Oy
ЭТО
Thi-

PHS

ali

THER,

ртов

TORS

YE

3aHi-

Х He

bie 2
1h

Ball

.

и

Ф«Этот человек жаждал крови. Он убивал

14 ФЕВРАЛЯ 1944 г.

№ 39 (3495)

Е ИЕ

п

НЕЕ ЕЖЕ.

РАВ

Sa ЕЕ

Х сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва
г —=———ы——_ : -

a

Речь депутата М.

Уважаемые ‘товарищи депутаты! Наша
сессия собралась в знаменательные дни Ве-
дикой Отечественной войны, когда геронче-
свая Красная Армия победоносно движется
на Запах, громя гитлеровские полчяща, ос-
вобождает священные советские земли, при-
ближает день окончательной победы над
врагами нашей Родины.
. Советский народ, сплоченный вокруг
большевистской партин, вокруг великого
вождя и полкевохца товарища Сталина, с
беспримерным тероизмом и отвагой ведет
борьбу против современных вандалов и лю-
OCHO.
- Товарищи депутаты, когда задумываешь-
ся над грозными событиями наших дней,
являющимися выражением  титанической
борьбы между злом и добром, невольно вено-
манаются пбучительные легенды, созланные
Зостоком. х

В преданиях азербайджанского народа,

_олного из древних народов Востока, потом-
=щов могучих мидян, сохранилась легенла
50 гибели кровожадного иноземного деспо-
та — царя, посягнувшего на свободу и не-
зависимость народа. После кровавого по-
боища, окончившегося разгромом враже-
ких орд, азербайджанская царица Тумруз
находит среди трупов отделенную от ту-
зловища голову человека, только час тому
_назах мечтавшего о господстве нал миром.
Собрав свое войско, Тумруз бросает голову
Э’царя-тирана в кровавую лужу и говорит:

a

тысячи людей и не мог насытиться чело-
веческой кровью. Так пусть же теперь он
“HallbeT¢a досыта своей собственной крови».

Народы советской страны делают всё,
„чтобы как можно скорее избавить челове-
`очество от чудовища, называемого Гитлером,
э.церед злодеяниями которого бледнеют все
кровавые дела деснотов прошлого. Близок
гчас, вогда звериная голова Гитлера захлеб-
нется его собственной черной кровью.

Грядущие. поколения с восхищением бу-
хут вспоминать грозные, величественные
сражения за совотскую землю, героическую
битву за легендарный Сталинград, битву,
предретивлгую судьбу всей вейны 6 Еро-
вавыми силами германского империализма.

Говорят, что, когда гремят пушки, ‘мол-
чат музы. Действительно, в истории много
бактов, свилетельствующих о том, что во
времена опустошительных и кровавых войн
утихали музы, обелнялея духовный мир
людей. Но этого не произошло в нашей 50-
ветской стране. Война, требующая громад-
ного напряжения материальных и духовных
сил народа, не приостановила’ лальнейшего
роста и развития еоциалистическ куль-
туры. Товарищ Сталин бережно лелеет на-
шу родную социалистическую культуру,
оберегает ее, как мудрый садовник во время
непогоды оберегает нежные цветы своего
тюлистана от бурных ветров и губительных
ураганов.

Товарищи депутаты! С чувством” благо-
харности нашену Правительству я голосую
3а бюджет 1944 гола потому, что on ofec-
печивает окончательный ‚разгром немецко-
Фаптистских орх, еще больше укрепляет ен-
лу и мощь нашей герояческой Красной Ap-
мии и создает необходимые материальные
уезовия яля` дальнейшего роста’ и развития
социалистического хозяйства, культуры.
искусства, науки.

Небывалый расцвет переживают культура
И искусство азербайджанского народа, во-
шедшето в сталинскую семью счастливых я
свободных народов нашего елиного, могучего
Советского Союза.

В Совете Национальностей

Прения по донладу о Государственном бюлужете СССР на 1944. год

<

В течение веков и тысячелетий азербай-
джанский народ создавал -евою богатую
культуру и енискал себе славу бессмертны-
мн творениями Низами, Физулн, Вагифа и
многих других. Азербайджан выдвинул
плеяду передовых людей науки н искусства,
прогрессивных политических и обществен-
ных деятелей. Великая Октябрьская социа-
листическая революция привела к небыва-
лому под’ему производительных еил Азер-
байджана, к новому невиданному расцвету
азербайджанской культуры.

