2 ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР СУББОТА, 2 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 209 (8511)

Атака

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА ‹«ИЗВЕСТИЙ»)

Это была необыкновенная атака, но, мо-
жет быть, именно она наиболее ярко ха-
рактеризует бои, развернувшиеся на на-
шем участке фронта.

..Несколько дней под ряд немцы круп-
ными силами пехоты и танков контрата-
ковали одну нашу дивизию. Погода стоя-
ла жаркая. Воздух был черен от пыли и
дыма. Люди подолгу не выходили из боя.

В подразделении старшего лейтенанта
Крапивина осталось всего шесть чело-
век— Юколов, Никишин, Полищук, Хода-
рулов, Перматов и Капуста. Они занима-
зи участок дороги у деревушки, находив-
шейся ещё в руках противника. Недалеко
от них, замаскированная копнами пшени-
цы, стояла противотанковая пушка бата-
рей лейтенанта. Хасанова.

С утра подразделение вело напряжён-
ный бой. Немцы часто накрывали солдат
минами и пытались выбить их из окопов,
но подразделение держалось отойко. Око-
ло полудня показались восемь немецких
танков. Они шли прямо на позиции Вра-
иивина. Бойцы следили 3& их приближе-
нием. Командир сказал:

— Ничего, сейчас
встретит.

Одновременно с танками из деревни по-
шла немецкая пехота. Положение бойцов
было очень тяжелое. Пушка молчала. Кра-
пивин думал, что артиллериеты хотят под-
пустить танки поближе, чтобы потом стре-
лять наверняка. Но противник подошёл
уже совсем близко, а пушка всё не пода-
вала признаков жизни. Там некому было
стрелять. Возле заряженного орудия на
пыльной земле лежали убитый наводчик
и тяжело раненый командир батареи.

Хасанова ударило осколком мины, й
он потерях сознание. Когда командир
батареи снова открыл глаза, то увидел,
что по полю на него движется враже-
ский танк. Танк был уже метрах в двух-
стех, а артиллерист всё лежал на земле.

И тогда произошло то, о чём теперь
все говорят здесь с восторгом. Раненый
офицер поднялся,  шатаясь, медленно
пошел к пушке, прицелилея и выстре-
лил. Хасанов был слаб от потери крови,

наша пушка их

тут же с непостижимым простодушием

руки его. дрежали. Но выстрел был уда-
чен. Снаряд пробило броню переднего
вражеского танка. Чёрная коробна оста-
новилась, из неё повалил густой дым.

Хасанов вытер ладонью кровь с лица,
открыл рот, жадно глотнул сухой, горя-
чий воздух и опять зарядил орудие. Вто-
рым выстрелом был подбит второй танк.
Он неукаюже повернулся и стал уходить.
Очередной снаряд догнал его и зажег.
С каждым выстрелом к Хабанову как
бы возвращалась прежняя сила. Он бил
по танкам, и они поползли обратно,
спрятались за бугром. Раненый офицер
стал бить осколочными снарядами по пе-
хоте противника.

Немцы, которым удалось было под-
ползти совсем близко к окопам подраз-
деления Крапивина, не выдержали огня,
дрогнули и повернули к деревне.

Тогла Крапивин выпрыгнул на бруот-
вер окопа и, оглянувшись так, словно
хотел в этот миг окинуть взглядом вею
землю, крикнул: :

В атаку, за мной!

_ За офицером из окопов выскочили все
шестеро остававшихся у него бойцов ие
яростным криком «ура!» побежали впе-
ped, стреляя на ходу в оторопевших нем-
eB.

Они добежали Tak до самой деревни,
обогнули какой-то сарай, возле которого
валялась брошенная немцами труба мино-
мёта и стоял металлический ящик с мина-
ми, захватили ближайший дом и только
там залегли, ‘обтановленные огнём пуле-
мётов, бивших вдоль улицы.

Но уже к деревне со всех сторон спе-
шили бойцы соседних подразделений, и
успех, достигнутый благодаря доблести
небольшой группы храбрецов, разрастал-
ся в успех полка и даже в успех целой
дивизии. На широком пространетве над
полем, над пыльной дорогой и за увалами
возле рощи строчили наши пулемёты,
били пушки, раздавалось громкое «ура».

