42 АПРЕЛЯ 1944 г., № 88 (9545)

АЕ 5

{Оталчонкие. Начало на 2-f ств.).
войска нанесли противнику стремительный
удар. Рано утром крепость, горох и порт
Керчь были полностью очишены от немецко-
фашистских захватчиков. Советекие бойцы,
быстро продвигаясь вперёл, прорвали одну
`за хругой три оборонительные полосы про-
тивника, Танкисты и мотопехота, развивая
наступление, уничтожают отступающих
гитлеровцев. В течение дняг наши части
продвинулись на 30 километров и церева-
лили через Турецкий вал, Войска против-

‚Битва за Одессу

От Советско

ника, расположенные южнее города Керчь,
нах которыми нависла угроза окружения,
обратились в бегство. Захвачено большое
количество вооружения, техники и воен-
ных материалов. Взято в плен много немец-
вих и румынских солдат и офицеров.

# * &

Три группы торнехоносцев и бомбарли-
ровщиков Черноморского флота обнаружн-
ли на подходах к устью реки Дунай караван
судов противника. В результате успешных
атак советекие лётчики потопили транспорт

{От военных корреспондентов «Праздью)
Bon за Одессу — как на дальних, так и  лашь на три дня, Наша приморекая груп-

на ближних подетупах-—-характерны стре-
мительностью шурокого каневра всех POIOB
наших войск и особенно кавалерийских и
танкавых частей, еведенных в ухарные: под-
внжные группы. Кавалерия и танки е при-
ханными им моторизованиой артиллерией,
минометными частями на автоматинах, ин-
шенерными войсками и мотопехотой быстро
и уверенно решали самые сложные тактя-
ческие и оперативные задачи. Вражеские
онерные пункты охватывались, обходились
летучими отрядами и раздавливалиеь в ко-
ротких схватках. Там, где конники одни не
могли репгить успеха, в бой вволилиеь мо-
теризованная артиллерия, минометы и тан-
ки. Казалернсты шли в атаку в конном н
пешем строю. В их боевых порялках ичз-
лись пулеметные тачанзн, лвигались тан-
ки и полевые орудия. Тавие комбинирован-

па войск комбинированными действиями в
верховьях лимана и в низовьях его, на пе-
решейке, еломила сопротивление врага,
Особенно упорно оборонялись немцы Ha
перешейке. Преграждая путь нашей насту-
нающей ‘части, они взорвали на большом
протяжении дамбу. В прорыв хлынула в9-
ха, заливая низину на побережье моря.
Подразделению гвардии майора Тарзи
былое приказано навести переправу. По по-
я в ледяной воде, борясь е сильным тёче-
нием, бойцы приступиля к выполнению тя-
желой задачи. Им пришлось работать пох
сильным артиллерийским и минометным ог-
нем. Презирая смерть, преодолевая ‘нечело-
веческие трухноети, гвардейцы упорно про-
должали наводить переправу. Среди высо-
ких фонтанов воды, вздымаемых разрыва-
ми снарядов, среди евистящих осколков

ные улалы, тесное и хружное взанмодейст-  устанавливались козловые упоры, забива-

вне различных родов войск неизменно за-
вевшалнсь побелой,

° (@собенно большой успех имели ночные
pez, После тикательной дневной развел-
ки наши отряды внезапно обрушивались на
‘опорные пункты противника глубокой
нечью или неред рассветом. Немецкие rap-
нязоны не успевали в таких случаях орга-
низовать сопротивление и гибли от мощного
огня и клинков кавалеристов.

Когда враг стремнлея вывести свои рас-
трепанные части из-под ударов, летучие
отряды удачно применяли маневр преследо-
вания на параллельных курсах: опережзя
противника по проселочным дорогам, они
заходили ему во фланги. и рассекали от-
ступавшие колонны.

Когда одна из наших подвижных групп
наносила улаф по железнохорожному узлу
Раздельная, вторая ;стремительным рейдом
вышла к станции Веселый Кут ин овладела
ею. Подвижные группы кавалерии, танков
и мотопехоты быстре продвинулись на WF,
5 побережью Черного моря, и вышли на
запахную и юго-западную окраины Одессы.
Немцы понесли тяжелые потери, Наши
войска взяли большие трофен я много илен-
ных.

