.

В конце декабря в нескольких цехах ми-
ланского машиностроительного завода, про-
изводящего сейчас вооружение для гитле-
ровской армии, было выведено одновре-
. менно из строя 29 станков. Это нарушило

сохранять рационы

Европе». ’Подсчеты в долларах хоро-  в несколько раз болыше нефти, чем амери-
ши для измерения одной фазы  в0- каниы. Нефтяные поомыслы Среднего `Вос-!
енных усилий союзников, но «ни ста- тока используются в максимальной степени,
тистикой передачи товаров взаймы или какая совместима с эффективным использо-

в аренду, ни цифрами. долларов нельзя из-
мерить соотношение тех вкладов, которые
вносят США и другие Об’единённые нации
в дело обеспечения победы в войне». Каж-
дая страна вносила различный вклад в за-
висимости от своих ресурсов и военной об-
становки. «Одним пришлось давать болыше
оружия и материалов, другим — больше лю-
дей или иметь больше разрушенных горо-
дов. Все дают то, что могут для победы».
Общая стоимость экспорта по закону о
передаче взаймы или в аренду вооруже-
ния, продолжает Рузвельт,  составляю-
шая 13.844 млн. долларов,  распреде-
ляется следующим образом: в Соединен-
ное Королевство в 1941 году послано това-
фов на 573 млн. долларов, в 1942 г. на
2.005 млн. долларов, за 10 месяцев 1943 го-
дана 3.402 млн. долларов, ‘а всего — на!
5.980 млн. долларов. Из этой суммы: 2.391
ылн. приходится на вооружение, 1.555 млн.—
на промышленные материалы, 2.034 млн.—

на продовольствие и сельскохозяйственные   районе на полную мощность. Расширение  ДИтельной

продукты. В Советский Союз в 1942 году
послано товаров на 1.352 млн. долларов, за
первые 10 месяцев 1943 года — на 2.198 млн.
долларов, а всего—на 3.550 млн. долларов.
Из этой суммы 1.991 млн. долларов прихо-
дится ‘на вооружение, 965 млн.— на промыш-
ленные материалы, 594 млн.—на продоволь-
ствие и сельскохозяйственные продукты.

Распределение поставок ‘на основе прин-
ципа передачи взаймы или в аренду в Аф-
рику, на Средний Восток и в район Срели-
земного моря дает следующую картину: в
1942 году было послано товаров на 692 млн.
долларов, за песзые 10 месяцев 1943 года—
на 1.380 млн., а всего — на 2.168 млн., из
которых на 1.604 млн. вооружений, на 432
млн. промышленных материалов и на 132 млн.
продовольствия и  сельскохозяйственных
продуктов. i

В Китай, Индию, Австралию и Новую Зе-
ландию послано в 1942 году товаров на 641
млн. долларов, за первые 10 месяцев 1543
года — на 910 млн., а всего — на 1.603 млн.

долларов, из которых 1.035 млн. приходитея
на вооружение, 505 млн.— на промышлениые

‘материалы и 63 млн.— на продювольствие и

сельскохозяйственные продукты.

В другие страны послано в 1941 году

в

1942;

ванием танкеров и необходимостью выпуска,
наибольшего количества таких нефтейродук-
тов, которые больше всего нужны для вой-
ны, как, например, авиационного и других.
высокооктановых сортов бензина. Принад-
лежащие англичанам нефтеперегонные заво-
ды в Абадане (в Персидском заливе)—круп-
нейшие неф юнные заводы на Среднем
Востоке, учитывая вышеуказанные условия,
работают на полную мощность. Вследствие
недостатка танкеров на Абаданских промы-
слах приходится перекачивать обратно тя-
желые нефтепродуюты, получаемые пру про-
изводстве бензина. Этот метод не экономи-
чен, но зато он экономит танкеры для пере-
возки авиационного бензина. Английское
правительство значительно расширило свои
нефтяные предприятия на Среднем Востоке.
Принадлежащие англичанам нефтеперегон-
ные заволы в Хайфе расширились. Нефтене-
регонные заводы в Суэце в течение всего
периода военных действий работают в этом!

этих заводов производится за счет англичан.
Бахрейнские нефтеперегонные заводы, при-
надлежащие Соединенным Штатам, будут.
расширены, причем стоимость нового обору-
дования будет оплачена владельцами с но-
мощью правительственного займа. *

За незначительными исключениями, Co.)
единенные Штаты`не платят за нефтепродук-
ты, получаемые со Среднего Востока, и фак-
тически пользуются ими на основе принципа
ответной передачи взаймы или в аренду.
Большую часть нефтепродуктов для северо-
африканской кампании поставляло Западное
полушарие, но с открытием Средиземного,
моря англичане будут поставлять в этот!
район подавляющую часть нефтепродуютов.

