Pe gin ae ae ee Eee ere Ne ee ee ee
=

*

Речь по радио

г. Станислава

5 мая хлостопочтенный Станислав Орле-
маньский обратился из Москвы в населению
Польши со следующей речью по радио на
польском языке.

«Дорогие соотечественники!

Я выехал из дому 17 апреля. Проехал
вдоль всю Америку, затем. через Канаду на
Аляску нс Аляски через всю Сибирь в Мо-
скву. Я путешествовал в очень удобных
условиях, Впервые в жизни летал самоле-
том, причем из Чикаго в Москву.

Я — американец польского происхожде-
ния. Я — римеко-католический священник,
более того, у нас 4 брата священники, ра-
ботающие на американской земле.

Как только я узнал о сформировании 1-й
хивизии имени Костюшко, я немедленно ор-
танизовал лигу имени Костюшко, чтобы ока-
зать помощь. Затем я навестил все скопле-
ния поляков в Канаде. - Должен признать,
что уснех был огромный: Тысячи польско-
канадских граждан заполняли залы. Тот же
успех наблюдался в Америке, особенно в
Детройте, где 6 ноября 1943 года я орга-
низовал лигу имени Костюшко.

Добивииись такого размаха своей дея-
тельности, я считал, что должен быть луч-
ше проинформирован насчет планов и основ-
ных целей эмиграции, проживающей на
советской земле. Я попросил государствен-
ного секретаря Корделла Хэлла, чтобы ов
выдал мне паспорт ‘для поездки в Москву.
Вполне благополучно я приехал сюда.

Прежде всего я проехал в Загорск, где
находятся польские дети. В школе я при-
сутствовал на уроках польского языва и
польской истории: Да будет мне, как ной-
тральному свидетелю и практичному амери-
канцу, позволено сообщить Вам, что в. те-
перешних условиях не может быть лучше,
чем есть. Мы, поляки, должны быть благо-
ларны Советскому Правительству за хоро-
тпее отношение и приложить усилия, чтобы
сохранить эти учреждения. Мне рассказы-
вали также, что подобные заведения ‘суще-
ствуют по всей России.

Залем я поехал дальше, чтобы побывать
в польской армии. Я чувствовал себя, Kak
лома. Во время моего пребывания там туда
прибыло около 8,000 новых солдат из Тар-
нополя и других земель, уже освобожден-
ных советской армией. В выступлении, 00-
ращенном к соллатам, я подчеркнул, что
оружие в их руках является ключом к свэ-
бодной Польше. У меня была интимная 0е-
села с господином Молотовым и Маршалом
Сталиным. Разговор продолжался свыше

Орлеманьского

двух часов. Ясно, что нельзя рассказать
все, что говорилось. Однако, я должен ска-
зать, что Сталин является другом поляков.
Он утверждает, что Польша ‘не может быть
больше коридором, через который проходит
враг,. чтобы уничтожить советские земли.
Он ‘хочет’ видеть великую, сильную, неза-
висихую и демократическую Польшу, ко-
торая сумела бы эффективно защищать свой
траницы. Сталин не намерен вмешиваться
во внутренние дела польского государства.
Он хочет вилеть Польшу дружественную и
гармонически сотрудничающую с советсви-
ми республиками.
Относительно религии. Религия была, есть
и будет дальше религией наших отцов. Бла-
тосклонный прием  римско-католического
ксендза Маршалом Сталиным должен вас
убедить. :
Несколько слов о моих собственных 06-
новных целях. Я написал статью «Будущее
польского рабочего». В этой статье я дока-
зывал необхолимоеть улучшения условяй
жизни‘ польского рабочего. Если во всем ми-
ре рабочий организуется и в каждым днем
улучшает свою судьбу, то необходимо тах-
же, чтобы и польский рабочий шел в ногу
со временем, иначе его будет ждать нужда
п изолированность. о
Я написал статью «Польское духовен-
ство». Я доказывал, что именно теперь оно.
должно проявить свою зрелость в отнонге-
нии мировых проблем. В этот критический
момент польское духовенство даже обязано
притти на помощь замученному и пребыва-
ющему в отчаянии польскому народу. Я из-
дал брошюру «Польша, Россия и Герма-
ния», в которой доказывал, что исключена
какая-либо дружба с Германией. Налим
ближайшим соседом является Россия. Итак,
полалим лруг другу руки, будем жить в
дружбе и доброжелательстве. Мы славяне.
Союзные Польша и Россия станут величай-
шей силой на востоке. Этот союз принесет
огромную пользу как Польше, так и Рэ5-
сии. Мы обеспечим себе мир на сотян лет.
Дорогие соотечественники! Уже зани-
мается заря свободы. В недалеком времеяи
после тяжелых дней, дней страданий, горя
и тоски, наступит день радости и свободы,
Да здравствуют Соединенные Штаты
Америки!
Да здравствует Союз Советеких Ребпуб-
лик! т
Да здравствует свободная, сильная, неза-
висимая и демократическая Польша!»

