И
уе

12 МАЯ 1944 г., № 114 (9571)

See See
SS Eee, ee

Освобождённый Севастополь. Площадь Ленина.

ПРАВДА

На березу’ Чёрнозо моря

На каменном спуске севастопольского
Приморского бульвара, у самого зеленого
моря, опустив в воду босые, натруженные,
уставшие ноги, сидит запыленный боец. Ра
разостланной шинели его лежат автомат,
пустые расстрелянные диски. Трудно ска-

зать, сколько лет этому солдату: брови его’

веды от пыли, Лицо черно:

Небо над городом еще черно от нераста-
явшей тучи дыма — дыхание недавней бят-
вы. У причалов пристаней лежат лолузз-
топленные, пробитые снарядами суда, на
которых враг искал спасения в море. Взз-
ле причалов лежат трупы немцев и головы
их в воде, и кажется, что они обезглавле-
ны самой черноморской волной. -

Но солдат не смотрит на` изрешеченные
пасудины, не смотрит на вражеские трупы,
взор его устремлен в морё, словно что-те
веобыкновенное видит`он в его глубяне.

— Отхыхаете? р :

Боец повернулся и тихо, с просьбой в
т6лосе на разговор, сказал:

— Садитесь.

Потом спросил:

— Вот, знаете, о чем я сейчас думаю...
Пришел я сейчас к самому краюшку нашей
земли. А позади меня— пространство, и все
это пространство я со своей ротой ногами
боями прошел. И были у нас такие край-
ности-в боях, я так полагал, что выше еде-
данного человеческим силам совершать
больше невозможно. Тб, как Сталинград от-
били, навсегда меркой духа солдата будет.
На всю историю оставит так измерение. Я
человек спокойный, воевал вдумчиво и с

- отлядкой, а вот на Сталинградском  трак-

торном эдание вроде жонторы было,-так мы
в нем с немщами дрались без календаря—
то мы на верхнем этаже сутки, то они. Ког-
14 у меня автомат повредили, я куском ло-
ски‘бился, а когда на меня один немец лег,
я его зубами за руку, в которой он’ пистолет
держал. Нрикололи немца ребята, а я не
могу зубы разжать, судорога меня всего
свела.

Только когда бои смолкли и наступила
в городе тишина, вышли мы на вольный
воздух, взглянули на разбитые камни го-
рода и вот вдруг эту тишину почувствовали.
Только тогда дошло, чтб мы пережили, что
сделали, какую страшную силу немец на
нас рушил. От тишины это.де. нас дошло. ‹

Вот и сейчас oT этой тишины ‚я словно
заново бой переживаю, сегодняшний. И вас,

° верно, разговором задерживаю, а рассказать

хочется... Закурите трофейную. Верно, та-
бак у них дрянь, копоть — во рту олна...
Так вели время вам позволяет, я еще до-
ложу. Приобрели мы гордую сталинградекую
славу и пришли с ней к Сивашу. Это — та-
koe море, гнилое и ядовитое. Его вода; елов-
но кислотой обувь ест. Очень скверная, из-
вините за грубое олово, вода. Не стынет, как
прочие воды, она, не мерзнет зимой, всё без
льда, ну, яд, словом, и мороз не берет её.
По этой проклятой воде мы в брод под ог-
ни шли в атаку. Тело болело в хололе, ну
хуже чем от ранения, а шли под огнем, и
вто раненый был, тоже шел, знал — упа-
дет, лобъет вода, потому шел. и только на
берегу позволял себе упаеть ‘или помереть.

(толкнули мы немцев с небольшого
Бусочка земли и прозвали её все «малой
землёй». А земля эта была неприютная,
вырая, хаже холод её не брал, вроде как
больная земля, её соль раз’ела, потому она
такая. Ну, бомбил нас немец, навылет всю
эту «малую землю» простреливал.. Страда-
ли мы без воды очень. Гнилой-то её много
было, а вот глоток простой и сладкой, ну,
прямо дороже последней закрутки считал-
CH.

