_ шоссе Проскуров — Каменец-Подольск се-

- рона немцев южнее Проскурова. И они стя-

5 АПРЕЛЯ 1944 г., Ne 82 (9539)

ЕТ ЧЕ ЕВЕ ЕЕК

3-й Украенский фронт. Немецкие танки «Тигры», подбитые нашими войсками.

После того, как войска Маршала Совет-
ского Союза Г. К. Жукова, блестяще осуще-
ствив маневр на обход города Проскуров,
начали развивать стремительное наступле-
ние на юг и создали угрозу перерезать пути
отхода немецким частям, отстулающим из-
под Винницы, германское командование
приняло экстренные меры для предотвра-
щения нависшей катастрофы. На шоссе
Проскуров — Каменен-Подольск в районе
Ярмолинны немцы быстро создали мощный
оборонительный рубеж и, подтянув к нему
крупные танковые силы, перешли в контр-
зтаки. Бои достигли здесь наивысшего на-
пряжения.

К Ярмолинцам двигались из-под Проску-
рова и Винницы многотысячные колонны
автомашин, вереницы танков, самоходная и
полевая артиллерия, бесчисленные 0бозы и
пысячи немецких еолдат, которые потеряли
управление и отходили разрозненными от-
рядами. Вся эта масса, потерпевшая сразу
лва крупных поражения — под Винницей и
Проскуровом, но еще таившая в себе спо-
собность в сопротивлению, стремилась к
Ярхолинцам, чтобы оттуда ринуться к Ва-
менец-Подольску и пробиться за Днестр. В
тв время немцы ещё полагали, что Днестр
явится непреодолимой преградой для pyc-
СКИХ ВОЙСК.

Сжимая врага с лвух сторон — с севера
и востока, наступающие наносили беспре-
рывные удары артиллерией и авиацией,
внезанно обрушивались на фланги и тылы
откатывающихся немецких частей, методи-
чески дробили их на куски и уничтожали.
Яростно сопротивляясь, противник стре-
мился оторваться от наседавших на него со
всех сторон наших нолков и бросал на
дорогах свою технику и 0бозы.

Наши войска, несмотря на непролазную
грязь и бездорожье, перерезали врагу пути
отхода и создавали ему невыносимые усло-
BHA.

Ярмолинский плацдарм должен был, по
замыслу немецкого командования, сыграть
важную роль для вывода на спасительное

ми танковых и трех пехотных дивизий. Вот
на этом-то плацдарме и разыгралась оже-
сточенная битва. На протяжении несколь-
ких дней немцы предпринимали здесь одну
контратаку за другой, бросая в бой по 30,
40 и 50 танков. Сражение у Ярмолинцев
не затихало ни днем, ни ночью. Этот круп-
ный населённый пункт стал в силу сло-
жнвшихея обстоятельств той главной точ-
кой опоры. на которой зиждилась вся 000-

тивали сюда все: евои силы, которые еще
могли оказать сопротивление.

Прорыв немецкой обороны на участке
Тарвополь—Проскуров, стремительный вы-
ход наших подвижных частей и пехоты в
тлубокие тылы врага, связывавшие ‘его
с западом, взятие Баменец-Нодольска, а за-
тем форсирование Днестра — веб это от-
крыло перед наступающими новые возмож-
ности для уничтожения перемешавшихся и
потерявших управление немецких войск.

Перерезав  запалные коммуникации про-
тивника, наши войска тем самым изолиро-
вали немецкие танковые и пехотные диви-
зни с запаха, лишили их возможности ма-
неврировать. Ненриятельские силы, ofopo-
нявишиеся нох Ярмолинцами и двягавишеся

Весна

Подольск, были обойдены тенерь.с трёх сто-

‘падном направлении. Роль Ярмолинцев как

ВЕ: ee ee ЯВ Е ae ee

TED ee ee eee ee ee oS ee oe ee

Фото

(Эт воезного корреспондента «Изавды»)

с востока на шоссе Проскуров— Каменец-

рон и попали в гигантский мешок. Горло-
вина этого мешка готова была затянуться
У последних переправ через Днестр.

Хоропго задуманная и искусно выполнен-
ная операция, увенчавшаяся выходом на-
ших войск в тылы немпев к Днестру; в За-
днестровье, а через некоторое время в пред-
торья Карпат, резко сказалась на всём ходе
дальнейшего наступления. Действуя вне-
запно и дерзко, наступающие зажимали
противника В тиски. .

