ГА

№
В
Ie

Qe

10}
Mi
cel

i)

ir

{A
Tt

б-

Tt ee A RS ae SS

Пет Te Ee

13 МАРТА 1944 г.,; № 53 (9520)

me сессия Верховного Совета P

ay

ПРАВДА’

Прения` по докладу о Госуларственном
бюджете РСФСР на 1944 год

Речь депутата Г. Г. Изм

Товарищи депутаты! Настоящая сессия
Верховного Совета РСФСР происходит в
пернод Великой Отечественной войны. Вот
уже третий год наша страна, ведет. геронче-
яую борьбу с немецко-фашистекими за-
хватчиками. За этот период все народы
(оветского Союза, как никогда, сплотились
вокруг нашего правительства и великой
партии Ленина Сталина, проявляют неви-
занный патриотизм как на фронте, так и в
тылу. Все их мысли и дела направлены к
иной цели—к скорейшему изгнанию врага
с нашей священной земли.

Ленин писал:

«Никогда не победят того народа, в
котором рабочие и крестьяне в шин-
стве своем узнали, почувствовали и уви-
дели, что они отстаивают свою, Совет-
скую власть -— власть трудящихся, что
отстаивают то дело, победа которого им
и их детям обеспечит возможноеть поль-
зваться всеми благами культуры, всеми
созданиями человеческого труда».

Вот почему весь советский народ, как еди-
1аЯ семья, вотал на защиту своего люби-
уого отечества.

Трудящиеся Татарской республики за-
Бонно гордятся тем, что в победоносном на-
отуплении Красной Армии они вместе со
new народами Советского Союза куют
победу над злейшим и коварным врагом.

В великой битве за Советскую родину на
мех фронтах идет громкая слава о бога-
тыроких подвигах сынов татарского на-
рода, многие из, которых удостоены высо-
вто звания Героя Советского Сотоза. Ты-
ячи воинов-татар награждены орденами
п недалями. Среди них: Ильдар Маннанов,
Узгсун Фузеев, Катаухов, младший лейте-
хант Бурган Хасанов, генерал-майор: Гапи
(афнуллин и др. Во всем быть достойными
тероев фронта, итти в ногу с настунающей
Врасной Армией стало законом трудя-
щихся Татарии.

Проязводственный план 1943 г. досроч-
но выполнен наркоматами мясо-молочной,
пищевой и легкой промьинленноети. Пред-
прнятия города Казани также хосрочно_ вы
полнили план 1943 года. Сверх. голового
ана было выпущено дополнительно на
104 млн. руб. продукции. Татария дала
фронту в 1943 г. боевой техники и бое-
припасов, снаряжения и продовольствия. на
440 млн, руб. больше, чем в 1942 г.

3a годы Великой Отечественной войны
У нас стало больше фабрик и заводов, си-
‘тематически перевыполняющих план. Рад
предприятий на протяжении нескольких
усяцев занимает первые н вторые ‘места
ю Всесоюзном социалистическом соревно-
зании. Среди них —— Казанский меховой
зобинат, награжденный . орденом Ленина.

(реди рабочих, колхозников и интелли-
тнции Татарии с каждым днем становится
ке больше и больше таких людей, ‘труд
тоюрых  достоин” героических подвигов на
бронте, Скорнячки Казанского мехового
зюмбината Богатырева Антонина и Зифа
Гатауллина награждены орденами Ленина.
ни выполнили годовой производственный
план за 11 месяцев на 200 прок.

Вевобщим почетом и уважением поль-
Зуеся Ираида Громова — инженер одного
13 заводов гор. Казани. Ее рационализатор-
кое предложение, внедренное в производ-
тво, дало заводу свыше 2 мли. руб. эко-
вомии и намного облегчило труд рабочих.

Товарищи депутаты! В своем докладе
т. Посконов правильно критиковал ‚работу
пищевой промышленности Татарской рес-
публики. Надо отметить, что хотя пищевая
промышленность Татарии в 1943 году ра-
ботала лучше — годовой план по облЯет-
нй промышленности выполнен на 117,4
проц., а но районной промышленности —на
10,3 проц., тем не менее развитие район-
вой пищевой промышленности значительно
отстает. Только в 34 районах республики
пиеются пищевые комбинаты.

