Грузииская литература

‘в дии Отечественной войны

Классическая литература Грузии была
всегда, в течение всей многовековой её
истории, глашатаем национальной гордости,
мужества и стойкости грузинекого народа.

Народные плэты вдохновенно воспеваля
роина, самостверженно борющегося за
ОТЧчиЗНУ:

Богатырь, в горах взращенный,
° Верный меч твой чужд покою,.
_ юбо в бой тебе врываться,

Сердце робости не знает —
лоётся в старинной грузинской песне.
Песни народа, стихи его поэтов отражали
народную борьбу за историческое бытие,
и кажлый уголок нашей Родины, каждый
поворот в её сульбе давал этим песням и
глихотворениям особые краски, тона, фабу-
лу. характеры.

Классики прошлого ‘столетия Николоз
Бараташвили, Акакий Церетели, Григол Ор-
белиани, Илья Чавчавадзе и Важа Пшавела
выразили свою любовь к отчизне во вдохно-
венных художественных образах. Дух пат-
‘риотизма искал воплощения не только в 0б-
разах бойцов и героев
в художественных изображениях чистой и
верной грузинской семьи, в образах матери,
сестры, возлюбленной, посылающей сына,
брата, любимого на подвиг во имя воее-
народного дела. Из поколения в поколение
вплоть ло наших дней передавалась память:
и о героях, положивших свою жизнь за от-
чизну, и о близких, воспитавших этих
героев, о среде. из которой они вышли. Три-
ста аратвинцев. девять братьев Xepxey-
лидзе, семь братьев Мачабели, Георгий
Caaxaise, Ираклий НП, мученица Кетеван,
Майя  Цхнетсвая и другие грузинские
герои прошлого, их мужественные матери,
веспетые в грузинской поэзии, — вот пре-
красный сонм наших вечных спутников,
сбразы которых вдохновляют нае тем силь-
нее. чем тяжелее исторические испытания.

С такой же любовью, как имена героев
й тероинь, грузинская поэзия сохраняет
названия меет и урочищ, где посисходили
бои и гле особенно щедро проливали свою
кровь грузины-воины: Марабдекое  ноле,
Аспиндзекое ‘поле; Горийская крепость,
Ерцанисское поле, Дили-Гори и многие дру-
гие равнины, ущелья и горы — свидетели
славных исторических битв...

Сохраняя наше героическое прошлое во
всей полноте его реальных черт, традиция
грузинской клаесической литературы даёт
сегодня новую силу патриотизму нашего
варода.

Великий Сталил призывает советских
людей вдохновляться в Отечественной войне
мужественными образами великих прелчов,
нести, как знамя, их освященную веками
славу. Народ внял этому призыву вождя.
Если подвиги наших героев фронта и
тыла в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками взвесить на. весах истории,
пела наших лней перевесили бы дела минув-
ших веков: полвиг ныне стал всенародным
явлением. Современные поэты должны воб-
петь героический подвиг всего народа.

Грузинекие поэты и писатели наших
‘дней попытались увековечить в своих
произведениях славные деяния воинов,

вставших на защиту Советской Родины, сы-
нов великой семьи братских наролов. Стихи
Г. Леонидзе, И. Мосашвили, И. Гриша-
швили, Ир. Абашидзе, В. Валалзе, А. Маша-
иивили воспевают незабвенных героев 0те-
чественной войны: двадцать восемь панфи-
ловцев, Канкава, 3010 Космодемьянскую,
Шаламберидзе... Навеки запечатлевая образы
героев и их дела в народной памяти. поэты
‚становлтея хранителями и певцами лучших
народных чаяний.

Каждый уголок, каждая пядь советской
земли, прославленная подвигами народа,
бесконечно лорога, сердну грузинского поэта.
Преклонение перед героем-наролом,  перел
священной землей нашей Родины породило
блестящие стихотворения Г. Табилзе и
А. Абашели о Ленинграде. стихи А. Маша-
швили о Сталинграде и фенинграде, стихо-
творение Х. Вардошвили «Сталинград». Ra-
ждый советский город-воин вошел органиче-
еки в творческую биографию’ поэта. Любовь
к родной советской земле выявнлась в гру-
зинской литературе е больнюй внутренней
‘зравлой и силой. Победа рожлает’ песню,
обращенную к народу, к творцу и вдохнови-
телю побед-—к Верховному Главнокомандую-
щему товарищу Сталину.

Произведения поэтов, писателей духовно
вооружают наш народ; Очерки и статья
Г. Кикодзе, К. Гамбахурдия, Ш. Дадиани,
Л. Киачели. А. Кутатели и Д. Шенгелая ©
такою же силою влияют на народ, как и
поэтическое слово. Высокое патриотическое
чувство вдохнуло новую жизнь в наше
творчество. Никогда еще не было у совет-
‘свой трузинской литературы столько чита-
‘телей, как в дни Отечественной войны.

