(то сорок пять лет назад, в марте 1799
тода, русско-туренкая эскадра под флагом
вице-адмирала Ушакова одержала блиста-
тельную победу в Средиземном море — за-
хватила остров и крепость Ворфу и прину-
хила к полной канитуляции французский
гарнизон. На милость победителя сдались
4 генерала и около 8 тысяч человек гарни-
зона. Русским морякам достались богатей-
шие трофеи, в том числе 636 орудий,
5.500 ружей, около 10.000 пудов продо-
вольствия и целая флотилия судов в 00-
ставе свыше 20 вымпелов.

Суворов, получив известие -0б этой побе-
де, воскликнул:

«Великий Петр наш жив!.. Ура! Русско-
му флоту! Зачем я не был при Корфу, хотя
мичманом?»

Прославленный английский адмирал
Нельсон, оперировавший с эскадрой в Сре-
лиземном же море, прислал Ушакову ° пс-
здравление, в котором писал:

«(т всей луши поздравляю ваше превос-
холительство ео взятием Корфу и ногу уве-
рить вас, что слава оружия верного союз-
ника столь же дорога мне, как и слава, мое-
го государя...».

Эта операция и ее оценка великим полко-
водцем Суворовым — яркий штрих в
биографии прославленного адмирала, посвя-
тившего флоту свою почти полувевковую
деятельность. Эскадра под начальством
Ушакова не знала поражений. В биографи-
ях Ушакова и Суворова, служивших роди-
не в одно и то же время, очень много 0б-
шего. Как и Суворов, Ушаков в военном
искусстве был ярым врагом шаблона и ру-
тины. В каждом бою, проведенном эскадрой
пох его командованием, есть новизна и сме-
лость в решении задачи. 0ба они— и Cy-
воров и Ушаков, каждый в своей облаети—-
создатели русского военного искусства, оба
отличались решительностью и. смелостью
в применении новых тактических приемов.

В лице Федора Федоровича Ушакова флог
имел не только талантливого флотоводца, нэ
и высокообразованного деятеля. Окончив
корпус в числе первых учеников, Ушаков
много работал над с0б0й, много читал.
0 его широком кругозоре и больших знаниях
товорит, в частности, тот факт, что все ос-
новные законоположения созданной Ушако-
вым Республики на Ионических островах
были составлены им лично.

Начало леятельности Ушакова, как вруп-
ного флотоводца, относится к войне 1787—
1791 гг., в результате которой Россия за-
воевала себе выход на берега Черного моря.
Эта война явилась первым боевым испыта-
нием незадолго перед тем созданного моло-
дого Черноморского флота, который и по

Адмирал Ф. Ф. Ушаков

Для Ушакова было совершенно ясно, что
эта тактика, связывая инициативу флаг-
мана и командира, изжила себя. Она пре-
вращала искусство боя в ремесло. Ушаков
противопоставлял этому тактику маневра,
основанную на инициативе, быстроте, ре-
шительноети и расчете...

Вместо ожидания противника Ушаков см
искал его, стремясь внезапным появлением
и рентительной атакой разбить застигнутого
враснлох и не готового к бою врага. бп
не тратил времени на сложные перестроения
из походного порядка в боевой, что являлось
непременным требованием линейной так-
тики. Ушаков быстро умел находить слабые
стороны противника для нанесения реши-
тельного удара.

Особенно характерен в этом отношении

маневр единовременного удара по неприя-
тельским флагманам. Поражением или за-
хватом флагманского корабля он достигал
расстройства боевого управления на враже-
ской эскадре. Ушаков применял этот метод
во всех боях. ; .

В Керченском сражении сильно избитые
флагманские корабли противника вынужде-
ны были спуститься под ветер и увлевли
за собой остальные корабли. Неприятель-
ский флот в беспорядке бежал с места боя.

В сражении между Гаджибеем и Тендрой
в сентябре 1790 г. эскадра Ушакова, за-
стигнув врасплох турецкий флот, стоявший
на якоре, атаковала его, не тратя времени

Дарданелл выделил отряд судов в помощь
английской эскадре под начальством адми-
рала Нельсона, которая блокировала по-
бережье Eranra, занятого войсками
Наполеона. :

Ионическая кампания в полном блеске
показала талант русского адмирала не
только как искусного флотоводца, дейст-
вовавшего в сложной политической, стра-
тетической и оперативной обстановке, но
и как мудрого политика и дипломата.
Ушаков руководил совместными операция-
ми двух эскадр, десантными войсками,
штурмовал крепости, занимал острова и
укренленные города. .

