ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 210 (8512)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

На выставке

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников

О РАЗРУЩЕНИЯХ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ
В ГОРОДАХ ПЕТРОДВОРЕЦ, ПУШКИН И ПАВЛОВСК

Всему миру известны величественные  тренняя поверхность которого представ-
памятники искусства и архитектуры го-  ляла звездное небо, вращалея в соответ-
редов Петродворец (бывший Петергоф),   ствий с движением земного шара; внутри
Пушкин (бывшее Царское Село), Пав-  глобуса были помещены стол и скамья на
ховск. Лучшие зодчие мировой архитек- 10 человек.
туры создавали в Х\УШ и ХХ веках  ( Цареким Селом связана деятельность
дворцы, постройки, парки этих городов-  лучших представителей руеекой литера-
музеев. туры: Ломоносова, Сумарокова, Жуков-

Петродворец (Петергоф) был основан ского, Карамзина, Лермонтова, Чаадаева,
в 1705 году Петром Первым первона-  Тютчева, Гоголя. В Царскосельском лицее
чально, как место остановки по пути на воспитывался великий русский поэт
остров Котлин, где была начата построй-  А. С. Пушкин.
ва крености Кронштадт. здесь, на берегу

Великоленные Екатерининекий дворец,   Германию художественные

банова сообщили комиссии, что в начале
ноября 1941 года они видели машину,
увозившую фигуру Самсона, прикрытую
брезентом. :

На уступах водяной лестницы фонтана
«Самсон» были расположены статуи реки
Волхов в образе старика и реки Невы в
образе женщины. Немцы вывезли и эти
статуи, так же как и большую фонтанную
бронзовую фигуру «бога морей» Нептуна,
стоявшую в центре композиции больного
бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в
решетки, ог-

даёт полное представление системы обо-
роны немцев в Петродворце, в которую
включены в качестве опорных узлов все

Гитлеровские бандиты разрушили дворцы города Пушкин

Разграбление и разрушение историче-.
ских и художеетвенных дворцов г. Пуш-!

кин (Царское Село) производилось пред-
намеренно, по указаниям высших гер-
манских властей.

Захваченный в плен в феврале 1944,

года капитан медицинской

службы наборным деревом. Они разбили на мелкие

„ Освобожденная
Харьковщина“

ХАРЬКОВ, 2 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Пять дней с утра до вечера
многие тысячи людей осматривали выс-

тавку  «Освобожденная  Харьковщина»,
раскинувшуюся на площади имени Дзер-
жинского.

т Посетители выставки могли убедиться,

дворцовые постройки береговой полосы: какими необычайно быстрыми темпами

Марли, Эрмитаж, Иллюминационный дво-  поднимаются из руин харьковская про-

peu, Монплезир и другие. мышленность, городское хозяйство, очаги
культуры, науки и искусства.

Вот мощная молотилка «МК-1100» харь-
ковского завода «Серп и молот», кругло-
шлифовальный станок Харьковского стан-
костроительного завода. Дата их выпус-
ка — 1944 год. Электрооборудование, мо-
торы, турбины, лампочка «Свет шахтера»,
шахтное оборудование, грозная боевая
техника, обувь, трикотаж, стекло, одеж-
да, тончайшие узоры рукодельниц — все
это сделано в возрожденном Харькове в
1944 году.

маны, лепные золоченые украшения co-
драны.

Немцы разрушили личные комнаты Ека-
терины П, отделанные художественным
стеклом, бронзой, фарфором, зеркалами,
майоликой, миниалюрными фресками и

Финского залива, были построены прис-
тань и небольшой дом, получивший наз-
вание «Нетров двор». С 1714 года на
берегу Финского залива было развернуто
огромное строительство . Нетродворца
(Петергофа). По замыслу и под наблю-
дениех самого Петра в Петродворце
строились дворцы — Монпяезир, Марли,
Эрмитаж, центральная часть Большого
дворца, большинство фонтанов, парков,
гранильная фабрика самоцветов.
Французский архитектор Леблон по-
строил в Петродворце замечательные
дворцы Марли и Эрмитаж, Верхний и
Нижний парки; итальянец Растрелли
создал Большой дворец; мастеретву Джа-
комо Вваренги принадлежит Английский
дворец; знаменитый русский зодчий Во-
ренихин, вышедиий из крепостных, до-

