д

Е ЕЕ ЕЕ

Незадолго до заката солнца измотан-
ные безуспешными попытками овладеть
переправой немцы прекратили атаки,
закрепились на высотах и, не предприни-
мая активных действий, стали методиче-
ски обстреливать переправу и пустынные
дороги луговой поймы артиллерийско-ми-
нометным огнем. ;

Вечером оборонявшееся соединение по-
лучило приказ команлования 0б отступле-
нии на левую сторону Дона. Дождавшись
темноты, части бесшумно снялись, мино-
ваз развалины сгоревшего хутора, 6езло-
фожно, лесом начали отходить К Дону.

Остатки роты вел <тарпина Ноприщен-
хо Тяжело раненого лейтенанта Голоще-
EOp2 несли ва пзаш-палатке бойцы, сме-
няяась но очереди. Позади всех шел мрач-
ный, злой, как чорт, Лопахин и — ЧУТЬ В
стороне от него — согнувшийся в AYTY
Копытовский, несший тяжелый мешок с
патронами и ружье убитого бронебойщика
Борзых.

Когда проходили по месту, где утром
сиял зеленой листвою и нолнился звон-
KEMH птичьими голосами сад, а теперь
чернели Фяни обутленные пни и, словно
разметанные бурей невиланной силы, В
ликом беспорядке лежали вырванные <
корнем, изуролованные и поломакные де-
ревья с иссеченными осколками BOTBA-
ми-— Лопахин остановияея возле широко-
го устья кололна, внимательно посмотрел
на мрачно черневикий в темноте силуэт
сгоревшего немецкого танка. Танк стоял,
накренившись набок, подмяв под себя од-
ней гусеницей кусты малины и излеман-
ный в шепки 960х поливального колеса,
при помощи которого когла-то орошались,.
жили. росли и плолоносили деревья. В теп-
лом воздухе неподвижно висел смешанный
прогорклый запах горелого железа, выго-
ревшего смазочного масла, жженого челове-
ческото мяса, но и этот смердящий запах

мертвечины не в силах был заглушить
нежнейшего, первозданного аромата пре-

ждевременно вянушей листвы, недоспелых
плодов. Даже будучи мертвым, сад все еще
источал в свою последнюю ночь плени-
тельное и слалостное дыхание жизни...

Шаркая сапогами по оборванным и спу-
танных плотям ежевичиика, подошел Вопы-
товский. взлохнул, тихо проговорил:

— 9х жизнь ты наша, жестянка! За-
курить бы...

— По мине соскучилея? Потерпить и
не куря.— сухо и так же тихо отозвался
Лопахин. if

— Потерпишь, потерпишь,— недоволь-
но  забормотал  Копытовский.— Русский
солдат, конечно, все вытерпит, но и у него
вель тернелка не из железа выструган-
ная... Я и так нынче до того натерпелся
всякой всячины, ‘что вдоль моего терпения
все швы полопались... :

Лопахин молчал, все так же присталь-
но смотрел на темную громадину танка.
Копытовский поправил мешок на спине,
приглутенна заговорил:

— Й курить страшная охота, 8
жрать — не говори! Это у кого какая на-
тура: у иного от страху все наружу про-
сится, а я чем больше пугаюсь — тем
сильнее жрать хочу. А день нынче был
страховитый, ой, и страховитый! Как он,
этот проклятущий немец, пёр на нас нын-
че, а? Я себя уж в покойники записал,
тумал, что навек позабуду, как дышать,
ан нет, не вылло!

Лопахин не слышал Вопытовекого;
ча указав на танк, он проговорил:

—- Вот она. Кочетытова работа, а самого
уже нету в живых. геройски погиб... На-
рень-то какой был! :

Без необходимости о смерти товарищей
не принято было говорить, таков был в
части молчаливый сговор, но тут dona-
хина словно прорвало, и он, обычно не
очень-то охочий на излияния подобного
рода, вдруг заговорил взволнованным, горя-
чим полушопотом:

— Огонь был, а не парень! Настоящий
комсорг был, таких в полку поискать. Да
что я говорю — в полку! В армии! А как
он танк поджег? Танк его уже задавил,
засыпал землей ло половины, груль ему
вю, измял... У него кровь изо рта хлеста--
ла, я сам видел. а он приподнялся в око-
пе — мертвый припотнялея, на последнем
вздохе! —и кинул бутылку... H зажег!
Мать теперь узнает это как? Пони-
мзешь ты, как она после этого жить бу-
дет?! Я же стрелял в этот проклятый
танк. Не взяло! Не взяло, будь он проклят.
Раньше надо было его бить, на подходе,
H в в лоб. а по борту... Дурак я! Ста-
рый, трижды проклятый богом дурак! За-
спешил я, и вот погиб парень... Еще не
жил, тольке что оперился, а сердце — как
у орла! Смотри, на что оказался способ-
ный, на какое геройство, а? А <... я, ког-
-да таких ребят по восемнадцати да по де-
вятнадцати лет на моих глазах убивают,
я, брат, плакать хочу... Плакать и уби-
вать беспошадно эту немецкую сволочь!
Нет, брат, мне погибать — совсем другое
дело, я ловольно пожилой кобель и жизнь
ео всех концов нюхал, а когда такие, как
Кочетыгов, гибнут—у меня сердце не вы-
держивает, понятно? Чем немцы за это
расплатятся? Ну, чем? Вот она, немецкая
падаль, лежит тут и воняет, а сердце у
меня все равно голодное. Метить хочу! А
за материнские слезы чем они расплалят-
ся? Да я по колени, по глотку, по самые
ноздри забреду в поганую немецкую кровь

