Газета «Чехословак» о

советеко-чехословацком

соглашении

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). В связи с че-
хословацко-советским соглашением газета
«Чехословак» пяшет в передовой статье:

«С искренней радостью и величайшим удо-
влетворением встретит чехословацкая обше-
ственность за границей и народ на родине
известие о заключении между чехословац-
ким и советским правительствами соглаше-
ния, разрешающего все важнейшие и самые
срочные вопросы, которые встанут перед
нами после вступления союзной Красной
Армии на государственную территорию Че-
хословакии. После славных побед советских
войск настал исторический момент, когда
советские войска, несущие на своих штыках
свободу нашему исстрадавшемуся , народу,
приблизились к территории нашей респуб-
дак».

Далее газета характеризует соглашение
как «вклад в дело всей политики союзников»
# продолжает: «Чехословацкий народ выра-
жает благодарность братским народам СССР
и его великому премьеру Маршалу Сталину,
& также руководителям советской внешней

политики за их доужбу. Эта дружба, об’ели-
няющая наролы Чехословацкой республики
с народами СССРои основанная на солидар-
ности славянских народов, а также на дол-
голетней традиции  русско-чехословацких
отношений и прочном союзе, была за по-
следние годы вновь скреплена тесным поли-
тическим сотрудничеством и борьбой. Чехо-
словацкий народ никогда не забудет дипло-
матической, моральной и политической под-
держки, которую СССР оказал ему в его
борьбе за свободу. Никогда не забудет он
также ‘тесного сотрудничества, выражением
которого явилось соглашение от 18 июля
1941 г. Это сотрудничество было скреплено
совместно пролитой кровью на многих полях
сражений и той братской любовью, которой
советский народ окружил чехословацкую
бригаду, сражающуюся на стороне героиче-
ской Красной Армии. Новое чехослованко-
советское соглашение, заключаемое с согла-
сия остальных великих союзников, явится
новым крупным усчехом нашей политики».

Дебаты о национальнсй обороне

‘во французской Консультативной Ассамблее

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Агентство
 АФИ передает из Алжира, что во француз-
ской Консультативной Ассамблее cocTos-
лись дебаты по вопросу о национальной
обороне.

Военный комиссар Андрэ Дьетельм за-
явил: «Перед армией стоят две освовные
задача — веста войну и обеспечить мир и
порядок во Французской империи. а вскоре
& на освобожденных территориях Франции.
Проблема людских резервов армни разре-
шена . путем мобализация 14 процентов
французского населения владений Франции,
а проблема военных материалов частично
разрешена благодаря поставкам союзкиков.
Чистка армии от вишистских элементов
через две недели закончится».
` Комиссар авиации Гренье, выступивший
после Дьетельма, рассказал, каким путем
правательство намеревается восполнить не-
достаток летных кадров, и обратился к
женщинам с призывом вступать в авиацию.
Перечислив доблестные французские
эскадрильи, в настоящее время сражаю-
неся на различных фронтах, Гренье под
аплодисменты упомянул о сражающейся на
советско-германском фронте протлв гитле-

ровцез французской эскадрилье «Норман-
ДЕЯ»,

Коснувшись вопроса о чистке, Гренье ска-
зал, что он намерен оценивать офицеров в
зависимости He от того, что они думала
вчера, а от того, что они делают сегодня.

Выступивший вслед за Гренье комжесар
военно-морского флота Жакино сказал, что
комиссариат морского флота в 1944—45 гг.
будет уделять внимание главным образом
эсминцам, легким крейсерам и морской
авиации. Французскай флот праступал к не-
сению службы у берегов. Северной Африки,
и союзника должным образом оценивают
помощь французского флота.

После непродолжительных дебатов Ассам-
блея приняла резолюцию, выражающую
уверевзость в том, что все действая Коми-
тета Национального Освобождения будут
направлены на расширение зсенных усилий
для ускореная освобождения Франции и что
комитет приложит все сллы для того, чтобы
добиться полной общности взглядов армии
в борцов сопротивления.

Генерал ле Голль, выступая на заседа-
нии Консультативной Ассамблеи, заявил, что
Комитет Национального Освобождения пол-
ностью присоединяется к резолюции.

Американские газеты о соглашении
Англии и США с Испанией

НЬЮ-ЙОРК. 7 мая. (ТАСС). Американ-
$кие газеты продолжают комментировать,
авгло-американское соглашение с Испанией.

«Крисчен сайенс монитор» одцобряет зна-
чительное сокращение поставок вольфрама
в Германию из Испании, но заявляет, что
союзники позволяют Франко мешать им в
войне в гораздо болыней степени, чем это
оправдывается действительной силой Фран-
ко. Соглашение, пишет газета, повидимому,
заключает в себе некоторые элементы «вре-
менной тернимости» по отношению к Фран-
ко. Сообщение государственного департамен-
та «исключительно откровенно выражает ра-
зочарование по поводу исхола длительных
переговоров. Очевидно, если бы нужно было
принимать во внимание только американские
интересы, то Вашингтон согласился бы
лишь на полное запрещение вывоза  воль-
фрама».

