fs
aa

7 ИЮЛЯ 1944 г., 152 (3513)

SSS a =
a = a te

ee

eS =
SS

Мысли бойца

(От военного корреспондента «Правды»)

SSS

На пороге маленькой, с развороченным
разрывом снаряда крыльпом хатки, еоло-
менная крыша и бревенчатые стены кото-
рой были покрыты темнозеленым пяющом,
CHICA запыленный, со скаткой через плечо,
белобрысый красноармеец Игнат Терехин
и торопливо ел из котелка молоко с тво-
рогом и житным хлебом. Трехлинейная
винтовка его, с аккуратно обвернутыми
трянкой затвором и магазинной коробкой,
стояла промех ног, расстегнутый ремень ©
патронташем и тесаком лежал на коленях.
Напротив Терехина сидел на корточках
хозяин хаты, в которой солдат нашел ко-
роткое, ноходное гостеприимство и немудре-
ное крестьянское угощенье. седоусый, лы-
сый старик, с удивительно чистыми, пыт-
ливыни серыми глазами.

— Поранита, аль захрорала железнипа-
т0? — спросил старик и указал нз BHH-
товку.

— Зачем же-—— обидчиво ответил Нг-
нат‚— ружье, Бак ружье. Оно заботли-
воть любит. От пыли и болотной сырости
оберегаю, вот и обвернул платком. Сырость-
то У вас в Полесье такая, что ржавчина
на губах выступает... .

Старик одобрительно покачал головой, о
чем-то подумал, потом вдруг оживился
и, посветлев лицом, заговорнл опать:

— Не охвачу я разумом своим одного,

шего стрелкового звания не нмею. Я раз-
ведчик, рядовой солдат, но науку свою знаю
и бью без промаха. А таких, как я— тыщи.
И нет на свете силы такой, которая смогла
бы сломить наше братство.

Разведчик Терехин коротко попрощалея
со стариком, козырнул нам, случайным сви-
хетелям его беседы, и пошел твердой по-
холкой По пыльной дороге ‘догонять свой
взвод. Вскоре ен скрылся с глаз, седой ста-
рик все еще продолжал смотреть Игнату
вслед.

— У меня тоже два сына на войне —
сказал он, обращаясь к нам, когда пыль с9-
всем скрыла невысокую фигуру Терехина, —
думаю — такие к вот орлы..:

Мой спутник, капитан Андрей Григорь-
ев, ехавший по назначению в батальон, на-
ступающий на Барановичеком направлении,
не мог удержать своего восторга, вызван-
ного всем услышанным.

— С такими солдатами, — заговорил он
с жаром,— никакой бой не страшен...

То, что мы услышали из уст разведчика
Игната Терехина, действительно, потрясало
своей непюдлельной   простотой и удиви-
тельной чистотой. восприятия. В ero cepi-
‘це, в его солдатеких думах созрел ответ,
почему Красная Армия почти два года
неустанно ведет свое нобелоноесное наступале-
ние, масштабы которого превзошли все, что

ПРАВДА

SS

В Белоруссии. Тяжёлые самоходные пушки Красной Армии движутся вперёд —

на запад.

Фото военного корреспондента «Правды» С. Короткова.

а © ЕЕ

На-днях в оперативной сводке Совин-
формбюро упоминалось селение Варлов-Лес.
Оно знакомо нам по 1941 году. Здесь од-
на наша дивизия нанесла финнам первый
по тем временам крупный контрудар, от-
бросив их на 13 километров.

И вот сульба снова привела меня в эту
дивизию. Сейчас она дерется на рубежах
западнее Петрозаводска, недалеко от свойх
бывших летних позиций 1941 года. Мы
натнали ее километрах в 20—30 от Вар-
лова-Деса. Многих старых бойцов теперь
уже нет в ее рядах. Одни сложили свои
головы в тяжелых боях первых месяцев
войны, другие ушли в иные части. А не-
которые заняли новые. высшие должности,
и их теперь нелегко узнать, как трудно
узнать и всю эту дивизию с ее небывало
возросшей техникой, с ее огромной боевой
МОЩЬЮ.

