_ Через зраницу

(От военного корреспондента «Правдь»)

Мы перешатнули немало рек, преграж-
давших путь нашим войскам, — Мжа и
Ворскла, Днепр и Ингулец, Южный Буг и
Днестр остались позади. Форсирование ве-
ликих водных рубежей, ещё недавно прел-
ставлявшее собой целое военное событие.
стало для войск 2-го Украинского фронта
обычным ратным делом. Тем не менее
с каким-то особым волнением стоишь сей-
час у околицы села на крутом кремнистем
взгорье, над широко разлившимея полно-
водным Прутом.

Это тоже рубеж, но это не обычный фрон-
товой рубеж, отделяющий наши войска от
неприятельских. Это— государственная гра-
ница, рубеж советской земли. За ним —
Румыния.

Мост ешё не наведён. Пока мы ждём
парома, очевидцы, сапёры, работающие на
переправах, жители села, многие из кото-
рых довольно хороше об’ясняютея по-руе-
ски, рассказали нам о том, что произопло
здесь, когда передовые части войск `Мар-
шала Советского Союза И. С. Конева вы-
рвались на Прут и, опрокинув в воду
сбившиеся у переправ немецкие и румын-
ские части, впервые перешагнули госулар-
ственную границу Советского Corsa.

CG непрерывными боями быстро  про-
лвигаясь от Днестра к Пруту, не давая
врагу остановиться, наши подвижные ча-
сти нанесли у одного местечка ешё
одно поражение остаткам немецких и ру-
мынских дивизий, пытавшихся здесь упе-
ретьея и обороняться. Вражеские части
были отброшены на Прут.

Учитель средней школы Капустян, ста-
рый молдавский интеллигент, был очевидцем
событий последних дней.

В начале войны он собственными глаза-
ми видел, как немецкая и румынская армии,
предательским ударом сломав нашу границу,
танковым потоком хлынули в степи Молда-
вии. Учитель с болью вспоминает дни, когда
немпы на танках, вездеходах, машинах и
мотоциклах, а румыны на конях и тачан-
ках, как саранча, заполоняли страну. за-
хватчики были веселы, пьяны, рассказыва-
зи басни об уничтожении Красной ‘Армии,
тотовились к параду в Москве. Сейчас, or-
брошенные мощным ударом наших войск 00-
ратно на Прут, они, по словам учителя Ка-
пустяна, представляли собой большое ско-
пище перепуганных людей, больше похожее
на банду дикарей, чем на регулярные вой-
ска. Босые, заросшие, грязные, без винто-
вок, с мешками награбленного добра за пле-
чами, они врывались в дома и пожирали
все, что попадалось под руку, били скот,
вызывали гадливость и ужас.

Здесь, недалеко от переправы, немец-
Кое командование с помощью танков и пу-
шек, подвезённых из-за Прута, и несколь-
ких эсэсовских частей, подтянутых с Бал-
кан, сделало ещё одну попытку остановить
‘бегущие свои части и организовать оборону
переправ. Эсэсовцы стреляли из автоматов в
толпы бегущих, останавливали их, тут же
наспех сколачивали роты и батальоны, вели
их на север, на высоты, окружающие под-
ступы к реке,

Но наша пехота, моторизованные чаети и
танки нанесли здесь такой комбинирован-
ный удар, что немецко-румынские войска,
сбитые со своих позиций, неудержимо по-
катились к переправам. В их рядах нача-
лась паника, которую не в силах были лик-
видировать ни пулемёты эсэеовцев, ни пи-
столеты немецких офицеров.

Толпы немецких войск сбились у пере-
прав. Солдаты прыгали с берега на паро-
мы и переполняли их до такой степени, что
паромы перевёртывались или шли ко дну.
Тут же на берегу были брошены танки и
орудия, накануне подтянутые из-за Прута.
fix даже не успели использовать. Только
три «Пантеры» пошли было в контратаку,
‘но тут же были остановлены, сожжены вы-

`стрелами советских артиллеристов.
` Наши части немедленно же атаковали
переправы, и пока автоматчики уничтожа-
-ли вражеских солдат, пока танки давили
беспорядочно сбившуюся здесь массу, са-
пёры захватывали на берегу лодки, барка-
сы, плоты и тут же начинали форсировать
реку. Началась переправа войск и на пол-
ручных средствах. Бойцы бросали в Прут
доски, бочки, пучки камыша, двери, воро-
та, — всё, что могло плыть; погружали яз
это своё яемудреное солдатское имуще-
-ство — автомат, диски с патронами, ши-
- нель, сапоги, входили в воду и, держась зз
эти своеобразные поплавки, пересекали
медленный и полноводный. Прут.

Таким образом, уже в первые же часы
боя за Прутом были захвачены небольшие,
но постепенно расширявшиеся и выраетав-
шие плацдармы земли. Новые и новые паро-
мы подваливали к берегу. Бойцы соекаки-
вали с них на ходу и тут же начинали ока-
пываться. По мере накопления сил они рас-

ширяли плацдармы. Отдельные захваченные   Рейтер передает
куски земли затем сливались, и это давало   своего специального
возможность навести уже более устойчивые

переправы.

