}
9%

`

` Пролетарии всех стван. соедивяйтесь!

_ Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

ПР

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

к 06 563)   — Вторник, 2 мая 1944г.   ЦЕНА 20 KON.

Подзнаменем Ленина, под водительством Сталина—
вперёд, за полный разгром врага!

Вчера, в день 1 Мая, перед могучим,   посягнувшему на её честь, свободу и неза-

Venexu Красной. Армии стали возможными бииодаря правильной стратеши.

и тактике советското командования, блалодаря высокому моральному духу ;
и наступательному порыву namux бойцов и ‘командиров, блалодаря хорошему
оснащению наших   войск ‘первоклассной ` советской ‘военной техникой, блатодаря
возросшему искусству и выучке паших артиллеристов, миномётчиков, танкистов,

..

лётчиков, связистов, ‘саперов, пехотинцев, кавалеристов, разведчиков.

(Из приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища И. СТАЛИНА).

От Советского Информбюро

мастер сборочного цеха т. Грингауз -высту-
пил е взволнованной речью: «Мы горды
тем, что успехи Красной Армии неразрыв-^
но связаны с самоотверженным трудом ра-

Оперативная сводка за 1 maa’

НИИ, от Чёрного моря до Баренцева моря» В течение 1 мая на фронтах” существенных изменений не произошло.

у несокрушимым строем советских воинов и
тружеников тыла раздались разнесшиеся на
весь мир ясные и мудрые слова приказа вож-
дя, озарившие” ярким _ светочем славный
победный путь героической Красной Армии,
успехи и ‘достижения всего советского наро-
да в борьбе против немецко-фаптистских за-
хватчиков. 3
Первое слово первомайского приказа Вер-
ховного Главнокомандующего посвящено до-
блестной Красной Армии, которой народы

коварный враг вероломно. напал на нашу
землю. Советский народ не ошибся в свонх
надеждах. Красная Армия грудью встала на
защиту Родины; она сдержала бешеный на-
тиск вражеских полчищ, отбросила их да-
леко на запад, нанесла и наносит им с ти-
тантской силой сокрушительные удары, один
сильнее другого.

«Народы нашей страны встречают день
1 мая в обстановке выдающихся успехов
Красной Армии», — так гласят слова при-
ka3a.

Незабываемыми „вехами исторических
побед отмечен путь, пройденный Красной
Армией в почти непрерывном наступлении
за время, истекшее от разгрома немцев под
Сталинградом до сегодняшнего первомайско-
то праздника. Ни мощные оборонительные
«валы», построенные немцами, ни водные
рубежи, ни упорное сопротивление врага —-
НИЧТО не смогло остановить ведомые великим
Сталиным советские войска, которые, ист-
ребляя вражескую нечисть и выметая её
с советской земли, прошли с боями от Болги
хо Серета, от предгорий Кавказа до Карпат.

«Выполняя великое дэло освобождения
родной земли от фашистских захватчиков,
Красная Армия вышла к нашим государст-
венным границам с Румынией и Чехослова-
кией и продолжает теперь громить враже-
ские войска на территории Румынии»
(И.^Сталин).

Красная Армия — это показал весь ход
войны — оказалась сильнее  немецко-
фашистских армий. На каждом но-
вем этапе борьбы всё отчетливей выделяется
превосходство наших вооружённых сил над
вооружёнными силами врага. Сталинская
стратегия и тактика опрокинула и_разру-
шила все планы и расчёты гитлеровского
командования. Выполняя приказ своего вож-
  дя и полководца, Врасная Армия неизмен-
но совершенствовала своб воинское искус-
ство. А это в сочетании с высоким мораль-
ным духом и наступательным порывом ео-
ветских воинов и решило победы наших
войск, которые наша страна снабдила пер-
воклассной советской военной техникой.

Мы ‘не одни в нашей борьбе. Нашим уе-
пехам в значительной мере содействовали
-наши. великие союзники — Соединённые
„  Шиаты Америки и Великобритания. Часть
немецких войск отвлечена на итальянский
фронт, военные об’екты Германии подвер-
таются систематической бомбардировке. Co-
юзники снабжают нас весьма ценным стра-
тегическим сырьём и вооружением. Рост
боевого содружества и сотрудничества ве-
ликих держав — красноречивое и яркое ло-
казательство полного провала немецких
расчётов на рознь между союзными держа-
вами.

