Рим взят войсками наших союзников.
Согласно сообщению корреспондента агент-
ства Рейтер, рано утром 4 июня части аме-
риканской 5-й армии вступили в бой с про-
тивником в предместьях города, сохранив-
шего ло сего дня память о тяжелой посту-
пи римских легионов. В течение дня аме-
риканцы шаг за шагом очищали от вра-
жеских арьергардных отрядов кварталы го-
рода. В 21 час 15 мин. очищение Рима от
противника было закончено.

Так свершилось примерно через год
после начала операций союзников в Ита-
am это славное событие. Освобождена
первая из столиц захваченных Гитлером
европейских государств, и это —— столица
Италии, которую предал Муссолини, пре-
вратив ее в союзника фамтистской Германии
по «оси». Ныне Италия сражается на сто-
роне союзных держав.

Занятие Рима имеет крупнейшее поля-
тическое и стратегическое значение. Cro-
лица Италии — крупный промышленный
центр, порт, важнейший железнодорожный
узел, через который проходят почти все пу-
ти, соединяющие север и юг страны. Риму—
сокровищница классических. памятников
культуры и искусства. —

Немцы не дали сражения в районе само-
го горола: очевидно, германское команлова-
ние приняло решение оставить столицу
Италии. Этот факт свидетельствует о пол-
ноценности замысла, положенного генера-
лом Александером в основу настунательных
операций, начатых 11 мая. Вак спелый
плод, Рим упал к ногам победоносных союз-
ных армий.

Немецко-фашистская пропаганда, ничего
хорошего не ожилая от развития боевых
действий на итальянском фронте, загодя
начала подготовку к сдаче. Рима союзия-
кам. Еще 31 мая берлинское радио распрэ-
странялось о «характере планомерного от-
рыва германских войск от противника в
Южной Италии».

Так утешают обанкротивитиеся  гитле-
ровские комментаторы своих слушателей

в нынешней стадии войны. Они этим стре-
MATCH прикрыть зловещий для  гитлеров-
ской Германии факт потери районов, . горо-
дов и пунктов, имеющих крупнейшее поли-
тическое и экономическое значение.

ВБ нашем обзоре 24 мая мы ‘указывали,
что план генерала Александера, очевидно,
состоял в том. чтобы, нанося главный удар
на левом фланге вдоль побережья в направ-
лении к Риму, вынудить 10-ю и 14-ю не-
мецкие армии или к отходу ‘в тяжелых
условиях, или к ведению сражения в весь-
ма невыголной обстановке. Ход событий
показывает, что этот план осуществляется
вполне успешно.

24 мая союзники овлалели Террачиной,
а уже на другой день, 25 мая, произошло
соединение союзных войск, наступающих
с основного фронта, с войсками, которые
повели наступление с планларма Анцио—
Неттуно. Этим самым было подрезано осно-
вание всего немецкого фронта у берегов
Средиземного моря; этот фронт потерял
свою устойчивость. Быстрое развитие успе-
ха в направлении к Риму  ссздавало
серьезнейшую ‘угрозу для армий немецкого
тлавнокоманлующего Кессельринга.

Эта стадия борьбы ознаменовалась вво-
1ом в прорыв крупных танковых и - мото-
ризованных соединений союзников, в част-
ности 1-Й американской бронетанковой ди-
визии, участвовавшей в боях в Тунисе и
на Сицилии. И на этой стадии происходили
весьма упорные бои. Немцы всеми силами
стремились задержать продвижение подвиж-
ных сил союзников.

Такое развитие операций вполне законо-
мерно, учитывая опыт предшествовавиих
кампаний второй мировой войны. Танковые
соединения, вышедшие в прорыв, теперь,
Kak правило, наталкиваютея на укреплен-
ные тыловые рубежи. Оперативное разви-
тие прорыва происходит в условиях пре-
одоления обороны противника, расчленен-
ной на большую глубину, порядка десятков
и сотен километров.

К этой сложной обстановке союзные вой-

Большая победа
союзников

ска были подготовлены. Конструкции их
танков характеризуются наличием мощной
брони и вооружения. Наши союзники учли
также и другой важный вывод из опыта
войны: необходимость, помимо непрерывной
подлержки авиацией танковых соединений,
также и сопровождения их крупными силами
пехоты и артиллерии. Благодаря всему это-
му удалось быстро покончить с сопроти-
влением немцев на промежуточных рубе-
жах и вырваться к Риму.

Примерно до 26 мая немцы продолжали
упорно обороняться в долине реки Лири на
рубеже Атина-—Аквино-—Приверно, а до
28 мая—на рубеже Роккасекка—Сецце—
Кори—Ардеа. В весьма ожесточенных боях
сопротивление врага на этих рубежах было
сломлено. Началась борьба за последний
укрепленный рубеж, прикрывающий под-
ступы к Риму, на Альбанских горах.