В феврале 1944 года Совнарком и обком
партии приняли решение о расширении
собственной сырьевой.базы пищевой про-
хышленности и о дальнейшем развитии
эй отрасли промышиленноети в районах.
Ёритика народного комиссара финансов,
несомненно, нами будет учтена.

Товарищи депутаты! Рабочие, колхозни-
вн и интеллигенция орденоносной Татар-
ско& республики, воодушевленные BEICO-
кой сталинской оценкой роли советского
тыла в дни Отечественной войны, с еще

большим напряжением сил. борютея за то,
чтобы увеличить выпуск продукции, йеоб-
ходимой для окончательного разгрома не-
мецко-фашистских захватчиков.

Ярким показателем возрастающей силы
социалистического государства, еще боль-
шей мобилизованности всего советского на-
рода на Великую Отечественную войну яв-
ляется неуклонно растущий бюджет.

Бюджет Татарской республики; / состав-
лявший в 1940 году 390 млн. рублей, вьз-
рос в 1944 году до 469.998 тыс. рублей.

Нали бюджет из года в год перевыпол-
нается. Трудящиеся Татарин помогают
Красной Армии не только самоотверженной
работой, но и своим трудовым рублез.

В 1941 году государственный заем был
реализован в республике на 109,5 man.
рублей, а в 1943 году подписка на воен-
ный заем составила 366 млн. руб.

Трудящиеся Татарии внесли десятке
миллионов рублей в фонд обороны страны,
более 205 млн. руб. внесено на строитель-
ство танков и самолетов. На 196 млн. руб.
было приобретено билетов денежно-вешевой
лотереи. `

Несмотря на рост расходов на нужлы
войны, растут и расходы на социально-
культурные нужды трудящихся. В 1940
году ассигнования по бюджету на эти ме-
роприятия составили 272 млн. рублей, а в
1943 гоу на эти же цели израсходован
301 млн. рублей. :

Такой рост расходов на дальнейшее раз-
витие культуры в нашей реснублике яв-
ляется ярким показателем неуклонного
проведения  ленинско-сталинской  напио-
нальной политики, неустанной заботы со-
ветского правительства и лично товарища
Сталина о под’еме благосостояния и куль-
турного уровня широких масс татарского
народз.

Товарищи депутаты! Следуя указанию
Центрального Комитета партии о том, что
забота в семьях Фронтовиков является по-
ловиной всех наших забот о Красной Ар-
мии, партийные, советские и обществен-
ные ‘организации Татарской республики
провели в этом направлении значитель-
ную работу.

По неполным данным, в 1943 году ока-
зана материальная помощь 136 тыс. семей
фронтовиков. Выдано 40 тыс. центнеров
продовольствия, 486 тыс. кубометров дров
и 196 тыс. пар обуви и одежды. Отремон-
тировано и предоставлено 23 тыс. квартир
семьям фронтовиков.

Товарищи депутаты! Многие колхозы Та-
тарской республики за годы войны стали
работать лучше и дали стране и фронту
значительно больше сельскохозяйственной
продукции. В 1943 году свыше тысячи
колхозов республики своевременно выпол-
нили свои обязательства перед государст-
вом по сдаче хлеба и полностью обеспечи-
ли себя семенами. :

Олнако республика в области сельского
хозяйства не использовала всех ‘свеих ре-
зервов, вследствие чего мы имеем отетава-
ние сельского хозяйства. Сейчас республи-
канские организации, колхозники и рабо-
une промышленных предприятий Казана
прилагают все усилия к тому, чтобы ис-
пользовать имеющиеся возможности и

айловой. (Татарская АССР ’)

внутренние ресурсы и в этом году при той
помощи, ‘которую оказывают партня и
правительство, покончить ‘с отставанием
сельского хозяйства.

Товарищи депутаты! Город Казань, один
из старейших наших городов, по’ своему
благоустройству резко отстает от передо-
вых центров страны. Быстро растущие про-
мышленность города и численность насе-
ления требуют дополнительных капитало-
вложений для ремонта и реконструкции
ряда коммунальных предприятий и `город-
ского` транспорта. Некоторые наркоматы, каг,
например, пищевой промышленности, мя-
с0-молочной промышленности и легкой про-
мвиленности, могли бы оказать помощь го-
родекому совету в деле увеличения жило-
го фонда, но они этим вопросом не зани-
  маются. Необходимо, чтобы названные
! народные комиссариаты обратили на это
внимание и в 1944 году предусмотрели ас-
сигнования на жилищное строительство
для рабочих своих предприятий.