Начав от Свири, дивизия прорвала тря
мощные укрепленные полосы финнов, со-
стоявшие из бетонных дотов и надолбов,
бронеколнаков и дзотов, гранитных эскарпов
й минных полей. Сейчас она штурмует но-
вый рубеж, и мы слышим лязг танков и
самоходных пушек, вышедших сквозь лес-
ные чащи к исходным позициям. Сзади нас
громыхают тяжелые орухия. На командном
пункте авнациенный офицер вызывает са-
молеты — одну группу за другой. И над

ся на

{От военного корреспондента «Правды»)

сяцами. Особенность нашего карельского
наступления состоит в том, что такие ук-
репления финнов берутся после непродол-
жительной подготовки. На прорыв рубежа
Самбатукса наступающих понадобилея одич
день. Прорыв пояса Обжа—Сармяги потре-
бовал двух дней. Каким же образом это
стало возможным?

Очень хорошо ответил на этот вопрос

политработник майор Семенов, прошедиий
с одним полком ло 40 километров по боло-
там олонецких лесов, в обход мегрегских
укреплений. Он сказал:

—- Мы предложили финнам такой темн

боя, который они не в состоянии принять,
тем более
сах. Они не могут успеть за наших манев-
ром.

здесь, в непроходимых че-

Эту особенность нынешних боев хероню

понаямали, видимо, -и те артиллеристы, Ko-
торые на полном газу в’езжали с тяже-
лыми орудиями в деревню, только что очи-

щенную от протизника.

Главный удар наших войск обрушивает-
финнов там, где, по всем преж-
ним представлениям, немыслимо двигаться.
А в тех местах, где танкам и орудиям дей-
ствительно нельзя пройти, там идет. наша
пехота, которая в лесном бою гораздо силь-
нее. финской. Она лучше вооружена, у нее
больше автоматов, пулеметов и минометов,

служивый: отчего все это происходит?
Только радуетея мое сердце, и своя ж кри-
вая хата и та писаными хоромами кажет-
ся. Отчего силушка у нас такая— глянь, как
немчугу-то гоните. Вижу, что танков, ко-
нечно, стало у нае много. Это верно. Орудья
наши любо-дорого смотреть. Это тоже беру
в расчет. Снаряжение и амуниння иригна-
ны точкз в точку. Это дело тоже не по-
слелнее, сам солдатом был, знаю. Только
вель, служивый, и у немца еще не-выве-
лись танки-то и пушек еще немало. А
вее ж дают хрицы задний ход — да и
только...

Терехин кончил есть, вытер рукой лоб
и, свертывая цыгарку, с усмешкой посмо-
трел на лела, но ответил ему не сразу:
Нахмуряв свои жидкие брови, Игнат долге
сосредоточенно тянул густой махорчный
дым; а потом сказал:

— Политграмота, папаша, тут простая.
Слов тратить не надо—танки наши н пуш-
ки, да и все остальное снаряжение отлич-
ное. Божество, а не оружие. Работают в
бою так, что у немцев зенки на лоб лезут:
Геройекий тыл наш шлет в армию все,
начиная от пуговицы к штанам или в руба-
хе ло самых наилучших танков. Но притча,
папаша, не только в этом. Видал, как сол-
даты наши вперед идут? На крыльях словно.
Я сам сегодня полсотни верст отмахал,
завтракал где-то за Слуцком, а  ужинаю
вот здееь. Ноги. зак колокол, гудят,
а итти дальше хочется. А почему так? Да
потому, что соллат наш боевым духом немца
перевысил. Вот он-то и тянет солдатскую
душу внеред.

Брестьянин билел молча, жадно схваты-
вая каждое слово Терехина, и видно было,
_что он было рад этому разговору. Игнат
Локурил папироеку, подноясал ремень, по-
правил патронташ и тесак на боку и В
должал:

_ — Идея у нас есть. Каждый боец за
свое кровное счастье дерется. бровь свою
GH за то проливает, чтобы земля наша
русская. советская вольной была, чтобы в
поле счастливо хозянновал пахарь, а на
заводе — рабочий, чтобы власть наша
народная жила и немецкая погань не си-
дела на нашей шее.

А народ у наб золотой, трудящийся, с
понятии. Взять. & примеру, мою роту.

подковать могут, столяры-краснодеревщи-
KW дерево и то заставят улыбаться, знат-
ные кубанские трактористы, садоводы из
знаменитой Болхиды, хлопкорэбы, овце-
волы из Казахстана, московские каменщи-
ки, уральские литейщики. Я сам — кол-
хозный пчеловод по профессии. С Алтая
родом. Вроже как нчелиный директор. Не-
навижу я немцев и бью их смертным боем.

Терехин приподнял винтовку и постучал
пальнем по испешренному нзсечками ложу.

