O

В награду за поставляемые румынским
правительством Германии пушечное мясо,
нефть, хлеб, скот и т. и. гитлеровское пра-
вительство разрентило клике Антонеску гра-
бить и истреблять население на оккупиро-
занной советской территории между Byrom
и Днестром, ныне освобожденной Красной
Армией. Установив свое «управление» на
этой территории, Антонеску об’явил ee «ис-
хони румынской» и назвал «Транениет-
ряей› — частью румынского королевства.
Центром «Транснистрии» румыны сделали
(мессу, оккупированную немецко-румынски-
ин захватчиками в октябре 1941 года.

В так называемой «Транснистрии» румы-
НЫ, В ПОЛНОМ СОГЛасии CO своими немецкими
хозяевами, установили кровавый произвол и
нелыханный национальный гнет над увра-
пацами, русскими и молдаванами. Они хо-
тели «румынизироваль» Одессу —— город ста-
ринной украинской и русской культуры.
Буесте с тем румынские захватчики преда-

A

eae ax

BRA

злодеяниях, совершённых неменко

Ч резвычайной Госудла рственно я Комисси и
по установлению и расспедованию зло
ущерба гражданам, колхозам, обще

городе Одессе и районах Одесской области

вались безудержному трабежу и взяточниче-
ству, разрушили в Одессе ряд зданий и со-

оружений.

Специальная Комиссия в составе: детута-
та Верховного Совета Союза ССР А. Г. Во-

лыбанова, И. А. Сосновского, депутата, Вер-

ховного Совета. Союза ССР. В. Ф. Михайли-

ченко, члена Академии Наук УССР Г. И.

Маркелова, протоиерея В. Брага, с участием
представителя Чрезвычайной Государствен-

ной Комиссии Д. И. Кудрявцева, а также

специально командированный член’ Чрезвы-
чайной Государственной Комиссии, академик
И. П. Трайнин. произвели расследование пре-.

стунлений, совершенных  немецко-румын-
скими захватчиками, и установили неопро-
вержимые факты кровавого террора, по отно-
шению к мирному населению, варварских
разрушений и бесшабашного ограбления как

государственных. и общественных. учрежде-

ний и предприятий, так и отдельных грак-
дан,

PyMbUHeKOe «управление» и «остищия» ~

«Управление» Транснистрией возглавля-
хь румынским губернатором Алексиану.
Губернаторство делилось на 13 уездов, во
тлаве которых были поставлены‘ румынские
префекты. Административный аппарат со-
оял из специально вывезенных из Румы-
НН ЧИНОВНИКОВ, для которых этот аппарат
стая средством грабежа, спекуляции. и лег-
Бой наживы.

В Одесее «управляли»: Одесская городская
префектура во главе с префектом Чоновичем,
помиссар сигуранцы Никулеску, генераль-
ный примарь (городской голова) Пынтя и
то заместители — Видрашку, Нибреску, Cu-
веклиу, Киореску. Все они являлись также
участниками целого ряда спекулятивных
предприятий.

Административный комиссар «Префектур
полидии» города Одессы Санду Габриэль,
допрошенный Комиссией, сообщил: «Заняв
часть. территории Советского Союза, присое-
uns ес-к Румынии и назвав «Трансни-

трией», мы грабили этот край и проводили.

румынизацию». Санду Габриэль в своих по-
зазаниях охарактеризовал румынскую ад-
уннистрацию, как воров, взяточников и
трабителей.

- «Первая категория,—говорит Санду Габ-
эль в с30их показаниях, —это полиция,
отуранца, военный суд. Чиновники этих
ганов изучали у себя в Румынии кри-
уннальное дело и являются «професеиона-
ами без илей»... Они служат тому, кто
платит, и, естественно, широко берут взят-
БИ,