мол-

*) Главы из романа.
Продолжение. См. «Правду» от 5 6, 7,
8 мая, 4, 14. 15, 17 ноября 1943 г., 12 фев-
раля 1944 г. .

- ПРАВДА

ea

Е ЕКА

ажались за

Михаил ШОЛОХОВ

РИН

epee tar eee a

и все равно буду считать, что расплата
еще не начиналась! Не начиналась, по-
нятно?!

Косноязычная, несвязная, каг у пьяно-
го, речь Лопахина несказанно удивила и
взволновала Копытовёкого. Вначале он слу-
шал равнодушно п, чтобы не так хотелось
курить, сунул в рот шепоть измявшейся в
порошок махорки. Он жевал горчайшую
табзчную квачку силевывал обжегавшую
нёбо и десны слюну и удивлялся, что
это подеялось с Допахиным, всегха такям
сдержанным на любое проявление чувств?
На Лопахиеа это было совсем непохоже,
нет, непохоже! А под конец Копытовский
уже суторожно глотал пропитанную та-
бачной горечью слюну и, всячески стара-
ясь подавить непрошенное волнение, тщетно
пыталея рассмотреть в темноте выражение
лица Лопахина. Но тот стоял в нему впол-
оборота, низко опустив голову, и в инто-
нациях толоса его, в наклоне головы было
чт0-т0 такое, отчего Копытовскому стало
окончательно He по себе. Все эти рассуж-
дения и воспоминания о погибшем Воче-
тыгове были явно не к месту и не ко вре-
мени, Копытовский был в этом твердо
убежден. И он поборол волнение, реши-
тельно и резко сказал:

— Хватит тебе причитать! Ты сейчас
вроле как плохая баба... Ну, убили парня,
да мало ли их нынче побили? Всех не
сплачешь, н вовее не налие © тобой это

дело, и вовее ни к чему сейчас этот раз-

говор. Давай, трогайся. а то ребята уже
талеко ушли; как бы не отбиться нам.

ЛТопахин круто повернулся, не сказав
ни слова больше, пошел вперед. В молча-
нии они прошли мимо тонувших в лило-
вом сумраке развалин МТФ, размеренным
пехотным шагом протопали по хрустевиим
под ногами обломкам черепицы, и только
в лесу, когла присели на минуту отлох-
нуть, Допахин прервал долгое молчание:

— A Звягинцев тоже... убит?

— Ая откуда же знаю?

такой темноте, рассмотрит ихние столбики.

`чортовой бабушке! У нас в> колхозе, это

рил он.— Про нае говорят — пехота, де-
скать, а сами чего стоят? Тоже кавалерия!
Всю жизнь на топорах верхом ездят и л0-
патами погоняют, а тула же, куда и лю-
ди,—с насмешками,.. Минируют. и каки-
ми-то столбиками отораживают. Да что
это — опытное поле, что ли? Чорт тут, в

Тут на телеграфный столб напрелься, и
пока He стукнешься 06 него лбом, ни-
чего не разберешь. Вот несчастные kypo-
еды, лопатошниви, кротовое племя! В упор
ничего не вилно, а они столбики забива-
ют... Задремал бы этот саперный жеребен
с басом, какой дорогу указывал, и за ми-
лую лушу могли бы мы забрести на мин-
ное поле. Веселое дело! От немца ушли, а
на своих минах начали бы подрываться...
Ведь нам только через этот проклятый
Дон перебраться, а ‘там считай себя спа-
сенным, и вот тебе, здравствуйте, чуть не
напоролись на свое же родное минное по-
ле. А такие случаи бывают, сколько х0-
чешь! Кажется, вот уже достиг человек
своей пели, и, пожалуйста, все идет к

еще до войны дело было, колхозный сче-
товод три года сватал одну девушку; она
телефонисткой при сельсовете работала. Он
ее сватает, а она не идет за него, потому
что он ей совершенно не нравился и ника-
кой к нему любви она не питала. Во он,
гобачий сын, все-таки своего добился;
согласилась она выходить за него от от-
чаяния — 10 того надоел он ей своим при-
ставанием. Вода, говорят, камень долбит,
так и он: долбил TPA TOA и своего достиг.
А она, эта девушка, заплакала и подругам
так и сказала: «Выхожу за него, милые
подружки, потому, — говорит, — что няка-
кото покою от него не имею, а вовсе не по
торячей любви». Ну, олним словом, при-
шло лело к концу, записались они в загсе.
Вечером счетовол гостей созвал. Сидит за
столом, сияет, как блин, намазанный мас-
лом, ловольный, невозможно горлый с5бой:
как же, три года сватал и на евоем все-

— Ты же сказал, что видел, как он
упал.

