Ai

№:

;
th

fi
a

i

7 НАЯ 1944 г., № 110 (9567)

ЕЕ ЕН ЕСЕНИН НЕЕ a

п

ЗЕ eae СЕ ВР

И ИЕ

РАВДА

SIS ERE st inate eg ah eet ee pe

ae ee ee ee eee Ee Oe ee bea

STREET aes eee eae Pk eee eee eee eee Mea Ace

е лни черноморцев

СООБЩЕНИЕ ....
Чрезвычайной ‘Государственной Комиссии.

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

О разрушениях, грабежах и злодеяниях. немецко-фашистских захватчиков
и их сообщников в’ городе Ровно и Ровенской области

Обнаруженные в г. Ровно — резиден-

ченной ими территории Ук ;
пин быв. рейхскомиссара Украины Эриха ВЫ Е

ском, СарНенском и Тучинском) немецео-фа-
крепостническии режим и искоренить ук-

ICTCRHe грабители похитили у жителей

района С. М. Подгаюк показал: «Раннах
утром 27 сентября 1943 года немецкие сол-

Воха документы и многочисленные свиле-
тельские показания, данные Коинссии в с6-
ставе генерал-майора Бегма В. А., предее-
хателя Ровенекого облисполкома хепутатов
трудящихся Васильковского П. И.. учителя
Новак Т. Ф., лепутата Верховного Совета
СССР Ефимчук-Дьячук У. В., протоиерея
Владимира Пижицкого, ксеняза Феликса Са-
`вяцкого и представителя Чрезвычайной Го-
суларетвенной Комиссии Готцева Б. T., pac-
следовавшей преступления немецко-фашист-
(eax захватчиков в Ровно и Ровенской об-
ласти, еще раз подтверждают, что гитлеров-
ские бандиты стремились создать на захва-

раинскую тосударственность и культуру.

даты и офицеры начали обходить лворы на-

Потеряв надежду на сохранение Укран-  678 села и отбирать хлеб, скот, итицу, л19-

ны, как своей колонии, немецко-фашист- ВДВ ны 4
ские бандиты стали, по заранее обдуманно-  гих сели а м наи т
му плану, опустошать украинскую землю, Нет ни одного населённого пунЕта в Ру-
разрушать государственные, общественные   венской области, ‘который не трабиля бы
и частные здания и сооружения, в особен-

немецкие солдаты и офицеры,
ности украинские культурно-просветитель-  В шести районах Ровенской обжасти (Го-
ные учреждения, и трабить все, что попада-

щанском, Зхолбуновском, Ворецком, Ровен-
ле им под руку. Не довольствуяеь этих,

‘озверевшие гитлеровские палачи с безудерж-
ECH жестокостью истребляли мирное укра-
инское население.

13.998 лошадей, 19.599 голов крупного и
23.026 голов мелкого «кота. :

Попьегей спасти св0е имущество ог гра-
бежа влекли за собой зверские пытки и ис-
тязания советоких граждая. Яков Ушаков
сообщил Комиссии, что в Ровенской тюрьме
вместе с ним сидел гражданин . Меленчик,
которому «на допросе вырвали волосы 6 го-
SOBEL и лопатой перебили два ребра за то,
что он спрятал олин цедтнер хлеба»,

5. Массовое истребление мирных граждан
_ и военнопленных

немцев я видела в сентябре и октябре 1943
года и в январе 1944 года».

Таких ноказаний инеется очень много.
Зверства гитлеровцев полтверждаются и мно-

Осуществляя свой чудовищный план
истребления мирного советского населения,
гитлеровские палачи в Розно беспощадно и
систематически уничтожали мирных совёт-

1. Расчленение Укранны н установление -
 рабско-крепостнического режима

Боевы

Ночью звено катеров под конбндованием
старшего лейтенанта Взкулина вышло на
позицию. Погода была свежая. Долгое вре-
мя катеры курсировали на траверзе Сева-
‘стоеполя. Моряки видели зарево пожаров,
слышали беспрерывный гул артиллерия и
завидовали пехотинца и  артиллеристам,
которые сражались на близкой крымской
земле. Вдруг боцман Бучацкий крикнул:

-— Неизвестные опознавательные!

Он разглядел в стороне мелькнувший
огонь. Катер капитана 3-го ранга Местня-
кова находился по отношению к противии-
ву в невыгодных условиях: он стоял на
лунной дорожке, в то время как немцы бы-
ли в темной стороне моря. Мгновенно оце-
нив обстановку, Местников произвел маневр,
вышел мористее, и всем стали видны силу-
эты немецких катеров.