`Вторая категория — чиновники губер-

наторства и прочие. Они — коммерсанты,
нажившие здесь крупное состояние. Так,
например, заместитель примаря (городского
толовы) Киореску в Румынии был бедня-
кон, в Одессе же он разбогател и купил в
Вухаресте гостиницу за несколько милхио-
HOB лей. Заместитель примаря Видрашку
имел в Одесее гостинину «Бухарест» по
Дерибасовской улице и дом тертимости. Ту=
досе до войны проживал в Румынии, в г.
Текуч, и имел маленькую лавчонку возле
аэродрома, в Одессе стал крупным коммер-
м“нтом и владельцем гостиницы «Пассаж»,
винотеатра «Виктория», ресторана «Карна-
ты», типографии, завода сельтерских вод,
нокольких лавок и комиссионных магази-
Нов», ‘ :
Взяточничество стало неот’емлемой си-
темой «управления», нормой поведения
вех румынских чиновников. На веех руко-
водящих должностях в губернаторетве и
прямарии были только румыны. Делопроиз-
вдство велось на румынском языке.
Основных судебным органом в Олессе был.
рухынский военно-полевой суд. Следствие

производилось, главным образом. в сигу-

ранцах (охранках). Обыкновенным методом

допроса были истязания и пытки.

Режиссер кинохроники  Крапивный  Из-
подвергавшийся о пыткам и‘ истя-

вел,
заниям в сигуранце, раесказал, что в
качестве орудий пыток применялись элек-

трический стул, подвешивание за плечи и

другие истязания, «Румынские солдаты
привязывали в специальному стулу под-

следственного и через ручки стула вклю-

чали электрический ток... Следователь
включал стоящий на столе реостат; и котла
поделедственный не так отвечал на вопрос,
как того хотел следователь, рукоятка peo-
стата безжалостно шла на напряжение, те-
ло поделедственного начинало дрожать, &
глаза вылезали из орбит»,
Или: «Поделелетвенного со связанными
назад руками подвешивали в потолку... и
начинали его: крутить ‘вокруг собственной
оси. Покрутившиеь, таким образом, до`200
раз, висящий на веревке подследственный
с бешеной скоростью раскручивалея в об-
ратном направлении. В этот момент палачи
с двух сторон били его резиновыми пал-
вами. Человек терял сознание не только

‘от бешеного. вращения, но и от побоев»,

(Из показаний Врапивного П.).

Аресты, пытки, истязания, о произвол

вымогательства взяток.

. «Взятки,— как повазал одесский адво-
кат Дьяконов, — брали в нолиции, в сигу-
ранце, в прокуратуре и суде. Так, напри-
мер, когда летом 1942 года центральная
сигуранна; находившаяся na Пушкинской
улице, возбудиша против меня дело за
укрывательетво евреев. ведший мое’ дело
комиссар Ионеску взял взатку за более
легкие выводы в заключений по. моему
делу. После этого дело перешло в военный

сплошь и рядом применялись, как средство.

`сух-и попало к следователю (прокурору)

Атанасиу,. который арестовал меня и взял
взятку у моей семьи 3a блатополучный
исход. по’ делу...».

Свидетельница Анжелина Нутис сообщи-

‘ла комиссии:

«Семья, хлонотавшая ‘060 мне, давала
взятки—деньгами- и вещами — на сумму
около трех тысяч марок. Взятки давались
через румынского адвоката Сырбу. Взятки
получали: прокурор Атанасиу и шеф по-
лиции УП района Одессы Аврамеску».

Особенно известны своим. взяточничест-
вом шефы сигуранцы Розван, Стоврат, ко-
миссар Нагру, генеральный военный про-
курор Солтан Ё., прокуроры Радулеску,
Табрилович, Ионеску Ион, шеф полиции
1-го района Никулесву.

Немемко-румынекие „лалачи истребили в Одесской области.
200 тысяч советских граждан.

Захватив Одессу, немецко-румыиские ок-
вупанты приступили. к массовому  истред-
нию советских людей, проводившемуся
а и самыми. зверскими спосо-
ви,

19-го октября 1941 года они сожгли в
помещениях бывших пороховых складов
выше 25 тысяч мирных советских граж-
RH WAX детей.