Для немцев оставался открытым послед-
най путь — к однестровским переправам,
путь, который лежал восточнее Каменец-
Подольска. Но и он находился под угрозой,
ибо наши части, наступавшие с востока,
устремились на юго-запад и готовы были
выйти также к Днестру. К тому же во-
сточнее Каменец-Подольска не было больше
шоссейных дорог, а по имеющимся здесь
трунтовым дорогам техника двигаться не
могла. Й к Днестру торопливо шли лишь
пехотные подразделения немцев.

“Оценив всю сложность создавшейся 0б-
становки, немцы усилили свой нажим в за-

опорной точки всей вражеской обороны
возросла ещё больше. Собрав мощный тан-
ковый кулак, противник с удвоенной яро-
стью стал бросаться в контратаки, намере-
ваясь прорваться на шоссе от Ярмолинцев
на местечко Городок, выйти в тылы наших
танковых частей и пробить себе ворота на
запад.

Охнако все эти попытки остались безу-
спешными.

Пока немпы старались прорваться. на за-
пад, наша энская часть подошла вк Ярмолин-
aM с востока и штурмом овладела этим
важным пунктом. Немцы-потеряли в районе
Ярмолинцы ло пяти тысяч солдат и офице-
ров, 100 танков и откатились на новый
рубеж обороны — в’Дунаевцы. - =

На подступах к Дунаевцам снова завяза-
лись упорные бои. Через этот крупный на-
селённый пункт проходят две шоссейных
дороги — на Каменец-Подольск и на запад,
в сторону города Скала. Дунаевцы, кроме
того, были последним опорным пуНЕТОмМ,
остававшимся в руках противника на шоссе
Проскуров — Каменен-Нолольск. Бросаясь
в беспрестанные танковые контратаки на
север и на восток, немцы предприняли од-
новременно отчаянную попытку прорвать-
ся крупными силами на запад и на юг.

Но доблестные советские пехотинцы и
артиллеристы встали стеной на пути врата
и не пропустили его: дальше.

На. полях Подолии шли упорные бой с
осажденным почти со всёх сторон противни-
ком. Немецкие части таяли под непрерыв-
ными ударами нашей пехоты и артиллерии.
Советская авиация наносила мощные штур-
мовые удары по сконлениям вражеских тан-
ков, автомашин-и 060308.

Напор наших войск возрастал с каждых
днем. Искусно маневрируя, танкисты, пе-
хотинцы и артиллеристы неумолимо сжи-
мали немцев. Враг прижимался к шоссе,
всё ещё надеясь пробиться к Днеетру, но

SES ee

на ютзе

(От военного корреспондента «Правды») ©

Я неё знаю, что это было,— мечта, вера,
уверенность, знание. Но даже в самые горь-
кие дни отступления мы ни на минуту He
сомневались: мы вернемся. Мы вернемся в
тебе, Одесса. Мы увидим твои лиманы, Нн-
колаев. Мы еще будем пригорптиями пить
воду из Южного Буга.

Нет, я не обижу наше чувство. Слово
«вера» к нему неё подходит. Этого слова ма-
ло. Сила нашей правды — вот что жило
всегда в нас. Грозная сила правды. Правха
не могла не победить. Правла нашего дела.

Убежденно пели мы в те дня;

«Нас опять Олесса встретит, как хозяев,

Звезды Черноморья будут нам сяять,

Славную Каховку, город Николаев,

Эти дни когла-нибуль мы будем

вепоминать»,

Эта песня родилась у нас на фронте в
дня, когла мы отступали. Её потом стали
петь на веех фронтах, но она веёгда оста-

валась песней южан по преимуществу. В.

промерзших блиндажах обороны на Миусе
пели её. По хорогам отступления на Дону и
Кубани пели её. В горящем Новороссийске
вепоминали Николаев. Обороняя Туапсе,
зашищали Одессу и наше право притти
тула. И тут и там быле Черное море.
И. тут и там были наши люди,

В Николаеве я видел могилу. Над ней—
деревянный памятник, знак и на нём над-
пись: «Гвардии старший лейтенант Георгий
Алексеевич Антюхин. Он первый с группой
разведчиков вошёл в Николаев и пал смер-
тью героя». Эта надпись сделана каранда-
шом. Потом её повторят золотыми буквами
на мраморе. Вместо деревянного временного
знака будет монумент величественный и
важный. И так же, как сегодня, будут си-
деть у могилы женщины-матери и пла-
кать о неизвестном им, но дорогом сыне.