— Ну, видел, а убит он или ранен —
не знаю. Я его за пульс не шунал.

— Может, это ве он? Может, не он
падал-то? Ты ведь мог в суматохе не ра3о-
брать...—-с робко прозвучавшей в голосе
належдой снова спросил Лопахин..

И опять в дрогнувшем голосе Лопахина

таки поставил! И вот он гордилея, гор-
дился, а через полчаса тут же за столом
ноги протянул. И, знаешь, по какой при-
чине? Вареником подавился гад! От радо-
сти или от жадности, этого я He могу
сказать, но только глотнул он его целиком,
не жевавши, а вареник и попали ему в
`лыхательное горло. Ну, и готов! Ero уж,

бе и знать-то нечем,

Лопахин.— Вставай, пошли. Расселся, как

проскользнула жалкая, незнакомая Копы-
TOBCKOMY нотка, и Копытовекий невольно
смягчилея, уже иным тоном сказал:

— Her, ov падал — Звягинцев, это я
видел точно. Мина сзади него рванула, ну,
он и с ног долой, а насмерть или как —
не знаю.

— Что ты знаешь? Что ты только зпа-
ешь? Ни черта ты ничего не знаешь! Te-
аппарата y тебя
такого нет, — раздраженно, желчно сказал

на курорте, тоже мне — фигура...

Это говорил уже прежний, обычный Jo-
пахин, и голос у него теперь звучал по-
старому — грубовато, с хриплым надеал-
tem... Копытовский хотя и сбилелея, но
емолчал: с прежним-то Лопахиным жить
было попроще...

‚ Снова они молча шли в кромешной
тьме, спотыкаясь об оголенные корни дуб-
ков, цепляясь за разлатые ветви кустарни-
ка, только по звуку шагов определяя на-
правление, взятое идущими впереди. В ло-
шине около перекрестка дорог их накрыла
огнем минометная батарея противника. Не-
сколько минут они лежали, прижимаясь к
похолодавшей песчаной земле, а потом по
команде старшины поднялись, бегом пере-
секли дорогу. Огонь был слепой, и потерь
они не понесли. И еще раз, когда подхо-
лили к полуразрунтенной дамбе, по которой
немцы пристрелялись еле заеветло, попали
под обстрел и на. этот раз пролежали в ку-
старнике почти полчаса.

Непроглялная темнота озарялась вепыш-
ками разрывов, насквозь прошивалась све-
тящимися ’ нитями трассирующих пуль.
Инотла лалеко на рысотах, где были нем-
цы, загоралея белый, ослепительный свет
ракет, отблеск его ложилеля на верхупки
деревьев. причудливо скользил по ветвям
и медленно, как бы нехотя, угасал. Ночью
в лесу особенно гулко, раскатисто звучали
разрывы снарядов, и каждый раз Копытов-
ский уливленно восклицал:

— Ну, и зву-у-ук тут, как в железной
бочке! :

За дамбой их окликнули: тускло миг-
нул и погас луч карманного фонарика,
прикрытого полой шинели; чей-то поеис-
полненный мягкого тобродущия басов про-
гудел:

— Hy, куда прёшь, пехота? Куда
прёшь? Топаете, как овцы, без разбору, а
тут минировано. Держи левее дамбы, на
сотенник?” левее... Как это неё обозначено?
Очень даже обозначено, видишь, столбики
забиты и люди раеставлены. Тде граница?
А там, возле лощины, там вас встретят и
укажут дорогу, там вас проводят братья-
саперы. Саперы, они всё могут: и на тот
свет проводят и даже плальше... А это что
me у вас, раненый? Лейтенант? Эх, бедо-
лага! Растрясете вы его по такой дороге.
Вам нало бы еще левее’ брать, там мест-
ность поровнее будет.

Отрывки услышанного разговора на-
строили Копытовекого на мрачный лад.
Слыхал, Лопахин, какие у этих
кошкодавов порядки?— возмущенно загово-

Запрещение в Лондоне польской
газеты «Вядомосци польски»

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, английское мини-
стерство информации запретило выход в
свет польской еженедельной газеты «Вядо-
мобци польски», издававшейся в Лондоне.
Редактору газеты официально заявлено, что

Заявление

ВАШИНГТОН, 12 февраля. (ТАСС). От:
вечая на вопрос представителей печати от-
посительно сообщений о том, что Соеди-
ненные Штаты пересматривают свою пола-
тику в отношении Французского Комитета
Национального Освобождения, Рузвельт

ему неоднократно делались предостереже-
ния против помещения статей, рассчитанных
на создание разногласий средн Об’единён-
ных наций, однако эти предостережения ока-
зались безрезультатными. 7

Рузвельта

заявил, что ему ничего неизвестно о таком
пересмотре. Президент указал, что Соеди-
ненные Штаты обсуждают с Францпузским
Комитетом лишь вопрос об управлении ты-
ловыми районами, в случае если армии со-
юзников вступят на терраторию Франции,

АДРЕС РЕЛАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленингралское птоссе улица
и Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-87-60; Писем —Д 3-15-68: Местной” сети —

52106.

