ЕЕК

lp

Речь депутата И. С. Гр

Товарищи депутаты! Отечественная вой-
на Советского Союза с немецким фаптизмом
потребовала от нас максимального напря-
жения сил. Ова пред’явила гораздо больтиие
требования к народному хозяйству, нежели
война 1914—1917 гг., приведшая к Нол-
ному расстройству финансов, к разрухе все-
го хозяйетва царской России.

В войне с Фашистекой Германией, не-
емотря на небывалые разрушения в про-
мышленноети, на транспорте и в сельском
хозяйстве оккунированных районов, Co-

`^ветское государетво нашло достаточно ре-
сурсов, необходимых для удовлетворения
нужд войны. :

` Государственный бюджет 1940 т., как
сказал Народный комиссар  фенансов
т. Зверев, в сравнении с 1939 г. выполнен
по доходам на 15,5 проц; больше. В 1941
ив 1942 тг. финансированием полностью
удовлетворены нужды первого и второго
тодов войны. Бюджет за 1943 г., по пред-
варительным данным, выполнен но доходам
на 104,6 проц. и но расходам — на 100,2
прок. :

-В таких преьрасных результатах выпол-
нения бюджета сказались преимущества
советского етроя, мощь нашего государетва,
ехинство и героический труд советских
людей, органнзующая ‘роль партии и пра-
вительства, руководимых нашим велихим
вождем товарищем Сталиным.

Тосударетвенный бюджет Союза Совет-
ских Социалистических Республик на 1944
rol, представленный Правительством на
рассмотрение и утверждение Верховного
Совета СССР в сумме 245,6 млрд. руб-
лей. — на 17,1 прод. больше   бюджета
1943 года. Эта цифра полностью отобра-
mae? громадные  хозяйственно-политиче-
ские лостижения Советского Союза и отве-
чает всем требованиям Отечественной вой-
ны. :

С чувстйом гордости за свою страну мы,
депутаты, как и весь советский народ,
встретили сообщение тов. Зверева O TOM,
что в Государственном бюджете на 1944
год общая сумма расходов на финансировз-
ние Пародного Комиссариата обороны и
Народного Комисеарната Военно-Морского
Флота предусмотрена в 128,4 млрд. рублей.
В этой цифре выражено желание всего со-
ветского нарола дать Красной Армии все
необхолимов для одержания скорейшей и
окончательной побелы над врагом.

Предуемотренные ассигнования на фи-
нансирование народного хозяйства в сум-
ме 44.7 млрд. руб. против 31,1 млрд. руб.,
израсходованных в 1943 году, дадут воз-
можность возродить народное хозяйство в
районах, гле временно орудовали банды
гитлеровских мерзавцев, дадут возможность
стране и Советской Украине восстановить
Угольный Донбассе, металлургическую про-
мышленноеть тавнх городов, как Днепро-
петровек, Днепродзержинск и Запорожье.

Увеличивается об’ём республиканских и
местных бюджетов. Государственный 6101-
жет Украинской Советской Социалистиче-
ской Республики определен в 3.470 млн.
рублей. В этой сумме, кроме собственных
доходов Украины, ‘предуематривается до-
тания or Союзного бюджета в размере
1 илрх. 19 млн. рублей, Этот бюджет даст
возможность нолностью выполнить постав-
ленную перед народом Советской Украины
задачу быстро залечить раны, нанееённые
немепкими варварами украпнеким городам

FE se coe ИЕ PRET he oe en ee

Х сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва

енном бюдж

ения по докладу о Государств

В Совете Национальностей

ные культурные учреждения Советской Ук-
раины.

Товарищи депутаты! Заседания Bepxos-
ного Совета СССР прохелят в нериод, когда
овеянная славой победоносная Брасная Аф-
мия под водительством Верховного Главно-
вомандующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина успешно выполняет 33-
дачи, поставленные в его докладе о
тодовщине Великой Октябрьской социали-
стической революции.

Героические усилия и самоотверженный.