Особенную любовь и популярность стя-
жали стихи, которые были созданы на полях
битвы или на основе живых и ‘глубоких
впечатлений, принесенных с полей битв.
Эрезвычайно живой отклик вызвали стихи
Г. Леонидзе «Не скорби, мать», «Капитан
Бухаидзе» Ир. Абашилзе, «Артиллерийская
дуэль» Карло Каладзе, очерки и новеллы
К. Лордкипанилзе, Г. Натротвили и Р. Гве-
тадзе.

Песни. сложенные на полях сражений,
народ подхватил, и некоторые из них паспе-
ваются уже как народные песни. Стихи,
созданные поэтами-бойнами М. Геловани,
А. Гомиашвили, С. Исиани, Ш. Амисула-
швили, С. Жгенти, Р: Маргиани и другими,
или с полей сражения в тыл как боевые

‚ призывы, проникнутые жаждой победы. Та-
лантливые молодые поэты Исиани и Жгенти,
вооруженные песней и автоматом, пали
смертью героев на поле брани...

Koria жестокий враг подошел к подножью
Кавказа, ворота Ларьяла обратились. в не-
приступную крепость. Прибывший по пору-
чению товарища Сталина товарищ Берия
укрепил мощь кавказских твертьтнь.

Кровавый палач Гитлер хотел предать
огню край, гдё пели Шота Руставели,

он живёт также

Дм

Николоз Бараташвили и Акакий Церетели,
покорить торы, тде раздавался орлиный
клёкот Важа Пшавелы, впрячь в ярмо народ,
который учил любви к отчизне Илья Чавяа-
Base, осквернить места,
великих русских гениев Пушкина и Лермон-
това... Но орды захватчиков потерпели же-
слокое поражение у Кавказеких предгорий;

защитники Фавказа, вдохновленные гением

великого полководца, вписали блестящие
страницы в героическую летопись Отече-
ственной войны?

Грузинские писатели стали в ряды за-
щитников Кавказа, их голос слился со 3B0-
ном советского оружия.

Ноэт старшего поколения Ал. Абашели
пишет в эти дни замечательное стихотворе-
ние «Не подпускай, бей врага!». В эти же
лнй возникла поэма А. Машашвили «Каз-
бек». В эти дни в творчестве грузинских
писателей с особым величиех выразилась
несокрушимая вера в победу. Г. Абашидзе
дал в позме «Мепобедимый Кавказ» мону-
ментальные картины обороны Кавказа.

Рассказ 1. Шенгелая «Мерхеула» с боль-
птой любовью к народу отображает жизнь
тыла в эти дни. Тому же этату Отечествен-
ной войны посвящена тероическая драма
©. Клдиашвили «Оленья тропа».

В конце ХУШ века полчиша Ага-Маго-

‘мет-хана подступили к стенах Тбилиси, рас-

считывая завлалеть городом и разгромить
его. Тогла триста арагвинцев поклялись
умереть, если Тбилиси падет, и, причастив-
итись землею родного города, кинулись Ha
врага. Все триста героев сложили свои т9-

ВдОХхНовлявШиИе`

ловы за родной город. Такая же тотов-

ность К самопожертвованию была проявлена
сынами советской страны в лни Отечествен-
пой войны — под стенами Севастополя, на
подступах к Москве, в Сталинграде, в тран-
еях и блиндажах оборонительной линии
Ленинграда и на склонах Кавказского хреб-
та. Грузинские бойцы, подобно русским и
украинским их братьям, по примеру араг-
винпев. защищали подступы к городам Со-
ветского Союза на всем огромном простран-
стве от Велого до Черного моря. Герои Со-
ветского Союза Пирмисалтвили, Лурсмана-
швили, Цицишвили призывают своими
подвигами народ к славным делам во имя
чести, независимости и свободы Родины.

Так перекликаются в дни Отечественной

войны великая история народа и Halla CO-

ъетская действительность, и чуветво ието-
рии органически слилось с восприятием
живой лойствительности. Этим  чуветвом
был проникнут писатель-академик В. Гам-
сахурдия. когда писал большое полотно о
Давиде Отроителе. Это же чувство влохно-
вляло (. Шанииашвили в работе над исто-

рической пьесой «Врцанисские герои». Ро-

ман «Лицом к лицу» А. Кутатели изобра-
жает борьбу нашего народа за советскую
власть. «Жизнь Габашвили» А. Белиашвили
в художественных образах показывает исто-
рические корни братской дружбы русского и
трузинского народов. Bee эти произведения
напиганы в тоды Отечественной войны.
Творческая энергия грузинских писателей
не ослабевала в эти трудные годы, они рабо-
тали, ставя перед собою высокую цель —
стать достойными  герончеекого нашего
фровта и тыла.