Приказ Верховного Главнокомандующеге
даёт высокую впенку работе советекого ты-
ла. И если Красная Армия показала исклю-
чительный пример беззаветного служения
Родине, то советский народ не остался в
> №гу перед Красной Армией. Рабочий
Race, советское крестьянство, советская

pais

Of

5” интеллигенция с честью выдержали про-
1  верку войной, явили миру образец выл:
„ нения своего патриотического долга. Фронт
м” обеспечен всем необходимым.

«В трудных условиях войны советский
народ добился решающих успехов в деле
массового производства вооружения,  огне-
припасов, обмундирования, продовольствия
и своевременной доставки их на фронты
Красной Армии» (И. Сталин).

Воолушевлённые горячей любовью к сво-
ей Родине, исполненные ненависти к врагу,

vo
J

1. Москва. Салют в день всемирного праздника

товарища Сталина,

нашей страны вверили. свою судьбу, когда.

ад“

висимость, советские люди все свои силы
отдали и отдают на служение великому де-
лу — борьбе за победу. Могучая сила co-
ветекого строя, великая школа сталинских
пятилеток дали свои плоды. Советская стра-
на показала, что она. и в трудных условиях
войны может решать самые сложные хозяй-
ственные проблемы. Вместе с мощью Крас-
ной Армии выросла и мощь нашего народ-
ного хозяйства. В строй вступили сотни но-
вых заводов, шахт, десятки электростанций,
железнодорожных линий, мостов. Ряды ра-
бочего класса пополнились новыми миллио-
нами молодых кадров, пришедших в промы-
шленность. Советское крестьянство обесне-
чило снабжение нашей армии -и. населения
продовольствием, a нашей промышленно-
сти — сырьём. Война не остановила ни раз-
вития науки, ни развития культуры в на-
шей стране. Советская наука и техника,
культура и искусство обогатились новыми
выдающимися достижениями и открытиями.
В этом — заслуга советской интеллигенции.

Бесперебойная и безупречная работа ты-
ла показывает, какой нерушимой, кровной
связью спаян советский народ со своей род-
ной Красной Армией.

«Отечественная война показала, что с9-
ветский народ способен творить чудеса и
выходить победителем из самых тяжелых
испытаний. Рабочие, ‘колхозники, советская
интеллигенция, весь советский народ преис-
полнены решимости ускорить разгром врага,
полностью восстановить разрушенное фаши-
стами хозяйство, сделать нашу страну ещё
более сильной ‘и зажиточной» (И. Сталин).

Сокрупительные удары Красной Армив
расшатали гитлеровскую военную машину,
поставили гитлеровскую Германию на грань
катастрофы. Трещит и разваливается сколо-
ченный гитлеровекой Германией разбойни-
чий блок фашистских государств. В страхе
и панике мечутся румынские, венгерские,
финские. болгарские «союзники» Гитлера.
Их расчёты на Гитлера оказались пустой
иллюзией. Надежды на лёгкую наживу по-
тернели полный крах. Германия проиграла
войну — такова непреложная истина, её
не могут не видеть гитлеровские спо-
дручные, страны, которые из «союзных»
превращаются и-частью уже превращены в
оккупярованные со всеми вытекающими от-
сюда, последствиями.

Только один шаг может спасти эти
страны от катастрофы — разрыв с гитле-
ровской Германией и выход из’ войны. Но
правители Румынии, Венгрии, Финлянлия
пя Болгарии не проявляют ни желания, на
способности вступить на этот путь. Пе-
ред народами этих государств стоит со
всей остротой вопрос о том, чтобы самим
взять в свои руки решение своей суть-
бы, ибо, если они не хотят разделите
участь гитлеровской Германии; они долж-
ны порвать с немцами, порвать с гитле-
ровскими ставленниками, в их собственных
странах.

«И чем скорее народы этих стран пой-
мут, в какой тупик завели их гитлеров-
цы, чем быстрее прекратят они всякую
поддержку своих немецких  поработителей
и их сподручных—хвислингов в своей соб-
ственной стране, тем меньше жертв и раз-
рушений понесут °эти страны от войны,
тем больше они могут рассчитывать на пони-
мание демократических стран» (И. Сталин).

Из анализа военной и политической об-
становки, данной в первомайском приказе
Верховного Главнокомандующего,  вытека-
ют задачи, которые стоят перед советским
народом и его Красной Армией. Красная
Армия в результате своего беспримерного
наступления добилась выдающихея успе-
хов. От немецко-фаптистекого ura освобож-
лено более 34 оккупированной советской
земли, восстановлена государственная гра-
ница Советского Союза на протяжении 60-
лее 400 километров.

