Lad

is

tt

It
ee

a
a
NT
i.
th

7 АПРЕЛЯ 1944 г., 75 84 (9541)

a x SE SS ES TEE EES

Кавалер ордена (Славы

` Сержант-комеомолец Александр. Минаев
ведет свое отделение в головном. наступаю-
щем батальоне. Сержанту всего двадцать
лет. Приземиетый, круглолицый, улыбчи-
вый, он кажется ещё моложе. Bower on nep-
вый год, но уже и в других батальонах, и в
хругих полках идет слава о подвигах Ми-
наева. :

увлекая за собой остальных. Девять бойцов
успели сделаль бросок. Велед. за этим пуле-
метный огонь из дзота преградил путь на-
ступающему взводу, и больше никто уже не
мог пробиться к белому домику.

Сержант Минаев зацепился за окраину
населенного пункта, —так называется это
ва языке военных донесений, Он заботливо

Форсировав реку, батальон капитана
Шубина с боями продвигался к пункту К.
Минаев, как всегда, шел впереди, в To-
ловном дозоре. Прирожденный разведчик, си-
биряв-таежник, он выслеживает немцев,
Бак опытный следопыт. Бесшумно подбира-
лись разведчики в окраине села. В окне
ближайшего дома тускло мерцал огонек. У
крыльца застыли неподвижные фигуры двух
часовых. Минаев поднолз совсем близко и
хал знав своим разведчикам. Жемчужников,
два брата Биселевы и другие — всё отделе-
ние Минаева в количестве семи человек —
окружили избу и открыли огонь из автома-
тов. :

— Хенде xox! — закричал Минаев.

перевязал руку раненому связному Лопухин-
скому, потом приподнялся и бросил в амбра-
зуру дзота гранату. Но, видимо, замал отсы-
pei,— граната упала на дзот и не взорва-
лась. Рядом, у домика, лежали немецкие
гранаты. Минаев тут же метнул одну, дру-
гую: Дзот вместе с немецкими пулеметчика-
ни взлетел на воздух.

Из соседнего блиндажа доносились редкие
одиночные выстрелы. Минаев разбил дверь
и вскочил в блинлаж. Сидевший в углу не-
мец испуганно поднял руки.

— Франсуз! Франсуз! — закричал он
истошным голосом, ;

Вокруг валялись десятки стреляных
ГИЛЬЗ.

плохо разделанную

Из лома, полняв руки, выскочили полу-
одетые немцы. Восемь человек. Восемь
«языков». Минаев отвел их к комбату капи-
тану Шубину. Капитан приказал немедлен-
но же вести пленных дальше, к командиру
полва.

— Важные «языки», — сказал похнол-
KOBHAR, ознакомившись с документами, и
весело посмотрел на разведчика. — Спасибо,
«ержант!

За свой подвиг Александр Минаев был
уагражден орденом Славы 3-й степени.

Пройдя с боями десятки километров, ба-
тальон подступил к самому пункту К. 3За-
легли в четыоехстах метрах от окраины.
Минаев, как всегда,— впереди, он должен
проникнуть на окраину, разведать силы и
огневые точки немцев. За ним пойдет взвод.

Тяжелые четыреста метров — от занятых
траншей до первых домов-——надо ползти по
болоту, по ледяной талой воде. Но сибиряк
He падает духом, — настойчиво и уверенно
он продвигается вперел. Рядом ползут сапе-
ры. Первая цель — крайний белый домик.
Возле него — немецкий дзот с несколькими
змбразурами, и оттуда хлещет огонь стан-
ковых пулеметов.

Саперы ворвались в белый домик, но нем-
цы тут же обрушили на него всю силу сво-
его огня. Саперы погибли.

А Минаев продолжал осторожно ползти.
Вот он уже в пятидесяти метрах от пели.
On переждал шквал огня и рванулся вперед,

— Там разберутся, какой ты француз, —
сказал Минаев и вытащил немца из блин-
хажа.

Со всех сторон свистели пули. Из де-
вяти человек, которых Минаев привёл на
окраину села, целыми остались только трое.
Между тем немцы собрались в контратаку.
Захача Минаева была выпелнена, надо было
возвращаться. Засев в канаву, полную во-
лы, сержант сдерживал немцев и прикры-
вал отход евоих товарищей. Немцы прибли-
жались к Минаеву. Он выбирал цели я
стрелял, перебегая с одного места на дру-

гое. Он выпустил три автоматных магазина;

н только тогла, когда патроны пришли к
концу, он——то ползком, то вплавь по ши-
рокой канаве — лобрался к своим.