Первая операция против острова Церн-
то закончилась в четыре дня. После трех-
дневной бомбардировки © моря Француз-
ский гарнизон крепости сдался. На Цери-
то прозвучали первые русские выстрелы,
ознаменовавшие начало борьбы России е
Наполеоном. }

Почти за месяц Ушаков очистил от
французов, вслед за Цериго, острова Re-
фалония, Занте и Санта-Мавра. Оставался
под властью Французов остров Корфу с
чрезвычайно сильной крепостью, воору-
женной более чем шестьюстами пушек и
мортир, с гарнизоном до 3.000 человек.

Кроме того, здесь находилея отряд су-
лов из 2 линейных кораблей, 1 фрегата
и более мелких единиц. Создавались непре-
одолимые трудности. Ушаков располагал
десантными силами, He превышавшими
полторы тысячи солдат морской пехоты.
Адмирал вынужден был вначале ограни-
читься тесной блокадой острова, а затем.
получив подкрепление, начал автивные
действия против Корфу.

Операция началась 1 марта мощной
атакой с моря против острова Видо, upa-
крывающего Корфу. После четырех часов
сокрушительного отня с кораблей Видо
пал, а высаженный десант захватил и
прибрежные укрепления на самом острове
Корфу. Противник в беспорядке бежал в
главную крепость.

Е вечеру того же дня присланный
французеким комендантом  парламентер
вручил Ушакову просьбу о перемирии для
установления условий сдачи. На следую-
щий день гарнизон крепости капитулиро-
вал. В числе трофеев русским достался
прекрасный корабль «Леандро», захвачен-
ный французами у англичан. Вскоре «1е-
андр» был безвозмездно возвращен Anr-
Лии.

Сложная политическая обетановка, В
которой приходилось действовать русскому
адмиралу; потребовала сейчас же 1068
прекращения военных действий на остро-

СТОКГОЛЬМ, 3 марта. (ТАСС). До сих
пор ещё ни одна финская столичная или
провинциальная газета любой политической
ориентации не высказалась за принятие
«6 пунктов», даже как базы для перегово-
ров. Наоборот, вся финская пресса резко
отвергает советские условия. 110 сведени-
ям, поступающим из Финляндии, финское
правительство, не желая разорвать «дипло-
матическую нить, завязанную Пааснкиви»,
хочет торговаться с тем, чтобы продолжать
свою «политику выжидания». Кроме того,
сообщают, что финское правительство на-
деется всё же получить хотя бы молчали-
вое согласие Берлина на выход из войны.
Поэтому пункт 06 интернировании войск
Дитля считается наряду с другими пунк-
тами совершенно неприемлемым.

Шведское телеграфное агентство переда-
ет комментарии финских газет по поводу
«русских условий». 3 марта газета «Суомен
сосиалидемокраатти» в передовой статье
писала: «Русские условия в том виде, в ка-
ком они переданы, кажутся нам не только
тяжёлыми, но просто жестокичн... Нам
трудно верить, что пред’явленные русски-
ми условия являются обязательной предпо-
сылкой для перемирия. Мы хотим надеять-
ся, что они, несмотря на свою форму, яв-
ляются лишь базой для дальнейших пере-
говоров с Финляндией, которая в таком
случае получит возможность высказать свое
мнение, отличное от мнения русских. Есля
бы это было так, то финский народ оценил
бы это очень высоко. Но пока дело обсто-
ит так, что Советский Союз, видимо, вооб-
ше не стремится к миру».

Газета «Хельсингин саномат» в номере
от’ 3 марта писала: «Требование об интер-
нировании немецких войск  невыполнимо.
Требованне о восстановлении границ, уста-
новленных по Московскому миру, содержит
явную увёртку. Нам, таким образом, прел’-
являют такие требования, от которых, как
все думали, Москва уже отказалась. Это
относится в первую очередь к Ханко и Пет-
само. Как известно, русские совсем не ин-
тересовались Петсамо после Московского
мира. Что касается демобилизации нашей
армии, то это ставит нас перед риском, на
который во время войны не пошло бы даже
самое нейтральное государство. Требование
о контрибуции поднимает новый вопрос:
имеет ли Финляндия вообще возможность
платить. Финляндия хочет жить своей соб-
ственной и свободной жизнью, но условия
русских не дают нам для этого никаких
возможностей».

2 марта газета «Илта саномат» заявляла:
«Русские условия не только неопределен-
ны, но они содержат такие пункты, кото:
рые ‘не могут быть одобрены Финляндией.
Финны имеют право надеяться на более
справедливые условия. Поэтому русские
условия нужно рассматривать лишь как
зондирование почвы. Они не годятся даже
в качестве базы для окончательных перего-

Финская печать 0 советских
‘условиях перемирия

1944

р. № 517 (9514)

Too ae ra

Газета «Танин»
в натуральном
Bue

Ещё недавно турецкая газета «Танин»
торделиво уподобляла себя некоему рыцари,
закованному в латы. Газета утверждал,
что латами она охраняет себя от нелепыт,
провокаторских слухов, которые в ве.
тральных странах кишат подобно комарах
над малярийными болотами.