В Татарии имеются города республикан-
ского подчинения. В: последнее время в го-
  родах Елабуге, Чистополе. Мензелинеке,
  Бондюге, Куйбышеве организованы новые
предприятия, увеличилось население, а с0-
стояние жилищно-коммунального хозяйства
остается ` неудовлетворительным. Я прошу
сессию Берховного Совета РОФСР преду-
смотреть ассигнования на благоустройство
этих городов в сумме одного миллиона руб-
лей.

Остановлюсь на работе Наркомата про-
мБниленности строительных материалов.
Отставание коммунального хозяйства в не-
которой степени зависит и. от работы
Управления промынгленно-етроительных
материалов этого наркомата. Оно. сейчае
работает значительно хуже. По нашей рес-
публике в 1940 году обжиг кирпича со-

ставлял 19 млн. 160 тыс. штук, зв 1943
тоду он сократился в три раза и составил
6 млн. 142 тыс. штук. Такое же положе-
ние с выработкой алебастра: если в 1940
году алебастра производилось 5.236 тонн,
то в 1943 году—1.237 тонн,

Промышленный и жилищный фонды так-
же находятся в неудовлетворительном со-
стоянии. Большинство предприятий требу-
ет капитального ремонта. Нодсобное хозяй-
ство ‘развито совершенно недостаточно. В
этом, несомненно, сказывается слабое руко-
водство со стороны Народного Комиссариата
промышленноети стройматериалов РСФСР.

В Татарской республике имеютбя добта-
точные сырьевые ресурсы для создания
стекольной промышленности. Однако это-
му вопросу Наркомат промышленности стро-
ительных материалов не уделяет вняма-
ния.. Я просила бы организовать в Татарии
ВЫПУСК. ОБОННоГО стекла, так как потреб-
ность в нем исключительно ‘велика. :

Татарская республика имеет много вод-
ных магистралей и мелких рек, но они
очень плохо используются для внутрирес-
публиканских перевозок грузов. Совнарком
Татарской республики просит Совет Царод-
ных Вомиссаров РСФСР оказать exy по-
мощь в деле создания  мелко-тоннажного
флота.

В нашей республике имеются вбе воз-
можности развития текстильной промыят-
ленности, однако и эти возможности дод-
жным образом не использованы. Начатее
в 1942 году строительство в городах Ела-
бутге и Мамадыше до сих пор не законче-
но. Необходимо, чтобы Наркомат текстиль-
ной промышленности оказал нам необходи-
мую помощь в быстрейшем пуске этих но-
воетроек.

Товарищи ° депутаты! Призываю Bac
утвердить представленный  Совнаркомом

РСФСР на рассмотрение У сессии Верхов-.

ного Совета РОФСР Государственный бюд-
жет на 1944 год с поправками бюджетной
комиссии. Трулящиеся Татарии, как и все
народы нашего Союза, .твердо уверены в
близости нашей победы. Скоро наша свя-
щенная земля будет полностью ‘освобожле-
на от немецео-фашистских захватчиков.
Залогом этому являются нерушимая друж-
ба народов СССР, их любовь в своея Роди-
не, их жгучая ненависть к врагу, их сило-
ченность вокруг партия большевиков, со-
ветского правительства и товарища
Сталина. Залогом этому является то, что
нами руководит и нас ведет от победы к
победе великий полководец, Маршал Совет-
ского Colosa, наш родной и любимый
товарищ Сталин. (Бурные аплодисменты).

Указ Президиума Верховного Совета СССР

Награждения орденами генерал

За образцовое выполнение боевых задани

OB,

й Командования при

37.
вании реки Днепр, развитие боевых успехов на правом

re Rdpsaaenuies ‘on этом доблесть и мужество награ- 3
дить: oo pe ;
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА - 40.