Несмотря на суровую войну, наше тосу-
дарво продолжает вкладывать на куль-

турное строительство сотни мнллионов: руб-
лей. Азербайджанская интеллигенция пло-
дотворно использует эти государственные
средства, совершенствуя технику, обогашая
кауву и искусство. .

Азербайджанский народ, выполняя свой
патриотический долг, оказывает большую
помощь своим братьям и сестрам, 0свобэ-
жденным от немецкой неволи. В освобожден-
ные районы из Азербайджана направлено
фабрично-заводское оборудование, сельско-
хозяйственный инвентарь, предметы первой
необходимости, десятки тысяч книг, лабора-
торное и школьное имущество. “Для воеста-
новления хозяйства и культуры B ocBobo-
жденные районы выехало много учителей,
инженеров и других снениалистов.

Славная армия азербайджанских нефтя-
ников, безгранично преданная своему отцу
и учителю великому Сталину, честно и до-
бросовестно выполйяла и выполняет своя
обязательства перед Родиной и не щадит
сил _для- бесперебойного -обеснечения тговю-
чим фронта, наших самолетов, танков; на-
шего флота. За годы войны работники неф-
тяной и других отраслей промышленности
реализовали сотни изобретений и рациона-
лизаторских предложений, увеличивающих
выпуск продукции для нужд родной Крас-
ной Армии.

Правительство Союза высоко ‘оценило
трудовой подвиг работников нефтяной про-
мышленности, наградило лучиих из них
орденами. Мы гордимся тем, что в числе
шести Героев Социалистического Труда неф
тяников трое являются передовыми людьми

SS ee ЕЕ ТЕ

азербайлжанской нефтяной промышленно-
сти и сынами азербайджанского народа. —

Крупнейшие вузы Азербайджана — уни-
верситет, консерватория, медицинский, крас-
нознаменный индустриальный, сельскохо-
зяйственный, педагогический и другие ин-
ституты, созданные за годы советской вла-
сти, продолжали свою бесперебойную работу,
и в суровые дни Отечественной войны они
хали стране сотни новых инженеров, вра-
чей, учителей, химиков, агрономов. литера-
торов, музыкантов. :

Совнарком Союза ССР, несмотря из труд-
ности военного времени, отпускает необходн-
мые ‘средства для дальнейшего роста выс-
ших учебных заведений. По решению союз-
ного правительства в 1943 году, в разгар
Отечественной войны, в Азербайджане создан
ряд новых вузов. За два с половнной гола
войны. у нас выросли новые кадры талант-
ливых научных работников. За это. врея
свыше 120 человек. подготовили и защитили
диссертацию на степень доктора и кандихата
ваук. Более 70 проц. всего бюджета респуб-
Ливии идет на социально-вультурные нужды,
в числе которых огромное место занимают
расходы на школы и другие просветитель-
ные учреждения. Только в 1943 году на
просвещение было ассигновано 282 млн.
рублей. = : \

Работники народного образования и учи-
теля, проникнутые чувством ответственно-
сти перед народом и партией за воспитание
молодого поколения, с начала Отечествен-
ной войны не хопускают перебоя в работе
школ, библиотек, изб-читален и ведут ши-
рокую  политико-просветительную * работу
среди населения.

Проект Государственного бюджета, вне-
сенный Совнаркомом СССР на утверждение
Х сессии Верховного Совета, определяет 0б-
щие расходы но Азербайджанской ССР в
размере 1.012 млн. рублей, из них на со-
циально-культурные. мероприятия 750 млн.
рублей. Это ставит перед народным хозяй-
ством и ‘культурным фронтом Азербайджана
ряд новых задач и требует еше больнтего
напряжения наших сил. Освоение указан-
ных сумм обеспечит дальнейший роет эко-
номики и процветания культуры и искусет-
ва республики.