(оберёмся в траншее на ротное партий-
Hee собрание, `парторг вопрос: - как; мол,
настроение? Некоторые даже обижались:
какое-такое может быть’ настроение, когда
ws в Сталинграде были! Я вам правду
скажу, мы все очень гордые. считаемся,
сталинградцы. Так и на «малой земле» мы
все гордились и очень высоко cpolo Giapry
ставили.

А когда мы с НИ земли» по слову
товарища ‘Сталина на Врым ринулись, тут
чего было — трудно описать. Какой-ни-
будь специальный человек—он бы выразил,
& я не могу всего доложить. Охним словом,
действовали с душой. A Ha луше одно
было — изничтожить гадов, которые в
Крыму, как гадюки, под камнем засели. Били
в Джанкое, в Симферополе, в Бахчисарае и
в прочих населённых пунктах. Но немец
chepér себе последнюю. точку —= вот этот
город, гле жажлый камень’ совестливый боец
Целовать готов. Потому здесь каждый ва-
Мень знаменитый.

Мы с хода позиции заняли у подножия
гор. Неловкая позиция. Немцы на горах,
ры эти пушками утыканы, камень весь
изрыт, лоты, дзоты, траншеи. Доты бетон-
Abie, Дзоты под навесными скалами» -Tpau-
шеи в полный рост. Нам все это командир
роты доложил. старший лейтенант Самошин,
может, встречали, — три ордена. Спокойный
человек, бесстрашный. Заявил он нам так:

— Вот, глядите, товарищи бойцы, на то,
что нам предстоит сделать. Горы эти, . Ко-
нечно, неприступные. А самая ‚главная из
HEX Сапун- Гора и взять 6е — значит войти  р
в (Севастополь.

Мы, конечно, сталинградцы, но после
Сиваша показалась нам вода этого гнилого
моря и «Madan земля» может, на ладонь, а
уожет, и чуть повыше того, что мы .В
Сталинграде без всяких мер своих сил

Вадим КОЖЕВНИКОВ

Военный корреспондент «Правды»

дали. И report У нас после Cupania npa-
бавилось. Но тут, у гор, мы без задора гля-
дели на их крутые скаты и знали, что прой-
ти по ним живому — все равно, что сквозь
чугунную струю, когда ее из летки выпус-
кают. Знали, что восемь месяцев высоты
эти наши люди дорогие, беесмертны имена
которых, держали. Ведь немец каждую
щель, которую они нарыли, использовал.
да за два Года еще строил, страдающее на-
селение наше. сгонял и оставшуюся артил-
лерию на эти горы со всего Крыма ната-
щил. И опять же, ведь это горы! А мы всё
в степи дрались на гладком пространстве.
Скребло это всё, честно скажу.

А надо командиру ответить. Встал Бара-
нов, есть такой у нас, очень аккуратный
пулеметчик, — когда он тебя огнем при-
крывает, идешь в атаку с полным спокой-
ствием, словно отец за спиной стоит и у
него за тебя луша болит, такое чувствовали
все, когда Баранов у. пулемета работал.
Выступил Баранов и ‘сказал:

— Я так думаю, товарищи.— Те люли
наши, которые до Последней ‘возможности
«воих сил Севастополь защищали, в мыели
своей самой последней держали, что придут
сюда несколько ногодя снова; советские лю-
ди и такие придут, которые всё могут, 19т0-
му что они свой народ знали; потому что
сами они были такими. Кто чего сообража-
ет — я за всех не знаю, ноя человек рус-
ский. Вот гляжу веем в глаза, и вы мне
все в глаза глядите, я сейчас клятву скажу
перед теми, которых бейчас нет.