Ночьто в балках, в районе этих переправ,

в камышистой пойме Прута скопилось уже
достаточно сил, чтобы начинать продвиже-
ние в глубь Румынии. Так войсками 2-го
Украинского фронта был совершён ещё
один исторический подвиг:  переступав
свою государственную границу, они вету-
пили на румынскую территорию и перенес-
ли огонь войны за рубеж родной земли.

На пароме, наскоро сооружевнном из не-
уклюжих румынских понтонов, вместе е
группой автоматчиков медленно  переплы-
ваем мы Прут, сверкающий серебром в ко-
сых лучах уходящего за холмы солнца. Ре-
ка тиха. Не дрогнет её зеркальная гладь.
Из камышей несётся кряканье уток. Й
если бы не непрерывный, то нарастающий
и звенящий, то удаляющийся гул враже-
ских самолётов, да He серлитое гуканье
автоматических зениток, оставляющих на
голубом небе частую и темную рябь, —
картина казалась бы спокойной, даже мир-
ной.

Кажется, что паром идёт слишком  мел-
ленно. Веем не терпится — скорее, скорее
на тот берег, скорее вступить на румын-
скую землю. Пехотинцы берутся за стальной
трос и начинают в помошь борту быстро
перехватываль его руками. Всех охваты-
‘вает чувство святого нетерпения, Не дожи-.
даясь, пока паром как следует подвалит к
берегу, бойцы прыгают на влажную песча-
ную отмель и, разбрызгивая воду, бегут
через протоку.

(Советская земля осталась за рекой. Мы
в Румынии. Здесь тоже всё хранит следы
недавней битвы, веё товорит 0 том; что
схватка злееь, на рубеже Румынии, была
смертоносной и жаркой. На берегу, повер-
нув стволы в нашту сторону, стоит несколь-
ко пушек. Из камышей видны башни «Пан--
тер», которые караулили на этих дорогах
наши приближающиеся части. Подобравшие-
ся к ним нанги истребители танков подожгли
их, прежде чем эти опасные звери выпрыг-
нули из камышей. На прибрежных холмах
валяются остатки разбитых и сожжённых
машин, кучи каких-то менков, обломки фур.
Весенний ветер гоняет по пляжу разноцвет-
ные бумажки разгромленной штабной канце-
лярии. Трупы немцев и румын валяются то
тут, то там, в одиночку и группами и уже
начинают попахивать под лучами весеннего
волнца. Паромы мерно подваливают к 6be-
регу, части разгружаютея и походными
колоннами двигаются но территории Ру-
мынии, гле сейчас идет бой.

Недалеко от переправ, в маленькой де-
ревушке, я нашёл штаб ‘одного нашего
пехотного соединения. Командиры, участ-
ники боев за Прутом, помогли восстано-
вить Картину первых сражений на py-
мынской земле во всём её величии и нё-
обычайности. Форсировав Прут сразу во
многих местах и не давая немцам и ру-
мынам опомниться, преследуя врага, наши
части тут же перешли в наступление, ко-
торое развернули во всё нарастающих
темпах.

На маленькой трофейной машине, кото-
рая, поминутно чихая и поскрипывая всеми
своими частями, везёт нас по узеньким
румынским дорогам, об’езжаем первый ку-
сочек румынской земли. Маленькие и боль-
шие\ деревни ‘утопают в садах. Оки своей
беспоряхочностью, узкими улочками, на
которых, порой, не смогут раз’ехаться и два
всадника, своими домиками с террасками,
с расписанными синькой и киноварью кар-
низами похожи на молдаванекие. Но пе-
чать бедности и какого-то запустения ле-
жит на этих домиках и отмечает весь облик
румынских деревень. Только два——три дома
на селе выделяются своим бравым видом,
свежестью окраски, чёткими очертаниями
новых крыш. Остальные глядят на ули-
цу маленькими подслеповатыми окнами,
часто забитыми фанерой, а то и просто за-
ткнутыми тряпками. Жители уже освоились
с нами. Они возвращаются из лесов, из ба-
лок, где прятались, и с удивлением смотрят
на наших пехотинцев, на пушки, машивы,
танки. Организованность и дисциплина на-
ших войск произвели на них огромное вие-
чатление, и они искренне жалеют тех про-
стаков и глупцов, которые, поддавшиеь на
удочку фашистских лжепов, бросив” хозяй-
ства, порезав скот, бежали в тыл. Впрочем,
в последнее время многие из этих беглепов
потихоньку возвращаются с дороги, и при-
речные сёла становятся всё люднее и люд-
нее.

Б. ПОЛЕВОЙ.
2-й Украинский фронт,
2 апреля, (По телеграфу).