Приближалось утро. Ветер стйхал, и над
морем сгущался туман. Немецкие катеры,
очевидно, приняв черноморцев за своих, на-
чали сигналить. Нока шел обыен опозна-
вательными, старший лейтенант Вакулин
подошел в противнику на самую короткую
яистанцию и лег на боевой курс. Немцы от-
врыли стрельбу трассирующими снарядами,
‘Bo было уже поздно: они только осветили
себя, облегчив катерникам выбор цели. Ата-
ка заняла две минуты. Немецкая быстроход-
ная баржа от прямого попадания торпеды
разломилась пополам и пошла ко дну.

{От военного корреспоидента «Правды»

С целью уничтожения государственного
елинства Украяны указом Гитлера от 1 ав-
густа 1941 г. украинская территория бы-
ла расчленена: часть Запалной Украины
вовская, Дрогобычекая, Станислазская н
Тарнопольская области — была включена
в. бостав «польского генерал-губернатор-
ства». Южная часть Украины — ‘от Нико-
лаева и далее на север по реке Буг хо ли-
нии Бершадь-—Могилев-Подольский-—была
передана Румыний. Остальная часть Ук-
раины была включена в рейхскомиссаряат
пд управлением рейхскомиссара Эриха
hoxa,

По распоряжению министра Розенберга
or 19 воября 1941 г. местным жителам за-
прещалось переезжать и переходить мз од-
ной части Украины в другую.

Во многих случаях установленные. меж-
лу частями Украины pannel проходили
так, что земли крестьян, живших в одном
г’бернаторстве, оказывались в другом гу-
бернаторстве и обработка их была сопря-
жена с трудностями и даже риском для жиз-
ни, Заместитель генерал-комиссара Волыни
я Подолии Швайгер приказом от 26 июня
1942 года разрешил жителям «переходить
паницу для проведения хозяйственных ра-
бот на принадлежащих им за границей звм-
ях только в определенные часы и в опре-
еленных местах». y

Немецко-фашистские оккупанты ввели 3a

ских граждан. Ровенская тюрьма постоянно

гочисленными показаниями попавиях в ру-

территории Украины  рабско-крепостниче-

ский режим. боветские граждане на 34-
хваченной немецкими фалистами террнто-
рии были поставлены в ноложение беспраз-

ных париев.
Все приказы и распоряжения Гитлера,

Розенберга, Коха и представителей немец-
кой власти на оккупированной ‘территории

содержат в себе угрозы советеким. гражда-
нам разного рода наказаннями и больше
всего смертной казнью. Особенно xapai-
терно. в этом отношении распоряжение Руэ-
зенберга ог 17 февраля 1942 тола о введе-
нии для советских граждан особых уголов-
ных законов. . = ;

По этим законам советскому гражданину
угрожала смертная казнь за оскорбленче
«чести» немецкой армии, немецкой поли-
ции, национал-социзлистской немецкой нар-

тии и даже за антинемецкие настроения пли

поведение, «понижающее уважение к не-

мецкому тосударству или немецкому на-
роду». Е

Смертная казнь угрожала каждому ©о-
BETCKOMY гражданину,
гестапо`и другим немецким властям об ан-
тинемецких настроениях или действиях.

Но распоряжению Розенберга от 27 ав-

густа 1942 года, «все жители занятых во-

сточных областей, независимо от возраста»,
привлекались к обязательной трудовой по-

BHHHOCTH.

2. Разгром гитлеровцами украннской культуры.

если он не доносиял

и уничтожение украинской интеллигенцин

была переполнена обреченными на смерть.
Это подтверждается показаниями многочис-
ленных свидетелей и документальными даз-
ными. Гражданка В. Байдан сообщила:

«В течение 5 месяцев мне прашлось быть
в заключении и испытать: все ужасы тю-
ремного режима гитлеровцев. Фашистокя
разбойники ежедневно избивали  хесяткя
мужчин, женщин и подростков. Два раза в
месяц они вывозили на расстрел большене

заезжали герметически закрытые манны,
Когда’ в таки машины бросаля людей, раз-
давались душераздирзющие криви и Волл».

