Сельские натуралисты уже давно этме-
тили приход весны света и весны воды.
раннего утреннего часа до поздней вечер-
ней звезды шедр светом, богат синими и
толубыми ‘красками вешний украинский
день. Озера полой воды в пойме Днепра
сменили мутносерый цвет песка и ила на
более светлые, радостные для’ глаза тона.
„Но натуралистам нехватает в природе еще
“одного. пвета— зеленого. Весна в этих ме-
стах поздняя, леса и сады еще не оделись
листвой, на прославленных киевских кайи-
танах только что лопнули почки. Зеленый
месяц май, или травень, как его поэтично
зовут на Украине, вступает в свои права
несмело, и кое-кто уже начинает упрекать
его за робкую и уедленную поступь.

Впрочем, стариков и агрономов весенняя
прохлада не печалит. Она даже благоприят-
на им. «Май холодный — год“ хлебород-
ный», говорят они. «Если в мае холодно,
будет в закроме тепло». Тем более, что нет
никаких примет на засуху.

Перепадают звонкие н светлые, как се-
ребро, дожди. А вешним дождям люди ра-
ды. «Е@и в мае один дожль будет, то на
OHH год уродитея хлеб, если два дождя
пройдет, то на два года хлеб уродится».

Как бы в согласии с этой приметой ози-
мые хлеба повееместно в превоеходном 60-
стоянии. В Васильковском районе, в Нере-
яелав-Хмельницком, везде, где нам удалось
побывать в поедмайские дни, крестьянство
не нарадуетея состоянием посевов.

— Луже добре! И с чего такое — непо-
‚пятно. Ухода за землей большого не было.
Какой там уход, если на земле был немец.
Навоза нет — скот немец угнал. А пшенич-
ка пан рожь, смотрите, — душу веселят!

— Точно, пшеничка, рожь рады, что лю-
того ворога прогнали и теперь викакой пар-
шивый немец: не потопчет их поля!

Пусть месяц травень возьмет свое, пусть
зеленым шумом пройлет, прогудит по укра-
инским селам и полям, пусть траншеи и
хладбиша зарастут буйной травой, не забу-
дут и не зарастут быльем были черной не-
мецкой оккупации. Велика радость освобож-
дения, но чувство горечи примешивается к
ней. Много людей не ложило до светлого
майского дня, много людей томится в плену
на неменко-фаптистской каторге. Сегодня в
селе Варахта, Васильковского района, у
тодных (ли Тарасенко стоит перед глазами
ее образ:

«...Привезли нас в Берлин. Сразу погна-
ли на биржу, в строй поставили, отбирали
здоровых в сельское хозяйство, особо изящ-
ных и красивых — в дома терпимости...».

«...Видела, — плуг тащут девушки на се-
бе, а за ними старый. немец идет с нагайкой
в руках, понукает...» :

Образ дочери, влекущей плуг по немецко-
му полю, стоит в глазах крестьян, омрачая
радость свободной весны на родине. Пусть
же гром великий грянет над проклятой не-
мецкой землей, пусть огненная молния по-
разит окаянного немца, тогда Halla весна,
наш травень будет светлей и кралие!

Украинский человек — человек добрый,
мягкий, ласковый, лиричный. Как заду-
шевны песни’ полтавские, черниговские! А
юмор, украинца светлый, искрящийся до-
бродушием юмор! Посмотрите, послушайте,
как смеются запорожцы в репинской карти-
не. Смеются они веселым, здоровым
смехом, смеются, как чистые сердием дети.
Сметиное. говорят, убивает. Но от смеха
еще далеко хо топора. И если мирный доб-
рый пасечник из-под Диканьки поднял то-
пор на немца — значит, он увидел от нем-
па такое зло, какого его предки не знали
ни от турецкого султана, ни от заносчивого
шляхтича. ; :

IM—xXUTb!

PEE Deo

В колхозе «Новый путь», Васильковского
района, колхозный пчеловод Василий Дух-
лий говорил нам: .

— Я от роду пальцем никого не трогал.
Ни скота, ни птину, ни зверя. Весь ЖИВОЙ
земной мир хай живе! Но смерти немца, ко-
гла наши партизаны, наши бойцы били,
смерти немна душевно рал. Душа играла,
когда видел немецкий труп. Что они у нас
тут делали! Все живое — человек, приро-
да — им не по нутру. Чем, например, пче-
ты их обидеть могли? Зачем им надо было
разорять пасеку? Pasopuaa. Меня тоже.
Стрелять хотели. Сбежал из-пот пули. Кто
не успел сбежать — постреляли. Убили
Евмена Тишенко. За что? Колхозный бри-
тадир. Убили Никиту Чемеря. Убили Anyau-
ну Тищенко, Захара Заику, хлопца Бодру-
ка— все простые люди, Кровь их не дает мне
покою. Нокою ненависть не дает. Вот во-
жусь, как видите, с пчелой, а в мыслях
немцы. Вогла же о них думать перестану,
скажите. добрый человек? Когда сам помру?
Или когла они подохнут? Только’ тенерь все
чаше лумаю — им подыхать, а нам жить.