Английский обозреватель о победах Красной Армии`

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Военный 0бо-
зреватель газеты «Ньюс кроникл» майор
Гриббл, касаясь успехов Красной Армии <
июля прошлого года, пишет:

«Мы. имеем дело < великолепным рекор-
дом. Это — история продвижения на рас-
стояние в некоторых местах до. 1.200 миль.

Это — история решающих действий, являю-
щихся прелюдией ко второму фронту. Если
одна держава в течение 9 месяцев на
континенте могла достигнуть столь MHOTO-
го, то чего мы вправе ожидать от допол-
няющих друг друга. наступлений трёх вели-

ких держав на том же континенте!>».

Пребывание в Лондоне военной миссии маршала Тито

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передаёт
корреспондент агентства Рейтер Альфред
Грант, в беседе с ним член военной миссии
маршала Тито, находящейся сейчас в Лон-  .
доне, словенский профессор Вогельник за-
явил, что многие области Словении уже
освобождены и там восстановлена админи-
страция. Словенские партизаны перенесли
войну на территорию Австрии. Бои докати-
лись до городов Каринтии-—Клагенфурт и
Филлах. На границе с Италией многие
партизанские части, созданные итальянским
населением Истрии, Горицы и других по-
граничных районов, пользуются поддержкой
армии Тито. ~

Миссия Тито в Лондоне, по. словам Гран-
та, ведёт с английскими военными властями
переговоры © снабжении Югославии про-

Se eae ИЕ ЕЕВС ЕЕ СЕРЫЙ ЗЫ

довольствием и оружием H 065 эвакуации
тяжело раненых и беженцев.

Телеграмма генерала Вильсона
маршалу Тито

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Агентство Рей-
тер передаёт сообщение радиостанции Сво-
бодной Югославии о том, что верховный
главнокомандующий вобружёнными силами
союзников на средиземноморском театре
военных действий генерал Вильсон послал
маршалу Тито телеграмму, в которой гово-
рится: «Я высоко ценю блестящие операции,
которые провела ваша армия во время на-
ступления на острова Млет и Корчула. Я
вам буду очень признателен, если вы переда-
дите моё ноздравление вашим офицерам и
‘солдатам, которые провели эти успешные
операции».

Сила слова

Казалось бы, теперь не до слов: спор ре-
изет металл. Но никогда слабый челове-
ческий голое не звучал с такой силой, как
на поле боя, среди нестерпимого’ грохота.
Люди, живые ‘люди, пришли от Волги & Ce-
рету. В этом победа человека над бездушной
мапгиной фашизма. В этом и оправдание
слова. 8

Я хочу сейчас сказать не о тех томах,
которые мы знаем с детства. Их бессмертье
доказано годами. Над ними не властны все
«факельщики» мира. Я хочу. сказать о
хрупком газетном. листе, которому поло-
жено жить один день —`0 его торжестве,
о силе слова неотстоявшегося, которое по-
хоже на дыханье — легкое облачко в MO-
розный день.

В годы мира газета —это часть жизни, её
подробность; газету читают вечером, она’
поучает и развлекает. В годы войны газе-
та — личное письмо, от. которого завизит
стльба казкдого. 2

Фронту может присниться тыл, HO тылу
не приснится фронт: тыл. не видит ВОЙНЫ.
И миллионы людей жадно ищут в газетах
статью, помеченную: «От военного коррес-
пондента». Они хотят. найти подтекст в
скупым словам сводок. Да и фронтовик хо-
чет взглянуть на себя, понять характер
этой войны, причину успеха или неуспеха,
природу врага, ero нисхождение, Tol eM
нашей армии. Военные корреспонденты это
глаза, страны и это— скромные люди, ками-

Но вепомним первый год войны. Тогда все-
го нужнее было слово, и слово себя оправ-
дало. Евгений Петров помог стране и миру
увидеть бои за Москву. Он знал, что значи-
ло взять Медынь и Юхнов, и он сумел об
этом рассказать. Он погиб, возвращаясь из
Севастополя, и его имя чистейшего чехо-
века, веселого нисателя и смелого солдата
осталось связанным с севастопольской эпо-
пеей. Борис Горбатов писал тогда романтич-.
но, приподнято и в то же время искреняе.
Мы увидели горе Юга и человека, который
стоял насмерть. Север ожил. в очерках
Константина Симонова. Север был как бы
символом неуступчивости и непримиримо-
стя. В дни обороны Москвы народ зачиты-
рвался очерками Евтения Кригера. Нужно
сесть с войной пуд соли, чтобы разгадать
войну, а соленая у войны соль... Василий
Гросеман просидел в Сталинграде всё время,
пока длилась беепримерная ‘оборона этого
города; и он сумел показать скромных лю-
дей, которые стали героями, подвиги, близ-
кие древним мифам и не отделимые от сер-
дечной чистоты, простоты вчерашних учи-
телей, ‘рабочих, инженеров, агрономов, кре-
CTbAH.