труд нашего народа дали возможность уве-
личения производства и дальнейшего со-
верщенствования вооружения, ликвидиро-
вать былое превосходство врага в количе-
стве танков, самолётов, миномётов, автома-
тов. Наш народ дал все необходимое для
успешного наступления -браеной Армии.
Советские войска неудержимо наступают
нз запад, мощными ударами один за дву-
тим сокрушают опорные пункты немецкой
обороны.

После памятного разгрома немцев нод
Сталинградом, после поражения, нанесён-
ного немпам на @рловско-Белгородском на-
правлении, наша Ерасная Армия наглядно
показала всему миру свое превосходство
над врагом. 7

Близко время, вогда
ностью. изгонит врага из пределов бовет-
ской страны. (Аплодисменты).

Против гитлеровских орд борются в брат-
ском содружестве русские, украинцы, @е-
лоруссы, грузины, узбеки, все народы С0-
ветского Союза. Они борются за полное
освобожление Украины, Белоруссии и дру-
тих республик и районов, временно окку-
пированных неменкими захватчиками.

Богатства Украины — её уголь, руда,
хлеб-—не ‘давали и не дают покоя герман
ским имперналистам. Гитлеровпы прида-
вали огромное значение удержанию Ук-
раины в своих руках. В одном из приказов
германского командования от 12 ‘декабря
1943 хода было сказано: «Следует особо’
подчеркнуть, что продукцией Украины
должны снабжаться не тольво восточный
фронт, но и прежде всего вся Германия».
Каждый рубеж, каждый опорный пункт
немцы пытались’ превратить в неприступ-
ную крепость, но все их попытки остались
напрасными.

В сочетании с общими уларами Ерае-
ной Армин войска 1-го Украинского фрон-

та и 2-го Украинского фронта. 5 августа

1943 года освободили город Белгород —
этот, как оценили его немцы, северный
«неприступный бастион» Украины и 23 ав-
густа освободили Харьков, который немцы
называли ключом к воротам Украины.

Отетупая смод натиском наших войск,
немцы несли и несут большие потери.

Особого ожесточения достигли сражения
при переправе наших войск через Дневр.
Немепкое командование в своих многочис-
ленных приказах требовало от своих с0л-
дат и офицеров обязательного удержания
переправ через Help.

Так, командир 11-10 полка Payc 27
сентября 1943 г. в своём приказе ни-
сал: «Днепр удержать при любых обетоя-
тельствах». А генерал-фельхмаршал Ман-
штейн требовал в своем приказе от 24
сентября 1943 года: «Где противнику
удалось обосноваться, посредетвом cocpe-
доточения крупных сил — сбросить его».
Но это у них не вышло. Они просчитались.

и селам, возвратить к жизни многочислен-   Нанося противнику олин удар 33 другим,

Речь Председателя Прези

26-й

Красная Армия пол-

наши войска гонят фашистские армии на.
запад, к Днестру. —

Украинский народ по праву гордится
тем, что он в дружбе с русским народом и
при его помощи создал свою государствен-
ность, создал свободную Советскую Укран-
ну, в которой воссоединились её земли, ра-

ee

нее отторгнутые иноземными захватчика-
MH.
Законом Верховного Совета CCCP or 2
августа 1940 г. была включена в состав
Украинской Советской Сопиалистической
Реснублики Северная Буковина. OcBobox-
денное от гнета румынских бояр, населе-
ние Северной Буковины зажило при со-
ветской власти новой, счастливой жизнью.

Трудящиеся крестьяне получили от со-
ветской власти землю, которая была у BAX
отнята румышекими боярами. Более. 400
тыс. га было передано крестьянам Черно-
виной области. В области было организо-
вано 19 совхозов, свыше’ 90 колхозов В
9 MTC. .

Веем известно, что Румыния но смертно-
сти населения занимала первое место сре-
ди европейских стран. В Буковине смерт-
ность новорожденных была свыше 65
проц. Румынское правительство для того,
чтобы скрыть‘эту ужасную картину, изда-
ло распоряжение регистрировать смертные
случаи только после двух рождений в
семье, \ ;

По официальной статистике. в Северной
Буковине насчитывалось свыше 40 тыс.
больных туберкулезом. В деревне от 60 до
80 проц. жателей были больны разными
болезнями. gat

Во всей Черновицкой области при ру-
мынах было только 9 лечебных учрежде-
ний. За один год советской власти сеть ле-
чебных учреждений здесь возросла до 43
единик. В каждем районе были открыты
больнины. Были также открыты амбула-
тории, дома отдыха и санатории.