«Нам жить». Так говорит сегодня укра-
пнская женщина Влена Хобта из колхоза
имени Шевченко, Переяелавского рай-
она. Ее, мать партизан, пытали нем-
цы. Она стояла у стены под дулом пието-
лета. Ей грозили виселицей. Палачи не вы-
рвали ее признаний. Она спасла свою ду-
iy. Ей жить. Старая женщина, она ви-
дит смыел жизни в мести немцам. За род-
ной очаг, за сыновей, за родное село. Она
метит, как может, трудом для фронта, для
родины. Она руководит звеном огородниц в
колхозе. помогает на ферме. Старая жен-
щина, она работает за двоих.

Ой поля-то, поля,
Вы широки поля.
Отчего же на вас
Урбжалю нема? :

Так пели в селах при немцах. Так было
при немцах. Так не будет. В колхозе вме-
ни Шевченко, где живет и работает герои-
ня нашего времени Елена Хобта, засеяли
землю этой весной в кратчайшие сроки.
Деды Свириденко Сергей, Савчук Федор,
Сахно Демьян, Алексеенко Павел вышли в
поле. Им жить. Женщины Красуля Варва-
ра, Авраменко Варвара, Мария Орел. Ганна
Коваленко работали за двоих, за троих. Им
ЖИТЬ.

Люди помышляют не об одном хлебе па-
сущном. Они заботятся не только о себе, но

и о природе своего края. В Березани, в’

Столпяге, в Белом Озере, под Переяславом-
Хмельницким проводятся лесонасаждения.
Пыл план на 60 гектаров. Посадили 140.
Крестьяне хотят, чтобы снова встали по с0-
седству с их полями и сёлами, над берегами
Лнепровщины pollu, сведённые немцами.
В городе Переяслав-Хмельницком на улицах
ямы, Воронки от бомб? Нет, здесь будут с8-
жать клёны, тополя, каштаны. Школьники,
старики, инвалиды украшают город. Им
жить. ° ‘

Хлопец, краснея от смущения, показы-
вает нам листок. Стихи. Стихи о войне,
о крови, о ненависти. 0 весне, о свободе, о
будущем.

Помолодели дали, лица,

И на полях, где наша вровь,
Цветёт советская пшеница
И рожь нахмуривает бровь...

Так будет с украинской зезлёй, с детьми
втой земли, прошедшими через испытания
войны, познавними великую силу любви к
релине и силу ненависти к врагу.

Им, земле и людям, жить!

‚И. РЯБОВ. (Спец. корр. «Правды»).
г. Киев,

ВЫСТАВКА «ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА» ОТКРЫТА

ЛЕНИНГРАД, 30 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Сотни ленинграднев, окончив трудо-
вой лень, собрались у здания выставки «Ге-
роическая оборона Фенинграда», украшен-
ного алыми флагами. По сторонам главного
входа на кумачевых полотнищах сияют 30-
лотые буквы лозунгов: «Слава трудящимся
города Ленина», «Слава воинам Ленинград-
ского фронта».

Ровно в шесть часов вечера открылся
краткий митинг. Слово взял председатель

АЕ ПЕРО

TS ee Se ESS

IEEE

пеполнительного комитета Ленинградского
городского Совета депутатов трудящихся
П. С. Попков. Он указал, что эта выетав-
ка организована по поручению Военного
Совета Ленинградского фронта Ленинград-
ским ордена Красной Звезды Домом Красной
Армии имени С. М. Кирова и управлением
пб делам искусств при исполкоме Ленсове-
Ta. :
Торжественно гремит музыка. Выставка
открыта. Первые посетители входят в залы.

PES RES Sen es me Ee

Рассказ о героической эпопее

В одном из районов Ленинграда, где ещё
недавно выжилающе мрачно и хмуро темне-
ли бойницы тяжелых дотов, открылась вы-
ставка «Героическая оборона Ленинграда».
Её территория общирнее, чем площадь’ с9-
ветского павильона на Парижской выставке
1937 года. Её содержание волнующе и глу-
боко. Это —— яркий, незабываемый рассказ,
о героической ленинградской эпопее.

Ленинград подводит сегодня итоги долгой
борьбы, ведёт эпический рассказ о своей
обороне:

С вышербленной мостовой, с улип-руин
вы входите в олин из парадных  под’ездов
громадного здания. Сияют прожекторы, лю-
стры, лампы. Не шелохнувиись, стоят ча-
совые — участники обороны. По коврам и
порожбам вступаете вы Ha территорию вы-
ставки, которой суждено стать одной из
достопримечательностей Ленинграда.

Вам предстоит пройти три десятка зал...
Торжественная тишина. Вы вступаете в
первый зал. Броневик. и призывно устре-
мивигийся вперёд Ленин. Тёмнокрасное бое-
вое знамя города, вручёниое в 1919 тоду
за лоблесть и победы в гражданской войне.

Мы видим наш Ленинград, русский, со-
ветский город, увенчанный историей.
стен смотрят на вас: глаза первых строите-
лей города, глаза его военачальников, учё-
ных, писателей. И кренкому. упрямому, ши-
роколицему Ломоносову, сыну ХУШ века,
отвечает CO стены напротив взглядом Ha
взгляд такой же крепкий, упрямый и
пироколицый Киров — сын ХХ века.

Огромное панно и фотографии уносят вас
в очарование весенних дней 1941 года...
Вы стоите охвачёны тонкой музыкальной
нежностью белых ночей. Таких городов нет
больше в мире!

