БОРА ИЕ МИ ИИ Е ДНЕ

ЕЕ ЕЕ ЗВВЕЕ

Исторический день

пля народов

Для чехословацких патриотов на родине
п за границей день 8 апреля останется
одним из самых памятных дней: мы узнали
из приказа Маршала Советского Союза

И. В. Сталина, что Красная Армия достигла,

восточных границ Чехословацкой республи-
ки, Для народов Чехословакии это лействи-
тельно историческое событие.

Пать лет нрошло с того времени, как
Чехословакия была разбита немецким имне-
риализмом. Гитлеровская Германия, следуя
исконной агрессивной традиции пангерман-
ского «Дранг нах Остен», хотела вырвать
6 корнем чехасловапкое государство, этот
самый западный островок славянетва. С
таким трудом завоеванная национальная
свобола и государственная независимость
славянских народов Чехословакии должна

была по планам гитлеровцев быть навсегда”

ликвидирована.

_ Олнако ни чехи, ни словаки, ни подкар-
патские украинцы не примирились с судь-
бой, предназначенной для них немецкими
фашистами и венграми. Тотчас же с самого
начала неменко-венгерской оккупации ела-
вянские народы Чехословацкой республики
заняли непримиримую боевую позицию по
отнонению к чужеземным захватчикам и их
слугам из чиеза предателей. В Чехии и в
Моравии, в Словакии и на Подкарпатской
Украине наш народ вел упорную и непре-
крашающуюся борьбу против режима окку-
пантов и предателей, который он © первого
дня оккупации считал временным и прехо-
дящим,

Самой большой надежлой и толчком для
нашего народа было сознание, что в этой
тяжелой борьбе он`может рассчитывать на.
полную‘ подлержку и HOMO 0 стороны
Советского Corsa nm Красной Армии. Чехо-
словацкий народ ни на минуту не забывал,
что Советский Союз и великий братский
русский народ стали безоговорочно Ha его
сторону в самые тяжелые мохенты в сен-
тябре 1938 и в марте 1939 года. Вера п
належча в окончательное искупление всех
несправедливостей, причиненных нашей
песпублике в эти роковые месяцы, превра-
тидись в твердую уверенность. когда в июле
1941 тола Правительства СССР и Чехосло-
вацкой Республики заключили соглашение

о взаимной помощи и, поддержке в
войне против гитлеровской Германии.
Благодаря. этому договору  Чехослова-

кия снова вышла на международную арену,
Kak юрилически признанная самостоятель-
ная  ‘тосударственная формация со всеми
атрибутами государственной суверенности.
Этим логовором советское государство одно-
временно выразило свое согласие на созда-
ние чехословацких военных частей на тер-
ритории Советского Союза, и Mia этой цели
оно предоставило всякую, более чем щед-
рую, помощь и поддержку.

°С этого времени Красная Армия вела
тигантекую борьбу с гитлеровскими ордами
не на жизнь, а на смерть. Благодаря ее ге-

Чехословакии

роическим усилиям произошло  корениое
изменение во всем ходе войны. Целой
серией сокрушительных поражений она
привела гитлеровскую Германию на край
катастрофы. Союзные узы между  Совет-
ским Союзом и Чехословакией ‘еще более
окрепли, что нашло свое выражение в
историческом Советско-Чехословацком До-
говоре о дружбе, взаимопомощи и послево-
енном сотрудничестве, поднисанном в Моск-
ве 12 декабря 1943 года. Из этого можно
вывести заключение, с каким чувством на-
роды нашей республики встретили первые
сообщения о том, что Краснал Армия достиг-
ла границ Чехословакии. }

Это— чувство огромного восторга и самой
тлубокой благоларноети по отношению к Co-
ветскому Союзу и его Красной Армии. Наш
нарол приветствует Красную. Армию как
освободительницу от более чем пятилетнего
немецко-венгерекого ига. Юели немецкая
пропаганда с отчаянием и совершенно без-
надёжно пытается одурачить и дезориенти-
ровать народы оккупированных стран кле-
ветой на Советский Cows, TO именно в
Чехословакии она потерпит самый больной
крах.

Вместе с Красной Армией, достигитей гра-
ниц Чехословакии, идут также чехослован-
кие воинекие части. Это снова. напоминает
народам нашей республики, что между Со-
ветским Союзом и Чехословакией существу-
ют отношения союзников в войне против
обттего врага и что этот союз более чем

когда-либо раньше лолжен проявиться в.

вооружённом выступлении чехословацкого
народа поотив немецко-венгереких оккупан-
тов в тылу вражеских армий. Со стороны
презилента республики, чехословацкого
правительства и всех политических слоёв
чехослозацкого национального движения
сопротивления за последнее время было вы-
сказано в этом смыеле решительное и
недвусмысленное слово о необходимости ве-
ления партизанской борьбы на территорий
Чехословакии. Имеются уже первые сообще-
ния о том, что наш народ — особенно на
Подкарпатской Украине ив Словакии —
понял важность и необходимость такого. вы-
ступления и поступил согласно этому. Нет
сомнения в том, что приход Красной Армии
в восточной границе республики будет сти-
мулом лля разворачивания широкой парти-
занской борьбы также в чешской стране.
Ближайшие дни и недели будут проходить
пол знаком большого боевого выступления
чехов. словаков и карпатских украинцев от
Карпат до Шумавы.