«Правды»,

этого неудачного молотого, и кверх ногами
ставили, и по спине кулаками и стульями
били. били. надо прямо сказать, с усер-
дием и чем попадя, п квачем в горло ему
лазили, чего Только < ним там не’ лелали!
Не помогло. Так, за столом сидя, и овло-
вела. к своему удовольствию, наша теле-
фонистка. А еще у нас в колхозе был та-
Бэй случай...

— Закройся 0 своими случаями! —
етрого приказал Допахин.
Копытовский покорно умолк. Минуту

спустя он епоткнулея о пень и, гремя 50-
телком, растанулея во весь рост.

— Тобою только сваи на мосту заби-
вать! — злобно зашинел Лопахин.

— Да вель темнота-то какая, — поти-
рая ушибленное колено, виковато оправды-
валея Копытовекий.

Молчать — после  веето пережитого
днем — он был, видимо, не в состоянии и,
иройля немного, спросил:

— Не знаешь, Допахин,
шина велет?

— К Дону.

— Я не про то: к мосту он ведет или
куда?

— Левее.

— А на чем же мы там переправляться
будем? — испуганно спросил Копытовский.

— На еоплях, — отрезал Лопахан.

Несколько минут Копытовский брел мол-
ча, а потом поимирительно сказал: = =>

— А ты не злись, Лопахин! И вот ты
все злишься, Bee злишься... И чего ты,
спрашивается, злишься? Одному тебе
неслалко. что ли? Всем так же. S

— Того и злюсь, что ты глупости одни
болтаетть.

— Вакпе же глупости? Как булто ниче-
го такого особенного не сказал.

— Ничего? Хорошенькое — ничего! Ви-
AWS TH, что немец по мосту кроет?

Ну, вижу.

— Вилишь, a спрашиваешь — к мосту
идем или кула? Ты, с твоим телячьим
рассудком, ясное дело, повел бы людей к
разбитому мосту, огня хватать... И вообще
отвяжись от меня CO CBOHMH дурацкими
вопросами, без тебя тошно. И на пятки
мне нё наступай, a TO я могу локтем
Бровь у тебя из носа вынуть.

—- Ты на свои пятки фонари навесь, &
то их не видно в потемках. Тоже, с дам-
«кими пятками оказался... — огрызнулся
Копытовский.

— Фонарей, в случае чего, я могу тебе
навешать, а пока ты ко мне не жмись, я
тебе не корова, и ты мне не теленок, по-
HATHO?

— Як тебе и не жмусь.

— Держи дистанцию, понятно?

— Я и так держу дистанцию.

Какая же это дистанция, если ты
все время мне на пятки настунаешь? Что
ты возле меня трешься?

Да не трусь я возле тебя, на чорта
ты мне сдался!

—= Нет, трешься! Что ты, потеряться
боишься, что ли?

‚И вот опять ты злишщьея,— удру-

é

куда вас стар-

>

Перспективы американо-советской
торговли

НЬЮ-ЙОРК, 12 февраля. (ТАСС), Пред-
седатель «Национальной ассоциации про-
мышленников» США Роберт Гейлорд в те-
леграмме, присланной отделению ТАСС в
Нью-Йорке, заявил, что он считает перспек-
тивы дружественных экономических OTHO-
шений между США и Советским Союзом. в
мирное время весьма благоприятными, #

«Деловые отношения с Россией, — гово-
рится в телеграмме Гейлорда,— всегла были
более дружественными, чем это представ-
ляло себе общественное мнение, видя раз-
личая между идеалами наших правательств.
Американские инженеры и американские ма-
шины оказали больную помощь строитель-

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКИИИ: Опр

ЕЕ ЕЕ Е Е ЕВЕ РЕНН ЕЕ SS ee Е АЕ

один

*

ченно проговорил  Копытовский.— Поте-
ряться я не боюсь, а переправляться без
моста, как бы тебе сказать... ну, опасаюсь,
что ли! Тебе хорошо рассуждать, ты пла-
вать умеень, & я не умею плавать, совер-
шенно не умею, да и только! Илем мы ле-
вее моста, лодок там не. будет, это я точно
знаю. А раз лодок не будет, то перенрав-
ляться придется на подручных средетвах,
а я уже ученый: переправлялея через До-
нец на подручных срелетвах и знаю, что
это за штука... :

— Может, ты на время закроенться со
своими  разговорчиками? —=едержанно, со
зловешей вежливостью вопросил из темно-
ты толое Лопахина.