ЕН ОБИ ЕАК ЕЦЕИ

Чем дышит Франция

По страницам французской подпольной печати

Свет в ночи

«Четвертый год длится эта ночь...» —пПи-
шет подпольная газета французских пат-
риотов «Франтирер». В мрак тяжкой ночи
оккупационного режима врываются яркие
снопы света — вести о победах Красной
Армии. С непостижимой быстротой прони-
кают эти бодрящие вести во Францию.

«В своем могучем, чудесном порыве
Красная Армия гонит немцев к границам.
Один за другим переходят в ее руки горо-
да, укрепленные пункты. Немцев бьют на
севере, в центре и Ha юге России, бьют
с воздуха, откуда градом обрушиваются
бомбы на пустеющие германские горо-
да», — читаем мы в передовой статье
«Франтирера».

«Сталинград, — пишет «Вуа дю Нор»,—
был первой могилой германской армии, за
ним последовали Смоленск, Киев, Гомель,
и немцам остается лишь откатываться на-
зад после каждого поражения».
«Немецкий фронт прорван на Украине», —

сообщает орган молодежи «Форе юни де
ля Женесс». р

° Наряду с печатными подпольными газета-
ми во Франции выхолит множество руко-
писных — на предприятиях и даже в тюрь-
мах и концлагерях. «Юните» — заголовок
одно: из них, циркулирующей в камерах
тюрьмы Сен-Поль. На первой странице круп-
ными буквами, во всю ширину, написано со-
общение: «На русском о фронте началась
битва за Киев».

Государственный гимн СССР уже переве-
ден на французский язык и стал любимой
песней патриотов, бойцов «армии без мунди-
ра».

АДРЕС РЕДАКПИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:
: Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50;

Фронт — везде

Стачка на химзаводе Сен-Гобен в предме-
стье Лиона. Пущен под откос поезд № 834,
шедший из Тулона с немецкими отпускни-
ками. В Бельфевре брошены две ручные
гранаты—в квартиру председателя местной
организации Ппетэновского «легиона» и дру-
гого предателя — аптекаря Шанда. В Сас-
сенэ, близ Шалона, состоялись похороны
трех английских летчиков сбитого бомбарди-
ровшика; вопреки немецкому запрещению,
пробы были внесены в церковь, где состоя-
лась панихида; на могилах летчиков обра-
зовались холмы цветов (прибыло 4 грузови-
ка с цветами).

«Публикуем имена предателей, входя-
щих в комиссию доносчиков (из бандит-
ской партии Дорио); им поручено соста-
вить списки патрнотов, подлежащих аре-
сту в Верхней Савойе. Вот они, предате-
ли: муниципальный комиссар Дюран, на-
чальник полиции Жэнтон, капитан тамож-
ни Птиклерк, начальник милиции Обер,
торговец автомобилями Паллюд. Эта ком-
пания получает 800 тысяч франков в ме-
сяц».

На линии Гренобль—Валанс, близ Bano,
спущен с рельсов товарный поезд. Наровоз
и вагоны, прежде чем свалиться, исковерка-
ли колею на протяжении 200 метров.

«В лесах и горах — аванпосты француз-
ской армни». «Провал немецкой вербовки»
«36 диверсионных актов за день».

Таково, в беглых чертах, содержание од-
ного номера газеты «Либерасьон». Рядом с
фактами повседневной борьбы приводятся

a
c

Ee Se

os

er Eien

Агентство Рейтер о заявлении Эркол

ЛОНДОН, 1 апреля. (ТАСС). Агентство

следующее сообщение
корреспондента из

Неаполя:
«Итальянская коммунистическая партия
решила прелложить другим. итальянским

оппозиционным партиям, чтобы они отло-
жили свое требование об отречении коро-

ля Виктора-Эммавуила и поддержали
предложение о создании правительства,
пользующегося поддержкой всех партий.

Об этом решении было об’явлено сегодня
известным итальянским коммунистическим
лидером Эрколи. Неделю тому назад он
приехал в Неаполь из Москвы, прожив в
изгнании 18 лет и будучи в течение этого
времени членом московского Коминтерна.

Как об’явил Эрколи, новая программа
коммунистической партии включает TPH
основных пункта: 1) обеспечение единства
антифашистских партий, 2)‘ после войны
вопрос о государственном устройстве Ита-

ляйи должен быть решен демократическим
путем и 3) должно быть сформировано на-
пиональное правительство на  шнрокой
основе.

