Отклики в Англии

на славные победы

Красной Армии в Крыму

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер отмечает, что в результате круп-
нейшей тройной победы — занятия портов
Феодосия, Евпатория и столицы Крыма —
Симферополя — части Красной Армии ос-
зободили более двух третей Коыма. Эти
победы открыли советским войскам путь к
последним черноморским базам, которые
её удерживают немцы.

-Обозреватель лондонского фадио Брент
Буд заявил: Верные своим славным боевым
традициям, советские войска не преминули
ло ‘конца использовать свою победу под
Одессой. Для всех было ясно, что овладе-
ние Красной Армией этим важнейшим горо-

дом и портом предопределит судьбу немцев
в Крыму. Тем не менее быстрота, с KOTO-
рой Красная Армия осуществляет, освобож-
ление Крыма, вызывает‘ изумление. Нельзя
не восхищатвся стремительностью ‹продви-
жения советских войск.

Военный обозреватель лондонского радио
отмечает, что теперь для советских войск
открыт. путь на Севастополь. Перед. гер-
манскими и румынскими войсками в Крыму
стоят весьма мрачные перспективы, ибо их
надежды на сколько-нибудь успешную эва-
куацию морем являются весьма сомнитель-
HbIMH.

Положение в Венгрии после оккупации

СТАМБУЛ, 14 апреля. (ТАСС). Назна-
ченное гитлеровцами новое венгерское «пра-
вительство» во глазе со Стояи прозодит во
всей стране дикие насилия и чинит распра:
ву над лицами, заподозренными в антигер-
манских настроениях. Достаточно самого
малейшего повода для того, чтобы расстре-
лять человека или отправить его на висе-
лицу. По полученным здесь сведениям,
электромонтер Андреас Церман был ape-
стован и брошен в концентрационный лагерь
только’ потому, что три года тому назад его
видели в обществе одного «подозритель-
ного» лица. Церману ‘улалось бежать из
концентрационного лагеря, однако он был
схвачен и по приговору военного суда в тот

же день казнён. Особенно многочисленные.

аресты произведены в предместьях Була-
пешта: Альбертфальва, Чепель, Кишпешт,
Уйпешт и др. где, по заявлению гестапо,
скрывается много
ступнаков». Облазы в этих предместьях
производятся по ночам, причём редкая ночь
проходит без того, чтобы здесь не было
арестовано 20—30 человек.

“Ha каждой улице венгерской столицы
установлены патрули венгерской пешей и
хонной полиции ‘и эсэсовцев. Патрулям
предоставлено право задерживать каждого,
кто вызовет какое-либо подозрение, и при
попытках к бегству открывать огонь. По

«государственных пре-”

распоряжению министра связи ‹ населению
запрещено пользоваться телефоном. Теле-
фонная связь сохранена только между уч-
реждениями. Венгерские власти констати-
ровали, что последние события в стране спо-
собствовали росту дезертирства в армаи,
поэтому приказом военного министра об’яв-
лена перерегистрация всинских документов
всего мужского населения в возрасте от 17
до 69 лет. у

Венгерские мракобесы прелают публич-
ному сожжению ‘пооаззедения классиков
мировой литературы. 31 марта тю приказу
нового министра просвещекия были пре-
кращены занятия во всех средних учебных
заведениях и ремесленных школах. В этот
день в ряде учебных зазедений состоялось
торжественное «предание огню» прсизвеле-
ний, из’ятых из городских и школьных биб-
лротек. Сжагались книги Максима Горь-
кого, Ромен Роллана, Томаса Манна и дру-
гих писателей. Незалолго 20 оккупации
венгерская фашистская газета «Уй мальяр-
шаг» возмушалась тем, что произведения

этих писателей пользуются «несравнимо
большей популярностью», чем «литератур-
ные труды» современных венгерских и`не-
мецких «писателей». До сих пор в Венгрии
закрыты театры, кино, чатальни и лругие
культурные учреждечия.

. с

Советско-финские отношения

На лекции доктора исторических ‘наук проф. Б. Е. Штейна -

_Лекционное бюро при Комитете по делам
высшей школы при СНК СССР провело в
Колонном зале Дома союзов публичную лек-
цию доктора исторических наук проф. Б. Е
Штейна, посвященную истории советско-
финских отношений. .

Как подчеркнул лектор, исторический
анализ этих отношений с исключительной
яркостью и убедительностью показывает ту
враждебную, агрессивную позицию, которую
неизменно занимала Финляндия в отноще-
кии Советского Союза, и проливает свет на.

истинное значение нынешнего ответа фин-.

ляндского ‘правительства на советские ус-
ловия перемирия.

На протяжении четверти века внешняя
политика СССР систематически и неуклонно
добивалась создания добрососедских отно-
шений с Финляндией. Первым признав её
государственную независимость, Советский
Союз  стрёмился добиться от Финляндии
лишь выполнения одного условия — не на-
рушать безопасности Советской республики.
Именно этб естественное и справедливое ус-
ловие Финляндия систематически и веролом-
но нарушала, несмотря на многочисленные и
терпеливые попытки Советского Правитель-
ства установить с ней добрососедские ог-
ношения. Больше того, на северной границе
советской земли, у ‘самых ворот Ленинграда,
создавался и непрерывно укреплялся плац-
дарм для походов, политических комбина-
ций, союзов, коалиций, направленных про-
Хив Советского Союза.