1. Гвардии младшего сержанта ‚Алапенко Петра_Ивановича. вича.
2. Старшего лейтенанта Ашлапева Иннокентия Ивановича. i
3. Генерал-майора т Павла А &
‘ ii а Александра Ле : :
мы son Eas И Филимоновича. 44.

5, Гвардии лейтенанта

Гвардии старшего сержанта
Гвардии старшего сержанта
. Гвардии лейтенанта
10. Майора Гарибян Ефрема Григорьевича.
11. Старшего. сержанта

о 50 1

13. Гвардии. красноармейца

овича.
Старшего сержанта Вдович Александра Павл

4 : Видманова Алексея Порфировича.
Воронова Николая Филипповича.

Вуйцык Степана Игнатьевича.

Горелова Ивана Романовича.

: ова Григорьевича.
12. Майора Давыдова Як Доюбко Михаила

45.
46,
47.
48.
49.
59.
51.

K арповича. 52.

14. Гвардии капитана Денисова Ивана Васильевича. 53.
15. ани капитана Дума Александра Куприяновича. 54. Подлолковника
15. Гвардии красноармейца Евсеева Прокофия Федоровича. 55. Красноармейца
17. Гвардии полковника Журавлева on es a 56.
18. Гварлии полполковника Захарьян Сергея ae 57.
19. Fasoiten младшего сержанта Землякоза Степана Михайло 58.
BHA. 7

ie ича. . 2 60. Генерал-а 1
20, Гв и ефрейтора Зотова Ивана Иванов
ZL. Craters Soars is Кабанова Василия Николаевича. 61. Kicapaeies
22. Гвардии красноармейца Кадырова Усмана. 62.

23. Гвардии а .
24. Гвардии майора Каюков
25, АЕ ебать Киданчук Павла
26. Генерал-майора. танковых ‚во
вича.
27. Гварлиисержанта Кирса
28. Гвардии младшего лейте
29. Красноармейца Ковалева
30. Лейтенанта Кокневешкина Ь
31. Гвардии майора Коротаева Алексея
32. Гвардии сержанта Кубанева Николая
33. Младшего лейтенанта Лымарь Ивана
34. Гвардии лейтенанта
35. Гвардии старшего сержанта
Buta.

Кашляева Василия Яковлевича.
Михаила Александровича.

йск Кириченко Ивана Федоро-

нова Ивана Петровича.

нанта Кладова Андрея Ильича.
Иосифа Константиновича,
Трофима Ионовича-

иловича.
Марченко Александра Михайл =
г Молостова` Валентина Фроло-

63.
64.

Генерал-майора

Михайловича. Яковлевича.

65.
67.
68.
69.

=

омановича. т
Алексеевича. 79
= :

Тарасович 73. Подполковника

65. Гвардия сержанта Фатхисламова Хакифа.

6. Генерал-лейтенанта артиллерин Фомина Наколая
Гвардии лейтенанта Жоджаниязова Дбнебай.
Гвардии лейтенанта Цисарь Тимофея Никитовича.
Гвардим младшего лейтенанта
70. Гвардии калата,

офицерского, сержантекого и рядового состава Красной Армии

36. Техник-лейтенанта Моргунова Андрея Федоровича.
Гвардри красноармейца Муслимова Самуила.

Гвардии генерал-майора Мухина Александра Васильевича.
Гвардии старшего лейтенанта Орлова Николая Григорьевича.
Гвардии младшего лейтенанта Осипова Герасима Романо-

Гвардии красноармейца Осипова Дмитрия Самойловича.
Гвардаи ефрейтора Охрименко Бориса Ефимовича.
Гвардии подполковника Панского Петра Романовиза.
Гвардии крабноармейца Парфенова Анатолия Ивановича.
Старшего сержанта Петрошук Пелагею Петрову.
Майора Плескач Ивана Васильевича. ,

Гвардии майора Поляковского Константина Яковлевича.
Воентехника 1! ранга Походнна Андрея Тихоновича.
Лейтенанта Рыбакова Петра Иосифовича,

Политрука Сахно Петра Васильевича.

Старшего лейтенанта Севастьянова Виктора Никитича.
Полковника Селезнева Петра Васильевича,

Гварлии гецерал-майсра Серюгина Михаила Петровича.