О решении, принятом итальянской ком-
мунистической партией, говорится сегодня
в первом публичном заявлении, сделанном
Эрколи носле его возвращения, ‘в печат-
ном органе «Унита». В этом заявлении он
ясно указал на попытку преодолеть тупик,
в который после перемирия постепенно
зашли политические партин освобожденной
части Италии. Указывая на то, что Ита-
лия должна вести и выиграть войну про-
тив немцев, он набросал основные линии
политики коммунистической ‘партии в рам-
ках широкого фронта об’единившихся по-
литических партий. «Существенным -сегод-
ня является обеспечение единства’ нацио-
нальных сил,— заявил он. — Наша страна
сегодня ослаблена, и к ней нет. доверия
вследствие такого положения, когда, с
одной стороны, имеется правительственная
власть, совершенно лишенная авторитета
из-за отсутствия народной поддержки, а с
другой стороны, имеется широкое‘ народ-
кое движение, организованное массами, ко-
торые не принимают никакого участия во
власти. Можем ли мы выбраться из.этого
положения? Я думаю, что антифашистские
партии, не отказываясь ни от одного из
своих провозглашенных принципов, долж-
ны серьезно обсудить этот вопрос е чув-
ством ответственности за определение
основ военной программы и своей програм-
мы в области политического и материаль-
ного возрождения страны. Я не думаю, что
они уже сделали это».

Эрколи охарактеризовал очищение на-
циональной жизни Италия от фашизма, как
«элементарное услозые для целей войзы и
первостепенное условие национального воз-

иди ———

Положение

СТАМБУЛ, 2 апреля. (ТАСС). По. мере
успешного наступления Красной Армии на
юге обстановка в Румынии всё больше на-
каляется. Несмотря на то, что румынское
правительство в своё время запретило пол
страхом суровых репрессий  самовольное
оставление должностными лицами своих по-
стов, румынские чиновники, представители
местной власти и промышленники бегут ‘из
северных районов Румынии вглубь страны.
В последние дни в Бухарест, как сообщает
турецкая печать, прибыли тысячи таких бе-
женцев из Ясс; Галаца и других районов.
Всюду распространяются тревожные слухи.

нтолеску издал приказ, согласно которому
распространители слухов и лица, замечен-

a

рожденая». Однако он добавил: «Не стоит
вопрос о мщении или о том, чтобы зачи-
маться морализированием. Не стоит вопрос
0б устранении из армии, например, опытных и
способных офицеров, которые абсолютно не-
обходимы для ведения войны. Однако име-
ются два следующие соображечия. Первое:
наша страна доведена до грани катастрофы,
и нельзя обойти вопрос об ответственности
за такое положение. Второе: мы должны ве-
ста и выиграть зойну против немцев».

Определяя непосредственные задачи ком-
мунистической партви, Эрколи заявил: «Мы
должны сами быть об’единены и диспинли-
нированы и должны действовать в тесном
согласии с нашими  социалистическими
друзьямя и в союзе <о всеми антифашист-
скими силами страны. Мы должны считать
свойм делом то, чтобы Италия эффективно
выступала против гитлеровской Германии.
Стать в позицию равнодушных зрителей
было бы не просто’ ошибкой, но преступле-
нием. Коммунастическая‘ партия должна
поднять знамя национальных интересов, ко-
торые преданы фантизмом и группами, помо-
гавшеми фашизму стоять у власти».

Эрколи воздал должное всем демохрати-
ческим и либеральным партиям за их уси-
лия, произведенные после сентября 1943
года, и особенно упомянул о вкладе, сде-
ланном графом Карло Сфорца и профессором
Бенедетто Кроче. Коммунистическая пар-
твя является республиканской з принципе и
предложит в соответствующее время пре-
вращение итальянского государства в демо-
кратическую республику. «Но в настоящий
момент решение этих вопросов должно быть
отложено». Было бы другое дело, если бы
можно было теперь получить отречение ко-
роля Виктора-Эммануила. Но это оказалось
невозможным; и данное обстоятельство He
должно сейчас послужить препятствием
попытке найти выход из тупака.

В резолюции не говорится об отречении
короля, но в опубликованном одновременно
заявлении Эрколи ясно указывается, что
предложение коммунистов о немедленном
образовании национального правительства
предполагает, что требование об отречении
короля должно быть отложено. «Мы за все,
что усиливает Италию в ее борьбе против
Германии, и мы против всего, что ослабляет
ве,— сказал Эрколи.— Мы хотим, чтобы
итальянская армия была сильной и большой.
Англичане и американцы высадились на на-
ших берегах для того, чтобы помочь нам в
борьбе против фашизма ` под флагом свобо-
ды. Мы не сделаем ничего; чтобы повредить
их делу, но мы хотим, чтобы итальянская

армия сражалась и выбросила гитлеровских

бандитов с нашей территории. Вести нашу
армию и наш военно-морской флот мы по-
просим не профессоров и коммерсантов, а
опытных генералов и адмиралов».

в Румынии

ные в саботаже, будут расстреливаться без
суда. Полинейским предписано останавли-
вать всякого, кто «выглядит подозритель-
ным», и стрелять в него, если он откажется
пред’явить документы.

Газета «Курентул» публикует постанов-
Ление румынского совета министров, предо-
ставляющее министру внутренних дел право
производить реквизицию помещений в лю-
бой области страны для размещения воен-
ных и гражданских властей, «эвакуируемых
вследствие военных обстоятельств». Кроме
помещений, министр внутренних дел вправе
изымать у населения и личное имущество,
вплоть до кроватей и постельного белья.