воздвигнутый в городе Пушкин Варфоло-   разждавшие парки.
меем `Растрелаи, Александровокяй дворец, — Разграбив музейные ценности, немец-
построенный там же Джакомо Кваренги,   кие банхиты подожгли Большой дворен-—
Вамероновы термы и Камеронова галле-  гениальное творение зодчего Варфолемея
рея, носящие имя их знаменитого созда-   Растрелли. Во дворце полностью погибли:
теля, являлись лучшими образцами ми-  Танцовальный зал, Аудиенц-зал, парад-
ровои архитектуры. ная лестница и церковь, украшенные де-
Павловокий дворец и парк в городе   ревянной золоченой резьбой, вышолнен-
Павловск являлись выдающимися памят-  ной по рисункам Растрелли; Тронный,
никами архитектурного и садово-парко-  Чесменский и Столовый залы, созданные
вого искусства. Дворец и парк создавали   Фельтеном, дубовая лестница и дубовый
проелавленные мастера архитектуры: Ка-  кабинет, отделанные тончайшей резьбой.
мерон, Росси, Воронихин, Бренна; При своем отступлении из Петродвор-
скульпторы: Мартое, Козловский, Демут-  ца немцы с помощью мин замелленного
Малиновский, Прокофьев; живописцы: ! действия разрушили дворец Марли. Дво-
Скотти, Щедрин, Маттенлайтер, Гонзаго.  рец имел тончайтую  лепную отделку и
В 1823 году архитектор К. Росси в левом резьбу. я
крыле дворца построил и отхелал извест-  Немцы разрушили Петровский  Мон-
полних Нижний парк изящными павильо-  НУЮ всему миру библиотеку. плезир. Они уничтожили все деревянные
нами. Замечательные дворцы и парки  Советский народ бережно хранил горо-  части павильонов и галлерей, внутреннюю
Петродворца получили широкую извест-   да-музен — Петродворец, Пушкин и Паз- отделку кабинета, спальни и китайских
ность Kak исключительные памятники   ловск, в которых были сосредоточены! Комнат; во время оккупации среднюю,

мировой архитектуры ХУНГ и ХХ веков.  памятники истории Росеии,. созданные наиболее ценную в историко-художествен-_

Фонтаны Петродворца были известны   ТВорчеством я трудом народа. Ежегодно   Ном отношении часть дворца — превра-
во всем мире. Большой каскад-водонад ЗАтрачивались огромные средства на бла- ТИти в лот, в западном ay ee ee
фонтанной системы Петродворца вместе   Гоустройство этих городов и их парков,   Ка а rahe Rete Oe va Е
с Большим дворцом, фонтаном «Самсон»   На работы по ремонту и реставрации chan (ey amen ight a
и каналом, выходящим в море, представ-  Дворцов, фонтанов и других построек. Во   РАЗобрали полы, у
лял собой исторический памятник, пос-  дворцах были помещены бесценные со-

* ; : обиивку потолка.
вященный победе русского оружия над, Еровища русского и мирового искусства, . у

В парковом павильоне — Эрмитаж гит-

61 пехотной дивизии Хельмут Антес по-  куски все пластинки молочного, фиолето-

тожили двери и оконные рамы, ободрали`

шведами под Полтавой. Бронзовая фигу-  Редчайшие образцы мебели, фарфора, жи-
ра Самсона, разрывающего пасть льва,   Вописи, гобеленов и скульптуры русских
изображала историческую победу Петра Я иностранных мастеров.
Первого над Швецией (лев — госухарет-  К моменту вторжения немецких за-
венный герб Швеции), которая открыла  хватчиков в Петродворце после эвакуа-
для России широкий выход в европей- ции оставалось еще 34.214 различных
ские страны. музейных экспонатов (картин, художе-
Со времени Октябрьской революции  ственных изделий, скульштуры) и 11.700
Петродворец стал местом, куда ежегодно  ценнейших книг дворцовых библиотек. В

херовцы устроили пулемётно-артиллерий-
скую огневую точку, уничтожив внутрен-
нюю отделку здания и старинный под 6м-
ный механизм обеденного стола.

