tr

54 (9511)

ea Yes

”3 МАРТА 1944 г., 1%

MLE ae

Прения
Речь депупиита

Товарищи депутаты! Внесенный Пра-
вительством РСФСР на рассмотрение на-
стоящей сессии бюджет республики на
1944 год я предлагаю одобрить и утвер-
лить. Доходная часть бюджета основана
Ha совершенно реальных поступлениях.
Расходная часть полностью покрывает не-
обходимые затраты на развитие республи-
ханской и местной промышленности, сель-
ского хозяйства и на социально-культур-
ные мероприятия.

Большие ассигнования определены в
предлагаемом бюджете для осробожденных
краев и областей на восстановление на-
родного хозяйства, разрушенного немецки-
уи оккупантами. В частности ассигнова-
ния, намеченные Ставропольскому краю.
позволяют в текущем году производить
восстановительные работы в еше более
тирових масштабах, чем в 1943 году.

Товарищи! Ставропольский край за го-
ды советской власти усилиями трудящих-
ся превращен был в край богатейший я
цветущий. Здесь было создано мощное н
всесторонне развитое сельское хозяйство.
А 38 последние годы перед войной в крае
также начала быстро. развиваться и. про-
мышленность, особенно пищевая. Заново
были созданы угольная, металлургическая,
херевообделочная и другие отрасли про-
мышленности.

Врупные и крепкие колхозы и совхозы,
вооруженные первоклассной техникой, не-
уклонно расширяли посевные площади,
улучиали отн ночвы и уход за по-
cepa и К 1942 году достигли устойчи-
вого урожая зерновых культур в 75—80
пудов с га на площади почти в хва с но-
ловиной миллиона га. В 1941 году зна-
чительное количество колхозов и совхозов
п даже ряд районов в целом получили
урожай зерновых свыше 100 пудов с га.

Наряду с крупным полеводством колхо-
3H и совхозы имели высоко развитое жи-
вотноводство. Одних мериносовых овец на-
ечитывалось около 4 млн. голов. Значи-
тельное развитие в сельском хозяйстве
получили такие отрасли, как виноградар-
тво, хлопководетво, шелководство и дру-
тие,
Врай становился крупнейшим постав-
щиком пшеницы, технических культур,
тонкорунной шерсти, мяса, кожеырья, вн-
ноградных вин и других нродуктов сель-
скохозяйственного производства.

Всестороннее и быстрое развитие селв-
ского хозяйства обеспечивало неуклонный
рост доходов в колхозах. В 1941 году дз-
нежные доходы в среднем на колхоз соста-
Вили около 500 тыс. руб.

Больше 10 проц. колхозов имели еже-
тодный денежный доход свыше миллионз
рублей. : a

Колхозники края жили зажиточно, ни в
чех не имели нужды. Хлеба и других сель-
‘кохозяйственных продуктов, полученных
1 общественного хозяйства, у них ‚было
вполне достаточно для личного потребления
и оставалось еще для продажи на рынЕе.
Леног они также получали в колхозах все
больше и больше. Кроме того, каждый кол-
хозник имел еще свое индивидуальное подз
0бное хозяйство: Неред нашим колхозным
крестьянством открывались. безграничные
перслективы радостной, счастливой жиз-
НИ,

По решению партии и Правительства в
крае развертывались грандиозные работы
по обводнению Ставрополья, на которые
(овет Народных Комиссаров СССР выделил
около 1 млрд. руб.. Осуществление этой
вапнейшей программы преобразовало. бы
вю экономику края и ряда смежных нам
районов Ростовской области и Ираснодар-
ского края.

Но вот ворвались в край немецкие вяар-
зары, Как саранча, набросились они на на-
ши богатства, как бешеные орды разбой-
HRKOB, HCTAZAIH, терзали и мучили ни в Чем
не повинных советских граждан.  Немецко-
башистекие варвары оставили после себя
слеы страшнейших погромов и разруше-
ний. Они разорили богатейшие колхозы и
овхозы нашего края, подорвали основы
зернового хозяйства, вывезли из края всз
зерно, все семенные фонды и много дру-
тих продуктов сельского’ хозяйства. Quy
вывезли и истребили 3.245 тыс. голов раз-
ных видов скота, в том числе уничтожили
коло 2 млн, голов лучших в Советском
(оюзе меринововых овец.