...В этот день дивизии удалось не толь-
ко отбить все контратаки противника, но
и продвинуться вперёд.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября.

Рост добычи угля

Горняки угольных районов страны, - широ.
ко развернув социалистическое соревнова-
ние, добились в августе новых успехов.
Среднесуточная добыча угля по сравнению
с нюлем значительно возросла, а против
августа прошлого года увеличилась боль.
ше, чем на 30 процентов. Особенно успеш-
но работали в августе комбинаты: «Сталин.

уголь», выполнивший план ‘на 104,7 про-
цента и «Ворошиловградуголь» — 105,1
процента.

Выполнили аэвгустовское задание комби.
наты «Ростовуголь», «Москвоуголь», «Куз-
бассуголь>», «Кемеровоуголь», «Молотов.
. уголь», -«Челябинскуголь», «Свердловск-
уголь» и «Приморскуголь», а также Tpec.
ты «Востуголь» и «Хакассуголь».

(ТАСС).

OR RR RAS

В РУМЫНИИ. 1. Немецкий эшелон с бое припасами, захваченный нашими войсками. 2. Колонна немцев, взятых в плен в последних боях. 3. Разбитая частями Красной Армии вражеская mtd
ника.

В Бухаресте

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

Со времен Сталинграда румыны хоро-
шо научились разбираться в военных
сводках германского и румынского
командования. Это нехитрое умение со-
служило им хорошую службу в канун из-
зестных событий в Румынии. С прису-
щей румынам  словоохотливостью буха-
реетцы рассказывают, как 21 августа в
румынеких газетах появились официаль-
ные сообщения о жестоком нажиме совет-
ских войск и как жители Бухареста pac-
шифровали это краткое сообщение.

— Когда не только в румынских, но и
в немецких сводках появлялось невиннов
Ha первый взгляд упоминание о «нажиме»
советских войск, мы прекрасно знали,
что это не просто нажим, а большое на-
ступление, и что сводку по-настоящему
следует читать так: русские уже отбили
несколько городов. И когда мы прочли на-
шу сводку от 21 августа, мы поняли, чем
это пахнет.

Сводка 21 августа, надвигающийся
гром советеких пушек отрезвили умы
многих бухарестцев.

Простой народ ненавидел немцев давно.
Продукты из креетьянских амбаров энер-
гично выкачивались в Германию. Вес py-
мынские фабрики и заводы были милита-
ризированы. Дома в Вухаресте немцы
прибирали к рукам целыми кварталами,
Отеля «Сплендид», «Эюсцельсиор», «Ста-
неску», «Принчиор» и другие сплошь бы-
ли заселены немцами. F

На фоне грандиозных бедетвий, причи=
ненных немцами и их румынскими ©о-
общниками всем народам, жалобы буха-
рестцев на то, что к ним пренебрежи-
тельно относились немцы, звучат емеш-
но, — никто не мешал румынам устраи-
вать свою судьбу так, чтобы их не тре-
тировали в их собственном доме. Буха-
рестцы сейчас жалуются на немцев, но

вам сообщают, что здание бухарестеко-
го театра оборудовано вращающейся сце-
ной, вывезенной румынами из Одесско-
го оперного театра. Очевидно, не все еще
румыны понимают, какое зло причинено
ими советскому народу, к которому они
сейчас обращаются с жалобами на нем-

цев — своих вчерашних союзников, вер-
нее, сообщников.
Немцы бомбили Бухарест в последние

дни; в центре города улицы до оих
пор завалены камнем, рваными  кус-
ками кровельного железа,  перебиты-

ми водопроводными и канализацион-
ными трубами, упавшими вывесками
магазинов и фирм. Но соседние кварта-
лы и основная часть города почти не за-
деты бомбардировкой, — на дальнейшие
разрушения у немцев нехватило време-
ни, Жизнь города не нарушена. Город на-
ряден, кое-где даже чересчур наряден. По-
падая в Бухарест, невольно вспоминаешь
промелькнувшие. на пути румынские дерев-
ни, очень невзрачные, где люди в боль-
шинстве случаев ходят босиком. где пе-
рестали стесняться лохмотьев, где одеж-
ду занашивают так, что она висит рваны-
MH КЛОЧЬЯМИ.