18 марта 1943 года ровенская тазета
немецких оккупантов «Волынь» опублико-
вала следующее извещение: «8 марта 1943
года пытались убежаль заключенные Ровен-
ской тюрьмы. При этом они убили одного
немецкого тюремного чиновника и одного чз-
coBore. 4

Энергичных выступлением ‘тюремная
стража предотвратила бегство. Но распоря-
жению командующего неёмепкой полиции
безопасности и СД в тот же день были pac-
стреляны все завлюченные в тюфьмё».

В ноябре 1943 года неизвестным лицом
был убит немецкий областной судья. В ответ
на это гитлеровцы опять расстреляли свыше
350 заключенных, ‘содержавтихся в Ровен-
ской тюрьме. _

Работавший в немецком хозяйстве, раепо-
ложенном недалеко от улины Белой, Я. Кзр-
пук рассказал; «Я не раз видел, как гитле-
ровцы уничтожали советских граждан —
украинцев, русских, поляков, евреев. Йро-
исходило 910 обычно так: неменкие палачи
привозили к месту расправы обреченных,
заставляли их копать яму, приказывали
раздеваться донага и ложаться в яму лядох

партии заключенных. Часто во двор тюрьмы.

Немедко-фашистские оккупационные вла-
(ти прянималя все меры к тому, Чтобы иско-
ренить украинскую культуру и уничтожить
украинскую интеллигенцию. -

Имеющиеся в распоряжении Чрезвычай-
ной Комиссии многочисленные материалы,
инованные на документах, показаниях сви-
Детелей и личном осмотре членами Вомис-
‘шт и ознакомлении их с состбянием раз-

вниз. По лежащим гитлеровцы стреляли пз
автоматов в затылов. на трупы pac-
стрелянных таким же образом клали второй
слой людей и умерщвляли их, затем третий,
до тех пор, пока яма не наполнялась. После
этого трупы обливались хлорной известью и
засыпались землей». 3
Гражданка села Выдумва А. Морозовокая
показала: «Из своего ‘дома я видела, как
немцы расстреливали советских людей в

один раз в неделю. Из репертуара театра
гитлеровцы из яли произведения украли-
CRAX классиков; Большинство украинских
артистов вынужлено было уйти из театра,
и многих из них гитлеровцы убили. Тах, ле-
rom 1943 года были расстреляны артист
Долгопольский, артистка Ирина Янковская,
артист Борис Курганов и ряд других.

В тяжелом ноложений оказались работ-

ви Красной Армии германских военнослу-
жащих. ‘Так, например,

1943 года я в числе 30 солдат из 68 ре-
зервного сапёрного батальона прибыл в Ров-
но. На восточной окраине города мы заня-
лись базданием обороны. Этим были заняты
также около 300 мужчин и женщин  —
жителей Ровенской и Львовской областей,
преимущественно украйнцы и ноляки. Для
них был создан каторжный режим труда.

Их морили голодом, за невыполнение над
били. 15 декабря утром мы явялись на pa-

боту и нё застали ни одного из этих яю-

ей. Мы стали спрашивать солдат из ох-
ранного батальона, куда девались рабочие,

на что получили следующий ответ: «Унич-

тожены сегодня ночью при помощи газо-

вого автомобиля».
Солдат 4-го эскадрона 17-го кавалерий-

ского полка 8-й кавалерийской дивизии СС,
Алольф Матцке сообщил: «Наш эскадрон
марных
граждан местечка Волки. Я сам участвовал
в расстреле 3 граждан. Затем мы сожган
часть местечка. При отступлении, когда чы
переправлялись через реку Стырь, мы г0-
жгли первую деревню за рекой. В этой де-
ревне наш 2-й взвол, которым командует
че-
ловек. Я лично расстрелял 2 человек. Сре-
ди расстрелянных были также женшины.
Из нашего взвода особенно активное уча-
стие в расстрелах принимали: ротенфюрер
Ванек, унгершарфюрер Полин, уктертао-
фюрер Штайклель, кавалеристы Шиярман п
Фаут. Расстрелы производились по прика-
‚зам командира полка штандартенфюрера Цс-

принимал участие в расстрелах

унтеритурифюрер Корн, расстрелял 25

хендера».
Немецко-Ффаптистские захватчики беспо-

адно уничтожали попавших в их руки
ицеров и бойцов Красной Армии, содер-
жавшихея в трех ровенских лагерях, где
для военнонленных были созданы невыно-

снмые условия существования. -

Жесендз горола Ровно Фелякс Савицкий,
лично наблюдавший то, что происходило 8
рассказал: «В результате
невероятных условий в лагерях и система-