Немцы взорвали и уничтожили в Ерае
8 электростанции, все металлообрабаты-
вающие предприятия, подавляющее боль-
шинство предприятий угольной, легкой,
пищевой и других отраслей промышленно-
ctr, Они разрушили железнодорожный
транспорт и средства связи, 637 школ. 6
институтов и техникумов, 88 больниц,
12 родильных домов, 16 поликлиник и ач-
булаторий и много других социально-куль-
турных узреждений. Огромный ущерб был
нанесен жилищно-коммунальному  хозяй-
ery,

Ставропольский край славился своими
куюртами, расположенными на Кавказских
минеральных водах. Больше 250 тысяч
трудящихся Советского Союза ежегодно
лечилось на курортах края. Во время Оте-

О

ЕАИС Е

СЕКТ

ЕЕК ЕЕ

ПРАВДА

Sse cee alee aa

RSs Woe ee RUE

SPT oe Na a an СИЕРИ

`

Я eee RRA ea eR ee POR ea eee De pte oe

У\У сессия Верховного Совета: РСФСР 1-го созыва

по докладу о Государственном бюджете РСФСР на 1944 год

A. A, Баранова (Ставропольский край)

чественной войны наши курорты, до захва-

та их немцами, являлись мощной базой ляя
лечения бойцов и командиров Красной
Армии. Ве время оккупации немецкие мер-
завцы вывезли и привели в негодность все

имущество курортов, разрушили целый ряд

санаториев: имени Сталина в Железновол-
ске, имени Ленина в Ессентуках, санаторий
Наркомзема в Кисловодске и ряд других.
Но далеко не полным данным, общий
ущерб, причиненный немцами народному
хозяйству края, определяется в сумме 50-
лее 12 млрд. руб., не считая ущерба, нане-
сенного личному имуществу населения.
Фашистские злодеи обрекали населеняе
временно захваченных ими областей на то-
20 HW вымирание. Разрушая народное хо-
зяйство, они воображали, что наш Hapol
не сможет встать на ноги. Но они жестоко
просчитались. Расчеты врага потерпели
крах перед лицом мощи и непобелямости

советского строя, беспредельной чтреданно-
сти Родине русского народа и других на-
родов, населяющих нангу страну.

Ставрополье, Терское казачество дали
Красной Армии много тысяч воинов. Отва-
гой и бесстрашием прославились ставро-
польцы, сражающиеся в рящах гвардейцев-
конников хдоваторцев, в Первой Гвардей-
ской трижды орденоносной Ставропольской
им. Рлинова кавалерийской дивизии, 97
Полтавской Гвардейской стрелковой дивизии
и в других частях Красной Армии. 12 вои-
нам-ставропольнам Президиум Верховного
Совета присвонл звание Героя Советского
Союза. Несколько тысяч бойцов и коман-
диров из нашего края награждены ордена-
ми и медалями Советского Сэюза. .

_ Когда немцы ворвались в Ставрополь-
ский край, тысячи патриотов ушли в пар-
тизанские отряды, которые своей деятель-
ностью не давали покоя врагу. За героиче-
скую борьбу с немецко-фашистскими за-
хватчиками более 500 партизан и парти-
занок нашего края награжлены орденами
й медалями.

Вак только Красная Армия. вышибла из
пределов края немецких оккупантов, во
всех городах, селах и станицах разверну-
лась огромная созидательная работа. Все
трудящиеся горячо взялись за восстановле-
ние разрушенного немцами хозяйства. В
благодарность Красной Армии за своб осво-
божденне от ненавистного немецкого ига
они проявляли в самых различных формах
свой рлубокий патриотизм, свою предан-
ность Родине. С исключительным ‘успехом
была проведена в крае подписка на 2-й
Государственный Военный заем. За корот-
кий срок колхозники края собрали из лич-
ных сбережений 61 млн. руб. на танковую
колонну «Ставропольский колхозник». Тру-
дящиеся края приобрели билетов 3-й ле-
нежно-вещевой хотереи больше чем на
27 млн. руб. Стремясь как можно больше
посеять хлеба, колхозники весной прошло-
го года собрали из своих. запасов 400 тыс.
центнеров семян яровых культур.

Население городов и сел принимало мас-
совое бесплатное участие в восстановитель-
ной работе. В результате упорного и на-
стойчивого труда населения в прошлом го-
ду проделана большая работа в крае по
восстановлению народного хозяйства. Вос-
становлены и работают все колхозы, MTC
и совхозы. Весной прошлого года был пол-
ностью выполнен план весеннего сева. За-
сеяно было 1.311 тыс. га. Колхозы и сов-
хозы справились с уборкой хлебов и тех-
нических культур. Сделаны первые шаги
по восстановлению общественного живот-
новодетва. В колхозах создано 4.132 раз-
личных животноводческих фермы, что со-
ставляет уже по три фермы на колхоз.
Колхозы и совхозы уже в 1943 году лали
Красной Армии и стране значительное ко-
личество продуктов сельского хозяйства.

