Ake

=”
A

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Орган О Комитета И MH ВКП).

He 42 (9499)

SS

НИЯ, 18 рт Вы р ЦЕНА 20 КОП.

ПРИКАЗ.

Верховною Главнокомандующетю
я Генералу армии КОНЕВУ

Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, в ре-
зультате ожесточённых боёв, продолжав-
шихся непрерывно в течение четырнадцати
дней, 17 февраля завершили операцию по
уничтожению десяти дивизий и одной бри-
гады 8-й армии немцев, окружённых в райо-
не КОРСУНЬ-ШЕВЧЕНКОВСКИЙ.

В ходе этой операции немцы оставили на
поле боя убитыми 52 тысячи человек. Сда-
лось в плен 711 тысяч немецких солдат и
офицеров.

Вся имевшаяся у противника техника и
вооружение захвачены нашими войсками.

В боях отличились войска генерал-лейте-
нанта ТРОФИМЕНКО, генерал-лейтенанта
СМИРНОВА, генерал-лейтенанта KOPO-
ТЕЕВА, кавалеристы генерал-лейтенанта СЕ-
ЛИВАНОВА, танкисты генерал-полковника
танковых войск РОТМИСТРОВА, генерал-

В ознаменование одержанной победы наи-
более отличившиеся в боях соединения и
части представить к присвоению наименова-
ния «КОРСУНЬСКИХ» и к награждению
орденами.

Сегодня, 18 февраля, в 1 час столица на-
шей Родины МОСКВА от имени Родины
салютует доблестным войскам 2-го Украин-
ского фронта, завершившим уничтожение
окружённых войск немцев, — двадцатью
артиллерийскими залпами из двухсот два-
дцати четырёх орудий.

За отличные боевые действия ОБ’ЯВЛЯЮ
БЛАГОДАРНОСТЬ всем войскам 2-го Укра-
инского фронта, участвовавшим в боях под
КОРСУНЬЮ, а также лично генералу армии
КОНЕВУ, руководившему операцией по

майора танковых войск КИРИЧЕНКО, гене-
рал-майора танковых войск ПОЛОЗКОВА и
лётчики генерал-лейтенанта авиации ГОРЮ-

НОВА.

ликвидации окружённых немецких войск.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за
свободу и независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советскозо Союза

И.

18 февраля 1944 года.

СТАЛИН.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 17’ февраля

В течение 17 февраля юго-западнее и южнее ЛУГА наши войска продолжали ве-
сти наступательные бои, в ходе ноторых заняли несколько населённых пунктов и среди

них ЩИР, СТРАШЕВО, МАШУТ ИНО, ТУШИТОВА, ОСМЕРИЦЫ,

МАЛЫЙ УТОРГОШ.

БОЛЬШИЕ ЛЯДЫ,

Войска 2-го УНРАИНСКОГО фронта, в результате ожесточённых боёв, продол-
жавшихся непрерывно в течение четырнадцати дней, 17 февраля завершили onepa-

цию по уничтожению десяти _ ДИВИЗИЙ

и одной бригады немцев, окружённых

в районе КОРСУНЬ-ШЕВЧЕНКОВСКИЙ. В ходе ate операции немцы оставили на
поле боя убитыми 52 тысячи человек. Сдалось в плен 11 тысяч немецких солдат
и офицеров. Вся имевшаяся у противника техника захвачена нашими войсками.

Юго-западнее ЗВЕНИГОРОДКА наши войска успешно отбили все контратаки тан-

ков и пехоты противнина.

На других участках фронта — разведка, артиллерийско-миномётная перестрелка

ив ряде пунктов бои местнего значения.