Сидорчук Прокофия Мефодьъевича,
Скворцова Изана Лаврентьезима,

Гвардии полковника Скорикова Григория Васильевича.
Гвардии капитана Сотникова Федора Васильевича.
Старшего лейтенанта Статиенко Гаврила Кирилловича,
Полкозника Степанова Марка Федорозича.”

Тевченкова Александра Николаевича.
Терентьева Леонида Павловича,

Гвардии капитана Терского Григория Даниловича.

Труфанова Кузьму Григорьевача,

Гвардия старшану медицинской службы Узлова ^ Василия

Сергезвича.

Чалкина Петра Ивановича,
на Чехова Ивана Прокофьевича.

Гвардан красноармейца Шевнина Владимира Михайловича. -
Гвардии подполковника Шербакова Антона Михайловича.

Яновского Юзенала Викторовича,

(Продолжение следует).

Е a PE ES Sess Rees Se ee ae ee ee ed

СФСР 1 -го созыва

Е Е aes ринит

SS ee

‘a

ел

Не давая врагу передышки

Наступление развивается с каждым ча-
сом, и хотя загустевшая на солнце грязь
еще больше связывает движение дивизий,
хотя машины еще воют на первой скорости
в каждой лощинке и пехотинцы под друж-
ные и веселые крики вытаскивают их на
руках, хотя танки несут на гусеницах гу-
стые матрацы лглшого чернозема— налии
чаети с боями рвутся вперед и вперед, -от-
брасывая врага и вее‘врёмя наступая ему
На пятки. Е

Немецкие дивизии, потрепанные после
мощных ударов наших войск, то и дело пы-
таются остановиться, но наше командова-
ние сейчас же наносит им несколько кон-
центрированных ударов большой силы и
мощности, и немпы катятся дальше, еще
более неорганизованно. Сейчас к их отступ-
лению уже вполне применимо слово «пани-
ка». У Поташа, Маньковки/ в Умани и в
Христиновке они бросали танки, ‘самохох-
ную артиллерию, целые батареи ‘и склады.
Сейчас, чтобы облегчить себе’ отступление,
они бросают’ вещевые мешки,  патронные
сумки, легкие минометы, лаже винтовки,
даже противогазы. Вее это обильно лежит
на дорогах немецкого отступления,

Наше командование, умело маневрируя
силами, обруптивает нз них вое новые и но-
вые удары. Танковые части и мотопехота
организуют параллельное преследование от-
холящих вражеских частей, все время угро-
жают им закрыть и отрезать пути отхода и
тем самым внести в ряды отступаютеих еще
большую панику.

Даже те населённые пункты, которые не-
эецкое командование решает удерживать,
чтобы прикрыть фланги отступления, наи
части умелым маневром вырывают H3 их
рук. С этой точки зрення‘очень характерны
бои за смежные населенные пункты Злато-
поль и город Новомиргород, занятые вчера
нашими частями. Новомиреород — город,
тде скрещиваются 7 благоустроенных боль-
шаков и железнодорожная линия, прикры-
вал и держал весь левый фланг немпев.
Златополь, который немны за последние ме-
CHIE сильно укрепили, казалось, надежно
прикрывал Новомиргород е севера, а речка
Большая Высь с широкой болотистой пой-
мой, превратившейся сейчас -в сплошное
озеро, давала гарнизону все условия для

<От-ввенных в «Правды»)

Зы и успешной обороны. Но нанти ча-
`— танкисты и пехотинцы-—обтекли эти
два пункта с запада и с востока. Они пере-
резали 6 из 7 дорог, ведущих к Новомирго-
роду, и принудили немцев бросить свои
укрепленные позиции и бежать по ехин-
ственной оставшейся у них дороге;

Дух уныния и безнадежности парит й в
отступающих немецких войсках. Нленные,
которых становится все больше и больше,
подавлены и истощены до последней степе-
‘ни. Взятый вчера в плен командир взвода
лейтенант Ахольф Гнель, сутулый верзила,
в костлявым лицом, с ног ло головы нокры-
тый ‘толстым слоем грязи, рассказал нам:

— Недавно командир налнего батальона
отмечал день рождения. Офицеры напились,
языки у них развязались, стали говорить
на вечную тему: скоро ли кончится эта
Трижды проклятая война— н стало яено,
что никто из присутствующих, а нае было
человек десять, не верят в счастливый ис-
ход. Выражение, что часы нашей армии по-
казывелют без пяти двенадцать, что скоро
пробъет конец, можно часто сльшшать среди
офицеров.