Большая работа проделана по ликвида-
ции последствий хозяйничания немецких
оккупантов в области промышленности и
других отраслей народного хозяйства. °Де-
сятки прелприятнй, восстановленных после
разрушения, систематически перевыполня-

ют план. За 1943 год промышленноеть
Брая в целом выполнила план по выпуску
продукции, Больше 100 предприятий вы-
полнили программу досрочно. Восстановле-
ны все проходящие на территории края же-
лезнокорожные линии, В городах и район-
вых центрах восстановлено больше 100
тыс, квадратных метров нлощади жилых и
административных зданий. Большие рабо-
ты проведены по восстановлению школ,
больнип. Возобновили свою работу все ку-
рорты Вавказских минеральных вод.

От имени трулящихея Ставропольского
края я приношу глубокую благодарность
Центральному Комитету партия, Советско-
му Правительству ио лично товарищу
Сталину за исключительную заботу и по-
вседневную помощь, которая былз оказана
и оказывается сейчас в деле восстановле-
ния народного хозяйства нашего края и
сезлания нормальных условий жизни для
населения.

Весной 1943 года по решению Правч-
тельства мы получили 1.500 тракторов. По-
становлением Совнаркома CCCP or 7 maa
1943 года на восстановление народного
хозяйства края было отпущено больше
100 млн. руб. Оказана была помощь ‘раз:
лчячным оборудованием и материалами.
Историческим постановлением Совнаркома
СССР и ЦЕ ВКП(б) от 21 августа в край
было возвращено свыше 50 тыс. голов
скота, эвакуированного в другие областн и
братские республики. Колхозы получили в
порядке ссуды для весеннего сева более
22 млн. пудов семян. Это решение населению
края предоставило целый ряд льгот. В крае

было организовано 10 новых специальных
  детских домов, один специальный дом ребен-

ка, 3 детских приемника, создано Ставро-
польское Суворовское военное училище.

21 января текущего года Союзное Пра-
вительство вновь приняло специальное по-
становление о мероприятиях по дальнейше-
му восстановлению народного хозяйства
Ставропольского края, которое являстся для
нас новой развернутой‘ программой в деле
быстрейшего восстановления хозяйства.

Мы горячо благодарим трудящихся Чка-
ловской области и Азербайджанской ССР за
братскую помощь, оказанную ими налиеху
краю.

Товарищи депутаты! Мы  сознаем, что
все сделанное нами в крае по ляквидации
последствий немецкой оккупации является
лишь началом большой работы, которую
предстоит нам выполнять, чтобы восстано
вить все то, что было разрушено немецкими
оккупантами.

В восстановительных работах мы еще
не использовали всех имеющихся у нас
возможностей. В частности, не были полно-
стью использованы ассигнования по бюд-
жету как по капитальным затратам, так и
по развертыванию  сопиально-культурпых
мероприятий. Работа крайисполкома ий его
отделов, городских и районных Советов Ie-
путатов трудящихся имеет етще много буще-
ственных недочетов. Только Этим можно
об’яснить неполное использование отпу-
щенных по бюджлту средств.

Выполнение указания товарища Сталина
0 TOM, чтобы в кратчайптий срок полностьк

ЛИЕВИДИровать последствия хозяйничанья

немцев в районах, освобожденных от не-
мецкой оккупации, создать для советских

людей нормальные условия жизни, требует

от всех пас большой напряженной работы.

Трулящиеся Ставропольского
своем нисьме товарищу Сталину похлялись,

что онп сделают все для того, чтобы в ко-
ротвий срок Ставрополье впозь стало краем

крепких колхозов и совхозов, краем высо-
ких урожаев, передового тонкорунного овце-

водетва, развитого виноградарства и гатовол-
ства, мощным источником снабжения Врас-
ной Армин и нашего населения. Нет ника-
вого зомнения в том, что эта клятва ста-

вропольцами будет выполнена с честью.
Товарищи денутаты! Состоявшаяся в ян-
варе месяце текущего года сессия Верхов-

ного Совета СССР рассмотрела и утвердила
Государственный бюджет Советского Союза

на 1944 тол.