При госнодетве румынских бояр негра-

мотных среди населения было свыше S0°%o..

Украинский язык был в школах запрещен.
В школах училось только 11.500 детей. За
год советской власти резко возросла сеть
WKOA, которыми было охвачено свыше 50
тыс. детей. Преполавание велось на родном

диума Верховною Совета

‘когла вооруженные скрылись в лесах, мы

тое. М. Токобаева

Реем памятен подвиг 28 гвардейцев   ствие свинцовый рудник. Окончены строи-
панфиловской дивизии; стоявших насмерть   тельством и введены в эксплоатацию два

Товарищи депутаты! Сессия Верховного
Совета СССР собралась в момент, когда

наша доблествая Красная Армия, руководи-
мая Верховным Главнокомандующим Мар-
шалом Советского Союза товарищем

на подстунах к Москве и не пропустивитих
врага. Среди легендарных  панфиловцев.
были и славные сывы Киргизии: Дуйшен-

Сталиным, идёт на Запад, очищая священ- кул Шоплоков, Ананьев, Конкин, Шемякин.

ную советскую землю от фашистских 3a-
хватчиков, посягнувших на наш мирный
труд и на независимость нашего социали-
стического отечества. :
Киргизская Советская Социалистическая
Республика, каки вся наша страна, с пер-
вых лней ‘Стечествевной войны в66 ‘своё

хозяйство перестроила на военный лад, на’

зашиту Ролины, на разгром врага.

Начиная войну против СССР, Гитлер рас-
считывал. что при первых же серьёзных
ударах наше многонациональное госулар-
ство распалётся.
с тоеском провалились. Вее ‘народы СССР
< первых дней войны встали на защиту
своей любимой Родины от нашествия Фа-
шиетских разбойников.

Перушимое единство советского народа,
горячая любовь всех народов СССР к своей
натери-Родине проявились в лни войны
с исключительной силой. Сынам своим,
сражающимся за Родину, киргизский народ
послал письмо, в котором дал наказ:
«Будьте непреодолимы, безжалостны и хо-
лолны к врагам, как снега горных вершин
 лнь-Шаня. Помните, что вы охраняете
воеь Советский Союз, выполняете историче-
ское дело освобождения мира от коричневой
чумы. Истребляйте врага без пощады и без
страха».

Верные нзказу народа. тысячи сынов
Кизгизии с оружием в руках самоотвер-
женно сражаются на фронтах Отечествен-
ной войны вместе с бойцами братских рес-
публик, и многие из них покрыли своб имя
немеркнущей славой героя.

Бессмертен подвиг, совершённый- Героем
Советского Союза, славным сыном киргиз-
ского народа Голнонбаем Тулебердиевым:
своим телом он закрыл амбразуру враже-
ского дзота н тем самым обеспечил успеш-
ное наступление. подразделения.

Пяроко известны нолвиги Героев Совет-
ского Союза, сынов киргизекого народа—на-
водчика противотанкового орутия Даир Aca-
нова и сержанта Ташлашат Джумбаева.

Много сынов киргизского народа доблест-
но сражается против немецких захватчиков
в легендарной, дважды орленоносной 8-Й
Гвардейской дивизии имени Героя Совет=

ского Союза генерал-майора И. В. Нанфи-—

лова, работавшего продолжитеетьное время
военным комиссаром в Киргизской ССР.

Но эти расчёты врага

Киргизский народ по праву горлится`
своими. героямн фронта и повеедневными

трудовыми потвигами в тылу. Киргизский

народ постоянно кренит связь тружеников

тыла с воинами Красной Армии.