Большая часть потребностей СССР в неф-!
ти удовлетворяется из его собственных ис-
точников, но США поставляют ему взаймы
или в аренду некоторые наиболее важные!
нефтепродукты, которые не производятся в.
СССР в-достаточных количествах. Советско-!
му Союзу послано оборудование для не-
скольких нефтеперегонных заволов, что даст
ему возможность увеличивать производетво
авиационного бензина и других ценных неф-
тепродуктов из советских источников.

В рааделе отчета, посвященном сельско-,

лами английской авиации Ha средиземно-
морском театре операций c подчинением
Икеру.

Главный маршал авиации Шолто Дуглас
назначен командующим английской берего-
вой авиацией.

Слессор занимал пост командующего бе-
реговой авиацией с ноября 1942 года. Дуг-
лас был командующим военно-воздушными
силами Англии на Ближнем Востоке с но-
ября 1942 года. До этого он был команду-
ющим“английской истребительной авиацией.

Кай
Боевые действия
народно-освободительной

армии Югославии

ЖЕНЕВА, 9 января. (ТАСС). Как сооб-
щают из Югославии, продолжаются бои
в секторе Банья-Лука — Приедор. В Цен-
тральной Боснии, где крупные германские!

ную территорию, идут упорные бон. B
Санджаке части народно-освободительной
армии продолжают очищать территорию от
гитлеровцев и четников. В  Динарских,
Альпах, в Далмации части народно-освобо-,
армии ведут - наступательные!
сперации.

В Герцеговине, на дороге Требине —
Билече, части народно-освободительной ар-
мии разгромили вражескую колонну.

ое

Расстрел гитлеровцами
87 заложников в Югославии

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер из Цюриха, по получен-

НЫМ там сведениям, гитлеровцы расстреля-

ли 87 югославов, содержавшихся в каче-

стве заложников в концентрационном ла-

гере в Ясеноваце  (Югославия). Расстрел,
был произведен в отместку за то, что на-
кануне нового года неизвестным лицом
была брошена бомба в кинотеатр, пред-
назначенный исключительно для немцев.
Заложники перед казнью были подверг-
нуты жестокому избиению на глазах у
всех заключенных, затем были  расстре-

ляны.
—о—-

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Штаб об’-
единенного командования вооруженными си-

товаров на 20 млн. долларов,

продовольствие и

сельскохозяйственные

¥

поставок на основе передачи взаймы или,
в аренду в значительной степени об’ясняет- Продукты.
ся резким увеличением авиационного, ар-  Видимо, в ответ на критические замеча-
тиллерийского и другого вооружения, пе- ния, особенно сильно выдвигавшиеся в кру-
реданного союзникам. В 1941 году воору- гах Конгресса по поводу использования в
жение составило 21 процент всех поставок   северо-африканских и  средиземноморских
взаймы или в аренду, в 1942 году—при-, операциях американского бензина и других
близительно 47 процентов. а за первые нефтепродуктов, Рузвельт раз’ясняет воен-
14 месяцев 1943 года около 61 процен- ную необходимость снабжения этого районз

году — на 204 млн., за первые 10 месяцев

цент, продовольствие и другие сельскохо-   приходится на вооружение, 69 млн. — на’
зяйственные продукты-—13 процентов. Рост   промышленные материалы и 15 млн. — на’

хозяйственному машиностроению, говорится, лами союзников в юго-запалной части Ти-
 что Соединенное Королевство, (Советский хого океана сообщает, что на Новой Брита-
  Союз н другие страны всеми сродетвами нии после кратковременного затищья вновь
‘старались увеличить производство продо- завязались бои в районе мыса Глоустер.
вольствия, несмотря на недостаток сельско- Американская морская пехота возобновила
хозяйственных рабочих и машин. Этим са- свои атаки и достигла важной высоты. Ча-
мым они сэкономили миллионы тонн судов, сти американской морской пехоты продви-
но без дополнительного сельскохозяйствен- нулись на две мали к югу от пункта высая-
ного оборудования эти успехи были бы не- ки в заливе Борген и продолжают наступ-
во`можными. С 1941 года Соединенные Шта- ление.
ты вывезли менее 3 процентов всех произве-  Действующие на Новой Гвинее австраляй:
денных в стране сельскохозяйственных ма- ские войска продолжают наступление на по-
шин — на сумму несколько менее 34 млин. бережье полуострова Хуон и продвигаются
долларов. Из них на 20 млн. долларов ма- в настоящее время по направлению к пункту
шин было вывезено в Соединенное Королев- Шарихорст.