«Дело состоит теперь в том, чтобы очи-
стить от фашистских захватчиков ВСЮ на-
шу землю и восстановить государственные
границы Советского Союза ПО ВСЕЙ ЛИ-

трудящихся. 2. Краснознамённый Балтийский флот. Краснофлотцы

(И. Сталин).

Вея советская земля должна быть очи-
щена от гитлеровской нечисти. Таков при-
каз великого вождя и полководца, под во-
дительством которого Красная Армия co-
вершила чудеса героизма, добилась своих
славных, исторических побед, под мудрым
руководством которого советский народ по-
казал, что он способен творить чудеса и
выходить победителем из самых тяжёлых
испытаний.

„Приказ .
Родины.

И он будет выполнен. Порукой тому —
самоотверженное выполнение своего долга
советскими людьми, горячая‘и беззаветная
любовь советского народа к своей Родине,
преданность его великому делу Ленина—
Сталина. Порукой тому — мудрое pyko-
водство большевистской партии и совет-
ского правительства.

Очищение всей советской земли от не-
мецко-фашистских захватчиков, однако, не
единственная задача. Фашистский зверь
тажело ранен, но он ещё не добит.
н уползает к своей берлоге для того, что-
бы там залечить свой раны. Враг будет
отчаянно сопротивляться, прибегая ко всем
средствам, чтобы продлить своё существо-
вание и сохранить созданный им «новый
порядок» тяжкого фашистского гнета и по-
рабощения свободных народов. Под пятой
немецко-фапгистских оккупантов ещё ‹ то-
MATCH Halu братья поляки, чехословаки,
другие союзные се нами народы Западной
Европы. Фашистского зверя надо пресле-
девать и за пределами наших рубежей,
чтобы избавить и нашу страну, и союзные
с нами страны от опасности порабощения.
Зверя надо добить в его берлоге и добить
окончательно — такова вторая важнейшая
задача. :

«Понятно, что эта задача представляет
белее трудное дело, чем изгнание немец-
ких войск из пределов Советского Союза.
Её можно решить лишь на основе совмест-
ных усилий Советского Союза, Великобри-
тании и Соединённых Штатов Северной
Америки, путем совместных ударов с Во-
стока—силами наших войск и с Запада—
силами войск наших союзников. Не ‘может
быть сомнения, Что только такой комбини-
рованный удар может полностью  сокру-
шить гитлеровскую Германию» (И. Сталин).

Исторический приказ Верховного. Главна-
командующего Маршала Советского Сотоза
товарища Сталина, опубликованный в ка-
нун решающих битв, в которых сольются
удары с востока, запада и юга в единый
смертельный удар по фашистекому зверю,
вызвал величайшее воодушевление во веей
советской стране среди всех народов нашей
Родины. На фронте и в тылу слова приказа
передаются из уст в уста. Советские люди
дают клятву выполнить приказ вождя.
Чтобы добиться победы, они берут новые
обязательства перед Родиной, перед фронтом.

Герой Советского Союза старший сер-
жант Муравьев заявил: «Образ великого
Сталина вдохновлял меня и всех бойцов
при форсировании Днепра, и никакая сила
не смогла сломить нашей воли к победе.
Приказ нашего любимого полководца вли-
вает в нас новые силы и энергию.  Заве-
ряю, что отдам все уменье и знания, чтобы
окончательно добить врага». Знатный ста-
левар тов. Абросимов, выступая на митин-
ге, сказал:. «Мы должны всемерно помочь
Красной Армии выполнить исторический
приказ великого Сталина — не только из-
THAT вражеские войска за пределы нашей
Родины, но и преследовать по пятам, добить
фашистского зверя в его берлоте, вызволить
из немецкой неволи наших братьев».

Первомайский приказ вождя вдохновляет
советских людей на новые ратные и тру-
довые подвиги во имя очищения всей co-
ветской земли от немецко-фалпистеких за-
хватчиков, во имя завоевания окончатель-
ной победы.

Под знаменем Ленина, нод водительством
Сталина вперёх, за полный разгром врага!

товарища Сталина — приказ

За 30 апреля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 24 немец-
ких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 43 самолёта

противника.

* * &

Массированный налёт нашей авиации
на железнодорожный узел Брест

В ночь на 1-е мая наша авиация дальнего

действия произвела массированный налёт-на
железнодорожный узел Брест. В результате
бомбардировки на железнодорожном узле воз-
викло 17 очагов пожара, из них 4 пожара
‘особенно больших размеров. Горели эшелоны

$ ++

Юго-восточнее города Станислав груп-

па танков и пехота немцев атаковали на-
ши позиции.