Газета. «Танин» писала в сентябе
прошлого года: «Если мы че наденем броня
против ухишрений немецкой пропаганды
не будем время от временя разоблачать ¢.
мы тем самым поможем осуществлению в
замыслов».

Бронированная газета «Танин» показн-
вала, как некоторые туренкие газеты по.
могают замыслам ТГерманни, воспроизвел
на своих полосах дикие, бесемыеленны
слухи. Газета «Танин» высменвала нем.
кие «утки». Она требовала от турецкой
печати мер предосторожности против сл.
хов, преследующих грязную цель — 1.
сеять недоверие между странами антигитл-
ровской коалиции.

В октябре летал по Турции глупый слу
6 том, что Япония будто бы старается пу.
мирить Советский Союз с Германией. Ялчи
восклицал в газете «Танин»: «Мы реше.
лельно не верим!» Ещё раньше, 2 сентябри,
«Танин» посвятил передовую статью с4-
хам о возможности соглашения между [6-
манией и Советским Союзом. Газета сч.
тала совершенно немыслимых, чтобы (-
ветский Союз пошел на такое соглашение,

Охнако броня оказалась, повидинох,
не по плечу газете «Тания». С некоторт
времени она постепенно освобождается и
излишней тяжести. Она печатает вояки
провокаторские слухи, хотя и с оговоркажи,
Латы газета сняла, но всё же выходила в
свет в общепринятом одеянии, как вер
нем, так н нижнем. Конечно, она 0к2з-
лась теперь более достунна слухах в
заражённых источников.

Наконец, 25 февраля газета «Taam
сбросила и тяготившие её части общетр-
нятого туалета. На газете нет He TOME
лат, — нет уж и обыкновенных би,
«Танин» выпустила очередной номер в вм
природном, натуральном виде, —
«Танин» матушка родила. Е

На первой странице такъи напечатано 1
голому месту: «Тайные немецкие преллозе
ния России». А дальше со ссылкой м
«надёжные вейтральные источники» из1-
гается восточная сказка о том, как приста
в Анкару какой-то немецкий «особый
курьер» с важными инструкциями, и
он будто бы «отныне» «полуофициальный

В тот же день газета «Аян суунта» заяв-
ляла, что «надежды на мир рухнули. За-
носчивость, которую показало _ Советское
правительство, поспешив опубликовать свои
условия, свидетельствует о том, что Моск-
ва приняла наше зондирование за признак
слабости, хотя это совсем не так. Три пер-
вых пункта русских требований вообще не-
приемлемы, так как принятие их означало
бы нарушение национальной чести Финлян-
дии. Даже если эти условия русских счи-
тать предварительными, то всё равно на-
дежд на мир нет никаких».

2 марта газета «Свенска прессен» писала
в передовой статье: «Каждому видно, что
условия русских являются страшными. Су-
щшествует ли какой-либо выбор, насколько
эластичны отдельные пункты услови$?
Этого мы не знаем. Во всяком случае, вне-
запное опубликование русскими своих YC-
‘ловнй является неприятным для нас при-
знаком».

1 марта газета «Карьяла» заязляла 8 пере:
довой статье: «В Карелии ин на Карельском
перешейке настроение гораздо спокойнее и
лучше, чем з Хельсинки. Там совсем не 60-
ятся русской армии, ибо верят в финскую
армию, которая отдохнула, сохранила свою
ударную силу и свои хорошие нервы. Пре-
красно вооружённая финская армия, пока-
завшая во время зимней войны чудеса, яв-
ляется теперь очень сильным противником

русских войск».

СТОКГОЛЬМ, 4. марта. (ТАСС). Фин-
ская пресса продолжает комментировать
созетские условия перемирия. Газета «Або
увдерреттельсер» в номере OT 3 марта
пашет: «Русские условия чрезвычайно су-
ровы. У нас все понимают, что принятие
русских условий связано со смертельным
риском».

2 марта газета «Сатакуннан канса» заяв-
ляла: «Выход Финляндии из войны дал бы
русским. возможность освободить полмил-
лиона солдат с финского фронта и бро-
сить их в бой против немцев. Вот почему
Россия и союзники хотят добиться выхода
Финляндии из войны». 5

Газета «Вестра нюланд» в передовой
пишет: «Русские условия на практике ве-
дут к безоговорочной капитуляции».

Газета «Арбетарбладет» 5 марта в пере-
Ono пишет: «Русские условия суровы и
содержат пункты, которые вызывают CO-
мнения у всех финнов. Но мы хотим ве-
рить, что дальнейшие переговоры’ приве-
дут к сближению финской и русской по-
зиций. Поэтому необходимо, чтобы кон-
такт, установленный, наконец, через Сток-
гольм, не был сорван. Правительство дол-
жно решить, какой мы выберем путь».

