`’ Черчилль о заявлении

Советского правительства

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, английский премьер-
министр Черчилль сказал ` сегодня в па-
лате общин, что заявление Народного Ко-
миссара Иностранных Дел Молотова о Ру-
мынии представляет собой «исключительно
удовлетворительный пример» сотрудничест-
ва союзников. г

Независимый Эдгар Гренвиль спросил,
считает ли премьер-министр, что механизм
-консультации функционирует удовлетвори-
тельно. Черчилль ответил, что ему нечего

добавить к ответам, данным Иденом 22 и
29 марта. Касаясь московского заявления.
Черчилль добавил: «Заявление Молотова
представляет собой исключительно удовле-
творительный пример. Советское правитель-
ство было настолько любезно, что  заблаго-
временно послало нам текст. Мы выражаем
своё восхищение этим. Это заявление об-
народовано, и я убежден, что оно значи-
тельно поможет наг_им совместным военным
усилиям». :

Заявление Корделла ХЖэлла

ВАШИНГТОН, 3 апреля. (ТАСС). Госу-
дарственный секретарь США Хэлл указал,
что заявление В. М. Молотсва должно

помочь румынам понять, что их собствен-
ные интересы требуют изгнания немцев из
Румынии.

Анлийские авторитетные круш 0 заявлении
Советскою правительства

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, авторитетные круги
Лондона весьма тепло приветствуют заявле-
ние В. М. Молотова по поводу советской
нолитики в отношении Румынии, которое
последовало в важный психологический мо-

мент. По мнению этих кругов, следует наде-
яться, что оно окажет благотворное `влия:
ние на румынское правительство, ибо это
будет для него последним шансом для того,
чтобы выйти йз войны, пока не слишком
поздно. :

Отклики английской печати —
на заявление Советского правительства

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Заявление
тов, Молотова по поводу Румынии опубли-
ковано на видном месте и на первых поло-
сах английских газет.

Дипломатический обозреватель газеты
«Дейли телеграф энд Морнинг пост» указы-
вает, что это заявление тепло воспринято
официальными кругами Лондона, где выра-
жается надежда на то, что это заявление
скажет желаемое психологическое влияние
на румын и побудит их отказаться от поло-.
жения вассалов Германии. «Заявление по по-

воду того, что Россия не стремится к тер-\

риториальным приобретениям в Румынии и
что она не намерена вмешиваться во внутрен-
нюю жизнь страны больше, чем это необхо-
димо для того, чтобы` разгромить германские
армии, — указывает обозреватель — расце-
нивается. как типичный пример умеренной
политики, уже продемонстрированной Росси-
ей в её мирных переговорах с Финляндией».

Газеты «Таймс» и «Дейли мейл» опублико-
вали аналогичные комментарии.

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Как переда-
ёт агентство Рейтер, вечерняя печать. обсуж-
дает позицию Финляндии и Румынии в свя-
зи с заявлением Народного Комиссара Ино-
странных Дел СССР о Румынии. Газета
«Ивнинг стандард» пишет, что положения
заявления Молотова «подкрепляются нагляд-
ным уроком той дипломатии, которой рус-
ские намерены придерживаться в отношении
стран-сателлитов».

Газета указывает, что политика, провозгла-
шённая Молотовым, является политикой,
«рассчитанной на то, чтобы увеличить шан-
сы прочности союза между Россией и запад-
ными державами. Она создаёт новые возмож-
ности для укрепления этого союза и будет
поэтому горячо приветствоваться теми, кто
видит в подобном единстве цели надежду
всего мира».

мецких и румынских войск, если последние

предпочтут сражаться под немецким коман-
дованием, и возвращение Румынии политиче-
ской независимости и территориальной цело-
стности. Слова Молотова адресованы в пер-
вую очередь Румынии, но они предназначе-
ны также для ушей Болгарии и Венгрии, ес-
ли только они имеют уши, чтобы слышать.
Народы этих восточных сателлитов знают
теперь, ‘на что им надеяться и чего. брятьзя.
Они могут .согласовывать своё поведение с
существующими в их странах обстоятельст-
вами.

В заключение обозреватель указывает, что
«вчерашнее московское заявление является
колоссальным по своим последствиям».

ate

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что утренние газеты одоб-
ряют заявление Народного Комиссара Иност-
ранных Дел В. М. Молотова о Румынии.
Газеты приветствуют русскую политику, как
«терпеливую и дальновидную». В передовой
статье, касающейся как Финляндии, так и
Румынии, «Таймс» пишет: «Форма русско-
го заявления имеет почти такое же значе-
цие, как и.содержание. Оно было ‘сделано
комиссаром иностранных дел Молотовым,
который ясно заявил, что в вопросе о Py-
мынии поддерживался контакт с Соединён-
ными Штатами и Великобританией и что за-
явление о намерениях «сделано с ведома и
согласия обоих наших союзников».

