}
ty
) ба 1
Иан
ay iy

by
паи
Ч

ара
©
У
№

Ш,
Г.
Нем,
\ Yon
Пе
Бе Е
Le bey
ВА
Ш вЫ
тЫ
Ва.
У
yak
onder
КИ the
reo

TNE
abit, 1
[Я ЕТ.

ONE
Ha i
рати

HOB,
i

XO
MIE Ci
eH:
баке
OLD:
sa BONE
NUDED

я 6:
RY
TCR
зан
[ов
30 TEE!

БВ

_ Прения по

Речь
< Товарищи. депутаты! В решающие дин
Зеликой Отечественной войны мы собрались
ля обсуждения и утверждения на сесенн
`Верхевного Совета СССР представленного
‚ Правительством государственного бюджета
на 1944 год.
`В доложенном Народным комиссаром фи-
нансов.т. зверевым государственном бюдже-
те на 1944 год ярко отражены мероприя-’
тия Союзного Правительства, направленные
` на ‘окончательный: разгром немецких за-
_ хватчиков н изгнание их с нашей землн и
на быстрейшую ликвидацию последствий
ВОЙНЫ. Е
На финансирование нужд обороны в бюд-
mete предусмотрено более 128 млрд. руб.
Эти средства дадут возможность обеспечить
фронт всем необходимым, номогут оснастить
нашу Красную Армию ещё более мощной
боевой ‘техникой. Е :
Присоедиияяеь в предыдущим предложе-
ниям депутатов, я выражаю уверенность в
том, что депутаты Верховного Совета СССР
единодушно одобрят принятые Правитель-
ством ассигнования по сметам Народного
`Бомиссарната Обороны и Народного Кочис-
_сарната Военно-Морского Флота.
Огромные средства выделяются по бюд-
жету 1944 года также на дальнейнее раз-

Силотила навеки Великая Русь».

байджанцы вместе со своими бра

В Совете Союза
докладу о Государстве
‘бюджете СССР на 1944 тод

депутата Т. И. Кулиева (Азериджанская ССР ye
«Союз нерушимый республик свободных

В единой семье советского народа азер-
байджанский народ в дни Отечественной
войны честно и преданно выполняет свой.
долг перед Родиной. Лучших своих сынов
послал Азербайхжан на фронт. Верные на-
казам векормившего их народа, вопны-азер-
русскими, украинцами, белоруссами, грузи-
Нами, армянамн и сынами других народов.
вашего ° многонационального государства
проявляют бесстрашие и отвагу в боях за
любимую отчизну, беспощадно ‘истребляя
немецко-фашистских захватчиков, освобож-
дая от них советские города п села. Сре-.

Х сессия Верхов

твенном

В этой связи следовало бы обратить вни-
  Manne Наркомфина СССР на то, что такая.
форма привлечения средств населения, как
велады в сберегательные кассы на селе, по-.
ставлена слабо. Планы по вкладам в сбер-
кассы не всегда выполняются, и это 0б’яс-
пяется прежде всего слабой работой ebep-
касс в сельской местности. Между тем 303-
можности для привлечения вкладов на с6ле
имеются большие, и сберкассы должны!
улучитить свою работу. Наша республика в
прошлом году. дала в бюджет более 3 млрд.
рублей доходов, выполнив план на 105,5
проц. Нет сомнения в-том, что доход, преду-
смотренный на 1944 год, также будет пре-
вышен. Немало ередств было мобилизовано
путем сокращения ненужных в обстановке
военного времени расходов, а также путем
упрощения и сокращения . управленческого
аппарата. Только в 1940 году это дало эко-
20 200 млн. рублей экономин.

Несколько слово сопиально-культурных
мероприятиях. Сеть учреждений, предназиа-
ченных для детей фронтовиков; — детсадов,
детяслей, детских домов — у нас значи-
тельно расширилась.