Вторжение врага... Панно у потолка.
Будто чадит дымом: идёт танковая лавина
Гитлера. Будто лязг слышится в этом зале.
Впиваются стрелы немецких армий в тело
Ролины. На Ленинград ринулась немецкая
армейская хруппировка «Норл», а с севера
навстречу, на помощь ей; — финская армия,

На стенах документы, заставляющие ©
небывалой остротой вновь ощутить прожи-
тые с тех пор почти три года. Выступление

3-36-82; Иностранного

52172.

товарища Молотова. Документ 0 создании
Государственного Комитета. Обороны... Вели-
кая, предуказавшая пути войны и победы
речь товарища Сталина 3 июля 1941 года...

Ленинград по зову вождя находит свое до-
стойное место в борьбе. Он перестраивает
всю работу на военный лад. Смотрите, как
забурлил этот гигантский необыкновенный
город. Более пятисот тысяч  ленинградцев
строят линию обороны. Титаническая работа.

И вы слышите уже гром первых битв:

Таллин, острова Эзель, Даго, база Ханко —

геройский петровский Гангут. На хальних
подступах дерутся балтийцы плечом к иле-

чу с братьями из армии. На вас емотрят за-

горелые, иногда бородатые лица, смелые,
ясные глаза. Вот незабвенные Антоненко
и Бринько, отважные лётчики, первые совет-
ские ассы, первые балтийские Герои Совет-
ского Союза. :
Гитлеровский вал, катящийся на Ленин-
трад, насчитывает до 300 тысяч человек.
Биться насмерть, братья ленинградпы! И

‘лётчики бросаются в таранные атаки, ог-

крывая новую главу в истории войн. Вот
они, 20-—95-летние смельчаки. Преклоним-
ся перед подвигами их-— живых и погибших!

Письмо М. И. Калинина: «Товариша
ленинградцы! Весь Советский (20103 с вами,
вее от мала до велика...»

Со стены смотрит седой, достойнейший
Джамбул. Из Казахстана он взывает, обод-
ряя: «Денинградцы, дети мои...»

Веё напряжённее, всё взволнованнее
ритм. За оружие берётся коренной Ленин-
град. Великолепное панно: лавина добро-
вольцев, прощание с любимыми.

Вот обращение, подписанное Ворошило-
вым, Ждановым и Попковым, к ленинграл-
пам. Враг’ подходил к городу всё ближе и

70 процентов партийной

Ленинграда,

ЕСЕНИН О

ближе. На обращение откликнулись сотни и
сотни тысяч людей. Смотрите эти редчайшие,
удивительные фотографии митингов и собра-
ний. Бурей прокатились они. В бой пошло
организации
90 процентов комсомольцев.

Тихо-тихо в зале, в душах пришедитих
сюда ленинградпев бушуют годы войны. Лю-
ди полны переживаний. Они узнают: вот их
баррикады, вот их заминированный моет,

oC; АКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское ттоссе, улица «Правды»
АИК ТИ 3-37-50; Цисем — Д 3-18-69; Местной’ сети — Д 3-15-47;

д. 94. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАК
Литературы и искусства — Д 3-38-73;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

‚ Обращение к рабочим
оккупированной Италии

ЛОНДОН, 29 апреля. (ТАСС). Как con6-
шает неаполитанский корреспондент агевт-
ства Рейтер, ‘итальянские коммунистическая
я социалистическая партии в совместном об-
рашщении к итальянским рабочим оккупиро-
ванной немцами территории Италии призы-
вают. их отметить день ! мая прекращением
работы. «Покидайте заводы! — говорится в
обрашении. — Саботируйте производство!
Бейте врага всеми доступными вам спосо-
бами! Саботируйте его транспорт и коммуни-
кации! Застазьте фашистоз платить своими
жизчями за их‘ позорное поведение! Органи-
зуйтесь для подготовки всесбшего восста-
ния народа во имя спасения Италии!».

Обращение призывает рабочих освобож-
ленной Италии отметить 1 мая, об‘единив-
шись для поддержки военных усилий.

В >

Действия союзной азиации

ЛОНДОН, 30 апреля, (ТАСС). Штаб аме-
риканских вооружённых сил на европейском
театре операций сообщает, что значитель-
ное соединение американских бомбарлиров-
щиков «Летающая крепость» и «Либерей-
тор» совершило налёт на германские аэро-
дромы в Лионе и Клермоне, а также на во-
енные об’екты в районе Па-де-Кале.

ЛОНДОН, 30 апреля. ` (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщило, что
утром 30 апреля американские и английские
замолёты подвергли бомбардировке военные
об екты в Северной Франции.

Подробности последнего налёта на Берлин

ЛОНДОН, 30 апреля. (ТАСС). Как сооб-
шает агентство Рейтер, в налёте на Бер-
лин утром 29 апреля участвовало 1.000
американских тяжёлых бомбардировщиков
в сопровождении такого же числа истре-
бителей. В ожесточённых воздушных боях
сбито 88. германских истребителей. Авиа-
ция союзников потеряла 63 бомбарлиров-
шика и 14 истребителей. На Берлин было
сброшено свыше 2 тыс. тонн бомб.

За истекшую неделю авиация союзников
сбросила на Германию и оккупирозанные
ею территории 27 тыс. тонн бомб.