Налёт авиации союзников на Штейр

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что тяжелые бомбардировщики, входящие в
состав средиземноморских военно-воздушных
сил союзников, днем 2 апреля совершили
налет на Штейр (Австрия). Крупные соеди-
нения самолетов «Летающая крепость» и
«Либерейтор», сопровождавшиеся истреби-
телями «Сандерболт» и «Лайтнинг». бомбат-
пировали в Шлейре авкационный завол: и за-

вод шарикоподшипников. Самолеты союзни-
ков встретили сильное сопротивление со сто
роны неприятельских истребителей и зенит-
ной артиллерии.

Самолеты «Летающая крепость» днем
2 апреля бомбарлировали сортировочную
станцию Брод, расположенную на железной
дороге Белград—Загреб. Самолеты «Либе-
рейтор» совершили налет на Мостар и Би-
хач (Югославия).

Рейд союзников на сстроБ Шолта
ЛОНДОН, 2 апрэля. (ТАСС). Алжирское
радио сегодня сообщило, что английские и
американские самолёты и военные корабли
осуществили успешный рейд на югославский
остров Шолта. Ночью на острове высадился
десантный отряд, а на заре английские
самолёты совеэшили налёт и уничтожили
неприятельские сооружения, в том числе
радиостанцию. Взято в плен 111 немцев из
состава гарнизона острова.

Югославские офицеры и солдаты
высказываются за присоединение
к Тито

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Интерниро-
ванные в Швейцарии 180 офицероз и 650
солдат югославской армии (составляющяе
60 процентов общего числа интернирован-
ных в Швейцарии югославских солдат) при-
няли’ решение считать себя частью армии
Тито. Югославские офицеры и солдаты изве-
стили «Об’единённый комитет южных сла-
вян» о своем присоединении к армии Тито.

Суд в Алжире над наемниками Виши

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Как с00б-
щает агеятство АФИ из Алжира, военный
трибунал рассмотрел дело четырёх жителей
Алжира, которые служили в так называемом
‹трёхцветном легионе», отправленном в своё
время властямя Виши в Северную’ Африку
для борьбы против войск союзников. Один
из подсудамых, которому было пред’явлено
обвинение з нанесениа ушерба безопасности

СЕТ ae

дело жвободительной
под вымышленными

ки жертвующих на
борьбы, — разумеется,
именами, инициалами..

И в том же номере «Либерасьон»,
первой странице, напечатано извещение:

«Мы счастливы довести до всеобщего
сведения 0’ сформировании Комитета
французского сопротивления ‹ областн
Роны. В него входят следующие орга-
низации: Об’единенные группы  сопро-
тивления «Либерасьон», «Комба», «Фран-
тирер».

— Национальный фронт Лионской об-
ласти,

— Ронская
Франции,

— Профсоюзы.

Опираясь на многочисленные  комите-
ты, действующие на предприятиях и в
различных населенных пунктах, этот Ко-
митет воплощает в себе стремление к
единству во имя освобождения. На нем
лежит руководство и принятие важней-
ших решений, связанных с приближаю-
щимися. крупными событиями и склады-
вающейся решающей обстановкой».

на

организация компартии

Два попугая

Смех — острое оружие подпольной печа-
ти. Презрение и ненависть к оккупантам
и их вишийским прислужникам  нахолят
свое отражение в карикатурах, злых шут-
ках и забавных анекдотах.

— У одного француза,— рассказывает га-
зета «Комбаттан»,— был попугай. Каждый
раз, когда кто-нибудь проходил мимо до-
мика, попугай, сидевший на  жерди над
входной дверью, вытягивал шейку и кри-
чал вслед прохожему:

— Смерть бошам!

Олнажды попугай «засыпался». Ero
услышал немецкий офицер,  понимавший

длинные списки «тех, кто помогает», — спис-   по-французски. Взбешенный немец ворвал-

Нисем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел

Москва, 40. Ленинградское шоссе, улипа «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-* 5-68;

д ————— /—/ А —А————_—д—_ nna!

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

52149.

государству, был приговорён к 5-летнему
тюремному заключению; второй подсудимый
был празнан виновным в том, что он поднял
оружие против Франции, и осуждён на 10
лет каторжных работ с конфискацией иму-
щества. Третий обзиняемый, который сам
сдался органам власти, приговорён судом
условно к 5 годам тюрьмы. Четвёртый обви-
няемый оправдан. - :

ся в дом,
угрожая револьвером, потребовал, чтобы
тот немедленно зарезал преступную пти-
цу.
Жалко было расставаться с попугаем,
но ничего другого не оставалось, как вы-
полнить приказ. Опечаленный владелец по-
шел к своему кюре и поделился своими
переживаниями. Кюре успокоил беднягу и
подарил ему своего попугая, который, как
две капли воды, походил на злосчастную
жертву немецкой ярости.