И унылый, но преиеполненный. упрямой
решимости тенорок Копытовекого откуда-то
сзади, из-за темной шапки куста, ему ото-
звалея:

— Нет, я не закроюеь, мне жить оста-
дось — самые пустяки, только до Дона,
а потому я должен перед смертью выска-
заться... Даже закон есть такой, чтобы
перед смертью высказываться. Подручные
средства — вот что такое: умеешь пла-
вать — плыви, а не умеешь — затыкай
пальцами ноздри покрепче и ступай на лно
раков пасти... Получили мы приказ фореи-
ровать Донец, ну, наш командир роты и дает
команду: «Используй подручные средетва,
за мной, ребята, бегом!» Скатил я в воду
порожниай немеценй бочонок из-пол бензина,
ухватился за него и болтаю ногами, фор-
сирую волную прегралу в лице этого
несчастного Донна. До середины кое-как
добрался, не иначе течением или ветром
меня отнесло, а потом, как только одежда
на мне намокла, так и начал я от бочонка
отрываться. Он, проклятый, вертится на
воде, и я вместе с ним: то. голова у меня
сверху, а то внизу, под водой. Один раз
открою глаза — мать честная! — красота
да и только: солнне, небо синее, деревья
на берегу, в другой раз открою — батюне-
ки светы! — зеленая вода кругом, дна не
PHAHO, какие-то светлые пузыри мизю меня
вверх летят. Ну, и, как полатается. ото-
рвался я от этого бочонка, пешком пошел
ко дну... Спасибо, товара один нырнул и
вытащил меня.

— Напраено слелал. Не надо было вы-
таскивать! — сожалеюще сказал Допахин.

— Напрасно не напрасно, а вытащили.
Ты бы, конечно, не вытащил, от тебя WAH
добра! Только потому я теперь и норовлю
полальше от этих подручных средств лдер-
жатьея. Лучше ‘уж под огнем, да по мосту.
Потому и полиирает мне под дыхало, как
только вспомню, сколько я тогда донецкой
водички нахлебался... Велра два выпил за
олин прием, насилу опорожнился тогда от
этой воды... г

— Не скуля, Сашка, помолчи хоть не-
много, как-нибудь на этот раз перепра-
вишься,-— обналежил Лопахин.

— Как же я переправлюсь? — в отчая-
нии ‘воскликнул Копытовский.— Оглох ты,
что ли? Все время тебе толкую, что пла-
вать вовсе не могу, ну, как я переправ-
люсь? А тут еще ты этих чертей, патро-
нов, насовал мне в мешок пуда‘лва, ла
еще ружье Барзых у меня, ла скатка. ла
автомат с лисками, ла шанцевый инотру-
мент в лице лопатки, ла сапоги на мне...
Умеючи плавать, и то © таким имуществом
надо тонуть, а не умеючи, как я, просто
за милую дупк’; заброди по колено в волу,
ложись и помирай на сухом берегу. Нет,
мне тонуть надо непременно, уж это я
знаю! Вот только за каким я чортом пат-
роны и всею остальную муру несу, муча-
юсь напослелок перед’ смертью,— не пони-
мзю! Подойлем к Дону — брошу все это в
черту, сыму штаны и буду утопать голый.
Голому веё как-то приятней...

— Замолчи, пожалуйста, не утонешь
ты! Навоз не тонет, — яростным шопотом
сказал Лопахин.

Но Копытовский тотчас же отозвался:

— Ясное дело, что навоз не тонет, и
ты, Лопахин, переплывешнь в первую оче-
редь, а мне — каюк... Как только дойдем
10 Лона — безопасную бритву подарю тебе
на память... Я не такой перец, как ты, я
зла не помню... Брейся моей бритвой на
здоровье и вспоминай геройски утопшего
Алоксанлра Конытовекого.

— Уродится же этакая ягодка на све-
те! — сквозь зубы пробормотал Лопахин и
прибзвил шагу.

Переругиваясь вполголоса, по щиколот-
ки увязая в песке, они спустились с пес-
чаного холма, увидели в просветах между
кустами тускло блеснувшую свинцово ее-
рую полосу Дона, причаленные к берегу
темные плоты и большую групну людей
на песчаной косе.

— Лари бритву, Сашка! Слышишь, ты,
утопленник? — сурово сказал Лопахин.

Но Копытовский счастливо и глупо за-
хохотал.

—щ Нет, миленький, теперь она мне са-
мому сгодится! Теперь я опять живой!
Плот увидал — и как заново на свет на-
родился!

`_— Ты Лолахин?— окликнуя их из тем-
ноты старшина Поприщенко.

— Я, — нехотя отозвался Лопахин.

Старшина отделился от стоявшей возле
плота группы, пошел навстречу, с хру-
стом лробя сапогами мелкие речные ра-
кушки. Он подошел к Фонахину в упор,
сказал дрогнувшим голосом:

— Не донесли... умер лейтенант.