Чрезвычайно показательно в <вете зы-
нешних событий то, что на протяжении
25 лет все предложения Советского Пра-
вительства, имевшие целью создание под-
линной гарантии мира, всегда встречали со
стороны правительств Финляндии враждеб-
Hoe к себе отношение. Так, финляндское
правительство в течение ряда. лет всячески
саботировало заключение пакта о ненапа-
дении и нейтралитете и присоединение к
конвенции по определению нападающей
стороны.

В ноябре 1939 года. Финляндия. спрово-
цировала финско-советский вооруженный

конфликт. Красная Армия преподала, тогда 1

_боветекие ноглпозиторы в дни войны

_ Советская музыка’ выдержала суровое
испытание военных лет. Свидетельство
этому — повысившаяся интенсивность

творческого труда советских композиторов
и идейно-художественное качество ряда
новых произведений.

Великие события ’ Отечественной войны.
чувства, переживания о советского народа
нашли свое отображение во многих .пес-
нях, - созданных нашими композиторами.
Вспомним. полную сурового гражданского
пафоса-песню А. В. Александрова: «Священ:
ная война», замечательные лирические во-
енные песни, в первую очередь таких
композиторов, как В. Захаров, В. Соловь-
ев-Седой. : :

Огромное. значение имела работа по. соз-
данию ° Государственного гимна Союза
ССР. В ней приняли участие многие ком-
позиторы, в содружестве с поэтами вклю-
чившиеся в широкое творческое соревно-
вание и написавшие ряд интересных произве-
дений. Создан новый могучий наш ‘гимн,
текст которого принадлежит С. Михалко-
ву и Эль-Регистану, а музыка—выдающе-
муся мастеру советской песни А. В. Алек-
сандрову. р

“Работа над гимном пославила перед ком-
позиторами глубокие идейные, творческие
задачи. Никогда еще так остро не стоял
перед нами вопрос об общественной значи-
мости нашего творчества, никогда еще не
было в. нашей практике столь интенсивных
поисков  мелодической выразительности
пройзведения Мы должны - всесторонне
изучить этот ценнейший творческий опыт.

Серьезны успехи советской музыки в
области крупных форм: симфонии, оратории
и кантаты, камерного ансамбля. За` годы
войны новые значительные произведения
создали: Н. Мясковский (22, 23 и 24-я сим-
фонии, 7, 8 и 9-й квартеты, кантата «Киров
с нами»), Ю. Шапорин (оратория _«Сказа-
ние о’ битве за’ землю Русскую»), Р. Глиэр
(4-й квартет, концерт для сопрано с ор-
кестром), С. Прокофьев (опера «Война и
мир», сонаты для фортепиано и для флей-
ты, квартет, балет «Золушка», «Баллада о
мальчике, оставшемся. неизвестным»),
Д. Кабалевский (сюита «Народные  мсти-
тели», ‘опера «В огне»), М. Коваль (опера
«Емельян Пугачев»).

‚К достижениям советской музыки надо
причислить симфонию «Родина» Г. Попова,
квартеты Н, Чемберджи и` Анатолия Алех-
сандрова, кантату «Украина моя» А. Што-
гаренко и многие другие произведения,

АЛПРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское ттоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: ное бюро — - 15-68;
Д 3-37:50; Писем —Д 3-15-69; Местной сети —Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; о д 7.63. берете Pete;  отдел ‘ot

Д 3-36-82; Иностранного —

‚52159.

Финляндии суровый урок. Весь мир при-
знавал, что советские войска, прорвав YK-
репления линии Маннергейма, могли окку-
пировать всю Финляндию. Однако СССР,
верный своей внешизполитической линии,
основанной на уважении государственной
независимости каждого государства, на это
не пошел. Мирный договор` от 12 марта
1540 года не заключал в себе ни военной
контрибуции, ни других нарушающих неза-
висимость Финляндии постановлений. Но и
после ‘этого Финляндия продолжала свою
враждебную политику в отношении Совет-
ского Союза.

Далее лектор останавливается на тюслед-
нем ‚этапе советско-финских отношений, ко-
гда Финляндия вступила в войву против
Советского Союза в рядах гитлеровского
блока, надеясь урвать и’ себе долю при
разделе награбленной фашистскими разбой-
никами добычи, питаясь безумной идеей
«об’единения в одно целое обеих частей
Карелии по ту и эту сторону границы, а
также Ленинградской губернии» ит. д.