Тут все вскочили и начали говорить без
записи. Просто как-то из сердца получилось.
Обратились мы к товаришу Сталину и ска-
зали мы ему: — Влянемся! (Я полробно-
стей всех слов не помню. Знаете, такой мо-
мент был, сказал бы командир— вперед! --
потили, куда хочешнь пошли. -

-.,И боецэтот» сидевший у берега моря,
зачерпнул` горстью` воду,  солено-горьку
воду, и отнил ее, не заметив, UT) OHA TOpb-
ко-соленая, помолчал, залягиваясь ладизо-
сой так, что огонь ее полз шипя, словно по
подрывному бикфордову шнуру, и потом
влруг окренитим голосом продолжал:

—— Назначили штурм. Вышли мы на ис-
ходные.. Рань такая, туман, утро тихое.
Солнце чуть еще где-то теплится, тишина,
дышать бы только‘ и дышать. Ждем сиг-

нала. Кто автомат трогает» гранаты заря-
жает. Лица у всех такие; ну, одним сло-
вом, понимаете; не всем солнце-то сего-
дня в полном свете увидеть, а жить-го сей-
час, понимаете, как хочется. Сейчас 0с6-
бенно охота жить, когда мы: столько земли
своей прошли, и чует весь праздник наш че-
ловек, чует всем сердцем, он ведь скоро при-
лет окончательный праздник. А впереди Са-

+ явь

‚пун-Гора, и льдинка в сердце входит. Она

всегда перед атакой в сердце входит и ды-
хание теснит. И глядим мы в небо, где так
хорошо, и вроде оно садом пахнет. Такая
привычка у каждого — на небушко взгля-
нуть, словно сладкой воды отпить, когда
всб в груди стесняет перед атакой.

И тут, понимаете, вдруг словно оно загу-
дело, всё небо, сначала так исподволь, & по-
том всё гуще, словно туча какая-то камен-
ная по нему катилась. Сидим мы в окопах,
знаете, такие ‘удивленные, и потом увидели,
чтб в небе так гудело. Я всякое видел, я в
Сталинграде под немецкими самолетами, ли-
цом в землю уткнувшись, по десять часов
лежал, я знаю, что такое самолеты. Но,
поймите, товарищ, это же наши самолеты
шли ‘и столько, сколько я их видел, ни-

когла не видел, Вот как с того времени
возникла черная туча лымза над  севасто-

польскими укреплениями немцев, так она

еще, видите, до сего часа висит и всё не
расходится. Это не бомбежка была, это что-
то такое ‘невообразимое.
идут и идут, конвейером идут. А мы гля-
дим, как на горе камень переворачивается,
трескается, раскалывается в пыль, и давно
эта самая льлинка. хололная, под сердием
растаяла, горит сердце, и нет больше терпе-
ния ждаль. :

Командир говорит:

— Спокойнее, ребята. Придет время —
пойлете, — и на часы, которые у него на
руке, смотрит.

А тут какие-такие могут быте. часы, ко-
гла; вся душа горит. Сигнал был, но мы его не
слышали, мы его почуяли, душой поняли
и поднялись. Но не одни мы, дорогой то-
варин, Или. Впереди нас каток катился. из
огня каток. То артиллерия нала ‘его вы-
ставила. Бежим, кричим и голез своего
не слышим. Осколки свистят, а мы на них
внимания не держим, это же напг огонь, в
чЕму жыемся, словно он и ралить не имеет
права,

Первые‘ траншеи бились долго. Граната-
ми бились. Пачку проволокой обвяжешь и
в блиндаж. Подносчики нам в мешках гра-
наты носили. Когда на вторые траншеи по-
шли, немец весь оставшийся огонь из уце-
левших дотов и дзотов нас бросил. Но
мы пушки с ‘собой тянули, на руках в TO0-
ру. Не знаю, может, четверку коней впрячь,
и-они бы через минуту выбились, а мы от,
пушек руки не отрывали,. откуда сила бра-
лась. Если бы попросили просто так, для
интереса, в другое время хоть метров на пят-
надцать по такой. крутизне орудие дота-

сде- ИЕН ‘доложу: нет к этому чело-

a

в. домах драться — 9710 же наше. старое

А самолеты Bee

веческой возможности. А тут ведь подняли
до самой высоты, вон они и сейчас стоят
там. Из этих пушек мы прямой наводкой
чуть не впритык к дзоту били, гасили тнез-
да. Били, как ломом.