«Ньюс кроникл» пишет, что «Россия го-
ворит с румынами явно умеренным тоном».

«Йоркшир пост» пишет: «Русские усло-
вия находятся в полной гармонии с неизмен-
ной политикой Кремля в отношении запад-
ных границ России».

«Дейли телеграф энд Морнинг пост» ха-
рактеризует заявление В. М. Молотова 0

Отклики в США на заявление
Советского правительства

НЬЮ-ЙОРК, 2 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт вашингтонский корреспондент агентства
Юнайтед Пресс, члены конгресса США в
своих высказываниях приветствуют’ заявле-
ние В. М. Молотова. По мнению диплома-
тических наблюдателей и некоторых членов
конгресса, это заявление имеет большое зна-
чение с психологической и политической то-
чек зрения и сильно повлияет на других са-
теллитов Германии.

О

Заявление Хэлла в связи
со случайной бомбардировкой
Шаффгаузена

дарственный секретарь США Хэлл выразил
глубокое сожаление по позоду совершенной
1 апреля по ошибке бомбардировки амеря-
канскими самолётами швейцарского города
Шаффгаузен. Произведенное расследование,
говорится в заявлении Хэлла, показало, что
во время операций против нацистской воен-
ной машины группа американских бомбарди-
ровщиков по ошибке пролетела над швей-
царскими районами, расположенными на се-
верной стороне Рейна, и подвергла их бом-
бардировке. Правительство . Соединённых
Штатов, заявил. Хэлл, «возместит, насколько
это в человеческих возможностях, ушерб,
явизшийся результатом этого несчастного

события».
Иеполнение в боздиненкых Штатах
8-й симфонии Шостаковича

НЬЮ-ЙОРК, 4 апреля. (ТАСС). В. Нью-
Йорке состоялся кочцерт, на котором впер:
вые в Соединённых Штатах была исполнена
8-я симфония Шостаковича. Концерт
транслировался по всей стране радиозеща-
тельной компанией «Колумбия». Выступив-
ший с речью директор отдела поставок
в СССР Управления по руководству эконо-
маческой деятельностью в иностранных. го-
сударствах генерал-майор Уэссон заявил:
что этот концерт является «символом восхи-
щения, с которым две величайшие нации,
об’елинённые в этой войне, относятся друг
к другу и которые обещают ещё больше
укрепить их содружество в будущем».

Исполнение 8-й симфонии, продолжал он,
«является ‘не только“ выдающимся: событием
в музыкальном мире, но по своему значенаю
далеко выходит за пределы чисто музы-
кального события Мир об’ят войной, и ни
в олном уголке земного шара свободно люди
не могут полагаться на то, что свобода
булет сама по себе обеспечена, Нигле в мире
нельзя надеяться сохранить. свободу без
борьбы за неё, и поэтому нет ни одной
страны, гле бы свободные люди, как бы
могушественны и счастливы они ни были,
могли бы выиграть эту борьбу своими соб-
ственными усилиями, без помощи других
наций. Сама сила наших врагов вынуждает
свободолюбивые начцаи — малые и великие,
слабые и более сильные об’елиниться
в борьбе за свободу и права всех народов».

Далее Уэссон заявил. что «8-я симфония
влохновлена великолепной борьбой Совет-
ского Союза за изгнание нацистских захват-
аиков. Наша страна не испытала ужасов
вторжения, но наша свобода оказалась пол
такой же угрозой, как и свобода России.
Победы советской армии являются также #
победама лля Америки, одержанными нал
нашами врагами. Они являются главным

Румынии, как «русский реализм». Газета   образом результатом храбрости, военного
пишет: «Главное значение его заключается уастерства, произзолственного гения и
в крайней умеренности советской. ПОЛИТИКИ   жертв. понесённых армией Советского Со-
в отношении ещё одного соседнего госу-  кза и советским наролом. Но мы, амери-
дарства». канцы, также можем горлиться тем, что

Касаясь «крайней умеренности советской   помогали осуществлять эти побелы путём
политики» в отношении Румынии, «Дейли   поставох по закону о перелаче взаймы ила
телеграф энд Морнинг пост» пишет далее:   в аренду вооружечия и других военных
«Действительно, в точности такая же терпи-

Газета «Стар» пишет: «Время, подобно
Красной Армии, движется сейчас со стремн-
тельной быстротой. Каждый сателлит Гер-
мании, несомненно, видит сегодня отчаянное
положение, к которому его привели. Ни у
кого не может оставаться веры в звезду
Германии. Велгрия будет следующей стра-
ной, для которой наступит критический мо-

мент».