‚ Война на стороне гитлеровской Германии
привела к сильному ограничению государ-
ственной самостоятельности Финляндии. Это
все яснее осознают и в самой Финляндии.
Лектор подчеркивает, что самый факт об-
ращения финляндского правительства к Со-
ветскому Союзу с просьбой сообщить его
условия мира говорит о том, что ставка
Финляндии на Гитлера бита. Однако фин-
ляндские политики пытаются и в этот рэз-
шающий момент уклониться от того ‘един-
ственного выхода, который им предоста-
вляется великодушием Советского Прави-
тельства. Они сейчас пытаются укрыться
за лозунгом «обособленной войны», который
по ‘существу. означает продолжение союза
с гитлеровской Германией и сообщества с
ыы:

История, давшая финляндским политикам
25 лет на «размышления», заканчивает лек-
тор, больше никаких отсрочек предоставить
им не может. Пришло время решения, от
которого зависит дальнейшая судьба Фин:
ляндии и финского народа.
sees (TACC).

Растет и развивается музыкальное ис-
кусство в наших братских республиках.
Крупные произведения написаны М. Аш-
рафи, Ш. Мшвелидзе. Г. Егиазаряном,
Е. Брусиловским, А. Кулиевым и другими
композиторами. :

Ценно то, что во многих из названных
произведений есть смелые попытки вопло-
тить героические образы и чувства совет-
ских людей в дни Отечественной войны.

Партия и правительство проявляют ог-
ромную заботу о развитии советского му-
зыкального искусства. На эту заботу мы
должны ответить творческим трудом, в ко-
торый вложим все свои силы. .

Мы сейчас особенно остро чувствуем
свою ответственность перед народом за
наш труд. Именно поэтому нам необходим
строгий критический анализ’ наших произ-
ведений. Успехи советской музыки в це-
лом не должны закрывать перед нами
серьезных недостатков в нашей‘ компози-
торской практике. Е.

Монументализм некоторых крупных пар-
титур нередко является их внешним на-
рядом, за которым не находишь достаточно
глубокого содержания. Хороших замыслоз
и ‘технического умения мало для того,
чтобы написать подлинно монументальную
симфонию или оперу. Только замысел глу-
боко идейный и реализованный, то-есть на-
шедший для себя яркие, оригинальные му-
зыкальные образы, стройную, целостную
концепцию, можно считать действительным
достижением. Следует решительно осудить
всяческие проявления упрощенчества и ди-
летантства в музыкальном творчестве.

По нашему твердому убеждению, масте-

ром может называться лишь тот, кто нз.

только владеет технической «рецептурой»
своего искусства, но’и обладает идейно-
творческими качествами подлинного ху-
дожника:
Следует указать в этой связи, например,
на неудачу симфонии № 5 В. Желобинско-

‚го. Симфония посвящена волнующей теме —

сбороне Ленинграда. Однако ни избранная
тема, ни талантливость автора, ни внеш-
няя «сделанность» и эффектность произве-
дения не в состоянии скрыть от слушате-
ля неглубокое. содержание и несамостоя-
тельность этой музыки. И в произведениях
зрелых художников о большая тема не
всегда получает вполне убедительное во-
площение. Так, например, замечательной
во многих отношениях кантате С. Прокофь-
ева «Баллада о’мальчике, оставшемся не-

О турецких поставках

в Германию

ЛОНДОН, 12 апреля, (ТАСС). Как со-
общает анкарский корреспондент агентства
Бритиш Юнайтед Пресс, ссылаясь на сведе-
ния из обычно хорошо информированных
кругов, Англия и США послали Турции сов-
местную ноту, требуя прекращения поставок
в Германию материалов,` необходимых для
германской военной машины. ‹ :

—©—-

Положение. в Софии

СТАМБУЛ, 14 апреля (ТАСС). По пэ-
лученным здесь свелениям, в Софии. вве-
ден так называемый «полицейский час»
с 18 час. 30 мин. до 5 часов. В это
время населению запрещено появляться на
улицах. Населению запрещено также скап-
ливаться в группы более чем в 3 челове-
ка. Специальным приказом предоставлено
полиции право расстреливать на. месте лиц,
не подчиняющихся её распоряжениям.

а

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 14 апреля. (ТАСС). Как сооб-
шают из Югославии, продолжаются оже-
сточённые бои в секторе Книн — Бихач —
Петрине. Противник подбрасывает на уча-
сток фронта Срб—Бихач подкрепления, что-
бы спасти свои крупные гарнизовы. Части
народно-освободительной армии заняли в
секторе Книн населённые пункты Стрмицу
н Плавно.

Гитлеровские войска снова пытались про-,
биться к Мрконич-Граду, но были отбро-
шены, понеся большие потери.

В Восточной Боснии’‘идут сильные бон
в секторе Калиновик — Фоча — Сараево ив
секторе Брчко — Биелине — Тузла.

Войска оккупантов, получившие крупные
подкрепления, после двухдневных боёв
снова захватили Подравска, Слатину в
Славонии. В этих боях противник исполь-
зовал танки и тяжёлую артиллерию. Дей-
ствия его войск поддерживались более чем
50 самолётами, непрерывно бомбивитими ты-
лы частей народно-освободительной армии.

В Лике противнику удалось пробиться на
освобождённой территории до Бабин-Пото-
ка. Однако после упорных боев части Ha-
родно-освободительной армии, поддержан-
ные танками, отбросили противника на ис-
хедные позиции.