этих лагерях,

военнопленный
Франц Ярбот показал: «В середине ноября

тического голодания среди военнопленных
была высокая смертность. Тыкячи людей
тибли от сыпиого тифа и других эпилеми-
ческих заболеваний. Но большинство то-
гибал от штыка и приклада, от пули н
пыток номедко-фашистоких мерзавцев. Поч-
ти ежедневно из лагерей выезжали машя-

карьерах у нашего села. В июне 1943 ro-
да к этим карьерам пох’ехали 4 машианы,
из которых  титлеровцы стали вызволить
мужчин и женщин, одетых в одно нажнсе
белье. Вскоре послышалась стрельба. Когда
машины уехали, я пошла в карьеры и п6-
ред моими глазами раскрылась ужасная кар-

наки школ, библиотек ‘и других культур-
ных учреждений. «Вбёе школы города, —
сообщил учитель В. Кобалевский, — нелцы
превратили в казармы. В казармы они. пре-
вратили прекрасное, здание пединститута.
Учителя, которым удалось избежать физи-
ческого уничтожения, принуждены были

иичных культурно-просветительных учреж-
щаний. на территории Украины, освобожден“
Ho Красной Армией, не оставляют ника-
юго сомнения в том, что немецко-фангист-
Chie варвары имели своей задачей уничго-
жить украинскую культуру, истребить лу\=
щих представителей украинского ‘искусства

Вырвавитись на основную коммуникацию
немцев, черноморцы за несколько дней по-
тонили на выходе из Севастополя пять бы-
етроходных десантных барж и ряд других
судов. :

Немцы спохватилиеь, когла морская бло-
када Севастополя уже стала реальным фак-
том. Они бросили против наших: катеров
значительную часть своей авиации с Хер-
сонесского аэродрома. В одну из последних
ночей старший лейтенант Вакулин, находив-
шийся на позиции в районе Севастополя,
подечитал, что немецкие самолёты за один
час сбросили сорок две светящихся авиаци-
онных бомбы и изугах, не видя наших ка-
теров, вели огонь но воде. Безрезультатные
старания! Катер заметен главным образом

БИРОБИДЖАН, 6 мая. (ТАСС). Еврей-
ская автономная область отмечает своё де-
сятилетие. Сегодня в Биробилжанском ев-
рейском государственном театре имени
Л. М. Кагановича состоялась сеесия област-
ного Совета лепутатов трудящихся, посвя-
щенная юбилею.

Открывая торжественное заседание, де-
путат областного Совета тов. Кушнир под
бурные аплодисменты собравшихся первые
слова горячего привета обращает к вели-
кому вождю и полководну Иосифу Висеа-
рионовичу Сталину.

С локладом о 10-летия Еврейской авто-
помной области выступил председатель ис-
полкома областного Совета тов. Зильбер-
штейн, рассказавшай о достигнутых успе-
хах в хозяйственном и культурном строи-
тельстве за, истекшие годы.

— Там, где раньше была глухая, лре-
МУчая тайга, — говорит докладчик, — за 10

КОЛОМНА, 6 мая. (ТАСС). В сельхозарте-
Мая, Коломенского района, Мо-
сковекой области, состоялось собрание кол-
хозников и колхозниц но вопросу увели-
чения поголовья птицы. В нём приняли
‘участие представители правлений и работ-
ники птицеферм соседних сельхозартелей.
_Итвчница Анастасия Максимовна. Сидо-
рова пользуется большой популярностью

ли им. 1

Ценный почин коломенских птицеводов о

и науки, попавитих в их руки. Школы, выс-
116 учебные заведения, клубы, библиоте-
Би, музеи, театры, созданные украйнским
пародом на протяжении почти четверти Be-
bi советской власти, гитлеровцы безжалост-
в0 уничтожали. 0б этом свилетельетвуют, в
частности, факты, установленные Чрезвы-
зайвой Комиссией в гор. Ровно и Ровенской
области, Немецко-фашистские захватчики
закрыли в Ровно почти все культурно-про-
светительные учреждения. 30 ноября‘1941
14 в газете «Волынь» было официально
’явлено о закрытии школ в генералкомис-
риате Волыни и Подолии. =

Городской театр обслуживал только нен-
18, Местным жителям разрешалось смот-

завыпанные

вы, доотказа нагруженные трупами паей-

стать чернорабочими, леквалифицироваться

тина; трупы людей, слегка

землей, и всюду лужи крови. В июле 1943
года в карьеры прибыли 10 машин, напол-
ненных советскими гражданами. Раздалась
автоматная стрельба, крики и стоны, & Не-
много позже в вечеру в карьерах запылал
костёр и в воздухе запахло горелым мясом.
Трупы горели лва хня. Подобные зверства

и влачить жалкое существование. Мне лич-
но пришлось пойти на работу в слегарную
‘мастерскую, хозяином которой был немец
Элуард Нейман. Как и другие рабочие ма-
стерской, я на себе испытал всю“ тяжесть
немецкой эксплоатации».