Остальные румынекие города, BeTpe-
тившиеся нам на пути, — Роман, Бакэу,
Фокшаны, Рымникул Сэра, Бузэу, мало
отличаются друг от друга.

Перечисляя города на пути от Ясс к
Бухаресту, я, котати, вепомния о ветрече
в городе Буззу. Из колонны  паенных,
проводимых через город, в котором еще
шла перестрелка 6 засевшими на черда-

Подготовка

в Московском университете

Московский университет—ведущее учеб.
ное заведение и крупный научный центр.
Подготовка асйирантов здесь всегда велась
на весьма высоком уровне. Многие питом-
цы университета стали выдающимися уче-
ными, широко известными не только у нас
в странё, но и за границей.

В прошлом году дирекция университета
приступила к проведению большой работы
по восстановлению аспирантуры, деятель-
ность которой в начале войны была наруше-
на. Для руководства будущими научными
работниками было привлечено 180 крупных
специалистов. Е

Придавая большюе значение подготовке
научных кадров, Комитет по делам высшей
школы при Совнаркоме СССР наметил ряд
мер по дальнейшему улучшению работы
аспирантуры Московского университета.
Предложено не допускать удлинения cpo-
ков подготовки аспирантов. Несколько че-
ловек, грубо нарушивших предоставленные
для этого сроки, решением Комитета от-
числены из аспирантуры и направлены на
работу в среднюю школу. Предложено и
впредь исключать нарушителей дисципли-

ках автоматчиками, выделили и привели
на допрое к танкистам одного офицера.
Это был капитан Рудольф Биргер, по его
словам, австриец, поджарый 47-летний
человек, неприятно угодайвый и подобо-
страстный, тянувиийся перед нашими
офицерами изо всех сил и не забывазший
почтительно кланяться при каждом сво-
ем ответе на заланный вопрос. Он был
нето ад’ютантом, нето помощником ко-
менданта города Бузэу, Но в длинной
цепи городов, через которые прошел с
немецкими коменхатурами этот до невоз-
можности испуганный теперь  подлиза,
нас заинтересовал один город: Ялта. Ка-
питан Рудольф Виргер и в Ялте был по-
мощником коменданта, итам он совсем по-
другому относился крусеким. Мы знаем
многое 00 этих «работниках» германских
военных комендатур на нашей земле,
помним взломщиков, таскавших картины
из крымеких музеев и грозивших ‹ всем
встречным стэком и пистолетом. Вапитан
Рудольф Биргер бежал из Ялты в Сева-
стополь, крымская земля жгла ему пятки,
из Севастополя он улепетнул морем в
Констанцу, решил, что теперь его дело в
шляле, он выскочил из беды, но теперь
рука советского танкиста взяла его за
шиворот и здесь, в Бузэу, на территории
Румынии. Приятно знать, что намга ap-
мия BCe ближе идет штурмом к той пос-
ледней черте, где мы переловим всех
немецких палачей, взломщиков и убийц.

Однако вернемся к делам бухарест-
ским. В последний свой час в Бухаресте
немцы собирались расправиться с. совет-
скими военнонленными. Несколько чело-
век рассказывали мне, что накануне бег-
ства группа вооруженных немецких сол-
дат < автоматами ворвалась в концентра-
ционный лагерь. Они спешили, были воз-
буждены и вотревожены. Немцы бегом
направились к пленным, щелкали затворы
автоматов, вот-вот прогремит первая оче-
pers.

— Произошло нечто невероятное, —рас-
оказывал мне очевидец. — Ваши солдаты
стояли плотной массой, прижимаясь все
тёснее плечами друг к другу, ожидая под-
бегавших с автоматами немцев. Потом
один из паенных что-то крикнул осталь-
ным. Я помню, он ‘был в очках. И когда
он крикнул, ваши пленные солдаты в
один миг бросились навстречу немецким
автоматчикам, вышибли у них из рук
автоматы, скрутили им руки, обезоружи-
ли, очень мало кто из немцев уснел убе-
жать.

егодня немцы заняли в лагерях ив
тюрьмах свое место. А вчерашние плен-
ники гуляют но городу, они пошаи встре-
чать советекие танки. Среди них есть и
русские, и украинцы, и американцы. Сре-
ди освобожденных пленных люди из Одёес-
вы, из Севастополя!