В прошлом году в историческом письме
бойцов-грузин к трудящимся Грузии налпи
воины с большим удовлетворением отмеча-
ли героическую работу тыла, любовную.
заботу матерей, сестер, жен, детей и от-
цов о фронте и фронтовиках. Они горлят-
ся трудом своих семей и с большой лю-
бовью читают произведения наших пиея-
телей о жизни их близких в тылу. 3

Вот почему получили такой живой от-
клик цикл стихов «Осень в Кахетии»
К Чичиналзе и стихотворения И. Гриша-
швили, посвященные грузинским женши-
нам.
( теплым чувством написаны лириче-
ские стихотворения Ш. Абхаидзе и` В. Га-
бескирия, влохновленные любовью и друж-
бой, крепко связывающие воинов с их
семьями в общем народном подвиге. Терои-
ческие трудовые будни показаны в книге
К. Лордкипанилзе и И. Мосашвили «Мы
видели их», в стихах Мариджан, С. Эули,
В. Горгадзе.

Трозные дни Отечественной войны еще
крепче сплотили сталинсвую семью совет-
ских народов; кровь, пролитая на полях
битвы нашими воинами, еще сильнее скре-
пила это нерушимое братство... Корни этого
большого, священного чувства уходят в
историческое прошлое иаших народов, не раз
ив былые времена сражавшихся плечом к
плечу с общими врагами. В годы советской
власти, в годы ттроительства новой жизни
большевистской партией были созданы все,
условия для развития всех республик Совет-
ского Союза, расцвета их культуры, могучей
братской дружбы народов, которая в дни
войны блестяще выдержала все испытания.
Словно неодолимая твердыня, великая семья
советских народов преградила путь озвере-
тому врагу, громит и гонит врага с нашей
земли. Великая ленинско-сталинская дружба
наролов является одной из основных тем
трузинской советской литературы последних
лет. :

Произведения“ советских грузинеких поэ-
тов и писателей проникнуты любовью к
Родине, народу, ненавистью к врагу и
непоколебимой верой в победу. Наши поэ-
ты воспевают героическую Красную Ap-

MHIO, великую . советскую  отчизну и
организатора блестящих побед великого
Сталина. *

Однако мы ясно сознаем: то, что еде.
лано нами. — лишь начало. Наша великая
эпоха требует напряжения всех ваших
сил, неустанного труда, постоянного совер-
шенствования, еще более тесного сплоче-
ния общих усилий в достижении великой
цели беззаветного служения нашему герои-
ческому советскому народу, нашей Роди-
не — Советевому (Союзу. з

Симон ЧИКОВАНИ.

Вечер грузинской питературы в Москве

Вчера в Москве состоялся‘ вечер грузин-
ской литературы. Это была первая за врз-
мя войны встреча московских и грузинских
поэтов и писателей. Присутствовали вид-
нейшие русские писатели и поэты.

После вступилельного слова Н. Тихоно-
ва с докладом о грузинской литературе в

дни Отечественной войны выступил Леван,

Асатиани. Он обрисовал творческий путь
грузинской литературы, дал характеристи-
ку художественных произведений. Грузин-

ские поэты познакомили писателей со сво-
ими произведениями. В заключение состоял-
ся концерт мастеров искусства, исполнивших
грузинские ‘произведения.

Писательская общественность столицы
тепло встретила своих гостей. Творчество
грузинских поэтов и. писателей вызвало
большой интерес.

Сегодня в Колонном зале Дома союзов
состоится второй вечер грузинской литерз-
туры.

они могут отказаться от участия в фонде.

‚риях в деле

Дебаты в английском парламенте по поводу плана
создания международного валютного фонда

ЛОНДОН, 11 мая_ (ТАСС). Как передаёт
агентство Рейтер, азглийский манистр фи-
нансов Андерсон заявил 10 мая в палате
общан, что ачглийское правительство не на-
мерено возврашаться к золотому стандарту:
В своём выступлении во время дебатов по
недавно опублиховаюнюму международному

валютному плану Андерсон заявил: «Я счи-

таю, что в действительности взгляд, соглас-
но которому этот план. каким-либо образом
связан ©. возвращением к золотому стандар-
ту, совершенно вг обоснован. Безусловно,
нынешнее азглайское правительство. этому
полностью воспротивилось бы».

По жловам Андерсона; план предусматри-
вает необходимость установленного парлте-
та. Лолжев сушествозать признанный все-
ми механизм приспособления валютных кур-
сов различных стран по отношению к ва-
люте отдельной стоаны, в том числе по от-
ношенаю к валюте. СНТА, ‘основанной ва
золоте. Поэтому составлен план урегуляро-
вания паритета валют отдельных стран,
в крайнем случае на базе золота, План
имеет целью облегчать приспособление ва-
лютных курсез 8 тех случаях, когла во3-
никля глубокие нарушения ‘разновесия в
валютном обмене, главным образом в. связи
с тем, что отношение одних валют к дру-
тим Перестало соответствовать ценности
этих валют в товарах и услугах.