Комментатор радиовещательной компании
«Колумбия» Хау считает, что США не при-
менили провозглашенную недавно ими твер-
дую политику по отношению к «нейтраль-
ным странам». Известный радиокомментатор
Суинг считает, что соглашение с Испанией
недостаточно жестко, чтобы служить приме-
ром для Швеции и Португалии. Коммента-
тор радиовещательной компании «Мючюэл»
Хиттер осуждает соглашение. Однако ком-
ментатор радиовешательной компании
«Нэйшнл» Эйд и комментатор «Мючюэд»
Мосли защищают соглашение.

Член палаты представителей от Нью-
Йорка Селлер заявил, что новые отношения
США с Испанией хуже прежних. Франко
получил, по словам Селлера, то, чего он

Е И О В ЕЛЕ

больше всего хотел,— возобновления поста-
вок нефти из Америки. Германия продолжает
получать вольфрам для изготовления ору-
жия, которое она пустит в ход против аме-
риканцев. Несмотря на согласме Испании за-
крыть германское консульство в Танжере и
изгнать оттуда агентов оси, германское по-
сольство и консульства в Испании могут по-
прежнему использовать эту страну как
центр шпионажа. В соглашении, заявил Сел-
лер, не указано, как Соединенные Штаты
помешают переотправке в Германию нефти,
посланной ими в Испанию. ;

Газеты «Нью-Йорк пост», «Нью-Йорк
таймс» и др., напротив, считают, что согла-
н.еняе с Испанией является успехом союз-
ников.

Отромное большинство газет выстунает
против правительства Франко. Как сообщает
журнал издателей «Паблишерс уикли», боль-
шинство американских издателей не приняло
предложения бюро. военной информации
США о посылке кчиг на предстоящую в Бар-
селоне в июне ярмарку. Предложение от-
клонили крупнейшие издатели, в том числе
фьрмы <Даблдей доран компани», «Рендом
хаус» и т. д. Журнал отмечает, что, как пи-
сала недавно испанская официальная пресса,
правительство Франко уплатило Германии за
право перевода немецких книг гораздо
больше, чем оно ‘уплатило любой другой
стране за перевод иностранных книг. За пер-
вую четверть прошлого года правительство
Франко уплатило Германии более 155 тыс.
пезет, ‘а всем другим странам, вместе взя-
тым,— менее 91 тысячи.

ee

и лружбы народов

Опыт газеты «Бакинский рабочий»

Баку! С этим городом связаны незабвен-
ные, волнующие страницы истории нашей
партии, истории большевистской печати.
Здесь, в Баку, товарищ Сталин закладывал
основы большевизма в Закавказье, неруши-
мой дружбы и братства народов.

Славные сталинские традиции братетва
народов наша печать пронесла сквозь суро-
вые годы революционной борьбы и граждан-
ской войны, голы мирного социалиетиче-
ского строительства. «Бакинский рабочий»
е первых же лней Великой Отечественной
войны стал широко пропагандировать вее-
побеждающие идеи дружбы народов, являю-
щейся могучим источником сил Советского
Союза.

< Дружба народов нашей страны выдержала
все трудности и испытания войны и еще
более закалилась в общей борьбе всех совет-
ских людей против фашистских захватчи-
KOB.

В грозные августовские дни 1942 года,
когла враг уже был в предгорьях Кавказа,
в Тбилиси состоялся антифашистский ми-
тинг представителей Закавказья. На этом
митинге народы дали клятву товарищу
Сталину: ве пропустить врага, сделать Вав-
газ могилой для захватчиков.

- Газета «Бакинский рабочий», широко
использовав материалы митинга, неуетан-
но пропагандировала идеи братства и друж-
бы народов Закавказья и всего Советекого
Союза. Газета рассказывала о традициях
вековой дружбы народов Закавказья, об их
совместной с великим русским народом
борьбе против иноземных захватчиков.
Прививая читателям чувство любви к
родной земле, газета поместила ряд статей
о мужественных образах героев грузинеко-
го, азербайджанского, армянского наро-
дов -— Георгия Саакадзе, Бабека, Кер-оглы,
Тжеваншира, Давида Сасунского. В эти дни
на страницах газеты можно было встре-
тить, например, такие статьи: «Борьба на-
родов Закавказья против иноземных захват-
чиков в Х- ХИ веках», «Народы древне-
то Кавказа в борьбе против поработителей

АДРЕС РЕДАКЦИИ п ИЗДАТЕЛЬСТВА:
д

3-36-82; Иностранного — Л 3-37-50; Писем — Д 3-16-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Л 3-30-12.

62178.

родной земли», «Азербайлжан в захватни-
ческих планах германских оккупантов B
1918 году», «Сила единства и дружбы на-
родов Кавказа», «Братья по оружию» и
т. п.