Да. лая нас, чехословаков, наступил мо-
мент решающей битвы за непосредственное
освобождение Чехословакии. В рядах Врас-
ной Армии примут участие в этой битве
чехословацкие воинские части, и мы глубо-
ко убеждены, что’ на чехословацкой земле
навстречу Красной Армии выйдет в боевом
воодушевлении весь чехословацкий народ.

К. ГОТВАЛЬД.

Четвертый концерт польской музыки по радио

Радиокомнтет в своих концертах поль-
ской музыки каждый раз знакомит совет-
ских слушателей с новыми польскими ком-
позиторами. В четвёртом большом кон-
церте, кроме прелестных мазурок и нис-
мольного скерцо Шопена, арий с курантами
из оперы «Страшный двор» Монюшко, слу-
шатели познакомилась с глубоко лиричной
«Легендой» Людомира Ружицкого, с неж-
ной «Колыбельной» и задорной мазуркой
Млынарского, композиторов конца ХХ и
начала ХХ века.

Произведения Шопена исполнил лауреат
Всесоюзного и Международного конкурсов
Яков Зак. Достоинством игры Зака являет-
ся теплота, красочность тембра, богатство
оттенков звука, которые позволяют ему

раскрыть специфическое шопеновское много-
голосье.

В концерте были исполнены увлекатель-
ные песни и танцы польского народа: кра-
ковяки, оберкя, танцы горцев.

В целях ознакомления советокого радио-
слушателя с лучшими образнами польской
народной песни хор ралиокомитета готовит
программу, целиком составленную из поль-
ского музыкального фольклора.

Концерты польской музыки заняли’ проч-
ное место в репертуаре концертов по радио.
Пасьма, получаемые раднокомитетом, сви-
детельствуют об успехе этих передач у со-
ветского слушателя.

Софья ЛИССА.

Подготовка к изданию. производственно-энциклопедического
справочника «Машиностроение»

В целях систематизации и распростране-
ния передового отечественного опыта: и до-
стижений новейшей иностранной техники в
области машиностроения, а также для вос-
полнения недостатка в специальной техни-
ческой литературе, Совет Народных Ко-
миссаров Союза ССР принял решение об
издании Государственным научно-темниче-
ским издательством  манвиностроительной
литературы «Машгиз» энциклопедического
справочника «Машиностроение» в шести
томах, общам об’ёмом 470 печ. листов, ти-
ражом по 50 тыс. экз.

Энциклопедический справочник «Машино-
строение» рассчитан на широкий круг инже-
нерно-технических работников мапгиностроий-
тельной. металлообрабатывающей и оборон-
вой. промышленности: конструкторов, тех-
нологов, техников, мастеров, профессорско-

преподавательский состав. и студентов
машаностроительных втузов и технакумов.

Для руководства редакционными работа-
ми по созданию справочника Совнаркомом
СССР утвержден редакционный совет,
председателем которого назначен академик
Е. А. Чудаков, заместителями председате-
ля — лауреат Сталинской премии, заслу-
жевный деятель науки и техкики, доктор
технических наук профессор М. А. Саверин
и профессор, доктор технических наук
И. А. Олинг. В состав редакционного <со-
вета также входят народные комиссары
тт. Казаков, Малышев, Ефремов, Акопов;
ряд академиков,  членов-корреспондентов
Академии наук и высококвалифицированных
специалистов-машиностроителей.

СНК СССР обязал «Машгиз» издать ука-
занный справочник в 1944—1945 гг.

Е ЕРЕСИ ЕСИ

ПРА

о 3

BLA

Пребывание Стеттиниуса в Лондоне

ЛОНДОН, 8 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт английское министерство информации,
посольство США в Лондоне об’явило, что
заместитель государственного секретаря

США Стеттиниус, прибывший 7 ‘апреля в   уса Баумэн,
Лондон, начал переговоры с английскими и   установили

конце этой недели Стеттиниус предпола-
гает встретиться с Черчиллем, В начале
будущей недели он начнет свои перегово-
ры с Иденом. Сопровождающие Стеттини-
Пратт, Мэррей и Мэттьюс
контакт с соответствующимы

американскими официальными лицами. В   членами английского правительства.

Турецкая пресса оп

ровергает сообщения

о прекращении США поставок Турции

СТАМБУЛ, 5 апреля. (От собственного
корреспондента «Правды»). Турецкая прес-
са выступила с опровержением опубликован-
нсго. здесь сообщения корреспондента газе-
ты «Таймс» о прекращении американских по-
ставок Турции на основе закона о передаче
взаймы или в аренду.