— Вот смотри, папаша, сколько я на-

лцелкал. Каждому немцу — по насечке.

Кузнены есть. ла такие. что блоху и ту

было известно в истории войн.

Каждый человек совершает свой подвиг

по-своему, чувствует и мыслит при этом
каждый по-своему. Но есть что-то общее
и в подвигах, и в мыслях наших людей, тво-
рящих войну.— это вера в правоту своего
дела, вера в собственную силу и свое ло-
стоинетво, в силу своего боевого товарише-
ства. Это и движет людьми при совершении
подвига.

+ *% *

Голос Родины

Голос родины нежен, как небо родное,

Антанас ВЕНЦЛОВА

чем у финнов, и наши пехотинцы сража-

задымаенным лесом непрерывно рокочут
ются с исключительной отвагой и уменьем.

«ИТы», «Петлякозы», «Яковлевы». У ди-

Не могу жить без Немана, Балтики

Он родился в журчаньи прохладной

реки
И звенит в моём сердце, как эхо лесное,
И поёт, как поют тростники.

В этой песне весна зажигает деревья,
Как зелёные свечи, горят тополя,

И рябина, и вишня в весеннем нагреве,
И сады, и родные поля.

Вижу мокрую землю и тёмные чащи,

Спустя два дня мы были в батальоне ка-

питана Андрея Григорьева. Штаб батальо-

на расположился в густом сосновом лесу,
невдалеке от деревушки, за которую с утра
шел бой. Гулкое лесное эхо доносило сюда
Ерупную дробь пулеметов. стрекотание ав-
томатов, короткие винтовочные выстрелы.
Откуда-то из-за леса со свистом проноси-
лись в сторону деревушки снарялы. Вапи-
тан Григорьев улучил свободную минутку,
чтобы поговорить в нами. Оказывает-
ся, разведчик Терехин служил в ше-
стой роте, как раз того самого батальона,
комантиром которого был назначен капитан.
Вчера Терехин вместе с Дубковым ушли в
разведку и должны скоро вернуться © до-
бычей...

Вечером в палатке командира батальона
мы застали Игната Терехина- и Григория
Дубкова. Они только что вернулись с раз-
велки и локладывалия капитану о резуль-
татах, хотя результаты были очевидны и
Tak для всех: рядом с палаткой, под тол-
стой сосной, стоял, переминаясь с ноги на
ногу. шеголеватый обер-лейтенант, а рядом
с ним силел на земле грязный, в рваном,
сильно измятом мундире унтер.

— Ну, Игнат, спасибо за добрую рабо-
ту— говорил Григорьев.—Отличных «язы-
ков» схватил. Ну, а как дело-то было?..

— Очень просто, товарищ. капитан, —
ответил Терехин.— К рассвету я и Дубков
ползком пробрались к немецкому блинлажу.
Подползли, видим часовой стоит, . унтер,
что-то на нороге лелает, еще кто-то в блин-
Jame возится. Сняли часового, швырнули
гранаты в блиндаж. Оттуда выскочило трое.
Двух я прикладом насмерть оглушил, а на
одного верхом сел...

—- За совершённый подвиг я предетав-
лю вас, товариш Терехин, и вас, товарищ
Дубков, Е награде, — произнее Григорьев с
волнением и, подойдя к разведчикам, крен-
во поцеловал их поочерелно в губы.

— Ну, какой это подвиг, товаринг ка-
питан, это обычное дело — смущенно го-
ворил Игнат, поглаживая свою, все так же
аккуратно обвязанную платочком винтов-
ку. на ложе которой появились две новых
насечки.

— А 910 же 9T0 — идея? — смеясь
спросил комбат у Терехина, и, по-зруже-
ски потрепав его. по плечу, приказал итти
отдыхать. Терехин, как тогла у хатки ста-
рика, слегка усмехнулся и пошел спать.

Я. МАКАРЕНКО.

Действующая армия, 6 июля. (По те-

А веего их тридцать. Я не снайпер, выс- ! леграфу)-

Мурманские железнодорожники

С великой радостью встретили мурман-
екне железнодорожники весть о том, что. их
родная магистраль полностью освобождена
от немецко-финских захватчиков. Даже бур-
ная и мрачная Тулома, круто огибающая
железнодорожную насыпь, заделанные фа-
нерой окна станционных зданий, рябые от
осколков стены — всё это выглядит как-то
по-иному — празднично.