«19 октября 1941 года в помещениях
пороховых складов, расположенных по
юстдорфскому шоссе, возле моего дома, —
чобщила жительница Одессы Бобкова
У. И, — румыны начали тысячами. сгонять
зрестованных, мирных жителей — мужчин,
женщин и летей, Когда они заполнили с9-
зтокими людьми 9 пустых складских по-
нещений, тогда стали похкатывать к ©кла-
аи бочки с горючим... Я лично видела,
ших румыны насосами качали горючее из
этих бочек и через шланги поливали скла-
лы, в которых находились согнанные ими
дители города: Когда склады были облиты
орючим, румынские солдаты их положгли.
Иинялся страшный ‘крик... Женщины и
дети, об’ятые пламенем, кричали: cone
hac, не убивайте, не cmuralire: lox0-
хженные румынами склады продолжали го-
реть несколько дней. Когда пожар прекрал
тилея, румыны Е месту пожаряща при-
тнали жителей города, которые выкопали
большие ямы, длиною метрэв В 00. шя-
риною в 5—6 метров и глубиною около
3-х метров каждая. Потом появились ру-
мынские соллаты, ‘стасвивали обгоревшие
трупы в эти вырытые ямы и закапывали»,

Аналогичные показания о. массовом, ожи
тании заживо советских людей в помеще-
Внях пороховых складов дали т:
Поладиенко Л; М., Неживенко И. П., Окли
басовский П. И. Кручкова А. И., Мушек
Н. А. Стрельникова А. П. и другие.

Исключительные 19 своей

жестокости :

злодеяния немецко-румынекие захватчики
совершили. над советскими людьми в районах
Богдановки, Доманевки и др. Они истребили
ни в чем не повинных мужчин, женщин и
детей, предварительно подвергнув их нече-
ловеческим пыткам и  истязанияи. Убий-
ства мирных жителей они. обычво совер-
шали в концентрационных лагерях. В одий
из таких лагерей в совхозе «Богдановка»,
Доманевекого района, немецко-румынские
оккупанты в ноябре 1941 года согнали
свыше 55 тысяч советских граждан. За-
ключённые советские люди содержались
под открытым небом и в свинарниках. сов-
хоза. Им не давали пищи и воды. Тяжелые
антисанитарные условия стали источником
массовых заболеваний. Люди умирали от
толода, холода и болезней.
21 декабря 1941 года румынские жан-
дхармы приступили в расстрелу заключён-
ных в лагере. Заключенные выводились
под охраной к полуразрушенному  строе-
нию, находящемуся на опушке леса, стави-
лись на колени на краю обрыва и расстре-
ливались. С края обрыва убитые, а часто
только раненые, падали ва дно оврага, тде
был сложен гигантский костер из соломы,
камыша и дров. Маленьких детей палачя
сбрасывали живыми в пламя этого костра.
Сжигание трупов производилось круглые
сутки. По ночам жители села Богдановка
видели из своих домов большое зарево в рай-
оне совхоза. Колхозник Стонога Павел Ива-
нович сообщил комиссии, что в селе Богда-
новка «целыми днями были слышны вы-
стрелы, а пламя горевшего костра было
РИдНо Днём и ночью; ветер доносил в’ село
запах человеческого мяса».
Расследованием установлено, что румын-
ские палачи расстреляли в этом лагере

около 52.000 мирных еоветских граждан и

свыше 2.000 человег сожгли в бараках.
Факты зверского истребления румынами

мирных: советских людей на территории сов-
‘X03a Богдановка’ ‘подтверждены  многочис-
ленными показаниями свидетелей и судебно-
медицинской экспертной комиссией в состз-
ве: действительного члена Академии Наук
УССР Г.И. Маркелова, професвора сулебной
медицины  Олесского Медицинского Инети-
тута Ф. Н. Жмайлович, доцента А. Н.
Целлариус, главного патолого-знатома 3-ro
Украинского фронта полполковника меди-
Цинской службы Р. Д. Штерн.

В том же Доманевском районе румынекие
оккупационные власти с 19 декабря 1941
года по 15 февраля 1944 гола расстреляли
свыше 22 тыеяч советских граждан на тер-
ритория села Доманевка, в совхозе им. Эи-
тельса, Варловского сельсовета” и в селах
Мареновка, Маренбург, Нозбевловка, Нико-
лаевка, Владимировка и Молдавка. Расстре-
лами советских людей руководили — Ha-
чальник районной жандармерии старший
лейтенант, Голиторий и старший лейтенант
Шонтя; Е

В Мостовеком районе немецко-румынские
захватчики с августа 1941 толь по’ март
1944 года расстреляли свыше 35 тысяч ©:

ветеких граждан: Многочисленные могилы
с расстрелянным. мирным советским  насе-
лением обнаружены на территории Голова-
невского и Веселовского сельсоветов.