В заметке, напечатанной во всех турец-
ких газетах, говорится, что турецкие жур-
налисты, ссылаясь ва английский . источ-
ник, сообщили, что «Америка решила, пре-
кратить поставки в нашу страну, которые
она производила на основе закона о пере-
даче взаймы или в аренду». «Эти све-
дения,— указывается далее, — вызвали удив-
ление в американских кругах. нашего го-
рода и не подтвердились. Один американ-
ский журналист заявил, что если эти све-
дения были бы достоверны, то они были
бы опубликованы непосредственно Амери-
кой. Он добавил: «Насколько я знаю,
«Таймс» не был уполномочен американским
правительством быть официозным вырази-

телем мнения Америки». Действительно ли
правительство США приняло такое реше-
ние и газета «Таймс», опередив всех сво-
их американских коллег. первая напечата-
ла сообщение об. этом? Из расследования,
произведенного в американских кругах на-
шего города, вытекает, что они не распо-
лагают какими-либо сведениями по этому
поволу. С другой стороны, мы узнали, что
более 10 тысяч тонн американских HedTe-
продуктов прибыло в нашу страну нелелю
тому назад».

Далее, в заметке утверждается, что, по
заявлению тех же «американских кругов»,
сведения о том, что предложение одной аме-
риканской компании о получении концессии
сроком на. 99 лет для эксплоатации турец-
ких нефтяных месторождений было якобы
отклонено, ‘являются необоснованными.
«Американские предложения, — говорится. в
заключение —не были отвергнуты, и пере-
гозоры продолжаются»:

Кампания в США по сбору

НЬЮ-ЙОРК. 8 апреля. (ТАСС). В США
продолжается кампания по сбору 3 миллио-
нов посылок из домашних вещей для отправ-
ки в СССР. Комитет по оказанию помощи
СССР сообщает, что члены различных наци-
`ональных консервативных организаций, име-
ющих многочисленные отделения во. внут-
ренних штатах США, принимают активное
участие в этой кампании.

Руководитель отдела Комитета по оказа,
нию помоши СССР в юго-восточных штатах
заявил, что, по его мнению, даже в самом
маленьком городке юго-восточных штатов
США нет ни одного магазина, в котором не
знали бы о кампании, проводимой Комитетом
по оказанию помоши СССР. Крупнейшая мо-
лодежная женская организация «Герл ска-
ут» включилась в кампанию: по сбору посы-
Лок, рассматривая её как часть своей воен-

домашних вещей для СССР

ной программы, и опубликовала длинную
статью в своем органе, которая способст-
вовала тому, что тысячи девушек во всех
городах США принимают в настоящее время
активное участие в этой кампании. В кампа-
нии принимают такжё участие и другие на-
ниональные юношеские. организации, в том
числе «Кэмпфайер герлс», «Нэйшнол Sole
клаб», «Молодежная христианская ассоциа
ция», еврейская организация «Бней ибритз,
Молодёжная лига, различные клубы и г. д.
Один из руководителей консервативной фер-
мерской организации «Нэйшнэл грендж» одо-
брил решение членов этой организации при-
нять активное участие в кампании. К числу
организаций, принимающих участие в камиа-
нии, относится также Национальная негри-
тянская ассоциация борьбы за прогресс
цветной расы.

Положение

СТОКГОЛЬМ, 9 апреля. (ТАСС). О всё
растущем недостатке рабочей силы в Гер-
мании свидетельствует сообщение гитле-
ровской газеты «Берлинер берзенцейтулг»,
согласно которому все «соотечественники
старше 70 лет обязаны включиться в про-
изводственный процесс». :

ЖЕНЕВА, 9 апреля. (ТАСС). Швейцар-
ская газета «Арбейтерцейтунг»  номестила
корреспонденцию из Германии, в которо
говорится, что многие немцы вовсе не чи:
тают германских газет. Автор корреспоч-
денции пишет. что ему неоднократно при-
холилось слышать следующие заявления:
«Ведь в каждом номере газеты печатается
один и тот же вздор». Многие немцы во-
все не включают радио. Корреспондент
отмечает, что залы кинотеатров’ запопня-
ются только после того, как заканчивает-
ся демонстрация очередного журнала ки-
нохроники,

в Германии

ной из германских деревень: в пивной си-
дела большая группа посетителей. Неожи-
данно хозяин включил радио, так как
предстояла передача сводки германского
командования. Сперва’ воцарилась тишина,
но затем один из посетителей заявил хо-
зяину: «Сейчас же остановите эту пропз-
гандистскую мельницу».

СТОКГОЛЬМ, 9 апреля. (ТАСС): Гит-
леровская печать с тревогой отмечает, что
молодёжь на германских предприятиях
уклоняется от работы. Эссенская газета
«Националь цейтунг» пишет, что единст-
венным средством борьбы с подобным са-
ботажем является строгий арест. По сло-

вам газеты, Ha предприятиях устроены
специальные тюремные камеры, в которые
заключаются  провинавшиеся подростки.