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Как указы-
вает дипломатический обозреватель агентст-
ва Рейтер Рендел Нил, сделанное Молото-
вым заявление, по поводу которого с англий-
ским правительством полностью консульти-
ровались и каждое слово которого англий-
ское правительство сердечно поддерживает,
наносит прямой политический удар Германии.
Оно опрокидывает немецкие утверждения о
том, будто победа Германии означает жизнь,
а поражение Германии означает смерть. для
её сателлитов. Молотов провозглашает с0-
вершенко обратное. Русские армии начинают
теперь на румынской территории новую кам-
панию, исходом которой явится разгром не-

мость была проявлена в отношении Финлян-
дии».

«Такое отношение к Финляндии и Румы-
нии,— продолжает газета,— проливает но-
вый свет на русские. предложения,. слелан-
ные Польше. Конечно, теперь невозможно
сомневаться в том, что, когда русские ска-
зали, что они удовлетворятся линией Кер-
зона и что они хотят «сильной и независи-
мой Польши», они думали именно то, что
говорили. Заявление Молотова следует прни-
ветствовать, как проявление солидной н увз-
ренной политики, направленной к сокраще-
нию войны и к тому, чтобы не оставить ни-
каких зародышей, способных породить но-
вую войну» $

К 135-летию со дня рождения

Когда появилось второе издание «Вече-
ров на хуторе близ Диканьки», Пушкин
вспоминал то сильнейшее впечатление, ко-
торое произвела на читателей первая книга
молодого Гоголя: «Все обрадовались этому

ны, высокое по своему поэтическому зву-
чанию. Автор «Полтавы» и автор «Тараса
Бульбы» видели единство двух братских
народов в их историческом подвиге, в. их

материалов, которые армия Советского Со-
юза так великолепно использовала в борьбе
против общего врага».

О

Заседание Консультативного
совета по вопрогам Италии .

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт корреспондент агентства Рейтер из
Неаполя, Консультативный совет по вопро-
сам. Италии будет в дальнейшем заседать
в Неаполе. Об этом об’явлено в коммюнике,
опубликованном Советом сегодня утром
после заседания, на котором были вынесены
решения о методах работы Совета и на кото-
ром был организован секретариат.

дутся на свете такие огни, муки и такая
сила, которая `бы пересилила русскую силу!».

И если в «Меотвых душах» достигла
ваибольшей высоты сатираческая тема Го-
голя, то в «Гарасе Бульбе» той же высоты
достигла у него тема героическая. Но обе те-
мы внушены Гоголю единою любовью к ро-
Tune. «Я живу весь... в своём народе и земле,
которые носятся неразлучно со мною и всё,
что там ни есть и ни заключено, блаже и

стремлении к светлому будущему.

У Гоголя две темы проходят сквозь все
его. творчество: тема сатирическая и тема
героическая. Если в повести «Иван Фелоро-
‘вич Шпонька и его тетушка», нарисовав са-

живому описанию племени, поющего и пля-
шущего, этим свежим картинам малорос-
сийской природы, этой веселости, просто-
душной и вместе лукавой».

ближе становится ежеманутно душе мо-
ей», — пасал Гоголь, работая над «Мертвы-
ми душами», а эта же горячая любовь к ро-
дине, заставлявшая Гоголя вскрыть, по его

Гоголь в своих «Вечерах» впервые пока-
зал русскому наролу прекрасный облик
братского украинского народа таким, каким
он отображен в его народных поверьях,
преданьях, песнях и исторических «думах»`

В «Вечерах» Гоголь явился великим нев-
пом Украины. Только один Шевченко. мо-
жет сравниться с ним по тому поэтическо-
му чувству, какое вложил Гоголь во всё,
что говорил об украинской природе. Знаме-
нитые описания вольного, гордого Днепра,
упоительной майской ночи на Украине—это
стихотворения в прозе, захватывающие сво-
им лирическим волнением. Описывая степь
в «Тарасе Бульбе», Гоголь сумел показать
ее пветущее приволье, ее неоглядный про-
стор неразрывно с жизнью народа, который
так же могуч и волен, как его степь, и го-
тов отдать жизнь за то, чтоб враг не тон-
-тал ее вольного простора. Гоголь выводит
в своих украинских повестях много дейст
вующих лин разных возрастов и характе-
ров — от поэтической Ганны и’ кузнеца Ва-
кулы до седых, старых дедов, караулящих
бахчи.— и замечательно: вся любовь Гого-
ля отдана ‘народу, котерый одновремевно и
пашет, и обороняет эти степи, раскинувши-
еся вольно и широко.

В «Вечерах» не смолкает народная укра-
инская песня. Ее звуки Гоголь воплотил в
в слова и в образы. Гоголь-художник
многому научился у ‘народной песни.

«Это народная история, живая, яркая, ис-
полненная красок, истины, обнажающая всю
жизнь народа... Весь пыл. все сильное,
юное бытие его выливается в народных
песнях».

Народная песня раскрыла Гоголю душу
украинского народа.

Из героических дум о казачестве, в кото-
рых народ-летописец сам рассказал O сво-
их подвигах, возник «Тарас Бульба», эта
воинственная народная песня в прозе..