Е

Морской бой в Ла-Манше

ЛОНДОН, 30 апреля. (ТАСС). Английское
морское министерство сообщило, что во вре-
мя патрулирования в районе Ла-Манша ут-
ром 29 апреля лёгкие силы канадского воен-
ного флота обнаружили вблизи острова Уэс-
сан два неприятельских эсминца класса
«Эльбинг». Вражеские корабли были атако-
ваны канадскими эсминцами «Гайда» и «Ата-
баскэн». Один неприятельский эсминец был
вынужден выброситься на берег. На нём воз-
ник сильный пожар. Другому неприятель-
скому эсминцу удалось скрыться под. покро-
вом темноты. Во время боя канадский эсми-
нец «Атабаскэн» был ториедирован и зато-

нул.
О

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 30 апреля. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на фронте продолжались действия па-
трулей. Было отражено несколько вылазок,
небольших групи противника,

Прошлой ночью тяжёлые бомбардировщи-
ки авиации союзников бомбардировали пор:
товые сооружения в Генуе.

ПЕН

Немецкие самолёты над Англией

щает агентство Рейтер, утром 30 апреля не-
большое число германских самолётов сбро-
сило бомбы на районы Юго-Западной Анг-
лии. Сбито три германских самолёта.

—о—

Военные действия в Нитае

По данным китайского командования, в
северной части провинции Хэнань японцы
продолжают продвигаться вперёд. Колонна
японских войск, наступающая вдоль Лун-
хайской дороги на запад, захватила пункт
в 40 километрах западнее Чжэнчжоу (про-
винция Хэнань) и начала атаки в районе
горного прохода Хулао {ворота’к Лояну).
Другая колонна японских войск, наступаю-
щая вдоль Бэйпин-Ханькоуской железной
дороги на юг, подошла к городу Сюйчжау,
в 60 км. южнее Чжэнчжоу.

ЧУНЦИН, 30 апреля. (ТАСС).

Sees

PPS a ee Se ee

Sa oe

вот их дом... Автоматически включается ра-
диосигнал об обстреле, и ровный голос дик-
тора повторяет оповещение, которое город
слышал сотни раз с сентября 1941 года по
январь 1944 года. И вы вилите обстрел уг-
ла Невского и Садовой. Немцы всадили в
город более 150 тысяч тяжёлых снарядов.
На город сброшено лишь © сентября го ‘де-
кабрь 1941 года более 100 тысяч фугасных
и зажигательных бомб.

Отромная электрокарта передаёт пульеп-
рующими алыми линиями вею драматиче-
скую историю июня, июля, августа, сентяй-
ря..^Враг рвётся, ударяет вновь и, паконец,
к исходу сентября затихает истощённый.
Ленинград первым остановил немцев.

Потери немцев во время этой битвы 1941
года: более 245 тысяч солдат и офицеров,
1.024 орудия, 920 танков... У стэнда——00-
ломки немецкого самолёта — противная` 19-
лубовато-жбёлтая окраска многое вызывает
в памяти. Обговелая карта, взятая у убитого
фашистского лётчика.

Тише, чем в любом другом зале, — в за-
ле блокады. Город с возрастающим упорет-
вом оборонялея. И в систему МПВО, из
групны самозатиты город дал 70 процен-
тов своих граждан. Бомбы и пожары ока-
зались бессильны сломить этих люлей.
Тогта-то немцами и была пущена в ход
блокала.

Вот витрина: весы, а на весах——ленин-
гралекий паёк декабря 1941 года. Cro
лвалцать пять граммов суррогатногв хлеба.

Тихо, совсем тихо в зале. Огромные
диапозитивы: голодные ленинградцы рабо-
тают у станков. Электроэнергии нет. Всё
производится вручную. Вот на витрине
коптилки, остатки лучин, самодельных пе-
чей.

С фотографий смотрят изможденные лю-
хи, не бросавшгие работы. Они готовят сна-
ряжение. боезапас, они шлют его фронту.
Вот телеграмма маршала Жукова: «Спаси-
бо ленингралцам за помощь москвичам в
борьбе с кровожалными гитлеровцами».

Нет в мире силы, которая могла бы
согнуть советского человека, его волю. И
город с огромным страстным усилием бро-
вается в новые битвы. Ладожская дорога!
(), как просчитались тут немцы. Русские
мастаки — братья морозу — прошли 10

.но планом. В марте было выпущено наиболь-

льдам и торосам и на глазах взбешенных   место в индустрии.

ЦИЙ; Справочное бюро —
Военного — Д 3-37-63; Секретарна

Военное производство в США в Марте

ВАШИНГТОН, 29 апреля. (ТАСС). Руко-
водитель Управления по делам военного про-
изводства США Нельсон онубликовал от-
чёт о выпуске продукции в марте месяце
В отчете отмечается, что в марте производ-
ство вооружения возросло на 3 проц. по срав-
нению с февралем. Нельсон указывает, что
план выпуска продукции будет возрастать в
течение всего лета. Предусматривается уве-
личение выпуска самолётов, тяжёлых грузо-
виков, большинства типов боевых судов, де-
сантных барж и тяжёлой артиллерии.

В марте было выпущено 9.117 самолётов.

т. е. на 4 проц. больше, чем в феврале, и на
1 проц. больше, чем. это было предусмотре

шее число самолётов.за весь год. Произвол-
ство некоторых типов бомбардировщиков в
настоящее врёмя является столь эффектив:
ным, что ряд заводов может быть использо-
ван для производства новых типов самолё-
тоз, как, напрямер, сверхбомбардировщиков.

