10 ФЕВРАЛЯ

ЕТ:

1944 г., № 35 (5482)

=

Опровержение ТАСС

Шведская газета <Дагенс нюхетер» опуб-   ния в советско-болгарских  отноттениях ®

ликоваза  телеграмиу свобго цюрихекого т
корреепондента, в- которой содержатся

Оируженные дивизии негацев: 112, 88, 82, 72, 167, 168, 5Г и` 332 пехотные дивизим,

eh,
ТАСС уполномочен заявить, что заклу-
чающиеся в указанноге телеграмме «Датене

213 охранная дивизия, танновая дивизия СС „Винииг“, мотобригада С6 „Валония“,

утверждения о прибытии в Софию «несколь-
ких русевих офицеров для сотрудничества
е русским военным атташе полковником

нюхетер» утверждения представляют со-
бою сплошной вымысел. Вымышлена и лчч.
ность «советского военного ATTAIN полкоз-

ника Оогорова».

_ бгтанойих ма фронте
себернее Geu2opogka
и пола’ 92-1944».

Согоровым», о наличии симптомов измене-

Железное кольцо

(GT военного корреспондента Правды»)

С неба льет мелкий холодный дождь.   зажег хаты. Нало перехватить ему AOTEH-
Снег растаял, поля размокли, и дороги раз-   на все дороги, — решил Ан
везло так, что трудно ступить. В глубоких № День былна исходе. Лейтенаят Кравчен-
колдобинах застревают грузовики, повозки,  5, повел свое подразделение в обход насе-
орудия. И всё же наступление про-  лённого пункта. Шли по лотцине, сплонь
должается, с непреодолимой силой сжи-   залитой водой, и через. некоторое время пе-
мая кольцо, захлестнутое вокруг немецких дошли вплотную Е противоположной окран-
зивизий. Всея тяжесть наступления легла   не села. Не теряя времени, лейтенант вы-
на спины людей: не выдержали ненастья И   слал в село группу автоматчиков, на боко-
сдали машины, — выдержали закаленные В вой дороге выставил засаду, усиленпую
огне сражений воины. Толкая плечами ог- двумя станвовыми пулеметами, а основные
ромные пушки, перетаскивая на руках своп силы отвёл на большак, Как и слез
ящики с боеприпасами, они двигают Фронт   вало ожидать, немцы не приняли уличного
вперёд и вперёл. Люди в упоении битвы   боя и кинулись на большак. Злесь на них
потеряли счёт времени. Они-ечитают его по  реей тяжестью обрушился сам Кравченко со

SATS

Ibenucopogha
  о

posites
On eee ct ne, }
ats 520% F220,

=...

г... -

ий
»

*
te

©
с №

дозначение:

Линия Фронта 9 еболо

Маршалу Советского Союза и Председателю Государственно?о

Комитета Обороны Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

щены и к нам. Проникнутые презрением и   народно-освободительной борьбы. Благодаря   горды тем, что наши народы достойны твоей
‘ненавистью к оккупантам, мы поднялись   активному участию женщин в этой борьбе ‘помощи. Приветствуем тебя, как организа-
со своими братьями на защиту своей чести   оказались тщетными все усилия кровожал-   тора антифашистской борьбы, в которой и
и свободы. Сегодня после великих и крова-  ного оккупанта и его пособников-——предате-  женщины принимают участие наравне с
вых боёв женщины Черногории и Боки, с0-: лей народа, сделать. из женщин нослуш-  мужчинами. a

бравшись на свой первый конгресс антифа-   ных рабов. Наоборот, матери взяли винтов-  Да здравствует наш великий учитель, на-
шистского фронта женщин в свободном го-  ки своих павших сыновей и сестры встали   лежда всего прогрессивного человечества! _

роде Колашине, посылают тебе, нанг дорогой   в ряды вместо павших братьев. Смерть фашизму! Свобода: народу!