По предварительным данным, °установ-
ленным комиссией, немецко-румынекие ок-
купанты расстреляли, замучили и сожгли в
Одессе и Одесской области до 200 тысяч
человек. re

Среди обнаруженных при расследовании
трупов замученных немецко-румынскими из-
вергами советских людей были опознаны: ра-
бочие Одесского порта братья Петр и Михаил
Вмельяновы, ученик 98-й школы Tpenn
Октябрь, рабочие государственной мельницы
Жолесниковы Георгий и Анна, студент 5-го
Медицинского института Горячев Василий
Дмитриевич, инженер-механик Conoryn
Петр Степанович. Белоконь Елена, Федоден-
ко Таисия, ученик музыкальной школы
Путовский Владимир, артист Госцирка Пу-
говский Анатолий, Корованский Григорий,
братья Кузнецовы Иван и Петр, . Ануров
Анатолий, Мозуркевич Николай, капатан
парохода дальнего плавания. Ратоное Mu-
хаил и многие другие.

_ „ Иемецко-румьнские оккупационные власти разграбили
и разрушили культурно-просветительные учреждения
и коммунальное хозяйство Одессы

.. Oxecca — крупный’ индустриальный и
первовлассный портовый город, город пере-
OBO культуры, город курортов. До захвата
его немецко-румынскими о оккупантами в
нем было 18 вузов; 29 техникумов, 49, на-
учно-исследовательских института, 12 те-
атров, много библиотек, клубов и других
вультурно-просветительных учреждений, _
Германское военное командование ‘огра-
било одесские музеи, вывезя из музеев: сот-
ни уникальных предметов — 200 картин,
80 предметов фарфора, 60 предметов  брон-
зы, 40 экземпляров старинного оружия,
30 ковров, 10 изделий из слоновой кбсти
и другие музейные ценчости. (Акт № 22).

Румынские оккупанты, по примеру не-.

мецких оккупантов, разграбили и уничто-
жили культурно-просветительные учрежде-
ния и разрупгиля. жизненно-важные об’екты
городского хозяйства. ум

«Мяе известно, — товорит админиетра-
тивный комиссар «Префектур полиции».
Canty Габриэль, — что чиновники Одесско-
го минипипалитета, ‘от рядового ло. руково-
дителя, грабили жизненно-важные_

в Румынию и продавали там в целях лич-
ной наживы. В Румвиню вывозились: од-
земный кабель электромагистрали, трам-
вайные: линяи, вагоны, станки и малтины
заводов, дорогостоящая мебель и пианино,
антикварные и художественные пенности...

Этим занимались: примарь гор. Олессы
Пынтя и его заместители Киореску, Видраш-
ку, Синеклиу... Помимо грабежа, взяточни=

чества и спекуляции, все эти лица занима-

лись своей официальной деятельностью’ как
представители государственных органов Ру-
МЫНИИ».

Для ограбления культурно-просветитель-
ных и научных учреждений румынские ок-
купационные власти создали. так ‘называе-
мые трофейные комиссии. во главе с гене-
ралом Василиу. : :
` Трофейная комиссия, возглавлявшаяея
румынским профессором Михулом, вывезла
в Румынию из Одесского университета цен-
Hoe оборудование физико-математического
факультета, все лаборатории, оборудование
тесграфического факультета, уникальные

00 CKTEI)
городского хозяйства Одессы, вывозили все’

экспонаты геологического и палеонтологи-
ческого музея. Ограбление ценностей уни-
верситета производилось при участии ру-
мынских профессоров Рантя, Ходарча, Дже-
ордысеску и ассистента Бухарестекого уни-
верситета Поп. т

Румынский Генеральный Секретарь уни-
верситета Мойсев ‘вывез из Медицинского
института ценное оборудование, аппаратуру
и инструментарий.

Из Индустриального института трофейная
комиссия вывезла в Румынию хдорогостол-
щее оборудование физической лаборатории,
15 станков. из лаборатории резания и дру-
гое ценное‘ оборудование.

Из Института, инженеров. водного транс-
порта румыны вывезли в Констанцу науч-
ные пособия и рентгеновскую лабораторяю
по исследованию металлов.

Диреклор румынского национального те-
атра Аурель Майкан вывез в Румынию все
театральное имущество Украинского тезтрл.