Когда военный корреспондент — писа-
‘тель, прозаик или поэт, он невольно думает
He 0 CaMOM событии, HO 0 его участниках.
Корреспондент «Красной Звезды» Олендер
страстно любил поэзию. Я помню, каб в
приднепровском селе он читал мне стихи...
Это был человек. с большой военной культу-

Е a ee ed ie ae Se SSS

ee ee ee 2

Корреспондент . газеты «Ньюс кроникл»
  о положении в Китае

ЛОНДОН, 3 мая; (ТАСС). В. газете
«Ньюс кроникл» опубликована статья чун-
цинского корреспондента этой газеты, не-
давно прибывшего в Индию, озаглавленная
«Что происходит в Китае». В этой статье
корреспондент пишет: «Наиболее либераль-
ные элементы в Чунцине оттесняются на
задний плач. Министр иностраняых дел
Сун Цзы-вэнь уже потерял пост директора
Китайского банка, который теперь занимаёт
министр Финансов Кун Сян-си. Можно
ожидать, что Сун Цзы-вэнь также потеряет
пост директора китайского бюро военных
поставок, которое проводит все. операции
на основе закона о передаче в аренду или
взаймы военных материалов. Не исключена
возможность, что он уйдёт даже из мини-
стерства иностранных дел.

Среди военного руководства военный
министр Хо Ин-цин, главный противник
соглашения < коммунистами, занимает
вполне прочное положение. Если бы он
имел возможность поступать по своему
усмотрению, он бы уже давно начал насту-
пление на коммунистов, Его сдерживает
только Чан Кай-ши, который знает, что
такой шаг не только поставит под угрозу
его власть в провинциях, но’ и озлобит
американцев, оказывающих ему непосред-
ственную военную помощь. Справедливость
требует сказать, что даже при тех ограни-
ченных ресурсах, которые имеются в рас-
поряжении гоминдановского правительства
и его армий, борьба против Японии не ве-
дётся настолько энергично и эффективно,
как это было бы возможно. Если бы го-
миндановская армия, состоящая из 3 млн.
целовек, об’единялась единством целей и
общим стратегическим планом и вела бы
борьбу совместно с коммунистическими ар-
миями Северного Китая, положение 400
тыс. японских солдат, находящихся в Ки-
тае, было бы весьма затруднительным. Но
наилучшим образом вооружённая половина
гоминдановских армий используется для
блокирования коммунистов. В феврале ино-
странные корреспонденты подняли Ha
пресс-конференции вопрос © блокаде ком-
мунистов. Чунцин отрицал существование
такой блокады, и корреспондентам было
заявлено, что они могут сообщать любую
информацию © коммунистах, которая не
идёт в разрез с интересами Китая. После
этой пресс-конференции я вместе < другими
английскими и американскими корреспон-
дентами посетил коммуниста Дун Би-у,
члена Национального политического совета.
Вопреки отрицаниям правительства, он ут-
верждал наличие блокады. Мы все посла-
ли соответствующие корреспонденции в на-
ши газеты. Цензура задержала все до еди-
ного слова. Что же говорил в основном
Дун Би-у? В основном его слова сводились
к следующему: коммунисты охотно будут
поддерживать Чан Кай-ши сейчас и после
войны, если он’ будет действовать в соот-
ветствии с тремя народными принципами;
предоставит легальное положение мелким
партиям; изменит отношение к KOMMYHH-
стическим армиям; снимет блокаду и обес-
печит доставку снабжения этим армиям.
Он заявил, что коммунистические армии в
течение 3 лет не получали ни снабжения,
ни денег. Кроме того, Дун Би-у утвер-
ждал, что Гоминдан осуществляет только
один из трёх принципов, а именно: прин-
ций национализма. Коммунисты же, на-
против, проводят на практике принций де-
мократии, поскольку они обеспечивают сво-
боду печати и собраний. Они также стре-
мились осуществлять на практике принции
благосостояния, <огласно ‘которому для
каждого должен быть обеспечен известный
минимальный жизненный уровень. Но в
этом отношении им не удалось достичь
полного успеха из-за войны.

Судя. по всем данным, коммунистическая
администрация является наиболее здоровой
з Китае, а коммунистические войска — б0-
леё боеспособны, чем огромное большинство
войск, находящихся под контролем Гомин-
дана. Вполне естественно, что они не хотят
оказаться под командованием неквалифици-
рованных офицеров, которые могут быть на-
значены военным министерством, поскольку
Гоминдан при распределении военных постов
руководствуется не только боевыми заслу-
гами. Решающим обстоятельством являются

жу, как другие стреляют в. немцев и могут

это а каждый
день...» des Иш и до того ходил в разведку.
Настали трагические лни. На мысу послед-
нис герои Севастополя еще сражались. Сре-
ди них был Лев Иш; он погиб с винтовкой в
руках.
Писатель Гайдар был великаном с дет-
ской душой. Окруженный немцами, он ушел
к партизанам. Он погиб с партизанами и
погребен на берегу Днепра. О нем писали
его боевые друзья: «Это был человек бес-
примерной храбрости...» Писатель Крымов,
оказавшись в окружении, боролся до но-
следнего часа. Его письмо жене сохранил
украинский крестьянин. Письмо, написан-
ное осенью 1941 тода, полно верой в по-
белу, и есть на этом листке, кроме слов,
кровь писателя-воина. \