и любимый товариш Сталин, свой боевой Мы, женщины Черногории и Боки, горлы ПЕРВЫЙ ЗЕМАЛЬСКИЙ КОНГРЕСС
привет и благодарят тебя, как вождя   тем, что активно участвуем в этой крова- АНТИФАШИСТСКОГО ФРОНТА ЖЕН-
антифашистской армии всего мира и нашей! вой борьбе против оккупантов и предателей, . _ЩИН ЧЕРНОГОРИИ И БОКИ.

—————

Когда фашистские варвары напали на
Вашу прекрасную родину, надежды всего.
прогрессивного человечества были направ-
лены к тебе, великий учитель и друг всех
честных и патриотических. народов. Мы
вспомнили твои великие слова, обращенные
к храбрым советским женщинам. Ты указал
им быть непримиримыми к фашиетеким
бандитам и уничтожать их всюду и везде.

Женщины Черногории и Боки приняли

‚Твои слова так, как будто они были обра-

Март РАУД

Удары ленинрадских партизан
т военного корреспондента «Правды») тысячами новых борцов за свободу и неза-
висимость нашей родины. Это позволяет
еще больше- усилить удары по вражеским
тылам,

Партизанская война на дорогах приняла
широкий и ожесточенный характер. Неред-
ко под неприятельским огнем колхозники
растаскивают рельсы, уносят их в лес. .Дви-
жение поездов на магистралях прекращает-
ся, и немпы вынуждены переходить на ав-
тотранспорт. Однако п на пюссейных ло-
рогах врага подстерегает партизанская пу-
ля: овладев железной дорогой, партизаны
сразу же переносят свои операции на близ-

Торлость победы под Ленинградом вме-
сте с бойцами и офицерами наступающих
Бойск, вместе с населением великого горо-
да по праву разделяют ленинградские пар-
тизаны. Два с половиной года они вели неу-
станную «малую войну» в тылу врага, со-
вершали дерзкие налеты на немецкие гарни-
зоны, наносили внезапные удары по вра-
жеским коммуникациям.

_ Долго томилея в кольце блокады осаж-
денный город. И вот чае расплаты настал.
Войска Ленинградского фронта перешли в”
наступление. 15 января в глухих чащах
ленинградских лесов, в населенных пувк-

Привет Эстонии`

Героям Ленинградского фронта
р и Балтфлота

Нет, не забудут Таллин м Палдисим

И наши острова тот день, когда

Шли ваши серобокые суда

К эстонским берегам м стали близим
Апеющие ваши вымпела.

Как счастлиза Эстонмя была,

Как вас встречала, как вас привечала!
Нам ваших крыльев краснозвездных лёт
Вещал м наших вольных дией начало,

спилили много телеграфных столбов и вырз-
зали несколько километров телефонно-теле-
трафных проводов.

После этих налетов на немецкие комму-
ннкадии движение поездов было прервано
на ряде направаений, нарушилаеь связь’
между гарнизонами противника. Это весьма
встревожило неменкое командование. . Не-
смотря на критическое для немцев положе-
ние на фронте, они бросили против партизан
крупные карательные отряды, поддержав-
ные авиацией и танками. Целый день 1$

числу пройденных вперед километров и OT
битых у врага населенных Пунктов и все
туже сжимают окруженные немецкие диви-
зии неумолимыми железными тисками.

Дробя.и расчленяя вражеские подразде-
ления, окружая и блокируя гарнизоны про-
тивника, наши войска продолжают вести
бои на уничтожение окруженных дивизии.
Методично и беспощадно, как гигантская
мельница, они перемалывают живую силу

и технику немцев.

Бои севернее Звенигородки и Шнолы до-
стигли наивысшего напряжения. Противник
обороняется яростно, упорно, но уже ничто
не может спасти его от разгрома. Нанося
удары 6 востока, запада-и севера, наши ча-
сти за последние хни освободили в Придне-
провье десятки украинских сел, очистили
от врага большую территорию. Е

Но, пожалуй, самым значительным ус-
пехом этих дней является очищение от нем-
nes господствующих на правом берегу
Днепра высот. Продвигаясь от Ranesa Ha
юг, вниз по течению великой реки, наши
подвижные отряды овладели множеством
населённых пунктов и по сущеетву пол-
поетью очистили веё побережье Днепра. За-
няв населенные пункты Хмельна, Вреща-
тик, Шелепухи, Тубольны, Мошны и мно-
гие другие, они. со страшной силой от-
бросили немцев прочь от реки. Здесь же
несколькими днями раньше был занят ху-
тор, где над Днепром на зеленом холме по-

коится прах великого кобзаря Тараса Шев-.