Эти камеры закрываются наглухо, и всё
питание арестованного состоит за сутки
из куска хлеба и воды. Газета призывает
«не минлальничать с теми, кто лодырни-

Газета сообщает, что один швейцарец   чает в ремесленной школе или на произ-
„был очевидцем следующего случая в од-1 водстве».

Гитлеровский террор в Венгрии

НЬЮ-НОРК, 9 апреля. (ТАСС); Как со-
общает корреспондент газеты «Нью-Йорк
геральд трибюн» из Буэнос-Айреса, венгер-
ский посланник в Швейцарии сообщил по
телефону в Буэнос-Айрес, что гитлеровцы
‘арестовали в. Венгрии: около 20 тысяч венг-
ров. Казнено много видных политических
деятелей. :

Все венгерские посланники заграницей, за
исключением посланника Венгрии`в Анкаре
немца Вэрнле, отказались признать создан-
ное гитлеровцами новое венгерское’ прави-
тельство во главе со Стояи.

СТОКГОЛЬМ, 9 апреля.
пс сообщению венгерской газеты «Пестер

Прибытие Мэрфи
в Алжир

НЬЮ-ЙСРК, 9 апреля. (ТАСС). По сооб-
шению корреспондента агентства Ассошиэй-
тед Пресс из Алжира. тула из США прибыл
Мэрфи — американский политический совет-
ник при штабе главнокомандующего вой-
сками союзников на средиземноморском

театре.

(ТАСС). Судя.

ллойл», после оккупации Венгрии герман-
<скимн войсками в Будапеште сильно возрос-
ло число самоубийств. :

Гестаповцы убили депутата венгерского.
парламента Байчи-Жилинского
ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, ссылаясь на до-
стоверные сведения, полученные в дипло-
матических кругах Цюриха, 19 марта был
убит у себя на квартире двумя агентами
гестапо депутат венгерского парламента

Байчи-Жилинский

Коммюнике
греческого правительства

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Рейтер, греческое правитель-
ство в Каире опубликовало следующее офи-
циальное коммюнике: «После совещаний,
кмевших место в последние дни, члены гре-
ческого правительства пришли к единодуш-
ному решению остаться вместе с премьер-
министром Цудеросом на своем посту до
окончания предстоящих переговоров».

Землетрясение в Иране

трясение. В городе Гоогане имеются разру-
шения и жертвы.

ТЕГЕРАН. 9 апреля. (ТАСС).
5 апреля в районе Горгана произошло земле-

Вечером

«Волки и овцы»

Спектакль «Волки и овцы», возобновлен-
вый на сцене Малого театра, еще раз дока-
зал, с какой любовью, как верно, просто и
правдиво исполняют Островского в «Доме.
Островского».

Этим спектакль обязан прежде всего его
по`тановшику — народному артисту Cece
П. Садовскому Бережно, вдумчнво помог
постановшиик актерам усвоить’ творческую
волю великого русского драматурга и BO-
плотить ее в живые, яркие образы.

`Островский утверждал, чго считает «пер»
вым условием хуложественности в изобра-
жений лаюного типа верную передачу его
образа выражения, т. ®. языка, и даже скла-
да речи, которым определяется самый тоз
речи», Островский требовал от актера, что-
бы из его «образа выражения» сам собою
возникал весь жизненный образ действую-
щеёго лина, с его чувствованиями, желания-
Ma сопиальными устремлечиями, житейски-
ми привычками н так далее. ‘

Какую силу выразительности, какую сме-
лость и сочность характегистики приобре-
тает тот актер, который, играя пьесу Остров-
ского. оказызается чуток к его языку! Вот,
например, заслуженный артист РСФСР
Н Гобман: его «дзоренкий Павлин» — ма-
ленькая роль. но Это большой, емкий, об-
раз: из призычно-почтительной, добродуш-
но-рассудительной речи Пазлина сам собою
вылепляется мягкий, верзый ‘образ старого
слуги, сокрушающегося о делах и дели
ках своей старой «барышни». Мурзавецкая—
крупнейшая по значенаю роль в спектакле,
но если б-народная артистка СССР А. Яб-
лочкима, исполняя ее, отказалакь от всех
жестов. от малейшего движения и провела
бы ее, не покидая кресла, мы все равно уви-
дели бы эту волтельнинцу мракобесия во

зв Малом театре

всей сложности ее действий: так жива, по-
казательна, действенна ее речь в устах ста-
рейшей артистки Малого театра, чьи пер-

вые шаги сам
Островский. }

Жизнь дворянской усадьбы, клонящейся
к полному оскудению, проступает правдизо
и ярко. з «трудах» и днях «волков» (Мурза-
вецкгя, Глафира, Беркутов) и «овец» (Ку-
пазина, Анфуса, Лыняев) одного и того же
дворянского стала «Да разве кругом нас
люди жизут? Волки да овцы. Волки куша-
ют овец, а озцы смиренно позволяют себя
кушать». Так характеризует жизнь разру-
шающейся дворянокой усальбы помещик
Лыняез (народный артист РСФСР Н. Свет-
ловидов). Но он — сам «овца»: это Обломов
в обличье захолустного либерала, — он не
видит, что грызня происходит и в самой стае
волков: молодой волк Беркутов (народный
артист РСФСР М. Лениз), волк беспощад-
НОЙ «петербургской» хватки, чуть He на
смерть загрызает старую провинциальную
волчипу Мурзавецкую (народные артистки
СССР А. Яблочкина и В. Пашенная).