Таких фактов. имеется много. Но этим
feo не огранйчилось. Отетупая` под уда-
рами Красной Армии, гитлеровцы жгли,
взрывали и уничтожали и школы, и музеи,
й другие вультурно-просветительные уч-
реждения. Так, оставляя Ровно, они униз-
тожили институт усовершенствования учи-
телей, серьезно повредили Краеведческий

По поручению Чрезвычайной Государет-
венной Комиссии судебно-медицинокая эк-
спертная комиссия В. с06таве: ровенового
областиоге судебно-медицинокого экоперта,
майора медицинской службы  Рыбаковой

музей и сотни школ, библиотек, больниц,

Н. В., майора медицинезой службы Желез-

ных. Многих закапывали живыми».
Массовое истребление

ветствующих актах комиссии.

6. Заключение судебно-медицинской экспертизы

Выдумка, в карьерах, относятся ко второй

половине 1943 года;

1944 годз.

военнопленных   56
Ram путем прямых убийств, так и путех
лишения их необходиных средств сущест-
вования подтверждается и целым рахом
утих доказательств, отмеченных в cooT-

&) расстрелы и закапывание трупов па
территорви тюрьмы произведены в начале

3. Уничтожение мирных груждан и воен-
нопленных в городе Ровно ‘производилось
путем массовых расстрелов из автоматов и
пулеметов, умершвлением угарным газом в

Блубов и т. д. новского В. Ф. и военного  сулебно-меди-
цинского эксперта армий, майора мелицич-
ской службы Молчан В. А., с участием

хапитана юстиции  Богопольекого Л. С..

ть в нем спектакли и слушать концерты

3. Разрушения в городе Ровно и Ровенской области

и в отдельных

Как и всюду, откуда ах выгоняла Ирас-
тая Ариня, гитлеровцы перед своим уходом
#3 Ровно и Ровенской области разрущяля
В, что успели разрушить до прихода ©0-
Вотских войск. В городе Ровно гитлеровны
полностью уничтожили 845 строений, 2 го-
Олняны, 24 столовых и ресторанов, 88 ма-
газина, 5 хлебопекарен, 5 кирпичных заво-
10, 2 кондитерских, 2 щеточвых, колбас-
Вю и макаронную  Фабряки; причинили
“рьзные повреждения 2 больницам,
4 церквам и 2 костелам. Гитлеровцы при-
вели в негодность 40 километров линии ид-
у&ного освещения и связи, 2 холодиль-
вика, электростанцию, 22 километра во-
допроводной сети.

В Корецком районе Ровенской области
cm уничтожили 909 крестьянских хо-
‘CTR, разрушили 50 процентов жилых до-
WB B самом районном центре. В Березнов-
зом районе они сожгли и взорвали 3 ме-
\анизированных мельницы, 3 пекарня,
5 медицинских пунктов, 2 кирпичных за-
а, электростанцию; 6 сел полностью суе-
с лица земли. В Александрийском рай-

учителя Новака Т. Ф., протояерея Ваадя-

оне ими разрущено электростанция, масло-
завох, 2.203 хозяйственных постройки н
1.237 жилых домов.

Таким же разрушениям немецкие захват-
чяки подвергли и ‘другие населённые пунк-

чы области. В Тощанском, Межиричеком,

Острогожском, Ровенском, Рокитвовском,
Зхолбуновском, Клеванском, Клесовеком, Ro-
втопольском, Людвипольском, Сарненском ий
Тузинском районах разрушено 286 паселен-
ных Пунктов.