Да, конец пробъет скоро, но мы не жяем
его сложа руки. Непрерывными и сокрупне
тельными ударами мы ускоряем ход erpe-
лов и продолжаем развивать наступление.

Б. ПОЛЕВОЙ.

2-й Украинский фронт, 12 марта, (По теле-
графу).

хх *

Наступление в последняе дни на wre
Украины принимает всё более широкий
размах. Новый удар по флангу противника
нанесло энское соединение, которое: в рай-
оне Каховки форсировало Днепр и овладело
городом Берислав и 16 населёнными пунк-
тами на правом берегу Нижнего Днепра.
Вторая наша группа войск, продолжая
преследование  отступающего противника
юго-западнее районного центра _ Новый
Буг, вышла в реке Илгул, ворвалась
на правый берег и заняла несколько
населённых пунктов. Наступление здесь
было . настолько стремительных, — что
противник не смог задержаться на пред-

мостных полевых укреплениях-и-на птироЕо
разлившемся Ингуле. Немцы попытались
закрепиться в крупном селе Привольное,
расположенном на западном берегу Ингула,
но наши части, прорвавшись к селу с не-
скольких сторон, поставили немецкий гар-
низон. под угрозу окружения; & вечеру сез6
было полностью очищено.

С таким же успехом шло продвижение

наших войск по всему фронту. В отдельных
местах немцы делают попытки приостано-
визь наше движение. Юго-запалнее крун-
ноге населённого пункта Баштанка против-
ник бросил в бой усиленный полк пехоты
с танками. Отразив контратаки, наши вой-
ска ‘успетино продвигались вперёя и также
вышли к реке Ингул.
_ Наступление идёт высокими темпами; не-
смотря на плохие, раскисптие хороги. Ho
HEM движутся взводы стрелков и автомате
зиков, от них не отстают артиллеристы и
миномётчики. Лёгкие орудия и миномёты,
снаряды и мины тянутся на плечах.

В наступлении широко используются
оружие ‘и боеприпасы, бросаемые против-
ником. В момент одного из боёв © аръер-
тарлным отрядом противника гвардии лей-
тенант Кабикула ударил по немпам из не-
мецких миномётов. Ho мин’ нехватило,
Тогда командир подразделения послал бой-
цов к немецкому полевому складу, располо-
женному на высоте. Бойцы под огнём про-
тивника в течение часа перетатяли
109 мин. Миномёты работали бесперебойно,
и противник, понеся потери, был отброшен
за высоту.

Нате наступление деморализующе дей-
ствует на немецких, солдат. Пленные сол-
даты говорят о моральном упадке и унынии
в их рядах. Захваченный в плен солдат
Вильгельм Шельх говорит: —— Настроение,
солдат подавленное, боеприпасов нехватает.
Нам было приказано держать село Каменку
48 часов. Русские не лали ждать этого
срока, нас выбили... `

С каждым днём веё увеличивается числе
добровольно слающихея в плен немецких
„солдат и офицеров, есть случаи и групповой
сдачи в плен.

В. КУПРИН.

3-й Украинский фронт, 12 марта.
(По телеграфу).

На верность югосла

Самый популярный лозунг в ютослав-
екой добровольческой воинской части в
COCP — это «Смерть фашизму! Свобода
народу!» Он веюду—на воротах при в’езде
в лагерь, в землянках, на плацу, на знаме-
ни части. А главное — он горит в сердцах
ютославских воинов.

Длинный и сложный путь прошли они,
прежде чем оказались в этой части. Коман-
дир её — опытный боевой офицер югоелав-
ской армии поднолковник Месич Марко.
Ещё будучи в нашем лагере для военно-
пленных, он сплотил вокруг себя югослав-
ских офицеров и солдат, выражавших на-
стойчивое желание драться против немцев.
А с начала формирования части он отдавал
еб боевой подготовке все свои силы.