Газета «Свенска прессен» 3 марта, сум-
мнруя комментарии финской прессы, заяв-
ляет: «Все газеты констатируют, что рус-
ские условия исключительно суровы, даже

численному составу кораблей, и по качест-
военному их состоянию значительно усту-
пал мощному флоту противника, уверенно
считавшему себя полным хозяином моря.
Черноморскому флоту предстояло выпол-
нять ответственные задачи: прикрыть бере-
га от высадок неприятельских десантов,

на перестроение в боевой порядок. Против-
ник в беспорядке, снимаясь с якоря и вету-
пая под паруса, обратился в бегство. Устре-
мившиеь Ha концевые корабли, Ушаков
вынудил турецкого адмирала для их сна-
сения повернуть обратно и принять бой,

вах создаль дая освобожденного населения
новую форму правления. Природные 6бо-
татства и стратегическое положение Иони-
ческих островов делали их лакомым кус-
ком, на обладание которым было много
претендентов.

С исключительным политическим и ди-

воров».

Газета «Кауппалехти» в номере от Змар-

та писала в передовой статье: «Тот, кто
продиктовал эти условия, совсем не учел,
очевидно,
нирования немецких войск требует от Фин-
ляндии такого поведения, которое не соот-

что нункт относительно интер-

более суровы, чем условия Московского мира.
Некоторые газеты рекомендуют. добиваться
изменения этих условий, другие же заяв-
ляют, что вся мирная дискуссия после
этого стала совсем ненужной и бессмыс-
ленной. Только правительство знает выход
из положения. Нельзя мешать правитель-
ству и нельзя требовать от него давать

представитель Германской империи при (--
ветском правительстве», и будто бы Гери.
ния «может слелать России гредложение,
которое удовлетворит её интересы не толь
в Польше, но и в Финляндии, Румыни,
Венгрии и даже в Словакии».

Всех леталей несусветного взлора не пере-

содействовать операциям армии на побе-
режье, защищать подступы к базам и вести
операции на коммуникациях противника.

№ началу войны Ушаков имел звание
капитана бригадирского ранга и насчиты-
вал уже 21 год службы, в том числе 16 лет
командования судами. Большой командир-
ский стаж и громадный морской опыт обес-
печили Ушакову репутацию отличного ка-
питана. Находившиеся под его командой
корабли отличались безукоризненным по-
рядком и высокой боевой подготовкой. В се-
вастопольской эскадре под начальством
Войновиза он командовал 66-пушечным
кораблем «Св. Павел» и был начальникэм
авангарда.

Военные дарования Ушакова ярко прояви-
лись при первой же встрече эскадры Вой-
новича с противником у острова Фидониеи.
Флот противника в составе 17 кораблей,
8 фрегатов и 24 мелких судов атаковал руз-
скую эскадру, имевшую 4 корабля, 8 фре-
татов и 24 мелких судна. Пользуясь чет-
верным превосходством в числе линейных
кораблей, главнокомандующий флотом про-
тивника пытался окружить основные силы
русской эскадры. Но своевременно разгадав
маневр противника, Ушаков со своим ко-
раблем и тремя фрегатами подчиненного
ему авангарда расстроил замысел неприяте-
ля и энергичной атакой помешал ему оеу-
ществить окружение. Атаковав своим ко-
раблем турецкого флагмана, Ушаков связал
его боем и лишил возможности руководить
флотом в ходе сражения. После трехчасово-
го боя противник, имея ряд кораблей по-
врежденными, вынужден был отступить.

Эта первая боевая встреча столь нерав-
ных по силе противников оказала чрезвы-
чайное влияние на дальнейшую борьбу на
море. Смущенный активностью севасто-
польской эскадры, неприятель ‘уже перестал
чувствовать себя хозяином Черного моря.

В своем донесении об этом бое Ушаков
особенно подробно остановился на разборе
тактических приемов противника, имея
целью тщательно изучить его тактику для
использования полученного опыта в даль-
пейших столкновениях. Этого до Ушакова
никто не делал.

Ушаков утверждал, что нельзя соблюдать
веех правил эволюции, предусмотренных
инструкциями, когда нужны смелые и ре-
шительные действия. «Иногда нужно де-
лать несходное с нею». Он считал необхо-
лимым прежде всего разгадать план против-
Бикз, а затем, исходя из оценки обстановки,
расстроить его замысел контрударом, хотя
бы это и противоречило рутинным «правя-
лам эволюции».

Уже в этом первом вышедшем из-под
пера Ушакова боевом документе видна рука
будущего создателя новой тактики, коту-
рый не считал нужным держаться обвет-
шалых тактических шаблонов ХУП! века,
а действовал соответственно требованиям
обстановки и здравого емысла.