Третья линия у самого гребня зысоты
была. Нам тогда казалось, что мы бежали к
ней тоже полным ходом, но вот теперь на
отлохнувшую голову скажу: ползли мы, а
кте на четвереньках, ведь гора эта тысяча
сто метров высоты, и на каждом метре бой.
Под конец одурел немец. Дымом вее подия-
то было, и камни, которые наша’ артилле-
рия на вершине горы вверх поднала, ка-
залось нам тогда, висели в небе и упаеть не
могли, их взрывами всё время вверх под-
брасывало, словно они не камни, а вроде
кустов перекати-поле (видели во время бу-
рана в степи?).

Стал немец из окопов. выскакивать, из
дзотов, из каменных пещер, чтобы, бежать.
Но мы их достигали. Зубами прямо за ка-
мень хватались, на локтях ползли. Как вы-
рвались на вершину, Сапун-Горы — не
знаю.

Не знали мы, что такое произошло. Толь-
ко увидели — внизу лежит ‘небо чистое, а
там впереди какой-то город красоты необык-
новенной и море, как камень, зеленое. Не
подумали мы, что это Севастополь, ве реша-
лись так сразу пюдумаль. Вот только. поеле
того, как. флаги увидели на концах. горы за-
зубренной, поняли, чего мы достигли: Эти
‚флаги мы зэранёе на ‘каждую роту. подгото-
Вили и договорились: кто первый достиг-
нет — тот на вершине горы имеет знамени-

тое право его поставить. И как увидели мы

ного флагов на гребне, поняли мы, что не
одни мы. не одна наша. рота, а много таких,
и что город — это не просто. так показа-
лось, а Севастополь! .

- И побежали мы к, городу. `

Ну, там еще бои. были. На Английском
кладбище сражались. Серьезно пришлось.
Остановились, чтобы уничтожить ло конца.
Когда окраины города достигли. тут опять
‘немножко остановилиеь. В домах там-немцы
нам стали под ногами путаться, №0 для нас

занятие, сталинградекое. Накидали мы, как
полагается, гранат фрицам в форточку. Вэ-
торых в переулках, на улицах  застигли.
Кто желал‘ сдаться — тех миловали, они на
колени становились и руки тянули. Очень
противно на это глядеть, товарищ.

И когда потом стало вдруг нечего делать,
оглянулись мы, и как-то. нам всем чудно
стало. Вроде как это мы и не мы, смотрим
и лаже радоваться не с\еем.

Спрашивают: oy

— Ты жив: Васильчиков?

В крымском. ‘небе ey

Паровоз тащил к Ишуню тяжело rpy-
женный состав со снарядами и минами, ко-
гда из облаков вывалились вдруг две злые
истребительные ‘машины. Одна ударила из
пушек по паровозу, пробив на его боку две
огромные. дыры; другая обрушилась на
вагоны, пронесшиеь над составом от хвоста
до головы. Паровоз заптипел, задыхаясь в
клубах пара, ‘вагоны полезли друг на лру-
га, взрываясь и полыхая огнём... Спустя
несколько мгновений истребительные ма-
шины уже были в облаках, и путь их уга-
дывался лишь по рокоту моторов.

Они вынырнули из облаков у Армянека

и слегка накренились на крыло, осматрн-
вая небо и землю. Несколько женщин р3з-
ботало на огородах. Лётчики прошли над
ними бреющим, и женщины, срывая с го-
ловы косынки, замахали ими, приветстзуя
краснозвёздные машины, Пара развернулась,
ответив покачиванием крыльев русским
колхозницам, изнывающим в немецкой ва-
бале. И вдруг ведущий заметил; как, из 19-
‘мика на окраине посёлка выскочило двое
‘в характерной серой военной форме. Co-
рвав с груди автоматы, они бежали к жен-
щинам, осмелившимся_ открыто выражать
chou симпатии к советским лётчикам. Пу-
лемётная очередь с борта первого самолёта
намертво уложила ‘обоих немцев на землю.
Сделав горку, ведущий в последний раз огля-
дел землю и исчез в облаках. Ведомый по-
следовал за ним, строго в хвост... :

Так начала свои действия в`Ирыму пер-  .