Много славных имен рождено для бес-
смертия в эту весну. Глядя на могилу re-
роя, я думал, что рядом с памятником Ан-
тюхину надо ставить памятник капитану
Феленко — богатырю,  павшему в сорок

первом году под Каховкой смертью, которой
  можно завидовать. Надо вспомнить одну
  славную дивизию, которая здесь, под Нико-
  лаевом, у станции Грейгово, прорвала желез-
  ное кольцо немцев и дала дорогу нашей ар-
  мии. Надо вспомнить знаменитую тридцатую
  Иркутскую дивизию — здесь, в Николаеве,
Гона впервые била танки Клейста. Много
орденов украшают боевое дивизионное зна-
  ия Иркутской, много подвигов вписано в
  летописи. Слава героям наступления сорок

Казалось: невыносимо 2олог ин тяжей четвертого года сливается со славой героев
путь от Туалее до Одессы. На карту 06110   тджелых боев сорок первого—сорох второго

трудно смотреть..Лалеко! Но мы прошли

Уже сияют нам звезды Черноморья. Две не-
дели тому назал, по пути в Херсон, проле-
тал я нал давно мирной Каховкой. Песок
пылал пол багровыми лучами солнца, а MHE
казалось, что выступила кровь павших.
Много крови было пролито там, но сейчас
мирно струится хымок над хатами. Волы
мелленно тащат плуги. И радостно парит
теплая освобожленная весенняя земля.

Мы прошли этот путь. Прошли со сла-
вой. Войска генерала Цветаева, штурмом
взявшие Николаев, еще так нелавно брали
штурмом Сталино. Сейчас они идут дальше.
Их не остановит ни немец, ни грязь:
Кто прошел такой путь, тот остановиться
не может.

тодов, и это — слава нашего оружия.

ator путь. Мы его прошан. i

Нас опать’ Олесеа встретит, как хозяев.

Сейчас на юге весна. Весна наступления.
Весна освобождения. Сполз с полей снег,
обнажились сТосковавшиеся по сеятеяю по-
ля. Как снег, Kak грязь, исчезают
с нашей земли нёмцы. Их дивизии та-
ют. Трупами их солдат унаваживается поч-
ва. Безостановочно гонят немцев наши вой-
ска. К морю. В море. Это— возмездие. Начало
возмезлия. Я вилел горы немецких трупов
в районе Шевченковских хуторов. Это ме-
сто теперь в народе зоветея просто: «По-
боише».

Сейчас немпы удирают к морю. Земяя
очищается навеки от немецкой парни. Воз-
рождается жизнь. Теперь — He велед. за
войсками, а вместе с войсками — идут
строители,  хозяйственники, советские и.

Зея

военного корребаондента «Правды» С. Коршунова.

Окружение немецких дивизий в районе Скалы

`ющий день эту переправу разбомбила наша

Eo Cay Pe

тоссейная дорога прочно удерживалась
нашими войсками.

Олновременно, преодолев яростное сопро-
тивление врага, наши войска вилотную по-
дошли к Дунаевцам, нависнув над ними с
севера и востока. Противник был лишен
возможности маневрировать, но все еще
бросался в контратаки и нес потери.

Предириняв ночной штурм, нашя части
овладели Дунаевцами. Пал последний круп-
ный опорный пункт немецкой обороны на
шоссе Проскуров — Каменец-Подольск. Не-
мецкие войска заметались. На проселки, ве-
дущие к Днестру западнее Дунаевцев, бро-
сились новые группы бегущих немцев. На-
ши части пропускали их через огненный
строй, и дороги покрывались сотнями вра-
жеских трупов. Западня, в которой очути-
лись винницкая и проскуровская групии-
ровки противника, становилась все более
тесной. :

Пока происходил разгром этого неприя-
тельского опорного пункта, другие наши
части продолжали наносить улары то на
одном, то на другом участке. Развивая на-
ступление в юго-запалном направлении, на-
пи войска стремительно продвигались к
Днестру и, овладев селом Старая Ушица,
вскоре захватили последнюю переправу че-
рез реку. В немецких частях поднялась па-
ника. Управление войсками было оконча-
тельно потеряно. _ 3

Угроза полного окружения встала перед
немцами со всей реальностью. Горло меш-
ва стягивалось все туже и туже. Стремясь
во что бы то ни стало предотвратить навис-
шую катастрофу, немецкое командование

снова обрушило свои танки на юг, к Дне-  .