Трудящиеся края с особым удовлетворе-
нием отмечают, что принятым Верховным
Советом СССР Государственным бюджетом
полностью разрешается задача финанеиро-
по ^ содержанию Красной
Армии, героически сражающейся за честь.
свободу и независимость нашей Родины. Для
нашего народа в настеящий момент нет 60-
лее важной задачи, чем обеспечение быст-
рейшей победы над врагом. И этому делу
мы должны подчинить все наши силы, все
ресурсы нашего государства. Красная Ар-

вания расходов

мия должна получить все необходимое. что-
бы ни в чем не иметь недостатка.

THHXCA на новые труловые полвяги.

зить ч3с окончательного разгрома врага.

мия!

Да здравствует Председатель  Госудаю-

ственного Комитета Обороны Верховный

Главнокомандующий Маршал Советского

Союза великий Сталин!
сменты).:

(Бурные аплэви-

Речь депутата П. С. Попкова (Гр: Ленитрод)

Товарищи депутаты! Сессия Верховного
Совета нашей республики проходит в 06-
cTanopre Gaectammx побед Красной Армии,
вызывающих чувство гордости и восхище-
ние всего советского народа. Полное снятие
вражеской блокады с Ленинграда вылилось
во всенародное торжество, и радости нашеи
нет конца. С этой трибуны за освобожде-
ние города Ленина я от имени ленинградцев
передаю нашей Красной Армии, Советскому
Правительству, родному Сталину пламен-
ный привет и большое русское спасибо!
(Бурные аплодисменты). ‚

900 дней ‘длилась осада нашего города.
Been советский народ, все честные люди
Мира, затаив дыхание, следили за борьбой
защитников Ленинграда, за борьбой, равной
которой нет в истории.

Товарищи депутаты! Как могло елучить-
сл, что в течение более двух те ee
традцы в трудных, нечеловеческих у -
Rte an город? Что увеличивало
силы людей, находившихся в кольце вра-
деской блокады в условиях ежедневной

вражеской бомбежки и артиллерийского об-
стрела? Что давало им силы создавать не-
приступные укрепления, строить баррика-
ды, дежурить на крышах ро время враже-
ских бомбардировок, тушить зажигатель-
ные бомбы и помогать пострадавшим? Вто
вырастил это могучее, несгибаемое, бес-
страшное племя?

Источником их силы и мужества явля-
ются беспредельная любовь к матери-Роди-
не, неуклонная уверенность в победе над
врагом, твердое решение умереть, но не сда-
вать города немецко-фашистским мерзав-
пам, уверенность в том, что He ступать
грязному фашистскому сапогу немецких
солдат по прекрасным площадям и проспек-
там города Ленина. \

Ленинград победил потому, что всегда,
в самые трудные дни, ленинградцы знали,
что ‘с ними вся страна, с ними великий
Сталин. Ленингралцы всегда ощущали его
отеческую заботу о себе, его повседневную
помощь и руководство. Мудрые указания
товарища Сталина воодушевляли ленин-

градцев на подвиги, на преодоление - всех

трудностей и лишений блокады. Ленинград

выстоял такжё потому, что обороной его
руковозил передовой отряд большевиков ——
Ленинградская партийная организация Ро
главе с верным учеником товарища Сталина
Андреем Александровичем Ждановым. (Бур-
oe несмелнающие аплодисменты, все ветз-
ют).
Ленинград сегодня стоит израненный, но
могучий и непокоримый в своей красоте.
Воспользовавнгись внезапноетью своего
предательского нападения на СССР, немец-
50-фашистские отряды в первые месяцы
войны быстро приблизились к Ленинграду.
Но приближение немецких захватчиков не
застало ленинградцев враснлох. Сотни ты-
сяч ленингралцев вышли’ на строительство
сборонительных рубежей, они опоясали го-
род  противотанковыми  рвами длиной
626 клм.; эскарпами, контрэскарпами про-
тяженностью 406 клм., установили Jec-
ных завалов 306 клм., построили 15 тыс.

края в

Победы
Красной Армии воодушевляют всех трудя-
Нап
народ сделает все для того, чтобы прибли-

Да здравствует героическая Красная Ар-

приходится.

дотов и дзотов, строили окопы, ходы ©000-
шения, устанавлизали минные поля.

В домах города построены были десятка
тысяч огневых точек, На улицах и про-
спектах города сооружено 35 клы. барри-
кад и большое количество противотанковых
препятствий.