’ ЛТолахин положил на землю ружье, мед-

молча. Прямо в лицо им дул теплый, ды-
Wan пресной влагой ветер.

(Продолжение следует)

етву огромной промышленности России, ко-
торая даст возможность повысить уровень
жизни русского народа при наличин дли-
тельного мира и международной торговли.
Вот почему высшие национальные интересы
обеих стран требуют тесного сближения
американской и русской промышленности.
Станкостроительная промышленность Соеди-
ненных Штатов, развившаяся в огромной

д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений

ленным движением снял каску. Они стояли.

\

Положение в Болгарии

СТАМБУЛ. 12.февраля. (ТАСС). По све:
дениям, поступающим из Болгарии, в Со-
фии; как и в других пунктах страны, где
производится эвакуация ила расселение
эвакуированных, крайне  дезорганизована
административная и хозяйственная жизнь.
После бомбардировки Софяи многие госу-
дарственные а общинные учреждения, а
также предприятия до сих пор че работают.
Власти производят массовые увольнения
лин, бросившаих работу или вернувиияхся
позже установленных сроков. Министр вну-
тренних дел Христов уволил болышое Wt:
ло ответственных чиновыиков министерства
и дирекции здравоохранения и среди них
влустектора минтлотерства внутренних дел
Койчева, который после бомбардировки
фиа 10 января бежал в провинцию и в те-
чение недели не показывался в министер-
стве. Уволечю много мунишивальных чнчов-
ников. работников почты и телеграфа, со-
трудников столичных газет и журналов. Ра-
бочие под угрозой увольнения прелупрежле-
ны. что они должны язляться нз работу са-
мое позднее через два часа после OKO:
ния воздушной тревогя. Власти конфиско-
звали в Софлхи ряд аптек, владельцы кото-
рых бежали из горола Конфискозано боль-
шое количество товароз, прибывих из-за
травицы в адреса софийских торговцев, но
не востребованных ими в установленный
срок:

Многие улицы Софии до сих пор че очи-
пены от обломков фазрушенных здазяи.
Город почти обезлюдел. Волспровол вос-
становлен лишь частично. Остазшееся в го-
роде население испытызает острую нехват-
ку продовольствия и топлива. -

Среди болгарского населения усиливают-
ся антияпразительственные настроения.
первых числах февраля в ряле районов
Плоздиеской области среди эвакуирован-
ных были произведены аресты Арестован-
ные, как говорят, открыто высказывались
за смену нынешнего правительства и вы-
ражаля негодование по поводу того, что
болгарские войска до сих пор захолятся в

гославии. Имеются сзедения, что в бол-
гарских вовнских частях, находящихся в
Югославии, усилилось дезертеретво. Мно-
гее солдаты и офимеры присоединяются к
партизанам

СТАМБУЛ. 12 февраля. (ТАСС). О бес-
покойстве в правящих болгарских кругах
в связи с ростом в Болларим антипразатель-
ственных настроений свидетельствует речь
министра внутренних дел Христова, произ-
несенная им на собралвии в Габрово. Угро-
жая беспошалными мерами протиз «под-
польшиков и уходяциих в леса» (т. е. пзо-
тизан), Христов всячески заклинал болгар
«сохранять едизетво вчутреннего фронта»
и «образовать стальную стену против тех,
кто пытается полорзать устои страны».
Христов заязел в своей речи, что болгар-
ское правительство связывает свои надежды
< судьбой Германии. «О разрыве нашего co-
юза < Германией сказал оне может
быть ч речи. Болгария останется верной
этому союзу‘и продолжит свою политику».

—о—

Военные действия
в. Италии

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Главная
ставка войск союзников в Италии сообщает,
что в районе Анцио военные корабли союз-
ников артиллерийским огнём оказали под-
держку левому флангу сухопутных войск.
На обоих фронтах американской 5-й армии
продолжались ожесточённые бои. Части
союзников несколько продвинулись на глав-
ном фронте в районе Кассино и отразили
контратаку противника на предмостном ук-
реплении Анцио. На фронте английской 8-й
армии были отражены две вылазки против-
ника с потерями для него.

Из-за плохой погоды вчера все крупные
операции воздушных сил были отменены.
Было произведено несколько патрульных
вылетов. Авиация противника бездейство-
вала.

Рузвельт о ходе боёв южнее Рима

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). По сооб-
шению  вашингтонского корреспондента
агентства Рейтер, Рузвельт заявил сегодня
на пресс-конференции, что в районе пред-
мостного укрепления союзников вблизи Рима
создалось очень напряжённое положение и
происходят ожесточённые бои. Однако союз-
ники в целом держат в своих руках контроль
на море и в воздухе. «Мы молим Бога, —
сказал президент, — чтобы была хорошая
погода, которая позволила бы проводить мор-
ские и воздушные операции».