стру. Но и В этот раз контратаки против-
ника остались безрезультатными. ^
Потеряв все надежды пробиться к Днеет-
ру в одном направлений, немцы кинулись
на другое. По проселочным дорогам и тро-
пам на подетунах к Днестру их встречали
убийственным огнем наши подразделения,
и судьба прорвавшихся немецких отрядов
решалась с молниеносной быстротой. Про-
тивнику все же удалось собрать на левом
берегу Днестра кулак из разрозненных от-
рядов и захватить перелраву. Но на следу-

авиация. В тот же день немцев постигла
ещё одна неудача. Наши войска, наступав-
шие с востока, овладели несколькими насе-
лёнными пунктами, через. которые прохо-
дили дороги к Днестру, и отрезали врагу
путя к переправе. Немцы попытались за-
хватить вторую переправу через реку, но
тоже потерпели поражение.

Запалня в районе Скала окончательно
захлоцнулась. В образовавшемся огромном
«котле» окружены и добиваются нашими
войсками остатки семи пехотных, семи тан-
ковых и одной моторизованной дивизий нем-
цев. Сегодня части 1-го Украинского фронта
вели бои по уничтожению окруженной грун-
пировки и заняля несколько населенных
ПУНКТОВ. : :

Это окружение крупной вражеской Tpyn-
пировки — новая замечательная  0беда
Красной Армии, яркий образец боевого ма-
стерства наших войск.

Я. МАКАРЕНКО.
1-й Украинский фронт, 4 апреля.

партийные работняки. В Кривой Рог вместе
с передовыми частями пришли шахтеры. В
Апостолово и Долгинцево — железнолорож-
ники. В Николаев — инженеры-корабле-
строители. Я встретил здесь ИНрасковью
Дмитриевну Гнеденко.

на лодке. В Херсон пришла пешком из Бе-

рислава вместе с передовыми частями. Под
Водопоем вместе с секретарем обкома Фя-
липповым пережила вс1о ярость последних
отчаянных немецких контратак. Николаев
ешё горел, когда туда прошли она и Фи-
липпов. Было страшно смотреть на развали-
ны. Показалось: нет больше города, родно-
го города. Так всегда кажется в первые ча-

сы. Каждая утрата остра и невоеполнима.
Каждый сожженный дом дорог. -

Но дым рассеялея, и среди пепелища и

развалин обозчачились упелевитие здания и

районы. Люди обрадовались им так, как не
радовались вновь отстроеяным. Закопчен-
ные, но целые, эти дома казались милее и
прекраснее, чем были прежде. Уцелело чу-
десное здание Двориа пионеров, цел знаме-
нитый николаевский элеватор, не сожжена
(Слободка. Здание Госбанка стоит нерушимо

среди разрушенных домов. Эти и многие

другие здания сохранились не потому, что
немец решил пошадить их. Если бы дать
ему волю, он всё бы сжёг; обратил в пусты-
ню. Во многих уцелевших зданиях мы виде-
ли выдолбленные немцами отверстия для за-
кладывания тола. Вее было подготовлено
для взрыва, но поджигателей схватила за
руки наша армия. Это Красная Армия спас-
ла то, что уцелело. И, главное, спасла лю-
дей Николаева.

Врагу не удалось покорить жителей горо-
да Николаева. Они выходят сейчас из под-
валов, убежищ. Они очень ослабли от голо-
ya. Я видел, как женщины везли своих
мужей на тачках =—— двигаться сами они еще
нё могли.

— Вот выкопала,— сказала мне, горло
улыбаясь, женщина. — Он у меня закопан-
ный был. Прятался.

Мужчина смущенно усмехается. Ему ne-
ловко, что его везет на тачке жена.

—- Ослабел, — тихо сказал-он

Aero, OTOHAY, ещё повоююс  >.

зов и МТО. Осушествляя контроль над дея-

Она пропагандист
Николаевского обкома партии. Эта жениеи-
на прошла с войсками весь путь от Днепра
до родного города. Она форсировала Днепр

ее Но_ни»

БОБА Ба т таке

Пленум Горьковского
обкома ВКП(б)

ГОРЬКИЙ, 4 апреля. (По телефону). (9-
стоялся пленум обкома ВКП(б). С докладом
о работе первичных партийных организаций
колхозов, МТС и совхозов выступил секре-
тарь обкома ВКП(б) т. Кузин.

Минувший  сельскохозяйственный гот
колхозы и совхозы области завершили ус-
пешно: во-время собран урожай, перевыпол-
нен план развития животноводства, государ-
ству сдано продуктов значительно больше,
чем в довоенном 1940 году.