Указав, что английское правательство не
приняло на себя някаких обязательств, Ан-
дерсон подчеркнул, что этот вопрос требу-
ет самого тщательного изучения. Упзавле-
ние валютным фондом должно работать
совместно с центральными банкамч. Соеди-
ненвые Штаты могут внести свою квоту
полностью в зслоте. Фонд должен быть со-
ставлен в основном в национальных валю-
тах с некоторой долей золота. Он предназ-
вачен для того, чтобы предоставлять воз-
можность для укрепления валюты. В соот-
зетствил < планом одна нация сможет рас-
платиться со своим долгом с другой стра-
ной, предоставляя последней право на пра-
надлежащие нации деньги или экспорт.
Разрешенае членам. фонда выходить из Hero
было предложено потому, что было сочтено
бесцельным пытаться оулерживать какой-
лабо народ в составе участников фонда про-
тив его воли, и потому, что малые народы
охотнее присбелачятся к этому р если
чм будет известно, что в крайлем( случае

Что касается стерлингового блока, то, пс
словам Андерсона, английское праватель-
ство не будет благосклонно относиться к
каким-либо плавам, могущим нарушать
взаимоотношения между государствами, 05-
единёнными соглашением
блоке. Этот вопрос‘ был полностью уточнён
з` переговорах с Соединённымя Штатами. Я
заявляю категорически. сказал Андерсон.
что, обсуждая этот план, мы дали ясно по-
нять представителям Соединённых Штатов,

о стеоланговом

что мы ставим принятие плана в зависимость

от выполнения этого условия. Только при
его прянятыи мы были бы готовы присоели-
ниться к этому плану.

По. словам Андерсона, план, конечно,
признал золото ценным товаром, но Англия
це может предложать Соединённым Шиа-
там. отказаться от их положения на рынке
золота. «Для нас чрезвычайно важно при
дальнейшем рассмотрении этого плана или
дальнейшем его разватил принять все воз:
можные меры, чтобы не поддаться тенден-
цеи благосклонно отнестись к. какой-лябо
валюте только потому, что она опирается
на золото». «Мы желаем дружественного со-
трудничества с Соедаинённыуи  Шиатами;
однако мы не желаем находиться в таком
положения, при котором если бы с Сселн-
назчыми Штатами, к несчастью, произошла
беда; то нам пришлось бы также
петь крах и страдать вместе © чими».

Андерсон” заявил, что английское прави-
тельство ни в коем‘ случае не взяло. на себя
каках-лябо обязательств в отношенаи пля:
на. Оно рекомендовало продолжать’ ”пере-
говоры < целью притти к международному
соглашению по вопросам валюты. у

Он отметил также, что Англия не желает
повторёния бури, пережитой ею в 1933 году.
когда она отошла от золотого стандарта.
Если предложения плана не привязывают
Англию к золоту и не требуют, чтобы она
взяла на себя обязательства, превышающие
её силы, тогла этот план сможет послужить
базой для дальнейших переговорэв.

Выступивший в дебатах консерватор Лам-
берт Уор заязил: «Есля мы желаем, чтобы
США аграли свою роль в осущшествлекич
какого-либо международного финансового
плана, то некоторая степень привязанности
к золоту почти неизбежна».

По’ словам ‘лейбориста Шинуэлла, если
бы правительство поставило вопрос о плане
н: голосовавие в порядке вотума дозерия,
то он голосовал бы против него. Однако
Шинуэлл рекомендовал правательству про-
должать работу в этом ваправленки, но
проявлять чрезвычайную осторожность.

Фикансовый эксперт либерал Шустер со-
гласился с Шинуэллюм. По его словам, Ан-
глия не может согласиться < планом, если
только она не возьмёт на себя гораздо. более
далеко идущие обязательства в отношении
торговли. о

Лейборист Страусс выразил пожелавае,
чтобы переговсры между экспертами про-
должались в надежде, что они придут к
лучшему результату, чем нынешние предло-
жения.

Затем палата общин приняла выдвану-
тую консерватором Эллистом резолюцию
гласящую,. что недавно опубликованное за-
язлепяе O пранципах валютного фонда
прелетавляет собой подходящую базу для
дальнейшей международной консультации
в целях улучшения валютного сотрудниче:
ства после войны.

Американские газеты о Банке международных расчетов

НЬЮ-ЙОРК, 10 мая. (ТАСС). 7 мая га:
зета «Нью-Йорк таймс» поместила на фя-
нансовой странице передовую статью, в.КЭ-
торой говорятся: «Несмотря на войну, 22
мая Банк международных расчетов прове-
дет в Базеле свое 14-е ежегодное собра-
ние». На этом собрании будут’ присутство-
вать представители некоторых союзных
стран, а также держав оси. «Согласно
программе,  председательствовать будет
председатель Банка международных расче-
тов американец Маккитрик, а директора
об`явят размер дивидендов». Ссылаясь на
статью советского экономиста Трахтенбер-
ra, «Нью-Йорк таймс» признает, что дер-
жавы оси и страны, находящиеся под их
господством. контролируют 71,7 проц. ак-
ций Банка международных расчетов. Газе-
та признает также справедливость слов
Трахтенберга о том, что после оккупации
нацистами Праги Банк международных
расчетов содействовал передаче‘ Германии
6 млн. фунтов стерлингов чехословацких
Фондов. Однако, как утверждает газета,
банковские круги оспаривают утверждение
Трахтенберга, что нэкотерые финансовые
круги постоянно сотрудначают с держава-
ми оси и, несмотря на войну, не желают
порвать отношения с германскими деловы-
ми группами.