Здесь центр боевых действий сосредото-
чился на двух дорогах, ведущих к Риму,
в районе укрепленных пунктов Вальмонто-
не и Веллетри, где немцы пытались в по-
следний раз остановить продвижение союз-
ных войск к столице. Шосле того, как эти
пункты были взяты частями 5-й американ-
ской армии, пути к Риму были открыты, и
по ним устремились танки. Немцы продол-
жали оказывать сопротивление и за Аль-
банскими горами, бросая свой танки для
нанесения коротких контрударов. При при-
ближении к Риму союзникам приходилось
пробиваться внеред «ярд за ярдом».

Но сражение за Рим было уже проиг-
рано немцами. Жители Рима с балконов
наблюдали за далекими разрывами снаря-
дов. Это был знак близкого обёвобождения.
Отновременно с последним этапом боев за
Рим 5-й американской армии успешно
развивалось и наступление 8-й английской
армии на крайнем ее левом фланге в до-
лине реки Лири. Атакованные е двух сто-
рон позиции немцев на этом участке были
прорваны, и обе союзных армии соедини-
лись на Виа Васселина.

Co взятием Рима положение немецкого
фронта в Италии становится еще более
рискованным. Повидимому, Кессельринг на
этот раз и в самом деле вынужден принять
срочные меры к «выпрямлению» линии
фронта, начав отход в горах на центральном
участке. По сообщениям печати, они отхо-
дят злесь к Монте-Марсикано в верхнем
течении реки Сангро. Легко себе предста-
вить, насколько опасным для немецких
войск является отход в подобной обета-
HOBKe.

Немцы уже и без того понесли тяжелые
потери. Число пленных достигло 20 тыс.
человек. Общие потери немцев исчисляются
в 60 тыс. человек. Это серьезные достиже-
ния на пути к цели, поставленной генера-
лом Александером,— уничтожению немец-
ких армий в Италии. :

В ближайшее время следует ожидать
дальнейшего ухудшения стратегического но-
ложения немецких армий в Италии. Дело
плет не только 0б опасном для них даль-
нейшем продвижении союзников влоль по-
бережья к северу от Рима, но и о воз-
можности новых десантов союзников в б0-
лее глубоком тылу немцев. Нет сомнений,
что союзное главнокоманлование в Италии
.и впредь будет прилерживаться маневренно-
го принципа в ведении операций, который
уже лал такую крупную победу, как 0свэ-
бождение Рима от гитлеровцев. Нотеря Ри-
ма должна привести к потере немцами всей
Италии.

Не приходится говорить, каким крепким
ударом по гитлеровской Германии является
столь быстрое и искусное овладение Римом.
Для итальянского народа эта победа заклю-
чает самые благоприятные перспективы в03-
рождения страны, столько выстрадавшей от
фашистской тирании. Для антигитлеров-
ской коалиции эта победа-является много-
обещающим символом грядущих новых
побел, быстрого и успешного развития COB-
местных операций, которые приведут к
окончательному сокрушению гитлеровской
Германии.

Генерал-майор М. ГАЛАКТ

ИОНОВ.

_В фашистском зверинце

‘Судьба шестиствольных

В феврале 1942 года жители Бремена
были оглушены фанфарами: это  направ-
лялся на восток 1-й тяжёлый миномётный
полк. Немцы восторженно передавали друг
другу: «У нас новое секретное оружие...»
Они верили, что с шестиствольными мино-
мётами возьмут Москву. Кавказ и: Месопо-
тамию. Полк состоял из 1.400 отборных
солдат, вооружённых $0 шестиствольными
миномётами.

етом 1942 rola первый полк испытал
первое разочарование: он потерял в Крыму
свыше половины личного состава и почти

все миномёты. Уцелевших солдат отвели
в глубокий тыл.
В январе заново укомплектованный

полк был направлен на Кавказ: германское
командование пыталось тяжёлыми миномб-
тамп остановить русское наступление. Ми-
номёты оказались действительно тяжёлы-
ми — для фрицев. Солдаты бросили во-
оружение и помчались на запал. Отдыша-
лись они только в Бердичеве. Там. начали
формировать 1-й полк — по счёту третий.

В июле 1943 года Гитлер репеил взять
Курскую дуту. 1-й тяжёлый миномётный
полк был брошен в район Белгорода. Вепо-
миная о тех боях, ефрейтор Бруно Рихтер
вздыхает: «Боже мой, какое  разочарова-
ние! Ведь командование возлагало большие
надежды на тяжёлые миномёты. А неделю
спустя началея нали знаменитый . марш. к
Днепру. Когда мы дошли до Днепра, мы
нелосчитывали 40 шестиствольных мино-
мётов и свыше 500 людей»...