В северной части парка, так называе-
мой Александрии, они взорвали дачу Ни-
колая П, полностью уничтожили деревян-
ный офицерский домик, Александрийские

приезжали тысячи экскурсий не только  нижних помещениях Екатерининского и  Ворота, павильоны фонтана Адама, “TWHIOH
со всех концов Советского Союза, но и  Александровского дворцов города Пуш-  Главных ворот Верхнего парка и Розовый
из многих зарубежных стран. До 150 кин были сосредоточены гарнитуры ме- Павильон.
тысяч ленинградцев выезжало в Петро-  бели русской‘и французской работы ce-  Дворец Николая Т— Коттедж немцы
дворец для отлыха в выходные дни. редины ХУШ века, 600 предметов хуло- заняли под медицинский пункт, ав Фер-
В течение двух веков создавались ху-  жественного фарфора конца ХХ и начала! мерском дворце разместили свой штаб.
дожественные архитектурные памятни- ХХ веков, большое количество мрамор-   Все. внутреннее убранство этих дворцов
EH — дворцы, парки, скульштуры в горо-! ных бюстов, мелкой скульптуры, до   уничтожено. :
де Пушкин (Царское Село), бывшем до  35.000 томов книг дворцовых библиотек.  Немцы разрушили знаменитую фонтан-
1917 года царской резиденцией. Великие На основании документальных материа- ную систему нетродворцовых парков. Они
зодчие ХУШ x XIX néxos: Квабов, Зем-  лов, заявлений и свидетельских показаний подорвали питающую фонтаны линию HA
цов, Растрелли, Кваренги, Ринальди, Во-  очевидцев, показаний немецких военно-  веем протяжении от плотины у «Розового
ронихин, Фельтен, Нееловы; - Камерон,  пленных ‘и тщательного paccacnopanica;  павильона» до Верхнего парка.
Стасов, скульпторы Гордеев, Мартое, Де-  проведенного снециальной комиссией в со- Главная аллея Нижнего парка, идущая

мут- Малиновский, Козловский, живописцы   ставе: председателя Ленинградской город-
Скотти, Щедрин, Гонзаго и другие своими  ской комиссии генерал-лейтенанта А. А.
произведениями создали Царскому Сезлу  Бузнецова, председателя
заслуженную славу во всем мире. ^ Ченинградекого городского Совета дену-
Памятники Царского Села тесно ae татов трудящихся Н. С. Попкова, главного
ны с целым рядом крупнейших событий в архитектора Ленинграда Н. В. Баранова,
истории России. В Екалерининский дво-  митрополита Ченинградекого и Новгород-
рец 6 июля 1757 года были привезены! ского Алексия, вице-президентов Акаде-
ключи и знамена завоеванного русскими   мии Наук СССР: академика А. А. Байкова
войсками прусского города Мемель. В и академика Л.А. Орбели, председателя
дворцовых парках были воздвигнуты: Чес-  Союза советеких писателей Н. С. Тихоно-
менская колонна в память победы русско- ва, народной артистки СССР В. А. Мичу-
го флота над турецким в 1770 году при  риной-Сзмойловой, члена-корреспондента
бухте Чесие; Кагульский обелиск в  Академии архитектуры СССР А. И. Гегех-
ознаменование победы в этом же году рус-  10, ‘профессора В. А. Мануйлова, началь-
ских войск над турками при реке Кагуль  ника Государственной Инспекции по ох-
в Молдавии; Башня-руина — в честь  ране памятников Ленинграда Н. Н. Беле-
Еучук-Байнарджикского мира, заключен- хова, директора Государственного Эрми-

Исполкома

параллельно берегу Финского залива, на

учаетке от канала до Александрии пол-
ностью вырублена; из деревьев немцы
сделали заминированный завал. В цен-
тральной части Верхнего парка выкопан
\ противотанковый ров.