Гоголь, соратник Пушкина по созданию
великой русской литературы, отдал огром-
ную долю своего таланта и труда на худо-
жественное воспроизведение образа Укран-

тирическою кистью сонный тупик старэ-
светской обывательщины, Гоголь оборвал
свое ‘повествование на полуслове; как бы не
в силах продолжать из-за того щемящего
чувства тоски, которое скоро заставит его
воскликнуть: «Скучно на этом свете, госпо-
да!»,— то в «Страшной мести» сквозь фоль-
клорную фантастику уже прорываются му:
жественные звуки народного эпоса борьбы
за родину, которые с несравненной силой
зазвучат в «Тарасе Бульбе».

Сатирическая тема раскрыта Гоголем во
всю мошь ее грозного звучания в «петер-
бургских повестях», «Ревизоре» и «Мертвых
душах». В мировой литературе не много
можно указать произведений, которые на-
сышены были бы таким пафосом сатириче-
ского негодования, как эти произведения
великого русского писателя.

Карающая сатира «Мертвых душ», при-
знавал сам Гоголь, «главное дело сделала:
она поселила во всех отвращение от моих
героев и от их ничтожности; она разнесла
некоторую мне нужную тоску и собственное
наше неудовольствие на самих нас».

Художник сатирического гнева, Го-
голь — реалист — обладал такою  Ша-
ротою и глубиною художественного об-
общения явлений жизчи, что созданные им
образы Хлестакова, Ноздрева, Манилова и
пругих постоянно служили средством хуло-
жественно-сатарического обобщения лиц и
явлений, наблюдавшихся и в другие годы,
но отмеченных ‘сходныма чертами сощиаль-
вого хишничества. обывательской подлости
и властвующей“ пошлости. Не`случайно го-
голевские образы послужили В И. Ленину
средством ‘Уничтожающей характеристаки
политическах реакционеров и социальных
обскурантов всякого рода.

Гоголь никогда не был художником одной
темы: Подавленный отрицательными, урод-
ливыми явлениями жизни, он с тоскою во-
склицает; «Скучно на этом свете, госпо-
да!» — но он прославляет подвиг борца, от-
дающего жизнь за родину: «Да разве най-

словам, «всю глубину мерзости» крепост-
нического общества, — эта же единая лю-

бовь к родине дала ему силы довести до вы-^

сокого, победного звучания героическую
тему народного подвига во имя родины и её
свободы.

Гоголь не писал по-украински, но, худож-
ник русского слова, он, говоря об Украине,
соединил в себе лирическую силу украич-
ского кобзаря, повествующего песнею о’ ве-
личии своей родины, с тою братскою любо-
вью к этой стране народного тероизма,
которою так богаты Пушкин в «Полтаве»,
декабрист Рылеев в «Войнаровском» и в
«Исповеди Наливайки».

В геронческом прошлом родины Гоголь
черпал надежду на светлую ее будущность.
Замыслив написать историю Украины, Го-
голь, как главную задачу своего труда,
определял намерение «представить’. как
образовался в ней (Украине. — С. Д.) воин-
ственный народ, означенный › совершенною
оригинальностью характера и подвигов;
каким образом он три века с оружием в
руках добывал права свой... как, наковец,
навсегда присоединился к России». Иными
словами. основной героической темой исто-
рии Украины для Гоголя является: рожде-
ние украинского народа в бурях истории,
как акт его героической воли к бытию,
и ето ‘неразрывный исторический союз’ с
братской Россией.

«Если в наше время воэможна гомериче-
ская эпопея, то вот вам её высочайший
образец, илеал и прототип!» — писал Be-
линский о «Тарасе Бульбе». Этою эпиче-
скою поэмою в прозе Гоголь завершил‘ во-
площение героической темы в своём твор-
честве. Основная идея поэмы — та же, что
основной мотив’ народных украинских
«дум», вдохновлявших Гоголя: любовь к
родине есть единение в подвиге боевого
братства-товарищества. Тарас Бульба пред-
‘ставлен Гоголем чертами народного вождя,
выражающего в своих действиях и словах

подлинную волю народа. Перед боем Тарас
раскрывает казакам завет их родной страны:   ся в будущем. Гоголь глубоко верил, что

Налёты авиации союзников на Будапешт
° и коммуникации немцев в Югославии

ЛОНДОН, 3 апбеля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент атентства Рейтер в
главном штабе войск союзников в Италии
сообщает, что сегодня тяжёлые бомбарди-
ровщики из состава средиземноморских BOS-
душных сил союзникоз бомбардировали сор-
тировочные станции и авиационный завод В
Буданеште.

