5 WOHA 1844 г., № 135 (5582)

Е ILA Se ee eee TT

ee eS Se Sere

A ae ee eee

ПРА

AOL ETT ENS Ee ee

Северо-западнее и севернее города Яссы

В последнее время на участке севернее
1 северо-западнее Ясс было тихо. Это, ко-
wow, была относительная тиншина. Здесь
ми 610 раздавались короткие  nyne-
хетные очереди. Слышалось уханье снаряд-
ных разрывов, глухие удары мин и взрывы
авиабомб, стократно позторяемые горным
эхо, Каждую ночь через линию фронта. бес-
пуными тенями скользили в горы ‘наши
тазведчики, а на пыльных прифронтовых
порогах можно было ‘встретить ободранных и
грязных немцев, конвоируемых в тыл, или
труппы румын в чудных островерхих пилот-
рах и блинообразных беретах горных войск,
(ро шагавиих подальше от смерти. Это
43 фронте и называется тишиной.

Но фронтовые люди так вроели в этот во-
внный быт, что почти не замечают корот-
кой пулеметной очереди или снарядного раз-
papa, В частях шла боевая учеба. Исполь-
зовался каждый, час передьиики, чтобы
плафоваль и совершенствовать искусство
настунления, которым бойцы и офицеры
наших войск овладели на своем побелном
пути. А ночами, чудесными южными но-
чан, когда луна тихо обливает своим се-
ребриетым светом уснувшие лесистые г9-
ры, в наскоро построенных  блиндажах
шрали гармошки и раздавались звуки рус-
ких песен,

Но вот тишина нарутилась. На заре, ког-
18 солнце только поднималось над зеле-
ными холмами, воздух был потрясен громом
артиллерийеких нэлетов. Немецкая артил-
1ерня действовала очень понцентрированно
а узком участке, стараясь накрыть” Нат
передний край на значительную глубину.
Реуцы рассчитывали на то, чтобы обру-
питья нз наши части неожиданно. Но
yae. раньше имелись сведения, что
цы ‘и румыны,  подтягивая к Яесам
новые силы, подводя туда артиллерию и тан-
ых, собираются здесь атаковать налии части.

Мы знали 0б этом и готовились париро-
ть удар. Поэтому наши артиллеристы:
ими ветречными залпами сразу же раз-
рушили замысел немецкого командования.
Разгорелась артиллерийская дуэль, продол-
хавшаяся около часа. Затем, когда смолкли
зражеские`‘пунтки, и немецко-румынская пе-
зла пошла в атаку, она была тотчае же
ктречена и прижата к земле дружным и
гитых огнем наших пулеметных  засад.
Некоторое время неприятельская нехота еще
ктилась по инерции вперед. Офицерам
давалось ее поднять, и, делая короткие пе-
ребежки, немцы и румыны сползали вниз
{ пологих холмов, приближаясь к нашим
позициям. Но наш отонь становился всб
ще. И немецкая атака захлебнулась, не

ткатившись до нашего переднего края и

шь в некоторых местах вклинившись в
полосу боевых охранений.

Тогда центр тяжести борьбы был перене-
ин с земли в воздух. Над долиной Прута,
нд зелеными холмами, над отрогами кар-
патских предгорий появились немецкие бом-
рдировщики. Они шли густым строем,
льшой массой, эшелон за эшелоном. Оче-

НО, И здесь, и на этот раз немцы оста-

зиь верны своему излюбленному правилу:

` зраться подавить противника числом, воз-

ийствовать на его психику, налломить В
ву волю к сопротивлению. Й тут. пехотин-
цы, лежавшие в цепях и сидевшие в око-
ит‘стали’ свидетелями блестящей работы
щей авиации. Маленькие, стремительные
«ковлевыт», верткие, короткохвостые «Да-
мчкины-5» небольними группами смело
тремлялись наперёрез немецким воздуш-

Tueroca у Ясс,

(От военного корреспонлевта «Правды»)

свода они скользили вниз на врага, рас-
страивали его ряды и заставляли немцев
беспорядочно сбрасывать бомбы и повора-
чивать вспять. Один за другим падали вниз
подожженные немецкие самолеты.
Превосхолную помощь истребителям ока-
зывали зенитчики, в особенности те,
что охраняли прутские переправы. Оче-
реди их автоматических пушек были на-
CTOABKO точны, что после первых же воз-

ДУШНЫХ атак противник отказался от за-

тен бомбить наши позиции с небольшой
высоты, и бой был перенесен на средние
ВЫХОТЫ, Где с немцами расправлялиеь ист-
ребители. Падающие самолеты загорались.
Booayx был так тих, что дым поднималел
столоом почти отвесно. Уже много такях

столбов стояло над горами, но немцы не!