В суровые дни войны, как н в. мирные
годы, партия и правительство неустанно
заботятся © маленьких советских гражда-
нах. Если в 1941 тоду в летских садах рес-

Товарищи депутаты! Поставленный на
обсуждение настоящей сессии Верховного
Совета СССР вопрос о преобразовании двух
`наредных комиесариатов--Наркомата 0б0-
роны и Наркомата инестранных дел из об-
щесоюзных в  <оюзно-песпубликанскае
является ярким свидетельством возросшей
мощи нашего многонационального Фовет-
ского тосударства, демонстрирует новую
победу ленинско-сталинской национальной
политики. и :

Партия большевиков с самого начала
своего существования провозгласила одним
 из_ важнейших программных ‘требований
право наций на самоопределение, право на-
родов на самостоятельное тоёударственное
существование. Октябрьская с0-
циалистическая революция освободила наша

циональную самостоятельность.

народы от эксплоатации и национального _
угнетения. Карелия получила право на на-.

-витие сопизлистического народного хозай-
ства и культуры. Это показывает, что в ус-
зовиях тяжелой войны наш нарох находит
силы и средства для строительства промыше-
‘ленных предприятий; разватия сельского
хозяйства и развертывания сети социально-
Бультурных ‘учреждений: E
_ Tosapmmm xenytara! Rpacuag Apwia na-
HOCHT врагу удар за ударом и очищает со-
ветсвую землю от бандитских орд герчан-
ских имперналистов. Наши успехи на фрон-
те еще больше подняли международный ав-
торитет Советского государства. 06 этом яр-
ко свидетельствуют Московская конферен-
ция министров иностранных дел и Конфе-
ренция руководителей трех союзных Дер-
жав в Тегеране. Решения, принятые на\этих
конференциях, охобренные. советским наро-
дом, являются убедительным подтверждени-
. ем того факта, что наша политика, наша
`борьба с немецко-фашистскими захватчнка-
ми выражает интересы не только народов
Советской страны, но и интересы свобэло-
любивых народов всего мира. Для нас, жи-
телей Закавказья, памятны дни, когла во-
оруженные орды гитлеровцев, учуяв запах
бакинской нефти, рвались. к цветущему
Вавказу п с хваленой немецкой «точно-
стью» заранее наметили день захвата Ба-
57. Народы Закавказья вместе co comin

братьяни-—— великим русскам‘ народом” и.  ба

‚ друтими ‘народами советских республик.
`Ерулью стали на защиту родной земти. Доб-
-аестная Красная Армия положила конец
‘продвижению врага, а затем, перейдя в На-
ступление; отбросила его более чем на ты-
сачу километров от Кавказа.

Эти победы Красной Армии и ycnexn co-
ветекого тыла — результат мудрой сталин-
ской политики ‘индустриализации страпы,
силы сталинских пятилеток. Огромные сред-
ства, вложенные в народное хозяйство в
Уирное время, дают теперь свои плоды.

— Отечественная война еще теснее плоти-
ла советский народ вокруг своего Прави-
тельства, вокруг ‘родной ленинско-сталин-
ской партии, вокруг своего любимого вождя
и учителя— великого Сталина. Наша страна
превратилась в могучий военный лагерь.
На необ’ятных просторах советской зэмли
нет сейчас тавого уголка, где бы не кипела

- самоотверженная работа советских патрио:
тов на’ помощь фронту.

Успехи Красной Армии стали возможны
благодаря единству и дружбе народов ‘на-
шей страны. Дружба народов СССР —
„источниЕ великой ненстощимой силы и 20-
‚гущества Красной Армии.

