От трудящихся города Кишинева

МОСКВА, КРЕМЛЬ

у

Предеедателю Совета Народных Комиссаров боюза Советских
‚ Социалистических Реепублик Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского союза

товаришу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Настал самый радостный для нас день.
Руководимые Вами доблестные войска
2-го и 3-го Украинских фронтов освобо-
хили нашу Молдавскую Советскую Социа-
листичеекую Республику. Собравшись в
связи © этим на митинг, мы, жители Ви-
шинева — столицы нашей республики,
свой первые слова глубочайшей благодар-
ности, безграничной любви и преданности
посылаем Вам, наш любимый отец, учи-
тель и друг товарищ Сталин. Велика наша
радость и гордость за невиданный в исто-
рии войн грандиозный размах и стреми-
тельность наступления Красной Армии,
сметающей на своем пути все преграды
и освобождающей всю нашу советскую
землю. :

Более трёх лет мы переживали чёрные
дни немецко-фапгистской оккупации, под
тяжелым гиётом бесправия, под угрозами
смерти жили мы эти три года. Фашиет-
ские захватчики хотели отнять свободу и
независимость молдавского народа, пре-
вратить свободных советских людей в

своих рабов. Немецкие и румынские фа-
тисты истребили тысячи беззащитных
стариков, женщин и детей, они согнали
со своих родных мест и разорили десятки
тысяч мирных жителей, разрушили нанги
города, фабрики и заводы, школы и боль-
ницы, научные и культурные учрежде-
ния. Мы не забудем замученных и уби-
тых в Кирпичной слободке в Тирасполе,
мы помним тысячи расстрелянных в Ду-
боссарском концлагере, мы знали честных
люлей, истерзанных под Кишиневом. Мы
видим руины Кишинева, Тирасполя, Орге-
ева, Бендер. Гитлеровцы чувствуют свой
близкий конец, в последнее время они с
особым ожесточением стали разрушать и
грабить все созданное трудом молдавско-
го народа. Уходя, они подожгли нашу
врасивейшую столицу — город Кишинев,
который гордился своими великолепными
зданиями. Сейчас они разрушены. Пред-
приятия города, электростанция, водо-
провод, школы гитлеровцы обокрали и
даже Кишиневский кафедральный собор,
построенный более ста лет тому назад.
Но захватчикам не удалось заставить
молдавский народ склонить головы, ело-
мить его волю. Тысячи лучших сынов
молдавского народа героически борются
в рядах Ерасной Армии, отважно cpama-
тись в партизанских отрядах. Весь мол-

Принято на митинге трудящихся города Кишинева 30 августа 1944 г.

давский народ верил в свое освобождение
й < нетерпением ждал своих освободите-
лей. С волнением мы прислушивалиеь Е
вестям, доносившимся из-за линии фрон-
та. Мы знали, что час освобождения бли-
30к,—и час пробил. Неудержимой лавиной
двинулись вперёд части Красной Армии.
На южном участке фронта сокрушитель-
ный удар Ёрасной Армии по немецко-
румынским войскам сразу енёе прогнив-
шую диктатуру Антонеску. Гитлеровекий
режим в Румынии рухнул. Красная Армия
добивает фашистских выродков Ha Tep-
ритории Румынии.

Через тягчайшие испытания прошёз
молдавский народ, много выстрадал и ис-
пытал он на своем историческом пути,
много пролил своей крови, добывая себе
право на существование и владение своей
землей. Сейчас это право завоевано на-
всегда. Это право на счастливую жизнь
мы получили при помощи народов бовет-
ского Союза и в первую очередь великого
русского народа, который всегда, протяги-
вал нам свою руку братекой помощи. И
в этот радостный день мы выражаем наро-
дам нашей многонациональной семьи свою
искреннюю глубокую благодарность.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Сегодня у нас свободно зазвучала мол-
давская, русская, украинская речь. На
своей освобождённой земле, вдохновлен-
ные великими победами Красной Армии,
получая огромную помошь партии и пра-
вительства, ощущая Валну личную, наш
родной товарищ Сталин, постоянную за-
боту, мы с0 всем упорством боремся за
восстановление и развитие нашей ресиуб-
лики. Мы ничего не пожалеем для того,
чтобы ускорить окончательный разгром
немецко-фащистския разбойников. Мы
клянемся Вам, товариш Сталин, всеми
силами крепить могущество и славу на-
шего  многонационального Советского
Союза.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Примите нашу сердечную благодарность
и пожелание долгих лет здоровья и
жизни.