Вместе с тем газета широко показывала,
как дружба советских народов скрепляется
кровью лучших сынов Родины на полях
Отечественной войны. как героический дух
великого русского народа подымает на под-
виги все народы Советской страны. Газета
широко освещала роль всех народов нашей
страны в защите Родины.

Газета показала, как сыны Азербайджана
< честью выполняют свой долг перед Роди-
ной. В Красной Армии 25 Героев Советского
Союза — сынов Азербайджана, из них
12 азербайджанцев, 6 армян, 4 русских и
3 — других национальностей. Тысячи вы-
нов нашей республики награждены орденами
и медалями. «Бакинский рабочий» широко
популяризировал этих героев. :

..B августовские дни 1942 тода шли
ожесточенные бои за хутор Ншада на Чер-
номорском побережье, обороняемый морской
пехотой. Азербайджанец Кафур Мамедов
в критический момент боя увидел,
как немецкий  автоматчик,  притаив-
шийся за скалой, прицелился в лейтенанта.
(‘инецкого. Магазин автомата Мамедова был
пуст. Для броска гранаты тоже не было
времени: судьбу командира решали доли
секунды. Тогда Мамедов, не задумываясь,
бросался вперед и заслонил командира
своей грудью. Ценой своей жизни красно-
флотец-азербайлжанец спас жизнь коман-
дира.

Этот эпизод, как пример кровной дружбы
советских народов, «Бакинский рабочий»
сделал достоянием всего Азербайджана.
Статья «Бакинского рабочего» о подвигах
Вафура Мамедова через некоторое время
была перепечатана в краснофлотской газете
«Красный черноморец», а также в ряде дру-
тих красноармейских и краснофлотских га-

зет.
На Валтике широкую известность полу-
чил подвиг бакиниа Василия Кузнецова,

ПРАВДА

2a 55 oth а. > Иа

Возвращение Рузвельта

в Вашингтон

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Как передает
вапьингтонский корреспондент агентства ЛОНДОН, Б мая. (ТАСС). Об’единенный
Рейтер, сегодня, после месячного отпуска, Комитет южных славян в Лондоне под
проведенного на юге, президент Рузвельг   председательством профессора Фурлана ор-
возвратился в Вашингтон. ганизовал вчера  пресс-конференцию 10

—©— случаю прибытия в Лондон югославской
военной миссии Аятифашистского Вече
Переговоры между

Национального Освобождения Югославии.

США и Швейцарией о сокращении В миссии pa eee

> елебит сделал на пресс-конференции сле-
швейцарских поставок в Германию дующее заявление:

НЬЮ-ЙОРК, 7 мая. (ТАСС). Как пере-   «Три года назад катастрофа, переживае-
дает вашингтонский корреспондент агентства   мая нашим народом, казалась непреодоля-
Ассошиэйтед Пресс, в настоящее время в   мой: силы наших врагов-—немцев, итальяч-
Лондоне с успехом” протекают переговоры   цев, болгар, венгров и их различных при-
между американскими и швейцарскими прел-   спешников, больших и малых, казались не-
ставителями по вопросу о сокращении швей-   победимыми и несокрушимыми. Но стрем-
царских кредитов и экспорта шарикоподшип-   ление нашего народа к свободе было на-
ников, хронометров и других измерительных   столько сильным, что он не стал считать
приборов в Германию. Взамен швейцарские   своих врагов со всеми их орудиями, тан-
представители добиваются увеличения им- ками и самолетами». ;
порта пролозольстзия, хлопка и тринитрото- Маршал Тито, заявил Велебит, понял,
луола из США. Как полагают, переговоры   что сила народов Югославии кроётся в их
приведут к заключению торгозого соглаше-   единстве, в братстве по оружию сербов,
ния, которое заменит временное торговое со-   хорватов, словен, черногорцев и макелон-
глашение, заключенное в декабре прошлого   цев. Своей прогрессивной политикой он на-

года. глядно доказал, что ни антинародные ре-
По сообщению корреспондента, товары,   ЖИМЫ, чаходившиеся у власти в нашей
закупаемые Швейцарией в США, доставля-   Стране на протяжении 20 Te Ce
jaca на судах в Португалию, оттуда перё-   Ненависть между нашими народами, ни чу-
правляются зо Францию, а затем по желез- не aa
НЙ. (i a Weeinapibo. ташами и четниками по отношению к без-
аа защитным сербам и хорватам, не могли
О: разделить народы Югославии. Он неустан-

но об’яснял и повторял нам, что мы мо-
жем победить общих врагоз только бла-
годаря теснейшей солидарности. Сейчас
мы можем с гордостью заявить; что мар-
шал Тито с успехом выполнил эту зада-

Военные действия в Италии

Налёты средиземноморской авиации
союзников на румынские
железноедорежные узлы и Бухарест Не