Комментируя статью «Нью-Йорк таймс»;
обозреватель «П. М.»
заявляет в сегодняшнем номере газеты, что
он, может быть, «слишком глуп, чтобы по-
нимать возвышенные потребности междуна-
родных финансов», но он тем не менее на-
ходит скандальным об’явление о собрании

‚Банка международных расчетов. В момент,

Стоун ‘иронически

когда американская и английская молодежь
готовится к вторжению в Европу, «кажет-
ся почти непристойным и циниЧ%ым, что
представители американских и английских
банкиров сядут рядом с германскими и
японскими банкирами, чтобы разделить с
ними процентный годичный дивиденд».
Kak в английском парлзменте. таки в
американском конгрессе, продолжает Сто-
ун, раздавались протесты против участия
С5’единенных наций в Банке международ-
ных расчетов. В. марте проньюго года член
коигресса Коффи внес в палату представи-
телей: предложение расследовать тот факт,
что в. Банке международных расчетов

‚ прелседательствует‚ американский банкир, а

также «не используется ли Банк между-
народных расчетов для осуществления на-
мерений и целей держав осн». Однако ко-
миссия’ законодательных предположений
пглаты ‘представителей положила резолю-
цию Коффи’ под сукно. Федеральный ре-
зервный банк Соединенных Штатов Амери-
ки в отличие от центральных банков дру-
гих Об’единенных наций не входит в Банк
международных расчетов. Государственный
департамент заявляет, что он не давал аме-
риканским банкирам паспортов для проезда
в Базель, однако в базельском собрании
участвует группа представителей частных
банков, возглавляемая  «Фэрст о нэшенел
бэнк оф Нью-Йорк».

В заключение Стоун пишет: «Мы просим
нейтральные страны порвать отношения ©
державами оси. Мы призываем наших сол-
дат разгромить их. Но над битвой англо-
американские банкиры продолжают делить
с державами оси свои: 6 процентов».

с

Создание службы гражданского управления
при штабе экспедиционных сил союзников.

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Английское: - Перед началом
что   солдатам каждого подразделения службы

министерство информации сообщает,

вторжения офицерам. и

при штабе экспедиционных сил союзников! «Г-5» будет указано, какая деревня, город,

создана новая служба —— служба граждан-
ского управления, представляющая собою

отдел штаба экспедиционных сил союзни-

ков. В состав нового отдела входит вз-
сколько тысяч офицеров и солдат амери-
канской, английской и канадской армий.
Название этого отдела — «Г-5». В пред-
стоящем вторжении в Европу его задачей
будет «оказание ‘помощи национальным
правительствам на освобождённых террито-
восстановления нормальной
гражданской жизни», а также сообщение
правительствам взглядов верховного глав-
нокомандующего по гражданским вопросам,
Задачей этой службы в Гермачии явится

установление военного управления в райо-

нах, входящих в сферу, ответственность за
которую в ‘период военной оккупации ле-
жит на верховном. главнокомандующем,

- Bo главе отдела <«Г-5» находится гене-
рал-лейтенант Грасетт, являющийся помощ-
ником начальника штаба экспедиционных
сил, который одновременно является руко-
водителем отдела связи с союзными пра-
вительствами, Его помощником является
американский бригадный генерал Холмс.
Бригадный генерал Макшерри (американец)
является начальником оперативного отдела
службы.

Министерство информации указывает, что

‘лачный состав «Г-5» проходил обучение в

течение многих месяцев в специальных
секретных школах в Англии и США.

К назначению Форрестола

ВАШИНГТОН, 12 мая. (ТАСС). В связи
с назначением Форрестола морским минист-
ром США американская печать сообщает
некоторые данные о его прошлой деятель-
ности. Форрестол ‘родился в 1892 году.
Окончил Принстонский университет. В пер-

посёлок или район им предназначевы. Как
только предназначенный район будет осво-
бождён союзниками, подразделение присту-
пит к работе. Личный ‘состав этой органи-
зации будет «следить за тем, чтобы про-
блемы гражданского управления не меша-
ли операциям воинских частей Он мобили-
зует гражданские ресурсы для оказаняя

помощи союзникам. Гражданские. потребно-   Е
  ров, собравшийся сегодня в Южной Италии