Дз здравствует деблестная всепобежда-
ющая Красная Армия!

Да здравствует великая пружба народов
Советского Союза!

Да здравствует нали великий освобеди-
тель, мудрый полководец, Маршал Совет-
екого Союза товарищ Сталин!

Таким будет
Минск —

МИНСК, 2 сентября. (ТАСС). Здесь по-[

бывали виднейшие архитекторы страны ака-
демики Мордвинов, Семенов, Шусев, Кол-
ли, заместитель председателя Комитета по

делам архитектуры при СНК СССР Руба-  .

ненко, профессор Лангбард и другие.

Ознакомивигись
варварски разрушенного немецко - фашист-
скими оккупантами, архитекторы составили
эскиз генерального проекта восстановления
города. В нем предусматривается создание
в центральной части города озеленённых
площадей, застроенных крупными обще-
ственными зданиями, Они будут располо-
жены на территории разрушенных кварта-
лов между улицами Энгельса и Ленинской.
На площади Свободы предполагается воз-
двигнуть монумент героям Отечественной
войны. Архитектура и композиция памят-
ника отразят борьбу белорусского народа
против немецких захватчиков. Главная ули-
ца города—Советская—после реконструк-
ции будет расширена до 50 метров.

В дальнейших работах по восстановлению
большое место отводится оформлению
в’езда в горол со стороны вокзала и поссе
Минск — Москва, внешнему виду столицы
со стороны железной дороги. По проекту
Вокзальная площадь будет связана с цен-
тром города красивыми улицами, аллеями
и озеленёнными магистралями.

Группа архитекторов; побывавших в Мин-
ске, в дальнейшем будет консультировать
составление генерального плана peKOH-
струкции столицы Белоруссии.

Архитекторы были приняты председате-
лем Совнаркома БССР тов. Пономаренко и
членами правительства республики,

ee gee
B uenoxxome Mockosexoro
областного Совета

ОТДЕЛЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ
посоБИЯМ МНОГОДЕТНЫМ
И ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ
Исполнительный комитет Московского
областного Совета депутатов трудящихся
организовал при Мособлфинотделе отдел
по государственным пособиям многодет-
ным и одиноким матерям. Такие же отде-
лы создаются при исполкомах районных и
городеких Советов депутатов трудящихся
Московской области. Отделы приступят к
работе в ближайшие дни. -

РАБОТА ЗРЕЛИЩНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

утвердил ряд мер по улучшению деятель-
ности учреждений искусств и развитию
художественной самодеятельности в Мос-
ковской области.

Отделу по делам искусств предложено
усилить руководство театрами области и
в частности улучшить обслуживание де-
тей. Во всех театрах ежемесячно должно
быть не! менее двух вечерних спектаклей
для учащихся старших классов и для
подростков, работающих на предприятиях.
Детские утренники должны проводиться
в стационарах каждое воскресенье, а в
передвижных театрах не менее трёх раз в
месяц. Будут практиковаться концерты

с состоянием города,

С

Я, Гильмар Мозер, родился в 1880 году
вм, Лангенорла (округ Рода). С 1902 года
я служил в германской армии. Чин гене-
рал-майора я получил в 1985 году, чин
генерал-лейтенанта — в 1942 году. За
свою боевую деятельность я награжден
всеми существующими в Германии знажа-
ми отличия.