та. Услуги, предоставленные на основе   нефтепродуктами. Он отмечает, что во
принципа передачи взаймы или в LY eT Северной Африке все нефте-
до ноября 1943 года включительно, соста-! продукты расходуются под контролем во-

Налёт на Западную
Германию

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Английское
Е министерство авиации сообщает, что в ночь
весь производственный процесс и сорвало, на 9 яиваря“ самолёты типа «Москито» со-
выполнение декабрьского заказа гитлеров-  вершили налет на. Западную Германию.
ского командования. Среди рабочих завода Один английский самолёт не вернулся на
производятся аресты. В серелане декабря свою базу.
: —=os—

неизвестными лицами были брошены  бом-
Бюджет Французского

бы в германские военные склады в городе
Болонье, Начальник гестапо в Болонье

Комитета Национального
Освобождения

‚После этого ввёл в городе осадное поло-

‚ жение и наложил на население огромную

контрибуцию. В приказе, изданном окку-

пационными властями, говорилось, что в лондон, 9 января. (T ACC). Агентство
Рейтер сообщает из Алжира о том, что
‚8 января Франщузский Комитет Националь-
ного Освобождения утвердил бюджет на.

случае повторения диверсионных актов ге-
стапо расстреляет всех политических за-
1944 год в сумме 42,5 миллиарда франков.

ключённых, содержащихся в тюрьмах Бо-
лоньи.

По признанию корреспондента гитлеров-
ской газеты «Донау цейтунг», в Венеции
‘создалась столь напряжённая обстановка,
что начальник германского гарнизона 3a-
претил в’езд и выезд из города, надеясь
таким путём предотвратить проникновение
в город вооружённых партизан и `поме-
щать связи межлу населением города и
партизансками отрядами, оперирующими в
районе Венеции. По сообщению того же
корреспондента, в Северной Италии дей-
ствует уже 50 особых германских судов,
занятых ‘исключительно делами о сабота-
же, диверсиях и других антигерманских
выступлениях.

СТАМБУЛ, 9 января. (ТАСС). Взяточ-
ничество и казнокрадство в Румынии при-
няли столь угрожающие размеры, что да-
же румынские газеты вынуждены бить
тревогу. «Ежедневно.— пишет газета «Вя-
‚ца»,—становятся известными факты взяточ-
ничества и подкупа государственных чи-
вовников. Это зло укоренилось в нашем
государственном организме и разедает
его, как злокачественная опухоль».

Другая румынская газета—<«Универсул»—
поместила статью, в пишет, что

Взяточничество и казнокрадство в Румынии

ство, на 6,5 млн. долларов—в Австралию и! ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). В коммюни-
Новую Зеландию, на 1,5 млн.—в Индию и на  Ее морского министерства США указывает-
меньшие суммы—в другие страны. ся, что 6 января американские бомбардиров-
: щики дальнего действия атаковали две
японских базы на Маршальских островах.
ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Морское ми-
HucTepcTso CIITA сообииило, что действую-
щие на Тихом океане американские подвол-
ные лодки потопили 10 японских судов, в
том числе один крупный танкер, одно круп-
ое грузовое судно, один средний транспорт,
5 среднйх грузовых судов и два небольших
грузовых судна»

Гитлеровцы вводят в Дании
трудовую повинность

СТОКГОЛЬМ, 9 января. (ТАСС). Дат-
ское телеграфное атентство сообщает, ‘что
гитлеровские оккупационные власти в Да-
нии подготовляют мобилизацию населения
для отбывания трудовой повинности. Это!
мероприятие вызвано тем, что население
уклоняется от работы на немцев. Гитлеров-
цы предполагают ввести 16-месячную тру-
довую повинность. Предусматриваются су-
ровые наказания для всех, кто будет укло-
няться от мобилизации. Эти лица будут
предаваться германскому военному суду.

На побережье пролива Эресун, отделяю-
ицего Данию от Швеции, усилена немецкая
охрана, так как гитлеровцы предвидят, что
  как только будет об’явлено о введении обя-
 зательной трудовой повинности, из Дании в
Швецию устремится новый поток беженцев.

—Oo—

И. ностраниая ‘хроника

ЗЕ В Алжире начала выходить газета
«Ла Натри», предназначенная для фран-
цузских войск.