С первых дней войны эта важнейшая же-
лезная дорога страны является фронтовой:
Враг перерезал стальную магистраль. Фа-
шистские самолеты часто «висели» над
станциями, над портом, над путями Мур-
манского железнодорожного узла.

Но у причалов в порту разгружались
морские караваны, а к станция Мурманск
полтягивалиеь длинные груженые составы.
Й поезда уходили отсюда, из заполярного
нентра, в глубь страны через Имандру, Кач-
далакшу, Кемь. сворачивая там с одной
магистрали на другую. 2

Этого никогла не забыть: в черном лыму
и багровом пламени разрывались на мур-
манских улицах фугаски, сброшенные с вра-
еских самолетов. Но Фригадам поездов
тавали маршруты и отправление, открывал-
ся семафор, переводились стрелки, и мощные
электровозы плавно брали. е места раетя-
нувшутюся цепь вагонов. Ироводив поезда,
Иван Макарчук — дежурный по станцая,
не раз во время налетов вражеской авиации
отправлявший составы, неторопливо уходил
с платформы в помешение. Так спокойно и
уверенно работали сотни железнодорожни-
КОВ.

В сурозой прифронтовой обстановке Мур-
манска выковывались за годы войны кадры
железнодорожного узла. Их вели за собэй
старые кадровикя. Bee они — молодые и
зрелые, коммуниеты, комсомольцы, непар-

`тийные большевики до щенетильности тре-
бовательны к себе.

Вот стоит на своем посту юная стрелоч-
Пипа Анясья Яадонова. Случалось ей по

суткам оставаться здесь без смены. Трудно
ей было? Нелегко! Но она обеспечивала
своевременное передвижение маневровых
паровозов и в Точности выполняла раепоря-
жения маневрового диспетчера.

Вот идет вдоль бесконечной череды ваго-
нов составитель Грушин, Илет и не может
скрыть улыбки торжества. Ему удалось се-
годня сэкономить при формировании соста-
ва целых 20 минут! Мелочь? 0. нет! Из
45 минут. положенных Ha Формирование,
теперь уходит только 25 минут.

Вот вышли из депо электровозы коммуня-
стов машинистов Евгения Пречистенского и
Леонила Малькова. 0бе машины работают
бесперебойно, безаварийно, перевыпалняют
нормы технической скорости. У машиниста
Малькова вея бригада — коммунисты.

В фаланге передовых на узле — и брига-
да коммуниста мастера пункта технического
осмотра Леонтия Шербина, выпускавшая
сверх заланяя за смену. из безотцепочного
резюнта 21 вагон: и слегарь Хамилулин,
выполняющий залания не менее чем Ha
200. процентов; и кузнец подсобного цеха
Алексей Сусленков. который за каждую
смену выдаёт вдвое больше рессор против
нормы.

Все их усилия направлены к тому. что-
бы от’станции отправления составы ухоли-
ли без недоделок. чтобы не было поломок,
чтобы не случалось отцепок и не наруша-
лись правила технической эксплоатации.
Й главное, —чтобы не прерывался конвейер
разгрузки трюмов и погрузки вагонов в пор-
ту, чтобы товарные вагоны не застаива-
лись ни на станции, ни у причалов.

«Пароход должен плавать, а He стоять.
Вагон—не склад, он должен не стоять, а
двигаться», — так говорят в Мурманске.

Отныне поезда из Советского Заполярья
вновь пойдут нрямым путём: Мурманск—
ИНетрозаводск—Ленинград.

Л. МИТНИЦКИЙ.
(Спец. корр. «Правды»).
г. Мурманск.

Маки в алых косынках дрожат на лугу,

И прибрежный песок, золотой и
блестящий, —

Жить без них не могу, не могу.

Ковель

Город Ковель — это один из важнейших   мог притти в себя.
узлов немецкой обороны на Брестском на- ! «Тигры» и «Фердинанды»,— они были по-
правлении. Те усилия, которые прилагали! хоронены на орловских и курских полях.
немцы, чтобы удержать этот город, лучне Год спустя —в июле 1944 года — наши
всего свидетельствуют о его значении. Еще   войска уже бьют ‘немцев`на линии Барано-
весной 1944 года немцы собрали у В№- вичи — Бовель.