Не успел пративнив опомниться после
этих ударов, как поедедовали новые. Ha
Тилигульском лимане у немцев была орга-
кизована крепкая оборона. Они любой це-
ной пытались ухержать этот выгодный ру-
‚беж, ках надежное прикрытие своей одес-
ской группировки с востока. Здесь им, дей-

лись сваи. Особенно здесь отличились бой-
цы взвода гвардии старшего сержанта ЛуБь-
HBA.

Развивая наступление, гвардейцы овла-
дели рядом населенных пунктов за ниманом
и вышли на пюссейные и грунтовые  х006-
ги, ведущие к Одессе. По этим коммуни-
кациям противник питал свои войска, об-
ронявшие дальние подступы в городу с во-
стока и с севера. Одновременно наша со-
седняя часть на правом фланге, перейдя в
наступление,  прорвала  неприятельскую
оборону и двинулась на юг влоль железной
дороги Березовка — Одесса. Немецкие вой-
ска, находившнеея между Тилигульским и
Вуяльницким  лиманами, оказались пох
прямым ударом © востока и с еевера. Неся
большие потери, они поспешно стали отхо-
дить в предместье Одессы — Пересышь. Бои
завязалиеь на восточной окраине города.

Штурмом ппорвав оборонительный ру-
беж в районе Пересыпи, нацги части завя-
зали уличные боя. Другие части, лвигав-
шиеся с северо-запада, овладев пригород-
ными населенными пунктами Фомина бал-
ва. Усатово и Куяльник, ударили по горо-
ху с другого фланга. Немцы упорно сопро-
тивлялись. Всю ночь в городе шли уличные
бои. Наши войска стремительными атаками
очищали квартал за кварталом. Разобшен-
ные группы немцев беспощадно истребля-
ЛИСЬ.

Вчера битва за Олессу заверитилаеь бде-
стящей побелой войск 3-го Украинского
фронта. Олесса полностью очищена от ок-

ствительно, удалось задержаться, но всего! купантов и возвращена советской стране.

Еще стелется нах Очбесой черный хым
пожарищ, но горох ликует, горох празднует
свое освобождение. Жители горячо привет-
ствуют своих избавителей -— бойцов и офи-
неров Красной Армин. Трогательные вотре-
чи, радостные восклицания. И рядом ¢ pa-
хоетью-— темная тень пережитого за этя
странные месяны, холтие месяцы немецко-
румынского гнета. /

В Одессе раньше проживало 605, тысяч
человек. Сейчас количестве населения зна-
чительно уменьшилось. Многие угнаны на
заторжные работы в Германию, многие
расстреляны, замучены в застенках гестане
и румынской жандариерией. Особенно ужас-
ны были последние дни оккупации, рас*
сказывают жители. В Одессу ебежалось мно-
то хеморализованных солдат, немецких по-
мещикав и румынских бояр из так называе-
ной «Заднестровской губернии», озлоблен-
ных сзоими неудачами и потерей жирных
кусков, захваченных ими на юге Украины;
Been ator сброд, кав бешеные звери, напал
ва Олеесу н стал ее терзать, грабить жите-
лей. убивать ни в чем не повинных людей.

Прекрасный горох запылал. Здания, вы-
строенные известнейшим зодчими, безжа-
лостно уничтожалиеь. Только’ обезумевший
в своей бессильной злобе варвар мог пре-
вратить в руины домик-музей Пущкина или
разграбить и сжечь чудесный Дворец юных
пионеров. Здание знаменитого OxeccKoro Te-
атра оперы сохранилось, — немцы не ус-
пели взорвать его. В огне прекрасный Дом
учителя. Горят лучитие зхания наз улицах
Пушкина и Дерибасовской, горят школы и
жилые хома.

Враг we уснел довести до конца свой
алекий план- этому помешали наши вой-
ска, стремительно ворвавшиеся в город,

И, выбитые из Одессы, немецкие мерзавды
решили доделать свое гнусное дело — они
попытались бомбить город в возлуха.
Несколько бомб упали невхалеке от боль-
шой одесской лестнины, но не повредили ee.