под председательством маршала Бадольо и

сти будут удовлетворяться в той мере, в
какой это будут позволять военные `опера-
ции». Работники этой службы будут ocy-
ществлять военный кочтроль, который
сильно отличается от фуньций «военного
правительства» или АМГОТ, как называли
его в Италии. Военный контроль будет со-
храняться только на то время, когда это
будет требоваться военными операциями.
В Англии, США и Канаде накоплены
запасы продовольствия для освобождённых
территорий. Однако перевозка их будет за-
висеть от потребностей военных операций.
В Германии работа и политика службы
«Г-5» будут совершенно отличными. Там
служба «Г-5» будет осуществлять полное
тосподетво ‘и контроль в форме военного
правительства. Оно не будет называться
«AMIOT», однако работа этого правитель-
ства будет весьма сходна с деятельностью
АМГОТ. Короче говоря, в Германии «будет
осуществляться командное
вместо консультаций и соглашения. Гитле-
ровцы будут устранены, как только союз-

ники войдут в данный район».

морским министром США

потер-,

Мексиканская п

МЕКСИКО, 11 мая. (ТАСС). Все мекси-
канские газеты на первых страницах под
огромными заголовками опубликовали сооб-
шение о занятии Севастополя советскими
войсками. В заголовках и комментариях га-
зеты подчёркивают о историческое ‘значение
новой блестящей победы советской страте-
гии. Военный обозреватель газеты «Эль уни-
версаль» пишет, что, освобождение совет»
скими войсками Севаётополя является при`
знаком того, что «вскоре начнётся восста-
новление карты Европы, изуродованной Гит-
лером».

ЛОНЛОН, 12 мая. (ТАСС). Алжирское

радио «Франс» сегодня в полдень сообщило

о том, что опубликовано следующее специ-
альное коммюнике штаба главнокомандую-
шего ссюзными армиями в Италии генерала
Александера: .
«Перегрупиировка союзных армии. В Ита-
лнн к настоящему времени успешно закон-
чена без номех со стороны противника. Опе-
рация приКрывалась непрерывными воздуш-
ными бомбардировками и действиями патру-

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер при
штабе войск союзников в Италии с00б-
щает, что сегодня генерал Александер OT-
дал приказ по войскам в связи с началом
нозого наступления в Италии. :
В праказе отмечается роль союзных войск
на итальянском фронте, которые «заслу-
жили признание всего мира и благодарность
‘нзш ах русских союзнаков».

руководство

вую мировую войну Форрестол был лётчи:
ком морской авиации. До 1940 года он яв-
лялся президентом нью-йоркской банковской
фирмы «Диллон Рид компани». Печать от-
мечает, что Форрестол — член демократиче-
ской партии.

Бегство финнов в Швецию
СТ”КГОЛЬМ, 12 мая. (Т УСС). По сооб-   Финляндии в Шзецию финнов, в частности

шению Шведского телеграфного агентства,
за последние дни

финских солдат. Лишь за несколько дней
через пролив Квархен в один из пунктов

усилилось бегство из   Швеции прибыло на лодках 47 финнов.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,
oe ево, Ивостранного — Л 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети —Д 3-15-47; Литературы и искусства —

62132.

40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —
Д 3-33-73; Боевного, — Д 3-37-63; Секретари

Типография газэты «Правра» имени Сталина.

ской 5-й армии
достижения в боях против немецкой
зии «Герман Геринг».

Д 3-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-43; Пронагандь — -33-я?2.
ат — Д 3-15:64; Сбтдел об’явлений — Д 3-30-12. 0 ый

«Вооружённые силы союзников, — TOBO-
рится в приказе,— в настоящее время со:
средоточиваются для решающих сражений
На море, на суше и в воздухе, чтобы со-

крушить противника раз.и навсегда: С во-

стоха и с запада, с севера и с юга roto

«Город, ставший символом в анналах историю

ечать о занятии Севастополя советскими войсками

Приказ генерал

13. МАЯ 1944 г., №1115 (9572)

ИЕ cane

=e

Sri dele wees A

Газета «Новедадес» отмечает, что «ве
Крымский полуостров очищен от немцев в
результате молниеносной кампании». Janno.
матический обозреватель газеты «Новедадесь
пишет: «Русские после сравнительно корт.
кой осады овладели крепостью Севастополь,
за. многомесячную осаду которой немцы
ранее заплатили бесчисленным количество
жизней своих солдат и офицеров. Советским
армиям в результате блестящей победы уда.
лось вырвать из рук врага город, который
является для них не только стратегически
важным, но и символом в. анналах историн»,

ое
Военные действия в Италии

Войска союзников перешли в наступление

‚лей на всём протяжении фронта. Массовая

сложная переброска войск и техники п
железным. и шоссейным ‘дорогам успешю

выполнена, Несмотря на плохую погоду

трудные ус ;
завершена в установленный срок, 5-я и 8л

армии под командованием генерала Arex.
поддержке средиземноморски

сандера при
тактических военно-воздушных сил сэюзни.

ков начали наступление против укреплённой

линии Густава в 23 часа 11-го мая».