делать не раз в месяц,

Becerpamuo работал фотокорреспондент

Калаттников. Скромный и смелый человек,

он погиб недавно у Севастополя. Он веегда

рвался вперед: не ради бславы,—0н хотел,
чтобы народ видел героику войны.
Далеко от Москвы до степей Моадавии,

ром газету «За родину» или

-для подавления попыток народа избавить-

политические соображения, как это. хорошю
‘известно’ амераканцам. Американцы прила-
гают все усилия для борьбы с затруднения-
ми. Они создали прекрасные военные  Учи-
лища и обеспечивают достазку первокласе-
ных материалов, которые с болыним риском
перевозятся из Ивдии. Но весьма трудно
заставить китайцев направлять людей в учи-
лища и правильно использовать тех, кото-
рые уже прошли подготоэку. Как только

демократов в сенате США Бэркли, высту-
пая в радиопередаче, организованной Бюро

военгюй. информации
призывал финнов «дать своему правитель-

ступает решающий час», когда
выйти из войны. Бэркли заявил, что откло-
нение советских условий перемирия протн-

6 МАЯ 1944 2; № 109 (9566)

Sere ane ae ВЕН НОРКА

Обращение. Бэркли по радио
к Финляндии

рые последствия курса, избранного: его пра.
вительством. В настоящее время есть все
сснования полатать, что финский народ нз
понимает, какие выгоды может принести
ему освобождение Европы, которые после.
дуют за победой наших вооружённых сил,

Мы в Соединённых Штатах понимаем,
что предстоящие военные события в Европе
производят определенное впечатление на
общественное мнение Финляндии так Xe,

ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Лидер

США для Финляндия,

ству ясно понять, что для Финляндии на-
она должна

подготовка закончена, они переходят в рас- и еслй инского
поряжение китайского командозания, и аме- bos abi ess  . . как и на общественное мнение остального
риканцы могут действовать только методом   НР да» Бэркля,_ ко-   Мира. Мы в Соединённых Штатах понимаем
убеждения и советами. Наилучшим полраз- «Наступил момент, сказал Бэркли, также, что все народы мира, в том числе

делением в Китае является об’единённое
китайско-американское соединение,  входя-
щее в состав 14-Й американской воздушной
армии. Это — наилучшие люли Китая, про-
щедитие американскую школу и ‘летающие
на американских машичах под непосред-
ственным командованием бригадного генера-
ла Ченнолта. Они показывают, чего можно
достичь там, гле политика Гоминдана He
влияет на стратегию и на позедение войск.
Генерал Ченнюлт придержизается той точки
зрения, что при помощи воздушных сил
можно наиболее быстро: добиться победы в
Китае, ибо нет никаких оснозаний надеять-
ся, что китайцы начнут серьёзные операции
зв течение ближайнвах лет. Конечно, в полю-
жении могут произойти, внезапные измене-
ния, но это мало вероятно. Бои ведутся
только там, где это неизбежно. Битва за
Чандэ была выигоана лишь ценой болыших
потерь, и характерно то обстоятельство, что
эта борьба имела место однозременно с Ка-
ирской конференцией, когда Чан Кай-ши
было необходимо «поддержать свой mpe-
стиж». -

Китайские солдаты проявляют непревзой-
денную смелость и выносливость, В тече-
ние многих лет они гибнут от голода и ран,
и тем не менее они продолжают борьбу,
пстому что оли ненавидят японское господ-
тво ещё больше, чем своих капиталистов
я помешиков. Этот героический народ за-
служивает всей той помощи, которую мы
можем ему предоставить. Но вопрос заклю-
цзелся в том, кому помогают союзники —
этому народу или гомандановским фаши-
стам? Если реакционная тенденция Чунцина
будет развиваться, то в конечном итоге
лаже после поражения Японии в Китае мо-
жет возникнуть нечто очень близкое к фа-
шистской дактатуре, которая будет исполь-
зовать оружие, полученное в соответствии
с законом о передаче. взаймы или в аренду,

ся от этой диктатуры.

В Китае уже не существует ни свободы
печати, ни свободы слова, ни сзободы со-
браний. Никто не имеет права выражать
какое бы то ни было мнение, не совпадаю-
щеё с правительствевчой ланией. В Китае
много мужчин и женщин, придерживающих-
ся либеральных взглядов, даже среди зз-
нимающих правительственные посты, но они
вынуждены страдать молча, потому что они
хотят жать. Если бы только м-м Сун Ят-сев
заговорила, как много она могла бы расска-
зать, но и’она в настоящее время предпочи-
тает молчать. Тем не менее она’ отказывает-
ся Участвовать в гоманлановской политике
и остаётся з стороне, выступая только <
ирнзывами о помоши голодающим или о
медицинском обслуживании.