Искусство азербайджанского народа, жем-
чужина его культурной сокровищницы,
всегда выражало и радости, и горести на-
родной жизни. В лни Отечественной. войны
оно дышит чувством любви к священной: Ро-
дине и ненавистью к гитлеровским злодеям
и мерзавнам. Работники азербайджанского
искусства обогатили свое творчество -десят-
ками новых произведений, влохновляющих
народ и армию на подвиги. ;

За время войны композиторы нашей рес-
публики создали ‘прекрасные симфонии и
симфонические ‘поэмы, одноактные оперы и
кантаты, много боевых песен и маршей, в
которых воспеваются бесстрашный геропзи
советских солдат, трудовые подвиги наших
рабочих и колхозников. : FPS

Художники Азербайджана организовали
пять крупных выставок, где лемонстриро-
вались выдающиеся” работы, отражающие
темы Отечественной войны. Одна из этих
выставок в 1943 году открыхась в Москве
и получила высокую ‘опенку трудящихся
столицы, а

За годы войны многие тысячи зрителей
просмотрели десятки новых красочных но-
CTAHOBOR на спенах азербайджанских теат-
ров. : eve >:

Народная поговорка гласит: «Рану, при-
чиненную мечом, можно лечить, но рана,

Я ЕЕ

Они сражались за родину’

Ночью шел тожль, порывами бил сырой,
пронизывающий ветер, и глухо, протяжно
стенали высокие тополи левобережной ле-
систой стороны Дона. Насквозь. промокший

уни продрогиий, Лопахин жалея к безмятеа:-
но храпевшему Копытовскему, натягивал
Ma голову тяжелую, пропитанную водой
Полу шинели, сквозь сон’ прислушивался
К раскатам грома, звучавшего в сравнении
в артиллерийской стрельбой по-домашнему
нирно н необычайно добродушно.

С рассветом дожль прекратился. Пал
Тустой туман. Лопахин забылся тревож-
пым и тяжелым CHAM, HO BeKope его раз-
будили. Старшина поднял всех на ноги,
охриншим от кашля голосом еказал:

— Лейтенанта надо похоронить, _ как
полагается, и итти, нечего нам тут без тол-
ву киселя месить.

На поляне возле дикой яблони © но-
никшими листьями, осыпанными  слезин-
ками дождя, Лопахин и еще один красно-
армеец, по Фамилии  Майборода, вырыли
ногилу. Когла сняли первые пласты зем-
ли, Майборода сказал: :

— Смотри, какой ложль полоскал всею
ночь, а земля и на четверть не промокла.

— Да, — сказал Лопахин.

Й больше, хо конца работы, они не об-
молвились ни одним словом. Последнюю
лопатку земли со дна готовой могилы вы-
бросил Майборода. Он вытер ладонью по-
хрытый испариной лоб, вздохнул.

— Ну, вот и отрыли нашему лейтенан-
ту последний окопчигк...

— Да, — снова сказал допахин.

— Теперь закурим? — спросял Майбо-
рода.

Топахин отрицательно качнул Головой.
Яелтое, измятое бессонницей лицо его
Вдруг сморщилось, и он отвернулея, но
быстро овладел собой, твердым голосом
сказал:

— Пойду, старшине доложу, а ты... ты
повури пока. з

жа \

Старшина любил поговорить, Лопахин
это знал и больше всего боялся, что у мо-
тилы лейтенанта, оскорбляя слух, кощун-
ственно зазвучат пустые и ненужные, ка-
зенные слова. Он с тревогой и недоверием
Смотрел па старое рыжеусое, с припухши-
ми глазами лицо старшины, переводил
взгляд на ремни и потрепанную полевую

*) Главы из романа.

Продолжение. См. «Правду» от 65, 6, 7, В мая,
sae 15, 17 бои. 1943 т., 12 и 13 февраля
Te

Михаил ШОЛОХОВ

сумку лейтенанта, которую старшина
осторожно прижимал-к грули левой рукой.
Только вчера он, Лепахин, пил BOIKY 3
скопе лейтенанта, всего лишь несколько
часов назад и эта сумка и пропотевшие
ремни портупеи плотно прилегали к горя-
чему, ладному телу лейтенанта, а сейчас
лежит это же тело у края могилы, непод-
рижное и кзк бы укороченное смертью,
лежит мертвый лейтенант Голощеков, за-
вернутый в окровавленный плащ-палатку,
И не тают, не расползаются на бледном
лице его капельки дождя; и вот уже по-
ходит последняя минута прощания...

