Е ЕЕ TR

г r
=

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Как пе-
редаёг агентство Рейтер из Вашингтона,
президент Рузвельт в ежегодном послании
конгрессу призывает его принять закон о
национальной повинности.

«Как вам известно, — заявляет  Pys-
вельт, — я три года не решался предло-
жить вам закон о национальной повинно-
‘сти. Однако. сейчас я убеждён в его необ-
ходимости. Хотя я считаю, что мы и наши
союзники можем выиграть войну, не при-
бегая к этой мере, я все же убеждён, что
TMs всеоб’емлющая мобилизация всех на-
WAX ресурсов, людских резервов и капита*
ла гарантирует скорейшую победу, сокра-
тит страдания, горести и кровопролитие».

Рузвельт указал далее, что Соединённые
Штаты присоединились к весьма обширным
и конкретным планам во время Москов-
ской, Каирской и Тегеранской конферен-
ций. Не было заключено никаких тайных
договоров и не было принято никаких тай-
ных политических и ‹ финансовых обязаз
тельств. Соединённые Штаты были едины
в решимости сделать так, чтобы за этой
войной не последовала катастрофа, «чтобы
мы не повторили трагическую ошибку
страусовой политики изоляционизма и
чтобы не повторились эксцессы безумных
20-х годов, когда наша страна предалась
беспечности, что привело к трагической ка-
тастрофе».

Касаясь конференций на Среднем Восто-
ке, Рузвельт заявил: «Одну из главнейших
целей, обсуждавшихся нами для каждой
страны в отдельности и для всех Об’еди-
нёнчых наций, можно охарактеризовать од-
ним словом — безопасность. Это означает
не только физическую безопасность, ко-
торая предусматривает асность от на-
падения агрессоров. Это ‘означает также
экономическую безопасность, ‘социальную
безопасность и моральную безопасность в
семье наций». Рузвельт осудил излишнюю
уверенность и благодушие, назвав их са-
мыми смертельными’ врагами Об’единённых
наций,

В своем послании Рузвельт призывает
также разработать планы обеспечения проч-
ного мира. Интересы каждой нации, малой
й великой, требуют, чтобы все свободолю-
бивые страны присоединились к справедли-
вой и прочной системе мира. «При нынеш-
чей международной обстановке, — заявляет
Рузвельт, — действия Германии, Италии и
Японии показали, что установление какого-
то военного контроля над возмутителями
спокойствия столь же необходимо в отно-
шениях между нациями, Как и между гра-
жданами в обществе. Столь же важным для
обеспечения мира является обеспечение
приличного уровня жизни для каждого
мужчины, женщины и ‘ребёнка во всех
странах. Свобода от страха связана со
свободой от нужды»,

Далее Рузвельт осудил разногласия, су-
ществующие между американцами на вну-
треннем фронте. Он заявил: «Сейчас, как
никогда, наступило время подчинить инди-
видуальные и групповые  эгоистические
интересы требованиям национального блага».

Рузвельт наметил план «второго билляо
правах, обеспечивающего мир и ‘безопас-
ность для всех».

Далее Рузвельт заявляет: «Наша страна за,
последние два года стала активным участ-
ником величайшей мировой войны против
человеческого: рабства. Мы присоединились
к правильно мыслящим людям, чтобы за-
щитить себя в мире, который ‘находился под
сильной угрозой ганготерского режима. Но
я не думаю, чтобы кто-либо из нас, амери-
канцев, удовлетворился бы лишь тем; что
ему улалось только выжить. Жертвы, кото-
рые приносим мы и чаши союзники, возла-
гают на всех нас священный долг обеспе-
чить такое положение, чтобы в результате
этой войны мы и наши дети не просто выжи-
ли, но добились чего-то‘ лучшего. Мы об’е-
динены решимостью сделать так, чтобы за
этой войной не последовала новая катастро-

фа.

locnanue президента: (1

Е ЕЕ

Когда в октябре Хэлл отправлялся в Мо-
скву, а я в ноябре поехал в Каир и Тегеран,
мы знали, что мы и наши союзники едины
в своей общей решимости сражаться и вы-
играть эту войну. Однако имелось много
жизненно важных вопросов, касавшихся бу-
дущего мира, м они были обсуждены в ат-
мосфере полной искренности и гармонии. В
прошлую войну такого рода переговоры и
встречи даже не начинались, пока не прекра-
тилась стрельба н пока делегаты не начали
собираться за столом мирной конференции.
Тогда не было случаев вести переговоры, ре-
зультатом которых было бы согласие умов.
Следствием этого явился мир, который не
был миром. Эту ошибку мы не повторяем в
вынешней войне. Здесь я хочу прямо обра-
титься е парой слон к некоторым страдаю-
щим подозрительностью людям, опасающим-
ся того, что Хэллили я взяли на себя «обя-
зательства» на будущее, которые могли бы
связать Соединённые Штаты секретными до-
говорами или заставить их играть роль Сан-
та Клауса*). Таким, если говорить вежливо,
страдающим подозрипельностью людям я
желаю сообщить, что Черчилль, Сталин и
Чан Кай-ши — все они превосходно знакомы
< пунктами нашей конституции. С ними зна-
комы также Хэлл и я. Конечно, мы взяли на
себя некоторые обязательства. Безусловно
мы взялн на себя обязательства в отноше-
нии весьма обширных и весьма определённых
военных планов, которые требуют использо-
вания всех сил союзников для разгрома наших
врагов в возможно кратчайший срок. Однако
не имели места какие-либо секретные догово-
ры или секретные политические и фанансовые
обязательства. Во время четких и конкрет-
ных бесед, которые я вел с генералиссиму-
сом, co Сталиным и с премьер-министром
Черчиллем, было более чем ясно, что все
они в величайшей степени заинтересованы в
возобновления мирного прогресса своих соб-
ственных народов — прогресса в чаправле-
нии к лучшей жизни. Все наши союзники
желают. свободы, чтобы развивать свои зем-
ла и ресурсы, чтобы развивать промышлен-
ность, развивать просвещение м индивиду-
альную инициативу и повьзшать жизненчый
уровень. Все ваши союзники познали на
горьком опыте, что подлинное развитие будет
невозможно, если они позволят отзлекать
себя от цели непрерывными войнами или. хо-
тя бы угрозами войчы.