В отношении разрушений, произведен-
ных гитлеровцами в Ровенской области, ио-
мецкий военнопленный, старший сапёр’ са-
пёрной. роты Франц Apher показал: «Мы
24 января 1944 года уходили из деревки
бтаны. Командир сапёрной роты обер-лейте-
нант Кребс выделил группу поджигателей B
составе фельдфебеля Опиц, обер-ефрейтора
Кристиансен и сапёра Блюм и приказал им
сжечь деревню. Приказ обер-лейтенанта был
немедленно выполнен. Когда загорелась де-
ревня, Кребс сказал: «Мы неё должны остаз-
лять русским ни одного целого дома».

4, Ограбление государственных и общественных
учреждений и гражданского населения

В течение всего периодя своего пребыва-
ноя в Ровно и Ровенской области гитлеров-
иле офицеры, солдаты ий чиновники без=
уержно грабили мирных советских трак-
дан и растаскивали имущество культурниэ-
просветительных учреждений. Из областно-
го музея искусств, историко-краеведчесто-
0 музея, дома народного творчества, фя-
аармонеи, из библиотек, дворца пионеров и
пкольников захватчики забрали обстанов-
Ку, книги, экспонаты, картины, музыкаль-
ные инструменты.

Значительную часть награбленных цен-

ностей руководители ‚ оккупационных вла-
стей присваивали лично себе. В качестве
примера такого грабежа можно указать па
ограбление Краеведческого музея так назы-
ваемым немецким окружным комиссаром
Веером. По свидетельству директора Крае-
ведческого музея М Дубовского, окружной
комиссар локтор Беер при поездке в Ггр-
манию захватил с собой более 30 чемода-
нов с награбленными вещами.
Многочисленные ‘свидетели подтвердяли
организованный характер грабежей. Так,
например, житель села Глинки Ровеиского

стела Феликса Савицкого, & также жителей
города Ровно и его окрестностей, с 1-го

ченных из мест захоронения уничтоженных

немцами мирных советоких граждан и в9-

еннопаенных и установила:

ронения трупов в городе, Ровно и его ок-

рестностях обнаружено свыше 102 тысяч

расстрелянных и умершвленных  иемцамя
мирных советоких граждан и военноплен-
ных, из них: : р

a) в городе Ровно по Белой улице
у лвовяного склада. . . . . 49.000

6) в городе Ровно по Белой улице na
ое о нь с 9250)
‚ В) в 0616 Сосенкя, . . . 17500

т) в карьерах у села Вытуика 3.000

Я) на территорий тюрьиы горо-
35 Ро ое жа 509

2. Судя пе состоянвю трупных изнене-
ний и на основании данных вскрытия
трупов, необходимо считать, что:

а) массовые расстрелы и захоронение
трупов в селе Сосенкя производились Ba
второй половине 1941 года;

6) массовые расстрелы no Белой улице
около лровяного склада с последующим за-
капыванием трупов производились в конце
1941 года;

в) массовые расстрелы по Белой улице
на огородах относятся к периоду 1942—
1943 годов;

г) умерщвление мирных тражлан путем
отравления угарным газом в «душегубках»
и последующее захоронение трупов относит-
ся к концу 1943 года; ‘

д) расстрелы и сожжение трупов в селе

мира Пижицкого и ксенхза Ровенского ко-

по 10-е марта 1944 года произвела судеб-
но-мелицинокую экопертизу трупов, извле-

«1. Во всех исследованных местах захо-

машинах-«душегубках»
случаях люли сбрасывались в могилы и за-
сыпахись живыми. Часть расстрелянных
людей, в частности в карьерах у села Вы-

подготовленных и приспособленных пло-
щадках.
4. Во многих случаях (при исследовании

ритории тюрьмы) обнаружены следы внет-
него насилия, свидетельствующие 66 избие-
виях незадолго до смерти.

5. Показания свидетелей — гражлан го-
рода Ровно о массовых зверствах й уничто-
жения военнопленных и мирного населения
в городе Ровно на протяжении 1941—1944
годов полностью подтверждаются данными
судебно-медицинской экспертизы».

* ¢ *

То обстоятельство, что все эти преступле-
ния совершались в резиденции бывшего
рейхскомиссара Украины Эриха Коха, слу-
“MET 616 одним доказательством тоге, что
Bee преступления гитлеровских бандитов
совершались в осуществление плана истре-
бления советских людей и опустошения вре-
ценно занятой гитлеровцами советской тер-

ритории, задуманного и проводившегося в’

жизнь гитлеровским правительством.

