3 ИЮНЯ 1844 г., № 133 (9530)

Е

= ры
Е.

“ Латовский

Двести лет борьбы литовского народа 2
хрестоноспами стоили Литве меньше, чем
три года гитлеровской оккупации.

В. Вильнюсе осталось пятьдесят тысяч
хитедей. В Панеряй— огромное, клалбише
уиртвого Вильнюса — здесь, расстредяно
коло ста тысяч человек. Гле остальные сто
тысяч жителей Вильнюса? Одни вывезены
в Германию, хругие скитаются, скрываясь
т немецких охотников за рабами, третья
взялись 33 оружие и борются, Только у 9-то
(форта в Каунасе немцы нелавно сожгли
пищать пять тысяч трупов. Но им но

ylaétca скрыть слехов своих преступлений.
,, hemawi оставшийся в живых ребёнок в
фитве расскажет о тысячах и десятках ты-
ця расстрелянных, замученных, повешен-
ных и искалеченных. Милюнай, Кернава,
[умбяй, Гуделкай, Лазленай, Тракенай —
зто ОДНЕ. Из многих литовских леревень, кд-
торые оккупанты стёрли с лица земли вме-
ме с населением, °

(отни тысяч пойманных и вывезенных
  овцев — это мелочь для прожорливой
“Германии. Сейчас гитаеровпы в срочном по-
мадке выполняют план вывоза из Литвы
щеста тысяч новых рабов. Литовскую зем-
no освобождают от литовцев, а на их место
пасаждают немецких колонистов... Дятов-
‚  809 крестьянин живёт впроголодь. За его
‹1ёт немецкие шакалы обжираются в спе-
цнальных ресторанах с надписью «Только
ил немцев». В литовских городах литовиы
втятся на окраинах, Центры заселены нем-
  awa. He более двух сот тысяч жителей
Ч“! qqagoch в опустевших литовских городах.
’ (игласно данным гитлеровской печати, во-
Nl чыесят тысяч из них нищие. На самом

це нищих значительно больше.

Но литовский народ не плачет на моги-
шт. Он борется и мстит. С каждым днём
растёт сопротивление, с каждым днём при-
дитит новое пополнение в рялы борцов про-
18 немецких. захватчиков.

Немцы искали себе друзей и союзников
›итве, но нашли лишь кучку предателей
у вовобщую ненависть. народа.

В статье «Последнее прелупреждение»
печецкий «генеральный комиссар» Литвы
“’ фоеРентельн вынужден был писать: «Мы
‘  sepa, ITO призыв к сотрудничеству и по-
°— щи в борьбе против большевизма будет
\’ мстречен с уловлетворением. Однако, факта-
ческие результаты свидетельствуют о про
тивном». Е

Немцы в 1941 г. пыталиеь быстрыми
твупами колонизировать Литву. Литовские
грестьяне оказали стойкое сопротивление.
В} Сувалкии вспыхнуло стихийное крестьян-
coe восстание. Крестьяне пулей уничтожа-
ани огнбм выкуривали немецких колони-
ов, Они заставили немцев замедлить тем-
пы колонизации; В глазах литовского кре-
ъянина немецкий  колонист, волворённый

ти
a

14 мебто выгнанного из своего ` хозайства

1итовць, стал синонимом ‘захватчика, гра-
(ителя, которому He ‘может быть места на
‚  диовской земле. Гитлеровская газета, со-
  общая о расстреле литовского крестьянина
`  Анрюса укаускас из Ажуолу Буда, в Су-
макии, возмущается, что он стрелял в не-
‚  сщопвих колонистов лить потому, что оня
\  ВВмПЫ, :

Недавние гитлеровскал газета сообщала о
`  передаче имения Вокя, Вильнюсского уез-
  1, в0 влаление голландекому фашисту. Ол-
  ни из первых гго шагов было возложение
  №ввов на могилы двух своих прелшествея-
 ’_ циков, которых уничтожили пули литов-
° ких партизая. Некий немецкий колониза-
10 3 своей речи, напечатанной в «Вильнз-
р пейтунг»,  меланхолически заявляет.
«Нашим колонистам угрожает постеянная
опасность. Немецкий землелелен в. 1итве,
золной руке держит лопату, в лругой—вин-
товку. Он холжен ‘быть воегла готовым ¢
;ужнем в руках отразить нападение».