Существуют люди, которые действуют
среди нашего народа подобно кротам, пы-
таясь сеять подозрения м утверждая, что
в случае, если другим народам будет ока-
зано содействие в повышении их жизнен-
ного уровня, то наш собственный амери-
канский уровень жизни должен безусловно
понизиться. ‘В действительности дело об-
стоит совершенйо наоборот. Неоднократно
было доказаню, что если жизненный уро-
вень какой-либо страны идёт вверх, то со-

‘ответственно этому повышается ее поку-

пательная способность, а это повышение
способствует улучшению жизненного уров-
ня в соседних странах, с которыми эта
страна. торгует. Это—очевидная истина, и
именно такого рода очевидная истина ©оз-
дала базу для наших переговоров в Москве
и Тегеране. Неверная постановка вопроса
состоит в том, что чрезмерно подчеркива-
ют менее важные проблемы и тем самым
оттесняют на’ задний план первоочередную
величайшую проблему. Подавляющее
большинство нашего народа встретило тре-
бования нынешней войны с великолепным
мужеством и пониманием. Оно согласилось
на неудобства, согласилось на трудности,
согласилось на трагические жертвы. И оно
готово и стремится к тому, чтобы сделать
любой новый вклад, который потребуется
для того, чтобы выиграть войну как можно
быстрее, если только дать ему возмож-
ность понять, что ют него требуется. Од-
нако, ‘в то время как болышинство выпол-
няет свою великую работу без. жалоб,
шумливое меньшинство поднимает крик,
выдвигая требования о предоставлении осо-
бых преимуществ особым группам. Эти лю-

`*) Санта Клаус — «рождественский дед».

ПРА

J i
yi
Е:
zi

ди— чума, заражающая кулуары конгресса
и коктейль-холлы’ Вашингтона, противопо-
ставляющая интересы этих особых групп
коренным интересам нации в целом. Они
стали смотреть ‘на войну, в первую оче-
редь, как на шанс получать прибыли. за
счет своих соседей прибыли в виде денег
нли в виде политического и социального
предпочтения. Однако такая эгоистическая
агитация может быть чрезвычайно опасной
в военное время. Она создаёт смятение.
Она наносит ущерб духу. Она препятству-
ет нашим национальным усилиям. Она му-
тит воду и, следовательно, затягивает
войну.

Если мы беспристрастно проанализируем
американскую историю, то мы не сможем
не заметить того обстоятельства, что в
прошлом мы не всегда забывали. об инди-
видуальных, эгоистических и партийных
интересах во время войны — мы не всегда
были об’единены в отношении цели и на-
правления. Мы ше можем пройти мимо
серьёзных разногласий и отсутствия един-
ства, имевших место во время нашей рево-
люционнюй войны, войны 1812 года или
во время нашей войны между штатами,
когда решалась судьба самой страны. Во
время первой мировой войны мы более чем
в какой-либо другой войне приблизились
к установлению национального единства.

Однако эта война продолжалась для нас

всего лишь полтора года, и в последние

месяцы войны стали усиливаться признаки

разногласий. Во’время нынешней войны
нам пришлось убедиться в том, насколько
взаимозависимы друг от друга все группы
и слои населения Америки». «Отсутствие
единства внутри страны-—фраспри, преследо-
вание узкопартийных интересов, прекраще-
ние работы, инфляция, сохранение изли-
шеств мирного времени,— заявляет Руз-
вельт/— вот то, что может подорвать мо-
ральное состояние храбрых людей, гото-
вых погибнуть на фронте ради нас».

Предостерегая против настроения само-
успокоенности, требуя мобилизации всех
сил страны для обеспечения победы, Руз-
вельт продолжает:

«Давайте вспомним уроки 1918 года. Ле-
том того года ход войны сложился благо-
приятно для союзников. Но наше  прави-
тельство не ослабило ‘усилий. Фактически
наши национальные усилия были ещё бо-
лее напряженными. В августе 1918 года
предельный возраст для мобилизации был
повышен — с 21—31 до 18—45 лет. Пре-
зидент ‘обратился с призывом «напрячь
силы до предела», и его призыв нашёл от-
клик. В ноябре * всего лишь тремя меся-
цами  позже — Германия капитулировала.
Вот как надо воевать и выигрывать вой-
ну — напрячь все силы до предела, а не
смотреть. одним глазом на поля сражения
за границей, а другим глазом следить 3a
личными или политическими интересами на
родине».