Лопахин Ездрегнул, когда старшина
хринло и тихо заговорил:

— Товарищи бойцы, сынки мои, сол-
даты! Мы хороним нашего лейтенанта...
Он был тоже е Украины, только обла-
сти он был соседней со. мной, Днепро-
петровской. У него там на Украине мать-
старуха осталась, жнинка и трое мелких
детишек, это я точно знаю... Он был хо-
роший команлир и товарищ, вы сами знае-.
те, и не об этом я хочу сейчас сказать...
Я хочу сказать возле этой дорогой моги-

Старшина умолк, подыскивая нужные
слова, и уже другим, чудесно окрепшим и
неполненным большой внутренней силы
голосом сказал:

— Глядите, сыны, какой великий ту-
ман кругом! Видите? Вот таким же тума-
ном черное горе висит над народом, какой
там на Украине нашей и в лратих местах,
под немцем остался! Это горе люди и
ночью спят — не заспят, и днем через это
торе белого света’не видят... А мы об этом
должны помнить всегда: и сейчас, когла
товарища похороняем, и потом, когда, мо-
жет быть, гармошка где-нибудь на прива-
ле будет возле нае играть. И мы всегда
помним! Мы на восток шли; а глаза наши
глядели на запад.‘Давайте тула и будем
глядеть до тех пор, пока последний немец
от наших рук не ляжет на нашей земле!
Мы, сынки, отступали, но билиеь как по-
нагается. вон сколько нас осталось— раз,
два, и обчелся... Нам не стыдно добрым
людям в глаза глядеть. Не. стыдно... толь-
Ко и радости, что не стыдно, но и не лег-
ко! От земли в гору нам глаза подымать
пока рано. Рано подымать! А я так хочу,
чтобы нам не стыдно было поглядеть в
тлаза сиротам нашего убитого товарища

лейтенанта, чтобы не стыдно было погля-
деть в глаза его матери и жене п чтобы
могли мы пм, когда свидимея, сказать
честным голосом: «Мы илем кончать то,
что начали вместе с вашим сыном и от-
цом, за что он — ваш дорогой человек —
жизнь свою ва Донщине отдал. — немца
идем кончать, чтоб он выздох!» Нас но-
тренали, тут уж ничего не скажешь, по-
трепали-таки добре. “Ho a старый среди
вас человек и солдат старый, — слава 00-
гу, четвертую войну ломаю,—и знаю, ‘что
живая кость мясом всегла обрастет. 06-
растем и мы! Мополнитея наш полк лю-
дами, и вскорости опять пойдем мы хоже-
ной дорогой, назад, на заход солица. Тя-
желыми шагами пойдем... Такими тяжелы-
ми, что. у немца под ногами земля затря-
cerca! : а 3
Старшина трудно; по-стариковоки, пре-
влонил одно колено. и, нагнувигись нал те-
лом хейтенанта, сказал так тихо; что
взволнованный ЧЛопахин еле расслышал:
— Может, и вы, товарищ лейтенант,
еще услышите -пашу походку... Может, и
до вашей могилки долетит ветер с Украл-
Двое ‘бойцов соскочили в могилу, бе-
вежно приняли на руки негнущееся тело
лейтенанта. Не подымаясь с колен, стар-
шина бросил горсть песчаной земли и
поднял руку. Bee
Быетро вырос нах могилой маленький
песчаный холмик, отгремел троекратный
ружёйный салют и, с удесятеренной и
разгневанной силой продолжая его, загро-
хотала расположенная неподалеку гаубич-
ная батарея. — ae
Никогда еще не было у Лопахина так
тяжело и горько на сердце, как в эти ча-
сы. Ища одиночества, он ушел в ‘леф лег
под кустом. Мимо медленно прошли Копы-
товский и еше один боец. Лопахин слы-
шал, как, захлебываясь от восхищения и
зависти, Копытовский говорил;
—-...новенькая ливизия, она недавно
подошла сюла. Вилал, какие’ ребята? Что
штаны на них, что гимнастерки, что пги-
нельки — всё с иголки, всё блестит! На-
рядные, черти, ну, просто как женихи! А
на себя глянул —— батюшки светы!-— как,
скажи, я на собачьей  свальбе побывал,
как, скажи, меня двадцать кобелей рвали!
Одна штанина в трех местах раслолосо-
ванная, половина срама на виду, а зашить
печем, нитки все кончилиеь. Гимнастерка
на спине вся сопрела от тота, лентами пол-
‘зет и уже на бредень стала похожа. Про
обувку и говорять нечего, левый сапог

SESS =

Hopaiumoea (Азербежанская ССР)

причиненная словом, неизлечима». Так вы-
соко ценит азербайджанский народ силу
слова, сплачивающего хрузей и разящего
врагов.