„ Военные действия в Италии _
ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС); Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на всех фронтах действовали патрули.

Налет на Англию

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Как перз-
даёт английское министерство информации,
в ночь на 14 апреля. небольшие соединения
самолётов противника появлялись над раз-
личными районами Юго-Восточной Англии,
Эссекса и внутренних графств. Некоторые
самолёты достигли района Лондона. В раз-
личных пунктах были сброшены бомбы,
причинивиие небольшой — материальный
ущерб. Число жертв невелико. Сбито два
самолёта противника.

‘ —о—
‚Борьба французских

. патриотов р
БРАЗЗАВИЛЬ, 14 апреля. (ТАСС). Как.
сообщает браззавильское радио, француз-

‚риканские компании —«Стандарл

ские партизаны, занявшие горный район де-
партамента Эн, организовали ‘по примеру
героических защитников плато Глиер (в
Верхней Савойе) оборону против численно
превосходящего ° противника. Германские
войска получили задание во что бы то ни
стало занять этот горный район и уничто-
жить находящиеся там партизанские отряды.
Через каждые 50—60 метров на дорогах,
железнодорожных путях и даже на полях
были расставлены немецкие солдаты, после
чего гитлеровцы начали атаку. Однако они
натолкнулись на ожесточённое сопротивле-
He. :

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Лондонское
радио сообщает, что, по полученным в Лон-

донё сведениям, об’явленная «правительст-.

вом» Виши мобилизация ещё 300 тысяч
французов для отправки.в Германию прова-
ливается. По требованию немцев в течение
января, февраля и марта этого года в Гер-
манию: должно было быть отправлено 270

‘тысяч рабочих, однако фактически в течение

января и февраля гитлеровским и лавалев-
ским «вербовщикам» удалось насильственно
вывезти в Германию всего 1.500 рабочих.

известным» нехватает конструктивной цель-
ности формы, мелодической широты и ня-
певности. Несоответствие темы и ее вопло-
щения можно отметить в произведении
М. Коваля «Урал-богатырь», произведении
талантливом, но очень неровном и явно’
недоработанном. -

Воплощение в произведении искусства
большого идейного замысла неотделимо от
стиля и языка советской музыки.

Сила передовых художников всех времен
коренилась в их связи с народом. Идеи,
влохновленные народом, формировали их
мысль и волю, живительными соками нз-
родного творчества питался их ‘гений. На-
мятен нам афоризм великого Глинки: «Му-
зыку создает ‘народ, мы же, художники.
лишь арранжируем ее».

Музыка, рожденная борьбой нашего на-
рода, его думами и чувствами, не может
быть  оторванной OT музыкального языка
народа. Народность стиля советской музы-
ки—это прежде всего ee органическая.
связь с миром народной песни. Речь идет
о глубоком творческом проникновении в
самый строй народной музыкальной речи.
0б. усвоении не только отдельных интона-
ций, но и тех общих свойств народной му-
зыки, которые делают ее понятной и близ:
кой миллионам.

Народность советской музыки—это также
ес органическая связь с музыкальной кл@с-
сикой народов Союза ССР и прежде всего —
с великой классической культурой русского
народа. Классики русской музыки—Глинка,
Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин,
Мусоргский — прочно опирались в своем
творчестве на народную основу и при этом
были композиторами с яркой индивидуаль-
ностью, смелыми новаторами, владевшими
всем ценным, что создала мировая музы-
кальная культура. \

Об этом должен помнить каждый ком-
позитор, — без этого немыслимо создание
полноценного художественного произведе-
ния. Между тем богатство русской народной

музыки и музыкальное творчество всех наро-

дов нашей страны еще слабо осваиваются
композиторами. Мало черпают они из этого
живительного родника. }
Глубоко: ошибочно пренебрежение’ некото-
рых композиторов. народными истоками му-
зыки. Без постоянного, живого соприкосно-
вения с народным мелосом музыкальному
языку композитора, его творческим искани-
ям грозит» опасность превратиться в мертвые
абстракции. Вместе ‘с тем высокое _ понятие
народности музыки иногда обедняется, его
сводят только к цитированию фольклорных

”Типография газеты «Правда» имени ‘Сталина.

Pole ЕВ БЕ

Выступление

ВАШИНГТОН, 13 апреля. (ТАСС). От-

вечая на вопрос по поводу сообщений, по-
лученных из Лондона, о том, что Соеди-
ненные Штаты и Англия заявили Испании
и Турдии решительный протест против тор-
говли военными материалами, Хэлл в беседе
с представителями печати заявил, что с ней-
тральными странами продолжаются пере-
говоры п вопросу о торговле этих страз
с державами оси. Хэлл отказалея деталь-
но. остановиться на этом вопросе, но отме-
тил, что переговоры ведутся также с Шве-
цией, .
На-вопрос о ‘том, обращается ли в ду-
хе последней речи Хэлла внимание ней-
тральных стран. во время этих переговоров
Ha HX положение после войны в случае,
если они будут продолжать иметь дело с
державами оси, Хэлл сказал, что он не
может ответить на это, ‘так как он ‘должен
прежде посоветоваться с другими Об’еди-
нёнными нациями. }