ченко. Потеря господствующих придненров-
ских высот — большой улар для немцев.
Но прежде всего они потеряли здесь то,
ради чего так упорно и долго цеплялись
за этот плапдарм: потеряли Днепр.

Кольно окружения дышит жарким, ис-
пепеляющим огнём смерти. На полях сраже-
ний, на талой земле лежат тысячи немен-
ких трупов. По дорогам и у окопов, — там,
‘ple пролегала линия вражеской обороны, —
громоздятся разбитые и брошенные танки и
пушки, транспортеры, грухы нерасстрелян-
ных снарядов. Наступающие захватывают
ботатые трофеи. ae

своими главными силами. Немцы, застигну-
тые врасплох, заметались. и, оставив на
большаке лесятки трупов, броеились Ha fo-
ковую дорогу. Там они попали под убий-
ственный огонь засады. После короткой, но
яростной схватки разгром немецкой роты
был завершён.

Подразделение’ офицера Васюка вело бой
на подступах к. крупному селу. Преодолев
зону огня, на окраину села ворвались .на-
ши автоматчики, Навстречу: им ‘неожихан-
но вылетел немецкий офицер наз’ разгоря-
ченном коне, Старший сержант Татувосян
вскинул свой автомат и короткой очередью
сбил гитлеровца. Затем он вскочил на ето
коня и во весь опор понесся к центру села,
где находилась основная оборона немцев,
Стреляя наскаку из автомата, он. убил че-
тырёх вражеских солдат. Когда’ немцы. со-
образили, в чём дело, и разглядели на зна-
комом офицерском коне ‘советского бойца,
они бросились ловить всадника. Татувовяя
продолжал вести бой и застрелил ещё трёх
немцев.. На помощь старшему сержанту по-
доспели остальные автоматчики, & полраз-
деление Васюка тем временем совершил
обходный маневр и, атаковав немцев с ты-
ла, быстро ренило исход борьбы за село,

Откатываясь на новые рубежи, против
ник оставляет в своём арьергарде’ группы
прикрытия. В большинстве случаев эм
малочисленные отряды, насыщенные до пре
дела пулемётамн, автоматами и миномёа-
ми. Как правило, они остаются Ha пер
крёстках дорог, на высотах, гле зарани
подготовлена густая сеть сообщающихся
друг с другом окопов. Ведя ураганный, м
сированный огонь, эти группы прикрытия
стараются создать впечатление, ‘будто он
весьма многочисленны. Но наши комани:
ры быстро разгадали этот новый трюк не
цев.

В 6б0ю за господствующую над дорог
высоту отделение сержанта Малышева 1:
толкнулось на очень сильное. сопротивле
ние. Разведкой Малышев установил, чу
имеет дело с небольшой, во хорошо в0]-
жённой группой прикрытия, и решил обойт
её с тыла. Разбив своё отделение на №

по которой отходили гитлеровцы. Лейтенант

В боях на уничтожение окруженной не-
мецкой группировки наши командиры —
от генералов до сержантов — показывают
высокие образцы воинского мастерства, во-
инской зрелости, стойкости и отвагн. Уже
проведены десятки операций, из которых,
как цепь из отдельных звеньев, еклады-
вается общая операция по окружению. Они
могут быть и бесспорно будут предме-
том специального изучения. Но уже сейчас
можно сказать, что. все эти операции про-
ведены с-исключительной дерзостью, сме-
лостью, умением и точным расчётом. Яр-
ким доказательством этого являются тыся-
чи мертвых немпев и мертвая немецкая
техника, оказавшаяся бессильной против
наступательного порыва советских ‘вои-
HOB. г

Наши ударные группы, не отрываясь ни
на шаг, смело и решительно преследуют де-
морализованные и разрозненные немецкие
отряды в лесах, населённых пунктах и на
дорогах. В эти дни десятки подразделений,
тысячи наших бойцов и офицеров показали
своё высокое уменье вести бой на уничто-
жение противника.