а Александера

вятся удары, в. результате которых посл.
  дует окончательное уничтожение нацисто»
это вновь принесёт свободу Европе ,
ускорит наступление мира для всех ва.
Нам, находяннимся в Италии, выпала честь
нанести ‘первый удар. Мы готовимся раз
бить немецкие армии в Италии».
Отметив, что «битва будет тяжело
ожесточённой и, возможно, долгой», гене
рал Александер заявляет, что наступаь
шие войска будут поддержаны авиацией,
«имеющей превосходство над врагом», 1
также артиллерией и танками, «числе

ловзия местности, перегруппировка

выд

ность которых далеко превосходит сре

ства немцев».

Предложение Рузвельта о новых ассигнованиях на нужды армии

ВАШИНГТОН, 12 мая. (ТАСС). Рузвельт
обратился к конгрессу с предложением ас-
сигновать на нужды американской армии в
следующем бюджетном году, начинающемся
1 июля 1944 года, 15.676 млн. долларов. В
заявлении, опубликованном по этому поводу
Белым Домом, указывается, что правитель-
ство США считает, что к концу нынешнего
бюджетного года армия будет дополнитель-
но располагать неизрасходованными фондами
в сумме 33,6 млрд. долларов. Таким обра:
зом, если конгресс одобрит предложение
Рузвельта, бюджет американской армии на
следующий бюджетный год будет состав-
лять 49,3 млрд. долларов. A

Бюджет состоит из следующих статей:
выплата жалованья и расходы по переезду—

12.690 млн. долларов;  продовольственно
снабжение армии — 2.899.251 тыс.; обму.
дирование—1.726.600 тыс. долларов; обще
закупки—681 млн. долларов; на нужд
транспортного корпуса—1.878.677 тыс. до
паров; на нужды корпуса связи — 2.546 мл.
долларов; на нужды — авкацин—12.610.2%
тыс. долларов; на нужды санитарного управ
ления—492.800.100 долларов; на нужды Hi
женерной службы—2.592.552 тыс. долларов
на нужды артиллерийского управления —
8.599.067.600 долларов; на химическую
службу—670.000.100 долларов; на ускоре
ние выпуска ‘военной продукции—95840)
тыс. долларов; на специальную службу!
нужды учебных заведений, а также на ра»
личные другие нужды—839.368.700_ доле.

ров; общая сумма—49.283.916.500 долларе,

СТАМБУЛ, 1 маял (ТАСЕ): Согласно
полученным здесь сведениям, 6 мая в Бол-
гарии началась всеобщая мобилизация, ко-
торая будет прозедена по армейским окру-
гам, в несколько приемов. В настоящее вре-
KA отмобилизовызаются 1-я, 2-я и 3-я бол-
гарские армии. Призываются одновременно
20 возрастов.’ По решению болгарского’ пра-
вительства всеобщая мобилизация проводит-
ся без официального об’ явления, скрытно,
под видом обычных ежегодных призывов на
переподготовку. Мобилизуется также весь
железнодорожный, автомобильный и гуже-
вой транспорт.

По полученным сведениям. мобилизация в
Болгарии проводится в силу соглашения,
заключенного болгарскими регентами с Гит-
лером во время их недавней поездки в став-
ку Гитлера. По этому соглашению Герма-
ния обязалась поставить болгарскому пра-
вительству некоторое количество винтовок,
пулеметов и артиллерии (преимущественно

Налет американских
бомбардировщиков на германские
заводы синтетического горючего

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Штаб воору-
жённых сил США на европейском тезтре
спераций сообщает, что днем 12 мая везьма
крупные соединения  бсомбардиоовщиков
«Летающая коепость» и «Либерейтср» 8-го
америханского авиационного корпуса ‘совер-
шили налет‘на четыре крупных завода син-
тетического горючего в районе Лейацига в
Германии ни на один завод в Чехословакии.
В Германии подверглись бомбарлирозке за-

вод фирмы Шейна в Мерзебурге (западнее

Лейпцига), заводы в Люцкендорфе близ
Галле, в Болене под Лейпцигом и в Цейце,
В Чехословакии об‘ектом налёта был завод

в Брюксе.
ВЕ

Заседание итальянского совета
министров
АЛЖИР, 12 мая. (ТАСС). Совет минист-

при участии всех министров, вынёс резолю-
цию, согласно которой для изучения вопро-
сов, касающихся создания совещательного
органа (который в правительственной декла-
рации был определен как «символ парламен-
та»), назначается комиссия в составе мини-
стров без портфеля Кроче, Родино, Сфорца,
Манчини и Тольятти (Эрколи). Эта комиссия

должна будет заняться подготовкой проекта

соответствующего декрета для представле-
ния его на одобрение совета министров.‘
Совет министров рассмотрел и одобрил ряд
административных мероприятий. Совет ми-
нистров рассмотрел также проект декрета,
подготовленный комиссией в составе мини-
стра юстиции Аранджо-Руиз и министров
Родино, Черабуона ди Наполи и Тольятти
(Эрколи). Этот декрет ‘предусматривает
чистку государственных и ‘общественных
учреждений от фашистов, ещё оставшихся