В течение 42 лет я всегда был честным
солдатом, участвовал в двух мировых вой-
нах, получил тяжелое ранение. :

У меня нет никаких причин умалчивать
о тяжких преступлениях Гитлера или их
покрывать, и я считаю своим долгом рас-
сказать всю правду о так называемом «ла-
гефе уничтожения», сооруженном гитле-
ровцази близ г. Люблин, вдоль Хелмского
mocce.

В конце ноября 1942 года я прибыл в
Люблин с главной полевой комендатурой
№ 372 в качестве её коменданта.

Мой предшественник — генерал фон-
Альтрок, примерно через 3 недели, был
переведен со своей главной полевой ко-
мендатурой дальше на восток.

‚ При передаче служебных дел он 600б-
щил мне, что в Люблине имеется концен-
трационный лагерь, который подчиняется
СД. Он заявил, что, соглаено армейскому
приказу, коменданту главной полевой ко-
мендатуры, как представителю вооружен-
ных сил, строго-настрого запрещено по-
сещать этот лагерь и расспрашивать о
том, что в нем происходит.

Вскоре после зтого в Люблин прибыл
командующий вбенного округа в Генерал-
губернаторстве — генерал от инфантерии
Гейнине, которому и подчинялась главная
полевая комендатура.

Он повторил переданный мне генералом
Альтрок приказ и указал ещё раз на стро-
гий запрет интересоваться тем, что проис-
ходит в концентрационном лагере.

Между прочим, он сказал: «Дела там
подобны раскаленному железу, к которому
нельзя прикасаться».

В первое время своей деятельности я
много раз’езжал, чтобы ознакомиться ©
территорией, находящейся в моем веде-
нии. Затем я постаралея разузнать под-
робнее о концентрационном лагере и уста-
новил следующее:

Лагерь тянулся на несколько клм. вдоль
южной стороны Хелмского шоссе и на
несколько километров вглубь. Я полагаю,
что территория его составляла, . при-

Be

в лагере, стало мне известно.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 210 {8512)

Заявление немецкого генерала Лозера

Перевод с немецкого

_Командованию Красной Армии

МОЗЕРА, зенерал-лейтенанта, 6. коменданта
372 алавной полевой комендатуры в 10р. Люблин

Заявление

несколь-  Гигантокие печи были построены из кир-
ко прямых зкелезнодорожных ветов от пича и. железа и представляли собой Kpe-
тлавного вокзала. Снаружи он был обне-   маторий с большой пропускной способно-
сен обычным забором из колючей прово-  стью. Запах трупов проникал часто в го-
локи, вдоль которого.е внешней стороны   род, по крайней мере в восточную часть
его, поэтому даже менее информирован-

стояла многочисленная охрана.
С какого времени лагерь существовал,   ным лицам было ясно, что творится в этом

мне неизвестно, я знаю, однако, что за  страшном месте.
время моего пребывания в Люблине он  Сведения об этом ужасном лагере я по-
был значительно расширен. лучил из бесед со следующими лицами:
При выборе позиций для  строитель- генерал фон-Альтрок—мой предшеетвен-
ства оборонительных полосе «укрепрайо-  ник, комендант главной полевой коменда-
на Люблин», которые проходили вдоль   туры; генерал Реннер, бывший командир
восточной части концентрационного ла- 174 резервной дивизии в Люблине; майор
геря (с внешней стороны ограды), я © Глейзнер — командир 991 стрелкового 6a-
другими офицерами, ’ руководившими  тальюна ландвера; доктор Клаус. и доктор
строительством, был однажды внутри 0зор — начальники отдела снабжения и
внешней ограды лагеря, примерно в 30 сельского хозяйства района и майор Гарт-
метрах от нее. ман, который почти в течение 5 лет
Осматривать лагерь я не имел намере- являлся моим ад ютантом и доверенным.
ния, что, ках уже сказано, было стро-  Майора Гартмана я сам просил разуз-
жайше запрещено вышестоящими ин- нать, что делается в лагере, и он предета-
станциями. вил мне наиболее полную информацию.
Тем не менее, многое, что происходило] (ведения, полученные мною от других
лиц, красноречиво дополнялись невыноси-
мым трупным запахом, который я сам