Ленингралны по. призыву товарища
Сталина создали несколько дивизий нарол-
ного ополчения, много рабочих отрядов,
истребительных батальонов о и команд
МПВО. Свыше 300 тыс. ленизтрадцев вету-
пили в группы самозащиты, дежурили
па крышах и чердаках, тушили зажига-
тельные бомбы, оказывали помощь постра-
хавшим, Оставитиеся на фабриках и заво-
дах по нескольку дней не выходили из це-
хов и самоотверженно работали для фронта.

Вся жизнь города была перестроена на
военный лад. Вее от мала до велика —
женщины, старики и дети — были охва-
чены охной мыслью — не пустить врага
в. город. ‘

27 августа 1941 гоха железнодорожная
связь со страной была прервана, так как
немцы захватили станцию Мга. Огромный
город оказался в кольце вражеской блокалы.

Немецкое командование бросило десятки
дивизий на штурм Ленинграда. Но бойцы
Ченинградекого фронта, бойцы дивизий на-
родного ополчения, моряки Балтики стали
несокрушимой стеной и преградили немец-
ко-фашистским варварам путь к городу.
Вражескай штурм был отбит.

Потерпев неудачу в яростной попытке
захватить Ффенинград с хода, немецко-фа-
птистекие захватчики замыслили другой ко-
варный план — они решили удущить го-
род голодом и истребить его защитников
яростными бомбежками и артиллерийскими
обстрелами.

Много дней и ночей выли сирены, py-

шились здания, погребая под обломками
советских людей.
‚ Титлер ждал победы, считая, что город
должен будет капитулировать. Но коварные
замыслы гитлеровских разбойников прова-
лились. Город не покорился.

Сурсвые испытания перенес Ленинград
зимой 1941—1942 гола. Враг закопался
в землю у стен города. Ленинград лишился
связи со страной. Подвоз продовольствия
и топлива прекратился.

Надо было: укрепить тород, превратить
его в могучий, неприступный бастион. Не-
обходимо было железной рукой навести
жесточайшую экономию продовольствия,
топлива, материалов, мобилизовать и ис-
пользовать до предела все людские и маге-
риальные ресурсы. Предприятия торода
должны были продолжать работу и постав-
лять фронту боеприпасы и вооружение.
(бстановка потребовала жесткой военной
централизации руководства всей жизнью
топола.

Несмотря на все принятые меры в обла-
сти сурового и бережного распределения
и экономии топлива, запасы его.с каждым
днем уменьшались. Резко упала выработка
энергии на электростанциях. Всвязи с
нелостачей топлива и электроэнергии пре-
кратили свою работу многие коммунальные
предприятия — трамвай, бани, прачечные,
парикмахерские и т. д. В домах замерз во-
допровод, не работала канализация, не было
света, не было топлива. Встал трамвай.
Стекла в большинстве домов были выбиты
от разрывов фугасных бомб и артиллерий-
ских снарядов. На работу многим прихо-
диловь ходить пешком пе 15—18 кило-
метров. Норма хлеба сократилась для рабо-
чих до 250 граммов, а для служащих и
иждивенцев — до 125, граммов в день. При-
чем в этом хлебе было 30 проц. примеся.
Других продуктов, за их неимением, мы
населению выдавать не могли.

Люди жили в нечеловеческих условиях.
Началея толод, началась цынга, Многие
Умирали от истощения.

Но и в эти крайне тяжелые дни ник1о
неё роптал и не жаловалея. Только спльнез
разгоралось в сердцах ленинградцев пламя
ненависти к фашистским убийпам.

Воманды МПИВО тероически боролись с
вражескими налетами. Бойцам МИВО при-
ходилось тушить пожары в условиях от-
CYTCTBHA воды. Все население принимало
самое зктивное участие в противовоздуйт-
ной обороне города. Рабочие, инженеры,
врачи, ученые, изобретатели, учителя, слу-
жащие советских учреждений — все тру-
дящиеся самоотверженно боролись и рабо-
талн для фронта, лля зашиты города.

В эти суровые, полные тяжелых испыта-
ний, лни тила упорная борьба за сохране-
ние важнейших элементов существования
города, борьба за жизнь ленинградцев.