Писатели Советского Азербайджана, вер-
ные традициям классической литературы, ©
первых же дней Отечественной войны от-
точили свое слово, как меч, и ветали в ряды
бойцов за наше отечество. Красивая и пле-
нительная азербайджанская поэзия, полная
метафор и сочных образов азербайджанская
проза обогатились новыми стихами и поэма-
ми, рассказами и повестями. : ..

В военное время закончен огромный трул
NO составлению полного четырехтомного
русско-азербайджанского словаря— ценного
пособия для изучения языка велякого рус-
ского народа. Вышел из печати первый том
исторни азербайджанской литературы, из-
дан очерк история Азербайджана с древней-
ших времен ло наших лней. :

Есть еще одно великое культурное нп исто-
рическое завоевание азербайджанского на-
рода, достигнутое исключительно благодаря
советской власти, коммунистической пар-
тии: это право на оружие для защиты сво-
боды и независимости своего отечества. Из-
древле меч был в почете у нашего народа.
Воины, полководцы в минуту опасности для
Родины клялись мечом, что они ло послед-
него дыхания своей жизни останутся вер-
ными народу. Клятва мечом считалась и
считается самой священной клятвой. Ца-
ризм не призывал сыновей азербайджанско-
го народа в армию и тем самым лишал его
высокой чести носить меч. Советская власть
уничтожила и это бесправие нашего наро-
4a,— она дала ему оружие для защиты
свозго социалистического отечества, своей
чести и достоинства. Поле битвы есть
колыбель героев и полководцев. В огне Оте-
чественной войны воспитались сотни офице-
ров, героев, которыми гордится весь наш
народ. =<
Сыны азербайджанского народа плечом
Е плечу с братьями русскими, украинцами,
белоруссами, грузинами, армянами, узбека-
ми и другими народами нашего Великого
Союза борются с ненавистными фашистеки-
ми извергами, защищая завоевания рево-
люции. Они громят фашистские орды и с
именем Сталина на устах, во имя Родины
одерживают победы над врагом.

Как львы, дрались красные витязи 416
азербайджанской дивизии, освободившей
город Таганрог и лважды заслужившей бла-
толарность Великого Сталина.

Бессмертны подвиги советских богатырей.
несущих к нашим западным границам алый
стяг побелы и свободы, беспощадно уничто-
жалютщих гитлеровских людоедов. В этих ре-
тающих битвах народы нашей страны, ге-
роическую Красную Армию вдохновляет
светлый и лучезарный образ гениального
полководца Сталина. Нашим славным вон-
нам. светит солнце разума, о котором мож-

`но’ сказать вдохновенными словами _Алек- :

санлра Сергеевича Пушкина:
Да. здравствуют музы, да здравствует
. разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

И мы, весь многонациональный, много-
миллионный советский народ, говорим: да
здравствует наш разум, наше еволице —
Великий Сталин! (Бурные аплодисменты).

рот раззявил, и неизвестно, чего он про-
сит, то ли телефонното провода, на Depe-
вязку подошвы, то ли настоящей почин-
БИ... А кормятся они как? Точно в сана-
тории! Рыбу, глушенную бомбами, ловят
в Дону; при мне в котел такого сазана за-
валили, что ахнешь! Живут, как на даче.
Таз, конечно, можно воевать. А побывали
бы. в таком переплете, как мы вчера, —
сразу облиняли бы эти женихи!

Лопахин ‘лежал, упершись локтями в
выхлую землю, устало думая о том; что
теперь, пожалуй, остатки полка отправят
в тыл на переформирозание или на попол-
нение какой-либо новой части, что этак,
чего доброго, придется надолго проститься
с фронтом, ха еще в такое время, когда не-
мец осатанело прет к Волге и на фронте
Чорог каждый человек. Они представил себя
с тощим  «сидором» за плечами, уныло
бредущим кула-то в неведомый тыл, & за-
18M воображение пожсказало ему и все
сотальное:х скучная, лишенная боевых
тревог и радостей жизнь в провинциаль-
ном горолке, пресная жизнь запасника,
учения за городом в выжженной солнцем
степи, стрельбы по деревянным мажетах
танков и нулные наставления какого-ни-
будь бывалого лейтенанта, который по дол-
гу службы и на него, Петра Лопахина,
уже протедшего все огни и волы и медные
трубы, будет смотреть, как на молодого
`лопоухого призывника... Лопахин с  него-
дованнем повертел головой, заерзал на Me-
сте. Нет, чорт возьми, не для него эта ти-
хая жизнь! Он предпочитает стрелять по
настоящим немецкин танкам, а не по ка-
ким-то там глупым макетам, и WITH Ha 3a-
зад, а не на восток, H — лишь на худой
конец постоять немного: здесь, у Дона,
перед новым настунлением. Да и что его
может удерживать в: части, где не оста-
лась ни одного старого товарища? Стрель-
цова нет, и не известно куда попадет он
после госпиталя; только за один вчераш-
ний день погибли Звягинцев, повар Ди-
сиченко, Кочетыгов, сержант Никифоров,
Борзых... Сколько их, боевых друзей,
осталось навсегда лежать на пироких про-
сторах от Харькова до Дона! Они’ лежат на
родной, поруганной врагом земле и 6e3-
молвно взывают об отушении, а он, 40-
рахин, пойлет в тыл стрелять по фанер-
ным танкам и учиться тому, что давно
уже постиг на поле боя?! г