Обе исполнительницы роли Мурзавецкой
верно чувствуют крепостническую власт-
ность ее натуры, ее волчью беспощадность.
Но у Яблочкиной Мурзавецкая-—-«большая
барыня»: она мягко’ стелет, чтобы жестче бы-
ло спать ее жертвам, она поячет волчьи. ин-
стиакты за благочестивыми речами и «бла-
городными» манерами. У Пашенной Мур-
зазецкая — волчица с оскаленчыми клыка-
ми, с громким алчным рыком. Обе актрисы
< большим мастерством и выразительностыо
передают свое толкование роли.

Умный волк Беркутоз (М. Ленин), с кем
бы он ни имел дело, включая сутягу
Чугунова, He снимает с себя лачины нейз-

на сиеву приветствовал

‚ АДРЕС РЕЛАКЦИИ a ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Леникгралское птоссе, улица «Правды»,

д 3-36-82; Иностранного —

Л 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети —Д

——

Б2155.

‚ менного доброжелательства и крайней лю-
безности. Только вряд ли при этом на лице
Беркутова должно сияль то самодовольство,
каким наделяет его исполнитель: Беркутов
слишком умен для того, чтобы показывать
провинциалам, что петербургский волк хит-
рее их всех. 3

Заслуженная артистка РСФСР Д. Зерка-
лова отлично играет в роли Глафиры умную
хишницу, молодую волчицу, не уступаю-
щую Беркутову в хватке и превосходящую
его дерзостью. Но в этой ловкой хищнице
не чувствуется «барышни» из дзорянской
усадьбы, не видно «бедной девицы,  род-
ственницы Мурзавенкой», которая, по. ее
словам, «закружилась, завертелась, как глу-
пая девчонка», а теперь, еще без опыта уве-
ренного хищничества и обольстительства,
старается выйти замуж за богатого холостя-
ка, чтобы не остаться послушницей-при-
живалкой у Мурзавецкой

Вукол Чугуноз (заслуженный артист
РСФСР В. Владиславский) с его племян-
ничком Горецким (Б. Телегин) — это волк
с волчонком, Замечательно играет Влади-
славокий разорившегося барина, старого су-
тягу, доходящего до крайнего цинизма в
своих подлостях.

А вот Аполлон Мурзавецкий (его инте-
ресно играег заслуженный артист РСФСР
И. Ильинский). — тот и хотел бы быть вол:
  ком, да ума нехватает; и праходится ему
  быть паршивым бараном в скудеющем ста-
\ де Когда-то. при живых и мертвых душах,
еше не ушедших из-пол власти Мурзавец-
кой, Аполлон (какая ирония заключена в са-
mom ero имени!) мог быть Ноздревым с его
несокрушамым нахальством, теперь же OH—
«лворячин -—— и без табаку».

Уже гозорилось выше о Лыняеве (Н. Свет-
ловидоз). Лыняев у Светловидова, много’по+
работавшего над’ ролью, верно задуман, но
\ артисту нало избавиться от излишества

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-15-68; Партнйной жизни — Д 1-52-48; Пропаганды — jf 3-33-

3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военноге — Д 337-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’яавлений — Л 3-30-12. 0 нелостав

движений: ленивец и сибарит, Лыняев на
вих скуп. Надо, чтобы. в Лыняеве больше
чувствозался, барин.

Образ Анфусы воплошают. на сцене на-
родные ‘артистки СССР В. Рыжова и Е. Тур-
чаничова. Яркой игрой они дают два убе-
дительных варианта образа, У Турчавино-
вой эта бедная тетушка богатой вдовушки
жизет по старинной заповеди: «Ешь пирог
с грибами, а язык держи за зубами». У Ры-
жовой Анфуса возсе не дура, какой она
кажется Мурзавецкой: она — «себе на уме».
Ona живет в свое удовольствие и с ле-
гоньким смешком посматривает на грызню
волков и блеячие овец вокруг нее. Пускай
себе грызутся, а оза бущет спокойно попи-

хмеиваться и нал волками, и нал овцами.
Принято играть Кунпавину только расте-
рянной простофилей в дорогих нарядах и <
четырьмя тысячами десятин лесу «в карма-
не». Заслуженная артистка РСФСР Е. Шат-

рова дает новую трактовку: в ее внутренне
правдивом и  мастерском ’° исполнении
Купавина — это красивая, молодая, певчая

птица, засидевшаяся в золотой клетке. Вот
она вырвалась теперь — и поет себе, раду-
ясь жизни. Воля ее скоро кончится: Берку-
тов вновь посадит ее в золотую клетку. —
но когда это еще будет! А пока ей тепло,
светло, привольно... Роль Купавиной нашла
себе в лице Шатрозой настоящее воплоше-
ние образа. созданного Островским.