веля много сил —— танковых, пехотных,

авиационных. За последние месяцы город‘ были перемолоты отборные танковые и пе-
этот был ареной ожесточенных боев. Не-! хотные дивизии немцев. Гитлеровцы полбра-
  мецкий генерал Гилле (тот самый, который сывали сюда все новые и новые силы. Но и
бежал из Корсунь-Шевченковского котла, это не помогло.
бросив на произвол судьбы свои войска)   Белорусского фронта сломили сопротивление
утверждал, что в Ковеле лежат ключи к   врага и сегодня овладели городом Ковель.

Внеле. Теперь наши войска овладели горо-
дом Ковель. -

Год назад в эти июльские лни немцы
предприняли свое последнее наступление на
Курской дуге. Тогда врагу был нанесен

грандиозный удар, от которого он так и не! 6 июля. (По телеграфу).

_ЛТероическая дочь

После освобождения городов и сёл Варе-
ло-Финской ССР раскрываются новые факты
чудовищных злодеяний финских разбойня-
ков и героической стойкости советских лю-
дей, временно попавших в фашистскую не-
волю. : ;

2 февраля 1943 года ‘после трехмесяч-
ных жестоких пыток в оккупированном
тороде Олонце была убита комсомолка Ана-
стасия Михайловна Звездина. Палачи перед
казнью раздели ее догола, вывели на мо-
93 и после лолгих истязаний расстреляли
и бросили в яму.

Комсомолка Звездина вела подпольную
работу. Схваченная маннергеймовцами, она
стойко претерпела неслыханные мучения и
издевательства, но не покорилась врагу. Па-
лачи не добились от нее ни слова призна-
ния. Сейчас ее имя с гордостью произносят
молодежь и все жители Олонца, освобожден-
ного от. финских извергов.

Настя Звездина выросла на глазах олон-
чан. Она была лучшей ученицей средней
школы, активной комсомолкой, мастером
лыжного и стрелкового спорта, страстной
любительницей литературы и музыки. Перед
войной она работала в местной районной
газете. В первые дни войны Настя Звездина
организовала добровольную санитарную
дружину, ночи напролет работала в госни-
тале.

Обрашение Совнаркома и Президиума Верховного Совета БОСР
й ЦК КПСб)Б к белорусскому народу

МИНСК, 5 июля. СТАСО). В связи с oc-
вобождением OT немецко-фапиютских за-
хватчиков столицы Белоруссии — Минска
и крупнейших промышленных центров рес-
публики опубликовано обращение к 6ело-
русскому народу. Этот документ подписали
председатель Совета Народных Комиссаров
Белорусской ССР П. Пономаренко, председа-
тель Президиума Верховного Совета Бело-
русской ССР Н. Натлалевич и секретарь
Центрального Комитета Коммунистической
Партии (большевиков) Белоруссии Ц. Вали-
Нин.

— Воины Первого, Второго и Третьего
Белорусских и Первого Прибалтийского
фронтов, — говорится в обращении, — ocBo-
болили десятки городов и тысячи белорус-
ских сёл. Родине возвращены крупнейшие
центры Белоруссии — Витебск, Могилев,
Орша, Бобруйск, Жлобин, Борисов, Слуцк,
Вилейка. Советехое знамя свободы реет над
столицей Советской Белоруссии Минском.
С величайшей радостью и любовью встре-
чают трулящиеся Советской Белоруссия
свою освоболительницу — Красную Армию.

Вечно будет жить в сердцах белорусско-
то народа беспредельная благодарность Be-
ликому русскому народу, всем братских
народам Советского Союза, любимому вождю
и учителю товарищу Сталину и руководи-
мой им Красной Армии.

Смерть и.разрушение принесли немцы на
белорусскую землю: Гитлерогцы превратили
в рунны и пепелиша города и сёла Совет-
ской Белоруссии. Немецкие варвары стави-
ли своей целью уничтожить всё, что было
создано трудом нашего Народа за годы Со-
ветской власти. Всему миру известны чудо-
вишные злодеяния, которые творились фа-
шистскими людоедами на многострадальной
белорусской земле. Они тысячами сжигали
людей. живыми зарывали в землю, топили
в реках, умершвляли в «душегубках», мо-
или голодной смертью в концентрационных

Без крылатых судов и бродяг-журавлей,
И влечёт меня-родина дивною силой,

И не в силах сдержать нетеопенья

Жду с волненьем уже недалекого дня,

Встретит полное счастье меня.

BUSHH — запасе боевой моши, рассчитан-
ный на новые сотни кялометров наступле-
НИЯ.