В поябре 1941 года по инициатисе това-
риша Жданова были начаты работы пэ
строительству ледяной дороги через Ладож-
ское озеро. Ввиду того, что город Тихвин
был занят противником, автомобильную
дорогу через Ладогу пришлось строить са-
мим ленинградиам по направлению: Ления-
град-—ст. Аадожекое озеро-——Сясь-——станция
Заборье протяжением 380 Kaw. С 22
ноября 1941 года эта трасса начала дей-
ствовать. В декабре 1941 гола Брасная
Армия освободила от Фашистских захватчи-
ков гор. Тихвин. Это позволило нам по-
строить новую ледяную трассу направае-
нием: ст. Ладожекое озеро—станция Вой-
бекало. Таким образом, ледяная трасса со-
кратилась с 380 x0 140 Kam.

В` связи с сокращением ледяной трассы
и улучшением постановки эксплоатацик
автомобильного транспорта автомобильная
дорога превратилась в магистраль с мощ-
ным грузооборотом. Достаточно сказать, что
по этой дороге ежесуточно под самым носом
у противника в Денинград доставлялось
7—8 тыс. тонн продовольетвия и боепри-
пасов, а из Ленинграда ежесуточно эвакун-
ровалось 5—6 тые. человек населения и
большое количество заводского оборудова-
НИЯ,

Это дало возможность через некоторое
время не только повысить норуы снабже-
ния населения продуктами, но и создать
проловольственные запасы.

‹ Ставка фашистов на медленное умноанио
города, их расчет на то, что ленингралны
сдадутся на «милость победителя», была
бита. Город нашел в себе силы выдержать
самые трудные испытачия, он пробил ло-
роту в жизнь, установил прочную евязь с’
«Большой Землей». На очереди встало ре-
шение топливно-энергетической проблемы.
Запасы топлива были почти полностью: ис-
черпаны. Чем это угрожало, — говорить яе
Необходимо было доставить

Родину. (Аплодисменты).

уголь из-за линии блокалы и изыскать до-
полнительные топливные ресурсы в самом
городе. Приходилось силами ленинградцеов,
причем очень истошенных, организовывать
заготовки топлива. В пригородных районах
города силами ленингралцев были органи-
заваны заготовки топлива; были разобраны
на топливо многие деревянные строения го-
рода. В феврале 1942 года Военный Совет
Ленинградского фронта принял решение об
организация доставки в город угля через
Ладожское дзеро. На подвоз угля было на-
правлено 1.500 ленинградцев, которые в
тяжелых условиях в течение лвух месяцев
доставили более 25 тыс. тени угля.
Самый тяжелый период блокады остался
позади. Но приближалась весна, а © нею —
реальная утроза эпилемических заболева-
ний, обусловленная антисанитарным  со-
стоянием города. Задача казалась непосиль-
ной. Но силы нашлись. С конца марта
1942 г., по призыву городского комитета
партий и Ленингралекого исполнительного
Бомитета, все трудоспособное население при-

Е

ступило к очистке города. Истошенные лю-
ди скалывали лел, чистили канализацион-
ные колодцы, на саночках, в корзинках, нз
листах фанеры, в ящиках перевозили нечи-
стоты в каналы, в Неву и на огороды.

Было очищено 16 тыс. дворов, 27 тыс.
канализационных колодцев, очищено евы-
ше 3 млн. кв. метров улиц. и плошадей.
Ежедневно на работу выходило до 300 тыс.
человек.

К 16 апреля 1943 г. очистка города бы-
ла закончена. Город был приведен в удов-
летворительное санитарное состояние, и уг-
роза эпилемий была нредотвращена.

С весны 1942 г. постепенно начинают
работать коммунальные преднриятия. Воз-
обновляется работа бань, прачечных, на-
рикмахереких, начинают восстанавливать-
ся водопроволные сетя, распгиряется работа
местной промынтленности. Радостным и не-
забываемым днем для ленингралцев явился
день 15 апреля 1942 г. В тот день снова
пошел ленинградекий трамвай.

‚Весной 1942 г. перед ленинградцами ста-
витея боевая задача обеспечить себя oBo-
щами. Ленингралцы успенгно работали для
того, чтобы собрать в 1942 г. большой уро-
жай. Они собрали более 60 тыс. тонн ово-
шей.

Исключительную роль в жизни Ленин-
града сыграли ленинградские женщины.
Форнирования МИВО, аварийно-восстанови-
тельные бригады, строительные организа-
ции на 70—80 проц. состоят из ленинграл-
ских женщин.