В период Октябрьской революции вёли-

- ЕНЯ русский народ был инициатором и ор-
_танизатором освобождения народов отста-
лых окраин царской Россини от капитали-

г стического гнета. Сейчас, в период Великой

” Отечественной войны, русский народ под
руководством. партии Ленина—Сталина 06’-
ехиннл все пароды нашей страны на защи-
Ту советской земли от немецко-фашистских
бандитов. Недаром в гимне Советекого Co-
юза поется:

немало сынов и азербайджанского народа.
В рядах Красной Армии дерутся не только
тысячи воинов-азербайджанцев, но дей-
ствуют целые соединения, в числе кото-
рых 416-я Краснознаменная Таганрогская
стрелковая дивизия, лважды удостоенная

благодарности Верховного Главнокомандую-

mero Маршала Советского Сошза товарища
Сталина. :

Не тольго оружием, но и самоотвержен-
ным трудом в тылу мы куём победу над
врагом. «Воевать без нефти нельзя, а кто
Meer преимущество в деле нефти, тот
имеет шансы на победу в грядушей вой-
не»,— говорил товарищ Сталин. Руковод-
ствуясь этим указанием товарища Сталина,
кинские нефтяники с первых. же дней
Отечественной войны бесперебойно снабжа-
ют Врасную Армию, ‘оборонную промыш-
ленность и все народное хозяйство. жидким
горючим.

Несмотря на ‘трудности. созданные вой-
ной, развиваются и другие отрасли mpo-
мышленностн и сельского хозайства Азер-
байлжана. Под’ем народного хозайства рес-
публики сказывается и на её бюджете. За
годы войны от прибылей республиканских

ступняо в бюджет около 1 млрд. рублей.
Це основному источнику дохода — налогу
с оборота — мы имеем также большой
поступлений.

Товарищи депутаты! Трудящнеся нашей

ровании войны и своими личными средства-

большим воодушевлением встречали выпуск
военных займов и дружной подпиской неиз-
менно перекрывали намеченные к реализз-
ции суммы. Если в 1940 тоду по займу пс-
ступило 166 млн. рублей, то в 1943 тоду
похниска на Второй Государственный Воен-
ный Заем 1943 тода превысила 330 млн.
рублей.

0с0бо я хотел бы подчеркнуть выдающие
ся успехи в реализации последнего займа
среди сельского населения Азербайджана.
Ухе на второй день после вынуска займа на
селе было внесено наличными 115 млн.
рублей. В городах и селах республики с боль-
тим успехом проходило Также размешение
билетов денежно-вещевой лотереи, что дал2
бюджету в общей сложности свыше 160
хлн. рублей.

ди славных Героев Советского. Союза есть

й местных предприятий Азербайджана по-.
рост
республики активно участвуют в финанеи-.

ми. Важную роль в этом деле играют зай-
мы. Трудящиеся Азербайджанской ССР с

1943 году их стало 185.475.

‘вседневно заботится народ.
рублей государственного пособия:

особенно твердо проводить режим экономии,
лишества и бережно относиться к васходо-

бует от Наркомфина и его контрольно-реви-
зионного аппарата еще большего повыше-

заций, предприятий и учреждений, состол-

бюлжетах.

_В своем доклале 6 ноябтя 1943 тола
товарищ Сталин “говорил: «Победа теперь
близка, но чтобы её завоевать, необходимо
новое напряжение сил; самоотверженная
работа всего тыла. умелые я решительные
действия Красной Армия на фронте». ” =
_Рюджет 1944 года и знаменует собой
новое напряжение сил намего народа. лля
окончательной победы над вероломным
врагом. : =:

Присоединяясь ® поедыдущим депутатам,

ственный бюджет на 1944 г. с попоавка-
ми, принятыми Бюджетной комиссией, ^
Предлагаю также утвердить отчеты об
‘исполнении  тосухарственного бюджета
СССР за 1940, 1941, 1942 годы в суммах,
представленных Правительством Созоза.
Товарищи депутаты! Под: нарастающимя
ударами нашей родной Ерасной Армии враг
несет большие потери в живой ‘силе и тех-
нике и откатывается все дальше на запал.
Уже недалек тот чае; когда на священной
советской земле не останется ни отного ок-
купанта. Но достижение окончательной
победы над врагом требует увеличения вы-
пуска самолетов, танков, пушек, снаряже-
ния, боеприпасов и повышения урожайно-

Красная Армия’ни в чем не испытывала
НУЖДЫ. у
Рабочие, колхозники; . интеллигенция

Азербайджана приложат вее силы, чтобы
выполнить государственный бюджет 1944
тода и еще более усилить помощь нашей
Красной Армии.