Чрезвычайная Государственная Комиссия
считает  ответственнымй 34 разрушения,
грабежи ия злодеяния, совершенные в городе
Ровно и Ровенской области, — правительство
гитлеровской Германии, рейхсминистра Ро-
зенберга, рейхскомиссара Коха, генерального
комиссара Волыни и Подолии Шене, его за-
местителя Швайгера, ровенского окружного
комиссара доктора Беера и всех лиц из числа
пемецко-фашистских захватчиков, упоми-
наемых в настоящем сообщений.

Нелалек час, когда все они понесут заслу-
женную кару за совершенные ими злодея-
НИЛ,

думка, подвергалась сожжеёнию на заранее

трупов в могиле по Белой улице и на тер-

в районе. Из 600 цыплят, полученных от
енкубаторной станции, Сидорова вырастила
1 голов птицы, За прошлый год она по-
лучила но 130 яиц от каждой несушки пря
плане в 80 яиц.

— Во это не предел, — заявила на co-
брании Анастасия Максимовна, — при хо-
рошём уходе за птицей можно получить го-
разло больше: а

Тов. Сидорова подбчитала, что если каж-
AMM волхозный двор артели посадит допол-
нительно по 2—3 наседки, то к осени мож-
но вырастить 1.000 штук птицы сверх
плана. и

На собрании выступил заместитель на-
родного комиссара земледелия СССР тов.
И. А. Бенедиктов.

— Опыт тов. Сидоровой и птичнии дру-
гих колхозов, — сказал он, — показывает,
что имеются большие возможности ‘резко
улучшить колхозное и индивидуальное ити-
цеводство. Нужно прежде всего но-наетоя-
щему взяться за ликвидацию отхода цып-
лят. Для этого необходимо правильно орга-
низовать работу птицеферм и оплату трула,
проявить любовное отношение к делу. Ре-
шающее значение имеет забота о кормах;

$

газеты «Стар», в Торонто состоялся митинг,
органйзовакный Национальным советом со-
ветско-канадской дружбы. На митингё вы-
ступили архиепископ Иоркский доктор Си-
рил Гарбетт, митрополит православной церк-
ви Северной Америки Вениамин, казначей
Совета советско-канадской дружбы Хинкс,
представитель комитета по распространению
«Займа победы» Росс, поверенный в дёлах
СССР в Канаде т. Тункин и др. Присут-
ствовало 6 тыс. человек.

Доктор Гарбетт обратился к канадскому
народу с призывом сделать всё возможное,
чтобы помочь русскому народу. Хотя Россия
понесла большие потёри, сказал он, русский
народ всё время был преисполнен решимости
изгнать всех немцев со своей родной земли.
Далее д-р Гарбетт указал, что на него про-
извели огромное впечатление исключитель-
ная жизчеспособность России, её народ и ре-
сурсы. С начала революции, сказал он, до-
стигнуты колоссальные успехи в области
просвешения. Д-р Гарбетт отметил, что он

по кильватерной струе, Стоит ему застопо-
рить ход— и немецкие летчики его пе ви-
дат: маленький корабль слился с морем. _

=

Спасая свои транспорты, немцы начали
устраивать засады на предполагаемых вур-
сах наших катеров. Но эти курсы непрерыв-
но менялись. За все прошедшие хни борьбы
в районе Севастополя только однажды не-
мецкая засада встретила черноморцев: Жа-.
тер капитана 3-го ранга Туль, шедший на
свою позицию, натолкнулся Ha шесть не-
мецких сторожевых катеров. Они тотчас же
открыли огонь. На катере Туля был пробит
бензиновый бак, несколько пробоин’ полу-
зил корпус. И, что хуже всего, бых серьез-.
но ранен бонман Рыжов. Команхир спросил
его: Е ее

— Вытерпитшь хо утра?

— Вытерплю, — ответил боциан.

Батер прорвался сквозь засаду, прошёл
в район Севастополя и до конца выполнил
боевую задачу. :

Часто меняя курсы, выходя отдельными
группами на разные направления, не давая
возможности немцам предугадывать наша
оперативные замыслы, катерниви беепре-
рывно громят врага на его главной комму-
никации, 3 :
*¢*

Недавно вернулась из похола очередная
группа катеров. Командующий флотом при-
слал катернибам радиограмму со словами
одобрения. :

Богда пишутся эти строки, черноморцы
уже ответили новыми боевыми делами нз
обращённые к ним слова адмирала. Караван,
вышедший ночью из Севастополя, разбит ка-
терами капитана 3-го ранга Местникова.
Головной катер под командованием ‘лейте-
нанта Умникова. врезался в центр каравана
и разделил его на две части. Одна быстроход-
ная баржа потоплена, другая была настоль-
ко повреждена, что вернулась в Севастополь.