Решено было в четвёртый раз создать
1-Я полк. Из Германии прислали пополне-
ние и 40 шестиствольных миномётов. В
марте 1944 гола 1-й полк побежал. Унтер-
офицер Фуке рассказывает: «Мы заетре-
вали в грязи. Мы бросали не только тяжё-
he миномёты, но даже подсумки.  Ofo-
рванные; голодные, мы двигались на запад,
мечтая 00 олном — добраться ло Германии.
Среди офицеров и солдат царило единодуш-
н0ё мнение, что война проиграна»... :

Пятого издания не будет: 1-й тяжёлый

Е РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 46. Ленивгралское ттоссе, улица «Правды
АДРЕС 6-2; Иностранного — Д 3-37-50; Нисем — Д 3-15-69; Местной сети — Jt 3-15-47;

52202.

миномётный полк ликвидирован.  Уцелев-
шие солдаты отправлены в сапёный ба-
тальон. Так кончилея ещё один полк. Так
погибла ещё одна надежда: тестиствольные
миномёты не спасли Гитлера, как не епас-
ли его «Тигры» и «Фердинанды». Шести-
ствольные миномёты привели к единодун!-
ному мнению: немнам капут.

Страх и страховка

На похоронах жителей Эссена, погибитих
от воздушной бомбардировки, Геббельс вос-
кликнул: «Ато может оценить жизнь нем-
ца?..» Однако свою жизнь Геббельс оценил
вполне точно: он застраховал себя на
2.490.000 долларов. Палач Гиммлер не-
сколько скромнее, он считает, что его пер-
сона стоит всего-навсего 635.000 лолла-
ров. Жизнь известного вора Лея оценена
им в 841.000 долларов. Зало Геринг рас-
пенивает себя высоко, и он достаточно раз-
богател на войне, чтобы застраховать свою
жизнь Ha 4.000.090 долларов. Веех прев-
зошёл комми-вояжер третьего рейха Риб-
бентроп. Этот бойкий мужчина  застрахо-
вал свою жизнь на 5.665.000 долларов.

Страховка связана со страхом: ети гос-
пода теперь начинают думать о развязке:
По мере приближения Красной Армии кв
границам Германии страховые общества
Аргентины становятся более  взыекатель-
ными. В 1944 году никому не хочетея за-
страховать Гиммлера или Геринга от хоро:
шо намыленной петли. Но Геринг и Гимм-
лер не жалеют денег: они думают 0 своём
потомстве. Они хотят, чтобы дети  люло-
елов были обеспечены, если не человечи-
ной, то сочными бифштексами. Тшетная
предосторожность: правосудие займётся не
только судьбой грабителей, но и судьбой
награоленного. У пяти перечисленных. лю-
доедов имезтся в иностранных банках
16.415.000 долларов. Кроме того. жизнь
пятерки застрахована на 13.631.000 лол-
ларов. Таким. образом, пострадавшие после
естественной смертя преступников на

х

виселице или на гильотние — смогут по-

лучить 30 миллионов долларов. На эти

Заявление
генерал-майора Конноли
корреспонденту ТАСС
в Тегеране

ТЕГЕРАН, 2 июня, (ТАСС). В связи с
вручением советских военных орденов груп-
пе американских генералов” и офицеров
командования Персидского залива командую-
щий американскими войсками в Персидском
заливе кавалер ордена Суворова 2-й степечи
генерал-майор Конноли сделал корреспон-
денту ТАСС следующее заявление:

«С большой гордостью и чувством глубо-
кого удовлетворения весь личный состав
американских войск на Персидском заливе
узнал о награждении ряда их товаришей во-
енными орденами СССР. Мы восприняли это
как высокую почётлую оценку советским
правительством нашей работы. С ещё боль-
шим энтузиазмом мы будем продолжать на-
шу работу до конца, до тех пор, пока это
будет нужно, чтобы окончательно разбить
Гитлера.

Нас радует сознанве, что мы стоим бли-
же, чем какая-либо другая группа амери-
канских войск, к героической Красной Ар-
мии и продвигаем боеприпасы на самый боль-
шой фронт в мире. В связи с этим я считаю
нужным особенно подчерклуть, что, по моему
глубокому убеждению, наша совместная ра-
бота с частями Красной Армии является
прекрасным образном послевоенного сотруд-
ничества обеих стран. Когда_мы прибыли
сюда, мы не зиали вас‘и нё представляли
себе, насколько успешно пойдёт наша сов-
местная работа, но за эти Полтора года,
сплотившие нас в один дружный коллектив,
мы’ убедились, насколько хорошо и плодо-
творно мы можем работать вместе, и этот
факт кажется мне не менее важным, чем
наша посильная помошь доблестной Крас-
ной Армии в её исторической борьбе с гер.
манским фашизмом».