После занятия Нового Петродворца
части 291 немецкой пехотной дивизии
огнем тяжелых орудий полностью уничто-
жили знаменитый Английский дворец в
Старом Петродворце, построенный по `ука-
зу Екатерины ИП архитектором Кваренги.

казал: «Мне известно, что в 1941 тоду
в Германии была создана специальная
комиссия «Кунсткомисенон». В функции
этой комиссии входило изымать дворцо-
вое имущество в оккупированных райо-
нах России и воё из’ятое перевозить в
Германию^ Эта комиссия в 1941 и 1942
годах всё ценное имущество Пушкинских
дворцов грузила в эшелоны и вывозила
в Германию. Сколько было вывезено цен-
ностей этих дворцов, — я не знаю, но,
во всяком случае, брали всё. Как мне из-
вестно, в. Екатерининском дворце в горо-
е Пушкин имелась комната, стены ко-
Tat были выложены янтарём. Янтарь
был содран и вывезен в Германию».
Значительную часть Екатерининского
дворца немцы сожгли. В огне погибла зна-
менитая Растреллиевская  трехсотметро-
вая амфилада. парадных зал. Погибли зна-
менитые Антикамеры («Залы  ожида-
ния»), отделанные Растрелли. Все стены
Антикамер были покрыты золоченой резь-
бой, огромные потолки затянуты велико-
лепными холстами работы художников се-
едины ХУШ в.: Валлериани, Градицци,
  Бельского и других. Не имея возможности
снять эти огромные полотна, немцы из-
резали замечательные произведения ис-
кусства на куски. i
Страшную картину разрушения пред-
ставляет собой Большой вал — гениальное
творение Растрелли. Уничтожены уни-
кальные плафоны работы Торелли, Джор-
дано, Брюллова и других крупнейших
итальянских и русских мастеров; содран
и похищен старинный расписной китай-
ский шёлк ХУШ века co стен китайской
гостиной и спальни Александра Г и жел-
тый шёле с тканым рисунком лебедей и
фазанов русской ручной работы ХУШ ве-
ка, которым были обтянуты стены Малой
столовой; погибли наборные паркеты из
ценных пород дерева, выполненные по
рисункам архитектора Ринальди.
Разгромлена и разграблена изумитель-
ная по своей внутренней отделке дворцо-
вая церковь — одно из лучших произве-
дений Растрелли. Иконостае церкви раз-
бит, иконы вывезены, часть плафонов
срезана, а часть уничтожена, полы выло-

Разрушение Павловского

Батальоном 060б0го назначения Риб-
бентропа и командами штаба Розенберга
из Павловокого дворца вывезена в Гер-
манию ценнейшая дворцовая мебель, ‘со-=
зданная по эскизам Воронихина и круп-
нейших мастеров ХУШ века. Во дворце
снят паркет из дорогого дерева художе-
ственной ценности. Со стен сорваны ба-
рельефы, гобелены, стенные и потолочные
плафоны. Сняты даже все ручки и двер-
ные украшения из бронзы и дерева. Вар-
BapekH изуродованы Фрески  Гонзаго,

Немцы выпустили по дворцу 9.000 тяже-   представляющие громадную художествен-
лых артиллерийских снарядов. Вместе c  HY ценность, скульптуры Прокофьева,

яворцом уничтожен живописный Ангдий-
ский парк и все парковые павильоны.

316-й пехотный полк 212-й немецкой

мраморные вазы Жилле.