И вот он стоит перед комбатом, локлады-
вает итоги разведки; с мокрой, прострелен-
ной шинели стекает вода, в руках— автомат.
Минаев рассказывает о «французе», и хит-
роватая улыбка освещает его широкое юно-
шеское лицо. А глаза — открытые и ясные;
такие глаза бывают у людей с очень чистой
душой, у людей, которые знают свою цель
и бьются за неё ло конца.

Батальон готовится к штурму. Собрать и
возглавить штурмовую грунну приказано
сержанту Александру Минаеву.

Ал. ИСБАХ.

Действующая армия,
6 апреля. (По телеграфу).

Агитатор полка

(От военного корреспондента «Правдь»)

Есть на фронте группа людей, о которых
обычно мало говорят и мало пипвут, хотя
они играют чрезвычайно важную роль в
формировании боевого духа армии. Это —
полковые агитаторы. Е

Быть агитатором — зючетное и ответст-
венное дело. Агитатор полка должен быть
з курсе важнейших событий, должен знать,
что происходит в стране, чем живет фронт.
Он обязан глубоко ведать солдатские ду-
мы и на любой вопрос, волнующий бой-
пов, дать ответ — простой и убедитель-
вый.

Умело строит свою работу агитатор пол-
ка гвардии капитан Невдобенко, участник
битвы под Сталинградом. Его хорошо зна-
ют в полку, любят и ценят. К нему идут
за советом и всегда получают. его.

Невдобенко использует самые гразнооб-
разные формы агитационной работы. Широ-
кую известность в части приобрели «ли-
стовки-молнии», выпуск которых он орга-
низовал вместе со своим активом. Эти ли-
стовки, распространяемые прямо на поле
боя, в цепях, популяризируют героизм пе-
редовых людей полка, призывают бойцов к
новым подвигам. В одном из сражений по-
гиб гвардеец Суховеев. Невдобенко тут же,
под огнем, выпустил короткую, волнующую
листовку-молнию:

«Гвардейцы! В рукопашной схватке това-
pam Суховеев уничтожил пятналцать гит-
леровских бандитов. Пуля подлого врага
оборвала его жизнь. Отомстим за ‚ кровь
repos!» :

Листовка эта пошла по цепям, бойцы
прочли ее и с удвоенной яростью обруши-
лись на врага.

Однажды немцам удалось потеснить один
из наступавших батальонов: к моменту вра-
жеской контратаки бойцы слабо: закрепи-
лись на рубеже. Невдобенко‘ немедленно

зас

*

же отправился на этот участок. Здесь он
провел беседу с бойцами. Он говорил о
TOM, как важно для хода всей операции
улержать занятый рубеж, не дать немцам
вырваться из полукольца; говорил о стой-
кости при отражении неприятельских контр-
атак, привел яркие примеры из опыта ста-
линградских боев. Беседа атитатора имела
большой успех.

Конечно, полковой агитатор не может
быть вездесущим. Только опираясь на пар-
тийную и комсомольскую организацию, на
созданный им актив агитаторов в подраз-
делениях, он сможет выполнить стоящие
перед: ‘ним. задачи. И. Невдобенко не жа-
леет трудов для подготовки кадров агита-
торов. Он проводит с ними занятия, инст-
руктирует их, делится опытом, подсказы-
вает темы бесед, рекомендует статьи и ма-
териалы для прочтения.

Невдобенко привлек в ряды агитаторов
даже поваров и старшин. Он правильно
учел, что повар и старшина по роду своей
службы чаше другах встречаются < бойца-
мя и могут, при ‘соответствующей подго-
товке, быть активными проводниками по-
литического влияния. Вначале Невдобенко
договорился < ними о TOM, что при выезда
нз передний край они’ будут захватывать
с собой листовки, газеты и сообщения
Совинформбюро. Затем, когда это вошло в
привычку, он стал инструктировать их, ре-
комендовать им самим различные материа-
лы для чтения, проводить с ними беседы.
И агитатор полка постепенно добился то-
го, что хозяйственники стали его ревност-
ными помощниками не только в распрост-
ранении литературы и газет, но и в раз’яс-
нении текущих событий.