«Чтобы сконцентрировать всю нашу энер-
гию и ресурсы для победы в войне и обес-
печения справедливой и устойчивой эконо-
мики внутри страны», Рузвельт рекомендо-
вал. конгрессу принять ‘программу 43
5 пунктов, а именно: ввести закон © на-
логообложении, в силу которого будут
облагаться налогом все чрезмерные доходы
как личные, так и корпораций; сохранить
закон о перезаключении военных контрак-
тов, что предотвратит извлечение чрезмер-
ных доходов и обеспечит правительству
справедливые цены; принять закон © про-
довольственных ценах, который ‘даст пра-
вительству возможность установить разум-
ные минимальные цены, которые фермеры
могут получить за свои товары, и устано-
вить предельные цены, которые  потреби-
тели будут уплачивать за покупаемое про-

‘довольствие; продлить срок действия зако-

на о стабилизации от октября 1942 г., uc-
текающий 30 июня 1944 года; принять за-
кон о национальной повинности.

Касаясь этого предложения, Рузвельт
заявляет: «Федеральное правительство уже
облечено основной властью для’ мобилиза-

BAA.

.

А Рузвельта. конгрессу

ции капитала и всякого рода собственности
для нужд войны на основе справедливого
вознаграждения. Я получил рекомендации
по этому вопросу от руководителей воен-
ного и морского министерств и правитель-
ственной морской комиссии. Это люди, ко-
торые несут ответственность за обеспечение
необходимым вооружением и боеприпасами
и за успешное ведение войны на поле боя.
\Ози заявляют: «Когда самое существование
  страны находится в опасности, служить
делжны в одинаковой степени все мужчины
а женщины. В такое время нельзя устанав-
ливать различия между мужчинами и жен-
щинами, которым правительство поручило
  оборону страны на поле боя, и мужчинами и
женщинами, выделенными для производства
жизненно важных ‘материалов, необходимых
для успешного ведения военных операций,
  Быстрое введение закона о национальной
  повинности будет лишь способствовать рас-
пространевию этой ответственности на всех.
Нащиональная пованность является наибо-
лее демократическам способом вед:
  войны».
  «Некоторые утверждают,‚— говорится да-
лее в послании,— что мы уже прошли тот
‘этап в войне, когда национальная повин-
‚ность необходима, но наши солдаты и мо-
 ряки знают, что это незерно. Мы идем впе-
‘рад по ‘длинной и трудной дороге, а во всех
  путешествиях последние миля самые труд-
  ные. Именно для этого последнего усилия—
полното разгрома наших вратов — мы долж-
ны стабилизвровать все наши ресурсы. На-
циюнальная военная программа требует ис.
пользования в 1944 году большего количе-
ства людей, чем в 1943 году. Я убежден,
что американский народ будет приветство-
вать это мероприятае для обеспечения по-
беды, опирающееся на неизменно верный
пранции: «что справедливо для одного,
справедливо и для всех». Это даст народу
нашей страны уверенность в том, что он
полностью поддерживает наших солдат и
моряков. И это деморализует противкика и
заставит его убедиться в том, что мы серь-
езно настроены, что мы—130-миллионный
американский народ — идём походом на
Рим, Берлин и Токио. Я надеюсь, что кон-
гресс признает, что наши огромные силы
должны быть использованы для великих
целей. Что касается аппарата для осущест
вления этого мероприятия, то сам конгресс
должен определить его характер, но он дол-
жен быть. вполне беспристрастным».
«Если наша страна не будет находиться
в безопасности, — заканчивается послание, —
то не будет. прочного мира во всем мире.
Один из великих американских промышлен-
ников нашего времени оказал большую ус-
лугу своей стране в нынешнем кризисе, ког:
да он недавно подчеркнул серьезную опас-
ность *«крайней реакции» в нашей’ стране.
Если такая реакция получит дальнейшее
`разватие, если история повторится, и мы
BO я к так называемому состоянию
1920 года, то мы можем наверняка сказать,
что, несмотря на победу над нашими врага-
ми на поле батвы, мы уступим фашистскому
духу у себя в стране. Члены наших воору:
жённых сил, находящиеся за границей, иих
семьи внутри страны рассчитывают на из-
ложенную выше программу и имеют право
настаивать на ней. Именно к их требованиям
должно прислушиваться наше правительст-

во скорее, нежели к ворчливым требованиям.

эгоистических групп, пытающихся оказать
давление ¢ целью обеспечить себе уют в
своих собственных гнёздах в момент, когда
молодые американцы отдают свою жизнь.

Внешняя политика, которой мы придержи-
вались,— политика, которой мы‘ руководст-
вовались в Москве, Каире и Тегеране —
основана на принципе здравого смысла, ко-
торый лучше всего выражен Вениамином
Франклином 4 июля 1766 г.: «Все мы долж-
ны держаться вместе, в противном‘ случае
мы. несомненно, будем висеть порознь»,
Наивысший долг каждого из нас перед Бо-
гом служить нашей стране в наиболее кри-
тический час её истории с тем, чтобы обес-
печать её величие и ещё больше возвели-
чить её з лучшем мире».