$ Газета «Ла Вангуардиа» — орган ко-
циалистической партии Аргентины — об’-
явила, что она прекращает выход в связи с
тем, что правительственный декрет от 5 ян-
варя устанавливает настолько жёсткий кон-

троль над печатью, что «газетам становится

совершенно невозможным выполнять свой
долг».

ЗЕ Шведская газета «Дагенс нюхетер» со
общает, что с начала нового года в Данию
чиновники вымогают у торговцев и про- прибыло пять немецких полнцей ааа

мышленников взятки под видом различных онюв, которые, по словам Sats се
пожертвований, угрожая ‹<опротивляющим-  специальную подготовку по «борьбе с акта-
ся различными карами. ми саботажа».

”Недавно в официальном органе румын- $f Гитлеровская газета «Фелькишер бео-
ского правительства «Мониторул офичиал» бахтер» признает, что вследствие плохого
было ‘опубликовано постановление прави- Е я ‚в Германии в стране
тельства Антонеску о том, что государство ПР дит массовый хищнический убой

свиней.

будет выплачивать специальное возлаграж-  He 1.
емць потребовали &

дение лицам, доносящим властям о фактах от Национальню-

то общества французских рог
взяточничества и подкупа. т С о

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Лени
Д 3-36-82

Иностранного — Д 3-32-85;

Se ae. “A ter, tol

„Писем — Д 3-15-69; Мествой

ЕЯ

У.
” сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3- г
В ‚ Типография газеты «Пра

see

едеставье газет в

.

вда» имени Сталина,

отправки в Германию еще 100 паровозов.

декое птоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-48; ме 2 = г
-73; Военного Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел аи м: оной Сельскохозяйственн

срок сообитать по тел

(9466)

[a

10 ЯНВАРЯ 1944 г., № 9

a io epee EE

Весенний сев

B  Гуркменистане

АШХАБАД, 9 января. (TACT). Болхозы
Алихабадекой области, пользуясь благо-
ной  потодой, начали ранний ©5в

прия
яровых зерновых. За неделю
в области засеяно пшеницей м ачменем

2.210 гектаров. о

Разучивание нового гимна

ЛЕНИНГРАД, 9 января. (Корр. «Прав-
ды»). В Ленинграде широко развертывается
популяризация нового государственного гим-
на Советского Союза. Текст гимна опубли-
кован во всех многотиражкках и стенных га-
зетах предприятий и ‘учреждений. На заво-
лах и фабриках устроены специальные вит-
рины с текстом и нотами.

На предприятиях и в школах возникают

5 рива-
хоровые кружки, занимающиеся фазу
нием. гимна. Эксперимевтальная фабрика

граммофонных пластинок готовит выпуск
первой партии’ пластинок © новым государ-
ственным гамном.

В Ленинградском
Флата вчера собралось 6
ков краснофлотской хулож:
деятельности. Они разучива

ского Союза. 2 :
Ансамбль красноармейской песни и пляски

Политуправления Ленинградского фронта
посылает бригады в части для помощи бой-
цам и офицерам в разучивании гимна.

В подразделениях Ленинградского фронта
и Краснознаменной Балтики баянисты, за-
тейники и запевалы помогают своим това-
рищам разучивать текст гимна и его мотив.

Доме Военно-Морского
олее 700 участни-
ественной само-
‚ли гимн Совет-

СОРЕВНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ
ХХУ! ГОДОВЩИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ

ВОЛОГДА, 9 января. (Корр. «Правды»).
На предприятиях Вологды развёртывается
социалистическое copeBHOBaBHe имени
ХХУ! годовщины Красной Армии. Рабочие
и инженерно-технические работники ма-
шиностроительного завода «Северный ком-
мунар» обязались к 23 февраля выполнить
9-месячный план. Такие же обязательства
приняты на. паровозо-ватоноремонтном 3а-
воде, швейной фабрике имени Клары Цет-
кин и на судоремонтном заводе.

По примеру Екатерины Барышниковой в
городе ширится движение за повышение
производительности труда. В 60 комсо-
мольско-молодёжных бригадах, имеющих-
ся на предприятиях, высвобождено около

200 человек.
о
«Д ойна»

(Государственный молдавский ансамбль

песни и пляски)

В зале им. Чайковского состоялся кон-
церт Государственного молдавского ансам-
бля песни и пляски «Дойна» под художест-
венным руководством Д. Гершфельда.