В течение 16 февраля наши войсна на всех фронтах подбили и уничтожили. 78
немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 27 самолётов

противника. :

* * *
Массированный налёт наших самолётов на г. Хельсинки

В ночь с 16 на 17 февраля большая
группа наших самолётов произвела масси-
рованный налёт на г. Хельсинки и в тече-
ние девяти часов бомбардировала военно-
промышленные об’екты этого города. В ре-
зультате бомбардировки возникло много по-
жаров, сопровождавшихся сильными взры-
‘вами. Крунные пожары отмечены на терри-
тории судостроительной верфи, военных

складов. складов торгового порта, воинских
газарм и в центральной части города. В
районе железнодорожной станции, электро-
станции и газового завода наблюдались
взрывы большой силы. Пламя пожаров наши
летчики наблюдали при уходе от цели с рас-
стояния 200 километров.

Трн наших самолёта не ива на
свои базы.

* +

Юго-западнее H южнее города Луга наши
войска продолжали вести наступательные
бои и заняли несколько населённых пунк-
тов. На одном участке советские бойцы в
ожесточённом бою истребили более батальо-
на гитлеровцев. Захвачено у немцев 8 тан-
ков, 14 орудий, 200 автомашин и повозок.
Части Н-ского соединения, стремительно
продвинувиеись вперёд, овладели населённым
пунктом Малый Уторгош и перерезали игос-
се, имеющее для противника важное значе-
ние. Уничтожено 10 600 немецких солдат и
офицеров.

Наши лётчики наносили удары по ком-
муникациям и боевым порядкам противни-
ка. В результате бомбардировки уничтоже-
по более 200 автомашин, разбит железно-
дорожный эшелон и взорвано 5 складов с
боеприпасами.

kK

Войска 2-го Украинского фронта сегодня,
17 февраля, завершили ликвидацию груп-
пировки противника, окружённой в районе
города Корсунь-Шевченковский. Наши вой-
ска, несмотря на сильный снегопад и вью-
гу, решительными ударами сломили упор-

ное сопротивление противника и выбили его
из последних мощных узлов обороны Отеб-
лев и Шандеровка. Советская авиация, по-
могая наземным войскам, непрерывно пгтур-
мовала колонны немецкой пехоты. Бросив
артиллерию н 0б0зы, противник сегодня
предпринял последнюю отчаянную попытку
вырваться из кольца окружения, сузивше-
Toca до предела. Немецкие войска pano yr-
ром колоннами двинулись в атаку. Наши!
войска встретили гитлеровцев мошным aD-
тиллерийско-миномётным и ружейно-пуле-
мётным огнём. Разрозненные группы нем-
цев метались из стороны в сторону, но ни-
гле не могли найти выхода из железного
кольца. Наши танкисты и пехотинцы, вры-.
ваясь в:толпы врагов, уничтожали гитле-
ровцев. Многие немцы, видя безналежность

„своего положения, сдались в плен. В исходу
сегодняшнего дня наши войска полностью -

уничтожили окруженную группировку нем-
цев в составе 10 дивизий и одной брига-
ды. За две недели боёв уничтожено 52.000
немецких солдат и офицеров. Сдалось в
плен 11.000 немцев. Вся имевшаяся У
противника техника и вооружение захва-
чены нашими войсками.

Юго-западнее Звенигородки наши. вой-
ска успешно отбили все контратаки танков
и пехоты противника. За день боёв истреб-
лено 1.800 немецких солдат и офицеров.
Сожжено и подбито 54 немецких танка и 8
самоходных орудий.

ze e

Несколько белорусских партизанских от-
рядов за истекигую неделю пустили под от-
кос 37 немецких воинских эшелонов. В ре-
зультате крушений разбиты 19 паровозов,
580 вагонов, платформ и цистерн. За это
же время советские патриоты взорвали и
сожгли три железнодорожных моста, 12 мо-
слов на шоссейных дорогах и вырезали 227
километров телефонно-телеграфной линин
связи. Истреблено до двух тысяч враже-
ских солдат и офицеров. Групповым ружей-
но-пулемётным огнём партизаны сбили не-
мецкий самолёт.