Коммунисты до сих пор имеют право из-
длавать.в Чунцане свою собственную газету,
которая, однако; подвергается строгой цен-
зуре. Нельзя не думать, что правительство
разрешает издание этой газеты для того,
чтобы иметь возможность заявить своим
зарубежным. критикам: «Как вы можете
говорить, что мы притесняем наших поли-
тических противников, когда мы разреша-
ем им издавать их собственную газету?»

‘Ни один находящийся в Чунцине иностра-

нец не может не проникнуться глубоким вос-

хищением перед ‘терпением, может быть,

даже излишним, и выносливостью китайско-

го народа. Китайцы могут требовать боль-

шей помощи от союзников при условам,

если они будут правильно использовать эту

помошь. Поистине свободный демократаче-
ский Китай был бы непреодолимой положи-
тельной салой, тогда как фашистский Катай
может со временем стать не менее опас-
ным, чем империалистаческая Япокия».

вали полосу, когда наверху кружил другой

гда финский народ должен
нять своему правительству,
жается час, когда Финляндия должна, вне-
сти свой вклад в дело освобождения Евро-
пы и защитить свое будущее, как страны.
Три месяца назад государственный секре-
тарь Хэлл обратился -
скому правительству порвать с чацистской
Германией и
ником— Советским Союзом. Финско-русские
переговоры,
двух месяцев, не призели ни к каким по-
зитивным результатам. Затем три недели
назад финское
предложенные‘ ему советским правителёством
условия перемирия. Финский народ,
держизая или одобряя это
ствовал вопреки своим высшим интересам.
Я считаю, что народу Финляндии не была
дана полная возможность взвесить некотЭ-

ский корреспондент газеты «Ню даг» пи-
шет: «Некоторые высокопоставленные лица
нажились за счет тех грандиозных средств,
которые были. посланы в 1940 г. скандина-
вами и американцами народу Финляндии.
рабочее и их
сегодняшней Финляндии никому
тающих в министерстве снабжения, таможне
или В
Взятки, сделки и подкупы настолько распро-.
странены, что считаются принадлежностью
нормальной жизни.

ким крестьянам.
дены выполнять суровую и тяжелую ‚работу
на фабриках и в сельском хозяйстве.
в лесу выполнялись большей частью женши-
нами. Весной и осенью женщины городов
были мобилизованы на принудительные ра-
боты на полях и лугах... Плохое питание и
тяжелая работа отразились на женщинах
финского рабочего класса. Многие женщины
выглядят больными. Получить врачебную
помощь трудно даже в. городах. Получить
место в больнице. невозможно. Плохое пи-
тание и антисанитарные условия способство-
вали росту заболеваний туберкулезом. Полу-

агентств» Рейтер,
министров доминионов приступила вчера к   из Кливленда, председатель братства желез.
изучению международной обстановки. Иден
pce на конференции доклад о политике   200 тыс. членов этого братства передал через

HII.

об’явлено,
молётоз
истребителей совершило `5 мая налёт ча
германские военные сооружения в районе
Па-де-Кале.

щило. что самолёты «Москито» совершили
в ночь на Б мая налёг на об’екты в За-

дать ясно по-

что  прибли-   НЗРод Финляндии, будут считать эти собы-

тия весьма хорошими известиями.

В виду этих предстоящих событий я хочу
обратиться © серьёзным предупреждением к
народу Финляндии. Сохранение связи с Ha-
цистской Германией равносильно оказанию
помощи терманской военной машине. Дея.
тельность этой военной мапвины стоит аме.
риканцам так же, как и англичанам и pyc:
ским, потерь жизней. Она приносит неска-
занные страдания нашим союзникам и наро.
дам оккупированных стран. Добровольные
помощники германской военной машины не
ъогут рассчитывать на то, что < ними бу:
дут обращаться как < друзьями в завтраш-
нем мире, где будет господствовать поря-
лок, который станет возможным благодаря
победе союзников и будет оплачен кровью
наших бойцов».

с призывом к Ффин-
заключить мир с нашим союз-

продолжавшиеся в течение

правительство  отвергло
под-
решение, дей-

«НЮ ДАГ» О ПОЛОЖЕНИИ В ФИНЛЯНДИИ

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). Хельсинк-   чили болышое распространение венерические
болезни. Постоянно увеличивается число
нервных заболеваний. Самоубийства доволь-
но обычны. В Финляндии покончило само-
убийством много известных музыкантов.

Высокопоставленные чиновники стали бо-
гаты так же, как и нацистские верхи в Гер-
мании. Писатели, принимающие участие в
военной пропаганде, разбогатели. Многие из
них.во время войны купили виллы вблизи
Хельсинки. Нацистский писатель Олави Па:
аволайнен в свой 40-летний юбилей устроил
обед, стоивший 40 тысяч марок.