П. ЯХЛАКОВ.

3-й Украннский фронт. (По телеграфу).

ада

Солдатский сон хотьхне долог, зато сла-  ному для него месту. Вскоре рота выстрои-
лок. Засыпает солдат мгновенно и сны ви-  лась, готовая к выходу в дело. Капитан ко-
лит больше домашние. Поспал, как в от- ротко об’яснил залачу. Говорил он едва
пуску побывал: детишек и жену повидал,   слыштно, но тишина вокруг была такая, что

теперь и дальше воевать можно...

каждое его слово слышали все. И то ‘ли

Мир солдатской души глубок и многооб-  от этой тишины близящегося к полночи
разен, много в нем ярких и прекрасных ка-   времени, то ли от того, с каким вниманием
честв, каждое из которых и понятно, и об’-  слушали его люди, у капитана Сергеева
яснимо. Но особенно ярко проявляется во! было светло на душе. Он чувствовал вели-
все времена в душе нашего солдата благо- кую близость к стоявшим перед ним людям,
детельное свойство болрости, той беспример-  с которыми уже много дорог было пройдено и
ной бодрости, которая помогала сносить тя-  с которыми ему предстояло разделить этой
жесть неудач, верить в будущее и совер-  ночью трудности еше одного похода.

шать подвиги во имя этого будущего.

Полк стоял вплотную перед старинным

Были у нас тяжелые времена. Многое   городком, в котором еще держались немцы.

пережил в те дни солдат, но бодрости не те-
рял, верой в победу жил.

— Погоди! — говорил солдат, лежа за
грудой развалин на берегу Волги.— Пого-
ди, мы на твоей земле походим...

Все тяготы сносил нали боец, не знал ни
сна, ни отдыха, ждал своего времени... Как
же может быть долог солдатский сон сейчас,
Korda время пришло?

Задача полка состояла не только в том,
чтобы выбить немпев из городка, но и в том
также. чтобы отрезать пути отступления,
не дать немпам уйти и помешать уничто-
жению красивого горолка, уже много раз
стралавшего от военных потрясений за по-
следние три десятилетия,

Из городка на юго-запал и юг расходи-

лись Шоссейные дороги, в треугольнике
между ними лежали разбухшие весенние

Нахимовское военно-морское   подготовительное училище. На снимке: начальник
училища контр-адмирал В. Ю. Рыбалтовский беседует с воспитанниками Павлом
Васильевым, Виктором Бычевским, Геннадием Арнет и Дмитрием_Колот.
Фото С. Короткова.

Весеннему севу — высокое качество!

В Базар-Кургане упрощают.
_ агротехнику ,

Постановлелие Совнаркома СССР и ЦЕ

ВКП(б) о’ плане сельскохозяйственных ра-
бот в 1944 году прашло в Базар-Курган
21 марта, а утром 25 марта председатель
колхоза имени Буденного Нерматов распо-
рядилея приступить к севу хлопка на по-
ле, вспаханном только один раз и по-на-
стоящему не взрыхленном. Напрасно стаз-
ший агроном МТС пытался растолковать
председалелю, какой вред приносит такое
упрощение агротехники. Перматов решил
первым в районе рапортовать о начале се-
ва хлопка, хотя бы для этого пришлось
положить семена в мелко вспаханную и
почву. Потребовалось
вмешательство уполномоченного обкома
партии Гусева, чтобы уговорать руковоли-
телей колхоза отцепить сеялку, прицепить
плуг, приступить к

поля. о

Вредное упрощение агротехники полу-
чило в Базар-Курганском районе широкое
здесь
снижаются из года в тол. Многие еклон-

распространение. Урожаи хлопка
ны. об’яснить это ‘влиянием засухи. В дей-
ствительности же дело об’ясняется проще.
Из рук вон плохо работал тракторный парк,
резко снизилось качество предпосевной обра-

ботки, зяби подняли мало, пахали мелко и

только один раз, бороноваля в один слех.
Поля как следует не удобряли, сеяли
поздно, в сухую неразработанную почву. За
посевами ухаживали — Плохо.
систему, полностью  оправдавшую

скопом. Откуда же быть урожаю?