Еще сегодня продолжаются взрывы в
порту, на вокзале и на станции Сортиро-
вочная. Немцы минировали многие’ груже-
ные эшелоны, пакгаузы и склады. Тяжело
емотреть на окутанный дымом Одесский
порт, в который прежде заходили еуда всех
стран мира. Торчат искореженные конст-
рупии мощных портальных кранов, разво-
рочены нефтяные трубопроводы. В огне и

ОДЕ

Борьба её, зверьём обложенной кругом,   ЕЙ, для кого была честь Родины

В анналы Редины вошла страницей

славной.  Она измучена, истерзана зверьём,

Сражаяеь до конца е врагом,
Изранена в борьбе неравной,

Она евершила воё, что совершить могла. Сил нарастающих вновь чувствуя

Над нею, солнечной, сгустилась ночи
мгла,
Но, не сгибаяся под гнётом
принужденья,
Она уверенно ждала
Дня своего освобожденья!
И этот день пришёл!
+ Мы славу ей поём,

В КРЫМУ

— Что это?-Гитлер взвыл,
глаза от страху жмуря.—
Потеряны > Сиваш, и Перекоп,
и Керчь!

Демьян БЕДНЫЙ

«+= :

развалинах некоторые предприятия города.

За 30 месяцев своего хозяйничанья гит-
леровцы опустошили и ограбили одесские
музеи. Мы побывали в археологическом,
историческом, краеведческом и иеторико-
революционном музеях, в картинной гал-
херее. Все экспонаты вывезены, многие
поломаны, и всюду загажено, захламлено.

Но еще страшнее, чем разрушение куль-
турных ценностей, = то; что творили окку-
панты над мирным населением Олессы.
В доме № 84 по Новоселовекой улице на-
ходились гестано и румынская сигуранца.
Туда ежелневно’ привозили арестованных
жителей. В последнюю ночь своего пребы-

вания в Одессе немецкие палачи учинили

зверскую расправу нал 85
ными юношами и девушками.

— бан облили свои жертвы бензином,
заперли в подвале м подожгли их, — рас-
сказывает один из местных жителей —
Алексаняр Осннович Горб.

Основным местом массовых казней окку:
панты выбрали глубокий овраг у села Бог-
хановки, Там расстреливались ин сжигались
тысячи люлей.

Сейчас весь этот кошмар позади. 0ево-
божденная Олееса возвращается к жизни,
Горожане организовали тушение нежаров,
охрану прехприятий, cKAaxos.
тельные отряды вооруженных  жичелей
патрулируют по городу, ‘стоят на постах
хружинники. Детвора и женщины. помега-
ют вылавливать не успевших убежаль
немпев и румын. :

Усиление илет разминирование ropota.
Очищаются от битого стекла, шебня и не-
чистот, оставленных гитлеровцамя, тротуа-
ры и мостовые.

Вместе с переловыми частями в Олесеу
вошли работникя советских. партийных я
хозяйственных организаций. Вокруг возвра-
тивягихея руководителей города собираются
толны народа, сыплются десятки вопросов,
Горожане горят желанием узнать о жизни
страны. в положении на фронтах, ‹

— Ведь тридцать месяцев мы были ото-
рваны от матери-отчизны, но дни и ночя
думали о ней; ждали избавления, — гово-
BAT OBE. :

Избавление пришло. Одесса снова ево-
болный советёкий горол.

: Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.
Одесса, 11 апреля, (По телеграфу).

заключен-

CCA

святыней!
Но даже в рубище своём,

под*ём,
Храня гармонию простых и строгих
линий,
Она стоит над гладью моря синей,
Мы в ней черты родные узнаём

И с гордостью ее зовёы
Красавицей и героиней!

На нас идет из Крыма буря!

Не буря, подлый гад, а — смерч!

Еф Е

го Информбюро

Истреби-

водоизмещением в 3 тысячи тонн, еторо-
жевой катер, одну десантную и одну CY-
хогрузную баржи. Два торпедных катера,
производившие поиски вражеских кораб-
лей, на подходах к одному из портов Кры-
ма, потопнаи десантную баржу  против-
ника.