Пока мы наблюдали с высотки за полем
боя, к переднему краю всё шли и шли
орудия на гусеничной тяге. Они тут же,
не уходя далеко от дороги, выбирали пло-
щалки и включались в общий громовый
хор артиллерии. Из лесной чащн, с неви-
дхимых позиций, выбрасывали свои огнен-
ные вихри батареи гвардейских миноме-
тов.

Мы видели, как вспыхивают сосны на
«той стороне», как нах лесом потнимаются
тучи дыма и пыли, как на тыловых доро-
тах финнов ложатся наши тяжелые снаря-
ды. Впереди — кажущаяся пустынной де-
ревня. Но из ее домов. обложенных почти
доверху камнями, строчат финские пуле-
метчики. Наши танки идут в обход. н че-
рез несколько минут вся эта деревня с 2-
махи-крепостями, с каменными баррика-
лами и бревенчатыми блиндажами перехо-
дит в наши руки. Уцелевшие солдаты вра-
кеского гарнизона отступают на новый ру-
беж. Не успели мы сойти © высотки на
главную дорогу, как целая лавина наших
танков, орудий и автомашин уже входила
в очищенную деревню. и начальник mirada
хивизии приказывал своему штабному хо-
зайству сняться и выдвинуться вперед.

Наши войска в Карелии воюют нынче
всей силой опыта. накопившегося за три
года борьбы на этой суровой земле, где
сама природа воздвигла тысячи препятет-
вий. Финны два с половиной года строили
свои укрепления. Их промежуточные рубежи
тоже сооружалясь исподволь, долгими Me-

милой,

Не могу жить без светлых полей.

святого,

Он всё ближе и ближе, и в Вильнюсе
снова

Перевела с литовского
Сусанна МАР.

Рухнула належла на

_В течение длительного времени у Ковеля

Доблестные войска 1-го

Город еще охвачен огнем, и сквозь дым
пожаринт нанти части прололжалот пресле-
дование врага — в западу от Жовеля.

О. КУРГАНОВ.

1-й Белорусский фронт,

советскою парода

— Мы скоро вернемся, — говорила она,
когда наши части под напором противника
отступали от Олонца.

И она вернулась в свой ротной город еще
ло освобождения его, ло прихода Красной
Армии. Отважная комсомолка вела боль-
шую подпольную работу в тылу врага. 0
том, как эффективна была эта работа, можно
было судить по тому озлоблению, е каким
обрушились на молодую девушку фашисты.
Местные жители сквозь проволочную огра-
Ду, за которой томились заключенные, виде-
ли Настю Звезлину. Ее тело носило следы
страшных побоев. Она нс мотла ходить. Но,
несмотря ни на что, ее дух оставалея нено-
колебимо стойким. Когда Настю стали рас-
стреливаль, она, собрав последние силы,
крикнула: i

— Вы можете убить меня, но всех нас
не убьете. Наши придут! Да здравствует
Сталин! Е

И наши пришли. Олонен освобожден. 0с-
вобождены многие другие города и сёла Ка-
рело-Финской республики. В Олонце восста-
навливается жизнь. Долго будут помнить
трудящиеся героический подвиг девушки-
комсомолки Насти Звездиной.

М. ПОКРОВСКИЙ.

Действующая армия, 6 июля. (По теле-
графу).

На-днях в Колонном зале Дома союзов
состоялась публичная лекция проф.
М. Т. Мовчука на тему «Основные черты
русской классической философии». органи-
зованная Лекционным бюро при_ Комитете
по-делам высшей школы при СНК СССР.

Касаясь серьезных недостатков и ошибок
в освещении немецкой илеалистической фя-
лософии, допущенных в Ш томе «Историн
философии», проф. ШМовчук говорит, что
русские мыслители ещё свыше ста лет на-
зал поняли ограниченвость немецкой. идеа-
листической философии. Они показали, что
гегелевская диалектика вовсе не является
всеоб емлющим научным методом познания
мира. Русские философы не только под:
вергли критике реакционные идеи немецкой
идеалистической философии, но и начали
создавать свою прогрессивную философ-
скую систему. Великие сыны русского на-
рода — Герцен, Белинский, Чернышевский
и Добролюбов — были выдающимися пред-
ставителями русской классической филосо-
duu XIX Beka.