Итальянские фашисты

гитлеровцам

‚ СТАМБУЛ, 12 января. {ТАСС). Поля:
тика открытого грабежа,. осуществляемая
гитлеровцами в оккупированных ими обла-
стях Италии, создала невыносимые усло:
вия существования для итальянского на-
селения. Ограблению Италии гитлеровцами
содействуют их фашистские лакеи из ла-
геря Муссолини. Опубликованная так на-
зываемым «фашистско-рестубликанским пра-
вительством» Муссолини «новая хозяйствен-
ная программа», широко рекламируемая
печатью Муссолини, по сущеслву служит
прикрытием для расхищения ‘итальянской
собственности немцами. Об этом свидетель-
ствуют сообщения °*самой гитлеровской и
нтало-фантистской печати. т

_ Tak, немецко-фапьислская газета «Донау
цейтунг» сбобщила, что ` «правительство»
Муссолини уже конфисковало три крупней-
ших итальянских электротехнических пред-
приятия и заводы фирмы Фиат. Все обору-
дование этих заводов уже перевезено в
Германию. В дальнейшем марионеточные
власли Муссолини предполагают взять в
свои руки все крупные промышленные и
торговые предприятия, а также банки, ко-
торые фактически уже управляются гитле-
ровскими уполномоченными, и таким. обра-
зом «узаконить» передачу этих предприятий
в руки немцев.

Власти Муссолина содействуют также
всеми мерами ограблению итальянской де-
ревни в пользу гитлеровцев. Согласно «но-
вой хозяйственнюй программе», итальянские
крестьяне обязаны одавать государству
почти целиком всю продукцию своих хо-
зяйств. Нарушение этого пункта «програм.
мы» влечет за собой строжайшее наказание
вплоть до смертной казни. Реквизируемые
продукты попадают в руки гитлеровских
оккупационных властей.

Этот грабеж зведег к непрерывному ©б-
нищанию итальянского населения. Из ме-
сяца в Месяц снижается норма отпуска про-
довольствия населению. Существующие
сейчас нормы не могут обеспечить даже по-
луголодного существования. К тому же ма-

грабить

зерный паек отпускается с болыпими пере-
боями. Так, по признанию фашистской га-
зеты «Ресто дель Карлино», население Бо-
лоньй и ряда других городов и районов Се-
вернюй Италии до сих пор не получило
ни грамма продуктов по сентябрьским кар-
точкам. Другая фашистская газета — «Про-
винча ди Комо»—вынуждена была констати-
ревать, что продовольственное положение
Северной Италии становится нетерпимо тя-
желым и что проблема снабжения населе-
ния должна быть в какой-то мере разреше-
на во что бы то ни стало, иначе царящщий в
Северной Италии голод может привести,
по признанию газеты, «к непоправимым по-
следствиям», у

Положение обостряется также в связи с
тем, что гитлеровские оккупащионные вла-
сти категорически запретили всякую рыноч-
ную торговлю, опасаясь, чтобы подлежа-
щие реквизиции сельскохозяйственные про-
дукты не попали, хотя бы частично, ‘через
рынки в руки населения:

В Риме, оккупированном гитлеровцама,
царит настоящий голод. По сообщению
римского корреспондента швейцарской га-
зеты «Нейе цюрхер цейтунг», с 6 декабра
запрещен в’езд.в итальянскую столицу. Это
мероприятие мотивируется ‘властями тем,
что изо дня в день обостряются трудноста
в области снабжения римского населения
продовольствием. К голоду присоединяет-
ся также и холод. Население Рима пол-
ностью лишено топлива,

Голод и бедствия, испытываемые населе-
нием оккупированных районов Италии, при-
водят к росту в этих районах бродяжниче-
ства, беспризорности и нищенства. Фашист-
ская ‘газета «Реджиме фашиста» обратилась
со специальным призывом к населению Кре-
моны «остерегаться многочисленных бродяг
и нищих».

Гитлеровцы используют бедственное по-
ложение итальянского населения для уси.
ления вербовки итальянцев на поинудитель-
ные работы в Германию. О том, насколько
Далеко заходят гпитлеровские планы в этом
отношении, свидетельствует сообщерне га-

помогают
Италию

зеты «Довау цейтунг>», в Котором сказано,
что, «по мнению германских комлетентлых
кругов; Германия сможет использовать до-
полнителыьно для своих целей 2,5 млн.
итальянских рабочих». В перзой половчне
декабря в Рим прибыл известный работор-
говец, гитлеровский уполномоченный no
«вербовке» рабочей силы Заукель для фор-
сирования отправки в Германию итальян-
цев. Вскоре после его прибытия в Риме бы-
ло об’явлено. что лица, «не сумевшие до-
казать», что они имеют работу, и отказав-
щиеся поехать в Германию, ‘будут лишены
вместе со своими семьями продовольствен-
ных карточек. Комментируя это распоряже-
ние, римский корреспондент швейцарской
газеты «Журналь де’Женев» пишет, что
очень многие итальянцы, оставшиеся без
работы вследствие массового закрытия
предиринимателями промышленных и торго-
вых предприятий, «окажутся перед страш-
ным выбором: поехать на в Герма-
нию либо обречь себя и свои семьи на го-
лодную смерть».