Авлация Краснознаменного Балтийского
Флота еоверитила успешный налёт на груп»
пу вражезких кораблей в Нарвоком зали-
ве. Потоплены тральщик и сторожевой ка-
тер противника.   :

о знамя
над Керчью

(От воезтоге корреспондента «Правдь»)

Свыше пати месяцев прошло с того хня,
Когда. наши войска форсировали Керченский
пролив и захватили плацдарм на его крым-
ском берегу. Героические десантники не
только сорвали все планы немецкого коман-
дования по ликвихация десанта, нон в оже-
сточенных кровопролитных схватках овла-
дели выгодными позициями для разверты-
вания основных сил.

Еще в ноябре прошлого года наши войска
вышли на ближние нодетупы к Керчи,
Улучшая свои позиции боями местногезна-
чения, части Отдельной Приморекой армии
зимой текущего года отбили у противника
несколько важных высот, а затем вклини-
лись в его позиции, проходящие непасред-
ственно в городской черте. И вет наступил
долгожданный день, когда вся густо раз-
ветвленная сеть траншей, окопов, дотев,
дзотов, минных полей, проволочных загра-
ждений рухнула под ударами наших артил-
леристов, пехотинцев, летчиков,

За несколько часов до наступления мы
приехали в действующие части. Немцы про-
являли явную нервозность; артиллерия
беспрерывно вела огонь по нашему перед
нему краю, по дорогам, по переправам че-
pes пролив. Как обычно, воды пролива в
этот солнечный весенний день борозлили
десятки судов, куресирующих между Rep-
ченским полуостровом и Таманью. В голу-
dom небе барражировали наши «ЯК’и».
На причалах разгружались баржи и тен-
деры, По подсохшим дорогам сновали груз
зовые автомашины и «виллисы».

С наступлением темноты наши легкие
ночные бомбардировщики повиели нал не-
мецкими позициями, заговерила наша ар-
знллерия, Сотни б0мб, тысячи тонн рас-
каленного металла обрушились на головы
немцев и румын, расшатывая и лезовгани-
зуя их оборону. Затем взмыли к небу сиг-
нальные ракеты, и вслед за разрывами на-
ших снарядов поднялась и пошла вперех
советская пехота. :

Наступление началось на расевете,

0 силе и стремительности удара насту-
нающих лучше всего свидетельствует тот
факт, что уже к шезти часам утра Керчь
была полностью очищена от противника,
несмотря на его отчаянное сопротивление.
Знамя взвилоеь над городом.

Прорвав неменкую оборону на вбю ее
тактическую глубину, наши части, раз-
вивая успех, к расевету овладели крупным.
населенным пунктом Ватерлез. Наземные
войска неотступно преследовали отстунаю-
щего противника, сбивая его заслоны и
арьергарды, захватывая пленных и трофеи.
Основная масса немецких и румынских
войск, сотни их автомашин и подвод устре-
михись по лорогам, идущим на Султановку
ий Багерово. Скопления вражеских солдат,
офицеров и боевой техники немедленно
подверглись обработке с воздуха.

Когда Красная Армия отрезала немцам и
румынам пути отхода из Крыма по суше,
неменкие и румынские генералы и, еледуа
их примеру, офицеры уверяли своих солдат,
что, мол, в районе нижнего течения Днепра
находится свежая танковая ‘армия, которая
оттеснит части Красной Армии, запираю-
щие Крым с севера. .

Вначале пемцы и румыны этим сказкам
верили, позднее они начали задумываться о
последствиях категорического приказа Гит-
лера удерживать Врымекий полуостров лю-
бой ценой. A

Очищая от фашистеких войск Керчен-
ский полуостров, части Отдельной Примор-
ской армии неуклонно движутся виербд,
Уже позади осталась  многострадальная
Керчь, красавец-гороя, превращённый фа-
шистами в руны. :

Менее чем за сутки наши части продви-
кулись к западу от Керчи де 30 километ-

Bos,
; И. ПАВЛОВСКИЙ.
Керчь, 1! апреля. (По телеграфу).