Салют доблестным войскам

2-го Украинского фронта,

закончившим ликвидацию _
окружённой немецкой

‚ группировки в районе

Корсунь-Шевченковский

Двадцать мощных залпов из 224 орудий
возвестили сегодня, 18 февраля, в 1 час
заселению Москвы о новой славной победе,
одержанной тгероическими войсками 2-го
Украинского фронта, завершившими опера-
цию по уничтожению десяти дивизий и од-
ной бригады немцев, окруженных в. райо-
не Корсунь-Шевченковский.

Зарницы орудийных залпов и тысячи
разноцветных ракет осветили улицы сто-
лицы. Салют войскам 2- го Украинского
фронта передавался по радио. Его слушала,
вся страна, с законной гордостью за свои
боевые дела его слушал фроят. (TACC).

В освобожденных районах Ленинградской области

ЛЕНИНГРАД, 17 фезраля. (Корр. «Прав-
ды»). В городе Гатчина (Красногвардейск)
вышел первый номер газеты «Гатчинская
правда». Начали работать больница и амбу-
латория.

Неподалеку от станции Сиверской при-
ступлено к восстановлению туберкулезного

санатория «Дружноселье». В Сланцевском
районе восстановлено 50 колхозов.

В Волосовском районе во всех сельсове-
тах открылись избы-читальни и красные
уголки.

Для районных и сельских библиотек и
изб-читален области собрано в Ленинграде
на   миллион рублей книг.

На стройке седьмой коксовой батареи в Магнитогорске

МАГНИТОГОРСК, 17 фезраля. (ТАСС).
Строители седьмой коксовой батареи встали
на стаханозскую вахту в честь 26-й годов-
щины Красной Армии. Бригаде знатного бе-
тонщика т. Смердина было поручено забето-
нировать плиты. Декадное задание она вы-
полнила за 7 дней. За четверых работает мо-
лодой плотник т. Горячек. По тря нормы в

смену дают шамотчики тт. Долотова, Вели-
коза.

Чтобы сократить сроки сооружения бата-
реи, кладка боровоз производится методом
замораживания. Впервые здесь совмещаются
строительные, огнеупорные и монтажные
работы. Введены пневматическая подача
раствора в тепляки и подвоз кирпича по ка-
натной дороге.

Колхозы Азербайджана завершили годовой план сдачи табака

БАКУ, 17 февраля. (ТАСС). Колхозы
Азербайджана на 15 дней раньше срока
завершили годовой план сдачи табака го-
сударству. На приёмные пункты реснубли-
ки поступило сырья на 90 тысяч пудов
больше, чем в прошлом году. Отличных ре-

Закатальзкого, Белоканского, Кубинского и
других районов Нагорного Карабаха, зна-
чительно перекрывигих обязательства.
Табачно-ферментационные заводы  рес-
публики обработали на 1.360 тонн табака

зультатов добились табаководы Казахского,   больше, чем намечалось планом.

ы

Ликв

идация

в районе Корсунь-Ш]
ae abo amercinix войск

неме!

Войска 2-го Украинского и 1-го Украинского фронтов, в ре-
зультате наступления. из района севернее Кировоград в западном
направлении и из района юго-восточнее Белая Церковь в восточ-
ном направлении, прорвали в начале февраля сильно укреплён-
ную оборону немцев и смелым искусным маневром окружили
крупную группировку немецко-фашистских войск севернее линии
Звенигородка — Шпола. В результате этой операции наши вой-
ска зажали в кольцо 11 немецкий армейский корпус генерал-
лейтенанта Штеммермана и 42 немецкий армейский корпус ге-
нерала пехоты Маттенклота. В состав окружённых армейских
корпусов входят: 112 пехотная дивизия генерал-майора Либа,
88 пехотная дивизия полковника Бермана, 52 пехотная дивизия
генерал-майора Гейне, 72. пехотная дивизия полковника Хонна,
167 пехотная дивизия генерал-лейтенанта Траинберга, 168 пе-
хотная дивизия генерал-майора Шмидт-Гоммера, 57 пехотная хи-
визия генерал-майора Дарлица, 332 пехотная дивизия генерал-.
лейтенанта Шеффера, 213 охранная дивизия генерал-лейтенанта
Гешена, танковая дивизия СС «Викинг» бригадефюрера (генерал-
майора) Гилле и мотобригада СС «Валония» майора Липперта.
Личный состав окружённых войск противника достигал 70—80
тысяч солдат и офицеров.