Неупы мечтали быстро и легко’ получить

1итовекие «ейер, буттер унд шпек» (яйца,

№10 и сало). Но и здесь литовские вре-
ьяне внесли значительную поправку: «Кто
не хочет выпОЯнНЯТЬ поставок, кто не отдабт
урюжай, принужден угрожать Рентельн,—
тот является саботажником, спекулянтом,
льщевистским сообщником и ’он заслужи-
мет, чтобы с ним поступали, как с врагом
на фронте, он лолжен быть’ уничтожен».
[ятлеровское ралио из Каунаса истериче-
и кричит; «Нало кончать с тем, что кре-
мъяне, увилев чиновника, убегают с коро-
№1 в дес», И есть чего кричать: поставки

народ борется‘ и‘ метит

Фх®х®
Юстас ПАЛЕЦКИС
oo ¢

молока в 1943 г. выполнены лишь на 50
проц. В одном Укмергском уезде  толь-
KO 3& один месян более 2.00 крестьян приго-
ворено к каторжным: работам от 3 до 5. лет
3& нелоставку лошадей на реквизиционные
пункты. Десятки тысяч крестьян согнаны с
земли за невыполнение поставок. У десят-
КОВ тысяч отняты весь скот, сельскохозяй-
ственный инвентарь, вся пролукция, «С00б-
щаю вам и прошу об`явить жителям сво2й
деревни, что 15 февраля с. г. в местечке
Валькининкай немцы расстреляли 4 чело:
века: трёх крестьян за невыполнение поста-
вок и одного за спекуляцию (он вёз в Виль-
НюС 1 центнер ржи). Кроме того, приказано
00 явить, что такое же наказание грозит и
тем, кте не выполняет разных обязательств,
как  гужевал повинность;  лесозаготовое
H др.», — пишет в своём ниркуляре сель-
ским старостам старшина Вальхининкской
волости, Вильнюсского уезда.

По мнению гитлеровеких «спёциалиетов».
литовский рабочий— весьма пригодный об”.
ект лал экеплоатации. Но когза пришли
немпы, Ипполит Милинис перестал работать
на прехиряятии. Он не хотел работать на
немцев. Таких рабочих были тысячи, Те,
которым этого ‘сделать не удалось, бородись
нначе; В авнапионной мастерекой литовские
рабочие ремонтировали испорченные немец-
кие самолёты. Но они ухищрялись ремонти-
ровать их так, что самолёты падали, едва
поднявшись на воздух. Недавно в Вильню-
се литовские патриоты подожгли фабрику
меховых изделий «Кайлис», Два корпуса
были сожжены хотла. Во время пожара уни-
чтожено ло.ста тысяч мехов, полушубков
и т. х. Несколько дней Вильнюс был без
света,— об этом позаботились вильнюсские
рабочие. В Каунасе на долгое время был
выведен из строя водопровод, и оккупанты
были вынужлены ‘нормировать потребление
воды. В Калварии рабочие взорвали меха-
ническую мельницу, в Швенчионском уезде

‚взорвана электростанция и уничтожены ме-

ханизмы на торфоразработках. Недавно co-
общалось о пожаре, происшедшем на одной
автобазе, гле погибло 60 автомашин. Coo6-
щения о пасстрелах многих литовских ра-
бочих в Германии свидетельствуют, что и
там они не прекращают” борьбы:

Немцы ожидали, что литовская интелли-
генция, в своей основной массе воспитан-
ная на традициях буржуазного национализ-
ма, булет их надежной опорой. За исключе-
нием небольшой группы выродков, литовская
интеллигенция на деле локазала свою ненз-

‚висть к немцам и крепкую связь CO своим

наролом. Г
`В официальном немецком сообщении о
провале попытки создать литовский легион
HOMIE открыто обвинили литовскую интел-
лигенцию в саботаже и в качестве. репрес-
вии закрыли литовские высшие школы, про-
извели многочисленные аресты среди про-
фессуры и стуленчеетва; из’яли вопроеы
просвещения из ведения так называемого
«самоуправления» и передали их в руки не-
мецкого штурмовика. Гитлеровекая пезать
полна жалоб-на литовскую интеллагенцию,
Ha то, что она остается чуждой луху фашиз-
ма, что крупные писатели, композиторы, ху-
ложники молчат или в своем творчестве из-
бегают актуальных тем.

И в Литве гитлеровцы ищут пушечное
мясо. Но ни угрозами, ни посулами не
улалось им завлечь литовцев в немедкую
армию. Провалились неоднократные попыт-
ки набора добровольцев в части лействую-
‘шей немецкой армии. Весной 1943°г. нем-
цы начали широкую кампанию по соззанию
эсэсовских легионов из литовцев. Ничего
из этого не вышло. На весь Швенчионский
уезл нашлось только 3. прохвоста или иди-
ота. которые записались в легион. Не боль-
ше их нашлось и в других уезлах. Тогда
немцы выпустили из тюрем уголовных пре-
ступников с условием вступить в легион.
Таких нашлось 150, но и те разбежались,
очутившись на свободе. Комендант воея-
ного округа генерал Юст вынужден был
констатировать, что литовские офицеры «не
оправлали возложенных на них немцами
належл и за небольшим исключением не
оказались в числе активных борцов против
большевизма», Полной неудачей окончилась

попытка немцев ‘провести пробную мобили-
зацию в Каунасском ‘уезде, гле на мобили-
зационные пункты явилось лишь несколько
десятков человек.