За голы Великой Отечественной войны
киргизский народ добилея нового won ma
всех отраслей народного хозяйства рес-
публики. Значительны и нанти уснехи в
строительстве и монтаже предприятий, ко-
торые были эвакуированы в первые месяцы
войны в Киргизию. Многие: из них в настоя-
шее время не только выполняют планы, но
и лают вооружения для фронта больше, чем
сни давали до эвакуации;

В период войны в Варгизии развернулось
строительство большого количества новых
промышленных предприятий, базирующихся
на горво-рудную промьшилейность. и сель-
скохозяйственные сырьевые ресурсы  рес-
публики. За последние два года окончен
строительством и введен в действие крупный
комбинат, играющий большую роль в балаи-
ce но лобыче сурьмы и ртути, Ностроен
несколько рудников и обогатительных 0а6-
рик вольфрама и молибдена; введен в дой-

сахарных завода. В стадии строительства
находятся еше два сахарных завода, хлопко-
очистительный и два консервных завода.

В июне 1943 года закончено строитель-
ство Ворошиловской ГЭС на Большом Чуй-
ском канале. выполненное методом скорост-
ного народного строительства. Не прекра-
щались во время войны и ведутся в настоя-
щее время работы по строительству желез-
нолорожной линии Кант Рыбачье, имею-
щей громадиое экономическое значение для
республики.   :

Наша промьиилениость в 1943 году пе-
ревыполнила государственное задание по
всем основным видам иролукции. Но срав-

нению с 1943 годом ирелприятия Нарком-

цветмета, расположенные Ha территории
Киргизии, увеличили выпуск продукции в
два раза. Легкая промьпнленность в истек-
шем году закончила выполнение годового
нлана 22 декабря, лав продукции на
49, проц. больше. чем в 1942 году. Пред-
приятия пищевой промынгленноети вынол-
нили головой план-з3а месяц до срока и дали
сверх плана продукцан на 4 млн. руб.
Местная промышленность дала продукции
ua 70 проц. больше, чем в 1942 г.

Перевыполнение тосуларственных  зада-
ний промышленноетью республики достиг-
нуто благодаря широко развернувшемуся в
дни войны на фабриках и заводах социали-
стическому соревнованию, благодаря само-
отзерженному стахановскому труду наших
рабочих и работниц и их стремлению обес-
печить родную Красную Армию и нашу
страну всем кеобходимых для победы над
врагом. ре

Больших успехов за время войны лостиг-
10 и колхозное дехканетво Советской Кир-
гизии. Посерная площаль в Киргизия за
годы войны раснирена из 12 проц. Пере-
строилось за время войны и само направле-
ние сельского хозяйства республики: рас-
ширяются посевные площади технических
культур, сахарной свеклы и других.

По инициативе коахозников Виргизни в
толы войны проведены большие ирригацнон-
ные мероприятия, которые дали значитель-
ный прирост поливных площадей. В Кирги-
зии за 1943 г. значительно увеличилось И
поголовъе скота. В 1943 г. Виргизия сверх
плана едала евыше 209 тые. пудов мяса.

За годы войны в Киргизии намного вы-
росла сеть социально-кузьтурных учрежде-
ний.

Наша хозяйственная работа была бы ие-

ушецколо (Украинская С СР)

языке. В Черновицах были открыты: Госу-
дарственный драматический театр, филар-
мония, музей и ряд других культурных УЧ-
реждений.

За год советской власти здесь была пол-
ностью ликвидирована безработица. Число
работающих на промышленных предприя-
тиях возросло с 5 тыс. человев до 53 тыс.

Трудящиеся Северной Буковины с в0-
одушевлением взялись за творческий социа-
тистический труд, за развитие и укрепле-
ние советской власти. ;

Вступив своим кровавым сапогом на зем-
лю Советской Буковины, гитлеровские на!-
миты, румынские мерзавцы во главе с
лакей-бандитом Антонеску во временно ок-
купированной ими Черновицкой области
творят ненмоверные злодеяния. Оня отобра-
ли землю у крестьян, закрыли школы и
больницы. Ими уничтожены и сосланы В
тюрьмы десятки тысяч невинных людей.
Но как бы ни старались в своих кровавых
злолеяниях эти кровопийпы, им никогда
не сломить воли свободолюбивого народа.
Веря в скорый приход Красной Армии и
слыша победоносные, все приближающие-
ся залпы её ударов, трудящиеся Черновип-
кой области не дают покоя немецко-ру-
мынеким поработителям.