Советское командование в лице заместителя т Глав-
нокомандующего Красной Армии Маршала Советского Corsa

Жукова, командующего 2-м Украинским фронтом генерала армии ~

Конева и командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии
Ватутина, во избежание напрасного кровопролития и уничтоже-
ния окружённых немецких войск, пред’явило 8 февраля 1944 то-
да командованию и всему офицерскому составу окружённых в
районе Корсунь- Шевченковский немецких ‘войск ультиматум с
предложением прекратить сопротивление. В ультиматуме сообща-
лось:

«Во избежание ненужного кровопролития, мы предлагаем
Вам принять следующие условия капитуляции:

1. Все окружённые немецкие войска, во главе с Вами ие
Вашими штабами, немедленно прекращают боевые действия.

9. Вы передаёте нам весь личный состав, оружие, всё 608-
вое снаряжение, транспортные средства и всю технику непо-
вреждённой.

Мы гарантируем всем офицерам и солдатам, прекратившим
сопротивление, жизнь и безопасность, а ‘после окончания вой-
ны возвращение в Германию или в любую другую страну по
личному желанию военнопленных.

“Всему личному составу сдавшихся частей будут сохранены
военная форма, знаки различия и ордена, личная собственность
и ценности, а старшему офицерскому составу, кроме того, бу-
лет сохранено и холодное оружие.

оРелая 4ерковь

x
©

г
3 oF

<

СЕроёнЫе обозначения:
ot = иния фронта окружения Эфейраля

Положение остатке окруженных
wemeuxux Войск /7ревриля

Начиная с 5 5 Февраля немецкое командование, стянув с других
участков фронта в район западнее и юго-западнее Звенигородка
$ танковых дивизий, вооружённых, главным образом, танками
типа «Тигр», «Пантера» и самоходными орудиями типа «Фет-
динанд», а также несколько пехотных ливизий, пополнив их
значительным количеством войск из резерва главного командо-
вания и сосредоточив в районе сражения более 600 бомбарди-
‘ровщиков, истребителей и транспортных самолётов, предирини-
мало отчаянные попытки ударами извне южнее Звенигородка
прорваться к окружённым немецким войскам и вывести их из
окружения. 3

Ценой огромных потерь врагу удалось незначительно вкли-
ниться в боевые порядки наших войск южнее Звенигородка.
Но, встретив решительное сопротивление советских войск, исто-
ив и обескровив себя в этих боях, немцы не смогли оказать
помошь окружённой группировке.

В этих боях немецко-фашнетские войска, безуспешно пытав-
шиеся пробиться на помощь окружённой группировке, с 5 10
18 февраля потеряли только убитыми до 20.000 своих солдат
п офлцеров. За это же время уничтожено 329 немецких само-
летов, из них 179 транспортных  трёхмоторных самолётов

Новая блестящая победа одержана воинами Красной Армии.
Поблестные войска 2-го Украинского фронта под командо-
ванием генерала армии Конева завершили операцию по
уничтожению окружённых в районе Корсунь- [Шевченковский
немецких войск.
Советские люди славят Красную Армию-—гордость
нашей стран

окружённ bit

евченковский

Всем раненым и больным будет оказана медицинская по-
мощь.

Всем сдавшимся офицерам, унтер-офицерам и солдатам будет
обеспечено немедленно питание.