Немцы все же рабсчитывали, ‘что им
удастся повести за собой определённые
слои населения в борьбе с партизанами,
если во главе станет литовен. Такого пре-
дателя, они нашли в лице известного па-
лача генерала Плехавичюса, который в
1919 г. массами пасстреливал рабочих и
крестьян, а в 1926 г. возглавлял фалтист-
ский путч. 7 месяцев набирались и полго=
тавлялись так называемые «местные отря-
ды» Плехавичюса. Но все-таки немцы ко-
лебались и лолго He выдавали отрядам
оружие. В мае 1944 г. немпы решили
пустить эти отряды в действие. Результат
для немцев оказался плачевным. Получив
вооружение, эти отряды. отказались пови-
новаться немпам, часть’ разбежалась, а
остальных немцы окружили и разоружиди,
мвогих арестовали и расстреляли.  ‘Обозлён-
ные этим новым провалом, немцы арестова-
ли тавже своего наймита генерала Плеха-
вичюса. :

Широкая сеть антифашистских комите-
тов организует борьбу против немецких за2
хватчиков. Эти комитеты об’единяют рабо
чих, крестьян. интеллигентов. Они  излают
нелегальную ‘литературу, листовки; воззва+
ния, прокламации, газеты.’ Одни из этах
газет старательно переписаны от руки. дру:
гие напечатаны на шапирографе. третья—
это настоящие. печатные газеты, ‘напеча»
танные ‘в нелегальных типографиях. Эти
тазеты ‘выглядят по-разному, они ‘разного
формата, лалеко не олинаков их  тирах.
Отни из них выходят тиражом в десятках,
пругие в тысячах экземпляров. Но’ все они
говорят 0б олном—0 священной ненависти
BR немепким оккупантам. Антифашистские
комитеты организуют помошь скрывающим-
ся от увоза в Германию, от мобилизаций,
убегающим из неменкого. плена, руковолят
проведением саботажа на предприятиях, с0-
тействуют срыву поставок сельхозпродук-
тов, всячески помогают партизанам.

Народные мстители — литовские парти-
заны — не дают покоя оккупантам, С каж-
дым днём ширится партизансвое движение,
Фалтистская печать с ужасом отмечает, что
если в начале 1943. г. партизаны. действо-
вали в ста пунктах; то в конце года, они лей-
ствовали в 220 пунктах Литвы. На деле
партизанское движение выросло значительно
больше. Вопросы борьбы с партизанским
движением не сходят со’ страниц гитлеров-
ской печати, им посвямено множество цир-
куляров и распоряжений немецких оккупа-
ционных властей. «Все возрастающее число
диверсий на, железных и шоссейных дорогах
и мостах заставляет нас прлнимать реши-
тельные меры». — говорится в приказе ок-
купационных властей от 9’ сентября 1943 т,
за номером 12438. : tas

Но приказы и угрозы не спасают немеп-
ких оккупантов. Вели за вторую половину
1943 г. крупнейшие отрялы литовских пар-
тизан спустяли под откос 56 немецких эше-
лонов, то за олин апрель 1944 г. литовекие
партизаны уничтожили 48 этелонов. Фа
мтистские писаки признают, ‘что’ действия
партизан парализовали работу немецкой ал-
министрации в значительной части Литвы.
Фашистские газеты пестрят некрологами. о
погибщих. от партизанских пуль чиновни-
ках. Так. партизанами убиты немецкий гене-
рал фон Безике. уезлный комиссар Бех, один
из руковолителей вильнтосской тайной поли-
ции Подаба, начальник гестапо в Rypme-
най-Лянте и т. л. Недаром некий гитлеровел
жалуется в своём письме домой, что ему
стралтней охотиться за литовсками партиза-
нами, чем даже быть на фронте,

Партизанская борьба рожлает всё новых
героев, таких, как Герой Советского Союза
Мария Мельникайте, как Владас_ Баронас,
Вилимас и многие другие. Борющийся ли-

товский народ не знает сегодня всех имён

своих героев. Но завтра он их узнает и вли-
шет золотыми буквами в историю борьбы за
свою своболу,

Сопротивление: литовского  карола немен-
ким оккупантам, борьба литовских пар’
тизан, а также боевые ‘дела Литовской
дивизии Красной Армии сливаются с общей
борьбой всех советеких народов, приближая
час освобожленля. всей советской земля от
немецких захватчиков.

Забота

На тихих проселках, велущих в` гл
Заволжья, Можно часто встретить всем
Зизкомого в здешних местах колшевского
сельского врача Ольгу Васильевну Еленев-
кую. Несмотря на преклонный возраст,
она ‘неутомимо’ путешествует по округе зч-
мой и летом, в весеннюю распутицу и 3
еннюю грязь. Какая бы плохая погода
в# стояла на дворе, как бы далеко ни ле-
жал путь, невзирая ни’ на что, участковый
зач отправляется в дорогу. В, этом Оль-
м. Васильевна Еленевская видит свой по-
четный ‘долг,

В. окрестных колхозах хорошо знают
Ольгу Васильевну, и Oba также многих
знает по имени и отчеству, знает в лицо
уногих сельских‘ ребятишек ва своем ©б-
Ширном участке. М это не удивительно, —
тов. Еленевская уже 22 года работает вра-
чом в Колшеве. Как эти места, тако и лю-
ди, живущие ‘в них, стали для нее’ род-
ROMY AH близкими, +
Привязанность к сельской больниие си
большая любовь к своему делу прибавля-
ют 73-летней ‘старушке сил’ и ‘бодрости.
Она дорожит добрым имевем сельского
врача и своими почетными обязанностями.
Колшевский ‘врачебный участок Наволок-
ского района считается одним из’ образцо-
вых в области. И не зря. Больничное зла-
ние хорошо благоустроено, Чистота и по-
рядок в палатах, в амбулаторных кабине-
тах, в приемной, При больнице имеются
хорошо оборудованная лаборатория, 3y60-
врачебвый кабинет.