О

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как со-
общает английское министерство-авиации, в,
ночь на 12 февраля самолёты типа «Мсс-
кито» совершили налёт на неприятельские
об’екты в Центральной и Западной Герма-
нии. Английская авиация производила мини-
ревание вражеских вод. Все английские са-
молёты вернулись на свои базы:

Штаб американской авиации на европей-

ском театре военных действий сообщил, что

тяжёлые бомбардировшики типа «Либерей-
тер» 12 февраля совершили налёт на гер-
манские военные об’екты в районе Па-де-Ка-
ле н в других частях оккупированной Фран-

ЦИИ. -
—о—-

Фестиваль русской музыки в Сиднее

*

СИДНЕЙ, 12 февраля. (ТАСС). 9 февраля
в городском зале Сиднея состоялось откры-
тие фестиваля русской музыки. На первых
четырёх концертах симфонического орке-
стра национальной радиовещательной корпо-
рации‘ исполнялись произведения Чайковско-

соргского, Стравинского, Бородина и Про-
коефьева. Перед каждым концертом оркестр
исполнял гимн Советского Союза.

Sp

Отставка трёх боливийских министров

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, вышли в отставку
три члена боливийского правительства — ми-
нистр внутренних дел Таборга, министр зем-
леделйя Монтенегро и генеральный секре-
тарь правительства Соспедес.

Ре
И; ностранная хроника

3+ 10 февраля, в 15 часов, в Анкаре, Эс-
кишехире, Стамбуле и Коджаэли произо-
шло новое землетрясение. Жертв и разруше-
ний не было. Особенно сильные толчки ощу-
щались в Анкаре и Эскишехире.

ЗЕ Газета «Асахи» сообщает, что с апре-
ля этого года в Японии вводятся новые кар-
точки на промышленные товары. По этим
карточкам нормы отпуска населению про-
мышленных товаров снижаются на 50—60
процентов.

$ Как сообщает агентство АФИ из Же.

РЕНО ST Е Е

2 итальянца и в

го, Рахманинова, Римского-Корсакова, My-:

13 ФЕВРАЛЯ 1944 г., № 33 (9495)

БЕ РЕТРО

ТЕ ee РР ae

Партизанское движение

в Италии

СТАМБУЛ, 12 февраля. (ТАСС). Во влй
Северной Италии, оккупированной  гитле.

виами, ежедневно происходят убяйлеа
` немецких солдат и офицеров и итальянсках
` фашистов-чернорубашечников. — Небольшие
группы итальянцев нередко совершают
нападения на патрули среди белого дня,
Итало-фавистская газета <Реджиме  фаль.
cta> 6 espana писала, что в  Бергамо
3 итальянца тяжело ранили одного черю-
рубашечника и скрылизь. В городе Форл
произведено нанадение на фашистский пат.
руль. Два чернорубаетечеика были убаты я
двое других ранены. В Триесте, ках указн.
вает та же газета, такие нападеная столь
участились, что префект города был вычухж.
пен создать в помошь чернорубашечитнах
особые вспомогательные отряды из «ван»
лее преданных фепвистов».

Итальянская фашистская печать с трезо.
гой пишет о росте иертизанского движения
й саботаже мероприятий фашистских вла
стей. «Реджиме фашиста» признает, зто в
районе Пьяченцы «итало-немецкому комал-
дованию пришлось принять энерсиччые ме.
ры против партизанского движеная». Труд.
ности борьбы против партизан в этом рей.
оне заключаются, по словам газеты, в том,
что партизаны действуют небольшими
группами и вследствие этого почти неулови.
мы. Газета призодит для иллюстрациисл).
чай, происшедший на-днях в Больцзио. Не.
сколько партизан Holla днем ja. rpymay
фашистов. Завязалась перестрелка, во зе-
мя которой было убято двое и рачено чт.
веро чернорубешечников. Партизаны, пе №-
теряв ка одного человека, скрылихь.

По сообщениям римских газет, недавно
появились новые партизанские отряды з
районе южнее Тренто. На-днях. немцы при.
говорили 4 жителей этого района к смех:
ной казни за связь с поотизанамия. Газета
«Секоле сера» сообихает, что в окрестностях
Генуи партизаны взорзаля некоторые ава.
циозные сооружения и скрылись. В поряд.
ке репрессии фапкастские власти расстреля.
ля 8 заложников.

Вке эти события все более тревожат кли.
ку Муссолини и оккупантов. Газета «Боя.
anna Републикана» признает, что итальян.
ская интеллигенция «чуть ли не единодут.

но отвергает фашизм» Такие настроения,

угрожающе заявляет газета,
государственной измене».
Оккупанты и власти Муссолини усилива.
ют полицейский террор, чтобы сломить хо-
противление итальянского народа. По 05-
шениям фашистских газет, 29 января в Ма.
лане была произведена очередная массовая.
облава, во время которой было арестозавю
несколько сот жителей 17 явваря массомя
облава была проведена в Алессандрии. С
AW арестованных оказалась преимуществе.
ню молодежь, уклонившаяся от мобалив:
ция в фашистскую аомию. Власти об’яз.
ли, что арестозанные будут сосланы на при.
нудительные работы, в Польшу 6 янзаряв
Риме за помошь партизанам были казнены
Болонье — 3.
ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как т.
редгет корреспондент агентства Рейтер яз

«разносяльны

Цюриха, там получено достоверное сообле-
ние о том, что в итальянском городе Варе

были публично казнены три молодых жет.