Азербайджанский народ сделает все,
чтобы оправдать высокое доверие нашего
правительства, нашей партии, нашего род-
ного товарища Сталина: :

Победа наша нё за горами. Советский на-
род и героическая Брасная Армия одержат
победу под водительством Верховного
Тлавнокомандующего Маршала Советского

Торжественное заседание, посвящённое годовщине
- разгрома немцев под Сталинградом

СТАЛИНГРАД, 8 февраля. (По телефо-
wv). 6 espana B областном тватре` имени
Горького состоялось торжественное заседа-
„кие Сталинградского городского совёта ©
представителями партийных и общественных
организаций и Красной Армни, посвящённое

` Первой годовщине разгрома немцев пол
Сталинградом.

В фойе театра в этот пень открылась вы-

ставка, отображающая героическую оборону

да, мужество и стойкость сталинград-
цев, трудовые будни восстановителей волж-
ской твердыни.

В зале над’Сценой золотыми буквами го-
рят слова клятвы: «Мы возродим тебя, род-
ной Сталинград», а ниже — сверкающий де-
вРз воинов Сталинграда: «Стоять наемерть».

У боевого красного знамени — почётный
караул фронтовиков-сталинграднев. Боль-
шие макеты ордена Красного Знамени и ме-
дали «За оборону Сталинграда» напомина-
ют о боевой славе Царицына— Сталинграда.

С чувством законной гордости рассмат-
ривают участники заседания почётный меч—
дар британского короля гражданам города.
На мече выгравирована надпись: «Гражда-
нам Сталинграда, крепким, как сталь, — от
короля Георга УТ в знак глубокого восхи-
щения британского народа». У меча постав:
лен почётный. караул.

Рядом — ешё один юбилейный подарок—
знамя, вручённое норвежцами. На нём изо-
бражены руины Сталинграда, нал которыми
сияет солнце победы: Женщины Норвегии
вышили надпись на русском языке: «Ста-
`яинградская- победа зажгла миллионы сер-
дец надеждой и восхищением».

Торжественное заседание открывает
председатель исполкома городского совета

тов. Пигалев. В зале звучит музыка госу-
дарственного гимна Советского Союза.

В президиум избираются участники оборо-
ны города и передовые стахановцы, руко-
водители областных и городских партий:
ных и советских организаций, представите-
ли частей Красной Армин. -

Бурными, долго не смолкающими апло-
дисментами встречают участники заседания
предложение об избранни в почётный пре-
зидиум членов Политбюро ЦК ВКП(б) во
главе с. товарищем Сталиным.

Тов. Пигалев предоставляет слово для
доклада о первой годовщине разгрома не-
мецко-фашистских войск под Сталинградом
председателю городского. комитета обороны,
секретарю обкома, и горкома, ВКП(б) тэв.
Чуянову.

Докладчик подробно расск®зывает о все-
мирно-историческом значении великой Ста-
линградской битвы, о мужестве и стойкости
воинов-сталинградцев и’ рабочих —бойцов
истребительных батальонов и отрядов на-
родного ополчения.

— В дни тяжелых уличных боёв и под:
готовки к наступлению -на врага, — говорит
т. Чуянов,— бойцы и командиры Сталин:
градского фронта поклялись ` товарищу
Сталину перед’ лицом ‘наших отцов, ‘посе-
девших героев царицынской обороны, перед
нашим боевым знаменем, перед вс@й совет-
ской страной: не посрамить славы русского
оружия, биться с врагом до последней воз-
можности. Мужественный солдат — Ста-
линград — выстоял в этой смертельной
схватке, вышел победителем в невиданном
в истории войн сражении,

Это была победа стойкости, мужества и
героизма. Это была победа советских гене-
ралов, офицеров и бойцов, образцово выпол-
нивших сталинский стратегический план

разгрома врага под Сталинградом. Это была

победа ‘рабочих города; сталеваров «Крас-
ного Октября»; артиллеристов «Баррикад»,
танкостроителей  Тракторного. Это была
победа всех тружеников тыла, неустанно
ковавших оружие для воинов Сталинграда.