большинстве колхозов пашут мелко, Gopo-
нуют в один след, хотя мощность тражто-
ров вполне позволяет бороновать в два—
три следа: Разрыв между первой и вто-
рой вспашкой достиг нескольких тысяч
тектаров; Тагла в поле не видно, добрая
половина тракторов простаивает в борезде
из-за  недоброкачественного ремонта я
скверного технического ухода в поле.

В колхозе имени 15-летия Октября ве-
AYT сев хлопка п плохо унавоженной’
почве. Навоз лежит на фермах, & десят-
ки гектаров земли так и не получили ни
единой тонны удобрения.  Позволительно
спросить председателя колхоза Кадыкова:
чем были заняты  полеводческие брягады
зимой? В комхозе Кенчеш-Куча удобри-
ли только пять гектаров земли. Остальная

повторной . вспашке

Звеньевую
себя,
местами ликвидировали, на поля выходили

же площадь—325 гектаров осталась не
унавоженной, вспахана мелко, © огреха-
ми, проборонована плохо. А ведь в колхо-
зе была полная возможность тщательное
обработать весь хлопковый массив. ~ __
Отмечены случаи недооценки машин. В
колхозе имени Калинина начали сев вруч-
ную, хотя рядом стояла совершейно ис-
правная четырехрядная сеялка. В колхо-
зе имени Дзержинского трактор безлейст-
вовал целый день только потому, что за-
были во-время привезти плуги. По собед-
ству в колхозе имени Токтогула целый
день простояло несколько плугов из-за от-
сутетвия тракторов. В. колхозе имени Карла
Маркса сняли с хлопкового поля мощный
гусеничный трактор и направили его на
вспашку огорода. Весь день крутились
трактористы на крохотном неудобном за-

Юные моряки

Прошлогодние ошибки полезно помнить,
чтобы больше\ не повторять их. К сожале-
нию, во многих колхозах Базар-Курганско-

гоне, а большой массив терял дорогую вла-

В декабре прошлого года в Тбилиси от-
крылось Нахимовское военно-морское под-
готовительное училище. Улица Камо, на
которой ‘оно находится, сразу приняла 06о-
бый «приморский» облик. Форма моряка,
такая редкая здесь раньше, стала уже по-
вселневной, привычной.

Нахимовское училище имеет целью. под-
готовить своих воспитанников к постунле-
нию в военно-морское училище и к после-
дующей службе в офицерском звании во
флоте. За время пребывания в училище
воспитанники получат среднее образование.
Здесь будущие морские офицеры  приобре-
тут первые познания в области военно-
морского дела.

Срели нахимовнев большинство — дети
моряков, погибших в боях за Родину, и де-
ти офицеров — героев Отечественной вой-

щем флоте. Группа воспитанников —— сами
участники боев с фашистскими захватчи-
ками. Онш отмечены правительственными
наградами.

`Офицеры-воспитатели всеми средствами
стараются привить юным морякам любовь
к морю и к их будущей профессии. Лю-
бимый терой воспитанников — адмирал
Павел Степанович Нахимов, чьим именем
названо училище. Славные традиции рус-
ского флота являются благодарнейшим ма-
териалом для воспитательной работы, ко-
торый помогает формировать характер бу-
дущих моряков. И уже сейчас многие из
них мечтают о походах, о плаваниях.

Для преподавания в Училище привлече-
ны лучшие педагоги.

На-днях в училище закончились весен-
вие каникулы. Ребята отдохнули и вновь

пы, несущих боевую вахту в Действую-  принялись за учебу.

Радуле СТИИЕНСКИЙ

К оружью, верный сын
отечества!

Три года минуло, о. братья югославы,   5 PS
‚Как в нашу родину ворвался враг кровавый.

Но Тито-богатырь народу подал знак:

«К оружью, верный сын отечества, юнак!»

О, Югославия! Вершины в поднебесьи!

О, тропки тайные в нагорном чернолесье!
Морская бирюза и жемчуг берегов,

И золото полей, —восстаньте на врагов!

Глубинный мрак пещер и`радуг полукружье,
И гром, и молния—богов войны оружье,
Подземные ключи и травы на лугу,
Восстаньте на врага, несите смерть врагу!