— В успешном решении этих задач. —
заявил докладчик, — большую роль сыграли
первичные парторганизации. В Муромском,
Богородском, Истовском и других районах
сельские парторганизации глубоко внякают
в производственную жизнь колхозов, совхо-

тельностью хозяйственных руководителей,
они помогают ям, ведут широкую массовую
работу. у

Докладчик отметил вместе с тем слабую
работу ряда райкомов, не уделяющих долж-
пого внимания укреплению колхозных парт-
организаций. и

Пленум потребовал от райкомов партии
улучшить работу по руководству первичны-
ми партийными организациями в колхозах,
МТС и совхозах, не подменять их, а опи-
раться на них во всей. работе тю руковод-
ству сельским хозяйством и прежде всего
в борьбе за выполнение постановления СНК
СОСР и НЕ ВКП(б) о государственном плане
развития сельского хозяйства на 1944 г.

Пленум обязал райкомы партии система-
тичесви заслушивать на заседаниях бюро
отчеты о работе партийных организаций
колхозов, МТС и совхозов, изучать опыт
лучших партийных организаций, организо-
валь передачу этого опыта, улучшить под-
бор секретарей колхозных партийных орга-
низаций. Пленум одобрил решение бюро об-
кома партии о посылке 200 коммунистов из
городских организаций на постоянную пар-
тийно-хозяйственную работу в колхозы,
МТС и совхозы.

На Сталинградском тракторном
заводе восстановлен новый цех

СТАЛИНГРАД, 4 апреля. (ТАСС). Трест
«Тракторострой» Наркомстроя СССР восста-

вовил и‘сдал в эксплоатацию 6.000 квад-

ратных метров производственных площадей
фасонно-сталелитейного цеха Сталинград-
ского тракторного завода. В восстановлен-
ном цехе организовано производство траков
(литые элементы тракторных гусениц).

Выдающийся успех
передовой шахты Караганды
КАРАГАНДА, 4. апреля. (ТАСС). На
шахте 33/34 треста «Сталинуголь» первый
ee которым руководит тов. Джоголо,

марта добился небывалой в Карагандин-
ском бассейне производительности. Работая
на верхнем слое пласта «Верхняя Мариана»;
оз выдал в сутки 459 тонн угля пра плане
240. 31 марта stor участок добился ещё
лучших результатов: за сутки выдал на-гора
475 тонн угля. з }
‚В беседе с корреспондентом. ТАСС ‚тов.
Джоголо сообщил:

— Чтобы обеснечить резкое увеличение
добычи, мы провели большую подготовку,
полностью ликвидировали разрыв между
креплением, бурением и отпалкой. Пока шла
разборка одного забоя, зелась подготовка
другого. Это ускорило выемку угля.

По предложению горняков первого участ-
ка шахты 38 34 в бассейне развёртывается
соревнование за наивысшую суточную про-
изводительность по каждому угольному
пласту в отдельности. Инициаторы сорев-
нования обязались в апреле довести средне-
суточную добычу участка до 400 тонн.

# —о—
Концерт литовской
‚ музыки по радио

Сегодня, в 10 часов 45 минут вечера, Все-
союзный ралиокомитет организует концерт
лятовской музыки. В программе — произве-
дения литовских композиторов, народные
песни и танцы. Исполнители: симфонический
оркестр Всесоюзного радиокомитета под уп-
равлением Кленицкиса, заслуженная артист-
ка Литовской ССР Александра Сташкевичу-
те, солисты оперного театра Литовской ССР
Александравичус и Мариошус и хор госу-
дарственных художественных ансамблей Ли-
товской ССР. >

Немцы разрушили в Николаеве все, что
сумели разрушить. Многое им удалось. Ду-
у нашего человека разрушить они не смо-
rau. дни взорвали электростанцию, и в то-
роде сейчас нет электроэнергии. Но в людях
освобожденного города аккумулированы та-
кие огромные запасы человеческой деятель-
ной, творческой энергии, что можно горы
своротить. Люди целы, зналит, снова будут в
Николаеве и верфи, и заводы, и школы, и
театры. Люди стосковались по труду. Они
приходят за, работой сами. Их не надо агити-
ровать, подымать, звать. Им надо только
сказать, что делать. Они готовы строить все:
дороги, мосты, аэродромы. Они так много
видели разрушений, что стройка будет празд-
ником для них. Почти три года на их глазах
немцы разрушали все, что можно было раз-
рушить. Немцы ничего не построили на за-
хваченной ими земле, они разрушали и гра-
били. Они увезли из Николаева в Германию
трамвайные вагоны в первые же месяцы
своего влалычества. Два с половиной года в
городе не было трамвая. Немцы пришли на
нашу землю не за тем, чтобы она расцве-
тала. Оки привезли сюда «дущегубки» и
сифилис, а вывозили отсюда заводы, мясо,
сало, хлеб. Они выколачивали из деревни

кой лопатой и партизанским динамитом.
Я видел, как в освобожденных селах колхоз-
ники первым делом брались за лопату:
откапывали зарытый хлеб.