Лопахин проворно вскечил на ноги, от-
ряхнул с колен песок, пошел к старой зем-
лянке, гле расположнлея старшина.

«Буду просить, чтоб оставили меня в
действующей части. Кончен бал, никуда
я-отеюда не пойду!» — рентл Лопахин,
напрямик продираяеь сквозь” густые ку-
CTH шиповника. :

eS

=

За образцовое выполнение заданий Прави-
тельства по производству моторов награ-
дить работников завода № 16 Наркомата
авиационной промышленности:

‘ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1. Бирюкова Наколая Ивановича — зам.
директора.

2. Гусеву Наталью Ивановну — madpos-
щицу.

3. Лукина Макара Махайловача — дирек-
тора завода,

4. Месяцева Бораса Николаевича — глав-
ного инженера завода. _

5. Сандлера Соломона Мироновича — за-
местителя наркома.

6. Степина Михаила Николаевича — глав-
ного инженера Главного Управления.

7. Харитонова Пазла Семеновича — мото-
риста.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ

1. Гордеева Константина Николаевича —
главного технолога,

2. Колосова Сергея Дмитриевича — на-
чальника СКО завода. ;

3. Потемкина Георгия Авксентьевича —
начальника цеха.

4. Санина Петра Ивановича — слесаря.

5. Филиппочкина Василия Герасимовача —
начальника цеха.

6. Шахназарова Мушега Мосесовачаы—  .

начальника Управления:

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
1. Антонова Изана Николаевича мастера.
2. Блинова Петра Леонтьевича—началь-
ника цеха.

начальника цеха. =
4. Воронцова Василия Ивановача — кон-
структора,
5. Голобородько Александра Гаврилови-
ча-качальника цеха. ;

Указ Президиума Верховного Совета CCCP
0 награждении работников завода № 16
Наркомата авиационной промышленности

3. Воробъева Александра Григорьевича — [©

6. Иванова Григорвя Прокофьевича — ваз
чальника цеха.

7. Корзина Сергея Петровича. -

8. Максимова Мвана Николаевича—парта
орга ЦК ВКП(б).

9. Милькоза Ивана Степановича—началь-
ника Цеха.

10. Мирошника Анатолия Артемьевича —
начальника ЭРО завода.

11. Орел Константина Александровича —
технолога, :

12. Семеновского Иосифа Яковлёвича —
начальника цеха.

13. Сорнякова-Рябинина Александра Ива-
новича — зам. директора.

14. Сушенкова Мвана Семеновича— стар
шего инженера.

15. Сычева Петра Семеновача.

16. Тарарухина Ивана Ивановича—началь-
ника отдела Главного Управления.

17. Толоконникева Тихона Николаевича
меториста.

18. Хавина Иосифа Ефимовича — началь-
нека отлела НКАП. :

19. Чевела Бориса Александровича — лаз
чальника прсязволства. Е

20. Яковлевского Василия Владимировие
ча — инженера Главного Управления.

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
1. Becapa6a Пазла Кондратьевича — слез
саря.
2. Ворошилина Алексея Ивановича — сле:

capa.

3. Гаврилова Bacarra Петровича — зам:
начальника цеха.

4. Гарабшина Карима — формовтщика.

5. Гиттельсона Теодора Михайловича —
начальника ОКС’а. -
6. Епишяна Петра Степановича — начальз
ника отлела.