Это была величайшая. победа сталинского

полководческого гения, победа его страте-
гического. плана разгрома врага. :
В дни тяжёлых испытаний пали смертью
храбрых мужественные труженики Сталин
града — Ольга Ковалева, Николай Вычугов,
Симонов, защищавшие свой родной город.
Тов. Чуянов предлагает почтить их память

вставанием. Все встают. Звучит траурный

марш.

Многое сделали  сталинградцы для вос-
становления своего: города. Но перед ними

‘стоят теперь новые задачи. Тов. Чуянов за-

канчивает свой доклад призывом возродить
прекрасный город над Волгой, город—дваж-
ды герой. ; :
Участники заседания с. огромным под’ёмом
послали полное любвн-и привета письмо ве-

ликому вождю народов’ товарищу Сталину:

После торжественного заседания депутат
Верховного Совета СССР, председатель ис-
полкома облсовета т. Зименков по поруче-
нию Президнума Верховного Совета СССР
вручил ордена ‘и. медали болышной группе
сталинградцев, награждённых за активное.
узастие в героической’ обороне города и
проявленные при этом стойкость и муже-
ство,

публики насчитывалось 20.600 детей, то в

Hamm бойцы, сержанты и офинеры о
спокойным сердцем сражаются против: вра-
га, зная, что об их семьях. об. их детях пе-

За время войны в Азербайджане семьям
  военнослужащих выдано свыше 430 млн.

Товарищи депутаты! Война требует боль-
ших расходов. Вот почему теперь нужно

решительно устранять расточительство, из-
ванию тосударетвенных ‘средств. Это тре-.
ния качества контрольно-ревизионной рабо-
TH, полного охвата ревизиями всех органи-

щих на республиканских и на местных

я внонту предложение утвердить государ-

сти колхозных полей, чтобы героическая

Союза товарища Сталина. (Аплодисменть).

стьянских депутатов, собравигийся в нача-

возгласил на всей территории бывшей Оло-
нецкой губернии советскую власть. Но тру-
лящиеся Карелии не сразу могли заняться
устройством новой, счастливой жизни. На
фронтах гражданской войны они беззаветно
и самоотверженно отстаивали 0т врагов
свою Родину, свою землю.

Алчная кучка белофинских заправил,
строившая сумасбродные планы создания
«Великой Финляндии», отторжения Совет-
ской Карелии от Советского Союза, броси-
ла свои банды против нашей молодой Совет-
ской республики. Свой грабительские стрем-
ления белофинские бандиты пыталиеь при-
крывать фальшивыми лозунгами «нацио-

Финляндией. -

Трудящиеся массы Карелии сумели раз-
тлядеть под смиренной маской «освоболите-
‘лей» звериное лицо грабителя, убийцы, по-
‘работителя. Карело-финский народ вилел и
понимал, что только с помощью великого
русского народа, только находясь в брат-
ской семье советских народов, он сможет
отстоять свою свободу, свою независимость.
Поэтому 1 пюля 1920 года делегаты учре-
дительного с’езда трудящихея карел за-
явили: а

«Карельское трудовое население не хочет
порвать культурных, экономических, поли-
тических и государственных связей с Co-
ветской Россией и совершенно не думает о
присоединении к белой Финляндии,

Карельский народ чувствует себя свобод-

ным в пределах Советской России и под ка-
питалистическое ярмо ни Финляндии, ни
Бакого-либо иного государства не пойдет.
_ Карельский народ не допустит, чтобы
богатства Карелии: воды, лёса, водопады,
руды, рыбацкие промыслы расхищались ка-
питалистической белой Финляндией под
предлогом защиты карел от Советской Рос-
еии или под предлогом «национального вос-
‚ соединения» карел с белой Финляндией».