— Звиля дала хлеб, земля и схорони-
ла— говорили они и хитро усмехались при
этом.— Нет, никогда немцу не пёремудрить
мужика. Вот он, хлеб, к весне цел, не до-
сталея проклятому. Теперь его нё к чему
прятать. Наша земля, наша воля, наше бу-
дущее.

Пошли в ход лопаты и в Николаеве. Ра-
бочие откапывают станки. Врачи сумели
спасти и сберечь медицинский инвентарь и
медикаменты. Научные сотрудники Иетори-
ческого музея хотят открыть в ближайшие
дни музей — все экспонаты его они сумели.
спрятать от немцев. Сейчас все, что спасе-
во, сноситея на заводы, в учреждения, в
школы.

При мне в типографию наборщики прине-
сли закопанный ими шрифт. Типография
уцелела чудом, немцы не успели или в па-
нике забыли ее разрушить. Целы машины
‚цеха, наборные кассы. На валах ротации
ще лежит последний номер поднемецвой га-
О: ЗА ИТ eh > et Pe

хлеб кнутом, народ отвечал на кнут мужиц-

ВХ НЕЕ а

re Se eS ee

ea a

Предмайское социалистическое соревнование

Обязательства

В ответ на обращение краснопролетарцев
автозавод им. Сталина обязался перевыпол-
нить апрельский план по выпуску автома-
шин на 2 процента, по заказам Наркомерел-
мана — на & процента, повысить произво-

автозаводцев

длительность труда против плана первого
квартала на 5 процентов. Автозаводцы ре-
пили сэкономить 5 проц. электроэнергия и
мазута, сберечь тысячу тонн подмосковного
угля, к 1 мая обучить 835 человек.

В ответ на призыв краснопролетарцев

БАКУ, 4 апреля. (Корр. «Правды»). Кол-
лективы предприятий Баку дружно под-
хватили призыв  станкостроителей завода
«Красный пролетарий». Нефтяники второго
промысла треста «Кагановичнефть» решили
к 1 мая повысить производительность тру-
да на 5 проц., снизить себестоимость тонны

нефти на 3 процента, добыть 2 тысячи тонн
горючего сверх плана, а до конца полуго-
дия — 7 тысяч тонн. Машиностроители за-
вода имени Дзержинского берутся выпу-
стить нефтяного оборулования дополнитель-
но на 2 процента, запасных частей к. трак-
торам — Ha 10 mpon.

Ha предприятиях Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 4 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). На заводах и фабриках Ленинграда
все шире развертывается предмайское соци-
алистическое соревнование. Многие предпри-
ятия, досрочно выполнив програмиу перво-
го квартала, приняли новые обязательства.

Завод, руководимый тов. ДЛивенцовым,

обязалея перевыполнить апрельекую про-
грамму по товарной продукции на 12 про-
пентов. повысить производительность труда
в апреле по сравнению с январем на 30 про-
центов, отремонтировать в апреле сверх
плана 6 станков.

Среднесуточная выработка повысилась `

МАГНИТОГОРСК, 4 апреля. (ТАСС). По-
чин краснопролетарцев вызвал новый рост
производственной активности среди метал-
лургов Магнитогорска. Включаясь в пред-
майское соревнование, мартеновцы решили
в апреле вылать в особый фонд Главного
Командования 8.000 тонн стали, горняки—
10.000 тонн руды, доменщики-— 7.500 тонн
чугуна.

Каждый цех, смена, аггрегат, взяв кон-
кретные обязательства, с честью их вы-
полняет. Среднесуточная выработка первых
дней апреля превышает среднесуточные по-
казатели прошлого месяца. Например, 2 ап-
реля выдано нз 1.000 тонн больше стали,
на 1.500 тонн проката, на 6.000 тонн

руды.

Скоростное продвижение тяжеловесных поездов

КОТЛАС, 4 апреля. (Корр. «Правды»).
Среди железнодорожников Северо-Печор-
ской магистрали широко развернулось пред-
майское соревнование за скоростное про-
движение тяжеловесных поездов.