OSs

Bou в Югославии

ЖЕНЕВА, 4 июня. (ТАСС). Как пере-
дают из Югославии, Верховный штаб на-
родно-освободительной армии Югославии
сообщает, что в Западной Боснии югослав-
ские части ведут ожесточенные оборони-
тельные бои с крупными силами немцев,
которые предпринимают атаки с нескольких
направлений.

В Словении части. 7-го югославского
корпуса после ожесточённых боев заняли
опорный пункт противника Мирна Печ.

а,
Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что сегодня утром бомбар-
дировщики «Летающая крепость» и «Либе-
рейтор» из состава 8-го американского. авиа-
ционного корпуса совершили налёт на’гер-
манские военные об’екты в районе Булони.

Днем бомбардировщики вновь совершили
налёт на тот же район. ^

—O-—

Результаты воздушных налётов
на Румынию

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер при
штабе союзникоз в Италии сообщает,
ссылаясь на данные воздушной разведки,
что вдоль румынского побережья Дуная
продолжают гореть танкеры и склады с
нефтью, а также портовые сооружения в
Джурджу (в 40 милях к югу от Бухаре-
ста), подожженные в результате воздуп!-
ного налёта союзников. Корреспондент от-
мечает, что через порт Джурджу до на-
лётов авиации союзников на Плоешти еже-
месячно проходило значительное количе-
ство переработанной нефти.

2s

Гибель руководителя организации
Тодта на советско-германском
фронте
СТОКГОЛЬМ, 4 июня. (ТАСС). Герман-
ское радио сообщило о гибели на советско-
германском фронте одного из руководителей
гитлеровской военно-технической организа-
ции Тодта профессора Вальтера Бругмана.

Бегство ‘с гитлеровской службы

СТОКГОЛЬМ, 4 ‚июня. (ТАСС). Газета
«Дагенс нюхетер» сообщает, что в` Сток-
гольм приехал из Хельсинки немецкий жур-
налист граф Кнунгаузен, который с 1941
года: работал-там корреспондеятом «Гамбур-
гер фремденблат». Кнупгаузен заявил, что
благодаря своим поездкам в Германию он
составил ясное представление о действи-
тельном положении в Германии и решил не
оставаться больше на гитлеровской службе.

SS SE a ea PE ES aS ee ae ee ee eee 3:

деньги можно OTCTPOUTE небольнтой город,

разрушенный немцами, — Карачев или
Сен-Ёлод. Что касается других городов,

уничтоженных немцами, то гренадерам и
егерям придетея поработать, а летям людо-
едов придется понпоетиться. *

Тётушка в Мадриде

В рассказе одного малоодарённого” не-
мецкого литератора я прочитал следующее
рассуждение: «Когда живёшь в столице
бурной и беспокойной жизнью, приятно
иметь где-нибудь в далёкой провинции
скромную, но преданную тётушку. Она в
случае чего пригреет. Она не обладает
большими средствами, но всё же поможет
чем может, а главное, она обелит тебя
перех беспощадным миром, напишет пись-
мо жестокому кредитору или суровому на-
чальнику, а если понадобится, будет за
тебя просить руку крахавицых...

У Титлера есть тётушка в далёкой npo-
винции, и не простая это тетушка, а ред-
костная—в генеральском чине и в генераль-
ских рейтузах: зовут её генералом Франко,
или «Каудильо». Гитлер в своё время по-
мог тётушке выкинуть испанцев из Иена-
нии. и завладеть Малрилом. Мы хороша
помним, как немецкие корабли уничтожаля

Альмерию и как немецкие самолёты жгли
Гернику. Долг платежом красен, и гене-
рал, Франко чем может помогает Гитлеру.
Стоит фюреру шепнуть тётушке: «воль-
Фрама бы», как уж и вольфрам в Герма-
нии и речь о нейтралитете в Мадриде. —
тихо, спокойно, прилично. Поналобилиеь
Гитлеру солдатики, и Франко тотчас по-
гнал своих гидалью к Ленинтралу, не за-
быв при этом ещё раз напомнить, что оя
трижды нейтрален. Гитлер души на чает
в своей тбтушке. Bor как  ошисывает
«Фелькишер беобахтер» генерала Франко:

«Сдержанность и скромность характери-
зуют его... Карие миролюбивые глаза, пол-
ное лицо, поседевлине темные волосы, креп-
кая срелнего‘ роета фигура... Ето любёз-
ность, его теплота и заботливость проявля-
ются только в интимном кругу друзей»...

Не правда ли очаровательная тётушка?