Медицииский персонал во главе с вра-
чом Еленевской не жалеет своих сил для
лечения колхозников; От больных ‘никогдз
здесь не услышишь ни одной жалобы Ha
работников сельской больницы,

Подобное. хозяйство дает возможность
хорошо питать больных. Больница 5е зна-
ет нужды ни в молоке, ни в масле, ни в дру-
гих продуктах. Все это она получает из
своего хозяйства. Имеется даже мед 52
своей пасеки.

Усилия врача и коллектива работников

сколько лет кряду в Колшевской боль-
вице инфекционное отделение пустует.
Резко снижены заболеваемость ‘я смерт-
ность детей.   }

Не менее показательна и работа Сергеих-
ского врачебного участка ‘Камешковского
района. До войны это был один из захула-
лых участков. За последние же полтора го-
да он преобразился. Произошло это благода-
ря усилиям молодого врача Валелзтины Пав-
ловны Колесниковой, Она пришла в сельскую
больницу. во время войны. Она не опустила
рук перед трулностями. Несмотря на ограни-
ченность‘ больничных помещений, Колеени-
кова за короткий срок ‘лобилась очень’ мно-
гого. Ола при помощи облздравотдела орга-
низовала физиолечебнину, оборудовала’ ла-
бораторию и смело стала. внедрять. в прак-
тику сельской больницы‘ новейшие методы
лечения.

Молодой врач много уделяет внимания
профилактической работе. Делается это Du
активной помощи ‘обшественно-санитарных
инспекторов.  Теперь в колхозах на кажлые
25 домов имеется общественно-сазитарный
инспектор. С ними врач проводит семинары.
Они пристально следят за соблюдением чи-
стоты в домах колхозников, на дворах и ули-
пах, заботятся о санитарном состоянии ко-
лодцев. Больше того, в деревне Лубенцы об-
шественно-санитарлый инспектор тов. Моро-
ва. выполняя совет врача, добилась того, что
матери стали каждый вечер мыть детям ноги
перел сном. Так прививается санитарная
культура в колхозах,

Естественно, что на территории сельского
врачебного участка резко снизилась заболе-
ваемость. Достаточно сказать, что в текущем
году неё было ли одного случая смертности
среди летей. В прошлом году произошла
вспышка кори. Десятки детей болели корью.
И только благодаря хорошей врачебной по-
моши ни один ребенок не умер.

Немало можно было бы рассказать хоро-
шего и’о многих других сельских участко-
вых врачах области. Характерно, что уровень
работы сельских врачебных участков Ива-

о здоровье колхозников

(От корреспоядента «Правды» по Ивановской области)
убь ‘больницы не’ пропадают даром. Уже не-

новской области стал в лни войны ‘более вы-
соким. чем в ловоенное время; Об’ясняется
это тем, что сельским участкам областные
руководящие оргазы уделяют больше внима-
ния. Все сельские больницы укомплектованы
врачами. За время войны увеличилось коли-
чество лечебных участков. Расширилась
сеть фельдшерско-акушерских пунктов Ha
селе. Если в начале 1941 года’ их было 344,
то теперь насчитывается свыше 400.

За время войны ряд сельских участков но-
лунил. новое оборудование, хирургические
инструменты.

Чаето в области созываются межрайонные
конференции сельских участковых врачей.
Большую помошь получают сельские врачи
от козсультационного’ бюро, организованно-
го при’ областном отдеде здравоохранения.
Это бюро рассылает сельским врачебным
участкам листовки й брошюры на мединцин-
ские темы, ;

Состоявшемуся недавно областному с’езлу
сельских участковых врачей’ ‘серьезное вни’
мание уделили обком партии и облисполком,
По итогам работы с езда обком партии и обл-
исполком вынесли специальное постановле-
ние, направленное на повышение уровня н
качества медицинского обслуживания на селе.
Обком партии и облисполком признали необ-
ходимым ежегодно созывать с езды участко-

вых врачей, Райкомам партии и райисполко-

мам предложено усилить внимание сельским
больницам. : у

В области будут проведены сессии сель-
ских советов-с обсуждением итогов работы
с’езда участковых врачей. Решено до   сен-
тября произвести ремонт всех сельских боль-
ниц и амбулаторий, позаботиться об обеспе-
чении больниц топливом.