Замечательный рейс совершил машинист
депо Черемуха тов. Федороз. Взяв на стан-
ции Мадмаст состав двойного веса, он `до-

a EE ee

ставил его в Черемуху на полтора часа
раныше времени. Норму технической скоро-
сти тов. Федоров в этот рейс перевыполнил
на 6,8 километра и сэкономил 43 кубометра
условного топлива.

Машинист тов. Баранов, взяв на станции
Кизима угольный маршрут, доставил его на
станцию Кулой на три часа раньше срока.

«Рейнольдс ньюс» о положении белоруссово
и украинцев в польской армии :

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель газеты «Рейнольдс
Ньюс», цитируя сообщение агентства Рей-
тёр о том, что советская печать поместила
телеграмму 0б отказе английских военных
властей вмешаться в дело об apecTe
30 украинцев и белоруссов, которые хотели

уйти из частей польской армии в Англии

из-за плохого обращения, пишет:.
«Советские газеты многозначительно упо-
минают также о том, что арестованные яв-
ляются уроженцами Западной Украины».
Обозреватель добавляет, что двое солдат
посетили редакцию «Рейнольдс ньюс» и
заявили о том, что они подверглись угро-
зам на том основании, что они--украинцы
по происхождению и православные по веро-
исповеданию. Им обычно говорили, что раз
они украинцы, то, следовательно, они крас-
ные, и их следует пристрелить, как только
они очутятся на фронте. Оба солдата заяви-
ли о своей решимости не возвращаться до-
бровольво в польскую армию, чего бы это
им ни стоило. Один из них уроженец Бе-
лоруссин, другой — Западной Украины. Оба
эмигрировали из Полыши в Артентину
12 лет тому назад в период жестокой «па-
цификации» Украины. В 1941 г., когда Рос-
сия подверглась нападению, они из’явили
желание пойти в армию добровольцами, и
после соглашения Сик ого с Россией им
посоветовали вступить в польскую армию.

Производство самолётов в США

ВАШИНГТОН, 4 апреля. (ТАСС). Вице-
председатель Управления по делам военного
производства США Вильсон об’явил, что в
марте Соединённые Штаты выпустили 9.118
военных самолётов, т. е. больше, чем в ка-
кой-либо другой месяц. Общий вес фюзеля-
жей выпущенных самолётов составил свыше
100 млн. фунтов. Вильсон указал, что март,
возможно, был самым рекордным месяцем по
производству самолётов. В апреле намечено
‚выпустить немного меньше самолётов.

Производство самолётов в марте, сказал
Вильсон, превысило намеченные планы на
полтора процента, а производство бомбарди-
ровшщиков дальнего действия — на 5 про-
центов.

зетки «Новая мысль». Я слираю ве с валов
`и читаю: «Большевикам за эту зиму не
удалось добиться существенных стратегиче-
ских успехов».

Наборщики смеются над этими строчками
вместе со мной. Они испытывают сегодня то
же чувство, что и я,—чувство возвраще-
ния. Они не были в этой типографии с тех
пор, как пришли немцы. Я был здесь в по-
следний день перед оставлением нашими
войсками Николаева, в августе сорок пер-
вого года. Здесь выходила наша фронтовая
газета. Наборщики помнят её и её работ-
ников. Они нетерпеливо спрашивают: ну,
что же, скоро газету будем печатать?

Скоро. Это можно твёрхо сказать. Жизнь
возрождается в освобождённых городах со
‘сказочной быстротой. Армия такими тем-
пами тонит врага на запал, что освобож-
лённый вчера TOPOL сегодня становится
тыловым. Ещё месяц назад в Кривом Роге
на улицах запросто разрывались немецкие
снаряды — сегодня это глубокий тыл. Вче-
ра ещё догорало зарево в Николаеве —
сегодня женщины мётлами и вениками
подметают улицы, прихорашивают город.
Мальчишки, чистильщики сапог, бойко
стучат шётками о свои ящички.

Здесь всё охвачено жаждой восстановле-
ния. Труд стал праздником, пуск каждого
лаже небольшого предприятия — всеобщим
торжеством. И это понятно. Тот, кто был
здесь в т6 дни, когда ешё догорали пожары,
оценит, что это значит: первый рейс трам-
вая в Днепропетровске, первый кусок руды
в Криворожье, первый ‘паровоз на рельсах,
первая советская школа в Николаеве, пер-
вая колхозная пахота за Бугом.

Раны заживают. Кирпичи разрушенных
домов складываются в штабеля — из них
будут построены новые здания. Плуг пере-
пахивает поле недавнего боя. Под стальным
лемехом исчезают минные воронки. И в
этом ебть великое торжество труда. Ради
этого мы и воюем — ради будущего.