Получив в 1790 году назначение комал-
довать эскадрой, Ушаков имел полную воз-
мозжность вести боёвую подготовку соот-
ветственно своим тактическим взглядам.
Основной целью этой подготовки был ре-
пситезьный бой. Понимая, насколько разно-
образны могут быть условия встречи с иро-
THBHAKOM и как быстро может меняться
обетановка во время самого боя, Ушаков
рептительно отказывался от следования ка-
нонам линейной тактики. Он отказался от
метода, Богла оба противника в окостене-
лом строе двух параллельных кильватерных
колонн вели артиллерийский бой на строго
определенном расстоянии друг против дру-
га, держась авангард против авангарда,
цезтр против центра, корабль гротив Ko-
рабля. 2

АДРЕС РЕДАКЦИИ и
Д 3-36-82; Иностранного —

62125.

im ape a i gt ln

7 3-37-50;

ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе,

который окончился для расстроенного вро-
тивника поражением.

В следующем, 1791 году в августе
Ушаков у мыса Калиакрия обнаружил под
прикрытием береговых батарей численно
вдвое превосходящие силы вражеского фло-
та. Учитывая дующий с берега ветер, Уша-
ков решил немедленно атаковать неприяте-
ля. Для того, чтобы не дать противнику
времени приготовиться к отражению атаки,
он устремилея между берегом и неприя-
тельским флотом, не обращая внимания на
огонь батарей. Этот искусный маневр обес-
печил Ушакову более выгодное положение
но отношению в противнику и позволил
немедленно начать атаку на корабли, ко-
торые, обрубая канаты, в полной растерян-
ности и беспорядке стремились выйти из-
под удара в море,

Подняв сигнал «нести все возможные
паруса», Ушаков начал погоню. Попытки
турецкого адмирала привести свой флот
в порядок и выстроить линию баталии пара-
лизовались атаками русских кораблей на
отдельные труппы неприятельских судов.
Противник потерял несколько кораблей за-
тонувшими, а большинетво было совершен-
но избито. Часть турецких судов, добрав-
шись с трудом до Босфора, выстрелами тре-
бовала помощи для своего спасения.

Все три победы показывают разнообра-
зие приемов, которые применял Ушаков в
каждом отдельном случае, исходя из оцен-
ки обстановки. Тактика широкого маневра,
предоставление полной инициативы своим
флагманам и капитанам и. стремление к од-
ной общей цели — решительной победе —
таковы отличительные черты военно-мор-
ского искусства Ушакова.

Показав замечательные образцы флото-
водческого искусства, Ушаков проявил
себя и как создатель русской морской шко-
лы, сформировавшей и воспитавшей боевой
коллектив его эскадры.

Лучшей школой для личного состава он
ечнтал плавание и берега не любил.

Подготовка личного состава на эскадре
Ушакова была подчинена одной цели —
достижению наиболее высокого боевого
уровня кораблей и команд. Внимательно
следя`за повышением практических знаний,
Ушаков не упускал ни одного случая, что-
бы подчеркнуть свои требования в деле
подготовки эскадры. Наряду с заботой
о быте подчиненных адмирал Ушаков был
требовательным и строгим по службе на-
чальником. В учебе он требовал от офицеров
точности и быстроты. В наеставлениях Уша-
ков писал: :

«Эскадра под начальством моим в море
нахолитея для обучения практике и эволю-
ции; не есть уже эволюция, ежели исполне-
ние начинается медлятельно или непелным
видом... Я напоминаю, никто не должны
считать своим  неудовольствием, ежели
кому деланы будут или повторены сигна-
Tbh...

«Рекоменлую командующим приучить
служителей к скорым беганьям по снастям
при креплении и отдаче парусов, так же
для моциону через салинг; отдачу и при-
бавку парусов делать с отменной скоро-
стью, поднимать и опущать их, осаживать
шкоты и талсы за один раз и сие повто-
рять многократно до тех пор, пока люди с0-
вершенно приучены будут...».

В августе 1798 г. Ушаков получил
приказание следовать с эскадрой в соста-
ве 6 кораблей, 8 фрегатов и 3 посыльных
судов в Константинополь, чтобы, соеди-
нившись с турецкой эскадрой, итти для
освобождения захваченных  французамя
Ионических островов.

В связи с обстановкой, сложившейся на
Средиземном море, Ушаков по выходе из

Нисем — Д 3-15-69: Местпой сети —

улипа «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справ
JL 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-65; Секретаря
Ree ate Reg By Gt ei о а ЕЕ ВНЕ

ветствует понятию финнов о чести. Если бы
мы одобрили этот пункт, то мы вступили
бы на трагический путь, по которому по-
шла Италия. Советы заявили, что они не
требуют от нас безоговорочной капитуля:
‘ции. Но если бы мы выполнили требования
‚русских, то мы сдались бы на милость Со-
ветов».