SSS ee ee И СЕТЕ

На краю

Переход через Прут и взятие Черновин,
блестящие операции войск Маршала Совет-
ского Союза Г. К. Жукова, открыли: перед
наступающими новые широкие возмежно-
сти. Прославленные пехотные полки, тан-
ковые части генералов Гетмана и Дремова,
артиллерийские всесокрушающие колесни-
цы гигантским прыжком очутились в пред-
торьях Карпат. Перед ними в синеватой,
влекущей дымке лежали высокие, порос-
пише буком и темнозеленой пихтой Карпаты,
Там, в горных высотах, похожих на пира-
милы, — бесчисленное множество долин и
ущелий, по стремнинам которых, клокоча
пеной, текут рожденные в теснинах Чере-
мош, Серет и многие другие реки. На Кар-
паты вели узорчатые, прихотливо извиваю-
нкиеся дороги и тропы. Через перевалы, зуб-
чатые хребты, ущелья и лесные дебри они
подводили к нашей юго-зацадной государ-
ственной границе, к горным постам и за-
ставам, обозначавшим край родной земли.
По этим горным дорогам, по еле заметным
тропам и двинулись наступающие части
Красной Армии, повинуясь приказу Ро-
Дины.

В предгорьях Карпат, в Гуцулии, кипеля
ожесточенные схватки за тактические
рубежи. На нодетупах к городам и селениям,
на дорогах разведчики маленькими групи-
ками, вооружившись картами, ведомые нрэ-
водниками, незаметно проникали в горы и,
карабкаяеь по крутым стремнинам, хобыва-
ли ценные сведения. Тяжелый и риекован-
вый солдатский труд открывал войскам ве-
рота в горы. ;

Стремительный, похожий на разлившую-
ся реку железный поток войск 1-го Укра-
инского фронта разрубил оборону противни-

РИ ot ИЕ Е ЖЕ НЕЕ РЕЖ

Вчера в Одессе. 1, Население города радостно приветствует своих озвободителей. 2. Приморская лестница.

Фотб В. Малышева и В. Иванова (ТАСО). (Доетавлено на самолёте  лёгчиком Д. В. Волковым.

Утром 8 апреля войска 4-го Украинского
фронта пох командованием генерала армии
Ф. И. Толбухина перешли в наступление
в Крыму, Операния началаеь мощной ар-
тиллерийской подготовкой. Тысячи орудий
всевозможных калибров, расположенные в
несколько нояеов и занявшие десятки квад-
ратных километров въыыкженной таврической
степи, обрушили Ha врага удар потрясаю-
щей силы, Не прошло и четверти часа по-
сле начала нанонады, как вся линия не-
мецкой обороны цокрылаеь черными обла-
вами дыма,

Немцы, запертые в Крыму, пять месяцев
совершенствовали свою оборону, делали ее
неприступной. Все новинки военной техни-
ки, весь богатый опыт етроительств укреп-
ленных рубежей были использованы ими для
усиления этих нозиций, которые и сами по
себе являлись трудно преодолимой преградой.

Турецкий вал, отбитый у немцев
в ноябре прошлого года, Halle стрелки и
артизхлериеты превратили за истекигие ме-
вяцы в плацларм для наступления. И еей-
час, когда близится решающая минута,
здесь повеюду царит образцовый порядок.

В разгар артиллерийской подготовки мы
зашли на наблюдательный пункт команди-
ра артполка. Отсюда простым глазом видно
поле боя. Багровое зареве канонады стало
еще больше, Тежи стрельбы заметно усилил-
ся. Слышатся громовые раскаты, выделяют-
ся отдельные сильные взрывы.

За 12 минут хо конца артпохготовки
южнее Турецкого вала, где залегли наши
стрелковые батальоны, взвилась сигналь-
ная ракета.

— Атака!— восклицают на валу.

Огонь артиллерии достигает предельной
плотности, и, прикрываясь им, стрелки вы-
лезают из своих траншей и во весь рост
бегут в нереднему краю немпев, В это вре.
мя немецкая артиллерия еще не оправилась
от наших огневых налетов и не может ак-
тивно отразить атаку — перед ней все было
застлано дымом.

34 несколько минут гвардейцы преодо-
лели предполье, и когда артиллерийский
огонь стал постепенно отодвигаться в гду-
бину, фигуры атакующих уже виднелись
У самых немецких транней,

Танки, шедшие впереди, устремились
еще дальше.