мерно, 30 вв. км. Е лагерю вели

Этот лагерь мы все в Люблине назы-
вали концентрационным лагерем или ез-  неоднократно ощущал.
рейским лагерем, потому что первона- Я не нахожу елов, чтобы выразить воз-
чально в нем содержались главным 0бра- мущение по поводу неслыханных злодея-
зом евреи; в дальнейшем там находились! ний, и убежден, что каждый порядочный
представители самых различных нацио- немец откажется от правительства, кото-
нальностей, так называемые политичес- ров отдавало распоряжения о такого рода
кие преступники, между ними и немцы. организованных массовых убийствах.

Зимой 1943—1944 гг. там было Подтверждением того, что деятельность
уничтожено большое количество  заклЮ- лагеря уничтожения направлялась гитле-
ченных, в том чиеле, к моему большому ровеким правительством, может служить
возмущению, женщины и дети. факт посещения лагеря самим Гиммлером,

Число убитых достигало сотен тысяч   который приезжал в Люблин летом 1943 ~
человек. года.

‚численное количество трупов и сожжено гере уничтожения.

Несчастные частично были раестреля-  Я считаю своим прямым долгом, как
ны, частично умерщвлены газами. тенерал и солдат, прослуживитий 42 года в
Мне неоднократно рассказывали далее,   армии, участник двух мировых войн, 1о-

что в лагере уничтожения обреченных за-  ЛУЧивший тяжелое ранение, п, наконеп,
ставляли выполнять чрезвычайно тяже-   Как последний комендант главной полевой

лые ‘работы, превосходящие их силы, и  КоМендатуры Люблинского района, содей-
подгоняли их при этом жестокими по- СТВовать полному вскрытию всех неслы-
боями. ханных преступлений, которые творились

С возмущением я узнал, что заключен- в концентрационном лагере. Я призываю

ных в этом лагере неред тем, как унич- о ones ee ea ga
тожить, еще пытали и мучили. роде Люблине пох be si

LB i б бес  АЛЬ повазания © веах извеетных им зло-
есной этого года было выкопано 066-  деяниях, творявшихся в Люблиноком. ла-
в смециально сооруженных печах, види-
мо — чтобы замести следы преступлений,
совершенных по приказу Гитлера.

МОЗЕР,
генерал-лейтенант.
29 автуста 1944 года.

силами Учащихся детских музыкальных
школ и Училищ. В Подольске, Серпухове
и Загорске создаются новые музыкальные

Se

От трудящихся, партизан и партизанок

города Бреста

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Верховному Главнономандующему Мар

товарищу СТАЛИНУ

Родной наш отец и учитель, дорогой
Иосиф Виссарионович!

Мы, свободные граждане города Бреста,
партизаны и партизанки совместно с вои-
нами Красной Армии, собравшись сегодня
на общегородекой митинг, посвященный
освобождению нашего города от фашист-
ских захватчиков, шлем Вам, вождю и
учителю, наш пламенный привет и иек-
реннюю благодарность за освобождение
нас от фашистского рабства.

Доблестная Красная Армия под Вашим
гениальным руководством сумела не толь-
хо выдержать бешеный натиск гитлеров-
ской военной машины, но, окрепнув в хо-
де Отечественной войны, нанесла немец-
5о-фашистской грабительской армии не-
поправимые удары.

Планы Гитлера на завоевание мира и
покорение народов Союза ССР потерпели
полный крах.

0т Онежского озера до Карпатских гор
протянулась линия фронта советского нз-
ступления. Неудержимо движется Красная
Армия вперёд, преследуя и уничтожая
врага, загоняя фашистского зверя в его
берлогу.

За последние дни наши войска вилот-
ную подошли в Варшаве, форсировали pe-
ку Неман, перерезали пути, ведущие из
Прибалтики в Восточную Пруссию, вышли
в берегам Рижского залива, приблизились
вплотную к границам Восточной Прус-
сии.