Самые тяжелые работы лесорубов, груз-
чиков, литейщиков, хе бетонщиков успешне
и самоотверженно выполняли ленинграл-
ские женщины, которые ни по дисциплин:
He, ни по уровню производительности
труда ни в чем не уступают мужчинам
(бурные аплодисменты). На плечах ленин-
‚традской женщины вынесена вся тяжесть
работ по очистке города, по подготовке
жилищ и городского хозяйства в зиме, по
обеспечению города овощами и топливом.
Веюлу и везде женшина-героиня была
впереди. В этом сказалось великолепное
качество советской женщины.

Да здравствуют наши славные патриот-
ки — советские женщины! „Бурные аплэ-
дисменты).

Враг продолжал стоять у стен города.
Мы знали, что он не оставил мыели овла-
деть Ленинградом, нам было известно, что
он очень настойчиво готовится. к штурму
Ленинграда. С этой целью врагом была
создана в районе, Мги группировка Ман-
штейна и под Ленинград была переброшена
осадная артиллерия из райова Севастопо-
ля. Ввиду этого ленинградцы неустанно
крепили военную мощь города, по-фронто-
вому решали все стоявшие перед ними
задачи, Летом 1942 года была завершена
работа по. превращению Ленинграда в

военный город. Все несамодеятельное насе-.

ление было эвакуировано. в глубь страны,
а в городе был оставлен минимум населе-
ния для работы на нужды фронта, обслу-
живания BCeX отраслей городского хозяй-
ства и формирований МИВО.

Таким образом, ‘в середине 1942 гола
Ленинград был полностью превращен в
веенный город. Город стоял’ настороженно
и бдительно, ето бомбили и обстреливали
из дальнобойных орудий, но в городе везг-
да поллерживалея строгий ‘порядок, никог-
Ja не было никакой паники.

Уверенные в своей победе, ленинтоадцы
знали, что, защищая свой город, они з3-
щищают’ свою великую социалистическую

Влохновляемые партией Ленина —
Сталина, они боролись и работали, ae ща-
ля своих сил. Страна высоко оценила под
виги ленингралцев, наградив их медаляин
«За оборону Ленинграда».

Прорыв вражеской блокады в январе
1943 г., установивший железнодорожное
сообщение и значительно расширивший
хозяйственную связь города со страной,
вдохнул новые силы в ленинградицев.

Однако враг еще продолжал стоять У
стен города и повседневно наносил ему
тяжелые раны. Гитлеровекие мерзавцы
сжедневно обстреливали город из дально-
бойных орудий. Обстрелу подвергались все
районы города. Каждый ленинградец в

жилище, на работе, на улице ежеминутЕл
в течение 2 с лишним лет находился под
угрозой быть убитым или изхалеченным.
Мы понесли тяжелые потери за время
блокады: от бомбежек и артиллерийского
обстрела убито и ранено свыше 32 тыс.
ленинтралцев. Фашистские злодеи разру-
шали наши жилища, дворцы, культурные
учреждения, исторические памятники. В
здание Оперного театра, бывший Марияп-
ский, попали тяжелые фугасные бомбы н
много снарядов. Бомбы и снаряды попадя
во многие исторические здания: Инженер-
ный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зим-
ний дворец. На главную водопроводную
станцию, которая ни на один день не пре-
крашала работы, было сброшено 62 фугас-
ных и 272 зажигательных бомбы и выпу-
щено 155 тяжелых артиллерийских снаря-
дов. Водопроводная сеть города была певе-
бита в разных районах города в 5.609 ме-
стах. Фашисты выпустили за весь пернод
блокалы по Ленинграду более 150 тыс. тя-
хжелых . снарядов. :
Большой ущерб нанесен нашим жили-
щам. Фашистские бандиты разрушили о5о-
ло 3 миллионов квадратных метров жи-
лищной площади, т. е. площали, достаточ-
ной для жилья по существующим вормам
на 500 тыс. человек. Разрушены замеча-
тельные пригороды: Петергоф, Пушкин,
Павловск, Стрельна, Урицк. За время бло-
валы фашисты разрушили в Ленинграде
500 школ и 170 лечебных учреждений.

Нет: предела фаптистсеким злодеяниям и
варварству. В» трудных условиях города-
Фронта Денинград крепил и развивал свое
хозяйство. Только за осень 1942. г. силами
населения было отремонтировано 4.360 THe.
квадратных метров кровли. Восстановлево
66,6 километра водопроводных труб,
остеклено н зафанерено 3,5 млн. квадрат-

ных метров окон; в 1943 году выполнены
работы по капитальному и текущему ре-
монту на 78,5 млн. руб. и восстановлено
более 131 тыс. квадратных метров жилой
площади.