р

французских amaera — Риго

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Как пере-
даёт. корреспондент. агентства Рейтер, на-
холящийся при войсках 5-й армии перед
Римом, американские части сегодня в б час.
56 мин. утра вступили в бой с германскими
войсками в предместьях Рима.

АЛЖИР, 4 июня. (ТАСС). Штаб. войск
союзников в Италии сообщает, что амери-
канская пятая армия вступила в пределы
города Рима. т

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Специальный
корреспондент агентства. Рейтер при штабе
войск союзников в Италии сообщает, что

части 5-й американской армии продвигаются   цев° прекратилось.

метр за метром в жилых кварталах Рима.

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС).
Рейтер передаёт:

Очищение Рима от немнев закончилось
сегодня в 21 час 15 минут. Такое сообщение
из Рима передало ‘американское агентство
Ассошиэйтед Пресс. :

Очищение Рима было произведено тан-
ковыми частями американской 5-й армии,
которые оттеснили немецкие войска к ок-
раинам города.

Занятие Рима войсками союзников

войска по распоряжению Гитлера’ заняли

позиции к северо-западу от. Рима.
++

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Главный штаб
союзников в Италии сообщает, что войска
американской 5-й армии превратили брешь,
пробитую в линии обороны противника юж-
нее Рима, в прорыв во многих пунктах. Они
занимают теперь большую часть горного
массива Колли Лациоли, господствующего
на полступах к Риму. Южнее дороги № 6
(Виа Касселина) всякое сопротивление нем-

Части английской 8-й
армии `нродолжают наносить мощные удары

Агентство ! lO противляику, отступающему в направле-

нии к северо-запалу. Заняты города Колле-
ферро и Ананьи (к северо-востоку от Вел-
летри). Z

АЛЖИР, 4 июня. (ТАСС). Части 5-Й ар-
мии заняли город Ланувио, расположенный
в 6 километрах южнее озера Альбано. Части
5-й армии прорвали ланию фронта на Аль-
банских холмах. :

По: последним сведениям, ‘общее: количе-
‘ство пленных, взятых войсками союзников с

ЖЕНЕВА, 4 июня. (ТАСС). Гитлеровское   начала наступления на итальянском фронте,

агектство — германское — информационное
бюро передало в ночь на 5 июня сообше-
ние ставки Гитлера, из которого яветвует,
что германские войска изгнаны из Рима.

достигает 20 тыс.; из них 14 тыс. взято ча-
стями 5-й армии.

Потери, понесённые войсками Кессель-
ринга, по предварительным сведениям, до-

В сообщении заявляется, что, германские   стигают 60 тысяч.

Развал «армии» Муссолини

ЖЕНЕВА, 4 июня. (ТАСС). Итальянская
подпольная натриотическая газета «Ком-
бзттенте» пишет, что «правительство» Мус-
солини не в силах приостановить развала.
своей наспех сколоченной «армии». М без.
того немногочисленная, эта «армия» несёт
большие потери во время стычек с итальян-
скими партизанами, действующими в Север-
ной Италии. По словам газеты, вновь сфор-

Инига о чуревищных
генерала Михайлев

ЖЕНЕВА, 4 июпя. (ТАСС). По полу-
ченным ‘здесь сообщениям, Областной на-
родно-освободительный комитет Герцего-
вины (Югославия) недавно издал книгу о
чудовищных зверствах четников генерала
Михайловича в Герцеговине. В книге при-
водятся документы, свидетельские пока-
завия местного населения, д также четни-
ков, перешедших на сторону народно-осво-
бодительной армии Югославии, и другие
материалы. :

В начале книги описывается кровавый
поход четников на Прозор. «Поход Ha
Прозор, — товорится в книге, — это цепь
отвратительных преступлений предателей
сербского народа. Зверства четников 8
Прозорском районе — это. преступления,
каких до усташей и четников не знала
история наших народов».

Следующая глава книги названа «Серд-
це на шипах». Это — рассказ очевидца о
героической смерти трех  крестьян-сер-
бов из Герцеговины — Стева ` Булетича,
Боже Демьяновича и Иова Льюбибратица.
Заподозренные в связях с партизанами,
сни были схвачены четниками. Гитлеров-
ские палачи после издевательств и пыток
вырезали у каждого из них сердце и на-
кололи сердца патриотов на ветви шинов-
ника. Это происходило в Видуше, у па-
мятного местному населению рва, в кото-
рый были брошены десятки трупов сербов,
растерзанных усташами и четниками.