В Бухаресте понимают теперь, почему

Одесса никогда не могла стать и не стала
«Транснистрией». Здесь ощутили вети-.

кую доблесть Севастополя. Здесь, в Буха-
ресте, увидели советские танки. От flee
через добрую половину Румынии шли К.
Бухаресту сотни новейших советских
танков, и они пришли в Бухарест, и ру-
мыны увидели по-настоящему советские
танки. Большой славный путь прошли
наши боевые машины, и они вызвали про-
цесс отрезвления умов здесь, на восточ-
ном краю Балканского полуострова.

Евгений КРИГЕР.
БУХАРЕСТ, 1 сентября.

5 —<$$-__— — 4

аспирантов

ны. Ежегодный выпуск аспирантов должен
приурочиваться к   июля, при чем запкита
диссертаций обязательна для всех заканчи-
вающих аспирантуру.

Всем советам факультетов ‘указано ча
необходимость не позднее 10 октября рас-
смотреть индивидуальные планы аспиран.
тов: Лучших из них _ следует всячески
поощрять: предоставлять после защиты дис-
сертаций научные командировки, премиро-
вать, публиковать их работы и т. д. Им бу.
дет даваться преимущественное право на
занятие вакантных должностей в лучших
вузах и научно-нсследовательских инсти-
тутах. Работа по совместительству аспи.
рантам запрещена.

Университету разрешено принять в этом
году 175 аспирантов по 35. специальностям.
В качестве научных руководителей аспи-
рантоз привлекаются академики С. ИП.
Обнорский, Л. В. Шерба, Н. С. Державин,
Б. Д. Греков, П. Л. Капица, С. Н. Берн-
штейн, И. М. Виноградов, С. А. Христиано-
вич, члены-корреспонденты В. И. Пичета,
И. А. Кибель, Х. С. Коштояни, А. О. Гель-
фонд, и другие.

о

Выдающийся ‘рекорд

КРИВОЙ РОГ, 1 сентября. (ТАСС). Вче-
ра знатный бурщик шахты № 11 Иван Коб-
зарь в честь девятой годовщины  стаха-

PRR ee aes

HOBCKOTO движения установил ` новый фе-

бурщика И. Кобзаря

корд. За смёну он обработал”38 забоев и
пропел 32,3 погонных метра, Юменное за-
дание выполнено па 2.358 процентов.

На юге Полыши

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

Много недель под ряд здесь держится
нестернимая жара. Земля затвердела И
едва поддается плугу. Кони исхудали и
выбились из сил от тяжелой работы. 38
несколько дней нужно наверстать упу-
шенное — подготовить землю к севу ози-
мых, убрать вое, что осталось лежать в
поле.

На деревенских улицах редко можно
вотрётить человека, Все на работе, в по-
ле или на огородах. Часто работают по
нескольку дворов вместе: нехватает 10-
шадей, побиты плуги и другой инвентарь.
Олна семья на своем участке сама He
обернется, в хозяйстве многого недоста-

На юге Польши народ оказался под уг-
розой масеового выселения. Часть вре-
стьян немцы угоняли на рытье окопов,
траншей и противотанковых рвов. Перед
отступлением из того или иного пункта
немцы расклеивали большие афиши. В
них описывались «ужасы», которые буд-
то бы ожидают каждого, кто попадет в

ет, а все спешат, дорог каждый час.

Вчера начался учебный тод в [ТУ классах школы

Первый день
МОСКВА

1 сентября—первый день нового учебно-
го года. Начались занятия в ГУ классах
московских школ.

Для первоклассников первое посещение
школьг всегда является праздничным, на-
долго запоминающимся событием. В ны-
нешнем году вместе с 8-летними школьни-
ками приступили к занятиям около 40° ThI-
сяч ребят столицы, которым к 1 сентября
исполнилось 7 лет. Школы встретили их
особенно приветливо, Учителя преподнесли   Соколова а а аа Виа
a ee eae НИР девочек. Во втором классе учительница
a 347, 135° 195, (31, 110°и ряде других   А. И. Подгорная серьезно и деловито про-
кол директора провели перед началом за- водила урок по арифметике: дети помнили
нятий беседы с новичками; ‘об’яснили им  пройденное и хорошо считали устно. 620
правила внутреннего распорядка, ознакоми-   девочек начали сегодня учёбу в 239-й шко-
ли их с классными помещениями, учебны-   ле. В расписание первых четырёх классов
ми кабинетами, библиотекой. включены обязательные уроки рукоделия.