Все новые и новые цепи пехоты шли
вперед. Бой разгоралея в траншеях, а дру-
гие батальоны, He дожидаясь его конца, пе-
рекатывалиеь через головы еражающихся в
елекующие линии оконов.

Гвардейцы генерал-майора  Цаликова,
освободители Мелитополя, бойцы генерал-
майора Казарцева, сталинградцы, тгвархей-
цы части полковника Иванова образовали
ударный кулак, который должен был овла-
деть городом Армянск.

Гвардия еще раз показала в этом бою
массовый героизм.

_ В 12 часов дня майор Дацко передал
своему командиру по радио:

«Памереваюсь через кладбище вломить-
ся на западную окраину Армянока. Свой
КП лумаю перенести на высоту 4,7. Про-
шу разрешить». В ответ было передано:

«Военный совет об’явил вам и вашему
подразделению благодарность. В Армяче&
врывайтесь, артиллерия Bac поддержит,
вина уже получила цели. Полковую артил-
лерию —в боевые порядки».

(От военнога корреспондента «Правды»)

ка в предгорьях Карпат на части. Улар на
Коломыю, на Черновицы, выход на подету-
пы в Станиславу лишили неприятеля в0з-
можности создать здесь единый, сплошной
фровт. Коммуникации врага были парали-
зованы. Загнанные в горы чаетя изолиро-
ваны друг от друга, лишены маневра. He
ослабляя своего натиска, наступающие ¢
несгибаемым упорством продолжали ачи-
mats рубеж за рубежом, выбивали немен-
кие, румыянекие и венгерские части из опор-
ных пунктов, уничтожали блокированные
гарнизоны.

Жестокие бои в течение нескольких дней
вели наступающие войска за карчатские го-
рода Берхомет, Вашковцы, Вижница, Глы-
бока и крупные населенные горные пункты
Печенежин; Ябхонов, Жабъе, Космач, Пет-
ровцы, Старый Велчинец. Эти города и се-
ления, как на оси, нанизаны на горные до-
роги и в силу такого расположения явля-
ются как бы ключом к сердцу Карпат. Про-
тивник напрягал все евой силы, BE
удержать их за собой и тем самым не дать
возможности нашим передовым подразделе-
ниям достиснуть государственной границы.
Контратаки в предгорьях Карпат носили
чрезвычайно ожесточенный характер, но все
они были успешно - отражены. Гористая
местность, где может «стрелять каждый ка-
мень», помогала немцам быстро организо-
вать прочную оборону. Но все горные онер-
ные пункты падали под ударами наших пе-
хотинцев, артиллеристов и танкистов
быстрее, чем возникали.

Тверхо став на карпатекие лороги, насту-
пающие отбрасывали неприятельские части
в горы. Наши войска овзадели городами Ко-
сов, Куты, затем упорно защищаемыми
врагом городами Вашковцы, Вижница, Пути-

ae ee ee ee

дались

(От военного корреспондента «Правды»)

Через полчаса ет майора Дацке была
получена новая радиограмма: .

«Веху бои на занадной окраине. Кали-
тан Бакиров занял несколько кварталов,
Яцкевич еге поддерживает, Благоларноеть
передал. Бойцы клянутея, что Армянск
возьмут».

К вечеру 10 апреля Армянск был взят
нашими войсками.

Олновременно co urrypyom Армяяека
разгорелись бои за оставитиеся в руках
‘немцев две части Турецкого вала. Наше
командование рептило He штурмовать их в
Job, а нанести удары во фланг и в тыл,
Флантовый удар по западной части Турец-

кого вала начался одновременно со штур-.

MOM укреплений перех Армянском. Наету-
пление шло во все стороны Переканского
перешейка, вглубь и вширь. Части гене-
рал-майора Ловягина быстро овлалели пер-
выми линиями траншей и начали продви-
женче вдоль вала, о

Бойны . ползли в сплошном  шивале
огня. С наблюхательного пункта мы виде»
ли сотни разрывов среди цепей ползущей
пехоты. Время oT времени из лощин вы-
скакивали на поле боя наши самоходные
пушки н танки, и пехотинцы, прикры-
ваясь их броней, быстро продвигались к
берегу Черного моря, . которое вихнелось
на западе.