Защитой станьте нам и станьте все в дозоре!

Чтоб нам не жить в ярме и вам не быть в позоре,

Чтоб вольный край славян не впал навек во мрак,
Вз’яритесь на врага—и да погибнет врам! f

Юнаки бросились под стяг восстанья к Тито,
Леса и горы им надежная защита,

Им каждый куст кругом и камушек знаком, -*
И ширится война народная с врагом...

О, Тито наш, себя покрывший громкой славой,

Наш югославский вождь в борьбе священной, правой,
Чье имя прогремит на всю земную ширь!

Живи, круша врагов, наш Тито-богатырь!

го района и в этом году с легким сердцем
идут на новые всевозможные нарушения

агротехники, хотя никаких оснований для’

Этого нет. Рабочей силы здесь хватает,
есть семена, минеральные удобрения, трак-
торы, инвентарь. Погода прекрасная, позво-

ляет высеять хлопок на полмесяца рань-
ше прошлогохнего. Таким образом, сульбз

урожая целиком зависит от ружоводите-
лей, от их уменья использовать имеющие-
ся возможности.

Борьба за урожай — прежде всего борь-
ба за влагу. В первые дни весенних поле-
вых работ необходимо бросить тракторы и
живое тягло на закрытие влаги. В Базар-
Курганском районе‘ этого ue делают. В

В районе несколько тысяч гектаров
озимой пшеницы. Носле выпавших в кон-
це марта лождей следовало немедленно
проборонить озимь, предупредить образова-
ние корки. Из областного центра непре-
рывно звонят в райземотлел, райисполком,
райком партии и требуют приступить к
боронованию озимых. Прошло несколько
дней, корка образовалась, земля сохнет.
В колхозах все еще прикидывают, где
взять тягло. В то же время много. лоша-
дей и быков занято на второстепенных
или не срочных работах.

А. КРИВИЦКИЙ. (Корр. «Правды»).

Базар-Курганский район,
Джалал-Абадская . область.

+

Не терять золотого времени

< Председателя колхоза имени Буденного,
Акмолинского района, мы не застали дома.
Он поехал в обком партий с жалобой на ру-
ководителей Бозайгирской МТС.

— Уже три дня, как пахать можно, зем-
ля пересыхает, говорит колхозный агро-
HomM—— A к нам до сих пор тракторы не
прибыли. Опасаемся, что опять, как в прош-
лом году, затянется посевная.

В соседнем колхозе «Талапкер» также
нет пока тракторов. Они все еще находят-
ся на усадьбе МТС. Несмотря на спелость
почвы, плохо развертывают полевые рабо-
ты колхозы таких южных районов, как
Вишневский, Акмолинский, Атбасарский.

Тем не менее в обкоме партии царит ат-
мосфера благополучия. Промедление с раз-
вертыванием полевых рабеф здесь никого
не волнует. Печальные уроки прошлого го-
ла, когда посевная растянумась почти Ha
два месяца, ничему местных работников не
научили.

— Не ждали такой ранней весны, — го-
ворит второй секретарь обкома тов. Жан-
баев.

Но, увы, весна тоже не могла ждать,
когда ее позовут в Акмолинск. Да и ран-
няя ли весна виновата в том, что в Макин-

свой МТС, например, до сих пор стоят не-
исправными 22 трактора, из 92 плугов
исправными Е началу  пахоты  оказа-
лись только 24, а из 74 сеялок пока гото-
вы только 14? Истинная причина: кроется
в той неорганизованности, которая еще ха-
рактерна для некоторых акмолинских МТО.
Несмотря на то, что сроки ремонта давно
истекли, в области отремонтировано пока
только 55,6 проц. тракторов. Лишь 20 МТС
из 42 выполнили план ремонта.