Производство орудий, боеприпасов и мото-
механизированного транспорта для сухопут-
ной армии в марте было на 3 прон. ниже, чем
в феврале, хотя план предусматривал сни-
жение на 7 проц. Производство тяжёлых гру-
зовиков в марте возросло на 13 проц. ав
будущем должно возрасти ещё больше.

Производство грузовиков-амфибий возросло
на 17 проц. Производство тракторов увеличи-
лось в соответствии с планом, но потребно-
сти вооружённых сил в тракторах в тече-
ние некоторого времени не могли быть улов-
летворены. Производство боепринасов для
тяжелой артиллерии калибра 155 _миллимет-
ров и более возросло примерно на 18 проц.
Производство наземных боевых машин
возросло на’ 9 проц., т. е. несколько больше,
чем это было предусмотрено планом. Резко
возросло производство танков. Сейчас про-
изводятся существенные изменения в конст-
рукции танков. Производство авиационных
бомб снизилось на 2 проц., производство 23-
фунтовых  бомб осколочного действия все
время держалось на высоком уровне и со-
ставило 1.070 тыс., т. е. было почти вдвое
болыне, чем в феврале. В марте было про-
изведено. 42.000 бомб общего назначения ве-
сом каждая в тысячу фунтов, хотя было на-
мечено произвести лишь 15 тыс. штук. Про-
изводство оборудования для связи в соот-

ветствии с планом было на 1 проц, больше,
чем в феврале. i

В марте были выпущены торговые суда
общим водоизмещением в 1.538 тыс. ТОНН,
т.е на 12 проц. больше, чем в феврале, на
28 проц: больше, чем в январе, и на 2 проц.
больше плана, Производство всех крупных
типов судов превысило намеченный план, за
исключением производства судов Типа
«Виктори». В марте было построено 83
судна типа «Либерти», т. е. на одно судно
больше плана и на 5 судов больше, чем
в феврале.

Не считая сулоз береговой обороны,
были выпущены военные корабли общим
водоизмещением в 210.798 тонн-—на 5 проц.
больше, чем в феврале, но на 18.5 проц,
меньше плана. Выпуск десантных барж
превысил февральский на 26 проц. Выпуск
боевых судов был на 22 проц. меньше пла-
за в результате уменьшения выпуска 9с-
манцев сопровождения, что дало возмож-
ность Увеличить строительство десантных
барж. Строительство подводных лоток рез.
ко возросло по сравнению © февралем н
лишь немного отстало от плана. В мае
выпуск военных судов возрастет на 8. проц.
по сравнению с мартом.

Американские самояёты
«Лайтнинг»

ЛОНДОН, 99 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт английское министерство информации,
легкие американские самолёты «Лайтнинг»
из состава американского 9-га авиационного
корпуса принимают Участие в налётах на уз-
лы германской обороны во Франции и Бель-
гии:

Самолеты «Лайтнинг» снабжены улуч-
шенной системой ‘охлаждения,  бензино-
выми баками, расположенными в передней
кромке крыла. Максимальный потолок само-
лета составляет более 12 км., скорость пре-
вышает 640 км. в час. Быстрота взлёта само-
лёта составляет более [1.200 метров в мину-
ту; а тактический радиус действия — более`
960 км. Министерство информании указыва-
ет, что самолёты «Лайтнинг» будут играть
всё возрастающую роль в налетах на зраже-
ские аэродромы, а также шоссейные и же-
лезные дороги, по которым` пронзводится
подвоз снаряжения.

Процессы изменников в алжирском военном трибунале

АЛЖИР, 29 апреля. (ТАСС). Агентство
Франс-Африк сообщает, что в ближайшее
время в военном трибунале Алжира начнёт-
ся процесс четырёх французских младших
офицеров, недавно сброшенных на парапгю-
тах в Марокко с немецкого самолёта, обви-
няемых в измене. У них были обнаружены
карты, оружие, взрывчатые вещества, что не
оставляет никакого сомнения в том, что их
пелью являлись диверсии. Сообщники при-
влечённых к суду французов, бежавшие во
Францию, будут осуждены заочно.

По сообщению агентства Франс-Африк,
перед судом военного трибунала предстанет
также генерал Эжен Блан, который руково-
дил пропагандой при вербовке в так назы-
ваемый «антибольшевистский легион» в Се-
верной Африке.

Ведётся следствие ещё против ряда лин,
среди которых — бывший губернатор Фран-

цузского Сомали Нуйсета, подвергавший

жестоким репрессиям сторонников де Голля
на территориях, находившихся под ето
властью. Нуйсета, бежавший во Францию,
булет судим заочно.

Судебное преследование возбуждено так-
же против бывшего генерал-губернатора Ал-
жира Шателя и бывшего генерального рези-
дента Французского Марокко Ногеса. По-
скольку они бежали в Лиссабон, возможно,
они будут судимы` заочно.

ЛОНДОН, 29 апреля. (ТАСС). Как с00б-
щает агентство АФИ, 10 мая в военном три-
бунале Алжира начнется процесс адмирала
Деррьена. Деррьену, бывшему командующе-
му французскими морскими силами в Туни-
сё, коменданту Бизерты, пред’явлено обви-
нение в том, что он сдал врагу укрепления
Бизерты и сдал без боя корабли, находив-
шиеся под его командованием. Судебное
разбирательство будет происходить при
закрытых дверях.