Рота лейтенанта Соколова штурмом взя-
ла лзот. Злееь немцы установили раны
три пулемета, Дзот был наполовину разру-
шен нащей артиллерией, но один уцелев-
ший пулемет продолжал вести огень. Стрел-
ви на танке под’ехали в дзоту и заброеа-
ли его гранатами.

Продвижение замедлилось, когда ло моря
оставалось не больше километра. Надо бы-
10 перейти через гребень холмов, превра-
щенных немцами в новую оборонительную
позицию. Генерал приказал подготовить
пели, совершить огневой налет, & 33 ним
с хода бросить танки ® берегу моря. Te-
перь было невыгодно постепенно оттеонять
пемнев: следовало стремительное захлотнуть
единственный путь хля их отступления и
окружить врага в западной части Турецко-
то вала, :

Около часа бойны лежали в наспех вые
рытых окончиках. На этом участке устано-
вилось относительное затишье. Затем-—сно-
Ba артиллерийский налет, холмы взяты, и
наши войска стремительно вырвались ® бе-
регу. На Турепком вале сфеди немцев
началась паника, Ночью, под прикрытием
темноты, наступающие подразделения ©
трех сторон врывались на вал и в руко-

пашных схватках добивали сопротивляю-  .

щихся. На следующее утро Турецкий вал
полностью перешел в наши руки,
= + s j

Штурм Перекопекой твердыни был тес-
HO связан е действиями наших войск 24
Сивашем. .

В первый день нашего наступления нем-
цам удалось ценой больших жертв удер-
жать свою оборону по перешейкам Сиваш-
ского залива и многочисденных соленых
озер. Наступающие должны были пробить-
ся в следующей линии вражеской обороны,
к Так называемым Ишуньеким позициям.
Используя свое выгодное положение, про-

ла и Глыбока, сотнями горных сел, местное
население которых устроило нашим воннам-
богатырям восторженную ветречу.

Карпаты теперь открылись перед бойца-
ми во всей своей неповторимой красоте и
суровости. :

В долинах рек, у горных селений вспы-
хивали короткие схватки. Сбивая враже-
ские заслоны, передовые подразделения
быстро овладели всеми основными доро-
гами, подводящими к хребтам, за которыми
лежит государственная граница нашей
страны. Это был, пожалуй, самый тяжелый
этап борьбы за Карпаты. Горные тропы
узкой ленточкой вьютея в центре гор по
скалам, по краям пропастей, неожиданно
обрываясь и исчезая. Навьючив лошадей,
нагрузив до отказа сумки патронами и су-
харями, наступающие смело шли по марш-
рутам, указанным разведчиками. На своем
пути они преодолели не один обледенев-
ший перевал, миновали множество опас-
ных мест и, наконец, усталые, но доволь-
ные своим великим соллатским подвигом,
вышли к государственной границе.

Вот она, граница, её невидимый, но ощу-
тимый пунетир хитроумно петляет по кру-
тизнам древнего Карпатского хребта. Вы-
соко и задумчиво поднимается достигаю-
щая более двух тысяч метров гора. Грани-
ца идет по ее вершинам и поворачивает
на юг.

Отыскав пограничные знаки, бойцы пе-
реловых отрядов сняли шапки. Где-то раз-
выстрелы, прозвучало - громкое
«ура», и горы, словно салютуя победите»
TAM, торжественно, троекратным эхом но-
вторили выстрелы и голоса бойцов. Велед
за передовыми отрядами на госухарствен-
ную границу вышли вскоре основные на-
щи силы.

Наетупательное движение к государст-
венной границе в Карпатах развивалось
одновременно в разных направлениях, Пе-

Tepexon u

ВИ eee

THBEHR отходил медленно, цепляясь бук-
вально за каждый метр земли. ^

Нах Сивалием стали появлятьея наши са-
молеты. Снерва пе 6—9, потом сразу но
20 в 30. Больше веего «ИТ’ов»,

Время приближалось к полудню. Мы но-
шяи к наблюдательному нункту командира
дивизии, расположившемуся у селения
Биюк Кият. Отсюда вее прекрасно” видно:
впереди—лощина, еще дальше-—возвышен-

ноеть, на ней немцы. А справа — Айгуль-
ское озера.