Большие разрушения произведены в
парке. Сожжен дотла Розовый павильон,
построенный Веронихиным. Or Oxor-

Огромный интерес представляли экспо-
наты сел Харьковщины. Вот павильон
Петровского района. До войны в этом
районе было 8.000 изб. Немцы дотла со-
жгли 4.000. Но уже отстроено около 2.200
новых изб. До войны здесь насчитыва-
лось 52 школы. Их немцы также не по-
щадили. Сейчас уже отстроены и нор-
мально работают 42 школы. Передовые
колхозы области превысили довоенные
посевные площади, собрали с них урожай
выше 1940 года.

На торжественном собрании по поводу
закрытия юбилейной выставки её лучшие

вого и синего стекла, которыми были по-
крыты стены <«Табакерки» и спальни Ека-
терины НП. :

При отступлении в январе 1944 года
немецкие захватчики подготовили полное
уничтожение того, что еще оставалось от
Екатерининского дворца и примыкающих
к нему зданий. С этой целью в нижнем
этаже сохранившейся части дворца, а
также под Камероновой галлереей было
заложено 11 больших авиабомб замед-
ленного действия весом от одной до трех
TOHH. участники — заводы, фабрики, колхозы,

Титлеровские бандиты разгромили в  МТС и передовые люди города и села —
Пушкине знаменитый Александровский были награждены почетными грамотами и
дворец, построенный в конце ХУШ века Ченными подарками.
знаменитым зодчим Джакомо Еваренги. Se

B ‚
центральная амфязеда защ, имевшая ог Почему в Туркмении
затягивают хлебосдачу

делку, выполненную Кваренги, были
использованы под казармы. Размещавитие-
В нынешнем году многие колхозы Турк-
мении тысячи пудов зерна сдали госу-

ся во Дворце немецкие команды разграби-
дарству авансом из запасов прошлых

ли все оборудование, мебель и другое

лворцовое убранство, хищнически выло-

мали все двери, вывезли металлические

украшения, вилоть до дверных ручек и   Лет. Организованно начаты были и заго-

замков, разбили мраморную отделку па-  ТОВЕИ хлеба нового урожая. Немало райо-
нов республики уже выполнили план за-
готовок. Досрочно выполнили обязатель-
ства перед родиной колхозы Керкинской

радных зал и подорвали правую часть
дворца.
Вся музейная мебель, сосредоточенная
в подвалах Екатерининского и Алексан-
овского дворцов, предметы  художе- :
Fae eee nee. их а а Однако за последнее время темпы за-
библиотек вывезены в Германию, готовок в республике понизились, особен-
Знаменитый плафон «Пир богов на  © В Ташаузекой, Марыйской и Ашхабад-

Олимпе» в Главном зале павильона Эрми-  СК0Й областях. Ни одна из этих областей
Tam снят и увезен в Германию. Разреза-   ПЯТИидневных задании не выполняет.

ны на части плафоны русских и итальян-  Чем об’ясняется такое положение?
ских мастеров в боковых галлереях и Прежде всего неправильным отношением
кабинетах. Старинные шлюпки, уникаль- К ‘хлебопоставкам некоторых областных
ные памятники истории русского флота,  и районных руководителей. Секретарь Ку-
немцы использовали для увеселительных   НЯ-Ургенчекого райкома партии, самого
прогулок по ‘прудам. Большинство этих   ОТбтающего в Ташаузокой области, т. Ро-
шлюпоЕ погибло. Знаменитая «Турецкая   ГоВ заявляет:

баня», отделанная внутри олонецким мра-  — Хлеб у нае есть. План мы как-ни-
мором с позолотой, взорвана. Сожжен Ту- будь выполним. Но вот с обработкой
рецкий киоск, построенный Еваренги в  хлопка плохо. Мы на нее сейчас нажи-
1771—81 годах. маем.

Большие разрушения произвели гитле-  Таким недальновидным руководителям,
ровцы в великолепных Пушкинских пар- очевидно, невдомёк, что сейчас наиболее
ках, тысячи вековых деревьев вырубле- благоприятное время для вывоза хлеба,
HBL. ибо с началом хлопкозаготовок положе-
ние с транспортом станет более напря-
женным.