Bam ответ ожидается к 11.00 9 февраля 1944 года по мо-
сковскому времени в письменной форме через Ваших личных
представителей, которым надлежит ехать легковой машиной с
белым флагом по хороте, идущей от Норсунь-Шевчениевский
через Стеблев на Хиревка. г

Ваш представитель будет встречен уполномоченным русским
офицером в районе восточной окраины Хировка 9 февраля
`1944 года в 11 часов 00 минут по московскому времени. Если
Вы отклоните наше предложение сложить оружие, то войска
Красной: Армии и воздушного флота начнут действил но унич-
тожению окружённых Ваших войск и ответственность за HX ©
уничтожение понесёте Вы».

Среди командиров окружённых немецких войск были генералы
и офицеры, которые видели безнадёжность и обречённость окру-
жённых советскими войсками немецких дивизий и хотели принять
ультиматум Советского Командования и капитулировать. Но
командование и рядовой состав окружённых немецких войск были
одурачены Гитлером, который в приказе к окружённым войсках
требовал от солдат и офицеров держаться во что бы 10 ни стало и
заверял их, что со стороны верховного командования германской
армии приняты меры, гарантирующие спасение ря войск,
попавших в «котёл».

После такого приказа Гитлера командование окружённых не-
мепко-фашистских войск отклонило ультиматум Советского
Командования.

Ввилу отклонения ультиматума, наши войска начали генераль-
ную атаку окружённых дивизий противника и решительными
действиями стали быстро уничтожать вражескую группировку.

В ходе боёв по уничтожению окружённой группировки против-
ника наши войска заняли важные укреплённые узлы обороны
Корсунь-Шевченховский, Ольшана, Городище, Вербовка, Петро-
павловка, Орловец, Млеев, Завадовна, Деренковец, Таганча, Го-
ляки, Яновка, Выграев, Стеблев, Шандеровна, железнодорожные
станции Валява, Завадовка, Таганча, Сотники.

Остатки окружённых немецких войск — всего 3—4 тысячи
человек, — не имея в своих руках ни одного населённого пункта,
пыталотся спасти жизнь в оврагах и небольшой роще южнее Шая-
деровки, но они уничтожаются здесь нашими бойцами.

Окружённые войска немцев. оставили на поле боя убитыми
89 тысячи человек. Сдалось в плен 11 тысяч человек. Немцам
удалось вывезти на транспортных самолётах едва ли больше 28
тысяч офицеров из числа окружённых немецких войск.

ОБСТАНОВИ но фронте

cebeprwee 3BECHULTOPOLIG
u Wrone 17. 2. ЧО

wee

Wenge poSrct eo >

№

е/орезище

оЗбенмигерека

«Ю-52», более 600 танков и 374 орудия. Наши войска захва-
тили у ‘противника 25 танков, 134 орудия.

Как показывают пленные немецкие офицеры из окружёнвых
войск, Гитлер после провала попыток спасти окружённых нем-
цев дал немецким войскам, попавшим в «менок», ещё олин ири-
каз, в котором требовал, чтобы окружённые немецкие солдаты
и офицеры принесли себя в жертву, дабы задержать своим со-
противлением на некоторое время русские дивизии, ибо этого,
якобы, требуют интересы германского фронта. В упомянутом
приказе Гитлера содержалась прямая директива о том, чтобы
окружённые немецкие солдаты ни офицеры кончали жизнь само-
убийством, если их положение станет безвыходным. Нленные
немпы показывают также, что за последние 3—4 дня средн
солдат и офицеров окружённых немецко-фалистеких войск на-
блюдаются массовые случаи самоубийства. Раненые солдаты
и офицеры по приказу немецкого командования умерщвлялись и
сжигались. Так, например, наши войска, захватившие населёи-
ные пункты Слтеблев и Шанлеровку, обнаружили большое коли-
чество сгоревших автомашин, наполненных трупами немецких
солдат и офицеров.

Операцией по ликвидации окружённых немецких войск руко-

водил генерал армин т. Нонез.
COBKHOCPMEICPO.