Трофейная комиссия, возглавлявшаяся
секретарем отдела’ культуры городской ун-
равы Клеопатрой Консоларино, ограбила руб-
ский драматический театр имени Иванова и
вывезла из него все костюмы, обувь и дру-
той реквизит. _ У :

По распоряжению румынекого представи-
теля дирекции искусств Цикулеску из Oxec-
сы вывезено в Румынию более 2.000 роя-
лей и пианино. ;

_ Из Одесской Государственной Консерва-
тории вывезены в Румынию все инструмен-
ты, ‘ноты, лучшая мебель, ковры, кабинет
звукозаниси, оборудованный по последнему
слову техники. Cee he

Румынские оккупанты вывезли все теат-
ральные костюмы, нотный материал 109
опер и 16 балетов, редчайшую библиотеку
по истории, музыке и живописи из Одлес-
сгого театра оперы и балета. Здание театра
неменко-румынские захватчики. перед свэ-
им отступлением заминировали и подгото-
‚вили к взрыву. Только благодаря быстро-
uy занятию Красной Аругией Одессы им не
‘удалось осуществить свой варварский план.

Расследованием, произведенным  специ-
альной комиссией, установлено, что ‘из ху-
дожественных музеев украинско-руеского и
западного искусств расхищены различны-

Зверства немецко-румынских захватчиков в Одессе. Трупы расстрелянных и

вожжённых ‘мирных жителей ‘города

мн румыневими лолжностными лицами per-
чайшие музейные ценности: картины рус-
ских и иностранных художников (Репина,
Иванова, Куинджи, Маковского, Нестерова,
Ciponma, Бассолини и др.), старинные xy-
дожественные гарнитуры мебели высокой
ценности, старинный фарфор, статуи, ковры
и пр. В частности, по распоряжению на-
чальника отдела искусств губернаторства—
Ливио Руссу, были вывезены на дачу Ан-
‘тонеску стильная мебель, фарфор, скульт-
тура, рояль художественной ценности сти-
ля роккоко; картины. известных художни-
ков — Куинджи, Саврасова и’др. (Акт от
4.ХН.1942 года, листы №№ 48—53, 70,
42; 94. <

Румынские оккупанты ограбили Onec-
скую Государственную Библиотеку имени
`Ленина. Они вывезли в Румынию ценные
книги по истории, языковедению и литера-
туре.

Румынские оккупанты разграбили также
научные учреждения, предприятия и учре-
Жждения городского хозяйства. Они вывезли
в Бухарест, Констанцу и Яссы 108 мотор-
ных трамвайных вагонов, 25 километров
трамвайных путей, 10 троллейбусов, раз-
рушили Городскую и Междугородние теле-
фонные станции, Центральный телеграф,
радиостанцию, 122 начальных и средних
школы, 6 музыкальных школ, театр опе-

деяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими
ственным организациям, государственным ‘предприятиям и учреждениям СССР

-румынскими захватчиками

ретты на 1.200 мест, Большефонтанский
летний театр на 1.000 мест и Областной
лом народного творчества; сожгли учебный
корпус Института инженеров гражданеко-
го и коммунального стронтельства; взорва-
чи студенческое общежитие; вывели из
строя водопровод и канализацию.

Такая же участь разрушения постигла
научные учреждения Одессы: Электротех-
нический институт инженеров о связи,
Научно-инсследовательский институт гилро-
техники и мелиорации, Научно-исетедова-
тельский институт холодильной промыш-
ленности, механический н автомобильный
техникумы,  Выснее морское училище и
другие.

По заранее составленному плану немен-
ко-фашистские захватчики разрушили зна-
чительную Часть городского хозяйства
Одессы. Они взорвали и сожгли 2.290 наи-
более крупных, представляющих архитек-
турно-художественную и историческую
ценность зданий, в том числе: Дом Ерас-
ной Армии, здания Одесского почтамта,
Коммунального банка, домик А. 0. Пушки-
на, Главный пассажирский вокзал: здание
Городекой больницы, Сабанские казармы,
построенные в 1827 году. и друтне, пред-
ставляющие собой пенные памятники мате-
риальной культуры начала Х]Х етолетия.