Гитлеровцы широко используют также и
более «упрощенные» методы «вербовки»:
они устрашвают облавы на улицах и в до-
мах, хватают способных к труду итальяч-
цев и увозят их в Германию.

Боевые действия
народно-освободительной армии
Югославии

ЖЕНЕВА, 12 января. (ТАСС). По полу-
ченным из Югославии сведениям, в Цент-
ральной и Западной Боснии части народно-
‘освободительной армии оказывают стойкое
сопротивление гитлеровским оккупацион-
ным войскам, которые нажимают в пяти на-
правлениях, пытаясь прорваться на освобо-
ждённую территорию. Германские войска
несут большие потери.

В остальных секторах фронта части на-
родно-освободительной армии совершают
успешные нападения на вражеские гарнизо-
ны, колонны оккупационных войск и ком-
муникации, которыми пользуется противник,

Война на Т

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). ШТаб об -
единённого командования вооружёнными си-
лами союзников в юго-западной части Тихо-
го океана сообщает, что действующие в
районе мыса Глоустер (Новая Брятания). ча-
сти американской морской’ пехоты отбили
две контратаки японцев. Американская мор-
ская пехота отбила атаку японцев в районе
залива Борген (Новая Бритатия), Тяжёлые и
пикирующие бомбардировщики союзников
атаковали японские авиабазы и склады в
Рабауле (Новая Британия). Во время налёта
на японские аэродромы в Вунаканау и То-

`бера (район Рабаула) авиация союзников сби-
ла 16 японских самолётов, потеряв при этом
4 маничы. :

ихом океане

У побережья Кавиенга (Новая Ирландия)
патрульные самолёты союзников подожгли
японский эсминец. На полуострове Хуон
(Новая Гвинея) австралийские войска про-
должают наступать вдоль побережья в се-
верном направлении. Истребительчая авиа-
ция союзников атаковала японский аэродром
на мысе Хоскинса (Новая Британия).

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Штаб
командования войсками союзников в Юго-
Восточной Азии сообщает, что войска союз-
никоз начали операции в Бирме. Развивая
наступление, войска замяли Маунгдау (в 60
милях к северо-западу от крупной японской
базы Акьяб).

Тюрьмы Испании переполнены

политическими заключёнными

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Газета
«Спэниш ньюс леттер» высмеивает лживые
пропагандистские заявления властей Франко
о том, будто большая часть политических
заключённых в Испании выпущена на сво-
боду. Газета констатирует, что общее чис-
ло заключённых во всей Испании достигает
полутора миллионов человек. В однсй лишь
мадридской тюрьме томится 14 тыс. заклю-
чённых, в большинстве своём политических.
Газета перечисляет названия 14 других тю-
рем и упоминает многие полицейские участ-
ки, переполненные политическими заклю-
чёнными. По словам газеты, в концентраци-
онных лагерях, созданных властями‘ Франко,
заключено 150 тыс. челозек.

Предстоящий суд над бывшими
сторонниками Виши в Алжире

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Как пере.
даёт снециальный корреспондент агентства
Рейтер из Алжира, комиссар юстиции Фран-
цузского Комитета Национального Освобож-
дения Франсуа де Мантон сообщил вчера на
заседании Фрачцузской консультативной
ассамблеи о том, что военный трибунал че-
рез несколько дней начнёт судить бывшего
премьер-министра Пьера Этьен Фландена,
бывшего генерал-губернатора Алжира Мар-
селя Пейрутона, бывшего генерал-губерна-
тора Фрачцузской Западной Африки Пьера
Буассона, бывшего министра авиации Виши
генерала Жана Бержере и 283 других лиц.
Де Мантон указал, что обеиняемым пред’-
явлено обвинение в соответствии с уголов-
вым кодексом. Когда обвинительный акт
будет окончательно сформулирован, они
предстачут перед судом, который будет со-
стоять из двух гражданских судей и трёх
штабных офицеров.

„Де Мантон заявил, что по решению Фран:
дения во всех случаях, когда судебное след-
ствие можно будет. вести в Северной Аф-
рике, оно будет вестись там. Откладывание
этого и других подобных ему процессов до
возвращения во Францию, по словам де
Мантона, могло бы рассматриваться, как
проявление слабости со стороны Комитета
Национального Освобождения. Изменники,
сказал де Мантон, будут наказаны в стро-
гом соответствии с республикачской закон-

ROCTHIO.
—O—
Военные действия
в Италии

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Штаб войск
союзников в Северной Африке сообщает,
что английские эсминцы, оперирующие у
адриатического побережья Италии, в ночь на
16 января нанесли артиллерийским огнём
повреждения вражеским железнодорожным
состатам и успешно обстреляли Сан-Бенче-
детто. Они. подвергли обстрелу также одву
шхуну, заставив её выброситься на берег.

На фронте американской 5-Й армии поо-
должалось продвижение английских и аме-
риканских войск. Захвачены новые высоты и
ликвидированы на нах очаги сопротивлечия
противника; укреплены передовые линии
союзных войск. На всём протяжении фронта
обенх армий союзкнков производились ак-
тивные действия передовых отрядов.