вая пара свободных охотников- истребителей
командира Ерёмина.

Хмурые тучи и сырые туманы окутыва-
ли ещё крымское небо, по просторам сте-
пей гуляли неуёмные ветры, на землю па-
дали влажные хлопья снега, когда к воро-
там южной жемчужины Советского Союза
подлетели первые вестники освобождения
Брым ил
Врасной Армии.  Их привёл” rie 34-летчий
генерал-лейтенант авиации  Герой_Советсво=
го Союза-Т. Т. Хрюкин:

Многое ловелось испытать лётчиках Xpw-

кина на дальних подступах к Крыму. Они

выстояли в небе Сталинтрада, изгнав Из
приволжеких степей. ассов берлинской шко-
лы высшего пилотажа; с неба Донбасса и
Миусфронта они согнали воздушных пира-
тов Геринга ‘из 52-й и 3-й истребительной.
эскадры Улэт корпуса Рихтгофена. На фю-
зеляжах «Мессеров» и «Фокке-Вульфов»,
которых жгли они и расстреливали в воз-
духе, ‘имелись такие опознавательные зна-
ки, как «Туз пик», «Танцующий дьявол с
трезубцем» и «Meu, рассекающий, карту
Великобритании». *..

Истребители - первыми абы В. ‘Epo,

Это моя фамилия— Васильчиков, Алексей   имея задание утвердить авторитет советской

Леонидович. _

—- Вроде, как да, — отвечаю, а до са-
мого не доходит, что жив.

бтали город смотреть. И всё. не верится,
что это Севастополь; Кто на” исторические

авиации. Наблюдая за небом, они вниматель-

но. знакомились © повадками немецких

.  бомбардировщиков и истребителей; посежая.

наземные; части, они обогалцали свои впе-
чатления ‘наблюдениями советских пехотин-

места, пошел, чтобы убедиться, а я вот сюда, цев, артиллеристов, танкистов, Их интересо-

Е морю, думал к самому. краю подойти,

вало всё — и показания разведчиков, про-.

чтобы фактически убедиться. Я эту мысль никавших во вражеское расположение Ha

берег, Korda еше на ‘исходных стояли, ду- переднем ‘крае, и донесения партизан BF

мал: к самому морю подойду и ногами туда» тлубокого немецкого тыла.

стану. Но вот ноги помыл и сейчас думаю
с вами вслух.

Противник был в достаточной степени
изучен, когда в воздух поднялись пары,

Я, может, сейчас немного не при себе, по-   четвёрки, восьмёрки свободных охотников-

сле бою все-таки. Говорю вам и знаю,

что   истребителей Ерёмина, Морозова,

Савиц-

каждому слову нужно совесть иметь, ая так   кого, › Дзусова, Гейбо и штурмовики-охотни-
без разбору и сыплю, хочу сдержаться и не   ки Панычева, Чумаченко.

могу, и, может, самое главное, что у меня
вот. тут в сердце. есть, я вам и не прогово-
рил как следует, но вы. же сами гору виде-
ли, ках напта сила истолкла ее вею в поро-

шок, какая она вся истолченная» Ехали
ведь через Hee, No белой пыли у вас вижу,
что ехали. об’ясните вы мне, может,

знаете, где есть еще. такое место, которое  8 плохую — сидит в облаках ‘и, временами.

Свободный . охотник-истребитель — это
подлинный рыцарь воздуха, лётчик, чьё
беестралиие, находчивость и хитрость дол-
жны соперничать” с ето `лётным- мастер-
ством. В хорошую погоду охотник висит
под ‘солнцем, ‘оставаясь незамеченным,

вот эти солтаты, =—они сейчас о улицам  выглядывая из кромки, терпеливо поджи-
ходят, всё на Севастополь удивляются, —   Laer добычу. Он должен всё видеть первым,

пройти не смогут!
Я вам и свой и ихний путь об’яснил.