пломатическим тактом Ушаков провел
здесь громадную организационную работу.
Была создана Республика семи островов.
Адмирал дал освобожденным жителям  пол-
ностью удовлетворившую их форму поли-
тического правления. Руководя законода-
тельной работой выбранных представите-
лей народа, Ушаков сформировал необхо-
димые органы управления.

Beé это было выполнено со знанием ус-
ловий, отвечающих духу народа, его воз-
зрениям и национальным особенностям.

Благоларное население островов выпу-
стило в честь Ушакова несколько медалей
в его портретом и именем.

После окончания Ионической кампании
боевая деятельность Ушакова и его эскад-
ры получила новое направление. В то вре-
мя, как русская армия под начальством Cy-
ворова действовала в Северной Италии,
Ушаков получил предписание перенести
операпии русского флота к берегам Южной
Адриатики, затем к Анконе, Неаполю и Ге-
нуэзскому заливу. Началась новая Итальян-
ская кампания русского флота, столь же
славная, как и кампания Суворова на се-
вере.

Выделенный из эскадры первый отряд
капитана 2-го ранга Сорокина в составе

‚4 фрегатов и % корвотов начал свои дейст-
вия с Бриндизи. Одного появления отряда
было достаточно, чтобы французекнй гар-
низон поспешно покинул город. Дальнейшее
продвижение Сорокина по побережью к се-
веру сопровождалось быстрым очищением
прибрежных городов Мола, Бари, Манфредо-
нии. Десантами русских моряков с других
отрядов был освобожден Незполь, русские
гренадеры и моряки вступили в Рим и
заняли ряд других городов.

После выполнения задачи, поставленной
перед эскадрой, Ушаков вернулся в Сева-
стополь. :

Крупные перемены произошли с воцаре-
нием Александра Е. Славные подвиги Чер-
номорекого флота, совершённые им под ру-
ководством не знавшего поражений Ушако-
ва, были отнесены к разряду «мнимых».
Был нанесен удар и самому Ушакову. Ha
вновь учрежденный пост главного команди-
ра Черноморского флота был прислан из Пе-
тербурга некий маркиз де-Траверсе, фран-
цузекий эмигрант-роялист, имевший связи
при дворе и сумевший, никогда не плавам,
получить чин полного русского адмирала.
А гордоеть отечественного флота—-адмирал
Ушаков был назначен командиром Балтий-
ского галерного флота.

Тяжесть обиды усугублялась еще‘и тем,
что гребной флот уже сходил со сцены. За-
правилы морского ведомства ясно давали
понять, что Ушаков более нео нужен. В
1807 году Ушаков ушел в отставку и уехал
в свою деревушку в Тамбовской губер-
нии, где и скончался в 1817 году. Так co-
шел со снены великий русский флотоводец,
покрывший славой родину и флот.

Долго пребывало в забвении победное
имя Ушакова. Прошло много лет, прежлс
чем оно засверкало немеркнущей славой.
ИНеторня лонесла ло нас все детали блиста-
тельных дея Ушакова. И благодарные по-
томки высоко подняли имя русекого флото-
волца. Севетское правительство учведиле
специальный орден Ушакова первой и вто-
рой степени, которым будут награждаться
советекие моряки за военное мастерство в
руководстве операпиями и их разработке.
Этот орден будут носить те, кто покажет
себя достойными потомками адмирала, не
знавшего поражений и прославившего сво-
ими победами родину и русский флот.

Капитан 1-го ранга Н. НОВИКОВ.

ЛОНДОН, 4 марта. (ТАСС). Отметив, что
финское правительство прололжает хранить
молчание по поводу предложенных Совет-
ским правительством условий перемирия,
тазета «Дейли геральд» пашет: «Уже про-
шло три недела < тех пор, как финское
правительство: послало Пзасикива в Сток-
гольм просить о перемиран. Прошло две
недели < тех пор, как этк условия быля
сообщены ему Коллонтай. Пропвлю уже три
дня после того, как эти условия обсужда-
лись на закрытом заседачия финского сейма.
Одчако финское правительство попрежнему
хранит молчание... Причина промедления
неясна. Возможно, это об’ясняется тем, что
голоса в самом правительстве разделились...

Всему остальному миру условия кажутся
не только ‘умеренными, но и великодуш-
ными. Какае более блзгоприятные условия
могли ожидать финны, посылая‘ Паасициеи
в Стокгольм?»

«Фимнам нужно сделать выбор: продол-
жают лн они участвовать в войне, или они
из неё выходят. Не может быть такого про-
межуточного статута, при котором они мог-
ли бы получить мар и в то же время помо-
гать немцам».

Газета заявляет, что союзники не могут
потернеть дальнейшего промедления с от-
ветом. Каждый лень промедления даёт нем-
пам время для подготовки. чтобы заранее
составить планы действий, которые они на-
мерены предпринять в случае подписания
перемирия.