Выбив. немцев из одного опорного пунк-
та. подразделение лейтенанта Кравченко, не
теряя из Вида отступавшего врага, шло за
ним следом по дороге, параллельной той,

выслал разведку. Вскоре командир отделе-
ния разведчиков, сержант Воробъев донёс,
что рота немцев, достигнув ‘следующего на-
селённого пункта, видимо, тотовится отхо-
дить дальше. На ‘листке бумаги, доставлен-

части, он приказал олной группе бойц»
вести непрерывный огонь по высоте, а Л
той группой атаковал противника ¢ THI,
Немцы оказались между двух огней и 0+
лись в плен. Их оказалось всего шестер.

Чем плотнее становится кольцо окруде
ния, тем яроствее сопротивляется враг. (у
прилагает все усилия, чтобы вырватьсяв
ловушки, и беспрестанно наносит. удары с
вернее Звенигородки. Предпринимая уда
изнутри кольца, противник. пытается раз
рвать окружение и вывести свои войска и
западни.

На огромном пространстве от Звении
родки и Шполы и дальше на север щи
ожесточённые бои с танками. Немцы пре
принимают здесь десятки контратак, и
янно рвутся вперёд. Однако их танком»
части не имеют успеха. Наша артиллери
неставила перед ними непроходимый от
вой барьер, через который не может
рваться ни один вражеский танк — ив
кольца окружения, ни в кольцо, в
выручку блокированным дивизиям.

Не удаётся немецким танкистам хотю
мгновение разжать железное кольцо. sie
горят и разлетаются на куски под о
наших батарей вражеские машины, и
немецких дивизий заметно слабеют.

Отражая контратаки ‘противника, наст
пающие части с каждым днём усиливаи
свой натиск. Сжимая кольцо окружен
наши войска овладели сегодня районы
центром Киевской области Городище 1 2
селенными пунктами; Москаленки, Вы

тах, занимаемых партизанами, состоялись
многолюдные митинги. Народные мстители
клялись родине, товарищу Сталину cpa-
жаться храбро и воздать врагу сторицей за
все его злодеяния.

В первую же ночь партизаны нанесли
сильные удары по немецким коммуникациям
сразу в нескольких местах. Отряд тов. В.
ознаменовал начало наступления наших
войск под Ленинградом налетом на желез-
подорожную станцию Мшинская на линин
Красногвардейск— Луга. Как раз накануне
немцы усилили охрану станции сотней кад-
ровых солдат 472-го пехотного полка. Но
это им не помогло. В ожесточенном двухча-
совом бою партизаны уничтожили немец-
кую охрану и полностью вывели станцию
пз строя. Одновременно был разгромлен не-
мецкий гарнизон в железнодорожном посел-
ке, взорваны бензосклад и склад боеприпа-
COB.

-B эту же ночь отряд партизан под коман-
дованием тов. Л. соверштил налет на дру-
гую железнодорожную станцию. На станции
стояли два эшелона: один с солдатами и дру-
гой == с техникой. Солдаты, находившиеся
в вагонах. пытались оказать сопротивление,
но были уничтожены убийственным огнем
партизанских пулеметов. Та же участь по-
-етигла. станционный гарнизон. Состав. с
техникой партизаны подорвали. Во время
боя к станции пытался подойти эшелон с
подкреплением, но был обетрелян и ушел
обратно.