Во многих колхозах развертывание по-
севных работ тормозитея отсутствием: ‘хо-
статочного количества подготовленных” се-
мян. Требовалось обменять более 100
тысяч центнеров о некондиционных ^се-
мян на кондипионные. Своевременное этого
He сделали. Теперь колхозы вынуждены
часть живого тягла использовать на пере-
возках семян вместо того, чтобы поставить
его на полевые работы. т

Время не ждет, почва сохнет.  Требуетея
большая маневренность и организован-
ность, чтобы на ходу устранить недоделки
в подготовке к посевной и во-всю развер-
нуть полевые работы. не

Г. ГАРКУША. (Корр. «Правды»). ›

Акмолинская область. as

Воронежская область закончила ремонт тракторов

ВОРОНЕЖ, 6 апреля. (Корр. «Правды»).   ностью выполнили государственный план
ремонта тракторов. Сверх плана отремонти-

Исполняются вещие сроки. Серлце то-  поля, километрах в двенадцати обе дорога
ропит соллата вперед. Носпал вполглаза, от-   упирались в лес... В этом лесу и нужно
дохнул чуток — и в путь. Победа не сидит   было засесть и встретить немцев, когда они
у костра на привале, она любит труд на   попытаются уходить. В том, что они булут
полях сражений, на расеветных лорогах и   УХолить, никакого сомнения не было: лей-

ствия других рот и батальонов, продуман-
х, к побеле идут, не жа-
ce Hepenpans aa ные и согласованные, заставят их это сле-

лать поневоле.
Вот почему капитан Сертеев не чувство-

> e ii Рота вышла из села и зашагала по топ-
вал никаких угрызении совести, когда от кому проселку. Было, сльышино только, как

давал приказ булить свою роту, хотя знал,   месят сапоги бойцов лорожную грязь 1a
что его люли спали всего два часа с не-   изредка хлюпает вола в размытой колее.
большим, и это после трудного боевого дня    (‘ергеев шел с первым взводом, рядом _е
и большого перехода. Сам он отлыхал и 10- ним шагал его орлинарец — лихой автомат-
го меньше, потому что у него, как всегла, чик Никита Беседин и команхир отделения
было больше забот. сержант Лихолай —= коренастый, неутоми-
Время близилось к полночи, люди. вы-   MBI полтавчанин, говоривитий о себе толь-
ходили из хат, повживались от холода, пе-  Во в третьем лице. Командир роты молчал,
реговаривались вполголоса, сновали взад/а Лихолай и Беселин без умолку говорили
и вперед межлу плетнями и постройками.   вполголоса 0. всякой всячине. Беседин
В темноте происходила та кажущаяся не-  иногда. посмеивалея, чувствовалось, что

ля до Сталинграда моцюн зробив, чуеш, 1
на обратну дорогу силу збер... А чого так?

Того що Лихолай усе робить no coBicri —

коли треба ли’, коли треба встав! От вн 1
жив-злоров, Беседа!

— Ну-у— протянул Беседин насмеш-`

ливо,— загибаенть... Не на курорте же! Тут
иной раз и две ночи не ложишься...

—= Так хба ж Лихолай с тобою про ку-
рерты? В атаку биты — вставай, бомба
виё, або кулемет стугонить — лягай...
Будь здоров, тодр шмень тебе не вколупне!
Что же ты так бережешь себя? Так
беречь себя. — ло конца века войну не
извелем...

— Чихолай nimmesi не Mimenb на

стрельбини, чуеш? Поставили ii сторчма,
вона й стоить! Ha швдн: уже до румуншв
нап добралися, 1 нам до корлону може 30
два переходи зосталось... Охота тоб1 в такий
Час шл дурну пулю потрапити?
Да они все одинаковые, пули эти, —
хохотнул Беседин,— а кляняться им я не
обучался, смерти не перехитришь... Прав-
да, вель?

Хотя Беседин ни к кому собственно не
обращался, шагавший рядом с ним коман-
дир роты понял по тону, что орлинарец об-
ращается к нему. Лихолай тоже умолк, ожи-
лая ответа, — серьезность его
была очевидна. Был он смел ло самозабве-
ния, и командир роты мог свидетельство-

молчания

Перевел с сербского Л. Неньковский.

ae

оврагу. Олин из бойцов, шедший впереди,
покатился по крутому спуску и упал в ру-
чей на дне. Бойца вытащили из ручья, да-
ли чарку водки и лвинулись дальше. Осве-
щая тусклым фонариком карту и справля-
яеь по компасу, Сергеев вывел свою роту
ко второму оврагу, который тянулся почти
рядом с южной дорогой и давал возмож-
ность скрытно войти в самый лес. Цель пе-
рехола была лостигнута. Рота оседлала юж-
ную дорогу, без выстрела сняв небольшой
немецкий пост, дремавший на опушке.