Это обстоятельство прекрасно учтено
в Марыйском районе, где обработка
хлопка проходила в сочетании с убор-
вой и сдачей хлеба. Сейчас,  завер-
шив досрочно  хлебозаготовки,  злесь
успешно развертывают уборку хлопка,
выполнив уже 10 процентов годового
плана. °

Совершенно необ’яснимо отставание
Ашсхабадекой области ведущей зерновой
области республики. Уборка здесь закон-
чена, в основном завершен обмолот. А на
заготовительные пункты вывезено немно-
гим более половины причитающегося го-
сударству зерна.

Руководители Ашхабадекой области не
мобилизовали колхозников на быстрей-
шее завершение хлебосдачи, не обеснечи-
ли должного контроля и по существу пу-

и Красноводегой областей. Успешно идут
заготовки в Чарджоуской области.

дворца в городе Павловск

ничьего домика «Ирик», построенного в
ХУИ веке, остался лишь входной там-
бур. Уничтожен также Константиновский
дворец и примыкающие к нему служеб-
ные постройки. -

Отступая, фашистские захватчики. по-
дожгли Павловекий дворец. Большая
часть здания дворца совершенно выгоре-
ла. Купол,  венчавший центральную
часть, обрушился. Со стороны фасада
отнём уничтожены трельяжи нах колон-
надами галлерей с деревянной резьбой
ХУШ века, а также и библиотека К. Рос-
си. Деревянные части художественной
отделки дворца сгорели дотла во всех
этажах. Погибли живопись и лепка пла-
фонов, скульптурные панно, мраморные
камины и пилястры.

ного Россией с турками в 1774 году; Ор-  тажа академика И. А. Орбели, доктора ис. ХИВИЗии артиллерийским огнем уничтожил
ловские ворота — в ознаменование побед  кусствоведческих наук профессора М. В. так называемую «Собственную дачу
русских войск под командованием графа Доброклонского, профессора М. В. Фарма-  Александра И», построенную при Ни-
Григория Орлова. В Царскосельском адми-  ковского, кандидата архитектурных наук КОлае 1.

ралтействе была собрана исключительная В. И. Пилявского, секретаря комиссии В Старом Петродворце немцы уничто-
по своей исторической ценности коллек-  1. И. Буприяновой, а также на основании жили все церкви и в том числе Знамен-
„ция гребных и парусных судов; здесь же  личного расследования фактов разграбле- скую, в которой хранились военно-исто-
в адмиралтействе находился знаменитый   ния и разрушения памятников искусства рические реликвии эпохи Отечественной
Готториский глобус, сделанный по распо- и архитектуры, произведенного членами’ войны 1812 года. Разрушен храм-музей
ряжению герцога Готториекого в середи-  Чрезвычайной Государственной Комиссии Серафимовского монастыря с замечатель-
не ХУП века ив 1713 году подаренный   академиком А, Н. Толстым и Николаем ным иконостасом в стиле древнего северо-

стили дело на самотек. Всё это создало в
области благонриятную почву для нару-
шения постановлений партии и прави-
тельства. Например, секретарь Кизыл-
Арватского райкома партии Чаликов рас-
порядился в первую очередь засыпать сем-
фонды и уже потом сдавать хлеб rocyxap-
ству. Правда, это распоряжение было от-
менено обкомом, но много драгоцен-
ного времени было потеряно. В koa-
хозе имени Свердлова Ашхабадского
района из 18 тонн намолоченного хлеба

К ответу немецко-фашистских варваров!

Чрезвычайная Государственная Ко-
миссия установила, что разрушение па-
мятников искусства В етродворце,
Пушкине и Павловске произведено по
прямому указанию германского прави-
тельства и верховного военного командо-
вания офицерами и солдатами немецкой
армии под ‘руководством генерал-фельд-
маршалов: фон deeb, фон Кюхлер;
командующего 18-й армией  генерал-

нерал-майора Рихман, командира 316-го
пехотного полка 212-й пехотной дивизии
полковника Basin, командира 220-го
пехотного полка подполковника Гофман,
командира 9-го немецкого АПД генерал-
майора Эрдман, командира 17-го егер-
ского полка полковника Рюккес, коман-
дира 1-го батальона 17-го егерского

полка подполковника Оттенмайер, коман- сдано

Петру Первому. Огромный _ глобус, вну-  митрополитом Крутицким, установлено:

Немецкие громилы разграбили и разрушили памятники
искусства Петродворца
Ворвавшись в Петродворец 23 сентября русской работы Екатерининского, Алек-

1941 года, немецкие захватчики сразу же
приступили в грабежу ценностей хворцов-
музеев и вывозили имущество дворцов в
течение нескольких месяцев.