Заслуженному лёятелю ескусств К. Юону
удалось дать прекрасное ‘оформление спек-
такля. Другой мастер Малого театра--Н. Со-
  рокин по обыкнозевию удачно поработал
  над гримом актеров.

В спектакле есть празда чузвствоваяий,
простота в их выражения, в нем слышится
живая, подлинная речь Островското.

С. ДУРЫЛИН.

_ Типография газеты «Правда» имени Сталина,

вать чаек да кофеек, да ясподтишка по-.

Налёт на’ авиа

=

Ех ЕЕ ЕЕ eee eS x

ТОНИ.

10 АПРЕЛЯ 1944 г. № 87 (9544)

ционные заводы

в Германии и Полыше

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС): Кюмандо-
вание американских стратегических военно-
воздушных сил на европейском театре ONC:
раций сообщает, что днём 9 апреля крунные
соединения бомбардировщиков «Летающая
крепость» и «Либерейтор». входящих в <0-
стаз восьмого американского авиационного
корпуса, совершили  налёт на авиационные

заволы в Тутозе, Варнемюнде и Мариен-
бурге (Германия), а также 8B Познани
(Польша). Бомбардировщики  сопровожла-

лись весьма крупными соединевиями само-
лётов «Мустанг», «Лайтнинг» в «Сандер-
болт». Бомбардировка была произведена при
благоприятной погоде.

ЛОНДОН, 9. апреля. (ТАСС). Штаб аме-

риканских стратегических военно-воздушных было повреждено на аэродромах.
сил на европейском театре операции cood-

шил, что самолёты «Либерейтор» из состава

8-го авиационного корпуса во время налета
на авиационные заводы 8 Браунитвейге
8 апреля сбили в воздушных боях 60 само-
лётов противника. «Летающие крепости»,
атаковавиие вражеские аэродромы В Гер-
мании, не встретили сопротивления авиация
противника. Истребители «Сандерболт» и
«Лайтнинг», ‘сопровождавшие бомбардиров-
щика в этой операции, и самолёты «Сандер-
болт» и «Лайтнинг», участвовавитие в налете
на район Франкфурта, уничтожили В в03-
духе 88 германских истребителей. Таким
образом, всего в воздушных боях во время
всех операций 8 апреля уничтожено 148
самолётов противника, Кроме того, значи-
тельное количество самолётов противника
Из этих
операций не вернулось 34 американских
бомбардировщика и 24 истребителя.

«Нью стейтемен энд нейшн»

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Журнал
«Нью стейтсмен энд нейшн» отмечает, чт>,
как явствует из данных о бюджете польско-
го министерства иностранных дел, в 1938—
1939 году у Полыши имелся за границей
21 военный атташе, в 1943 же году их былс
39, ав 1944 году уже — 53. Журнал добав-
ляет, что ему «было авторитетно заявлено,
что ни один из имеющихся в настоящее вре-
мя 53 польских военных атташе не принимал
участия ни в одной из кампаний — ни в
Полыне.‘ни во Франции, ни в Норвегии, нв
в Тобруке». .

Журнал помещает также письмо одного
польского солдата, которое представляет со-
бой дополнительное свидетельство преобла-

о польских военных атташе

дания в армии польского эмигрантского пра
вительства офицеров по сравнению с воен
нослужашими других рангов. Основываясь
на собственных сведениях, автор письма ука

‘зывает, что в одном техническом подразде-

лении польской армии имеются два капита-
на, три лейтенанта, более 30 младших леи-
тенантов, 11 сержантов, около 20 ефрейторов
и 10 рядовых: «Эти цифры, — пишет автор —
не включают большого количества инструк-
торов как действительных, так и фиктив-
ных. Наиболее поразительным является чИ-
сло младших лейтенантов. Почти sce ona
получили свои звания лишь несколько меся-
пев назад, вскоре иссле назначения нового
главнокомандующего». ^

Сформирование нового

ТЕГЕРАН, 7 апреля. (ТАСС). После от-
ставки ранее сформированного Саздом Upa-

вительства Саед  ‘реорганизовал кабинет ий
представал его шаху ч  мелжлису. В
состав нового правительства вошли все

министры прежнего кабинета, за исключе-
нием Фатеха, Наримана и генерала Риази.
В кабинет вновь ввелены Этемади (быв-
ший заместитель ‘премьер-министра в кКа-
бинете Сохейли), занявший пост министра
земледелия и доктор Малек, занявший

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообща-
ет, что в ночь на 7 апреля легкие воен-
ные корабли союзников. подвергли артил-
лерийскому обстрелу оккупированный. нем-
цами город Бар и его гавань (южная часть
побережья Югославии). В районе островов
у побережья Югославии лёгкие военные
корабли союзников захватили одну немеч-
кую шхуну.