Уже светало. Ветер донес отголоски ру-
жейной и пулеметной стрельбы. Сергеев
знал, что городок булуг штурмовать без
предварительной огневой подготовки. Он’ не
сомневался в исходе дела и следил теперь
за полосою неба, свисавшей над юго-запал-
ной дорогой. Оттуда лолжен был подать ра-
кетой сигнал о своем прибытии старший
лейтенант Воронихин, отправившийся со
своей ротой часом ранее, чем он. Небо все
больше и больше прояснялось, 3 сигналь-
ная ракета не вспыхивала. Капитан начи-
нал ощущать беспокойство.

— Если Воронихин по пути ввязался в
драку, то он, пожалуй, не успеет ко вре-
мени,— думал Сергеев, расхаживая между
кустами опушки, — нужно что-то предпри-
нимать...

И, как это с капитаном часто бывало, в

МТС Воронежской области к 1 апреля пол-

Ser Sie ee ВИЕЙ

красневшийся, сбросив шинель для улобет-
ва, стучал топором под корень высокой бе-
резы, когда прибежал боец из пулеметного
взвода, расположенного на опушке, и с0-
общил о том, что на дороге появились нем-
цы.

— Много их? — спросил капитан, вы-
таскивая топор, завязший в сочном теле бе-
резы.— Как раз ко времени...

Й мгновенно, едва он успел отдать при-
казание, люди, только что с азартом ру-
бившие деревья и устраивавшие завал, рас-
положились на заранее намеченных местах.
Возбужленные работой, они с нетерпением
ожидали минуты, когда смогут пожать
плоды своих трудов. В лесу воцарилась ти-
шина. `

(Сергеев стоял, ‘полузакрытый кустом, у
подножья могучего дуба, на котором еще
красовались прошлогодние листья цвета яр-
кой меди. Одна ветка находилась у самых
глаз Сергеева, он смотрел сквозь красные
листья на дорогу и отчетливо вспоминал
резкие очертания нового костела, крытого
листовой красной медью, из окон которого
летом сорок первого года его обстреляли
немцы.

— А ведь до костела этого рукой по-
лаль,— подумал капитан Сергеев и тут же
услышал шум приближающихся машин.

ровано 27 машин.

воздух. Переступив через них, ординарёен
побежал к дороге, где уже разоружали ‘пер-
вых пленных.

взвол, посланный Сергеевым на югб-запад-
ную дорогу. Взвод пришел туда ко-време-
ни — старший лейтенант Воронихин вел
бой с группой отступающих немцев. Взвод
неожиданно ударил немцам в спину и решил
исход схватки. Со взводом вернулся и сер-
жант Лихолай. Он был сильно возбужден,
глаза его, несмотря на усталость, горели, °
Беседа! — крикнул он еще излали,
какими-то неестественными движениями
плеч и туловища оправляя на себе ши-
нель, покоробившуюся от грязи и воды. =—
Що ты тут воловодишься? Пипюв би” та
подивився, сылько мы 1х там наложили...
Машины горять, мов свчки... Там одного
прованту на три див! =

Командир роты стоял поодаль и смотрел
на них. Беседин и Лихолай были оба очень
молоды, но теперь казались ему совсем
мальчиками, несмотря на то, что сержанта
он знал как бывалого бойца, а о своем -ер-
хинарце тоже держался высокого мнения.

— Сержант Лихолай! — крикнул капи-
тан Сергеев.— Возьмите двух автоматчи-
ков, пойдете сопровождать пленных...

..Двумя часами позже вернулся первый

.—- Товарищ капитан! — взмолился Ли-
холай, слелав уморительную гримасу.— У

Он вынул пистолет, пустил патрон в
ствол и. лержа пистолет в опущенной руке,

минуту, когда ноложение казалось уже без-
выходным, яркая и дерзкая мысль пронес-
лась в его мозгу. Она казалась осуществи-
мой, нужно было только не терять времени.
Кликнув Беседина, он отправил его в пер-
вый взвод с приказанием немедленно вы-
ступить, лвигаясь влоль опушки леса к
юго-западной лороге, и в случае надобности
помочь Воронихину. План капитана был
прост — оставшиеся взводы рубят лес и
устраивают завал на шоссе. Завал во вся-
ком случае остановит немцев, а сдержать
и разбить их можно будет и небольшими
силами.