прекращали своих атак.

Характерный aso. произошел на уча-
стке, обороняемом  энской чаетью.
трех отбитых атак бойцы этой чаети пе-

релили в контратаку. Румыны нё вылержка-

ли и побежали. Тогда ударили пулеметы с
той стороны, навстречу бегущим румынам,
и они стали падать под пулями немецкога
заслона.

Не достигнув никаких
успехов, немцы бросили в бой свой послел-
ний козырь — танки. Свыше сотни ма-
кин, среди которых было много «Тигров»
и «Фердинанлов», лвинулось в атаку нэ
сухим каменистым  лощинам. Танковые
удары наносились тоже на узких участках
и одновременно в нескольких местах. На-
шим командирам стало яено, что немцы,
пытаясь пробить оборону на нескольких
участках, хотят произвести прорыв Ha
большую глубину, чтобы сомкнуть танко-
вые клеши за спичой обороняющихея ча-
стей. Против этого уже не нового приема
наши части давно выработали свою так-
тику. Танки прорвались сквозь передовые
заелоны, проскочили над окопами, в ко-
торых силели наши бойцы, но как только
показалась следовавшая за танками не-
мецкая пехота, пулеметчиви и автоматчи-

ки сразу же поставили перед ней густую.

завесу автоматического огня и отсекли ее
от атакующих танков.

Тут взяли слово наши афтиллержты п
бронебойщики.  Прорвавшиеся немецкие
таки попали под точный прицельный
огонь. Их били в лоб, били с флангов, я
к вечеру первого дня 608, завязав-
поле покрылось тыея-
чами немецких трупов, десятками подби-
тых вражеских танков. Это была дорогая
пена, заплаченная противником 3a Te He-
многие метры земли, на которых ему уда-
лось вклиниться в нашу оборону.

Первый день атак и боэв в районе сё-
вернее Ясс стоил немцам много крови я
техники. Но они еще не отказались от
своей попытки атаковать. (С восхолом
солнца борьба завязалась снова, со всё
возрастающим ожесточением.

В боях второго дня o6e стороны
проявили большое унорство. Дрались бук-
вально за каждый метр земли, за кажлое
‘дерево, за каждую хижину. Достаточно
сказать, что энекая часть отразила за пер-
вый день семь вражеских атак, а за по-
ловину второго дня — четыре. А ведь
она защищает только маленький склон
холма, похрытый виноградниками, ла не-
сколько пастушьих хижин, врезанных в
тлину оврага! Атака этого участка стоила

BM армадам. С вершины лазурного небо-   немцам сотен солдатоких жизней и четы-

После

оптутительных

рех сожженных танков. Этот пример хо-
Pollo показывает то напряжение борьбы,
которая разгорелась в долине тихого Пру-
та и на прикарнатеких лесистых холмах.

Огромную помощь нашей пехоте, артил-
лерии и танкиютам оказывают штурмовикя
«Ильюшин-2». Над полем боя почти не
смолкает басистый гул их моторов. Они
атакуют с воздуха  наступающую враже-
скую пехоту, накрывают своими бомбами
востедоточения немецко-румынеких войск,
помогают артиллеристам уничтожать ата-
кующие танки противника.

В последних боях севернее и северо-за-
поднее floc наши войска успешно отбили
все атаки противника.

Я разговаривал с пленным солдатом

208-№ полка 79-й немецкой пехотной ди-
визии. Высокий, сутулый, тощий, с лином,
  заросптим грязью и рыжей шетиной, оз
пугливо озиралея по сторонам и о вздраги-
вал от каждого стука. Он производил впе-
чатление человека пеяхически ненормаль-
ного,—так подействовала на него обстанов-
ка послелних боев. Он рассказал, что за
три лня его рота, ветупившая в бой толь-
ко что укомплектованной, потеряла больше
половины своето состава.
Нас еще можно считать счастлив-
цами,— заявляет Генрих Д.—212-й не-
хотный полк, бывигий напиим соседом, поч-
ти совертенно разбит. От него не оста-
лось и полуроты. Да, будем мы помнить
эти проклятые Яссы, если, конечно, кто-
нибудь из нас останется в живых!