На вопрос о том, получил ‘ли он от Кон-
сультативного Совета по вопросам Италии
сообщение 06 обещании короля Виктора-
Эммануила назначить Умберто регентом,
когда союзники возьмут Рим, Хэлл заявил,

_ Выступление морскоо министра США Ножса

ВАШИНГТОН, -13 апреля. (ТАСС). Ко-
миссия по ассигнованиям палаты’ представи-
телей СИА опубликовала выступление мор-
ского министра Нокса-на заседании комис-
сии, в котором Нокс официально заявил, что
американское правительство предложило
приобрести у американских нефтяных компа-
ний концессии в Саудовской Аравии. Однако
компании отвергли это предложение, после
чего они приняли другое предложение пра-
вительства о строительстве нефтепрозода к

Средиземному морю. /

Подробно изложив историю концессий в
Саудовской Аравии, Нокс сказал, что аме-
т Ойл оф
Калифорния» и «Тексас Ойл Компани» об-
наружили большие запасы нефти в Саудов-
ской Аравии, потенциальные возможности:
которой составляют 20 млрд. баррелей. Эти
компании получили в Саудовской Аравин
концессию при условии выплаты правитель-
ству Саудовской Аравии специальных отчис-
лений. Компании не сумели широко эксплоа-
тировать нефтеисточники, но произвели не-.
которые предварительные платежи прави-
тельству Аравии в сумме в несколько мил-
лионов долларов в счёт будущих платежей.
Одновременно правительство Саудовской
Аравии обратилось к Англии и получило от
неё значительную сумму денег.

«В конце ‘концов,—сказал Нокс,—амери-
канские компании несколько встревожились
всвязи с создавшимся положением; это —
частные компании, не имеющие поддержки

Налёты авиации союзников на Венгрию и Германию

„ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение главного штаба
войск союзников на средиземноморском те-
атре военных операций о том, что 13 апреля
тяжёлая бомбардировочная авиация союзни-
ков, базирующаяся на’Италию, совершила
налёт на Дьёр, расположенный в 110 кило-
метрах северо-западнее Будапешта. По заяв-
лению лётчиков, участвовавших в этой опе-
рации, отмечены прямые попадания в мастер-
ские, производящие детали самолётов «Мес-

‘сершмитт-109». Бомбардировщики «Либерей-

тор» сбросили много бомб на аэродром в
10 милях юго-восточнее. Будапешта.

Кроме того, соединение «Летающих кре-
постей» бомбило сортировочную* станцию
Брод (Югославия) на железнодорожной ли:
нии между Белградом н Загребом.

„ ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). `Англий-
схое. министерство авиации сообщает, что

Хэлла на пресс-конференции

что бн не получал” никакой официальной
информации. от Совета. На просьбу . ука-
зать, связано ли в какой-либо мере реше“
ние короля Виктора-Эммануила  с инструк-
циями, данными представителю США в
Италии Мэрфи, до того, как Мэрфи воз:
вратился недавно из Вашинттона в Италию,
Хэлл ответил, что OH может’ сказать В
настоящее время лишь то, что было ире-
дусмотрено в отношении Италии в Мос-
ковской декларации, а также в речи Хэл-
ла от 9 апреля, в которой излагалась точ
ка зрёния основных Об’единённых нации,
в том числе Соединенных Штатов.

На просьбу комментировать пропаганди-
стское предложение испанской фаланги о
том, чтобы Англия и США присоединя-
лись к Гитлеру в войне против Советско-
го Союза, Хэлл заявил, что любой чело-
век, который подаст даже’ мысль, а HE
только выдвинет какое-либо предложение
такого рода, должен сознавать низость TO-
го, что он’делает. На вопрос о том, рас-
полагает ли он каким-либо подтвержде-
нием лостоверности газетных сообщений
относительно этой кампании, Хэлл ответил
отрицательно.

от собственного правительства на случай
возможной конкуренции с английским прави-
тельством и английскими компаниями, поль-
зующимися всей поддержкой и престижем
английского правительства. Они обратились
с призывом к правительству СИТА взять под
защиту запасы нефти, принадлежащие аме-
риканцам. Об’единённый совет начальников
штабов одобрил эту идею»:

Нокс указал далее, что американское пра-
вительство вначале предложило приобрести
концессии в Саудовской Аравии У американ-
ских компаний, которые от этого отказа-
лись. Компании также отвергли предложе-
ние о приобретении правительством поло-
виНы собственности компаний, а затем о при-
обретении всего лишь одной трети этой
собственности. По словам Нокса, нефтенро-
мышленники настаивали на том, чтобы ком-
пании отвергли это предложение, так как
опасались участия правительства в нефтя-
ной промышленности. Вслед за этим прави-
тельство США и американские компании до-
говорились о строительстве Соединёнными
Штатами нефтепровода от Персидского за-
лива до Средиземного моря. Нокс указал,
что он одобряет это соглашение, поскольку
OHO «защищает американскую собственность
в этих концессиях» и даёт возможность Со-
единённым Штатам пользоваться в этом