Уже на второй месяц после оккупация
в Черновицах нартизанами был убит на-
местник губернатора Буковины. Народные
мстители бросили бомбу в здание гостини-.
цы, где было уничтожено свыше 30 враже-
ских офицеров.

В своем дневнике лейтенант Подияну из
села. Пьятренен писал: «Где бы мы ни нро-
ходили, нас — румынских солдат и офи-
перов — ненавидят буковиипы. В момент
прохождения нашей части через местечко
Новоселица мы были ветречены огнем BO-
оружённых женщин и мужчин. 2 часа
длился бой, и мы многих потеряли. Зато.

крепко расправились с местными жите-
лями». Е

Под могучими ударами Красной Армии
содрогается гитлеровская военная машина.
Под ударами Красной Армии с Востока и
военных сил наших союзников распадается
титлеровская разбойничья коалиция. Ита-
лия, капитулировав, обратила своё ору-
жие против Гитлера. Смятение и. страх
перед налвигающимся возмездием охвати-
ли гитлеровских наймитов в Румынии. Во
главе с Ангонеску банда румынских запра-
вил ищет погуще кустов, куда бы спря-
тать свон головы. Но им не спрятаться от
ответственности >а свои преступления. Им
не миновать карающей руки свободолюби-
вых народов. Час расплаты недалек. Мы
найдем их в любом месте и отомстим за
море пролитой ими крови наших людей,
сторицей отомстим за все их злодеяния.

Товарищи депутаты! Государственный
бюлжет на 1944 год предусматривает нол-
ное удовлетворение! нужд народного хозяй-
ства в условиях войны. Бюджет, которым
предуемотрены соответствующие аесигно-
вания для финансирования брасной Армии,
ускорит окончательный разгром врага и
очишепиз нашей страны от фашистских
бандитов. 2

Товарищи! Нет сомнения, что предетав-
ленный на утверждение Верховного Совета
CCCP Государственный бюджет на 1944

тод будет нами принят и успешно выитол-  .

нен под руководетвом великой партии
Ленина— Сталина, вожля народов товарищ
Сталипа..(Аплодисменты). , -

Кирлизской ССР

мыслима. если бы она не сопровождалась и
не обеспечивалась выполнением  государ-
ственного бюджета, выполнением плана но
тосударственным доходам и финансированию
хозяйственных и культурных мероприя-
тий. За голы войны финансовые органы на-
шей республики пролелали значительную
работу и достигли больнтих успехов в деле
мобилизации денежных ресурсов на воен-
ные расхоты и финансирование отраслей
народного хозяйства. Доходы, поступивитие
в тосударственный бюджет в 1943 году,
увеличилиеь по сравнению © последним до-
военным голом почти в лва раза.

Проект государственного бюджета Вир-
гизской ССР на 1944 год предусматривает
значительный рост ассигнований по всем
мероприятиям, он обеспечивает лальнейниий
рост хозяйства и культуры нашей респуб-
лики. Достаточно сказать, что, ассигнова-
ния на капатальное зтроительство  увели-
чиваются в 1944 голу в лва раза, а рас-
холы на просвещение — на 44проп.

Вместе с тем. я хочу остановиться на
некоторых вопросах, которые не нашли
отражения в бюджете республики.