Есть у меня такая: вера. что нет теперь та-.

нападать — только внезапно, бить —
только наверняка, с. одной очереди.

«Охотничий сезон» в Крыму открыли

кого места на немецкой земле, ни тде-ни- лётчики Куликов и Гаврилин, разбив эше-
будь с ними рядом. чтобы мы его насквозь   лон нз перегоне. Вылетевшие на охоту три

пройги не могля! И решил я‘вейчас так:   последующие пары истребителей Ерёмина

как то самое главное последнее место прой-
ду, сяду на самом послелнем краю, всё пе-
речту, всё припомню, гле прошел, как про-
шел, и будет приятно это послушать, потому
что очень приятно народу про себя всё
сполна знать, чтобы в гордости своей чистой
навсегда, навечно утвердиться. И совесть
свою перел всеми наролами тут на выказе
показать. И перед товарищами, которых
кровь камни здесь в‘себя впитали, мы все-
гла теперь в чистой совести останемся.

Васильчиков помолчал. снова: закурил,
поглядел на море, потом вытер полой лине-
ли ноги, обулся. встал, поправил на плече
ремень автомата и вхруг застенчиво попро-
сил:

— ‘Только вы про меня ‘чего-нибудь 069-
бенного не подумайте, я. же даже не в пер-
вых рядах шел, только иногда выскакивал,
вы бы других послушали, настоящих ребят,
есть у нас такие, только разве они будут
рассказывать. Это я так вот тут для раз-
говора. на ветерке посидел, ну вот значит
и отлохнул. Счастливо оставаться!

Попрощавитись, Васильчиков поднялся по
нагретому солнцем камню набережной и ско-
ро скрылся из глаз в гуще идущих по сева-
стопольской улице таких же, как он, опы-
ленных, покрытых пылью бойцов.

Севастополь, Ы мая. (По телеграфу).

‚ дурашилов — Ишханов

& co nteee Don, cee

ие АЕ иное

Pore Е. Халдея и Б. Вельяшева. (TACO).

he PE lacie a)

наделали немало бед B емким nell:
ском тылу. Пара` Егорович as Дугин рас-

стреляла у одного из раз’ездов паровоз и

подожгла 6 головных вагонов; на соеел-
нем перегоне mapa Балашов — Макаров:
прошигурмовала эшелон, а на третьем Аб-
перехватили о на
‚ходу состав из 40 ‘вагонов и вызвали в
нём 5 очагов пожаров.

С этого началось...

Охотники выследили воздушную траве»
немецкой транепортной авиации, по кото
рой враг перебрасывал: в Крым. о6обо важ-

ные грузы и перевозил офицеров и: чиноя-
ников `разбойничьей оккупапионной алмя-.
нистрации. На Кинбурнской» косе была
организована засада отборной груплы‘охо-
ников под командованием ‘дважды Героя
Советского ‘Союза Покрышкина. Взлэтая и
имировизнрованного аэродрома, своболвые
истребители за 19 суток поймаля здесь в
воздухе, сожгли и сбили 30. немецких:
транспортных самолётов. —

Ло появления О охотников в
небе Крыма группы: немецких бомбардиров-
щиков часто посещали нане передний ‘край,
подвергая его бомбардировке с пикирования.
Не не прошло и месяца боевой деятельности.
‘охотников, как немнам пришлось отказать-
‘ея от этой тактики.

Высокий наступательный дух, которым.
были охвачены наши лётчики с первых
‘либй своего появления в небе Крыма, 0г0-
бенно ярко сказался в Тех ударах, которые
‚изо дня в день получала немецкая авиания
‘на земле. Ибтребители и штурмовики, вне-
 запно налетая на занятые немцами аэродро-
МЫ, ЖГЛИ и уничтожали самолеты врага.

За 4-месяца охоты истребители: сбили.
в вездухе 91 немецкий самолёт; сожгли на’
‘аэродромах 53 и вместе го Рурмовиками.
и ночниками сожгли и. `подбили 54 танка,
10 бронемашин, 42 паровоза, 150 вагонов,
1.833 автомашины, 4 баржи, 3 катера.