Я спросил у николаевского юноши Вик-
тора: Е

— Думали же вы о будущем, о своей
судьбе все это времл, что жили пох властью
немцев?

Он горько, не по-детски усмехнулся:

По их словам, в польской армии в Англии
насчитывается 2.000 украинцев и белорус-
сов, и все они подвергаются такому ж
плохому` обращению, :

Отметив, что польское правительство в
Лондоне опубликовало опровержение вы-
двинутых этими солдатами обвинений, обо-
зреватель привлекает внимание к случаям
дезертирства еврейских солдат из польской
армии из-за антисемитизма. «Эти солдаты
были арестованы и преданы военно-полево-
му суду, однако, как полагают, некоторым
из них впоследствии было разрешено’ всту-
пить в инженерные части английской ар-
мии».

В заключение ‘статьи говорится: «Хотя
30 украинцев и белоруссов являются юри-
пически польскими подданными, так как у
них никогда не было советских паспортов,
ясно, что русское общественное мнение бу-
дет возбуждено сообщениями о плохом
обращении < ними. Акт о союзных воору-
жённых силах от 1940 г. предоставляет
союзным правительствам юрисдикцию в от-
ношении их воинских частей. Это, повиди-
мому, исключает возможность вмешатель-
ства английских военных властей, но
исключает ли это право британского прави-
тельства осведомиться о том, что происхо-
дит на его территории? Положение стано-
вится настолько скандальным, что британ-
ское население вряд ли потерпит это».

Численность американских войск
за границей

НЬЮ-ЙОРК, 4 апреля. (ТАСС). По ‹ооб-
шению газеты «Нью-Йорк таймс», предсе-
датель Ассоциации американского торгово-
го флота Тейлюр об’явил, что начальник
интендантской службы американской армий
гелерал-лейтечант Сомервелл информировал
ассоциацию о том, что в настоящее время
за гранищей находится примерно 3 мил-
лиона американских солдат. Американские
суда п в течение этой войны не ме-
нее 70 проц. всех американских войск, от-
правленных за границу, в то время как в
пронлую мировую войну американские суда
перевезли всего 45,8 процента американских
войск.

дущность? Нет, не хумал. Мы только жла-
ли и верили, что наши вернутся. И Gopo-
лись, как умели.

Мы ходили с ним долго но городу, и он
читал мне свои стихи. Он был рад, что мо-
жет их, наконец, читать. Ему восемнадцать
лет. но на вид он гораздо старше. Горькая
морщинка на переносице. Й чёрные пуши-
стые усики.

— А усики вам зачем, Виктор?

— Я теперь их сбрею, — смущённо,
совсем по-детски обещает он.

Теперь усики можно  сбрить.
вернулась юность.

Когда мы отступали из Николаева, этими
мальчикам ещё не было шестнадцати лет.
Весна их совершеннолетия совпала с вес-
ной освобождения. Им повезло. Теперь
у них есть булушее. Но они не хотят его
получить даром. Bee они хотят воевать.
Впрочем, этим чувством охвачены все муж-
чины в освобождённых районах. Они тре-
буют оружия. Они просят бросить их не-
медленно в бой. У них есть счёты с неу-
цами, счёты ещё не сведены. Мы видели
труппы добровольцев у военкомата. Они
пришли, не ложидаясь повесток. Они хотят
драться и гнать немцев.

Гнать немцев в море — этим живёт сей-
час и народ, и армия юга. В одесской степи
день и ночь наши войска  неотстунно
преследуют удирающих немцев.

— Ходко бежит немец, — смеются сол-
даты. — Врёт, от смерти не убежит.

Возмездие настигает и разит немца и на
земле, и с воздуха. Не добьёт красноармей-
ская пуля —— дорубит казацкая шалика.
Гвардейцы-конники снова пошли в рейд.
Их клинки уже свистят в одесской
степи. Через бугские переправы сплошным
потоком льются войска. В эти горячие дни
напряжённо работают все рода войск: са-
пёры, понтонеры, лётчики, службы тыла.
Всё движется на запад. К Одессе. Какой-то
кучерявый боен на ходу растягивает меха -
трофейного аккордеона и напевает: 3

«Нас опять Одесса встретит, как хозяев,

Звёзды Черноморья будут нам сить...»

Борис ГОРБАТОВ.

К юноше

— Какая же может быть судьба у совет-   ® Одесское направление, 4

ского _юноши- при - немцах?/: арьера? , Бу.  5

4. апреля. (Позтелеграфу),