_^Гитлеровны разрушили в Одессе курорты

Немецко-румынские захватчики paspy-
шили в Одессе: первую инфекционную. вто-
рую окружную, соматическую, психиатри-
ческую и 2 детских больницы, детскую по-
ликлинику, 7 детских консультаций, 55
детских яслей, 2 родильных дома, диснан-
сер, люпазорий, 6 поликлиник и научно-ис-
следовательские институты:  Туберкулез-

и учреждения здравоохранения

ный, Институт Бурортологии и друтие. 9нн
разрушили 29 санаториев, расположенных
вблизи Одессы. Ценное оборудование, аппа-
ратуру, инструментарий, медикаменты, а
также мягкий инвентарь, принадлежавитй
лечебным учреждениям и курортам, румын-
ские захватчики вывезли в Румынию.

Неменко-румынские захватчики уничтожили м разграбили
промышленные предприятия и сельское хозяйство.

За время своего хозяйничания румыны
причинили народному хозяйству  Олессы
большой ущерб. Они полностью разрушили,
взорвали ий сожгли заводы, фабрики, пред-
приятия промысловой кооперации и коопе-
рации ипвалидов. Техническое, энергети-
ческое оборудование, инструменты и мате-
риалы вывезли в Румынию. № числу унич-
тоженных крупных предприятий относятся:
судостроительный и судоремонтный завод
им. Марти со вееми вепомогательными со-
оружениями и оборудованием, завод имени
Январского восстания, Второй Государствен-
ный кожевенный завод, табачная фабрика
и mp.

Разрушение завода имени Марти произве-
дено румынским инженером Купфер Ромео
и его заместителем инженером Олару.

Станкостроительный завод нм. ХУТ Парт-
с’езда, завод сельскохозяйственных машин
им. Октябрьской революции, сталепрокат-
ный завод им. Лзержинского, завод «йи-
нап», джутовая фабрика, сувонная фабрика,
завод «Красный Профинтеон», трикотаж-
ная фабрика им. Н. ®. Крупской, иясоком-
бинат, макаронная фабрика, молочвый за-
вод, кофейная фабрика, хлебозаводы, все
мельницы, кондитерская фабрика, рафинал-
ный завод и другие предириятия румыны
превратили в развалины.

В течение 7—8 апреля 1944 года немец-
ко-румынские захватчики разрупгили пер-
воклассный, полностью механизированный
Одесский порт; взорвали Воронцовский ма-
як, холодильник, элеватор, механический
амбар, пловучие, портальные паровые кра-
ны; разрушили причалы, 56 складов: вы-
вели из строя электрохозяйство порта; с0-
жгли жилые дома и служебные помешения>

Еше в середине марта 1944 года немцы
окончательно ликвидировали румынское
«управление» в Одессе и установили свой
режим, довершивитий разрушение всей птпо-
мышленности города Одессы. 9 апреля 1944
тода, накануне вступления Врасной Армии в
Одессу, по приказу немецкого командования
`был разрушен последний крупный промыти-

ленный об’ект — консервный завод инени
Ленина. 4

- dump, стремительное наступление Крас-
ной Армии спасло от гибели население ряда
кварталов Одессы и его жилиша от разру-
шения.

_ Военный ефрейтор подрывной команлы
420 батальона 203 немецкой дивизии
Альбрехт Эмиль показал:

«8 апреля утром мы получили схему от
обер-лейтенанта Миллера, на этой схеме
были указаны кварталы, которые я и мой
товарищ должны были взорвать. 7 апреля
1944 года я должен был выяснить, сколько
семейств живет на Гаванной улице. Зайдя в
один из дворов, я узнал, что в нем 40 квар-
тнр. Я должен был вернуться и доложить
0б этом обер-лейтенанту Миллеру, который-
8-го утром дал нам распоряжение: в ночь
с 8 на 9 по схеме взорвать эти квартиры
вместе с населением».

Немецко-румынские захватчики отобра-
ли у колхозов и колхозников и вывезли в
Румынию 1.042.013 центнеров . зерна,
45.221 лошадей, 87.646 голов крупного ро-
татого скота, 31.821 свиней, 64.778 овец:
1.741 трактор, 4.860 различных сельско-
хозяйственных машин, 1.134 комбайна и
ловомобиля. Они разрушили 3.195 кол-
хозных домов и строений.