В ближайшее ‘время сельские врачебные
участки области получат для своих подсоб-
ных хозяйств, согласно решению обкома и
облисполкома, 225 коров, 620 овец, 127 сви-
ней и 50 лошадей. Намечены мероприятия по
улучшению материально-бытового обслужн-
вания медицинских работников села.

ne:

Широкой известностью на Балтике поль-
зуется лётчик-истребитель Герой Совет-
ского Союза гвардии майор Голубев.
Он лично сбил 39 немецких самолётов.
‘Сталинский сокол летает на истребителе
«Лавочкин-5», приобретенном` земляками
героя — колхозниками Волховского рай-
‚она, Ленинградской области. На-днях
В. Голубеву был вручен орден «Британ-
. ской империи» ГУ степени.
На снимке: Герой Советского Союза
гвардии майор В. Ф.. Голубев.
és Фото А. Лесс (ТАСС).

Бой в Нарвском заливе

ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ

ФЛОТ,. 2 июня, (Воен, корр, «Правлы»). В
Нарвеком заливе наши торпедные катера
провели успешный бой’с кораблями про-
тивника, В результате потоплены три вра-
жеских. сторожевика и ABYM десантным
судам нанесены повреждения. В в03-
душном бою над морем сбито шесть немеп-
ких самолетов. et
`Онерацией руководили офинеры-балтий-
цы, прославившиеся еще в начале Отече-
ственной войны, — Герои Советского Сою-
за гвардии капитан 3-го ранга Осипов и
твардии капитан-лейтенант Гуманенко.

«Мы вышли в море под вечер, — рас-
сказывает тов. Гуманенко. — Олну группу
катеров повел я, вторую — твардии капи-
тан 3-го ранга Осипов. Нас прикрывали
с воздуха истребители под командованием
старшего лейтенанта Черненко. Катера вв
время поддерживали связь друг с другом и
с летчиками.

_ Самолетам было дано задание произвести
разведку в Нарвском заливе. Вскоре мы по-
лучили сообщение, что идет конвой про-
тивника в составе четырех сторожевых ко-
раблей, четырех тральщиков, четырех
быстрохолных десантных барж и шести—
восьми сторожевых катеров. Мы. пригото-
вились к атаке. Самолет, возвратившийся
из разведки, навел нас’ на немецкие ко-
Ио sees ene Be
Мы обнаружили их на фоне.берега. Ко-
рабли шли тремя кильватерными колонна-
ми. Распрелелив цели, катера ` вышли в
атаку со стороны’ захоливтеге солнца.
Птотивник открыл яростный огояь из opy-
дий и пулеметов. Стреляли не только ко-
рабли, но и немецкая береговая батарея.

Стремительно вырвавитись вперел, катер
тварлии старшего лейтенанта Глушкова
поставил лымовую завесу, Под ее прикры-
тнем мы продолжали итти на сближение с
врагом. Катера гваплий старитих лейтенан-
тов Суворова и Жильцова нанесли первые
удары. Их торпедами были потоплены два
немецких сторожевика. :

Атаки следовали одна. за другой. Гварлии
лейтенант Жалинин ударил по третьему
стопожевику и потопил его,

Когда мы уже отходили от конвоя про-
тивника, нат морем появилось 18 «Фокке-
Вульфов» В стороне от нас завязалея
воздушный бой. Лва «Фокке-Вульфа» веё
же прорвались к.катерам и открыли пу-
шечно-пулеметный огонь. Но в этот момент
на них с большой высоты спивирсвали. два
наших истэебителя, После короткой. схват-
ки 0ба «Фокке-Вульфа» были’ ебиты в
море. Нашими летчиками было сбито
5 неменких. самолетов», с

(бе группы катеров пол командованием

тт Осипова и. Гуманенко без потерь и по-

вреждений вернулись в свою базу.
H. МИХАЙЛОВСКИЙ.
о те.

Всесоюзное шахматное
первенство

Девятый тур ;

Вчера состоялся ‘левятый тур всесоюзно-
го шахматного первенства, В центре. вни-
мания была встреча межлу гроссмейстером
Ботвинником и мастером Болеславским.
Оба оня илуг без ‘поражения. Ботвинник
метолично  переяграл Болеславского. Хотя
партия и отложена, в победе Ботвинника
не приходится сомневаться. а

Ивтересно сложилась встреча’ между
Сокольским ‘и °’Смысловым. ‘ Сокольский
создал сильнейшую атаку, и одно время
казалось; что успех ему’ обеспечен. Но. от
затратил слишком много времени для 25:
думывания ходов. и попустил ошибку. Те-
перь партия отложена примерно в равном
положении. Макогонов выиграл у  Алатор-
нева, а Толуш-—у Котова. Мирной ничьей
закончилась встреча между Флором и Ли-
лиенталем, Также вничью сыграли Равин+
ский с’ Вересовым.

Партии Лисицин — Микенае ‘и Брон-
штейн —= Хавин остались незакоччеяными,
причем Лиейнин выигрывает у Микенасз,
а Хавин — у  Бронштейна, После левяти
туров Впефеди идут! Ботвинник — 5 03-
ков и три отложенных ‘партии и`Смыслов —
6% очков и одна отложенная партия.

Сегодвя ‘свободный от’ игры день.