Велики потери, понесенные противником
и по другим дивизням. Особенно пострадали
пехотные дивизии румын.  Перебежчив
унтер-офицер Михай В. сделал любопыт-
ное признание:

— В наших дивизиях потери еще боль-
ше, чем в немецких. Дело в том, что мы те-
ряем людей не только от вашего, но и от

визии в атаку передовыми, а сзади идут
немецкие батальоны. Как только валт огонь
становится невыносимым и мы пытазуся
повернуть назад, немцы открывают по нас
огонь. Так было несколько ра3. Я сам сви-
детель того, как от немецкого огня погибло
пять товарищей из моего взвола. Я сказал
себе: «Михай, довольно лить кровь за этих
немецких извергов»; сказал — и вместе с
товарищами перешел на вашу сторону.

Отчаявитись пробить нашу оборону  се-
вернее Ясе, немцы перенесли удар на
Другой участок. Но и этот утар не застал
наши части враснлох. Вогда под прикры-
тием 1068 танков лва полка пехоты Tpo-
тивника бросились в атаку, им был ока-
зан достойный прием. Заговорила наша
артиллерия. Ее огонь достигал такой плот-
ности, что горы, на которых шел бой, по-
крылись сплошными облаками пыли,
сквозь которые трудно было что-нибудь
различить, кроме красноватых вепышек
разрывов. teu

Артиллерия продолжала бить с нара-
стающей силой, и когда она  смолкла и
пыль осела нал полем боя. простым глазом
хожно было видеть десятки подбитых не-
менких танков.

В битве ‘севернее и северо-запалнее fice
  мастерски взаимодействовали вое роды L0-
ветских войск: пехота, артиллерия, авиа-
ния, танки. И 0б это могучее боевое содру-
жество разбивались все попытки немцев и
румын прорвать нашу оборону.

Б. ПОЛЕВОЙ.

Действующая армия, 4 июня.
(По телеграфу).

Е НЕ

Подвиг Николая Платонова

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 4 июня. (По теле-
natiy). Совинформбюро на-лнях сообщало о
1%, что группа бойцов во главе с лейтенан-
пи Козловым произвела ночную вылазку
3 расположение противника.

В время этой вылазки совершил ге-
кий подвиг красноармеец Николай Ни-
mma Платонов. В решающий момент

мерации по захвату «языка» ПУТЬ
изведчикам преградил вражеский py4-
Вой

пулемет:

RE a eee НЯ

укрытый 33  брониро-

ЕЕ

ванным щитом,

он представлял главную
опасность. Николай Платонов решил обеспе-
чить успех товарищам и бросился на врага.
Финский пулеметчик успел выстрелить в
героя. Пуля пронзила ему грудь. Нлатонов,
обливаясь кровью, нашел в себе силы, что-
бы сделать еще шаг вперед. Мгновение —
и он выхватил пулемет из рук финского
солдата.

Подвиг Платонова помог разведчикам
успешно выполнить боевое задание. Они

’Мысли директора

За голы сталинских пятилеток и в пе-
мот Отечественной войны в борьбе с трул-
отями значительно выросли хозяйствен-
ные кадры нашей промышленности, начи-
ня от руководителей цехов и кончая работ-
ками наркоматов. Многие руководящие
иботники промышленности с чеетыю спра-
MINCh с возложенными ‘на них  ответ-
чвенными задачами в сложных условиях
ечественной войны. - 3

Директора заволов в большинстве сво-
и опытные, энергичные и инициатив-
the работники. Мне кажется, что  целе-
образное использование их ивиниативы
требовало бы известного расширения прав
шректора. Этот вопрос поянималея еще ло
ны, а теперь, на наш взгляд, он вновь
“sped. 5

Во время войны наркоматы сильно цен-  .

Тализовали свое руководство. предприятия-
и. Это оправдало себя и в периол эвакуа-
ции промьииленности, и в нериод пересетрой-
ци на военный лад. Но пря этом ряд элемен-
т“рных прав; необходимых директору для
управления предприятием; перешел в веде-
ние заместителей наркомов.

В ряде случаев права директоров могли
вЫ быть расширены.

Обратимся к фактам.

Наркоматы планируют каждому предприя-
1ю в отдельности Фонд заработной платы
№ всем «вертикальным направлениям». В
оу плавировании прелусмотрено. букваль-
1) pes, начиная от среднемесячной зара-
ной платы каждой категории трудящих-
до числа, их.

Такое планирование, на наш взглях, из-
imme,

Произволственный план, лаваемый заво-
ly, должен рмключать только суммарный
НТ заработной платы для всего предирия-
11, А лальше уже дело директора: сколько
Ижно иметь инженеров или бухгалтеров,
Ми сторожей для выполнения этого пла-
№. Точно так же руководителю предприя-
Пя лучше знать, чем плановикам наркома-
или главка, какому работнику устано-
UN какой оклад,

Сухиярное планирование фонла заработ-
10 платы солейетвовало бы сокращению
Tira работников (особенно из управлен-
Чекого аппарата) без ущерба для выпол-
Kuna произволотвенной программы.