Теперь стало известно, что редактор «Ли-
тературбладет» писатель Ярно Пеннанен при.
говорен к 3 годам каторжных работ за ка:
кие-то неизвестные политические проступки,
Губернская тюрьма в Хельсинки (Ленсфен:
гельсет) переполнена. В одиночных камерах
сидят по’ 5 человек. Редактор социал-демо-
кратической газеты «Кансан лехти» (в Там.
мерфорсе) Аира’Ниеми, известная как ода.
ренная поэтесса, обвиняется в «страшном
проступке» — она проявила милосердие к
одному коммунисту, бежавшему из концен-
трационного лагеря. Прокурор требовал для
нее наказания в 7 лет каторжных работ. При.
говор еще не вынесен».

Но

жены ходят в лохмотьях. В
из рабо-

полиции не приходится голодать.

Плохо в Финляндии только рабочим и мел-
Финские женщины вынуж-

Работы

° Приветствия
американских. рабочих
ко дню 1 Мая

НЬЮ-ЙОРК; 1 мая. (ТАСС). По coofine:
нию корреспондента газеты «Дейли уоркер»

На конференции
премьер-министров
британских доминионов -

конфегенция премьер’

нодорожных кондукторов Уитни от имен

председателя ВЦСИС т. Кузнецова телеграм.
му советским рабочим с первомайским при
ветствием. Уитни поздравил Советский Союз
с изгнанием нацистов с большей части совет.
ской территории и отдал должное достиже
ниям СССР. «Усилия советских рабочих и их
вклад в дело победы, — указывает Уитни,-
достойны подражания со стороны рабочи
всех Об’единенных наций», Уитни выразил
«глубочайшую надежду на то; что в буд}.
щем году день 1 Мая будет праздновать

Действия союзной авиации

“ЛОНДОН, 5 мая. (TACC). В Лондоне
что небольшое соединение сз-
«Либерейтор» в сопровождении

Английское министерство авиации с00б-

мом». { ee

Пуедседатель ‘ центрального комитет
профсоюзов Кливленда (входящих в Ко
гресс Производственных Профсоюзов). прет
ставляющий один миллион членов, Рейзн
гер в телеграмме на имя т. Кузнецова высоко
ценит «производственные достижения наши
советских профсоюзных братьев». Рейзинге
дал обещание, что «рабочие Кливленда, вхо:
дящие в КПП, будут неустанно и неослабю
продолжать свои усилия вплоть до OKO
сельной победы». Рейзингер заявил, что, ках
он надеэзтся, победа будет достигнута ещё
до следующего первого мая и что «мы пре
мемся тогда совместно за разрешение бл

падной Германии. =

английское министерство информации, 6
бомбардировщиков` «Москито» провели весь-
ма точную бомбардировку < малой высоты
одного из домов в Гааге, в котором нахо-
дились тысячи документов, имезцих огром-
noe значение ‘для германских властей. В
результате бомбардировки здание превра-
щено в развалины, а документы уничтоже-
ны пожаром. Соседние дома не были за-
тронуты. Единственная бомба, сброшенная
вне района об’екта, попала в германские
казармы.

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСО). Как передаёт

миром, в котором будет покончено с фашиз’

«корректор» — «рама»... Журналисты ПИ-  огентство Рейтер, во время налёта авиации городной задачи построения свободного т
шут в морозных землянках, Ha болотной   союзников на Бухарест в ночь на 4 мая бом- процветающего мира, мира, в котором не 6}.

кочке, пишут стоя и лежа. Шипут — Как   бардировке была подвергнута сортировоч-

дет войны».

до болот Полесья. Когда московские газеты
приходят на передний край, они кажутся
журналами — у них нет больше ни первой
пелосы, ни четвертой — новости уже из-
вестны фронту: там своя печать. Woy apt-
огнем майор пишет передовую. Ночью при
сете коптилки капитан составляет замет-
ку о бое, который только что кончилея. По
радио принимают сводку, телеграммы. Ут-
«На раз-
тром врага», или «Сын отечеетва» прочита-

воюют. Такой печати не было и нет ни в  ная станция. Возникли пожары среди по-

одной армии мира; и если наши журнали-
сты гордятся Красной Армией, то наши вои-
ны вправе гордиться фронтовыми журнали-
стами.

Деятельность Канадского
комитета помощи СССР

OTTABA, 5 мая. (ТАСС): Газета «Сир
(выходит в Торонто) опубликовала подроб
ный отчёт о деятельности Канадского ком

движного состава и в ремонтных мастерских.

корреспондент агентства Рейтер при штабе
всйск союзников в Италии, во время налёта
на Будапешт, произведенного прошлой  но-

Есть среди фронтовой печати и большие   чью английской авиацией, на сортировочную   Тета помощи России. В отчёте указывается

тазеты, не уступающие столичным, есть И  станцию были сброшены фугасные и зажи-
Ленин-   гательные бомбы, в том числе несколько   1944 г. Комитет собрал 5.673.884 доллара —

крохотные листки. В обажденном

граде выходила фронтовая газета на аа

красной бумаге’ с фотографиями, с рисун-
ками, в превосходным литературным мате-
рналом. Разве ‘это не чудо? И разве на
чудо, что, когда дивизия наступает от
Днепра до Варлат, за ней побпевает ее га-
зета?