Маллионами убитых и пленвых распла-
чиваютея немцы за свое разбойничье хо-
зяйничание на Советской земле. Совет-
ские воины приближают катастрофу гит-
леровской Германии и ее войск.

В этих замечательных победах Красной
Армии сказывается сила и мощь совет-
ского строя, народного хозяйства, великая
жизненная сила дружбы народов СССР,
мудрое руководство Советского Прави-
тельства, Коммунистической партии и
лично Ваше, дорогой товарищ Сталин!

Три года и 35 лней томились мы в фз-
Принято на митинге трудящихся,

13 августа 1944 года.

- НИНЕ

: SS
шалу боветекого Corsa

шистской неволе. Много мук и горя при-
шлось нам перенести, Более трех лет мы
не видели солнца, не видели светлых дней.
Не выплакать, не высказать всего горя,
причиненного нам гитлеровекими банди-
тами.

Не одна мать, как чайка, убиваетсея 0
детях своих, не один ребенок осиротел и
больше никогда не увидит своих любимых
родителей.

Томятся дети наши, братья и сбетры на
каторге в тяжёлой немецкой неволе.

Фашистекие бандиты замучили, рас-
стреляли и угнали в Германию более
31 тысячи граждан Бреста. Они разрушя-
ли, осквернили наш славный, цветущий
город. Около 40 процентов жилых поме-
щений превратили в развалины и пепели-
ща. Они взорвали и сожгли все предприя-
тия и культурные учреждения города, из-
рыли улицы и парки траншеями и окопа-
ми, опустошили благоустроенный и куль-
турный областной центр.

Родной Иосиф Виссарионович! Блянем-
ся Вам и в Вашем лице большевистской
партии и всему советскому народу, что
трудящиеся города Бреста под руковод-
ством партийной организации будут рз-
ботать не покладая рук, чтобы помочь на-
шей героической Красной Армии оконча-
тельно разгромить ненавистного врага,
чтобы быстрее ликвидировать последствия
немецко-фаптистской оккупации и воеста-
новить нали любимый, цветущий Брест.

Искренне желаем Вам, дорогой товарищ
Сталин, долгих лет жизни на благо и сча-
стье великого советского народа и даль-
нейшего укрепления Советекого государ-
ства.

Слава Вам, Маршалу Советекого Con-
за, тениальному вождю и полководцу!

Слава доблестной и могучей Брасной
Армии! :

Слава отчизне нашей — нерушимому
Союзу Советских Социалистических Рес-  .

публик! .
партизан ‘и партизанок в г. Бресте \

хи
Жлеб—государству
АЛМА.АТА, 2 сентября. (ТАСС). Кол:   ской области, завершив скирдование, круг-

хозы Южно-Казахстанской и Джамбулской
областей завершают хлебопоставки. Пере-
довыеё артели, выполнившие план зернопо.
стазок, засыпают семенные фонлы. В Ке-
теньском районе Алма-Атинской области
уже засыпана в закоома половина требуе.
мого количества семян,

Основная масса хлеба поступает сейчас
Ва заготовительные пункты из северо-вос.
точных областей республики. Систематиче-
ски превышают пятидневные задания но
вывозке зерна Карагандинская и Акмолнн.
ская области. За последнюю  пятидневку
карагандинцы выполнили 11 процентов
плана хлебосдачи. Осакаровский район за
один день красными обозами доставил на
заготовительные пункты сверх графика 118
тысяч пудов зерна. ка

ОРЕЛ, 2 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Значительная часть колхозов Орлов-

146,6 проц.,

лые сутки велёт обмолот хлебов. Передо-
вые районы ознаменовали последние три
дня досрочным выполнением августовского
графика хлебосдачи. Елецкий район на
30 августа выполнил годовой план зерно-
поставок на 53 проц, Краснинский — на
Покровский — на 44,7, Измал-
ковский — на 43,5, Ливенский — на 40,4
проц.