В порядке обсуждения.

Наркоматы и главки опасаются, что с
расширением прав директора оня могут но-
терять нити регулирования зарплаты по
категориям. Но это опасение неоснователь-
но, так как наркоматы могут установить
шкалу и предел заработной платы для
каждой категории трудящихся. Суммарное
планирование фонда заработной платы
по предприятиям” резко сократило бы то
обилие отчетности по труду, которое имеет-
ся в настоящий момент.

Столь же усердно сейчас наркоматы п
тлавки раскладывают по полочкам общеза-
водские расходы. Подобная расклалка без
учета меняющейся ситуации в хозяйствен-

ной деятельности предприятия ничего
не дает, кроме связывания инициативы
директора.

На мой взгляд, лиректор и в этом случае
делжен получать суммарное асвигнование
нз общезаволские расходы, а распрелеле-
ние их по статьям должен производить по
своему усмотрению. Это даст возможность
руководителю с пользой для дела маневри-
ровать имеющимися в его распоряжения
средетвами.

Директора надо контролировать — это
бесспорно. Hac контролирует наркомат.
контролируют финансовые органы. Но и
этот контроль нельзя превращать в опеку!
Нелавно, например, при регистрации сметы
общезаволских расходов по налиему заводу
заведующий райфо отказалея признать за-
водскую лабораторию производственным це-
xox (2!). Ему же пришлось доказывать, что
телефонная связь на заводе... — необходимая
вещь. Подобные курьезы возникают не
столь уж редко и, конечно, пользы делу не
приносят. Межлу тем лля райфо было бы ло-
статочно проконтролировать одно: нет ли
перерасхода общего фонда обтиезаволских

расходов.

Руководитель предприятия не имеет
права 063 вышестоящей хозяйственной
организации передвигать, назначать пли
увольнять мастера, начальника цеха, отде-
ла ит.д. Но кто же, как не директор, луч-
ше знает инженерно-технических работни-
ков? Как правило, отделы калров наркома-
тов знают инженерно-технические кадры
среднего звена предприятий лишь Формаль-
но, по аикетным данным и характериети-

кам. :
В настоящий момент для улучшения пи-

\ захватили пленного и трофеи, уничтожили
36 белофиннов.

Сейчас герой-красноармеец находится на
излечении в госпитале. Весть о его подвиге
с молниеносной быстротой разнеслась но
всему фронту. В город Елец, на родину Пла-
  тонова, из части послано письмо. Командо-
вание благодарит мать героя — Марию
Яковлевну, воспитавшую самоотверженного
советского патриота.

тания работников каждое предприятие полу-
чает лимит на тот или иной вид питания.
В условиях войны каждый грамм про-
дуктов должен быть использован  пра-
вильно, но назначению.. Именно поэтому-
то и нало предоставить больше прав руко-
водителям предприятий. Между тем пред-
приятие получает сейчас фонды на все ви-
лы питания, строго, но не всегла удачно
расписанные аппаратом Наркомторга. Не-
ужели же аппарат Наркомторга знает луч-
ше производственные особенности той или
иной квалификации каждого завода, чем ру-
ководитель предприятия?

Безусловно, нет. Иногда то, что назы-
вается по инструкции Наркомторга нару-
шением, на предприятии считается спра-
ведливым распрелелением продуктов.

В свое время руководитель предприятия
распоряжалея так называемым «директор-
ским фондом», размер которого находился в
прямой зависимости от получаемой пред-
приятием прибыли. А сейчас директор не
может материально поощрять лучших ра-
ботников. Он часто лишен вэзможности
пройзвести самые необходимые, минималь-
ные расходы и вынужден обрататься за
разрешением к руководству наркомата.

От директора требуется очень многое. Но
вот что странно — рентабельность пред-
приятия не входит в критерий оценки его
ежемесячной работы. От директора завола
требуют выполнения плана и снижения с6-
бестоимости. Но достаточно ли этого для
полной оценки работы предприятия?

Конечно, нет!

Каждому опытному руководителю пред-
приятия ясно, что предприятие может
выполнять и перевыполнять план, иметь
снижение себестоимости и вото же время
быть нерентабельным или малорентабель-
ным. Ведь элементы себестоимости не охва-
тывают всей хозяйственной деятельности
предприятия.