7. Есипова Вячеслава Семеновича — глаз-
ного энергетика,

(Продолжение следует)

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении работников промьшшленноети
пишевых концентратов Наркомпищепрома

За образповое вынюлнение заданий Пра-
вительства по снабжению Красной Армии
пищевымн концентратами наградить:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1, Коптева Ивана Степановича —— токаря
Москозского Ордена Ленина пищевого ком-
бината им. Микояна.

2. Мессермана Аарона
начальника Главного Управления
шленности пищевых концентратов
CCCP. :

3. Невского Евгения Николаевича —
заместителя Наркома пищевой нромышлен-
ности СССР. Е

4. Чеснокова Константина Николаевича—
директора Московского Ордена Ленина пи-
щчевого комбилата им. Микояна.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ

1. Беренгарда Бориса Давидовича — на-
чальника отдела капитального строитель-
ства Куйбышевского завода пящевых кон-
центратов. ee р

2. Бинуна Моисея Ароновича — бывш.
директора Куйбышевского завода пищевых
концентратов.

Григорьевича —
промы-
НКПП

8. Спиридонова Дмитрая Ивановича —
главного. инженера  Главпищеконцентрата
НКИП СССР.

9. Степушкина Якова Михайловича —
электросварттика Серпуховского комбината
нишевых концентратов.

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Арсентьев Василия Васильевича —
заместителя начальника военного отлела
Наркомпищепрома СССР.

2. Гвинтера Иосифа Абовича — директо-
ра Горьковского завода нишевых концен-
тратов. :

3. Дорофеева Якова Васильевича“ — ди-
ректоза завода пищевых концентратов № 1;

4. Здобнова Николая Ивановича — дирек-
тора завода пищевых концентратов № 3.

5. Романова Алексея Дмитриевича —
главного инженера Ростов-Ярославской ко-
фе-цикорной фабрики. :

6. Солдунова Григория Макаровича —
главного механика Московского ордена
Ленина пящезого комбината им. Микояна.

7. Седова Петра Ивановича — слесаря -
Серпуховского комбината пишевых концен-
тратов.

8. Тимофеева Леонида Александровича—
лиректора завода пищевых концентратов

`3. Браткова’ Филиппа Лаврентьевича — № 2

слесаря Горьковского завода
пентратов я

4. Жукова Дмитрия Ивановича — дирек-
тора Ростов-Ярославской кофе-цикорной фа-
брики.

5. Любину Марию Владимировну — на-
чальника цеха концентратов № 2 Москов-
ского Ордена Ленина пищевого комбината
им. Микояна.

6. Машкилейсона Абрама Яковлевича —

пищевых KOH-

заместителя начальника Главпишеконнен-
трата НКИП СССР. :
7. Свиридова Павла Ивановича — на-

чальника технического отдела Главпище-
концентрата НКИП СССР.

BG ee ee

Он прошел не больше хвалцати птагов,
когда вдруг услышал знакомый голое
Стрельцова. Изумлепный Лопахин, не ве-
ря самому себе, круто повернул в сторону,
вышел на небольшую полянку и увидел
стоявшего в нему спиной Стрельцова и
еще трех незнакомых красноармейцев.

— Николай! — крикнул Лопахин, ne
помня себя от рачости.
Красноармейцы выжилающе взглянули

на ЧЛопахина, а Стрельцов попрежнему
стоял, не оборачиваясь, и что-то громко
говорил. 4

— Николай! Откуда ты, чортушка?!—
снова крикнул Лопахин веселым, лдрожа-
щим от радости голосом.

Руки Стрельцова коснулея один из сто-
явших рядом © ним красноармейцев, я
Стрельцов  повернулея. На лице его разом
вспыхнула горячая просветленная улыб-
ка, и он пошел навстречу Лопахину.

— Дружище, откуда же ты взялся?—
еше издали прокричал Лопахин.

Стрельцов молча улыбался и, размахи-
зая длинными руками, крупно, но не 050-
бенно уверенно шагал по поляне.

Они сошлись возле недавно отрытой
щели с празднично желтыми отвалами све-
жей песчаной земли, крепко обнялись. Ло-
пахин близко увидел черные, сияющие
счастьем глаза Стрельцова, залыхаясь от
волнения, сказал: :

— Raxoro sopra! fi tebe ору во вею
глотку, а ты молчишь. в чем дело? Говори
же, откуда ты. как? Почему ты здесь очу-
тилея?