Используя все имеющееся тягло, некото-
рые колхозы уже выполнили годовой госу-
дарственный план хлебопоставок. В числе
их—сельхозартели им. Буденного Долгору-
ковского района, «Горки» Кромского района,
имени Водольянова и «Свобода» Краснин-
ского района, «Красная звезда» Красно-
зоренского района. Хорошю сдают хлеб
государству совхозы. Вслед за Воронецким
выполнили годовой план совхозы «Осво-
бождение», «Маевка», Волковский, Спас-
ский, Орловский и Ливенский.

развитию

школы, а в Загорске, кроме того, детская
художественная школа. При Первом об-

ластном драмтеатре организуется студия.

Ряд мероприятий осуществляется по
художественных ремесел, На
особый учёт берутся резчики и мастера по
художественным лакам; им будет оказы-
ваться повседневная помощь. В начале
1945 года организуется выставка работ
мастеров художественных ремесел.

1 ноября начинается смотр художест-
венной самодеятельности сельских мест-
ностей и районных центров Московской

области.
Se ge
АТС на 30 тысяч номеров

В Москве ведется строительство новых
автоматических телефонных станций. Уже
сданы в экеплоатацию четыре АТС — Е\,
Bl, ДГи Ж2 на 8 тысяч номеров. Закон-
чены строительство и монтаж. АТС ИЕ на
2.000’ номеров. Она вступит в строй в бли-
жайшие дни. К 10 сентября заканчивается
сооружение двух новых АТС —К7 и В2,
рассчитанных на 6 тысяч абонентов.

До конца года в столице вступят в строй
еше четыре АТС на 14 тысяч номеров. За-
траты ’ на строительство и оборудование
превьнпают 12,5 миллиона рублей. -

(ТАСС).

Второй том «Истории
азербайджанской

литературы»

БАКУ, 2 сентября. (По телеграфу от
соб. корр.). Выходит нз печати второй том
«Истории азербайджанской литературы»,
Первый том, вынущенный также во время
войны, охватывал период с древнейниах
времен до Х!Х века. Второй и заключи-
тельный том посвящен периоду с ХХ ве-

ликуются отрывки из философского трак-
тата Физули, произведения кр
азербайджанских мыслителей прошлого ве-

Мамеду Арифу и Гейдару Гусейнову. Под-
готовляются к печати оба тома «Истории
азербайджанской литёратуры» на русском
языке.

Тетради и карандаши
для школьников

Предприятия местной промышленности
РСФСР увеличивают выпуск школьных
письменных принадлежностей. Возобнови-
ла, в частности, работу ленинградская
фабрика «Светоч». Здесь налаживается
производство ученических тетрадей.

В этом году местная промышленность
выпустит для школ полтора миллиона гри-
фельных тетрадей и досок. Уже изготов-
лено 500 тысяч таких тетрадей. Значи-
тельно расширяется производство ручек,
линеек, пеналов и других школьных при-
надлежностей.

Тираж Военного займа

Вчера вечером в театре им. Ленина мос-
ковской Трехгорной мануфактуры им.
Дзержинского начался 4-й тираж выигры-
шей по Военному займу 1942 года. Разыг-
рывается 1.017.750 выигрышей на
271.565.200 рублей, в том числе 118 по
50.000 рублей, 236 по 25.000 рублей, 590 по
10.000 рублей и т. д.

В фойэ театра организованы справочные
столы для проверки облигаций,

Тираж закончится сегодкя,

ка по настоящий день. Здесь впервые пуб-

ка, в частности Мирза Фатали Ахундова,
Последняя глава посвящена азербайджан-
ской литературе в дни Отечественной вой-
ны. Общая редакция тома принадлежит

Serene

Строительный сезон в городах Hos
сибирской области в разгаре. В бывшем
рабочем поселке Бердек, ставшем в воен-
ное время городом, строятся Дом Сове-
тов, клуб, баня, несколько жилых домов.
В Татарскв укладывается новая линия
водопровода, расширяются коммунальная
‘Gana и Дом культуры. В Барабинске до-
шестиквартирный — жилой
дом. В этих городах проложены также
есятки километров новых шоссейных

дорог, сделаны тротуары, устраиваются

водонасосные скважины,
вано более 20 мостов.