Наркомфин СССР по бюджету республи-
ки на 1944 год по Наркомату текстильной
промыйтленности наметил ассигнования,
исходя из выработки предприятиями тек-
стильной промышленности упаковочной
ткани для хлопка. Но, так как Совнарком
Союза ССР по народнохозяйственному пла-
ну республики на 1944 год утвердил вы-
работку нашими предприятиями текстиль-
ной промьииленнести не упаковочной ткани
для хлонка, а ткани для сахарных и зерно-
вых мешков, нам требуются дополнитель-
ные ассигнования и по бюджету. Я прошу

дополнительно в бюджет республики 3.600
THe. рублей. ;

В прошлом году, летом, из тородских
детских домов и детеких садов мы выво-
зили детей в лагеря и на дачи, Эти меро-
приятия, как известно, имеют важное зна-
чение для укрепления здоровья детей. В
этом году мы намечаем также вывоз детей
нз дачи и в лагеря. Но это потребует л9-
полнительных расходов по сравнению с
зеситнованиями,. предусмотренными по
бюджету на содержание детей в детских
‘домах и детских садах. Я прошу поэтому
ва проведение оздоровительных мероприя-
тий среди детей предуемотреть в бюджете
1944 года 1.750 тые. рублей.

Киргизский физизл Академии наук
СССР в этом году должен выполнить работу

сессию Верхорного Совета СССР включить:

больного об’ема по’ изысванию полезных
ископаемых. Но предусмотренных на эту
пель ассигнований по. бюджету 1944 года
недостаточно. Недостаточно ассигнований
предусмотрено также на ремонт, здания
филиала Академии наук СССР. Я прошу
сессию Верховного Совета СССР увеличить
ассигнования на 400 тыс. руб., из них на
научно-исследовательские работы 300 тыс.
рублей и ремонт здания 100 тые; рублей.
Государственный бюджет СССР. на 1944
год, рассматриваемый настоящей сессией
Верховного Совета СССР, является бюдже-
том; направленным на ‘окончательный раз-
гром ненавистного врага, На дальнейший
рост нашего хозяйства и из воестановление
хозяйства на’ освобожденной от. немецко-
фашистских захватчиков территории. Бюд-
жет 1944 года свилетельствует 00 отече-
ской заботе партни и правительства, вели-
кого Сталина о дальнейшем развитии на-
родного хозяйства; культуры и науки Н8-
циональных республик нашей страны.
Товарищи денутаты! Мы вступили в ре-
шающий год войны, и мы все полны твер-
лдой уверенности, что нынешний год будет
голом окончательного разгрома и изгнания
ненавистных ‘немецко-фашистских овку-
пантов из пределов советской земли. Наша

( Узбекская

Товарищи депутаты! Народный комиссар.
финансов СССР, депутат. ‚Зверев доложил
сессин Верховного Совета СОСР о Госухар-
ственном бюджете Союза ССР. Представляе-
мый на рассмотрение и утверждение сессия
бюджет ярко показывает мошь вашего’
советского государства, полностью соответ-
ствует военной обстановке и направлен на
ускорение разгрома лемецких захватчиков и
восстановление разрушенного войной народ-
ного хозяйства. “>

По 20ву великого ‘вождя товарища
Сталина все народы Советского Союза, в
том числе и узбекский народ, как один, под-
нялись на защиту своего отечества, отетав-
вая честь. свободу и везависимость нашей
Роляны.

С первых же дней войны все. народное
хозяйство Узбекистана было перестроено на
обслуживание нужд фронта. Рабочие и pa-
ботницы, колхозники и колхозницы, совет-
ская интеллягенция Узбекской ССР все свои
силы и средства отдают на всемерное увели-
чение продукции промышленности и сель-
ского хозяйства. о

Несмотря на трудности военпого времени,
бюлжет Узбекской ССР продолжает неувлон-
но расти, что обеспечило дальнейшее разви-
тие народного хозяйства. В 1942`тоду бюд-
жет республики составлял 1.353 млн. руб-

лей, в 1944 голу он выразится в сумме
1.87 илн. рублей. Этим не исчерпывало гся
вложения в народное хозайство Узбевиста-
на. Значительные средства ежегодно расхо-
Хуются также за счет союзного бюджета.
Только в 1943 году капитальные вложения
за счет союзного бюджета составили более
400 млн. руб, Это дало возможность в ко-
роткий срок построить. десятки новых фаб-
рик и заводов, в результате чего Узбекиетан
превратилея в одну из индустриальных
республик Советского Союза.