Во фронтовой печати пишут и знакомые
стране журналисты, и новички. Почти три
гола в отной из таких газет работает Дол-
матовский. Как не напомнить о журвали-
сте Борзенко, Герое Советского Союза? Он
умеет писать. Он умеет не только писать.
И настал чае. когла он предпочел автомат.
Напрасно релакция отзывала его: «Зада-
ние выполнено». Он знал, что есть и дру-
Гое задание — он освобождал Крым.

Передо мной маленькая дивизионвая та-
зета «За победу». Заголовок «Будни пова-
ров». А пол ним: «Новар Сус на недолгое
время оторвалея от поварокой работы.
Уничтожив за лень четырех немцев, оя
свова вернулся к своему делу...» Пожалуй,
читатель решит, что это наивноссь релак-

таны, майоры или подполковники, которые
делят с армией все трудности походной
Жизни. ‘ *

Военный корреспондент во время опера-
nun на ВИ. Кончен бой, другие отдыхают.
А военный корреспондент при тусклом
свете коптилки в блиндаже или в хате пи-
тет статью. Вму приходится думать и о
стиле боя, и о стиле письма. Он едет ночью
в непролазной грязи, вытаскивая эмку. On
проталкивает свою статью по проводу, как
проталкивают ваговы на узловой станции.
Порой оказывается, что передача запозда-
ла, что описание штурма города Н. уста-
рело, так как уже взят город М... Бакой не-
благодарный труд и какая неприметная от-

para!

Я знаю, что военному корреспонденту
часто нехватает перспективы: он в гуще
боя. Как солдат, он видит только такой-то
участок, тахих-то людей. Весной 1944 гола
читатель пресыщен эпизодами, он жаждет
обобщений, эмоциональных выводов; мысли.

РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,
ен Е 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем —

рой. Он вилел в войне творчество, он при-
слушивалея к дерзаниям — рутину он не-
навидел и в ноэзии, и в тактике. Он был
фанатичным  тружеником. Его статьи,
поднисанные псевдонимом полковника Дон-
ского, помогли многим молодым команди-
рам разобраться в наступлении. Без малого
три гола проработал, точнее провоевал Олен-
дер, прошел е армией от Сталинграда до
Запалной Украины и погиб, как солдат, от

ПУЛИ,
Лев Иш был мирнейшим газетным работ-
ником: он правил статьи других. Однажды
ночью ему принесли корреспонденцию из
Ельни: это было осенью сорок первого,
очерке Иш увидел свое имя: корреспондент
рассказывал, как немцы зверски убили от-
ца Иша. Он не мог больше править статьи;
он потребовал, чтобы его послали на Фронт.
бя хорошо писал; но па фронте он мечтал о

40. Ленинградское итоссе, улица «Правды»,

52176.

другом: 0 судьбе солдата. Он оказалея в
осажденном Севастополе; за десять дней до
смерти он писал другу: «Я с завиетью ви-

Ц 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусств

ют все бойцы. Они узнают, что произошло
на огромном фронте от Баренцова моря 10
Румынии; они узнают также, что ‘бойцы
грардии майора такого-то заняли Безымян-
ную высоту и что сержант такой-то при
этом уничтожил девять немцев; они узнают
о воздушных бомбардировках Германии, о
возрождении Донбасса, о борьбе солдат Ти-
то. Они увидят портрет любимца роты и
стихи, написанные известным поэтом, & мо-
жет быть, мечтательной связисткой.

Я привез в одну армейскую газету аме-
риканского журналиста Стоу. Он побывал
на пяти войнах, из’ездил весь свет. Он сто-
яз очарованный перед девушкой-наборщи-
цей. Стоу видел линотипы и ротационные
машины газет с многомиллионным тира-
жом; но он еказал мне; «Это самая изуми-
тельная газета мира...» Может быть, он 310-
чувствовал, что за бледной, серой краской
скрыта кровь...

Я видел, как делали газеты на фронте,
как набирали под обстрелом и корректиро-

т 94. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни — it

тора — какие же тут «будни повара»?
Но на войне другой климат, Бывает, что
и писатель берет автомат и что повар за-
бывает о каше. Война—это жизнь, но труд-
но вместить войну в жизнь —— она пере-
ходит через вее грани.

Замечательный Французский журналиот
и писатель Жюль Валле’ сказал: «Доста-
точно описать Талифэ, чтобы его убить».
Если мне возразят, что фашиетов не про-
бъешь словом, я отвечу, что фашиетов
убивают железом, но это железо связано ео
словом. Не абстрактный ветер истории. раз-
лувает гнев в сердце, солдата, а слабое че-
ловеческое дыхание. Говоря о ‘чистоте и
мужестве, журналист, даже самый беспо-
мощный, становитея пророком, который  уг-
лем жжет сердца. В’лни сверхмощных тач-
ков и многотонных 60мб я все же верю в
тебя, кусочек дерева с металлическим остря-
ey — перо, в тебя, человеческое слово!