—о—-

` Концерт. по радио.

Сегодня после 12 часов ночи состоится
радиоконцерт мастеров искусства. У микро-
фона выступят лауреаты Сталинской пре-
мии народная артистка СССР Н. Обухова,
заслуженные артисты республики Г Боль-
шаков и И. Ильинский; солистка Радиоко-
митета Н. Казанцева, лауреат всесоюзного
и международных конкурсов. пианист
Я. Флиер, солист Большого театра С. Хром-
ченко.

В концерте принимает участие симфони-
ческий оркестр. Всесоюзного радиокомитета,
Дирнжер — заслуженный деятель’ искусства

Л. ВОЛКОВ. профессор А, Орлов, т.

«Сталинарадиы» -

Постановка Центрального театра Красной Армии

В годы Великой Отечественной войны,
когда каждый день полон подвигов и сла-
вы, славное ‘имя’Сталинграла сияет, как
высший подвиг всего’ нашего народа. › Рус*
ская история, ‘как никакая другая; обильна
величайшими битвами. М почти каждая из
этих битв решала судьбы народов — Лело-
вое побоище, Куликово поле, Полтава, Бо-
родино,— каждый раз столкновение с армия-
ми, за которыми тянулась слава непобеди-
мых, и каждый раз — победа‘над этими  ар-
миями. В ряду этих’ битв значение Сталин:

градского сражения для судеб народов не-

измеримо выше. И всё более и. более по-
знаем мы её великий смысл. Каждая её
подробность священна для народной памя-
ти, каждое свидетельство е& очевидцев и

Участников драгоценно. Тем более . драго»

ценно это свидетельство, когда оно, сохра-
няя документальную достоверность, обле-
чено в форму художественного произведе-
ния,

Юлий Чепурин —‘не профессиональный
писатель, он очевидец и участник Сталин-
градской битвы, виденное им, пережитое из-
ложено в пьесе «Стализградцы».

Автор поставил перед собой большую и

сложную. задачу—показать события Сталин:

градской эпопеи от её первых выстрелов до
последнего. Естественно, что обычная драма-
тургическая форма не могла вместить ни
значительного числа персонажей, ни. много-
численных и разнообразных эпизодов, ни
протяженности ‘времени, Понадобилась та
ломка привычной формы, которую некоторые
критики поставили автору в вину, утверж.
дая, что основная линия спектакля окон-
чилась в четвертой картине, когда полно-
стью раскрылся образ полковника Климова.
Тема спектакля — рост людей в жесто-
ких испытаниях войны, испытание‘ чёловека
огнём и подвигом. ‚Климов пришел в Ста’
линграл, уже испытанный и опаленный мно-
гими походами. Это стойкий, умудренный
опытом командир. Для развития основной
темы спектакля имеют неменьшее. значение
такие люди, как, например, снайпер
Кудров` (заслуженный ‘артист республи-
ки П. Константинов), узбек Фатах (Р. Ра:
китин), краснофлотец Бубен (заслуженный
артист республики В. Пестовский), Именно
они, удивленные раскрывшимся перед ними
невиданяым зрелищем грандиозной битвы,
вызывают у зрителя особый‘ интерес. Куд-
ров и Фатах в начале пьесы ещё`дышат воз>
духом тыла, у них явно нет ни в сознании,
ни во внешности‘той воинской выправки, ка-
кая присуща опытным бойцам; с чем вста-
нут они си им подобные люди в жесто-
ких боях против кадровых, вымуштрован-
ных дивизий врага? Но автор и сам не впол-
не осознал значение этой линии, поэтому
многие очень существенные черты людей,
интересные с этой стороны, остались нерас-
крытыми и в пьесе и в игре актеров. В пя-
той картине, когда завершается развитие
образа Кудрова, у чего явно нет необходи-
мых слов; и здесь артист инстинктивно
ищет верные жесты, чтобы восполнить этот
пробел, чтобы от себя договорить свою тему,

Из Сталинграда Кудров выходит опыт-

ным воином, дисциплинированным и стой-
ким, но вместе с тем в. нем. видна та’ драго-
ценная человечность, которую ол навсегда в
себе ‘воспитал. Однако это. качество совет-
ского гражданина в Кудрове больше ‘угадано
актёром, чем написано автором, оно таится
в жестах, в манерах, в молчаливом повеле-
нии Кудрова, а не в словах.
° Нуть воспитания бойца различен для раз-
личных людей, Узбек Фатах растёт порыви»
сто; глевно. Он одинаково остро переживает
пристун-тоски по далекой своей семье и
прилив ненависти к врагам, посягающим на
его. советскую Родину, эта ненависть про-
буждает боевую доблесть Фатаха.

Иначе ведет себя краснофлотец Бубен.
В битве он нашёл свое призвание к смелым,
но расчетливым действиям, к деловитой, но
веселой отваге. Так работали его предки в
горячих цехах на больших заволах или на
строительствах кораблей, — расторопно, со-
образительно, ловко.