За годы войны созлавы новые отрасли
промБинленноети: проязволетво вооружения,
боеприпасов, станкостроения, электрообору-
дования, химическая и лр. Узбекистан пре-
вратилея в один из арееналов Красной Ap-
мии. За голы войны производство промыш-
ленной продукции Узбекской ССР. увеличи-
лось в полтора раза. Удельный вес тяже-
лой промышленности в общей массе про-.
мышленного произзожетва республики до-
стиг в 19143 голу почти 50 проц. против
14,3 проц. до войны. В два раза увеличи-
лась добыча нефти. Создана собственная
угольная база. Добыча утля на рудниках
Ташкент — Сталинуголь в ныненгнем году
будет ховелена до 1.200. тонн в сути.

Узбекская республика раньше не имела
металлургической промышленноети, а те-
перь она ее имеет. В- ближайшие дни за-
жжется первая мартеновская печь и вету-
пит в строй первая очередь металлургиче-
свого завола. Усиленное разрабатываются
крупные месторождения редких металлов:
вольфрама, молибдена и пр.

Бурный роет промвииленностия потребовал
резкого увеличения электрознергии. В рес-
публике развернулся всенародный поход за
электрификацию. Достаточно сказать. что в
протилом году на строительство гилростан-
пий было вложено 183.5 млн. рублей бюд-
жетных средств. В годы войны пущены и
сланы в экеплоатапию 4 электростанции
мощностью свыше 72 тыс. квт строятся

еще 10 гидробтанций мощностью в 1385.

THe, KBE в том чиеле гордость узбекского
народа—Фархадевая ГЭС. Вековая мечта 53-
бекекого народа об использовании многовод-
HOH, бурной реки Сыр-Дарьи вонлощается
в жизнь. Теперь эта река подчинена воле
узбекского народа. Строцтели одержали бле-
стящую победу, повернув реву Сыр-Дарью
в новое русло. Строительство новых гидро-
станций ‚обеспечит дальнейший рост про-
мышленности Узбекистана. -

урожая и поголовья скота,
больше усилить помощь фронту, быстрев
восстановить разрушенное хозяиетво в 0с-
вобожленных райэнах и тем самым прибли-
зить час окончательного разгрома немецко-
фашистских мерзавцев.

лония,
дикой с бурно развивающимися всеми от-

раслями народного хозяйства, равноправ-
ной страной в нерунтимом союзе свободных
советских республик.
смотря на трудности военного времени,
обеспечивается огромный рост ассигнова-
ний на развитие хозяйства и культуры всех
народов. Все это является яркой демон-
стравией торжества мудрой и дальновидной
ленинско-сталинской национальной поли-
  тнки, политики братства народов великого
союза, которых сплотила Великая Русь.

дарству

ствия, чем до войны. В 1943 голу сдано 1

суларетву на 9.300 тыс. пудов хлеба Gos.
ше, чем в 1940 году, мяса слано больше а

7 ФЕВРАЛЯ

ЕЕ ЗЕЕ

ere СССР на 1944 год

задача, долг каждого патриота Hamel Po-
дины состоит в Том, чтобы добиться еще

большего вынуска продукции, прироста
ятобы еще

бывшая отсталая царская ко-

Киргизия, й т
цветущей советской респуб-

стала

В нашей стране, не-

Народы нашей великой Родины HIYT

единой боевой семьей к победе Hal Bparoy.
И пароды СССР добьются этой ‚победы по-
тому,
вождь и полководец
великому Сталину!

что их ведет великий и мудрый
товарищ Сталин. Слава
(Аплодисменты).

is В Совете Союза
Речь депутата А.

Абдурахманова
ОС

Война потребовала резкого увезичения

продукции сельского хозяйства. Несмотря
Ha отвлечение значительной части трудо-
способных колхозников в армию и в Hp
мышленность, а также несмотря на умень-
шение количества механической и тягловой
вилы, благодаря гербическому труду узбек-
ского нарола’ удалось решить рях важных
задач и в области сельского хозяйства. Вло-
жение более 500 млн. рублей бюджетных
средетв в сельское хозяйство республики в
период 1941, 1942 и 1943 годов, осущест
вление за годы войны крупнейшего иррита-
пионного строительетва при огромном тру:
довом участии колхозников дало возмох-
ность расширить посевную. площадь ночи
на 800 тысяч га и в два раза увеличить
валовую продукцию зернового хозяйства
республики. Это позволило удовлетворнть
потребности республики почти полностью
за счет собственного производства зерна и
освободиться бт необходимости ежегодного
завоза в республику около 45 тыс. вагонов
хлеба. : : с.