В течение ряда лет белофинны граби-
тельски вторгались на территорию бовет-
ской Карелин, но всегда получали  едино-
душный отпор от Красной Армии, карель-
ских партизан, от финских красногвардей-
Tes, проявивших чудеса героизма и отваги
в защите священной советской земли.

Еще в 1919 г. по поводу одной замеча-
тельной операции при высалке десанта в
‘районе Виллицы, сыгравшей решающую
роль в разгроме белофиннов, товарищ
‘Сталин прислал телеграмму на имя’ коман-
дования первой стрелковой дивизии, в ко-
Торой горячо приветствовал самоотвержен-
ных героев, красноармейцев и моряков, раз-

-тромивших гнездо врагов Россия у Видли-

цы, и выражал уверенность, что рабоче-
крестьянская власть оценит. доблестный
похвиг. $ Е. eS
На эту телеграмму бойцы ответили вож-
дю: «За рабоче-крестьянскую Россию или
умрем, или победим». И они побеждали.
Яркой страницей в истории борьбы за
‘Советскую Варелию вошел блестящий лыж-
ный рейл в глубокий тыл белофиннов в Ки-
мас-озеро, рейх отряла лыжников-финнов
интернациональной военной школы под
командованием верного сына карело-фин-
ского народа Тойво Антикайнен, ` :

Третий Охонецкий губернский с”езд кре-

ле февраля 1918 года в Петрозаводеке, про-.

нального воссоединения» карел с белой

Красная Армия, поддержанная широкиии
массами трудящихся, изгнала белофинских
бандитов с советской земли. Варело-финский
народ получил возможность перейти к мир-
ному строительству и экономическому под’-
ему народного хозяйства молодой Советской
республики. 2

Ha основе. последовательного осуществле-
ния ленинско-сталинской национальной по-
литики Карело-Финская Союзная Республи-
ка в единой братской семье. советских рес-

{

р.

Е

публик, при помощи великого русского
народа, под руководством партии Ленина—
Сталина, за короткий срок достигла orpou-
ных успехов: в области своего политиче-
свого, экономического и культурного ро-
ста. Из отсталой: царской колонии Карелия
превратилась в индустриальную республи-
Ку. За толы сталинских пятилеток было
построено больное’ число фабрик и заво-
-Яов, выросли мощные бумажно-целлюлоз-
ные комбинаты.

В невиданно короткий срок был прове-
ден Беломорско-Балтийский канал имена
товарища Сталина. На территории респуб-
лики были построены новые магистрали
железных дорог. ‘Карелия стала республи-
кой почти сплошной трамотностя. За годы
мирного строительства выросли напиональ-
ные кадры, беспредельно преданные делу
Ченина — Сталина.

Продавшаяся Титлеру финская плуто-
вратия в июне 1941 г. в союзе с Гермаз
нией вероломно напала на Советский. С5-
03, нарушила наш мирный труд, наше хо-
зяйственное строительство. ;

Белофинские войска, вторгииеся на тер-
риторию нашей Карело-Финской ССР, не
менее; чем немцы, грабили и трабят, раз-
рушали и разрушают наши’ города п села,
терзали и терзают наших советских граж-
дан. Финские фашисты совершают чудо-
вищные преступления во временно захва-
ченных ими районах и городах нашей рес-
публики. Это они разрушили наш цвету-
щий Петрозаводск, сожгли Пряжу, Кондо-
погу и другие гороха и села. Еще в.1941 г.
в Декларации Народного Комиссариата
иностранных дел было сказано:

«Нынешние финляндекие правители по-
могают кровавому Гитлеру вести захват-
ническую войну против народов Европы п
СССР. Ведя захватническую войну против

ССР, они помогают гитлеровской” банде
укреплять гитлеровскую тиранию над’ на-
родами Европы. Не булет ничего уливи-
тельного, если народы Европы и СССР по-
ступят с этими господами так же, как они
намерены поступить с кликой Гитлера».