Так, человек- за’ человеком, разлые люди
раскрывают различные черты единого ха-
рактера — характер своего народа. И сум-
‘ма этих поступков создает ту непоколеби-
мую силу, которую никогда не удавалось
сломить врагу, если сила эта была органи-
зованз воедино волей великого’ полководца.

Проводниками этой единой воли великого
полководца даны в пьесе комдив Климов и
командарм Дыбин.

Климов (заслуженный деятель искусств
Г. Васильев)—это характерный. образ кадро-
вого командира, за плечами которого долгие
месяцы тяжёлой войны, привычка к ответ-
ственлости за своих бойцов, за каждый свой
поступок. Вся его личная жизнь подчинена
долгу, все переживания запрятаны глубоко
внутрь. Играть эту роль актёру чрезвычайно
трудно, потому что внешне он обязан оста-
ваться ие только до крайности ‘сдержанным.
зо и однообразным. В таких случаях, чтобы
обогатить роль, драматурги наделяют сво-
их героёв какими-либо индивидуальными,
резкими чертами, чего не сделано в данной
пьесе. И реалистическая правда выигрыва-
ет от этой строгости автора, Климов выра-
стает в обобщенный, типичный образ. коман-

Народный комиссар земледелия CCCP
тов, А. А. Андреев поддержал инициативу
колхозников и организапий Коломенского
района, Московской области, решивших
влвое против плана увеличить поголовье
птицы на своих фермах. Они обязались ло-
биться этого путем улучшения работы ин-
кубаторных ‘станций, посадки по 10—15
наседок на каждой птицеферме, снижения
отхола пыплят. Кроме того, колхозники
обязались в своих личных лворах поса-
дить не менее чем ‘по 2 наседки и выра-
стить полученных от них цыплят, что. уже
к осени 1944 года может лать значитель-
ное увеличение поголовья птицы. Эти меро-
приятия проводятся в течение летнего пе-
риола, когда для бсолержания птицы He
требуется много зерна. Колхозники предпо-

voce

СТЕПАНАКЕРТ, 2 июня. (По телеграфу),
Цленум Нагорно-Карабахского обкома пар-
тии обсудил итоги весеннего. сева, xox 06-

работки хлопчатника и состояние подготовки’

к уборке и заготовкам сельекохозяйственных
пролуктов. С локлалом выступил предсела-
тель областного Совета депутатов трудя-
щихся тов. М. Григорян.

Вторым вопросом пленум‘ обсудил о -под-
dope, выращивании, выдвижении и воспи-
танни кадров. Доклад слелал секретарь об-
кома по калрам тов. Иоанисян.

ГРОЗНЫЙ, 2 июня. (Корр, «Правды»).
Очередной пленум обкома партии обсудил
итоги весеннего сева, состояние ухола за
посевами и залачи подготовки к уборке.
Доклад сделал секретарь обкома партии тов.
Добрынин. ь ne i

— Roaxosm ofaacta,—s repoput  доклад-
YHK,— лосрэчно завеэшили сев яровых, пе=
Бевышоанив задание. План сева колосовых
выполнен на 150 процентов, технических
культур — на 127 прочентов; Быстро и на

дира. Но от актёра требуется большое на-
пряжение, чтобы вести роль Климова через
весь спектакль, чтобы его не  заслонили
многочисленные очель яркие фигуры: других.
героев. Е
Заслуженный артист республики А. Хох:
лов в подобной роли, играя командира Ды-
бина, пошел но другому пути — наделяет
характер многими чертами энергичности и
спокойствня, резкости и доброты -хотя`и
в этом случае пьеса даёт очень мало мате-
риала. Образ полностью создан актёром.
Но Сталинград — это. не только эпопея
борьбы, но и эпопея страдалий. И в первой
картине спектакля показано то великое на-
родное горе, которое принесли нашему на:
роду немецко-фашистские изверги. Женщи:
ны и дети, раненые и старики проносят свою
боль, свои муки но солнечному волжскому
берегу, где еше недавно’ так безмятежяо и
  мирно текла жизнь старого бакенщика За=
харыча. Эта картина наполняет. глубо-
ким смыслом всю тяжёлую и великую Ста-
линградскую битву. За неповинные жертвы,
за слезы матерей, за беспомощные детские
вопли летят наши’ гранаты в гушу враже-
ских рот. Во имя свободы и чести Родины
стали сталинградцы часмерть, прозвучала
навек слава Сталинграда. ! .
Образы простых людей, представителей
нашего великого народа,—основные в спек-
такле. У бакенщика Захарыча, роль которо:
го очень хорошо исполняет артист В. Ра:
томский, нет отвлечённого представления
о Родине — он ею дышит, он сам --
часть её, он не может уйти & волж-
ского берега, от своего скромного ‘домика,
  потому что здесь его родина. Но своим от:
  ношением к людям и событиям он охваты»
вает всю огромную свою Родину. .
Снайпер Кудров-— охотник из тайги, cus
`биряк, он.меткий стрелок, но ему-и-в го»
лову не приходило, что это искусство понз-
добится для зашиты с тех милых его серлпу
лесов, где он рос и охотилея. Он приносит
с собой своеобразные черты доброго, береж-
ливого, скромного человека, свой язык, мет»
кие, хорошие слова’ и шутки. Заслуженный
артист республики П. Константинов убе-
дительно раскрывает нам простую и ши+
рокую русскую душу Кудрова. Черты за:
щитников Сталинграда разнообразно покл-
заны в многочисленных эпизодах спек:
такля,
Слабо и в пьесе, и в спектакле очерчена
роль комиссара Шелеста. Автору и театру
следует поработать над этим‘ образом.
Неожиданна и неоправданна в пьесе тема
предательства. Она настолько необычна. для
елинодушного. патриотизма сталинградских
войск, что нельзя было этот эпизод вводить
в спектакль, как бытовую деталь, как нечте
характерное. И, несмотря на то, что артист
И, Терешин хорошо играет роль Егора:
предателя, Егор выпадает из спектакля, ибо
зритель не видит путей, по которым пришел
этот человек к своему позору.
”Запоминающимся и милым светом через
весь спектакль проходит Витька, сын Кли-
мова, образ которого лирично и тонко во:
плошён актрисой В. Поповой. Фронт знает
множество подобных ребят. мечтательных
и отважных, они несут в себе раскрытую ду-
шу русского народа, вечно готовую на под-
виг, на дальние пути, они находят своё проч-
ное и достойное место среди жестокой и
страшной фронтовой правды. Они обессмер-
тили себя многочисленными ‘подвигами в
Великой Отечественной войне. ;.