щины. Их трупы оставались на улице в м.

чение трех дней Эти женщины были род.
ственницами итальянских партизан.

—о—

Предстоящая сессия
французской
консультативной ассамблеи

лондон, 12 февраля. (ТАСС). Агентств
Рейтер передает сообщение алжирского ра.
дио о том, что на ближайшей сессии фран.
пузской консультативной ассамблеи, кот-
рая откроется 29 февраля, будут обсуждены
проблемы, когорые возникнут перед Франия-
еи как во время вторжения союзников BO
Францию, так и после освобождения от ок:
купантов территорин французской метро:
лии. В порядке дня сессии стоят вопросы о
временной политической администрации з
освобождённой Франции, о реорганизация
информационных агентств и радио, а также

об экономических и социальных мероприь
THAX.

Очередной призыв`

во французскую армию
ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как №
редает агентетво Рейтер, алжирское радю
сообщило о том, что по решению Фр
цузского Комитета Национального Ось.
бождения французы, родившиеся в 1995 г
ду, будут призваны на действительную 5

енную службу 27, 28 и 29 февраля.

ЕО ЗЕ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Е КСЕ ЕЕ:

Е]

_ ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
теоретический и политический журнал

ЦК ВКП(б) j
«БОЛЬШЕВИК» M2

СОДЕРЖАНИЕ; Передовая—Велнчие и мог}.
щество советской державы, В. МолотОвВ-
О преобразованни Наркомата Обороны п\
Наркоминдела из общесоюзных в союз
республиканские наркоматы, А. Зверев
О государственном бюджете СССР на 19%
тод и исполнении государственного бю

. за 1940, 1941 1942 rom
Ф. Кошелев — Колхозный строй — прочная

в едином украинском советском  тосуда?
стве. Об одной вредной повести. БИБЛИО:
ГРАФИЯ. Б. Яковлев — Заветы великого’

Ленина советским людям. !

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «РАДУГА» -
Первый, Ударник, Москва, Метрополь, Кол
зей, Родина, Центральный, Художественный

5 Форум, Таганский, Орион, ПШорм, Дива

овый киножурнал «СРАЖАЮЩАЯСЯ ПОЛЬ
ПТА» — Первый, Ударник, Хроника, Ново
дня, Орион.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 181 — Лебедь
ное озеро. Начало в 7 at ee

ФИЛИАН YTABT — 13/1l — on. Tasos
дама. Начало в 7 час. вечера.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - 13/-
Утро — На всякого мудреца довольно про
ты, вечер Варвары. Начало в 7 чае. вечер»
утреннего — в 12 час, дня.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Bors. ОрдыЕ
ка, 69) — 1ЗЛТ — На бойком месте. Has”
в 7 час. вече :

МХАТ СССР um. TOPBKOTO—13/II-ym-
Синяя птица, вечер — Перёмена: вместо Р№
ские люди — Анна Каренина, Билеты д
ствительны. Начало в час. вечера, ут
него — в.12 час, дня.

ФИНИАЛ MXAT — 13/11 — yrpo — Baur
чёвый сад. вечер — Глубокая разведка. Ht
чало в 7. час. вечера, утреннего — в 12 9. м*

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИЙ
(глошадь Коммуны, новое здание) — 13/1 -
Мещане, Начало в’7 час, вечера.

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (пох
Госцентюза, ул. Горького, пер. Саловских, 10

ЗЛТ — утро — Слуга двух господ, вечер -
Много шума из ничего, Начало в 7 че, *

чера, утреннего — в 19 чае. д

степени в период войны, должна помочь ин- ae eee бежал полковник ‹ yee enema roo, ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР-

ря 3 : 3 а язи павеличевской ар- — Хамза. Начало в 7 час. вечера,
дустриализации России и всего мира. ИН-   мии при командующем оккупационными нь МОСКОВСКИЙ ТЕАТР JIPAMBI (ya, Tet
дустриализированная нация, как мы это ви-  манскими войсками. В связи с этим ге one он aa tee a Tre ena
дим ва примере `Америки, покупает товары   ский посланник в Загребе Kame mule в  него uses ae aac nuke eae
во всем мире». Берлин. мес КОвский ТЕАТР САТИРЫ — 131 -
авочное бюро 7 3-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-48; Пропаганлы — Д 3-33-88; Сельскохозяйственного = 3 ia. и т

oT = 5; Экономического —

Типография газзты «Правда» имени Сталина.

—Д 3-30-12. 0 недоставке га:

зет в срок сообщать по. телефону Д 3-06-05.

Изл. №80. =

=

опора советского государства. Ник, Петро»
ский — Воссоединение украинского народа

\

}
f

С

pied

nod
ЛЯ

Ta