Вечер созетской музыки в Алжире!

АЛЖИР, 30 апреля. (ТАСС). В. крупвей-
шем концертном зале Алжира «Колизей»

состоялся концерт советской музыки, Opra-

низованный обществом «Франция — СССР»
Оркестр и хор «Радио Франс» исполнили

стаковича, Прокофьева, Ракова и Белого.
На концерте присутствовали представители
воённого командования, иностранные дипло-
маты, посол СССР. т. Богомолов, выдающие-
ся представители французского искусства.
В вестибюле была устроена выставка «Лау-
реаты Сталинской премии в искусстве». Га-
зета «Эко д’Альже» оценивает концерт как
болыное музыкальное событие и отмечает,
что переполненный зал с огромным восторгом
принимал исполнявшиеся произведения.

произведения советских композиторов ого,

«В волнующих песнях, созданных для со- С
vOut i a   говоры 50 итальянцам, обвинённым в том,

ветского народа и самим народом, — пишет

газета «Альже репюбликен», — отражается

борьба на Восточном фронте, героические
подвиги партизан, моряков, лётчиков, всей
Красной Армии. Музыка вдохновлена бога-
тым русским фольклором. Слова песен полны
поэтического великолепия и трагического
величия».

Газеты сообщают, что по настоятельным
а публики концерт будет позторен

мая.

немцев, пох их обстрелами и бомбёжкамл
«ахнули» в блокированный город за зиму
361.109 тонн грузов.

Спуститесь в нижний этаж выставки —
на вас пахнет холодом и сыростью. По-
смотрите, как работала Ладога. В апреле
1942 гола машины. шли по воде, высту-
навшей над льлом. Затем ладожекая фло-
тилия продолжила работу водителей авто-
машин и перевезла с 24 мая 1942 года
по 1 января 1943 года 1.080 тысяч тонн
грузов.

_ Титлеровский план был сорван,
был побеждён.

Ленингралны пускают в ход заводы,
трамвай. Ленинграл изготовляет сотни 06-
разцов продукции от тяжёлых орудий 10
«леск»... Внимательно глялите на стэнды
й витрины, на эти автоматы, которыми
Ленинграл безотказно снабжал фронт,
снарялы, перед которыми высокие
дблжны залирать головы, на бесчисленные
предметы широкого потребления, выпу-
скавшиеся в дни блокады для нужд ленин-
гралцев. Вот ленингралские машины, элек-
троаппаратура, кабели, оптика.
марка: «Ленинград. Сделано в блокаде».

Пройдя десятки зал, вы понимаете, как
тщательно были подготовлены удары Ленин-
града по врагу. Это была продуманная, лли-
тельная, терпеливая подготовка, осущест-
вленная стойкими и крепкими людьми, на-
стоящими большевиками. Это была подго-
товка, основанная на глубоком изучении
опыта войны, осуществлённая тах, как учит
великий Сталин.

Beé ближе победа... Вы чувствуете это—в
залах больше света, динамики. Перед вами—
прекрасная картина участника боя, хулож-
вика Савинова: войска Ленинградского фроп-
та форсируют Неву в ячваре 1943 гола.
Неудержимый порыв.

Этой теме — прорыву блокады — лосвя-
щён замечательный макет «Битва на Неве».
созданный майором Раковым и полковни-
ком Люшковскии. На льлу реки — около
4.500 фигур и. сотни орудий, танков, само-
лётов. Пунктуально точно переданы распо-
ложение частей, детали линии обороны.

Залы 1944 гола увлекают линамизмом.
Ленинграл возвращает себе своё исконное
Великолепна скульпту-

голод

НА
THOU

Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 1-52-48; Пропаган ев о а
т — Д 3-15-64; Отдел об’явлений 5 3-30-12. 0 ны &

ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА

4: 29 апреля в Англию прибыл на само-
лёте премьер-министр Австралии Джон Кэр-
тен.

3 По сведениям, полученным в Цюрихе,
гитлеровские оккупанты и власти Виши про-
изводят в крупных. городах Франции мас-
совые аресты французов, заключаемых в
тюрьмы в качестве заложников. В Париже
арестовано 1.700, в Бордс—467 и в Лионе—
350 человек.

3: Контролируемое гитлеровцами римское
радио сообщает, что с 20 по 26 апреля
фашистские специальные трибуналы в италь-

янских городах Перуджа, Варесе, Болонья,

Бергамо и Венеция вынесли смертные при-

что они уклонились от явки на призывные
пункты.

+ Законодательное собрание Гаити вновь
выбрало Леско президентом Гаити на срох
до 15 мая 1951 года.

ЗЕ Как сообщило английское ‘морское

министерство, подводную лодку «Сиртис»,
долгое время не дающую о себе сведений,

следует считать погибшей.

ра, изображающая литейщиц Ленинграда

34 работой. Она выполнена скульпторами
Исаевой и Стрекавиным. Из ковша льётся
в формы огненная струя металла.