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Главная став- Наролы Югославии, так тесно соединен-
ка войск союзнаков в Италия сообщает, что   ные сейчас узами братства и любви, ло-
неприятельские атаки против предмостно-  казали сотни раз на поле боя, в условиях
ге укрепленая американской 5-Й армил и в   величайшей опасности, что никто не су-
долине верхнего течения рекж Гарильяно   Меет разрушить это единство наших на-
отблы. На остальных участках фронта   РолОВ. Это прочное единство и непоколе-
происходили действия патрулей и артилле- бимая вера нашего народа, что он сражает-
рийская перестрелка. ся за самое справедливое и святое дело—

о за свою свободу, дали ему силу выдер-
Е с Be р I м- >

4 Вчера Aes жать 6 крупных наступлений и более 40
ap aH pes ese ее Нео местных наступлений, осуществленных соз-
ep feet eae yas тЫ Е орон ry ae
на ие а а Сир сотр ииаесюо Ютослонии ©
Е МЫ: a У $
г py п союзниками, Велебит продолжал: «Из не-
узлы Брашов, Турну-Северин, Питешти, : :

> 4 И большой, но хорошо организованной части,
Крайова и Кымпина, Прошлой в9чЬЮ тяж которая с самого начала находилась под
: мбарл. a
лые и средние бомбардаровщики подвергли твердым центральным командованием, мы

бомбардировке Бухарест. создали крупную национальную армию в 300
о тысяч человек, организованную в 11 корпу-

` сов и руководимую несколькими штабами. От
Бои в Югославии :

небольших чисто партизанских действий
ЖЕНЕВА, 7 мая. (ТАСС). Как сообщают

возглавляемого маршалом Броз-Тито. Наос-

Выступление руководителя огоелавской военной миссии
’ В Лондоне генерала Велебита

скот, уничтожил сельскохозяйственные ору-
дия. Мы знаем, что наши союзники хорошо
понимают эти проблемы, и надеемся, что
этот вопрос так же, как вопрос о наших
раненых, будет удовлетвюрительно фазре-
шен при помощи союзников и нашими со
ственными силам. ‘

Окончание периода распутины позволлет
нашей армии проявить большую мобильность,
и поэтому наши силы ставовятся более 2к-
тивными. Не проходят и дня, чтобы не было
взорвано по меньшей мере 3 вражеских эше-
лона и не было бы убито, ранено или взято
в плен несколько бот германских, болгар-
ских солдат. Достаточно проследить сооб-
щения нашей радиостанции «Свободная Юг-
славия», чтобы понять размеры нашей помо-
ши военным усилиям союзнаков”в борьбе
против фашистской Германии — наш вклад
в общую победу.

На освобожденной территория вся власть
осуществляется национальными комитетами
освобождения, избравными народом и прел-
ставляющими собой самую демократическую
форму правления. Существуют сельские,
муниципальные, областные и провинциаль-
ные национальные комитеты освобождения.
‘Кроме того, каждый район имеет собствея-
ный районный нацаональный комитет осво-
бождения. Высшим законодательным офта-
ном является Антифэшистское Вече Наячо-
нального Освобождения во главе < докт>-
ром Ивавом Рибаром. Исполнительная
власть. находился в руках национального
комитета освобождения, функциовирующе-
то в качестве временного правительства,

вобожденной территории’ имеются почты,
школы, лечебные пункты, суды. Культурчо-
просветительная работа широко развита».

Велебит . обрисовал значительную роль
женщан и молодежи в национально-0св0бо-
дительной борьбе народов Югославия.

Белебит сказал, что главные цели юго-
славской освободительной армии сейчас <о:
стоят в том, чтобы сковывать в Югослазии
возможно большие силы германской армии
и отвлекать их с Восточного фронта и с
будущего  западяого фронта; перерезать
коммуникации, уничтожать паровозы, ваго-
ны и другое важное оборудовяние; ве по-
зволять германским захватчикам. мобилизо-
вать рабочих Югославии на работу в Гер-
манию. «Наша борьба является партизан-
ской войной. Мы не можем удерживать ли-
нию фронта, но мы каждый день нападаем
на германюкие части и гарнизоны, обычно
сражаясь пол покровом темноты».

Отвечая на вопросы, генерал-майор Ве-
лебат сказал, что в ближайшем будущем в
Соединенные Штаты будет послана. юго-
слазская военная миссия, подобная мисси-

8 МАЯ 1944 г. № 111

Spree

(9568)

Действия авиации

СОЮЗНИКОВ

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Штаб амеря,
канских вооружённых сил на европейском
театре операций сообщает, что 7 мая весьма
крупные соеличения американских «Летаю-
щих крепостей» и «Либерейтеров» в сою.
вождении очень большого количества истре-
бителей совершили налёт на военные об к.
ты в Берлине и в других пунктах Германив,

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Как сообщает
английское министерство информации, в днев.
ном налеле американской авиации на Берлин
и другие военные обекты в Западной Герма.
нии 7 мая участвозало свыше 750 тяжелых
бомбардировщиков «Летающая крепость» и
«Либерейтор», входящих в состав 8-го авиа.