районе крупными занасами нефти для воен-

ных целей по гарантированным низким це
нам. Г

$

в ночь на 14 апреля создинения самолё-
тов «Москито» совершили налёт на об’ек-
ты в Берлине и Западной Германии. Нро-
должалось минирование вражеских вод. Все
ne самолёты вернулись Ha CBOH
азы: . me

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Штаб аме-
риканских вооружённых сил на европей-
ском театре операций сообщает, что в на-
лёте американской авиации 13 апреля на
авиационные заводы в Аугсбурге и в Обер-
шаффенгофене, на шарикоподшипниковый
завод в Швейнфурте и на аэродром в Лех-
фельде. участвовало более 1.100 camoné-
тов. В воздушных боях уничтожен 51 вра-
жеский самолёт. Много неприятельских са-
молётов уничтожено на аэродромах. 36 аме-
риканских бомбардировщиков и 8 ‘истреби-
телей не вернулись на свои базы;

Положение в Северной Италии

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Лондон-
ское радио сообщает, что, по сведениям,
слученным в Цюрихе из Северной Италии,
гитлеровцы казнили в Турине 27 человек,
в том числе одного профессора Туринского
университета. Все они былая обвинены в ан-
тифашистской деятельности. Кроме того,
оккупанты расстреляли 8 итальянцев, у ко-
торых было найдено оружие.

Несмотря на то, что Турин находится в’

кольце германских войск, каждую ночь в
город проникают вооружённые партизан-
ские отряды. Непрерывно ° происходят
вооружённые столкновения партизан < фа-
шистскими чернорубащечниками. Неуцы ри-
схуют появляться в рабочих кварталах Ту-
рина только на бромемащинах.

интонаций, являющемуся лишь одним из   она не может не вдохновить советских ком-

многих возможных путей воплощения в му-
зыке народного начала.

Характерной чертой русского искусства
всегда была глубочайшая идейность твор-
‘чества, великая преданность художника на-
роду. И эта. благородная традиция русско-
го музыкального искусства должна быть
мы камнем во всей нашей ра-
оте.

Обращает на себя внимание отставание
некоторых жизненно важных жанров му-
зыки, прежде всего — оперы. До сих пор
нет у нас новой оперы, которая прочно
вошла бы в репертуар театров, стала лю-
бимицей нашего слушателя, подобно тому:
как любимы и популярны некоторые со-
ветские песни. :

За качество оперы отвечает прежде всего
композитор. Автор оперы должен быть не

только первоклассным музыкантом, но и
знатоком оперной драматургии. Между
тем слабое 3HaHHe законов оперной

драматургии присуще многим композиторам;
в том числе и зрелым. Отсюда и. неумение
с достаточной критичностью подойти к вы-
бору либретто, а ведь известно, что низкое
качество либретто является одной из причин
неудач наших композиторов в создании
оперы. Безжизненное в драматургическом от-
пошении либретто не’ в состоянии компенси-
ровать никакие творческие усилия компози-
тора и театра. Это относится также к такому
значительному ‘произведению, как опера
Д. Кабалевского: «В огне» (либретто Ц: Со-
лодаря).

Очень слабую активность проявляют ‘на-
ши оперные театры в создании новых опер.
Театры мало заботятся даже о том, чтобы
своевременно показать уже. готовые парти-
туры крупных. мастеров. Нормально ли, что
до сих пор нигде не поставлены две новые
оперы и ‘балет С. Прокофьева («Дуэнья»,
«Война и мир», «Золушка»), опера «Бэла»

Анатолия лександрова, новые балеты
Б. Асафьева («Милица», «Франческа да
Римини»), что в театрах. столицы не по-

ставлена удостоенная Сталинской премия
опера М. Коваля «Емельян Шугачев», что
не поставлена ни одна из опер талантли-
вых ‘молодых композиторов?

Над массовой песней советские компози-
торы ‘много и‘плодотворно’ работали в пер-
вые полтора — два года ‘войны. Однако
новый этап. войны— этап победоноского на-
ступления Красной Армии — не нашел еще
достойного выражения в нашей песне. Со-
здание могучих песен победы, песен славы
советского ‘народа — благородная задача,

д 1-52-48;
ан ee — Д 3-33-88;

Военные действия в Бирме

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Штаб
командования войск союзников в Юго-Во-
сточной Азии сообщает, что в райове к
югу от Импала, а также в районе Кохимы
ничего существенного не произошло. В.сек-
торе дороги ПНалел-Тамму войска союзни-
ков отбили‘ атаку японцев. ^

ЛОНДОН, 14 апреля. (ТАСС). Штаб ко-
мандования американскими вооружёнными

силами в Китае, Индии и Бирме сообщает,
что китайские войска продолжают продви-
гаться вперёд в долине Могаунг. К во-
стоку от реки Могаунг китайские войска
заняли пулкт Падаунг. К западу от доли-
ны Могаунг китайские войска выбили япон-
цез из их позиций.