На другой день тот же немецкий офи-

схватил хозяина за шиворот и,

цер, проходя мимо, обнаружил покойника:

на старом месте. Но попугай молчал.
Тогда немец, желая спровоцировать пти-
цу, остановился и стал шептать ей:
— Смерть бошам! Смерть бошам!
Попугай слушал, слушал и медленно
произнес: \
— Да услышит вас господь, сын мой:

Когда начнется вторжение

Газета «Дефанс де ля Франс» («Оборона
Франции»), носящая ‘под своим заголовком
пометку: «Основана 14 июля 1941 года»,
помещает инструкции населению Парижа
н других крупных городов на случай вы-
садки союзных войск.

«Эти инструкции, — пишет газета,— от-
носятся к тем, кто еще не вступил в
подпольные организации и не имеет спе-
цнальных заданий. :

Немцы уже заготовили свои приказы.
Всем французам от 18 до 60 лет пред-
лагается в 4-часовой срок явиться в за-
ранее предуказанные места, чтобы быть
взятыми под стражу. Лица, обнаружен-
ные после этого срока вне лагеря, под-
лежат расстрелу на месте.

Таким образом враг намеревается:
1. Лишить` возможности французов сра-
жаться за свое освобождение; 2. Захва-

Партийвой зкизня —

Д 1-52-48; Пропаганльы — Д 3-33-88:
об’явлений — Д 3-30-12. О недоставке.

и Редактор украинской
© польской проблеме

НЬЮ-ЙОРК, 30 марта. (ТАСС). Газета
«Нью-Йорк геральд трибюн» опубликовала
96 марта нисьмо редактора выходящей B
Нью-Йорке украинской газеты «Громадски
голос» Левицкого по вопросу © польских
границах.

Левицкий пишет, что захваченные Tepma-
нией в разное время территории, которы“
Польша получила бы в виде компенсации
за линию Керзона, представляют собой
«исторические польские земли — колыбель
польской нации, подвергшуюся вторжению н
колонизированную немцами в течение, ряда

столетий. В противоположность этому, Ha)

оспариваемых восточных территориях поля?
ки сами выступали в роли колонизаторов
и угнетателей. На этих территориях полякам
никогда не удавалось навязать собственную
культуру, еше меньший успех имели их HO-
пытки денациокализировать местное украин-
ское население. В этих районах поляки яв-
лялись меньшинством и находились под
культурным влиянием украинцев и постенен-
но даже денационализировались под влия-
нием украинского большинства».

Левицкий подчеркивает, что в связи с не-
правильным освешением вопроса официаль-
ной польской пропагандой польская обще-
ственность в США имеет туманное представ-
ление об истинном положении в Польше.
Официальная польская пропаганда, продол“
жает Левицкий, приводит неправильные

АПРЕЛЯ 1944 г., № 81 (8538)

газеты в Нью-Йорке

„

Западной Украине и Западной Белоруссии.
«Не следует забывать, что в цифры, при-
водимые польской пропагандой, входят пе-
реселенные в позднейшее время польские
колонисты, огромный польский администра-
тивный аппарат, а также военные и полицей-
ские силы, отправленные в эту часть стра-
ны из других районов Полыши. Кроме того,
все католики были официально зарегистри-
реваны как поляки». Левицкий указывает,
что в предвоенной Польше многие украинцы
об’явили себя католиками, ибо в противном
случае они «не могли бы получить даже са-
мой незначительной работы в правительст-
венных учреждениях или официально кон»
тролируемых предприятиях».

Цитируя книгу известного польского уче-
ного Францишека Бутяк, опубликованную
в 1908 году, Левицкий заявляет, что пере-
пись, проведенная в Восточной Галиции в
период австрийского господства, показала,
что украинцы составляли там свыше 62
проп., в то время как поляки составляли
всего лишь 33 процента, и в том числе ев-
реи — {0 проц. Австрийские статистические
данные о вероисповедании показывают, что
23 процента поляков были католиками, 12
проц.— иудейского вероисповедания. Ссыла-
ясь на данные Бутяка, Левицкий отмечает,
что во время выборов в 1907 году в Во-
сточной Галиции 70 процентов кандидатов
принадлежали к украинцам и лишь 25 про-
центов — к полякам.

цифры относительно состава населения в

Послание Рузвельта конгрессу

ВАШИНГТОН, 1 апреля. (ТАСС). Преза’
дент США Рузвельт обратился к конгрессу
с посланием; в котором указывает, что он
разрешает, чтобы. законопроект об участии
сёлдат в голосовании на предстоящих в
США выборах, принятый конгрессом 14 мар-
та; стал законом без подписи презилента,
хотя он счатает этот законопроект совер-
шенно не отвечающим требованиям.

Как известно, одобренный 14 марта кон
грессом США законопроект удовлетворяет
требования так называемых защитников
«прав штатов», добивавшихся, чтобы солда-
там разрешили голосовать только на основе
сложных и отличающихся друг от друга за-
коноз отдельных штатов. Вместе с тем
законопроект содержал также уступки сто-
ронникам Рузвельта, настанвазшим на упро-

вов вооружённых сил, находящихся в от-
лучке.