сотни тысяч испанцев, не пожелавших
стать лакеями лакея?
Любезность, ‚ теплота и заботливость

«Каудильо» предназначены для его интим-
ных друзей, то-есть для немцев. Но гене-
рал умеет быть радушным и с некоторы-
ми посторонвими. Его тонкости завилует
сам Риббентроп: испанская тётушка почи-
тается` в Берлине первейшим дипломатом.
«Фелькишер беобахтер» подчёркивает лва
приятных для племянника  обстоятельет-
ва: «Испания не лолжна вступать в вой-
ну» и «В охотничьем замке Эль [pai
близ Мадрила генерал Франко принимает
дипломатов».

Охотничий замок стал «малиной» Евро-
пы. Сюла в своё время ездил маршал Пе-
тэн. Недавно сюла прибыли из Алжира лва
и Деб.
рейль. Они ведут переговоры в извеетны-
ми изменниками — Фроссаром, де Монзи
и Бонна. Исцамекая тётушка не толька
умеет сваталь, это к-Тому же первоклаес-
ная  сводня. Гитлер eé благословляет.
Нервничая при известлях 0 готозянихея
операциях на западе, фюрер думает: тё-
тушка вывезет... -

Но и тетушка не вывезет. Тётуику рас-
кусили. Дойлет черёд и до неё. У нас. в
частности, есть к ней кой-какие претен-
sum, Мы не собираемея забыть о цареко:
сельских лворцах, разграбленных босяками
«Каулильо», и 0 советских людях, уби-
тых его «лобровольцами». Конечно, лалеко
до Эль Прадо, но у богини правосудия
зоюкие глаза и крепкие ноги. -

Их традиции

Передо мной письмо лейтенанта Рудольфа
Шакерта. Вот что пишет этот немецкий офи-
цер, находящийся в тыловом госпитале:

- «Ты меня поймёшь, дорогой Эрнет, мое
сердце обливается кровью! Когда ты был на
далёком Севере, я учаетвовал в битвах за
Крым. Там погибли мои лучшие друзья. Мы
помним с школьных лет, что земля, за ко-

торую пролита немецкая кровь, — немецкая
земля, но вот, повидимому, и Крым будет
вскоре эвакуирован. Ганс Тильт мне гово-

Кто скажет, что красавчик е полным ли-
цом и миролюбивыми глазками растерзал

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:

;   Справочное бюро — -15-68;
Литературы н искусства — Д 3-38-73; Военного a  1 3-37-63, и

рит 06 одном — он ‘не может

Типография газоты «Правда» имени Сталина.

г 10) вытернеть
эвакуации Житомира. Я утешаюсь одним:

мированные батальоны, в том числе и от-
ряды так называемой «фашистской рес-
публиканской гвардии», весьма неблаго-
надёжны. Об этом свидетельствуют много-
численные аресты офицеров и солдат вла-
стями Муссолини. На-днях, сообщает
«Комбаттенте», несколько сот ‘насильно
мобилизованных фашистских солдат разо-
ружили своих офицеров и присоединились к
партизанам.

злодеяниях четников
ича в Герцегевине

В книге приводится рассказ Бранка
Зотовича — крестьянина из деревни Дома-
шево, Билечского района. Вместе со мно-
гими другими югославскими патриотами
он попал в застенок, устроенный четника-
ми в монастыре близ Требинье. В течение
нескольких дней пытали четники Зотови-
ча. Они били его плетьми, жгли раскален-
ным железом. Перебили ему обе ноги-

Следующий документ — свидетельские
показания Ильи Вуевича о расстреле чет-
никами девяти крестьян из деревни За-
сада. Эти мужественные патриоты отка-
зались стать на сторону немецких окку-
пантов и но распоряжению «воеводы» ге-
нерала Михайловича — некоего Бановича
были расстреляны и брошены в ров.

В книге приводятся многочисленные до-
кументы, разоблачающие _четников, как
прямых сообщников немцев: Нет ни одной
деревни в Герцегозине, откуда по доносу
четников не были бы схвачены патриоты.
Только из Билечского района по доносам
четников в немецкие концлагери было от-
правлено 40 человек. Почти все они были
расстреляны или погибли в концлагерях.
В конце июля прошлого года близ немец-
кого концлагеря в Превалаце было обна-
ружено более 1.150 могил безвестных
жертв немецких оккупантов и четников.

В книге приводится документ, свиде-
тельствующий о том, что четники за ка-
ждого выданного ими партизана получали
от немцев по 500 кун.

мы заявили претензию на эти земли нашей
кровью, кровью лучших, и если даже бла-
годаря предательству плутократов мы про-
играем эту войну, никогда Германия не за-
будет о том, что’ её дети были на Украине
и в Севастополе. Волга может быть названа
походом, но Крым и Украина — это завое-
вания. Вели я выживу, я расскажу Отто о
садах Крыма, и он будет мечтать о том
времени, когда вырастет и сможет вернуть
потерянное. У меня такое ощущение, что
началась столетняя война, будут наверно
перерывы; но своё мы возьмем»...