П. СИНЦОВ:
Черноморский флот.
(По телеграфу).

Десятилетие Еврейской автономной области

лет созханы колхозы, совхозы, рабочие по-
селей. Там, где недавно стоял полустанок
Тихонькая, вырос центр области — город
Биробиджан, насчитывающий десятки ты
сяч жителей. БЕ

В здрес сессии поступили многочиелен-
пые приветствия, в том числе — от Прел-
седателя Президиума Верховного Совета
РОФСР` тов. Шверника, от Еврейского. ан-
тифашистекого комитета в СССР и других.

С большим под’емом было принято пря-
ветствие товарищу Сталину. т к

В заключение секретарь обкома ВЕП(б)
тов. Воркель зачитал список 435 рабочих,
Болхозников, колхозниц и представителей
интеллигенции, работающих в облаети с
1934 года, награжденных в связи с-юби-
леем почетными грамотами обкома ВЕН)
и облисполкома Еврейской артономной об-
ласти. 3 ; cis

Передовые колхозы с успехом заменяют
25—30 процентов зерна мукой из клевера п
люпёрны, мелким картофелем. Прекрасным
кормом для итицы являются сахарная свек-
ла, морковь и другие корнеплоды, зеленые
листья капусты, отходы овощей. В некото-
рых колхозах перестали применять наседок
для вывода цыплят, строя все расчёты па
получении молодняка от инкубаторных
станций. Между тем использование набе-
док является больнгим резервом для увёли-
чения птичьего поголовья. Например, если
волхозники Коломенского района дополни-
тельно посадят только по одной наседке, то
OHH “MOryT вырастить ещё 40—50 тысяч
голов птицы, увеличить, таким образом, евой
личный доход и дать стране дополнительно
много мяса. Если же провести это по всей
стране, можно обеспечить мясом в течениз
года 4—5 миллионов человек.
Тов. Венедиктов рекомендовал колхозни-
кам обратить больше внимания на увелизе-
ние поголовья гусей и уток, разведение ко-
торых не требует значительных затрат.
Выступления тт. Бенедиктова и Сидоро-
вой вызвали оживлённый обмен мнениями.
Колхозники артели им. 1 Мая решили удво-
HTb поголовьё птицы на своей ферме, с6-
хранять всех цыплят, получаемых от ин-
кубаторных станций, и в каждом колхозном
дворе посадить неё менее двух наседок. -
Бюро Коломенского райкома ВКП(б} и ис-
полком районного Совета, одобрив эту ини-
пнативу, предложили всем колхозам райо-
на широко её поддержать, LBs

: en a Shae natn nner
Митина в Торонто, посвящённый Советскому Союзу
ОТТАВА, 6 мая. (ТАСС). По сообщению глично убедился в том, какой исключитель-

ной заботой русский народ окружает своих
детей.

В заключение архиепископ подчеркнул не-
обходимость сохранения и укрепления един-
ства между великими союзниками — Росси-
ей, США и Англией как во время войны,
так и после её окончания. «Во многих отно-
шениях, — сказал он, — мы расходимся во
взглядах с русскими, но Россия, её величие
являются существенно важным фактором для
построения нового мира после окончания вой-
ны».

С речью на русском языке выступил ми-
тронолит православной нперкви Северной

мерики Вениамин, который заявил. что
поездка архиепископа Иоркского в Совет-
ский Союз сыграла важную роль в укрепле:
нии дружбы между двумя великими наро-
дами. Е

В заключение участники митинга прослу-
шали выступление хсра в составе 250 рус-
ских, украинских и других певцов.

Отказ Бразильского банка выдать югославские склады
каирскому правительству Югославии

НЬЮ-ЙОРК, 6 мая. (ТАСС). Агентство
Ассошиэйтед Пресс передает сообщение из
Лондона о том,, что ‘национальный бачк
Бразилии отклонил требозание югославского
правительства в Каире о выдаче 9,5 млн.
долларов чз югославских фондов. Атентство
Асстжтэлел, Пресс не указывает источник

сообщения и подчеркивает. что 5то первый
случай удовлетворения требованяя югослав-
ского Национального Комитета Совобожие-
ния относительно прекращения иностравны-
ми банками ee вкладов Югославского
национального банка каирскому правитель-
ству Югославии,