Если при оценке работы каждого пред-
приягия будет обращаться внимание на
степень его рентабельности, то это заста-
вит директоров глубже вникать в «бухгал-
терские цифры». Сейчас еще некоторые
директора мало. занимаются анализом еже-
месячных финансовых данных, считая, что
это дело можно пережюверить экономистам,
плановикам, в лучшем случае заместите-
лю по общим вопросам. Некоторые инже-
нерно-технические работники, начальника
цехов, главные инженеры считают излиш-
ним заниматься «бухгалтерией»; их дело,

В

немецкого огня. Немцы бросалот наши хи-

ДА

НЫ

В ответ на обращение коллективов
артиллерийских заводов № 92. № 9и
№ 172 дать больше пушек фронту ра-
ботники завода, где директором тов.
Калистратов, дают зенитные орудия
сверх плана. На снимке: слесаря-сбор-
щики В. Ильичев и Е. Пылаев, выпол-
няющие нормы на 200 процентов.

Фото С. Корсткова.

Воскресник
по очистке Крещатика

КИЕВ, 4 июня. (ТАСС). Сегодня комсо-
мольцы и молодежь Киева провели массо-
вый воскресник. Очищать Крещатик от раз-
валин вышли около 50.000 юношей и деву-
шек. Особенно хорошо трудилась молодежь
Кагановичского и Железнодорожного райо-

SOB.
-—o—

Парад пионеров Владивсстока
ВЛАДИВОСТОК, 4 июня. (Корр. «Прав-
ды»). Во Владивостоке в ознаменование
окончания учебного года и 20-летия ленин-
ской пионерской организации состоялся па-
рад пионерских дружин города.

На-днях первые группы школьников Вла-

дивостока выедут в летние лагери.

Эшелон строительного леса —

в подарок Киеву
БЕЛОМОРСК, 4 июня. (Корр. «Правды»).

Из Нюхчи в Киев отправлен маршрутный;

поезд, груженный строительными бревнами.
Это подарок трудящимся столицы Украины
от лесорубов трех лесопунктов — Маленьг-
ского, Вирандозерского и Колежемского.

Отвечая на первомайский приказ товарища

Сталина, лесорубы этих лесопунктов решили
в нерабочее время заготовить и отгрузить
на восстановление Киева состав строймате-
риалов. Каждый выходной день шла друж-
чая работа в лесу. На Маленьге, например,
в прошлый выходной день в воскреснике
участвовало свыше двухсот человек. Они
срубили и подвезли к линии 815 строитель-
ных бревен. :

Лесорубы Маленьгского лесопункта обя-
зались заготовить в июне в нерабочее время
на восстановление Киева и отгрузить сверх
плана 50’вагонов стройматериалов, месячную
программу выполнить к. 28-му числу.

; Oe

Семинар по экономическому
образованию

ГОРОД Н., 4 июня. (Корр. «Правды»).
На танкостроительном заводе, где дирек-
тором тов. Яковлев, работает постоянный
семинар по экономическому образованию,
на котором учится партийный и хозяйст-
венный актив.

Начальники цехов и отделов, их замести-
тели, секретари цеховых  парторганизаций
и другие руководящие инженерно-техниче-
ские работеики завода прослушали следу-
ющие лекции: «Принципы организации пла-
нирования и ритмичная работа цеха», «Ор-
ганизация производства в цехе», «Норми-
рование и организация труда», «Основы
бухгалтерского учета “в цехе и определение
себестоимости», «Режим экономии и рен-
табельность работы цеха».

Лекции читают директор завода, глав-
ный бухгалтер, начальник производства,
инженеры и другие специалисты.

мол, техника, & рубли и копейки пусть
считают бухгалтеры, планювики. —

В течение года, как правило. на пред-
приятии бывает около трех десятков peBu-
зий, обследований (некогорые и без налоб-
ности). Каждый ревизор составляет 0б`еми-
стый труд, именуемый «выводами»; в них
можно найти и неправильно утвержденный
перерасход по командировке, и без разре-
шения наркомата израсходованную тысячу
рублей на приобретение книг для библио-
теки и т. п. Каждая из ревизий «учла все до
копейки», олнако вопрос о рентабельносте
предприятия—0 возможности отказаться от
государственной дотации или хотя бы о сни-
жений ее размера—ускользает порой даже
от самых прилирчивых ревизоров, инспек-
торов и обследователей. В результате рабо-
ты ревизии часто налагаются взыскания
на руководителей предприятий за самые
мелкие нарушения, но только не за плохое
состояние хозяйственной деятельности пред-
приятия в иелом.

Учет — великое дело, и к нему надо от-
носиться с уважением. Там, гле нет учета
и отчетности, там не может быть порядка.
Но это еще не значит, что надо составлять
отромнейшие простыни форм, нередко 1пс-
вторяющие друг друга и направляемые в
количестве 5—6 экземпляров в адрес од-
ного и того же учреждения.