Я прошу читателей задуматься нат пись-
мом Рудольфа Шакерта. Не он один уже
мечтает о новых войнах, таких немцев
много. Нам мало выгнать немцев. Нам нуж-
но притти к ним. Нам необходимо побывать
у них: этого требует судьба грядущих по-
колений. Мы должны от многого немцев оту-
чить, — не проповедями и не докладами.

Самое страшное поверить тому эрзацу по-
каянных 163, который уже вырабатывается
в рейхе. 0 поведении Германии на слелую-
щий день после разгрома можно судить по
поведению пленных фрицев. Вот один из
последних:

— Имя? ‘

Фриц Лаутер. :
Профессия?

Конторщик.

Немец?

— Не совсем.

— То-есть? Е

— Видите ли, моя бабушка со стороны
матери была наполовину нолькой.-Я вооб-
ще симпатизирую русским.

== Давно? :

— Всегда. Семейная традиция...

Мы знаем эти семейные традиции. Мы
видели их в 1914 году. Мы убедились в их
живучести. Лейтенант Рудольф Шакерт хо-
чет лередать эти традиции своему сыну
Отто Шакерту. Нужно покончить с их тра-
дициями! Я не говорю, что можно отшибить
у них память Но пусть они помнят не толь-
ко 1914 и 1941. Пусть они крепко запом-
HAT TOT FOX, TOT месяц, то число, когда мы
войдем в Берлин — на этот раз запроето,
без ключей и без перемоний.

Илья ЭРЕНБУРГ.

Нартийной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88; Сельскохозяйственног
Д 3-15-64; Отдел об явлений — Д 3-39-12, 0 недоставке газет в срок сообщать

5 HiGHA 1944 r.,

=

Положение в Софии

СТАМБУЛ, 3 июня. (ТАСС). Прибывшие
из Софии лица сообщают, что жизнь в бод.
гарской столице продолжает оставаться под.
ностью дезорганизованной. В городе нет све.
та и воды. Действует лишь одна пригород.
ная трамвайная линия. Никаких восстанови.
тельных работ не ведётся. Немцы, однако,
ремонтируют некоторые легко повреждён
ные дома для собственных нужд. В столице
осталось 2—3 тысячи жителей, остальные
покинули город. Люди, занятые здесь jy,
какой-либо работе, живут, как правило, з
окрестных сёлах и по окончании работы по.
кидают город. Власти обязали торговще
открыть уцелевшие магазины, но это py.
поряжение не выполняется. Часто на двер;
«открывшихся» магазинов в течение целог
дя висят об’явления «закрыто Ha Ofer
Бани, пекарни и другие коммунальные през.
приятия закрыты. За хлебом население хо.
дит в’ пригороды, оттуда же носит воду,

В связи с ликвидацией в Софии больши.
ства административных учреждений (го.
дарственные учреждения, как известно, зн.

куирозаны) и с закрытием предприятий и то.
говых заведений много людей осталось (2;
работы. Безработные в поисках работы хо.
дят по селам и местечкам и подчас ночи
под открытым небом. Члены болгарском

правительства и другие официальные ле

очень редко появляются в городе. Софне
управляют. полиция, жандармерня и немцы

—oO—

Финские шовинисты не отказались
‘от своих планов

СТОКГОЛЬМ, 4 июня. (ТАСС). Шведски
журнал «Ню» опубликовал письмо из Хел.
синки, автор которого — финн — рисует по.
литическую обстановку в Финляндик. Авто
письма ззявляет, что политика финских ру.

ководителей никогда не вызывала недоволь.
  ства немцев и что Таннер и сейчас onpe-
делённо поддерживает «финские военные
пели 1941 года». «Пока Таннер является
центральной фигурой правительства, — пишет
автор письма, — мы не продвинемся вв
`шаг по пути к миру». По словам ‘автора; 1е.
которые финские шовинистские издания пр.
должают пропагандировать оголтело“захаят.
  нические планы. Газета «Карьяла» заявили
недавно, что Финляндия имеет «неоспоримое
право на большую часть Северной Росс»
не говоря уже о Карелии, до Свири, Онех.
ского озера и Белого моря».
Автор письма ‘заявляет; что большивсь
финского населения, вопреки ` «новини.
ской политике Таннера», желает мира,

—-O-—-

Арест в Алжире бывшего
французского министра

‚ ЛОНДОН, 3 июня. (ТАСС). Английское
министерство информации сообщает, чт,
по сведениям из Алжира, там сегодня ут.
ром арестован бывший министр в кабинет
Тардье Андре Малларме. По имеющим
сведениям, он участвовал в заговоре пр
тив Французского Комитета_Национального
Освобождения. Малларме обвиняется в пол-
рывной деятельности. Его арестовали при
‘попытке к бегству в Испанское Марокко.