Мы, представители карело-финского на-
рода, имеем право от имени нашего по-
страдавшего народа пред’явить обвини-
тельный акт против преступных заправил
фашистской Финляндии и требовать суро-
вого возмездия за каждое преступление
подлых белофинских палачей,

Белофинны питали надежды на разлад

С. совместном заседании Совета Союза.
wm Совета Национальностей
_ Прения по докладу тов. В. М. МОЛОТОВА
о преобразовании Народного Комиссариата Обороны
Ww Наркоминдела из. общесоюзных —
__ В союзно-республиканские Наркоматы _
_ Речь депутата П. С. Прокконен (Карело- Финская ССР)

между национальностями, на то, что каре-
лы и финны нашей республики войлут в
конфликт с русскими. Но все эти грязные
замыслы врага потернели крах.

_ Более двух с половиной лет Красная Ар-
мия велет борьбу с гитлеровскими орлами,
гонит их прочь на занал, отстаивает сво-
боду, честь и независимость народов на-
шего многонационального тосударства. В
этой героической борьбе зз нашу Родину
в рядах Врасной Арни борются все. народы
  CCCP. Единым и сплоченным выступил на
  борьбу с врагом народ Барело-Финской рес-
публики.

С одинаковым мужеством в рядах Крас-
ной Армии и в партизанских отрядах лра-
лись и дерутся с врагом карелы, финны,
русские п представители, других нэацио-
нальностей. Имена и подвиги лучших сы-
‚ нов и дочерей карело-финского народа —
  героев Отечественной войны войдут в ието-
фию нашей республики, как одна из слав-
ных ее странин.

Рабочие-и работницы, колхозники и кол:
хозницы, советская интеллигенция самоот-
верженно трудятся во имя нашей оконча-
тельной побехы ‘нал врагом. Красная Арчия
делает все необходимое для скорейшего из-
тнания немецко-финских захватчиков из
временно оккупированных ими районов и
городов нашей республики и приближает

° Час полного освобождения Карело-Финской

ОСР. Карело-финский народ, как и все ва-
роды Советского Союза, любит свою Крас-
ную Армию и слелает все’ для дальнейшего
ее укрепления.

Наш народ высоко ценит героизм Крас-
ной Армип, обеспечившей  самостоятель-
ность и независимость Карело-Финской
ССР, и выражает искреннюю  благодар-
ность великому русскому народу, как п
всем народам нашей Родины, оказавшим
отромную помощь в политическом, эконо-
мическом и культурном росте нашей моло-
дой республики.   iz

Преобразование Наркомата (Обороны п
создание войсковых ‘формирований. союз-
„ных республик явятся дальнейшим шагом
на пути укрепления обороны СССР, укреп=
ления Красной Армии. Создание войсковых
формирований советских республик, каЕ
составной. части Красной Армии, еще боль-
ше укрепит Красную Армию, усилит or
ветственность союзных республик за даль-
нейшее укрепление обороны страны.

Карело-Финская республика, гранича-
щая с белой Финляндией, враждебность
которой к Советскому Союзу и Советской
Варедии доказана на протяжении четверти
века, примет все меры: к быстрейшему co3-
данию своих войсковых. формирований,
чтобы Карело-Финская республика стала
прочным оплотом мира’ и безопасности
СССР на его северо-западных. гранипах.

За годы советекей власти советские рес-
публики выросли в политическом, эконо-
ническом и культурном отношении.

Проект закона о преобразования Hap-
комата иностранных дел предусматривает
дальнейшее политическое и экономическое
развитие советских республик. боюзным
республикам предоставляются полномочия
вступать в непосредственные бномения с
иностранными государствами и заключать
ними соглашения. Таков преббразование
стало возможным в результатёдостигну-
того укрепления Советского государетва,
в результате торжества ленинско-сталин-
ской национальной политики.