Напе завод сейчае посылает ежемесячно
свыше 50 различных форм отчетноети,
некоторые из них в пяти — шести экзем-
плярах. Обилие отчетности до некоторой
степени даходит себе об`яснение в том, что
у директора предприятия всё чрезмерно за-
планировало, распределено, залимитировано
ит. п., стало быть, и за все это надо от-
читаться.

’Скажем, автотракторный отдел наркома-
та (котати говоря, его существование ощу-
щается лишь по увеличивающейся отчет-
ности) «планирует» количество автоманитн,
которые завод должен отремонтировать...
собственными силами, без запасных частей.
Самый плохой хозаяйственник в наше время
догадается отремонтировать ° автомашину,
если ‘он имеет запасные части и слесарей,

Спрашивается: кому нужно таков «пла-
нирование», по которому надо ежемесячно
писать отчеты? А таких примеров многое.

Расширение прав директоров прелпрая-
тий, безусловно, сократит отчетность, & это
в свою очередь вызовет сокразщение управ-
ленческого аппарата.

) Ст. ЛИСИЧКИН.

Директор завода Наркомнефти.

Rea Pe

See АЕ ae

= г я т

Русская наука_

и Московский университет

К научной конференции 5—12 июня

В налги хни, в лни ожесточённых битв за
честь нашей Родины, весьма велик интерес
K истории русской науки. Поэтому хоронто
поступил Московский универентет, орга-
низовав научную конференцию о значения
русской кауки в развитии мировой
культуры. И не случайно, что такая кон-
ференция с широко залуманной программой
проводится именно в МГУ. Ведь наш сто-
личный университет имеет  богатейшую
историю, славные традиции, он был всегла
связан с именами лучших представителей
русской научной мысли.

_ Московский университет был основан в

755 году и с тех пор является рассадни-
ком русского просвещения и русской
науки, Сюда, в центр Ровени, под стены
Московского Кремля, каждый год устремля-
лась русская молодёжь, и отсюда вышли
многие наши учёные, снискавшие себе по-
том громкую научную славу.

Историческим центром науки в России
варяду с университетами была и Академия
наук. И в настоящее время перед научными
учреждениями нашего великого советского
государства стоят ответственные задачи:
развивать просвещение и науки, солей-
ствовать’ восстановлению культуры и хо-
зяйства районов, пострадавших от нашест-
вия германских варваров -—— фатистов.

Мы должны ясно осознать те важней-
шие задачи, которые стоят теперь перед
налиими учеными. Среди них одной из
первых является залача всемерного укреп-
ления у нашей молодежи любви и сн0е0б-
  ности к самостоятельности научной. мысли.

Мы хоромо ‘знаем, что русская нау-
ка, как и вся русская культура, всегда
была самобытной и самостоятельной. Ието-
рия русской науки отчетливо показывает,
что все лучитие русские ученые сами сме-
ло прокладывали новые, незетомые еще ня-
кому пути знания. Таким был отец наше:
  №0 просвещения — М. В. Ломоносов, опе-
реливший своими открытиями и теорияма

100 лет вперед, такими же были и вели-
кий Н. И. Лобачевский, открывший но-
вую «воображаемую» геометрию, и Д. И.
Менделеев, открывший и утверливший пе-
риодический закон химических элементов,
такими же были и И. М. Сеченов и И. П.
Павлов, проложившие новые дороги в
познаеии физиологических процессов в
центральной нервной системе.

Д. И. Менделеев писал, что самобытноеть
теометрии ‘Лобачевского — заря  самостоя-
тельного развития наук в России.

Подобно тому, как гений Пушкина опи-
ралея в ето творчестве на народные пре-
  seer и сказки, так же точно должен
быть теено связан с запросами своего на-
  рода и русский ученый, советский уче-
ный — служить развитию народных твор-
ческих замыслов и его материальным нуж-
дам, которые, конечно, у каждого народа
имеют свои особенности.

И следует твердо сказать, что русский
народ, прославленный величайшими полви-
гами своих армий, имеет все основания
дерзать и в научном творчестве,

Нужна смелость и в научной фантазии,
и в искусстве научно и технического
эксперимента!