И вот — перед вами апофеозные залы.
Величественная скульптура Сталина работы
лауреата Сталинской премии Боголюбова.
Па стенах огромные — пе 450 квадратных
метров каждое — панно художников Серова,
Они
изображают передний край обороны, могу-
Ленинградского
фронта в январе 1944 года, ленинградский

Казанцева, Рутковского, Накулина...

gee наступление войск

салют в честь воинов-победителей.

бардировщик,

лётов. Bor оружие линейного

реликвии  героев-партизан

ды 104.242 немца.

проволока. Стоят подбитые
«Нантеры» и «Тигры»,
обстреливавшее Ленинград...

Круг замкнулся.

ческие звезды салюта над Невой.

Итоги гитлеровского похода на Ленинград

красноречиво передаёт краткая таблица:

600 тысяч убитых, раненых и пленных

немцев.

Титлеровские потери в технике: 1.642
3.644 орудия,

танка, 3.144 самолёта,

5.873 миномёта.
$зз=

Большая, незабываемая выставка. Пусть
сотни и сотни тысяч людей пройдут здесь.
гордясь, учась и готовя себя

волнуясь,
к новым боям и трудам.

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ.

`симфонического ‘оркестра

` Волнение и гордость охватывают, когда

видишь боевые реликвии: балтийский бом-
бомбивший в 1941 году
Берлин. Это был ответ Ленинграда! Истре-
битель балтийского асса, Героя Советско-
го. Союза гвардии капитана Костылёва с 42
звёздами по числу сбитых немецких само-
корабля
«Октябрьская революция», вот катера, т9-
пившие и взрывавшие корабли немцев. Вот
Ленинграда,
р уничтожить за 1941—1944 го-
На них.

И вот, наконец, огромная, до потолка,
могильная куча немецких шлемов, смятых,
пробитых — верещагинский холм черепов.
Свисают замаранные, мятые немецкие зна-
мёна. Из-под нижнего ряда страшной кучи
торчат могильные немецкие кресты, ржазая
пленённые
тяжёлое орудие,

Разгром немпев пол
Ленинградом осуществлён. Великий город-
боец победил. Сверкая, взлетают электри-

Сельскохозяйственного д 3-10-85
и -10-85; еското —
азет в срок сообщать по телефону 306.08. wee

fey Ne 105
PS Season РЕ ee eee Tr re

1 MAA 1944

А

Промышленность Свердловска
и Омска досрочно выполнила
производственный план

CBEPAAOBCH, 30 апреля. (Корр. «Пра.
ды»). Промышленность Свердловска выпол-
нила апрельский план на 103,6 проц, Вез

предприятия, за исключением одного, вы-
полнили и перевыполнили зпрельское зада-

ние.
  За 4 месяца предпрнятяя города даля
продукции сверх плана более чем на 45 мил-
лионов рублей.
ОМСК, 30 апреля. (Моря. «Правгы»).
Промышленность города Омска успешно 2а-
вертила выполнение апрельской програм.
мы. Месячный плач всеми отраслями выгел-

нен на 103,5 процента.
О
НОВАЯ ШАХТА

КАРАГАНДА, 30 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). В строй лействующих угольных през-
праятий Караганлы вступила новая шахта
№`40 треста «Молотовуголь». На-гора вы-
даны перзые сотни тонн угля,

—о-— а
Первомайские
радиокониерты

В первомайские дни Всесоюзный радио-
комитет организует большие праздничные
концерты.

Сегодня, в 1! часов утра, будет переда-
РАаться музыкально-литературный концерт
«Дружба народов». В 1 час 15 минут дня
состоится радиоконцерт Государственного
СССР. В програм-
ме—новые произведения советских компо-
зиторов Р. Глиэра, А. Хачатуряна, Ю. Ша-
порина. В 8 час. 50 минут вечера устран-
вается большой концерт по заявкам знатных
людей нашей Родины-—Героев Советского
Союза, Героев Социалистического Труда,
зкадемиков, стахановцев, писателей, худож-
ников. В. программе — произведения русскоя
и западно-европейской музыки в исполнении
выдающихся мастеров.

В ночном первомайском радиоконцерте
будут ‘исполнены русские песни и романсы,
популярные песни советских композиторов.
В концерте примут участие лауреат Сталин-
ской премии народная артистка СССР
Н. Обухова, народный артист республики
Д. Орлов, солисты Большого театра И. Дол-
гий и П. Чекин, русский народный хбр
имени Пятницкого и концертный ансамбль
Всесоюзного раднокомитета.

2 мая, в 1 час-15 минут дня, у микрофона
выступят участники художественной само-
деятельности завода имени Сталина. В 7 ча-
сов 30 минут вечера из Колонного зала
Дома союзов будет транслироваться празд-
ничный первомайский концерт, в_ котором
участвуют выдающиеся мастера Большого
театра, Мссковского Художественного те.
атра, солисты Всесоюзного раднокомитета,
артисты Театра оперетты. Выступят также
Большой симфонический оркестр Всесоюз-
ного радиокомитета (дирижер заслуженный
деятель чскусств А. Орлов), ансамбль пес-
зи Всесоюзного радиокомитета (художе-
ственный руководитель Б. Александров).

В ночном радиоконцерте 2 мая коллектив
Московского театра оперетты исполнит сцё-
ны из оперетты Кальмана «Марица».