Стрельцов неподвяжной, как бы за-
стывшей улыбкой внимательно и напря-
женно смотрел на шевелящиеся губы Ло-
пахина и, наконец, сказал, слегка занка-
яеь и необычно растягивая слова:

— Петька! До чего я рад — ты просто
не поймешь!.. Я уже отчаялея разыскать
кого-либо из вас... Тут столько нар-р-ро-
ду...

— Откуда же ты взялся? Тебя же в
медсанбат отправили? — воскликнул Jo-
пахин.

— H sapyr смотрю — он! Лопахин! A
где же остальные? 2
Да ты что, приоглох немного? —
удивленно спросил Аопахин.
^ — Я вас со вчеравтнего вечера ищу,
все части обошел! Хотел на ту сторону пе-

ренравиться, но один капитан артиллерист

сказал, что вее оттуда отводится, — еще
сильнее зайкалеь, сияя черными глазами,
проговорил Стрельцов.

Лопахин, все еще не осознавая того, что
произошло с его другом, засмвялея, хлоп-
нул Стрельцова по’ плечу.

— 9, братишечка, да ты основательно
недослышишь! Вот у нас с тобой и полу-
чается, как в присказке: «Здорово, кума!»

\

изменовшееся,

9. Умбрас Казимира  Казимировича —
слесаря завода пищевых коннентратов № 2.

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»

1. Багрянцева Николая Александровича—
директора Воржского завода пищевых кон*
центратов.

2. Беляеву Марню Александровну — ди-
ректора. Московской кондитерской фабрики
ии. Бабаева

3. Витебского Лейба Гершевича — глав-
ного механика Серпуховского комбината
пищевых концентратов.

(Продолжение следует)

—— «На рынке’ была».— «Аль ты глу-
ха?» — «Купила петуха». Да ты, что; на
самом деле недосльнинть? — уже значи-
тельно громче спросил Лопахин.-—Й тово-
ряпть как-то неровно, заикаешься... Постой...
Так это же у тебя после контузии? Вот оно
что!

Лопахин тусто пнобагровел от досады на
самого себя и с острой болью взглянул в
но попрежнему улыбаю-
щееся лицо Стрельцова. А тот положил на
плечо ЛДопахина вздрагивающую руку, му-
чительно, тяжело залкаясь, сказал:

— Давай присядем, Петя. Co мной
трудно разговаривать, я после того случая
с бомбой ничего не слышу. вот... BH-
динть, заикаться стал... Ты лишн, а я те-
бе булу отвечать.

Он присел возле щели, достал из труд-
ного кармана засаленный блокнотик и ка-
рандаш. Фопахин выхватил у него из рук
карандат, быстро нанисал: «Понимаю. ты
удрал из медсанбата?». Стрельцов заглянул
ему через плечо, сказал:

—= Ну, как сказать-—-улрал... Ушел—
это вернее, Я говорит врачу, что уйду,
как только мне станет полегче.

«За каким чортом? Тебе дураку лечить-
ся надо!» — написая Лопахин и с такой
яростью нажал на восклицательный знак,
что сердечко карандаша сломалось.

Стрельцов прочитал и удивленно пожал
плечами.

— Вак же это—за каким чортом?
Еровь из ушей у меня перестала итти,
тошноты почти прекратились. Чего. ради я
там валялся бы? — Он мягко взял из рук
Лопахнна каранлан, достал перочинный
исжик и, зачаняя каранхаш, сдувая ¢ Ko--
лена крохотные стружкн, сказал: — А по
тем я просто не мог там оставаться. Полк.
был в очень тяжелом положении, вас оста-
лось немного... Как я мог не прийти? Вот
я и пришел. Драться рядом © товарищами -
ведь можно и глухому, верно, Петя?

Гордость за человека, любовь и восхи-
эцение заполнили сердце Лопахина. Ему
хотелось обнять и расцеловать Стрельцо-
ва, но горло внезапно сжала горячая сназ-
ма, и оп, стылясь своих слез, отвернулся,
торопливо достал кисет. :

‚ Низко опустив голову, Jonaxan cropa-
чивал папироску и уже почти совеём при-
тотовил ее, как на бумагу упала большая
светлая слеза, и бумага расползлась nox
пальцами Лопахина... .

Но Лопахин был упрямый человек: он.
оторвал от старой, почерневшей на сгибах
газеты” новый листок, осторожно пересье-
пал в него табак и папироску все же свер-
нул.