Самолёты «Либерейтор» и «Летающая
крепость» совершили налеты на сортировоч-
ную станцию в Книне (Югославия). Самолё-
ты союзников бомбардировали‘ также стан-
цию Брод на дороге из Загреба в Белград и
станцию Дрниш на дороге между городами

`Пибеник и Книн. Книн является узловой

станцией на железчодорожной магистрали,
ведущей из Фиуме на Шибеник и Сплит.
ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Кофреспон-
дент агентства Рейтер при главном штабе
войск союзников в- Италии сообщает, что
прошлой ночью самолёты «Веллингтон» и
«Либерейтор» сноза бомбардировали Буда-
пешт. Основными об’ектами налета. явились
сталелитейный завод и завод вооружения
Манфред-Вейс В районе. цели возникло по

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ В МАРТЕ

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Английское
министерство авиации опубликовало сего-
дня атоговые данные о действаях англий-
ской аваации в марте. В. течение месяца
свыше 8 тысяч англайских ночных бомбар-
дировшиков сбросало на вражеские об’екты
28 тыс. тонн бомб. Март явился: рекордным
месянем в ‘области стратегических ночных
бомбардировок. Свыше 6 тысяч бомбарла-
освщиков действовало над территориеи Гер-
мании. сбросив на неё около 20 тыс. тонн
бомб. Около 8 тыс. тонн бомб сброшено ва

оккупированную немпама ‹ территорию
Впервые в олной операции. -- в налете на
Штутгарт 15 марта — участвовало свыше

1.000 тяжёлых бомбардировщиков. При бом-
бардировке Франкфурта 22 марта впервые на
олин об’ект было сброшено свыше 3 тыс.
тонн бомб,

Крупнейшие налёты были произведены на
Берлин; Штутгарт, Эссен и Нюрнберг.
Ожесточённость возлушных ‘налётов усили-
валась действиями бомбардировщиков тчпа
«Москито», сбрасывавших бомбы весом по
4 тыю. фунтов. .

Операции против. Германии производились
в течение 28 ночей марта. Е

В марте на Англаю было совершено зсего
шесть терманских налётов сравнительно
крупного масштаба.

Рост недоверия в Германии к официальной

гитлеровской

ЖЕНЕВА, 4 апреля. (ТАСС). Гитлеров-
ская газета`«Мюльгаузер тагблат» помести-
ла статью. в которой с тревогой констати-
рует широкое распространение среди Hace
ления Германии” недоверия к официальной
пропаганде, в связи с чем многие немцы, по
признанию газеты, рискуя жизнью, , тайно
слушают иностранные радиопередачи. Газе-
та констатирует, что это способствует еше
большему подрыву доверия к сообщениям
немецкой печати и радио. «Тот, кто занн-
мается этим опасным спортом (то-есть слу-
шанием иностранного радио).— пишет газе-
та— утрачивает способность видеть веши в
истинном свете... Явления, которые еще не-
давно казались ему-ясными.. становятся для
него непостижимыми, и озадаченно он гово-
рит, сидя за столом в пивной: «Вообще уже
ве знаешь, чему верить».

Газета констатирует, что так было, на-
пример. во время сражения в районе Кор-
Как известно, после
уничтожения Красной Армией в этом районе
10 окружённых германских дивизий и однон

сунь-Шевченковский.

бригады гитлеровское командование распро-

странило лживое сообщение о том, будто бы
окружённым германским войскам удалось
вырваться из окружения. Однако, по при-
знанию газеты «Мюльгаузер ‘тагблат», мно-

Военные действия в Итапии

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Главный
штаб войск союзнаков в Италии сообщает,
что артиллерия союзников обстрелавала во
многих местах‘ скопления вражеских войск,
интендантские склады и пути снабжения.

«Нет уз святее товарищества. Отец лю-
бит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя
любит отца и мать; но это не то, братцы:
любит и зверь своё дитя! Но породниться
родством по душе, а не по кроза. может
один только человек». Это родство «по
душе» есть родство по любви к родине, по
братскому союзу борьбы за веё.

В наши дни враг, попытавийся поло-
нить Украину, испытал на, себе, как умеют
бороться за родину потомки Тараса Буль-
бы. Боевое «братство-товарищество», воспе-
roe Гоголем, с  несокрушимой силой
пооявилось. вновь в борьбе советского
народа, прославившего себя теперь такими
блистательными победами.

Свою речь к казакам, готовяшимся к
кровопролитному бою, Бульба заканчивает
знаменательными словами: «Пусть же зна-
ют они (враги. — С. Д.) все, что такое зна-
чит в русской земле товарищество! Уж
если на то пошло, чтобы умирать. так вч-
кому ж из них не доведётся так умирать!
нньому, никому!» По-разному умирают ка-
заки в этом сражении, но все ‘смертью
храбрых, но все с ‘одним предемертным
пожеланием: «Пусть же пропадут все вра-
ги, и ликует вечные веки русская земля!»