— Pyccxas unocopus,—rosopuT meKTop,—
играла весьма важную роль в жизни рус-
ского государства, в развитии патриотиче-
ского сознакия народов нашей Родины, в
идейном обосновании освободительного дви-
жения в России. Русские мыслители стре-
мились поставить философию на службу
народным массам, полнимающимся на рево-
люционную борьбу. Русская классическая
философия по праву гордится своими со-
лидными материалистнческими традициями.
Россия, явившаяся родиной ленинизма, обя-
зана русской классической философии. тем,
что эта философия расчистила почву для
восприятия идей марксизма в‘русском рево-
люционном движении и тем самым способ-
ствовала победе марксизма в России.

Русская философская’ мысль, — говорит
лектор,— существует уже более 500 лет.
Она зародилась в ХУ—ХУП веках, в пе-
риод утверждения русского многонацио-
нального государства. Великий Jlomorocos
поставил русскую философскую мысль на
научную почву, он явился родоначальником
русской материалистической философии как
науки.

Одной из характерных черт русской про-

грессивной философской мысли ХУПЕ и
ХГХ веков является то, что она в основе
своей — философия воинствующего материа-
лизма. ;
‚ Проф. Иовчук подробно говорит о диа-
лектических взглядах Герцена, .Белинско-
го, Чернышевского, Добролюбова, подчер-
кивая отличие диалектического метода рус-
ских философов от диалектического метода
Гегеля. Классики русской философии дока-
зывали, что философия немецкого идеализ-
ма принадлежит прошлому, что необходимо
создание новой.логики, новой философской
теории, которая была бы основана на по-
знании реальной действительности.

Если Гегель полагал, что творцом всего
существующего является абсолютная идея,
порождающая из себя природу и общество,
а свою диалектику рассматривал как опре-
деление различных сторон в развитии абсо-
лютной идеи, то классики русской филосо-
фии понимали диалектику как отражение за-
ксномерностей развития природы и обще-
ства. i

Немецкая ‘идеалистическая философия
ограничивала свой диаЛэктический метол,
сводя разрешение противоречий к их при-
мирению, слиянию. Она считала, что разви-
тию будет положен кокец, когда общест:
венное устройство достигнет такой ступе-
ни, на которой находилась тогдашняя
Пруссия. Классики русской ‘философии
утверждали, что развитие не может остано-
виться; проходя через отрицание и борьбу,
оно будет безграничным, беспредельным.

лагерях, отравляли ядами, заражали тифом
и другими болезнями. Многие десятки тыеяч
советских граждан угнаны на немецкую ка-
Topry.

Никогда белорусский народ не забудет и
не проетит немецким захватчикам этих кро-
вавых злодеяний. За все ответят гитае-
ровцы! ;

„С беспримерным мужеством поднялся бе-
лорусекий народ на самоотверженную борь-
бу. на защиту своей свободы; независимо-
сти своей Родины. И

Огромную помошь наступающим войскам
Красной Армин оказывали и оказывают бе-
лорусские партизаны и партизанки. Царти-
занское движение в Белоруссии стало все-
народным. От края до края, по поизыву
товарища Сталина, под руководством Ком-
мунистической партия (большевиков) Бело-
русбии, с первых дней Отечественной вой-
ны поднялся с оружием в руках белорусский
народ против ненавистных немецко-фалиет-
ских захватчиков. :

освобождённых областях трудящиеся
Советской Белоруссии с исключительным
под 6мом взялись за восстановление нарол-
вого хозяйства и культурных учреждений,
разорённых немецкими оккупантами.

Совет Народных Комиссаров и Президиум
Верховного Совета Белорусской ССР и Цен-
тральный Комитет Коммунистической Пар-
тии (большевиков) Белоруссии в своём 05-
ращении призывают белорусский народ в
дни решающих битв мобилизовать все свои
вилы на усиление помощи фронту, быетрей-
шее восстановление фабрик и заводов, кол-
хозов. совхозов и МТС, жилых зданий,
школ, больниц.

Обращение заканчивается здравицей в
честь великого Советского Союза и Совет-
ской Белоруссии, в честь доблестной Ёрас-
ной Армии, славных партизан и партиза-
нок. в честь великого вождя советского на-
рода товарища Сталина.

Вот, например, красноармеец Беляев из
роты капитана Догинова. Его ранило во
время атаки возле финского прозолочного
заграждения. Беляев наскоро перевязал ра-
ну, поднялся из-за укрытия с лопатой в
руке, перерубил проволоку и прыгнул в
финский лдзот. Он убил трех финнов. за-
хватил пулемет и только тогда отправился
ва медпункт. -

Ефрейтор Баранникоз вышел со’ своим
пулеметом на дорогу, по которой отетупа-
ли финны. Согнав их в лес, он поддержал
огнем свой взвод и дал ему возможность .
перехватить пути отступления противника.