ЛОНДОН, 4 марта. (ТАСС). Вхе англий-
ские еженедельные журналы  призвают
великодушие советских условий Финлявдии.
«Нью стейтемен энд нейшн» называет эти
условия «образцом здравого смысла и уме-
ренности». Касаясь предложения об интер-
наровании армии Дитля, журнал указывает,
что это самое минимальное, что Советский ,

Английский корреспондент
о прекращения военкых поставок
Турции

ЛОНДОН, 2 марта. (ТАСС). Стамбульский
корреспондент газеты «Дейли мейл» сооб-
щает, что английские военные поставки в
Турцию, в том числе поставки нефтн, пре-
кратились, и в последние недели из Турции
были отозваны некоторые авиационные и во-
енные инженеры. «Это, — пишет корреспон-
дент, — последовало за прекращением ан-
гло-турецких переговоров. Хотя прекраще-
ние поставок может об’ясняться другими
обстоятельствами, этому прядаётся глубокое
значение в Турции. Было бы естественным
предположить, что если бы Англия убеди-
лась в том, что Турция не намерена эффек-
тивно использовать военные материалы, то
она могла бы счесть более подходящим ото-
слать эти материалы з другие места, ска-
жем, в Бирму, на итальянский фронт или
же в Россию».

Подобные сообщения появились и в дру-
гих английских газетах.

СТОКГОЛЬМ, 3 марта. (ТАСС). Газета!
«Моргонтилнинген» сообщает из Берна: «По
приказу Гитлера казнены 3 немецких гене-
рала авиации: генерал-майор Рюдигер ou
Халлин, генерал-майор Фельк и генерал-лей-
тенант Фукс. В качестве причины указывают

Типогравил газаты «Правда» имеми Сталина,

Иностранная печать
о советско-финских отношениях

Расстрел трех германских генералов

очное бюро — Д 3-15-68; Партяйной жизнн — Д 1-52-49; Пропагавды — св:
ат — ДЗ-15-64; Отдел обивлений — Д 3-30-12. о i cae

каждый момент отчёт о том, что оно сде-
лало за прошедший день, что соби-
рается сделать сегодня и о чем оно вооб-
ще думает. В настоящее время положение
таково, что только правительство, а мо-
жет быть, даже не все правительство
знает, что нужно делать».

чиелить. Газета «Танин», оказавшись в
своём натуральном виде, подхватила, 3,
вернее, сама еочинила илнотскую bac в
числа тех, которые, как недавно утвержи-
ла сама газета, помогают замыслам Гериа-
нии. Газета «Танин» требовала разоблачать
слухи подобного рода. Пусть же, голая 11-
зета разоблачит те «налёжные нейтральные
источники», которые будто бы родили дурат-
кую сказку! «Танин» не сделает этого. ут
«источники» находятся в самой редавдия
газеты, и это совершенно  безнадёжные
источники политического  бесстыдства I
грязных интриг.

Союз мог потребовать. В заключение статьи
говорится: «Если финны упустят шанс, ко-
торый предоставляют им советские усло-
вия, то их будущее будет выглядеть
мрално».

«Спектейтор» характеризует условия, как
«весьма мягкие», и добавляет: «Немецкие
войска на сезере Финляндии доляоны быть
интернированы, и есла финны не смогут
осуществить эту операцию без помощи, то
русские окажут им соответствующее содей-
ствие и обязуются уйти из страны, как
только эта миссия будет выполнена».

ГЕТЕБОРГ, 3 марта. (ТАСС). Все гете-
Goprekue газеты вышли с передовыми
статьями, посвящёнными созетско-финским
отношениям. Газета «Гетеборге хандель-
стиднант» заявляет: «Требования русских
можно оценить как умеренные. Рассужде-
ния о том, что эта война является продол-
жением замней кампании, пастолько же не-
обоснованы, как и заявления о том, что
Финляндия не участвует в войне великих
держав и ведёт свою собственную войну».

Однако остальные газеты всемерно под-
держивают и повторяют чисто финские до-
воды и рассуждения.

СТАМБУЛ, 3 марта. (ТАСС). Газета «Тан»
указывает, что, выставив столь мягкие
условия, Советский Союз «нанёс тяжёлый
политический удар нынешнему финскому
правительству и всем фанскем фашистам ин
нарушил их планы. Телерь, — пишет газе-
та, — когда известны эти неожиданно мяг-
кие н гуманные условия перемирия и когда
поражение Германии стало аксаомой, пра-
вительство не сможет заставить фичский
чарод продолжать войну. Поэтому-то ны-
зепгнее правительство, если озо не примет
предложенных условий, должно будет
уйти в отставку, уступив сзоё место людям,

Д. ЗАСЛАВСКИЙ,
——

Суд над Пюшё

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Корреспое
дент агентства Рейтер сообщает, 1
4 марта в Алжире начался суд над бы
шим «министром» внутренних дел «прав
тельства» Виши Ньером Пюшё. _

Пюшё уже был приговорён ранее к см?
ти Советом сопротивления во Франции @
то, что изменник предавал французские
патриотов в руки гестапо. На суде ей
пред’язлены обвинения в том, что ов 4%
ровольно участвовал в Tak называем
«правительстве» Виши, рекрутировал лю
дей в антисоветский «легиси» в помо»
гитлеровской Германии, участвовал в 1
литическом сотрудничестве с врагом 1
поддерживал с ним сношения, а также в
TOM, что он отдавал многочисленные пр
казы об аресте французских патрнотов.