на своих постах.
О

Формирование итальянского
«корпуса освобождения»

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Как передаёт
корреспондент агентства Рейтер при штабе
войск союзников в Италии, в центральном
секторе итальянского фронта создано пер-
вое формирование итальянского «корпуса
освобождения». В его состав вошло He-
сколько батальонов итальянской регулярной
армии. Ядром «корпуса освобождения» яв.
ляется отряд, который впервые начал сра-
жаться на стороне союзников 8 декабря про-
шлого года. Этот отряд получил высокую
оценку со стороны командующего американ-

генерала Кларка за свои

AYBH-

ти é
вой. Начало в 7 чае. вечеря.

Сельскохозяйственного —)\ 20 S
в срок сообщать no телефону Д 3-06-05,

` Всеобщая мобилизация в Болгарии

трофейных) для вооружения мобилизуемых
НЬЮ-ЙОРК, 12 мая. (ТАСС). Бернский
корреспондент агентства

Юнайтед Пе о

сообщает, ссылаясь на достоверные исто»

никя, что болгарский премьер-министр Бе

явил немедленную мобилизацию 7 армейски
дирИиЗзИиЙ, KOTOPbIe два месяца тому назад
были отпущены в отпуск. В тех же исто+

го числа 16 дивизий в Болгарии 9 дивизий

что речь идёт о попытке уравновесить снлы
в связи с недавней переброской в Болгарию
6 германских дивизий. Сообщают, чо и

гарские власти взяли в свои фуки контрол
над всёми внутренними коммуникациями, кс
торый в настоящее время осуществляегя
  немцами.

Потери германской авиации

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Английскй
министр авиации Синклер заявил сегодня з
палате общин, что, военно-воздушные сйлв
Англии и США уничтожили в воздухе с

ф

итальянских самолетов.
—о—-

Пораженческие настроения
в Германии

ЖЕНЕВА, 12 мая. (ТАСС). Немелко-#»
шистекая газета «Берлинер берзезцейту
жалуется, что в Германии усилились пор“
женческие настроения. Газета опубликозмт
статью одного немедкого судьи, который
отметив, что за последнее время `«сраве
тельно много соплеменников осуждезю И
пораженчеслво», указывает, что в насто!
щее время «поражейцы» своими «нашелы
ваниями» распространяют своё воичлие се
ля весьма широкого круга людей. «Очи &
дут свою пропаганду в залах ожидачия в
вокзалах, в конторах и мастерских и т. №

—_O-—

`К освобождению Ганди

ЛОНДОН, 11 мая. (ТАСС). Министр
делам Индии и Бирмы Эмери заявил cere
дня в палате общин, что Ганди был 08%
божден исключительно потому, что с0сто
ние его здоровья’ вызывает серьёзную 1”
Bory.

ое

КИНО, ТЕАТР

Цветной художественный фильм «ДЖУНГЛИ» -
Первый, Метрополь, Колизей, Ударний
Москва; Родина, Художественный, Централь
ный, брион, Форум, Таганский, :

Американский ‘художественный фильм «СЕВЕР
НАЯ ЗВИЗДА» — Дин:мо, к/т ВИО. 4

Новый номер ‹Союзкиножуринала» (№ 234
«НА КРЫМСКОЙ ЗЕМЛЕ», посвящёняы»
освобождению теронческой Красной Ави
Крыме, — Новости дня, Хроника, Колизей,

Цветной хуложественный фильм «ВАГДАДСКИЕ
ВОР» — Шторм,

ЗОЛЬШОЙ ТЕАТР — 13/\ — бал. Спашая К

савица. 14/\У — оп. Вильгельм Телль. Начало }
час. вечера.
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА = 13/У-

ou. Царская невеста. 14/V — оп Травиата. Н
а ©. вечера, НА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ИБНИН.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР = 19-
Инженер Сергеев. Нечало в 7 час. вечера.
‚® ФИЛИАЛ МАЛОГО, ТЕАТРА (Волыи. брт
ka, 69) — 13/\ — На’бойком месте, Начало в 1%
вечера.

МХАТ ССР им, ГОРЬКОГО — 13/У = ТМ
сестры. Начало в 7 чао. вечера,

ФИЛИАЛ МХАТ — 13/\ — Школа злословия.
Начало в 7 час. вечера.   }
с “НЕНТРАЛЬНЫЙ ТКАТР КРАСНОЙ АРМИИ
площадь Коммуны) — 13/\ — Укрощение стро

i

710-85: Экочомического — —

Vion. № 244 2

никах отмечают, что это решение равносиль
но всеобщей мобилизации, так как из обще

жилов после заседания правительства 06:

уже мобилизованы. Обозреватели полагают,

время заседания болгарского кабинета №
нистр внутренних дел требовал, чтобы бол

начала войны около 26 тысяч германоких !

a

а ож

а ав

а