От нашей доблестной пехоты не отстают
в храбрости и боевом мастерстве другие ро-
15 войск. Так, артиллеристы капитана
Осипова прямой наводкой били по финским
угреплениям, на руках перетаскивая ору-
qua через болота, к флангам  взажеских
позиций. Танковая рота капитана Болотинъ
за пять дней с боями прошла по безло-
пожью более 100 километров. Танкисты
форсироваля четыре реки, на болотах они
сами валили деревья и строили гати. И
удары наших танков обрушивались на про-
тивника там. гле он меньше всего ожидал.

Мы возвращаемся к тем местам, где летом
1941 гола теенили нас заносчивые и наглые
финны. Три года терзали они нашу землю,
мучили оставшихся мирных жителей, опу-
тав всю Карелию проволокой концентра-
ционных лагерей.

Теперь пришел час расплаты.

М. ШУР.

Карельский фронт, 6 июля.

(По телеграфу).

Основные черты русской
классической философии ХТХ века
На лекции профессора М: Т. Иовчука

Диалектика классиков русской филосо-
фии, освобождавшаяся от ограниченности
и непоследовательности, присущей немец-
ким. идеалистам, не смогла, однако. стать
подлинно научной диалектикой. Хотя у
Белинского, Герцена, Чернышевского,  Доб-
ролюбова имеются серьезные зачатки’ ма-
териалистического понимання истории, их
материализм еще не является материализ-
мом историческим.

Подлинно научную лналектику, науку о
наиболее общих законах развития приролы,
общества и человеческого мышления, соз-
дали Маркс/и Энгельс, развили дальше
Ленин и Сталин. Русские философы, не имея
возможности обобщить открытий современ-
нсга им естествознания (многие из них He
были им известны), живя в отсталой -эко-
номически, крепостной России, где еще He
было рабочего класса и прочных связей с
западноевропейским революционным  дви-
жением, не могли ‘завершить начатое ими
дело и стать на позиции диалектического
материализма и научного социализма.

Но материализм классической русской
философии выходит за пределы домарксов-
ского метафизического материализма.

Русские философы Белинский, Герцен,
Чернышевский, Добролюбов стремились
применить свой диалектический метод к
общественной жизки. Они утверждали, что
именно народные массы являются дзвижу-
щей силой в истории, в развитии общества.
Они призывали русское общество поднять
в народе. чувство собственного достоинст-
за, звали: народные массы к революцион-
ному переустройству жизни.

Герцен и Беликский, Чернышевский и
Добролюбов были подлинными патриотами
своей Родины. Они верили в силу русско-
го народа, в его великую историческую
миссию и вместе с тем указывали, что на-
циональные интересы русского народа от-
зюль не противоречат интересам всего че-
ловечества.

Русская классическая философия— про-
должает проф. Иовчук, — имеет всемирно-
историческое значение. Классики русской
философии, борясь против угнетения и про-
извола, способствовали расшатыванию ус-
тоев царской монархии, пропагандировали
самые передовые, прогрессивные идеи, вдох-
новлявшие русскую классическую литера-
туру, которая в свою очередь оказала и
оказывает огромное влияние на ‘многих
западноевропейских мыслителей и писате-
лей-гуманистов. :

В заключение проф. Иовчук говорит:

— Сейчас, когда впервые в истории 3
нашей стране построен социализм, когда
наша Родина показала всему миру образцы
победоносной борьбы против злейшего вра-
га человечества—германского фашизма, ког-
да в Отечественьой войне наш народ явил
всему миру могущество и величие своего
духа, мы, советские люди, гордимся на-
шим великим культурным наследством и
знаем, что как в ходе войны, так и после
нее культура нашего народа и одна из её
ценнейших жемчужин — русская классиче-
ская философия будут привлекать к себе
веё большее внимание и интерес всего ци-
вилизованного мира.

Теперь мы можем с ещё болыним осЕо-
ванием вспомнить пророческие слова Бе-
линского, который сказал сто лет назад:
«..Завидуем внукам и правнукам нашим, ко-
торым суждено видеть Россию в 1940-м го-
ду — стоящую во главе образованного мира,
дающею законы и науке и искусству, и при-
нимающею благоговейную дань уважения
от всего просвещённого. человечества».

Лекция проф. М. Т. Иовчука вызвала
а интерес у многочисленных слуша-
телей. ==