Немцы, перепуганные действием нантих
свободных охотников, прозвали“ «Тетающи-
Mi Фердинандами» истребительные. манги-
HB, Ha которых появляли в воздухе
дважды Герои Советского Союза Алелюхин
и Покрышкин, Герои- Советского. Союза
Амет-Хан Султан, Лавриненков, Ефремов,
Балашов, Кочетков. Многочисленная и бле-
стящая   плеяда молодых _ истребителей. и
IITYPMOBHKOR прива. от етен Сталинграда
к бастионам Севастополя когортой бывалых
воинов, закалённых в. воздушных. схватках,
бомбёжках и штурмовках на земле. .

Наша авизция в Крыму буквально тёр-
роризовала ме _Яители районного го-
родка Курман-Вемельчи рассказывали мне:

«Из налнего района немцы погнали на.
рытьё Ишуньских укреплений 1.200 муж-
чин и 792 женщины. Днём нае содержали
в землянках и ‘бараках, не нозволяя `нока-
зыватьея наружу. В пять часов вечера нас

выгоняли Из латеря.. Путь. в месту работ

отнимал три C ‘половиной Часа. И мы Шли“

туда под охраной мелкими группами. Рабо-
тали только. ночью, так как немцы очень,
боялись советской авиации, которая висела
над их. головой, не давая им ни отдыха, ни
передышки. А румыны, — те просто ВЗДЫ-.
хали: «0х, ох!.. Когда окончится этот ад
и ‘нас отправят домой...» в

когда ан ‚артиллерийская канонада
на берегу Сиваша и Перекопском перешейке,
у Джанкоя и Симферополя, наконец, у Сер
стополя.

Необычное зрелище мы наблюдали. на
степных аэродромах штурмовиков и истре-
бителей. Ударные групны трозных «Илью-
  шиных», появляясь над собственными аэро-
  дромами, с рёвом пикировали на свои сто-
янки, «расстреливая» их^из ‘пушекии пу-
лемётов. «ИЛы» труппы подавления  ата-
ковывали свои зенитки, ведя ураганный
«отонь». А над НИМИ «дрались» ‚истребите-

У Севастополя, Foner немедкое-сулио, положжеённое советской рнеадисй.

`Фото Е. Халдея в Б, Ветвятшеда. :(РАСЮ.

1 чецова. Hama авиация била и топила, ‚ Суда.

ли сопровождения, отеекая ВНИИ врага;
‚ Шла суворовская учёба ‘авиации разы-
трывались сражения, которые готовились
дать врагу на его аэродромах наши истреби-
тели и штурмовики.
`Одновременный массированный Удар. по
‘аэродромам ‘противника был нанесен, в ве-
‚Чер, предшествующий штурму ворот Крыма.
Мужественные, бывалые офицеры Фидий=
‘ов, Тюленбв, Анисов, Суклышкин, “Goma
‘ский, группы истребителей под’ командо-

Banuem Попова и Ерёмина минута вомину-

ту появились над. немецкими. Эрве
‘застав врага BPACHIOX.. 01 с: Моня
-Этот. удар Зорого обошёлся немцамо враг
‘потерял 36. самолётов, и это не. замедлило
сказаться. Когда на следующее утро ‘заго-,
ворила ‘наша артиллерия и пехота поднят.
‘лась на штурм Перекопекоге перешейка. и
 Сиваша, в синем крымском небе мы не на-.
шли ни одного вражеского самолёта. Mex
тем какой ‘огромный вред могли бы причи-
нить немецкие бомбардировщики ‘Hania, вой”

скам, скопившимся на небольшом” ntdifaprte,
тде сама земля, казалось, шевелилас 5 oT 60
бравшихся на ней людей. т

Не раз случались эпизоды, - < харайеериу-!
ющие высокий моральный дух напгих Слет
чиков. _

‚ Истребителя Иосифа Croma и на.
вражеской Территории. К нему на выруч-
ку поспешил штурмовик Милонов. _ 60.
‘стрелком старшим радистом Хирным. Ho
при посадке самолёт Милонова повредил
левую плоскость.