Даля наступления этот участок чрезвы-
чайно труден уже по одному своему. релье-
фу. В тому ше враг глубоко зарылея в
землю, оградил себя пвотивотанковым рвом,
колючей проволокой, минами. :

`` Огневой налет. Он напоминает по интен-
CHBHOCTH зртиллерийское наступление у
Перекона. Канонада длится недолго, веего
минут 30. Е ее конну в воздухе появляет-
ся евыше 100 наших самолетов: Пикивав-
WHER разрушают блиндажи на высотах, 8
штурмовики прочесывают немецкие тран-
шеи. Огромные групны самолетов сменяют
друг друга. Впереди все в дыму и огне.

Мы наблюдаем, как к передовым пози-
циям пролвитаютея гвардейские минометы.
Они дают зали, и танки под прикрытнем
разрывов устремляются вперед. № этому
времени количество наших самолетов над
полем боя увеличивается примерно’ вдвое.
Они наносят страшный удар, и когда пово-
рачивают назад, то по сигналу в атаку под-
никзается пехота. Огневой вал переносится
несколько вперед, и стрелки почти в роет
бегут за нам.

На похетупах к высоте «16» разгорается
жестокий бой. Мы не можем разглядеть,
как берут эту высоту, с набяюдатель-
ного пункта почти ничего не видно, впере-
дн черные столбы лыма. Бойцы шутят:
«Бой в Крыму, все в дыму». Однако через
10 минут радист докладывает: «Передана
сообщение: высота наша».

— Преследовать немцев, — приказывает
генерал. Артиллерию вперед.

Враг отступает,

По Айгульскому озеру идут вброд стрел-
ки резервного полка. Они должны развить
успех и овладеть следующей командной
высотой и деревней Томашевкой. Нехотин-
HEI закатали за пояс шинели и бодро месят
густой. вязкий нл. Соленая вода раз’едает
ноги, но никто из стрелков не обращает
на это внимания. Внерели — Врым!

И вот новая победа вознатраждает герои-
ческие усиляя наших воинов. Сиваш ус-
пешно форсирован частями 4-го Украин-
ского фронта восточнее города Армянск.
Прорвана глубоко эшелонированная оборо-
на противника в озерных дефиле на южном
побережье Сиваша. Продвинувшиеь за че-
тыре дня наступательных боев вперед до
60 километров, наши войска овладели важ-
нейшим железнодорожным узлом Крыма —=
станцией Джанкой,

Л. ТОЛКУНОВ.
4-й Украинский фронт, 11 апреля,
(По телеграфу).

=

хота и подвижные части наносили
удары на запад и на юг. В дни, когда на-
ступающие вторглись за горные дороги в
Карпаты, блестящий успех был также до-
стигнут в южной части предгорий.

Развивая наступление в направлении
гор со стороны Черновицы — Сторожинец,
пехота н танки нанесли непоправимое по-
ражение противнику и на этом участке.

Bursa 3a города и горные селения до-
стигала здесь нанвыешего напряжения,
распространяясь по горным дорогам нз юг
H Ha юго-восток. Пехотинцы и подвижные
части наступающих, действуя внезапно,
дерзко и стремительно проникали в тылы
врага, отбрасывали неприятельские силы
вее дальше в горы, к государственной rpa-
нице, которая юго-восточнее Черновиц шлз
в реке Прут, отделяя земли нашей родины
от Румынии.

Румынские части сделали попытку оста-
новить движущиеся танки и пехоту, но
были сматы и отброшены за яинию  гра-
ницы, : Е:

Войска 1-го Украинского фронта с же-
тезной рептимостью, упорством и настойчи-
востью выходили к рубежу в новых и но-
вых местах, и вскоре государственная гра-
ница, отделяющая нашу страну от Чехо-
словакии и Румынии, была очищена на
протяжении около 200 километров.

Преследуя отходящего противника, наши
войска велед за тем перешли границу н
вышли на территорию Румынии.

Наступающие двинулись по земле врага
и овладели на ней несколькими десятками
населенных пунктов.

Войска нашего фронта, показавшие пре-
красные образцы высокого воинского мас-

терства, продолжают настунление,

Я. МАКАРЕНКО.
1-й Украинский фронт, 11 апреля.
(По телеграфу).