В результате боев, продол-
жавшихся в теченйе всего дня, противник
был отброшен на исходные рубежи. Унич-
тожено ло батальона гитлеровцев, сожже-
но и полбито 4 немецких танка и 3 само-
ходных орудия. На другом участке. немеп-

кие пулеметчики, засевшие в дзоте, вели

обстрел перешедших в атаку  советеких
подразделений. Сержант  Ястребцов поло-
брался к вражескому дзоту на 10—15

метров и бросил в его амбразуру гранату.
Олнако пулемет продолжал вести огонь.
Тогда товарищ Ястребцов быстро подбежал
к дзоту и закрыл амбразуру своею грудью.
Наши  поразделения, виля  геройскую
смерть своего товарища, двинулись вперел
A разгромили немцев. 7

Советские летчики наносили удары по
коммуникациям противника. В результате
действий нашей авиации взорвано два же-
лезнодорожных эшелона, несколько склалов
с боеприпасами и склад с горючим. В воз-

‘душных боях наши летчики сбили 18 не-

мепких самолетов.
* *

Севернее города Яссы немцы дважды
пытались захватить выгодные позиции.
Советские бойцы — артиллерийско-миномет-
ным и ружейно-пулеметным огнем отбили
атаки противника. В ходе боя уничтоже-
но до 600 гитлеровцев, сожжено и подби-
то несколько немецких танков и самоход-
ных ‘орудий. : Mena es

a : дж ;

Южнее города Тирасполь советские фаз-

ведчики ночью фронивли в район артил-

‘аэродром.

противника с войсками, боеприпасами и
боевой техникой. Пожары сопровождались
взрывами. с

Олин напг самолёт не вернулея на свой

*

лерийских позиций противника. Одна груп-
п» разведчиков открыла огонь из автома-
тов. В это время наши бойцы, пользуясь
возникшей. паникой среди немцев, уничто-
жили 3 орулия, трактор и несколько авто-
машин. Захватив 7 ручных пулеметов, раз-
ведчики вернулись в свою часть.
Е # & ;

Партизанокие отряды, действующие в
южных районах Молдавокой ССР, дезорга-
низуют тылы немецко-румынских войск.
Партизаны минируют дороги и из завал
уничтожают вражеские 0003зы и живую
силу. Только за 9 и 10 апреля советекие
патриоты подорвали на минах 2 танка, 16
автомашин и несколько десятков повозок.
Группа партизан 14-го апреля напала на
большой 0б0з противника, следовавший к
линии фронта. В результате короткой
схватки 0б0з был разгромлен. Убит 60
гитлеровцев. Захвачено много боеприпасов.

hse

С величайшей радостью встретил совет-
ский народ первомайский Приказ Верхов-
ного Главнокоманхующего Маршала Совет-
ского Союза товарища Сталина. Рабочие,
колхозники, интеллигенция, воодушевлен-
ные высокой оценкой, которую Aad ToBa-
pum Сталин советскому тылу, на митин-
гах и собраниях единодушно  заявляюг,
что OHH и в дальнейшем не останутся в
долгу перед героической Красной Армией.

В ночь на 1 Мая после передачи по
радио первомайского приказа товариша
Сталина на московеком заводе «Красный
пролетарий» состоялись митинги. Старший

бочих, колхозников и интеллигенции. Нат!
завод выполнил четырехмесячную програм-
чу текущего года-к 25 апреля. Но мы
должны работать еще лучше и помочь
Красной Армии скорее прикончить ранено-
го фашистского зверя». В ответ на приказ
товарища Сталина краснопролетарны обя-
зались освоить три типа новых станков и
выпубтить в мае 10, а во втором кварта-
ле 50 станков сверх государетвенного зала-.
НИЯ.

/В. Ленинграде на митинге в литейном
цехе завода, где директором ‘тов. Калинов-
ский, выступила начальник цеха тов. Ко-
валева. Она заявила: «С гордостью слу-
шала я сталинские слова о заслугах с0-.
ветеких женщин, самоотверженно работаю-
ших для фронта. В ответ на приказ вождя
литейщики цеха обязуются восстановить и
пустить в ход плавильную печь и освоить
фасонное стальное литье. Пусть ещё крепче
булут наши удары по врагу. Пусть скорее
найдёт он смерть в своём зверином логове».

В ночь на первое мая на митинге рабо-
чих и служащих Киевской электростанции
кочегар тов. Кусков сказал: «Наш родной
Киев, Советскую Украину освободила доб-
лестная Красная Армия. Слава героям!
Слава великому Сталину! Не пожалеем же
своих сил и с ещё большей энергией будем
восстанавливать разрушенное немцами Co-
ветское хозяйство». =

На митинге в Железнодорожном районе
торода Ростова-на-Дону выступил начальник
восстановительного поезда т. Герасименко.