кие аикекяк тит ееекеситЯЯ

В БЛИЖАЙПТЕЕ ВРЕМЯ на экраны =
  театров выпускается новый художественный
  фильм из героической истории руссвого
  народа

«КУТУЗОВ» —

Сценарий В. Соловьева, постановка Владимира
Петрова, режиссер М. Егоров, оператор,
  М. Гиндин, художник В. Егоров, композитор,

Ю. Шапорин.
В главных ролях снимались артисты:

А. Дикий (Кутузов), С. Закариадзе (Баги

не язляющимся фашистами». тнон), Н. Охлопков (Барклай де Толли’
: С. Межняский (Баполеон).
  Производство Московской ордена Лени”,
i киностудии Мосфильм. 1943 г. Baty?
Налёт. на Берлин i Главкинопрокат.
Bice ae ee ee ee

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщает, ‘что в

Специальный выпуск «ТРАГЕДИЯ В КАТЫЕ
ночь на 5 марта’ самолёты бомбардировоч.

СКОМ ЛЕСУ» — Новости дня, Хронвьа, НаУ

о 2 и знание, Метрополь.
fee «Москито» совершили налет Американский ен не фильм «БИТВА
i екты в Берлине и Западной Герма- ЗА РОССИЮ» — Метрополь, “i
HH. и минирование  враже- TT ETENEL Co Green Nao «под ЗВ,
ских вод. Все самолёты вернулись па а р

J i Hand.
Rass сква, Таганский, Срнон, Штор Ада

Пзветной художественный фильм «
ВОР» Первый. Родина, Колнзей, Ударняе
Центральный, Форум.

—O——

Отказ представителя гермакского
агентства в Турции вернуться в Германию
ЛОНДОН, 3 марта. (ТАСС). Стамбуль-
ский корреспондент агентства Рейтер пере-
дает, что, согласно сведениям из частных

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИЕ!
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТБАТР — 6/1 -
утро — Правда хорошо, а счастье лучше. He
чало в 12 час. дня. 5

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш, Орды
ка, 69) — 6 ЛИ — утро — Стакан Boab, Hai!

заслуживающих доверия источников

с ‚› РУКО-   в 12 час. дня.
водитель отделения германского информа- MXAT CCCP имени ГОРЬКОГО — ВЛ.
ционного агентства  Трансоцеан-Эйропа-   Вечер артистов МХАТ (в Фонд помощи де®
пресс в Турции Паулюс отказался вов-   УРоНтоВиков). Начало в 7 час. вече.

ФИЛИАЛ МХАТ—6 ЛИ Пиквнккский mar
(в Фонд помощи детям Фронтовиков), Has

в 7 час. вечера. ИА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРУ
(плошаль Коммуны, новое здание) — 6/Ill -
Бессмертный, Начало в 7 час. вечера. в

гос. московский МУЗ. ТЕАТР им. ве
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл И. НЕМИРОВИЧА
ДАНЧЕНКО_6ЛП-—утро-_Соперницы, Bese?
Дозь Анго. Начало в 7 час. вечера, в
в 12 час. дня. i

MOCKOBGRHH TOO. ТЕАТР имени ЛЕНИЕ
ского KOMCOMOJIA — 6 АИ — ЖвБвой тру
Начало в 7 час. вечера.

MOCKOBCKHfi TEATP CATHPEI (пл. Мая-
ковского, 1/28) — 6ЛИ — Чрезвычайный 950%
Начало в 7 час. вечера.

_ МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (. 61°
вая, 18) — 6ДИ — Табачный капитан, Н8ч87
в 7 час. вечера,

К ПВ
Сельскохозайственного — Д 3-10-85; Экономического — ===
эзет в срок сообщать no телефону 3-06-05, ЕЁ!

, Изл. № 148.

вратиться в Германию, несмотря на то
что ему было приказано возвратиться после
того, как он сложил с себя свои обязанно-
стн. Наулюс намерен остаться в Стамбуле
на правах политического эмигранта.

трусость перед врагом. Генералам было
поручено во время операций у Невеля ввести
в бой, не считаясь с потерями, свои силы
хотя надежд на успех не было. Говорят что
генералы колебались, за что и были преданы
военно-пелезому суду».