Певец Руси и Украины, Гоголь, просла-
вив подвиг украинского народа в «Тарасе
Бульбе», с восторгом относился к подвигу
русского народа, совершенному в 1812 го-
ду. Наполеон «своими быстрыми движень-
ями оглушает Европу и налагает на нее же-
лезное ‘свое  протекторство,— пишет To-
голь.— Напрасно гремит против него в анг-
лийском парламенте Питт и составляет
страшные союзы. Ничто не имеет духа ему
противиться. пока он сам не набегает на
гибель свою, вторгнувшись в Россию...
Россия, сокрушившая этого исполина о не-
приступные твердыни свои, останавливает-
ся в грозном величии на своем огромном
северо-востоке».

Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь
намерен был вложить в уста одного из дей-
ствующих лиц ряд рассказов о народных
подвигах в Отечественную войну 1812 года.

Для чего в книгу о похождениях Чичико-
ва хотел Гоголь ввести эти героические
эпизоды из народной войны 1812 года?

Ответ ясен: за`темной и тесной «импе
рией» мертвых душ с ее «чичиковшиной»
Гоголь видел ‘подлинную; народную Рубь.
славную своими героическими  деяниями,
Как борьба украинского народа в прошлые
века, так и Отечественная война с Напо-
леоном были для Гоголя верным залогом то-
го, что народ таит в`своем ‘настоящем те. ве-
ликие силы. которые были уже явлены в

ЗЕЕ.

5 АПРЕЛ

ESS

Я 1944 г., № 82 (9539).

eer

Изменения в ссставе
Французского Номитета
Национального Освобождения

ЛОНДОН, 4 апоеля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт из Алжира, что деятели
французской коммунистической партии Фран-
суа Бийу и Фернан Гренье сегодня офици-
ально вошли в состав Французского Коми-
тета Национального Освобождения. Гренье
назначен комиссаром авиации, а Бийу — ко-
миссаром без портфеля.

Кроме того, Поль Жакоби назначен ко-
миссаром по делам промышленности и тор-
говля, а Андрэ.Дьетельм, бывший комиссар
по делам промышленности и торговли, Ha
значен военным комиссаром. Бывшему воен-
‘ному комиссару Андрэ ле Троке поручена
координация действий в южной зове Фран-
ции, :

крайней мере пять крупных пожаров. Tipou-
зошёл большой взрыв.

Произведенные воздушной разведкой фо-
тоснимки показывают, что во время дневного
налёта 3 апреля сотни тонн.бомб были сбро-
шены на сортировочную станцию Будапеш-
та, авиационный завод, аэродром, нефтеочи-
стительный завод, казармы и склады- Ин-
тенсивный огонь вражеской зенитной артил-
лерии не помешал налёту. Сбито 24 немец-
ких самолёта.

Бомбардировка Бухареста

Рейтер передаёт из главного штаба войск
союзников на Средиземноморском театре во-
енных действий о том, что авиация союзни-
ков бомбила сегодня военные об’екты в Бу-
харесте. Самолёты <Либерейтор» и «Летаю-
щая крепость» в сопровождении истребите-
лей «Лайтнинг» и «Сандерболт». действовали
крупными силами. Это был первый за время
зойны крупный воздушный налёт англо-аме-
риканской авиации на румынскую столицу.

Назначение генерала де Голля

главой французских вооружённых
сил

ЛОНДОН; 4 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт о том, что 4 апреля на сие-
циальном заседании Французского Комитета
Нанионального Освобождения было принято
решение 0 назначении генерала де Голля
главой французских вооружённых сил. Ге-
нералу де Голлю будет принадлежать право
окончательного решения по вопросам соста-
ва, организации и использования француз-
ских вооруженных сил.

—_—

Английская азиацая потеряла над Еврэ-
ной в общей сложности 331 самолёт, а на
других театрах — 222 самолёта, в то время
как германская авиация потеряла 349 camo-
лётов. ‘из которых 58 уничтожено над
Англаей.

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). В Лондоне
официально об’явлечо о том, что американ-
ские военно-возлушные силы на европей-
ском театре операцай в течение марта этого
года сбросили на германские военные прел-
приятия и пругие германские об’екты
30.172 тонны бомб и уничтожили 1.081 ‘rep-
манский самолёт. В течение этого месяца
американская авиация совершала 29.016
самолётовылетов, из которых 12.501 прихо-
дится на долю тяжёлых бомбардировщаков.
В этах операциях американская авиация
потеряла 369 бомбардировщиков (т. е. менее
3 проц. общего числа бомбарлировшиков,

Измененный состаз
французского Комитета
Национального Освобождения

АФИ передаёт из Алжира, что. Французский
Комитет Национального Освобождения 1 ап-
реля единогласно принял решение, по кото-
рому все его члены сложили свои полномо-
чия и перелали себя в распоряжение пред-
седателя комитета де Голля с тем, чтобы он
мог преобразовать комитет в соответствии с
планами национального об’единения. В ре-
зультате этого решения Французский Коми-
тет Национального Освобождения сформиро-
ван в следующем составе:

Председатель комитета — де Голль, ко-

участвовавших в налётах) и 178 истребите- миссары без портфеля — Катру, Анри Кэй,
лей — несколько более одного процента ©б-   дн дрэ Филип и Франсуа Бийу, комиссар
шего числа истребителей. принимавших   юстиции — Франсуа де Ментон, комиссар

участие в налётах. Во время пяти налётов
на Берлин было увичтожено 317 вражеских
самолётов, а потери американской авиации

иностранных дел—Рене Массигли, военный
комиссар — Андрэ Дьетельм, комиссар авиа-
ции — Фернан Гренье, комиссар военно-мор-

составили 140 бомбардаровщиков и 63  ского флота — Луи Жакино, комиссар
истребителя. .   внутренних дел — Эммануэль д Астье, ко-
миссар финансов — Пьер Мандес-Франс, ко-
миссар по социальным вопросам — Адриен

Тиксье, комиссар колоний — Рене Плевен,
комиссар путей сообщения и торгового фло-
ta— Рене Мейер, комиссар по делам про-
мышленности и торговли — Поль Жакоби,
комиссар народного просвещения — Рене
Капитан, комиссар информации — Анри Бон-
вэ, комиссар по делам пленных, высланных
и беженцев — Анри Френз, делегат по
управлению освобождёнными территориями
метрополии — Андрэ ле Троке, комиссар,
выполняющий поручения, — Монне.

Сегодня утром Комитет Национального
Освобождения на своём заседании утвердил
декрет об организации национальнон оборо-

НЫ.
—O—

пропаганде

гие нёмцы встрётили это сообщение с явным
недоверием. «Для умников, — пишет газе-
та,— это : (то-есть германское заявление)
оказалось недостаточно убедительным. Они
говорят: «Знаю, знаю,:. важным людям с
большим трудом удалось спастись из «кот-
ла» на самолётах, но солдатская масса была
брошена на произвол судьбы».

Газета пишет далее, что широко распро-
странены среди многих немцев и такие раз-
говоры: «Ведь когда-то национал-социали-
стские (то-есть гитлеровские) деятели за:

` области, но и в самом сердце Германии».

являли, что Германии нечего бояться воздуш-
ных нападений неприятеля, а сегодня уже
так много немецких городов превращено в
развалины и притом не только в Рурской

‚ Газета обрушивается на этих немцев злоб-
ной и яростной руганью, называет их «него-
дяями» и угрожает им самой жестокой рас-
правой.

Приезд Берли в Лондон

даёт агентство Рейтер, Вчера в Англию
прибыли помощник государственного секре-
таря США Берли и вице-председатель упра-
вления гражданской авиации США Уорнер.
Они будут обсуждать с ‘английским прави-
тельством вопросы гражданской авиации:

—O—.

Дезертирство из германской армии

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Лондонское
радио сообщает, что, по сведениям из ней-
тральных источников, в Берлине находится
не менее 60 тыс. дезертиров из`германской
армии.

Отставка греческого премьера

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Как пере»
даёт агентство Рейтер из Каира, греческое
информационное бюро сообщило сегодня ве-
чером о том, что греческий премьер-министр
Цудерос полал в отставку. Цуде реко-
мендовал греческому королю Георгу назна-
чить премьер-министром нынешнего морского
министра Софокла Венизелоса.

ОЕ

На всех фронтах проасходили стычки пат-
рулей.

Прошлой ночью тяжёлые и средние бом-
бгрдирозщики снова совершили налёт на
Будапешт, : < ‘

К событиям в Венгрии

ЛОНДОН. 3 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт из Лиссабона о том, что
венгерский посланник В Португалии Маг-
под де Водианер в опубликованной 2 апреля
цекларации заявил, что венгерская миссия
в Лиссабоне не признаёт нынешнего венгер-
ского правительства, сформированного после
оккупации Венгрии.

У

ва высочайший ‘под’ем для
для самоотверженной борь-

народ способен
новой жизни и
бы за нее.

При мысли о великом будущем, ожидаю-
щем родину, в Гоголе пробуждался вдохно-
венчый лирический поэт. Он не мог без вол-
нения и восторга говорить о тех, в ком ви-
дел светлые залоги этого великого будуще-

Письмо в редакцию
го. В думах о будущем русского народа Го-

голь обращается к образу гениального Ломо-
носова — поэта, ученюго, мыслителя, исто-
рика, патриота. вышедшего из народа:

«Всякое прикосчовение к любезной <ерд-

Приносим глубокую благодарность партии
и правительству, в дни Великой Отечествен-
ной войны широко развернувшим чествова-
ние. памяти Николая Аядреевича Римского

прошлом и с еще большею мощью проявят-

цу его России, на которую глядит он под ey H -HpORSABINY ee ae
vino 66 сияющей Gyaymecdmi: sonominer   T20P7Y 0 COMBE композитора, а также все»
фнолеиль: Чужотеорной», учреждениям, организациям и лицам, при

нявшим участие в проведении юбилея.
Так сам Гоголь, в лирических местах : у .