Пьеса Юлия Чепуриза составлена ‘из Ив:
пи эпизодов, и внутри каждого эпизода ==
своя драматургия, часто. не имеющая связи
с остальными эпизодами,  она композиционно
напоминает эпическую песню, где послело-
вательная смена картин завершается концов-
кой, синтезирующей и связывающей всё
предыдущее, Такая драматургия необычна,
ибо исключает проходные, неззачительные.
сцены, от каждой сцены требует внутрен:
ней законченности. Играть такую пьесу
трудно, и то, что Центральный театр. Крас-
ной Армин эту пьесу не только поставил,
но и значительно доработал всем своим кол-
лективом, большая его заслуга.

Творческие силы советского зарода, от»
влечённые сейчас войной, найдут многосто-
роннее применение после победы над врагом.
С фронтов вернутся люди разных профес-
сий, громадные силы устремятся в различ-
ные области нашей культуры; стосковзв-
шиеся по мирному труду, они подлимут. её
на небывалую высоту. Придут инженеры на
восстановление заводов, зодчие — на строи:
тельство разрушенных горолов, садоводы --=
на вытоптанную в битвах землю. Встанут
невиданлые города, расиветут сады; Эту
мечту таил в себе каждый из сталинградцев;
и она растила в них силы и готовность к.
подвигу, о которых рассказывают пьеса
Юлия Чепурина и весь спектакль, талантли-.
во поставленный народным артистом РСФСР
А. Поповым и отлично оформленный худож-
ником Н. Шифриным, создавшим на сцезе
и золотой берег Волги, и пылающий городу
и расстрелянный уголок сталингралского
дома, еще хранящего следы мирной жиз.
ни,— здесь росли дети, злесь пели девуш-
ки,— и морозное утро апофеоза.

Сергей БОРОДИН.

По почину коломенских колхозников

лагают широко использовать в качестве
корма зелень, отходы овошей, сенную. муку
и применять полевое содержание ПТИЦЫ.

Приказом по Наркомзему тов. А. А.
Андреев предложил начальникам краевых и
областных земельных отделов и наркомам
земледелия республик организовать, пгиро-
кое ознакомление сельского населения с
начинанием воломенских колхозников. Спе-‘
циалистам земельных ‘органов предложено
оказывать колхозам и колхозникам всемер-
вое содействие в организации выращивания
молотняка птицы, уменьшении отхода ин-
кубаторных цыплят, посадке наседок В.
колхозах и у колхозников; строительства
птичников и изыскании дополнительных
ресурсов кормов для птицы.

(TACO).

Партийная хроника

высоком агротехническом уровне провели
ces Сунженский, Наурский, Ачикулакский
районы, Перевыполнили план весенних рз-
бот машинно-тракторные станции. . :

После прошедших обильных ложлей по-
явились дружные всхолы яровых. Вместе: с
тем дожди вызвали буйный рост сорняков.
Борьба. с ними, как отмечали участники
пленума, ведется недостаточная, Неуловле-
творительно проходит подготовка к уборке
урожая, Комбайны,  молоталки, жнейки,
ручной инвентарь ремонтируются медленно,

РОСТОВ-на-ДОНУ, 2 mons. (Hopp.
«Правды»), Обком ВКП(б) провел областное
совещание редакторов городских и районных
газет. С докладом «0б очередных задачах
нечати» выступил секретарь Ростовского
обкома партии тов. Ерофеев, Доклалчик`от-
метил большую работу по восстановлению
пглиграфической промышленности, разру-
шенной немцами, помощь газет парторгани-
зации области. в fede восстановления
‘зародного хозяйства. —-