За время войны увеличилось тахле ста

общественного животноводства в колхозах:
овец и Е0з— на 1,5 млн. голов, крупному
рогатого скота — на 162 тыс. голов.

Колхозы Узбекистана сдают теперь госу-
значительно больше продоволь-

4715 тыс. пудов и овощей на 1.128 тыс. п
лов. Колхозы полностью выполнили ср
обязательства по поставке хлебз государству.

Броме того, колхозники и колхозняцы 1

дали государству около 2 млн. пудов хлеб
из своих - запасов. Все это являет
доказательством силы и жизненности #01
хозного строя: с

Товарищи. депутаты! Война не приостане
вила роста культуры узбевекого наро
Нормально работают тысячи школ, высших
“учебных заведений, развиваются литерату
и искусство. Ярким показателем дальнейше
го расцвета культуры является создание м
время войны научного пентра республики—
Академии наук. До Октябрьской револющи
у нас не было ни одного узбека, имеющей

высшее образование, а сейчас воспитаны

многочисленные кадры интеллигенции 814.
демики, инженеры, агрономы, врачи и 1.
тие. Во`всех отравлях народного хозяйств
имеются теперь национальные: кадры: вый
коквалифицированных специалистов.
_Из года в год растут асситнования 1
бюджету на социально-вультурные ме
приятия. Если в пропглом году на эти пе
было израсходовано 1.006 млн; руб. прот
852 млы. руб. в 1942 г. то в нынешна
году на эти мероприятия прелусмотей
1.374 млн. руб., или на 368 млн. боль,
чем в 1943 г. г

Общий об’ем государственного бюджет
Узбекской ССР на 1944 rox сост
1.877 млн. руб., что на 460 man. И
больше фактического исполнения first
за 1943 г. Такой значительный рост г
жета позволит республике еще шире р828:
нутТь все отрасли народного хозяйства п
цпиально-вультурные меропрнятия;

Товарищи депутаты! Война еще ие 3
вончена. Дая окончательного разгрома. 1
мецких захватчиков потребуется иного с
и средств. Узбекский народ вместе со 8088
народами Советского Союза и в дальней
будет работать не покладая рук, 071888
все свои силы и средства для дела поб
для полного освобождения налтей Родины
фашистских гадов, для окончательного 1
грома фашизма. . :

Государственный бюджет СССР предо
тривает. 128.4 млрд. руб. Ha poem
расходы. Каждый рубль, выделяемый 8.
оборону.-— это танки, самолеты, ору
бомбы, снаряды, которые обрушатся 8 Г’
ловы немецких бандитов.

Я призываю всех депутатов утвейи?
полностью представленный на рассмотреяй
Верховного Совета СССР государственный
бюджет на 1944 гол.

Товарищи депутаты! Нет и не бут
лы, которая могла бы поставить из Hose
свободный советский народ, воспитан
великим Лениным и продолжателеи
бессмертного дела товарищем Сталиныу,

Мы твердо уверены в близости 10.
хоро наша священная ‘Земля будет
ностью освобождена от нёмедко-фалиетоьй
захватчиков. Мы твердо убеждены в 1%
что Фашизм скоро и навсегда будет УЕ
чтожен. Залогом этого являются нору
дружба народов Советского Союза, ox
бовь к своей Родине, их пенависть в МТ
их сплоченность вокруг Советевого past
‘тельства, вокруг своего вождя — това
Сталина. Залогом этого является 19, 410 1%
ми руководит и ведет от победы к 1%
великий полководец, Маршал (Советской

Sess №2 № В 8 -

о

aoe Py 56 >

= iy me

a=

Союз, наш родной товарищ Стали, (АИ

дисменты).