Первый день занятий прошел весьма ор-  Сегодия началась запись девочек в танцо-
ганизованно, руководители школ и УЧИТеля „.льный и драматический кружки.
приложили много труда, чтобы как можно
лучше подготовиться к началу занятий. В

шие за парту, проходили сегодня рус.
ский язык, арифметику, слушали чтение. В
третьем классе проводился первыи урок
английского языка.

Учащиеся старших классов этой школы
еше не возвратились в Ленинград. Они про-
должают сельскохозяйственные работы в
совхозе «Оборона» под Ленинградом, где
провели все лето.

Организованно начались занятия в 239-й
школе Октябрьского района. Учительницы
А. М. Голубцова, А. Л. Артюхина и И. Н:

руки советских бойцов. Немцы призыва-

ли поляков немедленно уходить в запад-  ганизаций пришли вчера в школы и поздра-
ном направлении. И народ уходил. Но иё  вили школьников с наступлением нового   шенных,
в сторону Германии, не с немцами. Пу-  учебного года.

стели деревни, люди угоняли с собою
скот, забирали запасы продуктов, самые
необходимые вещи и скрывались в лес,
где ожидали прихода советских войск.
Кое-где немцы успевали захватывать
большие
как пленных, угоняли с собою. Стоило,
однако, нашим войскам нанести очеред-

ной удар, и противниЕ забывал о конвои-  Впервые приняты в школу дети семилетне-

руемых. Они оставались в деревнях по
пути. Каждый день теперь мы встречаем
таких людей. Они едут домой. Враг сде-
лал их нищими, разорил, вымотал у них
все силы.

В любой деревне на тоге Нольши мож-
но видеть ‘следы немецкой оккупации.
Сады загажены и порублены,
разрыты. Дома повреждены, а скот в та-
ком состоянии, в каком он бывает толь-
ко после тяжелой голодной зимы.

Владислав Бернадский из деревни, что
в нескольких километрах от Дембицы,
смотрит с болью на свой опустошенный
немцами двор и спрашивает: —

—- Что же теперь делаль, панове? Где
взять силы и время на то, чтобы все это
исправить, восстановить? И что за все
это надо сделать герману?  .

Он не один в таком положении. Его
соседи тоже остались без имущества, их
пугает зима. Люди работают теперь дён-
но и ношно, но все равно им не под си-
лу возместить потерянное.

Сотни километров по дорогам Южной
Польши, = и все одна и та же картина
обнищания. Живут в основном на карто-
феле. Хлеба мало; Из этих плодородных
районов через. Краков и Натовицы он
увозилея в Германию. Тысячи тонн пше-

‘ницы, ржи, овса и ячменя спаошным по-

током текли на запад.
задолго до прихода советских
войск в южных районах Польши нама-
лась лихорадочная «мобилизация» всех
продовольственных ресурсов. Это был
грабеж среди бела дня, Грабили все —
специальные сельскохозяйственные
команды, отряды, группы, экспедиции,

грабили комендатуры: военные, сельско-
хозяйственные, специального назначения.

Этот грабеж осуществляхлея по плану.
А потом шли грабежи и мародерство, не
сами брали
продукты и вещи для себя, для посылок
в Германию. Они налетали, как саранча,

запланированные. Солдаты

и после них во дворах и в домах ровно
ничего не оставалось.

У Владислава Бернадекого немецкие
солдаты забрали 868, что только могли
взять. Не довольствуясь грабежом, они
решили поразвлечься. Они стреляли по
циферблату больших стенных часов. 3а-
тем, наевшись доотвала, нагадили в 10-
суду, вспороли перины, подушки и ушли.

Бернадевий. се слезами нь глазах pac-
сказывает 06; этом. Он дрожит от возму-
щения и гнева, от того, что не в состоя-
нии сам расквитаться с немцами за всё,
что они сделали у него в доме. Он гово-
рит:

— Только немцы способны на такие
гнусности! Нее большей свиньи на свете,
чем немец!