Позднее в часть ностененно вливались
сербы, хорваты, словены через партизан-
ские отряды и другими путями,

Заместителя начальника’ кулетпросвет-
отдела части поручика Ковач Павла—хот-.
вата по национальности, адвоката по спе-.
циальности — вероломное напаление rep-
мано-итальянских фашистов на Югославию
застало в артиллерийской батарее на побе-.
режье Адриатического моря. Позор, еелн
батарея достанется врагу! Батарея была
уничтожена. Ковач скрылся, но только за-
тем, чтобы немедленно же начать актив-
ную антифапгистскую деятельность. Кто-
то выдал его. 11 месяцев тюремного заклю-
‘чения, потом отправка с рабочей ротой na
Дон. Но здесь при первом же предетавив-
шемся случае Ковач перешел на сторону
Врасной Армии.

Путь заместителя командира пулемётной
роты младшего лейтенанта Бороша Мили-
вия, тоже хорвата по национальности, не
менее интересен: Ему 23 года, а выглядит
он совсем юношей, только-только окончив-
шим среднюю школу. Незадолго ло войны
Бороша был призван в армию и служил
штурманом в гидроавиационной части. Когда
немцы вторглись в Югославию, он утопил
свой самолёт и бежал в Герцеговину. Итахь-

‘янцы схватили его, но Бороша снева бежал. готовкой, Училась действовать в любых

В Загребе его взяли в формируемый Паве-
личем для немцев хорватский легион бом-
бархировщиков. Легион был отправлен на
воветско-германский фронт. Бороша вме-
сте с двумя членами экипажа решил пере-
лететь на советскую сторону. Но как быть
с четвёртым — ведь он настроен .профа-
шистски? Его обезоруживают. Самолёг при-
земляется в районе Ильмень-озера. Бороша
смеётся, вспоминая, как был удивлен ми-
лиционер с. Тарасова при виде трёх сдаю-
щихся ему в плен вражеских лётчиков.
Унтер-офинер Хрнячке Бранко, серб mo
национальности, на  советско-германский
фронт попал в составе рабочего батальона.
В районе станицы Абрамовской ему удалось
связаться с советскими партизанами. 140
человек бежали из батальона и влились в
партизанские отряды им. Сталина и им.
Суворова. Хрнячке зарекомендовал себя от-
личным минёром. При его непостедетвен-
ном участии взлетели 3 немецких поезда и

-4 автомашины. Советское правительство до-

стойно отметило заелуги отважного сербз
н° наградило его орденом Красной Эвезды.

Унтер-офицер Зрински Карло был при-
зван в ряды венгерской армии. Но не мог
же он, словен, итти против свонх же бра-
тьев, предавать свою кровь! На другой же
день по прибытии в ООСР Зрински вместе
с 13 другими словенами перешел на сто-
рону Красной Армии. a

Старший сержант Новачич Иван до вой-
ны занимался весьма мирным трудом —
был музыкальным мастером. Но это отнюдь
не мешало ему быть яростным борцом с фа-
шизмом, драться в составе интернациональ-
ной бригады в Испании. После поражения
остатки бригады перешли французскую
границу и были интернированы. Нозачич
из лагеря бежал и занимался антифашист-
ской пропагандет срели солдат вплоть хо
июля 1942 года, когда перешел к Красной
Армии.

Поручик Перешич Милютин — моряв
ютославекого военно-морского флота. Baia
первым артиллерийским офицером монито-
pa, B апреле 1941 года дрался против нем-
цев на Тиссе. Котда же немцы захватили
Белград, он вместе с другими офипераня

(От военного корреспондента «Правдые»)

утопил свой монитор. Проделав далекий и
сложный путь, он снова готов к борьбе.
Тотовы к ней словен Енчич Фране, быв-
ший преподаватель физической культуры
серб Каптарджич Сава н все другие воины
югославской части.
Часть усиленно занималась боевой пол-

Е
Е

скому народу

Бузарову н благословляется ксендзом Вайс
Антэ, православным священником Цветко-
вым Дниятрием и исполняющим обязанность
мусульманского  священнослужителя под-
поручником Чнлимджич Алексанлром.
Знамя проносят перед строем. ^ Й rpéx-
цветное полотнище ero — синее, ‘белое,
красное с красной звездой на белой  поло-
ce, — развеваясь, осеняет воннов на но-

В югославской добровольческой воннской части в СССР. Знаменосцы в сопрозо-
ждении почётного караула проносят неред строем знамя, вручённое части по пору-

- чению маршала Тито.