На фронте происходят

лей.
О

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Штаб об”-
единённого командования вооружёнными си-
лама союзников в юго-западной части Ти-
хого океана сообщает, что авиация союзни-
ков сбросила бомбы на остров Трук. Возник-
ли пожары и взрывы. Базирующиеся на Со-
ломонозы острова бомбарлировшики снова
совершили налёт на японские аэродромы и
склады в районе Рабаула. Кроме того, бом-
Уэйвэйк (Новая

действия патру-

барлировке подверглись
Гвинея), а также японские позиции на Бу-
генвале. :

Le ees

Военные действия в Бирме

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Штаб ко-
мандования войсками союзников в Юго-
Восточной Азии сообщает, что японцы про-
должают оказывать давление в окрестно-
стях Кохима (база союзников, которая, по
сообщению японцев, находится в их ру-
ках). Союзные войска предприняли успеш-
вые контратаки против несколько прод-
вянувшихся японских частей. Бои продол-
‚жаются. ,

На Араканском фронте японцы предпри-
HANH сильное контрнаступление на позиции
союзников к югу от Маунгдау, но индий-
ские войска при поддержке артиллерии
отбросили японцев, нанеся им тяжелые по-
тери.

i Orr
Казни в Чехосповакии

ЖЕНЕВА, 9 апреля. (ТАСС). Гитлеров-
ская газета «Нейер таг» опубликовала сооб-
щение о том, что в Праге казнен чех Ольд-
жих Канезик, обвиненный в том, что он ор-
ганизовал слушание раднопередач из-за гра-
ницы. Та же газета сообщила о казни шести
чехов, в том числе двух женщин, за то, что
они снабжали продовольствием рабочих, бе-
жавших из германских лагерей и скрывав-
шихся в пещерах. Еще два чеха были каз-
нены за предоставление убежища врагам
Германии и снабжение их подложными до-
кументами. Восемь чешских патриотов были
приговорены к смертной казни за хранение
оружия. Двум чешским женщинам был вы-
несен смертный приговор за оказание помо-
ши лицам, укрывавшимся от преследований
оккупационных властей.

правительства в Иране
пост министра здравоохранения. Локтов
Гани, занимавший пост министра здраво-
охранения, назначен министром просвеще-
ния. Форухар, занимавший пост министра
почт и телеграфа, назначен министром фи-
нансов. Пост министра почт и телеграфа
оставлен: вакантным.

Программа правительства,  представлен-
Ная Саедом меджлису 28 марта, оставлена
без изменений.

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, © апреля. (ТАСС). Как с09б-
шают из Югославии, на участке фронта
у Мрконич ‘Града в Западной Боснии ча-
сти’ народно-освободительной армии про“
должают вести упорные бои с немецкими
войсками. После  трехдневных боёв про-
тивнику удалось пробиться до одной де-
ревни, в 15 километрах южнее города
Мрконич Град, однако части народно-ос-
вободительной армии нанесли врагу Флан-
говый улар и отрезали его главные силы
от города:

Продолжаются непрерывные бои с неди*
чевцамн и четниками Михайловича в окре-
стностях Аранжеловаца в Сербии.

В Черногории части приморской группы
народно-освободительной армии заняли до
рогу Никшич-—_Данилов Град.

п

Назначение Жиро
генеральным ‚инспектором
французской армии
ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что сеголня по Алжир-
скому радио было передано официальное
сообщение французского главного штаба в
Алжире о назначении генерала Жиро гене-
ральным инспектором армии.
НЕО

Американский журнал
о финансировании Ватиканом
абиссинской авантюры Муссолини
НЬЮ-ЙОРК, 9 апреля. (ТАСС). Журнал
«Протестант» поместил статью отставного
офицера ‘военно-морского флота Сили, ко-
  торый указывает, что в 1936 году во вре-
  мя посещения Италии он узнал, что Ва-
тикан финансировал в значительных раз-
мерах агрессию Муссолини против Абис-
синии. По сведениям Сили, было установ-
лено, что «Ватикан  фивансировал всю
абиссинскую кампанию в обмен на обеща-
ние Муссолини разрешить католической
церкви пользоваться исключительными
правами на завоеванной земле».
Де

Письмо в редакцию

Приношу искреннюю = благодарность
правительственным учреждениям, общест-
венным организациям и всем, почтившим
приветствиями день моего шестидесятиле-
тия и награждения меня‘ орденами Ленина
и Трудового Красного Знамени.

Генерал-лейтенанит медицинской службы,

академик, лауреат Сталинской премии

Е. Н. ПАВЛОВСКИЙ.
Сталинабад. _. :

eee

КОЛЛЕГИЯ.

ЛЕКПИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
По ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

10 апреля 1944 г. в Колонном зале Дома
союзов состоитея публичнёя лекния доктора
исторических наук Б ВБ. ШТЕЙН на тему:

СОВЕТСКО-ФИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Начало лекции в 7 ч. 30 м, вечера. Цена
Филетов от 2 до 5 рублей. Билеты про-
лаются в кассе Колонного зала Дома союзов
(Пушканская ул., дом № 1, под`езд № 3).