7 *

Близ Дембицы есть большие холмы.
Это могилы, в которых закопано по
300—400 человек. В окружающих город
лесах телами расстрелянных завалены
длинные извилистые траншеи, Все sto—

группы людей и под конвоем,   тельных

дители, комсомольцы приложили все силы,

Они красили, белили, ремонтировали и уби-
рали помещения, приводили в порядок на-

огороды   лы живыми цветами.

‚годовщину крупными. доетижениями:

мирные жители окрестных сёл и город-
ков, жители самого - городь Дембицы.
Здесь трупы тех, кто пытался протесто-
вать, и тех, кто просто. пал жертвою гит-
яеровского произвола.

ликой благодарности Красной Армии,
избавившей население Польши от пояно-
го истребления гитлеровцами.

А. АЛИНИН,

=

и эти ноиеки привели уже к ценным ре-
зультатам.

уголь» тов. Каракурчи и слесаря брига-

Польский народ не забудет этих зло- ды тов. Боржова восстановили пох’ёмные   ской области обязались ввести в эксплоа-
деяний и навсегда сохранит чувство ве- жашины, приладили к ним скипы и ус-
пешно. откачивают
№ 17—17 -6ие.
несен и на другие предприятия. Успешно
применил этот ©1006 Заведующий Нико-
поль-Мариузольской
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября.   Ганенке. 3% короткий срок он осушил

этом. им оказали значительную помощь рай- ИРКУТСК

онные комитеты партии, райнсполкомы,  , a

предприятия-шефы. Представители этих ор- младших классах всех щкол горо-
да, заново отремонтированных и покра-

сегодня начались учебные зяа-
нятия. Более 11 тысяч учащихся заняли
свои старые места за партами, 6 тысяч ре.

,
ЛЕНИНГРАД бят пришли в классы впервые. =
“4 В начальной школе № 22, третий год
Окрепшими и загорелыми  возврати- под ряд завоевывающей переходящее

лись ленинградские школьники из пио-

ь и красное знамя гороно, занятия назначены
нерских лагереи и с детских оздорови-

на 8` часов 30 минут утра. Но в 7 часов
площадок. Летние каникулы длЯ  коридоры школы уже переполнены.
учащихся младших классов окончены. Ce-  Съоих будущих паба, встречают учи-
PORES) ESTEE) УЧИ, олИоовВ НЕ оны а заведующая школой Е. И. Мат.
веева. . 7

Прозвенел звонок. Дети рассаживаются
за партами. М, И. Литвиненко, 13 лет ра-
ботающая учительницей начальной школы,
знакомится с учениками 1-го класса, рас-
сказывает им’ об элементарных правилах
поведения в классе.

После физкультурной зарядки младшие
школьники приступают к учебе.

722 ученика пришли сегодня в пахнущие В нынешнем году школы Иркутска под.
свежей краской помешения 206-й школы   готовились к ‘учебе значительно лучше
Куйбышевского района. Малыши-семилетки   прошлогоднего. Полмиллиона рублей затра-
появились в сопровождении родителей чено на капитальный и текущий ремонт
болыше чем за час до начала занятий. Marita ten ee sn aca и

: аглядн обия. ольшинство школ

„Ровно в 9 часов утра началась ФизКУЛЬ- полностью обеспечено топливом на всю
турная зарядка, Затем ребят провели в <то-   зиму. Е:
ловую, где был готов горячий  зав-  Более 10 тысяч ребят отдохнули и попра.
трак. Придя в класс, мальчики получили  вились в пионерских лагерях, санаторияхи
книги, тетради, карандаши, перья. 130 де-  домах отдыха. Первоклассники пришли в
тей семилетнего возраста, впервые сев- 1колы из детских очагов.