Значительные силы авиации союзников

произвели 11 января чалёт на порт Пирей’

(Греция). Ночные бомбардировшики в ночь
на 12 января снова бомбардировали этот же
об’ект. Средние бомбардировщики проназели
налёты на железнодорожный узел Фабриано
(к юго-западу от Анконы) и на товарную
станцию Фалькочара (близ Анконы). Истре-
 бытели поразили несколько судов противни-
ка у побережья Далмации. Лёгкие бомбар-
дировщики снова бомбардироваля Палена в
ближайшем тылу противника.

_ 62079.

О АКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», ‘д, 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ. РЕДАКЦИИ: Справочное бюро
ey т 3 58 Be: Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной  cern — JI 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; ет Д 3-37-63:

Типография газеты «Правиа» имени Сталина.

`Новый английский

—Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 1-52-42;
; Секретариат Е Д 3-15-64; Отдел ан —

— 2 i ea
И ЕЕ Е ee ee a ee = eee ee Ч ee eee Pee ee et ee ЕЕ Е Bees

Две вы

С чувством глубокого волнения проходишь
по выставке художников-фронтовиков 8B
Центральном Доме Красной Армии.

Поражает не только то, что видишь про-
изведения художников, которые живут и
борются плечом к плечу < людьми, бес-
страшно глядящими в глаза смерти, пора-
жает высокий профессиональный уровень ма-
стерства. Правда, нет больших работ, чет в
полном смысле законченных вещей — все это
скорей материал, но какой материал! :

Выставка художников-фронтовиков заслу-
живает особого внимания среди целого ряда
выставок. Прежле всего мне хочется оста-
новиться на работах Яр-Кравченко, и преж-
ние работы которого всегда отличались
твердостью рисунка. Хорошо помню его за-
мечательный альбом, посвященный И. В.
Сталину и в свое время отмеченный на стра-
ницах «Правды».

Теперь его произведения приобрели новый
отпечаток, в них видно творческое горение
художника. Очевидно, события, свидетелем
которых юн является, захватывают ето до
самой глубины души, а мастерство дает воз-
можность так ярко и сильно передавать их
зрителю. Художник Тимков с большим уме-
нием передает вам облик осажденного го-
рода. Он`и Морозов сумели найти подход
к своей теме. Верится в художественну
правду всего ими изображенного. `

Короткая заметка не дает места для более
подробного разбора работ еще многих ху-
дожников выставки. Заслуживают большого
внимания работы Куликова, Луганского,
Железнова, хороша большая работа Сави-
нова.

13 ЯНВАРЯ 1944 г. № 11 (9468)

ет ЕЕ ЕЕ A

#

ставки

по своем

. Продолжением этой выставки Tk
ру и по своей ми авы,
является недавно открытая выставка худюж-
ников в зале Московского товарищества ху-
дожников. Работы Мочальского, Бочкова,
Лаптева и Баюскнна радуют тем, что худож-
ники прежде всего стремятся к одной цели:
запечатлеть зиденное ‘и правильно передать
зрителю. Эти художники не являются пря-
мыми участниками войны, как художники-
бывают на фронтах, все

вает, и это отражено в их! .
т бео хочется сказать о Ванециане, пока-
завшем большую картину «Окюлная mpab-
да». Огромный труд проделан им при ее со-
эдании. Эта работа говорит и © том, как сло-
жен для всякого художника переход от этю-
да к картнне. В картине есть не-
достатки: она как-то темна, тусюла, HO все
же в ней очень мнорое достигнуто. Bo вся-
ком случае, она являет тииимер того подлия-
но серьезного отношения к своему делу,
которого, к сожалению, мехватает очень
многим художникам, надеющимся только на
свой талант, на свою «набитую» руку.

У всех участников двух выставок громад-
ный и ценнейший материал, богатейший за-
пас пережитого. Они всё видели своими гла-
зами.

Настанет скоро пора, когда они спокойно
смогут приступить к созданню больших про-
изведений, достойных нашей великой эпохи.
Пожелаем им, от всего сэрдща полного ус-
пеха.

Народный художник СССР
А. ГЕРАСИМОВ,

Первенство столи

цы по шахматам

Чемпион Москвы—гроссмейстер В. Смыслов

12 января закончился московский
шахматный чемпионат. Почти весь цвет CO-
ветской шахматной, мысли во главе с абсо-
лютным чемпионом СССР гроссмейстером,
Ботвинником (игравшим в чемпионате вне,
конкурса) и прошлогодним чемпионом CTO-
лицы молодым гроссмейстером Create
принял участие в выдающемся шахматном
соревновании. г

Турнир оправдал возложенные на него
надежды и как спортивно, так и творчески
оказался напряженным и интересным. Co-
ветские мастера и молодежь, представлен-
ная 6 талантливыми первокатегорниками,
высказали немало нювых творческих и тео-
ретических мыслей, говорящих о продол-

жающемся неуклонном развитии‘ шахмат-
ной культуры в СССР.