Из дворцов — Большого, Марли, Мон-
плезир и Боттеджа они разграбили и вы-

сандровского и Николаевского времени;
много редких сервизов фарфора ‘иностран-
ных и русских заводов ХУШ и ХХ веков.
Немецкие варвары содрали шёлк, гобеле-
ны и другие декоративные материалы, ук-
рашавшие стены дворцовых зал.

везли в Германию около 34.000 предме-
тов музейных экспонатов и среди них
4950 предметов уникальной мебели —
английской, итальянской, французской и

В ноябре 1941 года немцы сняли брон-
зовую скульитуру Самсона работы скульп-
тора Козловского и увезли ее. Житейн
Петродворца Е. С. Андреева и М. Р. Бара-

русского церковного зодчества.

Установлено, что немецкие захватчи-
ки преднамеренно, ¢ целью разрушения,
включали дворцы и нарки, имеющие ис-
торическое значение, в систему немец-
вой обороны. :

06 этом свидетельствует найденный в
одном из помещений Фермерского дворца

макет немецких укреплений Петродвор-
цового района. На макете показаны’ важ-

нейшние здания, зеленые массивы © их

планировкой, водные зеркала, протоки и
нанесены узлы сопротивления, минные
поля и другие фортификационные ©0ору-
жения немецких захватчиков. Макет

полковника Линдемана командующих
50 армейским корпусом генералов пехо-
ты, Клеефель и Вегенер, командиров 58-й
пехотной дивизии генерал-майора Аль-
прихтер и генерал-майора фон Граффен,
командира 10 авиаполевой дивизии ге-
нерал-майора Ведель, командира 1-й пе-
хотной дивизии  генерал-лейтенанта
Грязе, командира $ авиаполевого кор-
пуса ‘генерала зенитных войск Оден-
брехт; командира 291-й пехотной диви-
вин генерал-лейтенанта Герцог, коман-
дира 504-го пехотного полка 291-й пе-
хотной дивизии полковника Гиммлер,
командира 212-й пехотной дивизии ге-

Разрушенный немнами Екатерининский _ дворец.в-городе Пушкин,

государству 5 тонн, а 7 тонн
использованы на внутриколхозные нуж-
ды; в колхозе имени Буденного того же
района из намолоченных 53 тонн сдано
только 2. Факты оседания и разбазарива-
ния хлеба отмечены также в Каахкинском
и некоторых других районах.

Туркмения имеет все возможности
успешно заверпгить хлебозаготовки. При-
мер передовых областей — наглядное
тому доказательство. Намолоченного хле-
ба много, его надо быстрее вывезти и с
наибольшей полнотой использовать все
наличные транспортные средства.

Г. САВЕЛЬЕВ,
об. корр. «Известий».

дира 5-й горно-стрелковой дивизии ге-
нерал-лейтенанта Рингель; командующих
26-м артиллерийским корпусом генерала
артиллерии Водриг и генерала пехоты
Тайзер, командира 11-й пехотной диви-
зии генерал-лейтенанта Бурдах, коман-
дира полицейской дивизии СС генерал-
лейтенанта Врюгер, генерал-майора. Ван-
дель, командира 121-го артиллерийского
полка подполковника Рихтман, майора
фон Дивиц, нолковника Ваден, команди-
ров 250-й испанской дивизии генералов
Муниос Грандес и Инфантес.

За свои злодеяния все они должны

понести суровую apy. АШХАБАД.