—— Es
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ЕЕ

оба. ЕСИ BE Se

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
журнал ЦК, МК и МГК вкп(6)

«ПРОПАГАНДИСТ»

№7—8

КИНО, ТЕАТР

Нсвый американский художественный Ффильу
«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА» — Метрополь, Первый,
Ударник, Колигей, Родина, Москва, Худож
ствснный, Таганский, Орион, Итерм, Динамо,
ентральный, Уран.

Художественный фильм «МАРТ — АПРЕЛЬ» —
Авангард, Баррикадь, Перекоп.

Цветной художественный фильм «БАГДАДСКИЙ
ВОР» — Форум, Луч.

«ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ» — Художественный,

«ПЕНИН В 1918 ГОДУ> — Центральный,

«КУТУЗОВ» — Молот, Экран жизни,

«КОТОВСКИЙ» — Смена.

«АЛЕКСАНДР ПАРХОМЕНКО» — Востоккино.

«БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ» — 3-й Интернацис-
нал.

‹ПЕТР ПЕРВЫЙ» (2-я серия) — к/т SHC.

«КИНОКОНЦЕРТ К 25-ЛЕТИЮ КРАСНОЙ АР.
МИИ» — Орион.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 1/У - оп. Князь Июрь
2/У — оп, Вильгельм Телль. Начало в 7 час. веч.

ФИЛИАЛ БОЛЫПОГО ТЕАТРА — 1/У — 0 .
Царская невеста. 2/\У — оп. Севильский дырюль.
ник. Начало в 7 час. вечера.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 1/У-
утро — На всякого мудреца довольно простоты,
ney. — Нашествие. Начало в 7 час. вечера, утрев-
него — в 12 чае. дня.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Орды.
ка, 63) — 1/Х — Стакан воды. Начало в Г 93^.
везера. *

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО—1/У—утро— Синая
стица, веч. — Русские люди. Начало в 7 916
- вечера, утреннего —в 12 час. дня.

ФИЛИАЛ МХАТ — 1/\ — yrpo—Ha ane, Bet—
Вишвевый сад. Начало ь 7 час. веч., утреннего
в 12 чае. дня.

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА ‘yma
Горького, пер. Садовеких, 10) — 1/V—ytpo—
Русские люди, веч. — Олеко Дундич, Начало 8
7 час. вечера, утреннего — в 12 час. дня.

московский ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР -
1/У — Тевье-молочник. Начало в 7 час. вечер,

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К. С.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И НЕМИРОВИЗА-
ДАНЧЕНКО — 1/У — утро — 1. М-ль Фибт
2. Титраусиана, веч. — Дочь Авто. Начало в 71.
вечера, утреннего — в 12 час. дня.

MOCKOBCK. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19}
1/У — утро — Весна в Москве, веч. — Патомщы
славы. Начало в 7 час. вечера, утреннего в
12 чае. дня.

ГОС. Московский КАМЕРНЫЙ THAT?
(Тверской бульв., 23) — 1/У — утро — Обмануть
обманщик, веч. — Раскинулось море широзо,
Начало в 7 зас. вечера, утреннего—в 12 зас. дя,

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР именн Moc:
СОВЕТА (Каретный ряд, 3) — 1/\ — утро— 8%
бавный случай, веч. — Нашествие. Начало В
7 час. вечера, утреннего ——в 12 чае. дня.

MOCKOBCKHH TOG. ЦПЫТГАНСКИЙ THAT?
«РОМЭН» — 1/У — утро и вечер — Пыганочьй,
Начало в 7 час. вечера. утреннего—в 12 час. ля.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
(Тузшкарев  пер.. д. 21) — 1/\—утро—Нахлебним
Bey, — Надежда Дурова. Начало в 7 час. вечера
утреннего — в 12 ча>. дия :

MOCKOBCRHA ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР
(ул. Горького, 5) — 1/У — утро и Bevep—Kopotse
н ясно. Начало в 7 ч. 30 м. вечера, утреннего —
в 12 ч. 30 м. дня.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (В. Са
вая, 18) — 1/У — Марица, веч. — Табачный кап!»
тан, Начало в 7 час., утреннего — в 12 чад. дай.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ (площ, М1
ковского, 1/29) — 1/У — утро — Сашка, Bet —

Урезвычайвый закон. Начало В 7 час. вечер,
утреннего — в 12 зас. дня,

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(Таганка, ул Чкалова, 76) — 1/\У — Генерал Бру
силов. Начало в 7 час. вечера, $
‚ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТА. (^
Казакова. 8) — 1/\ — утро — Сказка об Ив
Царевиче, о земле родимой, о матушке зюбямй,
веч. — Секрет красоты. Начало в 7 час. 30 ми .
вечера, утреннего — в 12 чае. дня. 5

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСПИРК-
с aes три pena pab neh Назало в 12 38¢»

аса дня ив час. 30 мин. вечера

МОСКОВСКАЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — КСЕ
ЦЕРТНЫЙ ВАЛ им, П. И. ЧАЙКОВСКОГО -1/У-
днем — Концерт мастеров искусств, Bes. — Tcl
парственный русский народный хор ям. Пятнит
кото. Худох.ественные руководители: народяы
артист СССР Захаров, народный артист PCO?
Казьмия. Начало в 7 час. 30 мин, вечера, днев
ного — в 1 час дня.

але

Изд, № 23— 8

™

#

ee
ay
pt

10)

vl

i i a ie ae iB OE vee Бы Ааа а