С TV квартала 1943 г. в городском хо-
зяистве начаты вапитально-восстанови-
тельные работы в первую очерель в 0б-
ласти восстановления промышленности
строительных материалов и матернально-
технической базы городских строительных
организаций.

1943 год был переломным для ленин-
градской промышленности. Она, непрерывно
набирая темпы, усиливала свою помошь
фронту. — Производственная программа
1943 г. была выполнена с превышением и
дала прирост по сравнению с 1942 г. на
84 проц. (Аплодисменты). Осваивались но-
вые вилы боевой техники. АЕ

Несмотря на резкие изменения ` условий
п характера хеятельности, ленинграяекая
промышленность работал» слаженно п
чётко. Самоотверженный стахансвский труд
‚приближал час победы над  немепко-
фашистской орлой под Ленингралом. Воен-
ная мощь города-фронта возрастала изо дня
в лень. Ровно через год побле прорыва
блокады, войска Леклнградекого Фронта
прорвали мощную, глубок” эшелонирован-
‚ную оборону немцев под Ленинградом. на-
голову разгромили ненавистного врага и
полностью сняли блокалу < города Ленина.
(Аплодисменты)..

Я с большим удовлетворением отмёчаю
тот факт, что абсолютное большинство фа-
шиетских солдат, осаждавших ФЛенинград,
уничтожено войсками Ленингралекого
фронта. (Аплодисыенты), Мало тех, кто жи-
выми ушли из-под стен Ленинграда. А мы
от себя добавим — возмезлие нашего на-
рода, только начинается! Час расплаты
с фашистской  сволочью ещё впереди!
(Аплодисменты).

Великая победа под Ленинградом еше раз
показала, что непобедим советский народ,
которым. руководит наша славная больше-
вистская партия, которым руководит ве-
ликий Сталин. (Аплодисменты).

Победа ленинградцев —- это победа все-
го советского народа. Мы не были одиноки,
мы кажлодневно видели и чувствовали по-
мощь и поддержку Ролины. Мы видели ма-
териальную помощь н моральную подлерж-
ку, которая вселяла в нас силы. Из Казах-
стана, Узбекистана, из Сибири, с Кольского
полуострова, из Красноярска, из всех краев,
областей и республик ехали к нам делега-
ты, лучшие люди нашей страны, с подарка-
ми; горячими приветствиями. Эвакуирован-
ные в глубь нашей страны ленингралцы —
женщины, старики и дети были окружены
заботой и вниманием, ощущали вкаждоднев-
вую помощь н поддержку.

От пмени трудящихся Ленинграда я
приношу сердечную благодарность п рус-
ское спасибо всем советским людям, ока-
завшим нам помощь и поддержку. (Anno-
дисменты).

Отлядываясь теперь назад, можем‘ прямо
и открыто сказать, что выдержать эти ус-
ловия блокады мог лолько наш, советский
Ленинград. Если бы в блокаду попал ета-
рый Петербург, он бы не выдержал ее.
Только сплоченные вокруг советской вла-
сти и большевистской партии, спаянные в
‘единый, стальной монолит партией и (о-
ветами, организованные в боевой коллек-
THB единой волей -к борьбе и победе, вооду-
шевленные беспредельной любовью к. своей
социалистической Родине,  руковолиные
мудрыми указаниями своего вождя
товариша Сталина, — ленинградцы выдер-
жали все испытания, выпавшие на их пле-
чн в ходе войчы, и победили. Товарищи
депутаты! Ленинградцы, защишая о свой
родной город, защищали свободу и неза-
висимость нашей Российской республики,
нашего великого государства. Ленинградцы
вели тяжелый бой с врагом, выиграли этот
бой; отстояли для Родины наш Ленинград
й умножили героизм и славу нашего: вели-
кого социалистического государства. (Апло-
дисменты).

Товарищи депутаты! Государственный
бюджет 1944 года — третий военный бюд-
жет. Финансовая система нашей страны с
зестью ‘выдерживает испытания и обесне-
чивает бесперебойное финансирование 050-
роны. Примером,  свидетельствующим о
прочности экономики и финансов нашей
страны, может служить хозяйство’ Ленин-
трада. Несмотря на трудные условия бло-
кады, все отрасли городского хозяйства пе-
ревынолнили план 1943 года. 0 неплохой
работе городекого хозяйства свидетельст-
aR a ee ey Cee oe

(Окончание см, на 4-й erp),