пионного корпуса, и такое же количество
«Сандерболт»,

американских истребителей
«Лайтнинг» и «Мустанг» и английских само.
летов «Мустанг» ‘из состава 8-го и 9-го авиа-
ционных ‘корпусов.

ЛОНЛОН, 7 мая. (ТАСС). Как сообщим
англайское министерство авиации, B HOw
на 7 мая английские бомбардировщики со-
вершили ивтенсивный налёт на важные же.
лезнодорожные лепо в Манте (около 30 миль
северо-западнее Парижа).

Фашистское братиславское радио
 восхваляет четников Михайловича

ЖЕНЕВА, 7 мая. (ТАСС). Братиславская

радиостанция, находящаяся в руках гитле-
розцев и их прислужников из чиела.словац-

ких квислингов, передала 4 мая сообщение,

ещё раз подтверждающее, что четники Мя.
хайловича дерутся вместе с гитлеровцами
против югославских патриотов.

В сообщении братиславского радио гово-
рится: «В борьбе против партизан, пытав-
птихся за последние два месяца проникнуть
за сербскую территорию, участвовало боль:
шое число четников, которые встали под
немецкие знамёна. Четники борются плечом
к плечу с германскими частями и принося
им болыную пользу в качестве разведчиков,
так как они хорошо знакомы с местностью»,

О

Диверсия на заводе Гочнкис во Франции

БРАЗЗАВИЛЬ, 7 мзя. (ТАСС). Бразза.
вильское радио сообщает, что франпузские
патриоты совершили крупный диверсионный
экт на заводе Гочкис, которым управляют
немцы. Уничтожено несколько трансформа.
торов, вследствие чего было нарущено пи.
тание завода электроэнергией. Это повлекло
за собой потерю более 250 тысяч рабочи

часов.

Забота о здоровье детей

1941 года мы перешли к крупным операциям
из Югославии, в Восточной Боснии продол:   ПРИ Участии нескольких дивизий. Противник,

который был столь силен вначале и казал-
ся по всем внешним признакам непобели-
мым, тогда как мы были малочисленны и
слабы, сейчас стал несравненно ‘слабее, а
наши силы значительно выросли. Наша
борьба помешала врагу ограбить нашу
страну. Мы уберегли сотни тысяч своих
соотечественчиков от мобилизации в гер-

жаются ожесточённые бон. Противник ведёт
наступление при поддержке большого числа
танков и самолётов. Гитлеровским войскам
удалось пробиться к городу Власеница. Бои
идут в сектоое Власенипа—Хан Пиесак
Возле Хан Пиесаха разгромлена одна Bpa-
жеская колонна, Ещё одна колонна разбита
у Соколаца,

ям, послазным в Москву и Лондон.

О кациональных менынинствах в Югосла-
вии Велебит сказал, что в будущем Юго-
славяя будет федеративной республикой,
Даже сейчас, в разгар борьбы, все нацию-
нальности пользуются равными правами и
полнейшей культурной автономией.

На вопрос о возможности сотрудничестэа

Свьше двух Миллионов детей
отдохнут в летних лагерях
и на оздоровительных площадках
В трудных условиях войны большевне
ская партия и советское правительств
проявляют огромную заботу о здоровье 1
тей. Наелнях Совет Народных Комиссар»

PRG ЕЕ НВ АВЕ Е ИЕ OT Oe

Пропаганда идеи братства

И ИЕ ЕЕ ЕТО

манскую армию и. на принудительные ра-
боты. Вместо этого мы создали армию,
являющуюся частью союзных войск, кото-
рые вскоре нанесут последний, смертельный

В Македонии также продолжается на-
ступление войск противчнака. Враг пытается
окружить некоторые части народно-0<вобо-
дительной армий. Последние оказывают aT
сильное сопротивление. удар гитлеровской Германии.

В Сербии части наролно-освободительной Маршал Тито благодаря своей дальзо-
армии продолжают вести бои на участке   видностя доказал, что народ может, спасти.
Ужице—Вальево. Ч(ротивник подбрасывает   себя только в активной повседневной борь-
подкрепления, в том числе танки и авиацию. за свою свободу и что политика выжи-

Продолжаются ожесточённые бон в Лике.   Дания означает не что иное, как помошь за-
Под нажимом частей народно-освободитель-, ХБатчику, ибо немцы хотят лишь получить
ной армии’ враг оставил свои позиции близ   Возможность использовать национальные 99-

Плашко. гатства и труд нашах квалифицерованвых
т —о— рабочих для борьбы против наших великих
ae союзников. Политика бездействия является
Казнь гитлеровских шпионов политикой сотрудничества с врагом, а по-
в Италии этому равносильна предательству.
ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Агентство Продовольственное  положенае нашей