позиторов и поэтов. Военные комиссий
Союза комнозиторов и Союза писателей
слишком мало еще сделали для того, что-
бы об’единить усилия музыкантов и поэтов
в работе над песней.

Надо сказать и о критике. Часто ‘основ-
ные, волнующие вопросы творчества усколь=
зают из поля зрения критиков. На страницах
специальной газеты «Литература и искус-
ство» музыкальное искусство не получает
широкого освещения. Мы не удовлетворены
состоянием музыкальной критики и внутри
нашей композиторской организации. Новые
произведения композиторов постоянно обсу-
ждаются на прослушиваниях и творческих
совещаниях, устраиваемых Оргкомитетом, но
этим обсуждениям недостает принципиаль-
ности, прямоты.и смелости высказываний.
Мало у нас критикуют творчество крупных
мастеров советской музыки, а ведь и они

нуждаются в повседневной жизненной про-,

верке своего творчества,

i в голосе смелой
художественной критики. :

В решительном улучшении нужд®ется ра-

бота музыкального
у издательства. 3
войны выпущено р

в свет очень. мало
произведений советских композиторов. В
краине HJIOXOM состоянии находится поли-

графическая ‘база: крупнейшая СССР
Московская нотопечатня лишена админи-
стратизной и хозяйственной самостоятель-
ности, будучи всего лишь второстепенным
цехом 1-й Образцовой типографии. Органи-
зация и технология нотного производства
подготовка ценнейших кадров нотных rpa-
веров находятся в запущенном состоянии. _
Мы подробно остановились на ряде серь-
езных творческих и организационных недо-
статков в нашей работе, потому что устра-
нение их поможет поднять советское музы-
кальное искусство в целом на новую, еще
более высокую ступень его развития. °
Советский народ отдает }
великой борьбе и завоеванию
ды. Вот горизонт, по котором

B

все свои силы
великой побе-
У должны рав-

няться и мы, музыканты-художники. Мы—

лишь на подступах к решению самой огром-
ной из задач, стоящих перед нашим искус-
ством: к воплощению души нашего совет-
ского человека — победителя в этой войне
Нужны полная собредоточенность сил, яс-
ность целей, сознание глубочайшей OTB

ственности за свой творческий тр т

должен. быть весь строй наш

аи. ей творческой

А. ХАЧАТУРЯН.
В. ШЕБАЛИН.
Д. ШОСТАКОВИЧ:

Д 3-30-12. О недоставке

уд. Таким He

‚ Сельскохозяйствен
тазет в срок сообщ

35 АПРЕЛЯ 1944

Ио

в, № 51 (9548)

Юмор
удирающих немцев

Судорожный смех людей, которым совсем
не до смеха, называется в Германии «юмо-
ром повешенных». Богатые образцы этога
юмора мы находим теперь в немецких сооб-.

о Крыме.
а. всему миру стало известно о.
том, что войска 4-го Украинского фронта
прорвали сильно укрепленную оборону про-
тивника на Перекопском перешейке,

il апреля немецкое «Международное ин-
формационное бюро», криво улыбаясь, со-
общило, что «на перешейке в районе глу-.
боко эшелонированных германских оборони-_
тельных зон противник... не осуществил же

го прорыва».
ин в Берлине явно надеялись на
то, что немцам удастся задержаться на пе”.
решейке. i

Однако
дио сообщило,

12 апреля утром германское ра-
что части Красной Армии
«прорвались к югу от Перекопа». Оно при-
бавило к этому, что эти части «сдерживают
ся нами на заранее подготовленных пози-
циях». Таков, очевидно, был немецкий план—
сдержать. .

12 апреля’ вечером
что «сдержать» не удалось.
раинского фронта подошли
Приморская армия прошла
позиции.

Этим вечером немецкое радио пустило в,
ход «погоду». Как известно, погода всегда,
по немецким планам об’ясняет неудачи нем-
цев. Погода виновна в этих неудачах, если
это плохая погода. Она виновна и тогда,
когда это хорошая погода.

Немецкое радио сообщило: «В Крыму:
имеют место новые мощные атаки совет-

весь мир’ уже узнал;
Части 4-го Ук-:
к Симферополю..:

Ак-Монайские

ских войск, которые используют благопри-
ятную погоду».

В этот день военный обозреватель гер-
манского информационного бюро Мартин
Галленслебен, специалист по части юмора
повешенных, писал: р

«Немцы и румыны отошли из Керчи на*
линию, Ва которой уже когда-то стояли и*
которая благодаря сужению фронта предо“
ставляет благоприятные возможности для
перемалывания сил противника».

- Этот юморист ожидал, что немцы будут
«перемалывать» Красную Армию! Таков был
план.

Однако немцы ‘покинули укороченную по-
зицию со всеми ее благоприятными возмож-
ностями с такой быстротой, что опередили
ожидания одного американского `обозрева-.
теля. Он сказал по радио оптимистически
все того же 12 апреля: «О паденйи Фео-`
досии ‘мы услышим через несколько дней»:

Он с удовольствием услышал о падении:
Феодосии на следующий день. В.этот день
были также освобождены Симферополь и
Евнатория. Те самые немцы, которые дол-
жны были «перемалывать» Красную Армию,
унылыми многотысячными колоннами брели
в плен. ] .