Товарищи депутаты! Я целиком и пол-
ностью поддерживаю ‘предложение (Союз-
ного Правительства и выступавших депу-
татов о преобразовании Народных  Комис-
сарнатов Обороны и иностранных хол
в союзно-республиканские наркоматы. :

Принятие этих предложений еще больше
укрепит политическую, оборонную и хозяй-
ственную мощь: союзных республик, еще
больше укрепит мощь всего нашего Совет
ского (С6юза, расширит междунарсдные
связи великого Советского Союза и укре-
пит сотрудничество СССР с другими госу-
дарствами.

Под знаменем ленинско-сталинской на-
циональной политики вперед к новым
победам!

—5 =Ш6 6—6 ди

Вручение орденов и медалей СССР

Вчера, 8 февраля, первый заместитель
Председателя Президиума Верховного Сове-
та СССР тов. Н. М. Шверник вручил орде-
на и медали награждённым.

Орден Ленина и мелаль «Золотая Звез-:
да» вместе с грамотой 0 присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются героям
Отечественной войны красноармейцу Ю. П.
Иванкину, младшему cepmanty A. Il. Crap-
певу, сержанту Т. Т. Дорошенко, гвардии
старшему лейтенанту М. Байрамову.

Орден Ленина и золотая медаль «Серп и
Молот» вместе с грамотой о присвоении зва-
ния Героя Социалистического Труда были
вручены главному кондуктору колонны па-
ровозов особото резерва Н. Я. Епанчину.

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на фронте: борьбы с не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и медаля
получает группа лиц офицерского, сержант-
ского п рядового состава Красной Армии. От
их имени выступил капитан В. И.: Белов.
- Награхы за успешное выполнение 3aga-
‘ний правительства в области геологических
‘изысканий и увеличения ресурсов страте-

‘тического сырья для горнодобывающей про-

мышленности вручаются председателю Ко-
митета по делам геологии при СН& СССР

И. И. Малышеву, его заместителю С. В. Го-
Рюнову, начальнику Ленинградского геоло-
гического управления М. Ф. Пожидаеву, хи-
ректору Центрального геологического музея
академику П. И. Степанову и многим других
руководящим работникам Комитета. Высту-
пая от имени награждённых, заместитель
председателя Комитета Г. К. Волосюк заве-
рил, что будут приложены все усилия для
быстрейшего выявления стратегических ма-
териалов и передачи их промышленности в
целях всемерного усиления индустриальной
мощи нашей страны.

Группа работников Главного управления
тосударственных материальных резервов при
СНЕ СССР получает ордена и медали за об-
разцовое выполнение заданий правительства
по обеспечению Красной Армии и народно-
го хозяйства материальными ресурсами. В
числе награждённых начальник Главного
управления генерал-майор - технических
войск М. В: Данченко, его заместитель (. В.
Васильков, начальник 2 управления Ф. И.
Алабушев, начальник 4 управления М. И.
Ибранмов, главный инженер А. И. Лагарь-
ков и Др. й ;

Ордена и медали за отличное выполне-
ние заданий правительства и военного
командования были также вручены Герою

Советского Союза генерал-майору танковых
войск К. А. Семенченко, Герою Советского
Союза гвардии майору: 0. И. Буликову, на-
чальнику участка Чирчикстроя И. А. Шути-
KOBY и др. Stee

Тов. Н. М. Шверник после вручения 0р-
денов и медалей обратился в награждённых
с краткой речью.

— Я надеюсь, — сказал тов. Шверник.—
что награды будут вдохновлять вас— бойцы
и офицеры Красной Армин, партизаны —
на новые героические подвиги на фронтах
Отечественной войны и в тылу У врага;
вас— работники геологии и Управления го-
сударственных материальных резервов —
на изыскание новых источников для obec-
печения нужд Красной Армий и народного
хозяйства.

Я уверен, что и впредь вы будете так
же самоотверженно бороться за проведение
в жизнь заданий Правительства и Верхов-
ного, Главнокомандующеге Маршала Совет-
ского Союза товарища Сталина и с честью
выполните, свой долг перед Родиной!

’ В заключение тов. Н. М. Шверние сер-
дечно поздравил получивших награды това-
рищей и пожелал им дазьнейших успехов
в их работе. :

: (PACO),