страны очень тяжелое. Мы должны отдать
себе отчет в том, что страна является теат-
ром военных действий в течение трех лет,
что противник сжег огромное число наних
деревень, убил много наших людей, забрал

Рейтер сообщает-из штаба войск союзников
в Италии о казки шести шпионов, осуждён-
вых военным судом союзников 30 апреля.
Один из казнённых, бывший чернорубашеч-
ник, добровольно стал немецкам агентом.
Ему было поручено доносить германскому
командованию о передвижении судов союз-
ников в Неаполе, Трое казнёнвых входили
в состав группы, предназначенной для осу-

цы поручилл им взорвать нефтепровод, по   том, что в порядке репрессий ‘за убийство
которому снабжались нефтью армии ‹союз-   нескольких усташей в районе Сисак расстре-
заков. лян 21 заложник — 18 мужчин и 3 женщи-

6 мая было расстреляно ещё 4 герман-   ны. Для того, чтобы «оправдать» эту рас-
ских шпиона, засланных гитлеровцами на   праву, павеличевцы пред’явили своим ни в
позиции союзпиков. чём неповинным жертвам обвинение в содей-

р

ЕЕ ЕЕ ee SO ee Oe 9
команловавшего орулием на корабле «Ле-   письма не остались без ответа. В памятные
нинграл». В одном бою осколками враже-  августовские дни 1942 года, когда немеп-
еких снарядов Кузнецов был тяжело ранен.   кая’авиация подвергла Сталинграл звер-
Возник пожар, который угрожал катастрофой   ской бомбардировке, в редакцию поступило
всему кораблю.`Истекая кровью, Вузненов   письмо oT защитника города-героя —
поднолз к горящему заряду, схватил его и   сталинского сокола Нури Алиева. Лучшие
сбросил за, борт, в воду. Он умер, как герой.   люди Баку, знатные мастера нефти в от-
Этот эпизод газетой был использован для   В6ТНОм письме рассказывали лётчику Нури
тирокого показа героизма  бакинцев. Алиеву о своих трудовых победах.
Рассказ о/героизме Кузнецова вызвал у ба-   Письмо бакинцев лётчику Алиеву было
кинских нефтяников огромный отклик. 0д-   опубликовано в газете Сталинградекого
на из лучших бригад треста «Ленин-   фронта «Красная Армия». Оно было изда-
нефть» —— бригада мастера но добыче неф-   но политотделом фронта отдельной листов-
ти Бабаша Али обратилась с просьбой при-   кой на азербайджанском языке и распро-
своить ей имя своего героя-земляка. странено ереди воинов-азербайджанцев.

В дальнейшем у нас завязалась перепис- Мы завязали также тесную связь с
ka с командующим Краснознаменным Бал-   красноармейскими и краснофлотскими газе-
тийским флотом контр-адмиралом Трибуцем, тами: «Сталинское знамя», «Красный Бал-
с редакцией газеты «Красный Балтийский   тийский флот», «Сын отечества», «Крас-
флот», с отдельными частями и соединения-   нэфлотец», «Красный  черноморец», «На
ма флота и армии. Мы получили богатей-   штурм», «Боец РЕКА», «В атаку», «Ста-
гай материал о наших земляках. В Баку   линская вахта», «Ворошиловен», «Ha
и во всем Азербайджане стали широко из-   страже», «За нашу Родину», «Красный
вестны имена героических защитников Ле-   твардеен», «Защитник Родины», «За побе-

Расстрел заложников в Хорватии

СТАМБУЛ, 7 мая. (ТАСС). Выходяшая в ствии партизанам, в сборе средств в фонд
ществления диверсионных актов. Гитлеров-   Загребе газета «Нова хрватска» сообщает о   национального освобождения и т. д.

а Е Ср ПРЕ

партизанской ‘армии маршала Тито < арми-
ей Михайловича Велебит ответил, что Ми-
хайлович борется на стороне немцев; его
солдаты и офицеры одеты в германскую
фарму, и совершенно невозможно ожидать
какого-либо сотрудничества с армией Ми-
хайловича, «но многие солдаты Михайло-
вича перешли на нанту стофону, и мы при-
а их как соучастников обшей борь-

ы».

На вопрос о Павеличе и других изменич-
Kax Велебит сказал, что Пазелич ракпола-
гает армией  усташей численностью ‘около
25 тысяч человек, являющейся полным по»
побием эсэсовских чактей в Германии. Устя-
ши являются фашистами по своей идеологии
и по своим действиям не отличаются от гер-
манских нацистов. Пленных усташей прела-
ют суду и наказывают, как врагов народа.
Помимо усташей, Павелич имеет регуляр-
ную армию численностью около 120 тысяч
человек, называемых ‘домобранцами. Веле-
бит скавал, что домобранды часто перехо-
дяг Ha сторону партизан.

Югославские патриоты ответили на этот
зверский акт павеличевцев новыми нападе-
ниями на павеличевских должностных лиц.
В частности был убит крупный павеличев-
ский чиновник Ника Вукич.