«Мертвых душ», захвачен, потрясен, патрио-
тически одушевлен необозримым величием
родной земли и исполнен веры в ее великие
силы. И, вникая в творческую мощь первого
русского ученого-крестьянина, Гоголь с ра-
достью и надеждою говорит про Ломоносо-
ва: «Он сам как бы первоначальный, проро-
ческий набросок того, что впереди».

Другим гением, в котором дан залог пре-
красного будущего, был для Гоголя Пуш-
кин. В: светлом уповании о грядущих судь-
бах родины писал Гоголь:

Пушкин — «это русский человек в конеч-
HOM его развитии... В нем русская природа,
русская душа, русский язык, русский _ха-
рактер отразились в такой же чистоте, в та-
кой очищенной красоте, в какой отражается
ландшафт на выпуклой поверхности оптиче-
ского стекла».

Героическая тёма Гоголя — со светлым
лирическим порызом, с искренней верой в
неизмеримые, растущие силы народа —
устремлена в будущее.

Нарисовав вольный и смелый образ рус-

Профессор М. Н. Римский-Корсаков.
В. Н. Римский-Корсаков.
Н. Н. Штейнберг (рожд. Римская-Корсакова)

ee

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм из героиче-
ской истории русского народа «КУТУЗОВ»—
Ударник (веч.), Москва (веч.) Метрополь
Родина (веч.), Колизей (веч.), Центральный
(веч.), Художественный  (веч.), Таганский
({веч.), Орисн (веч.), Шторм, Динамо {веч.).

Американский документальный Фильм «БИТ-
ВА ЗА РОССИЮ» — Метрополь.

БОЛЫПОЙй ТЕАТР — БЛУ — бал. Щелкун-
чик. Начало в час. вечера.
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЖАТРА — БЛУ —
Черевички. Начало в час. вечера.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 5ЛУ —
Волки и овцы. Начало в 7 зас. вечера,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Ордын-
ка, 69) — 5/1\У — Инженер Сергеев. Начало
в 7 час. вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — БЛУ — Пе-

оп.

ской тройки-птицы, неудержимо несущейся   ремона’ вместо сп. Воскресевие пойдёт си.
вперед, Гоголь восклицает: Три сестры. Билеты действительны, Начало
«Н : ; : > в 7 ‘ас вечера.
е так ли и ты, Русь, что бойкая необ- ФИЛИАЛ МХАТ — БЛУ — Школа злосло-
гонимая тройка, несешься? Дымом дымится   Вия. Начало в 7 час. вочера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(площадь Коммуны) — бЛУ—Укрощение строп-
тивой, Начало в 7 час. вечера.

под тобою дорога, гремят мосты, все отстает
и остается позади...»

Этот порыв в будущее, в его неизведан- teak ee м ee BY: Ore
НЫЙ, СВЕТЛЫЕ ликующий простор, не мог   шума из ничего  Начало ‘в 7 аб вечёрв,
быть остановлен някакою силой. ГОС. МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР

Будущее великого народа заключено (Теерской бульн., 23)—5ЛУ—Раскинулесь море

2 : В   широко. Начало в 7 час. вечера,
нем самом: в его. способности со всею пол- МОСКОВСКИЙ ТЕАТР  ДРАМЫ (ул. Герие-
нотою своих сил выйти на широкую дорогу    19), > 5ЛУ — Сывовья прёх рек. Начало

TOC. ДРАМА

С. РАМАТИЧЕСКИЙ ТКАТР имени МОС-
СОВЕТА (Каретный ряд, 3) — БЛ\У — Отелло,
вы 7. час. вечера.

а СКОВСКИЙй ГОО. ТЕАТР имени ЛЕНИН:
СКОГО КОМСОМОЛА — 5ДУ = Юность отцов,
Начало в 7 час. вечера,

т московский ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙЯ
(Пушкарев пер., д. 21) — БЛУ — Дети солнца.

истории,

Зная, как родной народ героически борол-
ся в прошлом за достойный его жребий в
истории, Гоголь верил, что эта борьба не
может не завершиться победой.

С. ДУРЫЛИН.

АДРЕС
Д 3-36-82: Иностранного —Д 3-37-50;

62150.

РЕДАКЦИИ и ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе,

Писем — Д 3-15-69; Местной сети —Д 3-15-47; Литературы и искусс

улица «Правды». д. 24.

ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 1-59-43; Пропаган; —. Л 3:33:88:
тва — Д 3-38-73; Боенного — Д 3-37-65; Секретариаг ac Д 3-15-64; Отдел обявлений — д 8.30120 ее ты x

Типография газеты «Правга» имени Сталина.

Начало в 7 час. вечера,

д 3-10-85: = г a
ать по телефону Te

Изд. № 173. aS