С болыним под’ёмом под аккомпанемент
оркестра хор исполнил «Песню о Сталине».
Мелодично прозвучали молдавские народные
песни. Вокальный квартёт в составе тт. Бор-
ша; Гану. Вакс, Радзи хорошо спел народную
песню «Кирияк», шуточную «Жук и роза».
Приятным голосом обладает солистка

‘силы пытаются прорваться на освобожден- С. Гесагри, удачно выступившая с песнями

«Полевая почта» и особенно «Дойна».

Молдавские национальные песни в ис-
полнении ансамбля производят наибольшее
впечатление. Меньше удаются ему песни
иного репертуара, как, например, «Вечер на
рейде», «Бескозырка» и др.

Во втором отделении была исполнена
«Молдавская сюита». Молодо, задорно зву-
чали песни, увлекали вихревым ‘темпом
темпераментные пляски, удачно поставлеч-
ные балетмейстером Б. Таировым. Здесь
надо выделить солистов балета И. Пшенич-

ную и П. Сандула.
7 Викторина КРИГЕР.
—о—

Найден куст самородного золота

ЧЕЛЯБИНСК, 9 января. (Корр. «Прав-
ды»). На Ленинском прииске треста «Миас-
золото» бригада старапелей тов. Пеганова,
восстанавливая старый рудник, обнаружи-
ла куст самородного золота. За несколько
‘дней старатела вырыли три килотрамма з0-
лота. Дальнейшая выемка золота продол:
жается.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
нри Комитете по Делам Высшей школы
при СНК СССР.

12 января 1944 года в Доме ученых co-
стоится публичная лекция ВЕЛИМИРА

ВЛАХОВИЧА на тему: -
ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА
НАРОДОВ ЮГОСЛАВИИ.

Начало лекции в 7 час. 30 минут вечера.
Цена билетов — от 2 до 5 рублей. Би-
леты продаются в кассе Дома узчвных
(улиа Кропоткина, дом № 16) и в кассе
Колонного зала (Пушкинская ул., дом № 1,
под’езд № 3). :

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «ФРОНТ» —
Первый, Ударник, Москва. Метрополь, Ko
лизей, Родина, Центральный, Художествен
ный, Форум, Таганский, Орион, Шторм,
Динамо,

«ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ-ДЖАЗА» — Метрополь,
Баррикады, им. ПТ Интервациовнала.

«НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ТШВЕЙКА» — Диск
Таганский ПКиО.

а — Снартак.

«SKI SAA» — Apanra A

“05a BOGHAS 2 Gepa

«БАБЫ» — Экран жизни,

«СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА» — Перекоп,

«ДРУЖБА» — Ленинградский ПКиО.

«ПЕТР 1-Й» (2 серия) — Молот.

«СТЕПАН РАЗИН» — к/т ЗИС.

«60 ДНЕЙ» — Экснресе.

«ЛЕДИ ГАМИЛЬТОН» — Мир,

«ПЯТЫЙ ОКЕАН» — Дет. к/т Юный зритель.

«МАПТЕНЬКА» — Дет, кл Октябрь (веч.).

«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» — Кадр.

А — Луч.

«АЛЕКСАНДР ПАРХОМЕНКО» —Ав а.

«ЛОЧЬ МОРЯКА» — Востоккино, ыы

«МАОСКАРАД» — Мран.

ие ПУТЬ» — Смена
УЛЬ ATIDMbI — Дет. к/т Октябрь (ляём).

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА moe — iets =f Юный
зритель (днём).

«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 78-79» — Хроника,
Новости дня.

ГОСУДАРОТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТБАТР — 10/1-
На всякого мудреца довольно простоты, Начало
в 7 час. вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(площадь Коммуны, новое здание) — 10/1 —
Pea ees в 7 чае. вечера,

-КОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР имени ЛЕНИН.

СКОГО КОМСОМОЛА — 101 — Нора, Начало

в 7 час. вечера.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (Б. Сало
— 101 — Сильва. Начало в 7 чае.

вая, 18)
вечера. }
+ МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР
ул. Горького, 5)—10/I— Без намёков, Ha-
чало в 7 ч. 30 м. вечера.
а ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР.
и Я—БОЛЫШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ--
о ay час. 30 м. вечера, — Konnepr apr
aye иного театра, Малого театра,
Филармонии ee ен
PY вольной ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — 111,
= час. 30 м. вечера, — Органный вечер
‚ Гедике. В программе Бах. .
& московский ОРДЕНА ЛЕНИНА ГООЦИРК-
а ро представление по разно
2 рограмме. В $ — ‚Аш
Начало в 7 ч. 30 м. Вен а

oro — Д 3-10-85; Эконом

ефону Д 3-06-05
Изя. № 8.

ического — пул

в