Саладлин Кязимов, подбивший своим ору-
дием 11 вражеских танков. На подступах
к Кировограду истребил более 200 гитлероз-
цев гвардии лейтенант Мусеиб Багиров.
У города Фастова проявил искусство вожде-
ния войск майор Хыдыр Мустафаев, в фор-
сировании Днепра, в боях за правобереж-
ную Украину героические подвиги совер-
шили Мелик Магерамов, Микаил Алекперов
и другие.

Сила нерушимой сталинской дружбы на-
родов двигает наших воинов вперёд, на
окончательный разгром врага. Вмеете с тем
эта всепобеждающая сила ускоряет восста-
новление  разрушенного немцами хозяйства
в освобождённых районах. Наша газета си-
стематически печатала материалы © шеф-
ской помощи Азербайлжана Ставрополь-
щине, Сталинграду, Донбаесу, организовала
переписку трудящихся республики с брать-
ями, освобождёнными из фашистской не-

Союза ССР вынее специальное ‘постановх-
ние 06 организации отдыха детей в и.
вий периол 1944 года.

Совнарком СССР постановил вывезти!
1 июня этого гола из городов на дачи т
в пионерские лагери, а также устроить м
детские площадки 2.370 тысяч ди
школьного и дошкольного возраста.

ВНИСПС, Наркомздраву СССР и нарки.
просам союзных республик предложен
обеспечить отбор детей школьного и №
школьного возраста, зв первую оч
членов семей военнослужащих и нивале
дов Отечественной войны.

Совнарком СССР обязал. Наркомздрав (+
юза организовать медико-санитарное обе
живание лагерей и детских площадь,
снабжение их ‘медикаментами, мелицинеки
инструментом и перевязочными срестве
ми. Для обеспечения детеких лагеря
плошщалок пролуктами питания постанохе
нием Совнаркома СССР выделены све
альные фонды.

В соответствии с постановлением (»
наркома Союза ССР Центральный“ Ваз
ВЛКСМ обязал райкомы, горкомы, обком
крайкомы и ЦЬ комсомола союзных и
публик совместно с профсоюзными орга
запиями, органами народного образовали
и здравоохранения начать работу по г
низации летних пионерских лагерей их
ских оздоровительных площадок. в
(TACO.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ.

Pei ec ee ee ee

=—

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
  Но ЛЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

TPH CHEK COOP.
9 мая 1944 r. в Колонном зале Дов!
союзов состоитея публичная лекция Teepe
майора Ф. М. ИСАЕВА на тему
«ИТОГИ ЗИМНЕГО НАСТУПЛЕНИЯ
КРАСНОЙ АРМИИ».
Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера. Пек
билетов от 2 до Б руб. Билеты продают!
в кассе Колонного зала Дома союзов (Пут
кинская ул., д. № 1, под’езд № 3).

10 мая 1944 года в Доме учёных состоит
публичная леклия профессора Н. Н. ПОЛЯЕ-
СКОГО на тему

«СУД НАД ПРЕСТУПНИКАМИ
ВОЙНЫ»:

Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера, Це,

нинграда: летчиков Балтики Гусейна Алие-
pa, Александра Шитова, Нельсона Степа-
няна, Асафа Самелова, Гусейна Багирова,
Ивгения Цыганова и многих ‘других ста-
линских соколов. На их подвигах газета
воспитывала молодое поколение. Широко
был популяризирован наштей газетой выдаю-
щшийся подвиг гварлии старшего лейтенан-
та Владимира Джафаровича Багирова, при
защите русского города Обоянь претаранив-
шего вражеский самолет. .

В исторические дни героической обороны
Сталинграла «Бакинский рабочий» посвя-
тил ряд статей фронтовой военной дружбе.
Газета рассказала о дружбе двух пулемет-
чиков — русского Петухова и азербайлжан-
ца Али Заде. В бою они оба были ранены.
Перевязав ` друг другу раны, Нетухов и
Али Зале остались в строю и ` истребили
десятки гитлеровцев. С волнением чи-
тали трудящиеся Азербайджайа о подвигах
трех воинов расчета одного «Максима» —

176 гитлеровцев и погибших
храбрых.

Газета многое может сделать для укреп-
ления дружбы фронта с тылом. Получая

смертью

землякам, мы добиваемся того, чтобы эти

лу» и другими. Много статей и целых стра-
ниц было организовано коллективом нашей
редакции для фронтовых газет, излающихся
на азербайджанском языке: «Уджум» («На
штурм»), «Ватан Гаграманы» («Герой Ро-
Дины») и Др.

Немеркнущей славой покрыла свои бое-
вые знамена 416-я Краснознамённая Таган-
рогекая стрелковая дивизия, состоящая из
азербайджанцев. Дивизия эта дважды 3a-
служила благодарность товарища Сталина—
за освобождение руеского города Таганрога
и украинского. города Мелитополя. Газета
ваша широко освещала подвиги этой диви-
зии, направив к ней своего корреспондента.
Помимо того, мы связались © обществен-
постью освобождённых ею Таганрога и Ме-
литополя, организовав трудовую перекличку
бакиниев с жителями этих городов.