«Первомайский приказ товарища Сталина,
— сказал он, — подвёл итоги всемирно-
историческим победам Красной Армии, ко-
торая со времени разгрома немцев под
Сталинградом ведёт почти непрерывное на-
ступление. Сегодня трудящиеся нашего
района закончили восстановление моста.
Обешаем родному товарищу Сталину в сва-
мый короткий срок восстановить все разру-
шенные немецкими оккупантами сооруже-
вия железнодорожного транспорта. Мы не
пожалеем сил для того, чтобы помочь Крас-
ной Армии и армиям наших союзников
полностью сокрушить гитлеровскую Терма-
нию»,

Указ Президиума Верховного Совета. СССР —
0 награждении орденами и медалями за успешную работу по разгрузке и отправке импортных
военных материалов и продовольствия, поступающих через Северные порты Союза СР

За успешную работу по разгрузке и отправке импортных воен-
ных материалов и продовольствия, поступающих через Северные
порты Союза ССР, наградить:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

. Бассаргина Владимира Владимировича.
. Бейлинсон Якова Львовича: 5
. Ваганову Марию Ивановну.

Васильева Николзя Васильевича. `

. Волкова Федора Федоровича.
Адмирала Головко Арсения Григорьевича.

. Дикого Георгия Ивановича.

. Инженер-контр-адмирала Дубровина Николая Павловича.
. Генерал-майора Забалуева Александра Алексеевича.

. Кузьмина Михаила Романовича. .

. Кумыкина Павла Николаевича.

. Вице-адмирала Кучерова Степана Григорьевича.

. Лошакова Михаила Георгиевича.

. Меньшикова Михаила Алексеевича.

. Контр-адмирала Николаева Александра Андреевича.

. Новосадова Леонида Петровича.

. Овсянникова Алексея Артемьевича.

. Контр-адмирала Паланина Ивака Дмитриевича.

. Пустошного Федора Васильевича. :

. Свердлина Вольфа Исааковича.

. Старостина Максима Ивановича.

. Генерал-лейтенанта Шевалдина Трифона Ивановича.

. Генерал-майора Чумакова Леонида Михайловича. *

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Старшего лейтенгнта Андреева Виталия Альвияновича.

2. Инженер-майора Безуглого Владимира Андреевича.
3. Капитана 1 ранга Белоусова Михаила Прокофьевича.

*

4. Старшего лейтенанта Госбезопасности Витоженца Владимира
Болеславовича. . j

5. Старшего техника-лейтенанта Гаврилова Николая Василье-
вича.

6. Майора Егупсва Александра Тимофеевича.

7. Котова Илью Спиридоновича.

- 8. Полковника Кравцева Анатолия Евстафьевича.

9. Капитана Кирюшкина Льва Львовича. Е

10. Инженер-майора Ковалева Александра Ивановича.

11. Полковника Майсрова Сергея Георгиевича,

12. Майора Москвина Павла Гавриловича.

13. Лейтенанта Мурычева Потапа Савельевича.

14. Лейтенанта Павлова Изосима Андреевича.

15. Старшегс лейтенанта Погосова Александра Ервандовича.

16. Майора Шпильберг Михаила Бенециановича. Е

17. Подполковника Ющенко Ивана Васильевича.

ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ _

1. Майора Бабушкина Михаила Ивановича. :
2. Капитана Ильина Леонида‘ Николаевича.
3. Капитана Коротких Лаврентия Петровича.
4. Полковника Малушина Ивана Платоновича.
5. Комиссара Госбезопасности Плесцова Сергея Иннокентье-
вича.
6. Лейтенанта Попкова Якова Андреевича.
7. Инженер-подполковника Рогулева Николая Антоновича.
8. Самборского Евгения Ксенофонтовича. ‘ г
‚ 9. Лейтенанта Стяжкина Владимира Андреевича.
10. Комиссара Госбезопасности Трубникова Владимира Матвее-
вича. de р
11. Полковника Хряева Петра Ильича.
12. Техника-лейтенанта Цопа Василия Ивановича.

(Продолжение следует).

ЕЕ he er Le De Pn ee I ОО

Краснознамённого крейсера «Киров» клушают первомайский приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза
Фото военных корреспондентов «Правды» А. Устинова и Н, Михайзовского. (Фото из Ленинпрада доставлено на самолёте лётчиком А, Лебедевым),