Первое место с 13 очками (из воз-
можных 16) занял блестяще фивиширо-

вавший чемпион страны Ботвинник. Онеще
раз продемонстрировал свою глубокую и
тонкую, логически целеустремленную игру.
2-е место и ‘звание чемпиона Москвы 3a-
воевал Василий Смыслов с 11 очками.
Молодой гроссмейстер не проиграл ни
одной партии и в личной встрече победил
Ботвинника (единственный проигрыш Бот-
винника в турнире). Третье и четвертое ме-
ста поделили с 11 очками мастера Совет-
ского Союза Алаторцев и Лисицын,
5-е местб занял мастер Юдович, набрав-
ший 10 очков; 6-е место осталось 3a
22-летним студентом втуза им. Баумана
Юрием Авербахом, набравшим 9% очков.
За этот крупный успех комсомольцу Авер-
баху присуждается звание ‘мастера. Далее
следовали Микенас, Симагин, Толуш, Жив-
цов, Рагозин, Равинский и Хачатуров, Люб-
линский, Панов, Котов и Корчмарь (не за-
кончивший состязание в связи со служеб-
ной командировкой). .
Добившийся второй год подряд звания
чемпиона столицы Василий Смыслов хоро-
шо известен широким кругам советской

Конференция огородников

{ гор. Саратова

САРАТОВ, 12 января. (Корр. «Правды»).
Здесь состоялась городская конференция
огородников.

Более 110 тысяч трудящихся имели в
1943 году огороды. По сравнению с 1942
годом площадь под огородными участками
возросла почти вдвое и достигла 2.700 гек-
таров. Рабочие и служащие собрали более
7 тысяч, тонн картофеля, до 3 тысяч тонн
овощей и около 2,5 тыс. тонн бахчевых.

Выступившие на конференции огородники
поделились своим опытом. т

По решению конференции при гориспол-
коме организуется консультационное бюро с
привлечением специалистов сельского хо-
зяйства.

ы—

Налёт авиации союзников

на Северо-Западную Германию

союзников на европейском театре операций
сообщил, что днём 11 января крупные соеди-
нения американских бомбардировщиков «Ле-
тающая крепость» и «Либерейтор» в сопро-
вождении самолётов «Сандерболт», «Лайт-
нинг» и истребителей дальнего раднуса дей-
ствия, а также при поддержке истребитель-
ных самолётов английских и союзных воен-
но-воздушных сил атаковали ряд об’ектов в
Северо-Западной * Германии. Истребители
противника оказали сильное сопротивление.

Агентство Рейтер указывает, что во время
этой операции состоялось крупное воздуш-
ное сражение, которое длилось 3 часа. Лёт-
чики сообщают о том, что бомбардировка
намеченных об’ектов была весьма успешной.

ВЕ ТЕТЕ ee

кино,

художественный фильм
«ПОВЕСТЬ ОБ ОДНОМ КОРАБЛЕ»... Первый.
Ударник, Москва, Метрополь, ‘Колизей, Ро-
дина, Центральный, Художественный, Форум,
Таганский, Срион, Шторм, Динамо,

«ФРОНТ» — им. Ш Интернационала, Метрополь,
Баррикады.

«ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ-ДЖАЗА» — Перекоп.

«НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ШВЕЙКА» — Мир,

БОГАТАЯ НЕВЕСТА» — Тай

« > — Таганский 20.

«ЖДИ МЕНЯ» — Арес, Смена. МНР

«БАБЫ» — Экран жизни.

«ДВА БОЙЦА» — Заря.

«БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК Ne 4> — Наука и
знание,

«ИУЛУШКА ГОЛОВЛЕВ»
ПКиО.

«САЛАВАТ ЮЛАЕВ» — Молот.

«ВО ИМЯ РОДИНЫ» — к/т ВИС.

А ААА ©

«КАК 3: ЯЛАСЬ СТАЛЬ» — *

зритель eek. Дет. кт Юный

«ВСАДНИКИ» — Лет. к/т Октябрь ae

«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» — Кадр. me SER

«ВОЛГА-ВОЛГА» — Ilya.

«ЗЫСОКАЯ НАГРАДА» — Аврора.

«ЛОЧЬ МОРЯКА» — Востоккино.

«МАСКАРАД» — Уран.

«АРИНКА» — Спартак.

Но — Диск.

« УЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» — /

т о Де. к/т 9ктябрь

«ВБ ЕРОЯ»—Лет. к/т Юный зритель (днём)

«СООЗКИНОЖУРНАЛ № oe ‘ка,
Новости дня. АВ eet

«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 79» —
Повторного фильма.

Ленинградский

Колилей, Мир,

БОЛЬШОЙ, ТЕАТР -- 13/1-—оп. Иван ©
4/Т — бал. Лебе 1 мак
На диное озеро. Начало в 7 час.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 13/1 он.
Ре в?7 awe. nes Ne

2 ЗУ } <ННЫЙ ОРДЕНА of
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР ona
Горе от ума. Начало в 7 чае. вечера.

Пропаганды —Д 3-33-88;
Д 3-30-12. О недоставке газет в срок

Е РЕЛЕ ee ny Las ee

Сельскохозяйст

шахматной общественности, как шахматист
своеобразного, яркого дарования. Несмотря
на молодость чемпиона Москвы В. Смыслова,
игра его отличается зрелостью мастера,
большим опытом и выдержкой. По характеру
своего стиля Смыслов скорее тактик, чем
стратег. Малейшее упущение противника
он умеет использовать с подкупающей це-
леустремленностью и ясностью своей мысли.