`В трём советским лётчикам, находящим-
ся на, земле, подсел ведущий труппы
JUTYPMOBIKOB Терой Советекого Союза: лей-
‘Tenant, Демехин со стрелком. Разгоняевьем
Пока он усаживал своих боевых друзёй”иа’
«ИЛ», лейтенант Клюзв и-етрелок-Главии?
‘сделали 15 кругов на бреющем, пумечнот
пулемётным огнём отгоняя немцев” ‘от` ие»
‘ста вынужденной посадки: ^ ea

Волнующее зрелище представляло синее,
‘небо Крыма в дни авиационного наступне
‘ния. В: весеннем воздухе, подернутове обла-
ками, появлялись мощные ‚ соединения.
«ИТов», наносившие волна за волной мас-
сированные удары по немецким укрепле-
HAM. :

Нам довелось через день ноеле олного- из
таких ударов-осматривать поле сражения:
оно было превращено в хаос из исковеркан-
вого. металла и. разорванных OAQRCTCE RMN
Tex.

Враг бежал и поспешно. ere На
аэродромах были оставлены” нетронутыми
запасы б0мб, склады с горючим. В одно
‘ил гаражей аэродрома, на котором базирова-.
лась группа истребителей 3-й эскадры Yyor,.. 3
мы сняли с поспешно брошенных офицер-
ских легковых автомобилей шёлковые Флаж-.
ки с опознавательными знаками ‚преслову-
той немецкой эскадры. => —ъ

Специально выделенные. комендатуры ба-
тальонов авиационного обслуживания были
посажены на автомашины и Ha колёсах
следовал в рядах передовых наступающих
частей. Являясь на брошенные: немцами
аэродромы, они в течение считанных 1 ‘часов.
подготовляди их для приёма нашей пере...
летающей в глубь Крыма. истребительной.
и штурмовой авиации. . а

Мы побывали на таких soponaman, Rn,
  терые` утро покидались немцами, а к 0бе-
‚ху. на`них стояли наши грозные «Якова:
вы» и вокруг кипела нормальная боевая с
жизнь. Здесь наши инженеры, немедленно”
исследовав торючее, подняли в’ воздух Be
заряженные трофейным бензином машияы”
и, проведя. ‘условный бой, признали 60
кий бензин абсолютно годным для о,
чтобы. бить им немцев. fiat x

Сотнанная с лучших аэродромов. Брымау
потрёпанная ‘и ‘измотанная в штурмовках”
на земле и в воздушных боях, поредевигая:
в своем составе немецкая авиация -собра-
ла остатки своих машин на три последние.
аэродрома в районе Севастополя, Разведка”
с воздуха, не прекращавшаяся ни. на. ‘дин,
Час, установила, что из румынских”. pros.

x Cesacroriom двигаются баржи и. ‘тране-.

е ыы с румынских аэродромов на. поеледт.,

ние немепкие ‘аэродромы в Крыму летят.
транспортные самолёты «Ю-53», Pheer
«Кондор». 2 5 т
‚ № приказу командования вновь И вновь”

; HOAHAINCH   B Воздух самолеты Савицкого и

Гейбо, Пруткова и Филина, Чуччева  и Вуз

14»
выходящие из порта, расстреливала... ‘скоп-

ление автомашин и войск. ROTODBIMG были.
  забиты вое дороги. на подступах. Е Севаото-

полю. ‘

Не было дня, wei па остававииеси pe
руках врага аэродромы He обрушивалиеь`
узары наших  лётчиков- -истребителей и’

штурмовиков. Не было ночи, чтобы мы не.

наблюдали. взрывов И огней пожаров, зы-^
званных . нашими бомбардировщиками_ в.
расположении врага. Ярким заревом они.
освещали подступы к прославленному. го-
роду-герою, указывая путь на Севастоноль

1 нашим пехотинцам, танкистам, рае

стам-
4-й Украянский фролт.