: Илья ЭРЕНБУРГ.

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

a — Д 3-38-73; Военного — д 3-37-63; Секретариат — д 3-15-64; Отдел сб явлений — Д 3-30-12. О недоставье га

что в период с ноября 1942 г. до мар

бомб весом по 4 тысячи фунтов каждая. Бом-   Наличными 3.378.133 доллара, а остальные
бардировка вызвала два крупных взрыва и   Средства — в виде различных товаров, по.
несколько пожаров. ступивших в Комитет. Комитет уже отправим

в Советский Союз товаров на общую сум!
в 4.462.248 долларов.

Гибель главнокомандующего
® японским флотом

ТОКИО, 5 мая. (ТАСС). Как передаёт
агентство Домей Пусин, в марте погиб
главнокомандующий об единённым японским
флотом адмирал Кога.

Ha пост главнокомандующего об’единён-
ным флотом назначен адмирал Тойода.
Вместо Тойода на пост командующего: вс-
енно-морской базой в Мокосука назначен
адмирал Иосида. $

Член генсовета английских тред-юнионо
© связях с советскими профсоюзами

ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Член генсове
та английских тред-юниовов Гаррисон, в’
ступая на профсоюзной ‘конференции 4
Нью-Касле на Тайне, заявил, что нет ниг
ких причан, по которым английские проф
союзы не моглы бы иметь постоянной св
зи с советсками профсоюзами.

«Прочный альянс между‘ двумя великим
„профсоюзными м сказал Tap
; рисон,— явился бы одним из величайши
о проведении чистки в Италии вкладов. в дело обеспечения и сохранения

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Агентство   мнра»; Гаррисон резко критикозал Аме
Рейтер передаёт сообщение своего специ-   канскую федерацию труда (АФТ) за ее oF
ального корреспондента из Неаполя о том,   каз принять Участие в англо-советски
что в силу решения, вынесенного на се-   профсоюзном комитете «Позиция АФТ-
годняшнем заседании кабинета министров,   заявил Гаррисон, — была основана на нет’
НЫ eit ar ae к чистке   намавиа рФли советских профсоюзов. Crpyt:
гта: ско} министрации. а этом за-  тура профес  . ск
Селании обсуждался вопрос. об устранении о BO аи в eee
фашистских элементов из всех обществен- а
ных организаций. ; =

Новый министр просвещения д-р Адольфо
Омодео назначен председателем. комиссии,
которой поручено немедленное проведение
5 жизнь декрета относительно лиц, кото-
рые занимали ответственное положение при
фашистском режиме; по этому декрету они
должны быть отстранены от службы в го-
сударственных и общественных учреждени-
ях. Комиссия немедленно приступит к дей-
CTBHAM, :

Агентство Рейтер

Награждение генерала Брэдли
ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС), Вовие
министерство СИТА наградило генерал-май
ра Фоллета Брэдли медалью «За отличеую
службу». Брэдли награждён за организа
СССР. Pe вки американских самолётов 3

SSS ESS en EE SLE SPREE STEN AE SE ET 7 7

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

EE ay - 23

_К закрытию германского
консульства в Танжере

ЛОНДОН, _5 мая. (ТАСС). Агевтетво
АФИ передаёт из Алжира, что испанская
цензура запрещает публикацию пункта
авгло-американского соглашения с Иснани-
ей о закрытии германского консульства в
Танжере. Несмотря на это, население Тан-
жера узнало об этом по радио. До сих пор
однако; нет викаких’ признаков того что
немцы намерены уехать из Танжера. Кон-
сульство продолжает функционировать,

1-52-43; Пропагайды — Д 3-33-88:

а КИНО, ТЕАТР

овый американский художественный фильу
«СЕВЕРНАЯ ВВЕЗДА» — Метрополь, Первый
Ударник, Колизей, Родина, Москва, Худож”
ственный, Таганский, Орнон, Шторм, Днвах
Центральный, Урзн.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 6/V — бал. Дон-Кияхое
/У — оп, Князь Игорь. Начало в 7 час. ве Че

от. Пиковая дама. 7/\У-—оп. Севильский pips
+мк. Начало в 7 час. вечера,
_ МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — 6/\ — Крем
ские куранты Начало в 7 час. вечера.
ФИЛИАЛ МХАТ — 6, \ — Пикквикский 5156
Начало в 7 час, вечера.

Сельскохозяйственно:
; ro — Д 3-10-85; Эконох го —
зет в срок сообщать но телефону Л 3 on о

Изд. № 238.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 6/\-

‘

‘6 See elle eae, бы рю

ceed tol eee ee ek ee а ee

— a he a

ее в < ee ae ee ee ee ee

=> rs

лы oS oe es Be Ot et ob oft lune oe