На основании документальных ланных,
свидетельских показаний, протоколов опро-
са, заключения судебно-медицинской экс-
пертизы и других материалов Специальной
Комиссии. & также проверкой всех фактов
и личным расслелованием, произведенным
членом Чрезвычайной Госуларственной Ко-
миссии академиком И. П. Трайняным, Чра-
звычайная Государственная Комиссия уста-
новила, что массовое ограбление и истребле-
ние ‚мирного населення, разрушеняе про-
мышленных предприятий. научных учреж-
дений, школ, больниц и курортов проязво-
дилось по специальному указанию герман-
ского верховного поманлования, немецкого
и румынского правительств.

К ответу немецко-румынских грабителей и палачей!

Чрезвычайная Государственная Комиссия
установила, что непосрественными винов-
‘никами указанных выпие преступлений яв-
ляются следующие немецкие генералы и
офицеры: командир 44 армейского корнуса
генерал-полковник JU Anreanc, командир
9 пехотной дивизич  тгенерал-лейтенант
Шейленау, командир 36 пехотного  люлка

подполковник Кольб, командир 57 пехотного

полка полковник Шенхайг, команлир. 116
пехотного полка майор Кельнер, командир
9 артполка полковник Бальтазар, команияр
17 пехотной дивизии полковник Брюккер,
командир 21 пехотноге ‘юлка полковник
Прой, командир 55 пехотного полка под-
полковник Гауль, и: о. команира 95 пехот=
ного полка капитан ПШюбер, командир
17 артполка полковник Бауэр, команхир
саперного батальона калитан Фогель, комат-
дир 302 пехотной ливизии  генерал-майзр
Боген, командир. 572 пехотного полка пол-
ковник Вейс, командир 302 артполка пол-
ковник Фишер, командир 306 пехотной ди-
визии тенерал-лейтечант Келлер, команлир
579 пехотного полкл полковниЕ Хольн,
командир 580 пехотного полка, подполковник
Шредеу, командир 500 батальона особого
назначения . капитан Бунцман, командир
304 пехотной дивизии генерал-лейтенант
Зиллер, комантир 573 нехотного нолка, пол-
ковник фон-лер Гольц.

Такую же ответственность несут следую-
щие представители ‘румынских властей:
гражданский губернатор Траненистрии Але-
ксиану, военный губернатор генерал. Пото-
пяну, командующий военным округом диви-
зионный генерал Гуго Шваб, командир
4/24 пехотной румынской дивизии генерал
Наста, командир 21 пехотной румынской

дивизии генерал Тринпотанас; генеральный
примарь (городской голова) Герман Пынтя,
его заместители: Видрашку, Киореску, Ни-
бреску, Синекляу; директоры кабинета гу-
бернатора Ротару, Нопеску, Фотиаде, Ми-
неску; одесский городской префект Чоно-
ma префект Голтовского уезда поднолков-
ник Исонеску, комиссары . сигуранцы пол-
вевник Никулеску, прокурор Иенеску, пол-
ковниЕ жандармерии Гросиу;, префект одес-
ской полиции Попович, шефы городской
сигуранны Crospat, Розван, ‘начальник
1-го района полиции Никулеску, шем
полиции УП района Аврамеску, предселе-
тель военного суда полковник Велчах,
военный прокурор Атанасиу, Габрилович,
Солтан; директор Одесского порта Д. Попес-
ку, Ливио Руссу, генеральный директор
музыки Антони Чолан, директор румынско-
го национального театра Аурель Майкан,
секретарь отдела культуры тородской уп-
равы Консоларино, директор детского тезт-
ра Нани, профессор Штефан, Попеску Г.,
архитектор губернаторства Ионицу, пред-
ставитель дирекции искусств Цикулеску,
глава трофейной комиссии генерал Василиу,
профессор Михул, профессор Рантя, асси-
стент Бухарестекого университета Поп,
профевсор минералогии Бухареетского уни-
верситета Ходарча, профессор Джеордысес-
ку. инженер Вупфер Ромео, В. Олару, ко-
миссар Негру, прокурор Радулеску, архи-
тектор Тудореску, генеральный секретарь
Мойсев, директор завода Т. Салаголу, стар-
шие лейтенанты Голиторий и Шонтя, Санду
Габриэль.

Все они должны понести суровую ответ-
ственность за свои преступления, совер-
шенные против советского народа ^^