Работа закипела дружно,. хотя топоров
оказалось мало. Стволы дубов и берез ва-
лили поперек дороги. Вскоре она была уже
не только непроезжей, но и непроходимой.
Чтобы расчистить дорогу, нужно было бы
потратить немало времени и усилий, так

вать перед своей совестью, что Лихолай
не ради спасения жизни бережет себя, a
действительно ради разговора с врагом на
земле’ врага, ради того’ справехливого и не-
отвратимого мщения, дума о котором почти
три гола томит соллат.

— Вы, Беседин, иногда, действительно,
без толку под пули суетесь,-— помолчав и
подумав, сказал капитан.— Долг солдата
состоит в том, чтобы жить для победы. У
нас с немцами счеты не кончены...

Так тя ж про це! — восторженно-
громко зашентал Лихолай.— А Беседа не
розуме, 60 думае, що храбрий...

— Да я что же? Что верно, то верно,
примирительно забормотал Беседин. Он, ка-
жется, хотел еще что-то сказать, да в это
время впереди послынталея шум, тяжелый
всплеск воды и невнятные голоса.

— Ну-ка, сбегайте; разузнайте, в чем

разбериха, которая на самом деле является   только обстановка ночного марша не позво-
высшим порядком, когда каждый делает   ляет ему расхохотаться во все горло. .

известное, заранее определенное ему дело

— Ти, Беседа, ще двох пар портянок

и спешит к известному, заранее определен-   на вйн! не зносив, & Лихолай од Перемыш-

там дело.-— приказал. ему командир роты.

Выяснилось, что рота, давно уже свер-
нувшая с дороги и шедшая теперь напря-
мик по вязкому полю, в темноте подошла к

как огромные ветки и сучья срубленных
деревьев переплелись межлу собой, обра-
зовав густую упругую сеть.

Капитан Сергеев, разгоряченный, рас-

была расстреляна. Беседин со своим автома-
том возник из-за дуба во-время, немцы
падали, взмахнув руками, как бы обнимая

затаил лыхание. Знакомое ощущение близо-
сти боя и связанной с этим опасности хо-
лодком пробежало по спине. Он почувство-
вал у себя за плечамя шумное дыхание
своего ординарца. Нервый грузовик пока-
зался из-за поворота дороги, в нем лежали
какие-то мелки и ящики, на ящиках си-
дели немецкие солдаты, зажав межлу ко-
ленями винтовки... Сергеев поднял писто-
лет на уровень глаза и трижды нажал на
спусковей крючок. Он не услышал своих
выстрелов, они потонули в раскатистой
дроби пулеметных очередей, в звонком трес-
ке ружейных залпов, в гулких взрывах.
гранат. Загорелись уткнувшиеся в завал
машины, перепугавные немцы бежали в
лес, прямо на пулеметный огонь.

Капитан увидел, как к его дубу устре-
милась группа обезумевших - от страха
немецких солдат... Он поднял руку, чтобы
выстрелить, но тщетно, — вся обойма уже

мене автомат сам на HIMMeB стрляе, мене
посылать не можна... Тай на б1са 1х про-
вожать? Вони тепер за милу душу на пункт
йлуть Гтщать не збираються...

Но пленных все-таки отправили пол ох-
раной—их повели легко раненые бойцы, а
рота- Сергеева после короткого отдыха-ушла,
внеред тем бодрым, легким шагом, который
бывает у людей, уверенных в себе, в пра-
воте своего дела, в победе. Весенний, пол-
ный солнца и птичьего гомона лес шумёт
по сторонам дороги. Ручьи журчали ралоет-
но и хлопотливо, а последние глыбы почер-
невшего снега, притаившиеся в тени ку-
стов, на глазах таяли, обнажая бурую зем=
лю, покрытую прозябшими побегами неже
но-зеленой травы... И вскоре капитан Сер-
теев увидел за холмом крытую красной ли-
стовой медью крышу костела, из окон ко-
торого его обстреляли почти три года назад.

Здесь рота окопалась и залегла для но-
вого боя...

Леонид ПЕРВОМАЙСКИЙ.

1-й Украинский фронт, апрель.

sen