18 апреля у немецких юмористов отнялся
язык. 14 апреля они снова смешили публику
своими судорожными улыбками. Немецкое
вещание: верещалс: «Из. создавшегося ныне
положения нельзя ни в коем случае сделать
вывод, что германские войска вынужденно
осуществляют отходные операции... На са-
мом деле русским не удалось в какой-либо
значительной степени нарушить плановость,
германских отходных операций и сломить
германскую оборону в Крыму».

Все — по немецкому плану! Свыше 30 ты-
сяч немцев не взяты в плен, а сами по
немецкому плану сдались в плен. Тысячи
немецких трупов — это не убитые немецкие
солдаты и офицеры, а самоубийцы, покончив-
шие с собой по немецкому плану. И все
прочие немцы и румыны, вылетающие: ныне
кувырком из Крыма, проделывают это
исключительно из любви к немецкому плаз
ну. Если в плапы германского командования
входит разгром немцев, — что же, оно
действительно перевыполняет эти планы.

д. 3,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

LPS eee ee ee eee — ЕГЕЕ

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
журнал ЦК ВКП(б)
«ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

№ 6.

СОДЕРЖАНИЕ: Блестящие победы Красной
Армии на юге. Передовая — Инициатив-
ность‘ — ‘неот‘емлемое качество партийного
работника. Н, Михайлов — О мерах 16
улучшению работы комсомола в штколе.
М. Кулагин — Вопросы руководетва колхо-
зами. НА ТЕКУЩИЕ ТЕМЫ. Важный

источник дополнительных продовольствен-
  ных ресурсов. — О художественной caMo-
  деятельности. — Беречь и воспитывать xa.
ры председателей ‘колхозов. В СОВНАР-
КОМЕ СССР и ЦК ВКП(б). К 25-летию дея-
тельности на посту руководителя верховного
органа Советского государства М, И.
Калинина. В. ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ
ЗЛКОМ. ПАРТИЙНАЯ РАБОТА В КРАСНОЙ
АРМИИ. С. Кананов — Некоторые особег-
ности партийного строительства в Красной
Армии. ‹ БИБЛИОГРАФИЯ. Б. Нмейн —
0б изучении вопросов дипломатни. МЕСТ-

НАЯ ПАРТИЙНАЯ ХРОНИКА,

see!

КИНО, ТЕАТР

Новый ‘художественный фильм «МАРТ —
АПРЕЛЬ» — Ударник, Метрополь, Колизей,
Москва, Родина, Художественный, Централь-
ный, Таганский, Орион, Шторм, Динамо,

. Уран, Дом культуры им. Сталина.

Художественный фильм из героической истории
русского народа «КУТУЗОВ» — Метрополь,
Октябрьское трамвайное депо.

Цистной художественный фильм «БАГДАДОКИЙ
ВОР» — Первый, Форум.

a БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 15ДЛУ -— оп. Вильгельм
елль. 16/1 — бал. Спящая красавица, Начало
в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 15/IV—
си. Травиата. 16/1У — оп. Царская невеста, На-
bal чо вечера.

з УДАРОСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР „_ 15/IV—
Волки и овцы. Начало в 7 чае. вечера. Е
: ФИЛИАЛ МАЛОГО. ТЕАТРА (Болыш, Opn
га, 69) — 15ЛУ — Комедианты Начало в 7 час.
вечера. *

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — /TV—Pyccrue
люди. Начало в 7 чае. Вече. ee
9 ФИЛИАЛ МХАТ — 15/1У — На дне, Начало в

ЦЕНТРА

-ЦЕ АЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
(площадь Коммуны) — 15ЛУ — Давным-давно.
Начало в 7 чае. вечера.
2 ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (улил

орЕкого, пер. Садовских, 10) 15/1У — mpost.
гы Ar час, вечера. fr

+, МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К, С
СТАНИСЛАВСКОГО и вл. И НЕМИРОЗИЧА.

ДАНЧЕНКО — 15/ЛУ — Цыганский барон. Начало
в taken Рочера.
ЭОСКОВСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Ге

: ПРАХ ул. Герцена, 19)
РР Собака па сене. На Е 7 ces вечера.
(Teebcuck Oo een КАМЕРНЫЙ  ТЕАТ”
imp ульв., 23)—15/ГУ—Раськннулось море

ироко, Начало в 7 час. вечера,

Коллегия На

у эркомата Боеприпасов Co-
к ССР и НИИ-24 НКБ с глубоким
рискорбием изтещают о преждевремен-

ной смерти Глазного конструктора

HAH -24 pra п 5
vu TMKCHED-NOAKOBHMKA apt ий-
В Е зника артиллерия

т. МАТЮШКИНА-ЛАБУЗИНСКОГО
Василия Яковлевича,
послеловазшей 13 апреля 1944 гола в

16 3
3; 30 м., и выражают соболезнование
семье покойного.

SEs

if

H

Horo — Д 3-10-85:

Эконом —
ать по телефону ического

д 3-06-05.