В первый день наступления наших войск
партизаны под командованием тов. К. вы-

шли на железную дорогу, которая связыва-

ла Прасносельскую группировку, немцев’ з
тылами, и овладели ею на протяжении не-
скольких километров. Партизаны взорвали
свыше 2.000 железнодорожных рельсов,

января партизаны вели бой с карательным

‚отрядом гитлеровцев в составе 750 чело-

век: Немпы пытались окружить и уничто-
жить партизан, но вышло наоборот. Каоз-
тельный отряд сам был раесечен на части
й наполовину истреблен. ;

Боевая работа партизан, действующих на
пражеских коммуникациях, отличается
упорством и ‘пелеустремленноетью. Настай-
чиво, методично, преодолевая любые онас-
ности и препятетвия, добиваются они своей
цели. Одна партизанская группа взорвала,
80 рельсов, спилила 27.телеграфных етол-
бов и сняла провода. На другой день, когза
немпы попытались восстановить разрушен-
ное, партизаны напали на них и уничгожи-
ли, а затем снова занялись железнодорожной
линией. На этот раз они взорвали не 80, а
7140 рельсов-и сняли 4 тысячи метров те-
лефонно-телеграфных проводов!

На’ третий день партизаны снова появи-
лись на железной дороге, но уже не одни:
‘вместес ними пришли десятки местных жи-
телей с топорами, ломами и кирками. После
того, как партизаны очистили участок от
немецких обходчиков и охраны, колхозники
стали разрушать железнодорожное полотно.

Результат третьего налета партизан. соз-
местно с колхозниками оказался весьма ус-
пешным: убито’ более сотни немецких сод-
дат, енято около 1.600 рельсов, спилены, де-
сятки телеграфных столбов на протяжении
14 километров, срезано и ‘чесено 7,009
метров медного провода.

Местные. жители все ‘чаще и активнее
сотрудничают с партизанами в их боевой
работе на коммуникациях врага. Победное
наступление наших войск под Ленинградом
подняло на борьбу с неменцко-фашистеки-
ми захватчиками новые. слои . населения:
‚ Ряды ленинградских партизан пополнились

лежащее шоссе.‘

Улары народных метителей по врагу уси-

иваются. От скрытых диверсий партизаны

переходят к открытым боям с немцами за

овладение значительными участками дорог,
станциями и лаже железнодорожными y3-
лами. Носле налета партизан на одну же-

лезнодорожную станцию немцы более трех

суток не могли наладить движение
нсездов. Они выслали сюда каратель-
вый отряд, но в бою с партизана-

yu он был разбит.

Партизаны подготовили и блестяще про-
вели налет на крупную узловую. станцию.
Железнодорожный узел, расположенный на
сплетенин четырех лорог, лва лня был в
руках партизан. Оня ушли со станции
только после того. как вывели из строя
станцию и мосты на 23 подходах.

Удары ленингралеких партизан наводят
ужае на гитлеровцев. 0бер-ефрейтор Кленк
писал своей жене Гертруде Кленк:

«Партизаны опять взорвали мост, я, ве-
роятно, нескатько дней нельзя будет по не-
му езлить. Да, мол дорогая, нам не надо
было быть в этой ужасной Росени!».

За послелние дни партизаны совершили
несколько смелых нападений на крупные
немецкие гарнизоны, в частности на район-
ный центр и железнодорожную станцию
Оредеж, занятую сегодня войсками Ленин-
традекого фронта.

Горит пот ногами немцев ленинградская
земля. Их бьют е фронта и с тыла. Подлые
убийцы, мечтавшие залить кровью и раз-
рунтить великий горох Ленина, они сами
теперь оказались между молотом и нако-
вальней.

М. СИВОЛОБОВ.

Ленинградский фронт, 9 февраля,

(По телеграфу).

И братства нерушимого оплот.

‚Но налетел смертельный ураган,

Нас разлучив с родными берегами,

И на полях эстонских — вместе с вамн
Мы, отражая хищного врага,
Братались на крови горячей нашей,

И, если смерть порой клонипа чашу
Весов борьбы, то братская любовь
Сжимала руки, призывая к мести,
Клянясь, что мы еще сойдемся вновь,
Эстонию освобождая вместе...

Горящий Таллин скрылся за туманем, —
Был пополам разрезан наш народ.