Согласно конституции США законопроект,
получивший одобрение конгресса, может
стать законом в случае, если президент
подлисывает его или если президент”в те..
чение установленного десятидневного срока
не накладывает на него вето. Рузвельт из-
брал второй путь; он считает, как он заяз-
ляет это в своём послании конгрессу, что
одобренный конгрессом законопроект недо-
статочно обеспечивает солдатам и морякам
право голоса.

В своём посланаи Рузвельт призывает
конгресс изменить закон с тем, чтобы по-
зволять всем солдатам и морякам. которые
не получат избирательных бюллетеней шта-
тов к соответствующей дате, использоветь
федеральные бюллетени без предваритель-

щённом федеральном голосовании для чле- ! ного согласия штатов.

Торжественный вечер в Мексико,

посвяшённый Красной Армии

МЕКСИКО, 1 апреля. (ТАСС). 29 марта
в Мексико состоялся торжественный вечер,
посвященный Красной Армии и тодовнтине
раэгрома немецких войск под Сталинградом.
Вечер был организован комиссией по коор-
динации деятельности испанских респуб-
лмканцев, представляющей 36 организаций.

На вечере присутствовалю 2.000 членов
различных испанских организаций и пред-
ставители рабочих, крестьян и интеллиген-
ции Мексики. Речи ораторов, говоривших о
героизме защитников Сталинграда и добле-
сти советского народа, о грандиозных побе-
дах Красной Армии и стратегическом талан-
те Маршала Сталина, неоднократно преры-
вались бурными овациями присутствующих
В зале театра громко звучали возгласы: «Да
здравствует Красная Армия и Маршал
Сталин} Да здравствует Советский Союз!»,

Все{ сраторы, в числе. которых были
д-р Мануэль Маркес—председатель комис-
сии по координации деятельности испан-

Гитлеровцы вводят в Венгрии
людоедские антисемитские
«законы»

ЖЕНЕВА, 2 апреля. (ТАСС). По получен-
ным здесь сведениям, оккупация гитлеров-
скими войсками Венгргеи немедленно озна-
меновалась введением нескольких людоед-
ских антисемитских «законов» по немецко-
фашистскому образцу. В венгерских газетах
опубликовано распоряжение, согласно ко-
торому изгоняются со службы в государ-
ственных и общественных учреждениях все
лица еврейского происхождения. Евреям —
адвокатам, нотарнусам, журналистам, пере-
водчикам, работникам театров и кинемато-
графини запрещено занематься какой-либо
деятельностью по своей специальности. По
приказу из Берлина венгерское «правитель-
ство» (Стояи создало комиссии, которые
будут определять, кто должен быть от-
несён к числу евреев. Об’явлено, что к
евреям причисляются и те лица, у которых
даже только дедушка или бабушка были

еврейского происхождения,

Сообщают, что эти распоряжения являют-
ся первыми из целой серии новых антисе-
матских «законов», подготовляемых гитле-
ровскими мракобесами и направленных к ис-
треблению еврейского населения Венгрии.

Закрытие школ в Будапеште
АНКАРА, 2 апреля. (ТАСС). Анатолий-
ское агентство сообщает, что по распоряже-
нию  звенгерского министра ‘просвещеная
31 марта были прекращены занятия во всех
начальных школах Будапешта.

тить миллионы заложников, которых он
сможет выслать либо перебить по своему
усмотрению.

Парижане могут убедиться в справедли-
вости наших слов. Немцы укрепляют и ок-
ружают проволочными  заграждениями
площадь Республики и площадь Согласия.
Не ясно ли, что здесь создаются массо-
вые загоны для населения?

Итак, перед каждым французом стоит
выбор: явка либо сопротивление.

Единственно мыслимое поведение — со-
противление.

Учтите, что враг будет абсолютно ли-
шен возможности обыскать все дома, ка-
ждый погреб в’ Париже и других городах,
в особенности тогда, когда его попытки
будут встречены ружейным или. револь-
верным огнем.

Вот почему каждый из вас должен гото-
виться к тому, чтобы выдержать осаду.
Каждый дом, каждый подвал должен
быть превращен в маленький форт. Запа-
сайтесь оружием и тщательно берегите
его. Нелепо устраивать склады оружия.
Его нужно распределять без задержки.

Запаситесь провизией, водой, топливом,
радиоприемниками. Лучше погибнуть на
месте, нежели сдаваться. Сдаваясь, вы
лишь не надолго откладываете расправу.

Сражаясь, вы защищаете свою жизнь,
срываете планы врага».
Французское движение сопротивления

ждет сигнала к всенародному восстанизю.
На четвертом году оккупационной ночи гнев-
но звучат строфы песни, которую поют вес-
ной 1944 года народные мстители — фран-
тиреры:
«Пусть дрожь предателей проймет —
Слышней набат расправы.
Готовит им столбы народ —
Немецкой всей ораве!»