Война на Тихом окезю

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Штеб of:
единённого командования вооружённым
силами союзников в юго-западной час
Тихого океана сообщает, что американские
войска высадились на двух островах груп.
пы островов Схоутен. Одновременно авс.
ралийские войска высадились на остров
Каркар (северное побережье Британской
Новой Гвинеи). На острове Биак (север.
западное побережье Голландской Новой
Гвинеи) войска союзников усиливают дав:
ление на японские позиции. Японцы нет
болыние потери. ~

ВАШИНГТОН, 4 июня. (ТАСС). Ши
командования тихоокеанского флота США
сообщает, что 1 июня американские” само-
лёты подвергли бомбардировке японские
военные об’екты на островах Синсиру, Па
рамусир и Сюмусю (Курильские острова),

ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС). Шо
командования войск союзников в Юго-Ве
сточной Азии сообщает, что американские
и китайские войска ведут операции в рай-
не железнодорожной станцни Мьиткьина
(Северная Бирма), а также на северных
окраинах этэго города. Войска союзников
захватили болышое количество японскою
военного имущества.

Военные действия в Китае

ЧУНЦИН, 4 июня. (ТАСС). По данных
китайского, командования, в провинции
Хунань китайские войска удерживают
свои позиции вдоль реки Мило (65 к.
севернее города Чанш:а). На юго-западиох
побережье озера_Дунтинху японцы выс:
дили десант, очевидно, для того, чтобы
предпринять наступление на Чанша с 32:
пада, вдоль шоссейной дороги Чандз—
Чанша.

Американские самолёты 14-го авиасоеди-
нения проявляют большую ‘активность на
Хунаньском фронте.

SS ес оне изн
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

м

tienen ed

ESSENSE ESS . Е

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НЕБО
МОСКВЫ» — Первый, Ударник, Метрополь
Колизей, Москва, Родина. Форум, Хуложе
ственный, Центральный, Таганский, Оряов,
Шторм, Динамо.

Новый художественно-документальный HEY
«МОНГОЛИЯ» — Метрополь, Родина, Новости
дня, Хроника, Наука и знание, Авангард
к/т ЗИС, Ленинградский ПКиО.

«НАУКА И ТЕХНИКА № 47>—Первый, Дянамо,
Спартак, Востоккино,

«НЕПОБЕДИМЫЕ» — Уран.

«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Луч.

«ЛВА БОЙЦА» — Сад им. Баумана.

«МАНТЕНЬКА» — Арс.

«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» — Смена.

«ДЕТСТВО ГОРЬКОГО» — Спартак.

*«БЕСПРИДАННИЦА» — Таганский ПКиО.

«ЦИРК» — 3-й Интернационал:

«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ» — Авангард.

«ПО ШУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ» — Экспресс.

«80 ЛНЕЙ» — Востоккино.

«ЛЮЛИ НАШЕГО КОЛХОЗА» — Jenanrpit

ween kno,

«МЕЧТА» — Иовторного фильма.

<МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИИ — Молот.

«ТРИ ТОВАРИПЕА» — Мир.

«ТРАКТОРИСТЫ» — Баррикады,

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ-
5/УТ — Ночь ошибок. Нач. в 7 час. веч.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОлОТОЙ
(в помешт. театра Миниатюр. ул. Горького, 5)—
5/VI — Ночь ошибок. Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ (плош. Мая
ковского, 1/29) — 5/VI — Чрезвычайный закон.
Начало в 7 час, вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТГТЫ (cal
«Эрмитаж», Зеркальный театр) — 5/\--Марищ&
Начало`в 7 час. вечера. ‹

гос. ОПЕРНО - ЛРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им, К. С. СТАНИСЛАВСКОГО (в помеш. летяего
закрытого театра сала имени’ Баумана, yas
К. Маркса, 15) — Б/УТ — Мадам  Беттерл
(Чно-Чио-Сан). Начало в 7 час. вечера.
  московская ГОСУДАРСТВЕННАЯ
  ФИЛАРМОНИЯ
  КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВ:

===

CROTO—5/ViI—Kounepr лауреата Сталинской

премии народной ‘артистки УзССР
j ТАМАРЫ ХАНУМ,.
Песни и пляски народов OCCP x» зарубеж

ных стран 0  o6noRNéHHO

=

Начало в 7 час. 30 мин. вечера.

— -Д 3-10-85: Экономического ——===
о телефову Д 3-06-05. 2

Изд. № 306, —

=

у:

ты
ny

Coon
Мрт
:

iy
lity

№
Noy