Не меньший размах приняли работы
по строительству и благоустройству дру-
гих мачых городов области. Строятся три
банно-прачечных комбината, реконструи-
руются три городских водопровода, обо-
рудуются заезжие дома, парикмахерские,
засажены десятки тысяч декоративных
деревьев, замощены главные улицы, при-
ведены в порядок места общественного
пользования — площадки, улицы, рынки.
Сейчас составляются проекты водоснабже-
ния Барабинска и Бердека, электроенаб-
жения Варабинска и Татарска. 0с0бое
внимание в проектах электроснабжения
уделяется непользованию местных топ-
ливных ресурсов.

Новосибирские архитекторы на ряду ©
разрешением больших задач архитектур-
ной реконструкции Новосибирска оказали
большую помощь текущему строительству
малых городов и районных центров. Ар-
хитекторы Н. Васильев и С. Платок раз-

отремонтиро-

Фотокопии 1 и 6 страниц заявления немецкого генерал-лейтенанта Мозер.

трах Сибири.

работали проекты домов районных Сове-
тов, архитекторы С. Скобликов, В, Рам-

АНА Ss SEGRE

Благоустройство малых городов Сибири

ман, С. Тургенев, В. Успенская дали тино-  практиков-строителей, сумели бы исполь-
вые проекты районных бань, столовых и зоваль при массовом строительстве их
жилых домов, по которым осуществляется   опыт.
строительство в городах и районных цен- В Бердеке строится кирпичный завод,
в Барабинске значительно расширяется
Долгое время города Барабинск, Берхек мощность существующего кирпичного з&-
и Татарск застраивались без нлана. Ис-  Вода. А разве в других городах, районных
полком областного Совета решил соста-  Центрах и сёлах нельзя организовать
вить перепективные проекты планирозки  производство кирпича из местных глин?
этих городов. Однако Новосибирское от-  Пути строительства и благоустройства
деление Горстройпроекта, которому пору-  городов, районных центров и сёл Ново-
чено составление проектов, до сих пор не  сибирской области совершенно ясны. Но
приступихе в этим работам, & председа- проныю уже более половины года, а раз-
тели горисполкомов не позаботились за-  мах работ далеко ещё не достаточен 06-
aig договоры на проведение плани-  ластной строительный трест, призван-
P ный осуществлять у ь
В условиях Барабинской степи часто У и Де
приходитея слышать жалобы на отсут-  области, самоустранилея от этой работы
ствие строительных материалов. Между   и не организовал в малых городах своих
тем наличие различных видов местных   контор. Не чувствуется заботы о благоус-
грунтов дает богатейшие возможности. В  тройстве и со стороны председателей ря-
Здвинском, Барабинском, Убинском райо-  да исполкомов. Не видно, например, 5оя-
т cake пришлось наблюдать избы м на-  ца работам по устройству артезнансвой
ay р а возведенные из дерно-  скважины в `Черепаново, никто не 3200-
ной астов, кирпича-сырца, самана  тится о хостройке Дома Советов в Чанах,
Se и грунта, ae прекрасно бани в Тогучине. Ничего не делвется по
fepman noo, €(powbe pemnirorek В НЫ 3 ВОИ, У
у 0 -   Варгате инске. Пять месяцев тому на-
нентального климата Западной Сибири. В  зад в этих рай :
селе Асенкритове Убинекого района ве- сиях Сов о
ликоленно сохранилось в течение многих к а а.
лет большое здание клуба, возведенное из  ко, районные Советы медленно проводят
крупных грунтоблоков. Во многих селах  в жизнь эти решения. ©
мне приходилось разговаривать со стари- :
ae знающими — особые НАЧАЛЬНОЕ saunas’ re ae aan.
ецепты и свои приемы строительства и я :
грунтов, Надо, чтобы ох Е. р р
ных Советов прислушалиеь т г01067  г. НОВОСИБИРСК.