Л. ВОЛЫНСКИЙ.

о eae ыы ea a ali!

принимают участие:
дирижер ГАБТ
TART: B. Basanti’

3. Короткова, М.
Н. Симонова. Нач

Сельскохозяйственного —
тазет в срок сообщать по

ских республиканцев, писатель Хосе Берга-
мин, полковник Монастерио Хуан Коморе-
ра, Франциско Антон, дипломат Сальвадор
Эчебаррма и другие, подчеркивали в своих
выступлениях, что «Сталинградская ‘эпопея
‘He имеет себе равных в истории. Битва под
Сталинградом спасла человечество. Героизм
Красной Армии послужил не только делу
обороны ее родины, но и явился великим
вкладом в деле освобождения всего челове
чества».

Показанный в заключение торжественного
вечера фильм «Сталинград» был просмотрен
присутствовавшими на вечере с глубоким
вниманием.   j

На вечере были зачитаны многочисленные
приветствия Красной Армии, в том числе
от партии мексиканской револющим, -нацио-
нальной крестьянской конфедерации и мно-
гих других мексиканских народных органи:
заций.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). ‚Главный
что войска союзников артиллерийским и ми-
номётным огнем отразили несколько не-
больших вражеских атак. На всех фронтах
действовали патрули.

—о_—-

Парад бразильской экспедиционной
дизизим в Рио-де-Жанейро
ЛОНДОН, *2 апреля. (ТАСС). Ках пере-
даёт корреспондент агентства Рейтер из
Рио-де-Жанейро, там состоялся парад Ё-й
бразильской экспедиционной дивизии, чис-
ленностью в 12 тыс. человек, которая была
восторженно встречена населением столицы.
На параде присутствовали военный министр
Бразилии генерал Энрико Гаспар; Дутра,
члены правительства и дипломатический

корпус.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ

школы ПРИ СНК СССР

6 апреля 1944 года в Колонном зале Дома
союзов состоится публичная лекция тене-
рал-лейтенанта П. А. Иванова на тему

es

«ОКРУЖЕНИЕ И РАЗГРОМ НЕМЕЦКОЙ
ГРУППИРОВКИ В РАЙОНЕ КОРСУНЬ-
ШЕВЧЕНКОВСКИЙ».

Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера. Цена
билетов от 2 до рублей. Билеты прода-
ются в кассе Колонного зала Дома союзэР
(Пушкинокая ул., дом № 1, под езд № 3).

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм из героической
истории русского народа «КУТУЗОВ»—Удар-
ние (веч.), Москва (веч.), Метрополь, Родина
(веч.), Колизей (веч.), Центральный (веч.),
Художественный (веч.), Таганский (веч.),

С 1Иторм, Динамо (веч.).

4 нскии документальный 7
ЗА РОССИЮ» -—— ев о

Специальный выпуск «НА МИТИНГЕ СЛАВЯН.
ВОИНОВ» — к/т Хроника.

Цветной художественный фильм «БАГДАДСКИЙ
ВОР» — Первый, Форум. Днём; Ударник,
Москва, Колизей, Художественный. Родина,
Центральный, Таганский, Орион, Динамо. °

«СВИНАРКА И ПАСТУХ» — Аврора,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больнт. Ордын
ка, 69) — ЗЛУ — утро — Номеданитьг Е

в anne дня.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(площадь Коммуны) — SAV Давным-давно.

Начало в 7 час. вечера

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР’ ОПЕРЕТТЫ (Б, ©
вая, 18) — Fy eine а ts won.
er 3/1V Сильва. Начало в 7 час.
о Tota, им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
респондент, Hagan 5 7 Na ee aie

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР
(ул. Горького, 5) — ЗЛУ — Без намёков. На-
чало в 7 чае. 30 мин. вечера.
there a AA PCTBEHHAS ОПЕРНО - ДРАМАТИ-
я СТУДИЯ им К. Ц ОТАНИСЛАВ.
ir о м помещ. театра им. Ленина, Красная
Е Я 4. Трамваи; 16, 22,
Начало я и еттерфлей (Чио-Чио-Оён).

КОБСК. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР-
ое Be ‚ОКТЯБРЬСКИЙ ЗАЛ ДОМА Cok.
Bere -— Чехов: рассказы. Исп. лауреат
о = ee ‚премии, народная артистка СССР
м а ona и Ю. В. Недзвеский.

10   Tac, MUH. Reuepa,
Won an ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР.
KOHOROTO SOHUEPTHBIt ЗАЛ им. П. И. ЧАЙ:
es К — З/У — Концерт солиста‘ ГАБТ

л. арт. РОФСР С. Г. Корень. В концерте

Симфонический оркестр—
gs Цейтлин. Солисты балета
: 2. расильева, 0. Власова, Ф. Ефремова,

Литавкина, И. Македонская,
ало в 7 час. 30 мин. вечера.

Д 3-10-85; Эконо кого —
телефону Д 3.06.05.

Изд. № 172.