Обладая первоклассной техникой, он, до-
бившись преимущества в позиции, реалн-
зует его четко и уверенно в `победу. В
чемпионате Москвы Смыслов дал ряд пре-
восходных творческих произведений. При
встречах с Ботвинником он показал образец
защиты трудной позиции. Атака чемпиона
СССР была отбита, и Смыслов добился за-
служенной победы в этой ответственной
партии.

Победы его над Котовым и Пановым
представляют собой лучшие творческие про-
изведения турнира. Чемпионат показал, что
рост шахматной мысли Смыслова далеко
еще не остановился и его можно уже сей-
час отнести к крупнейшим о шахматистам
мирового класса.

1944 год в области шахматных событий
обещает быть крайне интересным. В фе-
врале кончаются полуфиналы первенства
СССР, в которых примут участие все ма-
стера и гроссмейстеры Советского * Союза.
Полуфинальные соревнования` намечено про-
вести в трех группах: в Москве, Баку ив
Омске. Финал первенства предполагается
провести в мае 1944 года. Он будет пред-
ставлять собою исключительное событие
в шахматной жизни СССР. Именно на нем
будут подведены итоги творческого роста
советской шахматной мысли, ярким свиде-
тельством которого был и только что за-
кончившийся чемпионат столицы, ;

Главный судья чемпионата
заслуженный мастер
П. РОМАНОВСКИЙ.

Всесоюзное совещание начальников
жилищно-бытовых отделов
управлений трудовых резервов

Бчера в Главном упразлении трудовых ре-
зервов при СНК СССР открылось совещание
начальников жилищню-бытовых отделов и
инспекторон городских, областных, краевых
и республиканских управлений трудовых ое-
зервов. С докладом о состоячим бытового
обслуживания учащихся ремесленных и
железнодорожных училищ и школ ФЗО вы-
ступил заместитель начальника а
управления довых зервов при
СССР тов. bene MRR ne

Докладчик ‘подчеркнул, что партия и пра-
вительство проявляют большую заботу об
учаяцихся ремесленных и железнодорожных
училищ и школ ФЗО, взяв на государствен-
вый счет их воспитание. Помимо крупных
денежных ассигнований, государство выде-
ляет для учащихся огромные материальные
фонды. Повышены нормы питания для уча-
щихся, Развернута сеть подсобных хозяйств.
В распоряжение трудовых резервов передан
огромный жилищный фонд, состоящий из
1 млн. квадратных метров жилой площади.

Отметив ряд недостатков в бытовом об-
служивании учащихся, докладчик обратил
внимание на необходимость правильного
распределечня и использования фондов, все-
мерного развития подсобных хозяйств, ре-
монта жилых помещений и правильной их
эксплоатации.

В работе совещания принимают участие
представители профсоюзов, комсомола, Hap-
коматов и ведомств. (ТАСС).

SSS ESRD
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

ТЕАТР

МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — 13/1 — Послед.
ние дни (Пушкин). Начало в 7 час. вечера.
ФИЛИАЛ МХАТ — 13/1 — Дядюшкин col.
ачало в 7 чае. вечера. i
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(площадь Коммуны, новое здание) — 1ЗЛ —
Нашествие. Начало в 7 час. вечера,
in ГОО. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ул,
орького, пер. Садовских, 10) — 13/1 — Олеко
Дундич. Начало в 7 час. вечера,
ТОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К, 0.
) АНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — 13/1 — Перикола. Начало в 71
вечера.
МОСКОВСКИЙ ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР
13/1 — Хамза. Ничало в Я час. вечера.
  ГОС. МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
верской бульвар, 93) — 13/1 — Замужняя ве
всста, Начало в 7 час. вечера.
CRO QCKOBCKH A ГОО. ТЕАТР имени ЛЕНИН:
КОГО КОМСОМОЛА — 13/1 — Юность отцов.
Начало В 7 час, вечера.
о московский ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герие-
ae = 13/1 — Москвичка. Начало в 7 ч, вет,
ак СКОВОКИЙ ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
ушкарев пер., д. 21) — 13/1 Надежда Д}-
рова. Начало в 7 чаю, вечера.
МОСКОВСКИЙ ТКАТР САТИРЫ — 13/[— Мех
же Начало в 7 час. вечера,
i ее ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
ne SD СТАНИСЛАВСКОГО (помешение театр»
ing lemmna, Красная Пресня, В. Трехгорный
Siete Fare: a 2, 28)—13/1--Хозяйка гости
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОБЕРЕГ
С СРЕТТЫ (6. Садо.
вая, 18) — 13/1 — Свадьба в Малиновте, Начал

в 7 час. вечерь
ТЕАТР МИНИАТЮР

: MOCKOBCK HA Poa.
ут. ‘орького, 5) —13Л —Ц подлинным верно,
м. вечера.

a B7 4,
OCKOBCK att ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК-
verte ae — заслуженные артимы
лександр Буслаевы («КРУ
a porte >). Цирковая программа. Начало в 7%.
уУбботам 2 представления —8
. вечера, По воскресеньяу

3 4,
З представлания—в 12 ч.. вЗч, ив7 <. 30и

речера.

венного — д 8-10

cootmarn, no
le еде

25; Экономиче —
bony д 3-06-05.