С =

ЛЕКНИОННОЕ Б0РО ПРИ КОМИТЕТЕ

ПРИ СНК СССР
12 апреля 1944 г. в Доме учёных состоится
публичная лекция контр-адмирала Н, А.

БОЛОГОВА на тему:

АДМИРАЛ УШАКОВ,
Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера. Пена

билетов от 2 до 5 рублей. Билеты продают-

ся в каесе Дома учёных (улица Кропоткина,

дом № 16) и в кассе Колонного зала Дома

под’.

союзов (Пушкинская ул.,

езд № 3). и

№ 1,

КИНО, ТЕАТР

художественный

Новый фильм

ПРИ СНК СССР

Е

по ДЕЛАМ ВвЫСШЕЙ ШКОЛЫ

2 из героиче-
ской истории русского народа «КУТУВЗОВ»—

«КЛИ МЕНЯ» — Экспресс

«КОТОВСКИЙ» -- Спартак.

«СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» — Мир,

«СУВОРОВ» -- Экран жиани,

«БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ>»—Таганский ПКЯО.

«ФРОНТ» -- Кадр.

«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Лепинград-
ский ПКиО,

`«ВОЛГА-ВОЛГА» — Уран,

«СВЕТЛЬГА ПУТЬ» — Молот.

«ШЕЛ СОЛДАТ 0 ФРОНТА» — Баррикады,

«В СТАРОМ ЧИКАГО» — Перекоп.

«ВОЗВРАПТЕНИЕ» -—- Юный зритель.

«ЛЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ-ДЖАЗА» — Заря.

«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 17» — Новости дня,
Хроника, Метрополь, Востоккино, Колизей,

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 10ЛУ -- бал. Бахчи
сарайский фонтан. Начало в 7 час. вечера,

МХАТ ООСР им. ГОРЬКОГО — 10/1V — По-
сзедние дни (Пушкин). Начало в 7 чае. вечера,

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(глошадь Коммуны) — 10ЛУ — Давным-давно,
Начало в 7 час.

вечера.
ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К, С.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-

ДАНЧЕНКО — 10/\У — утро — Дочь Анвго, ве-
чер — Сбоперницы. Hasano в 7 час. вечера,
утреннего — в 12 час. дня.

московский ГОС. ПЫГАНСКИЙ ТЕАТР
«РОМЭН» — 10/1 У — Цыганочка, Назало в 7 Ч.
вечера.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР
(ул. Горького, 6) — 10/\ — Коротко и ясно.
Начало в 7 час. 30 мин. вечера,

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (Ъ. Садо-
вая, 18) — 10/1V — Дочь тамбур-мажора. На-
чало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР`им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ

веч.: Ударник, Родина, Метрополь, имени так

nt и те = ната. “ oon, aii fae eae oe ee — Т1ОЛУ — Мачеха, На-

клуб Москожкомбината. SOBCK в ТИЧЕС BA
Американский документальный ПОСНОВСКИЙ. КРАМАТИЧЕСКИЙ . TRATE

ВА ЗА РОССИЮ» — Метрополь,

Цветной художественный фильм «БАГЛАДСКИЙ

ВОР» — Первый, Форум. `Москва. К

30 ум. \ $ олизея
Художественный, Центральный, Таганский
Орвон, Динамо. Днём: Ударник, Родина.

«СВИНАРКА И ПАСТУХ» — Аврора,
о Son
‹ПОД ЗВУКИ ЛОМВЬ да 1%
И

Я
«МОРСКОЙ ЯСТРЕБ» — Арс; ани

88; Сельскохозя
ке газет в срок

фильм «<БИТ-

ск.
--ДОБАВОЧНЫЙ

(Таганка, ул. Чкалова, 76) — 10ЛУ -- Кино»
реман. Начало в 7 час. вечера :

ГОС. ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ

‚  им. К, С. СТАНИСЛАВСКОГО (помещение театра
‚  им. Левина. Красная Прёеня. Трехгорный вал. 4.

Трамваи: 16, 22, 28) - 10/1V — Manam -Berrep-
Флей (Тио-Чио-Сан). АН в? Rae вечера.
СЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — КОЯ-
ий. ЗАЛ им. П И ЧАЙКОВСКОГО —
а = Концерт солиста ГАБТ, заелуж. арт.
ЕС 7Р_С. Г. Корень. В концерте принимают
участие симфонический оркестр. дирижер-
А. ®, Цейтлин, солисты балета TABT: B. Ba
сильева, Ф. Ефремова, С. Власова,. Л. Литавки-
.   на, 3. Короткова, Н. Симонова, Н. Македои-
ская. Начало в 7 час. 30 мин. вечера,

йственного — д 3-10-85: Эк =
сообщать по телефону 13.0605 Ы

Изд. № 178,