Эта научная самостолтельность и ‘сме-
лость должны воспитываться е самых пео-
вых шагов - университетской жизни. На
надо этого  «натаскизания» студентов,
«учебы» и подсказывания! Надо больше
верить в мололого человека; давать ему
самому находить выхол из трудного поло-
жения в его исследования. Мой опыт m9
воспитанию молодых ученых убедил меня;
что подобное доверие всегда оправлы-
вается и всегла начинающие с увлечением

Собрание, посвященное
100-летию со дня рождения
В. Д. Поленова

В Москве состоялось торжественное
собрание, посвященное 100-летию со дня
рождения замечательного русского худож-
ника Василия Дмитриевича Поленова. На
собрании, созванном Оргкомитетом Союза
художников, присутствовали художники.
деятели театра, музыки и искусствоведы.

Заслуженный деятель искусства Г. Ряж-
ский во вступительном ‘словеобрисовал роль
и значение Поленова в развитии русской
живописной культуры. Академик В. Бак-
щеев и народный художник Белорусской
ССР В. Бялыницкий-Бируля — ученики По-
ленова, а также В. Мамонтов и В. Кубац-
кий выступили с воспоминаниями о Поле-
нове. ;

Дочери художника — 0. В. и Н. В. Поле-
новы прочитали неопубликованные мате-
риалы и поделились воспоминаниями о жизни
н творчестве В. Д. Поленова, о встречах ero
с Репиным и В. Васнецовым, огласили письма
Левитана и Коровина к своему учителю.

о

На футбольном поле

Розыгрыш первенства Москвы

Вчера на стадионе «Сталинец» состоялся
интереснейший матч в розыгрыше  фут-
больного первенства Москвы. На поле ста-
дисна вступили в борьбу две старейшие
команды страны — «Динамо» и «Спартак».

Быстрый темп игры был взят с первых
минут матча. Мяч молниеносно переходил
с одного конца поля на другой. Но уже
вскоре стало бесспорным превосходство ди-
намовцев. Последние, как и во многих дру-
гих матчах, показали образцы игры напа-
дающих. Спартаковцы были вынуждены
уйти на защиту своих ворот.

Несмотря на очевидное превосходство,
команда «Динамо» за 45 минут непрерыв-
ногб` штурма ворот спартаковцев так и не
добилась результатов.

После перерыва картина борьбы на фут-
больном поле изменилась. В составе нана-
‚дения. команды «Спартак» произошли неко-
торые изменения. На место Семенова стал
Смыслов. Спартаковцы во второй половине
игры уверенно перешли в нападение, и над
воротами «Динамо» нависла серьёзная
опасность. Отбив три атаки «Спартака»,
динамовцы вновь попытались перехватить
инициативу. Их атаки усилились. Однако
удары нападающих динамовцев’ были бле-
стяще отражены вратарем Леонтьевым.

За десять—семь минут до конца матча
спартаковцы, прорвав линию защиты «Ди-
намо», открыли счет.

Попытки футболистов
тать результат остались тщетными.
закончился в пользу «Спартака» со счетом
1:0. Таким образом, одержав победу над
«Динамо», спартаковны теперь уверенно
лидируют в розыгрыше футбольного чем-
пионата Москвы и.

«Динамо» скви-

западно-европейскую науку чуть ли не Ha}

Матч  .

работают Wal самостоятельных  преджоле-
нием трулностей. МАЯ
Теперь л хотел бы сказать ибокольно
слоз о жизни в Московском орлена Jemana
Государствотном университете им. М. В;
омоносова в’ настоящее время. Я ограни-
Чусь при этом тем, что мне ближе“ всего?
т. е. скажу несколько слов о работе“ хи“
мического факультета и лишь отчасти —
о работе физического фапультета. ^^.
В настоящее время на химическом и фи-
зическом факультетах Московского универ-
ситета подобран больнюй ‘коллектив поо-
фессоров и преподавателей, который ”е
полным достоинством велет ответственную:
и пролуктявную работу как в область
‚ теоретической наукя, так и в весьма. раз>
личных ‘направлениях. приложения, науки
K жизни и к поюмыпленноетя. р
За голы войны многие работы выполня-
ются по заданию оборонных организаций.
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что,
одной из основных проблем, которые. ивте-,
‘ресуют многих университетских XHMBKOB,.
физиков и отчасти биологов, — это. пробле-.
ма химической активности, изыскание _но-.
вых эффективных методов воздействия на
химический процесс с пелью нахождения
средетв управления химическим процессом
в промышленности и в живом организме. Я
бы назвал это областью катализа, подразу-
мевая под катализом всякое направленное
воздействие на скорость естественных при-
ролных процессов. о
Вот это рассмотрение природы как жи-
вого процесса, как динамической системы
является OTHOH из характернейних черт
всей русской школы естествознания. Это
можно показать, рассматривая историю раз-
вития у нас школ физиков, химиков и
биологов. 3
Поэтому надо сказать, что университете
ские ученые, работающие в настоящее
время в области изучения средств активно-
го воздействия на химический процесс
не только показывают пример образцового
понимания ведущей проблемы современно-
то естествознания, но и являются людьми, -
прочно связанными с заветами и традициями
русской науки. : ЗЕ
В последние голы в университетских ла-.
бораториях очень много сделано. ценного и
вполне оригинального в этой области.
Сюха относятся работы: по общей теории
катализа и но изучению катализаторов, по
разработке теории реакций в электрических.
разрядах, по теории процессов горения, вос-
пламенения и взрывов, по термодинамике