уральна Ушкова, казаха Халикова и азер- i a
байджанца Сафарова, B dow ucrpedusmax  patckyio Украину. «Бакинский

часто письма фронтовиков, обращенные к  к Украине.

Кренка дружба азербайджанского и
украинского народов. Из 12 Героев Совет-
ского Союза азербайджанцев 6 воинов
получили это почётное звание в боях за
рабочий»
посвящал целые полосы  освободителям
Украины. «Сыны Азербайджана в боях за
Украину» — так была озаглавлена одна из
газетных страниц. Bech рассказывалось
о безграничной любви советских народов
У стен столипы Украины
Киева прославил своё имя азербайджанец

Москва, 40. Ленинградское шоссе, улина «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 1-52-48; Пронаганды

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

вели. билетов я 2 до 6 руб. Билеты продают

в кассе Дома ‘учёных (Кропоткинская У.

Замечательным проявлением дружбы на-      д. 16) и в кассе Копонвого зала До! /
родов является возебновившееся тралицион- союзов (Пушкинская ул., д. 1, под езд №3)
р —

ное социалистическое соревнование нефтя-
ников Баку и шахтеров Донбаеба. Еще в
первых числах января 1944 года шахтеры
шахты Ново-Мушкетово треста «Буденнов-
уголь» бросили клич: «Не пора ли нам,
шахтерам, снова померяться силами с неф-
тяниками Баку, как это было до Великой
Отечественной войны!».

т На страницах «Бакинского рабочего»
‘было опубликовано ответное письмо ново-
мушкетовцам от нефтяников передового
9-го промысла треста «Шениннефть». С но-
мощью печати широко разгорелись огни
социалистического соревнования, охватив-
шего лесятки промыслов и целые тресты.
Знатные люди нефтяного Баку заключили
соцдоговоры с шахтёрами Донбасса. Герой
Социалистического Труда буровой мастер

КИНО, ТЕАТР
Новый американский художественный фи
«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА» Метрополь, Перзы»
Ударник, Колизей, Родина, Москва, ХТ
жественный, Таганский, Орион, Шор» **
_ намо, Центральный, Уран. Bs
Художественный фильм «МАРТ — АПРЕЛЬ
Метрополь, Октябрь,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Болыьш. Орд
ка. 69) — 8/V — утро —  Отакан` воды, Ва?
в 12 чае. дня. Ц

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ им
(площадь Коммуны) — 8/У — Бессмертный,
чало в 7 час. вечера. 4

ГОС. ТЕАТР им. Щвг. ВАХТАНГОВА (9%.
Горького, пер. Садовских, 10) — 8/У-№
ские люди. Начало в 7 чае. вечера. и

МОСКОБСКИЙ ТЕАТР им. М.Н. EPMOOB
(Тушкарев пеёр., д. 91) — 8/\ — Мачеха, rf
чало в”7 час вечера. ty

московский ГОС. ТБАТР МИНИАТЮ
(ул. ие. 5, — 8/V — Bea вамёков, 8
зало в час. 30 мин, вечера. i

MOCKOBORMH TEAIP ОПЕРЕТТЫ ©, т

fi вая, 18) — В/У — CH x B
Рустам Рустамов стал соревноваться с до- ee / Сильва. Начало sk
Е УДАРСТВЕННА ЕРНО-ДРАМАТ
нецким шахтёром Михаилом Афониным. SECKAH CTY Ma. aa eee CTA HCE

СКОГО (в помещении театра им. Ленина, Br
ная Пресня, Трехгорный вал, 4 Трамваи: о
22, 28). — 8/V — Мадам Беттерфлей (Чио- 9
Can) Начало в 7 чае. вечера. р
МОСКОВСК. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛ
МОНИЯ — КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И. №,
КОВОКОГО — 8/\_ Концерт мастеров искус
Начало в 7 час. 30 мин ‘вечера. р
московск. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИА
моНИЯ — ОКТЯБРЬСКИЙ ЗАЛ ДОМА ©
ЗОВ — 8/\У — Записки актрисы исп, 346.8

Так, используя могучее орудие больше-
вистекого печатного слова, газета боролась
И борется за укрепление сталинской друж-
бы и братетва советских народов — могу-

чей и непобехимой силы в борьбе с немецко-
  фашистскими захватчиками.

Коллективный корреспондент «Правды»—

республ. В. Л. Юренева при участии В
редакция газеты «Бакинский рабочий», рю ОВ. А оао в
- ин. вечера. i
— Д 3-33-88; Се; ивы
О недоставке газ льскохозяйственного — Д 3-10-85; Экономического —

ет в спок сооб

зцать го телефону Д 3-06.05.

Изд. № 240,