ИАА ААА
Перед славной годовщиной
Скоро исполняется годовщина ‘осво-  скинами всю шахту, и она вошла в строй
бождения Донбасса от-немецко-фашист-   за два месяца. до срока... Скипами откачи-
ских захватчиков. Горняки отмечают эту  вает воду также шахта № 6 «Капиталь-
ная» треста, «Буденновуголь».
‚Угольный Донбасс возрождается к жиз- Инженеры и техники принимают все
ни. Снова по стальным магистралям стра- меры к тому, чтобы улучшить работу ву-
ны мчатся поезда, гружённые донецким ществующих насосных установок с помо-
топливом, вступают в строй всё новые   щью так называемого струйного аппарата.
шахты. Восстановительные работы прини- Сущность этой новинки заключается в по-
малют невиданный размах. Днём и ночью   вышении всасывания воды. Вели раньше
бурными потоками течёт вода, откачивае-   глубина всасывания не превышала 6 мет-
мая из затопленных немцами выработок. ров, те, применяя искуественное давление
По комбинату «СОталинуголь» общий во воасывающем трубопроводе, горняки
бассейн затопления составляет 150 мил-  шахты № 1 «Щегаовка» довели глубину
лионов. кубометров воды; С колоссальны- веасывания до 10 метров. Это намного
ми трудностями  столкнулиеь угольщики  сократило время на переноску насоса, а
талинской области при восстановлении   следовательно, ускоряет откачку.
шахт. Первое время нехватало насосов, Вольшого внимания заслуживает новый
часто выключали ток, водоотлявное обору-  вид откачки так называемыми «эрлифта-
дование фактически работало половину ми». Это — высокопроизводительная и
положенного времени. Но шахтёры нё  весьма экономичная установка, соетоя-
опускали руки настойчиво продолжали   щая из двух труб. `В одной нагнетается
начатое деле. Восстановленные 33 основ- вниз сжатый воздух, в другую выбрасы-
ных шахты дают сейчас 70 процентов   вается вверх мощный поток воды. «Эр-
того, что давали. до войны. Работают  лифт» ‘удобен в работе. Там, где насос ус-
230 мелких шахт. тановить трудно, две трубы «эрлифта
Многие из восстановленных угольных   проходят легко. :
предприятий перешагнули довоенный уро-  Самый мощный насос откачивает 30%
вень. Шахта «Красный Октябрь» треста кубометров воды’ в чае, & «эралифт» отка-
«Орджоникидзеуголь», например, даёт 135 чивает 1.300 кубометров. Главный инхе-
процентов довоенной добычи, а шахта нер треста «Дзержинекуголь» тов. Смок-
№ 8—-2-бис треста «Снежнянантрацит»  тий впервые в onbacca применил практи-
перекрыла свою довоенную мощность в  чески такую установку на шахте имени
два с половиной раза. Ворошилова. Теперь «эрлифты» устана-
Намного больше, чем до войны, добы-  вливаются ещё на двух шахтах: «Юнком»
вают угля и шахты. № 12  «Наклонная»   тресть «Орджоеникидзеуголь» и <Кочегар-
треста «Буденновуголь», № 9 имени Ка- ка» треста «Артемуголь».
тановича треста «Макеевуголь», № 19—  Наконец, в стадии опыта ваходится
20 треста «Ерасноармейскуголь» и ещё одно чрезвычайно интересное и мно-
№ 33-би6 треста «Снежнянантрацит>. гообещающее мероприятие. Инженер-
Полным ходом идут восстановление и от-  нефтяник, Aaypeat Сталинской премип
качка воды на 99 крупных шахтах ком-  тов. Иванов предложил осушаль шахты
бинага-. без откачки воды. Он предлагает пробу-
В благородном стремлении быстрее   рить водонепроницаемый слой породы, .16-
возродить угольный Донбасс рабочие, жащий ниже шахтного горизонта, и сиу-
инженеры и техники восстанавливаемых   стить воду в фильтрующие слои земной
шахт ищут новых способов откачки воды,   почвы. На шахте имени Хрущева треста
<Советскуголь» уже начато бурение пот-

вой такой скважины.
В годовщине освобождения Донбасса
от немецкой оккупации шахтёры Сталин-

го возраста.

Готовясь к учебному году, педагоги, ро-

чтобы школы выглядели опрятно и чисто.

глядные пособия, а сегодня украсили шко-

Тяавный инженер треста «Рутченков-

тацию ещё 18 крупных шахт. И в том,
что это слово будет сдержано, нет ника-
кого сомнения.

ими воду из шахты
Опыт этой шахты пере-

К. КРАВЧЕНКО,
заместитель заведующего угольным

отделом Сталинского обкома КП(б)
Украины. Е

шахтой инженер

(OOP AA RAR AAA AAA AAAS

Фото специального фотокорреспомлент&

«Известий» Н. Петрова.