1 химических и физико-химических процес-“

сов, по изучению явлений адборбций, “по”
проблемам переработки нефти и теории ‘е8`
происхождения, по проблеме переработЕи”
естественных углеводоролных газов до аце-
тилена ит. д..

Следует отметить, что этот большой круг
работ проведеп в довольно трудных уёло-=
виях, сильно осложнённых эвакуацией и’
реэвакуацией университета. в

В настоящее время правительство” уде=”
ляет 0с0бое внимание жизни и работб”уни-
верситета и отпускает большие cpelcTRa Ha ~
‘укрепление лабораторий университета и ‘па
сснащение их новейшим оборудованием.

Общий пол’бм, охвативший университете
ских учёных в связи ¢ грандиозными“
победами Врасной Армии, вылилея в. иодго=-
товку и созыв научной конференции” «Роль
русской науки в развитии мировой науки ой:
культуры», которая состоится 5—12 июня.
1944 года. wae

Эта конференпия ещё больше об’единит
наших учёных н нашу учашуюся  моло-з
дёжь в борьбе за независимость нашей -
великой Родины и за прославление её само-.
бытной культуры. Е
Академик Н. ЗЕЛИНСКИИ..

Новый фильм
«Монголия»

В московских кинотеатрах демонстри-
руется новый художественно-документаль-
ный - фильм «Монголия» (производство.
Монголкино). Сцезарий написан Дамдин-Су- _
руном и Ринчином. Ностановщики — Болод ^
и Нимынцигмит. Операторы — Ганжур, Демб-
рил, Джигжит. Русский вариант подготовлен...
режиссёром И. Копалиным, текст, написан-
ный Б. Агаповым, читает Л. Хмара.

Перед зрителем проходят картины Жизни
Монголии в её прошлом и настоящем, разви-
тие народного хозяйства, рост и раснвет
культуры за 23 года существования свобод-
ной Монгольской Народной Республики.
Ярко показана в фильме дружба монгольско-
го народа с народами Советского `Союза. *
Зритель видит, как любовно готовит-насе- ~
ление монгольских аймаков подарки’ для. .
Красной Армии, отправляет на фронт коней,
продовольствие, обувь. Кадры фильма запе--
чатлели вручение подарков монгольского за-
рода воинам Красной Армии. Картина показ
зывает, как благодаря поддержке и помощи
нашей страны растет экономическая MOIIb
Монгольской Народной Республики, созда--
ются индустриальные предприятия, очари
новой культуры свободной Монголни.

—oO—

Всесоюзное шахматное
первенство

Десятый тур

Встреча гроссмейстеров Смыслов-—Ли-
лиенталь в центре внимания. Смыслов из-
брал в дебюте неверный план и позволил.
противнику захватить инициативу. Лили-
енталь логично использовал свое преиму-
щество, быстро выиграл пешку, а затем
и партию. :

Сильно провел. игру против мастера Ра-
винского гроссмейстер Флор. Прямыми`
угрозами он связал все фигуры партнера,
красиво пожертвовал ферзя и форсирован-
но достиг победы. :

Ботвинник встретился с мастером Мике-^
пасом, который избрал то же начало; “что”
было в партии Лилиенталь-——Ботвинник в ‘`
одном из предыдущих туров. Ботвинник
играл очень последовательно и после то-.
го, как Микенас упустил лучшее продол- .
жение игры, энергичными ударами решил
партию. Гроссмейстер Котов выиграл у
Алаторцева, который в худшем : положе-
нии просрочил время. :

Партии Болеславский — Сокольский и_
Вересов—Бронштейн отложены в ещё нё: “
определившихся позициях. Макогонов B ~
отложенной партии с Лисицыным ‘имеётоа
лишнюю пешку и лучшее положение, То-
луш против Рагозина легко  зыигрывает. .
После десятого тура впереди М.  Бот-..
из

BHHHHK — шесть с половиной очков
семи и три отложенных партии.

Сегодня, 5 июня, на турнире доигрыва-
ются отложенные партии. 6 июня — один-
надцатый тур. Е