условиях, днём и ночью, упорно восприня-
мала опыт Краеной Армин, овладевала opy-
жнем, которое ей было предоставлено со-
ветским правительством. Офицеры и еолда-
ты говорят: «Маршал Сталин дал нам тлав-
ное; что нужно воину, — возможность бить
врага и прекрасное оружие, Теперь мы мо-
жем и должны выполнить свой долг вон-
нов и патриотов». Г

Вчера здесь был большой день -— часть
получала знамя и принимала воинскую
присягу. С утра подполковник Месич и дру-
тие офицеры были сильно ‘озабочены —
из-за плохой дороги задерживалея приезя
гостей. Но вскоре мантины благополучно
прибыли, и торжества начались во-время.
Ровно в 12.00 командир части принял ра-
порт от подполковника Житник Эгона о го-
товности воинов к церемонии.

На трибунах, украшенных флагами на-
родно-освободительной армии Югославии,
тосударственными флагами СССР. Англии и
США, —— председатель Всеславянского ко-
митета генерал-лейтенант Гунхоров, упох-
номоченный Совнаркома CCCP по $Фор-
мированию наниональных частей в CCCP
тенерал Жуков, группа советских генералов
и офицеров, командующий Первого Ноль-
ского корпуса в СССР  тенерал-майор

рлинг. глава чехословацкой военной мис-
сии в СССР тенерал-майор Пика, ‘тлава
франнузской военной миссии бригадный
генерал Пети, представители советской и
иностранной печати. :

По полномочию — главнокоманхующего
Югославской народно-освободительной ap-
мни маршала Рроз-Тито знамя вручает из-
вестный общественный деятель Югославии

Влахович Велимир. Подполковник Месич!

становится на колени, целует край нолотни-
ща и от имени своих  соллат и офицеров
клянётся с честью лержать его, оправлать
высокое ловерие маршала Тито и быть л0-
стойным союзником героической Красной
Армии.

Из рядов солдат и офицеров иееутея
приветственные возгласы:

— ЧИивио маршал Сталин!

— Жинвно маршал Тито!

Стяг вручаетел snaxveuseny паредняку

‘лично. Нам рассказывали,
зу HEX,

Фото М. Калашникова.

двиГи, На смертный бой с заклятым врагом
славянства.

Присягу читает командир части, а за ним
слова торжественной клятвы из верность
своему народу произносят все ‘солдаты и
офицеры:

«Влянусь честью своего, народа, что в
рядах югославской добровольческой  воин-
свой части в COCP, kak самостоятельной
части ‘народно-освоболительной армин Юго-
славий, буду верно служить своему наро-
ду, борясь против оккупантов и отечествен-
ных предателей — врагов наролной свободы
и народных прав, как на советско-геоман-
ском фронте, таг и веду, где это потре-
буется. .

Клянусь, что буду дисципличирован, что
булу честно выполнять свои обязанности и
приказания вышестоящих начальников.

Елянусь, что не выпущу оружия из.рук
хо тех пор, пока нана страна не будет
очищена от оккупантов и пока народу не
будут обеспечены ега права и свобола.

Я готов нести любое наказание oa Hapy-
шение этой моей присяги.

Смерть фалтизму!

Свобода народу !».

И снова несутся приветственные &«хи-
вис» товарищу Сталину и майталу Тито.

От имени воннов хорват Шикич, серб
Ранисавлевич и слорен Енчич торжествен-
но заверяют, что будут ло конца верными
принятой присяге.

Параду несволько помешала погода. Но,
несмотря на слякоть под ногами, автоматчи-
ки, пулемётчикн, мяномбтчнкя прошлн от
чта и стрельбы
как и у артиллернетов, upoman
вполне успешно.

В грозные дни войны югославы, оказав-
шиеся на территорни СССР. не хотели без
действовать, решили принять самое горячее
участие в священной борьбе советского на-

‘рода. Героические действия Красной Армии

п самобтверженная борьба югославской на
ведно-освоболительной армин  втохновляют
их на полвиг во`имя ‘новой — демократи-

ческой Югославии.

П. ИВАНОВ.
- Лагерь югославекой волнской части,

12 марта,