Но на полях — бойцы, а в море —флот
Держались под германским ураганом.
Когда же петней ночью иль в метели

К нам соколы-кронштадтские летели,
Которых нет ны зорче, ни храбрей,

Иль ваши корабли шли в бой горячий, —
Мы — здесь—желали страстно вам удачи,
Там—родина, в цепях, звала: «Скорей!»

И пробил час: к Эстонии теперь
Повернуты штыни освобожденья.
Эстонец, брат мой! Слышишь кликм

: мщенья!]
Он будет истреблен — немецимй зверь!
Несет тебе привет, как брату брат,
Герой балтийский — славный Ленинград.
Мы скзозь огонь пройдем, сквозь кровь
т м горе,
Но сталинскую клатву мы даем:
Свободным станет ваш эстонский дом —
М воздух наш, м берега, м море!

Перевел с эотонежоть Лев Певькозсквя,

1 ном связным, сержант написал:

Будковка, ДЛердень, Руденков,  Сахним

«Немецкие факельщики приетупили к Фровахи, _Бирилловка.

своему поганому лелу — уже зажгли две
хаты». Be :

= Да, значит, враг уходит из села, раз

Я. МАКАРЕНКО.
Действующая. армия, 9 февраля.
(По телеграфу).

Западнее и юго-западнее
Новгорода

Широкая пойма Ильмень-озера в тече-
‚ние двух с лишним лет отделяла наши 10-
зиции от немецких. Немцы придавали ог-
ромное значение этому природному рубежу,
который прикрывал важнейшие железноло-
рожные рокадные магистрали Восточного
фронта к северу от Ильменя, в районе Нов-
города, и к юту от озера, в районе Старой
Руссы. И не случайно немцы сейчае с таким
ожесточением стремятся задержать наши на-
ступающие части на этом участке. Замерз-
шая гладь озера Ильмень оказалась не пре-
градой, 3 путем, по которому был нанесен
Красной Армией внезапный удар в самое
важное и уязвимое место немецкой обороны.

Смелый маневр обеспечил выход 6ю-
Aa частей Красной Армии. В то время. ко-
гда немцы отражали атаки вдоль шоссе Нов-
город-—Шимек, ни подвижной отряд с тан-
ками, самоходной артиллерчей и мотопехо-
той преодолел леса и болота, вышел к селу
Леонтьево, западнее шоссе, форсировал ре-
ку Веронда и неожиданно появился в ray-
OOKOM THIAY UPOTHBHUKA y совхоза «Чайка».
Три часа длился здесь бой. Немцы быди
здесь полностью разгромлены. Не задержи-
ваясь, подвижной отряд двинулся на юг
переправился через реку Вихогощь, захва.
тил железнодорожную станцию Борок и вы-

шел на шоссе Новгород — Шилиск, 17
немецких частей, оборонявших рубея К
ки Веронда. Нёмцы оказались в полукм”
це, удары с трёх сторон сыпались 8 8
ra. Разбитый противник оставил 601
CATH населённых пунктов и откатился F
юго-запад.

Здесь бон разгорелись с новой cil
Немцы спешно стянули сюда танки ии
тиллерию, перебросили пехотную дивизт
Опираясь на’ заранее созданные укр
ния, гитлеровцы упорно отстаивают #”
важный для них рубеж. Их контратаки,
держиваемые танками и артиллерией, *
дуют одна за другой. В этих боях от
ремололи свои резервы и вынуждены
спать в- Ход строительные батальоны, №
ты транспортников, остатки разбитых п
разделений.

Бои западнее и юго-западнее : Hoar!
продолжаются. Преодалевая ‘сопротиваей
и контратаки неприятельских частей,
ска Волховского фронта ведут наступлиий
и сегодня заняли несколько  насРайни
пунктов и станцию Мойка.

Л. ГАНИЧЕВ,

Волховский фронт, 9 февраля,

(По телеграфу).

Be

J

Ta
Rag
Roy
en
By
ЗЫ
Ари
(Rolf
Toppy
AE
а
пи
Yon,
tame]
ее

Kay
Coral
Kpae